Смерть это не конец, а начало | Кино
Сергей Чонишвили утверждает, что документальный фильм «Тайны смерти» убедит скептиков, что смерти нет, и растрогает самых махровых циников.
Это ведь вторая часть дилогии? Первую, «Тайны любви», мы посмотрели месяц назад…
Пожалуй, единственное разногласие, которое возникло у меня с Саидой Мамедовой, продюсером и вдохновителем всей этой истории, — это очередность показа фильмов. Для меня лично «Тайны любви» — не начало, а логическое продолжение фильма «Тайны смерти». Недаром в финале картины о смерти есть такие слова: «Сказать человеку “Я тебя люблю” — это все равно что сказать “Ты никогда не умрешь”». Но я понимаю, что в нашем искореженном обществе с точки зрения маркетинга легче включиться в разговор о любви, нежели о смерти.
Вот уж не согласна: любят у нас все кровавое, мрачное и трагическое. И смерть, как мне кажется, с этой точки зрения гораздо привлекательнее любви…
Ничего мрачного, трагического и кровавого в нашем фильме нет. Это очень жизнеутверждающее кино. И вовсе не о смерти, а о том, как надо прожить эту жизнь.
Смерть — это неизбежность. Единственный факт, который доподлинно известен каждому, — рано или поздно мы все умрем.
Смерти нет… Это всего лишь трансформация, переход в иное состояние. Прекращает свое существование лишь телесная оболочка… Гусеница ведь не умирает, превращаясь в бабочку…
Что вас больше всего потрясло в этой картине?
Редкий случай в моей практике — во время озвучивания я попросил сделать перерыв: не мог работать — комок в горле. В фильме есть эпизод — история мальчика, который, умирая на руках у врача, просит почитать ему сказку. Мы показывали потом эту сцену разным людям, которые не видели картину целиком, и на всех это производило одно и то же впечатление: это были не слезы ужаса, а слезы катарсиса. Настолько это сильно, красиво и эмоционально сделано. Я абсолютно убежден: если найдется человек, которого эта картина не тронет, значит, он просто не достоин называться человеком, его надо сослать на Землю Франца-Иосифа и запретить общение с себе подобными…
Все знают, что жизнь конечна. Однако жить вечно вряд ли кто-нибудь бы согласился.
Но и умирать никто не торопится. Видимо, это какое-то знание на генетическом уровне, что каждый человек должен исчерпать свой ресурс. Только тогда он сможет спокойно перейти в мир иной. Вы никогда не задумывались, почему лучшие представители рода человеческого часто умирают молодыми?
Только как о трагедии…
Это трагедия для нас, живых, а не для того, кто умер, значит, нечего ему больше делать среди оставшегося говна. Человек — всего лишь биологический материал, который существует до тех пор, пока не исчерпывает свой ресурс. И умирает он ровно в тот момент и в том возрасте, когда делать ему здесь, на Земле, больше нечего — он выполнил свою программу. Никто не знает, что стало бы, к примеру, с Высоцким, Вампиловым или Далем, доживи они до 80 лет. И поверьте, то, что я сейчас говорю, не кощунство.
Страх смерти заложен в нас на генетическом уровне?
Вряд ли. Дети ведь не боятся смерти — они просто не знают, что это такое. Так что страх смерти приходит с опытом. И он так же естественен, как боязнь уколов, наркоза или перемены места жительства.
Можно как-то бороться с этим страхом?
Подумать, например, о том, что одну смерть мы уже пережили… во время рождения. На эту тему есть анекдот. Один эмбрион говорит другому: «Послушай, Вася, после рождения жизнь есть?» Потому что, когда новорожденный покидает абсолютно сбалансированный мир утробы матери, для него это смерти подобно. Различные религиозные конфессии в вопросе смерти сходятся в одном: смерть не конец, а начало, к которому надо готовиться именно при жизни. В буддизме есть постулат, согласно которому наши земные реинкарнации будут происходить до тех пор, пока мы не созреем для перехода на новую ступень развития. И надо прожить эту стадию своего существования таким образом, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Особенно первые два.
Вас работа над этой картиной как-то изменила?
Она улучшила мое душевное состояние! Когда фильмы выпускались в прокат, не было понятно, какое количество зрителей захочет посмотреть их в кинотеатрах. Реальность превзошла наши ожидания. Мне рассказывали приятели, что, приезжая в кинотеатры за час до начала сеанса, они не могли купить билеты — все распродано. Это не может не радовать; значит, существуют еще «идиоты», которые задумываются на очень важные человеческие темы. И их не так уж и мало! Чем больше людей поймет, что мы рождены не только для того, чтобы заработать побольше бабла, пожрать посытнее и купить очередной членоудлинитель в виде «Хаммера», тем лучше станет человечество в целом. Мы голыми приходим в этот мир и в таком же виде его покидаем.
А если бы вам предложили узнать дату своей смерти?
Я бы согласился. И у меня появилась бы уникальная возможность лучше подготовиться к тому, что будет потом. Когда ты лишен этого знания, ты расслаблен, тебе кажется, что еще много времени впереди. Поэтому мы делаем массу глупостей, думая, что еще успеем все исправить. Точное знание сроков своего земного существования помогло бы отринуть все пустое, сиюминутное, необязательное и сосредоточиться на главном. Это вопрос правильной расстановки жизненных приоритетов. Но это мое сугубо личное мнение.
Тайна смерти
Вс 13 декабря, 22.30—23.50, Первый
Удобный путеводитель по сайту Популярные статьи
Цитата дняПавел, который говорил: не чувствую ни малейшей скорби, и даже радуюсь, отходя ко Христу: «радуйтесь», — говорит, — «и сорадуйтесь мне». Будем же радоваться и мы, когда видим умирающим праведника, а более — когда видим умирающим кого-либо из отчаянных. Иоанн Златоуст |
Автор статьиЛев Толстой писатель подробнее об авторе. Почему мы боимся смерти? По мнению Льва Толстого, страх смерти рождается в результате неправильного понимания жизни. «Разберитесь в том, что представляет ваше Я, и вы увидите, что смерть — это дверь в вечную жизнь», считает великий русский писатель. Мы боимся потерять при плотской смерти свое особенное я, соединяющее и тело и ряд сознаний, проявлявшихся во времени, в одно, а между тем это-то мое особенное я началось не с моим рождением, и потому прекращение известного временного сознания не может уничтожить того, что соединяет в одно все временные сознания. Плотская смерть действительно уничтожает то, что держит тело вместе,— сознание временной жизни. Но ведь это случается с нами беспрестанно и каждый день, когда мы засыпаем. Вопрос в том, уничтожает ли плотская смерть то, что соединяет все последовательные сознания в одно, т. е. мое особенное отношение к миру? Для того же, чтобы утверждать это, надо прежде доказать, что это-то особенное отношение к миру, соединяющее в одно все последовательные сознания, родилось с моим плотским существованием, а потому и умрет с ним. А этого-то и нет. Рассуждая на основании своего сознания, я вижу, что соединявшее все мои сознания в одно — известная восприимчивость к одному и холодность к другому, вследствие чего одно остается, другое исчезает во мне, степень моей любви к добру и ненависти к злу,— что это мое особенное отношение к миру, составляющее именно меня, особенного меня, не есть произведение какой-либо внешней причины, а есть основная причина всех остальных явлений моей жизни. Рассуждая же на основании наблюдения, сначала мне представляется, что причины особенности моего я находятся в особенностях моих родителей и условий, влиявших на меня и на них но, рассуждая по этому пути дальше, я не могу не видеть, что если особенное мое я лежит в особенности моих родителей и условий, влиявших на них, то оно лежит и в особенности всех моих предков и в условиях их существования — до бесконечности, т. е. вне времени и вне пространства,— так что мое особенное я произошло вне пространства и вне времени, т. е. то самое, что я и сознаю. В этой и только в этой вневременной и внепространственной основе моего особенного отношения к миру, соединяющей все памятные мне сознания и сознания, предшествующие памятной мне жизни (как это говорит Платон и как мы все это в себе чувствуем),— в ней-то, в этой основе, в особенном моем отношении к миру и есть то особенное я, за которое мы боимся, что оно уничтожится с плотской смертью. Но ведь стоит только понять, что то, что связывает все сознания в одно, что то, что и есть особенное я человека, находится вне времени, всегда было и есть, и что то, что может прерываться, есть только ряд сознаний известного времени,— чтобы было ясно, что уничтожение последнего по времени сознания, при плотской смерти, так же мало может уничтожить истинное человеческое я, как и ежедневное засыпание. Ведь ни один человек не боится засыпать, хотя в засыпании происходит совершенно то же, что при смерти, именно: прекращается сознание во времени. Человек не боится того, что засыпает, хотя уничтожение сознания совершенно такое же, как и при смерти, не потому, что он рассудил, что он засыпал и просыпался, и потому опять проснется (рассуждение это неверно: он мог тысячу раз просыпаться и в тысячу первый не проснуться),— никто никогда не делает этого рассуждения, и рассуждение это не могло бы успокоить его; но человек знает, что его истинное я живет вне времени, и что потому проявляющееся для него во времени прекращение его сознания не может нарушить его жизни. Если бы человек засыпал, как в сказках, на тысячи лет, он засыпал бы так же спокойно, как и на два часа. Для сознания не временной, но истинной жизни миллион лет перерыва во времени и восемь часов — все равно, потому что времени для такой жизни нет. Уничтожится тело,— уничтожится сознание нынешнего дня. Но ведь к изменению своего тела и замене одних временных сознаний другими человеку пора бы привыкнуть. Ведь эти перемены начались с тех пор, как себя помнит человек, и происходили не переставая. Человек не боится перемен в своем теле и не только не ужасается, но очень часто только и желает ускорения этих перемен, желает вырасти, возмужать, вылечиться. Человек был красным куском мяса, и сознание его все состояло в требованиях желудка; теперь он бородатый, разумный мужчина, или женщина, любящая взрослых детей. Ведь ничего нет похожего ни в теле, ни в сознании, и человек не ужасался тех перемен, которые привели его к теперешнему состоянию, а только приветствовал их. Что же страшного в предстоящей перемене? Уничтожение? Да ведь то, на чем происходят все эти перемены,— особенное отношение к миру,— то, в чем состоит сознание истинной жизни, началось не с рождения тела, а вне тела и вне времени.
| Помощь на форумеВидеотекаО суевериях, связанных с похоронами и кладбищемАдминистраторвсе видео АудиоАудиоматериалы о жизни и смертиАдминистраторвсе аудио БиблиотекаУчитесь молитьсяМитрополит Антоний Сурожскийвсе книги |
перейти на форум |
Смерть — это не конец
«И жили они долго и счастливо. Конец.»
Так обычно заканчивают историю, начинающуюся словами «Жили-были». Мы называем эти истории сказками . Сказки — это воображаемые истории для детей, наполненные волшебством, причудливыми людьми и местами.
Мы любим добрую сказку, потому что она перекликается с реальной историей Библии. Бог связал нас с любовными историями, которые разрешают — историями, которые заканчиваются не только справедливостью, но и бурной радостью.
«Бог преобразит ваше естественное земное тело в сверхъестественное небесное тело».
Такого убеждения придерживались два друга, написавшие одни из самых знаковых произведений ХХ века: К.С. Льюис и Дж.Р.Р. Толкин. После великой битвы в конце « Хроник Нарнии » Льюиса персонажи обнаруживают, что новая Нарния была их настоящей страной все это время, и теперь им ничего не остается, кроме как путешествовать все дальше и дальше. Толкин, в Властелин колец , поручает Сэму Гэмджи спросить после того, как кольцо будет уничтожено, не окажется ли все печальное неправдой. Толкин даже придумал термин для внезапного счастливого поворота истории к этому блаженному решению: эвкатастрофа .
Сюжетную линию Библии можно резюмировать так: «Убей дракона и получи девушку». Это радостное решение запечатлено в последних двух фразах Апостольского символа веры: «воскресение тела» и «жизнь вечная».
Воскрешение Тела
Бог воскресит трупы христиан.
Это главная мысль 1 Коринфянам 15, самого известного библейского отрывка о воскресении верующих. «Как некоторые из вас могут говорить, — спрашивает Павел коринфян, — что нет воскресения мертвых?» (1 Коринфянам 15:12). Коринфяне верили, что Бог воскресил Христа (1 Коринфянам 15:1–2, 4, 11), но некоторые из них отрицали, что Бог воскресит трупов христиан .
«Воскресение» переводит греческое слово anastasis (1 Коринфянам 15:12–13, 21, 42), которое недвусмысленно относится к «жизни после смерти», как если бы это могло быть бестелесное существование. Он конкретно относится к телесной жизни после смерти человека.
Мысль о том, что Бог воскресит человеческий труп, возмутила греко-римских язычников (Деяния 17:32). Они верили, что материальное тело не имеет будущего за могилой и что бессмертна только нематериальная душа. Они ценили душу выше физического тела. Следовательно, некоторые применили эту философию к этике, а именно, что то, что вы сейчас делаете в своем физическом теле, не имеет значения (1 Коринфянам 15:32–34).
Итак, Павел поправляет коринфян, которые приняли мирские представления о воскресении из своей языческой культуры. Он утверждает, что Бог непременно воскресит трупы верующих (1 Коринфянам 15:12–34). Такая вера разумна, учитывая две аналогии из природы: семена, которые умирают и воскресают к жизни, и различные виды тел, как солнце и луна, небесные и земные (1 Коринфянам 15:35–44). Он утверждает, что аналогия с Адамом и Христом доказывает неизбежность воскрешения трупов верующих (1 Коринфянам 15:45–49). ). Наконец, он пишет, что Бог должен преобразить бренные, смертные тела мертвых и живых верующих в нетленные, бессмертные тела, чтобы победить смерть (1 Коринфянам 15:50–58).
Бог создал материальную вселенную. Он создал людей с физическими телами. Иисус принял плоть и навсегда останется в физическом воскресшем теле. Бог превратит нынешнюю физическую землю в новую и лучшую. И Бог преобразит ваше естественное земное тело в сверхъестественное небесное тело.
«Жизнь вечная» так прекрасна и приносит удовлетворение, потому что мы все больше и больше наслаждаемся триединым Богом. Навсегда!»
Это прекрасная новость для нас, верующих в земные тела, потому что наши тела изнашиваются и стенают (1 Коринфянам 15:42–44; Римлянам 8:18–25). Ваше земное тело бренно, но ваше небесное тело будет «нетленным» (1 Коринфянам 15:42, 50, 52–54). Воскресение Христа гарантирует смерть. Итак, мы с нетерпением ожидаем возможности насладиться сверхъестественным телом, подобным воскресшему телу Христа: «Наше гражданство на небесах, и оттуда мы ожидаем Спасителя, Господа Иисуса Христа, Который преобразит наше униженное тело, чтобы оно стало подобным Его славному телу , силою, которая позволяет ему подчинить себе все» (Филиппийцам 3:20–21).
Жизнь вечная
Все люди будут существовать вечно, но лишь некоторые будут наслаждаться тем, что в Апостольском Символе веры называется «жизнью вечной». Это конкретно относится к жизни воскресения грядущего века, которую верующие в некоторой степени переживают сейчас (Иоанна 3:15; 17:3). Мы в полной мере испытаем «жизнь вечную» после того, как Иисус скажет каждому из нас: «Хорошо, добрый и верный раб. . . . Войдите в радость господина твоего » (Матфея 25:23).
В своей книге Бог есть Евангелие Джон Пайпер задает пронзительный вопрос,
Если бы вы могли иметь рай, без болезней, со всеми друзьями, которые у вас когда-либо были на земле, и со всей едой, которую вы когда-либо любили, и со всеми развлечениями, которыми вы когда-либо наслаждались, и со всеми природными красотами, которые вы когда-либо видели, со всеми физических удовольствий, которые вы когда-либо вкушали, и никаких человеческих конфликтов или каких-либо стихийных бедствий, могли бы вы быть удовлетворены небом, если бы там не было Христа? (15)
Евангелие — это благая весть не только потому, что Бог спасет нас от ада и потому что мы можем наслаждаться небесными удовольствиями. В конечном счете, это хорошая новость, потому что мы можем наслаждаться Самим Богом, как никогда не могли в наших оковах греха. «Жизнь вечная» так прекрасна и приносит удовлетворение, потому что мы все больше и больше наслаждаемся триединым Богом. Навсегда!
Теперь мы можем испытать то, что Давид написал в Псалме 16:11,
Ты открываешь мне путь жизни;
в вашем присутствии полнота радости;
наслаждения по правую руку от вас навеки.
Мы жаждем воскресения тела и вечной жизни, потому что тогда мы будем вечно и все больше и больше переживать Псалом 16:11, как никогда раньше.
Только начало
В произведении К. С. Льюиса « Последняя битва » (седьмая и последняя книга «Хроники Нарнии ») Аслан объясняет: «Семестр закончился: начались каникулы. Сон кончился: это утро». Льюис продолжает,
И когда Он говорил, Он больше не выглядел для них как лев; но вещи, которые стали происходить после этого, были так велики и прекрасны, что я не могу их описать. И для нас это конец всех историй, и мы можем самым верным образом сказать, что все они жили долго и счастливо. Но для них это было только начало настоящей истории. Вся их жизнь в этом мире и все их приключения в Нарнии были только обложкой и титульным листом: теперь, наконец, они начинали Первую Главу Великой Истории, которую никто на земле не читал, которая продолжается вечно: в которой каждый глава лучше предыдущей. (210–11)
«Конец» библейской истории — это «начало нескончаемого, все возрастающего счастья в сердцах искупленных, поскольку Бог все больше и больше являет свое бесконечное и неисчерпаемое величие и славу для наслаждения своего народа» ( Желая Бога: подтверждение веры 14.3).
Пока нам не нужно бояться смерти. Действительно, мы должны быть в состоянии сказать вместе с апостолом Павлом: «Мое желание — уйти и быть со Христом, ибо это гораздо лучше 9».0006» (Филиппийцам 1:23). И если это гораздо лучше даже сейчас, чем оставаться в природном, земном, непрославленном теле, то будет гораздо лучше испытать воскресение тела и жизнь вечную со Христом на новом небе и в новом мире. земной шар.
Итак, мы молимся: «Могущему же соблюсти [нас] от преткновения и представить [нас] непорочными пред лицем славы Своей с великой радостью , Единому Богу, Спасителю нашему, чрез Иисуса Христос, Господь наш, слава, величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во веки веков. Аминь» (Иуды 24–25).
Смерть не конец
$root.artistsMenu.setActiveLabelMemberBand(id)»>••• $root.artistsMenu.setActiveLabelMemberBand(id)»>свернутьТоска по тени: записи Рюкока, 1921–1939 гг.
Разные исполнителиРека мести: бразильская музыка кантри 1929–1961, Vol. 1
Разные исполнителиТемнее синего
Девон РасселКрасивые явления
Пархам ГаламдарУмоляя луну: Фленг Тай Сакон и Лук Крунг, 1945–1960 гг.
Разные исполнителиPure Wicked Tune: Rare Groove Blues Dances & House Party, 1985–1992 гг.
Пауза для дела: лондонские рейв-рекламы 1991–1996, Vol. 2
Пауза для дела: лондонские рейв-рекламы 1991–1996, Vol. 1
Приходите, давайте споем
Разные исполнителиИзбранные импровизации из Гольхи, Pt. II
Мортеза МахджубиИзбранные импровизации из Гольхи, Pt. я
Мортеза МахджубиРеклама на лондонском пиратском радио, 1984–1993, Vol. 2
Лондонское пиратское радио, реклама 1984-1993, Том. 1
Ламкин: версии и варианты в северном полушарии
Разные исполнителиУ меня была самая безумная мечта: современный джаз и хард-боп в послевоенном Лондоне, Vol. 3
Разные исполнителиУ меня была самая безумная мечта: современный джаз и хард-боп в послевоенном Лондоне, Vol. 2
Разные исполнителиУ меня была самая безумная мечта: современный джаз и хард-боп в послевоенном Лондоне, Vol. 1
Облачный рассвет
Разные исполнителиПечальный кризис трагического тигра
НебесныйС тех пор, как мы это знали: больше горного пения Северной Каролины
Разные исполнителиЭто действительно до свидания? Больше записей Рюкока, 1929–1938 гг.
Разные исполнителиРаны любви: кхмерские старые произведения, Vol. 2
Разные исполнителиРаны любви: кхмерские старые произведения, Vol. 1
Разные исполнителиПоследние обрывки старых обычаев: горное пение в Северной Каролине
Разные исполнителиЕсли бы у меня была пара крыльев: Jamaican Doo Wop, Vol. I — III
Разные исполнителиСмена траура
Ханкель БеллидоСмерть — это не конец
Киркфилд Нон
К востоку от блюза долиныЕсли бы у меня была пара крыльев: Jamaican Doo Wop, Vol. 3
Разные исполнителиЕсли бы у меня была пара крыльев: Jamaican Doo Wop, Vol. 2
Разные исполнителиЕсли бы у меня была пара крыльев: Jamaican Doo Wop, Vol. 1
Разные исполнителиСтремление к свободе
Хиски СаломааСуфийский испано-пакистанский
Азиз БалушБуря жизни
Разные исполнителиСолнце садится над миром
Разные исполнителижесткая пизда
ЕеБристольские пираты
Кота Катсутаро
Кота Кацутаромое мучение
Эрсилия КостаПохороните меня в углу двора
Разные исполнителиХрам радиатора
Генри КараванКостас Дусас: Греческий блюз в Америке, Vol. 2
Костас ДоусасДжордж Катсарос: Греческий блюз в Америке, Vol. 1
Джордж КатсаросLa Cueca Presentada por Violeta Parra
Виолета ПарраФайет
К востоку от блюза долиныя всегда плачу
Нинья-де-ла-ПуэблаВведение в записи Ored, Pt. 2: Танец
Разные исполнителиВведение в записи Ored, Pt. 1: Песня
Разные исполнителиМир идет не так
Разные исполнителиЭОТВБ
К востоку от блюза долины
Дэвид Горен