Цунами поражающие факторы: Основные Поражающие Факторы Цунами (Первичные и Вторичные)

5.4. Последствия воздействия цунами. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс

5.4. Последствия воздействия цунами

Некоторые факты

17 июля 1998 года страшный грохот потряс в сумерках идиллического вида пляжи на севере острова Новая Гвинея. Это было единственное, но, увы, слишком запоздалое предупреждение о надвигающемся катаклизме. Уже буквально через минуту океан вздыбился более чем 10-метровой волной, которая накатилась на берег на протяжении почти 50 км. Невиданный доселе океанский монстр прошелся по побережью, словно бритвой срезав все встречавшееся на пути. Сразу же были начисто смыты 7 прибрежных деревень. Более 2 тыс. их жителей были буквально раздавлены волнами.

На берег обрушились одновременно три гигантских цунами, вызванные землетрясением, эпицентр которого находился в океане в нескольких десятках километров к северу от острова. Его сила достигала 7 баллов по шкале Рихтера.

Уцелевшие после цунами люди в панике покинули побережье, ушли в джунгли и, возможно, уже никогда не вернутся к морю — слишком страшен был шок от пережитого.

Основными первичными поражающими факторами цунами являются удар волны, гидродинамическое давление потока воды, воздушная волна, которую водная масса несет перед собой, наводнение и затопление. Разрушительная сила цунами прямо пропорциональна скорости выхода волны к берегу.

Вторичные факторы поражения при цунами весьма разнообразны, они наносят огромный ущерб прибрежным районам, могут повлечь массовую гибель и травмы людей.

К ним относятся:

? затопление местности;

? разрушение зданий и сооружений, дорог, трубопроводов, линий электропередачи и связи, других коммуникаций, мостов и причалов;

? выброс судов на берег и их разрушение;

? гибель людей и животных;

? смыв почвы, уничтожение сельскохозяйственных культур;

? пожары, загрязнение почвы в результате разрушения хранилищ с опасными веществами и объектов, где они используются;

? загрязнение или уничтожение источников питьевой воды;

? распространение инфекционных заболеваний, возникновение эпидемий.

Судно, заброшенное цунами на крышу дома

Кроме водного потока, разрушительным действием обладает и воздушная волна, которая идет перед водяным валом. Она сносит крыши и дома, срывает двери и окна, травмирует людей.

Цунами особенно опасны для поселков, городов и сооружений, расположенных на низменных участках побережья океана.

Цунами действуют сообразно восточной пословице: «В океане покачивалось добродушным китом, а на берег выскочило алчным тигром».

8.6. Цунами

8.6. Цунами Сильные землетрясения, особенно подводные, вызывают цунами гигантские волны высотой 5 — 10 м и более, двигающиеся с огромной скоростью. Наибольшей опасности подвержены побережья морей и океанов. Но цунами могут возникнуть даже на озерах и водохранилищах. Не

Цунами

Цунами (Побережье Мирового океана) Что такое волны моря? Каждый легко ответит: это колебания морской поверхности, иногда чуть заметные, а порой вздымающиеся на четыре-пять, а то и десять метров, качающие и опрокидывающие корабли и размывающие берега. Причина их тоже

Землетрясения и цунами

Землетрясения и цунами Цунами в декабре 2004 года посеяло смерть и разрушения на большей части Индийского океана, от Индонезии до Таиланда, до Шри Ланка и Мальдив. После этого многие звонили и писали нам о своих страхах, как например:— После того что случилось мы ни за что

Что такое цунами?

Что такое цунами? Цунами – это морские волны, возникающие в результате резких смещений морского дна при подводных землетрясениях или при лавинообразных срывах донных осадочных пород, похожих на снежные лавины в горах. Название таких волн заимствовано из японского

Что такое цунами?

Что такое цунами? Из-за того что на Земле улучшились коммуникации, мы стали гораздо чаще слышать о цунами. В переводе с японского цунами означает «волна в гавани». Чем же она отличается от привычных волн, пусть даже и штормовых?Главное отличие в том, что цунами при

Что такое цунами?

Что такое цунами? Цунами – это морские волны очень большой длины, возникающие главным образом в результате сдвига вверх и вниз протяженных участков морского дна при подводных и прибрежных землетрясениях. Расстояние между соседними гребнями волн при цунами может

Грозные цунами

Грозные цунами В мае 1960 года всколыхнулось побережье Чили. Первым толчком подземные силы как бы предупредили людей о своем существовании. Через несколько часов земля снова резко вздрогнула, точно огромное животное, которому причинили острую и внезапную боль. А еще через

Цунами

Цунами Когда на нашей планете образовался первый океан, приблизительно тогда же и родилось первое цунами.

Первобытный человек старался селиться ближе к воде, именно на берегах рек и морей возникали крупные поселения, и поэтому с древних времен сталкивались люди с этим

5 ЦУНАМИ

5 ЦУНАМИ 5.1. Понятие цунами Цунами относится к морским опасным гидрологическим явлениям.В 4 часа ночи 5 ноября 1952 года жители города Северо-Курильск и ряда прибрежных поселков на острове Парамушир, входящем в состав Курильских островов, были разбужены сильными подземными

5.1. Понятие цунами

5.1. Понятие цунами Цунами относится к морским опасным гидрологическим явлениям.В 4 часа ночи 5 ноября 1952 года жители города Северо-Курильск и ряда прибрежных поселков на острове Парамушир, входящем в состав Курильских островов, были разбужены сильными подземными

5.2. Причины возникновения цунами

5. 2. Причины возникновения цунами Что служит причиной порождения таких огромных разрушительных волн?Большинство крупных цунами возникают при подводном землетрясении, и их называют сейсмогенными цунами. Под водой образуются протяженные вертикальные трещины, и часть дна

5.5. Меры по защите от цунами и снижению последствий их воздействия

5.5. Меры по защите от цунами и снижению последствий их воздействия В районах, где существует постоянная угроза цунами, проводятся заблаговременные мероприятия, способствующие снижению ущерба от них.К таким мероприятиям относятся:? создание системы наблюдения,

Структурные подразделения

Сегодня: 09.01.2023

Версия для слабовидящих

 

Карта сайта


  • Сведения об образовательной организации
  • Об университете
    • Общие сведения
    • Учёный совет
    • Попечительский совет
    • Руководство
    • Ректорат
    • Учебно-методический совет
    • Объединенный совет обучающихся
    • Символика
    • Правила внутреннего трудового распорядка
    • Положение об оплате труда работников
    • Нормативно-правовые документы
    • Образцы документов об образовании
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Персональный состав педагогических работников
    • Представители работодателей, участвующие в учебном процессе
    • Противодействие коррупции
  • Структура
    • Институты и факультет
    • Учебно-научные подразделения
    • Филиалы
    • Управления и отделы
    • Учебно-методический центр довузовской подготовки и профориентационной работы
    • Инфраструктурные подразделения
    • Административно-хозяйственные подразделения
    • Общественные организации и объединения, органы самоуправления
  • Наука
    • Ассоциация «Университетский аграрный научно — образовательный комплекс Брянщины»
    • Ведущие ученые университета
    • Направления научной работы
    • Разработки и достижения
      • Каталог научных разработок
      • Организационные формы интеграции науки с производством
      • НИР
      • Информационно-консультационная служба
      • ПАТЕНТНО-ЛИЦЕНЗИОННАЯ РАБОТА
    • Диссертации
    • Диссертационный совет Д220. 005.01
    • Конференции и семинары
    • Центр коллективного пользования приборным и научным оборудованием при ФГБОУ ВО Брянский ГАУ
    • Научно-исследовательская часть
    • Региональный учебно-методический информационно-консультационный центр
    • Отдел докторантуры и аспирантуры
    • Национальные проекты
    • Нормативно-правовые документы
    • Гранты
    • База для осуществления научно-исследовательской деятельности
    • Национальный проект «Наука и университеты»
  • Диссертационный совет Д220. 005.01
  • Воспитательная работа
    • Воспитательная работа
    • ГОД ПАМЯТИ И СЛАВЫ. 75 ЛЕТ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.
    • СОВЕТ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
    • Совет кураторов
    • Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»(ГТО)
    • Патриотическая работа
    • ДНД
    • Противодействие экстремизму и терроризму
    • Культурно-досуговый центр
  • Международное сотрудничество
  • Электронная информационно-образовательная среда
  • Мониторинг удовлетворенности обучающихся качеством образовательного процесса
  • Трудоустройство выпускников
  • Вести БГАУ
  • Вестник Брянской ГСХА
  • Научная библиотека
    • Электронный каталог
    • Полнотекстовые документы
      • Учебно — методические материалы
      • Диссертации
    • Электронно-библиотечные системы
    • Платные услуги
    • Нормативно-правовые документы
  • Противодействие экстремизму и терроризму
  • Противодействие коррупции
  • Совет ректоров высших учебных заведений Брянской области

Защита людей от цунами — Любопытно

Слово «цунами» в переводе с японского означает «волны в гавани». Японцы знают толк в разрушительной природе этих гигантских волн, веками страдавших от их воздействия. Но термин «волна в гавани» вводит в заблуждение, поскольку цунами возникают не только в гаванях. Они также не являются «приливными волнами» — хотя высота прилива может влиять на силу их воздействия, они не контролируются и не вызываются приливными движениями.

Если нам нужно описательное название для них, хотя оно и не очень броское, мы могли бы назвать их «волнами смещения», поскольку они возникают, когда какое-то движение земли вызывает вытеснение большого количества воды. Цунами могут быть вызваны подводными оползнями или обрушением в море большого количества камней или отложений. Извержения вулканов, взрывы и падения метеоритов также могут вызывать цунами. Метеорит диаметром 5–6 км, упавший посреди Атлантического океана, по-видимому, вызовет цунами , которое затопит все верхнее восточное побережье США. Тем не менее, нет необходимости в немедленной тревоге — Земля, вероятно, будет сталкиваться с астероидом такого размера каждые 26 миллионов лет или около того.

Что такое зона субдукции?

Наиболее распространенной причиной цунами являются подводные землетрясения, и обычно это землетрясения, связанные с зонами субдукции. Когда происходит землетрясение, большие куски земной коры смещаются. Если эти массивные куски земной коры находятся под океаном, движение заставляет воду, лежащую над ним, также смещаться, отбрасывая огромное количество воды от источника землетрясения серией огромных волн.

Зона субдукции возникает, когда две тектонические плиты встречаются и одна плита «скользит» под другую. Это происходит потому, что Земля имеет два основных типа коры — континентальную кору и океаническую кору. Они состоят из разных минералов, а океаническая кора более плотная, чем континентальная. Когда плита, несущая океаническую кору, сталкивается с плитой, несущей континентальную кору, более плотная океаническая кора оказывается под континентальной корой. Около 90 процентов всех землетрясений в мире происходят в зонах субдукции вокруг Тихого океана — Тихоокеанском «огненном кольце». Движение тектонических плит в этом процессе может вызвать очень большие смещения дна океана, поэтому они так часто сопровождаются цунами.

Энергия цунами

Землетрясение или другое возмущение, вызывающее цунами, может передать волне большое количество энергии. Энергия (способность совершать работу) любой океанской волны пропорциональна квадрату высоты волны (расстояние между впадиной и гребнем). Мощность волны (скорость выполнения работы) определяется длиной волны (расстоянием между двумя гребнями) и высотой волны.

Большинство океанских волн имеют длину около 30–40 километров. Высокоэнергетическое цунами в глубоком океане может иметь высоту менее метра, но длину волны в сотни километров — по сути, его энергия распространяется по всему океану. Большая длина волны цунами означает, что они теряют энергию довольно медленно, поэтому они могут преодолевать огромные расстояния и все же сеять хаос, когда ударяются о береговую линию.

Например, землетрясение в открытом море недалеко от Чили в 1960 г. вызвало волны, несущиеся во всех направлениях через Тихий океан. Высота волн не превышала метра или около того, а значит, невооруженным глазом их не так легко заметить. Волны двигались очень быстро, и всего через 22 часа волна высотой 6 метров обрушилась на побережье Японии по другую сторону океана, убив около 200 человек. Это цунами ощущалось и в Австралии, высота волн достигала 84 сантиметров в гавани Сиднея. Цунами продолжало отражаться от Тихого океана в течение нескольких дней, нанося ущерб всякий раз, когда оно ударялось о землю.

Так что же привело к тому, что цунами высотой один метр в океанских глубинах достигло высоты шести метров, когда ударило о землю?

Что ж, по мере того, как вода становится мельче, длина волны и скорость волны уменьшаются, но волна не теряет своей энергии. Чтобы удовлетворить соотношение между длиной волны, высотой волны и энергией, это означает, что высота волны должна увеличиваться. Итак, когда волны приближаются к суше из глубин океана, их высота увеличивается.

Последствия цунами

Многие цунами не разрушаются после удара о землю. Они просто поднимаются, затопляя низменные районы и отскакивая от скал или холмов, часто нанося такой же или больший ущерб, как и отступая обратно в океан. Более того, если вспомнить, что цунами — это серия волн, ударов бывает не один. Часто будет волна за волной цунами, что приведет к продолжающемуся разрушительному зачистке, которое происходит в течение периода до 24 часов, а иногда и дольше. Известно, что цунами достигают нескольких километров вглубь суши, способные уносить с собой автомобили или корабли.

Наряду с очевидным риском для жизни людей возможны затопления и затопления побережья со значительным ущербом для зданий и другой инфраструктуры. Могут быть серьезные последствия, если эта инфраструктура окажется, скажем, атомной электростанцией. Землетрясение Тохоку, произошедшее у берегов Японии в 2011 году, привело к цунами, обрушившемуся на восточное побережье страны, где расположена атомная электростанция Фукусима-дайити. Завод был сильно поврежден, что привело к расплавлению 7-го уровня. Радиоактивный материал был выброшен в окружающую среду — серьезная ядерная катастрофа. Некоторые цунами могут не оказывать значительного воздействия на прибрежные районы, но все же могут давать о себе знать в виде опасных разрывов и течений в прибрежной зоне. Цунами могут обогнуть земной шар более одного раза, и их последствия длятся несколько дней.

ЦУНАМИ В ИНДИЙСКОМ ОКЕАНЕ В 2004 ГОДУ

В результате цунами, обрушившегося на прибрежные районы Индийского океана 26 декабря 2004 года, погибло более 289 000 человек, многие получили ранения или остались без крова. Волна морской воды, вызвавшая разрушения, стала результатом крупнейшего в мире землетрясения за 40 лет. Основное землетрясение имело магнитуду 9,1, за ним последовала серия афтершоков силой от 5,7 до 7,3. В регионе часто регистрируются менее сильные землетрясения.

Землетрясение было вызвано движением Индийской плиты и Евразийской плиты. Индийская плита движется на север в среднем на 6 сантиметров в год и проталкивается под континентальную Бирманскую плиту. 26 декабря плиты внезапно сместились на 15 метров на протяжении 1 200 км. Величина вертикального смещения земной коры варьировалась (некоторые части поднимались, другие опускались), но в целом составляла около 4–5 метров. Эпицентр землетрясения находился у западного побережья северной Суматры, Индонезия. Сдвиг плит на дне океана вызвал цунами, которое распространилось по Индийскому океану и вызвало опустошение прибрежных поселений в Азии и Африке.

К сожалению, в то время не было системы раннего предупреждения о цунами в странах, окружающих Индийский океан, как в Тихом океане. Землетрясение было зафиксировано многими станциями мониторинга, но не было буев для обнаружения цунами, которые улавливали бы признаки надвигающегося/приближающегося цунами. И хотя имелась некоторая информация об измерении высоты прилива, эти данные не были доступны в режиме реального времени для анализа и оценки, необходимых для выпуска адекватных предупреждений.

В ответ на это событие Межправительственная океанографическая комиссия ЮНЕСКО создала Систему предупреждения и смягчения последствий в Индийском океане. Сначала информацию предоставили Японское метеорологическое агентство и Тихоокеанский центр предупреждения о цунами, а с 2011 года три поставщика услуг по цунами предоставили информацию об угрозе цунами 28 странам региона Индийского океана.

Глиняные кирпичи этого дома были смыты цунами 2004 года, остался только фундамент. Источник изображения: Thatths/Flickr.
ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ И ЦУНАМИ ТОХОКУ

У восточного побережья Японии Тихоокеанская плита погружается под Евразийскую плиту. 11 марта 2011 г. землетрясение магнитудой 9,1 было вызвано внезапным быстрым движением в пределах этой зоны субдукции. Землетрясение сотрясало землю в течение 6 минут. Его эпицентр находился в 72 километрах от восточного побережья Японии и в 30 километрах под землей. Первая волна цунами обрушилась менее чем за час. Это землетрясение было настолько сильным, что сдвинуло остров Хонсю на восток примерно на два с половиной метра, опустило береговую линию Хонсю примерно на полметра и даже повлияло на ось вращения Земли.

Вода поднялась на 10 километров вглубь суши в Сендае и достигла высоты 39 метров над уровнем моря в городе Мияко. Наводнение охватило площадь около 560 квадратных километров. Погибло более 15 000 человек.

Мы тоже ощутили последствия этого цунами в Австралии, но его сила была далеко не такой, как в Японии. Сообщалось о необычно сильных течениях в гавани Сиднея и Порт-Кембла, а некоторых пловцов унесло в лагуну в прибрежном городе Меримбула на юге Нового Южного Уэльса. Примерно через 18 часов после землетрясения волны высотой около 30 сантиметров обрушились на побережье Антарктиды.

Вверху: амплитуда волны цунами 2011 года.

Прогнозирование и подготовка к цунами

Факты, которые могут вызвать цунами, очень разнообразны: землетрясения могут иметь совершенно разную силу и характер смещения. Концентрация энергии землетрясения будет влиять на то, как сейсмические волны распространяются через окружающую породу, и сами типы пород также могут влиять на то, как сейсмические волны распространяются.

Как правило, только землетрясения с магнитудой более 6,5 вызывают цунами, а самые разрушительные цунами возникают в результате землетрясений, происходящих в относительно неглубоких областях земной коры.

Хотя прогнозирование будущих событий, вызывающих цунами, в принципе невозможно, кроме статистических прогнозов, основанных на записях о прошлых событиях, было проделано много работы, чтобы выяснить, как ведут себя цунами и каковы могут быть их последствия.

Такие факторы, как форма морского дна, глубина воды и прибрежный ландшафт, влияют на то, как цунами распространяется и воздействуют на прибрежные районы. Прибрежные гавани и мысы могут привести к тому, что волны отскакивают друг от друга и меняют свое направление — цунами (и другие волны) могут «огибать» острова, в конечном итоге охватывая побережье с якобы защищенной стороны. Другие осложняющие факторы включают влияние обратной волны от одной волны на последующие волны и точную природу волнения, которое в первую очередь вызвало цунами.

Цунами может двигаться со скоростью коммерческого самолета — около 640–960 километров в час. Это довольно быстро, но это дает людям некоторое время, чтобы отреагировать и подготовиться, если адекватные предупреждения сразу после события, вызывающего цунами. Это, очевидно, зависит от того, насколько далеко люди находятся от эпицентра землетрясения — в континентальной Австралии мы, вероятно, будем достаточно далеко от места действия, чтобы иметь достаточно времени, но у других стран, расположенных ближе к Тихоокеанскому кольцу огня, может быть очень мало времени. ответить.

Наряду со всеми сейсмическими мониторами, установленными на суше, в океане установлены буи, обнаруживающие изменения давления в результате движения большого количества воды. Они используются для обнаружения цунами и отслеживания направления и скорости их движения.

Океанский буй, используемый для обнаружения цунами. Источник изображения: Австралийское бюро метеорологии.

И дело не только в возможности предсказать, как могут проявиться последствия цунами, не менее важна готовность к «мирному времени». Крайне важно иметь соответствующие процедуры для быстрой оценки риска цунами, выдачи эффективных и четких предупреждений и управления процедурами эвакуации. Также важно, чтобы жители, проживающие в районах повышенного риска цунами, были информированы и осведомлены как о рисках, так и о соответствующих действиях, которые необходимо предпринять в случае цунами.

Австралийское метеорологическое бюро смоделировало почти две тысячи цунами, чтобы создать набор «заготовленных» сценариев, описывающих вероятное воздействие цунами, вызванных землетрясениями различной силы и местоположения. Эта «библиотека» возможных событий служит руководством для менеджеров по чрезвычайным ситуациям, когда речь идет о подготовке к цунами и выпуске предупреждений.

Мы также должны помнить, что даже при наличии наилучшей информации и стратегий обеспечения готовности природа может быть непредсказуемой и удивить нас. Около 100 центров эвакуации цунами в Сендае пострадали от цунами во время события Тохоку в 2011 году, что подчеркивает важность постоянной оценки рисков.

Следует помнить, что все системы оповещения и процедуры подготовки зависят от точного и своевременного обнаружения события, вызвавшего цунами. Если цунами вызвано чем-то иным, чем землетрясение, например, подводным оползнем, предупреждения, скорее всего, не будет (если поблизости не будет надлежащего набора буев для обнаружения цунами).

Объединенный австралийский центр предупреждения о цунами

Ряд австралийских правительственных учреждений — Бюро метеорологии, Геофизическая служба Австралии и Генеральная прокуратура — все вместе работают над поддержкой Объединенного австралийского центра предупреждения о цунами (JATWC).

Geoscience Australia отвечает за наблюдение за серией сейсмических мониторов в Индийском, Тихом и Южном океанах, которые почти мгновенно предоставляют информацию о землетрясениях. Автоматизированная система анализирует события, чтобы определить вероятность возникновения цунами. Затем эксперт-сейсмолог принимает окончательное решение и передает соответствующую информацию в Бюро метеорологии в течение 15 минут после землетрясения.

Бюро метеорологии управляет рядом прибрежных датчиков уровня моря и океанических буев для обнаружения цунами и использует информацию от них вместе с сейсмической информацией из Geoscience Australia для выбора соответствующего заранее рассчитанного сценария, оценки конечного риска цунами и потенциальной серьезности, а затем выдает соответствующие предупреждения. JATWC продолжает следить за событием, чтобы увидеть, разворачивается ли оно в соответствии с прогнозом, и по мере необходимости обновляет предупреждения и рекомендации.

JATWC также участвует в международных усилиях по предупреждению о потенциальных цунами в Индийском океане, предоставляя информацию для Системы предупреждения о цунами и смягчения их последствий в Индийском океане. Затем национальные власти каждой страны несут ответственность за выпуск предупреждений о цунами для своих граждан.

Хотя цунами случаются редко, они могут быть разрушительными. Тем не менее, благодаря сочетанию строгой науки, последовательного и надежного мониторинга нашей Земли и океанов, а также соответствующих процедур подготовки и предупреждения, мы работаем над тем, чтобы лучше понять эти потенциально смертоносные события, чтобы защитить наши сообщества и обеспечить безопасность людей.

Изучение факторов, влияющих на затопление цунами

Бонни Магура (государственные школы Портленда), Роджер Грум (средняя школа Маунт-Табор) и CEETEP (Образовательная программа Cascadia EarthScope по изучению землетрясений и цунами)

Это задание является частью коллекции Рецензируемые учебные задания «На переднем крае».

Скрыть

Это задание было выбрано для проверенной учебной коллекции «На переднем крае»

Это задание получило положительные отзывы в процессе экспертной оценки, включающей пять категорий отзывов. Пять категорий, включенных в процесс:

  • Научная точность
  • Согласование целей обучения, мероприятий и оценок
  • Педагогическая эффективность
  • Прочность (удобство использования и надежность всех компонентов)
  • Полнота веб-страницы ActivitySheet

Для получения дополнительной информации о самом процессе рецензирования см. https://serc.carleton.edu/teachearth/activity_review.html.

Эта страница впервые опубликована: 24 мая 2018 г.


Резюме

Учащиеся работают в группах, чтобы изменить элементы резервуара волны цунами, чтобы исследовать влияние прибрежной батиметрии (подводной топографии) и прибрежных форм рельефа на то, как далеко цунами может распространиться вглубь суши. Разрушительные цунами чаще всего возникают в результате землетрясений в зоне субдукции, таких как те, что происходят на Аляске.

Показать дополнительную информацию о согласовании NGSS

Скрыть


ВЫРАВНИВАНИЕ NGSS
Ключевые идеи дисциплины
Земные системы: MS-ESS2-2
Земля и деятельность человека: MS-ESS3-2, HS-ESS3-1
Волны и их применение: MS-PS4-1
Инженерный проект: HS-ETS1-1

Используется эта деятельность? Поделитесь своим опытом и модификациями

Контекст

Аудитория

работа

Учащиеся используют волновой резервуар для изучения различных факторов, таких как батиметрия, топография побережья и энергия волн, для определения расстояний до затопления цунами.

Это задание может быть выполнено с начинающими учащимися в области геолого-геофизических наук в средней школе или колледже. Он также может работать для неформального образования или общественных мероприятий в качестве демонстрации или интерактивности.

Навыки и концепции, которыми должны овладеть учащиеся

Учащиеся должны знать, что такое цунами и как их вызвать. Они также должны иметь опыт проведения расследований и использования научных методов.

Расположение деятельности в курсе

Это, вероятно, должно появиться позже в модуле по землетрясениям и цунами, после того как учащиеся уже будут знать кое-что об этих опасных геологических процессах. Предложения приведены ниже в ссылках на другие ресурсы и мероприятия по этой теме.

Цели

Содержание/концепции целей для данного занятия

Учащиеся смогут:

  • Определять топографические или другие факторы, влияющие на затопление цунами
Цели мыслительных навыков высшего порядка для этой деятельности
  • Провести эксперимент, связанный с затоплением цунами
    • Сформулируйте вопрос или гипотезу,
    • Разработать исследование по теме,
    • Сбор и представление данных и
    • Анализ и интерпретация их результатов.
Прочие цели навыков для этой деятельности
  • Работа в группах
  • Использование физических моделей

Описание и учебные материалы

in Многие низменные прибрежные районы по всему миру находятся под угрозой цунами. Зоны субдукции имеют наибольшую опасность, так как могут иметь крупные локальные очаги землетрясений большой магнитуды. Однако даже в случае пассивных окраин может существовать опасность оползней, цунами, вызванных вулканами, или отдаленных цунами, распространяющихся на тысячи километров. Это занятие дает учащимся возможность попрактиковаться в научных исследованиях, а также узнать больше о том, как различия в форме побережья и ведут к тому, что некоторые районы вызывают большее затопление. Он может лежать в основе последующих мероприятий по планированию устойчивости сообщества.

Часть 1 Гипотеза и разработка

Учащиеся решают, какие переменные исследовать, и разрабатывают модель затопления цунами для проверки своей гипотезы. Вы можете провести сеанс мозгового штурма в классе или представить варианты из списка возможных переменных в руководстве для преподавателя.

Часть вторая: сбор и анализ данных

Учащиеся проводят серию экспериментов по измерению изменений наводнений с измененными переменными. Они собирают, систематизируют и отображают достаточно данных как в виде таблиц, так и в виде эскизов.

Часть третья: Заключение

Учащиеся подводят итоги и используют их для оценки первоначальной гипотезы о затоплении цунами, выдвинутой собственными группами учащихся и другими.

Учебные материалы

См. прикрепленный файл с примечаниями для преподавателя, выравниванием NGSS, рабочим листом для учащихся и предлагаемой схемой оценивания.

  • Изучение факторов, влияющих на цунами. Заметки для преподавателей и рабочие листы для учащихся (Acrobat (PDF), 1,6 МБ, 15 сентября 22)
  • Рабочий лист для учащихся, версия WORD (Microsoft Word 2007 (.docx) 22 КБ, 5 июня 20)

Предварительный просмотр страницы 1 занятия


Вспомогательная презентация/аудиовизуальный материал
  • ANGLE презентации по этой теме, из которых инструкторы могут при необходимости извлечь справочную информацию:
    • Презентация «Тектоника плит Аляски и опасные геологические процессы»
    • Презентация
    • «Землетрясения и цунами на Аляске»
  • Устные истории, связанные с землетрясениями и цунами
    • Видеоролик «Беги к Хай Граунду», в котором Виола Рибе из племени Хох из штата Вашингтон рассказывает историю о предупреждениях о землетрясениях и цунами на северо-западе Тихого океана.
    • Громовая птица и косатка: видеоотчет из легенды индейцев Тиллимук, рассказывающий о геологических силах в устной традиции коренных американцев.

Учебные заметки и советы

  • См. выше примечания для преподавателей
  • Регионально разрушительные цунами чаще всего возникают в результате землетрясений в зоне субдукции, но локально очень разрушительные цунами могут возникать из-за оползней или извержений вулканов. Во фьордах Аляски сотрясение во время землетрясения может вызвать подводные оползни, вызывающие цунами, которые достигают берега, пока землетрясение еще продолжается. Вы можете поэкспериментировать с добавлением переменной оползня к экспериментам с волновым резервуаром, бросив пакет с гравием, а не используя весло для создания волны.
  • Как только учащиеся узнают больше о факторах, влияющих на затопление цунами, они будут готовы перейти к другим занятиям, которые подчеркивают готовность и устойчивость. В наборе действий ANGLE по смягчению последствий и обеспечению готовности имеется ряд параметров. Наиболее подходящим может быть инвентаризация опасностей землетрясений и планирование смягчения их последствий или вертикальные эвакуационные конструкции при цунами.

Оценка

Рабочий лист упражнения служит для итоговой оценки упражнения. Ответы короткие, но открытые, поэтому инструктору следует разработать простую шкалу с парой баллов для оценки полноты каждого ответа. Предложения представлены в версии ключа/рубрики ответов рабочего листа для учащихся.

В качестве альтернативы, если занятие используется для демонстрации или неформального интерактивного занятия, вопросы и обсуждения с учащимися могут помочь ведущему оценить уровень понимания и устранить неправильные представления.

Ссылки и ресурсы

  • Карты затопления цунами на Аляске
    • Онлайн-версия Центра землетрясений Аляски
    • Опубликованы версии в формате pdf и GIS Департаментом природных ресурсов Аляски
  • Западное побережье США
    • Исходная веб-страница CEETEP для этого мероприятия
    • Презентация об опасности цунами
    • Карты затопления цунами в Орегоне
    • Карты затопления цунами в Вашингтоне
    • Карты затопления цунами в Калифорнии
  • Общая информация
    • ready.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *