Незаконченное действие в психологии: Феномен незавершенных действий: что такое эффект Зейгарник и как довести все до конца

Феномен незавершенных действий: что такое эффект Зейгарник и как довести все до конца

Мысли о незавершенных делах способны повысить тревожность и помешать заниматься текущими задачами. Это одно из следствий так называемого эффекта Зейгарник — способности мозга сильнее фокусироваться на несделанном, чем на том, что мы довели до конца. Подробнее об эффекте и о том, как с его помощью развить продуктивность и улучшить ментальное здоровье, рассказывает сертифицированный коуч МСС ICF Ольга Рыбина

Официант с избирательной памятью: как открыли эффект

Один из преподавателей Берлинского университета часто проводил семинары не в аудиториях, а в кафе — со своими студентами он обедал и дискутировал. Этим преподавателем был известный психолог Курт Левин.

В один из учебных дней Курт Левин и его студентка Блюма Зейгарник обратили внимание на то, что официант не записывает заказы, даже если они достаточно большие и сопровождаются дополнительными пожеланиями посетителей. Это вызвало у психологов интерес. Они подозвали официанта и попросили его повторить, что заказали за каждым столиком. Молодой человек выполнил их просьбу. Он отлично помнил детали неоплаченных заказов, но, как оказалось, не помнил тех, по которым счет был закрыт.

Избирательная память официанта натолкнула преподавателя и ученицу на интересную мысль: человек придает разное значение завершенным и неоконченным действиям. Позже Блюма провела серию исследований, посвятив этому феномену свою дипломную работу. Открытие, которое сделала студентка, впоследствии назвали в ее честь.

Феномен незавершенных действий

В ходе своих исследований Зейгарник сконцентрировалась на обосновании теории поля Курта Левина, согласно которой каждое взаимодействие между людьми или предметами устанавливает так называемую напряженность.  

Во время одного из исследований участников разделили на две группы. Каждая группа получила несложные задания: собрать пазл, решить головоломку или математическую задачу. Разница была в том, что участникам одной группы позволили довести начатое до конца, а участникам другой — нет. Потом всех отпустили на перерыв, после которого исследователь спросила, помнят ли участники задания и попросила их перечислить. Выяснилось, что незавершенные задания запомнились практически в два раза лучше, чем те, что удалось доделать.

Таким образом, исследователи пришли к выводу: если человеку не дать возможность закончить начатое дело, он не только будет эмоционально напряжен, но и запомнит детали задания, сохранив доступ к следам памяти.

Блюма Зейгарник отмечает, что если действие не завершить, то намерение останется неосуществленным. Это, в свою очередь, приведет к созданию аффективной активности, которая впоследствии проявит себя в другой деятельности. В случае незавершенности — в постоянном воспроизведении действия в сознании.

Материал по теме

Позже психолог Мария Овсянкина дополнила открытие Зейгарник своими экспериментами. Она выяснила: незаконченная задача, даже без каких либо напоминаний, воспринимается «квазипотребностью». Поэтому навязчивые мысли систематически возвращают нас к задаче, и мы испытываем потребность закончить прерванное действие — и тем самым прийти к разрядке.

Позже эксперименты, начатые Блюмой Зейгарник, продолжил исследователь памяти Джон Баддели. Он давал участникам анаграммы, которые они должны были решить за определенный отрезок времени. Если они не успевали решить их в заданный промежуток — получали ответ. Спустя некоторое время испытуемых спросили, помнят ли они ответы в анаграммах, и выяснилось, что участники лучше запомнили слова, которые не смогли разгадать.

Когда действие феномена ослабевает

Работа эффекта зависит от разных факторов, в том числе от мотивации. Чем больше процесс эмоционально увлекает, тем больше будет беспокоить его незавершенность.

Одним из примеров влияния мотивации на эффект Зейгарник является исследование психолога Джона Аткинсона. Он, сосредоточившись на мотивационных аспектах завершения задачи, подтвердил действие феномена, при этом уточнив: на то, как мы запоминаем неоконченные дела, оказывают влияние индивидуальные различия. Все, кто подошел к заданиям с более высокой мотивацией, стараются решить как можно больше задач. Поэтому количество незавершенных заданий при ограничении времени увеличивается. Если же у участника уровень мотивации ниже, то невыполненные задания он запоминает хуже.

Кроме того, проявление эффекта зависит от вознаграждения. Феномен проявляется слабее, когда человек ждет награду за определенную часть работы. При этом перерыв в работе может уменьшить продуктивность и желание продолжать. Это подтвердили соответствующие исследования, в которых двум группам людей дали задание. Первой группе пообещали вознаграждение, а второй — нет. После оплаты к работе вернулись только 58% участников из первой группы и 86% — из второй. Также участники из первой группы тратили меньшее количество времени на каждую задачу. В результате исследователи сделали вывод, что награда, полученная за потраченное время, а не за количество выполненных заданий, уменьшает запас мотивации и, соответственно, интерес к выполнению задачи.

В свою очередь, китайские исследователи считают, что важно учитывать физиологические особенности каждого отдельного человека.

Ученые обнаружили корреляцию между проявлением эффекта и объемом серого вещества в двустороннем гиппокампе и парагиппокампе. Больший объем вещества способствует более яркому проявлению феномена. По мнению исследователей, разгадка в том, что людям с такой анатомией проще концентрировать внимание на цели.

Эффект Зейгарник в повседневной жизни

Пожалуй, один из самых ярких примеров, иллюстрирующих эффект Зейгарник,  — сказка «Тысяча и одна ночь». Шехерезада рассказывала часть истории и неожиданно обрывала ее. Шах не получал завершенной картинки, и ему было важно понять, что героев ждет дальше и чем закончится история.

Похожий прием используют в рекламных роликах и сериалах. К прерванной на самом интересном месте серии зрители вернутся с большей вероятностью, чем в случае если сюжет будет понятным и завершенным.

 

Еще 50 лет назад двое ученых, Дж. Хаймбэк и Дж. Джейкоби, провели исследования о применении эффекта в рекламе. И пришли к выводу: необходимо, чтобы ролик интриговал моментально. Тогда в случае прекращения просмотра человек почувствует некую незавершенность. Также будет лучше, если в самом сюжете будет недосказанность, — в этом случае вероятность запомнить бренд увеличивается.

Еще один пример работы эффекта Зейгарник — важные разговоры или встречи, которые неожиданно прерывают. Отсутствие элемента завершенности приводит к напряжению. В результате люди, не достигшие договоренности, не способны полноценно переключить внимание на другие задачи.

Материал по теме

Как побороть прокрастинацию

Эффект Зейгарник — не просто очередная «причуда» человеческого мозга. Это еще и инструмент, который позволяет удерживать в фокусе приоритеты. Если научиться им пользоваться, он может помочь справиться с прокрастинацией, повысить эффективность обучения, увеличить личную продуктивность и ментальное здоровье.

Тем, кто склонен откладывать дела в долгий ящик, необходимо заставить себя приступить к задаче, чтобы возникшее когнитивное напряжение подтолкнуло в дальнейшем завершить начатое.

Пример писателя Эрнеста Хемингуэя отлично демонстрирует, как можно браться за любое дело и доводить его до конца. Хемингуэй не пытался за один раз израсходовать все идеи и всю энергию. Он был уверен, что нужно просто приступить к работе, а затем заставить себя остановиться, отложить карандаш, оставить работу незавершенной и отойти.

Он считал: «Когда работается хорошо, переставай писать». Таким образом, его подсознание работало все время. И писатель не просто с воодушевлением возвращался к неоконченному делу — он возвращался с новыми идеями.

Поэтому алгоритм борьбы с прокрастинацией с применением эффекта Зейгарник будет таким:

  • просто начать;
  • остановиться, когда работа увлечет;
  • вернуться к выполнению задачи на следующий день.

При этом следует помнить: часто мы боимся начать, потому что задача слишком сложная или недостаточно структурированная. В этом случае следует сразу разбивать большие задачи на маленькие и сначала приступать к выполнению простых, а позже переходить к более сложным. К примеру, если необходимо сделать объемную презентацию, стоит разделить задачу на этапы: работа с текстом, поиск иллюстраций, редактирование — и так далее. И начать с самых легких.

Как повысить эффективность обучения

Знание принципов феномена Зейгарник поможет сделать обучение более эффективным. Как правило, педагоги считают: если учебная задача прерывается и возобновляется позже, то информация, усвоенная во время выполнения этой задачи, с большей вероятностью запоминается. Поэтому преподаватели рекомендуют не зубрить, а несколько раз просматривать информацию, затем прерывать изучение и отвлекаться на другие дела. Кратковременные тактические перерывы позволят сохранить эффект незавершенности, благодаря которому вы будете мысленно возвращаться к изученному материалу. Информация с большей вероятностью останется в памяти до предстоящего экзамена или тестирования.

Кроме того, не следует ставить мысленную галочку и вешать на изученное ярлык «пройденный материал». Мозгу необходимо дать понять, что это только часть пройденного и вы продолжите дополнительно изучать тему в будущем. Так получится минимизировать побочное действие эффекта и не забыть всю информацию сразу после экзамена.

Эффективность применения феномена в обучении доказывают проведенные исследования. К примеру, японцы нашли способ использовать эффект Зейгарник, чтобы заинтересовать детей на школьных экскурсиях по истории. Для этого перед поездкой преподаватели читают неполную лекцию, а затем говорят детям, что во время экскурсии им предстоит выполнить задание: ответить на вопросы викторины по темам, которые уже были пройдены. Но на какие именно темы будет викторина, заранее не сообщают. По результатам исследования все, кто отвечал во время экскурсии на вопросы викторины, проявили большую вовлеченность: они с воодушевлением искали знакомые места и лучше запоминали новый материал, полученный на экскурсии. Кроме того, те, кому была прочитана неполная подготовительная лекция, лучше ответили на вопросы викторины.

Эффект Зейгарник также применяют в области преподавания русского языка как иностранного. Для этого используют упражнения с незавершенными текстами.  

Бизнес-тренеры используют этот эффект при проведении вебинаров. Для этого они, к примеру, ставят группе задачу и не раскрывают правильный ответ. В результате участники постоянно мысленно возвращаются к задаче, фокус и концентрация внимания повышаются, они с нетерпением ждут разгадки. Более того, некоторые особенно активные участники в ходе тренинга предлагают свои варианты решения — в результате они включаются в процесс обучения еще сильнее.

Материал по теме

Эффект Зейгарник и личная продуктивность

Исследователи из Государственного университета Флориды Рой Баумейстер и Эй-Джи Масикампо доказали, что людям трудно начинать новые задачи, если в их памяти остается большое количество незавершенных проектов. При этом каждая новая задача продолжает усугублять ситуацию, ведь она подразумевает прерывание той, что выполняется в текущий момент. В результате увеличение количества дел приводит к когнитивной перегрузке, становится труднее выполнять работу качественно. Мысль даже о несрочном пятиминутном деле может неделями крутиться в голове и мешать сконцентрироваться на текущих проблемах.

Дело в том, что для мозга «завершить» значит «разобраться»: зафиксировать факт, определить составляющие и определить сроки выполнения. Оптимальной стратегией для повышения продуктивности будет составить список задач и разбить их на конкретные пункты, а около каждого пункта проставить дедлайн. При этом срок выполнения в дальнейшем можно корректировать, а часть задач — делегировать. Важно дать мозгу понять: об этих задачах уже позаботились, все под контролем.

Кроме этого, не следует брать на себя ответственность за то, что зависит от других. Руководитель может отложить запуск проекта, а клиент уехать в отпуск или заболеть. Поэтому все задачи необходимо формулировать с позиции своей ответственности — и если потребуется, фиксировать новые сроки.

Исследования показывают, что незавершенные задачи и мысли о работе, которую предстоит сделать, приводят к нарушению сна — особенно в выходные дни. Все это истощает эмоциональные ресурсы. Психологи утверждают, что правильное использование эффекта Зейгарник поможет меньше переживать о неоконченных рабочих делах и сохранить психическое здоровье. Чтобы тревожные мысли возникали реже, рекомендуется регулярно наводить порядок на рабочем месте, особенно перед выходными. А в конце рабочего дня резюмировать, что удалось сделать сегодня, а что получится решить в следующие дни. Главное, ничего не оставлять в подвешенном состоянии.

Эффект Зейгарник или что значит «закрыть гештальт»?

Вы когда-нибудь сталкивались с ощущением, что ситуация или проблема, произошедшая с вами в прошлом, преследует вас до сих пор? Все, казалось бы, разрешилось, но некоторые моменты и переживания всплывают в памяти снова и снова, вызывая порой не самые приятные чувства. В психологической практике такое явление называют незакрытым гештальтом. Как «завершить» пережитые ситуации и почему они могут оставаться «открытыми», попробуем разобраться в этой статье.

Классический эксперимент Б. В. Зейгарник

Курт Левин всегда любил неформальное общение со своими студентами и часто играл с ними в так называемую «игру-поиск». Однажды, обедая в кафе со своими учениками, среди которых была и Блюма Вульфовна Зейгарник, он обратился к официанту с просьбой вспомнить заказ, который только что сделали несколько клиентов за соседним столиком. Официант без труда перечислил все заказанные ими блюда. Тогда Левин попросил проделать то же самое, но с заказами клиентов, которые уже расплатились и ушли из кафе. Молодой человек не смог вспомнить ни одного блюда, объяснив это тем, что клиенты уже рассчитались, и поэтому их заказы уже не приоритетны для него. Эта ситуация послужила поводом для предположения, что незаконченные действия или ситуации мы помним гораздо лучше, чем уже завершившиеся.

Широко используемые результаты классического эксперимента Зейгарник (1927) утверждают, что прерванные действия или ситуации действительно приобретают некоторый особый «статус» в памяти. В эксперименте участникам было задано около 20 задач. Эти задачи включали арифметику, головоломки, а также использование навыков моторики рук, включая строительство «зданий» из картонных коробок и создание глиняных фигур. В ходе выполнения этих заданий процесс прерывался, прежде чем участники успевали завершить действие и были вынуждены отложить его. Прерывание происходило, «когда объект выглядел наиболее погруженным в работу». В результатах эксперимента сообщалось, что это произошло, когда субъект обнаруживал, как должна быть решена проблема, но еще не предвидел окончательного результата.

Участникам было разрешено завершить вторую половину задания.

После выполнения всех задач испытуемым было предложено сообщить обо всех проблемах с использованием метода свободного отзыва. Зейгарник обнаружила, что незавершенные задачи были приведены в качестве примера проблем с выполнением на 90% чаще, чем завершенные. Зейгарник пришла к выводу, что существует значительное преимущество сохранения в памяти прерванных задач, по сравнению с теми, которые были решены. Хотя теория об «особом статусе» неразрешенных проблем в памяти является привлекательной, результаты эксперимента Зейгарник кажутся несколько противоречивыми.

Любое мемориальное преимущество в эксперименте Зейгарник должно коррелировать с законченными задачами, поскольку участник логически, в среднем, должен тратить больше времени на законченную задачу. Но, все же, используя меньше времени на обработку прерванных заданий, участники вспоминали их чаще.

Зейгарник объясняла этот эффект с точки зрения мотивационных факторов, предполагая, что когда объект намеревается выполнить требуемые операции по одной из задач, возникает «квази-потребность» завершения задания. Таким образом, «преимущество» прерванных задач должно быть обусловлено продолжением этой квази-зависимости, которая мотивирует человека на поиск решений, касающихся незаконченных задач.

С тех пор было предложено учитывать дополнительные социальные, мотивационные и личностные факторы в вариациях и модификациях оригинального эксперимента.

 Богославский и Гатри (1941) предположили, что напряженность, которая присутствует во время решения проблемы, увеличивает запоминаемость проблемы.

Однако в других исследованиях были обнаружены расхождения с результатами оригинального эксперимента.

Розенцвейг (1943) выдвинул гипотезу о некой форме репрессии, чтобы объяснить расхождение с результатами Зейгарник. В исследовании, которое он провел, испытуемым было сказано, что задачи состоят из теста на интеллект. И в этом случае участники более полно помнили завершенные задачи, чем те, которые остались нерешенными. Розенцвейг объяснил это защитной реакцией мозга, при которой человек желает быстрее вытеснить ситуации или действия, характеризующие его как глупого, неуклюжего, неуместного и т.д. Другие ученые предложили факторы, связанные со стрессом (Гликсмен, 1949), индивидуальными различиями (Аплер, 1946) и субъективной усталостью для учета расхождения между их результатами и оригинальным экспериментом Зейгарник. Использование теорий, основанных на социальных, мотивационных и других, связанных с личностью переменных, были приняты с ограниченным успехом.

Такие теории не смогли объяснить многочисленные, казалось бы, противоречивые выводы.

Более высокая степень успеха может быть достигнута при попытке объяснить оригинальные результаты Зейгарник и некоторые последующие эксперименты с точки зрения когнитивной модели решения проблем. Пересмотрев эффект Зейгарник в плоскости современных теорий проблемных представлений, целей и контекстных эффектов, возможно, мы можем объяснить обстоятельства, при которых эффект будет иметь место.

Модификации эксперимента Б. В. Зейгарник

Изучая когнитивные факторы, многие ученые пытались объяснить как первоначальный эффект, так и различные исследования, которые порой не повторяли оригинальный эксперимент.

Одними из таких ученых стали сотрудники университета Колорадо.

В первом эксперименте они попытались сопоставить методы, использованные Зейгарник (1927 г. ). Однако одним из необходимых изменений было использование только ментальных задач, без вхождения в структуру исследования задания, связанного с моторикой рук. Субъектами стали 39 студентов (25 женщин и 14 мужчин) из Мичиганского университета. В этом исследовании использовались задачи с двадцатью словами, в том числе математические, логические и аналитические (Мослер, 1977). Все они были разбиты на отдельные группы и требовали для успешного решения от 15 секунд до четырех минут. Каждая задача была представлена ​​на отдельном листе бумаги и имела свое краткое название, например, «Мост».

Следующим этапом была субъективная оценка при помощи шкалы. По каждой ранее приведенной задаче испытуемым было предложено оценить, насколько они уверены в том, что их ответ был верным.

Субъектам были предоставлены следующие инструкции: «у вас будет ряд заданий. Пожалуйста, работайте быстро и точно. Не решайте задания интуитивно: попробуйте все проанализировать и дать четкий ответ. Как только вы заканчиваете одну задачу – вам тут же предоставят следующую. Не беспокойтесь, если вам не удастся закончить решение».

Следуя этим инструкциям, испытуемым были представлены две первые задачи. Одна была простой, и каждый участник завершал ее в течение периода между 30 и 210 секундами. Вторая была достаточно сложной, и каждого испытуемого успешно прерывал экспериментатор между 15 и 60 секундами. Экспериментатор следовал этой схеме на протяжении решения всех 20 тестовых заданий. Задачи теста были представлены в одном случайном порядке для всех испытуемых.

Сразу же после окончания выполнения всех 20 заданий участников попросили написать о заданиях, которые они могли вспомнить. Также экспериментатор просил отметить, насколько правильно участники решили каждую задачу, которую они смогли вспомнить, исходя из субъективной оценки корректности.

Результаты показали, что участники практически одинаково хорошо вспоминали как незавершенные задания, так и задания, которые они успели выполнить, и были абсолютно уверены в правильности их решения.  

Был сделан вывод, что уверенность относительно того, как хорошо участники справились с задачей, формирует чувство удовлетворения. 

Также выяснилось, что свободное запоминание выполненных задач немного лучше, чем запоминание прерванных задач. Однако это неудивительно, учитывая, что субъект тратит значительно больше времени как при верном решении задания, так и при ошибочном, по сравнению с временным отрезком, который тратится на выполнение прерванной задачи. 

В другом исследовании американский психолог Джон Аткинсон сосредоточился на мотивационных аспектах завершения задачи. Он также обнаружил подтверждение эффекта Зейгарник, но отметил, что на запоминание незавершенных задач также влияют индивидуальные различия между участниками. Аткинсон пришел к выводу, что те субъекты, которые подошли к задачам с более высокой мотивацией к их выполнению, пытаются решить как можно большее их количество и, соответственно, число незавершенных задач при условии лимита времени увеличивается. Напротив, если участник был менее мотивирован, статус невыполненной задачи был менее интересен для него и, соответственно, менее запоминающимся (Аткинсон, 1953).

Еще одним вариантом классического эксперимента стало исследование М. Овсянкиной относительно желания испытуемых вернуться к завершению прерванной задачи.

Суть его состояла в том, что субъектам давали для выполнения простейшее задание – например, сложить фигурку из разных элементов. Когда задание было почти выполнено, экспериментатор прерывал участника и просил выполнить абсолютно другое действие. В это время экспериментатор должен был «нейтрализовать раздражитель» — накрыть стимульный материал газетой, бумагой, тканью и т.д. После того, как второе действие было завершено участником, экспериментатор должен был сделать вид, что чем-то очень занят и не слышит вопросов субъекта, но в то же время, должен был за ним наблюдать. Оказалось, что 86% участников возвращались к первому действию, которое было прервано в начале.

Левин, ознакомившись с результатами этого исследования, сначала был возмущен, почему взрослые люди возвращаются к выполнению бессмысленных и глупых задач, таких как простое складывание фигур. Но затем он пришел к заключению, что эмоциональное и психологическое напряжение, возникающее в ситуации решения любой по сложности задачи, должно быть снято, иначе наше сознание постоянно будет нас возвращать к этому незавершенному действию. Именно такую «заряженную» или напряженную систему Левин называл «квази-потребностью» или намерением что-то сделать в данный момент, что, по его мнению, отличалось от истинной потребности, существующей постоянно в сознании человека.

Понятие «закрытого гештальта»

Фундаментальная работа Зейгарник, основанная на эксперименте, стала одной из точек отсчета в формировании основного гештальт-принципа – завершенности и целостности. Основываясь на концепции К. Левина, Зейгарник объясняла полученные ею результаты следующим образом: прерванная задача или действия приводят к возникновению психологического напряжения у субъекта. Для того, чтобы произошла разрядка, субъект стремится к завершению той или иной задачи, то есть пытается сделать образ или воспоминание полным, законченным, пришедшим к логическому завершению. Понятие незавершенной задачи часто использовалось гештальт-психологами как аналог незаконченной перцептивной и когнитивной задачи, понятие которой ввели Перлз и Шепард.

Исходя из разработанных теорий и проведенных исследований, психологи все чаще стали использовать гештальт-принцип по отношению к ситуациям. Понятие «закрытого гештальта» приобрело окраску незавершенной эмоциональной или поведенческой реакции человека в определенной ситуации. Стали появляться предположения, что люди склонны «застревать» в событиях или переживаниях именно из-за открытого гештальта. К примеру, ситуация, произошедшая с человеком, имела для него неудовлетворительный финал. Напряжение, возникшее вследствие этого, имеет постоянный характер и не снимается эмоциональной разрядкой, поскольку человек не может изменить уже сложившиеся обстоятельства. Однако, существует один из парадоксальных принципов гештальт-терапии, который гласит, что ситуация или событие могли быть прерваны из-за механизма избегания как защитной реакции сознания. Событие могло быть психотравмирующим, и его переживание заставило человека «уйти» от действий, необходимых для завершения и последующей интериоризации. Но субъект постоянно прибегает к одним и тем же действиям, незавершенным в прошлом, склонен к фантазиям и раздумьям о былой ситуации, повторяет одни и те же сценарии действий в параллельных ситуациях в настоящем времени.

 Поэтому прибегают к методу проигрывания ситуаций и возможных вариантов событий, которые позволят «отпустить» ситуацию. Задача психотерапевта — увеличить осознанность действий человека, обратить его внимание на то, что он делает и для чего. То есть, перевести гештальт из неосознанного в осознанное состояние. Именно законченность, удовлетворение от «нужного» завершения позволяет человеку закрыть гештальт и, тем самым, снять психологическое напряжение.

В завершение, стоит отметить, что сама Б. В. Зейгарник никогда не занималась гештальт-терапией и не имела к этому никакого отношения. Однако ее исследования активно используются до сих пор психотерапевтами и психологами самых различных направлений. Ведь именно результаты ее эксперимента позволили сделать вывод, что личность человека постоянно стремится к завершению ситуаций или задач. Прерывание таких действий способно вызвать психологическую напряженность и вполне может сформировать невроз.

Список литературы:
  • 1. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. М., 1971.
  • 2. Соколова Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М., 1976.
  • 3. Birenbaum G. Das Fergessen einer Fornahme. — «Psych. Forschung», 1931.
  • 4. Lewin K. Vorsatz, Wille und Bedurfnis Berlin, 1926.
  • 5. Lewin K. A dynamic theory of personality. N. Y. — London, 1935.
  • 6. Lewin K. Principles of topological psychology. N. Y., 1936.
  • 7. Lewin K. The conflict between Aristotelian and Galilean modes of thought in contemporary psychology. N. Y., 1927.
  • 8. Lewin K. Die phychologische situation bei Zohn und Strafe. Leipzig, 1931.
  • 9. Owsiankina M. Die Wiederaufnahme unterbrochenen Handlungen. —«Psych. Forsch.», 1928, Bd 10.
  • 10. Zeigarnik B. Uber das Behalten erledigter und unerlegiter Handlungen.— «Psych. Forsch.», 1927, Bd 9.

Автор: Чечко Ирина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Как малоизвестный эффект Зейгарник ежедневно влияет на каждого человека

Источник: LoveTheWind/iStock

Эффект Зейгарник не совсем то, что можно назвать нарицательным, несмотря на тот факт, что он довольно распространен и часто делает людей невероятно непродуктивными. Однако эффект есть хорошо известный профессионалам в области психологии. Что это такое? Это происходит, когда мозг с большей готовностью вспоминает прерванную задачу, чем завершенную. Блюма Зейгарник был литовско-советским психологом, открывшим этот эффект.

Зейгарник изучила феномен припоминания после того, как ее профессор, гештальт-психолог Курт Левин, заметил, что официант запоминает детали еще неоплаченных заказов лучше, чем те заказы, которые уже были оплачены. Зейгарник провел серию экспериментов, чтобы раскрыть основные причины этого явления. Впервые она опубликовала свое исследование в 1927 году в журнале Psychologische Forschung .

Ее исследование основано на одной из теорий поля Левина, согласно которой «задача, которая уже начата, создает напряжение, специфичное для задачи, что улучшает когнитивную доступность соответствующего содержания. Напряжение снимается после выполнения задания, но сохраняется, если его прерывают. Благодаря постоянному напряжению контент становится более доступным и легко запоминается».

Эффект Зейгарник как учебное пособие

Эффект Зейгарник — отличный инструмент, когда кто-то хочет что-то запомнить. Например, эффект предполагает, что учащиеся, которые прерывают учебу для выполнения несвязанных действий (таких как изучение другого предмета или игра в игру), лучше запоминают материал, чем учащиеся, которые заканчивают учебные занятия без перерыва. Таким образом, намеренное прерывание учебы, которое может показаться пустой тратой времени, на самом деле продуктивно.

Проблема с эффектом Зейгарник с точки зрения производительности заключается в том, что он используется для неучебных дел, таких как создание и достижение новых целей. Два исследователя из Университета штата Флорида, Э. Дж. Масикампо и Рой Ф. Баумейстер, в ходе нескольких исследований обнаружили, что умственное напряжение, создаваемое незавершенными задачами — то, что первыми признали Левин и Зейгарник, — сохраняется до такой степени, что влияет на то, насколько хорошо люди выполняют другие задачи в повседневной жизни. тем временем. По сути, незавершенные задачи отвлекают людей от выполнения новых задач.

Незавершенные задачи снижают продуктивность

Масикампо и Баумайстер полагали, что существует множество теорий и свидетельств того, что в уме остаются невыполненные цели, например эффект Зейгарник. Они хотели знать, не отвлекает ли их настойчивость. Так и было. Их исследования показали, что незавершенные цели вызывали отвлекающие мысли и плохую работу, когда участники исследования пытались достичь новых целей. Они обнаружили, что эффект Зейгарник блокирует различные когнитивные процессы мозга, которые обычно способствуют достижению цели. Короче говоря, незавершенные задачи отвлекают людей, тем самым делая их менее эффективными в будущем.

Масикампо и Баумайстер также предположили, что составление плана — выписывание подробных задач для невыполненных целей — может уменьшить отвлекающее воздействие эффекта Зейгарник. И вот, когда они позволили участникам создавать конкретные планы для своих незавершенных целей, прежде чем браться за новые задачи, различные эффекты помех исчезли. Они обнаружили, что приверженность конкретному плану достижения цели, вероятно, не только облегчает достижение цели, но и высвобождает когнитивные ресурсы для других занятий. Как только кто-то создает план незавершенной задачи, мозг приостанавливает когнитивную деятельность, связанную с выполнением незавершенной задачи. Затем мозг возобновляет свою целенаправленную когнитивную деятельность в запланированное будущее время.

Планирование — это не обязательно составление списка дел

Кажется, что планирование помогает мозгу снять когнитивное напряжение из-за незавершенных задач, тем самым освобождая место для выполнения новых задач, т. е. быть более продуктивным. Фанаты списка дел могут принять это как доказательство концепции. Но это неверный вывод.

Ежедневные списки дел не для всех продуктивны. Есть те, кто ругается, используя списки дел и религиозно вычеркивая каждый пункт, а есть и те, кто почти никогда не обращается к своим и не строит планы в голове. На самом деле это исследование означает, что создание подробных планов достижения целей, независимо от того, пересматриваются они или нет, помогает снять когнитивное напряжение (стресс) и достичь целей. Это два невероятно продуктивных и достойных результата, независимо от того, как вы предпочитаете планировать.

Как незавершенные задачи привлекают клиентов

Вы поклонник Игры Престолов? Если вы не знакомы с историей сериала, долгожданный финальный сезон вышел после двухлетнего перерыва. В предыдущем сезоне сценаристы создали шокирующие клиффхэнгеры и повороты сюжета. Поклонникам не терпелось узнать, что произошло, но пришлось ждать два года, чтобы получить ответы.

Источник: Adobe Stock

Как известно, прошлый сезон пошел не так, и большинство фанатов остались разочарованными и разгневанными из-за разрешения сериала. Поклонники были так расстроены последним сезоном, что подали петицию, чтобы его переписали «компетентные сценаристы».

Но какое отношение Игра престолов имеет к психологии и опыту покупателей? Что ж, я бы сказал, что прошлый сезон провалился из-за того, что сценаристы не окупили повороты сюжета, которые они привнесли — и после двух лет ожидания потребность фанатов удовлетворить свое любопытство достигла апогея. Когда последний сезон был разочарованием, разочарование фанатов сменилось яростью.

Почему клиффхэнгеры и любопытство так сильно влияют на нас? Это сводится к психологическому принципу, называемому эффектом Зейгарник.

Эффект Зейгарник — это бессознательное стремление закончить начатое, даже если мы не особо заинтересованы в работе. Это понятие впервые ввел российский психолог Блюма Зейгарник. Она обнаружила, что люди запоминают незавершенные задачи лучше, чем выполненные.

Zeigarnik Определение эффекта: Люди помнят незавершенные задачи лучше, чем завершенные.

Люди не только помнят эти незавершенные дела, но и испытывают большее психологическое напряжение перед началом незавершенного дела, чем после его выполнения. И как только задача выполнена, люди испытывают психологическое облегчение.

Люди очарованы неполной информацией и задачами. И точно так же, как клиффхэнгеры в «Игре престолов», если эта неполная информация не окупается удовлетворительным образом, люди расстраиваются.

Что это значит для обслуживания клиентов? Что ж, подумайте об эффекте Зейгарник как о науке любопытства — его использование может привлечь внимание людей, помочь повысить запоминаемость вашего опыта и повысить вовлеченность клиентов.

В маркетинге и обслуживании клиентов мы можем использовать эффект Зейгарник, чтобы привлечь внимание людей или подтолкнуть их к совершению покупки. Есть три основных способа сделать это:

  • Попросите клиентов «заполнить пропуски».
  • Привлеките внимание клиффхэнгером.
  • Создайте приключение, которое вознаграждает за завершение.


1. Попросите клиентов «заполнить пропуски».

Чтобы привлечь внимание покупателя с помощью эффекта Зейгарник, стоит оставить что-то для воображения. Создание рекламы, которая упускает важную информацию, может остановить их — они хотят понять сообщение, на которое намекают, а не излагают его.

Например, сможете ли вы угадать культовый бренд, упоминаемый в объявлении ниже?

Источник: Rethink

Правильно, это реклама кетчупа Heinz. Вы узнали культовую форму краеугольного камня, сделанную бургером? Это использование эффекта Зейгарника вызывает любопытство, поскольку ключевой текст «кетчуп Heinz» не упоминается. Мы хотим выяснить, чем можно закончить предложение «Это должно быть…»

Вы узнали культовую трапецеидальную форму логотипа Heinz? Это использование эффекта Зейгарника вызывает любопытство, поскольку слова «кетчуп Heinz» опущены, а вместо этого представлен скульптурный бургер. Когда люди видят незаконченное предложение («Это должно быть…»), начинает нарастать психологическое напряжение. Мы, естественно, хотим удовлетворить это любопытство, поэтому наш мозг начинает выяснять, какие слова может обозначать бургер.

Еще один пример эффекта Зейгарник в действии — это реклама британского оптометрического бренда Specsavers.

Компания Specsavers блестяще применила неполную информацию в своей рекламе, в которой прославляется потенциальная победа Англии в Еврофутбольном турнире 2021 года. Для тех из вас, кто не является фанатом футбола, это означает «Он возвращается домой» («Это» означает чемпионат, а «дом» означает Англию).

Источник: Specsavers в Твиттере

Это объявление показывает, как мы можем применить эффект Зейгарник, даже если мы включим всю информацию. В этом примере полная информация представлена ​​неполным образом. Несмотря на то, что все буквы присутствуют, они представляют собой головоломку, которую нужно собрать в слова и, в конечном итоге, получить окончательное сообщение.


2. Привлеките внимание с помощью клиффхэнгера

Одним из наиболее распространенных способов применения эффекта Зейгарник является представление клиентам клиффхэнгеров, иногда называемых кликбейтами. Заголовок-приманка упускает важную информацию, которая вызывает любопытство. Клиенты должны нажать на заголовок, чтобы снять психологическое напряжение.

Например, заголовок Upworthy «Ответ балетной труппы на сексистское оскорбление одного футбольного болельщика в Facebook был эпическим». Поскольку в заголовке не содержится оскорбления, его можно счесть кликбейтом.

Источник: Upworthy

BuzzFeed, пожалуй, самый известный пример использования кликбейта для увеличения веб-трафика. Согласно анализу 2014 года, около 63 % заголовков были признаны кликбейтом, и сегодня вы все еще можете видеть, как эта тактика работает на сайте Buzzfeed.

Я оставляю вам решать, где заканчивается «любопытство» и начинается кликбейт. Но знайте, что, хотя это может быть эффективным способом стимулировать клики, просмотры и открытия, слишком много кликбейтов в конечном итоге оттолкнет клиентов. Обязательно используйте это приложение эффекта Зейгарник экономно. И этично.


3. Разработайте опыт, поощряющий завершение

Если вы хотите применить эффект Зигарник к клиентскому опыту, создание поощрений за выполнение заданий или игр может помочь увеличить вовлеченность.

Например, PlayStation позволяет пользователям «платинировать» игру. Это означает, что пользователи выполнили достаточно сложных и ценных заданий, поставленных в игре, чтобы получить редкую награду — в данном случае виртуальный платиновый трофей.

Источник: Playstation

Без виртуального вознаграждения у пользователей не было бы незавершенных задач. Пользователи с большей вероятностью откажутся от игр, которые они еще не прошли (или не получили платину), потому что нет вознаграждения за создание психологического напряжения. Эффективность элементов геймификации, таких как трофеи, сводится к сочетанию различных психологических принципов, таких как эффект градиента цели, внешняя мотивация, эффект Зейгарник и многое другое.

🚀  Откройте психологических секретов  из

крупнейших мировых брендов

Присоединяйтесь к более чем 7 тысячам лучших мировых маркетологов из таких брендов, как Disney, Coca-Cola, Google, которые изучают психологию маркетинга менее чем за 5 минут в неделю.

Эффектом Зейгарник легко злоупотребить, поэтому используйте его с осторожностью. Есть два способа, которыми вы потенциально можете пересечь черту при его применении:

  • Чрезмерное использование:  Слишком сильное применение этого эффекта будет раздражать вашу аудиторию или не даст достаточной отдачи от ваших клиффхэнгеров, тизеров или других незавершенных эмоций.
  • Неудовлетворительные выплаты.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *