Как праздновать Успение Пресвятой Богородицы?
28 августа все православные верующие отметят последний крупный праздник церковного года – Успение Пресвятой Богородицы. А 14 сентября по православному календарю начнется Новолетие и новый круг церковных памятных дат.
Почему это праздник?Успение – это кончина, окончание земного пути Пресвятой Богородицы. Главное противоречие возникает, когда задаешься вопросом, как кончина человеческой жизни может быть праздником. Тем не менее в православной традиции это так. Ведь для верующего человека конец земного пути – это начало новой вечной жизни. Только вот глубоко и искренне поверить в это трудно.
«Праздник Успения дает нам право надеяться, что и мы способны войти в вечную жизнь, – сказал корреспонденту Mir24.tv священник Георгий Кочетков. – Ведь когда мы думаем о воскресении самого Христа, в нас нередко остается недоверие: а мы-то, грешные, как? Действительно, Христос умер и воскрес. Но что еще могло ожидать его, умирающего на кресте? Когда же мы празднуем Успение Божьей Матери, то мы знаем, что она такая же, как и мы, и если она чадо Божье, то и мы – чада Божьи. И если она принимается в вечную жизнь, то это может напрямую относиться и к каждому из нас».
Как правильно отмечать?Праздник Успения Пресвятой Богородицы был на Руси одним из самых долгожданных. Православные христиане готовятся к нему в течение Успенского поста, который хоть и короткий – всего две недели – но очень строгий. Это время молитв, размышлений о своей жизни, время обращения к Богу. Период воздержания от страстей, смирения и взращивания в себе добродетелей.
«Для христианина вся его жизнь связана с духовным трудом, – говорит руководитель Богословского колледжа при СФИ Людмила Комиссарова. – Он всегда готовится, если можно так сказать, встретить Царство Небесное и прикоснуться к нему уже здесь, на земле. Каждый, конечно, в свою меру. Но пост – особое время. Это время, когда человек концентрирует свои духовные усилия. К сожалению, не получается так жить каждый день. Кто так живёт, тому специальные посты, наверное, и не нужны. Но это бывает редко. Поэтому необходим пост, когда человек больше молится, больше читает духовной литературы, больше размышляет о жизни и делает больше реальных усилий, чтобы совершенствоваться самому и помогать в этом другим людям».
Как окончилась земная жизнь БогоматериНакануне праздника в храмах совершается всенощное бдение. Но самое главное, что нужно сделать накануне Успения – это всмотреться и вслушаться в себя, понять, что нам не дает быть достойными Царствия Небесного, что отягощает душу, что не пускает в жизнь вечную нас самих. А в день Успения положено быть на утренней праздничной литургии, которая завершается причастием всех, кто готовился к нему, постился и исповедовался, говорит Комиссарова.
Царица Небесная прожила жизнь, которая была, по сути, подвигом длиною в жизнь. «Мы знаем, что она осознанно пошла на это. И дала свое согласие стать матерью Сына Божьего, зная, что ее ребенка ждет мученическая смерть на кресте. Знать это и растить единственного сына для крестного подвига – что может быть больнее? Но она смиренно приняла эту долю. Весь Ее жизненный путь – это путь исполнения воли Божьей. Это путь принятия всего, что пошлет ей Господь. «Я раба Господня» – это ее главное служение», – рассказывает Комиссарова.
В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Но сохранились различные церковные предания, в том числе «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы». Известно, что после вознесения Иисуса Христа на небеса, она жила в доме апостола Иоанна Богослова еще более 10 лет (по другим источникам 22 года). Тот заботился о ней, как родной сын. Но и сама она была опорой для всех апостолов, которые приходили к ней и беседовали с нею. В самом конце жизни к Пресвятой Богородице явился архангел Гавриил и предупредил ее о скором окончании земной жизни. Но и тут она не дрогнула, а, наоборот, с радостью поделилась этой новостью с апостолом Иоанном и стала готовиться.
Архангел Гавриил приносит Деве Марии весть о предстоящей кончине (Дуччо, Маэста, деталь. 1308—1311)
«Интересно, что апостолы, которые проповедовали слово Божье по всем странам, и, конечно, не могли знать о ее скорой кончине, чудесным образом одновременно вернулись в Иерусалим и сошлись все вместе, чтобы проводить Богородицу. Перед смертью она утешала апостолов и обещала не оставлять их и после своей смерти, всегда молиться о них. Она ушла легко, словно бы уснув (отсюда и Успение), под молитвы апостолов. В момент кончины ее комната озарилась светом и сам Иисус, окруженный ангелами, явился и принял ее душу. Это момент изображен на всех иконах «Успение», – говорит Комиссарова.
Главная защитница земли Русской
«Успение – самый поздний из больших церковных праздников. Прошли века, прежде чем он был установлен, половина тысячелетия жизни Церкви. Христиане долго всматривались в путь Божьей Матери и увидели в нем некую духовную норму, высшую планку, до которой должен дотягиваться на земле каждый верный. Причем поразительно, что эту планку устанавливает на земле женщина – Дева Мария. Именно ее прославляет Церковь как «достойнейшую херувимов и несравненно славнейшую серафимов», имея в виду ее путь, ее жизнь, но еще больше – ее Успение. Этот праздник призван давать нам надежду», – говорит священник Георгий Кочетков.
Фото: ТАСС / Шамуков Руслан
«И еще одно нужно помнить в день Успения. Царица Небесная всегда считалась на Руси главной защитницей земли Русской. Все православные христиане просят Божью Матерь быть молитвенницей за них. Торжества по случаю праздника Успения длятся еще восемь дней после праздника, давая верующим возможность порадоваться, что у каждого из них есть заступница перед Богом. И об этой помощи стоит помнить всегда и смело обращаться к заступнице с молитвами», – говорит Георгий Кочетков.
Успение Пресвятой Богородицы 2022 — что нельзя делать, приметы
Какой сегодня праздник (Getty Images)
Автор: Styler
Успение Пресвятой Богородицы отмечается каждый год в конце лета в один и тот же день – 28 августа.
Что можно делать, а что нет в этот праздник, у кого именины — читайте в материале Styler.
Согласно святому Писанию, о скорой кончине Деву Марию, которая вернулась в Иерусалим из Эфеса, чтобы быть ближе к месту, где нашел покой Иисус Христос, оповестил архангел Гавриил. Она успела сделать лишь некоторые приготовления и умерла.
На похороны собралось много народу, были здесь и все апостолы, кроме Фомы. Поскольку он не успел попрощаться с Богоматерью, то ему разрешили открыть гроб и поклониться святым мощам. Но Фома увидел там лишь плащаницу, а тело исчезло. Это событие говорило само за себя: Матерь Божия вознесена на небо в теле и воссоединилась с Богом. В подтверждение догадок апостолов Пресвятая Богородица явилась им со словами: «Радуйтесь! Я с вами во все дни!».
Суть праздника Успения заключается в том, чтобы почтить память Божией Матери Иисуса Христа, вспомнив о ее мирной смерти и вознесении на небо спустя три дня после своей кончины.
Что нужно сделать в этот день
К этой дате обычно подходит к финишу жатва, поэтому в церкви освящали колоски и зерно нового урожая, а также хлеб. Окропить святой водой в этот день можно и другие продукты: мед, орехи, фрукты, баранину. Также следует поставить свечку и помолиться о здравии родных.
Накануне Успения завершалось двухнедельное говение, поэтому после Успенского поста уже можно было побаловать домочадцев разносолами и накрывать щедрый стол.
На Успение было принято браться за квашение и засолку. Заготовку на зиму делали из разных овощей: капусты, огурцов, томатов, кабачков. Также занимались сбором грибов и орехов.
Народные приметы этого дня
- Какая будет погода на Первую Пречистую, такой жди и осени.
- Если на Успение небо разукрасила радуга, то осень порадует теплом.
- Много паутины на Первую Пречистую предвещает морозную и малоснежную зиму.
- Если на Успение увидеть иней, это сулит холодную осень и ранние морозы.
- Туман на Успение Пресвятой Богородицы обещает, что впереди еще будет много теплых деньков, а грибы порадуют хорошим урожаем.
Что нельзя делать в праздник
В этот праздник запрещено сквернословить, кричать, ссориться с близкими или друзьями, желать людям зла.
Запрещено употреблять алкоголь, можно только половину бокала церковного вина.
Нельзя в праздник Успения Богородицы отказывать в помощи –надо приложить усилия, чтобы исполнить просьбу.
В этот день не стоит ходить босяком – особенно по росе, верили, что она символизирует слезы Матери Божьей.
Не пользовались в этот день ножами и другими колющими и режущими вещами, поэтому хлеб, к примеру, просто ломали руками.
Читайте РБК-Україна в Google News
Свята в Україні
Успение Пресвятой Богородицы Богородицы и Приснодевы Марии
Тропарь и кондак
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии: После Вознесения Господня Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а во время его странствий жила в доме его родителей, недалеко от Елеонской горы. Она была источником утешения и назидания как для апостолов, так и для всех верующих. Беседуя с ними, Она рассказала им о чудесных событиях: о Благовещении, о рожденном от Нее бессеменном и непорочном зачатии Христа, о Его раннем детстве и о Его земной жизни.
Почитание апостолами Пресвятой Богородицы было необыкновенным. После получения Святого Духа в день Пятидесятницы Апостолы оставались в Иерусалиме около десяти лет, заботясь о спасении иудеев и желая сверх того увидеть Богородицу и услышать Ее святое слово. Многие новопросвещенные в Вере даже приезжали из дальних стран в Иерусалим, чтобы увидеть и услышать Пречистую Богородицу.
Во время гонения, начатого царем Иродом на молодую Церковь Христову (Деян. 12:1-3), Пресвятая Дева и апостол Иоанн Богослов удалились в Ефес в 43 году. Там пала проповедь Евангелия по жребию апостолу Иоанну Богослову. Богородица находилась на Кипре со святителем Лазарем Четверодневным, где он был епископом. Была она и на Святой Горе Афон. Святой Стефан Святогорец говорит, что Божия Матерь пророчески говорила о нем: «Да будет место сие уделом Моим, данным Мне Сыном Моим и Богом Моим.
Я буду покровительницей этого места и ходатайствую за него перед Богом».Почитание древних христиан к Богородице было так велико, что они сохранили, что могли, о Ее жизни, что могли принять к сведению о Ее словах и делах, и даже передали нам описание Ее внешнего вида. .
По Преданию, на основании слов священномучеников Дионисия Ареопагита (память 3 октября) и Игнатия Богоносца (память 20 декабря), святой Амвросий Медиоланский (память 7 декабря) имел случай написать в своем произведении «О девах» о Богородице: «Она была Дева не только телом, но и душою, смиренная сердцем, осмотрительная в слове, мудрая умом, не слишком многословная, любящая чтение и труд, и благоразумная в речь. Ее правилом жизни было никого не обижать, всем желать добра, уважать стариков, не завидовать другим, избегать хвастовства, быть здоровой душой и любить добродетель.
«Когда же Она хоть раз оскорбляла Своих родителей? Когда Она была в разладе со Своим родом? Когда же Она гордилась перед скромным человеком, или смеялась над слабым, или сторонилась обездоленного? У Нее не было ни сверкающих глаз, ни неприличных слов, ни неподобающего поведения. Она была скромна в движении Своего тела, Ее шаг был тихим, и Ее голос был прямым; так что Ее лицо было выражением души. Она была олицетворением чистоты.
«Все дни Своих Она была озабочена постом: Она спала только тогда, когда это было необходимо, и даже тогда, когда Ее тело было в покое, Она еще бодрствовала духом, повторяя во сне прочитанное, или осуществление намеченных намерений , или запланированные еще заново. Она выходила из дома только в церковь, да и то в компании родственников. В остальном Она редко появлялась за пределами Своего дома в компании других, и Она была самой лучшей надзирательницей за Самой Себя. Другие могли защитить Ее только телом, но Она Сама охраняла Свой характер».
По Преданию, что от составителя церковной истории Никефора Каллиста (XIV в.), Богородица «была среднего роста, или, как предполагают другие, чуть больше среднего; Ее волосы золотистые на вид; Ее глаза блестели, зрачки напоминали блестящие маслины; Ее брови сильные и умеренно темные, Ее нос ярко выражен, а рот трепещет, говоря сладкую речь; Лицо у нее было не круглое и не угловатое, а несколько продолговатое; ладони и пальцы Ее рук были длинными. ..
В разговоре с другими Она сохраняла приличия, не становясь ни глупой, ни взволнованной, и уж тем более никогда не гневающейся; без хитрости и прямоты, Она не слишком заботилась о Себе, и далеко не балуя Себя, Она была отчетливо полна смирения. Что касается одежды, которую Она носила, Она довольствовалась тем, что она была естественного цвета, о чем даже сейчас свидетельствует Ее святой головной убор. Достаточно сказать, что всем Ее действиям сопутствовала особая благодать». [Никефор Каллист заимствовал свое описание у святого Епифания Кипрского (память 12 мая), из «Послания к Феофилу об иконах».]
Обстоятельства Успения Божией Матери были известны в Православной Церкви с апостольских времен. Уже в первом веке священномученик Дионисий Ареопагит писал о Ее «Успении». Во втором веке рассказ о телесном восхождении Пресвятой Девы Марии на небо встречается в трудах Мелитона, епископа Сардийского. В четвертом веке святитель Епифаний Кипрский ссылается на предание об «Усыплении» Божией Матери.
В пятом веке святитель Ювеналий, патриарх Иерусалимский, сказал святой византийской императрице Пульхерии: «Хотя в Священном Писании нет известия об обстоятельствах Ее кончины, но мы знаем о них из древнейшего и достоверного Предания». Эта традиция была собрана и изложена в церковной истории Никефороса Каллиста в четырнадцатом веке.Во время Своего благословенного Успения Пресвятая Дева Мария снова была в Иерусалиме. Слава о Ней как о Богородице уже разнеслась по всей земле и возбудила против Нее многих завистников и злопыхателей. Они хотели совершить покушение на Ее жизнь; но Бог сохранил Ее от врагов.
День и ночь Она проводила время в молитве. Пресвятая Богородица часто приходила ко Гробу Господню и здесь возносила усердные молитвы. Не раз враги Спасителя пытались воспрепятствовать Ей посетить святое место и просили у первосвященника стражу для охраны Гроба Господня. Пресвятая Богородица продолжала молиться прямо перед ними, но никем не виденная.
В одно из таких посещений Голгофы Ей явился Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором уходе из этой жизни в жизнь вечную. В залог этого Архангел дал Ей пальмовую ветвь. С этим небесным известием Матерь Божия возвратилась в Вифлеем с тремя сопровождавшими Ее отроками (Сепфорой, Авигеей и Иаиль). Она призвала праведного Иосифа Аримафейского и других учеников Господа и возвестила им о Своей грядущей Кончине.
Молилась Пресвятая Богородица и о том, чтобы Господь привел к Ней апостола Иоанна. Святой Дух перенес его из Ефеса, поставив на то самое место, где лежала Богородица. После молитвы Пресвятая Дева вознесла ладан, и Иоанн услышал голос с Неба, завершивший Ее молитву словом «аминь». Богородица сочла, что этот голос означает скорое прибытие Апостолов и Учеников и святых Бесплотных Сил.
Верующие, число которых к тому времени уже невозможно было сосчитать, собрались вместе, говорит святой Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы послушать Богородицу. Увидев друг друга, ученики обрадовались, но в смущении спрашивали друг друга, для чего Господь собрал их вместе в одном месте. Святитель Иоанн Богослов, приветствуя их со слезами радости, сказал, что время упокоения Богородицы близко.
Войдя к Богородице, они увидели Ее лежащей на ложе, и исполнились духовной радости. Ученики приветствовали Ее, а затем рассказали ей, как они чудесным образом были перенесены с места проповеди. Пресвятая Дева Мария прославила Бога за то, что Он услышал Ее молитву и исполнил желание Ее сердца, и Она стала говорить о Своей скорой кончине.
Во время этой беседы явился чудесным образом и апостол Павел вместе со своими учениками Дионисием Ареопагитом, святым Иерофеем, святым Тимофеем и другими из семидесяти апостолов. Дух Святой собрал их всех вместе для того, чтобы им было даровано благословение Пречистой Девы Марии, а более подобающим образом для совершения погребения Матери Господней. Каждого из них Она звала к Себе по имени, благословляла и превозносила за веру и трудности, которые они претерпевали в проповеди Евангелия Христова. Каждому Она желала вечного блаженства и молилась с ними о мире и благополучии всего мира.
Настал третий час (9 утра), когда должно было произойти Успение Божией Матери. Горело несколько свечей. Святые ученики окружили ее красиво украшенную постель, вознося хвалу Богу. Она молилась в ожидании Своей кончины и прихода Ее долгожданного Сына и Господа. Внезапно воссиял неизреченный Свет Божественной Славы, перед которым померкли пылающие свечи. Все, кто это видел, испугались. Сошел с неба Христос, Царь Славы, в окружении сонмов Ангелов и Архангелов и прочих Сил Небесных, вместе с душами Праотцев и Пророков, пророчествующих в былые времена о Пресвятой Деве Марии.
Увидев Сына Своего, Матерь Божия воскликнула: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, ибо Он призрел на смирение Рабы Своей» (Лк. 1:46-48) и , встав с постели навстречу Господу, Она поклонилась Ему, и Господь повелел Ей войти в Жизнь Вечную. Без всяких телесных страданий, как бы в счастливом сне, Пресвятая Богородица отдала Свою душу в руки Своего Сына и Бога.
Затем началась радостная ангельская песня. Сопровождая чистую душу Богообрученной и с благоговейным трепетом перед Царицей Небесной, ангелы восклицали: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Ибо се, Царица, Богородица грядет, воздвигнет врата, и с Вечносущим возьмет Матерь Света; ибо через Нее спасение пришло ко всему роду человеческому. Невозможно взирать на Нее, и невозможно воздать Ей должную честь» (Стихерион на «Господи, я воззвал»). Небесные врата воздвиглись, и, встретив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Лик Богородицы сиял славой Божественного девства, а от тела Ее исходило сладкое благоухание.
Чудесна была жизнь Пречистой Девы, и дивна Ее Преставление, как воспевает Святая Церковь: «В Тебе, Царице, Бог всех дал Тебе в удел то, что превыше естества. Как в Рождении Он сохранил девство Твое, так и во гробе сохранил тело Твое от тления» (канон 1, песнь 6, тропарь 1).
Целуя пречистое тело с благоговением и трепетом, Ученики в свою очередь благословлялись им и исполнялись благодати и духовной радости. Через великое прославление Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, которые с верой и любовью прикасались к святому ложу.
Оплакивая разлуку с Богородицей, Апостолы приготовились погребать Ее пречистое тело. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков и другие из двенадцати апостолов несли на своих плечах гроб, и на нем лежало тело Приснодевы Марии. Святитель Иоанн Богослов шел во главе с лучезарной пальмовой ветвью из рая. Остальные святые и множество верующих сопровождали одр со свечами и кадильницами, распевая священные песни. Это торжественное шествие шло от Сиона через Иерусалим к Гефсиманскому саду.
С началом крестного хода над пречистым телом Богородицы и всех сопровождающих Ее внезапно явилось сияющее круглое облако, подобное венцу. Раздалось пение Небесных Сил, прославляющих Богородицу, которое перекликалось с мирскими голосами. Этот круг Небесных певцов и сияний сопровождал шествие до самого места погребения.
Неверующие жители Иерусалима, ошеломленные необычайно пышным похоронным шествием и досадующие на честь, оказанную Матери Иисуса, пожаловались на это первосвященнику и книжникам. Сгорая от зависти и мстительности ко всему, что напоминало им о Христе, они послали своих слуг сорвать крестный ход и предать огню тело Богородицы.
Разгневанная толпа и солдаты двинулись против христиан, но окружающее шествие облако спустилось и окружило их стеной. Преследователи слышали шаги и пение, но не могли видеть никого из сопровождающих процессию. Действительно, многие из них ослепли.
Иудейский священник Афоний, назло и ненависти к Матери Иисуса Назорея, хотел опрокинуть погребальный гроб, на котором лежало тело Пресвятой Девы Марии, но ангел Божий невидимо отсек ему руки, которые коснулся носилок. Увидев такое чудо, Афоний раскаялся и с верою исповедал величие Богородицы. Он получил исцеление и присоединился к толпе, сопровождавшей тело Богородицы, и стал ревностным последователем Христа.
Когда процессия достигла Гефсиманского сада, тогда среди плача и причитания началось последнее целование пречистого тела. Только к вечеру апостолы смогли положить его в гробницу и запечатать вход в пещеру большим камнем.
Три дня не отходили от места захоронения, молясь и распевая псалмы. По мудрому промыслу Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении Богородицы. Придя поздно на третий день в Гефсиманию, он лег у гроба и с горькими слезами просил дозволения ему еще раз взглянуть на Богородицу и проститься с нею. Апостолы из сердечной жалости к нему решили вскрыть могилу и дать ему утешение приложиться к святым мощам Приснодевы Марии. Вскрыв могилу, они нашли в ней только погребальные пелены и таким образом убедились в телесном вознесении Пресвятой Девы Марии на Небо.
Вечером того же дня, когда Апостолы собрались в доме, чтобы подкрепиться пищей, явилась им Богородица и сказала: «Радуйтесь! Я с вами во все дни вашей жизни». Это так обрадовало апостолов и всех с ними, что они взяли часть хлеба, отложенного за трапезой в память о Спасителе («Часть Господня»), и воскликнули: «Пресвятая Богородица, спаси нас». (С этого начинается чин приношения «Панагии» («Всесвятой»), порции хлеба в честь Богородицы, совершаемый в монастырях и по сей день).
Кушак Божией Матери и Ее святое одеяние, благоговейно хранимые и разложенные по лицу земли кусками, творили чудеса и в прошлом, и в настоящее время. Ее многочисленные иконы повсюду изливают знамения и исцеления, и Ее святое тело, вознесенное на небо, свидетельствует о нашей будущей жизни там. Ее тело не было оставлено на произвол превратностей преходящего мира, но было несравненно вознесено своим славным восхождением на Небо.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы празднуется с особой торжественностью в Гефсимании, месте Ее погребения. Нигде нет такой скорби сердечной при разлуке с Богородицей и нигде такой радости по причине Ее заступничества за мир.
Священный город Иерусалим отделен от Елеонской горы долиной Кедрон на Иосафате. У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский сад, где и сейчас плодоносят оливковые деревья.
Святой Богоотец Иоаким сам скончался в возрасте 80 лет, через несколько лет после Введения во храм Пресвятой Богородицы (память 21 ноября). Святая Анна, овдовев, переселилась из Назарета в Иерусалим и жила близ храма. В Иерусалиме она купила два участка земли: первый у ворот Гефсиманских, а второй в долине Иосафатовой. Во втором месте она построила гробницу для членов своей семьи, где и сама была похоронена с Иоакимом. Именно там, в Гефсиманском саду, Спаситель часто молился со Своими учениками.
Пречистое тело Богородицы было погребено в родовом гробе. Христиане почтили гроб Богородицы и построили на этом месте церковь. В храме хранилась драгоценная погребальная пелена, покрывавшая Ее пречистое и благоухающее тело.
Святой патриарх Иерусалимский Ювеналий (420-458) засвидетельствовал перед императором Маркианом (450-457) достоверность предания о чудесном вознесении Божией Матери на небо и послал к императрице св. Пульхерия (память 10 сентября), погребальные пелены Божией Матери из Ее гроба. Затем святая Пульхерия положила эти погребальные покровы во Влахернскую церковь.
Сохранились сведения, что в конце VII века над подземным храмом Успения Пресвятой Богородицы была построена церковь, с высокой колокольни которой был виден купол храма Пресвятой Богородицы. Воскресение Господне. Следов этой церкви больше не видно. А в девятом веке возле подземной Гефсиманской церкви был построен монастырь, в котором подвизались более 30 монахов.
Великое разрушение было совершено Церковью в 1009 годуразорителем святынь Хакимом. Коренные изменения, следы которых сохранились до сих пор, произошли и при крестоносцах в 1130 году. В XI-XII веках из Иерусалима исчез кусок выкопанного камня, на котором Спаситель молился в ночь Своего предательства. Этот кусок камня находился в Гефсиманской базилике с шестого века.
Но, несмотря на разрушения и перестройки, общий первоначальный крестообразный (крестообразный) план церкви сохранился. При входе в церковь по бокам железных ворот стоят четыре мраморные колонны. Чтобы войти в церковь, необходимо спуститься по лестнице из 48 ступеней. На 23-й ступени с правой стороны находится придел в честь святых Богоотцев Иоакима и Анны с их гробницами, а с левой стороны, напротив, придел св. Иосифа Обручника с его гробницей. Правая часовня принадлежит Православной церкви, левая – Армянской церкви (с 1814 г.).
Церковь Успения Богородицы имеет следующие размеры: в длину 48 аршин, а в ширину 8 аршин [1 аршин = 28 дюймов]. В более раннее время у церкви были и окна рядом с дверями. Весь храм был украшен множеством лампад и подношений. Два небольших входа ведут в усыпальницу Богородицы. Один входит через западные двери, а выходит через северные двери. Усыпальница Пречистой Богородицы завешена драгоценными завесами. Место захоронения высечено из камня на манер древних еврейских могил и очень похоже на Гроб Господень. За усыпальницей находится алтарь храма, в котором каждый день совершается Божественная литургия на греческом языке.
Оливковые леса на восточной и северной сторонах храма были приобретены православными у турок в седьмом и восьмом веках. Католики приобрели оливковые леса с восточной и южной стороны в 1803 году, а армяне с западной стороны в 1821 году. Божественная литургия. С окончанием литургии, в четвертом часу утра, он совершает краткий молебен перед пышной плащаницей, поднимает ее в руках и торжественно выносит за пределы храма в собственно Гефсиманию, где находится гроб Господень Божией Матери. расположенный. Все члены Русской Духовной Миссии в Иерусалиме под председательством главы Миссии ежегодно участвуют в крестном ходе (называемом «Литания») со святой погребальной плащаницей Божией Матери.
Чин Погребения Пресвятой Богородицы в Гефсимании начинается по обычаю утром 14 августа. Из Иерусалимского Патриархата (рядом с храмом Воскресения Христова) вышло множество народа во главе с архиереями и духовенством. в печальном шествии. По узким улочкам Священного города похоронная процессия направляется к Гефсимании. Впереди процессии несут икону Успения Пресвятой Богородицы. По пути паломники встречают икону, целуют образ Пречистой Богородицы и подносят к иконе детей разного возраста. После духовенства в два ряда идут чернооблачные монахи и монахини Святого Града: греки, румыны, арабы, русские. Крестный ход, продолжающийся около двух часов, завершается Плачами в Гефсиманском храме. Перед престолом, за усыпальницей Богородицы, возвышение, на котором покоится погребальная плащаница Пресвятой Богородицы среди благоухающих цветов и миртов, с драгоценными покровами.
«О дивное чудо! Во гроб положен Источник Жизни, и гроб становится лестницей на Небо…» Здесь, у гроба Пречистой Девы, эти слова поражают своим первоначальным смыслом, и печаль рассеивается радостью: « Радуйся, Благодатная, с Тобою Господь, дарующий миру, чрез Тебя, великую милость!»
Многочисленные паломники, приложившись по древнему обычаю к иконе Успения Пресвятой Богородицы, наклоняются и проходят под ней.
В день Отдания праздника (23 августа) совершается еще одно торжественное шествие. На обратном пути святую плащаницу несут священнослужители во главе с архимандритом Гефсиманским.
В «Журнале Московской Патриархии» за 1979 г. № 3 о чине ектении и празднике Успения Божией Матери на Святой Земле есть статья.
Сегодня в церкви освящают цветы, а люди хранят их дома. Во время семейных раздоров или болезней лепестки цветов кладут в кадило с благовониями, и кадят весь дом. См. Молитва при освящении любой душистой травы.
Что мы подразумеваем под «сном Марии» или «успением Марии»?
Название и идея «Сна Марии» более формально известны как «Успение Марии». (Успение происходит от латинского dormire , что означает «спать».) Название «Успение» может ввести в заблуждение, поскольку оно, кажется, больше сосредоточено на смерти и погребении Марии. Например, св. Павел в своем Первом Послании к Фессалоникийцам писал о тех, «которые спят смертью» и «уснули» до второго пришествия и ожидают воскресения мертвых (4:13 и далее). Однако вера вокруг успения неразрывно связана с вознесением нашей Пресвятой Богородицы, тела и души, на Небеса. С этим предварительным ответом нам нужно рассмотреть догмат Успения и то, как он связан с «успением» или «соном».
Конечно, событие Успения не записано в Священном Писании. По этой причине многие фундаменталисты, буквально толкующие Библию, не согласны с этим убеждением. Тем не менее размышление о роли нашей Пресвятой Богородицы в таинстве спасения дает основание для веры в Успение. Мы твердо верим, что с первого момента своего зачатия Мария была свободна от всех грехов, включая первородный грех, благодаря особой милости Всемогущего Бога. Архангел Гавриил признал ее «благодатной», «благословенной среди женщин» и «единой с Господом». Мария была избрана Матерью нашего Спасителя. Силой Святого Духа она зачала нашего Господа, Иисуса Христа, и через нее истинный Бог стал также истинным человеком: «Слово стало плотью и обитало с нами». При жизни, хотя евангельские цитаты ограничены, Мария всегда представляла нашего Господа другим: Елизавете и ее сыну Иоанну Крестителю, которые прыгали от радости во чреве от присутствия Господа еще во чреве Своей матери; как простым пастухам, так и мудрым волхвам; и людям в Кане, когда наш Господь согласился с желанием Своей матери и совершил первое чудо. Мария также стояла у подножия креста со своим Сыном, поддерживая Его и разделяя Его страдания через свою любовь, как могла сделать только мать; более того, как примерная ученица, она мужественно стояла там с надеждой на воскресение. Наконец, она была с апостолами в день Пятидесятницы, когда сошел Святой Дух и родилась Церковь. Поэтому каждый из нас может сделать шаг назад и увидеть Марию как верную служанку Бога, которая тесно участвовала в рождении, жизни, смерти и воскресении нашего Господа.
По этим причинам мы верим, что обещания, которые наш Господь дал каждому из нас о совместной жизни вечной, включая воскресение тела, были исполнены в Марии. Поскольку Мария была свободна от первородного греха и его последствий (одним из которых является разложение тела в момент смерти), поскольку она тесно участвовала в жизни Господа и в Его страстях, смерти и воскресении, и поскольку она присутствовала в день Пятидесятницы эта образцовая ученица надлежащим образом разделила телесное воскресение и прославление Господа в конце своей жизни.
Учитывая это понимание, Папа Пий XII торжественно определил в Munificentissimus Deus от 1 ноября 1950 г., что «Непорочная Богородица, Приснодева Мария, завершив течение Своей земной жизни, была принята телом и душой в небесная слава». Обратите внимание, что в торжественном определении не указывается, умерла ли Мария физически до того, как ее предполагали, или просто была предполагаемой; в нем просто говорится: «Мария, завершив течение своей земной жизни…».
Значит, Мэри умерла первой, прежде чем ее приняли? Она «уснула»? Ее похоронили? Церковь не привязывает нас к конкретному ответу, потому что традиция не ясна. В апокрифическом сборнике рассказов под названием Transitus Mariae ( Прохождение Марии ), приписываемое епископу святому Мелитону Сардийскому (ум. ок. 200 г.), Мария умерла в присутствии апостолов в Иерусалиме, а затем, в зависимости от истории, ее тело просто исчезло, или был похоронен, а затем исчез.
Св. Иоанн Дамаскин (ум. 749) также записал интересный рассказ об Успении: «Св. Ювеналий, епископ Иерусалимский, на Халкидонском соборе (451 г.) известил императоров Маркиана и Пульхерию, пожелавших завладеть телом Богородицы, что Мария умерла в присутствии всех апостолов, но что ее гробница, вскрытая по просьбе св. Фомы, оказалась пустой; откуда апостолы заключили, что тело было взято на небо».
Однако эти истории не должны иметь приоритет над теологическим обоснованием нашей веры в Успение Пресвятой Богородицы. Скорее, мы должны помнить, что отцы святоотеческой церкви защищали Успение по двум причинам: Поскольку Мария была безгрешной и вечной девой, она не могла страдать от телесной порчи, являющейся результатом первородного греха, после своей смерти. Кроме того, если Мария родила Христа и сыграла сокровенную роль Его матери в искуплении человека, то она также должна разделить тело и душу в Его воскресении и прославлении.
Следовательно, в благочестивых рассказах популяризировался термин Успение , отражающий, что Мария в конце своей жизни «заснула» и затем была взята во славу на Небесах. Византийский император Маврикий (582-602) установил для Восточной Церкви праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 августа, в честь кончины и успения Богородицы. (Некоторые историки предполагают, что это празднование было широко распространено еще до Эфесского собора 431 года.) К концу шестого века Запад также отмечал праздник под названием «Успение».
Используем ли мы «успение» или «предположение», основная вера остается неизменной. В Катехизисе , цитируя Византийскую Литургию, говорится: «Успение Пресвятой Богородицы есть своеобразное участие в воскресении Ее Сына и предвосхищение воскресения других христиан: «Рождая, ты сохранила девство; в Успение Твое не оставила Ты мира, Богородица, но к источнику Жизни приобщилась. Ты зачал живого Бога и молитвами твоими избавляешь души наши от смерти» (№ 9).66).
Торжество Успения Вселяет в каждого из нас великую надежду, когда мы созерцаем эту грань прекрасной женщины веры, нашей Пресвятой Богородицы. Мария своим примером и молитвой побуждает нас возрастать в Божьей благодати, быть восприимчивыми к Его воле, изменять свою жизнь через жертву и покаяние и искать этот вечный союз в небесном Царстве.