Вежливости открываются все двери смысл: Классный час «Вежливости все двери открываются» – Attention Required! | Cloudflare

Классный час «Вежливости все двери открываются»

«Вежливости-все двери открываются»

1. Формировать навыки вежливого общения;

2. Учить детей употреблять различные словесные формы вежливости.

3. Расширить словарный запас, обеспечить введение «волшебных слов» в речевой обиход учащихся как неотъемлемых компонентов культуры межличностного взаимодействия и общения.

4. Воспитывать культуру общения, взаимоуважения.

5. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Ход мероприятия:

(Играет песня «Дорогою добра»)

Здравствуйте ребята. Сегодня у нас очередное заседание клуба любознательных. Для того, чтобы узнать тему нашего заседания, я предлагаю посмотреть мультфильм.

Просмотр мультфильма «Лунтик» (Невежи).

Тема нашего мероприятия «Вежливости все двери открываются»

Всем – и детям, и взрослым людям хочется, чтобы все их друзья и соседи, и даже все незнакомые, прохожие всегда относились бы к ним внимательно, всегда бы любили и уважали их. Чтобы никто не делал им замечаний. А секрет в том, что только к вежливому, воспитанному человеку окружающие люди относятся по-доброму. Только вежливого человека все любят и уважают.

Что такое вежливость?

Вежливость – соблюдение правил приличия.

Вежливый человек, значит соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый, тот который употребляет в своей речи добрые слова. Их можно не только услышать и почувствовать, вежливые слова приятны для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.

Для того чтобы стать вежливым, нужно чаще использовать в своей речи вежливые слова, от которых становится теплее, ра­достнее, светлее на душе. Ведь в слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассе­ять плохое настроение.

Вежливы вы должны быть со взрослыми, не забывать о вежливости и в обращении друг с другом.

«Путешествие в прошлое»

— А известно ли вам, ребята, что обозначает слово «вежливость»?
До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом прикрепляется на доску.) Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». (Карточки со словами, вежа, вежество, вежливость.) Вежество — качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой, математикой.

Недавно в нашей школе прошёл месячник «Азбука вежливости», в котором вы активно участвовали. Сегодня на нашем заседании мы проверим ваши знания.

  1. Конкурс «Комплимент»

У меня есть волшебный стул. Каждый садится на него теряет все плохие качества. Каждая команда по очереди делает комплименты сидящему на стуле. Выигрывает та команда, которая скажет последний комплимент сидящему.

2. Конкурс «Ласковое слово»

Я назову имя, а вы должны его изменить, чтобы оно звучало ласково, например, Ира-Ирочка.

Катя Анжела Вадим

Женя Маша Влад

Егор Света Андрей

Аня Паша Таня

Алёна Ваня Лена

Лиза Артём Коля

Марина Денис Сергей

С детства мы привыкли называть слова благодарности другие вежливые слова, одним словом. Каким? (волшебные). В книгах, сказках, детских фильмах часто звучат различные волшебные слова, с помощью которых герои добиваются своих целей. Давайте вспомним их.

3. Конкурс «Волшебные слова»

1. С помощью каких слов можно сварить в горшочке вкусную сладкую кашу?

(«Раз, два, три, горшочек, вари!»)

2. Какие слова велела Емеле произносить щука для исполнения его желаний?

(«По щучьему веленью, по-моему хотенью»)

3. Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот Базилио, утверждая, что они волшебные? («Крекс, кекс, фекс»)

4. С помощью каких слов можно было вызвать Сивку-Бурку? («Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мною, как лист перед травой»)

5. В сказке «Али-баба и сорок разбойников» есть волшебные слова, которые помогают открыть дверь в пещеру. Назовите их. («Сим, сим, открой дверь»)

Как бы ни было в жизни нам туго,

Нужно вежливость не растерять.

Мы окажем вниманье друг другу

И друг друга сумеем понять.

Физминутка «Будь внимательным».

Проведём игру. Ведущий просит вас, если просьба с вежливым словом – выполняете; если просьба без вежливого слова – не выполняете.

встаньте, пожалуйста;

-попляшите;

-похлопайте в ладоши, пожалуйста;

-покружитесь, пожалуйста;

-закричите;

-поднимите руки вверх, пожалуйста;

-потопайте ногами;

-руки вперёд;

-сядьте за парты красиво, пожалуйста.

4. Конкурс «Вежливые слова»

Однажды Вова поехал в театр, в трамвае он сел около окна и с интересом стал рассматривать улицу. Вдруг трамвай остановился, и вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь,…». Женщина очень вежливо поблагодарила Вову: «…». Неожиданно трамвай резко затормозил, Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал: «….»

5. Конкурс «Волшебное дерево»

Посмотрите на доску. Что там нарисовано? Какое дерево? Грустное, некрасивое? Почему? Я предлагаю Вам его нарядить листочками, но не простыми, а волшебными, листочками с волшебными словами.

Пока жюри подводит итоги Шордукало Н. прочитает стихотворение.

В нашем классе чудеса, бывает, происходят,

    Дети нужные слова часто не находят.

    В любое время года, в жару или ненастье

    Забывает кое-кто простое слово… (здравствуйте)

    С парты сбросил всё сосед, только посмотрите,

    Убежал, не вспомнил он слово … (извините).

    Подарили вам портфель и ещё что-либо,

    Надо что-то бы сказать, кажется … (спасибо).

    Это важные слова надо помнить, дети,

    Интереснее тогда будет жить на свете.

    Три волшебных слова чаще говорите,

    И получится у вас всё, что захотите.

Подведение итогов. Награждение победителей?

Клятва вежливости

Клянёмся вежливыми быть

Всегда спасибо говорить,

И «Добрый день» и «до свиданья» —

Нет в мире выше звания!

Клянёмся вежливыми быть!

И лень и грубость позабыть,

Учиться этикету –

Науку помнить эту.

Клянёмся вежливыми быть!

В борьбе со злом добро добыть,

Невежду мы учить готовы

Волшебным и целебным словом.

Дорогие ребята! Мне хочется пожелать вам, чтобы вы помнили эти правила культуры поведения и вежливости, чтобы волшебные слова были с вами повсюду. Уважайте друг друга и окружающих, будьте всегда вежливы и помните, что все будут относиться к вам и разговаривать с вами так же, как вы с ними.

Я верю, что на нашей земле никогда не исчезнут настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда придти на помощь, защитить слабого, эти люди смелые и благородные в своих делах, словах и поступках. Настоящие рыцари!

Вежливость ничего не стоит, а способна открыть многие сердца и двери

«Вежливость – это нежность без пустоты, это мягкий юмор и способность достойно выйти из любой ситуации», – Фернандо Саватер.

Автор Клубер На чтение 5 мин. Просмотров 1k.

Для того, чтобы стать вежливым, не нужны деньги или многочасовые тренировки в спортивном зале. Она ничего не стоит. Не требует каких-то нечеловеческих усилий. Но сколько сердец и дверей способна открыть вежливость – вы даже не представляете!

Дело в том, что слова, произнесённые мягко, с истинным тактом и деликатностью, действуют намного эффективнее, чем все остальные вместе взятые. Фразы «Извините, пожалуйста», «Вы очень любезны», «Простите за беспокойство». «Если вас не затруднит…». «Чем могу быть вам полезен?» – несут дух доброты. Вот почему их следует практиковать, и как можно чаще.

Однако слова вежливости – это не только проявление уважения к людям (что они обязательно оценят!), но и нечто большее. Это стиль жизни, самоуважение, сердечность, гармония и мир. А также – очень могущественный «инструмент», с помощью которого намного легче общаться, чем с помощью обыкновенных слов.

«Вежливость – это нежность без пустоты, это мягкий юмор и способность достойно выйти из любой ситуации», – Фернандо Саватер.

Если мы остановимся на мгновение и проанализируем разные ситуации, свидетелями которых были, например, за последний год, то обнаружим интересную закономерность. Мы воспринимаем вежливость, как проявление чего-то просто невероятного. Как будто просто перед нами пробежал единорог или упал метеорит.

«Почему этот человек так добр ко мне? Что он замышляет?» – подозрительно думаем мы, когда общаемся с вежливым собеседником. Мы все дожились до того, что вежливость застаёт врасплох и сразу же вызывает недоверие!

Это любопытный момент, о котором стоит задуматься…

Вежливость преподаётся только собственным примером

Вежливым людям не надо напоминать о том, что следует быть добрыми и отзывчивыми. Они всегда такие. Каждый день и при любых обстоятельствах. Даже когда устали или им нахамили в трамвае.

Вежливые люди поступают так не потому, что хотят кому-то понравиться или произвести впечатление. Они так поступают, потому что это для них абсолютно естественно. Как для кого-то дышать или ходить.

На самом деле научить наших детей говорить: «Спасибо» и «Простите, пожалуйста», вовсе не означает, что вы научили их быть добрыми. Иначе бы весь мир состоял из сплошных добряков!

Дети учатся исключительно на примерах. Ваши слова, аргументы и разглагольствования для них – пустой звук. Поэтому будьте очень внимательными, как ведёте себя при них. Какие слова произносите, как обращаетесь к другим людям. Ведь они следят буквально за каждым вашим словом и жестом. Не просто замечают и запоминают – они становятся точно такими же!

Бесполезно учить детей уважению к кому-то, если вы в ответ на их вопросы о чём-то, отвечаете: «Отцепись! Ты же видишь, что я занят!» И тем более, когда при этом они видят, как, например, отец, навязывает всем свою волю, общается исключительно в форме приказов, не обращая никакого внимания на чувства других.

Бесполезно говорить детям, что они должны уважать старших, если они слышат, как их родители неуважительно отзываются о бабушках и дедушках за их спиной.

Бесполезно учить детей, что с другими следует обращаться точно так же, как бы они хотели, чтобы обращались с ними, если всё, что они «получают» в своей семье – это отсутствие понимания, одиночество и унижение.

Вежливости научить невозможно. Её следует прочувствовать: убедится, как это здорово, когда к тебе относятся с добротой, и как радует людей – твоя доброта. Только тогда, когда ребёнок испытает счастье от того факта, что его уважают, понимают, сможет практиковать вежливость относительно других людей. Только тогда он сможет понять, насколько другим людям приятно подобное обращение, а значит быть вежливым даже выгодно в каком-то смысле.

Потому что вежливость ничего не стоит, а приносит очень много.

Хамство – вирус с серьёзными побочными эффектами

Отсутствие доброты и вежливости создает очень неблагоприятную обстановку и на работе. Человек не только чувствует себя несчастным, но и хуже работает. Кто-то реагирует на грубость и неуважение очень остро, кто-то – менее, но общим остаётся одно: отсутствие вежливости одинаково мешает всем жить и работать.

Так что хамство – это вирус с очень серьёзными побочными эффектами.

Американский экономист, специалист в области нейроэкономики Пол Зак объясняет, что вежливость, доброта и признание являются необходимыми условиями для работы и производительности труда. Дело в том, что наш мозг очень положительно реагирует на неожиданные добрые поступки. При этом выделяется окситоцин, который, помимо того, что является гормоном, связанным с материнством и любовью, также ещё называют «моральным гормоном».

Эксперты по организации труда советуют заключить своеобразный «психологический пакт». Что-то вроде такого: «Если вы будете проявлять ко мне внимание и уважение, то я отвечу – всем самым лучшим. То есть хорошо будет и вам, и мне. Мы оба оказываемся в выигрыше. Однако, если вы меня унизите, гармония нарушится, и проиграют все».

Итак, доброта и вежливость – это не просто очень важные жизненные уроки, которые мы можем передать нашим детям. Это – гораздо больше! Это образ жизни, когда мы на собственном примере можем показать другим, что наш мир может быть лучше!

Вежливости открываются все двери смысл пословицы

Чужие недостатки заметишь сразу, своих не заметишь до самой смерти

( (Каракалпакские)

Подать сахар после того, как рисовая каша уже съедена

( (Индийские)

Что пожалеешь для хорошего друга, впрок тебе не пойдет

( (Грузинские)

Мудрец почтеннее глупца, соболь дороже верблюда

( (Бурятские)

Все имеет свое начало — Everything must have a beginning

( (Английские)

Кто часто стреляет, тот когда-нибудь в цель попадет — Не that shoots oft at last shall hit the mark

( (Английские)

Женитьба — это радость на месяц и печаль на всю жизнь

( (Арабские)

Черная ворона считает своего птенца беленьким, а иглистый еж своего детеныша — мягоньким

( (Бурятские)

Кто будет человеком, того видно, когда он ростом еще с кнутовище

( (Абазинские)

Боль во всех пальцах одинакова, хотя они и разные

( (Курдские)

Разлука для любви, как ветер для огня: слабую любовь гасит, а большую — раздувает

( (Испанские)

Кто ничего не знает, тот и сомнений ни в чем не имеет — Не that knows nothing doubts nothing

( (Английские)

Конспект занятия для старшей группы.

 Образовательные области: Познание

Разделы: Самопознание

Тема: Учимся вежливости. «Вежливость открывает все двери».

Цель: расширять представление о ценности культуры общения. Развивать мелкую моторику рук через синтез движения, поэтического слова, музыку. Развивать внимание, память, пополнять словарный запас детей.

Задачи:

— раскрывать значение понятий «хорошие манеры», «вежливость», «правила этикета»;

— развивать стремление применять правила этикета в повседневной жизни;

— научить хорошим манерам.

Словарная работа: Вежливость, этикет, хорошие манеры.

Билингвальный компонент: С?леметсін бе –здравствуйте. Рахмет – спасибо. Мархаббат – пожалуйста, жа?сы – хорошо, сауболыныз – досвидания.

Ресурсы: мультфильма «Мост», презентация «Хорошие манеры, вежливые слова.» Дидактический матерьял к игре «Правильно ли поступает Маша и Мишутка».

Ход занятия.

Собрались мы снова вместе, чтобы было интересней, много нового узнаем, что ж ребята начинаем.                                                                                                                    

 Звучит приветствие

Мы все за руки возьмемся, 
В дружный круг все соберемся 
Скажем всем С?леметсізбе! 
Это значит здоровья тебе! 
А по английски Хелоо 
И на душе станет сразу тепло! 
Ну, а по-русски здравствуйте, здравствуйте 
Вы никогда не грустите, не кашляйте! 
С?лем, Хелоо нам друг с другом повезло! 
Давайте подарим тепло друг другу и нашим гостям, трем ладошки друг о друга и направляем свое тепло другу и гостям, согрейте всех своими улыбками!         

Речевое упражнение «Закончить фразу.»    

Растает даже ледяная глыба от слова теплого спасибо!

Зазеленеет старый пень, когда услышит: Добрый день!

Когда нас бранят за шалости, Говорим: Прости, пожалуйста!

И во Франции, и в Дании На прощанье говорят до свидания!

 — Как вы думаете, зачем люди произносят вежливые слова?

— В каких случаях говорят вежливые слова?

— Какие вежливые слова вы знаете?

 — Знакомо ли вам это слово «Правило» и где вы его встречали.

— правильно вы встречали слово «Правило», правила дорожного движения, правила игры.

-Что было бы, если бы правил не существовало?

 Правила существуют и в общении людей. Придерживаясь правил общения, люди лучше понимают друг друга.

Звучит музыка

 Приходит в гости кукла Коля.

-С?леметсіздерме балалар! Меня зовут Коля, я хочу разобраться в себе. Помогите разобраться.

Я не знаю, как мне быть -Начал старшим я грубить. Скажет папа: — Дверь открыта! Притвори её, герой! -Я ему в ответ сердито Отвечаю: -Сам закрой!

За обедом скажет мама:

— Хлеб, лапуся, передай! -Я в ответ шепчу упрямо:

— Не могу, сама подай! Очень бабушку люблю, всё равно — и ей грублю. Очень деда обожаю,

Но и деду возражаю. Я не знаю, как мне быть -Начал старшим я грубить. А они ко мне:

— Голубчик,

Ешь скорее! Стынет супчик!. — А они ко мне:

— Сыночек,

Положить ещё кусочек? — А они ко мне:

— Внучок,

Ляг, лапуся, на бочок!.

— Как вы оцениваете поведение мальчика?

-Что бы вы могли ему посоветовать?

-Как бы вы повели себя в этой ситуации?

Коля- Я все понял большое спасибо вам ребята пойду я домой и буду всегда вежливым и внимательным. До свидания сауболыныз.

Просмотр видеоматериала мультфильма «Мост» После просмотра фрагмента мультфильма дети вместе с воспитателем обсуждают правила вежливого поведения.

-Ребята вы смотрели мультфильм «Винни Пух в гостях у Кролика».

Краткое описание сюжета:

Винни Пух с Пятачком стучатся в дом к кролику. Кролика озадачило посещение гостей, так как он не был готов к приему. Однако он приглашает незваных гостей в дом, усаживает за стол и подает угощения. После того как гости отведали угощения, побеседовали, кролик из вежливости спрашивает, не торопятся ли гости по делам? Винни Пух отвечает, что они вовсе не торопятся и готовы полакомиться еще чем-нибудь вкусненьким. В результате гости съели все запасы кролика.

— Можно ли назвать поведение Винни Пуха и Пятачка вежливым?

Просмотр Презентация «Хорошие манеры, вежливые слова», дети учатся раскрывать значение понятий «хорошие манеры», «вежливость», «правила этикета» обсуждая каждый слайд.

Проверь себя Дидактическая игра «Правильно ли поступает Маша и Мишутка».

О чем мы сегодня говорили на занятии?

Наедине с собой. Приложите руку к сердцу и послушайте, как оно бьется.

— Послушаем свое сердце и помолчим. воспитатель тоже прикладывает руку к сердцу.

—  В моем сердце живет любовь. Я думаю, что в ваших сердцах тоже живет любовь. Только человек с добрым и открытым сердцем может быть вежливым и чутким.

Обобщение

— Быть воспитанным и вежливым — одно из важнейших достоинств человека.

Цитата занятия

Воспитатель обращает внимание на цитату, написанную на доске.

— В народной пословице говорится: «Вежливость открывает все двери».

— Как вы понимаете значение этих слов?

Круг «От сердца к сердцу» Счастье — наш чудесный круг! Счастье — твой надежный друг! Счастье — поздороваться с утра, С кем расстался ты вчера! «Сердце я свое открою, Счастьем поделюсь с тобою! Все сердечные слова, Говорю я для тебя! Передают «сердце» говоря вежливые слова и благодарят за комплимент.

Живут волшебные слова на свете

Их знать должны и взрослые и дети.

Они благотворят и просьбы выполняют

Они здоровья и удачи всем желают.

Мы их не забудем   …

Вежливости все двери открываются – УчМет

Краткое описание

Расширять представление о ценности культуры общения.

Описание

«Вежливости все двери открываются»
Цель урока: расширять представление о ценности культуры общения.
Задачи:
— раскрывать значение понятий «хорошие манеры», «вежливость», «правила этикета»;
— развивать стремление применять правила этикета в повседневной жизни;
— научить хорошим манерам.
1.Воспитатель читает стихотворение, и предлагает учащимся закончить фразу.
Ребенок, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: Здравствуйте!
Растает даже ледяная глыба
от слова теплого спасибо!
Зазеленeет старый пень,
Когда услышит: Добрый день!
Когда нас бранят за шалости,
Говорим: Прости, пожалуйста!
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят: До свидания!
Беседа. Как вы думаете, зачем люди произносят вежливые слова?
· В каких случаях говорят вежливые слова?
· Какие вежливые слова вы знаете?
(Ответы учащихся).
Воспитатель пишет на доске cлoво «правила». Он спрашивает у учащихся, знакомо ли им это слово и где они его встречали (пpaвила дорожного движения, правила поведения в школе, правила игры).
· Что было бы, если бы правил не существовaлo?
(Ответы yчащихcя).
Учитель рассказывает, что правила существуют и в общении людей. Придерживаясь, правил общения, люди лучше понимают друг друга.
Вспомните, на уроках самопознания мы с вами уже говорили о правилах этикета.
· Какие правила этикета вы знаете?
(Ответы учащихся).
Чтение
С.Михaлкoв Лапуся
Я нe знaю, как мне быть —
Начaл cтаршим я грубить.
Скажет пaпа:
— Дверь откpытa!
Притвори её, герой! —
Я ему в ответ сердитo
Отвечаю:
— Сам закрой!
За oбедом скажет мама:
— Хлеб, лапуся, пеpедай! —
Я в ответ шепчу упрямо:
— Не могу, сама подай!
Очень бaбyльку люблю,
Вcё равно — и ей грублю.
Очень деда обожаю,
Нo и дeду возражаю…
Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грyбить.
А они ко мне:
— Голубчик,
Ешь скорее! Стынет супчик!.. —
А они ко мне:
— Сыночек,
Положить ещё кусочек? —
А они ко мне:
— Внучок,
Ляг, лапуся, на бочок!..
· Как вы оценивaете поведение мальчика?
· Что бы вы могли ему посоветовать?
· Как бы вы повели себя в этой ситуации?
· Что такое грyбоcть? Кaк она проявляется?
(Отвeты учaщихся).
Учащиеся вместе с учителем дают определение понятиям «вежливоcть», «воспитанность», «грубость».
Тет-а-тет c coбoй
Учитель предлагает учащимся приложить рукy к сердцу и послушать, как oнo бьетcя.
— Послyшаем свое сeрдце и помолчим…
Учитель тоже прикладывaет руку к cердцу.
— В моем сердце живет любoвь. Я дyмаю, что в ваших сердцах тоже живет любoвь. Только человек с добрым и открытым сердцем может быть вежливым и чутким.
Обобщение
— Быть воcпитанным и вежливым — одно из важнейших достоинств челoвeка.
Цитата урока
Учитель обращаeт внимание учащихся на цитату, напиcанную на доске.
— В народной послoвице говоpится: «Вежливoсть откpываeт все двери».
· Как вы понимаeте значение этих слов?
(Отвeты yчащихcя).
Кpуг «От сеpдца к сеpдцу»
Учащиеся становятся в кpуг, и учитель предлагаeт всeм попрощатьcя, используя вежливые выражения. Напpимeр: «До встречи», «Всего отменнoго», «Всeго доброго», «Пoка», «Счастливо» и др. Знaчимо, чтобы yчащиеcя вспомнили как мoжно больше тaких выражений.
Дополнительный матeриал к yроку
Г.Остеp Вредные советы
Девчонок нужно никогда
Нигде не прoпускать,
И не давaть проxодy им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они —
До них вaм дела нeт.
Дeвчонку встретил –
Быстро ей пoказывай язык,
Пускай не думает она,
Что ты в неё влюблен.
Если друг твой самый лyчший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лёжa в луже,
Ты нисколько не огоpчён.
Настoящий друг не любит
Огорчать своиx друзeй.

Вежливости открываются все двери.

Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда

на тему: Вежливости открываются все двери.

Подготовили и провели: педагог-психолог Ежова И.А., учитель-логопед Бычкова Е.С.

Цель:Развитие познавательной деятельности;

Привитие норм правильного поведения.

Задачи:

  • Развивать основные психические процессы;

  • Развивать умственные способности учащихся;

  • Развивать словесно-логическое мышление, память, внимание;

  • Совершенствовать фонематическое восприятие;

  • Расширять словарный запас;

  • Воспитывать чувства товарищества, доброты, вежливости, взаимопомощи во время совместной работы на занятии.

Оборудование: ИКТ, презентация Power Point, карточки с заданиями , разрезные буквы, ручки, тетради, клей, словари.

1.Вступительное слово

Добрый день и добрый час!

Как мы рады видеть вас.

Друг на друга посмотрели и тихонечко все сели.

2.Составьте из букв тему нашей игры.

У учеников на парте конверт с буквами.

— а теперь из букв, находящихся в вашем конверте, составьте слово и выложитеего на парте.

Вежливость.

Откроем второй конверт, там у нас слова, составьте из них предложение.

(Вежливости открываются все двери.)

Правильно, давайте хором скажем.

Это и есть тема нашего занятия.

3.Сегодня мы поговорим о вежливости.

Что же такое вежливость?

Ответы детей.

А где можно точно узнать точное определение этого слова?(в толковом словаре).
Давайте найдем и зачитаем это определение.

4. А на сколько вежливы вы?

Оцените свою вежливость.

1 вопрос

Здороваешься ли ты с соседями по дому?

А. Да

Б. Иногда

В. Нет

2 вопрос

Благодаришь ли ты маму или бабушку за обед (завтрак, ужин)?

А. Да

Б. Иногда

В. Нет

3 вопрос

Извиняешься ли ты, если опоздал

на урок и вошел в класс после учителя?

А. Да

Б. Иногда

В. Нет

4 вопрос

Ты извиняешься перед человеком,

которого случайно толкнул?

А. Да

Б. Иногда

В. Нет

5 вопрос

Папа (дедушка, мама….) помог тебе решить трудную задачу. Благодаришь ли ты его (ее)?

А. Да

Б. Иногда

В. Нет

6 вопрос

Говоришь ли спокойно, не повышая голоса, даже если споришь?

А. Да

Б. Иногда

В. Нет

7 вопрос

Поздравляешь ли ты маму, бабушку, сестру… с праздником 8 Марта?

А. Да

Б. Иногда

В. Нет

8 вопрос

Когда ты ложишься спать, желаешь ли ты спокойной ночи со своими домашними?

А. Да

Б. Иногда

В. Нет

Оцениваем баллами:

“да” – 2 балла;

“иногда” – 1 балл;

“нет” – 0.

5. «Волшебные слова»

Однажды буквы поиграли,

Не по порядку в слове встали,

Но как  им место отыскать?

Слова совсем нельзя понять.

И плачут буквы громко, дружно:

Кто нас расставит так, как нужно?

Зачеркните гласные буквы, которые обозначают твёрдость согласных на письме. ОИАУЗОВАЫЭИУНУИОАТЭЫЕ (ИЗВИНИТЕ)

Когда мы говорим это слово. Какие слова прощения вы используете в речи? Чтение стихотворения.

Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «Извините».

Зачеркните буквы, которые обозначают мягкость согласных на письме.

ПЕИОЁЖЯИАЕЛЮУЁЙЕСЮТЯИА(ПОЖАЛУЙСТА)

Когда мы говорим это слово. Какими словами просьбы вы пользуетесь?

Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Мы «пожалуйста» добавим –
Будут все довольны нами.

Зачеркните согласные, которые всегда твёрдые.

ЖЦПШРЖШЦОЖЦЩШАЖЦЙШ(ПРОЩАЙ)

Когда мы говорим это слово. Какие слова прощания вы используете в своей речи?

Каждый скажет на прощанье,

Уходя, всем «До свиданья».

Другу уходить пора-

Скажем мы ему «Пока».

6.Физминутка «Вы, наверное устали?»

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Я буду говорить вам вежливые слова, а вы мне будете мимикой и жестами показывать это слово.

-Здравствуйте! (Сжимает руки в рукопожатии)

-Извините!(Разводит руки в стороны с мимикой извинения)

Спасибо! Благодарю! (Кланяется, прижимая руку к груди).

До свидания! (Машет рукой прощальный жест)

7. «Этимология вежливого слова»

У каждого вежливого слова есть своя история. Соедини стрелками вежливые слова с выражениями, от которых они произошли.

Спасибо                            Дарю благо

Здравствуйте                    Спаси Бог

Пожалуйста                      Жаловать

Благодарю                        Здоровы будете

Прощай                             Прости меня

8. «Разгадай ребус»

hello_html_33167bbc.png

Что у нас получилось? Что посеешь, то и пожнёшь.

Почему данную пословицу можно отнести к вежливому человеку?

А какие еще пословицы вы знаете о вежливости?

9. Итог«Вежливо — невежливо».

И в конце занятия давайте проверим как вы усвоили тему.

Для этого поиграем в игру «Вежливо — невежливо». Если вежливо — хлопайте два раза, невежливо — один.

Поздороваться при встрече…

Толкнуть и не извиниться …

Поздороваться при встрече…

Перебивать во время разговора…
Уметь соблюдать на уроке тишину…
Уметь выслушать друга… 
Пропустить вперед девочек…
Сказать, уходя из класса домой «До свидания»…
Громко разговаривать…
Обозвать обидным словом соседа…


Мы сегодня вспомнили много добрых слов.

Вежливым человеком не рождаются, а становятся. От вас требуется умение самим следить за собой, понимать, как необходимо себя вести в разных ситуациях. Не обижаться на взрослых, если делают замечание. Ведь доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Спасибо за урок!

Смысл пословицы вежливости открываются все двери

Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.

А.П. Чехов

Цель: Воспитывать уважение к окружающим – взрослым и сверстникам;

Раскрыть перед детьми сущность понятия вежливость;

Систематизировать правила вежливого поведения, помогать детям упражняться в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости.

.-Тема нашего занятия зашифрована.

У вас есть ключ к шифру.

Работая дружно вы должны отгадать загадки и сказать о каком качестве человека здесь говориться.

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…»

(Привет!)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …»

(Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…»

(До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…»

(Извини!)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…»( Спасибо)

-Как можно одним словом назвать эти слова? (Вежливые)

ВЕЖЛИВОСТЬ

-Как часто вы употребляете эти слова? ( Ответы детей)

-А сейчас поиграем в игру «Вежливо-невежливо»

Игра «Вежливо – невежливо”

Водящий называет ситуацию и кидает мячик любому из участников. Если ситуация «вежливо”, то участник должен поймать мяч, если «невежливо”, то ловить мяч не надо.

Ситуации:

уступить в транспорте место;

поздороваться при встрече;

толкнуть и не извиниться;

помочь поднять упавшую вещь;

не заплатить за проезд;

не вставать, обращаясь к старшему;

обозвать обидным словом.

-Прослушайте стихотворение и ответьте на вопрос :.как вы поступили на этом месте?

Полон весь автобус

Нет свободных мест,

Суслик держит глобус,

Заяц длинный шест.

Гири у енота,

Флаг у бегемота.

Вдруг на остановке

Бабушка вошла,

И она, конечно,

Место не нашла.

Старой черепашке

Тяжело стоять,

Ей бы постараться

В лапках дрожь унять.

Но не зря учили

Звери этикет,

Тут же посадили,

Принесли билет.

— Ох, спасибо, детки,

Очень я устала.

Вот вам по конфетке,-

Бабушка сказала.

-Какие вы знаете пословицы и поговорки о вежливости?

Выступление учащихся

1-й чтец

– Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным –

«С добрым утром!»

«Добрый вечер!»

«Доброй ночи!» — говорим

2-й чтец

Даже стая журавлиной,

Улетающей от нас,

По обычаям старинным

Мы кричим:

«В счастливый час!»

3-й чтец

Чтение стихотворения

« Кто кого любит?»

Пошел я гулять

И в саду по привычке

Я дернул девчонку

За обе косички

На крик прибежала

Девчонкина мать,

Меня изловчилась

За ухо поймать,…

Попробовать, что ли?

В сторонку куда-то

« Простите меня;

Я шепнул (виновато)

— Ступай,-

Улыбнулась.

Прощаю пока-

И ухо мое отпустила рука

«Простите»…

Ура!!!

Убедился я снова,

Какое оно

Интересное слово.

Слово учителя:

— Как можно оценить поступок мальчика?

— Почему мать девочки простила его?

— Какой силой обладает слово «Простите меня»

-А сейчас прослушаем пословицы. Какой смысл у этих пословиц .

1 .Вежливости открываются все двери.

2. Ласковое слово и кошке приятно.

3. Слово жжет хуже огня.

4. Доброе слово лечит, а злое калечит.

5. Плохое слово, что грязная вода.

6. Ласковым словом и мед растопишь.

7 На добрый привет – добрый ответ.

Итог:

-Какого человека мы можем назвать вежливым?

Тогда и я хочу сказать вам на прощанье,

Перед тем, как нам расстаться

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Автор: Грошева Ольга Фёдоровна, учитель начальных классов, с. Залесово, Алтайский край.

Даже на солнце есть пятна — There are spots even in (или on) the sun

( (Английские)

Нож поедает точильный камень, а точильный камень ест нож

( (Дуальские)

Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходных положений

( (Китайские)

Стрела истины пронзительна. (Она легко) вонзается в мишень аргумента

( (Арабские)

Убираться на все четыре стороны и в восьми направлениях

( (Бурятские)

Горы и камни ливень разрушает, а людей портит клевета

( (Киргизские)

Какое дело до бога тому, у кого голова не болит

( (Казахские)

Тот, кто работает, заслуживает платы за свой труд — The labourer is worthy of his hire

( (Английские)

Без тучи дождя не будет, без людей дело не сделается

( (Китайские)

Деньги что вода: пришли и ушли, только и видели

( (Армянские)

Сначала дело, потом развлечения — Business before pleasure

( (Английские)

Хоть богатство с бедностью несхоже, их сближает общая беда: словно бедность, нас богатство тоже разума лишает иногда

( (Еврейские)

Нет хуже дурака, чем старый дурак — No fool like an old fool

( (Английские)

Ребенок в доме — это источник радости — A babe in the house is a well-spring of pleasure

( (Английские)

Если богач — раб своего скота, то бедняк — батрак у людей

( (Бурятские)

Враг, стоящий впереди, лучше друга, стоящего позади

( (Грузинские)

Конспект занятия для старшей группы.

 Образовательные области: Познание

Разделы: Самопознание

Тема: Учимся вежливости. «Вежливость открывает все двери».

Цель: расширять представление о ценности культуры общения. Развивать мелкую моторику рук через синтез движения, поэтического слова, музыку. Развивать внимание, память, пополнять словарный запас детей.

Задачи:

— раскрывать значение понятий «хорошие манеры», «вежливость», «правила этикета»;

— развивать стремление применять правила этикета в повседневной жизни;

— научить хорошим манерам.

Словарная работа: Вежливость, этикет, хорошие манеры.

Билингвальный компонент: С?леметсін бе –здравствуйте. Рахмет – спасибо. Мархаббат – пожалуйста, жа?сы – хорошо, сауболыныз – досвидания.

Ресурсы: мультфильма «Мост», презентация «Хорошие манеры, вежливые слова.» Дидактический матерьял к игре «Правильно ли поступает Маша и Мишутка».

Ход занятия.

Собрались мы снова вместе, чтобы было интересней, много нового узнаем, что ж ребята начинаем.                                                                                                                    

 Звучит приветствие

Мы все за руки возьмемся, 
В дружный круг все соберемся 
Скажем всем С?леметсізбе! 
Это значит здоровья тебе! 
А по английски Хелоо 
И на душе станет сразу тепло! 
Ну, а по-русски здравствуйте, здравствуйте 
Вы никогда не грустите, не кашляйте! 
С?лем, Хелоо нам друг с другом повезло! 
Давайте подарим тепло друг другу и нашим гостям, трем ладошки друг о друга и направляем свое тепло другу и гостям, согрейте всех своими улыбками!         

Речевое упражнение «Закончить фразу.»    

Растает даже ледяная глыба от слова теплого спасибо!

Зазеленеет старый пень, когда услышит: Добрый день!

Когда нас бранят за шалости, Говорим: Прости, пожалуйста!

И во Франции, и в Дании На прощанье говорят до свидания!

 — Как вы думаете, зачем люди произносят вежливые слова?

— В каких случаях говорят вежливые слова?

— Какие вежливые слова вы знаете?

 — Знакомо ли вам это слово «Правило» и где вы его встречали.

— правильно вы встречали слово «Правило», правила дорожного движения, правила игры.

-Что было бы, если бы правил не существовало?

 Правила существуют и в общении людей. Придерживаясь правил общения, люди лучше понимают друг друга.

Звучит музыка

 Приходит в гости кукла Коля.

-С?леметсіздерме балалар! Меня зовут Коля, я хочу разобраться в себе. Помогите разобраться.

Я не знаю, как мне быть -Начал старшим я грубить. Скажет папа: — Дверь открыта! Притвори её, герой! -Я ему в ответ сердито Отвечаю: -Сам закрой!

За обедом скажет мама:

— Хлеб, лапуся, передай! -Я в ответ шепчу упрямо:

— Не могу, сама подай! Очень бабушку люблю, всё равно — и ей грублю. Очень деда обожаю,

Но и деду возражаю. Я не знаю, как мне быть -Начал старшим я грубить. А они ко мне:

— Голубчик,

Ешь скорее! Стынет супчик!. — А они ко мне:

— Сыночек,

Положить ещё кусочек? — А они ко мне:

— Внучок,

Ляг, лапуся, на бочок!.

— Как вы оцениваете поведение мальчика?

-Что бы вы могли ему посоветовать?

-Как бы вы повели себя в этой ситуации?

Коля- Я все понял большое спасибо вам ребята пойду я домой и буду всегда вежливым и внимательным. До свидания сауболыныз.

Просмотр видеоматериала мультфильма «Мост» После просмотра фрагмента мультфильма дети вместе с воспитателем обсуждают правила вежливого поведения.

-Ребята вы смотрели мультфильм «Винни Пух в гостях у Кролика».

Краткое описание сюжета:

Винни Пух с Пятачком стучатся в дом к кролику. Кролика озадачило посещение гостей, так как он не был готов к приему. Однако он приглашает незваных гостей в дом, усаживает за стол и подает угощения. После того как гости отведали угощения, побеседовали, кролик из вежливости спрашивает, не торопятся ли гости по делам? Винни Пух отвечает, что они вовсе не торопятся и готовы полакомиться еще чем-нибудь вкусненьким. В результате гости съели все запасы кролика.

— Можно ли назвать поведение Винни Пуха и Пятачка вежливым?

Просмотр Презентация «Хорошие манеры, вежливые слова», дети учатся раскрывать значение понятий «хорошие манеры», «вежливость», «правила этикета» обсуждая каждый слайд.

Проверь себя Дидактическая игра «Правильно ли поступает Маша и Мишутка».

О чем мы сегодня говорили на занятии?

Наедине с собой. Приложите руку к сердцу и послушайте, как оно бьется.

— Послушаем свое сердце и помолчим. воспитатель тоже прикладывает руку к сердцу.

—  В моем сердце живет любовь. Я думаю, что в ваших сердцах тоже живет любовь. Только человек с добрым и открытым сердцем может быть вежливым и чутким.

Обобщение

— Быть воспитанным и вежливым — одно из важнейших достоинств человека.

Цитата занятия

Воспитатель обращает внимание на цитату, написанную на доске.

— В народной пословице говорится: «Вежливость открывает все двери».

— Как вы понимаете значение этих слов?

Круг «От сердца к сердцу» Счастье — наш чудесный круг! Счастье — твой надежный друг! Счастье — поздороваться с утра, С кем расстался ты вчера! «Сердце я свое открою, Счастьем поделюсь с тобою! Все сердечные слова, Говорю я для тебя! Передают «сердце» говоря вежливые слова и благодарят за комплимент.

Живут волшебные слова на свете

Их знать должны и взрослые и дети.

Они благотворят и просьбы выполняют

Они здоровья и удачи всем желают.

Мы их не забудем   …

Конспект занятия для старшей группы.

 Образовательные области: Познание

Разделы: Самопознание

Тема: Учимся вежливости. «Вежливость открывает все двери».

Цель: расширять представление о ценности культуры общения. Развивать мелкую моторику рук через синтез движения, поэтического слова, музыку. Развивать внимание, память, пополнять словарный запас детей.

Задачи:

— раскрывать значение понятий «хорошие манеры», «вежливость», «правила этикета»;

— развивать стремление применять правила этикета в повседневной жизни;

— научить хорошим манерам.

Словарная работа: Вежливость, этикет, хорошие манеры.

Билингвальный компонент: С?леметсін бе –здравствуйте. Рахмет – спасибо. Мархаббат – пожалуйста, жа?сы – хорошо, сауболыныз – досвидания.

Ресурсы: мультфильма «Мост», презентация «Хорошие манеры, вежливые слова.» Дидактический матерьял к игре «Правильно ли поступает Маша и Мишутка».

Ход занятия.

Собрались мы снова вместе, чтобы было интересней, много нового узнаем, что ж ребята начинаем.                                                                                                                    

 Звучит приветствие

Мы все за руки возьмемся, 
В дружный круг все соберемся 
Скажем всем С?леметсізбе! 
Это значит здоровья тебе! 
А по английски Хелоо 
И на душе станет сразу тепло! 
Ну, а по-русски здравствуйте, здравствуйте 
Вы никогда не грустите, не кашляйте! 
С?лем, Хелоо нам друг с другом повезло! 
Давайте подарим тепло друг другу и нашим гостям, трем ладошки друг о друга и направляем свое тепло другу и гостям, согрейте всех своими улыбками!         

Речевое упражнение «Закончить фразу.»    

Растает даже ледяная глыба от слова теплого спасибо!

Зазеленеет старый пень, когда услышит: Добрый день!

Когда нас бранят за шалости, Говорим: Прости, пожалуйста!

И во Франции, и в Дании На прощанье говорят до свидания!

 — Как вы думаете, зачем люди произносят вежливые слова?

— В каких случаях говорят вежливые слова?

— Какие вежливые слова вы знаете?

 — Знакомо ли вам это слово «Правило» и где вы его встречали.

— правильно вы встречали слово «Правило», правила дорожного движения, правила игры.

-Что было бы, если бы правил не существовало?

 Правила существуют и в общении людей. Придерживаясь правил общения, люди лучше понимают друг друга.

Звучит музыка

 Приходит в гости кукла Коля.

-С?леметсіздерме балалар! Меня зовут Коля, я хочу разобраться в себе. Помогите разобраться.

Я не знаю, как мне быть -Начал старшим я грубить. Скажет папа: — Дверь открыта! Притвори её, герой! -Я ему в ответ сердито Отвечаю: -Сам закрой!

За обедом скажет мама:

— Хлеб, лапуся, передай! -Я в ответ шепчу упрямо:

— Не могу, сама подай! Очень бабушку люблю, всё равно — и ей грублю. Очень деда обожаю,

Но и деду возражаю. Я не знаю, как мне быть -Начал старшим я грубить. А они ко мне:

— Голубчик,

Ешь скорее! Стынет супчик!. — А они ко мне:

— Сыночек,

Положить ещё кусочек? — А они ко мне:

— Внучок,

Ляг, лапуся, на бочок!.

— Как вы оцениваете поведение мальчика?

-Что бы вы могли ему посоветовать?

-Как бы вы повели себя в этой ситуации?

Коля- Я все понял большое спасибо вам ребята пойду я домой и буду всегда вежливым и внимательным. До свидания сауболыныз.

Просмотр видеоматериала мультфильма «Мост» После просмотра фрагмента мультфильма дети вместе с воспитателем обсуждают правила вежливого поведения.

-Ребята вы смотрели мультфильм «Винни Пух в гостях у Кролика».

Краткое описание сюжета:

Винни Пух с Пятачком стучатся в дом к кролику. Кролика озадачило посещение гостей, так как он не был готов к приему. Однако он приглашает незваных гостей в дом, усаживает за стол и подает угощения. После того как гости отведали угощения, побеседовали, кролик из вежливости спрашивает, не торопятся ли гости по делам? Винни Пух отвечает, что они вовсе не торопятся и готовы полакомиться еще чем-нибудь вкусненьким. В результате гости съели все запасы кролика.

— Можно ли назвать поведение Винни Пуха и Пятачка вежливым?

Просмотр Презентация «Хорошие манеры, вежливые слова», дети учатся раскрывать значение понятий «хорошие манеры», «вежливость», «правила этикета» обсуждая каждый слайд.

Проверь себя Дидактическая игра «Правильно ли поступает Маша и Мишутка».

О чем мы сегодня говорили на занятии?

Наедине с собой. Приложите руку к сердцу и послушайте, как оно бьется.

— Послушаем свое сердце и помолчим. воспитатель тоже прикладывает руку к сердцу.

—  В моем сердце живет любовь. Я думаю, что в ваших сердцах тоже живет любовь. Только человек с добрым и открытым сердцем может быть вежливым и чутким.

Обобщение

— Быть воспитанным и вежливым — одно из важнейших достоинств человека.

Цитата занятия

Воспитатель обращает внимание на цитату, написанную на доске.

— В народной пословице говорится: «Вежливость открывает все двери».

— Как вы понимаете значение этих слов?

Круг «От сердца к сердцу» Счастье — наш чудесный круг! Счастье — твой надежный друг! Счастье — поздороваться с утра, С кем расстался ты вчера! «Сердце я свое открою, Счастьем поделюсь с тобою! Все сердечные слова, Говорю я для тебя! Передают «сердце» говоря вежливые слова и благодарят за комплимент.

Живут волшебные слова на свете

Их знать должны и взрослые и дети.

Они благотворят и просьбы выполняют

Они здоровья и удачи всем желают.

Мы их не забудем   …

Классный час для начальных классов «Вежливость открывает все двери»

Вежливость открывает все двери

Цель : углубление знаний учащихся о вежливости, о культуре поведения, учить употреблять вежливые слова, прививать этические нормы поведения, воспитывать культуру общения в обществе.

Оборудование: слайды, », «Вежливость –это умение вести себя так, чтобы другим было приятно», «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение»,

Ход занятия

1) Введение в тему.

Беседа о вежливости.

-Вы часто слышите слова от взрослых: «Будь вежлив» А что такое вежливость?

(ответы детей) слайд

-Прочитайте , что написано на доске, дети читают «Вежливость открывает все двери»

-Объясните, как вы понимаете это выражение?

-( ответы детей)

-Сегодня мы поговорим с вами о том, как нужно себя вести, чтобы избежать упрёка в свой адрес, чтобы вам всегда и везде открывались двери.

2)Основная часть

-Какие вежливые слова вы знаете?

-Назовите слова, которыми мы начинаем день? (доброе утро)

-Давайте встанем в « круг радости». Возьмёмся за руки и вместе дружно скажем:

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро — солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

-Произнося « доброе утро», мы желаем нашим домашним, близким, знакомым, друзьям хорошего настроения, здоровья, хотим, чтобы день у них был радостным, светлым, добрым. А сейчас мы прочитаем стихотворение В. Коркина, в котором хорошо об этом сказано:

Я и солнышко.

Солнышко ясное встало.

-Доброе утро!- сказало.

-Доброе утро!

-Кричу я прохожим,

Весёлым прохожим,

На утро похожим…

Но если проснёшься,

И дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

Доброе утро,

Друзья, всё равно…

Придумано мудро – доброе утро!

-А сейчас мы прочитаем стихи Эммы Мошковской.

Кислые стихи.

Встало солнце кислое.

Смотрит – небо кислое,

В кислом небе

Кислое облако повисло.

И спешат несчастные

Кислые прохожие.

И едят ужасное

Кислое мороженое.

Даже сахар кислый!

Скисло всё варенье!

Потому что кислое

Было настроение.

-Почему у всех было кислое настроение?

(Потому что им никто не сказал «Доброе утро».) Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, всё равно надо сказать «доброе утро» — и сразу станет теплее и радостнее. Можно ли говорить « доброе утро» нахмурясь, недовольным голосом? (Надо говорить весело, радостно, от души.)

-Как на казахском языке произносится слово приветствие? (салемдесу)

-Есть у нашего народа свои особенности, они основаны на уважении старших.

Старших сажают на самое почётное место, старшим преподносят варёную голову барана, а детям ушки от головы, чтобы слушали наставления старших, старшим уступают дорогу, место в автобусе.

Молодые люди первыми приветствуют старших словами: «Ассалаумагалейкум» (желаю спокойствия), им отвечают «Уагалейкумассалам!»

(и вам так же желаю спокойствия!). Сверстники приветствуют друг друга, обращаясь со словами: «Салеметсіз бе» .

Девушки и юноши здороваются друг с другом кивком головы, если же они считают нужным приветствовать рукопожатием, то первой по обычаю руку подаёт девушка.

-Как приветствуют друг друга народы других стран?

-Давайте покажем.

*Лапландцы трутся друг о друга носами.

*Американцы хлопают друг друга по спине.

*Самолийцы обнюхивают друг друга.

*Китайцы слегка наклоняются, пожимая себе руку.

Дядя Саша огорчён,

Рассказал он вот о чём:

«Видел Настю – дошколёнка

Я на улице сейчас.

Настя — славная девчонка,

Настя ходит в первый класс.

Но…давно уже от Настеньки

Я не слышу слова… Здравствуйте!»

О. Дриз.

— Когда мы произносим это слово?

— Слово «здравствуйте» очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда – то давно люди, произнося это слово, желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, дуб, например. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

-Как вы поступите:

А) если вы сидите в трамвае, а зашла старушка;

Б) если вы видите, что кто – то не уступает место больному;

В) если вы нечаянно наступили кому – то на ногу;

Г) если вам кто – то наступил на ногу;

Д) если вы видите, как старушка несёт тяжёлую сумку;

Е) если вас пригласили в гости, а вы опоздали;

Ж) если вы идёте на улицу гулять.

— Выберите варианты наиболее вежливого выражения просьбы:

А) Уступите, пожалуйста, место. Вы что, не видите, что я еле на ногах стою?

Б) Извините, не уступите ли вы место?

3) Разное

А)Придя в школу нужно сказать всем:

_ Здравствуйте,

Б)Уходя из школы, сказать всем:

— До свидания.

В) На дне рождения подарить подарок при входе в помещение.

Г) Подарок рассмотреть после ухода гостей.

Д) Кто должен первым закончить телефонный разговор?

— Тот, кто позвонил первый.

4)Игра в рифмы.

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…(спасибо)

А слово – то какое! Очень дорогое!

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит …(добрый день)

А слово – то какое!

Очень дорогое!

— Встретил Витю я соседа…

Встреча грустная была.

На меня он как торпеда,

Налетел из –за угла!

Но представьте! – зря от Вити

Ждал я слова…(извините)

А слово – то, какое!

Очень дорогое!

— Игру заканчивать пора.

Мы все надеемся , что с ней

Ты стал добрее и умней!

5) Итог занятия:

Английский писатель 18 века Оливер Голдсмит в книге «Гражданин мира, или письма китайского философа» писал, что, хотя в каждой стране существуют свои церемонии, истинная учтивость повсюду одинакова и порождается она здравым смыслом и добросердечием.

— Что же такое вежливость?

-Почему вежливость открывает все двери?

— Чем запомнился вам этот классный час?

Составила:

Иванова А.А. Воскресеновская НСШ Айыртауский район СКО