Вивальди время года: Антонио Вивальди «Времена года»

Антонио Вивальди «Времена года»

Загрузка…

27 Февраля, 17:00

Сб

Филармонический камерный оркестр

Концертмейстер – Юлия Рубина

Лола Азимова, лектор–музыковед


180–300 р. Купить билет

Филармонический камерный оркестр – после этих трёх слов так и хочется поставить восклицательный знак. Его известность давно перешагнула границы России. Гастрольные туры этого коллектива с огромным успехом проходили во Франции, в Германии, Испании, Нидерландах, Австрии, Бельгии, Швейцарии, Италии. Музыканты с мировым именем охотно сотрудничают с Филармоническим камерным оркестром.

Все артисты коллектива являются музыкантами очень высокого уровня. Каждый из них способен выступать как солист. Кстати, у нас будет возможность убедиться в этом – в программе заявлен жанр концерта.

В ДК «Энергия» прозвучит самое известное произведение Антонио Вивальди «Времена года».

Даже наиболее часто исполняемым академическим хитам с ним трудно тягаться в смысле популярности. «Времена года» в буквальном смысле не сходят со сцены. История словно навёрстывает упущенное, ведь музыка Вивальди была забыта ровно на два столетия! Ни Моцарт, ни Бетховен, ни Шопен, ни Брамс не знали музыки Вивальди. Не слышали ни ноты! Зато такая возможность есть у нас.
МУЗЫКА НА ВСЕ ВРЕМЕНА!

классическая музыка

12+ 3 Апреля в 19:00 Юбилейная рапсодияX Транссибирский Арт–фестиваль Пушкинская карта


Мендельсон. Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром ре минор, I часть. Allegro
Лист. Испанская рапсодия для фортепиано с оркестром
Ащепков (р. 1942). «Забытая скрипка» для скрипки и струнного оркестра

Ардити. «Поцелуй»
Чайковский. «Размышление» для скрипки и камерного оркестра
Моцарт. Ария Аминты из оперы «Король-пастух»
Чайковский. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин», для скрипки с оркестром
Пуччини. Ария Лауретты из оперы «Джанни Скикки»
Пуленк. «Дороги любви»
Равель. «Цыганка», рапсодия для скрипки и камерного оркестра

Все билеты проданы
Филармонический камерный оркестр
Вадим Репин, скрипка
Константин Лифшиц, фортепиано
Вероника Джиоева, сопрано
Дирижер – Вадим Репин

Государственный концертный зал
имени А.М. Каца от 700 р. Купить билет

12+ 16 Апреля в 17:00 От соло до туттиАбонемент №61 Пушкинская карта Филармонический камерный оркестр Дом Культуры Кольцово 300 р. Купить билет

12+ 21 Апреля в 19:00 Филармонический камерный оркестрАбонемент №5а (2022–23)Пушкинская карта

Элгар. Концерт для виолончели с оркестром 
           Серенада для струнного оркестра
Филармонический камерный оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)

Дирижер – Рустам Дильмухаметов Концертный зал Новосибирского Дома учёных 350 р. Купить билет

12+ 22 Апреля в 18:00 Филармонический камерный оркестрАбонемент №5 (2022–23)Пушкинская карта

Элгар. Концерт для виолончели с оркестром 
            Серенада для струнного оркестра
Филармонический камерный оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Рустам Дильмухаметов Камерный зал филармонии 400 – 700 р. Купить билет

12+ 16 Мая в 19:00 Дети – взрослым

Бах.  Концерт для двух скрипок с оркестром ре минор BWV1043
Шуберт. Arpeggione sonata, D. 821
Фролов. Концертная фантазия на темы из оперы  Дж. Гершвина
             «Порги и Бесс»
Ваксман. Фантазия на темы из оперы Дж. Бизе «Кармен»
               (переложение для струнного оркестра)                   

Филармонический камерный оркестр Лауреаты I Международного конкурса исполнителей на струнных инструментах «Запад – Сибирь – Восток»:
Жанель Бекенова, скрипка
Лейла Бабаева, скрипка
Денис Герасимов, альт

Камерный зал филармонии 300 р.

Купить билет

12+ 24 Мая в 19:00 Филармонический камерный оркестрАбонемент №5а (2022–23)Пушкинская карта
Изменения в составе исполнителей и программе концерта!

Шедевры для короля

И.С. Бах. Концерт для клавира с оркестром № 5 фа минор, BWV 1056 (переложение для флейты) 
                 Чакона из Партиты № 2 для скрипки соло ре минор, BWV 1004
Фридрих II Великий. Симфония соль мажор
И. Кванц. Концерт для флейты, струнных и бассо континуо соль минор, № 262
К.Ф.Э. Бах. Симфония для струнных № 5 си минор 
Г.Ф. Телеман. Концерт для флейты, струнных и бассо континуо соль мажор

Филармонический камерный оркестр Денис Лупачев, флейта (Санкт-Петербург) Концертный зал Новосибирского Дома учёных 350 р. Купить билет

12+ 25 Мая в 19:00 Филармонический камерный оркестрАбонемент №5 (2022–23)Пушкинская карта
Изменения в составе исполнителей и программе концерта!

Шедевры для короля 

И.С. Бах. Концерт для клавира с оркестром № 5 фа минор, BWV 1056 (переложение для флейты) 
                 Чакона из Партиты № 2 для скрипки соло ре минор, BWV 1004

Фридрих II Великий. Симфония соль мажор
И. Кванц. Концерт для флейты, струнных и бассо континуо соль минор, № 262
К.Ф.Э. Бах. Симфония для струнных № 5 си минор 
Г.Ф. Телеман. Концерт для флейты, струнных и бассо континуо соль мажор

Филармонический камерный оркестр Денис Лупачев, флейта (Санкт-Петербург) Камерный зал филармонии 400 – 700 р. Купить билет

Цикл «Времена года» Антонио Вивальди

 

Времена года Антонио Вивальди — одно из самых знаменитых его произведений, также одно из известнейших музыкальных произведений этого стиля. Произведения «Времена года» было создано в 1723 году, а впервые вышло в свет только два года спустя. Каждый концерт соответствует одному времени года, разделен на три части, посвященных трем месяцам каждого времени года. Каждый из концертов сопровождается сонетом. Считается, что сам

Вивальди был автором не только музыки, но и стихов. В произведении кроме явного описания сезонов присутствует аллюзия — разный возраст человека, от рождения до смерти (весна как пробуждение природных сил символизирует начало жизни или юность, а зима символизирует конец жизни или старость).

В целом содержание цикла намного богаче, чем просто музыкальное описание природных изменений. Антонио Вивальди сумел мастерски изобразить грозу, зной, журчание ручьев, лай собак, шелест листьев, пыльный знойный ветер, жужжание мух, пение птиц, дождь, холод… Во «Временах года» гениальным образом отражено настроение и чувство каждого месяца в году.

Все это и предопределило признание цикла как непревзойденного шедевра.

Времена года с полной уверенностью можно отнести к «популярной классике». Хотя Антонио Вивальди написал множество других замечательных произведений, для многих имя Вивальди ассоциируется с Временами года и наоборот.

Времена года – «Весна» (La Primavera)

Концерт начинается веселой беззаботной мелодией, каждая нота которой говорит о восторге в связи с приходом весны. Скрипки так чудесно имитируют пение птиц! Но вот – гремит гром. Играющий в унисон оркестр грозным стремительным звучанием имитирует раскаты грома. Вспышки молнии звучат у скрипачей в гаммообразных пассажах. Когда гроза проходит, то снова в каждом звуке радость прихода весны. Снова поют птицы, оповещая о приходе весны. Парящая мелодия солирующей скрипки иллюстрирует сладкий сон крестьянина. Все остальные скрипки рисуют шелест листвы. Альты изображают лай собаки, охраняющей сон хозяина. Заканчивает весеннюю часть танец-пастораль. Буйство энергии и веселое настроение соответствует концу весны, яркость красок свидетельствует о пробуждение природы. Вивальди смог передать всю палитру природных красок звуками оркестра, все звуки природы – пассажами скрипок!

Времена года – «Лето» (L’Estate)

Истома от жары передается тихим звучание музыки, как будто слышно дыхание самой природы, заглушаемое только пением птиц. Сначала кукушки, потом щегленка… И вдруг – порыв холодного северного ветра, предвестника грозы. Ветер уносит грозу, возвращается настроение изнеможения от жары. Скрипка передает интонации жалобы. Это жалоба пастуха, его страх перед неумолимой стихией природы. И вновь врывается ветер, и грозные раскаты грома приближающейся грозы. Динамический контраст мелодий не оставляет сомнений, стихия приближается. Неожиданно наступает затишье, это перед бурей… И вот буря разряжается. Открываются небеса и проливают на землю потоки воды, изображаемые гаммаобразными пассажами. Порывы ветра, вспышки молний, звуки мелодии стремительно без остановки следуют один за другим, и кульминацией становится грозный унисон всего оркестра.

Времена года – «Осень» (L’Autunno)

Осенняя часть начинается танцем и песней крестьян. После грозы приходит осенний праздник урожая. Ритмом мелодий передается жизнерадостное настроение. “Разливается” вино, захмелевшие крестьяне танцуют нетвердой походкой, они поют, хоть и трудно различить слова. В конце песни скрипка замирает, все погружаются в хмельной безмятежный сон. Тихо спускается ночь, делая звуки таинственными и обманчивыми. Начинается осенняя охота. Музыка изображает погоню, лай собак, скачки на лошадях и звуки охотничьих рогов, выстрелы и рев раненого зверя.

Времена года – «Зима» (L’Inverno)

Конец зимы у Вивальди является одновременно и предвестником новой весны. Поэтому несмотря на грусть холодного периода, нет пессимизма ни в музыке, ни в стихах. Произведение завершается достаточно оптимистично. Очень холодно. От холода стучат зубы, хочется притопнуть ногами, чтобы согреться, завывает лютый ветер. Но и зимой есть радости. Например, катание на коньках. В занимательных “кувыркающихся” пассажах скрипки Вивальди иллюстрирует, как можно на льду легко поскользнуться. Но вот подул южный ветер – первая знак приближающейся весны. И между ним и северным ветром разворачивается борьба. Победой южного ветра и наступлением весны рано или поздно закончится это противоборство, но этой бурной драматической сценой противоборства завершается “Зима” и цикл Времен года.

Видеозапись концертов «Времена года»

 

А вот еще одна интересная интерпретация Времен года в постановке Ролана Пети:

 

Categories Классические произведенияTags Антонио Вивальди

Времена года | Аранжировка, композитор и факты

Времена года , итальянский Le quattro stagioni , группа из четырех скрипичных концертов итальянского композитора Антонио Вивальди, каждый из которых дает музыкальное выражение времени года. Они были написаны около 1720 г. и опубликованы в 1725 г. (Амстердам) вместе с восемью дополнительными концертами для скрипки под названием

Il cimento dell’armonia e dell’inventione («Состязание между гармонией и изобретательностью»).

Времена года — самое известное произведение Вивальди. Необычно для того времени, Вивальди опубликовал концерты с сопровождающими стихами (возможно, написанными самим Вивальди), которые разъясняли, что было в те времена года, которые его музыка должна была вызывать. Он представляет собой один из самых ранних и наиболее подробных примеров того, что позже было названо программной музыкой — музыки с элементом повествования.

Викторина «Британника»

Викторина: Кто это написал?

Вивальди приложил большие усилия, чтобы соотнести свою музыку с текстами стихов, переводя сами поэтические строки прямо в музыку на странице. В средней части концерта Spring , где спит козопас, его лающая собака может быть отмечена в секции альта. Подобным образом вызываются и другие природные явления. Вивальди разделил каждый концерт на три части, быстро-медленно-быстро, а также каждый связанный сонет на три части. Его расположение следующее:

Весна (Концерт № 1 ми мажор)
Аллегро
Весна пришла с радостью
Птицы приветствуют ее радостными песнями,
И ручейки среди нежного ветерка
Сладко журчат.

Небо покрыто черным плащом, и
Гром и молнии возвещают бурю
Когда они замолкают, птицы
Снова заводят свои восхитительные песни.

Largo e pianissimo semper
И на приятном цветущем лугу,
Под нежный шелест листьев и растений,
Спит козопас, рядом с ним его верный пес.

Аллегро
Под веселые звуки деревенской волынки,
Нимфы и пастухи танцуют в любимом месте
Когда Весна предстает во всем великолепии.

Лето (Концерт № 2 соль минор)
Allegro non molto
Под беспощадным солнцем сезона
Томится человек и стадо, горит сосна.
Кукушка начинает петь и сразу
Присоединяйтесь к горлице и щеголу.

Легкий ветерок дует, но Борей
На бой с соседом вдруг поднимается,
И плачет пастух, потому что над головой
Нависла грозная буря и его судьба.

Адажио
Его усталые конечности лишены покоя
Его страх перед молнией и страшным громом
И мухами и шершнями в яростных роях.

Presto
Увы, его опасения сбываются:
В небе гром и молния
И град срубает высокие колосья.

Осень (Концерт № 3 фа мажор)
Аллегро
Крестьянин празднует с танцами и пением спать.

Adagio molto
Все созданы для того, чтобы перестать танцевать и петь
Воздухом, который теперь мягкий, доставляет удовольствие
И временем года, которое приглашает многих
Находить удовольствие в сладком сне.

Аллегро
Охотники отправляются на охоту на рассвете,
С рогами, ружьями и собаками они выходят на улицу.
Зверь убегает, и они идут по его следу.

Уже напуган и утомлен великим шумом
Пушек и собак, а также ранен
Он безуспешно пытается убежать, но терпит поражение и умирает.

Зима (Концерт № 4 фа минор)
Allegro non molto
Замерзать и дрожать в ледяном снегу,
В суровых порывах страшного ветра
Бежать, ежеминутно топая ногами,
Зубами стуча от холода.

Ларго
Провести спокойное и счастливое время у костра
Пока на улице все промокает под дождем.

Аллегро
Ходить по льду неуверенными шагами,
Идти осторожно, опасаясь падения.

В спешке идти, скользить и падать на землю,
Снова выйти на лед и бежать,
На случай, если лед треснет и откроется.

Слышать покидающих их железно-воротный дом Сирокко,
Борей, и все ветры в бою—
Это зима, но она приносит радость.

(Автор неизвестен; английский перевод Бетси Шварм)

Бетси Шварм

История «Времен года» Антонио Вивальди

Времена года: Вечный шедевр Антонио Вивальди

9 Антонио Виваль гений и действительно выделяется как наиболее творческий среди множества композиторов, доведших стиль итальянского барокко до его апогея. Его работы источают совершенство 17 -й век Итальянские форматы оперы и концерта.

«Времена года» Вивальди, или «Le quattro stagioni» по-итальянски, представляет собой набор из четырех концертов. Обобщенные взгляды предлагают концерты как диалог между сольным инструментом или несколькими сольными инструментами и более широким ансамблем. Антонио использовал скрипку как единственный инструмент в «Временах года».

Происхождение

Оркестр консерватории под его руководством поддерживал высокие стандарты, еженедельно проводились концерты с участием сливки студентов. За это 40-летнее пребывание в должности он создал более 450 концертов. Большинство этих «сольных концертов» были созданы для скрипки (#220), что неудивительно, учитывая его большой опыт игры на скрипке.

Интерес композитора к созданию концертов может быть связан с «Ospedale della Piera», приютом для незаконнорожденных и осиротевших девочек, который специализируется на обучении музыке. Там он был назначен «директором консерватории» и, будучи в высшей степени искусным скрипачом, расцвел.

The Concerti

Вечный шедевр, концерты были впервые представлены в 1725 году. Это был 8 й опус Вивальди среди 12 произведений. cimento dell’armonia e dell’inventione». Помимо времен года, на концерты повлияли четыре сонета, посвященные лету, зиме, осени и весне. Имена авторов этих сонетов остаются под вопросом, хотя большинство историков приписывают их Вивальди. Это имело смысл, поскольку Вивальди с его многочисленными концертами, в частности «Времена года», являл собой пример типичной концертной формы.

Типичный концерт состоит из трех частей: медленная средняя часть контрастирует с живой первой и третьей. Каждый сонет (в данном случае каждое время года) в «Временах года» можно разделить на три части, каждая из которых соответствует движению. Поэтому его можно отнести к категории «программных».

Движения

Весна

Концерты представляют собой собственную музыкальную выставку через всех исполнителей, солисты играют ярче всех. «Весна» или «La primavera» начинается с ясности и свежести типичного весеннего дня в сопровождении хора птиц и ручьев. На него нападает внезапная гроза, но вскоре певчие птицы восстанавливают свое господство. Завершается движение веселым деревенским танцем, жители которого празднуют возвращение фауны и флоры после суровой зимы.

Лето

«L’Estate» или «Лето» предлагает медленный старт, изображая слишком жаркую погоду для любого движения. Воздух почти остановился, птицы лениво щебечут, пока не поднимается ветер, предупреждая о надвигающейся буре. Самый яркий момент подается в третьей части, когда град безжалостно падает, создавая идеальный контраст.

Осень

«L’autunno» или «Осень» возвращает ясность, напоминающую «Весну», с похожими музыкальными темами в первых частях. Сельские жители снова радуются, празднуя сбор урожая вином. Темп значительно падает параллельно мирному сну, который охватывает людей. Заключительная часть иллюстрирует «охоту», возвращая нас к итальянскому жанру 14-го века «Caccia», где песни использовались для прославления охоты с помощью голосовых канонов.

Winter

Концерты заканчиваются словами «L’inverno» или «Winter». Начальное движение напоминает дрожащего человека, который ритмично топает ногами, чтобы согреться. Средняя часть изображает удовольствие от согревания внутри через потрескивающий огонь. Финальная часть предлагает людям на открытом воздухе идти по ледяным дорожкам, в то время как люди в домах чувствуют неумолимый холод, проникающий внутрь.

Сценарий настоящего

Перенесясь на полвека вперед, четыре концерта теперь можно с уверенностью считать величайшей сенсацией классической музыки. Самые именитые скрипачи записали его более ста раз. Они неоднократно появлялись в телевизионных рекламных роликах и голливудских фильмах. От кредитных карт до автомобилей, рекламных щитов, лифтов, вестибюлей отелей и даже до мелодий для мобильных телефонов их популярность продолжает расти.

На базовом уровне «Времена года» необычайно аутентичны, ассоциируются с глубокой элегантностью и роскошью. Он полон блестящих и блестящих звучностей, гениальных новшеств с яркими сольными линиями, схватывающими сущность природы. Важнейшим фактором, обуславливающим его популярность, является тот факт, что он включает в себя основные человеческие элементы – течение времени, круговорот лет и природу. Программа включает в себя сезонные образы и звучит эффектно, не стесняя воображения. Каждый сезон предлагает «отправную точку» для разнообразных метафор.

«Времена года» Вивальди находятся на вершине классической музыки наряду с «Пятой симфонией» Бетховена. При таком первозданном величии его достоинства никогда не будут ограничены временем, а только благодаря гению его создателя.

 

Ссылки:

  • О «Временах года» Вивальди на Classic FM
  • О «Временах года» Вивальди на «Британнике»
  • О «Временах года» Вивальди на Thought Co
  • О «Временах года» Вивальди на ABC
  • О «Временах года» Вивальди на симфонии Red Lands
  • О «Временах года» Вивальди на Лако

 

Чтобы узнать о Вивальди, сочинившем «Времена года», посетите нашу страницу «Об Антонио Вивальди».

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *