Текст песни Вивальди — Времена года
«Весна» (La Primavera)
Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.
Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.
(здесь и далее сонеты приводятся в переводе Владимира Григорьева)
Концерты этого цикла — это так называемая программная музыка, то есть музыка, соответствующая определенной, в данном случае, литературной программе. Всего у Вивальди можно насчитать более сорока программных произведений. Но в них их «программа» формулируется лишь в названии, и программой это может быть названо весьма условно.
Первая часть концерта открывается необычайно радостным мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны — «Весна грядет!»; играет весь оркестр (tutti). Этот мотив (каждый раз в исполнении всего оркестра и солиста) помимо того, что обрамляет эту часть, еще несколько раз звучит по ходу части, являясь своего рода рефреном, что придает всей части форму, похожую на рондо.
Далее следуют эпизоды, иллюстрирующие следующие строки сонета. В этих случаях играют три солиста – скрипка-соло и концертмейстеры групп первых и вторых скрипок; все остальные участники молчат. Даже без имеющейся в партитуре ремарки — «Canto de gl’ Ucelli» — ясно, что музыка, звучащая в высоком регистре, изображает здесь «пение птиц» (дословный перевод строки сонета: «радостно приветствуют ее птицы своим пением.Следующий эпизод (после рефрена) иллюстрирует слова сонета о бегущих ручьях. И опять рефрен. Следующий эпизод — гремит гром («чернотой покрывается небо, весна возвещает о себе молнией и громом»). Вивальди в высшей степени изобретательно изображает это явление природы: раскаты грома переданы грозным стремительным звучанием всего оркестра, играющим в унисон. Вспышки молнии в первый раз звучат у всех трех солистов скрипачей во взметающихся гаммообразных пассажах. В следующие разы они переданы пассажами у главного солиста. Грозу сменяет музыка рефрена — неомраченная радость прихода весны.
Вторая часть («Сон крестьянина»). Образец поразительного остроумия Вивальди. Над аккомпанементом первых и вторых скрипок и альтов парит мелодия солирующей скрипки. Именно она иллюстрирует сладкий сон крестьянина. Pianissimo sempre в мягком пунктирном ритме играют все скрипки оркестра, рисуя шелест листвы. Альтам же Вивальди поручил изображать лай собаки, охраняющей сон хозяина.
Третья часть («Танец-пастораль»). Здесь царит полное энергии и жизнерадостности настроение. В литературе о Вивальди можно встретить утверждение, что «основным ритмом в этой части выступает поступь быстрой сицилианы».
ДОБАВИТЬ ТЕКСТ В ЛИЧНЫЙ СПИСОК
Вивальди. «Времена года. Весна»
Музыка показывает человеку те возможности величия,
которые есть в его Душе.
(Эмерсон Р.У.)
Музыка – как отражение нашей жизни, где всё взаимосвязано и ничего не проходит бесследно. Гениальные музыкальные произведения Антонио Вивальди пробуждают возвышенные чувства в каждом, помогают задуматься о настоящем, о Душе.
Антонио Вивальди (1678 — 1741) – выдающийся композитор, его восхитительная музыка до сих пор вдохновляет людей. На своей родине, в Венеции, он прославился как гениальный скрипач, преподаватель в приюте для детей-сирот «Pio Ospedale delia Pieta», а позже и как концертмейстер оркестра «Pieta». Работал импресарио оперного театра, в котором заведовал практически всеми руководящими должностями. Вивальди написал около 450 концертов, более 100 симфоний, 80 сонат, 50 опер – и это лишь примерный перечень его произведений.
Антонио Вивальди — новатор музыки, экспериментатор инструментальных тембров — придал новое звучание скрипке, сделав ее более удобной для игры. Этим он превратил её в настоящий концертный инструмент. Скрипач и дирижер Фабио Бионди сказал: «Для меня Вивальди – это энергия в чистом виде. В его музыке пульсирует первозданное дыхание, и это дыхание самого композитора. Эта музыка заставляет меня улыбаться… Вивальди, несомненно, был гением, оказавшим большое влияние на историю музыки и скрипичной игры».
После смерти композитора его музыку предали забвению – на смену пришел новый неаполитанский стиль. Об Антонио Вивальди и его мастерстве забыли почти на 200 лет. К счастью, в 1926 году в монастыре неподалёку от Турина было найдено несколько томов его произведений. И сейчас люди имеют возможность услышать прекрасные творения великого композитора.
В 20 веке музыка Антонио Вивальди стала самой исполняемой музыкой в мире. И то, что она невероятно популярна по сей день — далеко не случайность. Научно подтверждено, что произведения маэстро положительно влияют на жизнедеятельность человека. Психологи утверждают, что «при прослушивании классической музыки дети раньше начинают ходить и говорить». Учёные в ходе психологических исследований выявили, что произведения Вивальди стимулируют скорость мышления, память и внимание.
В книге А. Новых «Перекрестье» написано: «При помощи гармоничной музыки можно не только оздоровить какой-то конкретный орган, но и улучшить общее самочувствие, поднять настроение, работоспособность, или же наоборот расслабиться, снизить болевую чувствительность, нормализовать сон и многое другое».
И вовсе не удивительно, что музыка, написанная 300-400 лет назад, полезна не только для здоровья, но и для гармоничного развития личности. Ведь, по прошествии времени, многое изменилось в окружающем мире, но очень мало в человеческом организме. Так, исследования доктора Лозанова из Болгарии подтверждают благотворное действие музыки 17 века на нейронную активностьмозга. Прослушивание музыкальных произведений в темпе 60 ударов в минуту способствуют преобладанию альфа-ритма в головном мозге, который ассоциируют с расслаблением.
Музыка удивительным образом способна наладить внутреннее состояние человека. Особенно музыка композиторов-классиков, к которым относится и Антонио Вивальди. Наиболее известным его произведением является цикл из четырёх скрипичных концертов «Времена года».
«Своим успехом это произведение обязано не только своему звучанию, но и тематике. Этомузыка природы, в которой слышится шум реки и пенье птиц, поэтому это произведение так любимо всеми людьми, ведь оно трогает за Душу».
(Фабио Бионди)
Выводы, опубликованные в журнале «Экспериментальная психология», показывают, что первая часть концерта «Весна» поднимает настроение и способна усиливать внимание и память.
Учёный из Нортумбрийского Университета (Northumbria University) — доктор Лэй Риби поделился открытием: «Произведение “Весна” усиливает общую активность головного мозга, а также имеет повышенное влияние на области, ответственные за эмоциональную составляющую. Создалось впечатление, что оно активирует особые изображения в головном мозге и вызывает умиротворение, положительные чувства, которые переводят на более высокие уровни когнитивного функционирования».
Вивальди посвятил весне, этой чарующейпоре красивый сонет, детально раскрывающий образное содержание музыки.
Весна
Приход весны встречая звонким пеньем,
Летают птички в голубых просторах,
И слышен плеск ручья и листьев шорох,
Колеблемых зефира дуновением.
Но вот грохочет гром, и молний стрелы
Шлют небеса, внезапной мглой одеты,
И это все – весенних дней приметы!
Утихла буря, небо просветлело,
И вновь кружит над нами птичек стая,
Весёлым пеньем воздух оглашая.
На мягкий мох с овчаркой – верным другом –
Лёг рядом пастушок; им сладко спится
Под шелест трав, под шум листвы влюблённой.
Волынки звук разносится над лугом,
Где хоровод весёлых нимф кружится,
Весны волшебным светом озарённый.
Прочтите вновь первые десять строк сонета, которые характеризуют первую часть концерта «Весна» и окунитесь в волшебный мир звуков.
Обратите внимание на сольную партию скрипки. Первое соло – это пение птиц, второе – весёлый бег ручейков, мелодии точно льются вниз. А потом картину сменяет гроза, вы непременно почувствуете блеск молний. И вот небо проясняется, и снова щебечут птицы.
Конечно, по-настоящему родная стихия композитора – это прославление Бога. Неспроста весь концерт «Весна», по словам Михаила Казиника, – это гимн Свету.
Музыка, как и человеческая речь, непосредственно оказывает влияние на человека. Достаточно сопоставить знания о волновой природе человека и о том, что любая звуковая информация состоит из волновых форм! Это относится к углублённой физике. Человек на глубоком чувственном уровне воспринимает музыку, которая отражает то, что заложил в неё композитор.
Различные эксперименты со звуком подтверждают, что звуковая волна оставляет отпечаток во всём окружающем мире. На песке, насыпанном на колеблющуюся пластинку, под воздействием звуковой волны определённой частоты возникают красивые геометрические фигуры. Образующиеся симметричные фигуры названы фигурами Хладни, по фамилии учёного-физика, который открыл и описал их в своем труде «Акустика».
Как сказано в книге А.Новых «АллатРа»: «Звук и геометрически правильные знаки — это уже область чистой физики, а значит первая ласточка в области постижения человечеством тайны глобального Звука и рабочих знаков. По сути, это открытия на научной основе того, что было известно людям со времён глубокой древности и запечатлено в преданиях разных народов».
Также, примечательны наблюдения японского учёного Масару Эмото. Он описал в книге «Послания воды. Тайные коды кристаллов льда» как влияют различные музыкальные композиции на структуру воды. Учёный поместил стеклянную бутылку с водой между двумя колонками со звучащей музыкой Антонио Вивальди «Времена года», после чего сфотографировал образовавшиеся кристаллы. По их виду он сделал выводы о качестве музыки и последствиях ее прослушивания для человека (напомним, что в организме человека вода составляет до 80% от общей массы тела).
Антонио Вивальди в своём цикле из четырёх скрипичных концертов сравнивает возраст человека с временами года, где весна – это детство, лето – молодость, осень – зрелость, и наконец, зима – старость и конец жизни. «Весь цикл “Времена года” – это путь Человека от юности, радости весеннего света к последним радостям зимы», – говорил Михаил Казиник. А строки из сонета «Зима» наводят на мысль о внутреннем мире человека: «…Как счастлив тот, кого теплом и светом родной очаг укрыл от зимней стужи — пусть снег и ветер там — снаружи…». Ведь это подсказка о существовании Души, этой частицы из мира Бога, которая всю жизнь стремится в свой Истинный дом! В книге А.Новых «Сэнсэй-ІІ» сказано:
«Человек — временен. Смерть кладет конец старости и мучениям, освобождая от бремени бытия. Для любящих душ — это награда. Ведь по большому счёту мы не становимся другими только потому, что умираем…»
Алеся Беняш,
участница МОД «АЛЛАТРА»
Антонио Вивальди: Времена года + Ноты Вивальди «Весна»
Немногие музыкальные произведения более знаковые, чем концерт Вивальди «Весна». С первых нот слушатель переносится в другое время и место, где он отдыхает на шезлонге с чашкой чая в ухоженном саду. Это самая известная из «Времен года» Вивальди и любимая в любое время года.
Принесите волшебство в свой дом с нашей фортепианной аранжировкой «Весна Вивальди»! Продолжайте читать, чтобы скачать ноты к «Весне Вивальди» и узнать больше о композиторе и о происхождении этого произведения.
Кем был Антонио Вивальди?
Антонио Лучио Вивальди был венецианским скрипачом, композитором и католическим священником. Он родился 4 марта 1678 года и умер в 1741 году в возрасте 63 лет. Сегодня он считается одним из величайших композиторов эпохи барокко (1600-1750), оказавшим влияние даже на великого Иоганна Себастьяна Баха.
Когда Вивальди было 25 лет, он начал работать в приюте в Венеции, Ospedale della Pietà. Большая часть музыки Вивальди была написана для женского ансамбля приюта, который получил признание со всей Европы за свою блестящую игру.
Примечание: Хотите забавную историю, действие которой происходит в Венеции, с участием девочек из этого приюта, прекрасной музыки Вивальди и самого композитора? Мы рекомендуем «Кольцо тайн Вивальди», захватывающую историю о молодой девочке-сироте, которая поступает в школу Вивальди в Пьете. В полностью разыгранной звуковой драме «Кольцо тайн Вивальди» используются более 24 отрывков из самых популярных и важных произведений Вивальди. Отличный способ узнать о музыке, погрузившись в мир, из которого она пришла!
Ла
Primavera и «Времена года»Вивальди преуспевал в игре на скрипке — играл на ней, преподавал и писал для нее. На самом деле, он вообще не писал для клавишных соло! Его самые известные композиции для скрипки, в том числе «Времена года».
«Времена года» представляет собой набор из четырех концертов (или, правильнее сказать, концертов) для скрипки и струнного ансамбля. Концерт — это произведение для солирующего инструмента в сопровождении большого ансамбля, часто разделенное на три части или «части». Каждый концерт представляет, как вы уже догадались, разные времена года: весну (La Primavera), лето (L’Estate), осень (L’autunno) и зиму (L’inverno).
Забавный факт: Вивальди фактически издавал сонеты (разновидность стихотворения) для каждого времени года, описывая образы и сцены, которые мы можем пережить. Весной прислушайтесь к звукам криков птиц и лая собак. Лето начинается медленно и тяжело, отягощенное влажностью, прежде чем разразиться бушующим штормом. Осенью мы слышим охотничьи вечеринки и танцы урожая, а зима приносит леденящие ветра и теплые, уютные костры. Вы можете прочитать оригинальные сонеты в Википедии.
Сыграй La Primavera на пианино!
Одна из замечательных вещей в обучении игре на фортепиано? На фортепиано можно сыграть практически любую музыку — даже произведения, изначально для него не написанные! Мы взяли части первой части «La Primavera» и аранжировали их для фортепиано на 5 разных уровнях: Early Elementary (Части 1-4), Elementary (Единицы 5-8), Early Intermediate (Единицы 9–14), Средний (Единицы 15+) и Продвинутый .
Начальная начальная Начальная
Ранний средний Средний
Продвинутый
Удачной практики!
Добавьте немного веселья к уроку музыки Вивальди Переход к весне из The Four Seasons
Вы хотите провести урок музыки Вивальди в своем классе? «Времена года» Вивальди, безусловно, самая известная его работа, а движение «Примавера» (также известное как «Весеннее движение»), вероятно, самое известное движение из этого произведения. И, говоря о движении, сегодня мы сосредоточимся на переходе к весне из «Времен года»! Я покажу вам, как вы можете взять «Весну» из «Времен года» и превратить ее в полноценный урок музыки Вивальди.
Урок музыки Вивальди
Знакомство с Антонио Вивальди
Антонио Вивальди написал «Весна» из «Времен года».Мне нравится находить минутку, чтобы узнать о композиторе любого известного произведения, которое мы слушаем на уроках музыки. Антонио Вивальди — довольно интересный парень! Он был учителем, композитором и даже священником! У него даже было прозвище «Красный священник» из-за его рыжих волос.
Еще одна вещь, которая меня заинтересовала в Вивальди и его музыке, это тот факт, что «Времена года» были написаны для женской струнной группы в приюте. Вивальди какое-то время был там учителем игры на скрипке и написал многие из своих произведений для приюта.
Вы можете узнать больше о Вивальди с помощью этого набора рабочих листов и заданий по биографии Вивальди, в котором есть множество заданий, которые помогут вашим ученикам узнать все об Антонио Вивальди.
Ни один урок по теме «Весна» из «Времен года» Вивальди не обходится без знакомства с композитором Антонио Вивальди.Прослушивание песни Вивальди «Весна»
Прежде чем мы перейдем к песне, мы слушаем ее, чтобы получить некоторое представление об общей форме произведения. Карты прослушивания могут быть отличным способом помочь учащимся в управляемом слушании. Вы можете отобразить карту прослушивания на экране и даже предложить учащимся следовать своим раздаточным материалам.
Эта карта для прослушивания песни Spring из The Four Seasons станет прекрасным дополнением к вашему уроку музыки Vivaldi.«Динамика весны» Вивальди
Еще одна замечательная особенность «Весны» Вивальди — динамический контраст произведения. Мне нравится обучать музыкальным концепциям с помощью реальных музыкальных произведений, и это идеально!
Примечание: увертюра «Вильгельм Телль» также отлично подходит для обучения динамике.
Мы уделим немного времени, чтобы послушать и наблюдать за различной динамикой, происходящей в песне, а также за некоторыми другими основными музыкальными элементами. Вы можете попросить их двигаться, использовать карточки-индикаторы или заполнить лист прослушивания.
Этот рабочий лист отлично подходит для прослушивания Вивальди во время урока.Движение Весны Вивальди
Наконец, у меня есть движение, которое соответствует форме песни. Вот основные движения:
Подготовка: Раздайте каждому ученику по шарфу. Разделите учащихся на две группы. Студентов не нужно физически разделять на две группы. Им просто нужно знать, к какой группе они относятся.