понятие, виды, предупреждение и разрешение
Завершающий урок нашего тренинга по конфликтологии мы посчитали нужным посвятить теме внутриличностного конфликта. Сделать это мы решили по той причине, что внутриличностный конфликт является не только одним из самых сложных психологических феноменов, но и затрагивает именно внутренний мир человека. В прошлых уроках мы говорили о том, какие существуют способы влияния на конфликты между людьми, сегодня же вы узнаете о том, как вести себя человеку в случае, если у него возник конфликт с самим собой. Начать же стоит с определения того, что такое внутриличностный конфликт.
Оглавление:
- Что такое внутриличностный конфликт?
- Как проявляется личностный конфликт?
- Виды внутриличностного конфликта
- Конструктивный внутриличностный конфликт
- Деструктивный внутриличностный конфликт
- Предупреждение внутриличностных конфликтов
- Разрешение внутриличностных конфликтов
- Проверочный тест
Что такое внутриличностный конфликт?
Внутриличностный конфликт представляет собой обострённое негативное переживание, обусловленное затянувшимся противостоянием различных структур внутреннего мира человека, отражающее его противоречивые связи с внешним миром и препятствующее принятию решений. Также внутриличностный конфликт характерен тем, что одолевает любого человека, причём одолевает его систематически.
Внутриличностный конфликт может быть как конструктивного характера, так и деструктивного. В перовом случае он является неотъемлемой частью личностного развития, а во втором – представляет опасность для человека, т.к. служит причиной стрессов и тяжёлых переживаний, а в некоторых случаях даже случаев суицида. Именно по этой причине любой человек должен знать о том, что такое внутриличностный конфликт, как его определять, а также уметь разрешать его.
Чтобы распознать внутриличностный конфликт, необходимо научиться выявлять его основные показатели (симптомы), которые могут проявляться в различных сферах личностного проявления.
Как проявляется личностный конфликт?
Психологической наукой выделяются четыре основных вида показателей внутриличностного конфликта. Они касаются эмоциональной сферы, когнитивной сферы, поведенческой сферы, и четвёртый вид – это интегральные показатели.
Эмоциональная сфера. В эмоциональной сфере внутриличностный конфликт проявляется через серьёзные отрицательные переживания и психоэмоциональное напряжение.
ПРИМЕР: Депрессия, стресс, апатия, потеря интереса к жизни и т.п.
Когнитивная сфера. В когнитивной сфере внутриличностный конфликт проявляется через нарушения в восприятии человеком себя.
ПРИМЕР: Снижение самооценки, трудности в выборе и принятии решения, сомнения в своих мотивах, стремлениях и принципах, противоречивость собственного образа и т.п.
Поведенческая сфера.
ПРИМЕР: Отрицательный фон общения, снижение продуктивности и качества деятельности, неудовлетворённость собственной деятельностью и т.п..
Интегральные показатели. Комплексные нарушения в психике человека.
ПРИМЕР: Усиление эмоционального и психологического стресса, нарушения в механизме адаптации, длительные нарушения в способности человека приспосабливаться к обстоятельствам и т.п.
Но, помимо того, что внутриличностный конфликт способен проявляется в разных сферах (и даже сразу в нескольких), сам он также подразделяется на несколько видов, значительно затрудняющих как его определение, так и разработку способов его разрешения. Давайте рассмотрим их более детально.
Виды внутриличностного конфликта
Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению основных видов внутриличностного конфликта, следует отметить, что вообще большинством теоретических концепций представлено несколько их разновидностей. Например, психоанализ рассматривает конфликты между влечениями человека и социальными нормами, установленными в обществе, а также между потребностями человека. А интеракционизм анализирует, преимущественно, ролевые факторы. Однако в реальной жизни одними лишь этими подходами дело не ограничивается.
В действительности, ситуация такова, что в жизни встречается огромное количество внутриличностных конфликтов. Поэтому, чтобы привести всю их типологию к единому знаменателю, требуется найти какое-то основание, способное послужить центром, вокруг которого можно построить систему внутриличностных конфликтов. И таким центром является ценностно-мотивационная сфера личности, ведь именно с ней связана внутренняя конфликтность человека и именно она способна в достаточной мере отразить всевозможные отношения и связи человека с окружающей действительностью.
Беря это за главный постулат, можно выделить несколько основных структур внутреннего мира человека, которые вступают в конфликт:
- Самооценка, другими словами ценность человека для самого себя, оценка человеком своего потенциала и места среди окружающих людей;
- Ценности, которые воплощают в себе социальные нормы;
- Мотивы, которые отражают направленность личности и всевозможные стремления (влечения, желания, интересы, потребности и т.п.).
Именно в зависимости от того, какие стороны внутри личности человека вступают в конфликт, можно выделить шесть основных видов внутриличностного конфликта: адаптационный, ролевой, нравственный, мотивационный, конфликт нереализованного желания и конфликт неадекватной самооценки.
Адаптационный конфликт
Под адаптационным конфликтом понимается как нарушение равновесия между человеком и окружающей действительностью, так и нарушение процесса профессиональной или социальной адаптации. Такой конфликт возникает между возможностями человека и предъявляемыми к нему действительностью требованиями различного рода (психологическими, физическими, профессиональными). Это несоответствие может проявляться либо как временная неготовность, либо как полная неспособность к выполнению предъявляемых требований.
ПРИМЕР: Неспособность сотрудника организации надлежащим образом выполнять свой функционал; неспособность новобранца приспособиться к новому режиму в армии; невозможность перенести физическую нагрузку при восхождении на вершину горы и т.п.
Ролевой конфликт
Ролевой конфликт представляет собой как невозможность человека одновременно реализовать несколько ролей, так и различное понимание требований, которые предъявляет сам человек к выполнению конкретной роли.
ПРИМЕР: Женщина может испытывать затруднения в поведении, являясь и мамой своего сына и его учителем в школе; сотрудник полиции может «разрываться» между выполнением своего долга и дружеским отношением к своему товарищу, если вдруг ему необходимо его задержать и т.п.
Нравственный конфликт
Нравственный конфликт является конфликтом между долгом и желанием, личными привязанностями и моральными принципами.
ПРИМЕР: Мужчина может ощутить внутренний конфликт, являясь мужем, но имея возможность завязать отношения с женщиной, к которой он испытывает симпатию и влечение; человек может испытать внутренний конфликт, попав в ситуацию, в которой требуется предпринять действия, расходящиеся с его принципами, к примеру, стороннику мира и пацифизма необходимо постоять за себя или защитить близкого человека, применив жёсткие методы.
Мотивационный конфликт
Мотивационный конфликт является одним из наиболее часто встречающихся внутриличностных конфликтов и может выражаться в борьбе бессознательных стремлений человека, стремлении обладать и соображениями безопасности, столкновении различных мотивов.
ПРИМЕР: Парень может испытывать затруднения в выборе между встречей со старыми друзьями и прогулкой с любимой девушкой; молодой человек может хотеть заняться боксом, но боится, что ему причинят боль и т.п.
Конфликт нереализованного желания
Вместе с конфликтом нереализованного желания также рассматривают комплекс неполноценности. Этот вид конфликта проявляется в противостоянии желаний и реальности, блокирующей их удовлетворение.
ПРИМЕР: Человек может хотеть быть похожим на своего кумира, но в реальности он совершенно другой; человек может хотеть жить богато, но действительное положение дел обстоит иначе и т.п.
Конфликт неадекватной самооценки
Конфликт неадекватной самооценки является конфронтацией притязаний человека и его реальным потенциалом.
ПРИМЕР: Заниженная или завышенная самооценка; стремление стать лучше, чтобы добиться большего и стремление оставить всё, как есть, чтобы не покидать «зону комфорта» и т.п.
Помимо прочих видов, выделяется ещё и невротический конфликт, который представляет собой результат «обычного» внутриличностного конфликта, сохраняющегося на протяжении длительного времени.
Как несложно увидеть, основой любого вида внутриличностного конфликта являются именно субъективные переживания человека, т.к. они обуславливают испытываемые им страдания. И вопросу переживаний, исходя из этого, следует уделить особое внимание.
Основа внутриличностного конфликта – переживание
Полем действия внутриличностных конфликтов являются любые внутренние переживания человека: изменчивость, сложность желаний и стремлений, неоднозначность личности, осознание невозможности реализации собственного потенциала, колебание самооценки и т.п. Однако ни один внутриличностный конфликт не может появиться без воздействия на личность человека окружающей действительности, т.е. возникнуть просто по причине каких-либо внутренних факторов он просто не способен. И, беря во внимание природу лежащих в основе внутреннего конфликта человека противоречий, внутриличностные конфликты можно разделить на две подгруппы:
Внутриличностные конфликты, которые возникают по причине внутренних противоречий человека, отражающих его субъективное отношение к окружающему миру;
ПРИМЕР: Сюда можно отнести рассмотренные выше конфликты неадекватной самооценки и мотивационные конфликты.
Внутриличностные конфликты, являющиеся результатом перехода внешних по отношению к личности объективных противоречий в его внутренний мир;
ПРИМЕР: К таким конфликтам относятся адаптационные, моральные и другие конфликты.
Известные исследователи внутриличностных конфликтов Елена Андреевна Донченко и Татьяна Михайловна Титаренко выделяют, кроме всего, и три уровня развития психологических противоречий:
- Невозможность реализовать намеченные планы и программы и выполнить свои жизненные функции, пока не будет разрешено противоречие;
- Дисбаланс, затруднение и осложнение основной деятельности, проецирование психологического дискомфорта на внешние составляющие жизни: общение с окружающими, выполнение работы и т.п.;
- Психологическое равновесие внутреннего мира человека.
На любом из этих уровней противоречия могут быть устранены, и для возникновения внутриличностного конфликта необходимо соответствие ситуации определённым личностным и ситуативным условиям.
К личностным условиям можно отнести:
- Способность человека к саморефлексии и самоанализу, сложно организованная и развития когнитивная структура;
- Высокий уровень развития ценностей и чувств;
- Развитая и сложная иерархия мотивов и потребностей;
- Сложный внутренний мир и повышенная значимость этой сложности.
Ситуативные же условия, активизирующие внутриличностный конфликт, подразделяются, в свою очередь, на внешние и внутренние:
- Суть внешних условий в том, что человек не может удовлетворить свои глубинные мотивы и отношения или же процесс их удовлетворения находится под угрозой: удовлетворение одних мотивов становится причиной возникновения новых; на пути удовлетворения мотивов возникают препятствия, связанные с борьбой человека со своей природой; ограничения на различные мотивы накладывают социальные нормы;
- Внутренние условия являются следствием внешних. Смысл внутренних условий заключается в противоречиях между различными сторонами личности, имеющими примерно равное значение. Человек же должен осознавать конфликтность ситуации и понимать, что не может повлиять на неё, результатом чего становится острое переживание им ситуации сложного выбора.
Важно сказать о том, что переживание человеком внутриличностного конфликта отличается от любого другого переживания. Оно характерно наличием психоэмоционального напряжения, а также такими явлениями как осознание сложности положения, наличие трудного выбора, борьбы и сомнений. В переживании внутриличностного конфликта отражается перестройка всей ценностно-мотивационной системы человека.
Ещё одной важной особенностью внутриличностного конфликта можно назвать то, что он может характеризоваться как положительными, так и отрицательными последствиями, т.е. сам конфликт может быть конструктивным или деструктивным.
Конструктивный внутриличностный конфликт
Конструктивный, т.е. оптимальный или продуктивный внутриличностный конфликт – это конфликт, в котором происходит развитие конфликтующих сторон, а личностные затраты на его разрешение минимальны. Такой конфликт является механизмом гармонизации личности, т.к. человек в процессе его разрешения осознаёт себя личностью.
Одной из характеристик личности является то, что в ней соотносятся друг с другом определённые жизненные отношения, которые и порождают внутреннюю борьбу. В некоторых случаях эта борьба может происходить в не проявляющихся внешне формах и не оказывает на личность человека разрушительного воздействия. Если личность гармонична, это вовсе не говорит о том, что она не подвержена внутренней борьбе. Причём, эта борьба может стать основой всего облика человека.
Конструктивный внутренний конфликт способен закалить характер, сформировать решительность и психологическую устойчивость, независимость; способен установить чёткую направленность личности, создать новые черты характера, способствовать адекватной самооценке, личностному росту и самопознанию.
ПРИМЕР: Борьба с вредными привычками; развитие силы воли; работа над собой, вопреки нежеланию и лени; умение поставить на задний план свои собственные желания во имя блага другого человека или даже своего собственного и т.п.
Деструктивный внутриличностный конфликт
Деструктивный внутриличностный конфликт, т.е. разрушающий личностные структуры – это конфликт, усугубляющий двойственность личности. Он способен перерасти в тяжёлый жизненный кризис, и развить невротические реакции.
Длительный деструктивный конфликт может негативно отразиться на деятельности человека, способствовать торможению развития личности, сформировать неуверенность и психологическую неустойчивость, неспособность к достижению целей. В более глубоком смысле, такой конфликт может стать причиной того, что у человека не будут сформированы качества, которыми должна обладать зрелая личность. Если деструктивный внутриличностный конфликт будет возникать часто, это может привести к формированию комплекса неполноценности, потери уверенности в себе и своих силах или даже к утрате смысла жизни.
ПРИМЕР: Продолжительная неудовлетворённость человека качеством своей жизни; убеждение ребёнка в том, что он неполноценный, не такой как все; требование от человека в одной и той же ситуации вести себя по-разному и т.п.
Но, несмотря на то, что внутриличностные конфликты могут быть конструктивными, деструктивные встречаются в реальной жизни гораздо чаще. И если первые можно смело назвать даже желательными, то последние следует учиться распознавать и предупреждать.
Предупреждение внутриличностных конфликтов
Наша жизнь устроена так, что всегда есть большая вероятность возникновения обстоятельств, опасных разрушением гармоничного процесса развития и отрицательного воздействия на внутренний мир. И очень плохо, если мы к таким ситуациям не готовы. Нужно прилагать все усилия для то чтобы избежать развития деструктивных внутриличностных конфликтов, а если они появляются, то, как можно быстрее их разрешать. Владея информацией о том, как и почему возникают внутренние конфликты, можно определить и условия, необходимые для их предупреждения.
Чтобы предупредить возникновение внутриличностного конфликта, нужно следовать в своей жизни следующим рекомендациям:
- Чтобы сохранить целостность своего внутреннего мира, человек должен научиться, в первую очередь, воспринимать жизненные трудности, как неотъемлемую часть своей жизни, т.к. такой подход может побудить его к работе над собой и активизировать творческий потенциал;
- Огромное значение имеет также и формирование человеком своих жизненных принципов, и следование им во всех поступках и делах. Жизненные принципы могут оградить человека от множества ситуации, связанных с возникновением внутриличностных конфликтов;
- Нередко устоявшиеся жизненные принципы отражают некую закостенелость человека, неумение быть гибким, что также может стать причиной внутреннего конфликта. И если человек способен изменить свой привычный облик бытия (в том случае, если он является несостоятельным или неэффективным), тогда это будет ещё одним отличным способом избежать конфликта с самим собой. Жизнь часто требует от нас быть алертными, адаптивными, гибкими, способными подстроиться под любую ситуацию. В тех случаях, когда требуется снизить свои притязания и уступить в мелочах, это следует делать. Однако это не должно стать системой, т.к. отсутствие устойчивости тоже ведёт к конфликту внутри личности;
- Всегда нужно надеяться на положительный исход событий. Оптимизм, поддерживаемый внутренними стремлениями и работой над собой, станет залогом позитивного отношения к жизни и психического здоровья;
- Необходимо перестать потакать своим слабостям, адекватно оценивать свой потенциал и свои возможности по реализации собственных потребностей и желаний;
- Важно научиться контролировать свои проявления и свою психику. Причём, в большей степени это умение следует отнести к управлению своими эмоциональными состояниями;
- Предупреждению внутриличностных конфликтов в огромной степени способствует развитие волевых качеств и навыков, т.к. именно воля является отражением саморегуляции и предполагает умение принимать верные решения;
- Нужно учиться верно структурировать для самих себя иерархию выполняемых ролей, ведь стремление к реализации максимума функций, вытекающих их каждой роли, а также оправдать ожидания окружающих людей непременно станет причиной возникновения внутреннего конфликта;
- Во многом предотвращению внутренних конфликтов способствует развитие достаточного уровня личной зрелости человека. Здесь предполагается и выход за границы чисто ролевого поведения, и отказ от шаблонных реакций, и неуклонное следование принятым решениям. Важно также не просто слепо соответствовать общепринятым моральным нормам, но и стремиться к индивидуальному моральному творчеству;
- Важным условием является и адекватная самооценка. Завышенная или заниженная самооценка может быть связана с тем, что человек не может или боится честно в чём-либо себе признаться, а также с тем, что он стремится к тому, чтобы другие воспринимали его определённым образом, даже если он сам воспринимает себя соответственно реальному положению дел.
Если же постараться привести способы предупреждения внутриличностного конфликта к единому алгоритму, то вкратце его можно отразить так:
- Сосредотачивайтесь на ваших наиболее приоритетных мотивах и потребностях. В первую очередь реализуйте именно их и не пытайтесь объять необъятное;
- Не накапливайте свои проблемы и трудности. Решайте задачи по мере их поступления, предотвращая их накопление, не дожидаясь того момента, когда «разобраться в себе» станет очень сложно;
- Работайте над собой, учитесь контролировать свои эмоции, состояния и проявления. Корректируйте своё поведение и умейте взять себя в руки;
- Обращайте внимание на то, как реагируют на вас и ваши поступки окружающие, а также сами оценивайте их поведение. Это может стать указателем на работу над собой;
- Будьте искренни сами с собой и с другими людьми. Не лгите себе и не живите в иллюзиях;
- Стремитесь к здоровому образу жизни и мысли, делайте себя сильнее физически, психологически, эмоционально, духовно.
Таковы рекомендации по предупреждению внутриличностных конфликтов. Регулярное и своевременное их выполнение может сослужить вам отличную службу и избавить от ненужных проблем. Однако 100%-й гарантии, что внутренний конфликт не возникнет, конечно же, нет. И в случае его появления нужно уметь правильно на него воздействовать.
Разрешение внутриличностных конфликтов
Разрешение внутриличностных конфликтов представляет собой процесс по восстановлению согласованности внутреннего мира человека, гармонизации его сознания, снижению интенсивности противоречивых жизненных установок и достижению нового качества бытия. Оно помогает человеку достичь душевного равновесия, более глубокого понимания жизни, сформировать новые ценности.
Осознаётся же разрешение внутриличностного конфликта посредством нейтрализации связанных с конфликтом болезненных состояний, понижения социально-психологических и психологических факторов конфликта, повышения продуктивности деятельности и т.п.
В зависимости от того, каковы индивидуальные характеристики человека, он может воспринимать свои внутренние противоречия по-разному, а также выбирать наиболее подходящие для него стратегии поведения. Один человек может погрузиться в размышления, другой сразу же начинает предпринимать активные действия, третий поддастся эмоциям. Какого-то одного правильного отношения к внутриличностному конфликту не существует. Здесь важно, чтобы каждый человек умел отдавать себе отчёт в своих же личностных особенностях, и, уже исходя из этого, определялся со стилем разрешения своих внутренних противоречий.
Проще говоря, вот от чего зависит разрешение внутриличностного конфликта:
- Мировоззренческие установки человека
- Способность человека преодолевать себя и его опыт в этой сфере
- Волевые качества
- Темперамент человека – в большей мере влияет на динамические показатели, такие как скорость и устойчивость переживаний, ритм, в котором они протекают. Направленность, интенсивность и т.п.
- Половозрастные особенности
Разрешение внутриличностного конфликта достигается за счёт активизации механизмов психологической защиты, которые необходимы для контроля эмоций, внутренних состояний и внешних проявлений.
К чему следует прибегнуть, если необходимо разрешить внутриличностный конфликт:
- Оцените ситуацию, постарайтесь взять её под свой контроль. Определите свои внутренние противоречия и осознайте, что привело вас к негативным ощущениям;
- Проведите глубокий анализ ситуации. Определите, насколько конфликт важен для вас, какую роль занимаете в нём вы, и какую роль занимает он в вашей жизни. Спрогнозируйте возможные последствия конфликта;
- Определите точную причину конфликта, локализуйте «очаг». Стремитесь к тому, чтобы выявить сущность проблемы, отбросив на задний план всё второстепенное;
- Будьте честны с собой: не давайте себе поблажек, не откладывайте решение на потом. Проанализируйте конфликт ещё раз и постарайтесь понять, о чём он говорит вам: что нужно изменить в себе, какие действия предпринять, почему проблема так задевает вас;
- Сублимируйте отрицательные эмоции в деятельность: можно заняться физическими упражнениями или погрузиться в творчество; посмотрите хороший фильм или почитайте интересную книгу;
- Воспользуйтесь релаксационными техниками. В настоящее время имеется множество эффективных способов расслабления, от медитации до психологических тренингов;
- Если внутренний конфликт связан с деятельностью, попробуйте что-то изменить в ней: смените условия, привнесите что-то новое в работу; можно даже вообще сменить род занятий;
- Отрегулируйте уровень своих притязаний: сопоставьте свои желания и потребности со своими возможностями; посмотрите честно сами на себя – на что вы способны, а на что – нет?
- Учитесь прощать. Причём, важно уметь прощать не только других, но и себя: не заниматься самоедством, самокорением, самобичеванием и т.д.
- Если вам сильно плохо, уединитесь и поплачьте. В этом нет ничего зазорного. К тому же, даже научные исследования (в частности, исследования американского биохимика Уильяма Фрея) показали, что в слёзах находится особое вещество, которое обладает свойством успокаивать, и если хочется плакать, значит, мозгу нужна разрядка.
И последнее: научитесь принимать себя такими, какие вы есть, а свою жизнь – как данность, со всеми успехами и неудачами, взлётами и падениями, белыми и чёрными полосами. Мы всегда будем сталкиваться с трудностями и неприятностями, ощущать на себе давление и испытывать стрессы, добиваться успехов, одерживать победы и терпеть поражения – всё это и является тем, что мы называем своей жизнью. Нужно учиться ладить с самими собой, людьми, с которыми мы взаимодействуем и окружающей нас действительностью. Гармония и правильный баланс – вот основа счастья, успеха, процветания и здоровья во всех его проявлениях.
Мы же, в свою очередь, искренне надеемся на то, что наш тренинг по конфликтологии будет для вас полезным и сделает вас и вашу жизнь, хоть немного, но лучше. Учитесь, стремитесь к знаниям и помните, что никакая теория не заменит вам практики. Поэтому, берите на вооружение полученную информацию – и в добрый путь!
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Хорошего настроения вам и никаких конфликтов!
Опросник для изучения степени осознания респондентом психологических механизмов своей проблемы (исследование внутриличностных конфликтов) « Психологические тесты
Шкалы: внутриличностные конфликты — между потребностями к независимости и получении помощи, между потребностями к доминированию и подчинению, между потребностью быстрых достижений и отсутствием способности к усилию и настойчивости, между потребностью в достижениях и страхом неудачи, между уровнем притязаний и уровнем достижений, между стремлением к удовлетворению собственных потребностей и требованиями окружающей среды, между нормами и сексуальными потребностями, между собственными поступками и нормами, между нормами и агрессивными тенденциями, между уровнем доверенных задач и собственными возможностями, между стремлением к достижению во всех областях жизни и невозможностью совместить требования различных ролей, между уровнем притязания и возможностями, между выраженной потребностью проявить себя и отсутствием позитивных усилий, между сильной потребностью быть полноценным мужчиной (женщиной) и наличием эмоционально-сексуальных неудач
Темы: конфликт
Тестируем: свойства личности · Возраст: взрослым
Тип теста: вербальный · Вопросов: 14
Комментарии: 0 · написать
Назначение теста
Изучения степени осознания респондентом психологических механизмов своей проблемы, степени выраженности внутриличностного конфликта.
Инструкция к тесту
Ниже Вы найдете утверждения, касающиеся различных проблем и трудностей, с которыми могут сталкиваться люди. Прочтите их и выберите один из вариантов ответа.
Тестовый материал
Варианты ответов:
- Совершенно верно.
- Скорее верно.
- Частично верно, частично неверно.
- Скорее неверно.
- Совершенно неверно.
- Не люблю просить у кого-либо совета и хотел бы сам со всем справляться, но одновременно чувствую себя действительно хорошо только тогда, когда знаю, что могу рассчитывать на чью-то помощь и опеку:
- Часто я противопоставляю себя кому-нибудь, руковожу другими людьми, когда они в этом нуждаются, но часто также отступаю, подчиняюсь:
- Я ненастойчив и несистематичен; хотел бы многого достичь, но постепенное достижение чего-либо, чего я очень хочу, представляет для меня огромную трудность:
- Я хотел бы многого достичь, быть «на уровне» в некоторых областях, но часто отступаю или не берусь за то, что может мне не удаться:
- Я честолюбив и не умею удовлетворяться тем, чего добивался до сих пор. Мне всегда кажется, что я должен достигнуть большего:
- Я хотел бы всегда делать то, что мне нравится, быть в согласии со своими стремлениями, но часто мне это затрудняют разные правила и нормы, которыми руководствуются люди вокруг меня:
- Что касается моей половой жизни, то мое половое влечение приводит к тому, что я часто нарушаю (или имею желание нарушить) правила и нормы, которые сам признаю:
- Я очень бы хотел быть «хорошим» во всем, что я делаю, но разные ситуации и разные люди предъявляют ко мне столько разных требований, что мне это не удается:
- Часто кто-либо раздражает меня или злит, хочется обругать или раскритиковать кого-либо, но я воздерживаюсь, так как знаю, что этого делать не следует:
- Часто у меня такое впечатление, будто все, что я делаю, например, как работник, подчиненный, мужчина (женщина), сын (дочь) и т. д. – не соответствует общепринятым правилам и требованиям:
Необходимо зарегистрироваться
Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Войти через ВКонтакте
Внимание!
1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото. Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23” или “Мужчина, 31“.
2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей” и “Доступ в любое время” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете согласие на обработку персональных данных.
Ключ к тесту:
Баллы начисляются по следующей схеме:
- «совершенно верно» – 4 балла;
- «скорее верно» – 3 балла;
- «частично верно, частично неверно» – 2 балла.
- «скорее неверно» – 1 балл;
- «совершенно неверно» – 0 баллов.
Каждый из вопросов теста направлен на выявление определенного внутриличностного конфликта конфликта:
- Конфликт между потребностями к независимости и получению помощи, опеки.
- Конфликт между потребностями к доминированию и подчинению.
- Конфликт между потребностью быстрых достижений и отсутствием способности к усилию и настойчивости.
- Конфликт между потребностью в достижениях и страхом неудачи.
- Конфликт или расхождение между уровнем притязаний и уровнем достижений.
- Конфликт между стремлением к удовлетворению собственных потребностей и требованиями окружающей среды.
- Конфликт между нормами и сексуальными потребностями.
- Конфликт между собственными поступками и нормами.
- Конфликт между нормами и агрессивными тенденциями.
- Конфликт между уровнем доверенных задач и собственными возможностями.
- Конфликт между стремлением к достижению во всех областях жизни и невозможностью совместить требования различных ролей.
- Конфликт между уровнем притязания и возможностями.
- Конфликт между выраженной потребностью проявить себя и отсутствием позитивных усилий.
- Конфликт между сильной потребностью быть полноценным мужчиной (женщиной) и наличием эмоционально-сексуальных неудач.
Чем выше балл, тем сильнее выражен данный конфликт у респондента.
Источники
- Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. Учебник. М., 2004 г.
Глава 14.Психологические методики в конфликтологии — Мегаобучалка
Методики диагностики конфликтности на разном уровне взаимодействия
Изучение самооценки конфликтности
Методика С.М. Емельянова[31, с. 102 — 104]
Инструкция.
Тест содержит шкалу, которая будет использована вами для оценки 10 пар утверждений. Вы оцениваете каждое утверждение левой и правой колонки, отмечая кружочком, на сколько баллов в вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка производится по 7-балльной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое качество проявляется всегда, 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе.
Текст опросника
1.Рветесь в спор | Уклоняетесь от спора | |
2.Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений | Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном | |
3.Считаете, что добьетесь своего, если будете рьяно возражать | Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего | |
4.Не обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов | Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов | |
5.Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента | Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента | |
6.Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку | В напряженной обстановке чувствуете себя неловко | |
7.Считаете, что в споре надо проявлять свой характер | Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции | |
8.Не уступаете в спорах | Уступаете в спорах | |
9.Считаете, что люди легко выходят из конфликта | Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта | |
10.Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя | Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины |
Процедура обработки и интерпретации данных.
На каждой строке соедините отметки по баллам (отметки кружочками) и постройте свой график. Отклонение от середины (цифра четыре) влево означает склонность к конфликтности, а отклонение вправо будет указывать на склонность к избеганию конфликтов.
Подсчитайте общее количество отмеченных вами баллов. Сумма, равная 70 баллам, указывает на очень высокую степень конфликтности; 60 баллов — на высокую; 50 баллов — на выраженную конфликтность. Число баллов 11-15 указывает на склонность избегать конфликтных ситуаций.
Найдите среднее значение по результатам оценки всех членов группы. Это значение отражает самооценку групповой конфликтности.
Личностная агрессивность и конфликтность
Методика Е. П. Ильина и П. А. Ковалева[44, с. 401 — 404]
Методика предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик.
Инструкция.
Вам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением в карте опроса (приводится ниже) в соответствующем квадратике поставьте знак “+” (“да”), при несогласии — знак “-” (“нет”).
Процедура обработки и интерпретации данных.
Для удобства обработки ответов (мнений по утверждениям) целесообразно, чтобы испытуемые свои ответы (“да”, “нет”) заносили в карту опроса:
Ответы на вопросы соответствуют 8 шкалам: “вспыльчивость”, “наступательность”, “обидчивость”, “неуступчивость”, “компромиссность”, “мстительность”, “нетерпимость к мнению других”, “подозрительность”. За каждый ответ “да” или “нет” в соответствии с ключом к каждой шкале начисляется 1 балл. По каждой шкале испытуемые могут набрать от 0 до 10 баллов.
Ключ.
Ответы “да” по позициям 1, 9, 17, 65 и ответы “нет” по позициям 25, 33, 41, 49, 57, 73 свидетельствуют о склонности субъекта к вспыльчивости.
Ответы “да” по позициям 2, 10, 18,42, 50, 58, 66, 74 и ответы “нет” по позициям 26, 34 свидетельствуют о склонности к наступательности, напористости.
Ответы “да” по позициям 3,11,19, 27, 35, 59 и ответы “нет” по позициям 43, 51,67, 75 свидетельствуют о склонности к обидчивости.
Ответы “да” по позициям 4,12,20, 28,36, 60, 76 и ответы “нет” по позициям 44, 52,68 свидетельствуют о склонности к неуступчивости.
Ответы “да” по позициям 5, 13, 21, 29,37, 45, 53 и ответы “нет” по позициям 61, 69, 77 свидетельствуют о склонности к компромиссности.
Ответы “да” по позициям 6, 22, 38,62, 70 и ответы “нет” по позициям 14, 30,46, 54, 78 свидетельствуют о склонности к мстительности.
Ответы “да” по позициям 7,23, 39, 55,63 и ответы “нет” по позициям 15, 31,47, 71, 79 свидетельствуют о склонности к нетерпимости к мнению других.
Ответы “да” по позициям 8, 24, 32,48, 56,64, 72 и ответы “нет” по позициям 16,40, 80 свидетельствуют о склонности к подозрительности.
Сумма баллов по шкалам “наступательность (напористость)”, “неуступчивость” дает суммарный показатель позитивной агрессивности, субъекта. Сумма баллов, набранная по шкалам “нетерпимость к мнению других”, “мстительность”, дает показатель негативной агрессивности субъекта. Сумма баллов по шкалам “компромиссность”, “вспыльчивость”, “обидчивость”, “подозрительность” дает обобщенный показатель конфликтности.
Карта опроса.
№п/п | да | нет | № п/п | да | нет | № п/п | да | нет | №п/п | да | нет |
Текст опросника.
- Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
- В спорах я всегда стараюсь захватить инициативу.
- Мне чаще всего не воздают должное за мои дела.
- Если меня не попросят по-хорошему, я не уступлю.
- Я стараюсь делать все, чтобы избежать напряженности в отношениях.
- Если по отношению ко мне поступают несправедливо, то я про себя накликаю обидчику всякие несчастья.
- Я часто злюсь, когда мне возражают.
- Я думаю, что за моей спиной обо мне говорят плохо.
- Я гораздо .более раздражителен, чем кажется.
- Мнение, что нападение — лучшая защита, — правильное.
- Обстоятельства почти всегда благоприятнее складываются для других, чем для меня.
- Если мне не нравится установленное правило, я стараюсь его не выполнять.
- Я стараюсь найти такое решение спорного вопроса, которое удовлетворило бы всех.
- Я считаю, что добро эффективнее мести.
- Каждый человек имеет право на свое мнение.
- Я верю в честность намерений большинства людей.
- Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
- В споре я часто перебиваю собеседника, навязывая ему мою точку зрения.
- Я часто обижаюсь на замечания других, даже если и понимаю, что они справедливы.
- Если кто-то “корчит” из себя важную персону, я всегда поступаю ему наперекор.
- Я предлагаю, как правило, среднюю позицию.
- Я считаю, что лозунг из мультфильма: “Зуб за зуб, хвост за хвост” справедлив.
- Если я все обдумал, то я не нуждаюсь в советах других.
- С людьми, которые со мной любезнее, чем я мог ожидать, я держусь настороженно.
- Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания.
- Я считаю бестактным не давать высказаться в споре другой стороне.
- Меня обижает отсутствие внимания со стороны окружающих.
- Я не люблю поддаваться в игре даже с детьми.
- В споре я стараюсь найти то, что устроит обе стороны.
- Я уважаю людей, которые не помнят зла.
- Утверждение: “Ум — хорошо, а два — лучше” — справедливо.
- Утверждение: “Не обманешь — не проживешь” тоже справедливо.
- У меня никогда не бывает вспышек гнева.
- Я могу внимательно и до конца выслушать аргументы спорящего со мной.
- Я всегда обижаюсь, если среди награжденных за дело, в котором я участвовал, нет меня.
- Если в очереди кто-то пытается доказать, что он стоит впереди меня, я ему не уступаю.
- Я стараюсь избегать обострения отношений.
- Часто я воображаю те наказания, которые могли бы обрушиться на моих обидчиков.
- Я не считаю, что я глупее других, поэтому их мнение мне не указ.
- Я осуждаю недоверчивых людей.
- Я всегда спокойно реагирую на критику, даже если она кажется мне несправедливой.
- Я всегда убежденно отстаиваю свою правоту.
- Я не обижаюсь на шутки друзей, даже если они злые.
- Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение важного для всех вопроса.
- Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
- Я верю, что за зло можно отплатить добром, и действую в соответствии с этим.
- Я часто обращаюсь к коллегам, чтобы узнать их мнение.
- Если меня хвалят, значит, этим людям от меня что-то нужно.
- В конфликтной ситуации я хорошо владею собой.
- Мои близкие часто обижаются на меня за то, что в разговоре с ними я им “рта не даю открыть”.
- Меня не трогает, если при похвале за общую работу не упоминается мое имя.
- Ведя переговоры со старшим по должности, я стараюсь ему не возражать.
- В решении любой проблемы я предпочитаю “золотую середину”.
- У меня отрицательное отношение к мстительным людям.
- Я не думаю, что руководитель должен считаться с мнением подчиненных, ведь отвечать за все ему.
- Я часто боюсь подвохов со стороны других людей.
- Меня не возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте.
- Когда я разговариваю с кем-то, меня так и подмывает скорее изложить свое мнение.
- Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
- Я всегда стараюсь выйти из вагона раньше других.
- Вряд ли можно найти такое решение, которое бы всех удовлетворило.
- Ни одно оскорбление не должно оставаться безнаказанным.
- Я не люблю, когда другие лезут ко мне с советами.
- Я подозреваю, что многие поддерживают со мной знакомство из корысти.
- Я не умею сдерживаться, когда меня незаслуженно упрекают.
- При игре в шахматы или настольный теннис я больше люблю атаковать, чем защищаться.
- У меня вызывают сожаление чрезмерно обидчивые люди.
- Для меня не имеет большого значения, чья точка зрения в споре окажется правильной —моя или чужая.
- Компромисс не всегда является лучшим разрешением спора.
- Я не успокаиваюсь до тех пор, пока не отомщу обидчику.
- Я считаю, что лучше посоветоваться с другими, чем принимать решение одному.
- Я сомневаюсь в искренности слов большинства людей.
- Обычно меня трудно вывести из себя.
- Если я вижу недостатки у других, я не стесняюсь их критиковать.
- Я не вижу ничего обидного в том, что мне говорят о моих недостатках.
- Будь я на базаре продавцом, я не стал бы уступать в цене за свой товар.
- Пойти на компромисс — значит показать свою слабость.
- Справедливо ли мнение, что если тебя ударили по одной щеке, то надо подставить и другую?
- Я не чувствую себя ущемленным, если мнение другого оказывается более правильным.
- Я никогда не подозреваю людей в нечестности.
Опросник К. Томаса “ Предпочитаемые стратегии поведения в конфликте”
Адаптированный вариант Н.В. Гришиной[151, с. 398 — 402]
Методика предназначена для измерения личностной предрасположенности к той или иной тенденции поведения в конфликтной ситуации.
Инструкция.
Вам предлагается ряд утверждений. В каждой из 30 пар вариантов поведения в конфликтной ситуации необходимо выбрать высказывание а или б.
ТЕХНИКА ЮНГА: Разрешение внутриличностного конфликта
Чтобы преодолеть внутренний конфликт (тупик) необходимо выявить детское решение о себе и о мире, которое лежит в основе конфликта и заменить его на «новое решение»
Методика Юнга «16 ассоциаций»
Чтобы преодолеть внутренний конфликт (тупик) необходимо выявить детское решение о себе и о мире, которое лежит в основе конфликта и заменить его на «новое решение».
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Если вы помните о вашем старом решении, например, никогда не носить юбок и платьев, то вы в любой момент можете изменить это решение и со спокойным сердцем наденете платье на важное для вас мероприятие, однако, если старое решение вы приняли в детстве в эмоционально заряженной для вас ситуации и на данный момент о нем уже не помните, то при обдумывании идеи надеть платье вы бессознательно будете делать все чтобы не пришлось его надевать, так как внутри вас все сжимается и больше не хочется идти это на мероприятие.
То есть перед нами тупик: с одной стороны хочется пойти на мероприятние, с другой — на него необходимо придти именно в платье, а вы приняли решение никогда не носить юбок и платьев.
При работе с тупиками первое что необходимо сделать — это вспомнить старое решение, которое лежит в основе тупика.
И если старое решение «никогда не носить юбок и платьев» кажется скорее комичным и может не сильно мешать в жизни, то решения вида «никогда не выходить замуж» или «никогда не иметь денег» кардинально влияют на образ вашей жизни.
Осознание старого решения
При самостоятельной работе найти старое решение можно с помощью описанной ниже методики «16 ассоциаций» К.Г.Юнга к нужному понятию или ситуации, которая помогает обойти психологические защиты, которые уберегают наше сознание от неприятных и болезненных моментов, связанных со старым решением.
Вам понадобится лист бумаги со специальной таблицей, ручка и около получаса свободного времени в тишине.
Создайте запрос
Чтобы сделать результат более глубоким — выпрямите спину, сделайте пару глубоких вдохов и выдохов и переведите внимание внутрь, в низ живота.
Опишите словом или словосочетанием затруднение, которое вас волнует, или задачу решение которой улучшит качество вашей жизни в ближайшей перспективе. Сформулируйте ее одним словом или коротким словосочетанием.
Например, вы никак не можете сесть за написание диплома — тогда возьмите слово «диплом». Ваша текущая работа начала вызывать негатив — возьмите слово «работа». Вы не можете найти спутника жизни для взаимной любви и создания семьи — возьмите слово «замужество».
Запишите в верхней части листа слово или словосочетание, которым вы описали ваше затруднение/задачу.
Первый этап
Вдохните-выдохните и посмотрите на написанное слово. Подумайте об этом понятии: как о том, что имеет отношение лично к вам, и как об отвлеченном понятии.
А теперь запишите в первый столбец 16 ассоциаций к этому слову, которые приходят к вам в голову. Отпустите себя, запишите все слова. Не выбрасывайте слово, даже если оно кажется вам неподходящим — раз оно пришло к вам в голову, значит, это ваша ассоциация.
Прислушивайтесь к себе — и к своему телу.
Найденное слово или словосочетание вам откликается? Это именно оно — или можно сформулировать точнее? Используйте существительные, глаголы, наречия или короткие словосочетания.
В предстоящей работе два правила:
первое — это честность: чем честнее, чем искреннее вы будете с собой, тем более мощный эффект получите в результате, второе правило — слова не должны повторяться: если какое-то слово будет возникать в ходе упражнения два или более раз, запишите его отдельно внизу страницы. Потом я расскажу, что с ним сделать.
Второй этап
После того как заполенен первый столбец из 16 ассоциаций, начинайте работать со вторым столбцом: в каждую строчку необходимо записать слово или словосочетание, которое лично для вас объединяет два слова из первого столбца.
С каждой парой необходимо работать отдельно, без привязки к основному слову (тому, которое обозначает ваш запрос). Помните про внутреннюю честность? Ищите ту общую ассоциацию, которая будет именно вашей.
Прислушивайтесь к ощущениям в теле, выпрямите спину, расслабьте плечи, переведите внимание в низ живота: почувствуйте, какие ощущения в теле вызывает первое слово из пары? А теперь — какие ощущения вызывает второе слово? Что общего между этими ощущениями? С чем они ассоциируются? Опишите это одним словом или коротким словосочетанием.
Когда объединяющая ассоциация для пары слов нашлась, прислушайтесь к себе и к своим ощущениям в теле: это то самое слово? Или есть более точное — именно для вас?
Третий этап
Во втором столбце у вас получилось восемь слов. Начинайте работать с третьим столбцом и повторите то же самое, что и во втором этапе. Помните, что слова не должны повторяться (если слово повторяется — запишите его внизу и ищите еще одну ассоциацию). Ищите именно ваши слова.
Когда у вас получится четыре слова в третьем столбце, повторите то же самое с четвертым столбцом. Обращайте внимание на возникающие ощущения в теле и эмоции. Фиксируйте их, как сторонний наблюдатель, и продолжайте работу.
Теперь объедините получившиеся два слова в одно. Это последнее слово и есть ваша глубинная ассоциация, связанная со старым решением.
Четвертый этап
Посмотрите на финальное слово и задайте себе вопрос: мне комфортно с такой глубинной ассоциацией или нет? Если для меня замужество ассоциируется с депрессией, то как это влияет на меня и мои действия?
Финальное слово может быть и позитивным — и тогда оно может стать ресурсом: той ассоциацией и тем образом, который придает вам сил и желания действовать.
Глядя на результаты методики, вы можете осознать, что влияет на ваше восприятие и подсознательное отношение к ситуации.
В большинстве случаев если вы прочувствуете получившееся слово — вы вспомните и свое старое решение.
Если этого не произошло, то повторите методику заново, взявь получившуюся глубинную ассоциацию в качестве слова-запроса.
Анализ результатов
Определите негативные и позитивные ассоциации в каждом столбце. Что обозначает каждый из столбцов?
Первый (16 слов) — это стереотипы и убеждения, сформированные в процессе воспитания или под влиянием окружения и среды.
Второй (8 слов) — это ментальный уровень: подсознательные мысли.
Третий (4 слова) — уровень эмоций. Обратите отдельное внимание на эмоциональную окраску каждого из этих четырех слов.
Четвертый уровень (2 слова) и финальное слово составляют то, что называется «треугольником решения».
Финальное слово является глубинной ассоциацией, а пара слов, из которых оно появилось, может быть стратегиями решения запроса или ключевыми вопросами, которые необходимо решить, или нести информацию о выборе, который необходимо сделать.
Посмотрите, в каком столбце больше негативных ассоциаций? Что их вызвало? Откуда проистекают негативные ассоциации?
Что делать, если в ходе упражнения какое-то слово появлялось два раза или чаще?
Например, вы работали со словом «деньги», и у вас повторялось слово «сила». Когда слово повторяется, это означает, что запускаемая им цепь ассоциаций оказывает влияние на восприятие основного слова (запроса). В приведенном примере внутреннее восприятие силы влияет на отношение к деньгам.
Проделайте методику еще раз, но уже с этим (повторявшимся) словом в виде запроса, и посмотрите на результаты.
Изменение старого решения
Вычеркните негативные слова и замените их на позитивные. Эффект будет сильнее, если найти на нашей карте «поворотные точки» (первые негативные слова в горизонтальной цепочке), заменить их на позитивные и вывести новые объединяющие ассоциации вплоть до замены финального слова. Чем ярче будут позитивные образы, чем приятнее они будут для нас (в том числе телесно — мурашки, покалывание, ощущение свободы в плечах и т.п.), тем сильнее будет эффект «перезаписи».
Еще более мощный эффект будет, если перед тем, как начать изменять ассоциации, вы войдете в ресурсное состояние (например, с помощью молитвы).
Посмотрите на позитивные ассоциации и спросите себя, не ограничивают ли они вас? Что я имею в виду: например, вы работали с запросом «деньги» и получили в финале слово «достижения» и ощущение, что вот да, получение денег для вас — признание достижений, а достижения — приносят доход…
Но как еще можно получать деньги? Не упускаете ли вы денежные подарки, находки, выигрыши и другие способы? Например, в этом случае вы можете самим себе дать разрешение на разрешение получать доход самыми разными способами.
Зафиксируйте позитивные ассоциации
Создайте яркий коллаж или рисунок на тему найденных позитивных ассоциаций — это гарантированно добавит вам инсайтов на тему вашего запроса.
Сохраните лист с ассоциациями, поставив на нем дату, и выполните «16 ассоциаций» заново с тем же словом-запросом месяца через три — так вы сможете отследить, что поменялось.
PS
Современные ученые утверждают, что, вспоминая о событии, мы активируем те же самые нейроны, которые участвовали в его запоминании. Чем чаще что-то вспоминаем — тем сильнее нейронные связи (и ассоциативные цепи). Отсюда следует, что, меняя одно из звеньев цепи, мы меняем и всю цепь. А когда мы делаем это осознанно, то в буквальном смысле перепрограммируем наше собственное мышление — и тренируем мозг!
Конечно, выполнять эту технику вместе с психологом или коучем эффективнее — хотя бы потому, что он будет независимым взглядом замечать ваши реакции и, обращая на них ваше внимание, задавать полезные вопросы и помогать войти в ресурсное состояние для «перезаписи».
С помощью «16 ассоциаций» это можно обойти внутренние психологические защиты мягким и экологичным для психики образом, даже если тема болезненная. К тому же они задают фокусировку на конкретном запросе, конкретной теме.опубликовано econet.ru.
Действуйте!
Евгений Корчмарек
Остались вопросы — задайте их здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet