Господь помоги мне: Тяжко мне, Господи. Помоги | Правмир

Тяжко мне, Господи. Помоги | Правмир

Понимаешь ли ты, что хотел тебе сказать Христос? Как часто ты читал Евангелие? И самое главное, как хорошо ты его понял? Что делать, если не ощущаешь присутствие Господа в своей жизни? Как говорить с Богом?

Корреспондент портала «Правмир» беседует со священником Сергием Стаценко, председателем Ташкентской и Среднеазиатской епархиальной комиссии по делам молодежи, председателем просветительского отдела Ташкентской и Среднеазиатский епархии, проректором Ташкентской духовной семинарии.

Священник Сергий Стаценко.

Как так получается, что наша христианская жизнь незаметно вырождается в нечто внешнее? Молитва, пост, богослужение присутствуют, но внутренней духовной жизни не ощущается. И что с этим делать?

Проблема в том, что мы слишком зациклились на колоколах да куполах.

Однажды я задал в воскресной школе вопрос: «Если убрать из церкви колокола, купола, кресты, иконы, превратить храм в обычное строение, убрать церковно-славянский язык, священника облачить в гражданскую одежду, и оставить только чашу, будет ли тут православие?» Подавляющее большинство ответило, что в таком случае Православие кончается. То есть люди не понимают, что Православие там, где есть Христос.

Моя точка зрения состоит в том, что мы слишком завязаны на традицию. Многие благие начинания превращаются в идолов, консервируются в силу традиции, и уже за рамки этой традиции выйти не могут. Мы отошли от Христа. Христос в наших разговорах, даже среди священников, стоит даже не на десятом, а на двадцатом месте. Мы не можем реально ощутить Спасителя.

Что мы можем сделать, чтобы ощутить присутствие Христа в своей жизни?

Понимаешь ли ты, что хотел тебе сказать Христос? Как часто ты читал Евангелие? И самое главное, как хорошо ты его понял? Есть у тебя вопросы или нет? Вот так духовное наставничество должно переставить акценты. С соблюдения традиции, то есть с вопроса о том, сколько ты постился и молился, на Самого Христа, на любовь к Нему.

Для себя лично эту проблему я начал решать относительно недавно, скажу честно. Я просто понял, что Христос — это мой Спаситель и что Он несет на Себе все мои тяготы. Христос способен понести мои грехи, мою тяжесть. Главное — на Него это возложить. В молитве я могу пожаловаться Ему, обращаясь просто своими словами: «Тяжко мне, Господи. Помоги. Вот в этом играет страсть моя – гордыня. В этом случае я не могу побороть себя в тщеславии».

И чувствуется реальная помощь. Но обращение к Богу не должно восприниматься как фольклор или форма заклинания. Молитвы святых на церковно-славянском языке – это высший пилотаж, но духовное воспитание должно начинаться с внятного разговора с Богом, а не набора заклинаний, который мы называем утренней и вечерней молитвой. Потому что для большинства, к сожалению, это так.

И надо предпринять шаги в направлении того, чтобы люди понимали содержание богослужения. Поскольку повсеместно ввести активный курс церковно-славянского языка невозможно, я считаю, что необходимо создавать миссионерские приходы, один или несколько в городе в зависимости от его величины. Там людям должны даваться хотя бы начальные понятия, навыки на родном языке. Для русских на русском, для мордвы на мордовском, для татар на татарском.

Что Вы называете внятным разговором с Богом?

Это такая молитва, когда я понимаю, о чем я говорю. Она может быть выражена своими словами, а может быть и в фиксированной форме, так как человеку свойственно фиксировать свои мысли, он даже разговаривает некими готовыми блоками, не придумывая каждый раз что-то новое. Но даже эти зафиксированные формы должны быть понятны.

Спрашиваешь, например, человека его что такое «грех мой пред Тобою есть выну», и многие говорят, что это значит вынуть очи перед Богом, то есть вытащить глаз и положить. Уже это говорит само за себя. Для многих людей духовная жизнь — это набор магических ритуалов. Если это сломать в людях, если перевести отношения людей из стереотипов и абстракций в реальную плоскость — ко Христу ко Спасителю, то и дело духовной жизни начнет сдвигаться с мертвой точки.

Игумен Петр Мещеринов сумел озвучить эти проблемы, но, к сожалению, пока они не двигаются с места. Человеку удобно жить в понятных и привычных формах духовной жизни. Он оттарабанил утренние и вечерни молитвы, он заставил своих детишек отстоять на Литургии, и через 10-15 лет, как сказал отец Петр, он приходит в позицию духовной усталости, и начинает уходить из Церкви.

А нельзя ли более конкретно перечислить, что именно надо делать, чтобы духовная жизнь развивалась правильно, а не формально?

Читать Евангелие. Пытаться понять, что сказал Христос. Познавать Христа. Беседовать со Христом на личном уровне. Не допускать такую неправильную мысль, мол, не буду Богу надоедать. Не строить отношения с Богом на коммерческой основе: «На Тебе Боже свечку и сделай мне хорошо. Сделаешь хорошо, я Тебя еще одной накормлю». К сожалению, так строится духовная жизнь большинства людей. И это надо ломать. Хотя здесь могут быть препятствием экономические интересы Церкви, которые пострадают, если прекратить торговлю свечами.

Мое мнение может быть не типично для большинства священнослужителей Русской Православной Церкви, но хочу сказать, что к такому пониманию я пришел через пот и кровь. Через сомнения и нервные срывы я понял, что Христос рядом со мной, что Его нужно понимать именно как Спасителя, а не как фигурку на иконе, что Он всегда с нами, все дни до скончания века.

А что Вы сделали, чтобы это понять?

Я не искал каких-то сверхъестественных даров, я просто искал умиротворения, понимания, как двигаться дальше по жизни, будучи в сане. Читал книги, но они в основном не давали решений, а только обозначали некоторые вопросы, ответы на которые надо было искать самостоятельно. Мне повезло, и не без вмешательства Господа, я понял, что именно собственными внутренними потугами сделать ничего невозможно. Просто я просил Бога: «Дай мне правильно жить. Как правильно жить по Тебе?» Эти решения начали смутно обозначаться, и в какой-то момент я стал понимать, что Христос рядом со мной.

Фото orthphoto.net

Как можно донести живую веру во Христа до прихожан: и взрослых, и детей?

Священники должны создавать общины, в которых можно гораздо более эффективно наставлять людей в нужном направлении. Вне общины это невозможно.

Почему невозможно? Приходишь к батюшке и получаешь наставление по заданному вопросу, разве не так?

Дело в том, что наставление батюшки в условиях стандартной исповеди длится максимум минут десять. В лучшем случае священник уделяет вам полчаса из своих текущих дел. Ведь любой пресвитер буквально растаскан на послушания. Помимо богослужения, треб, он должен и восстанавливать храм, и хоть какое-то время уделить семье, окормлять социальные объекты, и т.д. и т.п. В общине наставление более эффективно.

Если говорить о воскресных школах, то приходится буквально ломать стереотипы преподавателей в сторону того, чтобы они не опирались, как это принято в классических школах, на знания. Я считаю, что они должны говорить больше о Спасителе, о том, что Он пришел. Это может показаться сектантством, но сектантство начинается там, где есть разговор о Христе, но нет Его Самого. Благо мы родились в Православии, где мы Христа имеем регулярно в таинстве причастия, это великая вещь. Но должны быть и разговоры о Христе. Святые говорили на языке, к которому невозможно подойти сразу. К нему нужно подходить постепенно, чтобы хоть немного понимать те категории и термины, которые они применяют в своих писаниях.

Я стараюсь перевести занятия в воскресной школе, которую веду в Ташкентском кафедральном соборе, в клубную атмосферу. Дети не должны «загружаться» тем, что их будут спрашивать, что надо ответить преподавателю какую-то информацию, выговорить знания, которые они не понимают. Клубная атмосфера нужна для того, чтобы можно было говорить о вере. Если нужны знания, то в юношеском возрасте за год можно освоить все воскресное богословие, а может даже и больше.

Существует проблема ухода молодежи из воскресных школ. Когда мы практиковали классические школы, то после трехгодичного цикла оставалось трое, четверо ребят. Сейчас будем смотреть, как разговор о любви Божией, о стремлении к Нему, а не голые знания, которые вторичны, помогут людям познать Христа.

Вы не замечали, что о Христе вообще говорить сложно?

У нас есть Евангелие, которое говорит о Христе, а не мы. Евангелие самодостаточно. Если стремление человека в познании искренне, то Дух Святой начинает его просвещать. Здесь как раз действует синергия – Божия забота о человеке, если у него есть искренность и некоторое усилие в освоении Священного Писания. Это действительно срабатывает.

И чтение Евангелия должно быть с молитвой. Просто просить Бога своими словами, чтобы открыл смысл, а он не всегда открывается полностью, хотя бы в силу возраста. Для каждого возраста есть свой уровень восприятия Священного писания. Каждый возраст имеет свое понимание, и в этом тоже сила и красота Евангелия. Слова Христа не ограничиваются легким буквализмом, который может понять и стар и млад. Евангелие многоуровнево, многогранно, и познавать его можно бесконечно. Об этом говорят многие Святые отцы.

Что означает для Вас жизнь во Христе?

Жизнь по Евангелию, жизнь в любви к Богу, а потом еще и к людям, которая происходит от любви к Богу. Это может звучать достаточно абстрактно для тех, кто этого не прочувствовал, но поймите, что Христос всегда здесь.

Беседовала Наталья Смирнова.

Читайте также:

Гавань сердечного покаяния

Церковная жизнь в миру: как жить и выжить?

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Читать онлайн «Помоги, Господи, не унывать» – ЛитРес

По Благословению митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира

У духа зла всегда одно и то же ухищрение – ввергать в уныние во время скорби, чтобы лишить нас упования на Господа.

Преподобный Макарий Египетский

Кто отчаивается в своём спасении, тот думает, что Бог – немилостивый и не истинный, а это страшная хула на Бога.

Святитель Тихон Задонский

СЛОВО СВЯЩЕННИКА


Пред чтением этой книги

Наш храм Державной иконы Божией Матери, что расположен в Чертаново, продолжил издание книг серии «Даруй, Господи, мне зрети мои прегрешения». Книги, вошедшие в неё, задуманы в помощь прихожанам, готовящимся к исповеданию грехов перед Причастием.

Уныние – великая опасность, подстерегающая каждого христианина на пути его следования за Христом. Святитель Иоанн Златоуст так характеризует роль этой страсти в жизни людей:

«Чрезмерное уныние вреднее всякого демонского воздействия, потому что и демоны, если в ком властвуют, то властвуют через уныние, а если уничтожишь уныние, то и от демонов не потерпишь никакого вреда».

В нашем мире причин, приводящих современного человека под власть этой губительной страсти – множество.

…Мы мчимся в круговерти внешней жизни: дом – дела – работа – планы – отчеты – заказы – финансы… и в этой постоянной суете теряем сам смысл своей жизни смысл, дающий основу всему. В этом множестве дел мы все меньше и меньше становимся способными ответить на вопрос – РАДИ ЧЕГО все это делаем. А бесцельное делание является, по преподобному Исааку Сирину, одной из причин уныния.

…Мы загружены так, что не хватает времени и сил на то, чтобы внимательно взглянуть в глаза родным и близким, чтобы отдохнуть, чтобы сосредоточенно помолиться… А небрежение о должном, о том, что дает нам истинную жизнь – о молитве, таинствах, внимании к себе, предстоянии Богу – являются матерью и уныния, и малодушия.

…Трудиться! Трудиться… 8… 10… 15 часов в сутки! Трудиться, чтобы успеть, устоять, догнать и перегнать, стать первым… А уже если молиться – то как можно больше! К обычному ежедневному правилу сами добавим кафизму-другую, несколько акафистов и канонов, молитвы любимым святым, Богородичное правило и пяточисленные молитвы, пятисотницу, земных поклонов побольше… А преподобный Амвросий Оптинский нас предупреждает – уныние бывает и от тщеславия, и от непосильного рвения.

В нашей Православной Церкви, в жизни многих ее святых подвижников накоплен огромный и бесценный опыт людей, которые, с помощью Божией, нашли пути победы над этой страстью. Каждый человек, действительно желающий избавиться от этой страсти, может найти в творениях святых отцов те советы, которые в наибольшей степени соответствуют его устроению души и тому диавольскому проявлению уныния, которое характерно именно для него.

Важно помнить, что в основе борьбы с унынием лежит упование на Бога и самопонуждение. Упование и доверие к Нему, к Его Любви, Благости, Всеведению, к Его слову и спасающему Промыслу о каждом из нас. Доверие к слову Его и к опыту жизни тех людей, которые преодолели тяжелейшее испытание унынием и этим стяжали нетленные венцы. Не забудем совет святого Тихона Задонского, долго боровшегося против этой страсти и победившего ее. Святитель писал: «Весьма спасительно действуют и отрезвляют душу, впавшую в уныние, слова Псалмопевца: «Уповай на Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и уповай на Господа» (Пс. 26, 14)».

А теперь обратимся к опыту борьбы с унынием тех, кто реально может научить нас, как победить эту страсть. Пусть говорят подвижники и святые…

Клирик храма Державной иконы Божией Матери в Чертаново иерей Виктор ГУСЕВ

ЧТО ЕСТЬ УНЫНИЕ

Грех уныния происходит от чрезмерной занятости собой, своими переживаниями, неудачами, и как результат – угасание любви к окружающим, равнодушие к чужим страданиям, неумение радоваться чужим радостям, зарождение зависти.

Основа и корень нашей духовной жизни – любовь ко Христу – жить следует мыслью о Нём, а не о своих мелких суетных удачах и неудачах…

Архимандрит Лазарь «О тайных недугах души»

Молитва святого Ефрема Сирина

Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Святитель Лука (Крымский). Толкование на молитву святого Ефрема Сирина[1]

«Господи и Владыко живота моего! Дух уныния не даждь ми».

Что такое дух уныния? Это то, что называют упадком духа. Люди, совсем не понимающие христианства, не понимающие нашей духовной жизни, думают, что вся религия христианская полна духом уныния. Глядя на монахов, ходящих в черной одежде потупив глаза и перебирая четки, думают, что вся религия уныла, как вид монахов. А это совсем не так. Это противоречит тому духу, которым проникнуто все христианство, ибо скажите: человек с упадком духа может ли обладать силой духовной, бодростью духовной, необходимыми для того, чтобы идти по узкому пути, неутомимо борясь с бесами? Конечно, нет.

Наша религия – не религия уныния, наоборот, она – религия бодрости, энергии, силы воли, силы характера. Религия наша плодом своим имеет не уныние, а нечто совершенно противоположное, то, о чем говорит апостол Павел: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5, 22–23).

Вот это подлинный дух, сущность нашей религии: вовсе не уныние, а праведность, мирная радость о Духе Святом. Разве обладающий этой радостью может быть унылым? Конечно, нет.

Люди часто ошибаются, оценивая внешность человека. Подлинный христианин не имеет такого вида, как люди, предающиеся радостям жизни. Он всегда мирен, часто бывает на вид глубоко задумчив, ходит, опустив голову, предаваясь своим размышлениям. Разве значит это, что он уныл, упал духом? Это значит, что радости мирские, которые ценят другие люди, далеки от христиан, чужды ему, как чужды взрослому человеку детские игры и забавы.

Мысли христианина сосредоточены на вечном, на Царстве Божьем, обращении к Господу Иисусу Христу, поэтому он всегда серьезен и задумчив. Иногда бывает, что и христиане становятся по временам унылыми, наступает упадок духа. Они, уже далеко уйдя по пути Христову, пути отречения от мира, иногда мыслями возвращаются на прежний путь; им кажется, что напрасно сошли они с этого пути, что хорошо было бы идти по широкому проторенному пути, по которому идет большинство людей. Тогда впадают в уныние.

Это состояние тех людей, которые познали великие тайны Христовы, оставили широкий путь соблазнов мира, пошли по пути страданий за Христом. Их соблазняет диавол, останавливают легионы бесов, мешают идти по Христову пути, представляя картины радостной жизни, которую оставили, картину счастья семейного, блаженства дружбы, тянут с великого пути обратно, обратно на этот путь.

И нередко бесам удается достигнуть своего: человек впадает в уныние, падает духом, теряет ревность о Господе Иисусе Христе, и это уныние – великая опасность, подстерегающая каждого христианина на пути его за Христом, это соблазн диавольский. Этим наветам духов тьмы подвергались все святые, и в огромном большинстве случаев молитвой, постом, бдением побеждали христиане духа уныния, навеваемого от диавола. Но были и такие, дух уныния в душах которых все возрастал и возрастал, и уходили они с пути Христова. А когда уходили, чувствовали себя оставленными Богом, пустота и тяжесть жизни становились им невыносимыми, и кончали они часто жизнь самоубийством.

Вот почему все святые считали уныние великой опасностью, великим несчастьем и все силы направляли на борьбу с духом уныния.

В уныние могут впадать даже люди святые. Почему, откуда? Уже не от сатаны, не от духов тьмы. Уныние возникает, когда временно бывают они оставлены Божией благодатью. Это бывало со всеми святыми, это необходимое испытание каждого подвизающегося в благочестии. Необходимо оно, чтобы человек не приписал себе, своим силам, своим достоинствам все, чего уже достиг. Нужно ему напомнить, что не своими силами достиг этого, а только Божьей благодатью.

Когда человек достигнет высокой жизни, возомнит он иногда о себе, и Божия благодать его на время оставляет. Впадает он тогда в тяжелое, невыносимое состояние духа, сердце в нем сразу пустеет. Вместо тепла, от Бога посылаемого, водворяется в сердце холод, настает вместо света непроглядная тьма, вместо радости – глубокое уныние. Это Господь делает для того, чтобы напомнить подвижнику, что не своими силами, а благодатью Божией идет по Христову пути.

Это один источник уныния. Какие еще есть источники его? Я говорил вам о праздности, вам должно быть понятно, что праздность – одна из матерей уныния. Люди праздные, не работающие и вполне обеспеченные, утопающие в роскоши, люди, которые пресыщены благами жизни, теряют вкус к жизни, все им надоедает, все становится неинтересным, скучным, ни в чем не находят радости, сердце их наполняет уныние – этот тяжкий и опасный враг нашего спасения.

 

Еще один источник уныния: есть люди, которые склонны видеть все в мрачном свете, их называют пессимистами. Они склонны быть в таком настроении, сосредотачивать мысль на темном – греховном. Ставят они вопрос: где справедливость Божия, где правда, если бедный, но благочестивый страдает, а неверующий богат, идущий кривыми путями блаженствует?

Если склонен человек замечать в жизни только темное, только дурное, овладевающее им уныние все возрастает, доходит до того, что человек не видит ничего доброго и кончает жизнь самоубийством. Так силен дух уныния. Второй раз говорю, как может он довести до самоубийства.

Есть и еще источник уныния, наиболее частый источник. Это горести, прискорбные случаи, которые испытываем в жизни. Умрет близкий, любимый человек, умрет ребенок, муж, мать. Впадает человек в уныние. Свет ему не мил, думает только об умершем своем дорогом, человек бедный блуждает мыслью около могилы, представляет себе своего близкого лежащим в гробу и разлагающимся. Глубже и глубже становится уныние.

Какое средство избавиться от этого уныния? Не надо блуждать около могилы мыслями своими, вспоминать прошлое, проливать слезы. Умерший далеко-далеко. Надо унестись туда, куда ушел дорогой, любимый всей силой мысли. Знайте, что душа его предстоит Богу и Ангелам, радуясь своему освобождению. Если сосредоточиться не на темном, а на светлом, не на тленном, а на вечном, – дух уныния уйдет.

В уныние повергают иногда тяжкие телесные болезни. Есть много людей, нетерпеливо переносящих болезни. А были люди святые, которые всю свою жизнь лежали прикованные болезнью к постели и славили за это Бога. Нужно помнить о таких и уметь принимать посылаемые от Бога болезни. Не надо отказываться от помощи врача, ибо премудрый сын Сирахов говорит: «Врача сотворил Бог на помощь людям».

Врач – это слуга Божий, который может облегчить страдания и отогнать дух уныния.

Вот каковы источники и причины уныния. Главное средство борьбы с ними – молитва. Это средство, много-много веков испытанное всеми святыми. Нет средства более действенного, чем молитва, постоянная просьба к Богу о помощи.

Когда вступаете в беседу с Богом, Он утешает вас. Отгоняет духа уныния. Когда приходите в храм Божий, где все так далеко от мирской суеты, вслушивайтесь в песнопения, и уйдет дух ваш из темной области уныния и воспарит.

А если приступите к могущественному средству борьбы с унынием, которое дал Господь Иисус Христос, если на исповеди откроете сердце пред пастырем Церкви и если вслед за этим причаститесь Тела и Крови Христовой, почувствуете облегчение и радость, и тогда дух уныния с позором будет прогнан от вас.

Не сосредотачивайте мыслей на мрачном, на греховном, на тяжком, но, возносясь духом горе, сердцем своим пребывайте у Бога, в чертогах небесных, куда нет доступа темным духам, навевающим уныние.

Вот что нужно знать об унынии каждому христианину.

А что сказать о людях, не знающих почти Христа, идущих путем мирским, ищущих радость и утешение от мира? Они по виду часто кажутся довольными, бодрыми, веселыми, как будто нет у них уныния. Не думайте, что это так, не соблазняйтесь их видом, но подумайте об уклонении их с пути.

Если бы знали, что происходит в глубине их сердца!.. В глубине их души никогда не прекращается обличение совести. Совесть услышать никто не может. Внутренний человек поднимает временами голову и начинает вопить. Это постоянное страдание тех, кто гонится за мирским благополучием. Апостол Павел говорит: «Печаль яже по Бозе покаяние нераскаянно во спасение соделывает, печаль же мирская смерть соделывает» (2 Кор. 7, 10).

Если не обратитесь от печали по миру к печали по Богу – погибнете. Помните о тяжести уныния помните, что сердце христианина должно быть наполнено радостью о Духе Святом, радостью стремления к свету, должно быть чуждо печали, которая наполняет сердца грешников.

Помните об этом всегда, и да помилует вас Господь Бог, а святой Ефрем да содействует вам молитвами своими. Аминь.

Святитель Феофан Затворник. Сердечное бесчувствие и охлаждение, являющееся в душе среди подвигов спасения
(Извлечения из духовных трудов святителя)

Нередко бывает, что люди, которые текут путем доброй христианской жизни, вдруг и по видимому без всяких причин, начинают чувствовать в себе какое-то параличное состояние всех сил душевных, вследствие чего у них является охлаждение ко всем, дотоле бывшим, духовным подвигам. Недоразумевающим, как и от чего это происходит и как вести с этим борьбу, преосвященный Феофан Затворник пишет:

«Это со всеми по временам бывает. О сердечном бесчувствии все почти, писавшие о духовной жизни, поминают. Св. Марк Подвижник трех такого рода врагов выставляет: неведение с забвением, разленение с нерадением и окамененное нечувствие».

В кратких молитвах не забыл их и Святитель Златоуст: Избави мя от уныния, забвения, разленения с нерадением и отмененного нечувствия. Средства противления указываются немногосложные: терпеть и молиться.

Возможно, что Бог Сам посылает это для обучения – не полагаться нам на свои силы. Иной раз много берем на себя и многого ожидаем от своих усилий, приемов и трудов. Вот Господь и забирает благодать и оставляет человека, как бы говоря: «Вот испытай, насколько у тебя есть сил». А если не понесёшь испытание, то можешь впасть в уныние. И потому чем больше имеется дарований естественных, тем такое обучение нужнее.

Сознав это, будем терпеть. Посылается это и в наказание за вспышки страстей, допущенные и несамоосужденные, и потому не покрытые покаянием. Вспышки эти то же для души, что для тела – пища дурная… которая отягчает или расслабляет, или отупляет… Надо осмотреться, не было ли чего такого в душе… и покаяться пред Господом, и положить вперед остерегаться.

Больше всего достается это за гнев, неправду, досаждение, осуждение, возгордение и уныние. Одно остается – молиться… об избавлении от сей самой сухости… и от окамененного нечувствия.

При охлаждении и бесчувствии – мысль трудно будет удержать при словах молитвы, но все возможно. Делать надо наперекор себе… перетруждение себя и будет средством преклонить Господа на милость и возвратить благодать. А бросать молитву никак не должно. Св. Макарий говорит: увидит Господь, как искренно желаешь блага этого… и пошлет. Молитву же против охлаждения воссылать своим словом, пред правилом и после правила… и в продолжение его к Богу взывать, как бы преднося пред Его лице мертвую душу: Видишь, Господи, какова она! Но рцы слово и исцемет.

С этим же словом и в продолжение дня почасту обращаться к Богу.

Главное – не давать душе холодеть… Блюдите, светится ли свеча, и да теплится камин душевный… Почаще подбрасывайте дровец… то есть святые помышления держите в уме, с сочувствием им и сердца.

Охлаждение – горькое и опасное состояние. У Господа оно стоит в числе руководительных, вразумительных и исправительных средств. Но бывает оно и вроде наказания. Причина сего – явный грех, но как у вас его не видно, то причины нужно искать во внутренних чувствах и расположениях. Не вкралось ли самомнение, будто вы не то, что другие? Не загадываете ли самовольно шагать по пути спасательному и восходить горе одними своими средствами? Не успокаиваетесь ли на том порядке жизни, какой заведен… и расположились спать в мысли, будто больше заботиться не о чем?.. Такие и подобные мысли приводят в беспечность, а беспечность есть первый шаг к унынию. Поэтому потрудитесь собрать мыслей поболее, хотя вы еще и не начинали дела. Приложите убеждение, что, хотя бы вы достигли высоких степеней, – все небезопасны от падений… путь к которым врагу пролагает беспечность и нерадение – предшественницы охлаждения. Собирая же таковые возбудительные помышления, не думайте, что сами себя согреете… Согреет Господь, когда время придет. Ваше же дело – труд и труд. К сему труду мысленному прилагайте молитву к Господу, именно об избавлении от сей язвы. Все другие предметы оставьте, держите одну эту молитву против охлаждения… И не давайте себе покоя, пока не согреетесь. Согреянность есть Господа прикосновение к сердцу, а непрестанная теплота есть Господа вселение в сердце… Даруй вам, Господи, сие благо. И не впадайте в уныние и рук не опускайте!

Некто говорит: «Поставь себя в состояние умирающего…» Другой прибавляет: «Еще лучше, поставь себя в момент суда над тобою, когда готово изыти из уст Божиих последнее о тебе решение». Нельзя не согласиться: такие приемы, действительно, сильны размягчить каменное сердце.

Вот вам слово св. Исаака Сирина – на случай охлаждения и нечувствия:

Не смущайся мыслию и не подавай руки душевному расслаблению, но терпи, читай книги святых отцов и подвижников, принуждай себя к молитве и жди помощи. Она придет скоро, что и не узнаешь…

Я думаю, что в нашем охлаждении не безвинна и плоть. Не предполагаю излишества, но даже и малое расслабление плоти. Но и это малое отупляет чувство духовное и расслабляет энергию. Потрудитесь подтянуть сию рабу неключимую, чтобы не лезла в госпожи. Как?.. Я думаю, вам ведомо! Касается же сие и пищи, и сна, и других льгот. Сделайте, чтобы плоть чувствовала, что на ней тяжелая рука. Как вражду и неприязнь непримиримую к плоти имейте… и преследуйте ее за своеволие.

Как только ослабнут требования плоти, чувство духовное оживет. Очень много значит – не давать разваливаться, держать в струнке все члены чрез внутреннее духовное напряжение мускулов. Это сильно поддерживает бодрость духа и помогает душе стоять в трезвенном настроении.

Положите законом: выходить из-за стола немного голодным. Злая раба– плоть – будет чувствовать, что над нею есть властная рука… Что винопитие пресечено – прекрасно. Это самое лучшее пособие к тому, чтобы тело было бодро, трезвенно и свежо. Великое сие есть дело.

Ничего ради плотоугодия, а только для здоровья, и никогда не есть досыта… Извольте себе избрать мерное правило в пище и питии, как делали все святые.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Об унынии (печали)[2]

Обычно после совершения всякого греха у человека появляется томление духа. Это внутреннее гнетущее состояние бывает подчас настолько мучительным, что даже превышает возможность человеческих сил противостоять ему. И нередко оно приводит человека к печали, унынию и даже к отчаянию. Овладев человеком, печаль и уныние способны полностью расстроить силы его души, отвлечь его от богоугодных занятий и вообще уничтожить все духовные плоды и тем самым привести свою жертву к смерти духовной (2 Кор. 7, 10). Особенно яростное и лютое свое действие эти страсти обрушивают на подвижников, чтобы устрашить их трудностью подвига и посеять в сердцах нерадение о спасении.

Нередко печаль и уныние могут появиться в человеке неожиданно по внушению врага нашего спасения – диавола. Если он заметит в душе ревностного христианина хотя бы малую склонность к грусти, то тут же воспользуется этим и постарается привести его душу к духовной печали, а позже, возбудив в ней жестокое уныние, которое полностью овладевает сердцем и делает его совершенно неспособным к духовным упражнениям, и особенно к молитве.

Преданный пороку уныния настолько ослабевает духовно, что становится бессильным шествовать по верному, спасительному пути. Спасение кажется ему трудным и непостижимым, даже слова Священного Писания не оказывают на него воздействия, так как сердце его в это время бывает подобно закрытому сосуду.

А между тем Христос со Своею благодатной силой и помощью постоянно пребывает у дверей человеческого сердца и ждет, пока человек добрым своим соизволением откроет Ему эти двери (Откр. 3, 20). Поэтому хотящему принять слово Божие следует распахнуть свое сердце и так возжелать глаголов жизни вечной, как жаждет дождя иссохшая земля. Только в таком случае христианин сможет напитать свое сердце и удалить из него все страсти.

Святитель Тихон Задонский не только указывает на губительность печали и уныния, но и дает совет, как можно противостоять им и какими средствами преодолевать их. Прежде всего, христианин должен постоянно принуждать себя к духовному подвигу, и особенно к молитве. Хотя это бывает и весьма трудно, но Богу, споспешествующему во спасении, все возможно. Немалую роль в этой борьбе играет размышление о смерти, о Страшном суде Христовом, о вечных мучениях грешников и блаженной жизни праведников, очистивших свои сердца от греховной скверны и водворившихся в горнем Иерусалиме для вечного упокоения и радости в Боге. И, наконец, весьма спасительно действуют и отрезвляют душу, впавшую в уныние, слова Псалмопевца: Уповай на Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и уповай на Господа (Пс. 26, 14).

 

Итак, чтобы искоренить страсти и худые наклонности из своего сердца и вместо них насадить добрые навыки, христианину необходимо сосредоточить все свои силы в подвиге духовной борьбы и непрестанно прибегать к Божественной благодатной помощи. Поскольку христианин предназначен жить в Боге и для Бога, а смысл его жизни заключается в самосовершенствовании, то, следовательно, его насущной задачей должна быть постоянная бдительность по отношению к своему внутреннему миру, дабы легче распознавать все диавольские ухищрения, направленные на погубление его души, и с помощью Божией вовремя отражать их. Непременным спутником его и помощником на этом многотрудном духовном поприще служит искреннее покаяние, главной целью которого является то, чтобычеловек от грехов и от суеты мира сего отвратился, и к Богу всем сердцем обратился, внутрь бы изменился, и иным бы, как прежде был, сделался… и ни о чем бы так не тщался, как только Богу угодить, и тако спастися. Из этих слов святителя становится понятным, что только внутреннее обновление сможет удержать христианина на соответствующей ступени богоугодной жизни, что будет способствовать водворению в его душе самопознания и молитвы.

Подобным образом жизни он сможет склонить праведный гнев Божий на милость и тем самым получить благодать Святого Духа, помогающую ему и укрепляющую его духовные силы в борьбе со страстями. Только в таком случае христианин будет способен к исполнению воли Божией и теснейшему единению со своим Творцом, а это, в свою очередь, приведет его к вечной блаженной жизни в обителях Отца Небесного.

«Боже, помоги мне!» — Молитва о помощи в трудную минуту

  • Лиза Уиттл Притчи 31
  • 2017 3 окт

Я люблю Тебя, Иисус. Помощь.

К горам возвожу очи мои — откуда помощь моя? Помощь моя приходит
от Господа, Творца неба и земли. ПСАЛОМ 121:1-2 НИМ

Я люблю Тебя, Иисус, помоги была первой молитвой из пяти слов, которую я когда-либо помню молитвой. Я молился об этом однажды ночью, когда у меня не было слов, я был огорчен отсутствием изменений и роста, боролся с теми же вещами, с которыми боролся годами. Иногда я ненавижу звук собственного голоса, вознося одни и те же заезженные молитвы о переменах, которые недостаточно гортанны, чтобы довести их до конца.

Ради всего святого, я взрослая женщина, но иногда чувствую себя ребенком. Я говорю то, что не хочу говорить. Я делаю то, что не хочу делать. Я веду себя плохо, когда знаю лучше. Я знаю все о количестве калорий и до сих пор борюсь за то, чтобы есть правильную пищу. Моя плоть — это альбатрос, и каждый день я стремлюсь преодолеть ее. Так много вещей в моей жизни изменилось с тех пор, как я был ребенком, но так много вещей не изменилось.

Мы одна человеческая раса, поэтому я знаю, что вы понимаете мое тяжелое положение. Мы люди, которые надеются, стараются изо всех сил и сожалеют о худшем. У нас бывают замечательные дни и недели, а иногда и месяцы и годы… а потом наступает крах, и мы остаемся с ощущением, что все хорошее, что мы испытали, было просто огромной случайностью. Мы изо всех сил стараемся не впасть в скептицизм. Заманчиво переживать наши дни и бояться себя до оцепенения. И в эти настоящие моменты может случиться так, что все, что мы можем предложить Богу, — это пять простых слов:

Я люблю Тебя, Иисус. Помощь.
Эти слова, может быть, и малы, но я верю, что они все равно, как если бы они были устным романом всех лучших сердечных аллитераций, Он слышит их и отвечает всей полнотой и нежностью любви Спасителя. Эта простая молитва взывает к небесам. Он говорит Богу, что, хотя наше сердце полно любви к Нему, оно разрывается от разочарований, которые причиняет нам мир.

Эта молитва заброшена. Это нуждающаяся молитва. Это сладкая молитва беспомощного ребенка Отцу, который полностью все контролирует.

Даже в этот момент, когда мы боремся, мы можем поднять глаза к Богу, который любит нас. Мы можем поднять лицо, чтобы увидеть Его в темноте, поднять голос, чтобы позвать Его на помощь. Он нежен к

нашей борьбе. Он готов откликнуться на нужду.

Я люблю Тебя, Иисус. Помощь.

Если вы не знаете, о чем молиться, Писание дает вам слова! Используйте эти молитвы из псалмов, чтобы направить вашу просьбу о помощи от Бога.

Н — «Услышь меня, Господи, и ответь мне, ибо я беден и нуждаюсь». Псалтирь 86:1
Первый шаг — дать Богу понять, что вы нуждаетесь в Нем и хотите Его помощи.

E — «Утверди мои шаги словом Твоим.» Псалом 118:133
Во-вторых, просите Бога о Его руководстве и о силе твердо стоять на Его обещаниях.

L — «Пусть ваше сострадание быстро восполнит наши нужды, потому что мы находимся на грани отчаяния». Псалом 79:8

Нам часто нужна помощь из-за нашего прошлого выбора и греха. Попросите Бога помочь вам сосредоточиться на Его сострадании и благодати, чтобы вывести вас из вашего отчаяния и сердечной боли.

— «Защити меня, Боже, потому что я уповаю на Тебя. Я говорю Господу: Ты мой Господь, кроме Тебя у меня нет ничего хорошего.» Псалом 15:1

Будь то духовная защита от нападений сатаны или физическая защита, мы можем прийти к Богу и попросить Его быть нашим защитником и кормильцем. Ищите убежища и полагайтесь на Бога, а не на свои силы или способности. Бог обещает быть вашим прибежищем, если вы позволите Ему!

*Акроним H. E.L.P. отрывок из книги Дженнифер Ротшильд «4 псалма для молитвы, когда вам нужна Божья помощь»

Статья по теме: Иисус, помоги мне! 4 обещания, которые отвечают на этот крик

Выдержка из новой книги Лизы

Молитвы из 5 слов: с чего начать, если вы не знаете, что сказать Богу (Harvest House, 3 октября 2017 г.), автор и Учительница Библии Лиза Уиттл напоминает читателям, что сила молитвы заключается в намерении сердца, а не в подсчете слов. Каждая запись в этой сорокадневной молитве содержит простую молитву из пяти слов, соответствующий библейский стих и ободряющие мысли.

Молитва о тревоге
Молитва о защите
Молитва о мире
Молитва об исцелении
Молитва о силе

Лиза Уиттл — лидер, автор и оратор, сердцем и страстью доносящий одно: Иисус — все. Она является автором шести книг, в том числе ее последней книги «Наденьте сапоги воина», и признанным учителем Библии за ее остроумие и смелый подход к практическим результатам. Ее тексты публиковались на FOXNews.com, Charisma, ForEveryMom и других сайтах. Она жена и мать троих детей, которая в настоящее время проживает в Северной Каролине. Посетите ее на LisaWhittle.com.

Изображение предоставлено : Pexels.com


Эта статья является частью нашего молитвенного ресурса, призванного вдохновлять и ободрять вашу молитвенную жизнь, когда вы сталкиваетесь с неопределенностью.  Помните, Святой Дух ходатайствует за нас, и Бог знает ваше сердце, даже если вы не можете найти слова для молитвы.

Молитвы из Библии, которые помогут вам ориентироваться во времени молитвы
Типы молитв, которые мы встречаем в Библии
Что такое молитва Иависа в Библии?
Как молиться о хлебе насущном
Молитвы о тревоге

По теме: Послушайте наш подкаст «Научите нас молиться с Кристиной Паттерсон». Вы можете найти все эпизоды на LifeAudio.com. Вот Эпизод 1:

Боже, помоги мне! СИЛЬНАЯ МОЛИТВА О ТЯЖЕЛЫХ ВРЕМЕНАХ

Три простых, но очень глубоких слова:

Боже, помоги мне.

Помолитесь этой молитвой о Божьей помощи со мной ПРЯМО СЕЙЧАС:

Господи, помоги мне. Я не знаю, что делать. не знаю к кому обратиться. Поэтому я обращаюсь к вам. Святой Дух, пожалуйста, укрепи меня. Боже, хоть я и не знаю всех ответов, я знаю, что знаешь Ты. В Библии вы обещаете помочь нам, когда мы молимся вам. Поэтому я с уверенностью молюсь вам во имя Иисуса Христа. Аминь.

Мне нужна Божья помощь!

Если вы когда-нибудь произносили эти слова, то у меня есть очень хорошие новости.

Когда вы попросите Бога о помощи, он ответит вам. В Иакова 5:16 говорится: « Молитва праведника имеет великую силу, когда она действует. «Говорить: «Боже, помоги мне» — это молитва уверенности, потому что мы знаем, что Бог обещал совершить великие дела от нашего имени, когда мы молимся и просим у Бога помощи.

Вот несколько способов, как вы можете молиться, когда жизнь трудна и вы чувствуете, что боретесь с трудностями.

Молитесь об этом: Боже, помоги мне прямо сейчас!

Господи, помоги мне пожалуйста. Я борюсь прямо сейчас. Я чувствую слабость, усталость и истощение. Я не знаю, что делать. Честно говоря, я даже не знаю, как все правильно сказать. Но я благодарю вас за то, что в Библии вы говорите, что Святой Дух ходатайствует за меня, даже когда у меня нет слов, чтобы описать то, что мне нужно. Боже, я верю, что Ты слышишь мои молитвы и что Ты ответишь на них так, как я даже представить себе не могу. Ты собираешься делать то, чего я никак не ожидал.

Всегда ли Бог помогает нам, когда мы молимся?

Бог всегда помогает нам, когда мы приходим к нему с молитвой. Это может быть не так, как вы ожидаете. Вместо прямого ответа на вашу молитву Бог может ободрить вас, укрепить вас и благословить каким-то другим образом.

Библия призывает нас всегда приходить к Богу в молитве. Вот несколько библейских стихов, показывающих нам, как Господь помогает нам, когда мы молимся:

  • Всегда радуйтесь, молитесь непрестанно, благодарите за все обстоятельства; ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. (1 Фессалоникийцам 5:16-18)
  • Не заботьтесь ни о чем, но во всем в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом. И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. (Филиппийцам 4:6-7)
  • И вот уверенность, которую мы имеем к Нему, что если чего попросим по воле Его, Он услышит нас. (1 Иоанна 5:14)

Молитва о том, когда вам нужна Божья помощь

Боже, пожалуйста, помоги мне в это трудное время. Я прошу вас встретиться со мной в это время нужды. Господи, прошу тебя, укрепи меня. Поощрять меня. Наполни мою жизнь своей силой.

Отец , Я верю в тебя, зная, что ты слышишь мои молитвы и любишь откликаться на мои молитвы. Во имя Иисуса, аминь.

Помоги мне, Боже: молитва о зависимости

Когда мы говорим: «Боже, помоги мне», мы признаем, что прежде всего мы зависим от Бога.

Мы говорим: « У меня нет сил, чтобы справиться с этими обстоятельствами… но Бог . Мой Бог достаточно силен, чтобы поддержать меня, даже если может показаться, что все рушится».

Когда мы говорим: «Боже, помоги мне», мы соглашаемся с тем, что сказал псалмопевец в Псалме 120:1-2 :

Я поднимаю глаза к холмам.

Откуда приходит моя помощь?
Помощь моя от Господа,
сотворившего небо и землю

Наша помощь исходит из одного и только одного источника: живого Бога, сотворившего небо и землю.

Бог наше прибежище. Наша крепость. Никакая другая помощь нам не нужна. Мы не ищем другого спасителя. Мы смотрим на Бога и ТОЛЬКО на Бога, чтобы спасти нас в трудную минуту.

Часто у нас возникает соблазн обратиться к другим источникам для обеспечения безопасности и спасения. Мы смотрим на деньги. Мы верим в свою физическую силу. Мы полагаемся на нашу изобретательность.

Но когда мы молимся: «Боже, помоги мне», мы говорим: «Я отвергаю любую надежду, кроме Бога. Он один — моя надежда и опора».

Псалом 46:1 говорит об этом так: «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в беде».

Мне нравится, как он говорит, что это очень настоящая помощь в беде. Он не за горами. Он не дальний. Нет, он рядом с нами, и он не оставит нас и не покинет нас посреди нашей беды.

Когда мы боремся, когда мы утомлены, когда мы спотыкаемся, мы можем знать, что Он с нами на каждом этапе пути. Он ОЧЕНЬ присутствует с нами.

Молитва о времени нужды

Отец, я верю в тебя в это время нужды. Я прошу вашей помощи. Поскольку ты любишь меня, я верю, что ты дашь мне силы, в которых я нуждаюсь. Я верю, что ты поможешь мне в моей слабости и ответишь на мои молитвы о помощи.

Я молюсь, чтобы вы восполнили все мои нужды и верили в это. Я во Христе, и, поскольку я в Нем, я верю, что Ты благословишь меня. Во имя Иисуса, аминь.

Боже, пожалуйста, помоги мне: молитва славы

Одна из причин, по которой Бог любит отвечать на молитву: «Боже, помоги мне», заключается в том, что она отдает Ему всю славу.

Когда только Бог может избавить нас, это означает, что только Он получит всю славу, когда придет избавление.

Никакой славы мы точно не получим. Мы слабы и устали и взываем о помощи Божией. Когда Бог совершает большие и удивительные действия, Он получает всю славу и хвалу.

Думаю, это имел в виду Пол, когда сказал:

Ибо мы не хотим, чтобы вы, братья, остались в неведении о бедствии, которое мы испытали в Азии. Ибо мы были настолько обременены сверх наших сил, что отчаялись в самой жизни. Действительно, мы чувствовали, что получили смертный приговор. Но это должно было заставить нас полагаться не на себя, а на Бога, воскрешающего мертвых (2 Коринфянам 1:7-9).

Пол чувствовал, что ему вынесли смертный приговор. Как будто у него не было выхода. Как будто было совсем темно, и нигде не было видно звезд. Он был в таком отчаянном положении, что отчаялся в самой жизни.

Таким образом, Павел был вынужден полагаться исключительно на Бога для спасения. И Бог действительно пришел ему на помощь. В следующем стихе Павел говорит: « Он избавил нас от такой смертельной опасности, и Он избавит нас. На Него мы возложили надежду, что Он снова избавит нас».

Бог получил всю славу за помощь Павлу. Вся честь, хвала и поклонение достались ему, а не Павлу и его товарищам.

Бог любит отвечать на молитву: «Боже, помоги мне», потому что это приносит ему такую ​​славу.

Молитва о мире

Господи, мне очень нужен твой покой прямо сейчас . Я прошу, чтобы ты наполнил меня своим Святым Духом, чтобы я испытал твой покой. Пожалуйста, наполни мое сердце спокойной верой, которую можешь дать только ты.

Поскольку ты хороший отец, я знаю, что ты хочешь, чтобы я успокоился. Поэтому я молюсь, чтобы вы дали мне покой. Во имя Иисуса, аминь.

Молитва о спасении

Господи, пожалуйста, помоги мне. Я выше головы. не могу во всем разобраться. Я не могу полагаться ни на свои силы, ни на свой ум.

Я открыто признаю, что я слаб и у меня нет сил пройти через это самостоятельно. Ты мне нужен, мой спаситель и доставь, чтобы прорваться и помочь мне. Я возлагаю на тебя всю свою надежду.

И я твердо верю, что ты действительно избавишь меня. Ты верный Бог, даже когда я неверен. Ты Бог, который командует армиями ангелов. Для вас нет слишком важных обстоятельств. Никакое испытание не слишком сложно для вас, чтобы решить. Я на 100% уверен, что вы все делаете для моего блага и вашей славы.

Спасибо, Господь, что мне не нужно знать все ответы. У тебя есть ответы на все вопросы, и ты поведешь меня и направишь меня. Ты Добрый Пастырь, который приведет меня к тихим водам и зеленым пастбищам.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *