Покрова икона божьей матери: значение и история образа, в чем помогает, молитва

значение и история образа, в чем помогает, молитва

Содержание

  • История обретения иконы 
  • Описание иконы 
  • Значение образа Покров Пресвятой Богородицы 
  • В чем помогает святыня 
  • Наиболее почитаемые Покровские иконы 
  • Молитва иконе 

Наголовный платок – обычный и не слишком популярный у современных модниц предмет женского гардероба. Казалось бы, что может быть в нем удивительного? Но если речь идет о плате (омофоре) самой Пресвятой Богородицы, то утилитарный предмет превращается в святыню, почитаемую всем православным миром. 

Икона Покрова Пресвятой Богородицы – образ, посвященный одноименному празднику, который широко отмечается ежегодно 14 октября (1 октября по старому стилю). Центральную роль в нем играет тот самый плат Божьей Матери, которым она покрывает каждого из нас, защищая от бед, несчастий и утраты веры. 

История обретения иконы 

Покров Богородицы – это православный праздник, о происхождении которого спорят, ломая копья, как историки, так и богословы. Для начала приведем наиболее популярную версию, к которой склоняется большинство оппонентов. 

Дело было в Византии (Константинополе), то ли в 902, то ли в 910 году. К великому городу подступали воинственные сарацины, и не было от них спасения. Горожане в великой тревоге собрались во Влахернах, в Богородичном храме. Нужно ли говорить, что все время они посвятили молитвам? 

В Богородичной церкви хранилось одеяние Божьей Матери: ее риза, пояс и омофор – тот самый платок или покров. К сожалению, эти священные реликвии впоследствии были утрачены, но их частицы есть в некоторых православных храмах и по сей день творят чудеса. 

Среди молившихся был и святой Андрей Юродивый (то ли скиф, то ли русин по происхождению), а также блаженный Епифаний, его ученик. В четвертом часу утра во время бдения и молитвы они узрели чудо, впоследствии описанное в житии и легшие в основу православного праздника. 

Молящиеся увидели Божью Матерь, прошедшую через Царские Врата в сопровождении сонма святых. Пресвятая Богородица прошествовала по воздуху к алтарю и молилась Господу, горько рыдая, почти час вместе с присутствующими. Затем она простерла над ними свой сияющий небесным светом омофор – тот самый Покров, призванный защитить верующих от напастей (в данном случае, нашествия сарацинов). 

Через некоторое время Богородица со свитой ушла, а покров стал невидимым, но оставил после себя ощущение Божьей благодати, которую почувствовали все присутствующие. Так ли оно было на самом деле – неизвестно, но сарацины действительно отступили от стен Константинополя и город был спасен. 

А теперь вкратце об альтернативных версиях: 

  • Точной информации о житии Андрея Юродивого нет: все данные базируются на житийной литературе, появившейся значительно позднее. Это значит, что описанный случай мог относиться и к другой осаде Константинополя (например, русинами или булгарами), имевшей место значительно раньше. 
  • Византийский праздник Покрова Богородицы мог возникнуть из дня памяти святого Романа Сладкопевца – известного богослова и составителя церковных гимнов. Он служил, как раз-таки в Богородичной церкви во Влахернах. 
  • Не исключено, что причиной появления праздника стало другое Господне чудо, произошедшее во Влахернах. Византийский богослов Михаил Пселл описывал его так: еженедельно, по пятницам, пелена, покрывавшая одну из икон Божьей Матери, чудесным образом поднималась и парила над образом какое-то время. 

Серьезных доказательств того, что праздник Покрова имеет византийское происхождение, нет: подтверждений этому суждению в старинных церковных уставах не найдено. Единственный козырь сторонников византийского происхождения Покровов – утверждения сербского инока Пахомия Логофета, жившего в XV веке. 

Большинство современных богословов склоняется к версии, что праздник Покрова Богородицы имеет русское происхождение. Считается, что его учредили по инициативе Андрея Боголюбского – Владимиро-Суздальского князя, известного своей набожностью. 

В пользу этого суждения свидетельствует тот факт, что по воле князя Андрея еще в XII столетии был построен красивейший белокаменный храм Покрова на Нерли, сохранившийся и поныне. Он стал первым Покровским храмом в мире и оставался единственным на протяжении нескольких столетий. 

Еще одним бонусом в копилке сторонников русской версии происхождения праздника Покрова является и то, что самый древний образ соответствующего извода по сей день украшает Царские Врата церкви Рождества Богородицы, что в Суздале. Написан он в XIII столетии. 

Описание иконы 

Иконография Покрова Богородицы очень интересна. Дело в том, что византийских образов соответствующего извода не существовало (вот вам еще одно доказательство русской версии), поэтому первым иконописцам пришлось как-то самим выходить из этой непростой ситуации. 

Скорее всего, в основу композиции иконы лег сюжет красивейший акафист, написанный во славу Богородицы святым Романом Сладкопевцем еще в V столетии. Кстати, он изображается почти на всех древних Покровских иконах, что служит подтверждением их акафистного происхождения. 

С XII по XV столетия существовало два основных извода Покровских икон: Новгородский и Суздальский. Главное их отличие заключалось в позиции Богородицы: внутри церкви либо над ней. Позднее эти изводы объединились и стали представлять нечто среднее. 

Композиционным центром каждой иконы, написанной по мотивам акафиста, является ростовая фигура Богородицы. Она парит над другими персонажами на фоне белокаменного храма, простирая над ними свой плат (омофор), будто осеняя их своей защитой и любовью. 

А вот образ Христа, привычный по другим Богородичным иконам, здесь зачастую отсутствует или проявляется опосредованно, без визуализации в человеческом облике. Однако на некоторых образах Христос изображен вверху композиции в образе взрослого мужа – подчеркивается, что именно к нему Богородица обращается с молитвой. 

Помимо Божьей Матери, на иконе изображены многочисленные святые, число которых может варьироваться в значительных пределах. Как правило, на образах присутствуют Андрей Юродивый и Роман Сладкопевец, но помимо них могут изображаться: 

  • пророки и праотцы, описанные в Ветхом Завете; 
  • новозаветные святые, жившие в эпоху становления христианства; 
  • персоналии, канонизированные РПЦ в более позднее время.  

На самых старинных иконах руки Богородицы зачастую оставляли свободными и воздетыми в молитвенном жесте. А покров держали над молящимися ангелы, парящие сверху и по бокам от центральной фигуры Божьей Матери. 

Позднее, примерно с XVI столетия, иконописцы начали импровизировать и отходить от старинных акафистных канонов. В частности, появились образы, на которых Богородица не снимает омофор с головы, а накрывает им молящихся, словно плащом. С практической точки зрения, это более объяснимо: откуда взяться второму омофору в руках Пресвятой Богородицы или ангелов, если на всех православных образах ее изображают с покрытой головой? 

Еще один вариант Покровской иконы максимально тяготеет к упрощению. На ней нет второстепенных персонажей – только Богородица, держащая покров в руках. Подобные образа не считаются каноническими, но среди них есть немало почитаемых и даже чудотворных. 

Значение образа Покров Пресвятой Богородицы 

Даже самые сильные, богатые и облеченные властью люди нуждаются в защите. Что же говорить о неимущих, престарелых, детях и прочих «простых смертных»? Каждый из нас хочет чувствовать себя спокойно и уверенно смотреть в завтрашний день. 

Покров Пресвятой Богородицы – это визуализация той самой заботы и любви, которой окружает Божья Матерь каждого из нас. Она готова денно и нощно молить Господа о том, чтобы он простил грехи наши и открыл путь в Царствие Небесное. 

Существует и еще одно важнейшее значение Покровского праздника, особенно актуальное в наши дни. Все мы – дети Христовы, осененные и объединенные его любовью. Это значит, что не должно быть между нами розни, а тем более – кровавых распрей. 

Неспроста праздник Покрова стал одним из любимейших в русских землях практически сразу после его установления. В это время люди начинали готовиться к зиме (утеплять избы, усиленно запасать дрова, топить печи), заканчивали полевые работы, а по погоде, стоящей в этот день, определяли, какой будет зима. 

Незамужние девушки ждали этого праздника, чтобы вознести молитву Богородице о ниспослании доброго, трудолюбивого и состоятельного супруга. Эта традиция, скорей всего, связана с тем, что в замужестве женщины должны были покрывать голову платком, в то время как девушки могли ходить простоволосыми. Перекликается с Покровом Богородицы, не правда ли? 

А еще на Покрова массово справляли свадьбы, пекли пироги, накрывали богатые столы и ходили друг к другу в гости! 

В чем помогает святыня 

Молитва иконе Покрова Пресвятой Богородице помогает каждому верующему осознать, что он не одинок и находится под абсолютной защитой, дарованной Божьей Матерью и Господом. 

Покровская икона (точнее, молитва перед ней) наиболее эффективно защищает от: 

  • нашествия врагов, 
  • козней недоброжелателей, 
  • заболеваний и пагубных зависимостей, 
  • сложностей в учебе и освоении новой профессии, 
  • потери веры и уныния. 

Известно множество случаев, когда молитва Покровской иконе приносила победу воинам, сражавшимся за правое дело. Она помогает уцелеть на поле боя, быстрее восстановиться после ранений и контузий.  

Наиболее почитаемые Покровские иконы 

В России и ближнем зарубежье построено множество храмов и монастырей, освященных в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Действует и та самая белокаменная церковь на Нерли, построенная Андреем Боголюбским почти 900 лет тому назад. 

Многие образы Покрова Божьей Матери прославились как чудотворные. Например, икона из Покровского храма на Лыщиковой Горе прославилась чудесами еще с Великой Отечественной войны, когда молитвы жен и матерей помогали русским воинам уцелеть на поле боя. 

После революции было осквернено и закрыто множество православных храмов, но это не отвратило русских людей от истинной веры. Молились тайно, но истово – и Пресвятая Богородица не отказывала в Покровительстве. 

Интересна и история Покровского образа из Иоанновской обители, что в Санкт-Петербурге. Икона, написанная на холсте, была обнаружена в хранилище Никольской церквушки при кладбище. 

Когда сестры обители нашли икону среди хлама, святыня была в весьма неприглядном состоянии: трудно было различить, что написано на ней. Однако со временем образ стал обновляться сам собой, постепенно становясь светлее и четче. Сейчас он выглядит, словно написан несколько назад, и сияет неземной красотой. Если хотите в этом убедиться лично, можно отправиться в храм Иоанновского монастыря и помолиться святыне. 

Молитва иконе 

О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Богородица осеняет покровом любви и защиты каждого из нас, вне зависимости от количества и тяжести грехов. От нас требуется лишь свято верить в Господа, искренне молиться и прилагать усилия к тому, чтобы стать добрее и чище!

31. 05.22

Икона Покрова Божией Матери. Иоанновский ставропигиальный женский монастырь / Монастырский вестник

В пер­вой по­ло­вине X ве­ка в Ца­рь­гра­де жил ве­ли­кий по­движ­ник Ан­дрей Юро­ди­вый, спо­доб­ляв­ший­ся чуд­ных ду­хов­ных ви­де­ний и ве­ли­ких от­кро­ве­ний.

Од­на­жды он при­шел в зна­ме­ни­тый Влахерн­ский храм, где хра­ни­лась ри­за Бо­го­ма­те­ри с Ее омо­фо­ром и ча­стью по­я­са.

Омо­фор — это по­кры­ва­ло, ко­то­рым иудей­ские жен­щи­ны по­кры­ва­ли го­ло­ву и ко­то­рое спус­ка­лось до ног.

Бла­жен­ный Ан­дрей при­шел в храм от­сто­ять все­нощ­ную. Его со­про­вож­дал юный по­чи­та­тель его Епи­фа­ний, быв­ший впо­след­ствии, с име­нем По­ли­евк­та, пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским. Бла­жен­ный Ан­дрей обык­но­вен­но по­дол­гу оста­вал­ся в церк­вях и по­сле окон­ча­ния служ­бы. На этот же раз все­нощ­ное бде­ние про­дол­жа­лось дол­го. В чет­вер­том ча­су но­чи Епи­фа­ний уви­дал Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу, иду­щую от цар­ских врат в ве­ли­кой сла­ве.

Ее под­дер­жи­ва­ли Иоанн Кре­сти­тель и апо­стол Иоанн Бо­го­слов. Окру­жа­ло Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу мно­же­ство свя­тых в бе­лых и си­я­ю­щих одеж­дах, и все они пе­ли ду­хов­ные гим­ны. Пре­свя­тая Вла­ды­чи­ца при­бли­зи­лась к ам­во­ну.

Ду­мая, не есть ли это ви­де­ние ис­ку­ше­ние для него, бла­жен­ный Ан­дрей спро­сил Епи­фа­ния:

— Ви­дишь ли Гос­по­жу и Ца­ри­цу ми­ра?

— Ви­жу и ужа­са­юсь, — от­ве­чал Епи­фа­ний. Меж­ду тем Пре­чи­стая Бо­го­ро­ди­ца пре­кло­ни­ла ко­ле­на и дол­го мо­ли­лась, и сле­зы сте­ка­ли по ла­ни­там Ее. Бо­го­ма­терь про­шла в ал­тарь и дол­го еще там мо­ли­лась за на­род. За­тем Она вы­шла от­ту­да, сня­ла быв­шее на Ней го­лов­ное по­кры­ва­ло и, тор­же­ствен­но дер­жа его в ру­ках, рас­про­стер­ла над все­ми мо­ля­щи­ми­ся, как бы по­кры­вая им их. За всем этим сле­ди­ли св. Ан­дрей и Епи­фа­ний, по­ка ви­де­ние не ис­чез­ло. Ан­дрей пе­ре­дал о нем на­ро­ду, и рас­сказ его про­из­вел силь­ное впе­чат­ле­ние.

В Гре­ции празд­ник По­кро­ва не по­лу­чил по­все­мест­но­го рас­про­стра­не­ния. Это мож­но объ­яс­нить сму­та­ми, вол­но­вав­ши­ми в то вре­мя им­пе­ра­тор­ский и пат­ри­ар­ший пре­сто­лы. В гре­че­ских свят­цах празд­ник По­кро­ва да­же не упо­ми­на­ет­ся.

Но рус­ская ду­ша, чту­щая Бо­го­ма­терь, бы­ла уми­ле­на и по­ра­же­на этим со­бы­ти­ем, в ко­то­ром так яр­ко вы­ра­зи­лось мо­лит­вен­ное пред­ста­тель­ство Вла­ды­чи­цы Небес­ной за лю­дей. В од­ном древ­нем сла­вян­ском Про­ло­ге ка­кой-то князь или епи­скоп пи­шет: «Егда слы­шах, по­мыш­лях: ка­ко страш­ное и ми­ло­серд­ное ви­де­ние и па­че на­де­я­ния и за­ступ­ле­ния на­ше­го бысть без празд­не­ства… Вос­хо­тех, да не без празд­ни­ка оста­нет­ся св. По­кров Твой, Пре­б­ла­гая»! Уста­нов­ле­ние празд­ни­ка в Рос­сии до­ка­зы­ва­ет­ся и сло­ва­ми цер­ков­ной пес­ни на празд­ник По­кро­ва, в ко­то­рой ука­зы­ва­ет­ся как на об­сто­я­тель­ства ви­де­ния во Влахерн­ском хра­ме, так и на по­чи­та­ние это­го со­бы­тия рус­ски­ми: «Вла­ды­чи­це, с чест­ны­ми и слав­ны­ми про­ро­ки, с вер­хов­ны­ми апо­сто­лы, и со свя­щен­но-му­че­ни­ки, и со ар­хи­ереи за ны греш­ныя Бо­гу по­мо­ли­ся, Тво­е­го По­кро­ва празд­ник в Рос­сий­стей зем­ли про­слав­ль­шия».

В кон­це XIV ве­ка был в Ца­рь­гра­де рус­ский дьяк Алек­сандр, ко­то­рый ви­дел во Влахерн­ской церк­ви ико­ну Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, «Юж ви­де свя­тый Ан­дрей на воз­ду­се, за мир мо­ля­щу­ю­ся».

В Рос­сии как празд­ник По­кро­ва Бо­го­ма­те­ри, так и ико­на По­кро­ва — тро­га­тель­ный сим­вол неустан­но­го пред­ста­тель­ства Вла­ды­чи­цы за род люд­ской — при­шлись осо­бен­но по серд­цу. Празд­ник По­кро­ва, не бу­дучи дву­на­де­ся­тым, че­ству­ет­ся в на­род­ном бы­ту не ме­нее дву­на­де­ся­тых. Есть це­лый уезд­ный го­род Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии — По­кров. В од­ной Москве есть По­кров­ский мо­на­стырь, По­кров­ская об­щи­на се­стер ми­ло­сер­дия, По­кров­ский со­бор, на­зы­ва­е­мый обык­но­вен­но хра­мом Ва­си­лия Бла­жен­но­го. Со­бор этот за­ло­жен ца­рем Иоан­ном Ва­си­лье­ви­чем Гроз­ным по­сле воз­вра­ще­ния из ка­зан­ско­го по­хо­да в па­мять взя­тия Ка­за­ни, так как в празд­ник По­кро­ва про­изо­шел при­ступ и рус­ские овла­де­ли го­ро­дом.

Ико­на По­кро­ва изо­бра­жа­ет обык­но­вен­но ам­вон Влахерн­ско­го хра­ма, с ко­то­ро­го дья­кон, про­тя­ги­вая ру­ку с ора­рем, про­из­но­сит ек­те­нию. Око­ло ам­во­на мо­ля­щий­ся на­род, а сре­ди него бла­жен­ный Ан­дрей в ру­би­ще ука­зы­ва­ет Епи­фа­нию на сто­я­щую в об­ла­ках Вла­ды­чи­цу, окру­жен­ную свя­ты­ми и ан­ге­ла­ми. Она дер­жит на ши­ро­ко рас­про­стер­тых ру­ках Свой омо­фор. Та­кое изо­бра­же­ние ико­ны По­кро­ва мож­но ви­деть, на­при­мер, на пла­фоне ку­по­ла церк­ви Санкт-Пе­тер­бург­ско­го Пе­да­го­ги­че­ско­го ин­сти­ту­та.

Из­дав­на су­ще­ство­ва­ли в Рос­сии хра­мы и це­лые мо­на­сты­ри в честь По­кро­ва Бо­го­ма­те­ри. Так, по пре­да­нию, бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Ан­дрей Бо­го­люб­ский в го­ро­де Бо­го­лю­бо­ве, близ Вла­ди­ми­ра, по­стро­ил храм По­кро­ва. В Нов­го­ро­де в XII ве­ке су­ще­ство­вал Зве­рин­ский мо­на­стырь в честь По­кро­ва Бо­го­ма­те­ри.

Вот неко­то­рые из чти­мых икон По­кро­ва в Рос­сии:

В Москве: в По­кров­ском со­бо­ре Ва­си­лия Бла­жен­но­го; в церк­ви Вос­кре­се­ния, что в Ба­ра­шах, и в церк­ви По­кро­ва в Крас­ном се­ле.

В Харь­ко­ве, в Хри­сто­рож­де­ствен­ской церк­ви, за ре­кой Ло­па­нью, про­сла­вив­ша­я­ся по­мо­щью жи­те­лям во вре­мя хо­ле­ры.

В Мин­ской гу­бер­нии: в го­ро­де Но­во­груд­ке, в Ни­ко­ла­ев­ском со­бо­ре, и в се­ле Жу­ко­ве.

В Яро­слав­ской гу­бер­нии, в трех вер­стах от Уг­ли­ча, на дру­гом бе­ре­гу Вол­ги, в По­кров­ском Па­и­си­е­вом мо­на­сты­ре.

В Во­ло­год­ской гу­бер­нии, в Ди­о­ни­си­е­во-Глу­шиц­ком мо­на­сты­ре, на­пи­сан­ная са­мим ос­но­ва­те­лем оби­те­ли преп. Ди­о­ни­си­ем Глу­шиц­ким, жив­шим в на­ча­ле XV ве­ка.

В По­кров­ском Доб­ром мо­на­сты­ре, близ г. Лих­ви­на Ка­луж­ской епар­хии так­же есть чти­мый об­раз По­кро­ва Бо­го­ма­те­ри. Еже­год­но в кон­це ав­гу­ста ико­ну тор­же­ствен­но при­но­сят в г. Лих­вин, где она оста­ет­ся око­ло ме­ся­ца и по­се­ща­ет до­ма жи­те­лей, а к празд­ни­ку сво­е­му воз­вра­ща­ет­ся об­рат­но в мо­на­стырь.

Са­мая же из­вест­ная из икон это­го име­ни есть ико­на Пско­во-По­кров­ская, празд­но­ва­ние ко­то­рой со­вер­ша­ет­ся 1 ок­тяб­ря.

Акафист Покрову Пресвятой Богородицы

Кондак 1

Избранней Предвечным Царем, превышшей всякаго создания Небесе и земли Царице, пришедшей иногда во Влахернскую церковь на молитву, достойное поклонение с благодарением приносяще, яко во тьме сущии, под Твой светящийся омофор с верою и умилением прибегаем. Ты же, яко имущи державу непобедимую, от всяких нас бед свобождай, да зовем Ти: Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Икос 1

Архангел и Ангел множество, со Предтечею, Богословом и всех святых ликом, сопредсташа Тебе, Царице своей, в церкви Влахернстей и, умиленная моления Твоя о всем мире слышавше, со удивлением возопиша таковая: Радуйся, Бога Отца безначальнаго предвечное благоволение; радуйся, Бога Сына безлетнаго пречистое вместилище. Радуйся, Бога Духа Всесвятаго избранное жилище; радуйся, Горних чинов ангельских непрестающее удивление. Радуйся, темных сил адских всегрозное устрашение; радуйся, Юже на воздусе сретают многоочитии Херувими. Радуйся, Ейже похвальная восписуют шестокрилатии Серафими; радуйся, Еяже преблагому покрову и мы, земнороднии, благодарне покланяемся. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 2

Видевше Тя святый Андрей со Епифанием в церкви на воздусе за христианы Богу молящуюся, познаша, яко Матерь еси вознесшагося на Небо Христа Бога нашего, и, припадше на землю, радостно покланяхуся всеблагому покрову Твоему, зовуще: Аллилуиа.

Икос 2

Разум неуразуменен еси, Богородице Дево, в защищении людей православных, сего ради врази наши не познают, коль сильна есть молитва Божия Матере. Мы же, о Твоем всемощнем заступлении добре ведуще, сице к Тебе со умилением зовем: Радуйся, премилосердая Утешительнице всех скорбящих и обремененных; радуйся, неусыпающая Наставнице всех заблуждших и ослепленных. Радуйся, праведно движимый гнев Божий на нас Твоим молением скоро утоляющая; радуйся, злыя страсти наша всемощным мановением укрощающая. Радуйся, крепкое возбуждение спящих совестей; радуйся, нетрудное преодоление беззаконных навыков. Радуйся, Еяже ради ад стенет и дуси злобы трепещут; радуйся, Еяже ради врата Рая всем нам отверзаются. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 3

Сила Вышняго осеняет с верою и благоговением прибегающих к Твоему всечестному покрову: единей бо точию Тебе, Пресвятей и Пречистей Матери Божией, дадеся, да всякое прошение Твое исполнится. Тем убо всяк возраст верных славословит Тя и Сына Твоего, зовущ: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи богатство милосердия неоскудное, всем концем земли простираеши руку помощи, Владычице: болящим исцеление, страждущим ослабу, слепым прозрение и всем вся по коегождо потребе подаеши, благодарне вопиющим: Радуйся, Православия несокрушимая крепосте и оградо; радуйся, святых храмов и олтарей первейшее украшение. Радуйся, благочестия вернейшее ограждение; радуйся, благосердых градоправителей неусыпающая Споспешнице. Радуйся, непобедимая Воеводо вождей и воинств христианских; радуйся, святое зерцало правды судиям немздоприимным. Радуйся, совершенный Разуме наставников и детоводителей; радуйся, благословение домов и семейств благочестивых. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором.

Кондак 4

Бурею многих бед одержимым нам помогаеши, Владычице: стоиши бо пред лицем олтаря Господня воздвигши руце Твои, и молишися, яко да нашу недостойную молитву призрит Господь, Царь Славы, и послушает прошения призывающих имя Твое святое, к Сыну же Твоему зовущих: Аллилуиа.

Икос 4

Услыша Господь Бог Иисуса Навина, молящася и повелевающа солнцу стати, дондеже отмстит врагом. Слышит и Твоя ныне моления Господь Иисус, избранная Палато Духа Святаго. Темже и мы, грешнии, на Твой надеющеся покров, Тебе, яко Божией Матери, глаголати дерзаем: Радуйся, от Солнца мысленнаго озаренная и нас светом незаходимым просвещающая; радуйся, сиянием пречистыя души Твоея всю землю просветившая. Радуйся, чистотою телесе Твоего вся небеса возвеселившая; радуйся, святых обителей Христовых покров и снабдение. Радуйся, верных пастырей Церкве бодрость и вразумление; радуйся, богобоязненных иноков и инокинь Наставнице. Радуйся, невозмущаемое успокоение благоговейных старцев; радуйся, тайное веселие чистых дев и вдовиц. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 5

Боговидец Моисей во ополчении иногда на Амалика, егда руце воздвизаше, Израиль одолеваше, егда же руце низпущаше, тогда Амалик побеждаше, поддержащими же его укреплен, победи врага. Ты же, о, Богомати, воздевши руце Твои на умоление, аще и никимже поддержима, всегда побеждаеши враги христианския и нам щит еси непобедим, вопиющим: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше Тя святых собори на воздусе в церкви Влахернстей молебнии руце к Сыну и Богу простирающую, радостно со Архангелы и Ангелы благодарную Ти песнь воспета. Мы же, крепчайшима, паче Моисеовых рук, дланьма Твоима укрепляеми, умильно вопием: Радуйся, Еяже руце поддержит за всех нас единая Ея к нам любы и милосердие; радуйся, пред Неюже врази наши, видимии и невидимии, стояти не могут. Радуйся, темное полчище страстей и похотей наших прогоняющая; радуйся, Огнь Божественный — Христа неопально на руку Своею держащая и нас, хладных, тем воспламеняющая. Радуйся, воинствующих на плоть целомудрием изрядное венчание; радуйся, подвизающихся в посте и безмолвии присное собеседование. Радуйся, изнемогающих от уныния и печали скорая Утешительнице; радуйся, благодатию смирения и терпения снабдевающая. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 6

Проповедник неоскудеваемыя благодати и милостей Твоих явися святый Роман Сладкопевец, егда от Тебе во сне прият свиток книжный на снедение: тем убо умудрен нача разумно пети во славу Твою, святым же писати похвальная, взывая с верою: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияла еси от истиннаго Солнца Правды Заря, Дево Богоотроковице, просвещающая всех премудростию Бога Сына Твоего и в познание истины приводящая зовущих Ти таковая: Радуйся, Божию Силу и Божию Премудрость — Христа плотию породившая; радуйся, юродивую мудрость века сего посрамившая и ослепленных ею на путь правый наставляющая. Радуйся, святыя веры охранение и православных догматов Наставнице; радуйся, нечестивых ересей и тлетворных расколов Искоренительнице. Радуйся, тайная и неудобь предвиденная вся добре ведущая и имже подобает сказующая; радуйся, лживых провидцев и суетная гадания посрамляющая. Радуйся, в час недоумений мысль благу на сердце полагающая; радуйся, от пагубных начинаний и несмысленных пожеланий воспящающая. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 7

Хотяй долготерпеливый Всевидец Господь явити Своего человеколюбия неизследимую щедрот бездну, избра Тебе едину в Матерь Себе и сотвори Тя людем непреодоленное защищение: да аще кто от них и праведным судом Божиим осуждения достоин явится, Твоим обаче державным покровом сохраняется на покаяние, зовый: Аллилуиа.

Икос 7

Дивная показал еси дела Твоя в Пречистей Матери Твоей, Господи, егда пречудный омофор в руце Ея светящийся паче луч солнечных явися, имже покрываше люди, сущия в церкви Влахернстей. О таковем убо знамении милосердаго Ея заступления услышавше, ужасом и радостию одержими, вси глаголаху: Радуйся, нерукотворенный омофор, аки облак, над всем миром распростершая; радуйся, превечнаго Архиерея, Сына Своего, знамение на руце Своей держащая. Радуйся, новую милость и новую благодать сим в Церкви Православной являющая; радуйся, столпе облачный от искушений и соблазнов мира всех нас покрывающий. Радуйся, столпе огненный, среди мглы греха всем нам путь спасения показующий; радуйся, явных благочестия подвижников явное укрепление. Радуйся, тайных среди мира рабов Божиих тайное вразумление; радуйся, и мене, обнаженнаго добрых дел, не оставляющая Своим покровом и благодатию. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 8

Дивно Тя от Небес во Влахернстей церкви явльшуюся Ангели воспеша, апостоли прославиша, лик святителей и преподобных и жен святых сословие восхвалиша. Предтеча с Богословом поклонишася, людие же, сущии в церкви, с веселием вопияху: Аллилуиа.

Икос 8

Всеми вышними и нижними владычествуя Господь, узрев Тя в церкви Матерь Свою стоящу и со умилением к Нему молящуся, рече: «Проси, Мати Моя, зане не отвращуся Тебе, но исполню вся прошения Твоя и благодарственная сице Тебе всех пети научу»: Радуйся, Ковчеже Завета, в немже хранится освящение всего рода человеческаго; радуйся, стамно пресвятая, в нейже алчущим правды блюдется Хлеб Жизни Вечныя. Радуйся, сосуде всезлатый, в немже уготовася нас ради плоть и кровь Божественнаго Агнца; радуйся, оставленных врачами на свои всемощныя руце приемлющая. Радуйся, разслабленных телом, но не духом и верою со одра болезни воздвизающая; радуйся, погубляющим от недуга ум новый и лучший смысл подающая. Радуйся, на стропотнем пути греха и страстей нас премудре запинающая; радуйся, жестокость нераскаяннаго сердца нашего умиляющая. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 9

Все естество ангельское похвальная приносит Тебе, истенней Божией Матери и Заступнице всех притекающих к Тебе, ведуще, яко несокрушимым покровом Твоим праведных возвеселявши, грешных заступаеши, бедствующих избавляеши и молишися о всех верных, зовущих: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя, недоумеют, како восхвалити по достоянию великий всечестнаго Покрова Твоего праздник: вся бо о Тебе от них глаголемая не суть довольна к единому исчислению щедрот Твоих. Мы же, Твоя неисчетная благодеяния видяще, с веселием взываем: Радуйся, от язвы и всегубительства смертнаго нас соблюдающая; радуйся, от внезапнаго колебания земли грады и веси сохраняющая. Радуйся, от разлияния вод и потопления рукою крепкою возводящая; радуйся, от запаления огненнаго росою молитв Твоих избавляющая. Радуйся, от глада душевнаго и телеснаго Хлебом Жизни снабдевающая; радуйся, удары молнии и грома от главы нашея отводящая. Радуйся, от нашествия иноплеменник и тайных убийц спасающая; радуйся, от домашния брани и вражды единокровных миром и любовию ограждающая. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 10

Спасти хотяй род человеческий от прелести вражия Человеколюбец Господь Тебе, Матерь Свою, дарова земным нам в помощь, покров и защиту, да будущи печальным утешение, скорбящим радование, обидимым Заступница и да всех из глубины греховныя воздвигнеши, поющих: Аллилуиа.

Икос 10

“Царю Небесный, — глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая всенепорочная Царица, — приими всякаго человека, молящася к Тебе и призывающа имя Мое на помощь, да не отъидет от лика Моего тощ и неуслышан”. Сию всеблагую молитву слышавше, собори святых благодарно возопиша: Радуйся, чистых руками и сердцем земледельцев благословенными плодами венчающая; радуйся, помоще и праведное мздовоздаяние всем право куплю деющим. Радуйся, клятвопреступлений и неправедных стяжаний всенародное обличение; радуйся, бедствующим в пути, на суше и водах внезапное вспоможение. Радуйся, безчадных родителей плодами веры и духа веселящая; радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице. Радуйся, крепкая Заступнице сущих в плену и изгнании; радуйся, неусыпающая Попечительнице во узах и темнице селящих. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 11

Пение всеумиленное слышаще и теплей Твоей молитве о нас внемлюще, просим Тебе, Дево Богородице, не презри гласа рабов Твоих: к Тебе бо в напастех и скорбех прибегаем и пред Тобою в бедах наших слезы проливаем, зовуще: Аллилуиа.

Икос 11

Яко светоприемную свещу, в молитве горящую, видящи Тя на воздусе Влахернская церковь, согласно со множеством людей, в ней бывших, возглашаше: “Откуду мне сие, да прииде Мати Господа Моего ко мне?” Святый же Андрей со Епифанием тепле моляхуся к Тебе, зовуще: Радуйся, всех даров духовных и телесных независтная Подательнице; радуйся, полагающих начало покаяния грешников верная Предстательнице. Радуйся, борющихся со страстьми и прилогами вражиими всегдашняя Споборнице; радуйся, незримое укрощение владык жестоких и зверонравных. Радуйся, тайный покое и отрадо рабов кротких и страждущих; радуйся, всежеланное совершение благих супружеств. Радуйся, матерей детородящих скорое и безболезненное разрешение; радуйся, в час кончины единая всем нам Помощнице. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 12

Благодать Божественную испроси нам у Сына Твоего и Бога, простри нам руку помощи, отжени от нас всякаго врага и супостата и умири нашу жизнь, да не погибнем люте без покаяния, но приими нас в вечныя кровы, Покровительнице наша, да радующеся Тебе зовем: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твой державный покров, хвалим Тя вси, яко твердую Предстательницу нашу, и покланяемся Тебе, о нас молящейся: веруем бо и надеемся, яко испросиши у Сына Твоего и Бога благая вечная и временная всем с любовию вопиющим Тебе сице: Радуйся, всей вселенной крепкое заступление; радуйся, всех стихий земных и небесных освящение. Радуйся, всех времен года благословение; радуйся, всех наветов и искушений, от мира, плоти и диавола находящих, попрание. Радуйся, нечаемое примирение ожесточенно враждующих; радуйся, недоведомое исправление нераскаянных грешников. Радуйся, не отвергающая всеми презренных и отверженных; радуйся, самих отчаянных от рова погибели исхищающая. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, Пречистая Госпоже, Дево Богородице! К Тебе возвожду душевныя и телесныя очи, к Тебе простираю разслабленныя руце и из глубины сердца вопию: призри на веру и смирение души моея, покрый мя всемощным омофором Твоим, да избавлюся от всех бед и напастей, и в час кончины моея, о, Всеблагая, предстани мне и уготованнаго ради грехов моих избави мучения, да выну покланяяся зову: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитвы Покрову Пресвятой Богородицы
Молитва первая

О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Царице моя Преблагая, Надеждо моя Пресвятая, приятелище сирым и странным Заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь: отвсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имам бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных! Призри убо на мя, грешнаго и во озлоблении сущаго, и покрый мя пресвятым омофором Твоим, да избавлен буду от зол, мя обышедших, и восхвалю выну препетое имя Твое. Аминь.

Чудесным знамением Божественного Покрова над обителью явилось обновление иконы Пресвятой Богородицы. Перед освящением главного монастырского храма в честь Двенадцати Апостолов (июль 1991 год) сестры-монахини обратились к приходам с просьбой пожертвовать иконы. Когда настоятельница и казначея приехали в Никольскую церковь на Большеохтинском кладбище, их провели в помещение, где хранились старые, требующие реставрации образа, и предложили выбрать любые. Матушка Серафима обратила внимание на стоявшую между стеллажами большую икону с полукруглым завершением и подняла ее. На холсте, натянутом на деревянный подрамник, с трудом удалось различить фигуру Божией Матери, держащей Свой Покров. Икону привезли в монастырь и поместили в алтаре храма Собора Двенадцати Апостолов – по своей форме она подходила к одной из алтарных ниш. Вскоре после Пасхи алтарница заметила, что Лик Пречистой Девы на иконе Покрова просветлел. Затем образ стал постепенно обновляться сверху вниз, от Лика к стопочкам Богоматери. Священнослужители видели, как каждый день небольшой участок иконы просветлялся, краски становились яркими и насыщенными, а мелкие трещинки сами собой зарастали.

К Пятидесятнице почти все изображение обновилось. Икона из грязно-серой стала небесно-голубой. Сама Матерь Божия засияла неземной красотой.

Об этом чуде настоятельница монастыря игумения Серафима сообщила Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, который благословил перенести икону в храм для всенародного поклонения и еженедельно петь пред ней акафист Покрову Божией Матери, что и совершается ныне каждую пятницу после вечернего богослужения.

Дивный образ очень почитается сестрами обители и прихожанами. Пресвятая Богородица изображена стоящей на облаке и простирающей над землей Свой Покров. Вокруг нимба надпись: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором», а внизу иконы – строка из акафиста: «Радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице». Очи Заступницы наполнены слезами. Архиепископ Серафим (Соболев) в Слове на праздник Покрова говорит: «Как же Божией Матери не скорбеть и не плакать о нас? Ведь Она нас больше любит, чем наша родная мать; ведь Она всегда с нами во время наших болезней, всяких бедствий и скорбей, когда мы обращаемся к Ней, умоляя о помощи».


Позже открылось еще одно знаменательное обстоятельство. На обратной стороне холста обнаружили надпись: «Писал сию икону священник Иоанн Смирнов. 1908 г. Лесна». Как известно, Леснинский монастырь, расположенный на территории Польши, находился под духовным окормлением святого праведного Иоанна Кронштадтского, который так трогательно отзывался об этой обители: «Она – моя питомица была и есть». Инокиня Леснинского монастыря Параскева рассказывала: «При сооружении Иоанновского монастыря делали пристройки жилого корпуса. Приехавший как-то отец Иоанн посетил пристройку и сказал: «Прибавьте, прибавьте для Леснинских монашенок». Никто тогда ничего не понял, но воля отца Иоанна была выполнена, и пристройка была увеличена.

И что же, через несколько лет после кончины отца Иоанна, во время Германской войны, после эвакуации западного края, где находился Леснинский монастырь, часть сестер его в числе 40 человек нашли себе приют в пристройке Иоанновского монастыря. Только тогда вспомнили пророческие слова отца Иоанна и поняли, к чему он это сказал».

Долгое время оставалось тайной, когда именно образ Покрова из Лесны был привезен в Петербург и где находился на протяжении многих десятилетий. Но по дивному Промыслу Божию икона, связанная с памятью батюшки Иоанна, пришла в монастырь его имени, где и совершилось ее чудесное обновление.

А вскоре обнаружилось еще одно обстоятельство. Оказалось, что в Никольском храме, где хранилась икона Покрова, долгое время служила алтарницей монахиня Агапита, постриженица Иоанновской обители. Видимо, ее стараниями была сохранена икона Покрова Божией Матери. Так, по милости Божией, несмотря на многие годы разорения и забвения не прерывается духовная связь между прошлым и современным поколением Иоанновских сестер.

Святыня монастырей

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь

дата основания:

1900 год

Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, 45

Свято-Покровский мужской монастырь с. Доброе

дата основания:

14 год

/ Белевская епархия

Тульская область Суворовский район с. Доброе, д.86

Покровский Шиханский женский монастырь

дата основания:

1890 год

/ Кузнецкая епархия

Пензенская область Никольский район , с. Новая Селя , ул.Центральная 102.

Свято-Покровский мужской монастырь города Корсакова

дата основания:

1999 год

/ Южно-Сахалинская епархия

Сахалинская область,город Корсаков, улица Окружная, 138

Спасо-Преображенский женский монастырь села Спас-Купалище

дата основания:

2021 год

/ Владимирская епархия

Владимирская обл., Судогодский район, с. Спас-Купалище, д.4

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

«Видишь ли, брат, как молится за нас Богородица?

«Вижу, отче, и трясусь»,

Храмов было много в Константинополе.Одной из самых почитаемых была церковь Влахерн (Влахерн), стоявшая на берегу Золотого Рога. Церковь была построена императором Львом Великим в 458 г. после нахождения золотого гроба, украшенного драгоценными камнями, и Покрывало, ее головное полотенце и часть ее пояса, чтобы сохранить эти мощи.  И произошло чудо: «Когда-то в церкви в Константинополе была икона Пресвятой Богородицы, Пред которой висела пелена, но каждую пятницу вечером само собой и в божественном чуде Покров поднялся к небу без чьей-либо помощи, (чтобы всем это ясно было видно) и в субботу покрывало опустилось на прежнее место и оставалось там до следующей пятницы.

Предполагается, что эта икона Божией Матери была мозаичной и находилась на главном престоле Влахернской церкви. Уже в 511 году было установлено ночное бдение с песнопениями, и эта служба совершалась каждую неделю.

При св. Андрее Юродивом (Андрей Юродивый) Византия пережила сложный момент в своей истории. Войска сарацинов вторглись в Империю. Затем православные вместе с императором и патриархом собрались во Влахернском храме на ночное бдение. Храм был окружен мраком, только звук плеска волн в бухте нарушал благоговейную тишину. Все молились:

— Пресвятая Богородица, спаси нас!

Вместе со всеми горожанами молился и святой Андрей Юродивый («Юродивый Андрей») и его верный ученик.

Внезапно купола храма исчезли, все осветилось дневным светом, и Андрей увидел Царицу Небесную, выходящую из царских врат. Окружали Ее святые пророки, апостолы и ангелы, прославившие Богородицу хвалебными именами.

И сразу к Пресвятой Богородице явились св. Иоанн Предтеча и св. Иоанн Богослов. От образа Пресвятой Богородицы исходил неземной утешительный свет.

И увидели они, как Матерь Божия преклонила колени и молилась за христиан со всей земли, и сняла с его головы сияющий, светоподобный покров и распростерла его над молящимися людьми. И плащ стал таким огромным, что покрыл весь православный мир. Святой Андрей спросил своего ученика:

«Видишь ли, брат…?» — «Вижу, святой отче…».

И пока Богородица находилась во Влахернском храме, была ясно видна ее святая пелена, а после ее ухода плащаница стала невидимой. Чудо произошло в воскресенье, 1 октября, когда правил византийский император Лев VI Мудрый.

Константинополь знал много свидетельств о чудесном покровительстве Пресвятой Богородицы и Ее Покрове. В ту же ночь, когда Она простерла Свое покрывало над молящимися во Влахернах, сарацины бежали. Сброшенная рубаха Пресвятой Богородицы в воды бухты Золотой Рог спасла город от скифов, несколько позже — агаров, а в 866 г. — и от набегов Аскол и Дир и их войск.

Великий князь Андрей Боголюбский (1111-1174) учредил на Руси Праздник Богородицы в 60-х годах XII века и одновременно построил необычайно красивый Храм Богородицы, прямо в сердце своего княжества .

Самая ранняя из известных икон «Покрова Пресвятой Богородицы» относится к XIII веку.

Уже в следующем столетии установились два основных композиционно-сюжетных типа этой иконы.

Московский шрифт изображает дивное видение, которым удостоились Андрей и его ученик;

Здесь Пресвятая Богородица держит в руках Свое покрывало.

Новгородский тип этой иконы  изображает

Богородицу, изображаемую в позе Оранты, с воздетыми руками, 

и завеса в руке Ангелов

 — считается, что это изображение чуда, которое еженедельно происходило в храме Влахерн.

Посмотрите на значок. Его можно читать как книгу — так делали наши предки. Смотри и смотри

В центре кафедры — знаменитый Роман-Сладкопевец со свитком в руках, живший за четыре века до Андрея Юродивого. А Андрей стоит рядом — одетый в старую рясу, указывая своему потрясенному воспитаннику яркое видение… .. 

Автор: Роман Сладкопевец — это Византийский Император, Вселенский Патриарх, монахи, народ и, прежде всего, Небесная Церковь — пророки, святые, мученики… . Среди них св. Иоанн Богослов и св. Иоанн Креститель.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы соединила все — небесный и земной мир. А прямо в центре иконы Пресвятая Богородица, держащая в руках благодатное покрывало. Она настолько обширна, что свободно охватывает весь православный мир.

И образ Того, к Кому обращены все взоры и все молитвы, образ Спасителя.

Литургическая фраза, обычно ассоциируемая с Покровом, — это кондак на праздник, глас 3, обычно встречающийся на свитке, который держит Роман Песнопевец:

«Богородица сегодня стоит в храме, и с ликами невидимых святых молится Бог за нас. Ей поклоняются ангелы и епископы, радуются апостолы с пророками, что ради нас Богородица молится Богу прежде веков».

 Изображение поста — Икона Покрова Пресвятой Богородицы работы Георгия Чимева 

Покров Пресвятой Богородицы Богородицы и Приснодевы Марии

Тропарь и кондак

Это чудесное явление Божией Матери произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернском храме, где сохранились Ее риза, покров и часть пояса после перенесения из Палестины в V веке.

В воскресенье, 1 октября, во время Всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой юродивый Андрей (память 2 октября), в час четвертый, возвел очи свои к небу и узрели нашу Пресвятую Владычицу Богородицу, идущую по воздуху, сияющую небесным светом и окруженную сонмом святых. Святитель Иоанн Креститель и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Коленопреклоненная Пресвятая Богородица долго со слезами молилась о христианах. Затем, подойдя к Архиерейскому Престолу, продолжила молитву.

Завершив молитву, она взяла покрывало и раскрыла его над молящимися в церкви людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица Богородица сияла небесной славой, и покров в Ее руках сиял «более солнечных лучей». Святой Андрей с трепетом смотрел на чудесное видение и спросил своего ученика, стоявшего рядом с ним блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Пресвятую Богородицу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святой отче, и трепещу».

Присноблаженная Богородица умоляла Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя, и поскорее ответить на Ее заступление: «Царю Небесный, приими всех молящихся Тебе и позови меня на помощь. Не дай им уйти от моей иконы неуслышанными».

Святые Андрей и Епифаний удостоились видеть Богородицу в молитве, и «долгое время наблюдали Покровное Покрывало, распростершееся над людьми и сияющее отблесками славы. Пока была Пресвятая Богородица, было видно и Покрова, но с Ее уходом и оно стало невидимым. Взяв его с собой, она оставила благодать своего посещения».

Во Влахернском храме почтили память чудесного явления Божией Матери. В XIV веке русский странник и дьяк Александр видел в храме икону молящейся о мире Пресвятой Богородицы, изображающую святого Андрея в созерцании ее.

Первичная летопись преподобного Нестора отражает, что защитное заступничество Богородицы было необходимо в связи с нападением большого языческого русского флота под предводительством Асколе и Дира. Праздник празднует божественную гибель флота, который угрожал самому Константинополю, где-то в 864-867 годах или, согласно русскому историку Васильеву, 18 июня 860 года. По иронии судьбы, славяне считают этот праздник более важным, чем греки. .

Первичная летопись преподобного Нестора также отмечает чудесное избавление, последовавшее за всенощным бдением и окунание ризы Божией Матери в воды морские во Влахернском храме, но не упоминает святых Андрея и Епифания и их видение Богородицы за молитвой. Эти последние элементы, а также начало празднования Покровского праздника, по-видимому, относятся к более позднему времени, чем святой Нестор и летопись. Еще одно историческое осложнение можно отметить под (2 октября) датировкой смерти святого Андрея 9-м годом.36.

Может быть не совсем достоверным год смерти, или утверждение, что он дожил до глубокой старости после видения своей юности, или что его видение связано с каким-то более поздним языческим русским набегом, который постигла та же участь. Предположение, что святой Андрей был славянином (или скифом по другим источникам, таким как С. В. Булгаков), интересно, но не обязательно точно. Степень славянской экспансии и повторного заселения Греции является предметом научных споров.

В Пролог , русская книга двенадцатого века, в описании установления особого Праздника, приуроченного к этому событию, говорится: «Ибо, услышав, уразумели, как чудно и милосердно было видение… и явилось, что святой Твой Защита не должна оставаться без праздничного празднования, о Вечно-Благословенный!»

Потому в праздничном празднике Покрова Богородицы Русская Церковь поет: «С ликами Ангельскими, Владычице, с преподобными и славными пророками, с первоапостолями и с Священномученики и Святители, молитесь о нас грешных, прославляя Праздник Покрова вашего в земле Российской».

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *