Правдоподобные полезные в конкретных жизненных ситуациях называется: шестая — ::фото★льбом:: — LiveJournal – Правдоподобные, полезные в конкретных жизненных ситуациях, практичные психологические знания, достоверность которых проверяется на личном опыте называются :

Какой из методов психологии наиболее стандартизирован? — Мегаобучалка

Раздел 1. Введение в общую психологию

Предмет и методы психологии

 

Психология – наука о закономерностях развития и функционирования ...

А) психики

Б) общества

В) природы

Г) сознания

 

2. Наука психология изучает…
А) факты поведения
Б) факты субъективного опыта

В) индивидуальные особенности личностей
Г) все ответы верны

 

3. Психология – это…
А) наука, которая лечит людей с психическими болезнями
Б) наука, изучающая развитие психики человека в процессе воспитания и обучения В) система оказания помощи человеку, переживающему психологические проблемы
Г) наука о фактах, механизмах и закономерностях психической жизни человека и животных

 

4. Объектом изучения психологии выступает…

А) поведение
Б) деятельность
В) психика
Г) сознание

 

5. Основной задачей психологии является…

А) разработка проблем истории психологии

Б) коррекция социальных норм поведения

В) совершенствование методов исследования

Г) изучение законов психической деятельности

 

6. Термин «психология» был введен в…

А) ХIХ веке н.э.
Б) IV веке н.э.
В) IV веке до н.э.
Г) ХVI веке н.э.

 

С какого времени психология считается самостоятельной наукой?

А) с 5 века до н.э.

Б) с 17 века н.э.

В) с конца 19 века

Г) с середины 20 века

 

8. Психология – это…

А) наука о человеке

Б) наука о мышлении

В) наука о человеческом обществе

Г) наука о закономерностях психической жизни и деятельности

9. В системе научного знания психология имеет взаимосвязи с…

А) философией

Б) гуманитарными науками

В) естественными науками

Г) со всеми, из перечисленных наук

 

10. Психика – это:

А) отражение действительности

Б) действительность

В) модель действительности

Г) изменение действительности

 

11. Общее понятие, объединяющее явления, изучаемые психологией как наукой, – это …
А) интеллект
Б) сознание
В) психика
Г) личность

 

12. Для обозначения устойчивости и повторяемости проявлений психики используется понятие…
А) реакция
Б) состояние
В) свойство



Г) процесс

 

Что из перечисленного не относится к разряду психических явлений?

А) сознание

Б) поведение

В) эволюция

Г) рефлексия

14. Материальным носителем психики и сознания человека является:

А) общество

Б) мозг и центральная нервная система

В) космос

Г) организм

 

15. Правдоподобные, полезные в конкретных жизненных ситуациях, психологические знания, достоверность которых проверяется на личном опыте, называются…
А) практические

Б) народные

В) житейские
Г) донаучные

 

16. Отрасль психологии, изучающая познавательные процессы личности, – это …
А) когнитивная психология
Б) социальная психология
В) политическая психология

Г) дифференциальная психология 

 

17. Такие психические явления, как память, мышление и речь, относятся к …
А) психологическим состояниям
Б) поведению
В) познавательным процессам
Г) индивидуальным свойствам

18. Закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека изучает…
А) дифференциальная психология
Б) возрастная психология
В) сравнительная психология
Г) социальная психология

 

19. Для обозначения течения психического явления, имеющего начало, развитие и конец, используется понятие…
А) реакция
Б) поведение
В) процесс
Г) состояние

 

20. Способы, посредством которых познается предмет науки, называются…
А) задачами
Б) процессами
В) методами
Г) принципами

 

21. Основным способом получения новых знаний в научной психологии является…
А) умозрительные построения
Б) эксперимент
В) жизненный опыт
Г) интуиция

 

22. Изучение психики посредством устного общения называется методом…


А) эксперимента
Б) тестов
В) наблюдения
Г) беседы

 

23. Наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни – это …
А) интериоризация
Б) интроспекция
В) интеракция
Г) интерференция

 

24. Целенаправленная и преднамеренная фиксация проявлений поведения человека называется…
А) лабораторным экспериментом
Б) наблюдением
В) естественным экспериментом
Г) интроспекцией

 

25. Метод психологии, характеризующийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, – это …
А) эксперимент
Б) наблюдение
В) социометрия
Г) интроспекция

 

26. Исследователь не вмешивается в поведение испытуемого, применяя метод…

А) эксперимента

Б) тренинга

В) опроса

Г) наблюдения

 

27. К методам получения эмпирических данных в психологии относится…
А) метод математико-статистического анализа
Б) тренинг
В) метод психологической саморегуляции
Г) эксперимент

 

28. Лабораторным, естественным, констатирующим, формирующим бывает метод…

А) эксперимента
Б) наблюдения
В) тестирования
Г) самонаблюдения

 

 

29. Способ познания человеком своего сознания через «непосредственное» восприятие психических процессов называется…
А) интроспекция
Б) наблюдение
В) беседа
Г) апперцепция

 

30. Специфической характеристикой метода тестов является…
А) объективность полученных результатов
Б) высокая скорость процедуры исследования
В) глубина психологического анализа
Г) «нормы» с которыми сравниваются полученные данные

 

Какой из методов психологии отличается наибольшей точностью?

А) наблюдение

Б) самонаблюдение

В) беседа

Г) эксперимент

 

Какой из методов психологии наиболее стандартизирован?

А) самонаблюдение

Б) тестирование

В) беседа

Г) наблюдение

 

Становление предмета психологии — МегаЛекции

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ТЕСТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ

Тематическая структура

СОДЕРЖАНИЕ ТЕСТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ Введение в психологию Психология как система научных знаний раздел подраздел
Введение в психологию Психология как система научных знаний
  Становление предмета психологии
  Методологические основы психологии
  Биологические основы психики: мозг и психика
  Историческое развитие психики.
  Деятельность.
Познавательные процессы. Внимание.
  Ощущение.
  Восприятие
  Память
  Мышление.
  Воображение.
  Эмоции.
  Воля
Свойства личности. Личность, индивид, индивидуальность.
  Темперамент
  Характер.
  Способности
Общение и психология групп. Категория общения в психологии.
  Психология групп.
  Межгрупповые отношения и взаимодействия

1. Задание {{ 1 }} ТЗ 1 Тема 1-1-0

Психология в переводе с греческого означает наука о

£ человеке

R душе

£ cознании

£ поведении

2. Задание {{ 2 }} ТЗ 2 Тема 1-1-0

Психология первоначально начала развиваться в рамках

R философии

£ биологии

£ педагогики

£ медицины

3. Задание {{ 3 }} ТЗ 3 Тема 1-1-0

Автором первого научного психологического трактата «О душе» был

£ Платон

R Аристотель

£ Демокрит

£ Декарт

4. Задание {{ 4 }} ТЗ 4 Тема 1-1-0

Психическое отражение

£ является точной копией окружающей действительности

R носит избирательный характер

£ представляет фотографию воздействующей окружающей среды

£ не зависит от условий окружающей среды

5. Задание {{ 5 }} ТЗ 5 Тема 1-1-0

Психическим явлением является

£ нервный импульс

£ рецептор

R интерес

£ сердцебиение

6. Задание {{ 6 }} ТЗ 6 Тема 1-1-0

Психология как самостоятельная наука оформилась

£ в 40-х гг. XIX в.

R в 80-х гг. XIX в.

£ в 90-х гг. XIX в.

£ в начале ХХ в

7. Задание {{ 7 }} ТЗ 7 Тема 1-1-0

Признание психологии как самостоятельной науки было связано с



£ выходом трактата Аристотеля «О душе»

£ развитием метода тестирования

R созданием научно-исследовательских лабораторий

£ развитием метода наблюдения

8. Задание {{ 8 }} ТЗ 8 Тема 1-1-0

Первая экспериментальная психологическая лаборатория была открыта

R В. Вундтом

£ З. Фрейдом

£ И.П. Павловым

£ И.М. Сеченовым

9. Задание {{ 9 }} ТЗ 9 Тема 1-1-0

Установите последовательность этапов становления психологии как науки

1:наука о душе

2:наука о сознании

3:наука о поведении

4:наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики

10. Задание {{ 10 }} ТЗ 10 Тема 1-1-0

Для обозначения течения психического явления, имеющего начало, развитие и конец, используется понятие

£ Свойство

£ Состояние

£ Реакция

R Процесс

11. Задание {{ 11 }} ТЗ 11 Тема 1-1-0

Психологические закономерности обучения и воспитания изучает

£ возрастная психология

£ генетическая психология

£ патопсихология

R педагогическая психология

12. Задание {{ 12 }} ТЗ 12 Тема 1-1-0

Психологические особенности трудовой деятельности человека изучает…

£ научная организация труда

£ социальная психология

£ профотбор

R психология труда

13. Задание {{ 13 }} ТЗ 13 Тема 1-1-0

Наука о поведении человека в хозяйственной деятельности называется...

£ психологией управления

£ инженерной психологией

R экономической психологией

£ эргономикой

14. Задание {{ 14 }} ТЗ 14 Тема 1-1-0

Объектом изучения психологии выступает(ют)

R психика

£ сознание

£ деятельность

£ поступки людей

15. Задание {{ 15 }} ТЗ 15 Тема 1-1-0

Психика – это субъективный ... объективного мира.

Правильные варианты ответа: обр*з;

16. Задание {{ 16 }} ТЗ 16 Тема 1-1-0

Научные психологические знания отличаются от житейских своей

£ конкретностью

£ интуитивностью

R систематизированностью

£ разрозненностью

17. Задание {{ 17 }} ТЗ 17 Тема 1-1-0

К специальной психологии относится

£ зоопсихология

R олегофренопсихология

£ медицинская психология

£ нейропсихология

18. Задание {{ 18 }} ТЗ 18 Тема 1-1-0

Правдоподобные, полезные в конкретных жизненных ситуациях психологические знания, полученные на собственном опыте, называются

£ практические

R житейские

£ рациональные

£ научные

19. Задание {{ 19 }} ТЗ 19 Тема 1-1-0

... психология изучает онтогенез психических процессов и психологических качеств личности

Правильные варианты ответа: В*зр*стная;

20. Задание {{ 20 }} ТЗ 20 Тема 1-1-0

... психология изучает психологические закономерности учебной деятельности.

Правильные варианты ответа: Педагогическая;

21. Задание {{ 21 }} ТЗ 21 Тема 1-1-0

Основной задачей психологии является

£ совершенствование методов исследования

£ разработка проблем истории психологии

£ коррекция социальных норм поведения

R изучение законов психической деятельности

22. Задание {{ 22 }} ТЗ 22 Тема 1-1-0

Житейские психологические знания отличаются от научных

£ систематизированностью

R интуитивностью

£ обобщенностью

£ специальными способами передачи

23. Задание {{ 23 }} ТЗ 23 Тема 1-1-0

Психика - не пассивное зеркальное копирование, а ... избирательное отражение в связи с потребностями личности.

Правильные варианты ответа: *ктивн#$#;

24. Задание {{ 24 }} ТЗ 24 Тема 1-1-0

Объектом современной отечественной психологии является:

£ душа

£ поведение

R психика

£ бессознательное

25. Задание {{ 25 }} ТЗ 25 Тема 1-1-0

К психическим процессам относится:

£ характер

£ темперамент

R ощущение

£ способности

26. Задание {{ 26 }} ТЗ 26 Тема 1-1-0

Психическое ... – комплекс показателей функционирования психики в конкретный момент времени.

Правильные варианты ответа: с*стояни#$#;

27. Задание {{ 27 }} ТЗ 27 Тема 1-1-0

Психический ... динамический аспект функционирования психики, последовательная смена ее состояний.

Правильные варианты ответа: пр*цес#$#;

28. Задание {{ 28 }} ТЗ 28 Тема 1-1-0

Психические ... - это устойчивые характеристики человека, сохраняющиеся на продолжение длительных периодов.

Правильные варианты ответа: сво*ств#$#;

29. Задание {{ 29 }} ТЗ 29 Тема 1-1-0

Усвоение человеком правовых норм изучает психология

£ политическая

£ дифференциальная

£ социальная

R юридическая

Становление предмета психологии

30. Задание {{ 30 }} ТЗ 30 Тема 1-2-0

На донаучном этапе развития психологии ее объект определялся как

£ сознание

R душа

£ поведение

£ личность

31. Задание {{ 31 }} ТЗ 31 Тема 1-2-0

В 17 веке в связи с развитием естественных наук возник второй предмет психологии – психология как наука о ....

Правильные варианты ответа: с*знани#$#;

32. Задание {{ 32 }} ТЗ 32 Тема 1-2-0

Психология как наука о сознании стала развиваться в связи с работами Р. Декарта

£ в XV в.

£ в XVI в.

R в XVII в.

£ в XVIII в.

33. Задание {{ 33 }} ТЗ 33 Тема 1-2-0

Психология как наука о поведении возникла

£ в XVII в.

£ в XVIII в.

£ в XIX в.

R в ХХ в.

34. Задание {{ 34 }} ТЗ 34 Тема 1-2-0

Неофрейдизм возник

£ в XVII в.

£ в XVIII в.

£ в XIX в.

R в ХХ в.

35. Задание {{ 35 }} ТЗ 35 Тема 1-2-0

Оснавателем бихевиоризма стал

R Дж. Уотстон

£ З. Фрейд

£ К. Юнг

£ А. Маслоу

36. Задание {{ 36 }} ТЗ 36 Тема 1-2-0

Крупный вклад в развитие бихевиоризма внес

£ А. Маслоу

R Дж. Уотсон

£ К. Роджерс

£ В. Вундт

37. Задание {{ 37 }} ТЗ 37 Тема 1-2-0

Фамилия автора структуры личности, в которой выделяют такую инстанцию, как «сверх я» - ...

Правильные варианты ответа: Фр*йд;

38. Задание {{ 38 }} ТЗ 38 Тема 1-2-0

Содержание психики, которое ни при каких условиях не может войти в сферу сознания, З. Фрейд назвал

£ вытесненным

£ подсознательным

£ предсознанием

R бессознательным

39. Задание {{ 39 }} ТЗ 39 Тема 1-2-0

В представлении классического бихевиоризма ... определяется только стимулом.

Правильные варианты ответа: р*акц#$#;

40. Задание {{ 40 }} ТЗ 40 Тема 1-2-0

Факты, механизмы и закономерности психики являются предметом изучения

R отечественной психологии

£ донаучной психологии

£ бихевиористической психологии

ихоаналитической теории

41. Задание {{ 41 }} ТЗ 41 Тема 1-2-0

Расставьте в хронологическом порядке с позиции основного предмета этапы развития психологической науки

1:душа

2:сознание

3:поведение

4:факты, механизмы и закономерности психики

42. Задание {{ 42 }} ТЗ 42 Тема 1-2-0

Расставьте в хронологическом порядке ученых разных веков, внесших свой вклад в создание научной психологии

1:Аристотель

2:В. Вундт

3:З. Фрейд

4:Л. С. Выготский

43. Задание {{ 43 }} ТЗ 43 Тема 1-2-0

Укажите последовательность появления следующих научных школ в психологии

1:психоанализ

2:бихевиоризм

3:гештальтпсихология

4:когнитивная психология

44. Задание {{ 44 }} ТЗ 44 Тема 1-2-0

З. Фрейд является автором теории и метода ....

Правильные варианты ответа: псих*анализ#$#;

45. Задание {{ 45 }} ТЗ 45 Тема 1-2-0

Бихевиоризм видел задачу психологии в исследовании

£ сознания

R поведения

£ бессознательного

£ личности

46. Задание {{ 46 }} ТЗ 46 Тема 1-2-0

Фрейдизм рассматривает проблему

£ развития интеллекта

£ формирования образов

R бессознательного

£ влияния стимулов на поведение.

47. Задание {{ 47 }} ТЗ 47 Тема 1-2-0

К. Юнг предложил понятие ... бессознательного.

Правильные варианты ответа: к*лл*ктивно#$#;

48. Задание {{ 48 }} ТЗ 48 Тема 1-2-0

Расставьте в хронологическом порядке российских ученых, внесших свой вклад в развитие отечественной психологии

1:Г.И.Челпанов

2:Л.С. Выготский

3:А. Р. Лурия

4:Е. А. Климов

49. Задание {{ 49 }} ТЗ 49 Тема 1-2-0

З. Фрейд полагал, что энергетическим источником развития являются

R сексуальные влечения

£ осознаваемые побуждения

£ чувства

£ опыт

50. Задание {{ 50 }} ТЗ 50 Тема 1-2-0

Закономерности этапов психического развития человека от рождения до старости изучает … психология.

£ генетическая

£ сравнительная

R возрастная

£ дифференциальная


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Global platform for education exchange

881. Цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения, но испыты-вающие при своем формировании определенное воздействие государственных органов, называются:

882. Системы, которые сами выдают абоненту предназначенную для него информацию периодически или через определенные промежутки времени, называются

883. Записи голосов писателей, исторические фонодокументы, выступления политических деятелей, ученых, рассказы очевидцев или участников событий, называются

884. Системы, которые являются аналогами систем в части необходимости организации дополнительного канала связи, называются

885. Кредитные деньги, выпускаемые Центральным банком путем переучета векселей и кредитования различных кредитных организаций и государства, называются:

886. Правдоподобные, полезные в конкретных жизненных ситуациях, практичные психологические знания, достоверность которых проверяется на личном опыте называются :

887. Подсистемы САПР, выполняющие одну или несколько проектных процедур или операций, непосредственно зависимых от конкретного объекта проектирования, называются

888. Как называются отношения, при которых один организм использует другого в качестве среды обитания и (или) источника пищи, но не доводит его до гибели?

889. Пенсии, пособия и другие выплаты из средств бюджета разного уровня и внебюджетных фондов в денежных доходах домохозяйств называются

890. Неличные формы коммуникации, осуществляемые с помощью платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования называются

Преодоление трудных жизненных ситуаций... - Познавательный сайт ,,1000 мелочей"

В жизни каждого из нас возникают трудные жизненные ситуации, и все мы по-своему реагируем на неприятности и по-разному ищем выход из сложной ситуации.

Одни мирятся и приспосабливаясь «плывут по течению». Другие ищут выход из трудной жизненной ситуации с помощью действий направленных на преодоление проблем и неприятностей. Кто-то замыкается в себе и вместо того, чтобы попытаться как-то преодолеть трудность предпочитает ее не замечать. А многие, проклиная судьбу лишь жалуются на сложную жизнь и фактически не решая никаких проблем, впадают в депрессию.

Обобщить поведение людей в трудных ситуациях и описать пути преодоления трудностей можно по стратегиям преобразования, которые используются в этих ситуациях: совладение (приспособление и преодоление), защита и переживание. Но прежде чем поговорить о них подробно, пару слов о понятии «трудная жизненная ситуация».

Так понятие «трудная жизненная ситуация» растолковывает  один из ФЗ РФ — «Сложная жизненная ситуация — это ситуация, впрямую нарушающая жизнедеятельность человека, которую он не способен самостоятельно преодолеть». В этом законе приводятся и несколько примеровтрудных жизненных ситуаций – болезнь, инвалидность, сиротство, безработица, необеспеченность и нищета, отсутствие определенного места жительства, жестокое обращение, конфликты, одиночество и т.д.

Российский психотерапевт, Федор Ефимович Василюк, изучающий аспекты трудных жизненных ситуаций, предлагает понимать их как ситуации невозможности, в которой человек сталкивается с трудностью реализации внутренних потребностей своей жизни (стремлений, мотивов, ценностей и т.п.).

Сложная жизненная ситуация всегда характеризуется несовпадением между тем, что мы хотим (достичь, сделать и т.п.), и тем, что мы можем. Такое несоответствие желаний со способностями и возможностями препятствует достижению целей, а это влечет за собой возникновение негативных эмоций, которые и сигнализируют о возникновении трудной ситуации.

Развивающийся человек, осваивая и познавая мир вокруг себя, но, не обладая достаточным жизненным опытом, неизбежно встретиться с чем-то для себя неожиданным, неизвестным и новым. Применение собственных способностей и возможностей в данной ситуации может оказаться недостаточным, потому может стать причиной разочарований.

А любая сложная жизненная ситуация приводит к нарушению деятельности, ухудшению сложившихся отношений с окружающими нас людьми, порождает переживания и плохие эмоции, вызывает различные неудобства, что может иметь отрицательные последствия для развития личности. Поэтому человек должен знать как можно больше о возможных вариантах и путях преодоления трудных жизненных ситуаций.

Техники поведения, которые чаще всего люди используют в трудных ситуациях

Приемы защиты — группа неадаптивных (поведение, способствующие возникновению сильного психического дистресса) реакций на сложности: подавленность, молчаливое смирение, депрессия, а также избегание сложных жизненных ситуаций и подавление мыслей о причине и источнике возникшей трудности.

Преодоление — действия, нацеленные на достижение успеха, на изменение и преодоление трудностей. Они связаны с затратой энергии и с определенными усилиями; предполагают интенсивные раздумья направленные на решение сложной ситуации, высокий уровень психической саморегуляции, поиск необходимой информации и привлечение к решению проблемы других людей.

Настойчиво преобразуя любую трудную ситуацию, человек сильно меняется, но часто эти изменения являются неосознаваемыми и непреднамеренны. Однако порой ситуация требует осознанного изменения своих особенностей, лишь только в этом случае можно достигнуть благополучия и преодолеть трудность. В этом случае изменение личных свойств и отношений к сложной ситуации становится основной стратегией или важным составляющим элементом другой стратегии.

ПРИЕМЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ:

*Приспособление к базовым моментам ситуации (общественным установкам, социальным нормам, правилам деловых отношений и т.п.). Освоив эту технику, человек свободно входит в мир морали и права, труда, культуры, семейных отношений. В нормальных социальных условиях данная техника предопределяет успешность.

Например, она помогает свыкнутся с новыми условиями работы (в данном случае человек успешно проходит испытательный срок) или в случае переезда на новое место жительства. Однако если человек попал в трудную жизненную ситуацию, в ситуацию потрясений, когда что-то резко поменялось, где новые правила еще не сложились, а старые уже не действуют – эта техника не поможет.

*Приспособление к особенностям и нуждам других людей будет иметь огромное значение в ситуации социальных потрясений. Изучение этой техники показали, что чаще всего ее используют в кризисные этапы развития общества. Рядом с ней еще один прием приспособления - забота о поддержании имеющихся установлении новых социальных контактов.

*Выбрать себе роль и вести себя в соответствии с нею. Данную технику люди используют в таких ситуациях, когда источником переживаний и трудностей являются их личностные качества и свойства собственного характера (например, неуверенность в собственных силах или застенчивость), не позволяющие им свободно адаптироваться к новым условиям жизни, попросить о помощи и т.д.

Этот прием заключается в сознательном применении механизма идентификации. Человек выбирает для подражания определенную модель поведения, это может быть герой кинофильма или персонаж книги, олицетворяющий уверенность, ну или приятель, обладающий этим недостающим качеством. В сложной жизненной ситуации он примеряет на себя роль этого персонажа: начинает по-другому себя вести, у него меняется походка, манера говорить, его речь становится убедительной, он даже начинает по-другому себя ощущать. Так как себя с выбранной ролью он отождествляет не полностью, а только «играет ее», то все свои провалы и неловкость относит к выбранному персонажу, а не к себе. Это помогает избежать смущения, быть более свободным от мнения окружающих и не снижать при промахах самооценку.

При правильном выборе роли, она помогает справится с трудной ситуацией возникающей в общения, а также вызывает ощутимые подвижки не только в поведении, но и в собственных жизненных ценностях и установках.

*Часто применяемой формой приспособления выступает отожествление себя с более удачливыми людьми или отождествление с серьезными и влиятельными объединениями и организациями. Перенесшие разочарования и неудачи люди, которые мнят себя неудачником, порой прибегают к такому приему. Идентифицируясь с успешным субъектом, они как бы прибавляют себе особые способности, а становясь сотрудником влиятельной и авторитетной организации, не только получают возможность почувствовать свою принадлежность к ней и говорить о «наших успехах», но и реально начинают чувствовать себя сильными и действуют более успешно и уверенно.

*Техника выявления границ собственных возможностей, как правило, используется при внезапном изменении жизненных обстоятельств. Наиболее яркий пример – человек стал инвалидом. Попав в такую трудную жизненную ситуацию, люди вынуждены резко менять свой устоявшийся образ жизни. Поначалу они узнают о своих возможностях. Как человек, идущий по болоту прощупывает почву, они анализируют меру оставшихся способностей и пытаются восполнить потерянное. Стоит отметить, что к подомным тактикам прибегают и те, кто очутился в неизвестных или усложнившихся условиях.

*Предугадывание и предвосхищение событий. Этим приемом пользуются люди, уже имевшие печальный опыт неудач или ожидающие неминуемого наступления приближающейся сложной жизненной ситуации (к примеру, сокращение по службе, предстоящая операция или смерть больного родственника). Предвосхищающая печаль или заранее составленное представление имеют адаптивное значение и позволяют человеку морально подготовиться к возможным трудным испытаниям и составить план предотвращения несчастливых обстоятельств. Как и любой другой прием совладания с трудной ситуацией, предвосхищающее совладание, в зависимости от той или иной ситуации, может быть как полезным, так и вредным.

(+) Пример продуктивного применения предвосхищающего совладания – часто применяемый в некоторых зарубежных больницах опыт подготовки юных пациентов к намеченной операции. Медперсонал под руководством квалифицированного психолога устраивают особые ролевые игры, в ходе которых проигрывается ситуация операции. Подобная психологическая подготовка снижает страх детей перед операцией и существенно ускорить их выздоровление.

(-) Явным примером однозначно непродуктивного предвосхищающего совладания является, так называемый «симптом святого Лазаря», психологи выявили его при работе с некоторыми родственниками ВИЧ-инфицированных. Он заключается в таком отношении к больному, словно тот уже мертв и оплакан (порой доходит до того, что члены семьи избегают всякое общение с заболевшим, не скрывая собирают деньги на поминки и готовятся к его похоронам).

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ САМОСОХРАНЕНИЯ В СЛОЖНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ.

Это приемы борьбы с эмоциональными сбоями, которые, по мнению субъекта, наступают в связи с непреодолимыми трудными ситуациями.

*Таковым является бегство от сложной ситуации. Происходит оно не только в физической, но и в чисто психологической форме — путем подавления мыслей о ситуации и внутреннего отчуждения от нее (это может быть отказ от повышений по службе, от других заманчивых предложений). Для людей, переживших большое количество различных неудач и разочарований, такое избегание сомнительных связей и ситуаций нередко становится, личностной особенностью. Для них это «последняя линия защиты».

*Отрицание и непринятие, травмирующего, ошеломляющего и трагического события – еще один распространенный прием самосохранения. Попадая в трудную жизненную ситуацию и сталкиваясь с трагедией, непринятием и отрицанием ее, человек выстраивает психологический заслон на пути проникновения в свой внутренний мир этого травмирующего и разрушительного события. Он постепенно, переваривает его малыми дозами.

Техники преодоления сложностей с помощью приспособления и преобразования могут быть для человека как второстепенными, так и основными, как ситуационно-специфическими, так и характерными. Ситуационно-специфическими являются: «сопротивление», «корректировка своих ожиданий», « «надежда», «использование шанса», «самоутверждение», «идентификация с судьбами и целями других людей», «полагание на других людей», «отсрочка удовлетворения своих нужд», «проявление агрессии в форме действия или необоснованной критики» и др.

ПРИЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СЛУЧАЯХ НЕУДАЧ:

Здесь будут приведены приемы, которые люди используют в случае, когда для преодоления трудных жизненных ситуаций уже не осталось возможности их решить. То есть человек попавший в неприятную ситуацию предпринял все усилия для того, чтобы ее как то решить, но проблема осталась нерешенной и у него нет другого выбора, как просто признать, что он потерпел неудачу. Это поражение он переживает как крушение личности, ведь он поставил перед собой трудную задачу, приложил столько сил, надеялся, да еще и видел ее решение как часть будущей жизни.

Если человек не переживал серьезных неудач и провалов до этого времени, он чрезмерно уязвим. В подобной ситуации человек пытается любым образом сохранить или восстановить хорошее к себе отношение, чувство собственного благополучия и достоинства.

Наиболее часто в таких случаях люди пытаются обесценить неудачу, задействовав механизмы психологической защиты, которые помогают снизить груз эмоциональных переживаний и не требуют от них болезненного пересмотра отношения к себе.

Среди таких приемов можно выделить:

*Обесценивание объекта. Не сумев найти выход из сложной ситуации, в данном случае не сумев достичь важной цели (выйти замуж, поступить в институт, защитить диссертацию и т.д.), человек понижает ее значимость. Таким образом, он обесценивает свою неудачу («А надо ли мне это?», «Это не самое главное в жизни») и вписывает трудную ситуацию в свою биографию как незначительный эпизод.

*Корректировка своих надежд и чаяний. Так как неудача для большинства людей неприятное и тяжело переживаемое событие, лишающее человека того что ему надо, он может прибегнуть к коррекции надежд и ожиданий. Часто это приводит к минимизации потребностей. Безусловно, такой способ спасает от неудач, сглаживает неприятные ощущения и переживания, но он обедняет будущее и ни как не повышает уважение себя как личности.

*Акцептация — принятие ситуации, такой, как она есть в действительности. В психологии этот прием иногда называют «терпением» или еще чаще используют словосочетание «отпустить ситуацию» (т.е. прекратить не приносящие результата действия по изменению сложной ситуации). Это не молчаливый ответ на тяжелые жизненные обстоятельства, а осознанное решение, принимаемое после анализа жизненной ситуации и сравнения собственного тяжелого положения с еще худшим положением других людей. Эта техника может быть применима в ситуации инвалидности или тяжелого заболевания.

*Положительное толкование своей ситуации. Эта техника похожа на предыдущую. Она заключается в использовании вариантов сравнения: люди сравнивают себя с кем-то, кто находится в еще более шатком положении («сравнение идет вниз»), или вспоминает о своих заслугах и успехах в иных областях: «Да, это у меня не получилось, но зато…» («сравнение идет вверх»). Помните, у одной из героинь популярного фильма Э. Рязанова «Служебный роман», были такие защитные фразы: «Я живу за городом, но зато рядом с электричкой», «У моего мужа была язва желудка, но зато операцию делал сам Вишневский» и т.п.

В жизни каждого из нас бывают трудные жизненные ситуации. Даже в самые безмятежные времена мы сталкиваемся с трудностями. Для одного это поиск работы или смена места жительства, для другого – собственная болезнь или болезнь близкого человека, развод или уход из жизни близких и родных людей. Так было и будет всегда. Трудные жизненные ситуации возникают в жизни детей и взрослых, целых семей и народов.

В данной статье приведены приемы и техники в большой степени касающиеся приспособления к обстоятельствам, которые уже невозможно изменить. Есть мнения, что подобные приемы свидетельствует о пассивной стратегии и о неспособности совладать со своей жизнью. Но в действительности все не так однозначно, ведь иногда временное приспособление выступает как мудрая стратегия переживания трудной жизненной ситуации, учитывающая жизненные перспективы с их реальными особенностями.

Самый простой пример —  испытательный срок при приеме на работу диктует человеку правила игры, к которым он должен приспособиться, чтобы получить работу в хорошем месте и быть принятым в новом трудовом коллективе. Он знает, когда лучше промолчать, отказывается от самоутверждения и определенных форм поведения в пользу своего будущего.

Однако каждый вправе самостоятельно выбирать те приемы и стратегии из своего репертуара, которые помогут выйти из трудной жизненной ситуации. Далеко не всегда и не все мы в силах изменить. Самое большое, что мы можем сделать, это трезво взглянуть на ситуацию, направить максимум усилий на изменение того, что поддается улучшению, и найти способы сосуществовать с тем, что поменять нельзя.

Иногда чтобы разобраться в трудной ситуации, необходима помощь психолога. Однако не все готовы поделиться своими проблемами с чужим человеком. Тем, кто не готов к личной встрече можно посоветовать консультацию по телефону. Телефонное консультирование это беседа с психологом обеспечивающая анонимность и особую доверительность. Психолог, изучивший руководство по телефонному консультированию, способен дистанционно разобраться в ваших проблемах и помочь вам преодолеть трудности, не хуже чем если бы вы пришли на прием.

Этикотипы в разных жизненных ситуациях

Каждый из нас в течение дня в разных ситуациях может проявлять себя и как Творец, и как Романтик, и как Потребитель, а то и Паразит. Потребитель живет за свой счет, Паразит - за чужой. Романтик мечтает помочь окружающим, Творец создает для этого реальные условия. Один и тот же человек может, к примеру, в личных отношениях действовать, в основном, как Потребитель, между тем, как в работе он чаще Творец. Либо в работе он – Романтик, а в семейной жизни – Паразит, при этом в личном развитии – продуктивный Творец, автор какой-нибудь полезной книги. Кроме того, важно различать ситуативные роли, жизненные тактики и жизненные ценности. Например, человек обычно ведет себя как Романтик, а в конкретной ситуации ведет себя как Творец, при этом его мечтой и целью может быть жизнь Потребителя. Данная типология используется не в диагностических и не терапевтических, а исключительно в педагогических целях, с целью помощи заинтересованным людям организовать свою жизнь более этичным, нравственным образом.

Итак, зададим ряд достаточно простых, житейский вопросов и посмотрим, как проявят себя разные этикотипы в этих ситуациях? Читатель может сам отвечать на эти же вопросы, находить ответы свои. В этом случае эта классификация выполняет роль теста этикотипов.

1. Как поделят прибыль, если возникли разногласия:

Как поведут себя в конкуренции за хорошую должность?

2. Решение проблем. Кто должен взять на себя груз той или иной обязанности? Сходить в магазин: вроде возложено на меня, но мне тяжело, а тебе по дороге? И вообще я устал и приболел...

3. Ситуация предельной трудности, крайней опасности. Война, концлагерь, стихийные бедствия. Кто как будет себя вести? Самоубийство - возможно или нет, когда, почему?

4. Отношение к жизненному риску: свободному (прыжки с парашютом, экстремальные виды спорта):

К жизненно необходимому (взять на себя трудные переговоры, сходить в разведку на войне).

5. Кто для человека - свои, кого защищаем, кому помогаем, в кого вкладываемся? Все люди - братья или бей своих, чтобы чужие боялись? Заботимся о сильных или слабых, достойных или несчастных, или о тех, кто будет заботиться о нас?

6. А если ситуация благополучия, есть свободное время, относительно свободные деньги и другие радостные возможности - как решим этим распорядиться?

7. Каков идеал жизни? Если можно взмахнуть волшебной палочкой, и твоя мечта станет явью, то кто что закажет?

Возможно, вы назовете и другие жизненные ситуации, в которых будет явное отличие в поведении наших персонажей.

Выбор спутницы жизни:

В работе:

Вводное занятие Университета