Интервью: Виталий Савельев «Люблю показывать красоту мира»
Генеральный директор компании «Аэрофлот – российские авиалинии» Виталий Савельев любит совершенство во всем: является убежденным сторонником здорового питания, занимается спортом, никогда не опаздывает даже на минуту… На его фотографиях мир тоже выглядит почти идеальным. И в этом – его сознательная авторская манера: «На планете хватает фотографий, отражающих негатив. Я же в своих снимках стараюсь передать всю красоту окружающего мира». Для этого у Виталия Геннадьевича есть целых четыре камеры Nikon.
— Виталий Геннадьевич, когда вы впервые взяли в руки фотоаппарат?
В детстве я учился в художественной школе, и, когда перешел в восьмой класс, мама купила мне фотоаппарат «Смена 8». С тех пор я больше не расставался с фотокамерами. Позже я перепробовал все камеры, которые выпускала советская промышленность, а в 1990 году купил себе первый Nikon – это была аналоговая модель N90S, очень хорошая пленочная камера.
— Вы всегда любили снимать улицу?
В школе снимал одноклассников – до сих пор в моем личном архиве хранится множество негативов тех лет, и когда у друзей случались юбилеи, я дарил им черно-белые фотографии, напечатанные с этих негативов. Для многих это был хороший и неожиданный подарок, некоторые даже не помнили, что сорок лет назад я их снимал!
— А когда на «цифру» перешли?
В 2002 году. Сейчас вспоминаешь – ну и смешные тогда были цифровые камеры! Но для меня это было отличное решение – ведь я и тогда, и сейчас снимаю очень много. Весь цифровой фотоархив хранится у меня дома на специальном сервере.
— Когда вы успеваете много снимать, возглавляя такую большую компанию?
Для меня фотосъемка – способ творческого самовыражения, своеобразная форма самоотдачи. Я мог бы рисовать, но на рисунок времени нет, при моем графике это не реально. А фото я сам и напечатать могу – еще подростком сидел с красным светом и увеличителем «Ленинград»! Я тогда изучил различные приемы съемки пленочных фотографий – это, например, изогелия, соляризация, псевдосоляризация; правда, в черно-белом варианте, поскольку цвет тогда был недоступен… До сих пор если печатаю свои фото, то обязательно сам.
— И всегда, куда бы ни пошли, носите с собой тяжелые камеры? Или вам ассистенты помогают?
Камера практически всегда со мной, и ношу ее я сам. К чему ассистенты, если я всю жизнь спортом занимаюсь?! Вот сегодня, кстати, в кои веки раз камеру не взял – и пожалел, потому что ночью выпал сказочный снежок, и было бы здорово сейчас поснимать…
— Где широкая публика может увидеть ваши работы?
Несколько лет назад Тина Канделаки приобщила меня к Instagram, я стал выставлять свои работы в этой социальной сети и к сегодняшнему дню набрал почти 49 000 подписчиков. Подчеркну, что это мой частный аккаунт в Instagram; он не имеет никакого отношения к «Аэрофлоту», хотя, конечно, меня там узнают.
— Неужели прямо-таки ни одного фото самолета у вас там нет?
Я почти не снимаю самолеты – хотя очень их люблю, они очень красивые. Правда, я сделал снимок самолетного двигателя, и компания Boeing даже предложила его у меня выкупить.
— Вы обрабатываете практически все свои фотографии. Окружающий мир без ретуши кажется вам недостаточно совершенным?
Действительно, большая часть моих фотографий обрабатывается. Я предпочитаю сложные виды съёмки и сложные виды обработки фотографий. Не назову этот стиль сюрреализмом, но после обработки мои фотографии приобретают другое звучание. И это не случайно. Для меня съёмка – это выплеск творческих эмоций. На свете много прекрасных городов, и я хочу показать в них самое красивое, сделать так, чтобы люди увидели их с лучшей стороны. Меня не интересуют неприглядные стороны жизни. Многие, когда видят мои фото, удивляются: вроде бы сами бывали не раз в этих городах, в этих местах, а такого не замечали; в моих работах видят их по-новому. После обработки фотографии получаются необычные.
— Какими техническими средствами вы пользуетесь?
Ну, например, я делаю брекетинг экспозиции – один снимок с недодержкой, один с нормальной выдержкой и один – с передержкой. Потом эти три снимка сливаю в один. Так, например, появились фото ночного Парижа и Дубая.
— Вы всегда снимаете на профессиональную аппаратуру или «мыльницами» тоже пользуетесь?
Никогда. Мыльницей невозможно добиться такого качества, даже при тщательной обработке.
— А обрабатываете в какой программе?
В Lightroom. У этой программы очень дружественный интерфейс, она не такая сложная, как Photoshop. Мне нравится доводить фотографию до состояния, в котором проявляется некая фактурность, снимок получается, словно с эффектом 3D, хотя и видно, что он обработанный. После этого отправляю готовое фото в Instagram. Разумеется, я публикую там далеко не все фотографии, а лишь те, которые, с моей точки зрения, будут интересны пользователям сети.
— Ваши фото можно увидеть только в Instagram, или есть другие площадки?
Я издал фотоальбом. Правда, главная цель, с которой он был издан – защитить авторские права на мои фотографии, ведь в социальных сетях они не защищены. Одна венгерская компания прислала мне драфт всех моих фотографий с предложением опубликовать их в альбоме с целью защиты авторских прав. И я решил воспользоваться этим советом.
— Выставку не хотите сделать?
Организовать выставку – не проблема, хоть на том же Винзаводе; но это не в ближайшей перспективе. Есть еще одна сложность: в Москве я пока не нашел ни одной мастерской, где мои снимки могли бы качественно напечатать. В принципе, даже в этом альбоме некоторые фотографии получились не так, как хотелось бы. Я снимаю в цветовом пространстве sRGB, а типографии используют пространство Adobe RGB, поэтому в печати некоторые цвета – например, насыщенный зеленый, красный – передаются несколько по-другому, не так, как в оригинале. Все фотографии для печати я обрабатывал сам – на подготовку ушло полгода.
— Может быть, тогда и для выставки там напечатать фотографии?
Это логистически неудобно. Для этого нужно минимум на неделю выехать в Венгрию, а поскольку мой отпуск все-таки ограничен, то хочется все же отдыхать, а не заниматься во время него работой.
— Ваш авторский стиль легко узнать: фотографии получаются у вас очень контрастными, графическими. В Instagram вас за это нередко критикуют. Почему вы выбрали именно такую манеру?
Я не добавляю в свои фотографии контраста специально. Программа HDR тем и хороша, что она не добавляет ничего извне – она просто отлично проявляет то, что есть на снимке. С ее помощью свет начинает удивительным образом работать, небо сразу проявляется, вот все эти маленькие облачка, например, которые мы не замечаем обычным глазом – и получается яркий, немного контрастный эффект. Мир полон красок, но мы с вами в обычной жизни их практически не видим. Поэтому я стремлюсь передать их в фотографии. И потом, я же снимаю в основном архитектуру, а при съемке архитектуры четкость линий очень важна.
— И снова не могу не спросить: когда вы находите на это время?
В основном по воскресеньям. Каждое воскресенье посвящаю этому несколько часов. Понимаете, руководитель любой корпорации должен быть креативным. Не обязательно, конечно, увлекаться фото – можно и музыкой. Но я, к сожалению, или к счастью, не умею ни петь, ни играть на музыкальных инструментах.
Как говорил профессор Преображенский в «Собачьем сердце», успевает тот, кто никуда не торопится. Вот я взял с собой камеру на работу, если погода хорошая, поснимал по дороге обратно, пять-шесть кадров отобрал – это всего полчаса; а в ближайшее воскресенье их обработал. Ну и, конечно, в отпусках и командировках много снимаю. Не хожу по магазинам, но обязательно, даже когда очень занят, выбираюсь часа на два в город погулять. Причем я не хожу по «дежурным», известным достопримечательностям, потому что не хочу делать «открытки», которые уже много раз снимали до меня. Стараюсь искать оригинальные места и виды. Конечно, иногда повторяю популярные открыточные виды, но лишь для того, чтобы поиграть с оптикой – например, то, что все снимают на широкоугольник, я снимаю на длинный фокус.
— У вас есть авторитеты среди известных фотографов?
Конечно. Это известные наши фотографы Валерий Плотников, Александр Родченко, Юрий Рост… У меня дома есть альбомы практически всех советских фотографов. Из современников у меня нет особой привязанности к кому-то, хотя, например, очень люблю творчество Паоло Пеллегрина, который побывал, кажется, во всех горячих точках и десять раз стал лауреатом World Press Photo. Пеллегрин прекрасно снимает движение. Не так давно он пригласил меня в гости, и мы провели с ним сутки в Риме. Мы гуляли по городу, он снимал своей камерой, я – своей (он предварительно просмотрел мой Instagram, и мы с ним договорились о встрече.) Когда мы вышли в город, пошел дождь… Я снимал и город, и его, и случайных людей – там получился, в частности, удачный снимок, который я назвал «Римский поцелуй»… Пелегрин удивлялся: «Вот мы с тобой ходим по городу, и ты меня не спрашиваешь, какую выдержку, какую диафрагму надо поставить. Поснимали, попили кофе, пошли дальше». А многие на мастер-классах, как выяснилось, задают ему базовые вопросы – но Пеллегрин же не школьный учитель; он может раскрыть какие-то профессиональные нюансы, но не элементарные же азы рассказывать… Мы с ним вошли в такой съемочный раж, что буквально не могли расстаться. Я даже пришел в его лабораторию и отпечатал собственноручно фотографию. У него множество ассистентов, но я хотел напечатать сам, и мы все вместе порадовались, что я не забыл это дело, не потерял навыка печати. Я ему очень благодарен за совместную съемку. Он дал мне ценный опыт. Например, говорил: «Никогда не бойся разрывать расстояние между людьми. Не надо бояться подойти в упор и сфотографировать!» Но, конечно, этот метод работает в Европе лучше, чем в России: у нас люди к этому не привыкли. А европейцы относятся к съемке более толерантно – я снимал «Римский поцелуй» с расстояния не больше двух метров! К тому же, в Европе не нужно просить людей улыбаться – улыбка там и так в порядке вещей.
— Какими камерами вы пользуетесь?
У меня четыре камеры Nikon. Основная – Nikon D4S, это последняя разработка Nikon, очень удачная камера, 16 мегапикселей, отлично подходит для съемки городских пейзажей, да и многие другие задачи успешно решает – например, при съемке того же «Римского поцелуя» она выдала 11 кадров в секунду, я ей очень доволен, она очень быстрая. Для более статичной съемки я использую камеру Nikon D810. До этого я снимал на D800, но недавно поменял ее на D810, и пока с этой камерой отношения только выстраиваются. Я использую ее в основном для портретов, хотя и для пейзажей тоже. У этой камеры разрешение 36 млн. пикселей, она дает хороший динамический диапазон, отличную детализацию. Еще у меня есть фотоаппарат Nikon D3X – старенький, но славный, я к нему очень привык. У него разрешение 24 млн. пикселей, это камера, которая летала в космос, классика. Возможно, у нее нет такой чувствительности, как у D4S, но она также позволяет делать и очень качественные пейзажные съемки, и портрет. Ну, а мое последнее приобретение – Nikon DF. Почему-то все считают меня хипстером, когда видят у меня в руках эту камеру (смеется). Нравится мне она не только своим ретро-стилем, но и тем, что, во-первых, небольшая, не громоздкая, а, во-вторых, у нее очень хорошая, современная матрица. Люблю брать ее в дальние командировки, потому что тяжелая камера – это дополнительный вес.
Линейка объективов Nikkor у меня почти вся, кроме самых последних. Мой любимый –24-70mm f/2.8, им можно снимать в любую погоду; есть также 35mm f/1. 4 – широкоугольник, но может снять без искажения и портрет, и пейзаж. Также люблю 80-400mm – потрясающее качество картинки, но еще лучше – 70-200mm f/2.8, им можно снимать удаленные объекты, спорт. Нравится мне и объектив 17-35 f/2.8 – может быть, он не рассчитан на скоростную съемку, но качество дает отличное. Для портретов использую 58mm f/1.4; один из лучших – 85mm f/1.4. В общем, пользуюсь практически всеми объективами, в зависимости то того, что снимаю. У меня также есть четыре отличных вспышки Nikon, но ими я пользуюсь только в студии, когда снимаю портреты; на улице предпочитаю естественное освещение.
— Есть ли у вас любимые города для съемки?
Санкт-Петербург, Москва, Париж, Рим, Лондон. У меня есть серии фотографий Красной площади, Петродворца… Не так давно был в Ростове-на-Дону, нашел там несколько интересных точек для съемки, а когда выложил снимки в Instagram, то несколько ростовчан написали мне – мол, спасибо за то, что показали наш город с необычной стороны. Жители города не всегда замечают его красоту!
Вообще, в России мне везде нравится снимать. Как-то, например, повезло снять острова Сахалинской гряды, «изнутри» и с вертолета – это же потрясающе красиво!
— А как, кстати, Nikon ведет себя в условиях вертолетной вибрации?
Замечательно, нужно просто поставить выдержку ближе к 500 и за счет этого поднять чувствительность, но это можно делать только профессиональной камерой, иначе на фото будет много «шума». Если же снимать с длинной выдержкой, то резкости, конечно, не будет.
Вообще, часто неопытные фотографы берут профессиональную камеру и сразу начинают снимать, не изучая основы фотографии. Например, далеко не все знают, что выдержка должна быть всегда короче, чем фокусное расстояние объектива.
— Вы изучали основы фотографии или до всего дошли на практике?
Я двенадцать лет был подписчиком журнала «Советское фото» и за это время успел изучить многие хитрости.
— Людей любите снимать?
Снимаю их с удовольствием. Правда, знакомых сейчас снимаю очень редко. Знакомые часто просят меня о фотосессии, особенно девушки. Я с удовольствием бы это делал, но у меня, честно говоря, просто нет времени… Люблю и животных снимать. Особенно собак – разных пород, в разных странах. Всегда прошу у хозяев разрешения, ведь собачки быстро двигаются, и надо успеть навести резкость… Одна из последних «собачьих» удач – снимок мастиффа в Бельгии; там было удачное освещение, и каждая складочка на морде была видна. Люблю снимать мамину собаку… Собаки, вообще, необыкновенным образом отражают характер своих владельцев. Но публика в Instagram на собак не так живо реагирует, вот на кошек – другое дело.
— Какие сюжеты вы еще не сняли, но очень хочется?
Северное сияние. Питерские мосты ночью – я, конечно же, снимал их неоднократно, но есть ракурсы, с которых еще не доводилось. Люблю ночную съемку!
На самом деле, конечно, много еще чего хочется снять. Вот уйду на пенсию – и тогда посвящу себя фотографии на все сто!
Текст песни вы соглашаетесь — я люблю показывать поздний киев перевод, слова песни, видео, клип
Главная
Исполнитель: вы соглашаетесь
Название песни: я люблю показывать поздний киев
Дата добавления: 23. 12.2014 | 19:38:20
Просмотров: 226
0 чел. считают текст песни верным
0 чел. считают текст песни неверным
На этой странице находится текст песни вы соглашаетесь — я люблю показывать поздний киев, а также перевод песни и видео или клип.
- Текст
- Перевод
у кого-то чувства мгновенные, someone has a sense of instant , Смотрите также:вы соглашаетесь — будь п.у. alfaro |
Опрос: Верный ли текст песни?
ДаНет
Love (TV Series 2016–2018) — IMDb
- Awards
- 1 win & 2 nominations
Episodes34
Browse episodes
TopTop-rated
3 seasons
321See all
3 years
201820172016See All
Videos13
Трейлер 1:55
СМОТРЕЙСКИЙ СЕЗОН 2 ТРЕЙЛЕР
ТРЕЙЛЕР 2:19
СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТРЕЙЛЕР
ТРЕЙЛЕР 0:22
Посмотреть Трейлер
0:22
. 0013
Трейлер 2:31
Смотреть Любовь. Звуки любви 3 сезон
Трейлер 1:45
Смотреть Любовь. : Познакомьтесь с GUS
Трейлер 0:27
СМОТРЕТЬ ЛЮБОВЬ: Встреча Микки
Трейлер 0:21
Смотреть любовь
Трейлер 0:22
Смотреть Love
Трейлер 2:19
.
Короткометражка 2:39
Watch Making «Love» featuring Judd Apatow
Photos459
Top cast
Gillian Jacobs
- Mickey Dobbs
Paul Rust
- Gus Cruikshank
Claudia O’Doherty
- Bertie Bauer
Майк Митчелл
- Рэнди Монахэн
Александр Крепет
Крис Витаске
- Крис Чайковски
Джордан Рок
Айрис Апатоу0013- Arya Hopkins
Brett Gelman
- Dr. Greg Colter
Bobby Lee
- Truman
Tracie Thoms
- Susan Cheryl
Mike Hanford
Dave King
- Wyatt Meyers
Александра Рашфилд
- Эли Раш
Армен Вайцман
Керри Кенни
Сет Моррис
Кирби Хауэлл-Батист
- Judd Apatow
- Lesley Arfin
- Paul Rust
- All cast & crew
- Production, box office & more at IMDbPro
More like this
Lovesick
Master of None
You
Сияние
Легкость
Девушки
Любовь
Друзья из колледжа
Несгибаемая Кимми Шмидт
Нетипичная
Авария
Community
Сюжетная линия
.
9/
10
Самое интересное шоу, которое я видел
Мне 33 года, мужчина, но дело не только в моем возрасте. Это РЕАЛЬНОСТЬ, которая исходит от персонажей, сценария, режиссуры, кастинга, историй.
Каждое шоу/фильм в этом жанре пытается запечатлеть неловкость, странности (особенно недопонимание), взлеты и падения, которые регулярно случаются, когда вы просто пытаетесь жить своей жизнью и справиться с сумасшествием. Это шоу делает это более точно и эффективно, чем любое шоу, которое я видел.
Это так хорошо сделано, что вы можете быть частью всего и ЧУВСТВОВАТЬ все. И это шоу заставляет меня ЧУВСТВОВАТЬ себя прекрасно! (Например, то, что я почувствовал во вступлении к Симпсонам — побег, легкомыслие, оптимизм, счастье).
Все герметично. Каждой секунде есть что предложить.
Я уже скучаю.
полезно•161
54
- MrMcMurphy
- 11 марта 2016 г.
Чем отличается структура Любви?
Подробная информация
- Дата выпуска
- 19 февраля 2016 г. (Соединенные Штаты)
- Соединенные Штаты
- Английский
- Also known as
- Кохання
- Filming locations
- Sony Pictures Studios — 10202 W. Washington Blvd. , Culver City, California, USA
- Production companies
- Apatow Productions
- Legendary Television
- См. другие кредиты компании на IMDbPro
Технические характеристики
50 минут
Новости по теме
Добавить страницу
Предложить редактирование или добавить отсутствующий контент
Top Gap
Какое официальное свидетельство было дано Love (2016) в Японии?
Ответить
Как сериал «Любовь» от Netflix разрушил все обычные романтические образы
В 2016 году, вскоре после Дня святого Валентина, Netflix представила одну из своих лучших работ — телесериал «Любовь ». Мозговой ребенок Джадд Апатоу (человек, стоящий за Freaks and Geeks , беременна , Король Стейтен-Айленда и многое другое) и Пол Раст (наиболее известен своей главной ролью в Я люблю тебя Бет Купер 8 8 был задуман как честный взгляд на современные отношения. История сосредоточена вокруг отношений между Микки (, Джиллиан Джейкобс, ) и Гасом (Раст), которые пытаются разобраться в сложностях современной любви. Микки — алкоголик, сексуальный/любовный наркоман и драматург. Она застряла в замкнутом круге решений, которые, как она знает, плохи, делает то, чего делать не хочет, и мутит дерьмо с людьми, которых любит. Гас, с другой стороны, неуклюжий, эмоционально нуждающийся и неуравновешенный человек.0317 хороший парень
Традиционно любовные истории, которые мы рассказываем в современных западных СМИ, связаны в первую очередь с динамикой «хотят-не хотят». Это движущая сила большинства ромкомов, большинства ситкомов, большинства любовных романов; динамика «будут-они-не будут» является основной причиной существования любовного треугольника, чтобы добавить драматизма и неопределенности в предсказуемую сюжетную арку. Обычно в современном мире есть два типа концовок любовных историй: концовка Росс-Рэйчел или концовка Джека-Роуза. После установления динамики «будут-не будут», персонажи либо собираются вместе и живут долго и счастливо, либо их разлучает какая-то трагическая сила, неподвластная им, история либо хочет, чтобы вы плакали слезами радости или печали, но в любом случае все просто и чисто.
СВЯЗАННЫЕ: Лучшие романтические фильмы на Netflix прямо сейчас
Любовь не соответствует ни одному из этих тропов. К концу первого сезона становится ясно, что Микки и Гас станут . В финальной сцене первого сезона Микки делает классический ход романтической комедии, изливая свое сердце другому главному герою и целуя их, пока мы исчезаем в темноте, предполагая, что наступает долгожданный конец. Тем не менее, эпизод называется «Конец начала», потому что на этом этапе производства они уже знали, что финансируются для второго сезона. С самого начала в сериале был заложен отказ от романтических историй поверхностного уровня, сосредоточенных на «поиске правильного человека».
В нашей культуре, во многом из-за того, как мы представляем ее в средствах массовой информации, любовь часто изображается как неконтролируемое чувство. Человек встречает нужного человека и безудержно влюбляется. Правильный человек может все исправить, ваша неуверенность исчезнет, потому что это как раз для вас, ваше отсутствие верности исчезнет, потому что это как раз для вас, любить легко, когда вы найдете правильного человека, потому что Это так. Только. Верно! Однако реальность намного сложнее, полна нюансов и (по крайней мере, я так думаю) интереснее. Любовь — это не просто чувство; по большей части это глагол. Это действие, которым нужно заниматься. Ваши проблемы как личности не исчезают, потому что вы подходите друг другу как нельзя лучше, вы работаете над ними, потому что решаете, что другой человек стоит того, чтобы работать над собой. Вы работаете над отношениями, потому что решаете, что они того стоят, а не только потому, что ваше сердце подсказывает вам, что они того стоят. Это глагол, это процесс любви — действия, которые вы совершаете каждый божий день.
Изображение через НетфликсЭто в основном то, чем Любовь всегда была задумана. Отказ от лжи, которую годами твердили нам романтические комедии и драмы. Принятие любви как процесса, как чего-то, что требует тяжелой работы, и как чего-то, над чем стоит потрудиться. Микки и Гас оба несовершенные люди. Они оба ужасные партнеры. Микки принимает неверные решения и преувеличивает слова Гаса, словно пытаясь начать драку. Гас рассудителен, он всегда сидит на высокой лошади, но настолько пассивно и скрытно, что может поддерживать правдоподобное отрицание и обвинять Микки в сумасшествии, если она его зовет.
Но когда эти двое усердно работают, чтобы быть лучше друг для друга, когда им удается преодолевать свою неуверенность и делать искренне хорошие вещи друг для друга, когда они превосходят людей, которых мы от них ожидаем, наблюдать за этим так приятно. Они стали лучше не потому, что встретили нужного человека, а потому, что встретили человека, ради которого хотят усердно работать, чтобы стать лучше.
Одним из лучших примеров этого является Сезон 3, Эпизод 4, «Я болен». Эпизод начинается с того, что Гас собирается провести лучший день в своей жизни, когда его друзья и Микки больны. Гас, от страха что это тест от Микки, решает вернуться и позаботиться о ней Микки, думая, что она не заразна и просто имеет пищевое отравление, в конечном итоге отдает его Гасу, и в конце концов они ссорятся, пока оба больны в ванной. Микки действительно проверяла Гаса. Она безответственно относилась к тому, чтобы следить за тем, как она заболела, и действительно заразила Гаса. Но Гас также относился к ней как к рутине и ожидал, что его вознаградят за сострадание. В этом эпизоде мы видеть, как они борются с тем фактом, что быть в хороших отношениях не всегда означает иметь хорошие моменты Тем не менее, в конце эпизода, в кульминации их ссоры, когда они бросаются друг в друга ужасными словами, они внезапно останавливаются и Они оба правы друг в друге, они оба виноваты, но это не так. Не стоит злиться, им просто нужно работать вместе, чтобы продолжать подниматься выше. Другой человек может быть рутиной, не все, что вы делаете для него, будет приятным, потому что вы просто очень любите его. Но это не значит, что им не стоит этого делать. Любовь заключается не только в том, чтобы сказать: «Я люблю тебя», но и в том, чтобы делать то, чего на самом деле не хочется, потому что в этот момент ты просто нужен другому человеку.
Изображение через НетфликсЧто Любовь сделала по-другому, так это показала нам, что на самом деле значит быть влюбленным. Это не удивительно простой и чистый опыт, в котором вы следуете своему сердцу и делаете правильный выбор.