Семейные кризисы семейных отношений по годам
Поделиться статьей:
О кризисах семейной жизни написано уже множество книг, статей, проведено бесчисленное количество исследований. Семейные психологи и терапевты, говоря о кризисах семейной жизни, выделяют несколько «кризисных этапов»: 1 года, 3 лет, кризис 7 лет, 11-13 лет, 23-25 лет. Данные этапы удивительным образом совпадают с этапами становления личности человека – возрастными кризисами.
Кризис полугода отношений
Самый первый этап становления взаимоотношений – преодоление рубежа в полгода. Его еще называют «конфетно-букетным» периодом. Непреодолимое физическое влечение друг к другу, «розовые очки», желание видеть в партнере только положительные стороны начинают уходить на второй план.
Если провести параллель с развитием ребенка, можно вспомнить, что, первый год жизни – орально-сенсорная (З. Фрейд) стадия развития. Ведущая деятельность – непосредственное эмоциональное общение. Главное в этот период – формирование базового чувства безопасности по отношению к окружающему миру (первый этап), наслаждение от процесса кормления, желание пробовать мир «на вкус». Примерно в возрасте полугода ребенок начинает двигаться более активно, начинает ползать, сидеть. Теперь ему не нужна посторонняя помощь для того, чтобы перемещаться в отведенном для него любящими родителями безопасном пространстве.
То есть в супружестве сформировалось доверие к партнеру, физическая близость подразумевает некий более глубокий процесс, духовную связь. «Влюбленность длится полгода», наверняка каждый из нас слышал подобную народную мудрость. На рубеже полугода влюбленность перевоплощается в любовь.
Кризис одного года супружеской жизни
Кризис одного года супружеской жизни является первым сложным испытанием для молодоженов.
Если провести параллель с развитием ребенка, кризис одного года знаменует начало нового этапа развития личности – анально-саддистического (З. Фрейд). Можно сказать, что это период начального формирования некоторых черт характера, которые во многом будут составлять «стержень личности». Например, педантичность. Так же и в супружеской жизни.
«Конфетно-букетный» период прошел, супруги начинают осознавать и понимать, что каждый из них – носитель не только каких-то бытовых привычек, предпочтений, традиций, но и убеждений, взглядов, мировоззрения. Супруги отмечают, что ссоры, которые начинают происходить в этот период становления отношений, носят в большей степени бытовой характер. Оказывается, муж разбрасывает носки по квартире, а в родительской семье жены было принято мыть за собой посуду сразу же после еды, а не складировать ее в раковине на кухне.
Кризис трех лет семейных отношений
Статистика утверждает – большое количество разводов приходится именно на этот период существования молодой семьи.
Проведем параллель с развитием личности. Кризис трех лет. Родители, пережившие эту стадию развития своего малыша, не понаслышке знают – это важный период, это сложный период, кто-то даже, вспоминая это время, может подобрать слово «кошмар». У малыша появляется осознание своего «Я», ребенок начинает «проявлять характер»: «Я сам», «Я хочу». Капризы, истерики в магазинах, протесты, своеволие, непослушание, агрессия – вот небольшой список признаков того, что ребенок начинает обретать себя.
В супружеской жизни появляется желание и стремление к личному пространству, потребность в уважении супругом своих границ, желание иметь что-то «свое», неприкасаемое и интимное, попытки контроля партнером этой стороны жизни вызывают негативные эмоции и агрессию. В этот период особо обостряется недовольство второй половинкой:
- «Наши взгляды на жизнь не совпадают»
- «Мы – разные люди»
- «Ты меня не понимаешь»
Наверняка Вам знакомо выражение: «Съели вместе пуд соли». Это значит, что люди прожили вместе достаточно времени, чтобы узнать друг друга, научиться жить совместно.
Ученые подсчитали, что пуд соли (чуть более 16 кг) супружеская пара съедает примерно за 3 года.
Некоторые специалисты также считают, что кризис трех лет брака напрямую связан с рождением ребенка. Распределение семейных ролей, изменение темпа жизни, появление ответственности за здоровье, развитие и воспитание ребенка могут нанести удар по супружеским взаимоотношениям.
Кризис семи лет семейных отношений
Кризис 7 лет опасен для супругов тем, что их взаимоотношения становятся предсказуемыми.
Разность интересов, отсутствие общих увлечений, убеждений и взглядов может отдалить друг от друга, тем более, что и интимно-сексуальная жизнь становится менее насыщенной и разнообразной.
Если проводить параллель с развитием личности, можно вспомнить, что в 7 лет у ребенка начинают формироваться такие новообразования психики как: совесть, самооценка, внутренняя речь. Видели ли Вы когда-нибудь семилетку, который идет Вам навстречу по улице и разговаривает сам с собой? Если да, то знайте, у этого ребенка начал формироваться так называемый внутренний мир, тот самый, в котором мы ведем диалог с самим собой.
Кризис 13-14 лет семейных отношений
Кризис 13-14 лет выделяется исследователями семейной жизни по причине того, что он, как правило, совпадает с естественным возрастным кризисом самих супругов.
Несложно догадаться, что по отношению к периодам развития личности человека мы имеем дело с подростковым кризисом. Спокойный и покладистый подросток без каких-либо переживаний и внутренних конфликтов – это также невероятно, как послушный трехлетка.
Оглядываясь на прожитые с супругом годы, особенно, если их нельзя назвать безоблачными и счастливыми, возникают мысли о том, а «тому ли человеку я подарил(а) лучшие годы своей жизни?» Разочарование, несбывшиеся ожидания от совместной жизни с партнером, нереализованный потенциал создают благодатную почву для размышлений: «А, может, бросить все? Время идет, моложе я не становлюсь». И здесь работники ЗАГСов сталкиваются с наплывом разводов супружеских пар, состоящих в браке второй десяток лет.
Кризис 23-25 лет семейных отношений
Кризис 23-25 лет вновь ставит под удар супружескую жизнь. Многие семейные терапевты говорят о том, что причиной расставания партнеров, проживших четверть века вместе, является утрата того связующего звена, которое не позволяло оформить развод раньше – дети. Теперь они выросли, покинули отчий дом, живут своей жизнью, изредка приезжают в гости, у них своя насыщенная жизнь – учеба, романы, карьера.
Если супругов ничего более не связывает, они могут рассмотреть вопрос о нецелесообразности дальнейшего совместного проживания. Также причиной расставания может быть очередной возрастной кризис самих супругов. Хочется вновь почувствовать себя «свободным», молодым, завести роман, сменить работу, место жительства, как часто говорят: «Пожить для себя».
А что же происходит с личностью человека в возрасте 20-25 лет? Почти то же самое! Отрыв от родительской семьи, начало самостоятельной жизни. Окончание учебы, начало трудовой деятельности, отношения с любимым человеком, рождение собственных детей, поиск себя, мечты и ожидания, и планы, планы, планы.
Важно помнить, что семейный кризис – это не трагедия, а закономерный этап развития внутрисемейной подсистемы: супружеской пары. Человек развивается всю свою жизнь, развиваются и его взаимоотношения с близкими, окружающими.
Не стоит бояться развития отношений, все сложности можно преодолеть, главное – доверие, уважение и понимание, причем, не только по отношению к супругу, но и по отношению к самому себе. Еще классик писал в своем знаменитом на весь мир романе:
Все счастливые семьи похожи друг на друга. Каждая несчастливая семья несчастна по-своему
Автор: Анна Михайлова
Психологи initium
Единая команда профессионалов
Отношения в семье
Депрессия
Для пар
Самооценка
Тревожность
Личные границы
Сепарация
Самореализация
Стаж
Стаж с 2007 года, из них 5 лет заведовала отделением психологической реадаптации.
Назначить время Профиль
500 ₽ — первичная консультация
Кризис личности
Конфликты
Апатия
Самооценка
Поиск себя
Адаптация в новых условиях
Тревожность
Отношения
Стаж
Стаж с 2006 года из них 7 лет работала специалистом в отделении реадаптации.
Назначить время Профиль
500 ₽ — первичная консультация
Чувство несправедливости
Конфликты
Тревога
Импульсивность
Опустошенность
Перепады настроения
Нарушения сна
Стаж
Стаж с 2015 года, из них 3 года клинической практики.
Назначить время Профиль
500 ₽ — первичная консультация
Статьи
Случаи из практики
Смотреть все
«Отец мной манипулирует» — первичная диагностика
На первичную диагностику психолога записался мужчина. Он рассказал о том, что не может сдержать гнев на отца. Отец постоянно им манипулирует. Как прошла первичная диагностика, читайте в статье
Случаи из практики
«Просыпаюсь по ночам и не умею отдыхать» — первичная диагностика
На первичную консультацию записался мужчина, 37 лет, сдержанный в общении, рассудительный, манера общения спокойная, немногословный, усталый вид. Как прошла первичная консультация, читайте в статье
Случаи из практики
«Кажется, окружающие думают обо мне плохо» — первичная диагностика
На первичную консультацию записалась девушка, она испытывала дискомфорт при общении с окружающими, ей казалось, что окружающие думают о нем плохо. Как прошла первичная консультация психолога, и что на ней обсудили.
Случаи из практики
Инсайты в психотерапии. Что влияет на динамику улучшений.
Если вы решили посещать регулярные сессии профессионального психолога, вас может волновать вопрос: «Когда можно ожидать позитивных изменений?». В этой статье мы опираемся на данные исследований 8 000 сессий, и описываем простым языком факторы, которые влияют на динамику: личностные особенности клиента, которые влияют на динамику что в работе психолога ускоряет динамику Особенности клиента, влияющие на динамику
Личностные психологические проблемы
Зачем хорошие люди ходят к психологу?
Хороший человек — человек с развитой эмпатией. Он умеет чутко определять эмоции окружающих и оценивать собственные переживания. Так почему человек, который помогает другим, но иногда сам сам нуждается в помощи? Почему хороший человек быстро выгорает Всем мил не будешь Как бы эмпат ни старался, он всегда будет чувствовать себя виноватым перед кем-то. Эмпаты чувствуют боль
Личностные психологические проблемы
Используйте фильтры подбора психолога
Выберите удобное для вас время
Зарегистрируйтесь и оплатите консультацию
Подбор психолога
Оплатить консультацию Вы можете картами Visa, Mastercard, Мир, либо через PayPal в личном кабинете.
500 ₽ / 20 минут
Записаться
2 400 ₽ / 60 минут
Записаться
2 900 ₽ / 60 минут
Записаться
Безоценочность
Психолог взаимодействует с клиентом, исходя из позиции «взрослый-взрослый», и не ставит себя в «родительскую позицию», оценивая мысли, чувства и поступки клиента.
Безусловное принятие
Психолог уважительно относится к личности клиента, принимая его убеждения, принципы, ценности.
Конфиденциальность
Психолог не разглашает личную информацию клиента.
Открытость
Психолог согласует план работы и применяемые терапевтические методики с клиентом.
Индивидуальный подход
Психолог взаимодействует с клиентом исходя из уникальных особенностей личности.
Длительность, частота, необходимый формат и возможная эффективность работы с психологом зависит от психоэмоционального состояния и индивидуальной ситуации каждого клиента.
Качественно провести первичную диагностику и помочь составить план действий способен только профессиональный психолог.
При работе с отношениями в паре Вы сможете оценить: требуются ли супружеские или личные консультации и как наиболее эффективно взаимодействовать с Вашим партнером.
Первичная консультация поможет Вам составить спланировать время и необходимые усилия для прохождения психотерапии.
Видеочат находится в личном кабинете и работает из браузера компьютера или мобильного устройства.
Вы можете проверить работу связи в разделе «настройки».
Забыли пароль?или
Войти через FacebookВойти через Google
или
Войти через FacebookВойти через Google
Михайлова Анна АндреевнаЩеглова Наталья ПетровнаВасилина Комарова
Формат консультации:
Длительность консультации:
*проводится по видеосвязи в личном кабинете
Выберите дату консультации:
Дата консультации:
Показать еще
Время не выбрано
Расписание отображается в часовом поясе АделаидаБрисбенБроукен-ХилДарвинЛиндеманЛорд-ХауМельбурнПертСиднейХобартЭуклаАденАктауАктобеАлматыАмманАнадырьАтырауАшхабадБагдадБакуБангкокБарнаулБахрейнБейрутБишкекБрунейВладивостокВьентьянГазаГонконгДаккаДамаскДжакартаДжаяпураДилиДубайДушанбеЕкатеринбургЕреванИерусалимИркутскКабулКалькуттаКамчаткаКарачиКатарКатмандуКоломбоКостанайКрасноярскКуала-ЛумпурКувейтКучингКызылордаМагаданМакаоМакассарМанилаМаскатНикосияНовокузнецкНовосибирскОмскОралПномпеньПонтианакеПхеньянСамаркандСахалинСеулСингапурСреднеколымскТайбэйТашкентТбилисиТегеранТокиоТомскТхимпхуУлан-БаторУрумчиУсть-НераФамагустаХандыгаХевронХовдХошиминЧитаЧойбалсанШанхайЭр-РиядЯкутскЯнгонАдакАнгильяАнкориджАнтигуаАрагуаинаАргентина — Буэнос-АйресАргентина — ЖужуйАргентина — КатамаркаАргентина — КордоваАргентина — Ла-РиохаАргентина — МендосаАргентина — Рио-ГальегосАргентина — СальтаАргентина — Сан-ЛуисАргентина — Сан-ХуанАргентина — ТукуманАргентина — УшуайяАрубаАсунсьонАтикоканБаияБаия-де-БандерасБарбадосБелемБелизБланк-СаблонБоа-ВистаБоготаБойсеВанкуверВиннипегГаванаГайанаГалифаксГваделупаГватемалаГлейс-БейГранд-ТеркГренадаГуаякильГус-БейДанмарксхавнДенверДетройтДжуноДоминикаДосон-КрикДоусонИкалуитИндиана — ВевейИндиана — ВенсенИндиана — ВинамакИндиана — ИндианаполисИндиана — МаренгоИндиана — НоксИндиана — ПетербургИндиана — Телл-СитиИнувикЙеллоунайфКайеннаКайманКампу-ГрандиКанкунКаракасКеймбридж-БейКентукки — ЛуисвиллКентукки — МонтичеллоКоста-РикаКралендейкКрестонКуябаКюрасаоЛа-ПасЛимаЛос-АнджелесЛоуэр-ПринсесМанагуаМанаусМаригоМартиникаМасатланМасейоМатаморосМеноминиМеридаМетлакатлаМехикоМикелонМонктонМонсерратМонтевидеоМонтеррейНассауНипигонНомНороньяНуукНью-ЙоркОхинагаПанамаПангниртунгПарамарибоПорт-о-ПренсПорт-оф-СпейнПорту-ВельюПунта-АренасПуэрто-РикоРанкин-ИнлетРеджайнаРезольютРейни-РиверРесифиРио-БранкоСальвадорСан-ПаулуСантаренСанто-ДомингоСантьягоСвифт-КаррентСеверная Дакота — БьюлаСеверная Дакота — Нью-СалемСеверная Дакота — ЦентрСент-БартелемиСент-ВинсентСент-ДжонсСент-КитсСент-ЛюсияСент-ТомасСиткаСкорсбиТандер-БейТегусигальпаТихуанаТоронтоТортолаТулеУайтхорсФениксФорт-НельсонФорталезаЧикагоЧиуауаЭдмонтонЭйрунепеЭрмосильоЯкутатЯмайкаВостокДэвисДюмон-ДюрвильКейсиМак-МердоМаккуориМоусонПалмерРотераСиоваТролльЛонгйирАзорские островаБермудские островаКабо-ВердеКанарыМадейраОстров св. ЕленыРейкьявикСтэнлиФарерЮжная ГеоргияАбиджанАддис-АбебаАккраАлжирАсмэраБамакоБангиБанжулБисауБлантайрБраззавильБужумбураВиндхукГаборонеДакарДар-эс-СаламДжибутиДжубаДуалаЙоханнесбургКаирКампалаКасабланкаКигалиКиншасаКонакриЛагосЛибревильЛомеЛуандаЛубумбашиЛусакаМалабоМапутуМасеруМбабанеМогадишоМонровияНайробиНджаменаНиамейНуакшотПорто-НовоСан-ТомеСеутаТриполиТунисУагадугуФритаунХарареХартумЭль-АюнАмстердамАндорраАстраханьАфиныБелградБерлинБратиславаБрюссельБудапештБухарестБюзингенВадуцВаршаваВатиканВенаВильнюсВолгоградГернсиГибралтарДжерсиДублинЗагребЗапорожьеКалининградКиевКировКишинёвКопенгагенЛиссабонЛондонЛюблянаЛюксембургМадридМальтаМариехамнМинскМонакоМоскваОслоОстров МэнПарижПодгорицаПрагаРигаРимСамараСан-МариноСараевоСаратовСимферопольСкопьеСофияСтамбулСтокгольмТаллинТиранаУжгородУльяновскХельсинкиЦюрихАнтананаривуКергеленКокосовые островаКоморские островаМаврикийМайоттаМальдивыМаэОстров РождестваРеюньонЧагосKantonАпияБугенвильГалапагосГамбьеГонолулуГуадалканалГуамКваджалейнКиритиматиКусаиеМаджуроМаркизыМидуэйНауруНиуэНорфолкНумеаОклендОстров ПасхиПаго-ПагоПалауПиткэрнПонпеиПорт-МорсбиРаротонгаСайпанТаитиТараваТонгатапуТрукУоллисУэйкФакаофоФиджиФунафутиЧатэмЭфатеUTCUTC-12UTC-11:30UTC-11UTC-10:30UTC-10UTC-9:30UTC-9UTC-8:30UTC-8UTC-7:30UTC-7UTC-6:30UTC-6UTC-5:30UTC-5UTC-4:30UTC-4UTC-3:30UTC-3UTC-2:30UTC-2UTC-1:30UTC-1UTC-0:30UTC+0UTC+0:30UTC+1UTC+1:30UTC+2UTC+2:30UTC+3UTC+3:30UTC+4UTC+4:30UTC+5UTC+5:30UTC+5:45UTC+6UTC+6:30UTC+7UTC+7:30UTC+8UTC+8:30UTC+8:45UTC+9UTC+9:30UTC+10UTC+10:30UTC+11UTC+11:30UTC+12UTC+12:45UTC+13UTC+13:45UTC+14
Выберите способ оплаты
Наш сайт использует Cookies чтобы предоставлять вам персонализированную информацию. Подробности в политике конфиденциальности
OK
Кризисы семейной жизни по годам
Анна Танакова о том, отчего возникают кризисы в браке и как не дать им разрушить семейную жизнь
Досье КС
Анна Танакова
Город: Новосибирск
Клинический психолог, арт-гештальттерапевт, психолог-консультант по вопросам детско-родительских отношений, психолог Центра психолого-педагогической помощи молодежи «Апрель», ведущая студии песочной терапии «Чудеса на песке» Центра раннего развития «Лукоморье»
Семья — это тепло семейного очага, любовь, забота о близких, источник вдохновения, территория душевного тепла. Но семейная жизнь бывает еще и чрезвычайно непроста, а временами и вовсе невыносима. Ведь семья — это живой организм, которому свойственно расти, болеть, меняться, переживать свои кризисы. Одни переживают подобные перемены остро и болезненно, ставя под удар существование своей семьи, а другие проходят через череду испытаний более конструктивно, шаг за шагом становясь ближе и роднее друг другу. Каких правил стоит придерживаться, чтобы кризисы семейной жизни были поводом для развития и укрепления отношений, а не предвестниками приближающегося разрыва? Давайте разбираться вместе.
Кризис первого года: от романтики к быту
С первым серьезным испытанием молодые супруги сталкиваются уже после первого года совместной жизни. Чувства друг к другу становятся уже не столь яркими, как в начале отношений, и мы начинаем замечать, что вторым половинкам присущи не только достоинства. Муж, например, может быть «жаворонком», а жена — «совой». Он — заядлым домоседом, а она любительницей активного отдыха. Да и бытовые проблемы вроде текущего крана всё чаще добавляют свою ложку дегтя.
Что делать?
Мы разные, мы равные. Поймите, что, несмотря на то что вы теперь одна семья, вы по‑прежнему остаетесь двумя разными людьми, со своими привычками, вкусами и взглядами. «Перевоспитать» супруга или супругу — задача малоперспективная, а еще это верный способ разрушить отношения.
От монолога к диалогу. Определите для себя принципиальные вопросы, в которых вы не готовы уступить, и те, которые не так уж и значимы. То, что действительно беспокоит, непременно обсуждайте, ведь иначе разрешить назревающий конфликт просто невозможно.
Уважение — фундамент брака. Старайтесь не обвинять, избегайте обобщений: «Ты всегда…». Лучше скажите: «Мне грустно и одиноко, потому что ты всё реже и реже бываешь по выходным дома». А еще никогда не критикуйте любимого человека на людях, ведь поступи он так с вами, вам бы это явно не понравилось.
Все мы родом из детства. Обращайтесь к опыту своих родителей. Погружаясь в атмосферу детских воспоминаний, вы можете сделать для себя любопытные открытия о том, почему вы или ваш партнер ведете себя именно так. Опыт, взятый из родительской семьи, очень важен. Проанализируйте, что именно из этого опыта вы хотите перенести в свою семью, а что нет. Эти советы помогут преодолеть кризис 1 года семейной жизни.
Кризисы семейной жизни — естественные этапы становления и развития семьи. Не стоит буквально воспринимать общепринятые временные границы кризиса (кризис одного года или семи лет) — они условны. У одних семейных пар кризис отношений может начаться чуть раньше, а у других позже.
Кризис трех лет: школа молодых родителей
Следующий кризис 3 лет семейной жизни обычно приходится на четвертый год совместной жизни, ведь чаще всего именно в этот период в семье появляется первенец. А это не только большая радость, но и серьезное испытание. Привычный уклад жизни кардинально меняется. Женщина обычно посвящает себя ребенку, а материальное обеспечение семьи полностью ложится на мужские плечи. Всё внимание женщины в этот период посвящено малышу, и супруг порой начинает ощущать себя лишним в собственном доме. Нехватка денег, бессонные ночи — всё это ощутимо ударяет по взаимоотношениям.
Что делать?
Один на двоих быт. Чтобы пережить кризис 3 лет брака, необходимо активно подключать мужа к домашним хлопотам. Мужчина, к примеру, может взять на себя закупку продуктов и какую‑то часть домашней работы. Да, возможно, у него не всё получится с первого раза. Он может купить не то молоко или не так помыть пол. Однако это вопрос сноровки и не более того. От тактичности женщины и готовности мужчины прийти на помощь очень сильно зависит благополучие семьи.
Возвращение друг к другу. Супругам приходится заново налаживать интимную сферу их взаимоотношений. Гормональные перемены в организме женщины, повышенная утомляемость, полное погружение в заботы о малыше, конечно же, отражаются на качестве и количестве близости. Да и мужчина, охваченный радостью отцовства, порой начинает видеть в жене исключительно мать его ребенка. Наберитесь терпения, будьте внимательны друг к другу, не стесняйтесь обсуждать волнующие вас вопросы.
Не мамин или папин, а наш. Старайтесь непременно заботиться о ребенке вместе. Помогите мужу преодолеть страх и неуверенность перед хрупкостью малыша. Вместе купайте ребенка, гуляйте с ним, посещайте детских врачей. Не обрывайте попытки мужа проявить заботу по отношению к малышу, даже если они будут неуклюжими. Мягко объясните или покажите, как правильно, помогая таким образом мужу стать Папой с большой буквы.
Бабушка спешит на помощь! Не пренебрегайте помощью новоиспеченных бабушек и дедушек. Благодаря им вы можете время от времени выбираться в ваш любимый ресторан или кинотеатр. Приятное совместное времяпрепровождение поможет немного отойти от ролей мамы и папы и освежить супружеские отношения.
Кризис пятого года: семья и карьера
На смену декретному отпуску вновь приходят рабочие будни, а вместе с тем и множество вопросов о том, как теперь совместить жизнь семейную и профессиональную. Женщине бывает очень нелегко снова включиться в рабочий процесс, да и ребенок еще мал и требует много внимания. Женщине не хватает сил и времени, чтобы всё успеть. Она выматывается физически и морально, а это не добавляет счастья в семейной жизни. Такая ситуация характерна для кризиса 5 лет брака.
Что делать?
Договариваемся «на берегу». Чтобы пройти этот этап не так болезненно, необходимо заранее перераспределить обязанности. К примеру, жена может взять на себя приготовление еды, а муж будет следить за порядком в доме. Один из супругов может уводить ребенка в садик, а другой забирать. Чем больше подобных вопросов вы решите заранее, тем легче пройдете через этот кризис. Конечно, первое время дискомфорт неизбежен, но постепенно вы привыкнете к новому порядку.
Не переоценивайте свои возможности. Конечно, женщина имеет полное право на профессиональную самореализацию. Однако стоит понимать, что, замахнувшись в этот период «на великое», можно изрядно надорваться. Ребенок еще мал и остро нуждается в вас, ни одна самая любящая бабушка и ни один детский сад не заменят маму. Уходя из дома, когда ребенок еще спит, и возвращаясь, когда он уже спит, вы рискуете пропустить многие значимые моменты его взросления. Поэтому, возможно, стоит отложить восхождение на карьерный эверест, пока ребенку не исполнится хотя бы три года.
Поддержка и еще раз поддержка. Доверие, поддержка и взаимовыручка очень важны в этот момент. Возможность посидеть вечером на кухне за чашкой чая, делясь проблемами и искренне сопереживая друг другу, — залог крепких отношений. Если каждый из супругов старается не замыкаться в себе, а готов принять поддержку от близкого человека и сам своевременно прийти на помощь, ни один кризис не сможет разрушить такой союз.
Кризис седьмого года: тишь да гладь
Один из наиболее острых периодов — кризис отношений после 7 лет брака, несмотря на внешнее спокойствие и благополучие семьи. Дети подрастают, быт налажен, обязанности распределены. Былой страсти и романтики в отношениях уже нет, семейная жизнь всё больше напоминает бесконечный «день сурка», и супругам становится скучно друг с другом. В этот период нередки измены. Мужчины, заводя связь на стороне, чаще всего не желают покидать насиженное гнездо, а просто жаждут свежих впечатлений. А вот женщины, напротив, дойдя до определенной точки кипения, могут оставить мужа и окунуться в пучину новых страстей.
Что делать?
А так ли сладок чужой мед? Роман на стороне может встряхнуть и подарить свежие впечатления. Однако цена подобных приключений неимоверно высока. Измена может перечеркнуть всё хорошее и дорогое, что было в семье, раз и навсегда. Другой путь — отойти от привычных стереотипов и привнести в отношения что‑то новое и интересное для обоих. Только так отношения с родным человеком заиграют новыми красками.
Будьте в зоне доступа. Если появляется ощущение, что каждый живет сам по себе, а общение в семье всё больше сводится к вопросам воспитания детей и бытовым неурядицам, пора всерьез задуматься. Не замыкайтесь в своей скорлупе: рассказывайте о том, что вас волнует, делитесь мечтами, делайте друг другу приятные сюрпризы без повода.
Недетские проблемы. Какие бы сложности ни возникали в отношениях, старайтесь не вмешивать в них детей. Не стоит манипулировать детьми, чтобы оказать давление на супруга. Тем более не стоит единолично принимать решения завести еще одного ребенка, особенно если муж этого совсем не хочет. Подобный способ сохранить брак на самом деле не более чем обман, чреватый далеко не самыми приятными последствиями для всей семьи.
Ищите точки соприкосновения. Наличие общего увлечения сильно сплачивает супругов, делая их единомышленниками и командой. Общее хобби — горные лыжи, уроки танго, туристические походы — пробуждает интерес друг к другу и освежает чувства.
8 опасных для семьи симптомов:
- Уменьшается стремление супругов к интимной близости.
- Супруги больше не стремятся нравиться друг другу.
- Все вопросы, связанные с воспитанием детей, провоцируют ссоры и взаимные упреки.
- Супруги не имеют одинакового мнения по поводу большинства значимых для них вопросов (отношения с родными и друзьями, планов на будущее, распределения доходов семьи).
- Муж и жена плохо понимают (или вообще не понимают) чувств друг друга.
- Почти все поступки и слова партнера вызывают раздражение.
- Один из супругов считает, что вынужден всё время уступать желаниям и мнению другого.
- Нет потребности делиться с партнером своими проблемами и радостями.
Кризис четырнадцатого года: седина в бороду, бес в ребро
Этот семейный кризис нередко совпадает с подростковым кризисом сына или дочери, что делает испытание еще более сложным. Ребенок заставляет изрядно поволноваться, отстаивая свою независимость, а муж входит в тот возраст, когда он уже не слишком молод, но еще и не стар, и тоже иногда напоминает самонадеянного подростка. Кризису сорокалетних свойственно желание продлить период молодости, когда он привлекателен, сексуален, полон сил и надежд. Именно в этот период мужчины нередко пускаются во все тяжкие, приударяя за юными прелестницами.
Что делать?
Будьте в тонусе. Нередко женщины забывают заботиться о себе, полагая, что это уже не так важно. Неправда! Ухаживайте за собой, развивайтесь, живите насыщенной жизнью. Мужчина такой женщины гордится своей благоверной и в то же время остается настороже. Видеть друг в друге мужчину и женщину жизненно важно для отношений.
Я + ты = мы. Привносите в жизнь что‑то новое, но при этом храните дорогие сердцу семейные традиции. Старайтесь непременно вместе решать какие‑то вопросы, будь то ремонт или воспитание ребенка. Не требуйте и не обвиняйте, а просите помощи, демонстрируя при этом, насколько она значима для вас.
И это пройдет. Стоит набраться терпения — кризис когда‑нибудь закончится, а ценность семьи приобретет новое, более глубокое значение для вчерашнего искателя приключений и сегодняшнего примерного семьянина.
Кризис двадцать пятого года: опустевшее гнездо
Это, пожалуй, один из последних значительных и болезненных кризисов в жизни семьи. Карьера уже построена, дети выросли и создали собственные семьи, а, возможно, уже и порадовали внуками. Оставшись в «опустевшем гнезде», супруги могут почувствовать, что связующие их нити теперь полностью утрачены. Мало кто в такой ситуации разводится официально, но фактический крах отношений может повиснуть в доме молчаливым занавесом.
Что делать?
Ностальгируйте. Вспомните, как всё начиналось, как зарождались ваши чувства, какой была радость от того, что любимый человек рядом. Тогда в семье еще не было детей, но их отсутствие вовсе не мешало чувствовать себя близкими и значимыми друг для друга людьми.
Осваивайте новые семейные роли. Теперь вы бабушка с дедушкой, и это большое счастье. Наслаждайтесь этими моментами вместе, и вы почувствуете себя вдвойне счастливее.
Воплощайте мечты. Вы много трудились, и сейчас самое время разрешить себе жить в свое удовольствие. Воплощайте свои мечты. Мечтаете путешествовать? Значит, пора начать планировать маршрут и отправляться за новыми впечатлениями. Устали от города? Обзаведитесь дачей и наслаждайтесь мгновениями тишины и возможностью разбить под окном цветник вашей мечты. Ищите то, что близко вам обоим, и воплощайте это в жизнь.
Кризисы не по расписанию
Помимо типичных и предсказуемых кризисов семейной жизни по годам, каждой семье приходится сталкиваться с внезапно свалившимися обстоятельствами. Это может быть потеря работы, конфликты с родственниками, переезд, болезнь ребенка и многое другое. Такие события нередко оказываются серьезным стрессом для семьи, выбивая ее членов из привычной колеи.
Что делать?
Наберитесь терпения. Как и в ситуации любого другого кризиса, стоит отдавать себе отчет, что происходящее не будет длиться вечно. Постарайтесь успокоиться, поддержите супруга в этот непростой момент и вместе подумайте, как вы можете справиться с возникшей проблемой.
Не замыкайтесь в себе. Конечно, каждому из нас бывает важно побыть с самим собой. Однако не стоит слишком отгораживаться от близких людей, ведь и вам, и им гораздо легче переживать неурядицы вместе, чем поодиночке.
Семейная жизнь — это дар и в то же время испытание, это опыт и знание, которым овладеваешь всю жизнь. Мы пытаемся разгадать секрет семейного счастья, не понимая, что он очень прост и наверняка известен всем без исключения. Этот секрет в словах поддержки, готовности прийти на помощь, умении прощать и дарить нежность.
Оценка семейного кризиса | ECLKC
Кризис – это период повышенной семейной напряженности и дисбаланса, который требует быстрой идентификации персонала. Сотрудники программы Head Start, работающие с семьями, сочтут эту информацию полезной для понимания того, что приводит к кризису в семьях. Точно так же, как кризис — это возможность для семьи, это также возможность для персонала реально изменить жизнь семьи Head Start.
Ниже приводится выдержка из Учебных пособий для сообщества Head Start Learning: Поддержка семей в кризисной ситуации .
Ключевые понятия
Элементы, способствующие кризису
Фазы кризиса
Время начала вмешательства
Психологические последствия кризисов
Идеи для расширения практики
Ключевые понятия
3 Кризис присутствует 90 0219 90 возможность для позитивное изменение. Кризис — это время, когда нужно помогать семьям открывать и укреплять навыки решения проблем. В период сильного кризиса, когда обычные методы преодоления терпят неудачу, семьи часто открыты для изучения новых подходов к решению проблем. Как только кризис разрешается конструктивно, многие семьи укрепились благодаря этому опыту и лучше подготовились к следующему жизненному вызову. С другой стороны, некоторые семьи, не имеющие поддержки и ресурсов для конструктивного разрешения кризисов, рискуют пойти по нисходящей спирали в своем функционировании и могут никогда полностью не восстановиться.Справочная информация
Большая часть работы сотрудников Head Start связана с предотвращением кризисов. Однако персонал не всегда может предсказать или предотвратить кризисы в семьях.
Кризис – это расстройство стабильного состояния, вызывающее нарушение или сбой в обычном образе жизни семьи. Семьи в кризисе обнаруживают, что их обычные способы преодоления трудностей или решения проблем не работают; в результате они могут чувствовать угрозу. Этот информационный бюллетень «Оценка семейного кризиса» готовит сотрудников к распознаванию и оценке семей, оказавшихся в кризисном состоянии.
Элементы, способствующие кризису
Семья переходит в состояние кризиса, когда взаимодействуют два или более из четырех элементов, способствующих кризису. Этими элементами являются: 1) переживание стрессовой ситуации, 2) трудности с преодолением, 3) демонстрация хронической неспособности выполнять основные семейные обязанности и 4) отсутствие очевидных источников поддержки. Чтобы определить и оценить кризисную ситуацию, важно, чтобы персонал рассмотрел четыре вопроса, касающихся этих элементов: Какая конкретная ситуация вызывает наибольший стресс в семье? Какие трудности совладания очевидны в семье? Испытывает ли семья трудности с выполнением своих обязанностей? Какая поддержка доступна семье?
- Ситуация, вызывающая стресс. Определенные жизненные ситуации или события могут привести к нарастанию напряженности и стресса в семье, что способствует кризисному состоянию. Например, незапланированная беременность, развод, потеря любимого человека, безработица, расследования службы защиты детей, лишение свободы, зависимость или насилие в семье часто вызывают кризис.
- Трудно справиться. Трудности справиться со стрессом могут проявляться по-разному: нарушения семейного распорядка, семейные ссоры, трудности с принятием простых решений, нарушение режима сна и питания, непреодолимое чувство одиночества, истощение личной энергии и признаки стресса. Без поддерживающего вмешательства, направленного на преодоление вызывающей стресс ситуации и ее последствий для семьи, трудности преодоления трудностей, скорее всего, обострятся и ввергнут семью в состояние кризиса.
- Демонстрация хронических трудностей Встреча с основными семейными обязанностями. Семьи, которые не в состоянии выполнять основные семейные обязанности, оказываются неподготовленными к жизненным трудностям. Эти семьи могут быть, например, не в состоянии обеспечить своих членов достаточным количеством еды, крова, одежды, медицинского обслуживания, заботы, защиты, образования и/или социализации.
- Отсутствие очевидных источников поддержки. Семьи, оставшиеся без поддержки, рискуют столкнуться с кризисом. Например, социально или географически изолированные семьи, не имеющие или не использующие неформальную поддержку (например, друзей, соседей, родственников) и формальные ресурсы (например, продовольственные банки, программы Head Start, консультационные программы), могут оказаться в кризисной ситуации.
Фазы кризиса
Кризис обычно характеризуется пятью фазами, которые могут происходить последовательно, перекрываться и/или переплетаться. Осведомленность об этапах, а также о реакции семьи на каждый этап позволяет персоналу исследовать кризис. Как описано ниже, фазы кризиса, которые обычно переживает семья, включают:
- Фаза 1: Начало семейного кризиса. Семья оказывается в кризисе, когда взаимодействуют два или более элемента, способствующих кризисному состоянию. Когда начинается кризис, это вызывает изменение обстоятельств в семье и усиление стресса и беспокойства.
- Фаза 2: Восприятие кризиса как угрозы. Члены семьи видят в кризисе угрозу семейным целям, безопасности или эмоциональным связям. Хотя все кризисы вызывают стресс, некоторые кризисы носят универсальный характер: смерть близких родственников или друзей, серьезные заболевания и телесные повреждения или экологические катастрофы.
- Фаза 3: Инсценировка дезорганизованного реагирования. Кризис может вызвать прилив воспоминаний о травмирующих или очень напряженных моментах в прошлом семьи. Семья становится все более дезорганизованной, поскольку стратегии и ресурсы, использовавшиеся ранее для решения семейных проблем, терпят неудачу. Члены семьи испытывают усиливающееся чувство уязвимости, беспомощности, беспокойства и растерянности. В результате чувство потери контроля и неспособности выполнять семейные обязанности может усилиться и вывести членов семьи из строя.
- Фаза 4: Поиск решения. В попытке справиться с растущим напряжением семья начинает вовлекать друзей, родственников, соседей и других в кризис. Как правило, каждый член семьи ищет кого-то, кто подтвердил бы его/ее собственное мнение о кризисе и его разрешении. Противоречивые мнения и советы могут усугубить замешательство и нестабильность в семье. Когда семья не может найти подходящие решения для выхода из кризиса, запускается цепочка событий, создающих еще один кризис для семьи. Необходимо быстрое вмешательство, чтобы цепь событий не привела к полному нарушению семейного функционирования.
- Этап 5: Принятие новых стратегий выживания. Когда помощь в преодолении кризиса доступна от беспристрастного и умелого помощника, этот этап представляет собой поворотный момент к лучшему для семьи, находящейся в кризисе. Это знаменует собой начало восстановления семьи. Члены семьи, скорее всего, будут рады чувству направления, безопасности и защиты, которые помощник привнесет в их ситуацию.
Напряжение и трудности, вызванные кризисом, побуждают семью изучать и применять новые стратегии выживания, а также использовать новые ресурсы. Благодаря поддерживающему вмешательству семья обнаруживает, что может справиться с кризисом и преодолеть его или, по крайней мере, признать, принять и адаптироваться к потере, связанной с кризисом.
Сроки начала вмешательства
Возможность, которую кризис предоставляет семьям для улучшения навыков преодоления трудностей и решения проблем, во многом зависит от времени вмешательства. На начальных этапах кризиса семья может быть восприимчива к вмешательству. Тревога, вызванная кризисом, в сочетании с осознанием того, что ни один готовый ответ не работает, побуждает семью пробовать новые стратегии преодоления и ресурсы. Семьи, которые получают поддержку и помощь, помогающие им быстро справиться с кризисом, скорее всего, стабилизируются в течение нескольких недель.
Кризисное вмешательство не может вылечить все факторы стресса в семье, но дает персоналу возможность научить семью тому, как сосредоточиться на текущем кризисе и разрешить его. Получив навыки и ресурсы для разрешения кризиса, семья понимает, что в некоторой степени контролирует свою жизнь и способна решить другие стрессовые проблемы.
Напротив, семьи, оставшиеся без поддержки и помощи во время кризиса, могут попасть в цепь событий или воспоминаний о прошлых травмах, что только усугубит стресс. В результате эти семьи могут испытывать все более серьезные сбои в семейном функционировании. Насилие, пренебрежение или другие деструктивные действия могут привести семьи к контакту с местными судами и системами защиты детей.
Психологические последствия кризиса
Люди в кризисе обычно испытывают различные психологические последствия. Важно предвидеть и правильно интерпретировать психологические эффекты. Эти эффекты носят временный характер и не являются признаком психического заболевания.
- Трудности Ясно мыслить. Некоторые люди в кризисной ситуации могут быстро перескакивать с одной идеи на другую в разговоре, что делает общение с ними запутанным и трудным для понимания. У них могут возникнуть проблемы с логическим связыванием идей, событий и действий друг с другом. Они могут не заметить или забыть важные детали в своем объяснении событий. Страхи и желания можно спутать с реальностью. Некоторые люди в кризисе цепляются за реакции или поведение, которые они использовали в прошлом для решения проблем; они кажутся неспособными перейти к новым идеям, действиям или поведению, необходимым для разрешения текущей ситуации.
- Зацикленность на бессмысленных действиях. В попытке побороть тревогу люди в кризисной ситуации могут чрезмерно заниматься непродуктивной деятельностью. Например, они могут весь день смотреть телевизор, спать или просто сидеть. Они, вероятно, выиграют от поддержки в сосредоточении внимания на мероприятиях по преодолению кризиса.
- Выражение враждебности или оцепенения. Чувство потери контроля и уязвимости, которое испытывают некоторые люди в кризисной ситуации, может выражаться во враждебных словах и действиях, направленных на любого, кто вмешивается в ситуацию. Другие могут уйти в себя или испытать депрессию; они, кажется, не заботятся о кризисе или его исходе.
- Импульсивность. Хотя некоторые люди становятся обездвиженными в кризисных ситуациях, есть и другие, которые реагируют импульсивно, не обращая внимания на последствия своего поведения. Импульсивное поведение, например словесные оскорбления в адрес ребенка или супруга, может спровоцировать дополнительные кризисы. В этих случаях сложная ситуация становится еще более сложной и трудной для разрешения.
- Зависимость. Для некоторых людей в кризисной ситуации естественно чувствовать себя зависимыми от профессионала, который предлагает помощь. Профессионал представляет собой источник силы и авторитета: кто-то, кто знает, что делать и как добиться цели, [и] кто-то, кто является «ответом» на все трудности семьи. Такие представления профессионала могут оказать стабилизирующее воздействие на семью в разгар кризиса. После короткого периода зависимости большинство семей способны «отпустить ситуацию» и действовать независимо. У некоторых, однако, зависимость может затянуться и стать крайней, что делает их весьма уязвимыми для негативных влияний. Они могут быть не в состоянии решить, что для них полезно, а что может быть вредно, или решить, кого им следует или не следует слушать.
- Чувство некомпетентности. Кризис представляет угрозу для чувства личной компетентности и самооценки. Чтобы противостоять низкой самооценке, люди в кризисе могут притворяться адекватными или высокомерными. Они могут заявить, что помощь им не нужна, или отказаться от предложений о помощи. Важно помнить, что семьи, переживающие кризис, вероятно, очень напуганы своим чувством некомпетентности, а не немотивированы или сопротивляются.
Следующие шаги: идеи для расширения практики
Повышение квалификации в условиях кризиса
Попросите сотрудников встретиться с коллегами, которые не участвовали в тренинге, чтобы поделиться информацией о тренинге о характеристиках, динамике и влиянии семейных кризисов. В процессе обмена информацией проинструктируйте персонал представить примеры семейных кризисов и подчеркнуть важность раннего вмешательства в семьи, переживающие кризис. Кроме того, попросите сотрудников спросить коллег, знают ли они о каких-либо семьях Head Start, которые могут находиться в кризисном состоянии, и, если да, обсудить и оценить индикаторы и составить планы посещений на дому.
Усиление стратегий выживания семьи
Помощь персоналу в создании группы взаимной поддержки для семей Head Start, которые испытывают схожие источники стресса, такие как трудности с поиском работы или уходом за ребенком, проблемы с поведением детей, подростковая беременность, преступность по соседству, бюджетирование деньги и т. д. В соответствии с целью группы попросите сотрудников организовать встречу представителей сообщества (например, консультантов по трудоустройству, специалистов по развитию детей, руководителей предприятий, сотрудников правоохранительных органов) с семьями для решения их проблем. Если семьи проявляют интерес к продолжению работы группы, попросите сотрудников поработать с семьями, чтобы разработать повестку дня для последующих семейных собраний. В повестке дня должно быть время, чтобы семьи могли поделиться своими чувствами, опытом и стратегиями выживания.
Выявление семей, переживших кризис
Попросите сотрудников посетить семьи Head Start, которые пережили очень стрессовые ситуации или кризисы. Это могут быть семьи, воспитывающие внуков; преодолели/адаптировались к тяжелой болезни, травме или инвалидности; оставил оскорбительные отношения; или которые успешно боролись с алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями и т. д. Вместе с персоналом изучите варианты признания сильных сторон и способностей справляться с этими «выжившими в кризис» семьями, например сертификат для их семейного сборника рассказов, букет цветы или специальный десерт. Помогите персоналу выбрать и реализовать один из вариантов.
Кризис!
Обзор
Семья оказывается в кризисе, когда взаимодействуют два или более элемента, способствующих кризисному состоянию. К этим элементам относятся: 1) переживание стрессогенной ситуации; 2) с трудом справляется; 3) демонстрация хронических трудностей с выполнением основных обязанностей; и 4) отсутствие очевидных источников поддержки. Различия между взаимодействующими элементами делают каждый кризис уникальным.
Люди в кризисе: признаки бедствия
Обзор
Следите за этими признаками бедствия в семьях Head Start. Они могут сигнализировать о состоянии кризиса.
Физические признаки | ||
Потеря аппетита | Усталость | Тошнота |
Поведенческие признаки | ||
Притворяться злым | Агрессивность | Беспорядочное поведение |
Психологические признаки | ||
Неистовство, паника | Чувство неудовлетворенности | Тревожные мысли |
Фазы кризиса 1
Обзор
Кризис обычно характеризуется пятью фазами, которые могут происходить последовательно, перекрываться и/или переплетаться. Осведомленность о фазах и ответах, типичных для каждой фазы, ведет к правильной идентификации и оценке семьи в кризисе. Как описано ниже, фазы следующие:
Фаза 1:
Семейный кризис спровоцирован
Семья оказывается в кризисе, когда взаимодействуют два или более элемента, способствующих кризисному состоянию. Когда начинается кризис, это вызывает изменение обстоятельств в семье и усиление стресса и беспокойства.
Фаза 2:
Восприятие кризиса как угрозы
Члены семьи рассматривают кризис как угрозу семейным целям, безопасности или эмоциональным связям. Некоторые кризисы носят универсальный угрожающий или стрессовый характер: смерть близких родственников или друзей, развод, серьезная болезнь, телесные повреждения и экологические катастрофы.
Фаза 3:
Инсценировка дезорганизованной реакции
Кризис может вызвать прилив воспоминаний о травмирующих или очень напряженных моментах в прошлом семьи. Семья становится все более дезорганизованной, поскольку стратегии и ресурсы, использовавшиеся в прошлом для решения семейных проблем, терпят неудачу. Члены семьи испытывают усиливающееся чувство уязвимости, беспомощности, беспокойства и растерянности. В результате чувство потери контроля и неспособности выполнять семейные обязанности может усилиться и вывести членов семьи из строя.
Этап 4:
В поисках решения
Пытаясь справиться с нарастающим напряжением, семья начинает вовлекать друзей, родственников, соседей и других в кризис. Как правило, каждый член семьи ищет кого-то, кто подтвердил бы его/ее собственное мнение о кризисе и его разрешении. Противоречивые мнения и советы могут усугубить замешательство и нестабильность в семье. Когда семья не может найти подходящие решения для выхода из кризиса, запускается цепочка событий, создающих еще один кризис для семьи. Необходимо быстрое вмешательство, чтобы цепь событий не привела к полному разрушению функционирования семьи и непрекращающемуся кризису.
Фаза 5:
Адаптация новых стратегий выживания
кризис. Члены семьи, скорее всего, будут рады чувству направления, безопасности и защиты, которые помощник привнесет в их ситуацию. Напряжение и борьба, созданные кризисом, мотивируют семью изучать и применять новые стратегии выживания, а также использовать новые ресурсы. При поддерживающем вмешательстве семья обнаруживает, что может справиться с кризисом и преодолеть его или, по крайней мере, признать, принять и приспособиться к реальной или трагической утрате, связанной с кризисом.
1 Адаптировано из C. Gentry, Crisis Intervention in Child Abuse and Reglect (Вашингтон, округ Колумбия; Департамент здравоохранения и социальных служб США, 1994 г.).
Возможные психологические последствия кризисов
Обзор
Люди в кризисе обычно испытывают различные психологические последствия. Важно предвидеть и правильно интерпретировать психологические эффекты; они носят временный характер и не являются индикаторами психического заболевания. Как описано ниже, психологические эффекты делятся на шесть широких категорий.
Трудности Ясно мыслить. Люди в кризисе могут быстро перескакивать с одной идеи на другую в разговоре, что делает общение с ними запутанным и трудным для понимания. У них могут возникнуть проблемы с логическим связыванием идей, событий и действий друг с другом. Они могут не заметить или забыть важные детали в своем объяснении событий. Страхи и желания можно спутать с реальностью. Некоторые люди в кризисе цепляются за реакции или поведение, которые они использовали в прошлом для решения проблем; они кажутся неспособными перейти к новым идеям, действиям или поведению, необходимым для разрешения текущей ситуации.
Зацикленность на бессмысленных действиях. В попытке побороть тревогу люди в кризисной ситуации могут чрезмерно заниматься непродуктивной деятельностью. Например, они могут весь день смотреть телевизор, спать или просто сидеть. Им, вероятно, потребуется значительная помощь, чтобы сосредоточиться на деятельности, направленной на то, чтобы положить конец кризису.
Выражение враждебности или оцепенения. Чувство потери контроля и уязвимости, которое испытывает большинство людей в кризисной ситуации, может выражаться во враждебных словах и действиях, направленных на любого, кто вмешивается в ситуацию. Другие могут уйти в себя или испытать депрессию; они, кажется, не заботятся о кризисе или его исходе.
Импульсивность. Хотя некоторые люди становятся обездвиженными в кризисных ситуациях, есть и другие, которые реагируют импульсивно, не обращая внимания на последствия своего поведения. Импульсивное поведение, например словесные оскорбления в адрес ребенка или супруга, может спровоцировать дополнительные кризисы. В этих случаях сложная ситуация становится еще более сложной и трудной для разрешения.
Зависимость. Для людей в кризисной ситуации естественно чувствовать себя зависимыми от профессионала, который предлагает поддержку и помощь. Профессионал представляет собой источник силы и авторитета: кто-то, кто знает, что делать и как добиться цели, и кто-то, кто является ответом на все трудности семьи. Такие взгляды профессионала могут оказать стабилизирующее воздействие на семью в разгар кризиса. После короткого периода зависимости большинство семей способны отпустить ситуацию и действовать независимо. У некоторых, однако, зависимость может затянуться и стать крайней, что делает их весьма уязвимыми для негативных влияний. Они могут быть не в состоянии решить, что для них полезно, а что может быть вредно, или решить, кого им следует или не следует слушать.
Чувство некомпетентности. Кризис представляет угрозу для чувства личной компетентности и самооценки. Чтобы противостоять низкой самооценке, люди в кризисе могут притворяться адекватными или высокомерными. Они могут заявить, что помощь им не нужна, или отказаться от предложений о помощи. Важно помнить, что семьи, переживающие кризис, вероятно, очень напуганы своим чувством некомпетентности, а не немотивированы или сопротивляются.
Подробнее:
Семейный кризис
Психическое здоровье
Тип ресурса: Статья
Аудитория: Работники семейной службы
Последнее обновление: 11 марта 2022 г.
Кризис в семье и позитивное развитие молодежи: роль семейного функционирования
1. Ларсон Р. В. К психологии позитивного развития молодежи. Являюсь. Психол. 2000; 55: 170–183. doi: 10.1037/0003-066X.55.1.170. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
2. Benson P.L., Scales PC, Hamilton S.F., Sesma A., Jr. Позитивное развитие молодежи: теория, исследования и приложения. В: Лернер Р.М., Дэймон В., редакторы. Справочник по детской психологии: теоретические модели человеческого развития. 6-е изд. Джон Уайли и сыновья инк.; Хобокен, Нью-Джерси, США: 2006. стр. 89.4–941. [Google Scholar]
3. Деймон В. Что такое позитивное развитие молодежи? Анна. Являюсь. акад. пол. соц. науч. 2004; 591:13–24. doi: 10.1177/0002716203260092. [CrossRef] [Google Scholar]
4. Рот Дж. Л., Брукс-Ганн Дж. Что такое программа развития молодежи? Выявление и определение принципов. В: Джейкобс Ф., Вертлиб Д., Лернер Р.М., редакторы. Справочник по прикладной науке о развитии: содействие позитивному развитию детей, подростков и семьи с помощью исследований, политики и программ, Vol. 2: Повышение жизненных шансов молодежи и семей: системы государственной службы и перспективы государственной политики. Публикации мудреца; Таузенд-Оукс, Калифорния, США: 2003. стр. 19.7–223. [Google Scholar]
5. Лернер Р.М., Лернер Дж.В., Альмериги Дж.Б., Теокас С., Фелпс Э., Гестсдоттир С., Нодо С., Джеличич Х., Альбертс А., Ланг М. и др. Позитивное развитие молодежи, участие в программах развития молодежи сообщества и вклад пятиклассников в сообщество: результаты первой волны исследования позитивного развития молодежи 4-H. J. Ранний подростковый возраст. 2005; 25:17–71. doi: 10.1177/0272431604272461. [CrossRef] [Google Scholar]
6. Питтман К.Дж. Содействие развитию молодежи: усиление роли молодежных и общественных организаций. [(по состоянию на 30 апреля 2019 г.)]; Отчет подготовлен для Службы распространения сельскохозяйственных знаний Министерства сельского хозяйства США. Доступно в Интернете: https://digitalcommons.unomaha.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1028&context=slcek12
7. Томас Н.Р., Джозеф М.В. Позитивное развитие подростков: актуальность семейных вмешательств. Раджагири Дж. Соц. Дев. 2013; 5:13–32. [Google Scholar]
8. Лернер Р.М. Наука о развитии, системы развития и современные теории человеческого развития. В: Лернер Р.М., Дэймон В., редакторы. Справочник по детской психологии: теоретические модели человеческого развития. 6-е изд. Джон Уайли и сыновья инк.; Хобокен, Нью-Джерси, США: 2006. стр. 1–17. [Академия Google]
9. Поисковый институт в Миннеаполисе: 40 объектов развития. [(по состоянию на 30 апреля 2019 г.)]; Доступно в Интернете: http://page.search-institute.org/40-developmental-assets
10. Zarrett N., Lerner R.M. Пути содействия позитивному развитию детей и молодежи. Детские тенденции. 2008; 11:1–5. [Google Scholar]
11. Свитинг Х., Уэст П., Ричардс М. Подростковая семейная жизнь, образ жизни и жизненные шансы: ассоциации со структурой семьи, конфликты с родителями и совместная семейная деятельность. Междунар. J. Юридическая политика Fam. 1998;12:15–46. doi: 10.1093/lawfam/12.1.15. [CrossRef] [Google Scholar]
12. Кроутер А.С., руководитель М.Р. Родительский контроль и знание детей. В: Борнштейн М.Х., редактор. Справочник по воспитанию Том. 3: Быть и стать родителем. 2-е изд. Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс, Инк.; Махва, Нью-Джерси, США: 2002. стр. 461–484. [Google Scholar]
13. Бэр-Мерритт М.Х., Блэкстоун М., Фейдтнер К. Последствия для физического здоровья детей, подвергшихся насилию со стороны интимного партнера: систематический обзор. Педиатрия. 2006; 117: 278–29.0. doi: 10.1542/peds.2005-1473. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
14. Холт С. , Бакли Х., Уилан С. Воздействие домашнего насилия на детей и молодежь: обзор литературы. Детский Абус. Негл. 2008; 32: 797–810. doi: 10.1016/j.chiabu.2008.02.004. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
15. Амато П.Р., Афифи Т.Д. Чувство застрявшего между родителями: отношения взрослых детей с родителями и субъективное благополучие. Дж. Семья брака. 2006; 68: 222–235. doi: 10.1111/j.1741-3737.2006.00243.x. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
16. Strohschein L. Развод родителей и траектории психического здоровья ребенка. Дж. Семья брака. 2005; 67: 1286–1300. doi: 10.1111/j.1741-3737.2005.00217.x. [CrossRef] [Google Scholar]
17. Theunissen M.H., Klein Velderman M., Cloostermans A.P., Reijneveld S.A. Эмоциональные и поведенческие проблемы у детей раннего возраста с разведенными родителями. Евро. Дж. Общественное здравоохранение. 2017; 27: 840–845. doi: 10.1093/eurpub/ckx056. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
18. Tomcíková Z., Veselska Z.D., Gecková A. M., van Dijk J.P., Reijneveld S.A. Пьянство и пьянство подростков более вероятны в неполных семьях и из-за плохого общения с матерью. цент. Евро. Дж. Общественное здравоохранение. 2015;23:54–58. doi: 10.21101/cejph.a3951. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
19. Hussong A.M., Wirth R.J., Edwards M.C., Curran P.J., Chassin L.A., Zucker R.A. Экстернализация симптомов у детей родителей-алкоголиков: точки входа для антисоциального пути к алкоголизму. Дж. Ненормальный. Психол. 2007; 116: 529–542. doi: 10.1037/0021-843X.116.3.529. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
20. Alati R., Baker P., Betts K.S., Connor J.P., Little K., Sanson A., Olsson C.A. Роль родительского употребления алкоголя, родительской дисциплины и антиобщественного поведения на траекториях употребления алкоголя подростками. Наркотики Алкогольная зависимость. 2014; 134:178–184. doi: 10.1016/j.drugalcdep.2013.090,030. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
21. Ritter J., Stewart M. , Bernet C., Coe M., Brown S.A. Влияние семейного алкоголизма и насилия в семье на употребление подростками психоактивных веществ, проблемы с поведением, и самооценка. Дж. Травма. Стресс. 2002; 15: 113–122. doi: 10.1023/A:1014803907234. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
22. Мацуура Н., Хашимото Т., Тоити М. Корреляция между самооценкой, агрессией, неблагоприятным детским опытом и депрессией у заключенных женской исправительной колонии для несовершеннолетних в Японии. Психиатрия клин. Неврологи. 2009 г.;63:478–485. doi: 10.1111/j.1440-1819.2009.01996.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
23. Рангараджан С., Келли Л. Модели семейного общения, семейная среда и влияние алкоголизма родителей на самооценку детей. Дж. Соц. Перс. Относ. 2006; 23: 655–671. doi: 10.1177/0265407506065990. [CrossRef] [Google Scholar]
24. Hussong A.M., Zucker R.A., Wong M.M., Fitzgerald H.E., Puttler L.I. Социальная компетентность детей родителей-алкоголиков с течением времени. Дев. Психол. 2005; 41: 747–759.. doi: 10.1037/0012-1649.41.5.747. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
25. Амато PR Дети развода в 1990-х: обновление метаанализа Амато и Кейт (1991). Дж. Фам. Психол. 2001; 15: 355–370. doi: 10.1037/0893-3200.15.3.355. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
26. Джейнс В. Развод, структура семьи и академическая успеваемость детей. Рутледж; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 2012. [Google Scholar]
27. Хэм Б.Д. Влияние развода на успеваемость старшеклассников. J. Развод, повторный брак. 2003; 38: 167–185. дои: 10.1300/J087v38n03_09. [CrossRef] [Google Scholar]
28. Torvik F.A., Rognmo K., Ask H., Røysamb E., Tambs K. Употребление алкоголя родителями и школьная адаптация подростков в общей популяции: результаты исследования HUNT. Общественное здравоохранение BMC. 2011;11:706. дои: 10.1186/1471-2458-11-706. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
29. Formoso D., Gonzales N.A., Aiken L.S. Семейный конфликт и интернализирующее и экстернализирующее поведение детей: защитные факторы. Являюсь. Дж. Общественная психология. 2000; 28: 175–19.9. doi: 10.1023/A:1005135217449. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
30. Чассин Л., Пиллоу Д., Карран П., Молина Б., Баррера М. Связь родительского алкоголизма с употреблением психоактивных веществ в раннем подростковом возрасте: тест трех опосредующих механизмов. Дж. Ненормальный. Психол. 1993; 102:3–19. doi: 10.1037/0021-843X.102.1.3. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
31. Кинг К.М., Чассин Л. Опосредование и сдерживание последствий неконтролируемого поведения подростков и воспитания в прогнозировании расстройств, связанных с употреблением наркотиков, в появляющейся взрослой жизни. Психол. Наркоман. Поведение 2004;18:239–249. doi: 10.1037/0893-164X.18.3.239. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
32. Заборскис А., Жемайтене Н., Боруп И., Кунче Э., Морено К. Совместная семейная деятельность в межнациональной перспективе. Общественное здравоохранение BMC. 2007; 7:94. дои: 10.1186/1471-2458-7-94. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
33. Агат С.Т., Забриски Р.Б., Эггетт Д.Л. Молитва, игра и успешные семьи: исследование семейной религиозности, семейного досуга и семейного функционирования. Брак Фам. 2007; 42:51–75. doi: 10.1300/J002v42n02_04. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
34. Ленгуа Л.Дж., Вольчик С.А., Сандлер И.Н., Уэст С.Г. Аддитивные и интерактивные эффекты воспитания и темперамента в прогнозировании проблем адаптации детей после развода. Дж. Клин. Детская психология. 2000; 29: 232–244. doi: 10.1207/S15374424jccp2902_9. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
35. Никерсон А., Брайант Р.А., Адерка И.М., Хинтон Д.Е., Хофманн С.Г. Влияние потери родителей и неблагоприятного воспитания на психическое здоровье: результаты национального исследования сопутствующих заболеваний. Психол. Травма. 2013;5:119–127. doi: 10.1037/a0025695. [CrossRef] [Google Scholar]
36. Унгер Д.Г., Браун М.Б., Тресселл П.А., Маклеод Л.Е. Межродительский конфликт и депрессивное настроение подростков: роль семейного функционирования. Детская психиатрия Гум. Дев. 2000; 31: 23–41. doi: 10.1023/A:1001922004459. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
37. Finan L.J., Schulz J., Gordon M.S., Ohannessian C.M. Пьянство родителей и экстернализирующее поведение подростков: опосредующая роль семейного функционирования. Дж. Адолеск. 2015;43:100–110. doi: 10.1016/j.adolescence.2015.05.001. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
38. Конгер Р. Д., старейшина Г. Х. младший. Семьи в трудные времена: Программа для молодежи и семьи штата Айова. В: Конгер Р.Д., старейшина Г.Х. младший, редакторы. Семьи в трудные времена: адаптация к переменам в сельской Америке. Уолтер де Грюйтер инк.; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 1994. стр. 3–19. [Google Scholar]
39. Конгер Р. Д., Конгер К. Дж., Мартин М. Дж. Социально-экономический статус, семейные процессы и индивидуальное развитие. Дж. Семья брака. 2010; 72: 685–704. doi: 10.1111/j.1741-3737.2010.00725.x. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
40. Эль-Шейх М., Бакхальт Дж.А. Родительская проблема пьянства и адаптация детей: привязанность и семья действуют как модераторы и посредники риска. Дж. Фам. Психол. 2003; 17: 510–520. doi: 10.1037/0893-3200.17.4.510. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
41. Айзенберг М.Е., Ноймарк-Штайнер Д., Фулкерсон Дж.А., Стори М. Семейное питание и употребление психоактивных веществ: существует ли долгосрочная защитная ассоциация? Дж. Адолеск. Здоровье. 2008; 43: 151–156. doi: 10.1016/j.jadohealth.2008.01.019. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
42. Ким-Коэн Дж., Моффит Т.Е., Каспи А., Тейлор А. Генетические и экологические процессы в устойчивости и уязвимости детей младшего возраста к социально-экономическим лишениям. Детский Дев. 2004; 75: 651–668. doi: 10.1111/j.1467-8624.2004.00699.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
43. Вольчик С.А., Уилкокс К.Л., Тейн Дж.Ю., Сандлер И.Н. Материнское принятие и постоянство дисциплины как буфера стрессоров развода для проблем психологической адаптации детей. Дж. Ненормальный. Детская психология. 2000; 28:87–102. doi: 10.1023/A:1005178203702. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
44. Гельдхоф Г.Дж., Бауэрс Э.П., Бойд М.Дж., Мюллер М.К., Наполитано К.М., Шмид К.Л., Лернер Р.М. Создание кратких и очень кратких показателей пяти «С» позитивного развития молодежи. Дж. Рез. Подросток 2014; 24:163–176. doi: 10.1111/jora.12039. [CrossRef] [Google Scholar]
45. Гельдхоф Г.Дж., Бауэрс Э.П., Мюллер М.К., Наполитано К.М., Каллина К.С., Лернер Р.М. Лонгитюдный анализ очень короткой меры позитивного развития молодежи. Дж. Юноша-подросток. 2014;43:933–949. doi: 10.1007/s10964-014-0093-з. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
46. Элгар Ф.Дж., Васчбуш Д.А., Даддс М.Р., Сигвалдасон Н. Разработка и проверка краткой формы Алабамского опросника для родителей. Дж. Чайлд Фэм. Стад. 2007; 16: 243–259. doi: 10.1007/s10826-006-9082-5. [CrossRef] [Google Scholar]
47. Адлер Н.Э., Эпель Э.С., Кастеллаццо Г., Иковикс Дж.Р. Связь субъективного и объективного социального статуса с психологическим и физиологическим функционированием: предварительные данные у здоровых белых женщин. Психология здоровья. 2000;19: 586–592. doi: 10.1037/0278-6133.19.6.586. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
48. Хейс А.Ф. Введение в анализ посредничества, модерации и условного процесса: подход, основанный на регрессии. 2-е изд. Гилфорд Пресс; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 2017. [Google Scholar]
49. Руса М.В., Думка Л., Тейн Дж.Ю. Семейные характеристики как медиаторы влияния пьянства и множественного риска на психическое здоровье ребенка. Являюсь. Дж. Общественная психология. 1996; 24: 607–624. дои: 10.1007/BF02509716. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
50. Chartier M.J., Walker J.R., Naimark B. Отдельные и кумулятивные эффекты неблагоприятного детского опыта в прогнозировании здоровья взрослых и использования медицинских услуг. Детский Абус. Негл. 2010; 34: 454–464. doi: 10.1016/j.chiabu.2009.09.020. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
51. Mersky J.P., Topitzes J., Reynolds A.J. Влияние неблагоприятных детских переживаний на здоровье, психическое здоровье и употребление психоактивных веществ в раннем взрослом возрасте: когортное исследование городской выборки меньшинств в США. Детский Абус. Негл. 2013;37:917–925. doi: 10.1016/j.chiabu.2013.07.011. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Исследование американских семейных активов. [(по состоянию на 10 сентября 2018 г.)]; Доступно в Интернете: https://libguides.library.usyd.edu.au/ld.php?content_id=22193083
53. Стейнберг Л., Дарлинг Н., Флетчер А.С. Авторитетное воспитание и адаптация подростков: экологическое путешествие. В: Моен П., старейшина Г. Х., Люшер К., редакторы. Изучение жизни в контексте: взгляды на экологию человеческого развития. Американская психологическая ассоциация; Вашингтон, округ Колумбия, США: 1995. стр. 423–466. [Google Scholar]
54. Керр М., Статтин Х., Трост К. Знать тебя — значит доверять тебе: Доверие родителей основано на раскрытии информации ребенком. Дж. Адолеск. 1999; 22: 737–752. doi: 10.1006/jado.1999.0266. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
55. Кейсерс Л., Бранье С.Дж., Вандервалк И.Е., Миус В. Взаимные эффекты между домогательствами родителей, родительским контролем, раскрытием информации подростками и правонарушениями подростков. Дж. Рез. Подросток 2010;20:88–113. дои: 10.1111/j.1532-7795.2009.00631.х. [CrossRef] [Google Scholar]
56. Дарлинг Н., Камсилл П., Колдуэлл Л.Л., Дауди Б. Предикторы раскрытия информации подростками родителям и воспринимаемые родительские знания: межличностные и внутриличностные различия. Дж. Юноша-подросток. 2006; 35: 659–670. doi: 10.1007/s10964-006-9058-1. [CrossRef] [Google Scholar]
57. Предложение S. Семейные занятия и эмоциональное благополучие подростков. Дж. Семья брака. 2013;75:26–41. doi: 10.1111/j.1741-3737.2012.01025.x. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
58. Halgunseth L.C., Perkins D.F., Lippold M.A., Nix R.L. Отношения, ориентированные на правонарушителей, опосредуют связь между непоследовательной дисциплиной родителей и поведением в раннем подростковом возрасте. Дж. Фам. Психол. 2013; 27: 293–302. doi: 10.1037/a0031962. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
59. Strohschein L. Оспаривание презумпции ограниченной способности родителей: действительно ли развод меняет практику воспитания? фам.