А. Вивальди «Времена года» Лето / описание произведения
Написанный в 1723 году цикл «Времена года», состоящий из четырех концертов, стал самой популярной работой Антонио Вивальди и одним из лучших произведений музыки барокко. Лето это второй концерт из цикла «Four Seasons».
В первых двух частях концерта царит спокойствие с редким нагнетанием бури, словно только что чистое голубое небо затягивает серыми грозовыми тучами, но потом все расчищается, разве что пройдет небольшой ливень. Третья же часть концерта — самая непредсказуемая и мозаичная, ей сопутствует сонет, написанный Вивальди, в котором всё живое томится в ожидании дождя, неторопливо перекликается горлица с щеглом, дует теплый ветер. Затем, внезапно налетевший борей пугает пастушка грозой, природа стращает его молниями, вырывая спелые колосья из земли.
Концерт №2 соль минор «Лето», RV 315
Лето в тройном музыкальном цикле Вивальди отождествляет с сонным и жарким югом, томным Провансом.
Сонет:
В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет всё в природе,
Томится жаждой всё живое.
Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И тёплым ветром напоён простор.
Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.
От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.
Первая часть концерта – быстрое аллегро, представляющее картину удушливого зноя. В нем слышны голоса птиц: кукушки и горлинки, плач крестьянина выражается басами, прозрачное звучание скрипки дополняют клавесин и виолончель. Поскольку унылое состояние жары перерастает в грозу, то музыкальная волна постепенно нарастает, заканчиваясь волнообразными пассажами.
Вторая часть концерта «Лето»- Adagio – построена на созвучии трех элементов, а каждый такт разделен паузами. Сначала звучит трогательное соло скрипки, которую особенно любил Антонио Вивальди, потом вступают первые и вторые скрипки, изображающие «жужжание мух и жуков», по всему произведению звучат «раскаты грома» в исполнении всего оркестра, набирающего быстрый темп.
Третья часть концерта снова повторяет первую часть и становится эпиграфом картины «летней грозы». В стиле Presto мелодия звучит ускоренно, то поднимается, то спускается в тональности, а пассажи солирующей и первых скрипок звучат одновременно. За первым пассажем следует второй, звуки скандируются и подчеркиваются тихими басами, а оригинальность музыке придают минорные аккорды.
Классическое наследие: Вивальди. Времена года — Лето
Времена года (итал. Le quattro stagioni «Четыре времени года») венецианского композитора Антонио Вивальди — одно из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко. Написано в 1723 году, впервые опубликовано два года спустя. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу. Каждому из концертов композитор предпослал сонет — своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди.
Концерт №2 соль минор «Лето», RV 315
1. Allegro non molto. Жара. Allegro. Кукушка. Горлинка. Зефир. Борей. Плач крестьянина.
2. Adagio — Presto.
3. Presto, tempo impetuoso d’estate. Летняя гроза.
Сонет:
В полях лениво стадо бродит.
Страдает, сохнет всё в природе,
Томится жаждой всё живое.
Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И тёплым ветром напоён простор.
Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.
От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.
Лето (первая часть) представлено в самый разгар дня. Можно почувствовать знойный, невыносимо душный полдень в ниспадающих фразах, роняемых оркестром. И только кукушка беспокоит своей песней застывший горячий воздух. Вскоре к ней присоединяется чириканье щегла. Нежное дыхание летнего ветерка внезапно усиливается, тревожа мирный сон мальчика-пастуха.
Медленная вторая часть изображает усталого, испуганного приближением грозы юношу, отдых которого был прерван жужжанием ос и комаров.
Наконец, гроза разразилась (третья часть). На низкое беспокойное звучание оркестра, словно потоки воды на землю, низвергаются пассажи скрипки – и этой буре не видно конца.
Классическое наследие: Вивальди. Времена года. «Лето»
Видео-путешествие, сопровождаемое музыкой великого композитора, проведет нас по различным местам жизни и становления таланта Вивальди, через всю Италию в Вену – город его славы и признания величия. Прекрасная музыка, прекрасные виды – вы не заметите, как пробежит время!
Времена года (Вивальди) — это… Что такое Времена года (Вивальди)?
Времена года (итал. Le quattro stagioni «Четыре времени года») венецианского композитора Антонио Вивальди — первые четыре из двенадцати скрипичных концертов его восьмого опуса, одни из самых знаменитых его произведений и одни из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко. Концерты написаны в 1723 году и впервые опубликованы два года спустя. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу. Каждому из концертов композитор предпослал сонет — своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди. Нужно добавить, что парадигма барочного художественного мышления не ограничивается единственным смыслом или сюжетом, и предполагает побочные смыслы, намёки, символы [источник не указан 379 дней]. Первая напрашивающаяся аллюзия — четыре возраста человека, от рождения до смерти (финальная часть содержит недвусмысленный намёк на последний круг дантова ада). Столь же неприкрыт намёк на четыре региона Италии, согласно четырём сторонам света и пути солнца по небу. Это восход (восток, Адриатика, Венеция), полдень (сонный, жаркий юг), пышный закат (Рим, Лаций) и полуночь (холодные предгорья Альп, с их замёрзшими озёрами). Но в целом содержание цикла гораздо богаче, что было ясно любому тогдашнему просвещённому слушателю (см. Филипп Боссан, «Людовик XIV, король-артист», «Пределы Олимпа»). В то же время Вивальди достигает здесь высот жанровости и прямой изобразительности, не чуждаясь юмора: в музыке присутствуют лай собак, жужжание мух, рёв раненого зверя и т. п. Всё это, вкупе с безукоризненно прекрасной формой, и обусловило признание цикла как бесспорного шедевра.
Концерт №1 ми мажор «Весна», RV 269
1 Allegro. Пришла весна
2 Largo e pianissimo sempre. Спящий пастух.
3 Allegro, danza pastorale. Деревенский танец
Сонет:
- Весна грядёт! И радостною песней
- Полна природа. Солнце и тепло,
- Журчат ручьи. И праздничные вести
- Зефир разносит, точно волшебство.
- Вдруг набегают бархатные тучи,
- Как благовест звучит небесный гром.
- Но быстро иссякает вихрь могучий,
- И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
- Цветов дыханье, шелест трав,
- Полна природа грёз.
- Спит пастушок, за день устав,
- И тявкает чуть слышно пёс.
- Пастушеской волынки звук
- Разносится гудящий над лугами,
- И нимф танцующих волшебный круг
- Весны расцвечен дивными лучами.
Концерт №2 соль минор «Лето», RV 315
1 Allegro non molto. Жара. Allegro. Кукушка. Горлинка. Зефир. Борей. Плач крестьянина.
2 Adagio — Presto.
3 Presto, tempo impetuoso d’estate. Летняя гроза.
Сонет:
- В полях лениво стадо бродит.
- От тяжкого, удушливого зноя
- Страдает, сохнет всё в природе,
- Томится жаждой всё живое.
- Кукушки голос звонко и призывно
- Доносится из леса. Нежный разговор
- Щегол и горлица ведут неторопливо,
- И тёплым ветром напоён простор.
- Вдруг налетает страстный и могучий
- Борей, взрывая тишины покой.
- Вокруг темно, злых мошек тучи.
- И плачет пастушок, застигнутый грозой.
- От страха, бедный, замирает:
- Бьют молнии, грохочет гром,
- И спелые колосья вырывает
- Гроза безжалостно кругом.
Концерт №3 фа мажор «Осень», RV 293
1 Allegro, ballo e canto de’villanelli. Танец и песня крестьянских парней.
2 Adagio molto, Ubriachi dormienti. Спящие пьяные.
3 Allegro, la Caccia. Охота.
Сонет:
- Шумит крестьянский праздник урожая.
- Веселье, смех, задорных песен звон!
- И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
- Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.
- А остальные жаждут продолженья,
- Но петь и танцевать уже невмочь.
- И, завершая радость наслажденья,
- В крепчайший сон всех погружает ночь.
- А утром на рассвете скачут к бору
- Охотники, а с ними егеря.
- И, след найдя, спускают гончих свору,
- Азартно зверя гонят, в рог трубя.
- Испуганный ужасным гамом,
- Израненный, слабеющий беглец
- От псов терзающих бежит упрямо,
- Но чаще погибает, наконец.
Концерт №4 фа минор «Зима», RV 297
1 Allegro non molto
2 Largo
3 Allegro
Сонет:
- Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
- И севера ветра волна накатила.
- От стужи зубами стучишь на бегу,
- Колотишь ногами, согреться не в силах
- Как сладко в уюте, тепле и тиши
- От злой непогоды укрыться зимою.
- Камина огонь, полусна миражи.
- И души замёрзшие полны покоя.
- На зимнем просторе ликует народ.
- Упал, поскользнувшись, и катится снова.
- И радостно слышать, как режется лёд
- Под острым коньком, что железом окован.
- А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
- Идёт не на шутку меж ними сраженье.
- Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
- Дарит нам зима и свои наслажденья.
Примечания
- ↑ Музыкальные фрагменты в формате Ogg Vorbis
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 24 октября 2012. |
Вивальди времена года лето описание произведения. А. Вивальди «Времена года»
«ВРЕМЕНА ГОДА» АНТОНИО ВИВАЛЬДИ – ВЕЧНАЯ МУЗЫКА ВЕЧНОГО ЦИКЛА ПРИРОДЫ
Времена года — одно из самых знаменитых его произведений, также одно из известнейших музыкальных произведений этого стиля. Произведения «Времена года» было создано в 1723 году, а впервые вышло в свет только два года спустя. Каждый концерт соответствует одному времени года, разделен на три части, посвященных трем месяцам каждого времени года. Каждый из концертов сопровождается сонетом. Считается, что сам Вивальди был автором не только музыки, но и стихов. В произведении кроме явного описания сезонов присутствует аллюзия — разный возраст человека, от рождения до смерти (весна как пробуждение природных сил символизирует начало жизни или юность, а зима символизирует конец жизни или старость).
И, боясь падения, будьте внимательны. Но иногда ходоки нетерпеливы для столь медлительности и оставляют осторожность. Это нецелесообразно, и Вивальди говорит в своем сонете. Проходите неуклонно, скользите, падайте на землю. Оркестр точно интерпретирует этот транс, с помощью нисходящих шкал и переменных групп плавких предохранителей. Вивальди называет эпизод «Падение на землю», а сонет продолжает.
Опять бегать по льду. В этой части скрипка, кажется, указывает путь. Пока он не сломается или не сломается. Музыка рисует эту сцену короткими отрывками, а затем паузу, чтобы создать впечатление шума, создающего лед при растрескивании. Следующий эпизод — «Сирокко», этот неприятный влажный ветер, который Вивальди описывает таким образом.
В целом содержание цикла намного богаче, чем просто музыкальное описание природных изменений. сумел мастерски изобразить грозу, зной, журчание ручьев, лай собак, шелест листьев, пыльный знойный ветер, жужжание мух, пение птиц, дождь, холод… Во «Временах года» гениальным образом отражено настроение и чувство каждого месяца в году. Все это и предопределило признание цикла как непревзойденного шедевра.
За закрытыми дверями слышится воющий. Сироко, Борей и других ветров на войне. Сонет заключает следующее. Это зима, и это радости, которые нас приносят. Это напоминает нам, что в конце концов зима также имеет свои компенсации, хотя многие из них получают убежище от дома.
Помимо этой коллекции, венецианцы сочиняли много описательных произведений. В инструментальном, оставил множество концертов, которые имеют титул, десять из которых обсуждаются здесь, первый выпуск этого эссе. Был выбран критерий каталога Питера Рюма. Самые экзотические из потерянных городов и пустынных островов были вдохновением для писателей, художников и музыкантов. Это, в свете многих явлений, которые мир в то время не знал, ощущал приверженность и, что сказать, удовлетворение проявлением через их талант многих переживаний.
Времена года с полной уверенностью можно отнести к «популярной классике». Хотя написал множество других замечательных произведений, для многих имя Вивальди ассоциируется с Временами года и наоборот.
Времена года – «Весна» (La Primavera)
Концерт начинается веселой беззаботной мелодией, каждая нота которой говорит о восторге в связи с приходом весны. Скрипки так чудесно имитируют пение птиц! Но вот – гремит гром. Играющий в унисон оркестр грозным стремительным звучанием имитирует раскаты грома. Вспышки молнии звучат у скрипачей в гаммообразных пассажах. Когда гроза проходит, то снова в каждом звуке радость прихода весны. Снова поют птицы, оповещая о приходе весны. Парящая мелодия солирующей скрипки иллюстрирует сладкий сон крестьянина. Все остальные скрипки рисуют шелест листвы. Альты изображают лай собаки, охраняющей сон хозяина. Заканчивает весеннюю часть танец-пастораль. Буйство энергии и веселое настроение соответствует концу весны, яркость красок свидетельствует о пробуждение природы. Вивальди смог передать всю палитру природных красок звуками оркестра, все оттенки радости – пассажами скрипок!
Сама природа занимает подиум, и таким образом искусство открывает общее созерцание, то есть: аудитория, которая мгновенно реагирует, потому что она отождествляется с красотой, которая всегда окружала человека. Отсюда возникает дескриптивизм, тот поток, который будет представлять через язык вещи и ощущения, выражающие его сущность, качества и обстоятельства. В этой области музыка будет увлекательной: композитор, который позволяет воображению бежать и отказывается от теоретических императивов, воздействует на слушателя, чей слух будет обогащаться таким образом, что мало-помалу он свяжет музыкальный язык с ситуациями о жизни, с которой они знакомы.
Времена года – «Лето» (L’Estate)
Истома от жары передается тихим звучание музыки, как будто слышно дыхание самой природы, заглушаемое только пением птиц. Сначала кукушки, потом щегленка… И вдруг – порыв холодного северного ветра, предвестника грозы. Ветер уносит грозу, возвращается настроение изнеможения от жары. Скрипка передает интонации жалобы. Это жалоба пастуха, его страх перед неумолимой стихией природы. И вновь врывается ветер, и грозные раскаты грома приближающейся грозы. Динамический контраст мелодий не оставляет сомнений, стихия приближается. Неожиданно наступает затишье, это перед бурей… И вот буря разряжается. Открываются небеса и проливают на землю потоки воды, изображаемые гаммаобразными пассажами. Порывы ветра, вспышки молний, звуки мелодии стремительно без остановки следуют один за другим, и кульминацией становится грозный унисон всего оркестра.
Антонио Вивальди — один из композиторов, культивировавший описательный характер. Гений, он знал, как преодолеть физический элемент, чтобы говорить о человеческом отношении к жизни, во всех ее измерениях. Второе движение — мирное и ностальгическое сицилийское, где простая мелодия вызывает ту же песню птицы. И последнее аллегро, свобода: всевозможные онматопоэи. Похоже, что золотой щипчик вырвался из клетки, и поэтому музыка неудержима.
И закрытие работы, движение, которое рассеивает малейшие сомнения в музыке пульса, так что даже можно танцевать. Удовлетворение и недовольство, без определенных ограничений. Первым движением является ругательная музыка: солист разражается, как будто он дразнит. Для второго движения — волна мелодии, которая идет сверху вниз и слева направо. Вначале замечено торможение, что-то оправдано в тональности, не определяя вообще. Когда входит скрипка, беспокойство становится намного лучше, в очень интенсивной хроматической текстуре, которая будет иметь временное спокойствие, вскоре размытое в конфликте темы, более развитое, пока оно не закончится, если оно будет меньше.
Времена года – «Осень» (L’Autunno)
Осенняя часть начинается танцем и песней крестьян. После грозы приходит осенний праздник урожая. Ритмом мелодий передается жизнерадостное настроение. “Разливается” вино, захмелевшие крестьяне танцуют нетвердой походкой, они поют, хоть и трудно различить слова. В конце песни скрипка замирает, все погружаются в хмельной безмятежный сон. Тихо спускается ночь, делая звуки таинственными и обманчивыми. Начинается осенняя охота. Музыка изображает погоню, лай собак, скачки на лошадях и звуки охотничьих рогов, выстрелы и рев раненого зверя.
Третье движение начинается с необычайной напряженности, чей ритм заставляет думать о рыси. Войдите в скрипку, намотав масштаб и с резкими штрихами. Оркестр возвращается, с новинкой тремоло. Новый эпизод скрипки, который блуждает. Регенерация оркестра, с мотивом в нисходящем тремоло, кото
потскажите о Антонио Вивальди времена года информацию. .
Времена года Антонио Вивальди — одно из самых знаменитых его произведений, также одно из известнейших музыкальных произведений этого стиля. Произведения «Времена года» было создано в 1723 году, а впервые вышло в свет только два года спустя. Каждый концерт соответствует одному времени года, разделен на три части, посвященных трем месяцам каждого времени года. Каждый из концертов сопровождается сонетом. Считается, что сам Вивальди был автором не только музыки, но и стихов. В произведении кроме явного описания сезонов присутствует аллюзия — разный возраст человека, от рождения до смерти (весна как пробуждение природных сил символизирует начало жизни или юность, а зима символизирует конец жизни или старость) . В целом содержание цикла намного богаче, чем просто музыкальное описание природных изменений. Антонио Вивальди сумел мастерски изобразить грозу, зной, журчание ручьев, лай собак, шелест листьев, пыльный знойный ветер, жужжание мух, пение птиц, дождь, холод… Во «Временах года» гениальным образом отражено настроение и чувство каждого месяца в году. Все это и предопределило признание цикла как непревзойденного шедевра.Времена года с полной уверенностью можно отнести к «популярной классике» . Хотя Антонио Вивальди написал множество других замечательных произведений, для многих имя Вивальди ассоциируется с Временами года и наоборот.
Времена года – «Весна» (La Primavera)
Концерт начинается веселой беззаботной мелодией, каждая нота которой говорит о восторге в связи с приходом весны. Скрипки так чудесно имитируют пение птиц! Но вот – гремит гром. Играющий в унисон оркестр грозным стремительным звучанием имитирует раскаты грома. Вспышки молнии звучат у скрипачей в гаммообразных пассажах. Когда гроза проходит, то снова в каждом звуке радость прихода весны. Снова поют птицы, оповещая о приходе весны. Парящая мелодия солирующей скрипки иллюстрирует сладкий сон крестьянина. Все остальные скрипки рисуют шелест листвы. Альты изображают лай собаки, охраняющей сон хозяина. Заканчивает весеннюю часть танец-пастораль. Буйство энергии и веселое настроение соответствует ко
А. Вивальди. Времена года. Осень — Ресурсный центр Музыка
Итальянский композитор Антонио Вивальди написал множество замечательных произведений, тем не менее для многих людей имя Вивальди ассоциируется с циклом скрипичных концертов «Времена года», относящихся популярной классике. Именно Вивальди создал жанр сольного инструментального концерта. Сам являясь превосходным скрипачом, Вивальди способствовал развитию виртуозной скрипичной техники. Концерты А. Вивальди послужили образцами концертного жанра для многих композиторов.
Например, И.С. Бах переложил около 20 скрипичных концертов Вивальди для клавесина и органа.
А. Вивальди — автор не только музыки, но и стихов данного цикла. Благодаря гениальной оркестровке Антонио Вивальди сумел мастерски изобразить грозу, зной, журчание ручьев, лай собак, шелест листьев, пыльный знойный ветер, жужжание мух, пение птиц, дождь, грозу, холод…
Но содержание цикла намного богаче, чем просто музыкальное описание природных изменений. Во «Временах года» кроме явного описания сезонов, гениальным образом отражена жизнь человека, от рождения до смерти (весна как пробуждение природных сил символизирует начало жизни или юность, лето-расцвет жизни, а зима символизирует конец жизни или старость).
Концерт №3 фа мажор «Осень» — третий концерт цикла «Времена года» итальянского композитора Антонио Вивальди.
Осенняя часть цикла начинается танцем и песней крестьян. После грозы приходит осенний праздник урожая. Ритмом мелодий передается жизнерадостное настроение. “Разливается” вино, захмелевшие крестьяне танцуют нетвердой походкой, они поют, хоть и трудно различить слова. В конце песни скрипка замирает, все погружаются в хмельной безмятежный сон. Тихо спускается ночь, делая звуки таинственными и обманчивыми.
Сопровождающий «Осень» сонет Вивальди рассказывает о том, что пока одни крестьяне спят, устав от веселья и крепкого вина, остальные завершают свою радость от праздника по-другому — начинается осенняя охота. Музыка изображает погоню, лай собак, скачки на лошадях и звуки охотничьих рогов, выстрелы и рев раненого зверя. Это символизирует в какой-то степени и саму осень, когда яркие краски природы увядают, начинается листопад и природа затихает, готовится к зимней спячке.
Сонет «Осень»
Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.
А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.
А утром на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.
Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
Но чаще погибает, наконец.
Принцип построения мелодии первой части, в которой преобладает темп Allegro, напоминает часть «весенних» концертов: пассажи скрипки соединяются с басами, повторяются, звуки летят весело, легко и восторженно и постепенно стихают.
Вторая часть этого концерта, Adagio, – тихие и безмятежные напевы, в которых главным организующим фактором становится гармония. Гибкая и нежная мелодия усиливается басом, мелодичное движение идет вверх, как в оркестре у чембало, так и в голосах скрипок и солиста. Спокойствие и некоторое оцепенение вызывает унисон виолончели, органа и контрабаса, аккорды отделены друг от друга, амплитуда звучания медленно раскачивается, уходит вниз и замирает.
Третья часть концерта, Allegro, – поздняя осень с трублением охотничьих рожков и гоном зверя. Быстрый ритм выражен танцевальным жанром и обогащен звукоизбирательными элементами, рисующими четкую картину – скачка на конях, погоня и логическое завершение охоты, когда басовые голоса продолжают звучание скрипок, скандируют ритм и выдерживают паузу, создавая впечатление остановки мелодии.
А. Вивальди Времена года Концерт №3 фа мажор «Осень»
Автор: Венская И.С.
Читайте также:
А. Вивальди «Времена года» Весна / описание произведения
Написанный в 1723 году цикл из 4-х концертов «Four Seasons» является самой известной работой Антонио Вивальди и одним из популярных произведений музыки эпохи барокко. Весна это первый концерт из цикла «Времена года».
В первой части знаменитого цикла концертов Вивальди «Времена года» при помощи музыки знаменитый композитор выразил всю мощь весны, сопровождая три произведения стихотворным сонетом, красочно описывающим явления природы.
Сопровождающий прекрасную музыку сонет, Вивальди также разделил на три части: в первой выступает природа, освобождаясь от зимнего плена, во второй мирным сном спит пастушок, а в третьей – пастух пляшет с нимфами под покровом Весны.
Концерт №1 ми мажор «Весна», RV 269
По задумке Вивальди каждому сезону соответствует определенный регион Италии и для весны это романтичная Венеция и берега Адриатики, где особенно прекрасны морские пейзажи и восход солнца над пробуждающейся от зимней спячки землей.
Сонет:
Весна грядёт! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грёз.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пёс.
Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.
Интересна не только старинная барочная форма музыкального концерта «Весна», но и сольное звучание инструментов: нежные звуки скрипки сменяются тревожным гобоем, басы вступают постепенно, накладываясь на мелодию там, где изображается «молния» и «гром».
Мелодия в первой части весеннего цикла — Allegro — часто меняет ритм, дробится, четко слышны «голоса и трели птиц», «журчание ручья», легкость ветерка. Вторая часть – Largo – мелодичная, на протяжении звучания музыки наблюдается трехпластная фактура. Верхний пласт – мелодичное соло скрипки, певучесть и грусть. Средний слой фактуры имитирует тихий шелест листвы и травы, звуки монотонны и хорошо сочетаются с басами третьего пласта – ритмичного, изображающего чуть слышное «тявканье пса». Третья часть цикла по темпу и динамике звучания напоминает первую, но здесь заметно ритмическое торможение в конце каждой мелодической волны. Главным героем цикла Весна Вивальди выбрал солирующую скрипку, разделив каждый «месяц» на три этапа: экспозицию, развитие и репризу.