отзывы, сюжет, режиссер и актеры
С отзывами о фильме «Меланхолия» будет интересно познакомиться всем поклонникам творчества культового датского режиссера Ларса фон Триера. Это фантастическая драма, которая вышла на экраны в 2011 году. Лента принимала участие в основной программе Каннского фестиваля. В этой статье представлен сюжет картины, актеры и режиссер, которые участвовали в ее создании.
Съемки
В отзывах о фильме «Меланхолия» многие зрители с интересом рассуждают о символах и потайных смыслах, ради которых Ларс фон Триер снимал это кино.
Как признался сам режиссер, идея к нему пришла во время сеанса психотерапии, когда он боролся с депрессией. Врач рассказал ему удивительную вещь о том, что люди с этим заболеванием в стрессовой ситуации действуют более спокойно и рационально, так как изначально ожидают и раньше ожидали только плохих вещей. Триер начал развивать эту идею в полноценный фильм.
Причем изначально у него не было идеи правдоподобно с астрономической точки зрения изобразить апокалипсис. В первую очередь, его интересовало исследование того, как ведет себя человеческая психика на фоне надвигающейся катастрофы.
Развивая эту идею, режиссер увлекся планетарными столкновениями. Начал изучать сайты и теории, посвященные подобным происшествиям. Интересно, что изначально он решил убрать какую-либо неопределенность относительно финала картины, чтобы зрителя ничего не отвлекало от изучения иррационального поведения персонажей. В этом и состоял основной смысл фильма «Меланхолия».
К съемкам Триер приступил с собственным сценарием, который писался под Пенелопу Крус. Актриса давно мечтала поработать с датчанином. Концепция отношений между двумя сестрами была разработана как раз в ходе их переписки. Но в итоге Крус отказалась от роли, отдав предпочтение четвертой части «Пиратов Карибского моря».
Считается, что образ Джастин преимущественно основан на личности самого Триера. Ее имя режиссер взял из романа маркиза де Сада «Жюстина», над экранизацией которого долго думал.
Картину снимали около двух месяцев в Швеции. Было решено, что поместье, в котором будут развиваться основные события, должно напоминать место действия знаменитой драмы Алена Рене «В прошлом году в Мариенбаде».
Повествование
Фильм «Меланхолия» состоит из двух повествовательных частей, а также 8-минутного пролога, отсылающего зрителя к «Космической одиссее» Стэнли Кубрика. В последнем зрители наблюдают за гибелью планеты Земля, которая происходит в результате столкновения с мифической планетой Меланхолия.
В этом прологе критики усмотрели множество отсылок к другим важным произведениям культуры. В том числе к картинам Питера Брейгеля-старшего «Охотники на снегу» и Джона Эверетта Милле «Офелия». На протяжении пролога за кадром звучит увертюра из оперы «Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера.
О чем картина?
По сюжету фильма «Меланхолия» события разворачиваются в дни, которые предшествуют самой катастрофе. Картина состоит из двух частей.
В первой демонстрируется свадьба Джастин. Одна из главных героинь достаточно быстро становится безразлична к торжеству, из-за чего между ней и многочисленными гостями возникает недопонимание.
Во второй части появляется сестра Джастин, которую зовут Клэр. Она начинает ухаживать за женщиной, находящейся в состоянии клинической депрессии. Параллельно ее страшат все новые сообщения о приближении к Земле таинственной планеты Меланхолия.
По мере развития сюжета сестры меняются ролями. Теперь уже Клэр впадает в депрессию и начинает паниковать, а Джастин ухаживает за ней, во всем поддерживает. Клэр в отчаянии в финале фильма: вместе с сестрой и своим сыном она готовится принять неизбежное.
Премьера
Впервые картина была показана на Каннском кинофестивале. Однако на самом форуме о содержании фильма «Меланхолия» забыли, когда начали обсуждать поведение режиссера Ларса фон Триера после премьеры.
Он затмил свою ленту, заявив на пресс-конференции, что понимает мотивы действий Гитлера. К этой теме он перешел, когда начал рассуждать о необходимости и закономерности уничтожения жизни на Земле. Более того, фон Триер в шутку назвал себя нацистом.
Разразился громкий скандал. Датчанин официально был объявлен персоной нон грата на Каннском фестивале. При этом картине все-таки отдали должное. Она была принята положительно.
Награды и номинации
На Каннском фестивале фильм номинировали на Золотую пальмовую ветвь, но награда в итоге досталась драме Терренса Малика «Древо жизни». Зато актриса Кирстен Данст получила приз за лучшую женскую роль.
Сразу шести номинаций лента была удостоена на ежегодной континентальной премии Европейской академии кино. Жюри вручило ей приз за лучший фильм. Также награды получили художник-постановщик Молли Мален Стенсгор и оператор Мануэль Альберто Кларо.
Кирстен Данст
Работа актеров в фильме «Меланхолия» многими была высоко оценена. Роль главной героини Джастин исполнила американская актриса немецкого происхождения Кирстен Данст.
Она родилась в штате Нью-Джерси в 1982 году. В кино дебютировала в 7 лет, исполнив эпизодическую роль в комедийной мелодраме «Нью-йоркские истории» (она появляется в новелле, снятой Вуди Алленом).
Уже в 12-летнем возрасте к актрисе пришла популярность. Это случилось после появления в образе Клодии в драматическом фэнтези Нила Джордана «Интервью с вампиром». За эту работу она была номинирована на «Золотой глобус», получила премию «Сатурн». Также популярность ей принесла роль Мэри Джейн Уотсон в серии фильмов, посвященных Человеку-пауку.
Среди других известных проектов, в которых Данст принимала участие, фантастическая комедия Джо Джонстона «Джуманджи», мелодрама Софии Копполы «Девственницы-самоубийцы», комедия Кэмерона Кроу «Элизабеттаун».
Кифер Сазерленд
Канадский актер Кифер Сазерленд появляется в роли Джона, мужа Джастин. Их свадьбе посвящена первая часть фильма. Это был его первый опыт сотрудничества с фон Триером в богатой карьере.
Актер родился в Лондоне в 1952 году. На телевидении начал регулярно появляться еще в конце 1970-х в популярной в США музыкально-юмористической программе «Субботним вечером в прямом эфире», которая выходит до сих пор.
В 1980-х стал сниматься в малоизвестных картинах. Это были «Возвращение Макса Дагэна», «Парень из бухты», «Пойманные в тишине». Наибольшую популярность ему принесла роль Джека Бауэра в драматическом сериале «24 часа», посвященном деятельности вымышленной спецслужбы. За эту работу актер был удостоен премий «Эмми» и «Золотой глобус».
Шарлотта Генсбур
Мало кто удивился, когда в списке актеров фильма «Меланхолия» оказалась Генсбур. Это одна из любимых актрис Триера, которая снимается в большинстве его фильмов.
Она родилась в Лондоне в 1971 году. В кино дебютировала в 1984 году в музыкальной мелодраме Эли Шураки «Слова и музыка». Международный успех актрисе принесла семейная драма ее дяди Эндрю Биркина «Цементный сад».
У фон Триера Генсбур впервые снялась в 2009 году в фильме ужасов «Антихрист», исполнив главную роль. За эту работу она получила приз Каннского фестиваля за лучшую женскую роль. Далее последовали «Меланхолия» и «Нимфоманка».
Александр Скарсгард
В образе Майкла в «Меланхолии» появляется шведский актер Александр Скарсгард. Для него эта роль стала одна из самых успешных работ: он был признан лучшим актером на Хэмптонском международном кинофестивале.
Скарсгард родился в Стокгольме в 1976 году. Его дебют в кино состоялся в середине 1980-х годов. Впервые в Голливуде сыграл в комедии Бена Стиллера «Образцовый самец» в 2001 г.
В последние годы много снимается в сериалах: «Откровения», «Настоящая кровь», «Поколение убийц». Большим успехом стал для него образ Перри Райти, созданный в сериале «Большая маленькая ложь». За него он удостоился «Золотого глобуса», «Эмми», Премии гильдии киноактеров США.
Ларс фон Триер
Режиссер фильма «Меланхолия» — современный культовый датский режиссер. Он родился в Копенгагене в 1956 г. Считается одним из основателей манифеста «Догма 95». Он был им сформулирован во время работы над сериалом «Королевство», когда режиссер пришел к выводу, что персонажи и сюжет имеют для зрителей большее значение, чем стилистика и техника съемки. Большую часть фильма он снял ручной камерой, пренебрегал профессиональным освещением, добиваясь зернистости кадра и смазанного цвета. Картина принесла ему первый коммерческий успех.
После этого Триер приступил к съемкам трилогии «Золотое сердце», которая состояла из психологической мелодрамы «Рассекая волны», трагикомедии «Идиоты» и психологического мюзикла «Танцующая в темноте». За последнюю картину он получил Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля.
За ней последовала так и не реализованная до конца трилогия «США — страна возможностей». Вышли только драматический триллер «Догвилль» и лента «Мандерлей».
Фильм «Антихрист» стал главным триумфатором датского кинофестиваля «Бодиль». Последней работой режиссера на данный момент является психологический триллер «Дом, который построил Джек».
Впечатления
Отзывы о фильме «Меланхолия» от критиков были преимущественно положительными. Картина окупилась в прокате, собрав около 15 млн долларов, при том, что ее бюджет оказался примерно в два раза меньше.
В описании фильма «Меланхолия» критики часто отмечали, что это жизнеутверждающая лента о конце света. Фон Триеру удалось снять фильм-катастрофу, в котором гибель планеты становится только декорацией семейной драмы. Вот про что фильм «Меланхолия» в действительности.
К тому же, это очень красивое и многогранное произведение искусства, которое лаконично и ясно прославляет жизнь, даже несмотря на то что повествует о ее смерти.
В отзывах о фильме «Меланхолия» критики отмечали, что автор на этот раз не интересуется самой темой Апокалипсиса. Он сразу предупреждает зрителей о том, что конец неизбежен: все погибнут. В результате таинственная и загадочная планета Меланхолия становится своеобразной аллегорией смерти, перед которой все без исключения оказываются равны.
В результате сам фильм получился об истинных человеческих ценностях: о любви, о жизни, об отношениях между самыми близкими людьми. Режиссер целенаправленно ведет зрителя к мысли о том, что будущее после смерти не имеет никакого значения, походя разоблачая бессмысленность человеческой суеты, показного благополучия и светских ритуалов. Самым главным, по его мнению, являются общение между людьми и искренние человеческие эмоции.
Картина у датчанина на этот раз получилась на удивление лаконичной и простой. Но смотреть ее нужно максимально внимательно, обращая внимание на детали, которые всегда не случайны, пользуясь подсказками, которые режиссер щедро разбросал по всему фильму.
Подобные работы
Конечно, фильмов, похожих на «Меланхолию», существует множество. Однако, как правило, они имеют одинаковый сюжет (Земле грозит уничтожение из-за какой-то космической угрозы), но редко добиваются подобного философского и смыслового подтекста.
Из наиболее выдающихся картин на эту тему обязательно нужно вспомнить фантастическую драму Даррена Аронофски «Фонтан», в которой главный герой Томас Крео находится в поисках Древа Жизни. По легенде, его сок способен подарить человеку вечную жизнь. Для Томаса найти это дерево необходимо, так как его любимая жена смертельно больна.
Примечательно, что похожей по стилистике оказалась драма Терренса Малика «Древо жизни», которая вместе с «Меланхолией» боролась за Золотую пальмовую ветвь, но, в отличие от фильма фон Триера, смогла победить. Сюжет этой картины построен вокруг 11-летнего ребенка, который с присущей ему детской непосредственностью смотрит на окружающий мир. Вскоре действительность омрачается, так как ему приходится столкнуться со страданиями, болью и смертью.
Меланхолия (фильм, 2011) — это… Что такое Меланхолия (фильм, 2011)?
«Меланхолия» (англ. Melancholia) — психологический фильм-катастрофа режиссера и сценариста Ларса фон Триера с Кирстен Данст и Шарлоттой Генсбур в главных ролях. Действие фильма происходит на свадебной процедуре Жюстин. Премьера состоялась 18 мая 2011 года в конкурсной программе Каннского кинофестиваля[3]. Съёмки продолжались с 22 июля 2010 года по 8 сентября 2010 года в поместье Чулёхольм на берегу Каттегата.
Пролог
Фильм состоит из двух повествовательных частей и открывающего фильм 8-минутного пролога, вызывающего в памяти «Космическую одиссею 2001 года» и решённого как последовательность флешфорвардов. В прологе рассказывается о гибели Земли в результате столкновения с планетой Меланхолия (аналог Нибиру).
Кинообразность пролога проанализирована Манолой Даргис в статье, которая появилась в газете The New York Times в конце 2011 года[4]. Наиболее очевидны отсылки к хрестоматийным полотнам Дж. Э. Милле («Офелия») и Брейгеля («Охотники на снегу»)
Сюжет
Дальнейшие события разворачиваются в дни, которые предшествуют катастрофе. Первая часть посвящена свадьбе Жюстин, которая быстро охладевает к торжеству, чем вызывает непонимание близких и гостей. Героиней второй части является Клэр, сестра Жюстин. Вначале Клэр ухаживает за впавшей в клиническую депрессию Жюстин и одновременно страшится сообщений о приближении таинственной планеты Меланхолия. Постепенно, по мере приближения планеты, Жюстин и Клэр меняются ролями. Теперь паникующая Клэр нуждается в заботе. В отчаянии, она с сестрой и сыном готовится принять неизбежное…
В ролях
Изначально на роль Жюстин Ларс фон Триер планировал взять Пенелопу Крус[7], однако актриса отказалась ради четвёртой части «Пиратов Карибского моря»[8].
Работа над фильмом
Идея фильма зародилась у Ларса фон Триера во время сеанса психотерапии при лечении депрессии. Терапевт сказал ему, что люди, подверженные депрессии, стараются действовать более спокойно в стрессовой ситуации, чем другие, так как они и так ожидают плохих вещей. Триер затем развил эту идею в фильме, причём, без каких-либо амбиций изобразить апокалипсис правдоподобно с точки зрения астрономии, но как способ изучения психики человека во время катастрофы [9].
Ларс фон Триер вдохновился идеей планетарного столкновения (драматизированной ещё в XIX веке в рассказе Герберта Уэллса «Звезда») и стал изучать веб-сайты с теориями о таких событиях. С самого начала Триер решил убрать какую-либо неопределенность для зрителей относительно итога фильма, чтобы ничего не отвлекало от иррационального поведения героев.
Изначально сценарий ленты писался под Пенелопу Крус, мечтавшую сняться у Ларса. Концепция двух сестер в качестве главных героев разработана на основе переписки режиссёра с актрисой. Крус сообщала, что она хотела бы работать с Триером, и с энтузиазмом говорила о пьесе «Служанки» Жана Жене
Большая часть личности Жюстин была основана на личности самого Триера. Имя героини Триер взял из романа маркиза де Сада «Жюстина», об экранизации которого долго мечтал[11]. Действие было решено поместить в поместье, напоминающем место действия классического фильма «Прошлым летом в Мариенбаде».
Премьера
На пресс-конференции после премьеры фильма Ларс фон Триер, пытаясь объяснить мысль о закономерности уничтожения жизни на Земле, заявил, что понимает мотивы действий Гитлера и в шутку назвал себя «нацистом»[12], за что был объявлен персоной нон-грата на Каннском кинофестивале[13]. Тем не менее, специалистами фильм был воспринят положительно и наряду с драмой «Рассекая волны» (1996) даже попал в список величайших фильмов, составленный в 2012 году по результатам опроса 846 профессиональных кинокритиков и 358 режиссёров со всего мира[14].
В России фильм был впервые показан на 33-м Московском международном кинофестивале 1 июля, а в широкий прокат вышел 7 июля 2011 года [15].
Награды и номинации
См. также
Примечания
Ссылки
Фильм «Меланхолия» — Блог разнузданного гуманизма — ЖЖ
Режиссер Ларс фон Триер, сценарий Ларс фон Триер, оператор Мануэль Альберто Кларо.
В ролях: Кирстен Данст, Шарлотта Генсбур, Кифер Сазерленд, Шарлотта Рэмплинг, Джон Хёрт, Александр Скарсгард, Стеллан Скарсгард, Брэйди Корбет, Удо Кир.
«Меланхолия» — это фильм о конце света в представлении Ларса фон Триера. Ничего похожего на привычные нам американские фильмы-катастрофы: красиво, тихо, под музыку Вагнера и абсолютно безнадежно. Не падают небоскребы, не ломаются, как щепки, мосты, вода не выходит из берегов, затопляя улицы, не мечется отец семейства, спасая своих детей, но и нет хеппи-энда, когда из-под развалин выползают целехонькие главные герои, а тучи развеваются.
Фильм начинается прелюдией, где кратко представлены будущие события. В космосе плывет огромная голубая планета. Она приближается к земному шару, который намного меньше ее по размеру. По травяному полю под мрачным небом идет женщина, несущая на себе спящего ребенка. Идти тяжело, ее ноги глубоко утопают в грунте. Потом уже полю идет невеста в белом платье и фате, она опутана шерстяными нитями, которые мешают ей двигаться, тянут назад. Мальчик обстругивает палку. Из пальцев женщины исходят энергетические потоки — это уходит жизнь. Голубая планета поглощает Землю.
Первая часть. Джастин.
В первой части мы видим свадьбу Джастин. Никакой предыстории нет, но по намекам можно понять, что у нее есть какие-то проблемы с психикой. Возможно, у нее было несчастливое детство: похоже, что ее воспитывала старшая сестра, а родителям не было до детей дела. Джастин умная, может быть, даже гениальная. Ее очень любит и опекает старшая сестра, Клэр, которая и устроила ее свадьбу в поместье своего богатого мужа. Видимо, она думала, что выйдя замуж, сестра станет, как все люди.
Джастин играет Кирстен Данст (подружка «Челловека-паука», «Антуанетта»), т.е. это ослепительная голливудская блондинка, с очаровательными ямочками на щеках, умеющая улыбаться на все 32 зуба. Плюс она одета в очень пышное свадебное платье. Жених (Александр Скарсгард) — скопище всех достоинств: элегантный,красивый, аристократичный почтительный — не верит своему счастью. Они опаздывают, потому что их лимузин не может пройти по узкой дорожке к дому. Джастин, конечно, знала, что он не пройдет, но нарочно заказала такую машину. Жених и невеста выходят из лимузина, идут пешком. Их встречает всполошенная сестра: «Вы опоздали на 2 часа! Гости ждут!» Но Джастин сначала идет в конюшню посмотреть на своего любимого коня Атланта.
Поместье очень богатое – большой дом, озеро с островом на нем, поле для гольфа, парк дорогих машин. Недалеко от поля – любительский телескоп. Джастин спрашивает Джона – мужа сестры, что там за звезда. Джек – богач и астроном-любитель. «Это Антарес».
Выбегает маленький племянник: «Тетя, мы пойдем строить пещеры?» — «Не сейчас».
К Джастин и ее мужу обращается слуга, которому поручили провести бобовую лотерею: надо угадать, сколько фасолей в бутылке. Муж говорит, что 2 миллиона, а Джастин ничего не говорит.
Наконец, гости за столом. Произносят тосты, поздравляют молодых. Папа невесты немного не в себе. Он пришел с двумя молодыми девушками, забывает, как зовут дочь от одного из своих многочисленных браков. Мама (Шарлотта Рэмплинг) – по виду явная феминистка – говорит, что не верит в брак. Босс Джастин рассказывает о ее гениальности – она работает в рекламе. Еще он требует, чтобы она сочинила к утру новый рекламный слоган. Муж говорит, что он счастлив. Джастин не сидится на месте. Она несколько раз выбегает на улицу, чтобы то пописать, то посмотреть в телескоп, то поездить по полю на электромобильчике. Потом она пошла укладывать племянника спать и сама уснула рядом, потом задумала принять ванну. Она пытается поговорить с мамой и с папой, но они уклоняются. Она жалуется Клэр, что будто опутана нитями серой пряжи. Муж рассказывает ей, что купил участок с саженцами яблок, через 10 лет будут большие яблони, она будет под ними сидеть и улыбаться, дарит ей фото этого участка и просит его носить с собой всю жизнь. Она сразу роняет фото на пол.
Каждый раз, когда она исчезает, ее разыскивает озабоченная сестра или Джек: гости-то ждут, а у невесты есть обязанности. Она должна танцевать, разрезать торт и пр. Торт разрезан, молодые уединяются. Джастин начинает раздеваться, а потом передумывает, и, оставив раздетого мужа, уходит на улицу. Там она увлекает с собой случайного гостя, отдается ему на поле, а вернее, практически его насилует. После этого Джастин говорит своему боссу, что ненавидит его и рекламу, а он ничтожество. Гости разъезжаются. Смиренный муж тоже уходит. «Я пойду?» — «А на что ты рассчитывал?»
Слуга подходит к Клэр и сообщает, что в бутылке было 678 фасолей, и что никто не угадал. Ей не до того.
Сестра говорит, что надеялась сделать Джастин чуть-чуть счастливее. «Я тоже старалась» — отвечает Джастин. Они садятся на лошадей и едут на прогулку. Атлант ни за что не хочет идти по мостику через реку. Джастин смотрит на небо: «А Антариса-то больше нет!»
Часть вторая. Клэр (Шарлотта Генсбур, «Антихрист»).
Между событиями в первой и второй части фильма прошло, видимо, несколько месяцев. Клэр встревожена: стало известно, что к Земле приближается планета Меланхолия. Это она тогда затмила Антарес. Одни ученые считают, что она пройдет мимо Земли, другие, что столкновения не избежать. Муж (Кифер Сазерленд) успокаивает Клэр, а она вызывает к себе сестру. Та еле-еле добирается до них на такси, которое заказала Клэр. Джастин почти все время спит, не ест. Но ее удается вытащить на конную прогулку. Атлант опять останавливается около мостика и не идет дальше. У Джастин срыв – она нахлестывает лошадь, Клэр кричит, чтобы она перестала. Конь ложится на землю.
До возможного столкновения осталось 5 дней. Джон верит тем ученым, которые предрекают счастливый конец, полон энтузиазма увидеть необычное небесное явление, готовит телескоп, но на всякий случай запасется свечами и провизией впрок. Где-то на третий день Джастин приходит в себя. Она встает, ест, сидит с сестрой за столом и говорит ей, что жизнь – зло, и она рада, что все погибнет. «Как погибнет? А где же будет расти мой сын?» Джастин отвечает, что жизнь была только на Земле, и что ее не должно быть.
— Откуда ты это знаешь?
— Я много чего знаю.
— Что ты знаешь?
— В бутылке было 678 фасолей.
— И что это доказывает?
— Что я много знаю.
Клэр верит мужу, но на всякий случай покупает сильнодействующее лекарство, которым можно отравиться.
Меланхолия увеличивается в размерах. Вначале она была размером с луну, потом стала больше.
Слуги перестали выходить на работу. Электричество отключилось. Лошади рвутся из загонов, ржут. Джастин ночью выходит на улицу, раздевается и нежится в синих лучах Меланхолии.
Ребенок сооружает рамку, с помощью которой можно определить, приближается Меланхолия или уходит. Он хочет своими глазами все увидеть, папа обещает не отправлять его спать.
Наступает ночь пятого дня. Все выходят на улицу. Джастин и мальчик засыпают, а Клэр и Джон сморят в телескоп, в рамку. Восходит огромная голубая Меланхолия. Клэр начинает задыхаться. Муж объясняет ей, что Меланхолия оттягивает часть атмосферы. Через несколько минут он приходит к выводу, что планета удаляется. Прошла мимо! Все укладываются спать.
Прекрасное утро. Счастливая Клэр, потягиваясь, выходит на улицу. Меланхолия видна на горизонте. На их огромной мраморной террасе она собирается приготовить завтрак на чем-то типа спиртовки. Муж смотрит в телескоп, меняется в лице и убегает. Она не сразу это замечает, потом тоже смотрит в рамку – Меланхолия опять увеличилась! Бежит за мужем. Обнаруживает, что он выпил таблетки и находит его труп в конюшне, куда он ушел умирать. А лошади спокойны!
Клэр забрасывает труп сеном, выпускает Атланта, идет готовить завтрак. Садятся, едят оладьи.
— А где папа?
— Он уехал в деревню.
— Машины же все тут?
-А он на Атланте.
Джастин все понимает. Они садятся, Клэр прости ее помочь: «Я не знаю, как сделать лучше, чтобы было прилично? Может быть, нам выпить вина? Спеть песню?» — «По-моему, твой план — полное дерьмо» — «Джастин, иногда я тебя ненавижу!».
У Клэр началась паника. Она хватает сына, садится в одну машину, в другую. Они не заводятся. Она садится в машинку, на котором ездят по полю для гольфа. Джастин остается. Клэр доезжает до мостика – мотор глохнет. Начинается какой-то град. Она возвращается, укладывает ребенка. Она смирилась.
Приближается вечер. Атлант вернулся, щиплет траву. Мальчик проснулся, вышел на улицу, смотрит на огромную Меланхолию, которая заняла все небо. Джастин стоит рядом.
— Папа сказал, что если будет столкновение, то места для спасения не найти.
— Твой папа кое-что забыл.
— Что?
— Пещеру, которую построит твоя тетя!
Джастин ведет мальчика в лес. Они ищут палки, мальчик обстругивает им концы. Из этих палок Джастин строит что-то типа вигвама. Мальчик забирается внутрь, Джастин за ним, Клэр присоединяется к ним.
«А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза», — говорит Джастин.
Пустой экран.
Все-таки не зря Клэр любила свою сестру.
И все это под очень красивую музыку на фоне красивого пейзажа. Такой интеллигентный конец света привиделся фон Триеру.
Почему же свету пропасть? Может быть, потому, что разрушены семейные связи,что потеряли свою сакральность такие церемонии, как свадьба, что женщины не любят больше мужчин, что родители не любят детей, что взрослые люди занимаются чепухой типа рекламы, что некоторые граждане уверены, что они — пуп земли, что в трудный момент самоуверенный мужчина дает слабину? Но, с другой стороны, Клэр любит сына, сестру. Джастин тоже любит сестру и племянника, да и родителей.
Они такие разные. Клэр – обычная женщина, мать и жена. Весь день она хлопочет о доме и родных. Она ни на минуту не может расслабиться. Даже перед концом света она думает о том, чтобы провести последние минуты «как положено». Но нет правила на этот случай, и ее нервы сдают, и она дает волю природному началу: начинает спасать себя и свое дитя.
Джастин испытывает отвращение к жизни. Она ей противна. Ей легко умирать. В итоге в последний момент только она знает, что надо делать: успокоить самого слабого. Это ей удается.
Чем-то эта пара похожа на хлопочущую Марфу и на праздную Марию. Вот только Христос не пришел, чтобы показать им путь и пожертвовать собой ради них. И настал конец света.
Чем фильм хорош: он сделан как музыкальное произведение, и в нем нет ни одного лишнего кадра.
Меланхолия (фильм, 2011) — Википедия. Что такое Меланхолия (фильм, 2011)
«Меланхо́лия» (англ. Melancholia) — фантастическая драма режиссёра и сценариста Ларса фон Триера с Кирстен Данст и Шарлоттой Генсбур в главных ролях. Премьера состоялась 18 мая 2011 года в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля[3]. Съёмки продолжались с 22 июля 2010 года по 8 сентября 2010 года в поместье Чулёхольм на берегу Каттегата в Швеции.
Пролог
Фильм состоит из двух повествовательных частей и открывающего фильм 8-минутного пролога, вызывающего в памяти «Космическую одиссею 2001 года» и решённого как последовательность флешфорвардов. В прологе рассказывается о гибели Земли в результате столкновения с планетой Меланхолия.
Кинообразность пролога проанализирована Манолой Даргис в статье, которая появилась в газете The New York Times
Сюжет
Дальнейшие события разворачиваются в дни, которые предшествуют катастрофе. Первая часть посвящена свадьбе Джастин, которая быстро охладевает к торжеству, чем вызывает непонимание близких и гостей. Героиней второй части является Клэр, сестра Джастин. Вначале Клэр ухаживает за впавшей в клиническую депрессию Джастин и одновременно страшится сообщений о приближении таинственной планеты Меланхолия. Постепенно, по мере приближения планеты, Джастин и Клэр меняются ролями. Теперь паникующая Клэр нуждается в заботе. В отчаянии она с сестрой и сыном готовятся принять неизбежное.
В ролях
Работа над фильмом
Идея фильма зародилась у Ларса фон Триера во время сеанса психотерапии при лечении депрессии. Терапевт сказал ему, что люди, подверженные депрессии, стараются действовать более спокойно в стрессовой ситуации, чем другие, поскольку они и так ожидают плохих вещей. Триер затем развил эту идею в фильме, причём без каких-либо амбиций изобразить апокалипсис правдоподобно с точки зрения астрономии, но как способ изучения психики человека во время катастрофы [7].
Ларс фон Триер вдохновился идеей планетарного столкновения (драматизированной ещё в XIX веке в рассказе Герберта Уэллса «Звезда») и стал изучать веб-сайты с теориями о таких событиях. С самого начала Триер решил убрать какую-либо неопределённость для зрителей относительно итога фильма, чтобы ничего не отвлекало от иррационального поведения героев.
Изначально сценарий ленты писался под Пенелопу Крус, мечтавшую сняться у Триера. Концепция двух сестёр в качестве главных героев разработана на основе переписки режиссёра с актрисой. Крус сообщала, что она хотела бы работать с Триером, и с энтузиазмом говорила о пьесе «Служанки» Жана Жене
Большая часть личности Джастин была основана на личности самого Триера. Имя героини Триер взял из романа Маркиза де Сада «Жюстина», об экранизации которого долго мечтал[10]. Действие было решено поместить в поместье, напоминающем место действия классического фильма «Прошлым летом в Мариенбаде».
Премьера
На пресс-конференции после премьеры фильма Ларс фон Триер, пытаясь объяснить мысль о закономерности уничтожения жизни на Земле, заявил, что понимает мотивы действий Гитлера и в шутку назвал себя «нацистом»[11], за что был объявлен персоной нон грата на Каннском кинофестивале[12]. Тем не менее, специалистами фильм был воспринят положительно и наряду с драмой «Рассекая волны» (1996) даже попал в список величайших фильмов, составленный в 2012 году по результатам опроса 846 профессиональных кинокритиков и 358 режиссёров со всего мира [13].
В России фильм был впервые показан на 33-м Московском международном кинофестивале 1 июля, а в широкий прокат вышел 7 июля 2011 года[14].
Награды и номинации
Примечания
Ссылки
Андрей Бильжо: «Меланхолия» глазами психиатра – Андрей Бильжо – Блог – Сноб
+T —
Внимание, этот текст является спойлером. Если вы не смотрели фильм «Меланхолия» и не хотите заранее знать его содержание, не читайте.
Обычно я стараюсь не смотреть фильмы с точки зрения психиатра — это то же самое, как если стоматолог будет заглядывать в рот любимой девушке, когда он целует ее, и думать о том, что у нее кариес правого верхнего резца… Не говоря уже про другие медицинские специальности. Но здесь я сделал исключение: посмотреть фильм Ларса фон Триера «Меланхолия» с точки зрения психиатра меня пригласила моя знакомая, литературный критик Наталья Кочеткова, с которой я какое-то время работал в газете «Известия». Исключение я сделал потому, что, во-первых, я давно не ходил в кино на дневной сеанс, во-вторых, давно не ходил в кино с девушкой, в-третьих, мне просто хотелось посмотреть этот фильм Ларса фон Триера. Я получил гигантское удовольствие и от дневного сеанса, и от полупустого зала в кинотеатре «Художественный», где не было попкорна, зато была какая-то нормальная публика, в общем, все было здорово.
Но главное, как только я сел в кресло, я, что называется, включил в себе психиатра. И здесь я должен сказать, что Ларс фон Триер меня поразил тем, что в его фильме невозможно придраться ровным счетом ни к чему. Он очень хорошо знает, что такое депрессия: судя по всему, во-первых, он сам не раз переносил это состояние, а во-вторых, он явно много чего прочел про депрессию.
Когда психиатр пишет историю болезни, то первое, с чего он начинает, — это наследственность. Первый вопрос, который задается пациенту, — вопрос про его мать и отца. Так как психиатрия — это не точная наука, а описательная, в ней очень важна наследственность. И в этом смысле Ларс фон Триер блестяще показывает маму главной героини, Джастин: мама поразительно холодна по отношению к дочери. Она абсолютно эмоционально выхолощена. Когда Джастин приходит к ней за
Меланхолия (фильм, 2011) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Меланхо́лия» (англ. Melancholia) — фантастическая драма режиссёра и сценариста Ларса фон Триера с Кирстен Данст и Шарлоттой Генсбур в главных ролях. Премьера состоялась 18 мая 2011 года в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля[3]. Съёмки продолжались с 22 июля 2010 года по 8 сентября 2010 года в поместье Чулёхольм на берегу Каттегата в Швеции.
Пролог
Фильм состоит из двух повествовательных частей и открывающего фильм 8-минутного пролога, вызывающего в памяти «Космическую одиссею 2001 года» и решённого как последовательность флешфорвардов. В прологе рассказывается о гибели Земли в результате столкновения с планетой Меланхолия.
Кинообразность пролога проанализирована Манолой Даргис в статье, которая появилась в газете The New York Times в конце 2011 года[4]. Наиболее очевидны отсылки к хрестоматийным полотнам Дж. Э. Милле («Офелия») и Брейгеля («Охотники на снегу»)[5]. За кадром звучит увертюра из оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда»[6].
Сюжет
Дальнейшие события разворачиваются в дни, которые предшествуют катастрофе. Первая часть посвящена свадьбе Джастин, которая быстро охладевает к торжеству, чем вызывает непонимание близких и гостей. Героиней второй части является Клэр, сестра Джастин. Вначале Клэр ухаживает за впавшей в клиническую депрессию Джастин и одновременно страшится сообщений о приближении таинственной планеты Меланхолия. Постепенно, по мере приближения планеты, Джастин и Клэр меняются ролями. Теперь паникующая Клэр нуждается в заботе. В отчаянии она с сестрой и сыном готовятся принять неизбежное.
В ролях
Работа над фильмом
Идея фильма зародилась у Ларса фон Триера во время сеанса психотерапии при лечении депрессии. Терапевт сказал ему, что люди, подверженные депрессии, стараются действовать более спокойно в стрессовой ситуации, чем другие, поскольку они и так ожидают плохих вещей. Триер затем развил эту идею в фильме, причём без каких-либо амбиций изобразить апокалипсис правдоподобно с точки зрения астрономии, но как способ изучения психики человека во время катастрофы[7].
Ларс фон Триер вдохновился идеей планетарного столкновения (драматизированной ещё в XIX веке в рассказе Герберта Уэллса «Звезда») и стал изучать веб-сайты с теориями о таких событиях. С самого начала Триер решил убрать какую-либо неопределённость для зрителей относительно итога фильма, чтобы ничего не отвлекало от иррационального поведения героев.
Изначально сценарий ленты писался под Пенелопу Крус, мечтавшую сняться у Триера. Концепция двух сестёр в качестве главных героев разработана на основе переписки режиссёра с актрисой. Крус сообщала, что она хотела бы работать с Триером, и с энтузиазмом говорила о пьесе «Служанки» Жана Жене[8]. Однако актриса отказалась ради четвёртой части «Пиратов Карибского моря»[9].
Большая часть личности Джастин была основана на личности самого Триера. Имя героини Триер взял из романа Маркиза де Сада «Жюстина», об экранизации которого долго мечтал[10]. Действие было решено поместить в поместье, напоминающем место действия классического фильма «Прошлым летом в Мариенбаде».
Премьера
На пресс-конференции после премьеры фильма Ларс фон Триер, пытаясь объяснить мысль о закономерности уничтожения жизни на Земле, заявил, что понимает мотивы действий Гитлера и в шутку назвал себя «нацистом»[11], за что был объявлен персоной нон грата на Каннском кинофестивале[12]. Тем не менее, специалистами фильм был воспринят положительно и наряду с драмой «Рассекая волны» (1996) даже попал в список величайших фильмов, составленный в 2012 году по результатам опроса 846 профессиональных кинокритиков и 358 режиссёров со всего мира[13].
В России фильм был впервые показан на 33-м Московском международном кинофестивале 1 июля, а в широкий прокат вышел 7 июля 2011 года[14].
Награды и номинации
Примечания
Ссылки
Меланхолия (фильм, 2011) — Вики
Меланхолия | |
---|---|
Melancholia | |
Жанр | драма фантастика |
Режиссёр | Ларс фон Триер |
Продюсер | Мета Луиза Фольдагер Луиза Вест |
Автор сценария | Ларс фон Триер |
В главных ролях | Кирстен Данст Кифер Сазерленд Шарлотта Генсбур |
Оператор | Мануэль Альберто Кларо |
Композитор |
|
Кинокомпания | Zentropa Nordisk Film Memfis Film Slot Machine Liberator Productions Film i Väst Danmarks Radio arte France Cinéma |
Длительность | 130 мин |
Бюджет | 7,4 млн долл.[1] |
Сборы | 15 946 321 долл.[2] |
Страна | Дания Швеция Франция Германия |
Язык | английский |
Год | 2011 |
IMDb | ID 1527186 |
Официальный сайт |
«Меланхо́лия» (англ. Melancholia) — драматический фильм с элементами фантастики режиссёра и сценариста Ларса фон Триера с Кирстен Данст и Шарлоттой Генсбур в главных ролях. Премьера состоялась 18 мая 2011 года в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля[3]. Съёмки продолжались с 22 июля 2010 года по 8 сентября 2010 года в поместье Чулёхольм на берегу Каттегата в Швеции.
Пролог
Фильм состоит из двух повествовательных частей и открывающего фильм 8-минутного пролога, вызывающего в памяти «Космич