10 психологических феноменов, которые многие из нас испытывали, но не придавали значения (10 фото)
Наш мозг – это совершенно невероятный орган. Особенности его работы и по сей день загадочны для тех, кто хотел бы разобраться в процессах и законах, их регламентирующих. Ученые пытаются познать, как работает мозг, а простые люди испытывают странные явления, которые фиксируют, наблюдают и удивляются. Мы не можем их объяснить, но почти каждый знаком с такими. Что это за загадки, узнать «анатомию» которых нам бы так хотелось?
Фантомная вибрация
В психологии человека есть много странных моментов, а наблюдения ученых позволяют заключить, что необычные явления наблюдаются в жизни каждого. Опросы доказали, что 89 % населения цивилизованных стран хотя бы раз ощущали фантомную вибрацию – ощущение кажущегося звонка, вибрации мобильного телефона, который на самом деле молчал. Человек слышит телефон, когда тот совершенно спокоен, и такое у многих происходит довольно часто.
Не так давно провели опрос среди студентов колледжей, и девять из десяти признали, что им знакомо это состояние. Считают, что причиной тому является активное использование этой техники. Многие впервые ощутили явление примерно через месяц после получения первого телефона. Возможно, мозговая кора неверно оценивает какие-то сенсорные данные (сокращения мышц, давление), поэтому кажется, будто звонит телефон. Фантомные вибрации, как считают ученые, безвредны и устранимы.
Проводили испытания среди медиков, из-за работы постоянно пользующихся пейджерами или иными сходными приборами. Предложили всем отказаться от вибрации, а также использовать иное место для ношения, хранения телефона. Некоторые поменяли технику. В первом случае частота явления снизилась на 75 %, вторая мера помогла 63 %, третья – половине опрошенных.
Граница событий
Есть один интересный феномен: мы идем куда-то, но забываем зачем, оказавшись на месте. Это называют «границей событий». Ученые потратили несколько десятилетий для выявления причин. Проводилось множество экспериментов. Видимо, феномен обусловлен повышенной вероятностью ошибочного реагирования. Мозг разделяет события, формирует связи с отдельными местами, средами.
Если человек перемещается из места в место, мозг словно бы закрывает один файл и открывает следующий. Он восстанавливает все данные из памяти о текущем помещении, о событиях, связанных с ним, закрывая воспоминания, сопряженные с прежней комнатой. Человеку сложно вспомнить, зачем он сюда шел, о чем думал всего за несколько секунд до этого. Чтобы избежать этого негативного явления, нужно переходить в новое помещение, концентрируясь на том, что предстоит сделать.
Эффект прожектора
Наша психика – это довольно странное явление, а связанные с нею загадки интересуют и ученых, и простых людей. Одна из любопытных особенностей – это эффект, из-за которого человек неадекватно оценивает, как много внимания окружающие уделяют совершенным им ошибкам. Бывает, зайдешь в помещение и кажется, что все оглянулись и осуждающе посмотрели. Эффект прожектора имеет когнитивную природу и характеризует состояние, в котором человеку кажется, что за ним следят. Он связан с застенчивостью и ожиданием предвзятости, опасением осуждения со стороны.
Мы склонны распространять наше мышление на окружающих, приписывая им свои мысли. Кроме того, предвзятость и наивность задают удачные условия для развития эффекта прожектора. Человек начинает применять свои знания, собственный стиль мышления для предсказания поведения окружающих. Люди часто переоценивают точность своего восприятия. Для преодоления неприятного эффекта рекомендуют концентрироваться на окружающих людях, а не на собственных внутренних ощущениях от ситуации.
Ушной червь
Так назвали явление въедливой музыки, от которой невозможно избавиться – она постоянно звучит в голове. Многие знакомы с таким раздражающим состоянием, когда не удается избавиться от надоедливой песни. Этот червь – классический пример спонтанного познания. Обычно это быстрая мелодия с запоминающимся тестом и простым ритмом. В память чаще западает то, что отличается от привычного. Нередко ушной червь обусловлен непредсказуемым опытом или неконтролируемым воспоминанием.
До 98 % людей сталкивались с этим феноменом, и женщины подвержены ему в большей степени. В 2015-м провели исследование, доказавшее, что в избавлении от ушных червей может помочь жевательная резинка. Ее использование блокирует определенные структуры мозга, ответственные за субвокальную репетицию и кратковременную память.
Феномен Баадера-Майнхоф
Так называют состояние, при котором человек, узнавая что-то новое, внезапно начинает ощущать себя окруженным этими объектами или явлениями. Феномен характеризует случай, когда персона встречает новую информацию, после чего следует серия случайного появления такой же в повседневной жизни. Это рождает удивление, внимание становится избирательным.
Некоторые называют это «феноменом фэнтези». Если довелось узнать о чем-то новом, стоит обратить внимание на свою жизнь в ближайшие несколько дней после этого. Возможно, такое явление встретится несколько раз.
Семантическая насыщенность
Так называют состояние, при котором фраза временно теряет смысл из-за частого повторения. Бывает так, что привычное слово окружающие произносят раз за разом, раз за разом – в конечном счете оно начинает казаться странным, бессмысленным. Потеря значения происходит субъективно. В 1962-м Леон Якобовиц Джеймс впервые придумал термин «семантическое насыщение». Он обозначил им явление реактивного торможения – состояние, когда мозговые клетки неадекватно реагируют, получая одно и то же слово для обработки. Человек не может его слушать, вместо этого ресурсы мозга тратятся на преобразование слова в образ.
Сформулированная теория используется в работе над практиками, которые помогут справиться с заиканием. Частое повторение снижает интенсивность отрицательных воспоминаний и эмоционального контекста разговора.
Воспоминания
Так называют способность человека вновь пережить опыт, полученный в прошлом. К ним больше склонны пожилые, причем в памяти чаще всплывают моменты их детства, отрочества. Это обусловлено автобиографической памятью и способностью мозга составлять карты памяти. Есть три варианта объяснения удивительного явления. Возможно, это когнитивный фактор, биологический или идентификационный. В первом случае все связано с памятью, в которой отпечатываются периоды многочисленных изменений, на смену которым приходит стабильность.
Повествовательное явление возможно из-за возникновения ощущения собственной личности – оно появляется у подростков и молодежи. Биологическое объяснение предполагает генетическую способность вспоминать в преклонном возрасте в силу обилия накопившихся в памяти картин.
Эффект Даннинга-Крюгера
Каждый хоть раз встречал такого неприятного собеседника, который не устает хвалиться собой, раздувается от самовлюбленности и понятия не имеет, о чем говорит. Такой эффект привлек внимание ученых в последнем году прошлого тысячелетия. Оказалось, это когнитивное явление, из-за которого некомпетентная персона не понимает, что она ничего не знает, поэтому ощущает уверенность, воспринимая себя как максимально конкурентную в определенной теме.
Лишь 39 % опрошенных смогли выдержать конструктивную критику и понять ее причину, а 61 % продемонстрировали эффект Даннинга-Крюгера. Его альтернативное наименование – иллюзорное превосходство, когда человек склонен переоценивать позитивные качества, присущие ему.
Скупой мир
Так назвали явление, провоцируемое новостями о насилии и агрессии. Люди верят, что мы живем в ужасном мире, где нет ничего хорошего. Телезрители в своей основной массе восприимчивы к тому, что им говорят на экранах, и верят в истинность сказанного. Людям кажется, что картинка на экране точно отражает происходящее вне стен их дома. Чрезмерное насилие, демонстрируемое на экране, понижает чувствительность человека и рекламирует агрессивные поступки. Чтобы не стать жертвой этого эффекта, нужно знакомиться с новостями дозированно, «фильтруя» их на предмет адекватности.
Феномен самозванца
Известно, что его жертвами были многие известные личности. Психологи считают, что порядка 70 % людей хоть раз сталкивались с таким. Это состояние неуверенности в себе и своих возможностях. Человек, оказавшись во власти феномена, сомневается в достигнутом и опасается, что его посчитают мошенником. Успех такие люди объясняют стечением обстоятельств, а иные и вовсе боятся, что они просто обманули других. Чаще такое свойственно женщинам, достигшим больших высот, но мужчины тоже оказываются жертвами синдрома. Внутренне такие люди не признают достигнутого ими. Причин явления много – стереотипы, культура, воспитание. Феномен нередко сопровождается симптомами депрессии и беспокойства. Чтобы справиться с проблемой, нужно научиться наслаждаться тем, что делаешь, и любить то, что получается.
Эти 10 психологических феноменов управляют нашей жизнью
Утверждение, что наши действия – это результат собственных решений, в какой-то степени является ложным. Оказывается, мозг постоянно обманывает нас, нарушая наше восприятие реальности. Мы собрали 10 психологических феноменов, которые влияют на наше поведение на протяжении всей жизни.
Синдром лягушки в кипятке
Этот синдром назван в честь реального эксперимента. Если вы положите лягушку в кастрюлю с водой комфортной для нее температуры и начнете медленно ее нагревать, она будет пытаться стабилизировать температуру своего тела, и даже не попытается выпрыгнуть из кипятка. Но если изначально посадить лягушку в кипящую воду, она сразу выпрыгнет.
То же самое происходит с людьми: когда человек сталкивается с неприятностями, он предпочитает испытывать небольшие неудобства, пока они не истощат его до предела. Трудные отношения и безрадостная работа – это ловушки, в которые попадает человек, не желающий принимать решения.
Консервативное мышление
Наш мозг склонен придерживаться старых убеждений и пренебрегать новыми и проверенными данными. Классический пример: на протяжении веков люди считали, что Земля плоская (хотя некоторые в это верят даже сегодня). Дело в том, что им было комфортно так думать.
Многие люди очень консервативны в повседневной жизни. Им трудно распрощаться с устаревшей информацией или чувствами, которые исчерпали себя.
Эффект страуса
Когда ситуация выходит из-под контроля, люди часто не хотят знать всех деталей своих проблем. Своим поведением они напоминают пресловутого страуса, который прячет голову в песок. Человек игнорирует информацию, которая его расстраивает, предпочитая не думать о проблеме. К примеру, вы когда-либо радовались, что учитель еще не проверил экзаменационные работы, потому что не хотели знать результат? Что, если он плохой?
Эффект слепого пятна
Это может показаться парадоксальным, но многие люди действительно не склонны видеть ошибки в своем поведении, как говорится, не замечают бревна в глазу. Эффект слепого пятна проявляется в том случае, когда люди склонны видеть проблемы в поступках других, но остаются слепыми к собственным недостаткам, даже самым очевидным. Исследования показывают, что каждый человек сталкивался с этим эффектом хотя бы раз в жизни.
Склонность преувеличивать
Люди часто переоценивают ценность имеющейся информации, особенно при принятии решений. Например, человек, которые защищает свое вредное пристрастие к курению, может сказать, что знает кого-то (скорее всего, даже не лично), кто курил 3 пачки сигарет в день и дожил до 100 лет. Мозг исключает возможность того, что такой пример является уникальным, если не лживым. Человек автоматически применяет подобный позитивный пример к своим обстоятельствам, чтобы лишний раз не беспокоиться.
Эффект Даннинга-Крюгера
Когда человек сталкивается с чем-то новым, его представление о собственных талантах оказывается предвзятым, что приводит к завышенной самооценке. Вот почему новички часто дают «ценные» советы более опытным коллегам, не видя собственных ошибок. Когда человек получает опыт, осознание того, сколько ему еще предстоит изучить, меняет мнение человека о его талантах, как и самооценку.
Выбор в пользу отсутствия риска
Исследование показало, что если поставить людей перед выбором – уменьшить небольшой риск до нуля, либо резко сократить большой – большинство выбирает первый вариант, даже если он контрпродуктивный. Что лучше: устранить низкий риск авиакатастроф или радикально уменьшить огромное количество автомобильных аварий? Большинство людей выберут нулевой риск, поскольку он более привлекателен для нашего мозга.
Эффект ведра с крабами
Наблюдения показывают, что пойманный краб может вылезть из ведра, если он там один. Когда же внутри есть другие крабы, они начинают тянуть беглеца вниз.
Наше общество поступает так же. Подсознательно люди не хотят, чтобы кто-то из их окружения менял свою жизнь к лучшему, потому что на их фоне они сами будут выглядеть хуже. Например, когда один из друзей говорит, что хочет пойти в спортзал, остальные попытаются его отговорить («Ты и так хорошо выглядишь!», «Зачем тебе это нужно?» и т. д.). Дело в том, что они не хотят, чтобы кто-то один преуспел.
Эффект доктора Фокса
Этот эффект не только очень сильный, но и потенциально опасный, поскольку делает сомнительную информацию привлекательной для общественности. Причина в харизме. Большинство людей готовы довериться словам красноречивого оратора, часто не замечая ложной информации или нарушений в логике. В то же время слова более компетентных, но менее убедительных людей кажутся не такими важными. Вот почему секты и лженаука популярны даже сегодня.
Завышенные ожидания
Представьте, что вы начали строить новые отношения: у вас появляется чувство влюбленности к своему партнеру, которое легко спутать с любовью. Ваш мозг начинает рисовать будущую свадьбу, и спустя мгновение вы уже фантазируете о том, какой красивой будет ваша совместная жизнь. Но когда первоначальная страсть уходит, человек может почувствовать разочарование, поскольку его партнер не соответствует предыдущим представлениям о «прекрасной жизни». То же самое касается любых ваших слишком больших ожиданий: чем больше вы чего-то ждете, тем больше будете от этого в восторге заранее, и тем меньше будете счастливы, когда ожидание закончится.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Феномен — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Горение — это наблюдаемое явление или событие, и оно же — феномен.Фено́мен (от греч. φαινόμενον — «являющееся», «явление») — термин, в общем смысле означающий явление, данное в чувственном созерцании[1]. В естественной науке под феноменом понимается наблюдаемое явление или событие. Также фено́ме́н[2][3] — необычное явление, редкий факт[4], то, что трудно постичь[5].
В античной философии термин (греч. φαινόμενα) встречается у ряда авторов (например, у Эпикура) и означает предмет опытного знания. В философии Платона феноменальное противопоставляется миру идей. Феномен поэтому есть лишь отражение идеи.
В философии нового времени феномен перестаёт рассматриваться как простое отражение идеи. Заслуживает внимание трактовка феномена у Беркли, Юма, Лейбница. У Канта феномен — объект, конституированный трансцендентальным субъектом. Феномен выступает в качестве предмета возможного опыта в доступных нам априорных формах чувственного созерцания. Феномен противопоставлен у Канта ноумену — непознаваемой вещи самой по себе.
Понятие феномена играет важную роль в философии Брентано. Под феноменом он понимает всё, что может быть объектом научного рассмотрения. Так, им выделяются как внутренние (психические), так и внешние, физические феномены. Психические феномены обладают интенциональным существованием. Подлинно доступным для наблюдения может выступать только наш собственный внутренний опыт, который осознаётся нами. А потому феномен несёт в себе всё знание о предмете.
Решающую роль понятие феномена играет в феноменологии Гуссерля. Феномен у Гуссерля означает не только данные в созерцании качества вещей, но характеризуется единством своих содержаний. Утверждается наличие чистых содержаний сознания, которые могут быть рассмотрены вне их взаимосвязи с физическим миром.
Под «феноменом» в психологии может подразумеваться любое индивидуальное целостное психическое переживание.
В естественных науках феномен — наблюдаемое явление или событие. Часто данный термин используется без рассмотрения причин этого события. Примерами физических феноменов могут служить наблюдаемый феномен лунной орбиты или феномен колебаний маятника[6].
- ↑ Михайлов К. А. Феномен // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
- ↑ Фено́ме́н // Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Эксмо, 2008. — 944 с. — (Библиотека словарей).
- ↑ феномен (неопр.). Научно-информационный «Орфографический академический ресурс АКАДЕМОС» Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.
- ↑ Феномен // Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. — СПб.: Норинт, 1998
- ↑ Феномен // Современный толковый словарь. — М.: «Советская энциклопедия».
- ↑ Jeremy Bernstein, A Theory for Everything, Copernicus, An imprint of Springer-Verlag, New York, 1996, hardback, ISBN 0-387-94700-0
Глава 1. Психологический феномен принятия себя Самопринятие
ощущение ценности собственной личности, силы своего «Я», чувство собственного достоинства; доверие своим чувствам, вера в себя и свои возможности, открытость характера, понимание собственных слабостей, отстаивание права быть таким, как есть, и иметь собственную точку зрения. Слабо выражены страх, тревожность, боязнь неуспеха и негативной оценки, чувство вины, стремление к доминированию, ориентация на внешние формы.
1.1 Анализ самопринятия с позиции отечественной психологической школы1
Понятие самопринятия является важной психологической проблемой. Многие ученые считают самопринятие необходимой составляющей психического здоровья личности. М. Ягода самопринятие как высокую самооценку и выраженное чувство идентичности включила в критерии психического здоровья.
Самопринятие представляет собой ядерное образование структуры личности и проявляется в положительном эмоционально-ценностном отношение к себе, в адекватной самооценке, в самопонимании, рефлексии своего внутреннего мира и своих поступков, самоуважении и в принятии других людей, в осознании ценности себя, своего внутреннего мира. Самопринятие зависит от отношений к другим и адекватно тогда, когда эти отношения становятся ценностью. В основе самопринятия лежат нравственные ценности.
Принятие себя, по определению С.Л. Братченко и М.Р. Мироновой, означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, как я есть, отношение к себе как личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору, веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, организму.
По мнению Д.А. Леонтьева, самопринятие является частью более широкого понятия — самоотношения. Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка — общее положительное или отрицательное отношение к себе. Однако, просто одним знаком самоотношение не опишешь. Во — первых, следует различать самоуважение — отношение к себе как бы со стороны, обусловленное какими — то моими реальными достоинствами или недостатками — и самопринятие непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие — то черты, объясняющие это отношение. Нередко встречается высокое самопринятие при сравнительно низком самоуважении или наоборот. Во — вторых, не менее важными характеристиками самоотношения, чем его оценочный знак, являются его степень целостности, интегрированности, а также автономности, независимости от внешних оценок.
Иная трактовка структуры самопринятия предлагается В.Ф. Сафиным. Исходя из концепции целостной самооценки ( а не соотношения ) субъекта, он выделяет ряд аспектов, среди которых особенно выделяет самоуважение. Этот вид самооценки — результат соотнесения своего отношения, оценки с отношением к субъекту окружающих, с оценкой его «значимыми другими». Но самоуважение более глубокое, глобальное образование, чем отдельные самооценки. Если «я — образы» больше когнитивные образования, то самоуважение — целостное эмоционально — ценностное отношение. Хотя В.Ф. Сафин несколько противоречит сам себе, определяя относительно самостоятельные виды самооценки как эмоционально — когнитивно — ценностным отношением к себе как активному субъекту деятельности. Первый из аспектов можно назвать самооценкой сферы интеллектуальных возможностей, второй — самооценкой сферы мотивационно — потребностных сил, третий — самооценкой относительно устойчивых, закрепившихся наличных свойств ( физических, психофизиологических, характерологических).
Осознание своей значимости для ближайшего окружения может включаться как элемент самоуважения, но может не совпадать с ним. Поэтому можно предположить, что самоуважения — это отношение к своей значимости для других, исходя из своего идеала, которое обеспечивает самоутверждение и удовлетворенность субъекта самим собой. Получается, что самоудовлетворенность — результат глобального, целостного самоотношения, включающего в себя «я — образы» — всякие формы самооценок, обобщающие самооценивание. Как предполагает И.И. Чеснокова, здесь наибольшую роль играет не столько ситуативный приспособительный образ самого себя ( хотя и в нем также обнаруживается качественное своеобразие именно данного человека ), сколько то истинное отношение к себе, когда он в наибольшей степени является самим собой, когда в нем раскрываются наиболее глубинные, скрытые сущностные основания, когда он в наибольше степени является самим собой.
Стоит отметить, что иной механизм самоуважения предлагает В.М. Раева, согласно которой самоуважение — эмоционально-ценностное отношение к себе, отражающее уровень общей позитивной или негативной самооценки, основанной на совпадении уровня притязаний и уровня достижений. Иными словами, самоуважение не зависит от мнения референтной группы, от достоинств и недостатков, а только от совпадения желаемого и достигнутого. Исходя из этого, можно сказать, что высокое самоуважение будет у человека, ставящего реальные цели, а низкое — у человека с «Наполеоновскими» планами, но не достигшими всего. С данным утверждением трудно согласиться.
В.В. Столин практически не употребляет терминов самоуважение и самоудовлетворенность. В структуре принятия себя предлагается, как минимум, три типа отношений: к себе, к другому и ожидаемое отношение от него. Учет этих составляющих позволяет выделить уровни самопринятия субъекта. У наиболее развитой личности предполагается симпатия и уважение к себе и другому, и ожидание взаимной симпатии. В менее развитом варианте к другому уважения нет, ожидается враждебность. Далее, сознательное отсутствие уважения к себе, антипатия к другому, ожидается презрение. Наконец, бессознательное неприятие себя может сочетаться с преувеличенным пиететом к другому. Второй вариант, судя по наблюдения Д. Шапиро, свойственен параноикам. Он приводит примеры, когда человек, считающий себя лучше всех, ожидает критической оценки, и может относиться к другим с презрением.
Э.А. Орлова утверждает, что личность может испытывать самоуважение, а как следствие и принимать себя в положительном русле, когда проявляет конформность по отношению к ожиданиям других, к групповым ценностям, моральным нормам, и когда эта конформность вознаграждается. Самоуважение — это личностная характеристика, складывающаяся на основе отношения других. Самооценка возникает из ощущения собственных потенций личности.
А.А. Налчаджян хотя и признает роль социальных факторов, но говорит о том, что для сохранения положительной «Я» — концепции и самопринятия в целом, некоторые личности не нуждаются в одобрении других. В его трактовке «Я» обозначается как «настоящее, актуальное Я». В структуру «настоящего Я» включается то, каким человек кажется себе в действительности в данный момент. Развитая личность имеет систему представлений о себе, которые она считает соответствующими реальности. Это система приписываемых себе в данный момент жизни личности качеств. Подчеркивается, что могут приписываться себе даже полностью отсутствующие качества.
А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский используют термин образ Я — относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переливаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. При этом самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Но она показывает лишь степень адекватности Я-образа исходя из соотношения Я-идеального и Я-текущего.
глава.2 Зарубежные концепции принятия себя в соотношении с принятием других
Необходимо подчеркнуть, что самопринятие как механизм личностного развития наиболее полно рассматривается в гуманистической психологии. Но, все же не стоит оставлять без внимания и другие зарубежные концепции принятия себя.
У. Джемс, автор первых исследований самосознания, рассматривая личность как состоящую из физического, социального и духовного элементов, выделяет в последнем также несколько элементов. Ядро духовного Я — чувство активности. При этом самооценка может быть выражена в двух модусах — в самодовольстве и недовольстве собой. Самолюбие стоит отдельно от самооценки. Также отдельно выделяется самоуважение, определяемое соотношением успеха и притязаниями на него.
З. Фрейд первым стал на психологическом уровне разрабатывать теорию самосознания, но оно рассматривается в рамках общей структуры психического. Всю психику Фрейд делит на три системы, различные по законам их функционирования. Прежде всего, это психическая инстанция «Оно», в основе которой лежат субъективные бессознательные потребности биологического или аффективного порядка. Вторая система инстанция «Я» — это центр, регулирующий процесс сознательной адаптации, ответственный за интрапсихическую переработку и регуляцию всех внешних ощущений, за организацию личного опыта. «Я» является «той частью «Оно», которая модифицировалась благодаря близости и влиянию внешнего мира. Но в отличие от «Оно», «Я» руководствуется принципом реальности. Инстанция «Сверх-Я» представляет собой своеобразную, моральную цензуру, содержанием которой являются нормы, запреты, требования общества, принятые личностью. «Сверх-Я» выступает как носитель «Я-идеала», с которым «Я» соизмеряет себя, к которому оно стремится, чье требование постоянного самосовершенствования оно старается выполнить. Структура «Я» обеспечивает уравновешенность «Оно» и «Сверх-Я». Чтобы привести теорию З. Фрейда к рассмотренной выше терминологии, можно условно назвать «Я» — личностным Я, «Сверх-Я» — социальным.
Психоаналитическая школа в дальнейшем развивалась в нескольких направлениях. Одна из последователей З. Фрейда — К. Хорни центральным моментом самосознания считала условные иллюзорные представления о себе. Такое «идеальное Я» позволяет чувствовать себя в псевдобезопасности. Таким образом, К. Хорни рассматривает самосознание человека через взаимодействие «реального Я» и «идеального Я». При этом, отношения к себе формируется под влиянием родителей, в значительной степени определяя «знак» отношения. Практически сходную позицию, с использованием той же терминологии, занимает Э. Берн. Идеал «Я» в его концепции определяется из сознательных и бессознательных образов того, чем он хотел бы быть; образы эти сформированы по образцу некоторых людей, кем он восхищается и кому хотел бы подражать, поскольку приписывает им идеальные качества.
Самым влиятельным представителем неофрейдизма был Э. Эриксон. Его подход обращен к социокультурному контексту становления сознательного «Я», в котором выделяется восемь этапов. В основе его теории развития самосознания лежит концепция кризиса как поворотной точки становления личности. Становление личности Э. Эриксон рассматривает с точки зрения усиления «Я» и продвижения к «идентичности» (в представлении Эриксона «идентичность» означает чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям). Наиболее принципиальным для становления идентичности является подростковый возраст (стадия идентичности или ролевой диффузии). Эта фаза характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других; в отрицательном же варианте возникает диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопределенность.
Определенную роль в развитии представлений о самосознании, в частности, личностного Я, сыграли К. Юнг, рассматривавший «Я» как некий архетип, представляющий стремление человека к целостности и единству.
У А. Адлера движущей силой является, с одной стороны, стремление к превосходству, что часто (если не всегда) приводит к чувству неполноценности. Оно определяет компенсацию и сверхкомпенсацию в иных достижениях.
Как ранее упоминалось, что гораздо большее значение для проблемы самосознания имеет гуманистическая психология, для которой ядром человека является представление человека о себе, именуемая как «Я-образ», «Я-система» и т.д. Одним из ведущих представителей этого направления является К. Рождерс видел категорию самооценки центральным звеном в теории личности. Условием ее нормального формирования он считал положительную оценку со стороны общества и принятой им морали. Роджерс не разделяет людей на приспособленных или плохо приспособленных, больных и здоровых, нормальных и ненормальных; вместо этого он пишет о способности людей воспринимать свою реальную ситуацию. Он вводит термин конгруэнтность, обозначающий точное соответствие между опытом, коммуникацией и осознанием. То есть можно сказать, что конгруэнтность рассматривается им как способность адекватно воспринимать и принимать собственные коммуникации, переживания и опыт. Высокая степень конгруэнтности подразумевает, что коммуникация (то, что человек сообщает другому), опыт (то, что происходит) и осознание (то, что человек замечает) более или менее адекватны друг другу. Наблюдения самого человека и любого стороннего наблюдателя будут совпадать, когда человек обладает высокой степенью конгруэнтности. Следовательно самопринятие является необходимым условием для конгруэнтности личности, так как для адекватного восприятия личностью самой себя и согласования собственных коммуникаций, переживаний и опыта она прежде всего должна обладать способностью осознавать и принимать их такими, какие они существуют в действительности. По Роджерсу, самопринятие начинает формироваться у человека с раннего детства. Оно основывается на безусловной любви и принятии родителей. Но так как очень не многие родители способны принимать своих детей безусловно, включая и те черты, которые их не устраивают, у большинства детей с раннего детства формируется убеждение в том, что их будут любить и принимать только тогда, когда они научатся соответствовать ожиданиям других. А для этого им необходимо постоянно подавлять некоторые свои чувства, желания, импульсы и мысли, что в результате приводит к неспособности личности к самопринятию.
В теории А. Маслоу развитая способность к самопринятию является одной из обязательных характеристик здоровой личности: «Более развитая способность принимать себя, других и мир.
Еще одним выдающимся представителем гуманистического направления в психологии, который в своих работах затрагивал проблему самопринятия, был Абрахам Маслоу.
Вот как Маслоу определяет понятие принятия в общем: «Принятие: положительная установка. В моменты погружения в «здесь-и-теперь» и самозабвенности мы склонны понимать «положительное» и в ином смысле, а именно, отказываться от критики того, с чем мы сталкиваемся (его редактирования, отбора, коррекции, улучшения, отбрасывания, оценивания, проявления по отношению к нему скепсиса и сомнения). Иначе говоря, мы его принимаем, вместо того чтобы отвергать или отбирать. Отсутствие преград в отношении к предмету внимания означает, что мы как бы позволяем ему изливаться на нас. Мы позволяем ему идти своим путем, быть собой. Возможно, мы даже одобряем, что он таков, каков он есть.
Такая установка облегчает даосистский подход в смысле скромности, невмешательства, восприимчивости». [9, с. 41]
В теории Маслоу развитая способность к самопринятию является одной из обязательных характеристик здоровой личности: «Более развитая способность принимать себя, других и мир в целом такими, какими они есть на самом деле». [8, с. 236]
«Большинство психотерапевтов (стоящих на позициях инсайтной, вскрывающей, неавторитарной, даосистской терапии), к какой бы школе они ни принадлежали, будут даже сегодня (если вызвать их на беседу о конечных целях психотерапии) говорить о полностью человечной, аутентичной, самоактуализирующейся, индивидуализированной личности или о некотором приближении к ней — как в описательном смысле, так и в смысле идеального, абстрактного понятия. Если перейти к деталям, за этим обычно стоят некоторые или все бытийные ценности, например честность (ценность 1), хорошее поведение (ценность 2), интегрированность (ценность 4), спонтанность (ценность 5), движение к наиболее полному развитию и зрелости, к гармонизации потенциалов (ценности 7, 8, 9), бытие тем, кем индивид является по сути (ценность 10), бытие всем, чем индивид может быть, и принятие им своего глубинного Я во всех его аспектах (ценность 11), непринужденное, легкое функционирование (ценность 12), способность к игре и наслаждению (ценность 13), независимость, автономия и самодетерминация (ценность 14). Сомневаюсь, что кто-либо из психотерапевтов стал бы серьезно возражать против какой-либо из этих ценностей, хотя некоторые, возможно, захотели бы дополнить список». [9, с. 80-81]
Маслоу занимался изучением влияния принятия личностью некоторых своих внутренних свойств на ее отношения с окружающим миром. Это явление он описывает на примере проблемы принятия мужчинами своего женского начала. «Мужчина, который борется внутри себя против всех качеств, которые он и его культура определяют как женские, будет бороться против тех же качеств и во внешнем мире, особенно если его культура, как это часто бывает, оценивает мужское начало выше женского. Идет ли речь об эмоциональности, или нелогичности, или зависимости, или любви к краскам, или нежности по отношению к детям — мужчина будет бояться этого в себе, бороться с этим и стараться обладать противоположными качествами. Он будет склонен к борьбе с «женскими» качествами и во внешнем мире, отвергая их, относя их исключительно к женщинам и т.п. Мужчины-гомосексуалисты, обращающиеся с просьбами и пристающие к другим мужчинам, очень часто оказываются грубо избиты ими. Скорее всего, это объясняется тем, что последние боятся быть соблазненными. Такой вывод определенно подкрепляется тем фактом, что избиение часто происходит после гомосексуального акта.
То, что мы видим здесь, — это крайняя дихотомизация, «или-или», подчиняющееся аристотелевой логике мышления того типа, который К. Гольдштейн, А. Адлер, А. Кожибский и другие считали столь опасным. Я как психолог высказал бы ту же мысль так: дихотомизация означает патологию; патология означает дихотомизацию. Мужчина, считающий, что можно быть либо мужчиной во всем, либо женщиной и ничем, кроме как женщиной, обречен на борьбу с самим собой и на вечное отчуждение от женщин. В той степени, в какой он узнает о фактах психологической «бисексуальности» и начинает понимать произвольность дефиниций, построенных по принципу «или-или», и болезненную природу процесса дихотомизации; в той степени, в какой он обнаруживает, что различающиеся сущности могут сливаться и объединяться в рамках единой структуры, вовсе не обязательно будучи антагонистами и исключая друг друга, — в этой степени он будет становиться более цельной личностью, принимающей в себе женское начало («Аниму», как его называл К. Юнг) и наслаждающейся им. Если он сможет примириться с женским началом внутри себя, то сумеет сделать это и по отношению к женщинам во внешнем мире, станет лучше их понимать, будет менее противоречив в своем отношении к ним и, более того, станет восхищаться ими, понимая, насколько их женственность превосходит его собственный гораздо более слабый вариант. Конечно же, легче общаться с другом, которого вы цените и понимаете, чем с таинственным врагом, внушающим страх и возбуждающим негодование. Если хочешь подружиться с какой-то сферой внешнего мира, хорошо бы подружиться с той ее частью, которая находится внутри тебя.
Я не хочу утверждать здесь, что один процесс обязательно предшествует другому. Они параллельны, и потому можно начать с другого конца: принятие чего-то во внешнем мире может помочь достичь принятия его же во внутреннем мире». [9, с. 94-95]
Также самопринятие расматривается Маслоу в связи с исследованием таких явлений, как мистический опыт и пиковые переживания. В данном случае самопринятие рассматривается как биологическая аутентичность — отождествление себя с природой, слияние с ней, что в последствии может приводить к достижению человеком пиковых переживаний особого рода. «Другими словами, в определенном смысле человек подобен природе. Когда мы говорим о его слиянии с природой, возможно, что отчасти мы подразумеваем именно это. Возможно, что его трепет перед природой (восприятие ее как истинной, хорошей, прекрасной и т.д.) однажды будет понят как определенное самопринятие или самопереживание, как способ быть самим собой и полностью дееспособным, способ быть в своем доме, некоторая биологическая аутентичность, «биологический мистицизм». Вероятно, мы можем рассматривать мистическое или предельное слияние не просто как приобщение к тому, что в наибольшей мере достойно любви, но и как слияние с тем, что есть, поскольку человек принадлежит ему, является подлинной его частью, является как бы членом семьи.
Этот биологический, или эволюционный, вариант мистического опыта, или пикового переживания, — которые, возможно, в этом не отличаются от опыта духовного или религиозного — вновь напоминает нам о том, что мы должны непременно перерасти устаревшее употребление термина «высшее» как противоположности «низшему», или «глубинному». Самое «высшее» переживание — радостное слияние с абсолютным, доступное человеку, — может одновременно рассматриваться как глубочайшее переживание нашей подлинной личной животности и принадлежности к виду, принятие нашей глубинной биологической природы как изоморфной природе в целом». [9, с. 204-205]
Маслоу также рассматривал биологический аспект самопринятия. «Индивидуальная биология человека вне всякого сомнения является неотъемлемой частью «Реального Я». Быть собой, быть естественным или спонтанным, быть аутентичным, выражать собственную идентичность — все это биологические формулировки, поскольку они подразумевают принятие собственной конституциональной, темпераментальной, анатомической, неврологической, гормональной и инстинктоидно-мотивационной природы». [9, с. 208]
Еще одной проблемой, в связи с которой Маслоу рассматривал самопринятие, была трансценденция. Одним из вариантов понимания трансценденции, которые он выделил, была транценденция как принятие собственного прошлого: «Возможны две установки по отношению к своему прошлому. Одну из них можно назвать трансцендентной. Следующий ей человек способен к бытийному познанию своего собственного прошлого. Это прошлое может быть охвачено и принято в нынешнее Я человека. Это означает полное принятие. Это означает прощение своего Я, достигнутое благодаря его пониманию. Это означает преодоление раскаяния, сожаления, вины, стыда, смущения и т.п.
Такая установка отличается от взгляда на прошлое как на нечто, произошедшее с человеком, перед чем он был бессилен, как на набор ситуаций, где он был лишь пассивен и целиком зависел от внешних факторов.
В некотором смысле речь идет о том, чтобы взять на себя ответственность за свое прошлое. Это означает «стать субъектом и быть субъектом»». [9, с. 158-159]
Таким образом понятие самопринятия личности рассматривалась Маслоу в различных аспектах и в связи с множеством разнообразных проблем, таикх как трансценденция, пиковые переживания, психологическое здоровье и др.
Ученый придавал ему большое значение, так как считал развитую способность к самопринятию одним из основных критериев психического здоровья, а также указывал на влияние отдельных аспектов самопринятия на функционирование личности в целом и взаимоотношения ее с окружающим миром.
2.1Диагностическийинструментарий данного исследования представлял набор следующих методик: На второмэтапе применялся ряд следующих методик: 1.Техникарепертуарных решеток (ТРР) — используетсядля изучения индивидуально-личностных конструктов, опосредствующих восприятие исамовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Также ТРР используетсядля изучения идентификаций личности (16). 2.КИСС — косвенноеизмерение системы самооценок — методика,разработанная Е.Т. Соколовой и Е.О. Федотовой, основана на ранжировании проективногоматериала. КИСС позволяет не только реконструировать индивидуальную системуценностей, но и определить эмоционально-ценностное отношение к себе — самопринятие (8), (15). 3.Техника«рассказывание историй» используется в психологических исследованиях дляизучения личности ребенка, с помощью нее выявляются переживания и фантазииребенка о реальной жизни (4). 4.Биографическийметод, который в данном варианте был представлен как достаточно формальнаясхема жизнеописания ребенка, воссозданная на основе документальноподтвержденных фактов. Ключевойметодикой исследования была методика КИСС, поскольку центральной проблемойявилось изучение возможных детерминант и корреляций самопринятия в структуре личности. Косвенное,закрытое получение информации, характеризующей отношение к себе, наиболее полновозможно с включением КИСС в экспериментальную программу.
Социально-психологические феномены групп. Управление конфликтами
Социально-психологические феномены групп
Принадлежность индивида к группе оказывает на его поведение и мышление значительное влияние. Результаты этого влияния провоцируют межгрупповую конфликтность. Рассмотрим соответствующие феномены.
Социальная фасилитация (от англ. facility – легкость, благоприятные условия) – эффект усиления доминирующих реакций в присутствии других. То есть даже простое присутствие кого-либо другого может повышать энергичность наших действий (в том числе и конфликтных). Так, школьник перед классом выжимает из силомера несколько больше, чем в одиночку. Но и с учителем ведет себя более вызывающе, чем в отсутствие одноклассников.
Но феномен фасилитации неоднозначен. Неслучайно в его определении присутствует словосочетание «доминирующая реакция». Это означает, что присутствие других положительно сказывается на решении индивидами простых задач (в которых доминирует правильный ответ). Решение же задач сложных, напротив, затрудняется присутствием других людей. А ситуация конфликта не является легкой, поэтому фасилитация способствует принятию неправильных, деструктивных решений.
Социальная леность – тенденция людей уменьшать свои усилия, если они объединяются с другими для достижения общей цели, но не отвечают персонально за конечный результат. Например, экспериментально проверено, что при перетягивании каната участник группы развивает усилий существенно меньше, чем если бы он тянул в одиночку. Правда, и здесь есть обратное правило: коллективность усилий не приводит к их ослаблению, если общая цель необыкновенно значима и важна или если известно, что индивидуальный результат может быть определен. Только в этих случаях можно смело утверждать, что «в единстве – сила».
Деиндивидуализация – утрата индивидом в групповых ситуациях чувства индивидуальности и сдерживающих норм самоконтроля. Обез личенность, анонимность индивида в группе могут «отпускать социальные тормоза». Чем больше группа, тем сильнее деиндивидуализация и тем вероятнее проявление актов насилия, вандализма и прочих асоциальных действий (эффект толпы).
Групповая поляризация – вызванное влиянием группы усиление первоначального мнения индивида, склонного под влиянием эффекта фасилитации принять не лучшее, например рискованное, решение. Групповое обсуждение не усредняет мнения индивидов, а, напротив, смещает их к одному из возможных полюсов. Если кто-то из группы изначально настроен, допустим, вложить деньги в какое-либо рискованное предприятие, то после дискуссии на данную тему это стремление только усилится. Свойство группы поляризовать имеющиеся тенденции может приводить и к усилению агрессивных намерений группы.
Огруппление мышления – тенденция к единообразию мнений в группе, которая часто мешает группе реалистично оценивать противоположную точку зрения.
Групповой фаворитизм – предпочтение своей группы и ее членов только по факту принадлежности к ней. Подобная пристрастность выявлена у людей всех возрастов и национальностей. Правда, в культурах коллективистского толка она меньше, чем в культурах индивидуалистического плана.
Эти эффекты могут действовать в различных ситуациях, на разных уровнях социального взаимодействия, как бы устанавливая «демаркационную линию» между людьми, которые по каким-либо критериям оцениваются как «свои», и теми, кто по данным критериям оцениваются как «чужие» [4].
Дж. Тернер и Р. Броун пришли к следующему выводу: «Когда статусные различия между двумя группами признаются справедливыми и высокостатусной и низкостатусной группами, эффекты внутригруппового фаворитизма выражены незначительно. Как только возникает сомнение в справедливости статусных различий, внутригрупповой фаворитизм возрастает, причем в большей степени у членов группы, обладающей более высоким статусом» [435]. Осознание незаконности (или нестабильности) статусных различий порождает стремление их изменить, увеличивает внутригрупповую поддержку и межгрупповое соперничество.
Данный механизм является психологическим. Однако на фоне глубоких объективных противоречий между группами – классовых, этнических, региональных, возрастных и т. д. – высокая степень внутригруппового фаворитизма чревата деструктивными социальными последствиями. Конфликты между группами усиливают степень внутригруппового фаворитизма и межгрупповой враждебности.
Конформизм как результат группового давления – тенденция изменять поведение или убеждения в результате реального или воображаемого воздействия группы. Если нам, к примеру, предложат сравнить длины двух отрезков (один из которых немного короче другого), то в одиночку мы уверенно дадим правильный ответ. А вот если несколько человек вокруг нас будут утверждать нечто прямо противоположное, мы очень сильно задумаемся, и вероятность того, что наш ответ будет правильным, снизится процентов на сорок (как это показано в классических экспериментах американского психолога Соломона Аша [320]). С более сложными и важными идеями мы, быть может, поупрямимся больше, но избежать группового давления вообще, конечно, не сможем.
Все эти характеристики группового поведения людей подтверждены экспериментально. Следовательно, их обоснование можно считать достаточно надежным. Правда, если строго подходить к этой проблеме, надо отметить, что все эти факторы группового влияния экспериментально зафиксированы только для относительно небольших групп. Безоговорочное распространение их на группы большие (нации, классы – с ними-то как экспериментировать?) уже не может быть стопроцентно надежным. Но в том, что отмеченные факторы в той или иной степени проявляются и на уровне больших социальных групп, трудно сомневаться.
В силу описанных групповых феноменов полностью не оправдался популярный в свое время марксистский тезис о том, что передача частных фабрик, заводов и земли в общественную собственность приведет к невиданному повышению производительности труда. Казалось, рабочие и колхозники станут хозяевами и будут трудиться на себя, а не на буржуина-эксплуататора, что должно повысить их заинтересованность в конечном результате. Однако все получилось наоборот. Сработал упомянутый выше феномен социальной лености.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Феномен психологической помощи. Законы выдающихся людей
Феномен психологической помощи
Когда вы стараетесь кому-то помочь в решении их личных проблем, суть ваших действий должна заключаться в убеждении человека в том, что он или она являются причиной своих проблем, а не следствием. То есть нужно вызвать у них чувство ответственности. Но это не должно звучать как обвинение, человек должен сам прийти к этому и захотеть изменений.
Когда вы беседуете, никогда не опровергайте того, что люди знают, пытайтесь на основе из знаний доводить свои идеи. Помните, что для человека, который просит от вас помощи, в первую очередь требуется собеседник, которому, его проблемы не безразличны. Вам нужно реагировать во время беседы на то, что говорит собеседник, но не пытайтесь критиковать. Лучшее, что вы можете делать во время беседы – это оспаривать полноту рассказа собеседника. Если вам говорят: они меня не слушают, то обязательно нужно спросить: кто? Если затрагиваются неконкретные понятия: уважение, внимание, забота, то просите пояснить: какими действиями выражаются эти понятия, ведь для каждой личности ответ свой. Люди не умеют читать мысли. Не позволяйте собеседнику говорить подобное: «Она не заботится обо мне», требуйте объяснение: «В чем это проявляется»?
Самое главное, что нужно знать, для того, чтобы помогать людям преодолевать проблемы и страхи, это то, что не нужно во время беседы беспокоиться по поводу того, сможете ли вы помочь человеку. Если у вас есть такое намерение, то в не зависимости от того, насколько вы профессиональны в сфере помощи другим, вы, бесспорно, всегда достигните некоторого положительного эффекта. В этом состоит феномен психологической помощи.
Люди, которые легко справляются с проблемами, открыты логике жизни и не отворачиваются от проблем. Не пытайтесь давать людям советы, лучше скажите: «Вы несете ответственность за это. Что вы собираетесь предпринять?» И пусть человек сам разбирается со своей жизнью.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >