Правой и левой рукой одинаково: Левши, правши и амбидекстры

Левша или правша?

Заметив, что ребенок рисует или пишет не правой, а левой рукой, многие родители  проявляют беспокойство, в их головах роятся вопросы: Что делать? Исправлять или не исправлять? Как подготовить его к школе?

Для ответа на все эти вопросы, стоит    узнать побольше  о том, кто такие левши и каковы их особенности. Большая часть человечества – праворукие и только небольшой процент (5-12%) из них леворукие. Но и праворукие и леворукие – это не однородные группы. Среди них есть сильно леворукие и сильно праворукие, но есть и те, кто выполняют одной или другой рукой только некоторые действия, среди них и амбидекстры (обоерукие).

 У человека существует функциональная асимметрия мозга-ответственность за разные виды деятельности поделена между полушариями мозга. Левое полушарие (доминирует у правшей) оперирует словесно-знаковой информацией, чтением текстов, выстраивает продукты своей работы в строгие и точные конструкции.

Правое полушарие (доминирует у левшей) оперирует образами, «заведует» ориентацией в пространстве, различением музыкальных тонов и мелодий, распознает сходство и различие сложных систем, продуцирует сновидения.

В каком возрасте нужно определять ведущую руку?

Специалисты считают, что целесообразно делать это в 4-5 лет. Начиная с 16-20 недель и до 2 лет у ребенка происходят волнообразные изменения рукости. С 2 до 4-5 лет руки практически равноценны и одинаково активны, причем большая часть действий совершается обеими руками. Лишь в возрасте 4-5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук.

Существует несколько вариантов определения рукости. Наиболее распространенным является метод количественной оценки с помощью вопросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий. Этот вариант, как правило, используется при оценке рукости у детей 6—7 лет.

Однако не каждый ребенок может объективно оценить, какой рукой он выполняет действия легче, увереннее, лучше. Более эффективно использовать специальные задания. К наболее распространенным можно отнести слудующие.

  •       “Переплетение пальцев рук”. Предложите ребенку сложить руки в замок. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой .
  •      “Поза Наполеона” — складывание рук на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье .
  •       “Одновременные действия обеих рук” — рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, — более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. 
  •       Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой.
  •     Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей. Для оценки скорости можно использовать число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд или число точек (касаний ручки) плоскости листа. Задание выполняется трижды, затем рассчитывается среднее значение.
  •       Силу каждой руки необходимо измерить три раза ручным динамометром и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая по силе неведущую на 2 кг.

  

Немного о леворукости

Леворукость — преобладание в развитии и функции левой руки над правой, обычно врожденное. Леворукость может быть скрытой, когда левша научился пользоваться главным образом правой рукой. Скрытую леворукость можно обнаружить по некоторым признакам:

·         кисть больше и ногти шире;

·         при переплетении пальцев обеих рук сверху ложится I палец левой, а не правой руки; по более развитой мимической мускулатуре слева;

·         по движению рук во время работы.

У леворуких два центра речи — один в левом, а другой в правом полушарии, при кровоизлияниях в один из них наступает более быстрая компенсация развития речи. Нечистая речь с неясным произношением буквы «р» чаще встречается у леворуких, так же как дальтонизм, косоглазие и пр.

 

Надо ли переучивать леворуких детей?

 

Нельзя переучивать ребенка с левой руки на правую. Практика показывает, что переученная леворукость — ошибка взрослых, стоящая ребенку здоровья!

 

Рекомендации для родителей левшей

      Научите леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.

  •     При обучении письму используйте «Прописи для леворуких детей». Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.
  •     Не заставляйте леворукого ребенка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами — эта работа облегчит ребенку распознавание букв и процесс обучения чтению.
  •      Помните, что леворукость — индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.

 

Как быть, если ребенок одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой?


Нередко ребенок начинает писать и правой, и левой рукой, иногда рисует левой, а пишет правой или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руку, что сильно затрудняет процесс формирования навыка письма. Часто взрослые — и педагоги, и родители — придерживаются такой позиции: “какую руку чаще использует, той пусть и пишет”.

Но одно дело — выполнять привычные бытовые действия, другое — писать. Существуют даже специальные термины: “графическое функциональное превосходство” (т. е. бывают “графические левши” и “графические правши”) и “бытовое функциональное превосходство”.

Исследования французских ученых показали, что в 90% случаев “графические левши” оказываются и “бытовыми левшами”. Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма. Поэтому еще раз разберем некоторые возможные варианты.

  •          Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т. е. одинаково хорошо пишущие и рисующие и правой, и левой рукой. Как правило, эти дети — левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдет легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным.
  •          Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.

Учить на две руки — значит добиваться более точных, уверенных и совершенных движений. Развивая обе половинки мозга, мы даем детям больший резерв для раскрытия их способностей и достижения лучших результатов в будущем.


]]>]]>

Люди левши | Клиника Эксперт

Международный день левшей отмечается 13 августа. Среди утверждённых мировым сообществом дат эта обосновалась давно – с 1976 года. Тогда был принят «Билль о правах лев-шей». Зачем потребовалось составлять отдельный документ? И почему необходимость напоминать о правах этой части населения сохраняется в наши дни?

Международный день левшей отмечается 13 августа. Среди утверждённых мировым сообществом дат эта обосновалась давно – с 1976 года. Тогда был принят «Билль о правах левшей». Зачем потребовалось составлять отдельный документ? И почему необходимость напоминать о правах этой части населения сохраняется в наши дни?

Кто вы?

Процент левшей в мире невелик: всего 10 – 13 на популяцию. Однако и абсолютных правшей меньше половины: от 38 до 42%. Остальные являются парциальными правшами или левшами. Иначе говоря, «с признаками левшества» и «правшества». Совсем редкое явление – амбидекстры: люди, одинаково владеющие как правой, так и левой рукой.

ПРОЦЕНТ ЛЕВШЕЙ В МИРЕ НЕВЕЛИК:
10 -13 НА ПОПУЛЯЦИЮ. ОДНАКО И
АБСОЛЮТНЫХ ПРАВШЕЙ МЕНЬШЕ
ПОЛОВИНЫ: ОТ 38 ДО 42%

Помимо ведущей руки есть ведущая нога и ведущий глаз. Недавние исследования показали, что органы чувств тоже работают несимметрично: острота обоняния в правой и левой половине носа отличается, неравномерно и распределение вкусовых сосочков на языке.

Существуют простые эксперименты. Чтобы выявить ведущий глаз, нужно вертикально поставить карандаш и посмотреть на кончик обоими глазами, затем зажмурить правый. Изображение сильно сместилось? Значит, в зрении вы правша. Осталось на месте? Открывайте правый глаз, зажмурьте левый. Если оно сместилось теперь, левый глаз преобладающий.

Ведущая нога – та, которой вы отталкиваетесь при прыжке.

Выбор до рождения

Ведущая сторона заложена генетически. Статистические подсчёты, проведённые в 2003 году, показали, что вероятность появления леворукого ребёнка у двух правшей ниже, чем в браке правши и левши. Если же левая рука является преобладающей у обоих родителей, вероятность возрастает в 3 – 4 раза. Гены, определяющие данный признак, были открыты позже: в 2007 году выявили роль LRRTM1, через шесть лет исследовали влияние PCSK6.

ВЕРОЯТНОСТЬ ПОЯВЛЕНИЯ ЛЕВОРУКОГО
РЕБЕНКА У ДВУХ ПРАВШЕЙ НИЖЕ, ЧЕМ
В БРАКЕ ПРАВШИ И ЛЕВШИ

Существовала теория, согласно которой большее количество правшей – результат естественного отбора в процессе войн. Её выдвинул философ Т. Карлейль. Он предполагал, что выживали солдаты, державшие оружие в правой руке: в этом случае щит оставался в левой и прикрывал сердце. Однако гипотеза не подтвердилась. Археологи доказали, что пропорции сложились задолго до появления оружия и инструментов.

Тайны мозга

Представление о том, как работает мозг левшей и правшей, тоже изменилось. Раньше предполагали, что полушария действуют словно в зеркальном отражении. Электроэнцефалография и магнитно-резонансная томография мозга показали: отличия левши и правши глубже. Разница затрагивает процессы взаимодействия всех отделов. Во время спокойного бодрствования мозг леворуких работает менее синхронно. Зато во сне картина меняется.

«Кажется, что мы знаем о головном мозге очень много. И не просто знаем — мы можем им управлять». Цитата из материала «Голова – предмет тёмный, но исследованию подлежит. Что за что отвечает в головном мозге?»

У правшей между полушариями больше тормозных связей, поэтому мозг действует по принципу отрицательной обратной связи. Тем, у кого ведущая сторона левая, природа выделила больше активирующих, поэтому общий принцип обратной связи положительный.

Из-за этих особенностей левши чаще страдают эпилепсией. Характер приступа у праворуких и леворуких тоже отличается: правши, как правило, чувствуют приближение припадка.

Зато компенсаторные возможности лучше развиты при леворукости. Левши быстрее восстанавливаются после травм и инсультов, поскольку структуры мозга легче перестраиваются и принимают дополнительные функции.

В массовом сознании существует стереотип: левши – люди творчества, а правши рациональны. Однако факты его не подтверждают. В длинном списке знаменитых левшей мира хватает и представителей творческих профессий, и учёных. Писатель Франц Кафка, физиолог Иван Павлов, актёр Чарли Чаплин, физик Альберт Эйнштейн – эти люди слишком разные, чтобы объяснить их талант одной особенностью.

Что выделяет гениев в массе других, «обычных» людей? Чем таким особенным может обладать гениальный мозг, в частности, мозг Альберта Эйнштейна? Читайте здесь

Не воюйте с природой

Ещё недавно считалось, что леворукость – недостаток, который нужно скорректировать. В школах от детей требовали писать только правой рукой. Существовали специальные рукавицы, чтобы ученик, задумавшись, не пустил в дело левую. И люди привыкали. Значит, ничего страшного не произошло?

Оказывается, переучивание вовсе не безобидно. Попытки сменить ведущую руку перестраивают организацию нервной системы в целом. Это не приводит к соматическим болезням. Однако из-за изменения нейронных связей страдают многие участки мозга.

Попытки переучить ребёнка замедляют речевое развитие, могут стать причиной заикания. Также повышается тревожность, ухудшается способность адаптироваться к новой обстановке: ресурсы нервной системы тратятся на переход к праворукости.

ПЕРЕУЧИВАНИЕ ЛЕВШЕЙ ВОВСЕ НЕ БЕЗОБИДНО.
ПОПЫТКИ СМЕНИТЬ ВЕДУЩУЮ РУКУ ПЕРЕСТРАИВАЮТ
ОРГАНИЗАЦИЮ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ЦЕЛОМ

Ощущение собственного тела в пространстве тоже меняется. Взрослые люди, вроде бы успешно научившиеся орудовать правой рукой, хуже ориентируются на местности, часто бывают неуклюжи.

Современные сложности

В древности левшей боялись из-за предрассудков. Непохожесть считалась дьявольской меткой.

В ХХ веке суеверия сошли на нет, но участь леворуких это не облегчило. Примерный ученик в эпоху коллективизма писал только правой рукой. Переучивание было общепринятой практикой. Но это уже история. Зачем отмечать Международный день левшей сегодня?

Теперь действительно живётся проще. Однако до полного благополучия далеко. В школах левшей не переучивают, но из массового сознания эта идея ещё не ушла. Маленькие левши испытывают давление со стороны старших родственников, знакомых. Учителя вынуждены объяснять, что леворукость – вариант нормы.

На первый план выступили бытовые трудности. Привычные предметы – от ножниц до турникетов в метро – рассчитаны на действия правой рукой. Аналоги для левшей разрабатывают, но доступ к ним есть не везде.

Мир, удобный для всех – цель, которую предстоит достичь.

Текст: Дарья Ушкова

Другие материалы по темам:

ТО для мозга. Когда начинать?

Вселенная Билла Гейтса

 

Левшество

В мире насчитывается 10-17 % леворуких людей. Что касается России, то их количество неуклонно растет с каждым годом. Связано это с особенностями отечественной системы образования, ведь до 1985 года левшей заставляли писать исключительно правой рукой. Сегодня же ситуация кардинально изменилась и «уникальных» учеников больше никто не пытается переучить. В своей статье я расскажу о том, каковы психологические особенности леворуких детей, насколько сложно им адаптироваться в мире, «заточенном» под правшей, хорошо ли они учатся в школе и нуждаются ли в помощи. Остановимся детально на каждом из указанных выше вопросов.

Кто такие левши?

Большинство людей на нашей планете является правшами. Однако в результате особенностей развития головного мозга ведущей может стать не правая, а левая рука, что тоже считается вариантом нормы. Связано это с разной активностью полушарий головного мозга.
Человек-левша ведущей имеет левую руку. Это указывает на доминантность правого полушария, которое называется эмоциональным. Оно отвечает за творческое мышление, мгновенное восприятие образа, интуицию, воображение. С детства такие люди растут более эмоциональными и художественно одаренными. Они лучше сверстников рисуют и лепят из пластилина, имеют музыкальные способности. Вместе с этим для них характерна задержка речи и затруднение в произношении различных звуков. Характеристика левши предполагает выделение таких качеств, как непосредственность, доверчивость, чувственность. У этих детей смена настроений происходит моментально, в результате чего возникают плаксивость, капризы, проявления ярости и гнева, настойчивость.
Доминантность одного из полушарий головного мозга, а значит и формирование ведущей стороны тела у ребенка происходит обычно к пятилетнему возрасту. До этого момента дети могут брать в руки ложку, карандаш или ножницы и правой, и левой рукой. В это время важно не настаивать на выборе той или иной руки. Тогда доминантность установится естественным путем.

Причины леворукости.

Что же способствует тому, чтобы ведущей у ребенка стала именно левая рука, а не правая? Можно выделить три основные причины леворукости у детей:

  • Генетическая предрасположенность.
    Наследственность является главной причиной леворукости. Можно с уверенностью сказать, что в семьях, где хотя бы один из двух родителей является левшой, леворукие дети рождаются чаще всего. При этом в остальном они развиваются наравне со сверстниками и отличаются от них одной лишь этой особенностью.
  • Поражение левого полушария.
    Как было отмечено выше, за леворукость отвечает правое полушарие, и наоборот. Таким образом, в результате сбоев в работе отдельных участков мозга левого полушария ребенок компенсирует одну руку другой. Сначала он начинает использовать левую руку при выполнении бытовых манипуляций, а затем при письме и рисовании. Одновременно с этим у таких детей часто отмечается задержка речи и моторики, что связано с повреждением левого полушария.
  • Вынужденная леворукость.
    В этом случае ребенок становится левшой из-за травмы или подражая другим детям. Кроме того, существует отдельная категория людей, которые могут одинаково хорошо пользоваться как правой, так и левой рукой. Если у такого человека-левши удается обнаружить «проблему» в раннем возрасте, то его легко можно будет сделать праворуким. В этом случае причиной леворукости является отсутствие межполушарного взаимодействия, что является одной из особенностей развития мозга.

Психологические особенности.

Леворукому ребенку адаптироваться в мире, где все предусмотрено для правшей, совсем непросто. Как правило, первые проблемы подстерегают детей и их родителей уже в школе. Многие вещи им даются сложнее, чем их праворуким сверстникам. Это напрямую связано с психологическими особенностями левшей:

  • Фонематический слух.
    Способность различать различные звуки у леворуких детей формируется медленнее, чем у их праворуких сверстников. Обычно они начинают говорить позже, но при этом часто сложными и длинными предложениями.
  • Восприятие пространства.
    Левши достаточно плохо ориентируются в пространстве, у них плохо развита зрительная память, моторная координация. Часто такие дети долго не могут запомнить, какая рука у них левая, а какая правая.
  • Ориентирование во времени.
    Не стоит удивляться, что ребенок-левша никак не может определить время на часах со стрелками. Он может долго воспринимать их в зеркальном отражении.
  • Контроль над психической деятельностью.
    Леворуким детям удается без труда изобретать все новые способы овладения миром правшей. Выстраивать словесные ряды и изображения им намного сложнее традиционным для правшей способом. Именно поэтому нужных результатов они достигают обходным путем. Ребенок-левша легко попадает под влияние своих одномоментных чувств и настроений. У него преобладает такие черты темперамента, как гнев, робость, совестливость, повышенный уровень тревожности. Но то же время они способны зарабатывать больше своих праворуких коллег. Среди них много художников, музыкантов, актеров, спортсменов и деятелей искусств.

В чем заключается уникальность левшей?

То, что леворукие люди отличаются от праворуких – это факт, который, кстати, породил немало мнений об их гениальности и исключительности. И в каждом левше действительно имеются определенные задатки. Задача родителей состоит в том, чтобы принять особенности левшей, вовремя выявить их способности и постараться развить их. Тогда ребенок в будущем сможет добиться высоких результатов во всем. Среди левшей встречается немало одаренных и поистине гениальных людей. Наиболее известными личностями являются Александр Македонский, Наполеон, Чарли Чаплин, Аристотель, Пабло Пикассо, Леонардо да Винчи, Джулия Робертс, Николь Кидман, Анжелина Джоли и многие другие.

Способности к обучению.

При воспитании левши всегда следует помнить о его повышенной эмоциональности и ранимости. Такое же отношение к ребенку требуется и в процессе его обучения. Леворукие дети даже больше, чем правши нуждаются в одобрении и похвале. Для него важна положительная оценка его действий со стороны. Поэтому родителям в процессе обучения, как дома, так и в дальнейшем в школе не следует скупиться на похвалу за успешно выполненную работу. Важно суметь развить в ребенке оптимизм и активное отношение к жизни.
Вследствие своей повышенной эмоциональности леворукие дети очень быстро переутомляются.

Поэтому в процессе их обучения важно соблюдать следующие рекомендации психологов:

  • соблюдение распорядка дня;
  • обязательный сон и отдых в дневное время;
  • небольшая по времени продолжительность занятий (не более 15-20 минут для ребенка возрастом 3-5 лет).

Придерживаясь представленных выше рекомендаций, можно избежать чрезмерной утомляемости ребенка и истощения его нервной системы. У левшей сложнее формируются привычные для людей навыки. Их трудно научить все делать по общепринятому шаблону, например, чистить зубы по утрам, застилать постель, переодеваться после улицы в домашнюю одежду, складывать свои вещи на место и т. д. Такие дети плохо запоминают порядок действий, правильное написание букв. Если вы хотите научить ребенка красиво рисовать или писать самостоятельно, обязательно приобретите трафарет или специальные прописи для детей. Только в этом случае у малыша будут получаться аккуратные изображения или буквы. Сегодня в специализированных магазинах можно купить даже гитару для левшей. На таком инструменте научиться играть ребенку будет гораздо проще.

Возможные проблемы в школе.

Психологи считают, что дети с доминирующей левой рукой имеют некоторые сложности в школе. По крайней мере в процессе обучения левшам следует уделять больше внимания чтению, письму и счету по сравнению с правшами. У таких ребят имеются определенные нарушения зрительного восприятия и памяти. В свою очередь, это приводит к появлению у леворуких детей в школе следующих проблем:

  • написание букв в зеркальном отражении;
  • замедленный темп письма;
  • неустойчивый подчерк;
  • путаница в геометрических фигурах, похожих по форме;
  • путаница в буквах и цифрах с похожими геометрическими элементами в написании.

С феноменом зеркальных движений знакомо большинство родителей детей, у которых левая рука является доминирующей. У одних он выражается в виде зеркального письма (ребенок начинает писать слово с конца, то есть с той буквы, которой оно заканчивается). Другие же дети зеркально рисуют, читают и воспринимают любую другую информацию. В школе решить эту проблему помогут прописи для детей с ведущей левой рукой. Как правило, зеркальное восприятие встречается у детей возрастом до 10 лет. Если же оно сохраняется и дальше, ребенку могут потребоваться специальные занятия. Они помогут скорректировать недостатки восприятия пространства, координации и внимания. Проблемы левши в школе часто связаны с медленным восприятием им информации. Такому ребенку потребуется гораздо больше времени на написание того же отрывка текста, чем правше. Получается, что леворукий школьник прикладывает к чистописанию больше усилий, но результат у него зачастую получается хуже. У большинства левшей подчерк не выравнивается, а остается таким на всю жизнь.
Если ваш леворукий ребенок пришел в первый класс, и вы замечаете, что педагог ему снижает оценки за каллиграфию при письме, то это неправомерно. Подобная ситуация оговаривается в методических рекомендациях Министерства здравоохранения от 1985 года, которые до настоящего времени никто не отменял. В этом же документе говорится о запрете в переучивании леворуких детей и снижении требований при оценке каллиграфии почерка ребенка-левши. Согласно данным методическим рекомендациям, у леворуких школьников допускается вертикальное написание букв и их наклон влево.

Простой тест.

По результатам теста можно узнать об активности полушарий мозга ребенка, которые отвечают за то, какая рука будет у него доминирующей – правая или левая. Кстати, выполнять задания рекомендуется после того, как малышу исполнится пять лет. До этого времени ведущей у ребенка поочередно может то правая, то левая рука.

Задания теста выглядят следующим образом:
1. Сплести пальцы рук в замок. Если сверху окажется большой палец левой руки запишите на бумаге букву L, а если правой — P.
2. Представьте перед собой мишень и прицельтесь в нее. Если для этого вы закрываете левый глаз, оставляя открытым правый, запишите на бумаге букву P. В противном случае зафиксируйте на листе букву L.
3. Скрестить руки на груди. Если сверху окажется кисть левой руки запишите L, и наоборот.
4. Поаплодировать. При этом леворукие дети обычно бьют левой ладонью по правой, а праворукие выполняют аналогичные действия наоборот. В первом случае на листе следует записать L, а во втором букву P.

Записи на листе бумаге, сделанные во время выполнения теста, позволят оценить левша или правша ребенок:

  • PPPP — ребенок на 100 % является праворуким;
  • LLLL — 100 % левша.

Дальше процент доминирования правого или левого полушария зависит от того, каких букв по результатам теста окажется больше. Правши имеют отличные способности к языкам, чтению и письму. Левши — более творческие и эмоциональные люди. Они лучше других умеют мечтать и фантазировать, имеют хорошие способности к музыке и изобразительному искусству. Определить доминантность полушарий своего мозга может абсолютно любой человек, независимо от того пишет он правой рукой или левой.

Сравнение правши и левши.

На протяжении многих лет психологи не перестают сравнивать способности леворуких и праворуких детей. На основании мнений специалистов можно выделить три основных теории:
1. Психическая деятельность у левшей значительно хуже, чем у правшей.
2. Способности у детей с доминирующей левой и правой рукой абсолютно не отличаются ни в лучшую, ни в худшую сторону.
3. Дети-левши имеют более высокие показатели нервно-психической деятельности и способны быстрее адаптироваться к непривычным условиям внешнего мира. В качестве подтверждения этого мнения психологи приводят в пример знаменитых леворуких людей Юлия Цезаря и Александра Македонского.

Все три теории имеют право на существование и только дополняют друг друга.
Считается, что межполушарные связи у левшей не такие прочные, как у правшей. Именно поэтому они имеют более высокие творческие способности, поскольку их воображение не ограничивается жесткими рамками. С другой стороны, навыки, которые требуют взаимодействия между полушариями мозга, у них формируются медленнее. Если же оценивать эмоциональную сторону леворуких и праворуких детей, то для последних характерен положительный настрой и оптимистичный взгляд на жизни, в отличие от левшей, которые по сути являются пессимистами.

Нужно ли переучивать левшу?

Еще 20 лет назад ребенок с ведущей левой рукой в школе был редким гостем. Дело в том, что уже в первом классе его обязательно переучивали из левши в правшу. Сегодня же дела обстоят совсем иначе. Психологи рекомендуют при работе с ребенком-левшой отказаться от переучивания. В противном случае произойдет грубое и совсем ненужное вмешательство в особые механизмы деятельности мозга. Каковы же будут последствия этих действий, предсказать и проконтролировать никто не сможет.

У переученных левшей нередко наблюдаются следующие невротические симптомы:

  • нарушение аппетита;
  • бессонница;
  • головные боли;
  • страхи;
  • энурез;
  • боли в животе;
  • заикание;
  • повышенная возбудимость;
  • раздражительность;
  • неусидчивость;
  • вялость;
  • навязчивые движения.

Следует отметить, что если по ряду причин происходит отказ от ведущей руки, то он должен сопровождаться задействованием второй стороны. В этом случае могут быть полезными игры с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, направленные на развитие координации движений пальцев. Такие занятия рекомендуется проводить ежедневно по 15-20 минут.

О вреде переучивания свидетельствуют и статистические данные. Согласно им, каждый третий школьник с заиканием — это переученный в свое время левша. Леворукие дети часто страдают неврозами. Этот вопрос глубоко изучается и по настоящее время.
Левша вполне комфортно чувствует себя в мире, где его поддерживают и не осуждают ни родители, ни учителя, ни ровесники. Такой ребенок вполне может стать полноценным членом общества. В специальных магазинах сегодня можно приобрести все необходимое для развития и обучения таких детей, начиная от канцелярских принадлежностей и заканчивая гитарой для левшей. Это поможет ребенку занять достойное место в обществе правшей.

Родителям на заметку.

Психологи подтверждают, что изменить то, что заложено природой, невозможно. Это неправильно и противоестественно. Последствия для ребенка в этом случае могут быть плачевными. А это значит, что перед родителями стоит задача помочь своему мальчику или девочки быстрее и легче адаптироваться к условиям окружающего мира.

На постсоветском пространстве не разработаны отдельные методики обучения левшей письму и чтению. Поэтому им все равно приходится приспосабливаться к миру праворуких людей. Чтобы упростить этот процесс, родители могут сделать для детей-левшей следующее:

  • организовать рабочее место так, чтобы источник света находился с правой стороны;
  • не акцентировать внимание ребенка на наклоне букв в правую сторону при письме;
  • выполнять с детьми упражнения, направленные на развитие моторики и зрительного восприятия;
  • все занятия с леворуким школьником должны проводиться систематически и занимать по времени не более 20 минут. Затем ему нужно дать время для отдыха, после чего можно продолжить учебную деятельность;
  • левши – творческие дети и их фантазия просто безгранична, не смейтесь над их небылицами, которые они могут рассказывать вам взахлеб;
  • помните, левша мыслит и запоминает образами, поэтому во время обучения для лучшего запоминания используйте картинки и другие наглядные пособия;
  • если ваш ребенок чрезмерно эмоционален и в чем-то неаккуратен, то не кричите и не наказывайте его за это. Помните, что в этом виноват не он сам, а особенность его головного мозга.

Важно помнить, что леворукие дети переживают адаптацию к школе гораздо тяжелее, чем их праворукие сверстники Они боятся насмешек одноклассников, но еще больше — негативной оценки взрослыми их деятельности.
Родители должны терпеливо относиться к грязным тетрадям, ошибкам и каракулям своего ребенка, помня о том, что письмо дается ему гораздо труднее, чем другим детям. Леворукому ребенку надо предлагать больше заданий на развитие мелкой моторики рук. Очень хорошее упражнение — вырезание букв крупного формата из газет. Ребенок быстрее запоминает буквы, видит их в зеркальном изображении, запоминает контуры. Еще одно упражнение — лепка букв и цифр. Это тоже помогает ребенку быстрее усвоить технику письма. Включайте в обучение ребенка наглядность: яркие схемы, модели, макеты.

Все вышесказанное убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход — приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в правоориентированном мире.

Различия между леворукостью и праворукостью

Медицинский обзор Мелинды Ратини, DO, MS, 2 ноября 2021 г.

Праворукие люди доминируют в мире, и так было с каменного века. Откуда нам знать? Исследователи выяснили это, измерив кости рук у древних скелетов и изучив характер износа доисторических инструментов. В западных странах левши составляют лишь около 10% населения. Люди, предпочитающие разные руки для разных задач (смешанные руки) или использующие обе руки с одинаковым мастерством (амбидекстры), встречаются редко.

Ученым давно известно, что леворукость частично определяется генами. Но только в 2019 году они выявили различия в участках ДНК левшей и правшей. Исследование, в ходе которого также были проанализированы результаты сканирования мозга 9000 британцев, показало, что у левшей части правого и левого полушарий мозга, отвечающие за языковую обработку, работают лучше в тандеме. Делает ли это левшей более свободно говорящими, еще предстоит выяснить.

Плоды начинают шевелить руками 9-10 недель. К началу второго триместра дети явно предпочитают сосать один большой палец, а не другой. Так что рукость, вероятно, заложена еще до рождения. Тем не менее, большинство экспертов по развитию говорят, что родители, скорее всего, не поймут, какая рука доминирует у их ребенка, пока ему не исполнится 2 или 3 года. Многие дети продолжают менять руки для выполнения разных задач в раннем детстве.

Исследования показывают, что учащиеся, не являющиеся правшами, гораздо чаще испытывают трудности в школе и имеют симптомы СДВГ. Это может быть особенно верно для тех, у кого смешанные руки или обе руки. Одно исследование показало, что у детей, которые меняют руки туда-сюда, вероятность дислексии примерно в два раза выше. Исследователи не знают точно, почему. Но они подозревают, что непостоянная доминирующая рука может быть более серьезной проблемой, чем постоянная леворукость.

Правое полушарие мозга контролирует мышцы левой стороны тела и в значительной степени управляет музыкальными и пространственными способностями. Возможно, именно поэтому левши часто занимают больше места в творческих профессиях, чем их доля. Зеркальное письмо, при котором буквы переворачиваются и пишутся наоборот, почти всегда выполняется левой рукой. Некоторые исследования показывают, что дети-левши показывают более высокие баллы по вербальному мышлению или с большей вероятностью участвуют в программах для одаренных. Но другие исследования отличаются.

В интересном эксперименте с пожилыми правшами исследователи обнаружили, что испытуемые все меньше и меньше полагались на свою доминирующую руку, чем старше они становились. По мере того как их правая рука становилась все медленнее и неустойчивее, пожилые люди справлялись с некоторыми задачами так же хорошо и левой рукой. Но все они по-прежнему считали себя сильными правшами.

Левши, похоже, имеют преимущество в таких видах спорта, как бокс или фехтование, где они могут удивить противников, привыкших сражаться против в основном правшей. В некоторые годы почти половина участников Матча звезд Высшей лиги бейсбола были левшами или нападающими. Но это может быть связано не столько со спортивным талантом, сколько с практическими преимуществами, такими как тот факт, что нападающие-левши стоят ближе к первой базе.

Существует хорошо установленная связь между леворукостью и психическими расстройствами, такими как шизофрения, которые могут вызывать галлюцинации и нарушения мышления. Большое недавнее исследование, проведенное в Великобритании, обнаружило тесную связь между областями мозга, участвующими в управлении руками, и вероятностью перепадов настроения, беспокойства и невротизма — типа личности, отмеченного тревогой и страхом, который иногда может привести к психическому расстройству.

Мы не единственные животные с чертой руки. Исследователи, наблюдавшие за дикими шимпанзе, обнаружили, что они в два раза чаще используют левую руку при ловле термитов. И то же самое в значительной степени верно для шимпанзе, выращенных в неволе. Но результаты были другими для раскалывания орехов. Для этой задачи, которая требует чистой силы, а не мелкой моторики, необходимой для извлечения насекомых, дикие шимпанзе гораздо чаще предпочитали правую руку.

Культурные предубеждения против левшей существовали на протяжении всей истории. В Средние века дьявол считался левшой. В Японии, Китае и других азиатских странах процент левшей намного меньше, чем на Западе. Американские учителя и врачи в начале 1900-е считали, что левши более склонны к психическим расстройствам, и заставляли студентов менять руки.

Четверо из шести последних президентов США были левшами: Рональд Рейган, Джордж Буш-старший. Буш, Билл Клинтон и Барак Обама. Знаменитые левши включают Опра Уинфри, Билла Гейтса, Тома Круза, Пола Маккартни, принца Чарльза и его сына принца Уильяма.

Если вы правша и когда-нибудь резали ножницами левой рукой, вы знаете, что это неудобно. Левши могут найти все больше товаров для кухни, офиса и других мест, разработанных специально для них. Вы можете купить ножи с заостренной кромкой с правой стороны лезвия для более чистой нарезки. Или мерный стаканчик с этикетками, обращенными к вам, когда вы держите его в левой руке.

ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ:

1) CORDELIA MOLLOY / Science Source

2) Design Cells / Getty Images

3) сельванегра / Getty Images

4) BSIP / Medical Images

50 Getty Images

) 9000 Image

6) Ольга Пашковская / Getty Images

7) Кристиан Пети / Science Source

8) NIMH  / Wikimedia Commons

9) slpu9945 / Getty Images

10) Photos.com / Getty Images

91)002 по часовой стрелке слева: dodmedia / Википедия, Белый дом Обамы, Гейдж Скидмор/Википедия, Вера Андерсон/Getty Images

12) Антон / Wikimedia Commons

 

ИСТОЧНИКИ:

Philosophical Transactions B : «Почему некоторые люди левши? Эволюционная перспектива».

Американская психологическая ассоциация: «Левое полушарие знает, что делает правая рука».

NIH Genetics Home Справочник: «Определяется ли хиральность генетикой?»

Мозг : «Руки, язык, области нервно-психических заболеваний: данные визуализации мозга и генетики».

Журнал Королевского общества Интерфейс (Великобритания): «Модель, уравновешивающая сотрудничество и конкуренцию, может объяснить наш мир правшей и доминирование спортсменов-левшей».

Journal of the Royal Society Biology Letters (Великобритания): «Левша и нехватка времени в элитных интерактивных играх с мячом».

PNAS : «Дикие шимпанзе демонстрируют умение пользоваться инструментами на уровне популяции».

Педиатрия : «Смешанные руки связаны с проблемами психического здоровья у детей и подростков».

Демография : «Эксперимент природы? Руки и развитие в раннем детстве».

Навыки восприятия и моторики : «Есть ли у спортсменов-левшей врожденное превосходство в спорте?

Глобальный журнал археологии и антропологии : «Леврукость и стигматизация в Африке: последствия для родителей и учителей».

Североамериканское обозрение : «Леворукость и левосторонность».

Онлайн-словарь этимологии: «Зловещий».

Newsweek : «Международный день левшей: известные люди-левши, факты о левшах и продукты для левшей».

Время : «10 лучших левшей».

Anythinglefthanded.co.uk.

Семейный мастер на все руки : «15 инструментов, созданных специально для левшей».

PLOS One : «Возрастное ослабление превосходства доминирующей руки».

Летопись Нью-Йоркской академии наук : «Эволюция человеческой руки».

Издательство Университета Джона Хопкинса: «Заикание и «переобучение» детей-левшей в середине века в США».

Журнал неврологии, нейрохирургии и психиатрии : «Зеркальное письмо: неврологические размышления о необычном явлении».

Frontiers in Psychology : «Распространенность леворукости выше среди людей с нарушением координации развития, чем среди населения в целом».

Вашингтонский университет: «Неврология для детей: один мозг… или два?»

Newsweek : «Наука: почему левши становятся лучшими бейсболистами».

Латеральность : «Есть ли географические различия в рукояти человека?»

IMDb: «50 лучших знаменитостей-левшей».

© 2021 WebMD, LLC. Все права защищены. Посмотреть политику конфиденциальности и довериться информации

  • Поделиться на Facebook

  • Поделиться в Твиттере

  • Поделиться на Reddit

  • Share на LinkedIn

  • 9000

    9264926649264926649264926492664926492664926649266492664926666666666666666661661661661666166166616629н. Ключевые концепции
    Мозг
    Латеральность
    Рукоятка
    Односторонность
    Преобладание левого/правого

    Введение
    Если вы пишете правой рукой, вы также можете предпочесть рисовать, бросать мяч или есть той же рукой. Но задумывались ли вы когда-нибудь, не является ли ваша правая нога более доминирующей, чем левая? А как насчет вашего правого глаза и уха — вы предпочитаете пользоваться ими больше, чем левыми? В этом упражнении вы узнаете, есть ли у людей однобокость, то есть предпочитают ли они обычно выполнять большинство действий одной стороной тела, и какой стороной.

    Фон
    Мозг каждого человека разделен на две половины — левое и правое полушария. В некоторых случаях одно полушарие может быть более активным, чем другое, во время определенной деятельности. Например, когда кто-то обрабатывает язык, одно полушарие обычно более активно, чем другое. Однако выполнение той или иной деятельности не ограничивается абсолютно использованием того или иного полушария или даже определенных частей полушария. Различные области мозга важны и работают вместе для различных видов деятельности, таких как речь, слух и зрение. Но если часть полушария повреждена в молодом возрасте, другие части мозга часто могут взять на себя выполнение тех функций, которые раньше выполняли поврежденные участки мозга.

    Какое отношение полушария мозга имеют к односторонности? Когда кто-то обрабатывает язык, одно полушарие обычно работает больше, чем другое. Существует также некоторая корреляция между стороной (сторонами), которую мы используем в нашем мозгу, и стороной, которую мы используем в нашем теле. Это предпочтение использовать одну сторону тела над другой известно как однобокость, латеральность или доминирование левой/правой стороны.

    Материалы
    • Бумага
    • Ручка или карандаш
    • Монета
    • Трубка для бумажных полотенец или трубка для туалетной бумаги
    • Ракушка или телефон
    • Не менее пяти волонтеров

    Подготовка
    • Подготовьте все материалы, чтобы вы могли быстро протестировать каждого добровольца.
    • Подготовьте небольшую таблицу данных на листе бумаги, чтобы записать свои результаты. Спускаясь по левой стороне бумаги, напишите: «Рука», «Нога», «Глаз» и «Ухо». В верхней части листа напишите имена добровольцев.

    Процедура
    • Попросите вашего первого волонтера написать свое имя на листе бумаги. Какой рукой они пишут свое имя? Запишите результат (напишите «Право» или «Лев») в своей таблице данных в строке «Рука» в столбце под именем добровольца.
    • Положите монету на пол прямо перед вашим первым волонтером. Попросите их наступить на монету. Какой ногой наступать на монету? Запишите результат в свою таблицу данных в строку «Ступня» под именем добровольца.
    • Дайте первому волонтеру трубку от бумажного полотенца или трубку от туалетной бумаги и попросите посмотреть через нее на удаленный объект. Каким глазом они смотрят в трубу? Запишите результат в свою таблицу данных в строку «Глаз» под именем добровольца.
    • Дайте первому волонтеру ракушку или телефон и попросите его послушать. К какому уху прикладывают раковину или телефон? Запишите результат в свою таблицу данных в столбце «Ухо» под именем добровольца.
    • Повторите этот процесс как минимум с четырьмя другими добровольцами. Обязательно каждый раз записывайте результаты под именем нового добровольца.
    Среди ваших добровольцев больше правшей или левшей? А как насчет правшей и левшей, правшей и левши, правоухих и левоухих? Какая сторона является наиболее распространенной в целом?
    Сколько правшей также являются правшами? ( Как насчет левшей? ) А как насчет других возможных комбинаций? Вы видите корреляцию?
    Дополнительно: В этом упражнении вы использовали только один тест для проверки доминирования в руках, ступнях, глазах и ушах вашего волонтера. Использование дополнительных тестов поможет вам проверить и подтвердить ваши результаты. Можете ли вы придумать другие способы проверки на односторонность с помощью предметов из вашего дома? Используя другие тесты, совпадают ли результаты с теми, которые вы получили, выполняя исходное задание?
    Дополнительно: Если вы соберете дополнительные данные о своих добровольцах и протестируете больше добровольцев, вы сможете проверить свои результаты, а также проверить, связана ли однобокость с другим фактором. Сохраняется ли тенденция в ваших результатах по мере того, как вы тестируете больше добровольцев? Видите ли вы корреляцию между односторонностью и другими факторами, такими как возраст, пол или генетическая принадлежность?
    Экстра: Иногда однобокость может передаваться по наследству. Попробуйте найти добровольцев из разных семей, а затем сгруппируйте результаты по семьям. В разных семьях одинаковые или разные проценты?

    Наблюдения и результаты
    Среди ваших добровольцев было больше правшей, чем левшей? Если человек был правшой, обычно ли он также использовал правую ногу, глаз и ухо?

    Вы, наверное, уже знаете, что большинство людей правши. Фактически, примерно от 70 до 90 процентов людей являются правшами. Из этого упражнения вы, вероятно, увидели, что большинство людей, которые являются правшами, также являются правшами в целом. То есть они в основном предпочитают использовать правую ногу, глаз и ухо. Но, безусловно, есть исключения, особенно с глазами и ушами: правша может предпочесть использовать правую ногу и правое ухо, но предпочесть левый глаз правому. Точно так же правша может предпочесть свою правую ногу и глаз, но предпочесть левое ухо. Возможно, вы видели аналогичную тенденцию у левшей. Поскольку большинство правшей также являются правшами, в некоторых случаях, когда человек пишет правой рукой, но предпочитает использовать левую ногу, он может быть предрасположен к тому, чтобы быть левшой, но был воспитан для использования их правая рука.

    В целом, несмотря на то, что подавляющее большинство населения мира правши, считается, что меньший процент правшей, еще меньший процент правшей, и еще меньший процент правоухих (возможно, чуть более половина), но эта тенденция вряд ли будет видна при использовании только пяти добровольцев. Почему люди могут отдавать меньшее предпочтение глазу или уху, которые соответствуют их доминирующей стороне? Возможно, одно ухо или глаз сильнее другого.

    Еще для изучения
    Нейронаука для детей, от Эрика Х. Чудлера, Вашингтонский университет в Сиэтле
    Научные эксперименты для детей: проверьте свою доминирующую сторону, от Science Kids
    Какое отношение рукопожатие имеет к латерализации мозга?, от М. К. Холдера , Indiana University Bloomington
    Вы левосторонний или правосторонний?, от Science Buddies

     

    Это задание было предложено вам в сотрудничестве с Science Buddies

    ОБ АВТОРАХ

    Почему вы правша или левша?

    Вы левша или правша?

    В сегодняшнем «Знаете ли вы?» мы изучаем науку о ручном управлении. Посмотрите видео или прочитайте ниже, чтобы узнать больше:

    Исследователи считают, что наша леворукость (склонность быть правшой или левшой) определяется в утробе матери. Большинство людей правши (колоссальные 85-90%), и это имеет смысл: наша правая рука контролируется левым полушарием мозга, которое отвечает за речь и письмо. Правое полушарие мозга контролирует левую руку и связано с творчеством и воображением. Означает ли это, что левши более креативны, чем правши? Это возможно. Давайте еще немного углубимся в науку о хендри:

    Наука

    Ученые из университетов Оксфорда, Сент-Эндрюса, Бристоля и Института Макса Планка в Неймегене, Нидерланды, исследовали, как рукопожатие и наш генетический код совпадают. Их исследование показало, что определенная сеть генов, вероятно, связана с определением того, будет ли кто-то правшой или левшой. Это определение происходит в утробе матери еще до рождения ребенка. Ученые изолировали ген PCSK6, ген, «непосредственно участвующий в превращении сферического шара из одинаково ориентированных клеток в эмбрион, у которого различимы левая и правая стороны». Согласно статье в Time,

    Эти влияния также, по-видимому, определяют ручность, или относительную ловкость, на уровне больше, чем это могло бы произойти по чистой случайности.

    Исследователи предупреждают, что гены могут быть лишь одним из компонентов ловкости. Роль поведения и обучения также может повлиять на то, какую руку предпочитает ребенок, что является еще одним примером увлекательного сочетания природы и воспитания.

    ↑ Содержание ↑

    Мозг

    Наш мозг устроен асимметрично, что означает, что правая и левая стороны отвечают за разные вещи. Точно так же, как вы можете мыть посуду, а ваш партнер отвечает за вынос мусора, правое полушарие мозга контролирует большинство эмоциональных функций, а левое полушарие управляет многими мыслительными и интеллектуальными навыками.

    Выше мы узнали, что использование левой руки управляется правым полушарием мозга, настроением и эмоциональной стороной. Одно исследование показало, что левши могут быть более склонны к депрессии и негативным эмоциям, поскольку эта сторона их мозга активируется более регулярно.

    Еще одно исследование поддержало эту идею о взаимосвязи нашей руки и мозга. Исследователи попросили группу участников-правшей сжать правый кулак перед тем, как запомнить группу слов. Помните, движение правой руки сигнализирует левому полушарию мозга «включиться». Эти участники значительно лучше справились с запоминанием заученных слов, чем их коллеги из группы правшей, которые перед запоминанием сжимали левые кулаки.

    Доктор Даниэль Гешвинд, профессор психиатрии, неврологии и генетики человека Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, говорит, что, хотя большинство правшей обрабатывают язык в левом полушарии, левши имеют одинаковое распределение этого навыка по всему их полушарию. мозги. Это отсутствие асимметрии приводит к более случайным и менее конкретным навыкам. Такое широкое распространение полезно для здоровья: если у левши случился инсульт в левой части мозга (сторона обработки речи), он, как правило, восстанавливается быстрее, поскольку его навыки обработки речи рассредоточены по всему мозгу. Однако есть недостаток. «Наличие более распределенных языковых способностей, вероятно, делает систему более сложной, поэтому это может повысить восприимчивость к [аномалиям] развития и нарушениям развития нервной системы», — говорит Гешвинд.

    Напрашивается вопрос о курице или яйце. Основана ли склонность мозга к асимметрии на рукояти или устройство мозга склоняет кого-то к предпочтениям? Гешвинд считает, что все это может произойти вместе: «Левша — это показатель того, что мозг организован более симметрично, чем менее симметрично».

    ↑ Содержание ↑

    Руки пещерного человека

    Правая рука — не самая популярная тема. Как люди, мы используем правую руку в качестве доминирующего выбора уже более 500 000 лет. И что интересно, этот факт определяется зубами пещерного человека.

    Стоматологические записи наших предков, занимавшихся охотой и собирательством, были изучены исследователями из Канзасского университета. Они обнаружили, что когда наши пра-пра-пра-(и так далее и так далее) деды обрабатывали шкуры животных, они держали одну сторону туши в руке, а другую во рту. Ученые изучили износ окаменелых зубов пещерного человека, чтобы определить доминирующую используемую руку.

    По словам исследователя Дэвида Фрайера, доктора философии, «все, что вам нужно, — это один зуб, и вы можете сказать, верны ли наши предположения — правша человек или левша». Они обнаружили, что, как и сегодня, в большинстве записей преобладала правая рука.

    А как насчет других видов? Исследования показали, что другие млекопитающие, в том числе гориллы и шимпанзе, используют доминирующую руку. Дэвид П. Кэри, нейропсихолог из Бангорского университета в Соединенном Королевстве, говорит, что даже у собак есть любимая лапа. — У вашей собаки однолапа, — сказал Кэри. «Если вы заставите собаку тянуться к игрушке через отверстие, она будет склонна в течение многих попыток использовать одну лапу вместо другой».

    ↑ Содержание ↑

    Знаменитые левши

    Левши или «левши» могут быть в меньшинстве, но есть несколько известных, о которых вы, возможно, слышали. Президент Обама, кто-нибудь? Да, он левша. Несколько бывших президентов также попали в этот список:

    • Билл Клинтон
    • Джордж Х.В. Буш
    • Джеральд Форд
    • Гарри С. Трумэн
    • Джеймс А. Гарфилд

    Некоторые из ваших любимых музыкантов и актеров тоже могут быть неуловимыми левшами.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *