5 сложных эмоций, которые вводят детей в ступор
В психологии принято делить эмоции на базовые и сложные. «Спасибо, — скажет нервный родитель, — это знание очень помогает, когда ребёнок бросает в меня самодельные бомбы». Пусть от снарядов эти сведения не защищают, но только сперва. Понимание природы своих чувств помогает человеку их регулировать, даже если ему всего четыре года. Мы составили список сложных детских эмоций и рассказываем, что с ними делать родителям.
Чем базовые эмоции отличаются от сложных
У психологов и физиологов пока нет единой и всеми принятой системы классификации наших чувств. А пока учёные спорят, мы можем преспокойно пользоваться их старыми наработками и известными концепциями.
Наиболее популярная из них делит эмоции на два вида: базовые и сложные. Основоположник классификации — американский психолог Пол Экман. В 1972 году он выделил пять базовых эмоций: гнев, отвращение, страх, счастье, печаль. В начале 90-х он добавил к ним шестую — удивление. Потом, правда, он взялся расширять этот список, но отталкиваться удобнее от этих шести позиций.
Почему именно эти эмоции базовые? Считается, что они не обусловлены социально, они заложены в нас как в вид. Почти в любой культуре вы распознаете их по характерному выражению лица (искривлённая верхняя губа, сморщенная переносица — понятно, что человек демонстрирует отвращение). Сложные эмоции получаются из базовых, но возникают уже не автоматически, а включают в себя некую когнитивную обработку. Они требуют рефлексии, самооценки и могут учитывать и мнение бабушки, и общую культурную ситуацию.
Как рано ребёнок сталкивается со сложными эмоциями
Логично предположить, что сложные эмоции — это спектр переживаний взрослых. Ну какой может быть социальный анализ в детсадовском возрасте? Однако нет — дети очень рано развивают способность ощущать сложный комплекс чувств. Это установили исследователи из Университета Бригама Янга. Оказалось, что уже двухлетние дети демонстрируют, например, гордость, а начиная с четырёх, по словам исследователей, уже можно обсуждать с ребёнком и прочие сложные эмоции: он точно будет знать, о чём вы говорите.
Обычно родители гораздо раньше исследователей обнаруживают в своих детях гордость, застенчивость и другие интересные переживания — правда, на родительские дневники не принято ставить ссылки. Зато точно задокументировано, что с 5–11 лет дети успешно понимают, что эмоции поддаются регуляции.
Однако не стоит забывать, что возможность управлять аффектами даёт префронтальная кора. Именно она помогает направлять внимание, подключать знания о мире и тем самым налаживать своё поведение. Кора достигнет зрелости уже после того, как вы отпразднуете 20-летний юбилей ребёнка. То есть детям просто не хватает инструментов, чтобы эффективно разруливать ситуацию с метанием бомб.
Это значит, что если мы будем достаточно терпеливы, то спустя 15–20 лет не пропадёт наш скорбный труд. Имеет смысл говорить и обсуждать с детьми эмоции, но обязательно делать скидку на незрелую кору.
Чтобы эмоциональное развитие проходило как по нотам, ребёнку необходимо:
- узнать, что такое эмоции;
- понять, откуда и почему они взялись;
- признать свои чувства и чувства других;
- разработать эффективные (ну, более-менее) способы управлять ими.
Попав в неловкую ситуацию, ребёнок благодаря детскому эгоцентризму видит свой промах так, будто его поместили на все первые полосы газет. Родитель может помочь взглянуть на этот опыт со стороны. Спросите, как он себя ощущает, когда другие забывают строчку из стихотворения на концерте. Расскажите о похожем случае из вашей жизни, однако с осторожностью: ребёнок не должен почувствовать, будто вы ставите себя в пример историей о том, как вы здорово выкрутились, потеряв ключи от офиса.
Здесь важно не создать у ребёнка впечатление, что его чувства недостаточно серьёзны: для него это реальная проблема. Но и перегибать палку тоже было бы странно, поэтому не драматизируйте. Лучшее, что можно сделать, — похвалить ребёнка за то, как он с этим справляется. «Это и впрямь очень огорчает — забыть формулу прямо у доски. Но мне понравилось, как ты с этим справился: придумал свою. Это смело — продолжать действовать под взглядом Марьиванны».
Она формируется, когда человек ощущает некую несправедливость в отношении себя и одновременно испытывает гнев.
Обсуждать что-то с обиженным человеком непросто. Он обычно хлопает дверью и отказывается идти на переговоры. Но если вам всё же удастся побеседовать, начните стандартно: признайте чувства человека. Он имеет право на такие эмоции, и зелёные овощи в тарелке — это действительно неприятно.
Когда ребёнок отойдёт от проклятий в адрес угнетателя, спросите, насколько приятно зависеть от поведения других
Ведь обиженный человек будто даёт пульт управления своими чувствами другим. Так себе ситуация. Обида заставляет нас прятаться и бездействовать: всё несправедливо, я всех ненавижу. Спросите, как можно было бы улучшить ситуацию, что можно сделать, чтобы всё зависело от самого ребёнка. Если человек начнёт мыслить в рациональном ключе, можно считать, вы на верном пути.
Падающее в лужу мороженое и проигрыш в игре «Весёлые старты» — это серьёзные удары судьбы. Психологи считают, что родительское отношение к разочарованиям влияет на то, как ребёнок будет воспринимать неизбежные неудачи. Если мы начинаем скорбеть и терять надежду вместе с ребёнком, мы возлагаем на детские плечи двойное бремя. К собственной горечи примешивается осознание, что они нас подвели.
Хороший способ — рассматривать детские разочарования как полезный опыт, который готовит их ко взрослой жизни (и встрече выпускников).
Важно не пытаться избавить ребёнка от разочарований, не прикрыть все острые углы, а помочь их пережить
Итак, если крошка сын пришёл с опущенной головой (или, наоборот, в истерике), непременно посочувствуйте и признайте чувства. Когда страсти утихнут, можно обсудить, что именно можно извлечь из этого опыта. Как ты себя чувствовал, когда понял, что фея ненастоящая? Как ситуация должна была разворачиваться, на твой взгляд? Что можно сделать по-другому?
Вообще, было бы полезно учить ребёнка формировать правильные ожидания. «Мы пойдём в парк, и там будут весёлые-превесёлые качельки» — опасный ход. А что, если качельки окажутся не очень весёлыми? Что, если они не понравятся? Или на них будет километровая очередь? В общем, обсуждать возможности, надежды и совершенно точную информацию — тоже хорошая практика. Мороженое будет точно, но никогда не знаешь, потечёт оно тебе на платье или нет.
Зависть тесно связана с ревностью и стыдом, это ощущение недовольства, которое в нас будят чьи-то достоинства, привилегии или игрушки. Она заставляет чувствовать себя хуже других: чёрт, у него красная машинка, а у меня всего лишь жёлтая!
В основе зависти (да и ревности) лежит тревога и ощущение угрозы. Если все бегут и обнимают младшую сестру, может, я плохой? Заметив признаки зависти у ребёнка, объясните, что это нормальное чувство. Вы что-то похожее испытываете, разглядывая ленту в соцсетях. Если ребёнок готов делиться, было бы здорово поблагодарить его за искренность, обнять, пожалеть — в общем, помочь справиться с тяжёлым состоянием, успокоиться. После этого было бы неплохо проанализировать количество внимания, которое получает ребёнок.Возможно, ему нужно больше времени, общения или хотя бы направленных на него взглядов?
Важно заверить человека, что он любим, несмотря на цвет его машинки. Собственно с завистью можно бороться только одним способом — растить у человека самооценку. Говорить о том, как он важен и ценен. Ну и полезно объяснить, что у всех бывают периоды, когда он получает больше внимания и больше машинок: если он совсем маленький, или болеет, или готовится к важному выступлению, или мучается от тревоги.
Если человек чувствует, что сейчас даст маху, он стремится снять с себя ответственность: начинает обвинять других, мстить или делать вид, что его в комнате вообще нет. Это помогает избежать неодобрения взрослых и хотя бы как-то сохранить самооценку и вид знатока.
Лучшая стратегия с провинившимся ребёнком такова. Во-первых, имеет смысл не выходить из себя. С любящим и принимающим родителем у него гораздо меньше причин врать и придумывать, что это зайка смыл папье-маше в унитаз. Во-вторых, вспомните о мышлении роста (теория американского психолога Кэрол Дуэк). Ошибки — это инструмент обучения, способ в чём-то прокачаться. Признайте факт ошибки: да, засорять канализацию — это явный промах. Примите чувства ребёнка (и свои тоже: «Это действительно тяжело нам обоим»).
В-третьих, подумайте, что полезного вы из этого извлекли. Например, знание об устройстве клейстера и канализации и умение поговорить с незнакомым эксцентричным сантехником.
Как справляться со сложными эмоциями?
- Правило четырёх секунд. Это время, за которое можно сделать вдох и выдох. Каждый раз, когда закипает возмущение, гнев или даже тревога, важно сделать глубокий вдох и выдох. Это первый шаг к управлению эмоциями. Когда такая практика станет привычной, контролировать автоматические реакции станет намного легче. Попробуйте освоить упражнение сами, а потом покажите или расскажите о нём подростку.
- Мозг как дом. Такое упражнение рекомендует использовать нейропсихолог Дэниел Сигел. Представьте, что мозг — это дом, в котором есть два этажа. На верхнем этаже живут мыслители,
Философ: У каждого поколения своя энциклопедия чувств и эмоций
Наши чувства не постоянны. Им свойственно разгораться или угасать, крепнуть или слабеть, стремиться к покою или заставлять нас искать приключений. «Я теперь скупее стал в желаньях», — это о том самом. Откуда берутся образцы для чувств и почему они обновляются? Насколько чувства индивидуальны и насколько зависят от внешних регуляторов? Рождаются ли они изнутри или заимствуются из эмоционального арсенала эпохи? В какую сторону трансформируется сегодня наша эмоциональная культура? Обсудим тему с кандидатом философских наук, заместителем декана философского факультета МГУ Алексеем Козыревым.
Душевная тряска приводит нас к апатии
— Вы ощущаете, как меняются ваши чувства?
— Да, конечно. Может быть, это связано с возрастом. Хотя понятие возраста несколько изменилось в нашу эпоху. Если для XIX века сорокалетний мужчина считался стариком, то теперь мы можем не назвать стариком даже семидесятилетнего человека. Видимо, возраст — понятие не биологическое, а психологическое. И с возрастом происходит ослабление чувств. Об этом писал еще Аристотель. У него в «Риторике» есть замечательный фрагмент, где он сравнивает молодого человека и старого и говорит, что старый ни о чем не рассуждает наверняка, обо всем говорит «как бы» и «может быть». То есть старый более недоверчив, чем молодой, потому что испытал немало разочарований, неудач, предательств.
Я спрашиваю студентов: «Вы знаете «Темную ночь», «Эх, дороги»?» До какого-то времени они говорили: «Знаем». Сейчас уже не знают
— Наверное, это связано не только с возрастом, но и с эпохой, в которую мы живем. Как вам кажется, наш эмоциональный мир сильно изменился за последние лет двадцать?
— Он, несомненно, изменился. Мы сегодня на все реагируем по-другому. Эмоции стали терять свою остроту. И это в том числе потому, что мы стали жить в социальных сетях, которые усилили быстроту и остроту наших эмоциональных реакций. Если в прежние времена мы какую-то новость узнавали из утренних газет или из письма, полученного по почте, то теперь узнаём практически в режиме онлайн. И тотчас погружаемся в водоворот различных эмоций. Технический прогресс меняет былые представления человечества о многом — например, о том, что такое «быстро» и «медленно», «близко» или «далеко». Когда Екатерина II приехала в Крым, «верстовые столбы мелькали у нее перед глазами», хотя это были поставленные Потемкиным «екатерининские мили», которые ставились через десять верст. Сегодня «верстовые столбы» информации, получаемой нами, не только мелькают перед глазами — мы просто то и дело спотыкаемся о них. И эта душевная тряска приводит нас к апатии. Мы начинаем многие вещи воспринимать с большим безразличием, чем раньше. Наши эмоции притупляются. Но иногда нас все-таки прошибает, и мы испытываем эмоциональное потрясение.
Греховные страсти — всего лишь ошибка чувств
— Наблюдая, сколько злобы, агрессии, ненависти выплескивается в те же социальные сети, можно ли сказать, что мы теряем способность управлять нашими чувствами и что это знак времени?
— Выдающийся психолог Лев Семенович Выготский говорил о двуединстве интеллекта и эмоций. Это такая противоречивая пара, которая развивается динамически. Чем выше интеллект, тем сложнее и многообразнее эмоции. Эмоции никогда не бывают рациональны, но они регулируются с помощью интеллекта. Сегодня эта регулировка все чаще утрачивается. И в этом смысле цивилизация, сколь бы высок ни был ее технологический уровень, сменяется варварством. Захлестывание эмоций, неконтролируемых интеллектом, — признак дикости. Сегодня мы эту дикость как никогда ощущаем.
— По вашим наблюдениям, в чем наши чувства сегодня скудеют, а в чем становятся богаче?
— Мне кажется, происходит стандартизация чувств. Задается определенный шаблон в переживаниях. Вспомните, какую эмоциональную реакцию со стороны фейсбучных блюстителей нравственности вызывали люди, окрашивающие свои аватарки в определенные цвета флагов после терактов, совершенных в некоторых странах или заведениях. Или далекие от однозначности оценки некоторых событий, например, передачи Исаакиевского собора. Человек думает не так, как я, имеет дерзость не совпасть с неким политическим или идеологическим мейнстримом — значит, надо его банить, расфренживать и прочее. Или возьмем искусство. Чем отличается настоящее произведение музыки, живописи, театра, кино? Тем, что вызывает различные, подчас противоречивые, а иногда даже взаимоисключающие эмоции. А вот массовое, оно же кассовое, искусство предполагает однозначность прочтения и однозначность эмоциональной реакции на живописное полотно или спектакль. Фильмы Феллини могут иметь или не иметь достаточное число поклонников, а вот голливудский блокбастер должен нравиться всем. Плохо это? Может, и нет. Античная трагедия тоже предполагала некую эмоциональную программу, человек должен был испытать очищение от страстей посредством чередования аффектов страха и сострадания. На смену античной трагедии пришел современный блокбастер. Но тот комплекс чувств, который человек испытывает на выходе, не усложнился, а упростился по сравнению с пятым веком до нашей эры.
— Тогда, наверное, можно утверждать, что наши чувства зависят от того, на какие культурные образцы мы ориентируемся?
— Да, конечно. Русский философ Иван Ильин говорил, что человек должен стремиться просветлять свою чувственность. Есть у него такое понятие — просветленная чувственность.
— При этом есть вечные чувства — любовь, ненависть, ревность, зависть… Они никуда не исчезнут. Но они могут трансформироваться под влиянием времени, разве нет? Сегодня мы любим иначе, чем любили в XIX веке? Завидуем иначе? Ревнуем иначе?
— И да, и нет. Если мы посмотрим на историю Элоизы и Абеляра, то увидим, что никакой особой любви в романтическом смысле этого слова Абеляр к Элоизе не испытывал. Он не писал ей рыцарских стихов, не пел серенады под балконом, томно не страдал. Это были отношения монаха, учителя теологии, и ученицы, отношения, которые выросли из эротического соблазна. Так что модели чувств (в данном случае — любви), наверное, меняются. Меняется и наполнение этих моделей. Но не настолько, чтобы изменилось само понятие. Ведь, читая сегодня об Эросе у Платона, мы способны понять, что такое крылья, которые растут на спине, когда человек влюбляется, мы способны понять, как человек не находит себе покоя в стремлении увидеть любимого человека. Мы можем понять, что такое любовь, читая поэзию Древнего Египта. Эти чувства кажутся нам странными, непонятными, на самом же деле здесь идет речь, скорее, о ритуализации чувств, то есть о том, что их сопровождает (например, о способах ухаживания), нежели о самих чувствах. Вспомним «Моцарта и Сальери» Пушкина. Когда в первом монологе Сальери говорит, что завидует Моцарту, он ненавидит себя за свою зависть, но это чувство его захлестывает. Точно так же и ревность, тоже одно из самых сильных чувств. Сколько бы человек ни объяснял себе, что ревность низкое, подлое чувство, все равно он начинает ревновать и тайно помышлять о том, как отомстить сопернику. Я думаю, что меняется именно ритуализация чувств — то, что является атмосферой чувства, некой его оболочкой. Само же чувство остается тем же самым.
Конечно, есть культурная, политическая, социальная обусловленность эмоций, но есть и сами эмоции. Что ни говори, человек существо психофизическое. Ему свойственно то, что Декарт называл страстями души. Эти страсти бывают и греховными. Хотя «грех» в переводе с греческого — это ошибка. И греховные страсти — всего лишь ошибка чувств, ошибка человеческого поведения.
У каждого поколения своя энциклопедия чувств
— Мои студенты иногда озадачивают меня своими реакциями на что-то. Можно ли говорить об эмоциональном опыте поколения?
— Я думаю, что да. У каждого поколения свой эмоциональный опыт и своя энциклопедия чувств. Я недавно вернулся из Казани, смотрел там в Молодежном театре на Булаке замечательный спектакль «Зима» по пьесе Евгения Гришковца. Герои пьесы — два солдата, которые в конце нелепо погибают, выполняя отнюдь не боевое задание. Весь спектакль — это реминисценция в сторону детства, поток воспоминаний о новогодней елке, Деде Морозе, Снегурочке, о покупке велосипеда… Это очень сильная эмоциональная картина, встающая перед глазами человека моего поколения. Как-то раз после лекции ко мне подошла девушка, недовольная, и говорит: «Что вы нам здесь излагаете? Вы же пересказали все то, что Гришковец говорил в четверг на своей встрече со зрителями». Я не знаком с Гришковцом, никогда его не видел и не слышал, и не могу сказать, что это писатель, который фундаментальным образом изменил мою личность. Но в чем-то мы с ним совпадаем. И это «что-то» — общий эмоциональный опыт, общая тональность переживаний и чувств, общий, такой немножко отстраненный, иронический взгляд на какие-то вещи. Эмоциональный опыт моего поколения закладывался на первомайских демонстрациях, в комсомоле, в понимании истинности учения Маркса, Энгельса и Ленина. А поколение, родившееся спустя десять — пятнадцать лет после нас,— оно уже другое. Оно выросло на прививке других ценностей, оно приобрело другой эмоциональный опыт. Иногда в социальных сетях я нахожу картинки, где фигурируют какие-то вещи из нашего детства. Такие мемы — отличный способ эмоционально вернуться в самую счастливую пору жизни. У французского философа Гастона Башляра есть даже такое понятие — «воображение в сторону детства». Именно там, в детстве, закладываются и наши фантазии, и наш чувственный мир, и наше отношение к жизни. Наверное, по этому общему эмоциональному опыту мы можем опознавать «своих», отличая их от «не своих». Эту поколенческую общность я наблюдаю сейчас по лайкам в «Фейсбуке». Вот кто-то, например, выкладывает фотографию района Москвы, где он родился и вырос, и я могу предугадать, кому эта фотография понравится. Если бы в пору моей юности существовал «Фейсбук», в него, наверное, выкладывали бы храм Христа Спасителя, Сухареву башню, Красные ворота… Потому что это была ностальгия по утраченной старине, о которой мы узнавали на излете советской эпохи. И это тоже входило в эмоциональный опыт моего поколения. Я был однажды в Самаре и общался с игуменьей монастыря, которая мне сказала про молодежь: «Ладно они в храмы не ходят, но они ведь и песен не поют, которые мы пели в свое время». Действительно, песни — один из тестов на эмоциональную общность. Я спрашиваю студентов: «Вы знаете «Темную ночь»? Вы знаете «Эх, дороги»?» До какого-то времени, наверное, до начала 2000-х годов они говорили: «Знаем». Сейчас уже не знают.
Разнузданность до добра не доводит
— Мы сегодня переживаем модернизацию чувств?
— Безусловно.
— Она, на ваш взгляд, в сторону чего?
— Здесь хочу сослаться на одного из моих учителей, замечательного современного философа Нелю Васильевну Мотрошилову. Она написала книгу, где современную ситуацию рассматривает как борьбу цивилизаций и варварства. Мне кажется, в чувственной сфере сегодня происходит матч-реванш — варварство пытается снова взять верх над цивилизацией.
— Что вы имеете в виду?
— Не первый год в общественное сознание вбивается мысль, что человек существо чувственное, поэтому должен переживать полный спектр своей естественной эмоциональности и даже естественной страстности. Реклама, кинематограф, театр — все работает на раскрепощение страстей. Мол, давайте освободим человека от его природной человечности, от уз культуры, от внутренних тормозов. Все это, дескать, рождает закомплексованность, ведет к психическим расстройствам, непримиримым столкновениям между группами людей, по-разному что-то понимающих и оценивающих — например, произведения искусства. Вот это раскрепощение аффектов и привело нас к безудержным проявлениям варварства, дикости. А ведь инстинкты и аффекты — это нижняя ступень детерминант человеческого поведения. Эмоции, переживания, чувства в значительной степени зависят от социальных и культурных факторов, опосредованы социальной природой человека. Нас захлестывают эмоции, мы не справляемся с ними. Но, мне кажется, уже мало-помалу возникает понимание, что нужен обратный поворот, что требуется внутреннее сдерживание, что разнузданность до добра не доводит. Может быть, именно поэтому религия, которая брала на себя в традиционной культуре функцию контроля над человеческой чувственностью, снова активно возвращает себе утраченные в просвещенческой культуре позиции.
Визитная карточка
Алексей Козырев — кандидат философских наук, заместитель декана философского факультета МГУ. Родился в Москве в 1968 году. Окончил философский факультет МГУ. Проходил стажировку в Женевском университете, Высшей школе гуманитарных наук и Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже. В 1997 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Гностические влияния в философии Владимира Соловьёва». Основные работы посвящены истории русской философии конца XIX — начала XX вв. (В. С. Соловьёв, С. Н. Булгаков, К. Н. Леонтьев, В. Н. Ильин). Автор книги «Соловьев и гностики». Вел авторские программы на радиостанциях «Русская служба новостей», «Радонеж», «София».
Как измерять эмоции и чувства (и разницу между ними)
Хотя эмоции и чувства совершенно разные, мы все используем эти слова взаимозаменяемо, чтобы более или менее объяснить одно и то же — то, как что-то или кто-то заставляет нас чувствовать.
Однако лучше думать об эмоциях и чувствах как о тесно связанных, но разных экземплярах — по сути, это две стороны одной медали.
Вот чем они отличаются.
Содержание :
- Что такое эмоции?
- Можно ли измерить эмоции?
- Что такое чувства
- Можно ли измерить чувства?
- Как можно исследовать чувства и эмоции
Что такое эмоции?
Представьте себе: вы бежите по аэропорту, чтобы успеть на свой рейс. Пока вы пытаетесь пробраться сквозь толпу людей, стоящих в очереди на проверку безопасности, вы замечаете старого друга, которого не видели целую вечность.
Прежде чем ты успеваешь что-то сказать, ты плачешь от волнения (и забываешь о спешке) и крепко обнимаешь своего друга.
Эмоции — это реакции более низкого уровня, возникающие в подкорковых областях мозга (например, в миндалевидном теле, которое является частью лимбической системы) [1] и в неокортексе (вентромедиальная префронтальная кора, отвечающая за сознательные мысли, рассуждения, и принятия решений) [2, 3].
Узнайте больше: Введение в теории эмоций
Эти реакции создают биохимические и электрические реакции в организме, которые изменяют его физическое состояние. Строго говоря, эмоции — это неврологические реакции на эмоциональный стимул.
Знаете ли вы? Миндалевидное тело играет ключевую роль в эмоциональном возбуждении. Он может регулировать высвобождение нейротрансмиттеров в гиппокампе, области, занимающей центральное место в консолидации памяти [4]. Одна из теорий состоит в том, что именно поэтому эмоциональные воспоминания обычно воспринимаются как более сильные и такие продолжительные [5, 6].
Можно ли измерить эмоции?
Эмоции бывают физическими и инстинктивными, мгновенно вызывая телесные реакции на угрозу, награду и все, что между ними. Телесные реакции могут быть объективно измерены по расширению зрачка (отслеживание глаз), проводимости кожи (EDA/GSR), активности мозга (ЭЭГ, фМРТ), частоте сердечных сокращений (ЭКГ) и выражению лица.
Начало страницы
Что такое чувства?
В то время как эмоции связаны с телесными реакциями, которые активируются нейротрансмиттерами и гормонами, высвобождаемыми мозгом, чувства представляют собой сознательный опыт эмоциональных реакций.
Чувства, возникающие в неокортикальных областях мозга, вызываются эмоциями и формируются на основе личного опыта, убеждений, воспоминаний и мыслей, связанных с этой конкретной эмоцией. Строго говоря, чувство — это побочный продукт вашего мозга, воспринимающего эмоцию и придающего ей определенное значение [7].
Интересно, что этот процесс работает в обоих направлениях: хотя реальная встреча с пауком (стимул) может напугать вас, просто мысль о нем может вызвать ту же эмоциональную реакцию.
Можно ли измерить чувства?
Осознанная природа чувств позволяет довольно легко измерить их с помощью инструментов самоотчета, таких как интервью, опросы и анкеты, включая рейтинговые шкалы и процедуры самооценки.
Совет: Манекен для самооценки (SAM) Bradley & Lang [8] — это метод невербальной графической оценки, который непосредственно измеряет чувства (удовольствие — неудовольствие) и уровни возбуждения (низкий — высокий) респондентов при столкновении с различными эмоциональные раздражители.
К началу страницы
Как можно исследовать чувства и эмоции
В коммерческих и академических исследованиях человеческого поведения сбор данных об эмоциональных реакциях и чувствах занимает центральное место для получения ценных сведений о процессах, связанных с наблюдаемыми действиями, мыслями и воспоминаниями человека. интересующая вас группа респондентов.
Что мы имеем в виду, когда говорим о чьих-то «эмоциях» или их «эмоциональных реакциях»? Более того, что мы можем достоверно измерить об «эмоциональном опыте» человека и как эти измерения помогают нам понять поведение? Доктор Брендан Мюррей и доктор Джессика Уилсон познакомят вас с тем, что мы имеем в виду, когда говорим об «эмоциях», и как мы можем осмысленно измерить эмоциональный опыт.
Посетите наш вебинар:
Что такое эмоции и как мы их измеряем?
PS: Если вы хотите узнать больше о человеческом поведении, загрузите наше бесплатное руководство ниже!
Ссылки
[1] ЛаБар, К. , и Кабеса, Р. (2006). Когнитивная нейронаука эмоциональной памяти. Nature Reviews Neuroscience, 7 (1), 54–64. doi: 10.1038/nrn1825
[2] Бечара А., Дамасио Х. и Дамасио А. (2000). Эмоции, принятие решений и орбитофронтальная кора. Кора головного мозга , 10 (3), 295-307. doi: 10.1093/cercor/10.3.295
[3] Доносо, М., Коллинз, А., и Коэчлин, Э. (2014). Основы мышления человека в префронтальной коре. Наука , 344 (6191), 1481-1486. doi: 10.1126/science.1252254
[4] Ричардсон М., Стрейндж Б. и Долан Р. (2004). Кодирование эмоциональных воспоминаний зависит от миндалевидного тела и гиппокампа и их взаимодействия. Nature Neuroscience, 7 (3), 278–285. дои: 10.1038/nn1190
[5] Смит А., Стефан К., Рагг М. и Долан Р. (2006). Задача и содержание модулируют связь между миндалевидным телом и гиппокампом при эмоциональном поиске. Нейрон , 49 (4), 631-638. doi: 10.1016/j.neuron.2005.12.025
[6] Рихтер-Левин Г. и Акирав И. (2000). Динамическое взаимодействие миндалевидного тела и гиппокампа в связи с памятью. Молекулярная нейробиология , 22 (1-3), 011-020. doi: 10.1385/mn:22:1-3:011
[7] LeDoux, J. (2012). Переосмысление эмоционального мозга. Neuron , 73 (5), 1052. doi: 10.1016/j.neuron.2012.02.018
[8] Bradley, M., & Lang, P. (1994). Измерение эмоций: манекен самооценки и семантический дифференциал. Журнал поведенческой терапии и экспериментальной психиатрии , 25 (1), 49–59. doi: 10.1016/0005-7916(94)-9
Как справиться с трудными эмоциями (для подростков)
Рецензировано: Д’Арси Линесс, доктор философии
на испанском языке Cómo enfrentar las emociones dificiles
Положительные и отрицательные эмоции
Эмоции (чувства) являются нормальной и важной частью нашей жизни.
Некоторые эмоции положительные. Подумайте о счастье, радости, интересе, любопытстве, волнении, благодарности, любви и удовлетворенности. Эти положительные эмоции приятны. Отрицательные эмоции, такие как грусть, гнев, одиночество, ревность, самокритика, страх или неприятие, могут быть трудными, а иногда даже болезненными.
Это особенно верно, когда мы испытываем отрицательную эмоцию слишком часто, слишком сильно или слишком долго останавливаемся на ней.
Но отрицательных эмоций избежать невозможно. Все их время от времени ощущают. Они могут быть трудными, но мы можем научиться справляться с ними.
Вот три шага, которые помогут вам справиться с негативными эмоциями.
Шаг 1. Определите эмоцию
Чтобы научиться замечать и определять свои чувства, нужна практика. Помимо сосредоточения на своих чувствах, проверьте также и свое тело. Вы можете ощущать телесные ощущения с определенными эмоциями — возможно, ваше лицо становится горячим, например, или ваши мышцы напрягаются.
- Осознавайте свои чувства. Когда у вас возникает отрицательная эмоция, например гнев, попытайтесь назвать то, что вы чувствуете.
Например:
Этот парень Ян из моей учебной группы сводит меня с ума !
Я так ревную когда вижу эту девушку/парня с моим бывшим.
Я чувствую страх всякий раз, когда мне приходится проходить мимо этих хулиганов. -
- Знайте, почему вы так себя чувствуете. Выясните, что произошло, что заставило вас чувствовать себя так, как сейчас.
Например:
Всякий раз, когда мы делаем групповые проекты, Ян находит способ присвоить себе все заслуги за работу других людей.
Наш учитель считает Иэна звездой команды, хотя у него никогда не было собственных идей.
Когда я вижу, как мой бывший флиртует с другими людьми, это напоминает мне, что я до сих пор испытываю к нему/ней чувства.
Хотя хулиганы не придираются ко мне, я вижу, что они делают с другими людьми, и это меня беспокоит. - Не вини. Способность распознавать и объяснять свои эмоции — это не то же самое, что обвинять кого-то или что-то в своих чувствах. Ваш бывший, вероятно, не встречает кого-то нового, чтобы отомстить вам, а парень, который приписывает себе заслуги в вашей работе, может даже не осознавать, что он делает. То, что вы чувствуете, когда это происходит, исходит из внутри вас . У ваших чувств есть причина — чтобы помочь вам понять, что происходит.
- Примите все свои эмоции как естественные и понятные. Не осуждайте себя за эмоции, которые вы испытываете. Это нормально чувствовать их. Признание того, что вы чувствуете, может помочь вам двигаться дальше, поэтому не будьте строги к себе.
Page 2
Шаг 2: Примите меры
После того, как вы обработали свои чувства, вы можете решить, нужно ли вам выражать свои эмоции. Иногда достаточно просто понять, что ты чувствуешь, но в других случаях тебе захочется сделать что-то, чтобы почувствовать себя лучше.
- Подумайте, как лучше всего выразить свои эмоции. Это время, когда вам нужно мягко противостоять кому-то еще? Обсудить свои чувства с другом? Или избавиться от чувства, отправившись на пробежку?
Например:
Выражение своего гнева на Яне ничего не решит — это может даже заставить его почувствовать свое превосходство! Но мои чувства говорят мне, что мне нужно избегать еще одной ситуации, когда он берет на себя контроль над проектом.
Я буду высоко держать голову рядом со своим бывшим, затем включу несколько грустных песен и хорошенько выплачусь в своей комнате, чтобы помочь мне высвободить свои чувства и, в конце концов, отпустить.
Мой страх быть рядом с этими хулиганами является признаком того, что они зашли слишком далеко. Возможно, мне стоит поговорить о том, что происходит, со школьным психологом. - Узнайте, как изменить свое настроение. В какой-то момент вам захочется переключиться с негативного настроения на позитивное. В противном случае ваше мышление может застрять на том, насколько все плохо, и это может привести к тому, что вы почувствуете себя еще хуже. Старайтесь делать то, что делает вас счастливым, даже если вам не хочется этого в данный момент. Например, у вас может не быть настроения выходить на улицу после расставания, но прогулка или просмотр забавного фильма с друзьями могут вывести вас из этого негативного пространства.
- Создавайте положительные эмоции. Позитивные чувства создают ощущение счастья и благополучия. Сделайте привычкой замечать и сосредотачиваться на том, что хорошо в вашей жизни — даже на мелочах, таких как похвала вашего отца за то, что вы починили его книжные полки, или на вкус салата, который вы приготовили на обед. Замечая хорошие вещи, даже когда вы плохо себя чувствуете, вы можете изменить эмоциональный баланс с негативного на позитивный.
- Обратитесь за поддержкой. Поговорите о своих чувствах с родителем, взрослым, которому доверяете, или другом. Они могут помочь вам исследовать свои эмоции и дать вам свежий взгляд на вещи. И ничто не помогает вам чувствовать себя более понятым и заботливым, чем поддержка кого-то, кто любит вас таким, какой вы есть.
- Упражнение. Физическая активность помогает мозгу вырабатывать естественные химические вещества, которые способствуют хорошему настроению. Упражнения также могут снять накопившийся стресс и помочь вам не зацикливаться на негативных чувствах.
Шаг 3: Получите помощь при сложных эмоциях
Иногда, независимо от того, что вы делаете, вы не можете избавиться от сложной эмоции. Если вы обнаружите, что застряли в чувстве грусти или беспокойства более чем на пару недель, или если вы чувствуете себя настолько расстроенным, что думаете, что можете навредить себе или другим людям, вам может понадобиться дополнительная помощь.