Иначе покойник вернется: приметы для похорон
Историк и демонолог Российского государственного гуманитарного университета Дмитрий Антонов посвятил изучению фольклора, в том числе примет, связанных с похоронами, научную карьеру.
Антонов считает, с точки зрения русской культуры, покойники гармонично интегрированы в общество живых людей. Переходя в иное бытие, они остаются в тесном контакте со своими родными: являются во сне, их нужно кормить в поминальные дни и поминать, их нужно навещать, а в другие дни они сами приходят и навещают живых.
Поэтому иногда говорят, что не нужно запирать калитки на кладбищах, потому что тогда покойники не смогут навещать родственников и будут недовольны. Но их «визит» возможен только в определенные дни. Если покойный явился без всякого повода, то это уже дурное предзнаменование.
Похоронная традиция предполагает, что покойника нужно достойно проводить, снабдив всем необходимым, одеждой, хорошим гробом. Провести поминки, наесться и напиться. Во время поминок душа усопшего как бы тоже незримо ест и пьет. Если он плохо устроился на новом месте, то он будет являться во сне и что-то просить, и это нужно передавать на тот свет.
Что можно и нельзя делать на похоронах
Вот короткий свод правил, как нужно вести себя сразу после смерти близкого и во время похорон.
Пока не вынесли гроб, в доме нельзя делать уборку. Согласно приметам, выметая сор, можно случайно вымести личные вещи или волосы покойного, через которые темные силы могут завладеть его душой. У этого есть и чисто гигиеническое объяснение: подметание в момент, пока усопшего не вынесли, может способствовать распространению инфекций по квартире.
В гроб нельзя класть чужие вещи. Считается, что через них покойный может забрать с собой часть их жизненных сил и не уйти в иной мир.
Покойнику закрывают глаза и рот. Суеверные люди опасаются, что если глаза умершего будут обращены на кого-то из живых, то с этим человеком может произойти несчастье.
Крышку гроба нельзя заколачивать дома. Согласно поверью, если это сделать, то смерть может вернуться в этот дом.
Покойного нельзя трогать и целовать. С мистической точки зрения, это плохой знак. С точки зрения медицины, это чревато заражением какой-либо инфекцией.
После похорон ритуальные предметы оставляют на кладбище. Полотенца, свечи, цветы, фото покойного не следует уносить домой.
Возвращаясь с кладбища, нельзя оборачиваться. Считается, что так можно привлечь смерть.
Нет дороги назад
Второй важный момент, который должны соблюсти родственники, необходимо покойному закрыть путь обратно.
«Поэтому переворачивают мебель, на которой стоял гроб, ставят его ногами к двери, чтобы покойник не запомнил дорогу к дому, закрывают зеркала и все отражающие поверхности. Раньше сани переворачивали, на которых гроб везли. Следят, чтобы животное через него не перескочило, поэтому животных из дома удаляют. Если животное перескочет, то в него может войти душа, и таким образом вернуться», — перечислил историк в эфире Kuji Podcast.
После похорон в доме необходимо все тщательно помыть и продезинфицировать. С точки зрения мистики это еще один пункт, который не позволит вернуться умершему, с гигиенической — не позволит распространиться инфекциям.
Бывает, что умершие родственники приходят во сне. Они являются, чтобы помочь, предупредить об опасности, надвигающейся болезни, о том, что плохо кому-то из близких и даже чтобы утянуть в мир иной. В последнем случае от них надо уберегаться.
Бывает, что покойные являются с просьбами, так как в потустороннем мире им может чего-то не хватать: каких-то вещей, потому что мерзнет, хлеба, потому что недоедает, обуви, потому что ходить не в чем, документов, потому что «место не дают».
Если же усопший часто является или настойчиво просится назад, значит при жизни был колдуном, нехорошим человеком или не смог устроиться на новом месте либо не отжил свой срок. От таких душ традиционная культура предлагает защищаться оберегами.
Самым опасным считается, если покойный является наяву. От них необходимо иметь защиту в виде оберега из чего-то металлического и острого: ножей, вилок, булавок, иголок, ножниц. Булавки и иголки прикрепляют к одежде, другие предметы оставляют у калитки или двери.
Не нашедшие себе места на том свете покойные боятся острого и в метафорическим смысле: чеснока и лука из-за острого запаха, красного цвета (режет глаз), из слов — бранной речи. В южно-славянской традиции являющиеся наяву мертвецы и есть те самые вампиры, упыри и вурдалаки и могут пить кровь.
Все эти традиции Антонов собирал в многочисленных экспедициях по деревням, где до сих пор сильна вера в магию и чуть ли не каждая вторая женщина считается колдуньей. В одной из экспедиций в Саратовской области с ним и его коллегами-историками произошел страшный случай.
«Утром рано увидели на крыльце домика, который снимали, закрут из колосьев и трав с заговором. Переступать его ни в коем случае нельзя. И мы уже знали, что это нас таким образом прокляли. Мы потом узнали, кто и за что: местные бабушки думали, что мы украли у них мочалки. Мы взяли лопатой этот закрут, сфотографировались, выбросили и забыли. Потом приехали в Москву, и через несколько месяцев молодая сотрудница экспедиции умерла, просто не проснулась», — рассказал Антонов.
Порой провести границу между суеверием и настоящим колдовством не могут даже специалисты.
Открытый рот: причины и последствия
Причины
Особенно часто такая ситуация возникает при насморке. У детей нарушение движения воздуха по дыхательным путям может появиться не только при частых простудах, но и при чрезмерно разросшихся аденоидах. Однако их удаление не всегда способно решить проблему. В ряде случаев даже после операции ребенок продолжает дышать ртом, теперь уже по привычке.
Спровоцировать патологию может искривление носовой перегородки, аллергия, гипотонус челюстно-лицевых мышц и особенно вялость круговой мышцы рта.
Клиническая картина
Патология характеризуются следующими признаками:
- открытый рот,
- узкие ноздри,
- широкая переносица,
- напряженные крылья носа,
- вздернутая верхняя губа.
Дети с неправильным дыханием обладают характерным внешним видом. Как правило, у них узкие плечи, бледные щеки, скошенный внутрь подбородок, удлиненное лицо, вялые атоничные губы. Нередко их беспокоит хейлит — следствие постоянного облизывания сухих губ.
Последствия
Ротовое дыхание может привести к различным ортодонтическим патологиям — сужению верхней и недоразвитию нижней челюсти, а также деформации зубных дуг и скученности верхних передних зубов. На этом фоне формируется аномальный прикус.
При этой патологии язык занимает нефизиологичное положение: он лежит на дне ротовой полости, из-за чего не в состоянии поддерживать свод верхней челюсти и стимулировать ее правильное развитие. Как следствие, происходит формирование высокого или «готического» нёба и уменьшение объема пространства носовых ходов.
Дыхание с открытым ртом провоцирует ряд логопедических проблем. Сужение носовых ходов, недоразвитие гайморовых пазух и искривление носовой перегородки способствуют развитию нарушения артикуляции, первым признаком которой является гнусавость. Причем, чем сильнее сужена верхняя челюсть, тем выше нёбный купол и явнее изменения в конфигурации носовой мембраны.
Как можно исправить ситуацию?
Открытый рот — проблема, которую приходится решать тандему специалистов — логопеду и ортодонту. В зависимости от причин появления патологии логопед разрабатывает поэтапную схему коррекции всех имеющихся изменений. А начинают работать с изменения типа дыхания — именно оно является основной причиной всех нарушений. Прежде всего, специалист будет восстанавливать тонус круговой мышцы рта и жевательной мускулатуры. Эти шаги способствуют смыканию губ и поддержанию мышц нижней челюсти в состоянии физиологического покоя.
И только по достижению стабильных результатов работы с логопедом можно приступать к ортодонтическому лечению. Если же все сделать в обратной последовательности, возможен рецидив, поскольку основная причина изменений в зубочелюстной системе — ротовое дыхание, не будет устранена.
Мы практикуем комплексный подход для эффективного лечения пациентов со стоматологическими, неврологическими, двигательными и другими проблемами.
Не откладывайте визит к врачу при появлении жалоб! –
Лечение в нашей клинике проходит максимально комфортно и быстро.
Неврология
Мануальная терапия
Гирудотерапия
Рефлексотерапия
Стоматология
ЛФК
Акупунктура
Функциональная диагностика
Логопедия
Иммунодиетология
Желаемая дата:
*Нажимая кнопку «Записаться», вы принимаете условия пользовательского соглашения
Вещи разваливаются, главы первая и вторая
- Дом
- Вещи разваливаются, главы первая и вторая
Автор: Чинуа Ачебе 7 июля 2008 г.
Вещи разваливаются
Первая глава
Оконкво был хорошо известен во всех девяти деревнях и даже за их пределами. Его слава держалась на солидных личных достижениях. Восемнадцатилетним юношей он прославил свою деревню, бросив кошку Амалинзе. Амалинзе был великим борцом, который семь лет не имел поражений от Умуофии до Мбаино. Его назвали Котом, потому что его спина никогда не касалась земли. Именно этого человека Оконкво бросил в бой, который, по мнению стариков, был одним из самых ожесточенных с тех пор, как основатель их города сражался с духом дикой природы семь дней и семь ночей.
Били барабаны, пели флейты, зрители затаили дыхание. Амалинзе был хитрым мастером, но Оконкво был скользким, как рыба в воде. У них на руках, на спинах и бедрах напрягся каждый нерв и каждый мускул, и было почти слышно, как они растягиваются до предела. В конце концов, Оконкво бросил Кота.
Это было много лет назад, лет двадцать или больше, и за это время слава Оконкво росла, как лесной пожар в харматане. Он был высок и огромен, а кустистые брови и широкий нос придавали ему очень строгий вид. Он тяжело дышал, и говорили, что, когда он спал, его жены и дети в своих домах могли слышать его дыхание. Когда он шел, его пятки почти не касались земли, и он, казалось, шел на пружинах, как будто собирался наброситься на кого-то. И он довольно часто набрасывался на людей. У него было легкое заикание, и всякий раз, когда он был зол и не мог произнести слова достаточно быстро, он использовал свои кулаки. Он не терпел неудачников. У него не хватило терпения по отношению к отцу.
Унока, так звали его отца, умер десять лет назад. В свое время он был ленив и непредусмотрителен и совершенно не мог думать о завтрашнем дне. Если ему попадались деньги, а это случалось редко, он тотчас же покупал тыквы пальмового вина, обзывал соседей и веселился. Он всегда говорил, что всякий раз, когда он видел рот мертвеца, он видел, как глупо не есть то, что было при жизни. Унока был, конечно, должником, и каждому соседу он был должен немного денег, от нескольких каури до весьма значительных сумм.
Он был высоким, но очень худым и слегка сутулым. Вид у него был изможденный и скорбный, за исключением тех случаев, когда он пил или играл на флейте. Он очень хорошо играл на флейте, и его самые счастливые минуты были через две-три луны после сбора урожая, когда деревенские музыканты опускали свои инструменты, висевшие над камином. Унока играл с ними, его лицо сияло блаженством и умиротворением. Иногда другая деревня просила группу Уноки и их танцующих эгвугву приехать к ним и научить их своим мелодиям. Они ходили к таким хозяевам на три-четыре базара, играли музыку и пировали. Унока любил хорошую еду и хорошее общение, и он любил это время года, когда прекратились дожди и каждое утро восходило ослепительно красивое солнце. И было не слишком жарко, потому что с севера дул холодный и сухой харматанский ветер. В некоторые годы гарматан был очень суровым, и в атмосфере висел плотный туман. Тогда старики и дети сидели вокруг костров, греясь. Унока любил все это, и он любил первых воздушных змеев, которые возвращались с засушливым сезоном, и детей, которые пели им приветственные песни.
Это было много лет назад, когда он был молод. Унока, взрослый, потерпел неудачу. Он был беден, и его жене и детям едва хватало еды. Люди смеялись над ним, потому что он был бездельником, и клялись никогда больше не давать ему взаймы денег, потому что он никогда не возвращал. Но Унока был таким человеком, что ему всегда удавалось занимать больше и накапливать свои долги.
Однажды к нему зашла соседка по имени Окойе. Он полулежал на глиняной постели в своей хижине и играл на флейте. Он тут же встал и пожал руку Окойе, который затем развернул козью шкуру, которую нес под мышкой, и сел. Унока вошел во внутреннюю комнату и вскоре вернулся с небольшим деревянным диском, содержащим орех кола, немного перца аллигатора и кусок белого мела.
— У меня есть кола, — объявил он, садясь, и передал диск гостю.
«Спасибо. Тот, кто приносит колу, приносит жизнь. Но я думаю, тебе следует его сломать, — ответил Окойе, возвращая диск.
«Нет, я думаю, это для тебя», и они спорили так несколько мгновений, прежде чем Унока принял честь разбить колу. Тем временем Окойе взял кусок мела, нарисовал на полу несколько линий, а затем нарисовал большой палец ноги.
Разбивая колу, Унока молился своим предкам о жизни и здоровье, а также о защите от врагов. Поев, они говорили о многом: о проливных дождях, заливающих ямс, об очередном пире предков и о готовящейся войне с деревней Мбаино. Унока никогда не был счастлив, когда дело доходило до войн. На самом деле он был трусом и не мог вынести вида крови. И вот он сменил тему и заговорил о музыке, и лицо его просияло. Он слышал перед своим мысленным ухом волнующие и замысловатые ритмы экве, уду и огене, и он слышал, как его собственная флейта вплетается в них и выходит из них, украшая их красочной и жалобной мелодией. Общий эффект был веселым и оживленным, но если взять флейту, когда она поднималась и опускалась, а затем разбивалась на короткие отрывки, можно было увидеть, что в ней была печаль и горе.
Окойе тоже была музыкантом. Играл на гене. Но он не был неудачником, как Унока. У него был большой амбар, полный ямса, и три жены. И теперь он собирался получить титул Идемили, третий по величине в стране. Это была очень дорогая церемония, и он собирал все свои ресурсы вместе. Собственно, поэтому он и пришел к Уноке. Он прочистил горло и начал:
«Спасибо за колу. Возможно, вы слышали о титуле, который я собираюсь вскоре получить.
До сих пор говоря прямо, Окойе произнес следующие полдюжины предложений пословицами. Среди ибо искусство разговора ценится очень высоко, а пословицы — это пальмовое масло, с которым едят слова. Окойе был прекрасным оратором и говорил долго, обходя тему и наконец переходя к ней. Короче говоря, он просил Уноку вернуть двести каури, которые он одолжил у него более двух лет назад. Как только Унока понял, к чему клонит его друг, он расхохотался. Он смеялся громко и долго, и голос его звучал ясно, как огене, и слезы стояли в его глазах. Его гость был поражен и сидел безмолвный. В конце концов, Унока смог дать ответ между новыми вспышками веселья.
— Посмотри на эту стену, — сказал он, указывая на дальнюю стену своей хижины, которая была натерта красной землей до блеска. «Посмотрите на эти линии мела;» и Окойе увидел группы коротких перпендикулярных линий, нарисованных мелом. Было пять групп, а в самой маленькой группе было десять строк. Унока обладал чувством драматизма, поэтому он сделал паузу, во время которой понюхал табаку и шумно чихнул, а затем продолжил: «Каждая группа представляет собой долг перед кем-то, а каждый штрих — сто каури. Видите ли, я должен этому человеку тысячу каури. Но он не пришел будить меня утром из-за этого. Я заплачу тебе, но не сегодня. Наши старейшины говорят, что солнце будет сиять на тех, кто стоит, прежде чем оно сияет на тех, кто преклоняет колени перед ними. Сначала я заплачу свои большие долги». И он взял еще одну щепотку табаку, как будто это было платой за большие долги в первую очередь. Окойе закатал свою козью шкуру и ушел.
Когда Унока умер, он вообще не получил никакого титула и был по уши в долгах. Стоит ли тогда удивляться, что его сын Оконкво стыдился его? К счастью, среди этих людей о человеке судили по его достоинству, а не по достоинству его отца. Оконкво явно был создан для великих дел. Он был еще молод, но уже прославился как лучший борец девяти деревень. Он был богатым фермером, у него было два амбара, полных ямса, и он только что женился на своей третьей жене. В довершение всего он получил два титула и проявил невероятную доблесть в двух межплеменных войнах. Итак, хотя Оконкво был еще молод, он уже был одним из величайших людей своего времени. Его люди уважали возраст, но почитали достижения. Как говорили старейшины, если ребенок вымоет руки, он сможет есть вместе с королями. Оконкво явно вымыл руки и поэтому ел с королями и старейшинами. И вот так он пришел, чтобы присматривать за обреченным парнем, которого соседи принесли в жертву деревне Умуофия, чтобы избежать войны и кровопролития. Злополучного парня звали Икемефуна.
Глава вторая
Оконкво только что задул лампу с пальмовым маслом и растянулся на своей бамбуковой кровати, когда услышал голос городского глашатая, пронзающий неподвижный ночной воздух. Давай, давай, давай, давай, гудел полый металл. Затем глашатай произнес свое сообщение и в конце снова ударил в свой инструмент. И это было сообщение. Всех мужчин Умуофии попросили собраться завтра утром на рыночной площади. Оконкво задавался вопросом, что не так, потому что он точно знал, что что-то было не так. Он уловил явный оттенок трагедии в голосе глашатая, и даже сейчас он все еще слышал его, становясь все тусклее и тусклее вдали.
Ночь была очень тихой. Здесь всегда было тихо, кроме лунных ночей. Тьма внушала смутный ужас этим людям, даже самым смелым из них. Детей предупредили, чтобы они не свистели по ночам из-за боязни злых духов. Опасные животные становились еще более зловещими и сверхъестественными в темноте. Змею никогда не называли по имени ночью, потому что она слышала. Это называлось струной. И вот в эту ночь, когда голос глашатая постепенно растворился вдали, в мир вернулась тишина, вибрирующая тишина, усиленная всеобщим трелем миллионов миллионов лесных насекомых.
В лунную ночь все было бы иначе. Тогда будут слышны счастливые голоса детей, играющих в открытом поле. И, может быть, те, кто не так молод, играли бы парами в менее открытых местах, а старики и старухи вспоминали бы свою молодость. Как говорят ибо: «Когда светит луна, калека жаждет прогулки».
Но именно эта ночь была темной и тихой. И во всех девяти деревнях Умуофии городской глашатай со своим геном просил всех мужчин присутствовать завтра утром. Оконкво на своей бамбуковой кровати пытался выяснить природу ЧП – войны с соседним кланом? Это казалось наиболее вероятной причиной, и он не боялся войны. Он был человеком действия, человеком войны. В отличие от своего отца, он мог выносить вид крови. В последней войне Умуофии он первым принес домой человеческую голову. Это была его пятая голова; и он еще не был стариком. В великих случаях, таких как похороны деревенской знаменитости, он пил свое пальмовое вино из своей первой человеческой головы.
Утром рынок был полон. Там было, должно быть, около десяти тысяч человек, и все говорили вполголоса. Наконец среди них встал Огбуфи Эзеуго и четырежды проревел: «Умуофия квену», и каждый раз поворачивался в другом направлении и, казалось, толкал воздух сжатым кулаком. И каждый раз десять тысяч человек отвечали «Яал». Затем наступила идеальная тишина. Огбуфи Эзеуго был сильным оратором, и его всегда выбирали для выступления в таких случаях. Он провел рукой по белой голове и погладил белую бороду. Затем он поправил свою ткань, которую пропустили под правой подмышкой и завязали над левым плечом.
«Umuofia kwenu», — проревел он в пятый раз, и толпа завопила в ответ. А потом вдруг, как одержимый, выбросил он левую руку, указал в сторону Мбаино и сказал сквозь блестящие белые зубы, крепко стиснув зубы: «Эти сыны диких зверей осмелились убить дочь Умуофии». Он опустил голову, заскрежетал зубами и позволил ропоту подавляемого гнева прокатиться по толпе. Когда он начал снова, злость на его лице исчезла, а на ее месте витала какая-то улыбка, страшнее и зловещее, чем злоба. И ясным бесстрастным голосом он рассказал Умуофии, как их дочь пошла на рынок в Мбаино и была убита. Эта женщина, сказал Эзеуго, была женой Огбуефи Удо, и он указал на человека, сидевшего рядом с ним с опущенной головой. Толпа тогда кричала от гнева и жажды крови.
Говорили многие другие, и в итоге было решено следовать обычному курсу действий. Мбаино немедленно был отправлен ультиматум с предложением выбирать между войной, с одной стороны, и предложением молодого человека и девственницы, с другой, в качестве компенсации.
Умуофию боялись все соседи. Он был силен в войне и в магии, а его жрецов и знахарей боялись во всей округе. Его самое мощное военное лекарство было таким же старым, как и сам клан. Никто не знал, сколько лет. Но в одном было общее согласие — действующим началом в этом лекарстве была старуха с одной ногой. На самом деле само лекарство называлось агади-нвайи, или старуха. Его святилище находилось в центре Умуофии, на расчищенном месте. И если кто-нибудь был так безрассуден, чтобы пройти мимо святилища после заката, он обязательно увидел, как старуха прыгала вокруг.
Присоединяйтесь к PEN America Today
Защищайте свободу слова, поддерживайте преследуемых писателей и продвигайте литературную культуру.
Подпишитесь
Получайте новости о событиях, литературных премиях, проблемах свободы слова и мировых новостях.
- Что нового?
вещей разваливаются на части Судьба и свободная воля
вещь разваливаются на части Судьба и свободная воля | ШмупМагазин не будет работать корректно, если файлы cookie отключены.
Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript. Для наилучшего взаимодействия с нашим сайтом обязательно включите Javascript в своем браузере.
Судьба и свобода воли
- Глава первая
И вот так он пришел, чтобы присмотреть за обреченным парнем, которого соседи принесли в жертву деревне Умуофия, чтобы избежать войны и кровопролития. Злополучного парня звали Икемефуна. (1.16)
С самого начала имя Икемефуна ассоциируется с гибелью. Это вопиющее предзнаменование подготавливает читателей к тому, что с Икемефуной случится нечто ужасное. Это также показывает, что Икемефуна не контролирует свою судьбу.
Оконкво явно создан для великих дел. Он был еще молод, но уже прославился как лучший борец девяти деревень. Он был богатым фермером, у него было два амбара, полных ямса, и он только что женился на своей третьей жене. В довершение всего он получил два титула и проявил невероятную доблесть в двух межплеменных войнах. Итак, хотя Оконкво был еще молод, он уже был одним из величайших людей своего времени. Его люди уважали возраст, но почитали достижения. Как говорили старейшины, если ребенок вымоет руки, он сможет есть вместе с королями. Оконкво явно вымыл руки и поэтому ел с королями и старейшинами. (1,16)
Благодаря собственному упорному труду и самоотверженности будущее Оконкво выглядит светлым. Кажется, что он действительно способен влиять на свою судьбу одной только своей волей.
- Вторая глава
Старейшины, или ндичие , собрались, чтобы услышать отчет о миссии Оконкво. В конце концов они решили, как и все знали, что девушка должна отправиться в Огбуефи Удо, чтобы заменить его убитую жену. Что касается мальчика, то он принадлежал клану в целом, и решать его судьбу никто не торопился. (2.11)
Поскольку «все знали», что произойдет после убийства женщины из Умуофии, правосудие кажется неизбежным — или, по крайней мере, предсказуемым. Судьбы двух детей Мбаино решаются за них — без их консультации и согласия — просто потому, что один из их соплеменников совершил преступление. У двух юношей нет выбора в их судьбах.
- Глава третья
Унока был несчастным человеком. У него была плохая ци или личный бог, и злой рок преследовал его до самой могилы, вернее, до самой смерти, ибо могилы у него не было. Он умер от опухоли, которая была мерзостью для богини земли. Когда у человека отекали живот и конечности, ему не разрешалось умирать в доме. Его отнесли в Злой Лес и оставили там умирать. Был рассказ об очень упрямом человеке, который, шатаясь, вернулся в свой дом, и его снова пришлось отнести в лес и привязать к дереву. Болезнь была мерзостью для земли, и поэтому жертва не могла быть погребена в ее недрах. Он умер и сгнил над землей, и не было дано ни первого, ни второго погребения. Такова была судьба Уноки. (3,8)
Унока, похоже, обречена на гибель. Он ленив, а потому неудачлив не потому, что выбрал именно такой образ жизни, а потому, что родился с плохой чи . Его жизнь позорна, и его смерть не предлагает ни искупления, ни даже легкого выхода. Он умирает от стыда.
Год, когда Оконкво забрал у Нвакиби восемьсот семян батата, был худшим годом на памяти живущих. Ничего не произошло в свое время; было либо слишком рано, либо слишком поздно. Казалось, мир сошел с ума. Первые дожди были запоздалыми, а если и шли, то длились лишь короткое мгновение. Вернулось палящее солнце, более яростное, чем когда-либо, и опаляло всю зелень, появившуюся после дождей. Земля горела, как раскаленные угли, и поджаривала весь посеянный батат. Как и все хорошие фермеры, Оконкво начал сеять с первыми дождями. Он посеял четыреста семян, когда прекратились дожди и вернулась жара. Весь день он наблюдал за небом в поисках признаков дождевых облаков и всю ночь не спал. Утром он вернулся на свою ферму и увидел увядающие усики. Он пытался защитить их от тлеющей земли, окружив их кольцами из толстых листьев сизаля. Но к концу дня кольца сизаля выгорели сухими и серыми. Он менял их каждый день и молился, чтобы ночью пошел дождь. Но засуха продолжалась восемь рыночных недель, и ямс погиб…
Оконкво посадил то, что осталось от его семенного ямса, когда дожди наконец вернулись. У него было одно утешение. Ямс, который он посеял перед засухой, был его собственным, урожаем предыдущего. У него все еще были восемьсот долларов от Нвакиби и четыреста от друга отца. Таким образом, он начнет новую жизнь.
Но год сошел с ума. Дождь шел так, как никогда раньше. Днями и ночами он лил яростными потоками и смывал груды батата. Деревья были вырваны с корнем, повсюду образовались глубокие ущелья. Потом дождь стал менее сильным. Но это шло изо дня в день без паузы. Солнечное заклинание, которое всегда приходило в разгар сезона дождей, так и не появилось. На бататах появились пышные зеленые листья, но каждый фермер знал, что без солнечного света клубни не вырастут.
В том году урожай был печальным, как похороны, и многие фермеры плакали, выкапывая жалкий и гниющий батат. Один мужчина привязал свою одежду к ветке дерева и повесился. (3.29-33)
Судьба, похоже, приготовила бедствие для жителей Умуофии, особенно для Оконкво, в этом году. Однако силой своей воли Оконкво способен преодолеть это безумное невезение и даже процветать в ближайшие годы.
- Глава 9
- Оконкво
Оконкво вернулся, когда почувствовал, что лекарство сварилось достаточно долго…
«Принеси мне низкий табурет для Эзинмы, — сказал он, — и толстый коврик».
Он снял котел с огня и поставил его перед табуреткой. Затем он разбудил Эзинму и посадил ее на табуретку верхом на дымящемся котле. На обоих накинули толстую циновку. Эзинма изо всех сил пыталась вырваться из удушающего и подавляющего пара, но ее удерживали. Она начала плакать.
Когда циновку наконец убрали, она вся в поту. Эквефи вытер ее тряпкой, она легла на сухую циновку и вскоре уснула. (9.76-79)
Оконкво прилагает огромные усилия, чтобы спасти Эзинму, свою любимую дочь, от грани смерти. Хотя она ogbanje ребенок, которому суждено повторить быстрый цикл смерти и возрождения, Оконкво может спасти Эзинму от ее болезни.
- Глава тринадцатая
Все было тихо. В центре толпы в луже крови лежал мальчик. Это был шестнадцатилетний сын покойного, который со своими братьями и сводными братьями танцевал традиционное прощание с отцом. Пистолет Оконкво взорвался, и кусок железа пронзил мальчику сердце…
Единственным выходом для Оконкво было бегство из клана. Убийство члена клана считалось преступлением против богини земли, и человек, совершивший это, должен был бежать с земли. Преступление было двух видов, мужского и женского. Оконкво совершил преступление, потому что это было непреднамеренно. Он может вернуться в клан через семь лет… (13.16)
Оконкво случайно убивает мальчика. Это происшествие можно было расценивать как прихоть судьбы, имевшую разрушительные последствия для Оконкво, хотя и непреднамеренно. Альтернативное прочтение состоит в том, что случайное преступление — это расплата Оконкво за его неудачный выбор убить Икемефуну.
- Глава четырнадцатая
[Ученду]: «Правильно ли тебе, Оконкво, приносить своей матери тяжелое лицо и отказываться от утешения? Будьте осторожны, иначе вы можете вызвать недовольство мертвых. Твой долг – утешить своих жен и детей и через семь лет вернуть их в отечество. Но если ты позволишь печали отяготить тебя и убить, они все умрут в изгнании». (14.32)
Ученду предупреждает Оконкво о намеренном недовольстве мертвых. Как духи, они, кажется, обладают некоторой властью влиять на судьбу и могут, если их оскорбить, вызвать разрушение в широком масштабе, в масштабе поколений.
- Глава шестнадцатая
Он сказал им, что истинный Бог живет на небесах и что все люди после смерти предстают перед Ним на суд. Злые люди и все язычники, которые в своей слепоте склонялись перед деревом и камнем, были брошены в огонь, горящий, как пальмовое масло. Но добрые люди, поклонявшиеся истинному Богу, жили вечно в Его счастливом царстве. (16.9)
Миссионеры изображают спасение как выбор между добром и злом. Собственная судьба висит в его собственных руках.
- Глава семнадцатая
Почему, воскликнул он в своем сердце, должен он, Оконкво, из всех людей быть проклят с таким сыном. Он ясно видел в нем палец своего личного бога или чи . Ибо как иначе мог бы он объяснить свое великое несчастье и изгнание, а теперь еще и поведение своего презренного сына? Теперь, когда у него было время подумать об этом, преступление его сына стало очевидным во всей своей чудовищности. Отказаться от богов своего отца и ходить с толпой женоподобных мужчин, кудахтающих, как старые куры, было самой глубокой мерзостью. Предположим, когда он умер, все его дети мужского пола решили пойти по стопам Нвоя и отказаться от своих предков? Оконкво почувствовал, как холодок пробежал по его телу от этой ужасной перспективы, похожей на перспективу уничтожения. (17.25)
В момент отчаяния Оконкво видит одну из возможных дорог, которая может привести его к гибели, несмотря на все его усилия правильно воспитать Нвоя. Он видит, довольно пророчески, исчезновение всей своей семейной линии.
- Глава восемнадцатая
— У нас не принято сражаться за наших богов, — сказал один из них. «Давайте не будем делать это сейчас. Если человек убивает священного питона в тайне своей хижины, дело лежит между ним и богом. Мы этого не видели. Если мы встанем между богом и его жертвой, то можем получить удары, предназначенные обидчику. Когда человек богохульствует, что мы делаем? Мы пойдем и заткнем ему рот? Нет. Мы затыкаем уши пальцами, чтобы не слышать. Это мудрый поступок».
— Не будем рассуждать как трусы, — сказал Оконкво. «Если мужчина войдет в мою хижину и испражняется на пол, что мне делать? Я закрываю глаза? Нет! Я беру палку и разбиваю ему голову. Это то, что делает мужчина. Эти люди ежедневно поливают нас грязью, и Океке говорит, что мы должны притворяться, что не замечаем». Оконкво издал звук, полный отвращения. Это был женский клан, подумал он. Такое никогда не могло случиться на его родине, в Умуофии. (18.21-22)
В то время как один член клана советует пассивность, Оконкво хочет проявить свою волю и вытеснить христиан из Умуофии. Он всегда был человеком, который действовал и пытался изменить свои звезды. В то время как другие мужчины довольствуются тем, что смотрят в сторону, пока Судьба «испражняется на полу», Оконкво предпочел бы «взять палку и сломать [ей] голову».
- Глава двадцатая
Он [Оконкво] знал, что потерял свое место среди девяти духов в масках, которые вершили правосудие в клане. Он упустил шанс возглавить свой воинственный клан против новой религии, которая, как ему сказали, завоевала популярность. Он потерял годы, в которые он мог бы получить самые высокие титулы в стране. Но некоторые из этих потерь не были невосполнимыми. Он был полон решимости, чтобы его возвращение было отмечено его народом. Он вернется с размахом и восстановит семь потерянных лет. (20,2)
Кажется, судьба распорядилась так, что Оконкво случайно выстрелит из ружья и случайно кого-нибудь убьет; он также постановил, что он должен провести семь лет в изгнании, в то время как его лучшие годы проходят впустую. Но Оконкво полон решимости бороться с судьбой до конца и вернуть утраченное.
- Оконкво
[Оконкво Обиерике]: «Как ты думаешь, мы можем сражаться, когда наши собственные братья отвернулись от нас? Белый человек очень умен. Он пришел тихо и мирно со своей религией. Нас позабавила его глупость, и мы позволили ему остаться. Теперь он победил наших братьев, и наш клан больше не может действовать как один. Он нанес нож на то, что связывало нас вместе, и мы развалились». (20,25)
Оконкво предполагает, что Умуофия были глупы и слепы, позволив белому человеку остаться, чтобы творить фокусы. Ныне силой воли христиан и недостатком своей умуофия развалилась изнутри. Интересно подумать, мог ли клан Умуофия развалиться даже без прихода христиан.
- Глава двадцать четвертая
«Белый человек, чью власть вы слишком хорошо знаете, приказал остановить это собрание».
В мгновение ока Оконкво выхватил мачете. Посланник присел, чтобы избежать удара. Это было бесполезно. Мачете Оконкво опустилось дважды, и голова мужчины легла рядом с его телом в униформе.
Ожидание задника вскочило в бурную жизнь и собрание было остановлено. Оконкво стоял, глядя на мертвеца. Он знал, что Умуофия не пойдет на войну. Он знал, потому что они позволили другим посланникам сбежать. Они перешли в суматоху вместо того, чтобы действовать. В этом шуме он уловил страх. Он услышал голоса, спрашивавшие: «Зачем он это сделал?» (24.39-41)
Столкнувшись со своими ненавистными врагами, Оконкво принимает мгновенное решение и осуществляет свою волю, убивая наглого посланника.