Почему незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные
Известный советский психолог Блюма Вульфовна Зейгарник в начале 1920-х гг. обнаружила интересный эффект: незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные. Оказавшись в дороге, попробуйте спросить попутчика, какой населенный пункт вы проехали. Скорее всего, он затруднится с ответом. А если задать вопрос, какой город будет следующим, наверняка получите точный ответ. Впоследствии этот эффект был назван именем Зейгарник. В психологии он имеет огромное значение. Например, внезапное расставание с любимым человеком приводит к появлению этого эффекта: действие не завершено, человек понимает, что его уже не любят, но ему трудно с этим смириться. У психотерапевтов даже есть специальные методики, позволяющие завершать такие случаи, избавляя клиентов от сердечных мук.
Многие бизнес-тренеры используют этот эффект для поддержания мотивации на обучение. Дают, например, сложную задачу с несколькими возможными решениями в конце первого дня. Участники делятся на группы и ищут ответ. Зачастую все приходят к разным решениям. На вопрос, какое же из них верное, тренер с ехидной улыбкой сообщает, что правильный ответ они узнают в начале следующего дня. Это дает возможность дополнительно замотивировать группу на обучение. Иными словами, участники не выдержат и вечером, придя в бар, отодвинут в сторону уже налитые кружки пива и попросят официанта принести бумагу и ручку. И, забыв обо всем, будут искать правильное решение.
К сожалению, большинство руководителей не учитывают влияние этого эффекта на сотрудников. А зря. Недавно наша компания оценивала региональных руководителей ювелирного ритейлера. Умение давать обратную связь своим сотрудникам было одной из их ключевых компетенций. И у большинства этот показатель был на самом низком уровне. А теперь представьте себя на месте подчиненного: вы выполнили задание, руководитель его принял, но ничего вам не сказал. Это вызывает эмоциональное напряжение, постепенно вы начнете терять мотивацию, так как не понимаете, правильно действуете или нет.
После тренингов мы обнаружили, что в тех отделах, где сотрудники получали ответную реакцию на свои действия, вырос уровень удовлетворенности персонала начальством и, как следствие, — уровень продаж. Там же, где менеджеры слукавили, ответили, что, дескать, они применяли обратную связь, а на самом деле этого не делали, продажи остались на том же уровне, что и раньше.
Эффект Зейгарник проявляется не только на уровне обратной связи. Нам неоднократно приходилось слышать от работодателей, что их менеджеры по продажам бездари и лентяи. А когда мы начинали разбирать систему вознаграждения компании, то испытывали легкий шок: мы, специалисты в разработке систем компенсаций и льгот, тратили на ее понимание несколько часов. Что уж говорить о простых менеджерах. В итоге вместо тренинга мы предлагали упростить и сделать прозрачной систему мотивации. В нескольких случаях это позволило без вложений в обучение поднять продажи на 30-40%. Вчерашние бездари начинали активно продавать, так как понимали, за что им платят.
И наконец, эффект Зейгарник проявляется при увольнении. По нашим наблюдениям, только около 37% специалистов покидают компанию без негативных эмоций. А остальные тут же начинают делиться своими переживаниями в соцсетях, что рано или поздно сказывается на имидже компании. Чтобы это предотвратить, достаточно провести обычную беседу с уходящим сотрудником: попросить его рассказать о том, что ему нравилось в компании, а что нет. В 90% случаев вы и так будете понимать, в чем проблема, но суть в другом. Это поможет человеку психологически завершить ситуацию, выплеснуть эмоции. Конечно, всего потока негатива прощальной беседой не снять, но уменьшить его в разы возможно.
Новости СМИ2
Хотите скрыть рекламу? Оформите подписку и читайте, не отвлекаясьЭффект незавершённого действия. Зачем он на уроках
Если дать человеку задачу, но не дать ему закончить решение, целый день его будут терзать мысли о том, как же всё-таки её выполнить. Как это поможет в образовании? Наш блогер, учитель физики Филипп Белов рассказывает, как работает эффект Зейгарник и как применить его на уроке.
Эффект незавершённого действия (или эффект Зейгарник) назван по фамилии открывшей его Блюмы Вульфовны Зейгарник (1900–1988) — известного советского психолога. Она обосновала связь эффективности запоминания материала и степени законченности действий с этим материалом. Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершённым или завершение которого было отсрочено на некоторый период времени.
В 1925 году Курт Левин, под руководством которого работала Б. В. Зейгарник, высказал предположение о существовании состояния равновесия между индивидуумом и его психологическим окружением. Когда это равновесие нарушается, возникает напряжённость, появляются определённые изменения, которые ведут к восстановлению баланса. Согласно взглядам Левина, поведение человека представляет собой постоянное чередование циклов напряжённости и последующих действий по её снятию. Поэтому всякий раз, когда у индивидуума возникает какая-то потребность, то есть состояние напряжённости, он своими действиями старается снять это напряжение и восстановить внутреннее равновесие.
Первая попытка экспериментальной проверки этой гипотезы была выполнена в 1927 году К. Левиным и Б. В. Зейгарник. Опыт заключался в том, что наблюдаемым давался набор задач, однако предоставлялась возможность решить только несколько из них, потому что процесс решения искусственно прерывался, прежде чем испытуемые могли выполнить всё. Результаты экспериментов свидетельствовали о том, что:
- напряжённое состояние возникает, когда субъект получает задание для выполнения;
- когда задание выполнено, напряжение пропадает;
- пока задание не закончено, мотивационное напряжение повышает вероятность того, что вопрос сохранится в памяти.
Наблюдаемые субъекты, чей процесс поиска решения прерывался, с большей вероятностью могли впоследствии вспомнить суть задания, чем те, кто успевал выполнить его до конца. Объясняется это явление тем, что при получении задания у испытуемого появляется усиливающаяся в процессе выполнения потребность довести его до конца. Эта потребность полностью реализует себя, когда задача выполнена, и остаётся неудовлетворённой, если она не завершена. Человек непроизвольно удерживает в памяти то, что отвечает его наиболее насущным, но не вполне удовлетворённым потребностям.
Эффект Зейгарник работает только в случае выполнения весьма любопытных условий. В ходе экспериментов выяснилось, что существенное влияние имеет такой показатель, как предварительный мотивационный уровень.
Действия, выполненные с очень сильной личной мотивацией, запоминаются лучше, когда они завершены, чем когда они по какой-то причине прервались
Поэтому эффект не имеет влияния там, где прерванные занятия сопровождались большой эмоциональной вовлечённостью испытуемого в процесс. Парадоксально, но незавершённые, прерванные действия запоминались чаще, сильнее и лучше при условии низкой мотивированности исполняющего задачу. Другими словами: чем меньше интересует человека, в частности ученика, прерванное дело, которым он был занят, тем лучше оно запомнится и дольше сохранится в памяти.
На проявление эффекта Зейгарник сильно влияет такой показатель, как уровень самооценки личности, выполняющей задание. Так, если у испытуемого адекватная самооценка, то эффект Зейгарник работает хорошо и без искажений. Если же у человека самооценка завышена или занижена, никакого влияния, как показали эксперименты, эффект незавершённого действия иметь не будет.
Отмеченные условия — это те подводные камни, на которые следует обратить особое внимание при использовании эффекта Зейгарник в дидактическом процессе. С другой стороны, тот факт, что эффект можно использовать при обучении детей с низким уровнем предварительной мотивации и невысоким интересом к учению, делает его ещё более привлекательным. Именно таких учащихся всё чаще приходится встречать в общеобразовательных школах.
Упоминания эффекта незавершённого действия в современных педагогических исследованиях немногочисленны. Каких бы то ни было описаний специально проводимых экспериментов в рамках образовательного процесса, или хотя бы подробных рекомендаций к использованию обнаружить не удалось.
Татьяна Юрьевна Черкасова в своей работе «Психологические эффекты на уроках математики» отмечает, что среди положительных результатов применения эффекта Зейгарник на уроках можно отметить так же смену пассивного восприятия на активное самостоятельное обучение. В качестве примера она упоминает изучение темы «Правильные многогранники» в 10 классе. Учитель вводит понятие симметрии в пространстве (симметрия относительно точки, прямой, плоскости, ось симметрии, плоскость симметрии) и понятие правильного многогранника, а учащимся предлагается самостоятельно продолжить изучение этой темы и составить таблицу, в которой будут описываться виды правильных многогранников и количество их элементов симметрии. В результате учащиеся не только прочнее закрепляют в своей памяти соответствующий программный блок, но и привыкают к активной самостоятельной работе с учебным материалом.
Искажённое представление об этом психологическом эффекте, злоупотребление им или использование в неподходящих условиях может привести и к отрицательным результатам. Возможны пробелы в знаниях, если прерванное в некоторый момент действие не доработано впоследствии, а самостоятельная работа не проверена учителем. Возможно снижение интереса к учению в случае, когда учащийся обладает неадекватной самооценкой, или уже в достаточной степени мотивирован, а его действия искусственно прерываются.
Хотелось бы остановиться на некоторых примерах использования эффекта незавершённого действия при обучении физике и математике. Один из вариантов — форма работы, при которой учитель вместе с классом в конце урока обсуждает некоторые идеи, которые ученики потом применяют при выполнении домашнего задания. Такая деятельность представляется необходимой даже в том случае, когда на уроке непосредственно перед этим рассматривались аналогичные задания по той же теме. Краткий анализ некоторых примеров из предстоящего домашнего задания, а так же тот факт, что примерный или возможный план решения намечается учителем совместно с учащимися существенно раньше, чем они приступят к самостоятельной работе дома, позволяют создать ту самую ситуацию незавершённости, которая соответствует лишь началу действия.
Например, если в домашней работе в числе других есть следующая задача: «Два тела начинают равномерное и прямолинейное движение из точек с координатами — 4 метра и 10 метров. Их скорости совпадают по направлению с координатной осью и равны соответственно 10 м/с и 3 м/с. Запишите уравнения движения этих тел и, построив графики, определите время и место их встречи. Проверьте свой результат аналитически, » — учитель даёт учащимся возможность прочитать её и сформулировать собственные предположения о возможной последовательности решения. Класс приходит к выводу, что начать решение лучше с чертежа — координатной оси, на которой будут отмечены положения тел и направления их движения. На доске можно записать только что изученный и ещё не закрепившийся в памяти общий вид уравнения движения. Необходимо вспомнить, что означает аналитический и графический метод решения. На этом обсуждение заканчивается. Разрядка сложившегося в сознании учащихся напряжения будет достигнута, как ожидается, дома в процессе выполнения домашнего задания.
Психологический эффект, обнаруженный Б. В. Зейгарник, обеспечит повышение мотивации к выполнению задания и закрепление в памяти рассматриваемых вопросов
И даже в том случае, если учащийся по каким-то причинам не стал уделять время дома самостоятельной работе, разрядка должна быть достигнута в начале следующего урока, когда учитель будет проверять домашнюю работу и рассматривать задачи, вызвавшие вопросы у других учащихся класса. Откуда можно сделать логичный вывод, что даже нерадивый ученик при такой организации работы фактически будет получать «завязку» и «развязку» решения одной или нескольких задач, пусть и без центральной части — самостоятельной работы. В его сознании будет сформирована некоторая иллюзия самостоятельно полученного решения, что в следующий раз при очередной «завязке» мотивационного напряжения потребует от него разрядки уже дома. Что, несомненно, лучше, чем полное отсутствие домашней работы, неприятие и немедленное забывание учебного материала.
Для успевающих учащихся такая форма работы пойдёт на пользу. Несмотря на то, что одним из условий успешного применения эффекта Зейгарник является невысокая предварительная мотивация, в данном случае оказывается возможным обойти это ограничение. Действительно, ведь действия оказываются не совсем незавершёнными, а лишь отсроченными. Те из учащихся, кто уже обладает высоким интересом к предмету, фактически начав работу над задачей в классе, без проблем продолжат её дома, достигнув желаемой сознанием разрядки. Ученики же с низкой и средней мотивацией будут находиться в состоянии напряжения, которое и обеспечит закрепление в их памяти материала.
Негативное влияние на учащихся с высоким уровнем мотивации может проявляться, только если начатое ими действие прервано и нет возможности его завершить. В данном же случае завершение лишь откладывается.
Другой вариант работы с практически материалом, в котором также отчасти реализован эффект незавершённого, а точнее отсроченного, действия следующий. При фронтальном решении задач учитель может предоставлять учащимся некоторое время для обдумывания задачи. Последующее совместное обсуждение, как правило, позволяет найти верное решение. Такая форма практической работы более предпочтительна, нежели одна лишь демонстрация учительского решения задачи, заведомо верного и не требующего самостоятельных умозаключений. Тот же самый подход опытные педагоги используют и при изучении теоретических вопросов. Нельзя сказать, что здесь в чистом виде присутствует именно эффект Зейгарник, однако по сравнению с пассивным восприятием материала, формирование и поддержание в течение некоторого времени мотивационного напряжения в сознании учащихся, несомненно обеспечит не только лучшее восприятие материала, но и более продолжительное сохранение его в памяти.
Наблюдения за процессом освоения учащимися программы показывают, что домашние задания, которые подверглись предварительному обсуждению на уроке, вызывают меньше сложностей у учащихся, а соответствующий материал действительно прочнее закрепляется в их памяти. Подводя итог, можно сформулировать несколько условий, выполнение которых необходимо для результативного применения эффекта в обучении:
- Недопустимо использовать эффект Зейгарник в искажённой интерпретации полного отсутствия завершения действия. Мотивационная разрядка должна быть лишь отсрочена, но её наличие обязательно. Иначе можно получить не только пробелы в знаниях, но и психологические проблемы у учащихся.
- Каждое незавершённое (отсроченное) дело создаёт в сознании ребёнка напряжение, постоянное или массовое его применение может негативным образом повлиять на успешность обучения и психологическое состояние. Учащиеся не должны и не могут осваивать все блоки материала самостоятельно и доводить до завершения все отсроченные действия, если таковых окажется подавляющее большинство.
- Эффект должен использоваться таким образом, чтобы влияние условия предварительной низкой и средней мотивации было сведено к минимуму. Дифференцировать задания и форму работы: например, предлагать успешным учащимся завершать свои действия здесь и сейчас, а тем, у кого мотивация невысока, обеспечивать сохранение напряжения.
- Эффект должен применяться с оглядкой на условие адекватности самооценки учащихся. Низкая или завышенная самооценка является препятствием, преодоление которого сложно реализовать в короткое время.
Может на первый взгляд показаться, что введение в урок элементов, использующих эффект, требует значительного времени, ведь необходимо и обсудить в течение нескольких минут предстоящее домашнее задание, а не просто сформулировать его, и вернуться вновь к тем же задачам в начале следующего занятия. Но с другой стороны, времени требует любая дополнительная форма работы, которую хотелось бы ввести в содержание урока, поэтому вопрос нахождения этого времени вполне разрешим.
Многие опытные педагоги применяли и применяют в своей практике эффект Зейгарник интуитивно и не задаются вопросом об особенностях его реализации. Тем не менее, есть очевидные возможности для дальнейшего развития практики использования эффекта незавершённого действия в обучении. Необходимы подробные исследования его не только в рамках психологических лабораторий, чем в настоящее время эти исследования и ограничивались, но и в ходе педагогических экспериментов.
Фото: Shutterstock (Impact Photography)
§ 4–205.59. Эффект ожидания слушания.
(a) Если получатель запрашивает слушание до даты вступления в силу прекращения, приостановления или сокращения помощи, помощь не может быть прекращена, задержана, прекращена, приостановлена, сокращена или поставлена в зависимость от дополнительных условий, а также может ли способ или форма платежа быть изменена на защитный платеж, платеж поставщика или двухсторонний платеж до тех пор, пока: (1) запрос на проведение слушания не будет отозван; (2) изменение, влияющее на грант получателя, происходит во время ожидания слушания, и получатель не требует проведения слушания после уведомления об изменении; (3) на слушании принимается решение о том, что единственным вопросом является вопрос закона, а не неправильного расчета гранта; или (4) решение выносится мэром после слушания, и это решение поддерживает мэра в его или ее действиях по изменению суммы или условий субсидии государственной помощи.
(b) Отменено.
(c) В любом случае, когда действие было предпринято без своевременного уведомления, когда своевременное уведомление требуется по закону, и получатель запрашивает слушание в течение 10 дней после почтового штемпеля письменного уведомления о действии, мэр должен восстановить помощь в течение 96 часов с момента запроса на слушание и помощь не может быть прекращено, удержано, прекращено, приостановлено, сокращено или поставлено в зависимость от дополнительных условий, а также способ или форма оплаты не может быть изменена на защитную, поставщика или двустороннюю платеж до тех пор, пока: (1) на слушании не будет принято решение о том, что единственным вопросом является вопрос закона, а не неправильного расчета субсидии; или (2) решение выносится мэром после слушания, и это решение поддерживает мэра в его или ее действиях по изменению суммы или условий субсидии государственной помощи.
(d) Запрос о слушании, сделанный более чем через 10 дней после даты, когда действие вступит в силу, но в пределах сроков, установленных в § 4-210. 09, должен быть удовлетворен, но не приведет к продолжению оспариваемых льгот. Если позиция истца поддержана решением слушания, мэр должен незамедлительно произвести корректирующие платежи задним числом до даты совершения неправильного действия.
(6 апреля 1982 г., Закон округа Колумбия 4-101, § 559, 29 DCR 1060; 10 сентября 1985 г., Закон округа Колумбия 6-35, § 2(l), 32 DCR 3778; 20, 19 апреля.99, Закон округа Колумбия 12-241, § 2(vv), 46 DCR 905.)
Предыдущие кодификации
Изд. 1981 г., §3-205.59.
Ссылки на разделы
Этот раздел упоминается в § 4-205.54.
Чрезвычайное законодательство
Временные поправки к разделу см. в § 2 (vv) Закона о чрезвычайных поправках к Закону о поощрении самообеспечения от 1998 г. (Закон округа Колумбия 12-372, 9 июня)., 1998, 45 DCR 4270), § 2(vv) Закона о внесении чрезвычайных поправок в законодательство о содействии самоокупаемости от 1998 г. (Закон округа Колумбия 12-425, 31 июля 1998 г., 45 DCR 5682), § 2(vv) Закон о чрезвычайной поправке к Закону 1998 г. о поощрении самоокупаемости Конгресса США (Закон округа Колумбия 12-552, 24 декабря 1998 г., 46 DCR 521) и § 2(vv) Закона о поощрении самоокупаемости Конгресса о пересмотре чрезвычайной поправки от 1999 г. (Закон округа Колумбия 13-19, 17 февраля 1999 г., 46 DCR 2492).
Временное законодательство
Временные (225 дней) поправки к разделу см. в § 2(vv) Закона о временных поправках к самоокупаемости от 1998 г. (Закон округа Колумбия 12-230, 20 апреля 1999 г., уведомление 46 DCR 4143).
Примечания редактора
В начале первого предложения подраздела (d) после «10» было вставлено «дней», чтобы исправить очевидное упущение в Законе округа Колумбия 6-35.
«Ваша информация о безопасности еще не изменена» или «Вы не можете получить доступ к этому сайту прямо сейчас» Сообщение учетной записи Microsoft
Справка по учетной записи Майкрософт
Обзор и помощь при входе
- Обзор учетной записи Майкрософт
- Не могу войти
Сброс пароля и восстановление
- Изменить известный пароль
- Сбросить забытый пароль
- Не могу восстановить аккаунт
Забыл имя пользователя
- 1. Поиск имени пользователя
- 2. Проверьте продукты и услуги
- 3. Проверьте, закрыта ли учетная запись
Коды безопасности и подтверждения
- Держите свою учетную запись в безопасности
- Информация о безопасности и коды
- Устранение неполадок с кодами подтверждения
- Ожидается информация о безопасности
- Приложение Microsoft Authenticator
- двухэтапная аутентификация
- Перейти без пароля
- Пароли приложений
Заблокированные или скомпрометированные учетные записи
- Аккаунт заблокирован
- Восстановить взломанный аккаунт
- Электронные письма от Майкрософт
- тексты Майкрософт
Активность аккаунта и закрытые аккаунты
- Страница последних действий
- Необычная активность входа
- Закрыть счет
- Повторно откройте свою учетную запись Майкрософт
Связанные аккаунты
- Изменить адрес электронной почты или номер телефона
- Добавьте адрес электронной почты или номер телефона
- Объединение учетных записей Майкрософт
- Свяжите свою учетную запись GitHub или Google
Что такое учетная запись Майкрософт?
- Что такое учетная запись Майкрософт
- Как войти в учетную запись Майкрософт
- Создайте новую учетную запись Майкрософт
Обновите профиль
- Измените свое имя или адрес
- Изменить дату рождения
- Измени свою картинку
Учетная запись Майкрософт Больше. ..Меньше
Вы попытались войти в свою учетную запись Microsoft и получили сообщение:
или
Вы получили это сообщение, потому что вся информация о безопасности (например, альтернативные способы связи), которую вы ранее добавили в свой аккаунт, была удалена и заменена новой информацией, и вам нужно подождать 30 дней, чтобы изменения вступили в силу.
Вы все еще можете делать что-то со своей учетной записью, но в большинстве случаев вы не сможете получить доступ ни к одному сайту Microsoft, который запрашивает эту информацию для проверки безопасности.
Совет. Защитная информация – это любая альтернативная контактная информация, например адрес электронной почты или номер телефона, которую вы добавили для проверки аккаунта. Дополнительную информацию см. в разделе Сведения о безопасности учетной записи Microsoft и коды подтверждения.
Что можно и что нельзя делать во время ожидания запроса
Когда вся информация о безопасности удаляется из учетной записи Майкрософт, учетная запись переводится в состояние с ограничениями на 30 дней.
Хотя мы понимаем, что этот 30-дневный период может вас разочаровать, это сделано для защиты и предупреждения вас в случае, если информация безопасности была удалена кем-то, кто имел несанкционированный доступ к вашему аккаунту.
Мы будем отправлять уведомления в течение 30 дней на исходную информацию о безопасности, которая может быть номером телефона или адресом электронной почты. Эти уведомления отправляются, чтобы предупредить вас о том, что в вашу информацию о безопасности были внесены изменения.
Если вы удалили эту защиту, у вас может быть возможность отменить запрос. Смотри ниже.
Отменить запрос на удаление сведений о безопасности
Мы не можем ускорить 30-дневный процесс, если вы не отмените запрос.
Вы можете отменить запрос, если удалили информацию о безопасности самостоятельно. Если вы не удаляли информацию и считаете, что это могло быть сделано кем-то с несанкционированным доступом, выполните действия, чтобы предупредить нас об этом.
Вы были лицом, которое удалило информацию о безопасности
Если вы удалили все методы проверки безопасности для своей учетной записи Microsoft, вы можете отменить запрос из окна Изменение информации о безопасности все еще ожидается .
Войдите на страницу безопасности для своей учетной записи Microsoft.
В окне Ваша информация о безопасности все еще ожидает изменения выберите ссылку, отмените этот запрос и следуйте инструкциям. Вам потребуется доступ к этим доказательствам безопасности, чтобы выполнить запрос на отмену.
Вы не вносили изменения в информацию о безопасности своего аккаунта
Если вы не вносили изменения в систему безопасности и подозреваете, что ваш аккаунт был взломан, сделайте следующее:
Войдите на страницу безопасности для своей учетной записи Microsoft.
В окне Ваша информация о безопасности все еще ожидает изменения выберите ссылку, сообщите нам в нижней части окна и следуйте инструкциям.
Что вы можете сделать в течение 30-дневного периода ожидания
В таблице ниже указано, к чему вы можете или не можете получить доступ в течение 30-дневного периода.
Важно: Если двухфакторная проверка была включена, у вас не будет доступа ни к чему в таблице ниже. Вы можете подождать 30 дней или отменить запрос, выполнив шаги, описанные выше.
При попытке получить доступ к странице или сделать что-то под Недоступно столбец, вы можете увидеть сообщение «В данный момент вы не можете получить доступ к этому сайту». Это сообщение появляется, потому что эти страницы содержат конфиденциальную информацию и требуют дополнительной проверки безопасности. Чтобы получить доступ к чему-либо в столбце Недоступно , подождите 30 дней или отмените запрос.
Вы хотите… | Что можно и что нельзя делать |
---|---|
Услуги доступа | Вы можете: Вы не будете: |
Управление платежами | Вы можете:
Управление подпиской Вы не будете: |
Сделать обновления, требующие кода безопасности | Вы не будете:
Обновите пароль |
Рекомендации по обеспечению безопасности
Вот несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы избежать повторного попадания в это состояние ожидания.
Используйте приложение для проверки подлинности