Подчинение и унижение, как способ жизни. Психология раба
Подчинение и унижение, как способ жизни. Психология раба
Подчинение и унижение присутствует в жизни, буквально, каждого человека, в той или иной форме, в той или иной степени.
И если мы считаем, что подчинения и унижения в ДАННОМ случае и в жизни данного человека нет, то это зависит лишь от нашего понимания обстоятельств и точки зрения на эти обстоятельства.
Ибо, все и не раз наблюдали, например, картины, когда унижающий и подчиняющий не считает, что он унижает и командует. А униженный и подчинённый, таковым себя не считает.
Подчинение и унижение: чувства и действия
Давайте, рассмотрим природу унижения и подчинения:
1. Подчинение и унижение – это, прежде всего, явления, которые возникают какпродукты отношений человека с человеком, человека с группой людей и группы людей с группой людей.
Конечно, феномен унижения и подчинения может возникнуть и как результат работы самосознания отдельного человека.
Например, это проявляется в механизме нравственности человека: человеку унизительно думать, а тем более делать, то, что противоречит его нравственным принципам.
А феномен подчинения может возникнуть, если человек волевым усилием заставит себя – подчинит себя действовать или говорить что-либо, вопреки каким-то факторам.
Например, вопреки желаниям других, вопреки своим представлениям, чувствам, и так далее.
Но, тем не менее, и здесь подчинение и унижение возникает в процессе отношений: «Я» относительно меня в тех или иных обстоятельствах.
Иначе говоря, унижение и подчинение может быть, как и офлайн — в реальных отношениях человека, и онлайн – в мыслительном процессе воображения и представлений человека.
2. Подчинение – это действия человека или группы людей под руководством человека или группы людей.
Не такой простой феномен, как может представляться на первый взгляд. Ибо, подчинение может быть насильственным – по принуждению, и добровольным.
Но, если считать, что феномен унижения возникает в результате подчинения, то унижение может, как возникать так и не возникать, в процессе подчинения. И это происходит сплошь и рядом во взаимоотношениях людей.
Например, женщина может подчиниться мужчине, даже насильственно, не испытывая при этом унижения. В отношениях на работе, все находятся в прямых и перекрёстных отношениях формального и личностного подчинения и соподчинения, и так далее.
Например, дети находятся в состоянии подчинения родителям до определённого возраста.
При этом, люди могут как испытывать состояние унижения, так и не испытывать его. Следовательно, хотя подчинение — необходимое условие возникновения унижения, но унижение не его следствие – причины его в другом.
3. Совершенно очевидно, что феномен чувства унижения возникает как реакция на такое отношение к человеку или группе людей, когда другой человек или группа относятся к нему или к ним таким образом, что это принижает и оскорбляет их достоинство.
Если под достоинством понимать мнение о себе – свою самооценку человека, то унижение – это такое отношение к человеку, когда игнорируется и принижается его самооценка.
Буквально: человек мнит о себе или действительно является тем-то и тем-то, а к нему относятся как не к такому человеку, а к нечто другому, притом на порядки хуже.
Иначе говоря, феномен унижения возникает, когда покушаются на самооценку человека или группы людей. Я лучше, — считает унижаемый.
А мне всё равно, кем ты себя считаешь, для меня ты то-то и то-то, — отвечает унижающий.
Подчинение и унижение. Унижение, как способ подчинения
Понятно, унизить и подчинить – самый простой способ управления человеком.
Сначала или параллельно, ему, словами и действиями, дают понять, что он вовсе не то, что о себе думает, а потом навязывают ему роль того, кого необходимо – подчиняют себе человека.
Механизм здесь состоит в следующем: деформируя или разрушая самооценку человека – его самомнение, этим самым разрушают личность человека, превращая его в некое подобие зомби или марионетки.
Ибо, самооценка человека – это центральный элемент самосознания – «Я» человека. Разрушив или деформировав «Я» — мы получаем обезличенное существо – человека подверженного инстинктам стадности и беспрекословного подчинения авторитетам.
Авторитетом может быть любой человек или люди, которые в глазах подчиняемого обладают личностью – не похожестью на него на основе имеющихся у них власти. Власти, распространяющейся, в том числе, и на него.
НО, дело в том, что у очень многих людей настолько сильная личность, что сломить её не могут ни какие унижения и ни какая необходимость подчиниться насилию над своей личностью.
То есть, есть люди, которые не примиряются с унижением и, если идут на подчинение, то только как на подчинение насилию в условиях самосохранения и выживания.
Но, они не теряют своей личности и в любой момент готовы выйти, тем или иным способом, из подчинения и унижения.
Всё это, большинству из нас хорошо знакомо и понятно.
Подчинение без явного унижения, как игра на самомнении человека
НО, есть более хитрый, не такой примитивный способ подчинения человека, тоже связанный с самомнением человека, но уже не через унижение его, а, наоборот, через искусственное, обманное поднятие его в глазах подчиняемого.
И не обязательно это лесть, прямая или скрытая, – это может быть элементарное не затрагивание, ни в словах, ни в поступках, самомнения человека. Тем самым, направление формирования самомнения в нужном для себя направлении – на повышение самомнения.
Или, часто встречается такой вариант: человек, который хочет подчинить себе человека, начинает искусственно и искусно умалять свою значимость в его глазах. Мол, кто я такой, по сравнению с тобой.
Если человек «повёлся» на такое манипулирование, то, подчинив его себе, из него, буквально, начинают верёвки вить. Схема проста, но совершенно не понимаема подчинённым в этих отношениях.
Они стали ещё более высокого мнения о себе или, наконец-то, получили внешнюю высокую оценку о себе, и рады стараться продемонстрировать правильность этой оценки – оправдать такое мнение о себе.
Они живут, частично или полностью, ради тех, кто их подчинил своим интересам, при этом, совершенно не понимая этого и не задумываясь о сути этих отношений.
Примеров таких отношений можно привести множество: и в личных отношениях, и в семейных отношениях, и в деловых отношениях. НО, зачем примеры?
Если вам понятно о чём я говорю, то понятно и без них, а если не понятно, то примеры не помогут.
Здесь, именно такая ситуация, что надо опереться на свой опыт и знания отношений между людьми и найти в них такие способы отношений, когда происходит подчинение человека через манипулирование его самосознанием.
Уверен, что в жизни каждого взрослого человека, такие отношения были, а может, и сейчас есть. Но лучше всего, конечно, они видны со стороны: в отношениях людей довольно хорошо вам известных, родственников, например.
Подчинение и унижение, как способ жизни. Психология раба.
Что характеризует человека с явно выраженными личностными качествами? Конечно, самодостаточность её мыслей и поступков – её не слепое подчинение воле людей и обстоятельствам.
Личность – это, прежде всего, человек сам по себе и сам в себе. Именно благодаря этому, он способен к самостоятельному принятию решений в своей жизни и ему не надо команд со стороны, чтобы делать поступки в своей жизни.
Конечно, НИКТО из нас не застрахован ни от унижений или попыток нас унизить, так и от попыток подчинить нас воле других – все бываем и унижаемы и подчиняемы.
НО, есть большая, колоссальная разница: часть людей и унижаются и подчиняются, НО, не смиряются с этим. А часть людей, подчиняются и унижаются, но, не только смирились с этим, а приняли это как СВОЙ образ жизни.
Почему для многих людей подчинение и унижение стали образом жизни? Естественно, от того, что такая жизнь представляется им удобной и комфортной, а, чаще, они другой жизни и не мыслят.
По сути дела, это ничто иное, что жить рабом и иметь психологию раба. А это вовсе не то, что привыкли мы думать, в большинстве своём, о рабах: мол, бедные несчастные, подневольные, бесправные люди.
Способ жизни раба, и способ его осмысления действительности и себя в ней, имеет вековые традиции и имеет все права называться всего лишь одним из способов человеческой жизни.
Были и есть люди, которых, рабство, как способ жизни, устраивал и устраивает, и которые другой жизни и не мыслят и не желают. Ибо, подчинение и унижение – это одни из условий жизни человека, которые одни люди могут не принимать, а другие – считать своими.
Потому что:
1. Подчинение и унижение удобно тем, что тебя не трогают те, кто тебя подчинил и унизил. Им просто нет необходимости: ты подчинён и ты раб, что с тебя ещё можно взять? И зачем?
Кстати, рабы и начинают проявлять недовольство лишь тогда, когда с них начинают требовать более. Где предел, если более уже некуда?
А, когда их жизнь превращают в запредельное существование, — когда рабы начинают чувствовать прямую угрозу своей жизни, у них просыпается инстинкт самосохранения.
Психология раба: Раб, в целом, доволен своей жизнью.
2. Жизнь в подчинении и унижении, удобна своей определённостью и безответственностью за неё.
В самом деле, рассуждает раб: Если вы меня подчинили, бог с ним, ещё и унизили, — про это я уже и забыл и не воспринимаю как унижение, так и отвечайте за мою жизнь.
Психология раба: снятие с себя ответственности за свою жизнь, на основе отсутствия своего «Я» и замены его на «Мы» — я такой же, как все из моего окружения.
3. Жизнь в подчинении и унижении, порождает ещё один феномен раба – это благодарность хозяину и признание его более (на порядки) значимым человеком. Известны случаи, даже, обожествления своих угнетателей.
Психология раба: почитание и уважение своих рабовладельцев.
4. Подчинение и унижение легко солидаризирует людей, ибо, у них возникает феномен социального мышления на основе замены личностного «Я» на «Мы».
Психология раба: рабы любят таких же, как они, и отторгают – не любят и ненавидят, людей, сохранивших и имеющих свою личность. В особенности, если они открыто не приемлют их рабство.
5. Жизнь в подчинении и унижении, в социуме, передаётся по наследству из поколения в поколение путём воспитания и примера жизни близкого окружения. Вспомните Моисея, сорок лет водившего иудеев по пустыне, дабы вытравить в их сознании рабство.
Психология раба: Раб может быть только рабом.
Раб может воспитать и воспитывать только раба. Человек только сам может сделать прорыв в своём сознании, восстав против слепого подчинения и унижения.
Сделать он это может, поняв, что он в подчинении и что его унижают, – уничтожив его личность и согнав в стадо с такими же.
Подчинение и унижение. Что делать?
Начнём с того, что человек, который вольно или невольно находится в подчинении и унижен кем-то, опасен в личном общении. Почему?
Потому что, как было сказано выше, его личность, если, даже, и остаётся личностью самостоятельной личности, будет деформирована необходимостью подчинения и унижения.
Иначе говоря, для личности, которая не приемлет подчинения и унижения, нахождение в такой ситуации является экстремальным, и поэтому она может допускать срывы и ошибки в отношениях с другими людьми.
Но, это всё, извините, цветочки, по сравнению с ягодками, которые могут дать отношения с человеком с изменённым самосознанием в сторону завышенного самомнения о себе. Что происходит?
Человеку подняли самомнение с целью его, этого человека, использовать в своих целях – с целью подчинения его себе.
Если вы начнёте к нему относится, как к человеку, коим он и есть на самом деле, например, говорить о действительном положении дел, «о правде», то встретите мощный негатив с его стороны.
Он категорически не желает признавать истинное положение дел, ибо, ему так хорошо находиться в том самомнении, которое ему искусственно и ловко привили.
Более того, он будет всячески защищать своего манипулятора, не обращая внимания ни на какие факты и доводы, и призывы к его разуму.
Ибо, на его взгляд, ни какого манипулирования, ни какого подчинения, ни какого унижения, ни уничтожения его личности не было и нет: он сам так думает и так делает, ибо, — он такой хороший.
Только, вот, меня не понимали и не ценили, а сейчас, нашёлся человек или люди, которые меня понимают и ценят, — рассуждает марионетка.
А о манипуляторе: Ведь, он такой безобидный и хороший, ведь он такого высокого мнения обо мне, а ты плохой и злой, ибо, ты говоришь, что я не такой и не так, и не потому, и прочее.
Но, самые опасные в личных и социальных отношениях — это люди с психологией раба.
Ибо, человек с психологией раба — это человек с пониженной или отсутствующей ответственностью и за свои поступки, и за свои слова, и за свои мысли. Он, эту ответственность, делегировал своему рабовладельцу.
Более того, раб всегда уверен, что его хозяин его защитит, оправдает и поддержит, потому что ему, хозяину, нужны рабы, а не свободные личности.
Резюме:
На мой взгляд, человек рождается для того, чтобы прожить личностью. Личность, априори, не приемлет подчинение и унижение своей личности. Но, есть и другой способ жизни человека – жизнь в подчинении и унижении себя как человека.
Такая жизнь опасна, прежде всего, тем, что у человека уничтожена или деформирована личность и заменена на психологию раба.
До такой степени, что человек не осознаёт ни подчинения, ни унижения, ибо, его «Я» сведено до стадного «Мы».
И что с того, что в стаде многие мнят себя свободными и умными, самостоятельными и уважаемыми? Мнить и являться, — ну, очень разные сущности.
Подчинение и унижение. Разве мы рождены для этого?
источник
Мужчина раб психология — VseOpsyhologii
Понятие свободы человека, свободы личности, занимало философские умы во все времена. Бог дал человеку свободу самоопределения, однако человек не руководствуется разумом, живёт внешними и внутренними условностями, зависит от них, принадлежит им и не может от них избавиться. Осознанность своей жизни, выбор совершать те или иные действия и поступки всегда остаётся за человеком. Это и есть истинная свобода личности. Человек вправе сам решать – стремится к свободе или оставаться рабом.
«Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1Кор.7,23).
Изначально свобода появляется как качество Души, как её способность к самоорганизации, к построению самой себя как целостной структуры, определяемой своим внутренним содержанием, а не внешними влияниями. И только после обретения внутренней свободы Душа начинает отстаивать её во внешних взаимодействиях. Она блокирует действия, навязанные человеку внешней средой, и инициирует действие, определяемое внутренней детерминацией. При реализации потребности в свободе Душа человека сталкивается не только с внешними, но и с внутренними препятствиями — это психологические комплексы.
Моисей водил евреев по пустыни сорок лет не потому, что они были фанатами, а чтобы до Палестины дошли только рождённые свободными евреи.
Человек существо разумное и не должен являться собственностью другого человека, он не скотина. Раб же, одушевлённая собственность, «вьючный скот», предназначенный для удовлетворения потребностей и похотей Хозяина.
Осёл, останется ослом…
(Басня. Александр Хвальков. 2010 год.)
Осёл, опущенный жизнью, шёл лесом.
Навстречу ему Олень:
— Что ты братец невесел, что ты голову повесил?
— Хорошо тебе на воле,
гуляешь свободно под солнышком,
ешь то, что пожелаешь,
пьёшь чистую родниковую воду.
— А в чём твои проблемы? – поинтересовался Олень.
— Живу в неволе,
И день, и ночь работаю.
Из под палки батрачу на Хозяина.
Чуть что не так,
изрядно получаю по загрвку.
А знал бы ты, чем меня кормят.
Гнилой овёс да сухое сено,
и это вместо сочной травы.
Ни какой тебе свободы,
всю жизнь в узде.
Если бы ты знал, как я мечтаю,
хоть день побыть на свободе.
На что Олень и говорит Ослу:
-Понимаешь брат,
свобода, это трудная ноша
и не каждому она по плечу.
Большинство,
всю жизнь предпочитают
жить невольными рабами,
безропотно исполняя всё,
что им прикажут.
Стойло это их стиль жизни.
Осёл так и не понял,
о чём ему сказал Олень,
ведь свобода,
это для него несбыточная мечта.
И вот, по стечению обстоятельств,
умирает Хозяин Осла.
Какое счастье,
наконец Осёл получил то,
о чём так долго мечтал.
Он свободно гуляет по лугу,
поедая вдоволь то, что хочет.
Пьёт родниковую воду
и отлёживается часами,
грея бока на солнышке.
Вот она свобода,
о которой он так долго мечтал.
Но пришла ночь, завыли волки
и Ослу стало как то не по себе.
А потом пришла зима,
стужа и бескормица.
И только тогда Осёл понял,
что у свободы
есть и вторая сторона медали.
Вспомнил, о чём ему говорил Олень.
Голодный и холодный
Осёл побрёл в сторону села
и с позволения уже другого Хозяина
по доброй воле стал в стойло,
рабски исполняя
все прихоти нового Хозяина.
Так и у людей бывает, одни всю жизнь предпочитают быть рабами, добровольно исполняют волю Хозяев, другие берут на себя тяжелую ношу свободы. Надо констатировать факт, к сожалению, Ослов всегда больше, чем благородных Оленей.
Главное отличие раба от человека заключается в том, что раб может работать только в жёстких условиях контроля, тогда как человек, обладая разумом, способен сам создать для себя условия. Рабство это пассивность, а победа над рабством определяется творческой активностью человека.
В процессе жизни раб мыслит шаблонно – стереотипно. Шаблонное мышление порождает массу установок, существенно влияющих на него. Став заложником определённых обстоятельств раб ищет того, кто может ему дать соответствующий для него «шаблон». Принимая услугу, он становится заложником хозяина – человека, способного управлять условиями сложившейся ситуации.
Являясь пленником окружающего мира, человек ограничен в свободе. Эта несвобода заставляет его поступать так, как поступает большинство, жить «как все». Психология раба есть подавляющее преобладание стремления вписаться в социум, считать своими желаниями требования социума действительно услышанные, угаданные или ложно угаданные. Раб хвалит то, что было вчера, принимает сегодня, надеясь на завтра. Современные рабы, понимая свою ущербность и неспособность к свободному волеизъявлению, жёстко воспринимают любые призывы к личностной свободе, так как это категорически расходится с их жизненной позицией.
Истинная правда режет рабам ухо. Дешёвые «пилюли» завёрнутые хозяином в ложную обёртку, они воспринимают на ура, проглатывают, не думая о последствиях. Прозрение наступает позже, когда происходит массовый заворот «кишок». История свидетельствует, что любое восстание рабов создает новые формы рабства, и только свободные люди могу возрастать для этого и творить перемены к лучшему. Работая над собой, будучи свободной личностью, они – первопроходцы и творят благие дела.
Во все времена инициаторы и творцы новой мысли и новой жизни были преследуемы и угнетаемы. Высшую ценность – человеческую личность никогда не признавали. Всегда в цене была низшая – государственное насилие сопровождаемое ложью. Рабы покланялись ей и во все времена почитали её как высшую.
Прошлое свидетельствует, исполняя волю хозяина рабы унижали личности, так как свободных они не выносили. В своих действиях, руководствуясь ложью по уничтожению личностей, торжествовали и хозяева, и рабы. Правда распиналась в мире всегда, однако настоящая сила в правде, Божьей правде.
Чем человек-раб отличается от дворового пса? И тот, и другой за кусок хлеба преданно служит своему хозяину. Основную массу рабов устраивает всё: у них есть хозяин, который о них заботится, по-своему защищает, создаёт иллюзию безопасности и благополучия. Для подобной категории людей создаются все максимально удобные условия их рабства: алкоголь, телевидение, интернет, шоу на аренах и так далее. Они съедят всё, что хозяин им подаст, кроме одного – им не нужна реальная личностная свобода. Человек своб
Свобода личности или рабская психология
Понятие свободы человека, свободы личности, занимало философские умы во все времена. И до сих пор нет четкого, общепринятого, удовлетворяющего в полном объеме определения свободы личности. В нашей работе мы не будем рассматривать культурно-историческое развитие и изменение наполненности понятия свободы личности. Мы рассмотрим ряд психологических аспектов, относящихся к самой идее свободы, существует ли она вообще, возможно ли проявлять свободу, в каком объеме и от каких факторов может зависеть это проявление.
Одно из распространенных современных определений звучит так: свобода — это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости (согласно Энциклопедическому словарю Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона). Отсюда можно предположить, что логика свободы человека – это такая упорядоченность его сознания, поведения, познавательной и преобразующей деятельности, а также организуемых им процессов и состояний в природе и обществе, которая обеспечивает ему наибольший возможный в данных стартовых условиях уровень свободы существования. Здесь возникает вопрос – как формируются интересы, задачи, ценности в данном конкретном обществе? Кто и с какой целью это делает?
Если обратиться к истории человечества, к тем временам, когда существовало рабство, то общество в социальном плане укрупнено можно было разделить на две категории – хозяева и рабы. Здесь очень важно понимать, что хозяин – это любой свободный человек даже низшего сословия, ремесленник или землепашец, пусть даже и не владеющий рабами на данный момент времени, но имеющий такую возможность. И раб – человек, всецело принадлежащий хозяину. Хозяину принадлежит не только все имущество, результаты труда раба, но и его воля, его судьба, в конце концов, жизнь и здоровье раба находится полностью во власти хозяина.
И здесь можно разделить по психологическому принципу самих рабов. Одна категория, это те, которые стремятся обрести свободу, не смотря ни на какие условия содержания, пусть даже самые комфортные, с точки зрения рабского труда. Другая категория рабов, это те, которые не представляют себе другой жизни, чем той, которую влачат, пусть даже самую тяжелую и нечеловеческую. И если раб второй категории служит хозяину не на изнурительных работах в полях или на строительстве, а выполняет работы по дому, практически, вхож в семью, то он и мыслить не может изменить свою судьбу. Мало того, эти рабы всячески порицают и не принимают призывы к свободе и независимости тех, кто к этому стремится. Можно сказать, что свобода пугает этих людей, они не представляют свое существование вне тех законов, по которым они живут.
Исходя из рассуждений о психологии раба, можно сделать вывод, что рабство – это внутреннее состояние личности, человек внешне относительно свободен во всех отношениях. Он может принимать те правила общества, которые ему навязываются, а может от них отказаться. Может принять свое внешнее рабство, посчитать, что это судьба, рок, что существуют некие законы, которые сам человек не вправе менять, но обязан выполнять и принять как данность, а может сделать все, чтобы избавиться от рабских оков, возможно даже ценой своей жизни. Выбор всегда остается за человеком, вне зависимости от давления внешней среды на личность. То же самое касается и выбора хозяина – можешь иметь рабов, а можешь выполнять работы своими силами, силами своей семьи или наемными работниками за соответствующее вознаграждение.
И здесь мы возвращаемся к вопросу о формировании ценностей и целей в обществе.
В то время для развития общества крайне необходима была дешевая рабочая сила. Государства-завоеватели расширяли свои территории, которые затем необходимо было осваивать. В силу того, что людей не хватало, зрелые работоспособные мужчины, как правило, воевали, то наличие рабов было выходом из создавшейся кризисной экономической ситуации. Это было провозглашено как ценность, закреплено законодательно и если обратиться к определению свободы личности в начале нашей работы, то можно предположить, что максимальная свобода личности в тот период времени – это позиция хозяина и наличие у него рабов. Здесь мы подходим к пониманию рабской психологии. Первая категория рабов, которая стремилась к свободе и независимости на самом деле стремились избавиться от внешнего рабства и в дальнейшем занять позицию хозяина, т.е. получить возможность иметь собственных рабов. Вторая категория рабов, в силу собственных страхов, неуверенности и нежелания нести ответственность за свою судьбу, за преобразования в ней, в качестве компенсации, вынуждена была принять рабство не как гнет и унижение, а как общественную ценность, даже цель – добросовестно служить хозяину, быть исполнительным, преданным и именно в этом виделся ими смысл жизни, их добродетель. Важно отметить, что рабская психология в том виде, как мы описали, имела место быть, практически на всех этапах развития общества, вплоть до настоящего времени. Рабство меняло свои формы, меняло названия, но смысл всегда оставался прежним. Не смотря на то, что пришло время, когда рабство, крепостное право и другие формы владения человеком человека отжили, рабская психология сохранилась в головах людей. М.М.Пришвин: «Всем научились пользоваться люди, только не научились пользоваться свободой. Может быть, бороться с нуждой и крайней необходимостью гораздо легче, чем со свободой. В нужде люди закаляются и живут мечтой о свободе. Но вот приходит свобода, и люди не знают, что с ней делать».
Даже Руссо, давая советы польскому народу на счет его государственного устройства, заявляет: “Свобода — пища добросочная, но трудная для переварения; нужны крепкие желудки, чтобы ее вынести”.
Что же мы можем наблюдать в современном мире, как изменилось мышление человека, какие представления о свободе личности существуют сегодня? Можно увидеть, что на самом деле все осталось как прежде в мышлении человека. Рабская психология жива и сегодня, причем, ничуть не изменила свою силу, актуальность и значимость для современного общества. Мало того, можно предположить, что внешнее давление стало еще более интенсивным и направленным конкретно на психику человека, на его личность. В первую очередь, это обусловлено все большей структурированностью общества, увеличением социальных слоев и прослоек, появлением все новых и более сложных иерархических лестниц. Во-вторых, не просто увеличение социальных институтов, а расширение прав и возможностей контролирующих органов, регламентирующих жизнь и деятельность человека. И последнее, что можно сказать в данном аспекте, это ужесточение законов и правил, которые ограничивают свободу человека. Все это делается с позиции заботы о человеке, его безопасности и даже справедливости, что все равны перед законом, да и вообще, все люди равны, имеют одинаковые права и обязанности. На самом деле, это все делается для управления людьми, причем без учета их личных качеств и индивидуальных особенностей. Все равны. Это справедливость в своей высшей реализации. Но мир несправедлив, поскольку люди не равны, у них как разные потребности, так и разные возможности. И чем больше эта разница, тем интенсивнее работают контролирующие органы по управлению человеком. Вне зависимости, будь то религиозный институт или прокуратура, все они, провозглашая лозунг о равенстве, стремятся к одной цели – подчинить личность и нивелировать индивидуальности человека. На систему работают все уровни социальных институтов, начиная с семьи. Воспитывая ребенка, родители навязывают ему свои ценности, в детском саду ребенку прививают правила социализации, в школе дают обязательные знания, без учета способностей и желания ребенка. Идя дальше по жизненному пути, человек уже имеет сформировавшиеся принципы существования в социуме, знает законы устройства мира, в котором он живет.
И мы видим, что рабская психология никуда не делась, она процветает и даже приобретает все более извращенные формы. Мы можем наблюдать те же две категории рабов. Первая – это люди, стремящаяся к личностному развитию, независимости, свободе от социальных оценок, влияния и давления окружающей среды. В отличие от древних времен, сегодня это сделать значительно сложнее, т.к. если раньше раб мог сбежать, уйдя на другие территории, становился свободным и условно, был хозяином своей воли, то сейчас общество простроено так, что бежать некуда, нет территории, в которой отдельно не распространяется давление внешней среды. Разница только в сущности давления, но смысл остается прежний, один контролирующий институт дублирует действия другого. Вторая категория людей, это, так называемые, массы. Им свобода не нужна. Она у них, по большому счету, есть, но своя, особенная свобода в несвободе. Они так же, как и в древние времена считают высшей реализацией своей деятельности служение господину. Этих людей устраивает все, у них есть хозяин, который о них заботится, по своему защищает, создает иллюзию безопасности и благополучия. Для подобной категории людей создаются все максимально удобные условия их рабства – алкоголь, телевидение, средства массовой информации работают на этих людей, религиозные институты, не смотря на то, что, практически, все развитые государства мира светские, имеют значительное влияние на массы. Эта категория съест все, что хозяин им подаст, кроме одного – им не нужна реальная личностная свобода. Свобода подразумевает ответственность за себя, за свою жизнь, за принятие и осуществление в жизнь принятых решений.
Однако современные рабы периодически осознают свое рабство, понимают свою несвободу, переживают когнитивный диссонанс, но поскольку позитивной компенсации не происходит, то это их еще более фрустрирует. Они могут ругать государство, быть недовольными законами и действиями отдельных контролирующих органов и социальных институтов. Но при этом они не могут решиться действовать, как правило, за словами не следует никаких действий. Что делает их похожими с древними рабами? Современные рабы, понимая свою ущербность и неспособность к свободному волеизъявлению, воспринимают жестко любые призывы к личностной свободе, так же преследуют свободных или стремящихся к свободе людей, критикуют само понятие свободы, т.к. это категорически расходится с их жизненной позицией. Они делают все, чтобы устранить инакомыслие, все, что может потревожить или всколыхнуть существующее положение дел, т.к. стабильность, пусть и рабская – это то, что необходимо этим людям. Свободный человек ценит, уважает свою свободу, дорожит ею и при этом уважает стремление других людей к личностной свободе, максимальной реализации своих возможностей. Свободный человек принимает свободу других людей, раб же не может реализовать свою свободу, отсюда не позволяет это сделать другим.
Что же происходит с людьми, стремящихся к независимости, личностной свободе, желающих снизить внешнее давление? Как было сказано, что убежать, практически, невозможно. Мы помним, что в древности понимание свободы было связано с возможностью иметь собственных рабов, но и в современном обществе ничего не изменилось. Зачастую стремление к личной свободе в нашем обществе связано с возможностью навязывать собственную волю, именно так происходит реализация свободы личности. И здесь опять срабатывает рабская психология, стремление иметь собственных рабов, иметь возможность декларировать свое существование, предлагать, а иногда и настаивать на правильности собственного жития. Создаются собственные школы, учения, философии, образовательные учреждения или программы к ним. В меньшем масштабе это могут быть преподаватели, учителя, которые, как они считают, владеют истиной. В качестве компенсации, это могут быть руководители небольших организаций, где вводятся собственные правила или на еще более низком уровне, демонстрация свободной личности реализуется в семье, когда не признаются общие законы и правила, вводятся свои, а рабами становятся члены семьи.
В своей работе мы предполагаем, что полной свободы личности не только существует, но и существовать не может по определению, всегда есть внешние факторы, которые будут оказывать давление и лишать личность некоторых степеней свободы. И рабская психология, которая заключается в том, что личность стремится или подчиняться, или подчинять, одного без другого не бывает, как существовала в древние века, так и продолжает существовать в современном мире. Некоторые современные рабы, стремясь к свободе, поднимаются вверх по иерархической лестнице, наивно полагая, что чем меньше над тобой людей, оказывающих свое влияние и больше под тобой, на кого ты влияешь, то ты обретаешь если не полную, но хотя бы достаточную свободу. Но только поднявшись вверх, на самой вершине пирамиды, люди понимают, что чем выше они поднимались, тем не свободнее становились. Думается, что любой верховный правитель, будь то президент, премьер-министр или король какой-либо страны, на самом деле, является самым зависимым человеком от внешней среды. В.В.Козлов, профессор ярославского университета, как то на одной из своих лекций сказал, что если хочешь стать независимым от толпы, бесполезно подниматься над ней, нужно из этой толпы выйти, стать вне ее.
Осознанность своей жизни, выбор своих действий всегда остается за человеком. Это и есть истинная свобода личности. Как и раньше, он может сам решить – стремиться к свободе или оставаться рабом, порабощать, или не иметь рабов. Человек так же свободен в выборе – подчиняться или подчинять. Рабская психология сидит в каждом, но именно тот, кто осознает свою жизнь, делает выбор вне влияния и давления окружающей среды и оценки социума, кто может контролировать своего раба, тот и может считать себя максимально свободным в современном обществе.
Автор: Сергей Вайсман, психолог-консультант, канд. психол. наук
Психология раба
Раб – это внутреннее психологическое состояние человека, который живет и руководствуется лишь внешними и внутренними условностями. Он зависит от них, принадлежит им и не может даже подумать, чтобы их поменять или как-то избавиться.
ПсихологияАвтор Редакция На чтение 2 мин. Просмотров 1.5k. Опубликовано
Раб – противоположность лидеру. Разница их смирения заключается в том, что лидер не преклоняет ни перед кем свою голову, но и не потерпит, когда другой человек желает поклониться ему. Раб же, наоборот, готов преклоняться перед людьми, делая их дорогу чистой от пыли, при этом сам требует того же от окружающих. Лидер всегда себя держит наравне со всеми людьми, не считая нищего изгоем, а богатого идолом. Раб же, наоборот, брезгует нищими и восхищается богатыми.
Знаменитая группа Depeche Mode об этом поет в своей песне Favourite Slave. Которую, часто можно услышать на концертах Depeche Mode в Киеве, например.
Психология раба заключается в том, что он идет за толпой. Его ценности исходят из внешнего мира. Другими словами, то, что общество считает ценным, то и он воспринимает за благо. На этой основе построена вся индустрия потребительства. Раб – это потребитель, который радуется лишь материальным ценностям и живет в свое удовольствие. Это идеальный представитель для государства, которым легко манипулировать, особенно когда он является частью толпы.
Только свободный человек способен иметь свое мнение, ставить перед собой цели и достигать их. Ему не нужны стимулы и различные одобрения окружающих, чтобы начать что-либо делать. Психология же раба основана на своеобразном пропагандировании безответственности. Раб говорит: «Я такой, ничего с этим не поделать… Это моя привычка и ее не изменишь… Это моя страсть…». Раб зависит от того, что он получает удовольствие. И он прикрывается своими слабостями, чтобы просто ничего не делать. Он не берет на себя ответственность за то, какой жизнью живет и каким человеком является. Он ведь раб своего удовольствия – и это его причина. Рабская психология зиждется на том, что человек не желает что-либо менять в своей жизни. И на это он найдет тысячу оснований, чтобы только ничего не делать.
Раб – зависимый, безвольный, управляемый и не имеющий своего мнения человек. Все, к чему он стремится, навеяно ему обществом. Все, чем он живет – это оценка общества. И если вдруг на него кто-то не так посмотрит, он будет ощущать себя самым несчастным человеком в мире.
почему мужчины хотят, чтобы их заставляли убираться
Мы договорились встретиться у моего подъезда. Он прислал свое фото, чтобы я знала его в лицо. Когда он подошел, я попросила его вывернуть карманы и показать сумку, чтобы удостовериться, что никаких опасных предметов у него нет. Он оказался чист.
Его зовут Артем, он петербуржец, ему 40 лет. Он зажато стоял передо мной, неуклюже косолапя своими старыми кроссовками из 1990-х, и прятал глаза в пол, как провинившийся школьник. Полненький мужчина прижимал к груди ободранную тканевую сумку из «Ленты», в которой лежал ноутбук с модемом для раздачи интернета. Он забыл дома телефон, поэтому, чтобы быть на связи со мной, ему пришлось взять компьютер с работы.
Чтобы не оставаться с Артемом наедине, я позвала в гости друга. Мы зашли в квартиру, и он спросил: «Извините, госпожа, у вас в доме нет мужчин?» – как выяснилось, он боится мужского присутствия. Пока раб развязывал кроссовки, я спрятала друга в гардеробной, где он и дожидался окончания эксперимента. Первое задание для раба было банальным – он должен был помыть полы. Краем глаза из другой комнаты я смотрела, как он пытается управиться со шваброй:
– Госпожа, так должно быть?
– Нет, ты сломал швабру.
– У меня никогда не было такой швабры, простите, госпожа, я всегда руками обычно мою и на коленях – мне так привычнее. Извините, можно я так буду мыть?
Я не настаивала, и он встал на четвереньки и пополз в ванную за ведром. Незнакомый сорокалетний мужик ползает на коленях по моей квартире, моет полы и через слово называет меня то «госпожой», то «хозяйкой» – как он к этому пришел?
Как становятся рабами
«Мне сложно ответить, когда именно я стал рабом, госпожа. Я с детства себя вещью ощущаю. Еще в садике я был тихим, скромным и очень послушным, уступал всем, подсознательно унижался. Мне кажется, я родился с желанием быть нижним, после чего стал постепенно формироваться как полноценный сабмиссив. В начальной школе я представлял себя рабом девушек, тогда меня начали унижать и уже сознательно ставили на колени. Говорят, дети жестоки, а я пользовался этим, лизал девочкам туфли, когда они приказывали. Мне нравится унижаться и никогда не казалось это странным и не кажется до сих пор.
Родители развелись, когда я был ребенком, поэтому рос я с матерью, она хорошая, добрая, заботилась обо мне, я с ней до сих пор живу. Она не знает про мою сущность, да и я всегда старался скрывать это. Когда-то давно мама случайно увидела мою переписку с госпожой, на что промолчала и сделала вид, что ничего не было. С отцом я также общаюсь, думаю, он даже не догадывается о моих увлечениях.
У меня нет высшего образования, но я пытался учиться на экономиста и обувщика. В итоге сейчас работаю в типографии подсобным рабочим, грузчиком и иногда в такси. На работе никто не знает о том, что я раб, но я слабохарактерный, поэтому все «ездят» на мне, скидывают на меня все задачи, на что я не в праве отказать, так как я рожден, чтобы выполнять приказы. У меня нет семьи, и заводить ее я не собираюсь. Я хочу служить рабом – для меня это главное в жизни.
Госпожа, извините, что я так долго полы мою, я без хозяйки с 2014 года, давно практики не было».
Не рабы: Особенности рабской психологии
Почему «нерабы»? Потому что первое их отличие от нормальных людей — что они постоянно убеждают себя и окружающих в том, что они не рабы. Им это просто необходимо. Посмотрите, например, на Великих Укров, на не в меру гордых и воинственных представителей южных окраин нашей страны (мы говорим не о народах в целом, а об отдельных упоротых их представителях), и наконец на наших либерастов и долбославов. Помните крики весной 2012 «Россия будет свободной»? Причём в лихие девяностые, когда Россия реально была несвободной — американцы целый этаж в правительстве занимали — они молчали в тряпочку.Казалось бы, что общего у прозападных либерастов-«общечеловеков», бородатых террористов и нациков-долбославов? А общее есть: и те, и другие и третьи постоянно вопят о том, что они не рабы, свободные, будут свободными, борются за свободу и т.д. Потому что это, при всей внешней непохожести, просто разные сорта «нерабов».
Кто-нибудь слышал, чтобы жители США или благополучных европейских стран (на которых так молятся укры и либерасты) где-нибудь вопили о своей «свободе» и «нерабстве»?
Итак, «свобода» для «нераба» не имеет ничего общего со свободой в понимании нормального человека. «Нераб» всегда ощущает себя рабом, хоть никогда не признается в этом даже самому себе. И «свобода» для него — это перейти от одного хозяина к другому. Или, если хозяина нет — обрести его.
Ключевым моментом в становлении такой психологии является прививание чувства обиженности и жалости к себе. Чтобы сделать из нормального человека «нераба» — ему прежде всего надо внушить, что его кто-то очень сильно обидел. Необязательно лично, можно предков. Долбославов, например, обидели христиане, либерастов — Сталин, Великих Укров — Россия, нациков — жыды или ещё какие народы. Дело в том, что признавать собственную вину в своих неудачах, брать ответственность на себя — путь правильный, но тяжёлый и неприятный. А тут приходит добрый дядя и говорит: да проблема не в тебе, ты на самом деле молодец, а в том, что ты в дерьме, виноваты вот они! (Дальше следуют варианты: жыды, коммунисты, христиане, мусульмане, чиновники, олигархи, свой или чужой президент и т.д.) Будущего «нераба» отучают от главной привычки свободного, самостоятельного человека — привычки отвечать за собственную жизнь. Ответственность спихивается на кого-то и будущий «нераб», если принимает эту идею, с облегчением вздыхает… Но это облегчение человека, который поднимался вверх, а потом сел на задницу и начал скользить вниз, в болото рабства.
Как сказал один упавший с крыши кровельщик: «Лететь совсем не страшно, даже приятно. А вот момент приземления…»
Вспомните, с каким упоением наши либерасты выискивают у себя в роду сталинских уголовников. Судимость родственника с 1924 по 1953 год в их кругах считается прямо заслугой. Так как даёт возможность для нытья, вечной обиженности и жалости к себе. С точно таким же упоением Великие Укры выдумывают ужастики про то, как москали расстреливали их миллиардами, а долбославы — как их прессовали злые христиане. В этих фантазиях «нерабов» замечается прямо какое-то мазохистское наслаждение.
На фоне привитой обиженности развивается жалость к себе. Человек волевой, самостоятельный, стремящийся к различным достижениям знает: жалость к себе — опасная, разрушительная вещь, её нужно выжигать калёным железом, если хочешь чего-то добиться. А «нерабы» начинают истерить, если у них пытаются отнять их обиженность и саможалость. Потому что подсаживаются на эти чувства.
Далее «нерабу» нужно привить мысль о собственной никчёмности. На фоне уже привитого — это просто. Ведь раньше «нераба» кто-то обижал и притеснял, а сейчас он свободный нераб и… Кто-то ему обязательно поможет и приведёт к процветанию.
Вспомните, например, что пишут в интернете Великие Укры. Ни один из них никогда не сказал: МЫ построим, МЫ создадим, МЫ увеличим, МЫ улучшим, МЫ разработаем. Они говорят только: НАМ дадут, НАС примут, НАМ помогут, НАМ привезут, НАМ построят. «Нерабы» полностью согласны с тем, что сами они не способны ни на какое созидательное действие. Поэтому «нерабы» с окраин СССР при его развале так радовались, что останавливаются и разрушаются заводы. Они надеялись, что вместо них вырастут торговые и туристические центры, а они вместо созидательной работы получат холуйскую и будут обслуживать новых хозяев. У некоторых мечта даже сбылась, хотя далеко не у многих. Поэтому немало «нерабов» двинуло в Европу за своей «нерабской» мечтой — чистить евроунитазы.
Разумеется, всем известный комплекс малых народов — прекрасная часть психологии «нераба». Человек с таким комплексом — уже практически готовый «нераб», остаётся, образно говоря, лишь чуть-чуть шлифануть его психологию напильником.
На самом деле «нерабы» есть везде. Наверняка вы сталкивались с проявлениями «нерабства» и в жизни. На работе «нераб» лижет задницу начальству, стучит на коллег и пытается таким образом продвигаться по карьерной лестнице. В школьной или дворовой компании «нераб» заглядывает в рот местным лидерам, всячески выражая свою солидарность с ними и прикрываясь их авторитетом. При этом даже не понимает, что лидер держит его за презренную шестёрку. В криминале это выражено ещё ярче. Пример для тех, кто смотрел известный советский фильм «Беспредел» (1989 г.): шестёрка Окунь — типичный «нераб».
Но никогда ранее «нерабы» не были так многочисленны и так упороты, как с началом эпохи цветных революций.
Как не стать «нерабом»?
Чтобы не впасть в такое мышление, нужно отслеживать начальные моменты, которые пытаются навязать вам прозападные СМИ и интернет. Если вам вдруг начинает нравится идея, что в ваших проблемах виноват кто-то другой — это серьёзный звонок. Если вам начинает казаться, что должен придти какой-то добрый дядя и сделать вашу жизнь лучше (царь, новый президент и т.д.) — это ещё серьёзней. «Нерабы» остро нуждаются в каких-нибудь хозяевах-спасителях. Настолько остро, что доходят до абсолютно шизофренических фантазий. Например, существует безумная теория о том, что недобитые фашисты сбежали в Антарктиду и до сих пор там существует целое нацистское государство. А особо упоротые долбославы-нацики придумали на базе этой фантазии на порядок более шизофреническую: что нацисты создали там сверхразвитую цивилизацию и вот-вот прилетят на летающих тарелках спасти русских от «жыдов и чурок». Сочинялись даже «послания от Гитлера», который якобы покаялся и завещал помочь русским.
Шизофрения? Нет, обычная психологическая защита «нерабов», которые не смогли подобрать себе подходящих потенциальных хозяев. Обычно, конечно, до такого не доходит, и большинство «нерабов» куда менее шизоидны. Но психология «нераба» — это, скорей всего, на всю жизнь, избавиться от неё очень трудно, прозрения будут крайне неприятны и болезненны. Лучше уж жить в реальности — не всегда приятной, но настоящей, в отличие от алкогольно-наркотического тумана или искажённого восприятия «нераба». Потому что уход от реальности любым способом в конечном итоге оказывается болезненней, чем жизнь в реальном мире.
Женщины-новые рабы мужчины. Феномен психологии патриархального рабовладельца в современном мире.: evalinger — LiveJournal
В начале кротко оценим психологию белого американского рабовладельца и его черного раба.
Белый рабовладелец не был плохим. К рабам было принято относиться, как к детям‚ о которых надо заботиться‚ воспитывать‚ причём главным средством воспитания являлась порка. Их считали неразумными и ленивыми. Выдвигалось множество теорий о их неспособности к интеллектуальному мышлению. Белый господин мог и похвалить своего раба, если был доволен его трудом, увеличить рацион питания или дать сахарок. Уменьшить рабочую нагрузку. Или даже перевести работать в дом, позволив обслуживать себя и членов своей семьи. Это считалось пределом мечтаний любого раба. Также было принято лечить рабов, так как они были дорогими.Отношениям был свойствен патернализм‚ вызвавший у хозяев и их рабов привычку к покровительству.
После отмены рабства. Рабы получили такие же права как и остальные американцы. Но их социальное и экономическое положение меняться не спешило. Их освобождение не давало рабам полной свободы, они оказывались изгоями в белом обществе. Точно также как сейчас оказываются изгоями многие женщины стремящиеся выйти на один профессиональный и социальный уровень с мужчинами.
Какое количество женщин насчитывается на хороших должностях в экономической и политической элите страны? Минимальное!И те воспринимаются белыми воронами, и на которых принято со смехом тыкать пальцами, и предполагать каким местом женщина получила эту должность, даже не предполагая, что этим местом могут быть мозги.
Прежде всего из-за психологических аспектов, когда белые господа не могла понять, что рабы больше не их собственность и в их патронаже не нуждаются, да и эксплуатировать за похвалу и сахарок их больше нельзя.
Но самое главное и сами рабы благодаря тому, что их личность столетиями подавлялась, а человеческое достоинство всячески попиралось не могли осознать свое положение и свою новую роль в обществе. Справедливо провести параллель и с женщиной, когда ей столетиями внушали, что она второй сорт из ребра Адама.
Рабы сами стремились вновь вернуться под опеку белого господина дав ему вновь право распоряжаться своими жизнями и трудом.
Какое же отношение взаимоотношений белого господина и его черного раба имеет к современным реалиям?
Такой же психологический феномен мы можем наблюдать между мужчиной и женщиной в нашем современном обществе.
Женщине формально права дали, иди и реализовывай их себе на здоровье. Но женщина, как и американские рабы 150 лет назад все стремится вернуться под патронат мужчины, снова стать его собственность, работая на мужчину за сахарок и похвалу. Иногда не понимая, что реализовав свои права в полной мере через хорошее образование и в последствии хорошую работу могла бы себе купить грузовик «сахара». Не клянча деньги у мужчины и не пресмыкаясь перед ним. Не старея прежде времени, выполняя изматывающий «легкий» домашний и сексуальный труд для своего «белого рабовладельца».
Да и мужчины не сдают свои позиции, искренне уверенные, что счастье любой женщины только в материнстве, замужестве и их обслуживании. При этом всецело контролируя и распоряжаясь всеми ресурсами семьи, включая материальные, не оставляя женщине право выбора.
Чудовищный стереотип: для мужчины—свершения, а женщине—право обеспечивать ему тыл, до сих пор плотно укоренен в сознании нашего общества.