Как научиться четко говорить — Учимся понятно и внятно разговаривать
Откуда берется красивая речь
Красивая речь ребенка – это заслуга его родителей. Разговорный навык желательно развивать с детства. Этому способствует посещение театральной студии или поэтического кружка, а также постоянное чтение и разучивание стихов.
Уроки языка и литературы в школе вносят значительный вклад в развитие детской речи. Если школьные педагоги не дают желаемых результатов, родители должны взять ситуацию в свои руки.
Стоит рассмотреть индивидуальные занятия с ребенком, либо записать его на частные уроки к другому педагогу, который поможет ему развить искусство говорить свободно на любые темы.
Но что если ваши родители в детстве упустили аспект развития красивой речи? Не стоит расстраиваться и думать, будто шансов научиться говорить четко у вас нет. Все еще можно наверстать, совершенствоваться никогда не поздно!
Прежде всего, в стремлении научиться правильно разговаривать вам необходим ответственный подход и четко разработанная стратегия. Также вам будет полезно следовать нескольким правилам в процессе улучшения речи:
- Исключить слова-паразиты из оборота.
- Читать художественную литературу.
- Постоянно обогащать речь новыми словами.
- Бороться с дефектами дикции или произношения.
- Слушать красивую и правильную речь.
- Пересказывать прочитанное или услышанное.
- Избегать тавтологий.Выделять главное.
- Развивать память
- Бороться со страхом перед публикой
Эти советы кажутся простыми, но лишь постоянное следование им приведет к желаемому результату. Поставить речь можно и без посторонней помощи, нужны лишь самоконтроль и дисциплина.
Постановка цели
Прежде чем куда-то идти, давайте уясним, куда конкретно нам надо. То есть, если вы решили научиться четко и внятно говорить не от праздности и любопытства, то должен существовать какой-то мотивирующий фактор в виде конкретного неудобства от речевых недостатков. Ставить задачу наподобие «хочу хорошо говорить» нельзя, это размытая цель, а размытая цель приводит к размытости в действиях.
- Научиться говорить, не съедая буквы, выговаривать. Поставить дикцию и голос.
- Научиться правильно формулировать. Отработать подачу информации в оптимальной форме.
- Научиться интриговать. Добавить к речи некий элемент артистизма, научиться держать внимание.
И вот, вы уже знаете, над чем конкретно вам предстоит работать.
Раскрепощение
Глав
Как научиться четко и внятно говорить. Говори внятно. Читать надо быстро и обязательно вслух хотя бы по 3 раза в неделю.
Как научиться четко и внятно говорить. Говори внятно. Читать надо быстро и обязательно вслух хотя бы по 3 раза в неделю.
В этом вся фишка упражнений.
1 то ли толя — кореш коли, то ли кореш толи — коля.
Коли коля — кореш толи, то и толя — кореш коли.
2 в четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый
3 Гурбангулы Бердымухамедов украл у Танирбергена бердонгарова кораллы.
4 карлик лекарь Карл у карлицы крали Клары украл кораллы.
А карлица краля Клара у карлика лекаря карла кларнет украла.
5 на шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильшик для работы на шишкосушильном аппарате. Шишкосушильшик должен иметь опыт шишкосушения на шишкосушильном аппарате с использованием шишкосушильной технологии качественного шишкосушения. Он также должен отличать аппарат шишкосушения от аппарата нешишкосушения, ремонтировать шишкосушильный аппарат, отличать шишки, пригодные для шишкосушения, от негодных для шишкосушения, отличать шишки недошишкосушенные от перешишкосушенных. За каждую недошишкосушенную или перешишкосушенную шишку шишкосушильшик получит шишкосушилкой по голове.
6 откуда на просеке просо?
Просыпали просо здесь просто.
Про просо просянки прознали.
Без спроса все просо склевали.
7 корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы — вылавировали бы.
8 сшит колпак, да не по — колпаковски;.
Вылит колокол, да не по — колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать;.
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
9 не жалела мама мыла.
Мама мыла Милу мылом.
Мила мыла не любила, мыло мила уронила.
10 скороговорщик скороговаривал скороговорные скороговорки, и нам скороговорщик скороговорил, что все скороговорки перескороговорить сможет, но в ходе скороговорения скороговорок, скороговорщик заскороговорился, и проскороговорил нам скороговорщик последнюю скороговорку: «все скороговорки выскороговариваешь да не выскороговоришь!
Как научиться говорить уверенно и убедительно. Говорить красиво и убедительно, насколько это важно.
Научиться говорить красиво в наше время, действительно, важно. Ко мне часто обращаются с такими вопросами: как влиять на человека речью?; «Как быть: меня никто не слышит, никто не любит?»; «Меня никто не слушает, что делать?»; «Люди меня не слышат и в компании меня не замечают, как исправить ситуацию?» В общем-то все эти вопросы можно свести к одной теме: как говорить красиво, чтобы заинтересовать!
Заинтриговать фразой
Практически каждому человеку хочется говорить так, чтобы заинтриговать и увлечь любую аудиторию и чтобы люди слушали внимательно и даже с восторгом; хочется заинтриговывать слушателей буквально с первых слов — одной фразой! И это нормальное желание. Хорошие навыки речи помогут найти работу и, главное не потерять ее и быть ценным сотрудником.
Умеющий красиво и убедительно говорить юноша обязательно привлечет внимание девушки и сможет договориться с начальством о повышении зарплаты . А тому, кто не может блеснуть интеллектом и умением вести диалог вряд ли удастся договориться хоть с девушкой , хоть с начальством, хоть с соседом.
Что же для этого нужно? Частично подобная тема уже рассматривалась в статье «Как стать хорошим собеседником» , ведь оратор, учитель, да и вообще любой рассказчик, должен стать для слушателей именно собеседником. В продолжение темы сейчас разберемся, чего НЕЛЬЗЯ допускать в разговоре, чтобы слушатели не потеряли к вам интерес и что, наоборот, нужно делать, чтобы этот интерес у слушателей вызывать.
П равильно и красиво говорить означает — развивать речь.
ИНТОНАЦИЯ Ничего удивительного нет, если не слушают человека что-то бормочущего, бурчащего себе под нос и запинающегося. Вы обращали когда-нибудь внимание на то, КАК вы говорите? Как вы рассказываете? Можно ли вашу интонацию назвать восторженной, самозабвенной, романтичной, выразительной, удивительной, таинственной, завораживающей, пугающей или настораживающей? Прислушайтесь с какой эмоциональной силой вы что-либо рассказываете другим. Если вам трудно оценить, есть несколько способов сделать это: спросить у других, записать на диктофон, прослушать себя и сравнить с другими (интересными рассказчиками).
Как научиться четко и внятно говорить. Скороговорка – начни говорить чётко.
Профессия ди–джея предполагает довольно большую скорость не только мыслительных процессов, но и речи. К сожалению, с этой задачей справляются не все, и в итоге на радио иногда можно услышать ТАКОЕ ! Чтобы абсолютно каждое ваше слово было воспринято, причём верно , необходимо ежедневно совершенствовать технику речи . Не так давно я рассказала об упражнениях для губ . Но есть кое-что еще … Это скороговорки ! Если цейтнот не позволяет вам уделять этому занятию много времени, произносите несколько раз в день скороговорки, они действительно помогают, а результат виден всего через пару недель. Перед тем как приступить к практике запомните несколько правил:
- В скороговорке главное не скорость, а чёткость. Вы должны говорить быстро, но внятно. Никакой каши и налипших друг на друга слов.
- Вначале прочитайте скороговорку про себя, потом вслух медленно, затем прибавляйте темп, не забывая при этом следить за членораздельностью слов.
- Если находитесь дома, можете почитать скороговорку с каштанами за щеками, а потом без них – лёгкость звукоизвлечения вам гарантирована.
- Ещё один технический приём: читаете скороговорку вслух следующим образом: согласные произносите звонко, гласные – шёпотом, помогает избавиться от речевой зажатости.
Теперь список самых действенных скороговорок , которые выручали меня в самых экстренных ситуациях:
- На мели мы налима лениво ловили. На мели мы лениво ловили линя. О любви не меня ли вы, Мила, молили и в туманы лимана манили меня
- Король – орёл (повторять многократно)
- Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла (повторять многократно)
- Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся и акклиматизировавшимся в Константинополе
- Купи кипу пик, пик кипу купи
- Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь
- Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу
- Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет
- Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать
- А мне не до недомогания (повторять многократно)
- Курфюрст скомпрометировал ландскнехта
Как научиться говорить внятно и медленно. Совет 2: Как научиться внятно говорить
Хорошее владение родным языком и внятная речь — качества, которые необходимы во многих сферах жизни. Серьезные проблемы с артикуляцией, требующие вмешательства профессионала, наблюдаются лишь у небольшого процента людей. В большинстве случаев хорошей и четкой речи можно добиться самостоятельно.
Инструкция
1
Возьмите книгу или газету, выберите отрывок для чтения. Включите диктофон и прочитайте вслух выбранный текст. Старайтесь читать его так, как вы говорите обычно в жизни. Прослушайте запись и проанализируйте свои ошибки. Не исключено, что вы будете очень удивлены. Возможно, вы съедаете звуки, делаете лишние паузы между словами или говорите слишком быстро. Такие особенности могут быть заметны только со стороны.
2
Развивайте и тренируйте свой артикуляционный аппарат. Выполняйте дыхательную гимнастику, делайте упражнения для мышц лица. Такие несложные тренировки способствуют не только исправлению речи, но и повышению тонуса кожи и улучшению кровообращения.
3
Для самостоятельных тренировок используйте скороговорки. Сначала произносите их медленно, утрируя каждый слог. Затем пытайтесь наращивать темп, контролируя четкость каждого звука. Будьте готовы к тому, что первое время у вас будут болеть мышцы лица, губы и язык. Все фонетические упражнения также записывайте на диктофон. Не стирайте ваши записи, чтобы проследить прогрессивную динамику. Если у вас есть дети, тренируйтесь вместе с ними. Игру в скороговорки можно превратить в ежедневный полезный ритуал.
4
Перед важным публичным выступлением напишите свою речь на отдельном листке. Сначала прочитайте вслух, параллельно расставляя акценты. Затем прорепетируйте перед зеркалом, контролируя интонации, четкость и выразительность вашей речи.
5
Если у вас не планируется выступлений, но внятная речь необходима в повседневной жизни, практикуйте домашние тренировки свободного формата. Встаньте перед зеркалом и в течение нескольких минут говорите вслух на свободные темы. Расскажите о себе, о своей работе или увлечениях. Так вы подготовите себя к потенциальным диалогам и выступлениям.
Обратите внимание
Если у вас имеются серьезные проблемы с произношением определенных звуков, не пытайтесь решить их самостоятельно. Лучше обратиться к помощи профессионального логопеда. Это не поздно сделать в любом возрасте.
Полезный совет
Старайтесь сохранять спокойствие во время монологов на публике. Именно нервозность зачастую является причиной нечеткой речи. Дышите ровно, не нервничайте, делайте смысловые паузы и будьте уверены в своих ораторских способностях.
Как научиться говорить четко и внятно. Как внятно говорить
Когда человек внятно, членораздельно и с прекрасной артикуляцией выражает свои мысли, с ним приятно общаться. Если вдруг вы начали замечать, что ваша речь иногда непонятна окружающим, стоит заняться исправлением ситуации. Неоценимую помощь могут оказать обычные скороговорки.
Инструкция
1
Совершенствуйте свою дикцию. Работайте над правильным произношением труднодающихся звуков . Не спешите, не «проглатывайте» окончаний и тщательно следите за тем, чтобы все слова в сказанных вами предложениях были услышаны собеседником.
2
Выберите понравившуюся скороговорку. Обратите внимание на количество труднопроизносимых звуков и сочетаний. Не начинайте ваш тренинг со слишком сложных текстов, даже если на первый взгляд они таковыми не кажутся. В процессе тренировок постепенно увеличивайте уровень сложности.
3
Медленно и очень внимательно прочитайте весь текст скороговорки. Не старайтесь сразу же его запомнить . Чтобы отработать произношение , прочтите фразу несколько раз по слогам. Главное, чтобы все звуки и слоги были воспроизведены правильно в медленном темпе. Только после этого приступайте к заучиванию скороговорки.
4
Когда будете готовы внятно воспроизвести скороговорку, начните прорабатывать беззвучную артикуляцию. Попросите близких, чтобы они несколько раз прочитали выученный текст по вашим губам.
5
Вообразите себя суфлером в театре и воспроизведите скороговорку шепотом. Учтите, что ваша речь должна быть не шипящей, а тихой и четкой. Тренируйтесь до тех пор, пока не почувствуете себя уверенно и не перестанете ошибаться.
Как можно чаще повторяйте выученную скороговорку. От того, насколько четко вы научитесь ее произносить, зависит внятность вашей речи.
7
Приступите к отработке выразительности выученной скороговорки. Воспроизведите ее нараспев или с утрированным соблюдением пауз, с ударением на первые слоги или с изменением интонации. Здесь вы можете проявить фантазию. Обязательно следите за точностью воспроизведения текста, не коверкайте слова и фразы . В противном случае вам придется проделать всю работу заново.
Как научиться говорить внятно.
Хорошее владение родным языком и внятная речь — качества, которые необходимы во многих сферах жизни. Серьезные проблемы с артикуляцией, требующие вмешательства профессионала, наблюдаются лишь у небольшого процента людей. В большинстве случаев хорошей и четкой речи можно добиться самостоятельно.
Инструкция
1
Возьмите книгу или газету, выберите отрывок для чтения. Включите диктофон и прочитайте вслух выбранный текст. Старайтесь читать его так, как вы говорите обычно в жизни. Прослушайте запись и проанализируйте свои ошибки. Не исключено, что вы будете очень удивлены. Возможно, вы съедаете звуки, делаете лишние паузы между словами или говорите слишком быстро. Такие особенности могут быть заметны только со стороны.
2
Развивайте и тренируйте свой артикуляционный аппарат. Выполняйте дыхательную гимнастику, делайте упражнения для мышц лица. Такие несложные тренировки способствуют не только исправлению речи, но и повышению тонуса кожи и улучшению кровообращения.
3
Для самостоятельных тренировок используйте скороговорки. Сначала произносите их медленно, утрируя каждый слог. Затем пытайтесь наращивать темп, контролируя четкость каждого звука. Будьте готовы к тому, что первое время у вас будут болеть мышцы лица, губы и язык. Все фонетические упражнения также записывайте на диктофон. Не стирайте ваши записи, чтобы проследить прогрессивную динамику. Если у вас есть дети, тренируйтесь вместе с ними. Игру в скороговорки можно превратить в ежедневный полезный ритуал.
4
Перед важным публичным выступлением напишите свою речь на отдельном листке. Сначала прочитайте вслух, параллельно расставляя акценты. Затем прорепетируйте перед зеркалом, контролируя интонации, четкость и выразительность вашей речи.
5
Если у вас не планируется выступлений, но внятная речь необходима в повседневной жизни, практикуйте домашние тренировки свободного формата. Встаньте перед зеркалом и в течение нескольких минут говорите вслух на свободные темы. Расскажите о себе, о своей работе или увлечениях. Так вы подготовите себя к потенциальным диалогам и выступлениям.
Видео по теме
Обратите внимание
Если у вас имеются серьезные проблемы с произношением определенных звуков, не пытайтесь решить их самостоятельно. Лучше обратиться к помощи профессионального логопеда. Это не поздно сделать в любом возрасте.
Полезный совет
Старайтесь сохранять спокойствие во время монологов на публике. Именно нервозность зачастую является причиной нечеткой речи. Дышите ровно, не нервничайте, делайте смысловые паузы и будьте уверены в своих ораторских способностях.
Как говорить внятно и разборчиво. Слова-паразиты
Источник: iStock
Избавление от слов-паразитов – задача не из легких. Они входят в привычку, а потому во время разговора мы просто не замечаем за собой дефекта речи.
Слова «короче», «ну», «типа», «это», «как бы», «как сказать», «в общем», «знаешь», «собственно», «допустим» при многократном повторении уничтожают весь шарм нашего изложения, даже если мы говорим об “умных” вещах.
Конечно, от этой привычки не так легко избавиться, потому мы и учимся говорить без паразитов постепенно. Для этого можно попросить родных или друзей вас поправлять.
Как только окружающие услышат запрещенное слово, пускай незамедлительно сделают вам замечание. Для повышения эффективности, придумайте себе наказание за употребление слов-паразитов.
Заведите специальную копилку и кладите в нее определенную сумму денег за каждый допущенный в разговоре промах.
«Копилки наказаний» есть во многих офисах. Таким образом фирмы ведут борьбу со сленгом и ненормативной лексикой среди своих сотрудников.
Если вы спортсмен, можете наказывать себя по-другому. За каждое произнесенное слово-паразит заставляйте себя отжиматься.
Не везде и не всегда удобно делать упражнения, потому можете записывать задания в блокнот, а выполнять все скопившееся за день уже вечером или утром следующего дня.
Только не увиливайте от наказания. Ваш лучший помощник – самоконтроль. Со временем вы будете разговаривать четко и внятно, главное не сдавайтесь.
Как научиться говорить громко и четко. Как овладеть ораторским искусством. Учимся говорить громко.
Среди нас есть категория людей, которые не умеют говорить достаточно громко и выразительно. Причиной скольких недоразумений или неловких ситуаций становился робкий тихий голос! Обладатели такого голоса чувствуют себя неуверенно, иногда сквозь землю готовы провалиться. И купить билет в кассе, и попросить сдачу, и отвечать на экзамене, вести урок, и много еще для чего нужно использовать свой голос. Фраза произнесенная громко и четко, всегда будет выглядеть уверенней, чем промямлить что-то тихо. Ораторство – это целое искусство! Этому нужно учиться, а для начала научимся говорить громко.
Инструкция
Уровень сложности: Непросто
1 шаг
Делайте дыхательную гимнастику .
Первое упражнение. Учитесь дышать на счет, при вдохе сосчитайте до 3, задержите дыхание – 1, выдыхайте – 3, задержите дыхание – 2.
Второе упражнение. Интенсивно и глубоко вдохните носом и ртом, и медленно выдохните, сложив губы трубочкой.
Третье упражнение. Медленно равномерно вдохните на весь объем легких через нос, когда кажется, что больше воздуха поместить нельзя, попробуйте вдохнуть еще чуть-чуть, интенсивно выдохните сложив губы трубочкой.
2 шаг
Тренируемся говорить. Перед тем, как начать говорить сделайте долгий глубокий вдох, как тренировались в дыхательной гимнастике. При этом объем легких наполняется, и звук получается сильнее. Начните с гласных звуков или слогов (ми-ма-мо-му). Подобные упражнения делают при распевке участники хора.
3 шаг
Подготовьте несколько фраз, которые содержат не сложные слова. Можно взять стихотворные или песенные фразы. Например: “Мальчик хочет в Тамбов!..”. Произносите их делая усиление голосом. Можно петь, не стесняйтесь! Кстати, в ванной комнате, петь нравиться многим. Ведь там голос разогрет, да акустика делает голос сильнее.
4 шаг
И еще учтите, в разговоре, произнося свою речь, говорите диафрагмой, а не горлом или легкими. Диафрагма — это центр регуляции воздуха в нашем организме. Она расположена прямо под легкими. Так вот представьте себе, что ваши звуки появляются из живота. При этом тембр голоса станет ниже, и легче для восприятия. Научившись при этом, регулировать силу голоса, вы добьетесь положительного результата!
5 шаг
При этих занятиях нужно не только развивать дыхание и связки, но и преодолеть некоторый психологический барьер. Чтобы проверить результаты, записывайте себя на диктофон во время голосовых занятий. Затем сравните, что было в начале занятий и что получилось в результате. Должно сработать!
Как научиться говорить красиво и грамотно?
Как научиться говорить красиво и грамотно рассказывает филологическая наука риторика. Дисциплину нередко преподавали в школах на рубеже XX века. Школьники узнавали, как правильно выражать мысль, грамотно писать и общаться, развивать ораторский дар выступления на публике. Сегодня встретить эту филологическую дисциплину сложно, в основном в школах проводятся дополнительные факультативы, где дети по желанию овладевают речью. Учиться говорить хорошо можно и в домашних условиях, используя специальные техники и методики развития речи, курсы повышения грамотности, ораторского искусства.
СодержаниеСвернуть
Какая она, красивая речь?
Зачастую решение вопроса зависит от того, насколько человек умеет грамотно излагать собственные мысли. Психологи указывают на примере рекламы, как важно в общении слово. Изменив несколько предложений, фраз, можно добиться колоссального успеха в продаже, бизнесе, состязании, споре. Русский язык многогранен, имеет слова-синонимы, омонимы, местоимения, которые позволяют окрасить речь, сделав ее интересной и увлекательной.
Говорить красиво − значит владеть голосом, знать правила русского языка, верно и понятно формулировать мысль, в общении быть убедительным, красноречивым, лаконичным. Красивая речь невозможна без:
- четкой дикции;
- яркой интонации;
- краткости;
- логичности;
- приятных манер;
- совершенствования.
Политические деятели, бизнесмены, артисты, мерчандайзеры прибегают к услугам педагога по риторике, чтобы отточить навык чтения, красноречия, умения общаться правильно в зависимости от ситуации. Грамотно поставленная ораторская речь позволяет убедить собеседника в правоте, доходчиво донести информацию, получить ответный эмоциональный отклик.
Что мешает говорить красиво и грамотно?
Не всегда человек затрудняется излагать красиво мысли из-за необразованности. Нередко причиной неприятной и нелогичной речи становятся психологические, органические причины. Психологи и психиатры уделяют особое внимание речи, она помогает врачу определить наличие проблем у пациента. Причиной несуразного повествования может быть заикание, логофобия, психические нарушения.
В первом случае говорить красиво мешает расстройство речи, когда не получается произнести определенные звуки в результате спазма гортани, чрезмерного напряжения связок. Возникает заикание при нервном перенапряжении, повышенном волнении. Пациенты замечают, в домашних условиях при легкой патологии получается говорить внятно и четко; при выходе на публику, в обществе ситуация меняется. Человеку, страдающему от заикания, приходится всегда следить за речью, заменять слова на более удобные, пропускать их.
Логофобией называется страх речи, человек не может произнести определённые звуки или слова, общаться в целом. Мировые исследования показали, среди фобий, данная находится на 2 месте после страха смерти. Избавиться от патологии можно с возрастом, когда человек понимает, что нарушение речи связано с личным страхом, выработкой адреналина, чрезмерным волнением, приводящим к спазму гортани. Психотерапевты утверждают, логофобия носит больше психологический характер.
При логофобии и заикании помогает опыт положительного закрепления. Несколько удачных выступлений, без волнения, в расслабленном состоянии внушают веру в пациента, позволяют говорить логичнее, последовательно, не задумываясь о проблеме. Преодолеть речевой дефект помогают психотерапевты и психологи.
Когда причиной скудной речи становится социальное окружение и необразованность, решить проблему можно без помощи медиков и психологов. Современные методики, тренинги, техники, советы развивают умение говорить красиво и грамотно.
Как научиться говорить грамотно и красиво
Обучать красноречию начинали в Древней Греции, в городе богини Афины, где педагоги уделяли особое внимание ораторскому искусству. С давних времен велась традиция обучать школьника манерам правильной речи, появился предмет риторика. Современная наука включает несколько курсов по развитию ораторских способностей.
В первую очередь педагог предлагает отточить четкое произношение − дикцию, после приступать к работе над техникой и содержанием, в завершение определяет направления по развитию речи, обогащению словарного запаса. Обучение заканчивается на постановке логичного, связного произношения.
Человек должен развиваться самостоятельно на протяжении всей жизни, чтобы не терять навык красивого общения. Важно быть всегда в курсе происходящего в стране, читать новых авторов, ходить в общественные культурные места. Это обогащает внутренний мир, словарный запас, позволяет быть осведомленным о нововведениях в современном мире.
Школьнику
Улучшать качество речи можно в любом возрасте. Школьнику легче освоить правила ораторского искусства, чем взрослому, который привык многие годы говорить определённым образом. Манера говорения закладывается в начальной школе, когда малыши осваивают чтение, изучают окружающий мир, впервые выступают на публике.
Развить красивую и грамотную речь у школьника можно, прибегая к различным методикам:
- Родителям рекомендуется с рождения говорить с малышом обо всем вокруг. Рассказывать о явлениях природы, читать сказки, обучать красивым манерам. Если этого не было до начальной школы, необходимо обязательно включить в ежедневные дела общение с ребенком. В мир цифровых технологий и гаджетов дети перестали говорить выразительно, эмоционально, излагать мысли логично и последовательно. СМС-сообщения привели к тому, что младший школьник отвечает на уроках односложно, не может сформулировать полноценный ответ.
- При подготовке домашнего задания по чтению или окружающему миру следует учить ребенка рассказывать последовательно изученную тему, подробно, заменять слова синонимами. При работе с вопросами следить за качеством речи: избегать односложных и коротких ответов.
- Читать сказки можно не только самому школьнику, но и родителям. Дети хорошо воспринимают и запоминают новые слова. При самостоятельном чтении малыш не всегда поинтересуется определением непонятной фразы, когда читает взрослый, обязательно спросит. Развивать речь помогает заучивание стихотворений.
- Важно в младшем школьном возрасте тренировать дикцию, особенно когда есть проблемы с произношением отдельных звуков. Хорошо подойдут для занятий чистоговорки, скороговорки. Нужно читать с ребенком пословицы и поговорки, анализировать их, помогать оформлять мысль правильно.
- Проводить с ребенком ежедневные занятия по развитию артикуляции. Дети любят упражнение с конфетами или сушками, когда ребенок набирает полный рот и пробует чётко, понятно произнести скороговорку или чистоговорку.
- Нужно следить за тем, чтобы не появлялись слова-паразиты. Малыш может из-за скудности речи вставлять предлоги, междометия, повторять одно и то же слово. Логопеды рекомендуют избавляться от неприятных слов так: поставить дома на месяц прозрачную коробочку и каждый раз, когда ребенок произносит слово-паразит, кидать туда полоски бумаги. Если в течение дня малышу удалось проследить за своей речью, то перед сном коробочка пополняется на 5 или 10 р. Это стимулирует ребенка следить за произнесенным, чем меньше бумаги, тем больше войдет денег. После на накопленные деньги ребенок сможет купить себе подарок.
- С младшим школьником стоит заниматься дыхательной гимнастикой. Особенно она полезна при поступлении в школу, когда малыш учится читать. Подойдут следующие упражнения: задуть свечку (настоящую или воображаемую), надуть мыльные пузыри, воздушные шары. Можно поиграть в игру «Кто ловчее». Нужно успеть сказать предложение на выдохе. Сначала брать фразу из 2-3 слов, постепенно расширяя ее.
- Развивать словарный запас с малышом, используя дидактические игры, упражнения. Можно обсуждать персонажей сказки, произносить слова по картинке, подробно рассказывая об увиденном. Например, мама показывает малышу картинки «Профессии». Ребенок отвечает: «Это врач». «Что делает доктор?» и т. д. Хорошо развивают словарный запас и грамотную речь ролевые игры в школу, детский сад, врача, когда взрослый может следить за процессом говорения и помогать малышу правильно его оформлять.
- В доме обязательно должны быть различные словари: орфоэпический, орфографический, толковый. Можно взять за правило каждую неделю учить по новому слову с малышом. Находить его в словарях и запоминать правильное произношение, орфограммы, значение. Слова стоит подбирать по возрасту. Сегодня есть специальные словари для детей.
- Важно посещать с малышом различные общественные культурные места: музеи, театры, цирк. После похода обязательно обсуждать увиденное.
Главным наставником в грамотной и красивой речи является родитель. Если папа и мама не позволяют себе употреблять в речи слова-паразиты, подают правильный пример для общения, ребенок будет копировать их, что облегчит процесс обучения.
Подростку
В обучении подростка важную роль играет мотивация. Если он сам задумался над развитием речи, процесс будет легким. Подростку важно говорить красиво в силу возрастных особенностей. Хочется выделиться из толпы, быть лучшим, очаровывать собеседника. Грамотному молодому человеку или девушке проще поступить в престижное учебное заведение, найти спутника жизни. Тренировать технику речи нужно комплексно, выполняя ежедневно задания, направленные на улучшение дикции, содержания речи, затем использовать знания на практике.
Стать красноречивым собеседником можно, прибегая каждый день к методикам по развитию ораторского искусства:
- Развивать дикцию помогут скороговорки и чистоговорки. Следует каждый день начинать с утреннего проговаривания и артикуляционной разминки. Лучше делать это перед зеркалом, чтобы наблюдать за движением речевого аппарата. Важно, чтобы во время произношения активно «работали» язык, губы.
- Больше читать книг. Лучше остановить выбор на классиках. Подростку иногда достаточно изучать программный материал в школе, выполнять качественно домашнее задание по литературе. Важно обращать внимание на диалоги персонажей, пробовать читать по ролям, следить за интонацией голоса. Помогает обогатить словарный запас и развить грамотную речь пересказ текста.
- Купить маленький толковый словарь. Ежедневно обогащать словарный запас на 2-3 слова. Важно заучивать значение слов, которые могут пригодиться в речи. Педагоги советуют не просто запоминать новое определение, но и подбирать к слову синонимы, антонимы.
- Выполнять упражнение по развитию голоса. Нужно взять любое стихотворение, состоящее минимум из 4 четверостиший. Каждые из 4 строк необходимо читать с различной силой голоса: первое тихо, шепотом, второе − вполголоса, третье − как человек обычно разговаривает вслух, четвертое − громко. Можно менять интонацию голоса: сначала читать стихотворение с вопросительной, после восклицательной, удивленной, печальной и радостной интонацией.
- Важно закреплять полученные знания. Подростку необходимо больше общаться, создавать ситуации, где следует применить ораторское искусство: выступление, ответ на уроке, покупка в магазине (опросить менеджера о товаре), заговорить с незнакомцем на улице, в лифте.
Психологи уверяют, что развить дар красноречия невозможно без общества, человеку необходимо перебороть страх публичного выступления. Они советуют подходить на улице к незнакомым, проводить опросы.
Взрослому
Человеку старше 20 лет сложнее обучаться грамотной и красивой речи, если сложился определенный стиль общения. Первое, что советуют специалисты, обратить внимание на слова-паразиты, засоряющие разговор и отстраняющие собеседника. Необходимо проследить за собственной речью и вычленить фразы, которые мешают красиво говорить. Стоит подумать, чем можно заменить эти слова и почему они появляются в общении. Если «паразиты» возникают из-за недостатка словарного запаса, скудности речи, следует обратиться к толковому словарю. Ежедневно нужно вводить в лексикон новые слова, которые затем использовать в обычном общении.
Если в разговоре человек допускает употребление жаргонных выражений, стоит сконцентрироваться на их истреблении. Придется первое время следить за речью, каждый раз останавливая себя при попытке сказать неприятную собеседнику фразу. Преподаватели риторики рекомендуют записать собственную речь на диктофон и прослушать. Важно, чтобы это было живое общение с человеком. Сегодня помогают решить задачу современные мессенджеры, где можно не просто записать смс-сообщение, но и проговорить информацию. Прослушивая запись, нужно уделить внимание построению предложений, логично ли повествование, используются ли неприятные слова, засоряющие речь.
Достичь совершенства в ораторском искусстве помогут следующие упражнения и методики:
- Каждый день проводить разминку для дыхания и артикуляционного аппарата. Делать глубокий резкий вдох через нос, пробовать проговорить предложение на одном выдохе. Развивать дыхание помогает упражнение с шарами, предназначенными для создания композиций. Ввиду особенности их материала, человеку трудно надуть предмет, не используя специальный насос. Развивать дикцию и четкость произношения помогут скороговорки и чистоговорки.
- Каждый день перед зеркалом произносить сложные слоги, сочетания:
- БГДЁ, БГДИ, БГДЯ, БГДЭ, БГДУ, БГДО, БГДЫ, БГДЕ, БГДА, БГДЮ;
- РЛЖУ, РЛЖИ, РЛЖА, РЛЖЕ, РЛЖО, РЛЖЫ;
- ГБДО, ГБДУ, ГБДО, ГБДЭ, ГБДЫ, ГБДЯ, ГБДЮ;
- ПЖЛЭ, ПЖЛЮ, ПЖЛО, ПЖЛИ, ПЖЛЯ, ПЖЛЕ.
- Составлять данные комбинации можно самостоятельно, главное, чтобы в сочетании шли подряд 3 согласных и чередовались гласные.
- Нужно завести словарь, в который записывать синонимы, слова, близкие по смыслу. Это способствует увеличению словарного запаса.
- Взрослый человек обязательно должен взять за правило читать ежедневно книги. Лучше, чтобы это была художественная литература. Если при чтении встречаются незнакомые слова, необходимо изучать их значение, вписывать в словарик.
- Работать над орфоэпией − правильным произношением. В созданный словарь можно записывать слова, сложные по произношению: тОрты, звонИт, бАнты, магазИн и т. д.
Важно всегда закреплять полученные знания. Можно составлять рассказы на основе выученных слов, посещать больше общественных мест, заводить новые знакомства, общаться с людьми вживую. Первое время в разговоре нужно следить за оформлением мысли, сначала думать, после говорить. При постоянном контроле, закреплении придет навык правильного и красивого общения. Главное, не забывать, что красноречивость будет неуместна без воспитания и правильных манер. Человек должен быть прекрасен не только снаружи, но и внутри.
Ответы@Mail.Ru: Как научиться внятно говорить?
Вот скороговорка: Читайте вслух этот текст ежедневно и через 2 недели вы удивитесь возможностям своей речи. Для начала стоит проговорить текст медленно. Когда вы сможете выговорить чистоговорку медленно, четко и ясно, отчеканивая каждый звук, беззвучно проработайте артикуляцию. Отработав движения губ, произнесите текст шёпотом. Помните: чтобы научиться говорить быстро — нужно научиться говорить медленно! В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара к крале в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, вот и не до бомбардира ворам было, и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках: санки скок, Сеньку в бок, Соньку- в лоб, все- в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел; Сонька же Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки аккурат в медовик, но ей не до медовика Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, что у ужа ужата, а у ежа ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, о всем о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка не пытка.
Говорить громче, четче, не бормоча под нос, с осознанием сказанного
выучи 30 скороговорок
Посмотрите фильм «Карнавал» с Ириной Муравьевой (там есть хорошие сцены во вашему вопросу)
Кыся! Поклонись Алексу Кавли (и чо этот паразит нерусский?) Впрочем, именно иноязычные лучше осознают действующие нормы речи! Это — вещчь! Я этот совет вместе с текстом (за-ши-бись!) стибрил. Ей-бо, поблагодари его и от меня за всюю радостю.
Когда я научилась читать на итальянском (он очень четкий), перестала мямлить на русском…))
До того, как что-то громко сказать вслух, мы МЫСЛЕННО это произносим. И только потом-говорим это вслух. Другого варианта тут нет. Поэтому, чтобы сказать что-то четко, нужно и представлять такую же четкую речь. (То же, кстати, относится и к почерку человека!) А ВАШИ проблемы объясняются страхом неудачи. Вы стараетесь изо всех сил контролировать «правильность» своей речи, пытаясь говорить «так, как надо».Но, речь это спонтанный процесс, не терпящий давления извне. «Трудные» слова лучше промямлить, для пользы дела. Всё равно, люди понимают нас по контексту предложения, а непонятные слова доработает их интуиция.