признаки и проявления сложного периода у детей трех лет, советы родителям
Кризис у ребенка трех лет – закономерное явление. Психологи объясняют неадекватное поведение малыша в этом возрасте неизбежным проявлением развития и становления личности.
Рекомендации доктора Комаровского, изложенные в данной статье, помогут родителям разобраться в особенностях сложного для детей периода и преодолеть его трудности.
Содержание
- Коротко о докторе Комаровском
- Особенности проявления и признаки кризиса трех лет у детей
- Продолжительность сложного периода
- Позитивные моменты
- Положительное влияние на детей
- О плюсах для родителей
- Сложности и негативные моменты
- Советы доктора
- Особенности общения
- Как правильно реагировать в острые моменты?
- Главные ошибки взрослых
- Заключение
Коротко о докторе Комаровском
Евгений Комаровский известен как врач-педиатр и любимец родителей, желающих вырастить здорового малыша, а также привить ему необходимые жизненные навыки.
Он способен в простой и доступной форме донести до пап и мам важную информацию не только о детских заболеваниях, но и о том, как надо воспитывать малыша, а также – научить их понимать своего ребенка.
Кандидата медицинских наук Евгения Олеговича Комаровского также знают, как телеведущего известной программы «Школа доктора Комаровского». Он – создатель социальной сети КлубКОМ и сайта Komarovskiy.net, автор научно-популярных книг и многочисленных статей.
Наибольшей популярностью пользуется его книга «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников», в которой он во главу угла ставит разумный подход к проблеме здоровья и воспитания малышей.
Его визитная карточка – огромная любовь к детям и чувство юмора, с которым он объясняет родителям азы общения с ребенком.
Особенности проявления и признаки кризиса трех лет у детей
Значительные перемены в психическом развитии трехлетнего малыша сопровождаются частыми капризами, беспричинными истериками, недоброжелательной реакцией на уговоры родителей.
Причин такому поведению есть немало:
- плохое самочувствие, недомогание;
- переутомление;
- стресс;
- недочеты в воспитании.
Однако чаще всего дети, устраивая истерики, просто испытывают терпение родителей, так как привыкли всегда получать от них желаемое. Именно так трактует неадекватное поведение трехлетних детей Доктор Комаровский. При этом он подчеркивает, что чрезмерная капризность проявляется в присутствии зрителей.
Ребенок, убедившись в том, что его упрямство, крик или отказ выполнить просьбу мамы или папы подействовали один раз, будет применять эту тактику всякий раз, когда захочет что-нибудь выпросить или ему что-то не понравится.
Педиатр предупреждает, что родителям необходимо пресекать детские капризы игнорированием запросов малыша в том случае, если его действия представляют опасность для него самого или окружающих. В такой ситуации непреклонность должны проявить все члены семьи.
В этот сложный период, как отмечает Комаровский, дети пытаются манипулировать взрослыми, буквально тиранить их с того момента, как только начинают понимать, что криком и истерикой они добьются всего, чего пожелают или того, что им обычно не позволяют делать.
Учитывая, что детская психика в возрасте 3 лет значительно изменяется в связи с накоплением умений и навыков, педиатр подчеркивает необходимость разумного подхода к его воспитанию.
К примеру, среди главных принципов воспитания трехлетнего ребенка доктор Комаровский называет следующие:
- Нельзя допустить, чтобы ребенок почувствовал себя главным в семье.
- Нельзя идти у него на поводу.
- Требования обоих родителей должны совпадать.
Вместе с тем, он подчеркивает, что ребенка нельзя сравнивать с кем-либо другим, чтобы не понизить его самооценку. Малышу надо помочь спокойно пройти психическую перестройку от чрезмерной заботы родителей в возрасте до 3 лет к возможности и необходимости самостоятельно справляться с выполнением простых действий.
Такие серьезные изменения зачастую сопровождаются развитием возможных противоречий в его сознании и становятся причиной неадекватного поведения крохи. Оно объясняется тем, что ребенок не только хочет, но уже чувствует себя взрослым.
Однако большое количество советов, требований, правил со стороны взрослых ограничивают его самостоятельность, что выливается во внутренний протест, сопровождающийся неадекватными эмоционально-поведенческими отклонениями.
Продолжительность сложного периода
По мнению доктора Комаровского, кризис 3 лет у деток – это своеобразный бунт против воспитания авторитарного типа и сложившихся в семье отношений. При этом он подчеркивает, что четких временных границ у этого периода не существует.
Кризис может начаться в 2.5 года и продолжаться до 3.5 – 4 лет. Общая продолжительность в среднем составляет один год. Но не исключено, что ребенок преодолеет кризисное состояние буквально за 3 – 6 месяцев.
Кроме временных особенностей, отмечается и разница в поведении мальчиков и девочек: первые отличаются упрямством, а вторые чаще капризничают. Во время активной фазы кризиса у детей наблюдается от 5 до 19 приступов капризности или упрямства.
Продолжительность и интенсивность проявлений зависит от таких факторов, как темперамент и состояние нервной системы малыша, а также – от поведения самих родителей и психологической помощи с их стороны.
Отсутствие проявления симптомов кризиса до 4 лет – сигнал о необходимости посещения психотерапевта, так как это может указывать на задержку в развитии ребенка.
Позитивные моменты
Доктор Комаровский отмечает, что кризисные ситуации, протекающие с капризами и истериками детей и пугающие родителей, имеют не только негативные стороны. В процессе кризиса и те, и другие получают положительный опыт общения и развития.
Положительное влияние на детей
В первую очередь, Комаровский подчеркивает, что при отрицании установленных порядков и правил поведения, малыш получает первый опыт формирования независимости. Это создает предпосылки для осознания личностной самооценки.
Среди позитивных моментов, являющихся следствием кризиса 3 лет у детей, педиатр отмечает:
- формирование первичной самостоятельности;
- развитие нового уровня самосознания;
- умение налаживать межличностные контакты и выстраивать более сложные социальные отношения;
- овладение ребенком волевой регуляцией деятельности.
По мнению врача-педиатра, роль родителей в правильном течении этих процессов неоспорима. Именно они способны предотвратить вероятность негативных последствий в преодолении кризиса.
О плюсах для родителей
Родители тоже приобретают новые навыки общения со своими детьми. Они усваивают их, следуя советам Комаровского. А именно:
- учатся прислушиваться к своим чадам;
- вместе решают проблемные ситуации;
- переоценивают неэффективные методы воспитания, прислушиваясь к рекомендациям специалиста.
Главное – отказываются от авторитарности по отношению к ребенку. Это создает предпосылки к налаживанию дружелюбных взаимоотношений и быстрому преодолению кризиса трех лет малыша.
Сложности и негативные моменты
Комаровский акцентирует внимание родителей на том, что в сложный для ребенка период ему особенно нужна любовь близких людей. В обратном случае дети надолго застревают в состоянии негативного поведения.
У детей сложности кризиса проявляются:
- Созданием малышом невыносимой обстановки с бесконечными истериками, протестами, неуправляемой агрессией и полным игнорированием установленных правил.
- Отдалением от родителей, авторитет которых ребенок не желает принимать.
- Жадностью и нежеланием делиться чем-либо с близкими людьми и другими детками.
- Вредностью, граничащей со строптивостью и абсолютным негативизмом.
- Необоснованной ревностью, требующей постоянного внимания к себе.
- Необъяснимой агрессией, проявляющейся жестокостью по отношению к близким – малыш дерется, кусается, царапается.
Подобные проявления – результат того, что ребенок еще не понимает, что с ним происходит и, не умея по-другому выразить свое новое состояние, обвиняет во всех неудачах близких людей.
Евгений Олегович Комаровский и у родителей выделяет негативизм поведения в общении с неуправляемым трехлетним ребенком. Это:
- отсутствие чуткости и понимания, что неадекватное поведение малыша вызвано сложным периодом в его жизни и что оно со временем пройдет;
- неумение сдержать гнев;
- проявление негативных эмоций;
- желание подчинить волю ребенка своим тоталитарным требованиям;
- постоянное сравнение малыша с ровесниками, которые, якобы, лучше него;
- применение физических методов наказания за непослушание.
Педиатр подчеркивает, что главное – не позволять малышу манипулировать ими, предоставлять ему свободу действий и проявлять настойчивость только в ситуациях, сопряженных с опасностью для здоровья и жизни ребенка.
Что делать с неуправляемым ребенком — видео-совет доктора Комаровского:
Советы доктора
Популярный телеведущий считает, что преодоление кризисных ситуаций напрямую зависит от умения родителей общаться со своими детьми. Это предполагает гибкость поведения и поступков мам и пап, а также бабушек и дедушек.
Особенности общения
Кризис у трехлетних детей протекает по-разному. Главное, как говорит Комаровский, научиться ладить с ребенком, уступая ему в малом, но не позволяя манипулировать собой.
Вот что советует врач-педиатр:
- Оставайтесь всегда спокойными и последовательными в своих действиях.
- Не становитесь зрителем закатываемой истерики. Предоставьте ребенку возможность накричаться без вашего присутствия. Он, лишившись зрителя, быстрее успокоится.
- Не давайте малышу понять, что криком он может добиться желаемого.
- Не наказывайте кроху, бьющегося в истерике. Дайте ему время успокоиться. Так он поймет, что слезы и истошный крик не действуют.
- Не вступайте с малышом в спор, не пытайтесь доказать ему свою правоту и не заставляйте выполнять свои требования. Пусть поплачет, а когда он успокоится, попытайтесь договориться с ним, уступить, если его желание не противоречит здравому смыслу и безопасно для здоровья.
- Перестаньте излишне опекать ребенка. Дайте ему больше самостоятельности.
- Проявляя чуткость и терпение, придерживайтесь в семье единых требований и тактики воспитания.
- Избегайте постоянных запретов. Однако НЕТ, сказанное мамой, не должно быть отменено папой или бабушкой.
- Не командуйте ребенком, не спорьте с ним, пытаясь силой сломить его упрямство. Ведь малыш испытывает ваше терпение и учится на вас отстаивать собственную точку зрения.
- Не торопите малыша во время одевания и еды. Он сделает это медленно и не всегда правильно, но приобретет навыки самостоятельности.
- Ищите компромисс, договаривайтесь с крохой, предоставляя ему право выбора. Запреты и наказания – не лучший метод воспитания. Они лишают деток позитивного желания действовать и убивают любую инициативу.
- Не стесняйтесь проявления своих чувств, обнимайте и хвалите малыша. Кроха должен знать, что его любят.Не ругайте за нечаянно разбитую тарелку или сломанную игрушку, ведь ребенку трудно разграничить отношение к нему самому и плохому поступку. Просто без крика объясните, почему это плохо, не закрепляя у него чувства вины.
- Ребенок отказывается кушать кашу? Поиграйте с ним. Можно предложить покормить куклу, прививая при этом правила этикета.
- Не давайте плохих оценок действиям деток, поддерживайте в нем уверенность, что у него все получится.
Правильная тактика общения с ребенком во время кризиса – залог успешного преодоления его ребенком. Уважайте в малыше формирующуюся личность, тогда поведенческие отклонения пройдут без осложнений и быстро.
Как правильно реагировать в острые моменты?
Советы Комаровского отличаются простотой. Но на практике они показывают положительные результаты при проявлении истерических приступов.
Педиатр советует родителям:
- Сохраняйте спокойствие. Не показывайте чаду, что его поведение беспокоит вас. Попытки вразумить малыша в этот момент обречены на провал. Дайте ему успокоиться.
Не сдавайтесь. Жалость к ребенку при эмоциональном срыве оканчивается тем, что родители уступают малышу в его требованиях.
Это прямой путь к частым рецидивам. Детки быстро усваивают, что криком можно давить на родителей.
- Отвлеките кроху. Переключите его внимание на смешную рожицу или незнакомый предмет. Это поможет купировать истерику.
- Приласкайте малыша. Но только при условии, что он не отказывается от объятий и ласковых слов.
- Не наказывайте его, особенно физическими методами.
- Не повышайте голос на кроху. Это приведет к усилению приступа.
Нельзя идти на поводу капризов малыша и менять свое мнение на фоне его истерики. Когда он успокоится, можно спокойно объяснить, почему его требование невыполнимо.
Главные ошибки взрослых
Комаровский объясняет родителям, чего нельзя делать в период кризиса 3 лет у ребенка. Он перечисляет возможные ошибки взрослых и дает советы, как не допустить их:
- Не ругайте кроху. Отрицательные эмоции усугубляют течение кризиса. Тогда как похвала за правильные поступки закрепит положительные навыки.
- Не ограничивайте его самостоятельность. Делая что-нибудь сам, малыш получит удовольствие от своих достижений.
- Не критикуйте по всякому поводу. Отчитывая ребенка за неудачу, взрослые отбивают у него желание попробовать справиться с задачей еще и еще раз.
- Не настаивайте на своем. Это провоцирует упрямство. Лучше посоветуйте поступить по-другому.
- Ни в каком виде не проявляйте насилия. Эта ошибка негативно скажется на психическом развитии крохи.
Кроме этого, Комаровский предостерегает от задабривания ребенка и применения разных методов в воспитании со стороны родителей. Остановив приступ новой игрушкой, взрослые допускают грубейшую ошибку – дают понять малышу, что капризами и криком можно получить желаемое.
Заключение
Мнение доктора Комаровского сводится к тому, что важно не то, как протекает кризисный период, а какие изменения произойдут в психике ребенка.
То есть в итоге малыш овладеет навыками самостоятельности, воли и гордости за свои достижения. Это и станет показателем преодоления кризиса и позитивного развития личностных качеств.
Кризис 3 лет у детей
- Информация о материале
- Советы психолога
Характеристика кризиса 3 лет у детей — Особенности кризиса 3 лет у детей — Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет?
Под кризисом 3 лет у детей понимается — резкая, кардинальная перестройка сложившихся механизмов личности и становление новых черт личности и сознания ребёнка, а также новый переход к новому типу взаимоотношений с окружающим миром.
Симптомы кризиса 3 лет у детей
- Происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка.
- Ребёнок начинает отделяться от взрослых.
- Возникает непреодолимое желание все делать, решать самостоятельно. В связи с чем, он яростно противостоит любому давлению со стороны окружающих людей.
- Ребенок начинает отстаивать свое «Я».
- В речи ребенка все чаще можно услышать «Я», «Я сам», «Я могу», «Я хочу».
- Появляется чувство собственности, склонность к жадности, ревности.
- Малыш становится упрямым.
- Дети не делают того, о чем их попросили, делают все наоборот. Родителям важно знать, что стремление делать все наоборот проявляется против воли ребенка, в ущерб его интересам.
- Ребенок может проявлять недовольство тем, что предлагает ему взрослый, может ссориться с окружающими людьми, вести себя агрессивно, кусаться, драться.
- Может называть родителей бранными словами. Что делать родителям в этом случае? Как себя вести с ребёнком? Как реагировать на оскорбления? Родителям следует показать свое недовольство поведением ребенка, свою обиду. Строго скажите ребенку, что вам не нравится слушать такие слова, и вы не хотите, чтобы он их употреблял.
- В этом возрасте у детей часты слезы и истерика, если взрослые не удовлетворили желания ребёнка.
- Ребенок требует от взрослых постоянного внимания к себе.
- Дети во время кризиса 3 лет больше стремятся к поощрениям, появляется чувство гордости за свои достижения, успехи.
Интересные статьи родителям о воспитании детей:
Воспитание ребенка с учетом типа темперамента: особенности типов темперамента, приемы воспитания детей.
Уход за кожей лица после 30 лет: как выглядеть моложе своих лет, причины раннего старения.
Компьютер и дети — контролировать или нет время детей за компьютером: Как наладить общение с «компьютерными» детьми-подростками.
Доктор Комаровский «Кризис 3 лет» или «
Непослушный ребёнок» Видео
Как правильно вести себя с непослушным ребенком? Какие существуют способы изменить его поведение? Можно ли наказывать ребенка? Если да, то как? Как родители могут понять, что сами не справятся с «трудным» ребенком и необходимо обращаться к профессионалу? Как помочь ребенку преодолеть кризис 3 лет? Свой взгляд на эти вопросы выскажет доктор Комаровский, а в гостях у него — певица Даша Медовая с семьей
Причины кризиса 3 лет у детей
Как вы уже знаете в период кризиса 3 лет у детей появляются такие особенности в поведении как: негативизм, своеволие, упрямство, агрессия и многие другие нежелательные проявления психики. Все эти особенности поведения объясняются тем, что ребёнок период 2,5 — 3,5 лет начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю.
Острое протекание кризиса трех лет с истериками может быть следствием авторитарной модели воспитания в семье, ограничения личной инициативы и самостоятельности ребёнка, неадекватного и частого применения наказаний и запретов, либо наоборот к обострению взаимоотношений ребенка со взрослыми будет способствовать такой стиль семейного воспитания как гиперопека, а также несогласованность и непоследовательность в требованиях к ребенку.
Сколько длится кризис 3 лет у детей?
В центре кризиса 3 лет стоит бунт против авторитарного воспитания, против ранее сложившихся отношений в семье. Понятие «Кризис трёх лет» весьма условно, его временные границы размыты. Начинается кризис 3 лет примерно с 2,5 и продолжается до 3,5 — 4 лет. Продолжительность протекания кризиса 3 лет зависит от выбранной модели воспитания, особенностей психики и личности самого ребенка.
Полезные статьи для родителей по воспитанию детей:
Стили семейного воспитания: характеристика стилей, к каким последствиям может привести тот или иной выбранный стиль воспитания.
Развитие речи ребенка 3- 4 лет: характеристика особенностей нормального хода речевого развития детей.
Кризис 3 лет психология
Лев Семёнович Выготский — советский психолог, подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса «скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме».
Положительные приобретенные черты личности ребенка после кризиса 3 лет у детей:
- Становление нового уровня самосознания.
- Стремление к самостоятельности.
- Развитие волевых качеств, активности.
- Установление со взрослыми более глубоких, новых отношений в общении, познавательной и предметной деятельности, игре, в которой велика значимость положительной оценки взрослых успехов и личных достижений детей.
Может ли кризис 3 лет у ребенка пройти незаметно, без симптомов?
Кризис 3 лет у детей может протекать без каких-либо явных негативных проявлений в поведении ребёнка. Мнение о том, что это может негативным образом сказаться на психическом развитии или становлении личности ребёнка, ошибочно.
В кризисе развития личности ребёнка главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит, какие новообразования психики появятся у ребенка. Появление таких качеств, как самостоятельность, воля, гордость за достижения является верным признаком адекватного развития личности ребёнка на данном возрастном этапе его развития.
Кризис 3 лет у детей — Как помочь ребенку справиться с кризисом 3 лет:
- Не применяйте авторитарный стиль воспитания, откажитесь от гиперопеки.
- Придерживайтесь единой тактики воспитания. Детям следует предъявлять единые требования.
- Проявляйте чуткость и терпение.
- При возникновении у ребёнка вспышки гнева, слез, истерик, проявляйте спокойствие и терпение. Не позволяйте себе кричать и срываться в ответ, если ребенок будет видеть ваше спокойствие, он быстрее успокоиться в ответ. Ребенок не должен усвоить, что криком, слезами и истерикой можно манипулировать родителями. Детей бьющихся в истерике не нужно наказывать. Ваш крик и ругань только усилят истерику. Ребёнок сам успокоиться, когда поймет, что на вас его слезы не действуют.
- Старайтесь не спорить с ребёнком. Не пытайтесь силой переломить его упрямство. Помните, что ребенок проверяет вас. Раньше ребёнку было позволено практически всё, теперь же многое находится под запретом, в следствие чего ребенок пытается выстроить новую систему взаимоотношений со взрослыми и окружающим миром. Ребёнок учится на родителях отстаивать свою точку зрения, независимость.
- Не командуйте своим ребенком! Он этого не потерпит. Это лишь приведет к нервному напряжению.
- Поменьше вмешивайтесь и торопите его.
- За едой не уговаривайте – пусть ест сам. Выпустите из-за стола, как только он закончил есть.
- Дайте возможность ребенку быть самостоятельным (например, самому одеваться и раздеваться).
- Дайте ребёнку возможность проявлять самостоятельность. Поручите ему несложные задания: полить цветы, накрыть на стол, подмести пол и т. д.
- Позвольте ребенку делать самостоятельный выбор: спрашивайте, какую игрушку он бы хотел взять с собой в садик или на прогулку. Какую футболку хотел бы одеть из предложенных вами нескольких вариантов. Ребёнок должен учиться принимать самостоятельные решения.
- Уступайте в мелочах. Если ребенок за обедом хочет сначала съесть второе, а потом суп, позвольте ему, ничего страшного не случиться.
- Ищите вместе с ребёнком компромиссные решения в сложившейся конфликтной ситуации, с предоставлением ребенку права выбора.
- Воспитание должно строиться не на запретах и наказаниях, а на позитивном разрешении действовать.
- Четвертый год жизни наиболее благоприятный период для формирования трудолюбия у ребенка.
- Регулярное понукание со временем порождает упрямство, занижает самооценку, лишает самостоятельности и права выбора собственного пути решения стоящей перед ним задачи. Помните, любая чрезмерная опека убивает инициативу ребенка.
- Предлагайте ребенку свою помощь, а не делайте все за него.
- Показывайте ребенку свою любовь, чаще хвалите, обнимайте его. Что значит любить ребенка просто так, таким какой он есть, как показать ребёнку свою любовь, к каким последствиям для ребенка может привести нехватка любви читайте в статье «Безусловное принятие ребенка» ЗДЕСЬ.
- Малыш может решить, что вы его не любите, если вы начнете постоянно ругать его за его проступки, например, за нечаянно разбитую чашку или пролитый суп. Ребёнок в этом возрасте не способен еще разграничивать ваше отношение к его конкретным поступкам и общее отношение к нему лично. Спокойно объясните ребёнку почему он не прав, почему это плохо. Чтобы не закреплять в ребенке комплекс вины не кричите на него.
- В возрасте 3 лет игра становится для ребенком ведущей деятельностью. Используйте игровые приемы в общении с ребенком. Если ребенок отказывается кушать кашу, попросите его покормить игрушку, сказав, что кушать та согласна только по очереди с ребенком. По средствам ролевых игр можно обучить ребенка правилам этикета, нормам поведения, правилам вежливости, как правильно вести себя за столом, в союзники возьмите игрушки ребенка.
- Ребенок четвёртого года жизни начинает испытывать гордость за свои успехи и достижения. Хвалите и поддерживайте своего ребенка.
- Не сравнивайте достижения вашего ребенка с достижениями других детей. На четвертом году жизни у ребенка еще не сформировано чувство здорового соперничества. Сказав своему ребенку: «Вот посмотри, какой Катя красивый аккуратный кораблик нарисовала, а у тебя не корабль, а корыто какое-то и рисунок неаккуратный, ты не старался!» вы внушите малышу только негативные чувства к Кате. Намного будет лучше и эффективнее, если вы приведете ребёнку его собственный пример, например: «Сегодня у тебя кораблик получился намного лучше, чем вчера, рисунок аккуратный, молодец».
- Не следует ставить ребёнку общих оценок, типа: «растяпа», «плохорукий» и т.п. Ваши невзначай брошенные слова могут больно ранить ребенка и послужить основой для дальнейших психологических проблем. Поддерживайте в ребёнке уверенность, что он всё может сделать сам: «Молодец, у тебя почти получилось, давай я тебе немного помогу, и мы вместе всё сделаем правильно».
Кризис 3 лет у детей — это период серьёзного испытания для родителей. Помните, что вы тоже когда-то были детьми. Если вам сложно в одиночку справиться с поведенческими проявлениями ребенка, не тяните, обратитесь к детскому психологу, он поможет вам восстановить мир в семье.
Рекомендуемая литература по теме «Кризис 3 лет»
• Абросимова Н. Возраст строптивости. О кризисе трёх лет // Мама и малыш. — 2005. — № 10.
• Власова З. И. Об общих и специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса трёх лет // Психолог в детском саду. — 2004. — № 4. — С. 52 — 63.
• Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов // Виноград. — 2010. — № 37. www.materinstvo.ru/ art/5746
• Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб., 1997.
• Корнеева Е. Н. Детские капризы. — Ярославль: Академия развития, 2002.
• Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. — М.: РОУ, 1996.
• Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребёнком в период раннего детства. — СПб.: Речь, 2003.
• Мухина В. С. Психология детства и отрочества. — М., 1998.
• Образцова Л. Н. Я сам! Упрямый ребёнок: маленькие подсказки для родителей. — М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.
• Обухова Л. В. Возрастная психология. — М., 1996.
• Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969.
• Психология развития. Словарь / Под ред. А. Л. Венгера. — М.: ПЕРСЭ, 2006. — (Психологич. лексикон. Энциклопед. словарь в 6-ти томах / Ред-сост. А. Л. Карпенко, под общ. ред. А. В. Петровского).
• Справочник дошкольного психолога / Г. А. Широкова. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.
• Уайт Б. Первые три года жизни. — М., 1982.
• Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. — М., 1996.
- Назад
Травмы и дети от двух до пяти лет
Действия для этой страницы
Резюме
Читать полный информационный бюллетень- Дошкольники очень уязвимы для травмирующих событий.
- Они будут изо всех сил пытаться выразить свои страхи или мысли и продемонстрируют это через изменения в поведении и в том, как они функционируют.
- Им потребуется помощь, чтобы они чувствовали себя в безопасности и помогли им понять происходящее.
Дети дошкольного возраста могут серьезно пострадать от травмы, как дети старшего возраста и взрослые. Опасные для жизни события, такие как автомобильные аварии, лесные пожары, внезапное заболевание, травматическая смерть в семье, преступление, жестокое обращение или насилие в обществе, могут вызвать травму. Язык дошкольника все еще развивается, и у него может не быть слов, чтобы передать то, что он чувствует, поэтому важно искать другие подсказки в его поведении и в том, как он играет, чтобы понять, повлияла ли травма.
Дошкольники знают, когда что-то идет не так
Дошкольники не понимают, что пошло не так, но очень чувствительны к тому, что что-то идет не так. Реакция ребенка на неприятный или пугающий опыт будет зависеть от его возраста, стадии развития и личности, а также от воздействия кризиса на его родителей, основных опекунов или других значимых людей. Ваш ребенок может реагировать не так, как вы ожидаете.
Общие реакции дошкольников на травму
Реакция детей на травму может быть разной, но общие реакции включают:
- новое или усиленное прилипчивое поведение, такое как следование за родителем по дому может показаться, что они откатились назад (регрессировали) и помолодели
- изменения настроения – ребенку может показаться, что ему не нравятся повседневные дела или занятия, которые ему раньше нравились, или он может казаться более «замкнутым», вялым и замкнутым
- изменение поведения – некоторые дети могут быть более агрессивными по отношению к родителям или товарищам по играм
- повышенный страх – например, ребенок может
- быть более нервным или легко пугаться
- развивать новые страхи
- иметь больше кошмаров
- больше говорить о пугающем событии или иметь его в своей игре или на рисунках снова и снова
- бояться, что травма повторится снова, или других вещей, которых они раньше не боялись, таких как собаки, незнакомцы, разлука с опекунами
- дополнительные физические жалобы, причину которых невозможно найти, например, боль в животе или головная боль, усталость и другие проблемы .
- что родители и опекуны могут сделать, чтобы помочь дошкольникам после травмирующего события.
Есть ряд вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь вашему ребенку дошкольного возраста во время травмы.
- Ищите, принимайте и увеличивайте поддержку для себя, чтобы справиться со своим шоком и эмоциональными реакциями.
- Сохраняйте спокойствие. Слушайте и терпите пересказ ребенком события.
- Убедите ребенка, что мероприятие закончилось и он в безопасности. Возможно, вам придется убеждать их снова и снова.
- Спросите их, что они думают об этом событии – часто их опасения основаны на ограниченном понимании или ошибочных представлениях, которые можно исправить.
- Объясните им, как они были в безопасности и что вы узнали, чтобы вы могли защитить их от повторения подобного.
- Уважайте страхи ребенка и дайте ему время научиться справляться с ним. Важно признать и подтвердить опасения ребенка.
- Защитите ребенка от повторного воздействия пугающих ситуаций и напоминаний о травме. Это могут быть телевизионные программы, рассказы, фильмы или другие напоминания, такие как посещение или просмотр изображений места или физических ситуаций.
- Примите и помогите ребенку назвать сильные чувства во время коротких бесед, но помните, что ребенок этого возраста не может долго говорить об этих чувствах или переживаниях.
- Ожидайте и понимайте, что ребенок может вести себя более по-детски – вам, возможно, придется делать поправку на это и проявлять гибкость в отношении основных правил домашнего хозяйства. «Регресс» на более раннюю стадию развития очень полезен для ребенка, позволяя ему заботиться о себе и обрести уверенность и безопасность.
- Ожидайте сложного или нехарактерного поведения.
- Когда обращаться за помощью дошкольникам после травматического события
У детей дошкольного возраста навыки развиваются с разной скоростью, и некоторые навыки усваиваются раньше, чем другие. Травма может замедлить процесс или помешать изучению новых вещей. Это также может вызвать заметные изменения в поведении.
Родители или опекуны должны обратиться за помощью, если:
- вы обеспокоены или не уверены в том, как ваш ребенок справляется
- вы сами не справляетесь – из-за этого вам будет труднее помочь дошкольнику справиться с ситуацией, и вам обоим может понадобиться обратиться за помощью
- у ребенка много симптомов, и ситуация не улучшается
- домохозяйство пережило значительную утрату и сообщество вокруг ребенка нарушено
- затронуто несколько членов семьи, и кажется, что им не хватает внимания, чтобы
- семья изо всех сил пыталась восстановить какой-либо распорядок или предсказуемый порядок в домашнем хозяйстве и неделе.
Если в какой-либо момент вы беспокоитесь о своем психическом здоровье или психическом здоровье близкого человека, позвоните по линии Lifeline по номеру 13 11 14.
Где можно получить помощь
- Ваш семейный врач
- Ваша мать и детская медицинская сестра
- Ваш местный общественный медицинский центр
- Педиатр или детский и подростковый психиатр – ваш врач может направить вас
- Австралийский центр посттравматического психического здоровья в ФиниксеВнешняя ссылка Тел. (03) 9035 5599
- Центр скорби и утратыВнешняя ссылка Тел. 1800 642 066
Консультации по телефону общего профиля:
- LifelineВнешняя ссылка Тел. 13 11 14
- GriefLineВнешняя ссылка Тел. 1300 845 745
- BeyondblueВнешняя ссылка Тел. 1300 22 4636
- Родительская линияВнешняя ссылка Тел. 13 22 89
- Служба поддержки детейВнешняя ссылка Тел. 1800 55 1800
- МЕДСЕСТРА ПО ВЫЗОВУ Тел. 1300 60 60 24 – для получения экспертной медицинской информации и консультаций (круглосуточно, 7 дней).
- Гринспен, С. И. и Видер, С., Психическое здоровье младенцев и детей раннего возраста: комплексный подход к оценке и вмешательству, основанный на развитии, Американское психиатрическое издательство.
- Руководство по детскому развитию и травмамВнешняя ссылка, у каждого ребенка есть шанс, Дети, молодежь и семьи, Департамент социальных служб, правительство штата Виктория.
- Факты для семей – помощь детям после стихийного бедствияВнешняя ссылка, Американская академия детской подростковой психиатрии.
Эта страница была подготовлена в консультации с и одобрена к:
Эта страница была подготовлена в консультации с и одобрена к:
Оставьте отзыв об этой странице
Была ли эта страница полезной?
Дополнительная информация
Заявление об отказе от ответственности
Содержание этого веб-сайта предоставляется только в информационных целях. Информация о терапии, услуге, продукте или лечении никоим образом не одобряет и не поддерживает такую терапию, услугу, продукт или лечение и не предназначена для замены рекомендаций вашего врача или другого зарегистрированного медицинского работника. Информация и материалы, содержащиеся на этом веб-сайте, не предназначены для использования в качестве исчерпывающего руководства по всем аспектам терапии, продукта или лечения, описанным на веб-сайте. Всем пользователям настоятельно рекомендуется всегда обращаться за советом к зарегистрированному специалисту в области здравоохранения для диагностики и ответов на свои медицинские вопросы, а также для выяснения того, подходит ли конкретная терапия, услуга, продукт или лечение, описанные на веб-сайте, в их обстоятельствах. Штат Виктория и Министерство здравоохранения не несут никакой ответственности за использование любым пользователем материалов, содержащихся на этом веб-сайте.
Отзыв проверен: 04-05-2022
Проблемы с поведением у 3-летних детей и что является нормой
Большинство детей, получающих лечение от проблем с деструктивным поведением, находятся в школьном возрасте: они вели себя в классе, игнорируя или неповиновение указаниям учителей или чрезмерная агрессия по отношению к другим детям. Но во многих случаях эти дети демонстрируют проблемное поведение в течение многих лет, прежде чем они пойдут в школу. Признаки того, что детям дошкольного возраста может понадобиться помощь в обучении управлению своими импульсами и регулированию своего поведения, включают:
- Может быть, у них было больше — и более серьезных — истерик, чем у обычных детей их возраста
- Может быть, измученным и разочарованным родителям было очень трудно справиться с ними
- Может быть, их выгнали из дошкольного учреждения или исключили из игровые свидания
- Их поведение может мешать семейной жизни и создавать серьезное напряжение для других членов семьи
- Конфликт из-за поведения может создавать негативные отношения с родителями
- Родители могут быть обеспокоены тем, что они могут причинить вред младшим братьям и сестрам
Какие виды терапии эффективны для детей дошкольного возраста?
В этом возрасте терапия, направленная на помощь детям с проблемами поведения, сосредоточена вокруг родителей, обучая их навыкам более эффективного формирования поведения ребенка и перезагрузки семейных отношений в более позитивном ключе.
- Терапия взаимодействия родителей и детей (PCIT) : В рамках PCIT родители получают живую тренировку от терапевтов за односторонним зеркалом, проводя детей от 2 до 7 лет через ряд заданий и отрабатывая приемы настройки ограничивает и эффективно реагирует как на желаемое, так и на нежелательное поведение. Обучение обычно требует 14-17 еженедельных занятий.
- Тренинг для родителей (PMT): В PMT родителей обычно принимают без присутствия ребенка, хотя детей (от 3 до 13 лет) можно попросить принять участие в некоторых занятиях. Терапевт обучает и моделирует навыки более эффективного преодоления проблемного поведения, а затем ролевые игры с родителями. После каждого занятия родители отрабатывают навыки дома.
- Программа позитивного воспитания (Triple P) : Triple P предназначена для лечения проблем с поведением детей с раннего детства до подросткового возраста и развития позитивных отношений между родителями и детьми. Его внимание сосредоточено на предоставлении родителям информации и навыков для повышения уверенности и самостоятельности в управлении поведением ребенка.
Когда следует начинать терапию?
Имеющиеся данные показывают, что дети наиболее восприимчивы к терапии для изменения поведения до 7 лет. Чем младше дети проходят лечение, тем дольше у родителей есть этот навык, чтобы применять с ними этот навык, объясняет психолог-бихевиорист Мелани Фернандес, доктор философии. «У вас есть время, чтобы зафиксировать достижения, закрепить эти положительные типы взаимодействия, чтобы улучшить долгосрочную траекторию ребенка».
Когда маленькие дети ведут себя так, что родителей это беспокоит, им часто говорят подождать, потому что дети просто вырастут из этого. Но реальность такова, что когда дети не могут вести себя соответственно возрасту, лучше не ждать, говорит доктор Фернандес. Дети постоянно учатся, и чем дольше их неконтролируемое поведение терпится, тем прочнее оно укореняется. «Чем дольше продолжается это неадекватное поведение, — говорит доктор Фернандес, — тем труднее и напряженнее для родителей измениться».
Родители также могут беспокоиться о том, что их будут критиковать за то, что они «вертолетные родители», добавляет она. Но обучение родителей просто помогает детям, которые ведут себя разрушительно или выходят из-под контроля, научиться навыкам, которым они не научились, — сдерживать свои импульсы и эффективно реагировать на указания. Это помогает им избежать ярлыка как «проблемных» детей.
Как родитель может узнать, когда ребенку может быть полезна родительская терапия?
У всех двухлетних и трехлетних детей случаются истерики, и они могут сопротивляться родительскому руководству, отмечает доктор Фернандес. В два года для детей естественно говорить «нет» многим вещам. Поведение действительно заслуживает внимания, когда «нет» — это вы получаете только ответ , и он не изменится без большой борьбы. Что касается истерик, это вопрос частоты, но также и того, насколько они вредны. Вам может понадобиться помощь, если вы наблюдаете не только частые приступы гнева, но и полномасштабные истерики, когда ребенок расстроен, долго плачет и безутешен.
Всем родителям иногда хочется рвать на себе волосы, но вам следует подумать о том, чтобы обратиться за помощью, когда трудное поведение становится обычным явлением, когда оно вызывает стресс в семье, когда вы начинаете впадать в депрессию или испытываете такой стресс, что вы вам не нравится ваш ребенок. Нередко родители говорят: «Я люблю своего ребенка, но это тяжело, потому что все это борьба».
Еще одним признаком проблемы является то, что вам приходится менять свой образ жизни, потому что вы не можете посещать многие места, даже места, подходящие для детей. Если вы не можете пойти в продуктовый магазин, потому что это закончится криком, плачем или дракой, возможно, пришло время обратиться за помощью.
Как насчет детей, которые не капризничают, а просто не подчиняются приказам?
Еще одна проблема — это то, что поведенческие терапевты называют «пассивным неподчинением» — когда вы шесть, семь, восемь раз говорите ребенку что-то сделать, а он просто этого не делает. Он говорит: «Еще минутка», или «Я иду», или «Я играю», или просто игнорирует вас, когда вы знаете, что он вас услышал. Это становится проблематичным, потому что школа не будет работать в будущем, если ребенок не будет выполнять требования учителей. Даже такие вещи, как переход улицы, опасны, если ребенок пассивно не подчиняется: «Пожалуйста, возьми меня за руку».
Что происходит во время обучения родителей?
Программы различаются по подходам, но их объединяет то, что родителей учат, как взаимодействовать со своим ребенком позитивным образом, соответствующим его развитию, а затем устанавливать разумные ожидания для своего ребенка и сообщать об этих ожиданиях в доступной форме. способ, который повышает вероятность того, что их дети будут их слушать. Родители учатся очень последовательному и предсказуемому способу доводить дело до конца, когда их дети слушают и не слушают. Они практикуются так часто, что реакция становится автоматической, поэтому они знают, как реагировать даже в сомнительных ситуациях или ситуациях, которые кажутся исключениями.