Буддизм в 9 вопросах • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
- История
- Искусство
- Литература
- Антропология
Мне повезёт!
Антропология, История
Чем буддизм отличается от индуизма? Как посчитать будд? Действительно ли в мире буддистов много, а в Индии мало? Отвечаем на эти и другие вопросы об одной из крупнейших мировых религий
Автор Людмила Жукова
1. Кто придумал буддизм?
Рождение принца Сиддхартхи Гаутамы. Постер мастера Малигаваге Сарлиса. Шри-Ланка, середина XX векаAmazon.com, Inc.В отличие от двух других крупнейших мировых религий (христианства и ислама), буддизм — нетеистическая религия, то есть отрицающая существование Бога-творца и вечной души. Основатель буддизма На санскрите слово «будда» означает «пробужденный». Сиддхартха Гаутама из рода Шакья, принадлежавший к варне кшатриев, то есть к сословию воинов, родился в северной Индии, предположительно, в середине VI века до н. э. Его биография очень рано обросла разными легендами, а исторический пласт прочно сросся с мифологическим, начиная с обстоятельств его рождения, которые были весьма необычными. Будущей матери принца приснилось, что в ее тело вошел белый слон, и это было истолковано как предвестие прихода в мир великого человека, будущего правителя Вселенной.
Детство и юность Сиддхартхи были безоблачны: он не знал ни болезней, ни горя, ни нужды. Но однажды, выйдя из дворца, он столкнулся с больным человеком, стариком и похоронной процессией. Это настолько его потрясло, что он покинул дом и стал аскетом.
В возрасте 35 лет во время долгой медитации Сиддхартха достигает просветления, то есть становится буддой, и начинает проповедовать свое учение — дхарму. Суть этого учения заключалась в четырех благородных истинах. Во-первых, мир несовершенен и полон страданий. Во-вторых, источником страданий являются желания и жажда жизни, которые заставляют вращаться колесо сансары — круговорот жизни, смерти, новых рождений. В-третьих, из круговорота сансары можно вырваться, достигнув просветления (бодхи) и в конечном счете нирваны, то есть состояния блаженного небытия. В-четвертых, существует путь к освобождению, состоящий из восьми этапов, который включает в себя соблюдение этических норм, медитации и спасительную мудрость. Этот путь называют восьмеричным и срединным, поскольку он равноудален как от пути строгого аскетизма, так и от жизни, полной удовольствий (которые в конечном счете оборачиваются страданиями).
2. Чем буддизм отличается от индуизма?
Будда (в центре) как аватара Вишну. Барельеф храма Ченнакесава. Соманатапура, Индия, середина XIII века © Jean-Pierre Dalbéra / CC BY 2.0Буддизм — мировая религия; следовательно, буддистами могут стать представители любых национальностей. В этом заключается одно из радикальных отличий буддизма от индуизма Индуизм — религия Индии, которую исповедует более 80 % населения страны. В отличие от буддизма, индуизм — национальная религия, принадлежность к которой определяется по рождению. Индуизм представляет собой совокупность разных традиций, которые, как принято считать, объединяет признание авторитета Вед — главного священного текста индуизма. — национальной и абсолютно закрытой для проникновения извне религии. Социальная структура индийского общества была образована четырьмя сословиями, варнами, — брахманов (жрецов и ученых), кшатриев (воинов), вайшьев (земледельцев и торговцев) и шудр (ремесленников и наемных работников). Принадлежность к варнам определялась исключительно по рождению — так же, как и принадлежность к индуизму в целом.
Буддизм, бывший поначалу одним из многочисленных оппозиционных индуизму течений, стал радикальным реформаторским учением как в интеллектуально-духовном, так и в социальном отношении. Буддисты поставили этические заслуги человека выше происхождения, отвергнув варновую систему и авторитет брахманов. Со временем у этого небольшого течения появились собственная социальная структура, корпус священных текстов и культовая практика. Став мировой религией, оно распространилось далеко за пределы полуострова Индостан.
Однако в Индии буддизм постепенно пришел в упадок. Сегодня буддистами считают себя менее 1 % индийцев. По численности буддизм занимает лишь пятое место среди религий, распространенных в Индии, значительно уступая индуизму, исламу, христианству и сикхизму Сикхизм — одна из национальных религий Индии, основанная в XVI веке в Пенджабе.. При этом основатель буддизма Будда Шакьямуни почитается в индуизме как одно из воплощений (одна из аватар) бога Вишну. Зато в мировом рейтинге религий буддизм стоит на четвертом месте: его исповедуют 7 % населения земного шара.
3. Что значит быть буддистом?
Будда в окружении последователей. Роспись в буддийском храме в Таиланде Wikimedia CommonsНа протяжении нескольких столетий учение Будды передавалось в устной форме, а в I веке до н. э. было записано на пальмовых листьях, которые хранились в трех корзинах. Отсюда название буддийского канона — Трипитака («Три корзины»). В буддизме существует несколько направлений и множество школ, но всех буддистов объединяет вера в «три драгоценности» — Будду, дхарму (учение Будды) и сангху (монашескую общину). Обряд вступления в буддийскую общину предполагает произнесение краткой ритуальной формулы с упоминанием «трех драгоценностей»: «Я иду под защиту Будды, я иду под защиту дхармы, я иду под защиту сангхи».
Кроме того, все буддисты должны следовать пяти правилам, установленным Буддой: не причинять вред живым существам, не воровать, не прелюбодействовать, не лгать, не употреблять алкоголь и наркотики.
4. Есть ли в буддизме разветвления (как в христианстве)?
Мандала Васудхара. Непал, 1777 год The Metropolitan Museum of ArtВ буддизме существует три направления: тхеравада — «учение старейшин», махаяна — «великая колесница» Слово «колесница» подразумевает, что учение — своего рода транспортное средство, доставляющее людей к просветлению. и ваджраяна — «алмазная колесница». Тхеравада, распространенная преимущественно в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии, считается наиболее древним направлением, восходящим непосредственно к Будде Шакьямуни и кругу его учеников.
С точки зрения последователей махаяны, тхеравада — излишне элитарное учение, которое они презрительно называют хинаяной, то есть «малой колесницей», — ведь оно предполагает, что достичь нирваны можно, только встав на путь монашества. Махаянисты же утверждают, что миряне тоже могут достичь просветления. Особую роль для них играет учение о бодхисаттвах — просветленных людях, добровольно оставшихся в сансаре, с тем чтобы помочь выбраться из круговорота рождений и смертей другим людям. Так, в тибетской традиции воплощением бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары считается духовный лидер тибетцев Далай-лама XIV. Махаяна распространена в Китае, Тибете, Непале, Японии, Корее, Монголии и Южной Сибири.
Наконец, ваджраяна возникла внутри махаяны в конце I тысячелетия н. э., достигнув наивысшего расцвета в Тибете. Последователи этого течения утверждали, что достигнуть просветления можно в пределах одной жизни, если придерживаться буддийских добродетелей и прибегать к особым медитативным практикам. В настоящее время распространена преимущественно в Монголии, Тибете, Бурятии, Тыве и Калмыкии.
5. Будда один, или их много?
Будущий будда Майтрейя. Изображение танка (рисунок на ткани), созданное по заказу Далай-ламы VIII в память о его умершем наставнике. Тибет, 1793–1794 годы Norton Simon Art FoundationВ буддизме постулируется существование бесчисленного числа «пробужденных» — будд, и Шакьямуни из них самый известный. Однако в буддийских текстах можно найти имена его предшественников — их от 7 до 28. Кроме того, в будущем ожидается приход еще одного будды — Майтрейи В переводе с санскрита — «любящий, милосердный».. Сейчас, как верят буддисты, бодхисаттва Майтрейя пребывает на небесах Тушита (то есть в «Саду радости»), а впоследствии появится на земле, достигнет просветления, став буддой, и начнет проповедовать «чистую дхарму».
6. Будда — это бог или нет?
Ханабуса Иттё. Смерть Будды. 1713 год Museum of Fine Arts, BostonКак уже говорилось выше, буддизм — нетеистическая религия. Однако в буддийской мифологии «человеческие» аспекты жизни Будды Шакьямуни соседствуют с описаниями его сверхъестественных способностей, а также явлений космического масштаба, сопровождавших разные этапы его жизненного пути. О нем говорится как о предвечно существовавшем существе, способном создавать особые миры — «поля Будды».
Прах Будды воспринимается как свидетельство его мистического присутствия в нашем мире и окружен особым почитанием. Согласно преданию, он был разделен на восемь частей и хранился в первых буддийских культовых сооружениях — ступах (с санскрита это переводится как «макушка» или «земляной холм»). Кроме того, в махаяне появилось учение о вечном «дхармическом теле» Будды, которым он обладал наряду с обычным, физическим телом. Это тело отождествляют как с дхармой, так и с мирозданием в целом. Очевидно, что Будда почитается не только как «великий человек», но и как божество, особенно в махаяне и ваджраяне.
Кроме того, из буддийского пантеона вовсе не изгнаны индуистские божества — просто фигура Будды оттеснила их на второй план. Согласно буддийскому учению, боги так же, как и все прочие живые существа, подчинены круговороту сансары и, чтобы вырваться из него, им надо переродиться в мире людей — ведь только в нем рождаются будды. К слову, прежде чем родиться в последний раз, Будда Шакьямуни, согласно легендам, перерождался более пятисот раз и побывал и царем, и лягушкой, и святым, и обезьяной.
7. Празднуют ли буддисты Новый год?
Тоёхара Тиканобу. Мать и дочь идут к буддийскому храму вместе с другими паломниками, чтобы отпраздновать Новый год. Не позднее 1912 годаClaremont Colleges Digital LibraryВ народном буддизме существует множество праздников — весьма популярных, хотя и имеющих весьма отдаленное отношение к религии. Один из них — Новый год, который в разных регионах празднуют по-разному. Вообще, буддийский праздничный цикл основан на лунном календаре (везде, кроме Японии). Одним из главных собственно буддийских праздников можно назвать Весак, с которым в разных странах связывают от одного до трех ключевых событий в жизни Будды Шакьямуни (рождение, просветление, нирвану). Другие праздники — это День сангхи, то есть память о встрече Будды с учениками, и День дхармы, то есть память о первой проповеди Будды. Кроме того, в буддийских странах отмечают День всех умерших: добуддийский культ предков очень устойчив и играет огромную роль.
8. Есть ли у буддистов храмы?
Эрнст Хейн. Буддийский храм в Киото. Вторая половина XIX векаPixelsНаиболее известным буддийским культовым сооружением является ступа. Первоначально ступы строились как реликварии, в которых хранились и почитались останки Будды Шакьямуни, впоследствии — в память о важных событиях. Существует несколько разновидностей ступ, и их архитектурный облик во многом зависит от региональных традиций: они могут быть полусферическими, квадратными ступенчатыми или иметь форму пагод. Чтобы заработать хорошую карму, буддисты практикуют ритуальный обход ступы.
Также существуют храмы в архитектурном отношении еще более разнообразные. Считается, что в них и сосредоточены три сокровища буддизма — Будда (его статуи и другие изображения), дхарма, воплощенная в текстах буддийского канона, и сангха, представленная монахами, живущими при храме или монастыре.
9. Буддисты вегетарианцы или нет?
Суджата подает Будде рис с молоком. Живопись танка (рисунок на ткани). Непал© DiomediaКазалось бы, один из важнейших буддийских принципов — ахимса — предполагает отказ от употребления в пищу мяса. Однако в реальности в разных регионах пищевые ограничения обусловлены по большей части местными обычаями. Среди буддистов есть как сторонники, так и противники вегетарианства, причем и те и другие приводят в подтверждение своей позиции легендарные высказывания Будды. Так, существует буддийская притча об олене и тигре, в которой олень попадает в ад за то, что, хвалясь своим вегетарианством, он, поедая траву, невольно уничтожал мелких насекомых, а хищник тигр, напротив, очистил свою карму, поскольку всю жизнь страдал и каялся.
другие религии
11 вопросов про иудаизм
Чем Талмуд отличается от Библии, а бар-мицва от брит-милы
11 вопросов про ислам
Откуда взялся Коран, чем шииты отличаются от суннитов, что такое шариат и как одеваются мусульманки
Частые вопросы о православии
Чем папа отличается от патриарха, умирают ли от смертного греха и зачем освящают танки
Изображения: Shakyamuni Buddha with Avadana Legend Scenes. Тибет, XIX век Rubin Museum of Art
Источники
- Агаджанян А. С. Буддийский путь в ХХ веке. Религиозные ценности и современная история тхеравады.
М., 1993.
- Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм.
СПб., 1999.
- Фишер М. П. 12 религий, которые меняют мир сегодня.
М., 2014.
- Smith Jo D. The Essence of Buddhism.
London, 2006.
- The Story of Buddhism: A Concise Guide to Its History & Teachings.
Ed. by Donald S. Jr. Lopez. San Francisco, 2001.
Теги
Шпаргалка
Азия
Стыдные вопросы
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Хайку дня
Басё о кукушке
Слон дня
Бетти из блокадного Ленинграда
Кинокостюм дня
«Метрополис» и робот
Архив
Искусство
Три очень страшные песни
Смертная колыбельная, шекспировские ведьмы и хоровод вокруг демона
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2022. Все права защищены
Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь
москвичи в поисках нирваны – Москва 24, 27.06.2014
«Познавательный фильм»: Москва просветленная
Современные московские буддисты – кто они? Как давно они появились в столице, кто их главный Учитель? Телеканал «Москва 24» подготовил специальный репортаж.
Буддизм в России
В юности Феликс увлекался восточной философией. А потом, в начале 90-х, он, обычный студент журфака МГУ, встретил Дзюнсея Тэрасаву – ламу ордена Ниппондзан Меходзи, одной из школ японского буддизма. И понял, что хочет познакомиться с учением поближе.
«Лучше, если человек именно в юности приходит к этому. Потому что в юности еще чистые очень мысли и такое подвижное сознание, романтизм есть определенный. Сейчас, может быть, не возникло бы гораздо больше сомнений, каких-то дел, которые бы меня не пустили», — утверждает буддийский монах ордена Ниппондзан Меходзи Феликс Шведовский.
История буддизма началась около 2,5 тысяч лет назад. Центральной фигурой в буддизме является индийский принц Сиддхартха Гаутама, впоследствии названный «Будда», то есть «пробужденный, просветленный». При этом богом его никто из буддистов не считает, поскольку, строго говоря, божества в этой религии нет как такового. Последователи учения стремятся к нирване – состоянию свободы от желаний, страданий и перерождений. Будду почитают за то, что он показал путь к этому состоянию.
«Буддизм распространялся практически одним и тем же образом все 2,5 тысячи лет. Буддисты-проповедники приходили в определенную страну, изучали ее язык, ее народ, ее культуру. И каким-то образом пытались объяснить населению, что они не приносят какую-то новую религию на самом деле. «Можете продолжать верить в тех же богов, в которых верили раньше, — говорили буддисты. — Мы думаем вообще не о том. Мы говорим о том, как избавить себя от страданий», — рассказывает религиовед Павел Костылев.
В России буддизм был признан официальной религией в 1764 году, когда Екатерина II учредила пост главы буддистов Пандито Хамбо-ламы. Тогда, в XVIII веке, у российского буддизма были четкие географические границы. Его исповедовали в Восточной Сибири и в Забайкалье. В Москву буддизм проник совсем недавно, после Перестройки, когда появилось множество различных буддийских центров и общин. Необычная религия без бога, придающая решающее значение тому, что человек страдает, а не тому, что он греховен, оказалась близка вчерашним советским гражданам, прошедшим суровую школу атеизма.
«1993 год – все стали массово креститься. И мне тоже вопрос стали задавать мои домочадцы. Я говорю: «Нет. Для меня это слишком серьезно. Я должен подумать». Вот думал, думал. Додумался до такого, что стал буддийским монахом», — говорит Феликс Шведовский.
Только Учитель решает, когда ученик готов принять монашество. Феликс дважды получал отказ и лишь с третьей попытки услышал: «Ты готов».
Без земного и бренного
Монахи ордена Ниппондзан Меходзи, к которому примкнул Феликс, постоянно путешествуют. Ради странствий монах должен быть готов отречься от всего земного и бренного.
Обычно этот обет принимают одинокие люди, не связанные никакими обязательствами. Однако у Феликса на момент посвящения уже была семья: жена и маленький сын. И для него сделали исключение.«Очень трудный период для меня, потому что я ушел с работы, полностью поменял свой образ жизни. Ну, понятно, что человек, который вынужден заботиться о семье, он все-таки привязан. Поэтому изначально, конечно, лучше, если у монаха нет семьи вообще», — утверждает Феликс Шведовский.
В последнее время ряды московских последователей учения Просветленного активно пополняют неофиты. Среди них немало тех, кто еще недавно считал себя христианином. Впрочем, есть в столице и так называемые этнические буддисты, исповедующие эту веру на протяжении многих поколений: буряты, калмыки, тувинцы.
Молебен в честь праздника Сагаалган в Бурятской общине. Обычно этот религиозный праздник отмечают в дацане – буддийском храме, где совершают ритуал очищения огнем. В Москве же он проходит в концертном зале. И лишь присутствие лам напоминает о его религиозной составляющей.
То, что среди буддистов Москвы с каждым днем появляется все больше русских, бурятского Санджай-ламу не слишком радует.
«Я бы сказал откровенно: да, не приветствую, потому что люди, которые там живут, в Бурятии, они уже знают культуру, приходят, общаются с ламами. Они уже подготовлены и задают обыденные такие вопросы. А здесь, в Москве, сложно общаться. И больше витают, наверное, в облаках», — считает представитель Буддийской традиционной Сангхи России в Москве Санджай-лама.
Немногие буряты будут спрашивать у ламы, как избавиться от земных страстей и обрести душевное равновесие. Скорее, поинтересуются, в каком месяце выходить замуж или как быстрее вылечиться от болезни.
«В этническом буддизме, как, скажем, в народном христианстве, в огромном объеме распространены разного рода суеверия и национальные традиции, которые с течением веков действительно очень далеко ушли от того традиционного буддизма. Как ни странно, неофит – он в каком-то смысле будет больший буддист, чем этнический буддист», — объясняет Павел Костылев.
«Алмазный путь»
Каждый день, после утренней молитвы дома, Феликс обходит Кремль и другие властные и чиновничьи учреждения. Звуки барабана и чтение мантр должны добавить правителям терпения и мудрости.
«Стараюсь использовать то, что я нахожусь в Москве, где есть эти все учреждения. От них же зависит судьба страны. Чтобы у этих людей тоже пробудились мысли о сострадании, о спасении других людей», — говорит Феликс Шведовский.
Молитва, в том числе и уличная, всегда проводится в специальной одежде, которая называется «шула». Всякий раз, надевая ее, Феликс становится объектом повышенного внимания. Кусок оранжевой ткани автоматически превращает его в глазах взволнованной общественности в предателя исконной веры и в нарушителя порядка по мнению правоохранительных органов.
«Люди иначе начинают к тебе относиться. Ты не понимаешь, почему. Ты всего лишь надел одежду. Ты такой же человек. А для людей, оказывается, это важно. Сейчас как-то меньше. Но тогда сразу говорили: «У нас же страна православная. Что же ты предал?» — рассказывает Шведовский.
Уборка ванной комнаты тоже может быть медитацией. Как и все, что делает буддист. Вот и сегодня в центре Алмазного пути Карма Кагью субботник. Последователями этого учения считают себя несколько сотен москвичей. Их учитель — датчанин Оле Нидал, или, как его еще часто называют, Лама Оли.
В 60-х он учился в Копенгагене, разделял идеалы хиппи, не брезговал наркотиками и имел проблемы с законом. В 1968 Оли и его жена Ханна отправились в свадебное путешествие по Непалу, где заинтересовались буддизмом и стали учениками 16-го Кармапы – главы школы Карма Кагью. Позже Оле Нидал адаптировал восточные учения для западного человека и начал открывать центры Алмазного пути в Европе. До Москвы датчанин добрался в 1989.
«Я была тогда хиппи. Я тоже тогда ходила, посматривала на этих гуру. Я очень критичный человек. Мне хватало 10 минут, чтобы хлопнуть дверью. Вряд ли они были шарлатанами, честно говоря. Но просто это было совершенно не мое. Потому в 1992 летом я пришла на лекцию Лама Оле и уже осталась. И уже никогда не жалела об этом», — вспоминает буддистка Елена Леонтьева.
Сейчас московский центр Алмазного пути – это большая квартира в старинном особняке. Здесь останавливаются паломники из других городов и стран. На кухне варят еду для всех пришедших. В одной из комнат медитируют и проводят лекции.
Для Марины Виллер это дом в прямом смысле слова. Она постоянно живет в одной из комнат. Хотя на первый взгляд кажется, что нормально жить здесь просто нельзя – шум, каждый день толпы людей. Но, оказывается, такие условия – хорошая проверка буддийских методов освобождения от негативных эмоций.
«Когда находишься среди большого количества людей, то не можешь показывать свое настроение. Наверное, так. Потом к этому привыкаешь. Потом понимаешь, что ты такой публичный человек, и если будешь находиться в гневе или в слезах, или в расстройстве, то все люди поймут, что, наверное, методы не работают», — говорит буддистка Марина Виллер.
Знатоки канона и смерти
Зал для медитаций. В центре — алтарь со статуями Будды. На стенах – тханки – изображения Будды и других персонажей буддийской космологии. По легенде одной из первых тханок стал портрет Будды, написанный с натуры. Так как Будда излучал ослепительное сияние совершенства, художник попросил его позировать на берегу реки. Только глядя на отражение в воде, он смог изобразить первого Просветленного.
Залина Тугузаева уже 10 лет рисует тханки и расписывает статуи Будды. Художественного образования у нее нет. Да оно и ни к чему, ведь создание священных полотен – процесс строго регламентированный. Размеры и формы каждой детали тела Будды и других объектов определены древним каноном.
«Допустим, посадить 10 новичков, новых художников. Потом, если повесить все эти работы окончательные на стену, можно всегда безошибочно сказать, кто какую голову нарисовал. Потому что она, вот непонятно, необъяснимо, но всегда эта голова будет похожа на того, кто ее нарисовал. Понимаешь, насколько важны вот эти драгоценные пропорции. Если бы не было этих пропорций, мы бы сегодня, по истечении 2,5 тысяч лет, его бы просто не узнали», — считает специалист по тханка-живописи Залина Тогузаева.
Сегодня Залина расписывает статую Будды. Любое его изображение считается священным с того момента, когда на нем нарисуют глаза. На тханках это делают в последнюю очередь. Это называется «открыть глаза Будде».
Буддийским монахам нельзя работать за деньги. Поэтому питаться они могут только тем, что подадут добрые люди. Сбор съедобных подаяний называется «пиндапата». Во многих традиционно буддийских странах люди специально выходят на улицу в ранние часы, чтобы вручить подаяние монаху и получить в ответ от него благословение. В Москве все иначе. Впрочем, некоторые работники прилавка относятся к человеку в странных одеждах вполне благосклонно.
Медитация и различные практики – очень важная часть учения. Они могут принимать самые разные формы. Все зависит от конкретной школы и традиций. Наиболее распространены сидячие медитации и простирания. Одна из самых необычных практик, которую можно встретить в школе Карма Кагью, называется пхова. Оле Нидал учит своих последователей, как правильно умирать так, чтобы сознание выходило не откуда-нибудь, а из макушки. Ведь от места выхода напрямую зависит его дальнейший маршрут.
«Буддисты – это знатоки смерти. Буддизм смерть, как и любое другое событие жизни, воспринимает как шанс, как некий трамплин, который позволит вам выскочить за пределы страданий, за пределы ограничений. Вот пхова – один из методов вот так вот выскочить. Если мы сейчас этому обучились, то в момент, когда смерть к нам однажды придет (не избежать этого), мы сможем этот метод применить для того, чтобы перейти в так называемую «чистую страну», — говорит Елена Леонтьева.
Московская община буддистов
Одна из буддийских медитаций, пожалуй, самая красивая — это танец Ваджра. Его практикуют последователи учения Дзогчен, что в переводе с тибетского означает «изначальное состояние человека». Буддисты считают, что этот танец был создан много веков назад. Потом волшебный хореографический навык был утрачен. Вновь его воссоздал Учитель Чогьял Намкай Норбу Ринпоче в 1990 году. Эти движения он увидел в осознанном сновидении. Оттуда же Учитель вынес и эскизы костюмов.
«Посмотрите на Мандалу. На Мандале представлено 5 цветов. Эти 5 цветов символизируют соответственно 5 элементов, из которых состоит весь наш мир, как считают буддисты. То есть пространство, воздух, вода, земля и огонь. И так же наши костюмы изготавливаются из шелка вот этих же 5 цветов», — рассказывает инструктор танца Ваджра Ульяна Соколова.
Сейчас в Москве танец Ваджра практикуют около четырехсот человек. Ульяна Соколова – одна из них. Танцевать Ульяна начала несколько лет назад и сразу почувствовала себя более счастливой.
«Что больше всего беспокоит человека? Его беспокоят эмоции. Эмоции гнева часто или зависти, или ревности. И когда мы танцуем, путем определенных движений восстанавливается энергия. И мы знакомимся все ближе и глубже с состоянием созерцания. И в состоянии созерцания эмоции перестают нас беспокоить. Они становятся как бы украшением нашего бытия», — объясняет Соколова.
Когда все обязательные дела выполнены, Феликс направляется в краткое паломничество по важным для буддистов местам. Сегодня он пришел к Закладному камню в Отрадном, на месте которого вот уже 10 лет никак не начнется строительство дацана – буддийского храма.
«Возможно, это связано с какими-то финансовыми сложностями, но я это рассматриваю с духовной точки зрения прежде всего. Что буддисты Москвы не готовы к тому, чтобы у них появился свой храм», — утверждает Феликс Шведовский.
Строительством храма занимается организация под названием «Московская община буддистов». Сейчас о дацане здесь говорят уже не как о несбыточной мечте, а как об объекте, который вот-вот начнут возводить. Работы планируют начать буквально через несколько месяцев.
«Сейчас московские общины вынуждены снимать помещения где-то на первых этажах разных жилых домов и так далее. Естественно, когда приезжают Учителя, большие Учителя, или будут даваться учения, то это не очень удобно. Поэтому для этих целей тоже будет предназначен этот храм», — рассказывает первый заместитель председателя совета Московской общины буддистов Константин Джимбинов.
Будущий храм станет не столько религиозным, сколько культурным объектом. В трехэтажном здании разместятся молельный зал, библиотека, конференц-зал с кинотеатром и центр тибетской медицины.
«Мы абсолютно открыты для общения с представителями всех других религий. И если кому-то будет интересно прийти и посмотреть фильм по истории буддизма или зайти посмотреть, посетить библиотеку нашу — мы будет только рады», — говорит Джимбинов.
Сегодня в Москве по самым приблизительным подсчетам примерно 11 тысяч буддистов. Из них около 5 тысяч – этнические адепты древнего учения. А еще около 6 тысяч – неофиты. При этом в столице действует больше 20 различных буддийских школ. Каждая из них живет своей отдельной жизнью. В Московской общине буддистов надеются, что дацан не только поможет москвичам больше узнать об их вере, но и объединить самих последователей Будды.
«Дело в том, что буддисты – они не очень стремятся объединяться. Потому что у нас не очень много общих задач. У каждой общины задача своя», — говорит Елена Леонтьева.
Еще недавно Феликс считался единственным буддийским монахом в Москве. Сегодня обязательную вечернюю молитву он все чаще проводит в компании с другими искателями просветления. И, возможно, недалек тот день, когда мантры, звучащие в Беляево или Кузьминках, перестанут вызывать недоумение. И люди в оранжевых одеждах, избравшие для себя этот путь к истине, станут обычными и привычными персонажами нашего разноликого города.
Сюжет: Городские истории
религия Буддизм буддисты Нирвана обо всем
Буддизм | Национальное географическое общество
Буддизм — одна из основных мировых религий. Он возник в Индии в 563–483 гг. до н. э. с Сиддхартхой Гаутамой, и в течение следующих тысячелетий она распространилась по Азии и остальному миру. Буддисты верят, что человеческая жизнь — это цикл страданий и перерождений, но если человек достигает состояния просветления ( нирвана ), можно навсегда выйти из этого цикла. Сиддхартха Гаутама был первым человеком, достигшим этого состояния просветления, и до сих пор известен как Будда. Буддисты не верят ни в какое божество или бога, хотя существуют сверхъестественные фигуры, которые могут помочь или помешать людям на пути к просветлению.
Сиддхартха Гаутама был индийским принцем в пятом веке до нашей эры. которые, увидев бедных и умирающих людей, поняли, что человеческая жизнь есть страдание. Он отказался от своего богатства и провел время в нищете, медитируя и путешествуя, но в конечном итоге, оставаясь неудовлетворенным, остановился на том, что называлось «Средним путем». Эта идея означала, что ни крайний аскетизм, ни чрезмерное богатство не были путем к просветлению, а, скорее, образом жизни между двумя крайностями. В конце концов, в состоянии глубокой медитации он достиг просветления, или нирвана под деревом Бодхи (деревом пробуждения). Храм Махабодхи в Бихаре, Индия — место его просветления — теперь является главным местом паломничества буддистов.
Будда учил Четырем Благородным Истинам. Первая истина называется «Страдание ( дуккха )» и учит, что каждый в жизни так или иначе страдает. Вторая истина: «Происхождение страдания ( самудая )». В нем говорится, что все страдания происходят от желания ( танха). Третья истина – «Прекращение страданий» ( nirodha )», и в нем говорится, что можно перестать страдать и достичь просветления. Четвертая истина, «Путь к прекращению страданий ( магга )», касается Срединного пути, то есть шагов к достижению просветления.
Буддисты верят в колесо перерождения, где души рождаются снова в разных телах в зависимости от того, как они вели себя в своих предыдущих жизнях. Это связано с «кармой», которая относится к тому, как хорошие или плохие поступки человека в прошлом или в его прошлых жизнях могут повлиять на него в будущем.
Существуют две основные группы буддизма: буддизм Махаяны и буддизм Тхеравады. Буддизм Махаяны распространен в Тибете, Китае, Тайване, Японии, Корее и Монголии. Он подчеркивает образцы для подражания бодхисаттв (существ, которые достигли просветления, но возвращаются, чтобы учить людей). Буддизм тхеравады распространен в Шри-Ланке, Камбодже, Таиланде, Лаосе и Бирме (Мьянме). Он подчеркивает монашеский образ жизни и медитацию как путь к просветлению.
Буддизм был противоречивой религией. Глава тибетской школы буддизма и традиционный лидер Тибета Далай-лама бежал из контролируемого Китаем Тибета в 1919 г.59 в Индию, опасаясь за свою жизнь. Многие тибетские буддисты активно сопротивляются китайскому контролю над регионом. Недавно нынешний Далай-лама, которого считают четырнадцатой реинкарнацией первого Далай-ламы, поднял вопрос о том, выберет ли он реинкарнацию и где.
Буддизм | Определение, убеждения, происхождение, системы и практика
Будда
Посмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Венди Джаяварман VII Факсиан Сюаньцзан Тайси Сётоку
- Похожие темы:
- дзен Махаяна Четыре благородные истины тибетский буддизм Сингон
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Буддизм , религия и философия, возникшие из учений Будды (санскрит: «Пробужденный»), учителя, жившего в северной Индии между серединой 6-го и серединой 4-го веков до нашей эры (до нашей эры) . Распространившись из Индии в Среднюю и Юго-Восточную Азию, Китай, Корею и Японию, буддизм играл центральную роль в духовной, культурной и общественной жизни Азии, а с 20 в. распространился и на Запад.
Древние буддийские писания и доктрины, разработанные на нескольких близкородственных литературных языках древней Индии, особенно на пали и санскрите. В этой статье слова на пали и санскрите, получившие распространение в английском языке, рассматриваются как английские слова и передаются в той форме, в которой они появляются в англоязычных словарях. Исключения случаются при особых обстоятельствах — как, например, в случае санскритского термина дхарма (пали: дхамма ), который имеет значения, обычно не связанные с термином 9.0003 дхарма , как это часто используется в английском языке. Палийские формы даны в разделах, посвященных основным учениям раннего буддизма, которые реконструированы в основном из палийских текстов, и в разделах, посвященных буддийским традициям, в которых основным священным языком является пали. Санскритские формы даны в разделах, посвященных буддийским традициям, основным священным языком которых является санскрит, и в других разделах, посвященных традициям, основные священные тексты которых были переведены с санскрита на язык Центральной или Восточной Азии, такой как тибетский или китайский.
Основы буддизма
Культурный контекст
Буддизм возник на северо-востоке Индии где-то между концом 6-го и началом 4-го века до н.э., в период больших социальных изменений и интенсивной религиозной деятельности. Ученые расходятся во мнениях относительно дат рождения и смерти Будды. Многие современные ученые считают, что исторический Будда жил примерно с 563 по 483 год до нашей эры. Многие другие считают, что он жил примерно на 100 лет позже (примерно с 448 по 368 год до н. э.). В то время в Индии было много недовольства брахманскими (индуистскими высшими кастами) жертвоприношениями и ритуалами. В северо-западной Индии были аскеты, которые пытались создать более личный и духовный религиозный опыт, чем тот, который можно найти в Ведах (священных писаниях индуизма). В литературе, выросшей из этого движения, в Упанишадах, можно найти новый акцент на отречении и трансцендентном знании. Северо-восточная Индия, менее подверженная влиянию ведической традиции, стала рассадником многих новых сект. Общество в этой области было обеспокоено распадом племенного единства и расширением нескольких мелких королевств. В религиозном отношении это было время сомнений, потрясений и экспериментов.
Группа прото-санкхьи (т. е. группа, основанная на школе индуизма санкхья, основанной Капилой) уже прочно обосновалась в этом районе. Возникло множество новых сект, включая различных скептиков (например, Санджайя Белаттипутта), атомистов (например, Пакудха Каччаяна), материалистов (например, Аджита Кесакамбали) и антиномистов (т. е. противников правил или законов — например, Пурана Кассапа). Однако наиболее важными сектами, возникшими во времена Будды, были адживики (адживаки), которые подчеркивали правило судьбы (9).0003 нияти ), и джайнов, подчеркивавших необходимость освобождения души от материи. Хотя джайнов, как и буддистов, часто считают атеистами, их верования на самом деле более сложны. В отличие от ранних буддистов и адживики, и джайны верили в постоянство элементов, составляющих вселенную, а также в существование души.
Викторина по Британике
Будда и буддизм
Эта религия, основанная одним человеком, сегодня вдохновляет миллионы. Проверьте свое «просветление» в этой викторине о Будде и буддизме.
Несмотря на ошеломляющее разнообразие религиозных общин, многие из них использовали один и тот же словарь — нирвана (трансцендентная свобода), атман («я» или «душа»), йога («союз»), карма («союз»). причинность»), Татхагата («тот, кто пришел» или «тот, кто таким образом ушел»), будда («просветленный»), сансара («вечное возвращение» или «становление») и дхамма («правило» или «закон») — и больше всего связана с практикой йоги. Согласно традиции, сам Будда был йогом, то есть чудотворным аскетом.
Буддизм, как и многие секты, возникшие в то время на северо-востоке Индии, состоял из присутствия харизматического учителя, учений, распространяемых этим лидером, и сообщества приверженцев, которое часто состояло из отреченных членов и мирские сторонники. В случае буддизма этот образец отражен в Триратне, то есть в «Трех драгоценностях» Будды (учителя), дхармы (учения) и сангхи (общины).
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
В течение столетий после смерти основателя буддизм развивался в двух направлениях, представленных двумя разными группами. Одна из них называлась Хинаяна (санскрит: «Малая колесница») — термин, данный ей ее буддийскими противниками. Эта более консервативная группа, которая включала в себя то, что сейчас называется сообществом Тхеравады (пали: «Путь старейшин»), собрала версии учений Будды, которые сохранились в сборниках под названием « Сутта-питака» и « Виная-питака» 9. 0004 и сохранил их как нормативные. Другая основная группа, называющая себя Махаяной (санскрит: «Большая колесница»), признала авторитет других учений, которые, с точки зрения группы, сделали спасение доступным для большего числа людей. Эти якобы более продвинутые учения были выражены в сутрах, которые Будда якобы сделал доступными только для своих более продвинутых учеников.
По мере распространения буддизма он сталкивался с новыми течениями мысли и религии. В некоторых общинах махаяны, например, строгий закон кармы (вера в то, что добродетельные действия создают удовольствие в будущем, а недобродетельные действия создают боль) был изменен, чтобы учесть новые акценты на эффективности ритуальных действий и религиозных практик. Во второй половине 1-го тысячелетия нашей эры в Индии возникло третье крупное буддийское движение, Ваджраяна (санскрит: «Алмазная колесница»; также называемое тантрическим или эзотерическим буддизмом). Это движение находилось под влиянием широко распространенных в то время гностических и магических течений, и его целью было более быстрое достижение духовного освобождения и чистоты.
Несмотря на эти перипетии, буддизм не отказался от своих основных принципов. Вместо этого они были переосмыслены, переосмыслены и переформулированы в процессе, который привел к созданию огромного объема литературы. Эта литература включает Палийскую Типитаку («Три корзины») — Сутта-питаку («Корзина рассуждений»), содержащую проповеди Будды; Виная-питака («Корзина дисциплины»), в которой содержится правило, регулирующее монашеский орден; и Абхидхамма Питака («Корзина Особой [Дальнейшей] Доктрины»), которая содержит доктринальные систематизации и резюме. Эти палийские тексты послужили основой для долгой и очень богатой традиции комментариев, которые были написаны и сохранены приверженцами общины тхеравады. Традиции Махаяны и Ваджраяны приняли как Буддхавачана («слово Будды») многие другие сутры и тантры, наряду с обширными трактатами и комментариями, основанными на этих текстах. Следовательно, от первой проповеди Будды в Сарнатхе до самых поздних производных существует неоспоримая преемственность — развитие или метаморфоза вокруг центрального ядра, — в силу которой буддизм отличается от других религий.