Эвакуация во – Ученья идут? Массовые эвакуации устраивают не телефонные террористы, а органы безопасности

Эвакуация — Википедия

Эвакуация (лат. evacuatio от evacuare «опорожнять, удалять») — комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из городов персонала объектов экономики, прекративших свою работу в условиях чрезвычайной ситуации, а также остального населения.

Эвакуированные постоянно проживают в загородной зоне вплоть до особого распоряжения. Эвакуацию следует отличать от рассредоточения и отселения. Эвакуация — процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара.[1]

Согласно военным доктринам боеспособных государств, на первом месте стоит эвакуация военных частей, на втором военного имущества, документов и тому подобное, и в последнюю очередь гражданского населения.

Некоторые виды миграции исследователи сравнивают с эвакуацией. Особенно это характерно для Литвы, Латвии, Эстонии и Украины

Рассредоточение — комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) и размещению в загородной зоне свободного от работы персонала, работающих в условиях чрезвычайной ситуации объектов народного хозяйства, а также персонала, обеспечивающего жизнедеятельность города (работников коммунального хозяйства и так далее). Рассредоточиваемые постоянно доставляются на рабочие места в город, а по окончании работы вывозятся в загородную зону.

Эвакуация и рассредоточение населения может проводиться по следующим принципам:

  • производственному, то есть вывоз персонала объектов экономики с членами семей по предприятиям силами и средствами объектов экономики. Этот принцип помогает сохранить целостность коллектива объекта и более чётко спланировать и провести эвакуацию и рассредоточение;
  • территориальному, то есть силами и средствами администрации города. Эвакуируется часть населения, не занятая на производстве и не являющаяся членами семей персонала объектов народного хозяйства.

Транспортом вывозятся рассредоточиваемые, формирования гражданской обороны, больные, престарелые, инвалиды, женщины с детьми до 10 лет. Остальные категории граждан выводятся пешком до пункта промежуточной эвакуации. Районы эвакуации и рассредоточения в загородной зоне согласуются с органами местной исполнительной власти и гражданской обороны. Весь фонд жилых, административных и общественных зданий в районах эвакуации передается в распоряжение начальников гражданской обороны — руководителей местных органов исполнительной власти. Горожане размещаются в них на основании ордеров, выданных этими органами.

Отселение — переселение людей из зоны радиационной аварии, разрушений, затоплений и тому подобное на постоянное местожительство. Временным отселением называется переселение людей на срок, измеряемый месяцами и больше, при условии возможного последующего возвращения в места постоянного проживания.

Для подготовки к эвакуации заблаговременно проводят подготовительные мероприятия:

  • разработка планов эвакуации на предприятиях, согласованных с органами власти и ГО; план включает маршрут, места малых и больших привалов, график вывоза из зон поражения, районы эвакуации, транспортные средства эвакуации, обеспечение средствами индивидуальной защиты, продуктами питья и водой, перечень должностных лиц, ответственных за эвакуацию и так далее;
  • подготовка системы пунктов временного размещения и длительного проживания населения, подготовка транспорта;
  • подготовка производственного персонала и населения к эвакуации путём проведения специальных занятий и учений;
  • разработка схемы эвакуации — нанесение на план местности маршрутов, мест привалов, пунктов питания и медицинского обслуживания, выдачи средств индивидуальной защиты, сборных и приемных эвакопунктов и так далее.

Один из самых важных вопросов, связанный с охраной безопасности, является эвакуация мест скопления людей. В зависимости от назначения сооружений следует различать два основных вида эвакуации — постепенную и одновременную; постепенная наблюдается, например, в зданиях административного и торгового назначения, одновременная — в зданиях для массовых собраний.

Постепенная эвакуация может трансформироваться в одновременную при наличии условий, распространяющих потребность в эвакуации на всех находящихся в здании.[2]

В зданиях должны быть предусмотрены конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения, обеспечивающие в случае пожара возможность эвакуации людей независимо от их возраста и физического состояния наружу на прилегающую к зданию территорию до наступления угрозы их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара[3].

Эвакуация маломобильных групп населения[править | править код]

Места обслуживания и постоянного нахождения маломобильных групп населения должны располагаться на минимально возможных расстояниях от эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий наружу. При этом расстояние от дверей помещения с пребыванием инвалидов, выходящего в тупиковый коридор, до эвакуационного выхода с этажа не должно превышать 15 метров.

Места для инвалидов в зрительных залах должны располагаться в отдельных рядах, выходящих на самостоятельный путь эвакуации, не пересекающийся с путями эвакуации остальной части зрителей. Места для зрителей с поражением опорно-двигательного аппарата на трибунах спортивных сооружений и спортивно-зрелищных зданий следует предусматривать в зоне, непосредственно примыкающей к выходу на трибуну.

Посадочные места (столы) для инвалидов в залах предприятий общественного питания следует располагать вблизи от эвакуационного выхода, но в непроходной зоне.

Ширина (в свету) участков эвакуационных путей, используемых маломобильными группами населения, должна быть не менее:

  • дверей из помещений, с числом находящихся в них не более 15 человек: 0,9 м;
  • проемов и дверей в остальных случаях, проходов внутри помещений: 1,2 м;
  • переходных лоджий и балконов: 1,5 м;
  • коридоров, пандусов, используемых для эвакуации: 1,8 м.

Не допускается предусматривать пути эвакуации по открытым металлическим наружным лестницам. Пандус, служащий путём эвакуации с вышележащих этажей в реконструируемом здании или сооружении, должен быть непосредственно связан через тамбур с выходом наружу.[4]

Следует применять лифты, оснащенные системами управления и противодымной защиты, аналогичные системам лифтов для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях.[5]

Эвакуация в СССР во время Великой Отечественной войны — Википедия

Эвакуация в СССР во время Великой Отечественной войны — крупномасштабное перемещение в начальный период войны с Германией из угрожаемой зоны в восточные регионы страны населения, промышленных предприятий, культурных и научных учреждений, запасов продовольствия, сырья и других материальных ресурсов. Эвакуация позволила сохранить основную экономическую базу и промышленный потенциал страны и стала одним из факторов, обеспечившим победу в войне. Известный английский публицист Александр Верт, корреспондент Би-би-си и газеты «Санди Таймс», всю войну живший в СССР, написал: «Повесть о том, как целые предприятия и миллионы людей были вывезены на восток, как эти предприятия были в кратчайший срок и в неслыханно трудных условиях восстановлены и как им удалось в огромной степени увеличить производство в течение 1942 года — это прежде всего повесть о невероятной человеческой стойкости.»

В СССР официально не существовало плана эвакуации производительных сил на случай войны. Однако, согласно некоторым источникам[каким?], начиная с 1927 года — после разрыва дипломатических отношений с Великобританией — в СССР Советом труда и обороны разрабатывались оборонительные планы, включавшие эвакуационные мероприятия, призванные не допустить повторение событий Гражданской войны, когда нахождение населения в зоне ведения боевых действий затрудняло передвижение войск, способствовало распространению эпидемий и деморализации военнослужащих.

[1] Таким образом, в основе этих планов лежал опыт, полученный во время недавних событий.[2] Незадолго до нападения Германии на СССР в 1941 году некоторые высокопоставленные советские чиновники поднимали вопрос подготовки к эвакуации, что не нашло одобрения высшего руководства страны. Известен случай, когда на докладной об эвакуации из Москвы в случае начала войны 1,4 млн.чел. Сталин написал: «Т-щу Пронину. Ваше предложение о „частичной“ эвакуации населения Москвы в „военное время“ считаю несвоевременным. Комиссию по эвакуации прошу ликвидировать, а разговоры об эвакуации прекратить. Кому нужно будет и если нужно будет подготовить эвакуацию — ЦК и СНК уведомят Вас.»[3]

Работой по эвакуации руководил Совет по эвакуации при СНК СССР, созданный по указанию Сталина на третий день войны (фактически — Алексей Косыгин

[4]).

Эвакуация была проведена в два этапа: в 1941 году — из Белоруссии, Украины, Прибалтики, г. Москвы и г. Ленинграда; в 1942 году — из южных районов европейской части СССР. Объём эвакуации был настолько велик, что в июле 1941 года для её проведения были использована почти половина всего вагонного парка СССР. В 1941 году в глубокий тыл было вывезено 1523 крупных предприятий: на Урал — 667, в Западную Сибирь — 244, в Восточную Сибирь — 78, в Среднюю Азию и Казахстан — 308, в Поволжье — 226. Согласно сводкам Народного комиссариата путей сообщения из угрожаемых районов было вывезено 2593 промышленных предприятий, причём 1350 предприятий в первые три месяца. Были эвакуированы все танковые, авиационные заводы, заводы боеприпасов и вооружения, 150 машиностроительных завода, 94 — металлургических, 40 заводов электротехнической промышленности. Во время второго периода эвакуации на восток вывезли 150 крупных предприятий, в том числе оборудование нефтепромыслов Майкопа и Грозного и запасы нефти. За период с июля 1941 года по август 1942 года в тыл были перевезены 2743 предприятия. Наибольшее количество предприятий было эвакуировано с Украины (550 предприятий), из Москвы и Московской области (498 предприятий), из Белоруссии (109 предприятий), Ленинграда (92 предприятия). Вместе с промышленными объектами было эвакуировано до 30-40 % рабочих, инженеров и техников. Во втором полугодии 1941 года в восточную часть страны было перемещено 2393,3 тыс. голов скота.

Есть сведения о том, что вывоз некоторого количества промышленного оборудования и квалифицированных рабочих в восточные регионы СССР имел место ещё до начала войны. В частности, военный атташе американского посольства сообщал об отправке из Москвы на восток значительного количества станков и персонала в конце 1940 года и начале 1941 года. По мнению некоторых исследователей быстрый рост промышленного производства в начале 1942 года может объясняться именно тем, что эвакуация промышленности началась ещё в 1940 году.

[5]

По данным Центрального статистического управления СССР, из учтённого по спискам на 15 сентября 1941 года населения, подлежащего эвакуации (кроме детей из эвакуированных детских учреждений), доля русских составляла 52,9 %, евреев — 24,8 %.

Эвакуированы были также театры. Так, Большой театр был эвакуирован в Куйбышев.

В своём большинстве местные жители хорошо относились к прибывшим беженцам. В частности, в Узбекистане, где появилось движение за усыновление эвакуированных детей-сирот, было размещено 200 тыс. детей и подростков, оставшихся без родителей. Широкую известность получил кузнец из Ташкента Шаахмед Шамахмудов и его жена Бахри, усыновившие и воспитавшие 15 сирот.

По мнению некоторых западных историков под понятие эвакуации также подпадает депортация некоторых народов СССР во время Великой Отечественной войны, которые воспринимались советским правительством как потенциальный людской ресурс для пополнения армии противника.[6][7]

Эвакуационная карточка
  1. Manley, Rebecca. To the Tashkent Station. Evacuation and Survival in the Soviet Union at War.. — Cornell University Press, 2009. — С. 13.
  2. М. М. Горинов, В. Н. Пархачев, А. Н. Пономарев. Москва прифронтовая, 1941-1942 годы. Архивные документы и материалы.. — Издательство объединения Мосгорархив, 2001. — С. 254.
  3. Holmes, Larry E. (Larry Eugene), 1942-. Stalin’s World War II evacuations : triumph and troubles in Kirov. — Lawrence, Kansas. — x, 231 pages с. — ISBN 9780700623952, 0700623957.
  4. Евгений Жирнов. Косыгина сломил не Брежнев, его сломила болезнь // Коммерсантъ Власть : Журнал. — 2011. — 22 августа (вып. 33). — С. 47.
  5. Dunn, Walter S. Jr. The Soviet Economy and the Red Army 1930-1945. — Praeger Publishers, 1995. — С. 32.
  6. ↑ Deportation of Minorities (англ.), Seventeen Moments in Soviet History (18 июня 2015). Дата обращения 25 октября 2018.
  7. McCauley, Martin. Stalin and Stalinism. — Third Edition. — Pearson Education, 2003. — С. 132.
  8. ↑ День благодарности за подвиг эвакуации в годы Великой Отечественной войны (рус.). Новости из районов. Новости33.ру (12`09`2016). Дата обращения 20 октября 2019. Архивировано 3 октября 2016 года.

Значение слова ЭВАКУАЦИЯ. Что такое ЭВАКУАЦИЯ?

Эвакуация (лат. evacuatio, от evacuare — опорожнять, удалять) — комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из городов персонала объектов экономи.

работу в условиях чрезвычайной ситуации, а также остального населения. Эвакуированные проживают в загородной зоне вплоть до особого распоряжения. Эвакуацию следует отличать от рассредоточения и отселения.

Эвакуация — процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара.

Согласно военным доктринам боеспособных государств, на первом месте стоит эвакуация военных частей, на втором военного имущества, документов и т. п., и в последнюю очередь гражданского населения.

Рассредоточение — это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) и размещению в загородной зоне свободного от работы персонала, работающих в условиях чрезвычайной ситуации объектов народного хозяйства, а также персонала, обеспечивающего жизнедеятельность города (работников коммунального хозяйства и т. д.). Рассредоточиваемые постоянно доставляются на рабочие места в город, а по окончании работы вывозятся в загородную зону.

Эвакуация и рассредоточение населения может проводиться по следующим принципам:

производственному, то есть вывоз персонала объектов экономики с членами семей по предприятиям силами и средствами объектов экономики. Этот принцип помогает сохранить целостность коллектива объекта и более четко спланировать и провести эвакуацию и рассредоточение;

территориальному, то есть силами и средствами администрации города. Эвакуируется часть населения, не занятая на производстве и не являющаяся членами семей персонала объектов народного хозяйства.

Транспортом вывозятся рассредоточиваемые, формирования гражданской обороны, больные, престарелые, инвалиды, женщины с детьми до 10 лет. Остальные категории граждан выводятся пешком до пункта промежуточной эвакуации. Районы эвакуации и рассредоточения в загородной зоне согласуются с органами местной исполнительной власти и гражданской обороны. Весь фонд жилых, административных и общественных зданий в районах эвакуации передается в распоряжение начальников гражданской обороны — руководителей местных органов исполнительной власти. Горожане размещаются в них на основании ордеров, выданных этими органами.

Отселение — переселение людей из зоны радиационной аварии, разрушений, затоплений и т. п. на постоянное местожительство. Временным отселением называется переселение людей на срок, измеряемый месяцами и больше, при условии возможного последующего возвращения в места постоянного проживания. Для подготовки к эвакуации заблаговременно проводят подготовительные мероприятия:

разработка планов эвакуации на предприятиях, согласованных с органами власти и ГО; план включает маршрут движения, места малых и больших привалов, график вывоза из зон поражения, районы эвакуации, транспортные средства эвакуации, обеспечение средствами индивидуальной защиты, продуктами питья и водой, перечень должностных лиц, ответственных за эвакуацию и т. д.;

подготовка системы пунктов временного размещения и длительного проживания населения, подготовка транспорта;

подготовка производственного персонала и населения к эвакуации путём проведения специальных занятий и учений;

разработка схемы эвакуации — нанесение на план местности маршрутов, мест привалов, пунктов питания и медицинского обслуживания, выдачи средств индивидуальной защиты, сборных и приемных эвакопунктов и т. д.

Эвакуация — это… Что такое Эвакуация?

Эвакуация врангелевской армии из Крыма. 1920

Эвакуация (лат. evacuatio, от evacuare — опорожнять, удалять) — комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из городов персонала объектов экономики, прекративших свою работу в условиях чрезвычайной ситуации, а также остального населения. Эвакуированные постоянно проживают в загородной зоне вплоть до особого распоряжения. Эвакуацию следует отличать от рассредоточения и отселения.

Эвакуация — процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара.[1]

Согласно военным доктринам боеспособных государств, на первом месте стоит эвакуация военных частей, на втором военного имущества, документов и т. п., и в последнюю очередь гражданского населения.

Рассредоточение — это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) и размещению в загородной зоне свободного от работы персонала, работающих в условиях чрезвычайной ситуации объектов народного хозяйства, а также персонала, обеспечивающего жизнедеятельность города (работников коммунального хозяйства и т. д.). Рассредоточиваемые постоянно доставляются на рабочие места в город, а по окончании работы вывозятся в загородную зону.

Эвакуация и рассредоточение населения может проводиться по следующим принципам:

  • производственному, то есть вывоз персонала объектов экономики с членами семей по предприятиям силами и средствами объектов экономики. Этот принцип помогает сохранить целостность коллектива объекта и более четко спланировать и провести эвакуацию и рассредоточение;
  • территориальному, то есть силами и средствами администрации города. Эвакуируется часть населения, не занятая на производстве и не являющаяся членами семей персонала объектов народного хозяйства.

Транспортом вывозятся рассредоточиваемые, формирования гражданской обороны, больные, престарелые, инвалиды, женщины с детьми до 10 лет. Остальные категории граждан выводятся пешком до пункта промежуточной эвакуации. Районы эвакуации и рассредоточения в загородной зоне согласуются с органами местной исполнительной власти и гражданской обороны. Весь фонд жилых, административных и общественных зданий в районах эвакуации передается в распоряжение начальников гражданской обороны — руководителей местных органов исполнительной власти. Горожане размещаются в них на основании ордеров, выданных этими органами.

Отселение — переселение людей из зоны радиационной аварии, разрушений, затоплений и т. п. на постоянное местожительство. Временным отселением называется переселение людей на срок, измеряемый месяцами и больше, при условии возможного последующего возвращения в места постоянного проживания. Для подготовки к эвакуации заблаговременно проводят подготовительные мероприятия:

  • разработка планов эвакуации на предприятиях, согласованных с органами власти и ГО; план включает маршрут движения, места малых и больших привалов, график вывоза из зон поражения, районы эвакуации, транспортные средства эвакуации, обеспечение средствами индивидуальной защиты, продуктами питья и водой, перечень должностных лиц, ответственных за эвакуацию и т. д.;
  • подготовка системы пунктов временного размещения и длительного проживания населения, подготовка транспорта;
  • подготовка производственного персонала и населения к эвакуации путем проведения специальных занятий и учений;
  • разработка схемы эвакуации — нанесение на план местности маршрутов, мест привалов, пунктов питания и медицинского обслуживания, выдачи средств индивидуальной защиты, сборных и приемных эвакопунктов и т. д.

Эвакуация малого масштаба

Один из самых важных вопросов, связанный с охранной безопасности, является эвакуация мест скопления людей. В зависимости от назначения сооружений следует различать два основных вида эвакуации — постепенную и одновременную; постепенная наблюдается, например, в зданиях административного и торгового назначения, одновременная — в зданиях для массовых собраний.

Постепенная эвакуация может трансформироваться в одновременную при наличии условий, распространяющих потребность в эвакуации на всех находящихся в здании.[2]

В зданиях должны быть предусмотрены конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения, обеспечивающие в случае пожара возможность эвакуации людей независимо от их возраста и физического состояния наружу на прилегающую к зданию территорию до наступления угрозы их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара[3].

Эвакуация маломобильных групп населения

Места обслуживания и постоянного нахождения маломобильных групп населения должны располагаться на минимально возможных расстояниях от эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий наружу. При этом расстояние от дверей помещения с пребыванием инвалидов, выходящего в тупиковый коридор, до эвакуационного выхода с этажа не должно превышать 15 м.

Места для инвалидов в зрительных залах должны располагаться в отдельных рядах, выходящих на самостоятельный путь эвакуации, не пересекающийся с путями эвакуации остальной части зрителей. Места для зрителей с поражением опорно-двигательного аппарата на трибунах спортивных сооружений и спортивно-зрелищных зданий следует предусматривать в зоне, непосредственно примыкающей к выходу на трибуну.

Посадочные места (столы) для инвалидов в залах предприятий общественного питания следует располагать вблизи от эвакуационного выхода, но в непроходной зоне.

Ширина (в свету) участков эвакуационных путей, используемых маломобильными группами населения, должна быть не менее:

  • дверей из помещений, с числом находящихся в них не более 15 человек: 0,9 м;
  • проемов и дверей в остальных случаях, проходов внутри помещений: 1,2 м;
  • переходных лоджий и балконов: 1,5 м;
  • коридоров, пандусов, используемых для эвакуации: 1,8 м.

Не допускается предусматривать пути эвакуации по открытым металлическим наружным лестницам. Пандус, служащий путем эвакуации с вышележащих этажей в реконструируемом здании или сооружении, должен быть непосредственно связан через тамбур с выходом наружу.[4]

Следует применять лифты, оснащенные системами управления и противодымной защиты, аналогичные системам лифтов для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях.[5]

См. также

Примечания

Эвакуация людей при пожаре

Эвакуация людей при пожаре – это вынужденный процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых возможно воздействие на людей опасных факторов пожара (ОФП), или при возникновении непосредственной угрозы этого воздействия. Эвакуацией также считается несамостоятельное перемещение людей, относящихся к маломобильным группам населения, осуществляемое при помощи обслуживающего персонала, личного состава пожарной охраны и других лиц, в том числе с использованием спасательных средств и средств индивидуальной защиты.

Эвакуация при пожареЭвакуация при пожаре

Эвакуация осуществляется эвакуационными путями через эвакуационные выходы, указанными в плане эвакуации при пожаре.

Каждое здание и сооружение должны иметь объемно-планировочные решения и конструктивные исполнения эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.

Особое внимание уделяется своевременной эвакуации людей при пожаре или другом стихийном бедствии из мест их массового пребывания (лечебные, оздоровительные, культурно-зрелищные, образовательные организации, объекты торговли и общественного питания и т.п.). Для эвакуации со всех этажей зданий людей с ограниченными возможностями передвижения допускается предусматривать на этажах вблизи лифтов, предназначенных для групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и (или) на лестничных клетках устройство безопасных зон, в которых они могут находиться до прибытия спасательных подразделений. При этом к указанным лифтам предъявляются такие же требования, как к лифтам для транспортировки подразделений пожарной охраны. Такие лифты могут использоваться для спасения людей с ограниченными возможностями передвижения во время пожара.

Руководители организации и тушения пожара, а также лица, проводящие спасательные работы, обязаны в кратчайший срок, в зависимости от обстановки и состояния людей, организовать и провести их эвакуацию из помещений, приняв меры к предотвращению паники. Если по прибытии на пожар эвакуация людей проходит спокойно, руководитель тушения пожара (РТП) принимает меры к полному их удалению из помещений, привлекая для этой цели обслуживающий персонал. Основные силы и средства подразделений в этих случаях используются для спасения людей из задымленных помещений и тушения пожара. Если создалась реальная угроза людям и пути эвакуации отрезаны огнем и дымом, РТП вводит все основные силы и средства для защиты путей эвакуации людей и проведения спасательных работ. В первую очередь эвакуируют людей из мест, где возможно быстрое проникновение продуктов горения и резкое повышение температуры. Для пресечения паники используют электромегафоны и другие средства звуковой связи, а также подают пожарные стволы на тушение видимых людям очагов пожара. Основные и запасные пути эвакуации могут быть использованы для введения сил и средств пожарной охраны на тушение при отсутствии людей в помещениях или после окончания их эвакуации.

Безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре.

Источники: Федеральный закон РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; ГОСТ 12.1.004–91* ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования; Пожарная тактика. Повзик Я.С., Клюс П.П., Матвейкин А.М. –М., 1990.

Читайте на Fireman.club дополнительный материал по теме:

 Скачать инструкцию по действиям персонала можно по указанной ниже ссылке  

Инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре

Совет по эвакуации при СНК СССР — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 мая 2014; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 мая 2014; проверки требуют 6 правок.

Совет по эвакуации при СНК СССР — созданный на второй день после начала Великой Отечественной войны государственный орган, ответственный за эвакуацию из угрожаемых регионов.

24 июня 1941 г. постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР «для руководства эвакуацией населения, учреждений, военных и иных грузов, оборудования предприятий и других ценностей» при СНК СССР был создан Совет по эвакуации в составе Л. М. Кагановича (председатель), А. Н. Косыгина (заместитель председателя), Н. М. Шверника (заместитель председателя), Б. М. Шапошникова, С. Н. Круглова, П. С. Попкова, Н. Ф. Дубровина и А. И. Кирпичникова.

26-го, 27 июня и 1 июля решением тех же органов в Совет по эвакуации были дополнительно введены А. И. Микоян (первым заместителем председателя), Л. П. Берия и М. Г. Первухин (заместитель председателя).

3 июля 1941 г. председателем Совета по эвакуации был назначен кандидат в члены Политбюро ЦК, секретарь ВЦСПС Н. М. Шверник. 16 июля последовало новое решение ГКО «О составе Совета по эвакуации». На этот раз в его реорганизованный состав вошли: Н. М. Шверник (председатель), А. Н. Косыгин (заместитель председателя), М. Г. Первухин (заместитель председателя), А. И. Микоян, Л. М. Каганович (в отсутствие Кагановича его заменял Б. Н. Арутюнов), М. З. Сабуров (в отсутствие Сабурова его заменял Г. П. Косяченко) и B. C. Абакумов (НКВД).

16 августа 1941 г. постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) в Совет по эвакуации дополнительно ввели заместителя начальника Главного управления тыла Красной Армии генерал-майора М. В. Захарова. 26 сентября 1941 г. при Совете по эвакуации было создано Управление по эвакуации населения во главе с заместителем председателя СНК РСФСР К. Д. Памфиловым. Одновременно Памфилов пополнил состав Совета по эвакуации в качестве одного из заместителей председателя Совета.

  • Летом и осенью 1941 года из фронтовой зоны было вывезено 2593 предприятия, в том числе 1560 оборонного значения, эвакуировано свыше 18 млн. человек.[1] Вместе с эвакуированными в июле-сентябре 1942 г. их численность достигла 25 млн. человек.[2]

В эвакуацию уехать было непросто, но вернуться – еще сложнее · Город 812

Эвакуация населения из прифронтовых территорий СССР в тыл во время Великой Отечественной войны – не самая изученная тема. А о проблеме возвращения людей из эвакуации и вовсе известно немного. «Городу 812» об этом рассказывает Марина Потемкина, доктор исторических наук, заведующая кафедрой всеобщей истории МГТУ (Магнитогорск). Она много лет занимается вопросами эвакуации и реэвакуации в военные годы.

 – Когда в советском обиходе появилось слово «эвакуация»?

– В довоенном мобилизационном плане на случай войны массовые эвакуационные перевозки не предусматривались. Все иные взгляды расценивались как «пораженческие настроения». В СССР господствовала военная доктрина, которая базировалась на идее ответного сокрушительного удара и перенесения боевых действий на территорию агрессора уже в первые дни войны.

– Но все изменилось 22 июня 1941 года?

– Уже 24 июня 1941 года при СНК СССР был создан Совет по эвакуации. Основным документом, определявшим очередность эвакуации, стало Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27 июня 1941 года «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества».

Интересно, что до 1990-х годов в исторических исследованиях называли только это постановление, не анализируя его содержания, и ссылались, как правило, на шеститомную «Историю Великой Отечественной войны Советского Союза». Сегодня текст первого Постановления «О порядке вывоза…» рассекречен. Более того, мне удалось обнаружить первоначальный проект этого постановления с редакционной правкой, сделанной рукой Лазаря Кагановича (зампред СНК. – В.Ш.). Показательно сравнение этих двух документов. Пункт 2-б регламентировал порядок эвакуации населения. В первую очередь эвакуации подлежали: в проекте – «население, квалифицированные рабочие вместе с эвакуируемыми с фронта предприятиями, семьи начсостава Красной Армии, работников НКВД и ответственных советских и партийных работников, дети до 15 лет». В исправленном варианте постановления – «квалифицированные рабочие, инженеры и служащие вместе с эвакуируемыми с фронта предприятиями, население, в первую очередь молодежь, годная для военной службы, ответственные советские и партийные работники». То есть население переместилось из первой категории во вторую. И то преимущественно в виде молодежи.

Так что теоретическая возможность эвакуации у всего населения с территорий, которые могут быть  оккупированы, осталась, но перечень категорий поставил во главу угла государственные интересы.

– Известно, что было еще три секретных постановления об эвакуации.

– 5 июля 1941 года были приняты три Постановления СНК СССР под грифом «совершенно секретно». Постановление № 1821-814сс «О порядке эвакуации семей руководящих партийных, советских работников и семей начальствующего состава Красной Армии, Флота и Войск НКВД из прифронтовой полосы» создавало этим категориям населения приоритетные условия: право выбора при эвакуации места жительства, обеспечение всем необходимым в пути, право на расселение и первоочередное трудоустройство в местах эвакуации.

Другое постановление –  № 1821-815сс «Об эвакуации рабочих и служащих эвакуированных предприятий» – говорило, что эвакуация рабочих и служащих должна производиться по указанию СНК (для эвакуации семей руководящих партийных, советских работников и семей начальствующего состава армии, флота и НКВД из прифронтовой полосы специального разрешения не требовалось).

Наконец, постановление № 1821-818сс «О порядке эвакуации населения в военное время» возлагало осуществление эвакуации населения на местные органы советской власти. В документе упоминалось о создании эвакопунктов и организации отделов по эвакуации населения. Предполагалось, что решения об эвакуации должны принимать Совет по эвакуации или местное военное командование.

– Как проходила эвакуация в Ленинграде?

– Хотя 11 июля 1941 года было принято решение Государственного комитета обороны (ГКО) об эвакуации из Ленинграда и начался массовый вывоз промышленных предприятий и населения, всё же в городе на начало блокады оставалось 2,5 млн гражданских лиц, в том числе 400 тысяч детей. Многие отечественные исследователи признают, что при эвакуации из Ленинграда было допущено промедление. Была неправильно организована эвакуация детей – и это стало причиной того, что предложения эвакуироваться вызывали негативную реакцию со стороны ленинградцев.

– А чем заключалась неправильность?

– План, составленный после «зимней финской кампании», предусматривал временный вывоз детей в связи с возможными налетами вражеской авиации. Но эшелоны попадали под бомбежки, дети гибли. Вскоре оставшихся в живых ребят начали возвращать обратно в город. На 10 августа 1941 года было эвакуировано 175,4 тыс. детей и сопровождавших их взрослых.

Бурное сопротивление вызвали у людей слухи о принудительной эвакуации. Перелом в настроениях наступил после того, как кольцо блокады замкнулось. К сожалению, было уже поздно: ошибка властей дорого обошлась ленинградцам.

– Сколько жителей Ленинграда было эвакуировано?

– Эвакуацию населения из Ленинграда исследователи условно делят на 3 этапа: первый – с 29 июня по 27 августа 1941 года, второй – из блокадного города, третий – после прорыва блокады (то есть весной и летом 1943 года).

На первом этапе были эвакуированы более 600 тысяч человек. Отъезжавшие ленинградцы имели определенные льготы по сравнению с жителями других местностей. Им разрешалось взять груз до 50 кг на человека. Остающееся в квартире имущество сдавалось под охрану управляющему домом (на практике это далеко не всегда спасало имущество эвакуированных от мародерства). Освобождаемая жилплощадь сохранялась за отъезжающими без взимания квартплаты (в 1942 году выйдет новое постановление правительства, по которому право на жилье сохраняли только те, кто регулярно платил квартирную плату). Выезжавшим из Ленинграда разрешался свободный выбор мест эвакуации в пределах закрепленных территорий: Вологодская, Кировская, Ивановская, Молотовская (Пермская), Челябинская области, а также Башкирская, Чувашская, Удмуртская АССР. По областям назначались уполномоченные Ленгорисполкома, которые должны были разместить эвакуированных.

Поскольку состояние здоровья большинства людей было тяжелым, а вывозили по Дороге жизни прежде всего детей и больных, с 20 февраля 1942 года на железной дороге было установлено особое наблюдение за эшелонами с ленинградцами. Эвакопункты тыловых станций превратились фактически в госпитали.

Вот как описывал на республиканском совещании эвакуацию ленинградцев по состоянию на 22 февраля 1942 года начальник Свердловского эвакопункта Зенькович: «Больницы города переполнены, скопилось 10 эшелонов, вынесли 114 полутрупов, положили на снег, – девать некуда, даже носилок не было. Были вызваны все, кого можно было вызвать – горздрав, райкомы, горком и т. д. Мы их (то есть ленинградцев) разместили вплоть до кабинета начальника железнодорожной станции… А вообще занято было все: 500 коек эвакопункта, 2500 коек эвакогоспиталя. Питали их всем, вплоть до вина, шоколада, мандаринов».

За 1942 год через Свердловский эвакопункт прошел 901 эшелон, из них 359 – с ленинградцами. Через спецбольницу прошло 2 тыс. дистрофиков-ленинградцев, через детские санатории – 600 детей. Всего за период с 21 января по 20 апреля 1942 года на территорию РСФСР было эвакуировано 550 тыс. ленинградцев.

– Потом эвакуация продолжалась?

– С 1 ноября 1942 года эвакуация из Ленинграда была запрещена. После прорыва блокады в 1943 году из полуразрушенного города вывозили только детей.

– А сколько людей было эвакуировано в масштабах страны?

– В исторической литературе приводятся противоречивые сведения о количестве эвакуированных. Они основаны на различных методиках подсчета и различных трактовках термина «эвакуированные». Диапазон цифр от 6 до 25 миллионов человек. На мой взгляд, общее количество бежавших или организованно выехавших в эвакуацию составляет около 12 миллионов человек.

– Сколько из них погибло по дороге?

– Такую статистику пытались вести, но она до сих пор находится в секретных частях архивов. Но думаю, что даже если ее посмотреть по отдельным регионам, то достоверность будет вызывать большие сомнения.

 Специфическим видом эвакуации был вывоз заключенных ГУЛАГа с территорий, находившихся в непосредственной близости от зоны военных действий.

 

– Что известно о вывозе заключенных? Их эвакуировали или расстреливали?

– Уже 23 июня 1941 года по телефону ВЧ-связи (правительственная и военная связь в СССР) поступил приказ об эвакуации тюрем. При этом в разъяснении указывалось, что лица, впервые осужденные за прогулы, мелкие хищения на предприятиях, незначительные должностные и бытовые преступления подлежали досрочному освобождению. Среди освобожденных лица призывного возраста должны были быть мобилизованы и отправлены на фронт. Досрочному освобождению также подлежали несовершеннолетние правонарушители.

Что касается осужденных к «высшей мере наказания», то от руководства тюрем требовалось обеспечить немедленное приведение приговоров в исполнение. Политически неблагонадежными считались осужденные по 58-й статье УК СССР. 15 ноября 1941года  нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия обратился к Сталину с предложением немедленно применить расстрел к 10645 осужденным, которые содержались в тюрьмах НКВД. Речь шла о тюрьмах, расположенных как в прифронтовой полосе, так и в районах глубокого тыла. Сталин наложил положительную резолюцию на докладную записку Берии о необходимости расстрела особо опасных заключенных. К этой категории были прежде всего отнесены осужденные по 58-й статье. Осенью 1941-го и летом 1942 года сотни заключенных были расстреляны без утверждения приговора судебными инстанциями.

Эвакуации за годы войны подверглись 27 исправительно-трудовых лагерей и 210 колоний с общим числом заключенных – 750 тысяч человек. В связи с затруднениями с транспортом значительная масса заключенных двигалась пешком, нередко на расстояния до 1 тысячи километров.

– Как складывались отношения эвакуированных и местного населения?

– Наплыв эвакуированных в тыловые города имел своим следствием ухудшение санитарно-эпидемической обстановки, жилищный кризис, рост цен на колхозных рынках и т.д. Массовое сознание коренных жителей зачастую связывало все эти трудности с приездом «чужаков» и обрушивало на них волну негодования. Неприязнь была особенно заметна в сельской местности.

Дети войны вспоминают: «москвич было бранным словом, москвич сраный…»; «они нас очень не любили… черт вас принес…»; «главное, что я запомнил, что меня страшно били каждый день по дороге из школы»; «председатель колхоза посмотрел на нас с мамой и сказал: а на что они нам, они же пахать не могут…».

Работники, прибывшие в эвакуацию на завод им. Колющенко в Челябинске были зачислены на новые рабочие места с сохранением прежних размеров окладов. На ряде промышленных предприятий работники, имеющие одну и ту же квалификацию, выполняющие одну и ту же работу, получали разную заработную плату. Это, естественно, вызывало недовольство местных рабочих, получавших меньше, и приводило к конфликтам между «коренными» и «эвакуированными».

Антагонизм между местными рабочими и эвакуированными ленинградцами на Кировском заводе в Челябинске был таким, что потребовалось вмешательство центральной власти в лице зампреда ГКО Вячеслава Молотова.  В докладной записке на его имя от главного прокурора города от 25 марта 1942 года указывалось, что на заводе часть квалифицированных кадров снята с должностей и необоснованно заменена ленинградцами. Выравнивание тарифных ставок приводило к тому, что некоторые кадровые рабочие столичных предприятий воспринимали эвакуацию как понижение в должности и лишение их права на справедливую зарплату.

– Когда началась реэвакуация?

– В декабре 1941 года, после разгрома фашистских войск под Москвой. Она носила единичный характер и не поощрялась властями.

Начавшееся контрнаступление Красной Армии зимой 1941–1942 годов  породило у многих эвакуированных иллюзию скорого окончания войны и возможности возвращения домой. Но уже весной-летом 1942 года  реэвакуация была приостановлена в связи с поражениями Красной Армии и новой волной эвакуации. В 1943-м изменилось  положение на фронтах, и реэвакуация возобновилась. 21 августа 1943 года вышло постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации».

– Сколько человек вернулось домой?

– По данным Переселенческого Управления при СНК РСФСР, за 1943 год было реэвакуировано около 1 миллиона  человек, за 1944-й  – более 2 миллионов, за 1945-й  – более 1,2 миллиона,  за 1946-й  – почти 450 тысяч, за 1947-й  – 130 тысяч человек. Можно предположить, что реальные цифры реэвакуационной миграции были гораздо выше, поскольку существовали стихийные перемещения эвакуированных.

Психологически переломной датой в сознании эвакуированных стало 9 мая 1945 года. Местные органы власти фиксировали резкое усиление чемоданных настроений среди работников промышленных предприятий, чья реэвакуация была запрещена. Но возвращение людей на прежнее местожительство продолжалась еще несколько лет.

– Исходя из чего принималось решение, оставлять эвакуированные заводы на новом месте или возвращать?

– Решали исходя из экономической целесообразности, абсолютное большинство заводов не возвращалось. Часть оборудования вывозилась в русле «помощи освобожденным районам». Работников оборонных предприятий не отпускали в реэвакуацию до середины 1946 года или дольше, потом большинство выехало «правдами и неправдами».

– Просто так человек не мог уехать домой из эвакуации – как это контролировалось?

– Были разнообразные механизмы контроля. Вводились законодательные ограничения на въезд в некоторые города и области. И ограничения на перемещение отдельных категорий эвакуированных. Плановой реэвакуации не подлежали люди, работавшие в оборонной промышленности, и сотрудники НКГБ и НКВД СССР.

Хотя уже осенью 1943 года в некоторые из освобожденных областей (например, Смоленскую и Орловскую) был установлен свободный въезд, но в ряде городов был введен запрет на реэвакуацию: это касалось в первую очередь Москвы и Ленинграда, а также, в связи с большим разрушением жилого фонда, Киева и Харькова.

К тому же была и партийная дисциплина. Таким образом, с максимальным количеством запретов сталкивался столичный житель, коммунист, высококвалифицированный специалист, работник предприятия оборонного значения. Многие годами не могли вернуться в родные места.

– Чем был вызван запрет на реэвакуацию?

– Необходимостью стабильной работы промышленных предприятий в восточных регионах. Вот, например, сведения о составе рабочей силы Кировского завода, эвакуированного в Челябинск. Данные на лето 1945 года: из 40 тысяч рабочих – 6 тысяч ленинградцев, 4,5 тысячи харьковчан, 2 тысячи сталинградцев, 11 тысяч демобилизованных из армии, 4 тысячи выпускников ремесленных училищ. Если бы эвакуированные вернулись домой, завод бы просто встал.

– Люди не протестовали?

– Рабочие Кировского завода 12 мая 1945 года написали коллективное (150 подписей) письмо Сталину по вопросу отправки их домой в Ленинград.

В анонимном письме от 21 мая 1945 года, адресованном в партком Кировского завода, были следующие строчки: «Жить в таких собачьих условиях, которые вы нам создали, дальше невозможно. Мы раздеты, разуты, квартирные условия ни к черту. Начальство четыре года воровало и набило себе карманы… Вы, как партийные люди, тоже смирились с начальниками. Мы спрашиваем: скоро ли в Ленинград?»

– Условия действительно  были «собачьими»?

–  Уже с осени 1944 года предприятия оборонной промышленности часть произведенной продукции перестали направлять на фронт и стали складировать в арсеналах. Занятые собственной реорганизацией министерства фактически бросили предприятия на произвол судьбы, не решали вопросы финансирования конверсии (оборонные предприятия переводили на производство патефонов, электрочайников, кроватей и тому подобной продукции). Этот приводило  к хронической невыплате зарплаты, постоянным изменениям плановых заданий и их номенклатуры и, в конечном счете, снижению уровня жизни людей.

Так, 70% работников Златоустовского завода № 66 составляли эвакуированные, мобилизованные и репатриированные. Завод в годы войны получал дополнительные бескарточные фонды продовольствия, в цехах было организовано второе горячее питание. Но 1946 год  был неурожайным, а в четвертом квартале правительство сняло дополнительные продовольственные фонды. К январю 1947 года 10% заводчан были больны дистрофией, еще 20% находились в преддистрофическом состоянии.

Настроения ожидания охватили и Кировский завод в Челябинске. Протестные практики традиционно выражались в написании жалоб и коллективных петиций, адресованных высшим руководителям страны.

– Люди только письма писали?

– Иногда переходили от слов к действиям. Некоторые эвакуированные рабочие сознательно нарушали трудовую дисциплину, рассчитывая, что за это их уволят с заводов и таким способом они получат возможность уехать домой. Были случаи невозвращения работников из командировок. По архивным документам прослеживается рост дезертирства и случаев самовольных уходов рабочих и служащих с предприятий и учреждений после мая 1945 года.

– За это наказывали?

– Коммунистов за дезорганизующие высказывания исключали из партии, а дела по случаям дезертирства передавались в суд. Например, за 7 месяцев (с июля 1946-го  по январь 1947-го) Кировским заводом было предано суду за дезертирство и прогулы 4046 человек. В феврале 1947 года с целью устрашения на заводе были проведены 3 показательных судебных процесса о дезертирах. За дезертирство полагалось до 5 лет лишения свободы по УК РСФСР.

– Вернемся к Ленинграду – когда пошел процесс реэвакуации?

– Как только въезд в город был разрешен, поток прибывающих стал быстро нарастать. Если на 1 января 1944 года  в Ленинграде насчитывалось около 560 тысяч жителей, то к июлю население возросло до 725 тысяч, а к началу сентября 1944 года оно составило 920 тысяч человек. В соответствии со специальным распоряжением СНК СССР за №927-р от 26 апреля 1945 года  в Ленинград возвращались детские дома. За 1945 год только из Челябинской области был реэвакуирован 21 ленинградский детдом в количестве 1700 воспитанников и 500 человек обслуживающего персонала.

Массовая организованная реэвакуация ленинградцев проводилась в соответствии с распоряжениями Совета Министров СССР от 30 июня 1946 года. Дальнейшая реэвакуация в Ленинградскую область (в связи с создавшимся временным продовольственным затруднением) почти прекратилась. Более того, часть людей, отправленных в организованном порядке, вернулись обратно.

Вадим Шувалов

 

 

Как возвращались в Ленинград

 Источники приводят разные цифры динамики численности населения Ленинграда в послевоенные годы. В среднем они таковы: 1 миллион человек в 1945 году; довоенный трехмиллионный уровень был достигнут на рубеже 1950–1960-х годов.

В целом во время эвакуации умерло  120–160 тысяч ленинградцев (только на территории Вологодской и Ярославской областей, по данным историка Александра Ваксера, умерло 20 тысяч эвакуированных из Ленинграда).

 

 

 

Facebook

Вконтакте