Времена года вивальди осень описание: А. Вивальди. Времена года. Осень — Ресурсный центр Музыка

А. Вивальди. Времена года. Осень — Ресурсный центр Музыка

Итальянский композитор Антонио Вивальди написал множество замечательных произведений, тем не менее для многих людей имя Вивальди ассоциируется с циклом скрипичных концертов «Времена года», относящихся популярной классике. Именно Вивальди создал жанр сольного инструментального концерта. Сам являясь превосходным скрипачом, Вивальди способствовал развитию виртуозной скрипичной техники. Концерты А. Вивальди послужили образцами концертного жанра для многих композиторов.

Например, И.С. Бах переложил около 20 скрипичных концертов Вивальди для клавесина и органа.

А. Вивальди — автор не только музыки, но и стихов данного цикла.  Благодаря гениальной оркестровке Антонио Вивальди сумел мастерски изобразить грозу, зной, журчание ручьев, лай собак, шелест листьев, пыльный знойный ветер, жужжание мух, пение птиц, дождь, грозу, холод…

Но содержание цикла намного богаче, чем просто музыкальное описание природных изменений. Во «Временах года» кроме явного описания сезонов, гениальным образом отражена жизнь человека, от рождения до смерти (весна как пробуждение природных сил символизирует начало жизни или юность, лето-расцвет жизни, а зима символизирует конец жизни или старость).

Концерт №3 фа мажор «Осень» — третий концерт цикла «Времена года» итальянского композитора Антонио Вивальди.

Осенняя часть цикла начинается танцем и песней крестьян. После грозы приходит осенний праздник урожая. Ритмом мелодий передается жизнерадостное настроение. “Разливается” вино, захмелевшие крестьяне танцуют нетвердой походкой, они поют, хоть и трудно различить слова. В конце песни скрипка замирает, все погружаются в хмельной безмятежный сон. Тихо спускается ночь, делая звуки таинственными и обманчивыми.

Сопровождающий «Осень» сонет Вивальди рассказывает о том, что пока одни крестьяне спят, устав от веселья и крепкого вина, остальные завершают свою радость от праздника по-другому — начинается осенняя охота. Музыка изображает погоню, лай собак, скачки на лошадях и звуки охотничьих рогов, выстрелы и рев раненого зверя. Это символизирует в какой-то степени и саму осень, когда яркие краски природы увядают, начинается листопад и природа затихает, готовится к зимней спячке.

Сонет «Осень»

Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.
А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.
А утром на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.
Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
Но чаще погибает, наконец.

Принцип построения мелодии первой части, в которой преобладает темп Allegro, напоминает часть «весенних» концертов: пассажи скрипки соединяются с басами, повторяются, звуки летят весело, легко и восторженно и постепенно стихают.

Вторая часть этого концерта, Adagio, – тихие и безмятежные напевы, в которых главным организующим фактором становится гармония. Гибкая и нежная мелодия усиливается басом, мелодичное движение идет вверх, как в оркестре у чембало, так и в голосах скрипок и солиста. Спокойствие и некоторое оцепенение вызывает унисон виолончели, органа и контрабаса, аккорды отделены друг от друга, амплитуда звучания медленно раскачивается, уходит вниз и замирает.

Третья часть концерта, Allegro, – поздняя осень с трублением охотничьих рожков и гоном зверя. Быстрый ритм выражен танцевальным жанром и обогащен звукоизбирательными элементами, рисующими четкую картину – скачка на конях, погоня и логическое завершение охоты, когда басовые голоса продолжают звучание скрипок, скандируют ритм и выдерживают паузу, создавая впечатление остановки мелодии.

А. Вивальди Времена года Концерт №3 фа мажор «Осень»

Автор: Венская И.С.


Антонио Вивальди, композиторы, концерты, образование, оркестр, скрипка

история, интересные факты, содержание, видео, слушать

Антонио Вивальди «Осень»

 

Антонио Вивальди. Этого выдающегося композитора эпохи барокко не зря величают итальянским Бахом, а его сочинения восхитительным праздником инструментальной музыки или скрипичной феерией. Произведения гениального маэстро уникальны. В них чудесным образом слились чарующая кантилена и блестящая виртуозность, изысканная роскошь и причудливая эстетика. Вивальди был весьма плодотворным композитором, оставившим потомкам богатое наследие, однако, пожалуй, самым известным творением композитора сегодня признаются скрипичные концерты под общим заголовком «Времена года». Это четыре обворожительных произведения, в которых музыкальными звуками весьма колоритно воссозданы природные красоты каждого времени года, как, например, в обвораживающем слушателей сочинении с названием «Осень».

Историю создания скрипичного концерта Вивальди «

Осень», а также множество интересных фактов и содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

История

Сегодня ни один исследователь творчества Антонио Вивальди не может дать точного ответа на вопрос, когда великий композитор сочинил концерт «Осень», входящий в популярный цикл «Времена года». Существует предположение, что временной промежуток создания данного творения составляет семь лет и начинается он с 1716 года. Некоторые биографы маэстро утверждают, что задумка написать свои знаменитые программные концерты пришла Антонио во время поездки в город Виченца, связанной с постановкой в 1713 году его первой оперы. Путешествие в дилижансе и наблюдение за красотами природы вдохновили Вивальди на создание этих гениальных произведений, которые по первой версии были написаны в течение 1716-го — 1717-го годов.

В ту пору, после принятия сана священника, Антонио уже тринадцать лет служил в одной из венецианских консерваторий — благотворительном приюте сирот «Оспедале делла Пиета». В его обязанности входило преподавание теории музыки, занятия с хористами, репетиции и концертные выступления с оркестром. Композитор лично оттачивал мастерство своих подопечных в игре на инструментах и вокальном исполнительстве. Помимо этого, Вивальди, получив должность главного композитора «Пиеты», обязан был регулярно к каждому церковному празднику создавать новые произведения самых различных жанров, включающие в себя кантаты и оратории, а также инструментальные сочинения: сонаты и концерты.

Благодаря интенсивной и усердной работе маэстро, к тому времени ставшему концертмейстером оркестра «Pieta», публичные службы — концерты воспитанников школы – приюта, устраиваемые по субботам и воскресеньям и отличающиеся совершенством исполнения, стали пользоваться большой популярностью не только среди жителей Венеции, но и гостей города.

В результате слава композитора, виртуозного скрипача и музыкального преподавателя Вивальди распространилась далеко за пределы Италии. Он даже имел честь быть представленным французскому и датскому королям. Поучиться исполнительскому мастерству у талантливого маэстро считалось большой удачей. Также важно отметить, что в то время Антонио начал отдавать предпочтение сочинению опер, однако и к созданию инструментальной музыки относился с прежним вниманием.

Следующим творческим периодом, которому биографы композитора приписывают создание цикла «Времена года» и входящего в него концерта «Осень», была служба Антонио у принца Гессен-Дармштадтского — губернатора Мантуи. Приглашение от высокопоставленного вельможи занять престижное место капельмейстера при его дворе Вивальди получил в 1717 году, но покинуть Венецию маэстро смог лишь на следующий год. В Мантуе он сочинял не только инструментальные произведения для оркестра герцогского двора, но также писал оперы, предназначавшиеся для карнавальных сезонов.

 Такой вид творчества поспособствовал знакомству Антонио с Анной Жиро – молодой певицей, которой впоследствии он явно благоволил. Именно для неё композитор писал все свои оперы, а Анна соответственно своей популярностью оперной дивы была обязана Вивальди. По поводу взаимоотношений Жиро и Антонио ходили разного рода кривотолки, вредившие его репутации священника, но маэстро всем объяснял, что их связывает только дружба и профессиональная совместная деятельность. Тем не менее некоторые искусствоведы полагают, что Анна всё же была музой композитора и собственно после знакомства с ней Вивальди сочинил волшебные программные концерты, в том числе и вышеупомянутую «Осень».

Около 1720-го года Антонио отправил обессмертившие его имя сочинение в амстердамское нотное издательство, а в 1725 году в числе двенадцати концертов для скрипки оно было опубликовано в сборнике произведений, который композитор именовал «Спор гармонии и фантазии». Первые композиции имели названия «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима».

Сам Вивальди изначально не объединял их в четырёхчастный цикл и название «Времена года» концерты получили только в двадцатом веке, когда вновь возник большой интерес к творчеству великого маэстро.

 

 

Интересные факты

  • Сегодня известно двадцать восемь произведений Антонио Вивальди, которые имеют программные названия, однако только четыре из них: скрипичные концерты «Весна», «Лето», «Осень», «Зима», то есть те, что входят в цикл «Времена года», являются подлинно программными.
  • Точно никто не может сказать, кто является автором сонетов, которые определяют характер развития музыкального материала концертов, входящих в цикл «Времена года» и соответственно произведения «Осень». Есть предположения, что поэтические тексты были написаны под сочинённую музыку, и их автором является сам Вивальди.
  • Автором русского перевода сонетов, раскрывающих программную сущность концертов цикла «Времена года», является Владимир Григорьев. Чтобы точнее передать смысл поэтических текстов он отступил от сонетной формы и заменил её четверостишьями.
  • Как было указано выше, Антонио Вивальди оставил потомкам богатое творческое наследие, однако при жизни композитора было напечатано весьма незначительное количество его сочинений. Возможно, не допуская издательства наиболее технически выигрышных произведений, композитор стремился сохранить секреты своего исполнительского мастерства. Так впоследствии поступал и Никколо Паганини.
  • Вивальди слыл необычайно виртуозным скрипачом. Современники отмечали необычайную подвижность его левой руки, которая не имела ограничений и к тому же без труда достигала любой позиции на грифе.

 

Содержание «Осени» Вивальди

«Осень» (L’Autunno) является третьим произведением в знаменитом цикле Антонио Вивальди «Времена года». Как и предыдущие концерты, данная композиция сопровождается поэтическим текстом – сонетом, в содержании которого описывается то, что автор хочет рассказать слушателю посредством музыкальных звуков. Крестьяне после успешного сбора урожая устроили праздник, который начинается весёлой песней и танцем. После изрядного количества выпитого вина, захмелевшие селяне, валятся с ног и погружаются в сладкий сон. Однако ночь проходит. На рассвете спящих людей будит лай собак, топот лошадиных копыт, звук охотничьих рогов и выстрелы. Это егеря загоняют раненого зверя. Из всего вышесказанного следует, что поскольку в произведении рисуются жанровые картинки, то оно изобилует звукоизобразительными деталями.

В «Осени», как и в других концертах цикла, Вивальди использует контрастную трёхчастную форму, в которой первая часть энергичная, вторая – спокойная и третья – вновь подвижная.

Первая часть композиции (Allegro), в пояснении озаглавленная автором «Песни и танцы», написана в тональности Фа мажор и в форме старинного концерта. То есть её тематический материал основан на чередовании главной темы, имеющей название ритурнель, и связующих построений – интермедий.

Произведение открывается жизнерадостной ритмичной темой, которую оркестр и солирующая скрипка играют вместе.

Особую выразительность музыке придаёт эффект эха, столь излюбленный композиторами стиля Барокко. Следующий раздел композиции иллюстрирует весёлую сценку. Солист своими лёгкими струящимися пассажами изящно демонстрирует, как по кружкам разливается ароматное вино, а нерешительные мелодические линии оркестровых партий живо изображают опьяневших крестьян, чьё настроение поднимается, однако походка становится нетвёрдой и речь весьма невнятной.

Вторая часть концерта. Adagio molto. Данную композицию, в которой Вивальди воплотил картину безмятежного сна крестьян после большого количества выпитого на празднике вина, композитор озаглавил «Спящие пьяные». Она написана в параллельной ре-минорной тональности и трёхдольном размере. В отличие от других концертов цикла «Времена года» в среднем разделе этого произведения фактура не делится на три пласта. Здесь в тихой мистической музыке, создающей ощущения покоя, главной становится не мелодия, а гармония. Безмятежный напев, исполняемый засурдиненными скрипками, нежно звучит на фоне прозрачного арпеджированного аккомпанемента.

Третья часть. Allegro. «Охота». В этом разделе произведения форма старинного концерта проявляется наиболее ярко, то есть периодично повторяющаяся ритмичная главная тема, весьма напоминающая весёлый танец, постоянно прослаивается интермедиями. Музыка композиции щедро наполнена звукоизобразительными  деталями. Здесь колоритно рисуется картина охоты: звук рога, скачки и погоня. Связующие построения, сопровождаемые ремарками композитора изображают выстрелы и лай собак, а также травлю и преследование зверя.

 

«Осень». Это произведение можно назвать настоящим живописным полотном, в котором Вивальди посредством музыкальных звуков настолько колоритно проиллюстрировал жанровые сценки, что слушателю как наяву удаётся побывать и на весёлом крестьянском празднике, и поучаствовать в азартной охоте. Фантазия и звукоизобразительное мастерство композитора в данном творении настолько велико, что оно безоговорочно было признано уникальным шедевром.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Антонио Вивальди «Осень»

 

Осень и Зима: Интерлюдия

© Pixels

Хотя «Весна» может быть концертом, знакомым большинству людей, именно Осень и ее возвращение к мажорной тональности кажется центральным в «Времена года» . Страх и испуг Лета исчезают с появлением урожая.

Что еще интересно, так это то, как Вивальди ломает сонет. До этого момента первые 8 строк иллюстрируют первое движение, следующие 3 используются для второго движения, а последние 3 становятся ядром третьего движения. Теперь он разбивает 14 строк как 4+2+8.

Мы начинаем с простой повторяющейся танцевальной мелодии, прежде чем скрипка становится солисткой. Теперь вино делает скрипку то положительно болтливой, то энергичной и томной.

Аллегро

Крестьянин празднует песнями и танцами
удовольствие от богатого урожая.
И, загоревшись вакховым ликером,
многие заканчивают свой пир во сне.

Антонио Вивальди: Времена года – Концерт для скрипки фа мажор, соч. 8, № 3, РВ 293, «L’autunno» (Осень) – I. Allegro (Райнер Кассмауль, скрипка; Солисты Берлинского барокко; Райнер Кассмауль, дирижер)

Во второй части все уснули – столько есть и пить и так много поводов для празднования, что немного вздремнуть не помешает.

Adagio molto

Все созданы для того, чтобы забыть о своих заботах и ​​заставить петь и танцевать0019 От сладкого сна к блаженному наслаждению.

Антонио Вивальди: Времена года – Концерт для скрипки фа мажор, соч. 8, № 3, РВ 293, «L’autunno» (Осень) – II. Adagio molto (Райнер Кассмауль, скрипка; Солисты Берлинского барокко; Райнер Кассмауль, дириж. )

В заключительной части у нас другой вид осенней жатвы – охотники по следу дикого зверя. Гончие преследуют, зверь стоит в страхе, он снова убегает, и погоня продолжается. Все напрасно, охотники торжествуют и в грустной минорной концовке зверь умирает и тогда все празднуют.

Аллегро

Охотники появляются на новом рассвете,
И с рогами, собаками и ружьями отправляются на охоту.
Дикий зверь убегает, и они идут по его следу;
Испуганный и уставший от сильного шума
пушек и собак, раненый зверь,
тщетно пытается бежать, но измученный, умирает.

Антонио Вивальди: Времена года – Концерт для скрипки фа мажор, соч. 8, № 3, РВ 293, «L’autunno» (Осень) – III. Аллегро (Райнер Кассмауль, скрипка; Солисты берлинского барокко; Райнер Кассмауль, дирижер)

© scotchwhisky.com

Эта осень такая, какой мы ее ожидаем – пиршество и охота, но с некоторыми комментариями в обстановке. Их так много, что невозможно не съесть все подряд, но так ли уж необходимо было в конце концов ходить на охоту? После того, как человек боится природы летом, природа начинает бояться человека осенью.

Зима в искусстве чаще всего видится изнутри – теплый огонь, дремлющая собака, идея комфорта в суровом мире – но Вивальди выбрасывает нас наружу, в снег. Мы дрожим, дрожим, топаем ногами и бежим, чтобы поддерживать движение крови и циркуляцию тепла. Vivaldi идеально уловил скорость ветра и вибрацию наших стучащих зубов.

Allegro non molto

Дрожать от холода в ледяном снегу,
В резком дуновении ужасного ветра;
Бежать, ежеминутно топая ногами,
Стучать зубами в сильный мороз.

Антонио Вивальди: Времена года – Концерт для скрипки фа минор, соч. 8, № 4, RV 297, «L’inverno» (Зима) – I. Allegro non molto (Гидон Кремер, скрипка; Лондонский симфонический оркестр; Клаудио Аббадо, дирижер)

Теперь мы внутри, и на улице дождь, или это сосульки капают с дома?

Ларго

Перед огнем проходят мирные, довольные дни
пока на улице льет дождь.

Антонио Вивальди: Времена года – Концерт для скрипки фа минор, соч. 8, № 4, РВ 297, «Л’инверно» (Зима) – II. Ларго (Гидон Кремер, скрипка; Лондонский симфонический оркестр; Клаудио Аббадо, дирижер)

Это одно место, где я думаю, что эта запись ошибается — темп слишком быстр для идей в поэзии. Прослушайте его еще раз в более медленном темпе и посмотрите, согласны ли вы.

Антонио Вивальди: Времена года – Концерт для скрипки фа минор, соч. 8, № 4, РВ 297, «Л’инверно» (Зима) – II. Ларго (Такако Нисидзаки, скрипка; Capella Istropolitana; Стивен Гунценхаузер, дириж.)

Мы возвращаемся на улицу. Начинаем осторожно, каждый шаг тщательно осматриваем, а потом ошибаемся, поворачиваемся и бум, грохнемся о землю. Вставая снова, мы знаем самое худшее, что может случиться, и мы менее осторожны, больше торопимся и пытаемся попасть домой. Мы несчастны из-за холода, падений и постоянной дрожи? Нет, сейчас зима, поэтому мы на улице и скользим.

Аллегро

Мы идем по обледенелой тропе медленно и осторожно,
боясь споткнуться и упасть.
Потом резко повернуть, поскользнуться, рухнуть на землю,
И, поднявшись, поспешить по льду, а то треснет.
Мы чувствуем, как холодный северный ветер гуляет по дому
, несмотря на его запертые и запертые двери…
Это зима, которая, тем не менее,
приносит свои прелести.

Антонио Вивальди: Времена года – Концерт для скрипки фа минор, соч. 8, № 4, РВ 297, «L’inverno» (Зима) – III. Presto (Гидон Кремер, скрипка; Лондонский симфонический оркестр; Клаудио Аббадо, дирижер)

© EskiPaper.com

Как и в «Осени», Вивальди разбивает сонет на 4+2+8; это позволяет ему отделить конец среднего стиха. Использование Вивальди формы концерта с контрастирующим медленным движением было использовано с большим мастерством на протяжении всего концерта — иногда мы лежим на солнце, иногда лежим в страхе перед погодой, иногда спим после избытка пищи, и, в случае зимы мы прогреваемся внутри, чтобы снова выйти на улицу!

Вивальди не был первым, кто написал о временах года, было много предшественников, таких как четыре фантазии-сюиты Кристофера Симпсона Времена года , Жан-Батист Люлли Ballet des Saisons (1661), морозная сцена Генри Перселла в Акт III из Король Артур (1691) и его «Маска времен года» в акте IV из Королева фей (1692), Ballet des saisons Паскаля Колласа (1695), Journal du Printemps Иоганна Каспара Фишера (1695) и Zodiaci Musici Иоганна Абрахама Шмирера (1698). В тех произведениях, которые сильно отличаются от концепции Вивальди, мы видим сходство в использовании музыкальных фигур для ветра и дрожи. Тем не менее, именно работы Вивальди так ясно напоминают нам о временах года. Мы можем посочувствовать герою-поэту, когда он проходит через год — мы знаем, что такое заснуть на солнце и поскользнуться на куске ледяной земли. Мы видим себя в каждом из произведений, и это помогло сделать эти работы такими любимыми.

Чтобы узнать больше о лучшем в классической музыке, в нашем электронном бюллетене

С Fall Upon Us откройте для себя поэзию в «Четырех временах года» Вивальди

Блог персонала / Окончательный плейлист Classical California

Опубликовано Аланом Чепменом · 17 сентября 2021 г., 00:00


Мы поздравляем Classical California Ultimate Playlist с серией веселых и информативных блогов о музыке, которую вы любите.

По мере того, как лето уходит и наступает осень, наши мысли, конечно же, обращаются к девятке Вивальди. 0005 Four Seasons , в котором каждому сезону соответствует свой концерт для скрипки.

Основу концертов составляет набор из четырех сонетов, вполне возможно, написанных самим Вивальди. Эти сонеты появляются в печатном издании, и между конкретными строками стихов и конкретными отрывками из музыки устанавливается явная связь. Доказательством Вивальди как поэта является тот факт, что каждый из сонетов превосходно соответствует форме его концертов: быстрая часть, медленная часть и еще одна быстрая часть в заключение.

В середине каждого сонета есть материал, подходящий для этой медленной средней части: Весной медленная часть изображает спящего козопаса со своей верной собакой рядом с ним. Летом это усталый пастух, который не может спать из-за страха перед молнией, громом, мухами и шершнями. Осенью мягкий воздух усыпляет всех человек. И, наконец, зимой медленное движение олицетворяет тихие, довольные дни у очага.

Это осенний сонет:

I. Allegro
Крестьянин празднует с песнями и танцами
Урожай благополучно собран.
Чаша Вакха течет свободно, и многие
Находят утешение в глубоком сне.
II. Adagio molto
Пение и танцы стихают
Когда прохладный ветерок дует в приятный воздух,
Приглашает всех спать
Беззаботно.
III. Allegro
Охотники появляются на рассвете,
Готовы к погоне,
С рогами, собаками и криками.
Их добыча убегает, пока они преследуют.
Испуганная и раненая, добыча борется,
Но, измученная, умирает.

Я воздержусь от комментариев о премудростях охоты с похмелья, но приглашу вас послушать подробности в концерте:

Алан Чепмен

Алан Чепмен ведет Modern Times по субботам с 22:00 до полуночи и «Музыкальное приношение» по воскресеньям с 9:00 до 11:00.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *