Зачем крестятся люди – Как правильно нужно креститься православным христианам у входа в церковь,в церкви, на крещении, на кладбище | УРОКИ ПРАВОСЛАВИЯ

Зачем креститься?

.

Вопрос «зачем креститься» можно понимать с двух сторон. С одной стороны, зачем нужно принимать Таинство святого Крещения, а с другой стороны, зачем нужно осенять себя крестным знамением. В данной статье мы рассмотрим оба этих вопроса.

Таинство Крещения имеет решающее значение в жизни каждого человека. Также как появиться в мир человек может после своего телесного рождения, так и войти в Церковь Христову человек может только после духовного рождения, то есть в участии Таинства Крещения. После Крещения человек может участвовать в других Таинствах Православной Церкви, участвовать в богослужении, за крещеного человека можно подавать записки в церкви. Во время Таинства Крещения омываются все грехи крещаемого, одежды его души становятся такими же белоснежными, как традиционные крестильные одежды. Теперь его задача возрастать в духовной благодати с Божией помощью и через участие в церковной жизни.

 

Зачем осенять себя крестным знамением

 

Зачем осенять себя крестным знамением, можно ответить, вспомнив животворную и великую силу креста Господня. Спаситель принял свои страдания ради спасения рода человеческого от грехов путем распятия на кресте. С этого момента знак креста является орудием победы над злом, смертью и всем негативным. Когда человек осеняет себя крестным знамением, то он вспоминает ту жертву, которую принес Спаситель во имя любви к людям. При этом важно знать, как правильно креститься.

 

Зачем крестился Иисус

 

Зачем крестился Иисус, если Он был абсолютно безгрешен? Каждый человек принимает Таинство святого Крещения для оставления грехов. Даже маленькие новорожденные дети осквернены первородным грехом, который передается людям от их родителей из поколения в поколение. Наш Господь Иисус Христос во время Своего погружения в воды Иордана принял на Себя грехи всего человечества. Потом во время страданий на кресте сам Господь принес Себя в жертву за эти грехи людей. Также смыслом того, зачем крестился Господь Иисус Христос, является образ для подражания другим людям. Господь показал нам пример; если крестился наш Спаситель, то тем более должны креститься Его последователи – христиане. Поэтому одной из целей, зачем люди крестятся, должно быть желание подражать своему Господу.

 

Зачем креститься человеку, если он не ходит в храм

 

К сожалению, сейчас есть такие случаи, когда некоторые люди хотят быть крещеными только по той причине, что так делают все. Они хотят подражать большинству, не задумываясь о глубоком смысле Таинства Крещения. Зачем нужно креститься должен понимать каждый христианин сознательного возраста. В древней Церкви, когда человек собирался принять Таинство святого Крещения, он на протяжении долгого времени изучал основы христианской веры. Он участвовал в некоторой части богослужения, так называемой «литургии оглашенных», и покидал церковь в тот момент, когда священнослужитель произносил возглас «оглашенные, изыдите». Оглашенными назывались те люди, которые готовились к принятию Таинства святого Крещения. В настоящее время в большинстве храмов существует специальное собеседование перед Крещением. Если крестят ребенка, то на собеседовании должны присутствовать его родители и крестные, так как они от имени малыша берут ответственность за его христианское воспитание. Если Крещение принимает взрослый человек, то тогда он сам должен присутствовать на таком собеседовании. Перед принятием Крещения необходимо понимать зачем нужно креститься и иметь искреннее желание и потребность в духовной жизни.

 

Зачем креститься при входе в храм

 

Зачем креститься при входе в храм, подразумевается осенять себя крестным знамением. Храм является святыней, поэтому заходить в него нужно с особым благоговением и молитвой. При осенении себя крестным знамением при входе в храм нужно молиться и просить у Господа благословения на то, чтобы в храме мы получили пользу для спасения своей души.

 

Зачем креститься в церкви

 

Зачем креститься в церкви, то есть осенять себя крестным знамением, как это делают все верующие люди, нужно для того, чтобы воспламенить свое сердце молитвой к Господу. Православный храм или церковь является местом особой благодати Божией. В храме хранятся Святые Дары, которыми священник причащает верующих во время божественной литургии. В каждом храме в алтарной части находится антиминс, в который вшита частица мощей святых угодников Божиих. Поэтому в церкви нужно себя вести с особым почтением к святыне, с молитвой и с частым осенением себя крестным знамением. Во время богослужения нужно стараться креститься одновременно с другими людьми для того, чтобы все проходило чинно и благоговейно. Если на богослужении присутствует большое количество людей, как часто бывает во время больших праздников, и вам тяжело пошевелиться, то тогда нужно стоять тихонько и молиться мысленно. Если вы при попытке осенить себя крестным знамением можете причинить неудобство другим людям, то тогда в таких ситуациях лучше воздержаться.

 

Зачем нужно креститься. В каких случаях осенять себя крестным знамением

 

Человек принимает Таинство Крещение во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, то есть во имя нашего единого Господа в трех Лицах. Во время осенения себя крестным знамением человек также вслух или мысленно произносит слова «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». Таким образом мы призываем благодать Господа и Его благословение на свою жизнь, мысли, поступки и намерения. Православный человек должен понимать зачем нужно креститься и в каких случаях нужно осенять себя крестным знамением. Это должно быть естественной потребностью его души и благочестивой привычкой. Осенять себя крестным знамением нужно неспешно. Молиться и призывать помощь Божию во время нанесения крестного знамения можно после утреннего пробуждения, перед отходом ко сну, перед вкушением пищи и после него, перед началом всякого доброго дела и по завершении его. Также благочестивые родители осеняют своих детей крестным знамением и постоянно молятся об их духовном и телесном благополучии ко Господу. Мы можем креститься во время опасности, и когда она миновала, когда приключилось заболевание или какая-то беда, во время особой радости и желания поблагодарить Бога, во время произнесения различных молитвословий, перед входом в церковь или после выхода из храма, во время богослужения или во время своей домашней молитвы. Чем чаще мы будем креститься и обращаться с молитвой ко Господу, тем лучше будет для нашей души и наших близких.

Автор статьи: Ксения Орабей, теолог-религиовед

Цель Крещения – спасти свою душу, спасти себя, если этого желания нет – креститься не надо

После долгих колебаний между нашей языческой верой и православием я решила принять христианство. В храме меня направили на огласительные беседы. Молодой человек, который их вёл, неожиданно для всех присутствующих вдруг начал доказывать, что нам не надо креститься.

После долгих колебаний между нашей языческой верой и православием я решила принять христианство. В храме меня направили на огласительные беседы. Молодой человек, который их вёл, неожиданно для всех присутствующих вдруг начал доказывать, что нам не надо креститься. Он спрашивал: «Зачем вы хотите креститься? Для чего?» Люди отвечали разное. Кто-то говорил, что для здоровья, кто-то – для того, чтобы жить легче стало с Божьей помощью, кто-то надеялся защититься от сглаза и порчи, кто-то хотел совершенствоваться. Но ни один ответ нашего учителя не удовлетворил. Он принялся доказывать, что с такими мыслями креститься не стоит и… ДОКАЗАЛ. Я решила не принимать крещение. И всё же червь сомнения в душе остался. Может, всё-таки надо было? Хотя я до сих пор не знаю правильного ответа на вопрос: «Зачем креститься?» Нам не смогли объяснить этого на беседах. Может, попытаетесь вы?
Раиса.

Дорогая Раиса, получив Ваше письмо, я сразу вспомнила «любимый список крещёных людей» замечательного священника Дмитрия Смирнова: Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Адольф Гитлер, Владимир Ленин, Феликс Дзержинский, Лаврентий Берия…

Отец Дмитрий говорит: «Если Вы веруете в Пресвятую Троицу и хотите стать членом Церкви, то надо креститься, потому что это реализуется только через таинство Крещения». Крещение означает новую жизнь, потому что Дух Святой нисходит на человека, – растолковывает священник и очень жёстко формулирует: «Крестить человека, который этого не понимает, всё равно, что крестить неразумное животное. Если крестим малыша, то взрослые должны понимать и воспитывать ребёнка соответствующим образом. Ведь крёстный от лица ребёнка обещает Богу, что этот маленький человечек вырастет христианином».

Поэтому, Раиса, замечательно, что Вы думаете о сути таинства, о том, как оно должно повлиять на Вашу жизнь. И надеюсь, эти размышления приведут Вас в храм.

Но ещё я поняла, кто же на самом деле «виноват» в том, что некоторых людей в якутских храмах отговорили креститься.

Ещё в 2002 году до Якутска дошли кассеты с записями огласительных бесед отца Михаила Зайцева, служившего тогда в Казанском храме г. Нерюнгри. Я спросила его: нельзя ли расшифровать эти плёнки и использовать их для печати? Ведь все, кого отец Михаил огорошивал своим странным для священника заявлением, к концу бесед понимали, что без Бога и Церкви им никак… Но батюшка не благословил. «Понимаешь, – объяснил он, – я никогда не повторяюсь на беседах. Всё зависит от того, кто передо мной сидит, какие люди, насколько они образованны, как настроены, и т.д., и в зависимости от того, как они реагируют на мои слова, я строю свою речь. Никогда нельзя перенимать схему. Без должного наполнения она всё равно не будет работать». Видимо, это и произошло. Схема не сработала.

Но, может, Вам, Раиса, поможет интервью, которое мы записали с отцом Михаилом на эту тему почти десять лет назад.

Не надо креститься?

В таинствах Церкви Бог доводит до человека благодать (особую Божественную силу), которую сами люди не способны стяжать никак иначе – ни молитвой, ни чтением Библии, ни даже великим подвигом, – доводит её как дар, через вещество этого мира: воды Крещения, хлеб и вино Евхаристии, миро Миропомазания. Таинство Крещения как бы раскрывает в человеке эту способность – к принятию даров Святого Духа. Христос говорит: «…Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3, 5-7).

Но многие жалуются, что, принимая таинство Крещения, никакой благодати не чувствуют. А порой вообще ничего не чувствуют, кроме раздражения, как будто человеку что-то очень важное пообещали и не дали. Отчего так происходит? Почему не совершается рождение духовное? Или на самом деле оно происходит, но остаётся незамеченным, и крестившийся только думает, что продолжает жить в прежнем мире, а на самом деле перед ним открывается уже совсем иная реальность? Что требуется от человека, чтобы Крещение стало для него не только внешним, но глубочайшим внутренним событием? На эти вопросы мы попросили ответить священника Михаила ЗАЙЦЕВА.

– Отец Михаил, я слушала Ваши огласительные беседы (т.е. беседы, в которых перед совершением таинства Крещения вступающим в Церковь сообщается христианское вероучение) и была потрясена. Вы в самом начале на разные лады повторяли одну и ту же фразу: «Не надо креститься». Ну это как-то странно от священнослужителя слышать…

– Да, я сразу спрашиваю: «Что подтолкнуло вас к Крещению? Вы себе ответили: для чего я крещусь, зачем это нужно?» Без ответа на этот вопрос креститься не надо. Добра не будет. Крещение – это особый завет с Богом, особые отношения с Ним, которые могут иметь для человека различные последствия: либо мир и благополучие, либо… совершенно обратное.

Вы прекрасно видите, в каком состоянии находится наше общество – падение нравов, попрание морали, деградация и физическая, и интеллектуальная, и духовная, разгул преступности и т.д. Это ещё более ужасно с той точки зрения, что у нас сейчас 70% населения – христиане. И причём, простите, всех их угораздило покреститься в последние десять – двенадцать лет, на которые и приходится это дикое падение человеческое.

Страшная статистика, правда? Толпы пришли ко Христу – и соврали. Толпы солгали Богу! Мы получаем по заслугам, и всё, что вокруг происходит, весьма логично: даже человеку соврать – нехорошо, а уж соврать Богу! Понятно, чем должно кончиться.

– Почему это происходит?

– Из моего опыта, разговоров с людьми, идущими на крещение, могу констатировать, что подавляющее большинство слабо представляет, зачем это нужно и что дальше делать. Более того, цели, с которыми люди принимают крещение, часто противоположны тому, зачем вообще дано человеку это таинство. Большинство идёт вовсе не за тем, что надо искать в Церкви.

– Интересно, что обычно отвечают на Ваш вопрос?

– «Чтоб здоровье было получше», «…Ну, дела финансовые поправить», «Вообще, какая-то жизнь пошла тяжёлая», «Что-то с кем-то не получается», «Ребёночка надо покрестить, чтоб не болел, – не дай Бог, сглазят…» и т.д. и т.п. Вот с этим идти на Крещение не надо. Зачем? Такие вопросы следует решать другим порядком: хочешь здоровья? – иди в поликлинику, ищи хорошего врача; желаешь денег? – лучше работать надо; порча, сглаз – это тоже не из области религии. Очень редко удаётся услышать правильный ответ.

 

Правильный ответ

 

– А каков он? Скажите!

– Креститься нужно, чтобы стать христианином, жить так, как Бог учил, душу свою спасти. Может быть, другим на этом пути помочь. Этим исчерпывается цель нашего крещения.

Всё остальное – второстепенно. Будут земные блага, не будут – мы не знаем. Может, наоборот, гораздо хуже станет. Этот вопрос второго порядка. Принципиально то, что нам предстоит умереть, дать отчёт перед Господом о своих делах и получить либо полное счастье в Вечной жизни, либо совершенно полярное.

Цель Крещения – спасти свою душу, спасти себя. Если этого желания нет пока – креститься не надо. Стоит ещё подумать, порассуждать, попробовать прочувствовать.

То есть если человек ищет не Бога, а способ получить блага от Него – не надо креститься, повторять опыт миллионов несчастных людей, которые сами себя обманули (Бога обмануть нельзя). Крестятся, думают, что у них теперь всё хорошо будет, а всё наоборот происходит, потому что соврали Богу, получают соответствующее эхо.

Если человек не ищет личной встречи с Богом, если Бог для него что-то далёкое и непонятное – не надо креститься, рано. Если у вас нет уверенности в том, что ребёнок, которого вы собрались крестить, будет жить хоть в каком-то соприкосновении с этой идеей – «поиск Бога», если вы не готовы своей любовью и примером показать ему путь к Церкви, тоже не надо спешить, ничего хорошего не выйдет.

Вот если я ищу Бога, если я сам хочу быть похожим на Бога (а именно это – цель христианства – обожение!), вот тогда всё замечательно, тогда надо идти креститься и в дальнейшем жить соответствующим образом. Если нет жажды Бога, стремления к Нему, желания жить, исполняя волю Господа, по заповедям Его, креститься не надо – последнее потеряете, жизненная практика показывает.

– Со мной такое было, и только много позднее я поняла, почему жизнь после Крещения на меня так «обрушилась».

Митрополит Антоний Сурожский не устаёт повторять, что в православии (в отличие от язычества) нет магии, которую он определяет как «насилие человеческой воли, человеческого произвола над природой и над другим человеком», что таинство – это не обряд. Таинство церковное – «это непосредственные Божии действия, которые через материю этого мира каким-то образом до нас доносят, доводят какую-то искорку жизни Самого Бога». Но очень важно, что таинство совершается Богом над человеком не без самого человека.

 

Можно ли сказать, что тех, кто во время Крещения устремляется к Господу, Бог принимает в Свою обитель, подаёт помощь и утешение, а тех, кто рвётся совсем в другом направлении, Он силой не держит, отпускает в те безблагодатные области духа, находясь в которых человек (какие бы материальные блага ни приобрёл) открыт для воздействия на него «духов злобы поднебесной», а значит, несчастен?

– Чувствует человек это или не чувствует, но он открывается новой Божественной реальности, которая отныне будет определять его жизнь до самой смерти и, главное, после.

Я не только из опыта своего могу сказать, об этом говорит Священное Писание: человек, который живёт в мире с Богом, в гармонии с Ним, от многих бед защищён. И так защищён, что никакое зло сквозь эту защиту не пробьётся. Праведники у Бога на особом счету и под особым покровительством. Праведный – тот, кто правды Божией ищет, – не удовлетворения своих эгоистических, земных запросов, а Бога. Вот эти люди, безусловно, под особым покровительством Господа, это касается всех сторон жизни – и физической, и интеллектуальной, и финансовой, и социальной, и политической. Сам Христос учит не заботиться и не говорить «что нам есть? или что пить? или во что одеться?»: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 31-33). Вся история человека показывает, что тогда, когда люди близки с Богом, жизнь нормализуется, когда отношения с Творцом портятся, всё приходит в упадок.

Главное – надо понять: как человек приходит ко Христу, каким и зачем он приходит. Если Бог для него – лишь средство для решения земных проблем, о каком преображении может идти речь?

 

В руки, сложенные за спиной, не даётся ничего

– Значит, всё дело только в нашей внутренней готовности?

– Не только. Предположим, что человек идеально подготовлен, прошёл институт оглашенных (хотя бы те беседы прослушал, которые сейчас проводятся в храмах), предположим, воцерковился. Какие вопросы он ставит перед собой в качестве приоритетных после крещения? От этого всё зависит.

И ещё такой момент: мы покрестились во имя Духа Святого, но почему Его в нас нет? Тут надо помнить, что мы сотворены по образу и подобию Божиему. Образ есть. Подобия надо достигнуть. Иногда Господь при крещении даёт радость неземную, но она непостоянна, в силу того, что мы ещё во Христе непостоянны.

Всё необходимое в таинстве мы, безусловно, получаем и так или иначе это чувствуем, но стабильным такое состояние становится уже после того, как мы прошли свой личный путь. Да, мне дали всё в дорогу, снарядили всем при крещении. Но потом надо идти, а не сидеть на этих узлах с хорошим снаряжением.

– Мой крестник маленький, когда его крестили, слышал звон колоколов, которого на самом деле не было.

– Да, с такими вещами я не раз сталкивался, когда люди в момент крещения переживали некоторое откровение. Но всё, о чём я знаю, было лишь знамением. Нужен путь. В вере, как бы это помягче сказать, нет иждивенчества. Господь не допускает нас до этого. Благодать даётся тогда, когда она востребована, когда она созидает. Господь даёт в протянутые и жадные руки. В руки, сложенные за спиной, Он ничего не даст. Надо желать и просить, и всё дастся.

– А Вам не кажется, что есть ещё один момент. Я крестилась одна, и это было так таинственно и даже страшно, а вот большинство друзей моих и мама крестились среди большого количества народа – и это до некоторой степени мешает. Нет?

– Конечно, сам чин совершения Крещения очень важен. У нас в Нерюнгри при храме есть группа молодых людей, верующих, которые хотят чуть больше делать, чем просто в храм ходить. И к ним можно отсылать людей невоцерковлённых, только-только вступающих в Церковь. Народ ведь приходит самый разный. Один молодой человек, например, буквально был помешан на инопланетянах. Добрый парень, думающий, ищущий, он через общение с этой группой христиан пришёл к Богу. Или другой – музыкант, серьёзный, здравомыслящий, образованный… Для него стало откровением, как к нему отнеслись его сверстники: они говорили о Христе, об Евангелии, об Истине и пути к Богу, о божественном достоинстве человека, и он это для себя открывал. Они были обыкновенные люди, но он видел в них тот огонь, который в нём самом ещё не зажёгся.

Многие другие (обо всех не расскажешь) не ленились ходить в храм месяц-два, разговаривали с прихожанами, искали суть православия, Христа искали; пусть задавали поначалу совершенно жуткие вопросы, но они их задавали. Причём их никто не торопил с крещением. Ещё говорили: «Ты подожди, подумай хорошо, надо ли тебе это». Когда такие серьёзно подготовленные люди искренно приходили к вере, чувствовали, что Крещение им необходимо, я их крестил по одному, причём литургическим чином, очень рано, в пять утра. Представьте, в храме присутствуют только священник, тот, кто крестится, и его поручители. Горят свечи, мы совершаем литургию, крестим человека, тут же его причащаем – это на всю жизнь.

Конечно, мы не можем крестить всех так, как это в древней Церкви было, когда крещаемый чувствовал, что в данный момент жизни он центр всей общины. Проблема чисто технически трудно решаема при том, сколько людей идёт сегодня в храмы с желанием покреститься. Хорошо, если человек горит во время совершения Таинства, он никаких внешних неудобств даже не заметит, но основная масса рвётся на Крещение не готовой, в состоянии некоторой мечтательности, и этим людям нужно помочь прочувствовать Христа.

Я думаю, что Христос при Крещении рядом с каждым.

– А что бы Вы сказали тем, кто принял Крещение?

– Минимум ты прошёл, дальше многое от тебя зависит. Ты можешь больше узнать о вере, о Христе, о Церкви. Т

Зачем человеку креститься? — Сокрытое Сокровище

Что происходит с человеком после крещения и почему оно необходимо?

В мире насчитывается более 2,3 млрд христиан, в том числе: католиков около 1,2 млрд, протестантов около 800 млн, православных около 225 млн, христиан древневосточных церквей около 75 млн.

Однако все эти цифры не совсем корректно отображают действительность, так как свою принадлежность к церкви многие люди определяют лишь фактом принятия крещения в детстве, а не убеждениями. Но делает ли крещение ребёнка в младенчестве христианином на всю жизнь, если, повзрослев, он не ходит в церковь, не читает Библию, не знает и не исполняет религиозных правил? В Библии христианами называют учеников Христа. Является ли такой человек учеником Христа?

Задайте себе вопрос: может ли маленький ребёнок покаяться в своих грехах, пообещать Богу добрую совесть или веровать? Конечно, нет!

То, что в первоапостольской церкви крестили исключительно взрослых людей, подтверждает самый ранний документ (конца I в. н. э.) церковного права «Учение Господа народам чрез 12 апостолов» (Дидахе): «Крестите так: преподав наперёд всё это вышесказанное (наставления о необходимости соблюдения морально-нравственных заповедей — прим. автора), крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в… воде… А пред крещением пусть постятся крещающий и крещаемый». Разве младенца можно научить заповедям или просить поститься? Такое обращение возможно только к взрослым.

Однако спустя время после жизни апостолов в христианство начала входить практика крещения малышей, а затем данное учение стало неотъемлемой частью большинства церквей. Объясняется это тем, что крещению начали придавать элемент сакральности, а позднее стали называть таинством. Многие христиане начали верить, что крещение даёт некое Божье покровительство. И уж если это покровительство может получить взрослый, то как можно лишать такого блага ребёнка? Крещение обросло элементами суеверия. Считалось, к примеру, чтобы ребёнок не болел, его нужно крестить… Но неужели все крещённые являются здоровыми и честными людьми? Достаточно вспомнить, что Наполеон, Гитлер и Сталин тоже были крещены в детстве.

Согласно Библии, крещение — это завет (договор) между человеком и Богом. Верующий перед крещением должен покаяться в своих грехах. Он даёт обещание Богу жить по-новому. А Господь, в рамках этого завета, прощает человеку прежние ошибки, обещает в помощь Святого Духа в борьбе с грехами. В момент крещения верующий как бы умирает для своей прошлой жизни — погружается в водную могилу — и восстает из неё для новой жизни.

Крещение, или завет с Господом, помогает человеку лучше осознать переломный момент в его жизни. Полное погружение даёт прочувствовать омытие прежних грехов, оставление их в воде и предстоящее обновление жизни. Конечно, человек не теряет автоматически всех своих греховных пристрастий, но если он верен в своей решимости жить с Богом, то Господь чудным образом очищает его от всего дурного, что в нём имеется.

Итак, если человек был крещён в несознательном возрасте, то он может принять крещение повторно: на сей раз осознанно заключить завет с Богом. Сей важный обряд оставил нам Господь Иисус Христос: «Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Матфея 3:15).

Валерий Татаркин
Использованы отрывки из книги «Возвращаясь к истокам
христианского вероучения», www.apologetica.ru

Слово Божье о крещении

«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деяния 2:38).

«Крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» (1 Петра 3:21).

«Кто будет веровать и креститься, спасён будет» (Марка 16:16).

«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоанна 3:5).

«Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Ефесянам 4:5, 6).

Крещение в Библии

В Библии слово «крещение» представлено греческим словом «баптизо», имеющим перевод «окунать», «погружать». Иоанн Креститель в Евангелиях в оригинале на греческом языке именуется Иоанном Баптистом. В Библии слово «крещение» нужно понимать как погружение. Так, Иисус Христос был крещён полным погружением в воду. Полным погружением крестили христиан в первые несколько столетий после Христа.

Ранее и русская православная церковь практиковала крещение полным погружением в воду. Об этом было издано много церковных постановлений (например, Правила святых апостолов IV в., п. 50; Владимирский собор 1274 г., п. 2; Стоглавый собор 1551 г., 17 гл.).

В Библии слово «крещение» также употребляется в образном смысле. Апостол Павел пишет об израильтянах: «Отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; все крестились в Моисея в облаке и в море» (1 Коринфянам 10:1 ,2). Креститься в Моисея — значит отождествить себя с ним. После выхода из Египетского рабства израильтян сопровождали чудеса Божьи: во время зноя в пустыне люди находились внутри прохладного облака, а в момент перехода через море их окружали стены вод. То есть Павел приводит некую параллель, указывая, что израильтяне тоже по-своему были крещены (погружены) в облако и в море. Через Моисея они вошли в Божье присутствие.

В Библии мы также читаем о крещении Духом Святым и огнём (Матфея 3:11). Крещение Святым Духом — это внутреннее изменение человека после «погружения» в Духа Святого. Крещение же огнём можно понять как испытание. Иисус говорил: «Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» (Луки 12:50). Иисус Христос имел в виду не повторное крещение в воде, а страдания на Голгофе, в которые Ему предстояло полностью «окунуться».

Читайте больше о крещении на сайтах proekt7d.ru и sokrsokr.net:

Для чего нужно крещение?

Как крещение повлияло на вашу жизнь?

Крещение Иисуса Христа

Сколько раз человек может креститься водным крещением?

Газета «Сокрытое Сокровище» № 07 (255) июль 2018 г.

Зачем человеку креститься?

Зачем креститься? Ответ для тебя

Зачем люди крестятся? И вообще, что такое крещение, в чем его суть, и для чего этот обряд необходимо совершать?

У нас в народе бытует мнение, что крещение в воде  автоматически делает человека верующим и богоугодным. Иногда складывается впечатление, что крещение, как обряд, – это основополагающий момент христианства. Стоит только вспомнить небезызвестное «Крещение Руси». Многих людей насильно загоняли в воду, чтобы крестить, и после этого они, якобы, становились христианами.  Но имеет ли такое крещение что-то общее с настоящим смыслом крещения?
Я практически на 100% уверен, что огромное количество людей, называющих себя верующими или христианами, абсолютно не имеют никакого представления об истинном значении водного крещения. Отсюда и множество толков и споров о том, что же такое крещение?
Кто-то считает, что  водное крещение – это своего рода защита человека. Если человек крещеный, то он  защищен от болезней и воздействия злых сил. Кто – то считает, что крещение это просто обряд, который автоматически делает его последователем Иисуса Христа. Но так ли все это?

 


Прежде, чем говорить о самом крещении, важно знать о том, кто вообще может принимать водное крещение.
В предыдущих статьях я рассказывал о сути Евангелия. Здесь я лишь коротко напомню его смысл. Библия говорит, что человек по своей сути рождается грешным, и не наследует Царствия Божия и жизни вечной. Однажды кто-то спросил: «Вот все говорят о том, что нужно делать, чтобы попасть в рай. А скажите мне, что нужно делать, чтобы попасть в ад?» Ответ на этот вопрос прозвучал очень коротко: «Ничего». Для того, чтобы попасть в ад, не нужно делать ничего, нужно просто жить, как живется, и Вы там окажитесь с гарантией 100%.   Библия ясно говорит, что абсолютно все люди грешны по своей природе. А по Божьим законам, даже за один единственный грех (любой, даже самый маленький) положена вечная смерть в аду. Словом, все без исключения люди рождаются в этот мир безнадежными, их участь – вечная смерть. Всё это получилось из-за того, что однажды первые люди не захотели находиться под властью Бога, т.к. сами захотели быть «как Бог». Сегодня в жизни большинства людей  по-прежнему есть только один бог – это они сами. Библия предупреждает, что результатом такого поведения будет вечная смерть и отлучение от Бога.  Но, несмотря на то, что люди по сути «наплевали» на Бога,   Бог по любви своей не оставил грешных и мятежных людей погибать без шанса на спасение, хотя имел на это полное право.  Он послал на землю собственного Сына Иисуса Христа, который ценой своей смерти купил людям шанс сделать выбор еще раз. Для того, чтобы подарить человечеству этот шанс, Бог возложил на Иисуса грехи всего мира, в том числе твои и мои, за которые Иисус умер страшной смертью. Смертью и Воскресением своим Иисус оплатил все возложенные на него грехи людей, и  дал им шанс снова сделать выбор в пользу господства Бога.  Теперь всякий, кто признает, что Иисус оплатил его грехи, а так же признает господство Бога в своей жизни,  получает прощение грехов и право на жизнь вечную в Царствии Божьем после смерти.
Рай — это место, где царствует Бог. Всякий, кто не признает Его своим Богом и Царем, никогда не попадет в это место. Исходя из этого, если человек ходит в церковь, бьет поклоны, читает молитвы, изучает Библию, делает добрые дела, благотворит бедным и еще делает много всего хорошего, но не считает Иисуса своим Господином и Царем, а себя Его подданным, такой человек никогда не увидит рая и жизни вечной.
Покорность же Богу выражается в повиновении его Слову, записанному в Библии. Если человек читает Библию, но поступает так, как ему кажется правильным, – он отвергает господство Бога в своей жизни и соответственно не может быть там, где царствует Бог. Равно, как и человек, никогда не читавший и не знавший Божиих наставлений и заповедей.
Возникает вопрос: А причем тут крещение? Иисус оставил эту заповедь о крещении для своих последователей, когда уходил с этой земли: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». (Матф.28:19,20)
Далее есть еще текст, который говорит о смысле крещения: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха». (Рим.6:3-7)
Этот текст говорит о том, что водное  крещение, – это своего рода подобие или образ смерти и воскресения Иисуса Христа. Когда человек погружается в воду – это символизирует смерть для прежней жизни, а так же смерть для самого себя, как господина. Выход из воды – это символ или образ воскресения для новой жизни под господством Бога в Его Царстве.
Апостол Петр так же поясняет в своем послании: «… крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1Пет.3:21)
Таким образом, водное крещение это заповедь, которая должна быть исполнена всяким, кто провозгласил господство Бога над собой и своей жизнью. Крещение – это образ смерти для прошлого и для себя, и воскресения для новой жизни с Богом.  Так же крещение – это обещание или договор с  Богом, в котором в обязанность человека входит хранить свою совесть чистой.
По сути, договор крещения подобен договору, который молодые люди заключают в ЗАГСе между собой. Этот договор не делает  любовь молодых людей больше или меньше, этот договор подразумевает ответственность сторон. Люди обещают, что они будут верны друг другу и в радости, и в горе, и в болезни, и здравии.   Поэтому, если люди сегодня не желают заключать брак, это говорит об  их нежелании брать на себя ответственность, а, следовательно, говорит о незрелости личности, потому что одна из главных характеристик зрелой личности – это ответственность.
Подобным образом люди, обещающие Богу верность и стремление хранить свою совесть чистой, демонстрируют свою зрелость в принятии на себя ответственности перед Богом и людьми. Актом крещения  они заключают с Богом договор, в котором Бог со своей стороны обещает прощение, защиту, поддержку и жизнь вечную, а человек, с другой стороны,  обещает верность Богу  при любых обстоятельствах, а так же сохранность своей совести в чистоте.

Теперь вопрос: если взять человека, который ничего не смыслит в прощении грехов, в обещаниях Богу, человека, который ничего не понимает в христианстве и, тем более, в водном крещении,  и  крестить его, что будет?
Ответ: Ничего хорошего.  В таком случае крещение — это просто обряд, который не несет в себе никакого смысла. Он нисколько не защитит человека и нисколько не сделает его лучше, и уж,  наверняка, не сделает его последователем Христа. С таким же успехом можно было бы взять бревно, окрестить его и назвать крещенным. Смысла от этого нет никакого, потому что бревно не способно осмыслить что-либо.
Подобно и человеку нет никакого смысла принимать водное крещение, если он не собирается умирать для себя, своего господства и не собирался принимать Божье господство и управление для своей жизни. Нет никакого смысла в крещении, если человек  ничего не обещает Богу, а еще хуже, если обещает, но не собирается выполнять свои обещания.   
Подумайте, зачем заключать брачный союз людям, которые никогда не любили друг друга и не собираются этого делать, они даже видеть друг друга не хотят. Какой смысл в этом?  Они могут надеть кольца, поставить штамп в паспорт, но это не изменит ситуации, но, напротив, повлечет за собой проблемы. В лучшем случае, это будет пустая процедура, а в худшем – ответственность за то, за что не собирались отвечать…
И, в заключении, самый больной вопрос: А нужно ли крестить детей?  Подумайте сами: может ли ребенок обещать что-либо Богу? Может ли ребенок отказаться от собственного управления своей жизнью и признать господство Бога? Может ли он заключить договор с Богом? Может ли ребенок исполнить заповедь Христа, Которого никогда не знал? Может ли ребенок обещать перед Богом хранить свою совесть чистой?  Ответ на все эти вопросы очевиден:  НЕТ!

Эту неудобную ситуацию пытаются решить с помощью поручителей – крестных отцов и матерей, которые вместо ребенка отвечают утвердительно на все вышеперечисленные вопросы перед Богом. Но еще мудрый Соломон писал в своих притчах: «Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, – ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих. Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего; не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова».(Прит.6:1-5)

Очень глупо поручаться за кого-то, не зная, кто он. Даже родители, произведшие на свет ребенка, не знают, кем он будет. Они, безусловно,  стараются вложить в него всё самое лучшее, но я уверен, что ни один родитель не сможет дать гарантию, что их ребенок  всегда будет поступать определенным образом, и, тем более,  гарантировать, что он  обязательно примет определенные решения в своей жизни правильно.
Тем более посторонний человек, кем бы он ни был, не может гарантировать и обещать что-либо за кого-то. Именно по этой причине сегодня  можно наблюдать очень печальную картину в наших тюрьмах. Более половины заключенных считают себя верующим, потому что в детстве кто-то за них что-то пообещал Богу.

Еще печальнее тот факт, что люди, за которых кто-то поручился перед Богом, считают, что всё в их жизни сделано правильно и им ничего не следует менять. Когда такому человеку говоришь: «Послушай, друг, как ты можешь называть себя христианином, претендовать на жизнь вечную, если ты не «просыхаешь» после попоек уже который месяц, материшься, как сапожник и грешишь на каждом шагу?» В ответ можно услышать что-то типа: «Я исповедуюсь и причащаюсь в церкви…» или «А что тут такого? Все так живут…», или  «Не нужно меня учить, я крещеный, и дед мой был крещеный, и прадед! Мы христиане испокон веков! Так что у меня вера предков!»
Странно всё это… Глупо называть себя электриком только на основании того, что дед и прадед были электриками, в то время, как сам не знаешь, как правильно вилку в розетку вставить.
Я очень надеюсь, что данная статья поможет кому-то задуматься над своей жизнью и поможет начать задавать себе вопросы, которых раньше никогда  еще не задавал.
Недаром кто-то сказал: «Истинное христианство – удел мыслящих людей»…

Вам так же может быть интересно:

Зачем нужно креститься 🚩 зачем иисус крестился 🚩 Религия

Для чего люди крестятся?

Крестное знамение является малым священнодействием. Тот, кто изображает его на себе или осеняет им других людей (например, собственного ребенка), привлекает Божью благодать Святого Духа. Считается, что сила благодати дана именно крестному знамению не случайно.

Крестное знамение – это не только часть религиозного обряда. Оно является и великим оружием веры. Житие святых приводит различные примеры доказательства реальной духовной силы, сосредоточенной в образе креста.

Дело в том, что Иисус Христос своей земной смертью на кресте победил сатану и его гордыню. Христос освободил людей от рабства греха. Именно Иисус освятил крест как победоносное оружие, даровав его земным людям в качестве оружия для борьбы с врагами. Распятие Иисуса Христа на кресте – это акт величайшего божественного самопожертвования во имя спасения человечества.

Сила крестного знамения для человека

Креститься может любой человек, однако не каждый делает это правильно. Православный христианин должен знать, что крестное знамение имеет Божью благодать только тогда, когда его совершают правильно и, самое главное, благоговейно.

Священнослужители говорят, если человек делает это как попало, например, беспорядочно размахивает руками, то считается, что этому «бесы радуются». Для того чтобы бесы не ликовали, необходимо осенять себя крестным знамением как положено, сложив пальцы правой руки таким образом: указательный, большой и средний необходимо сомкнуть воедино и ровно, а безымянный и мизинец – пригнуть к ладони.

Любой православный христианин, верующий в Бога, обязан креститься в начале молитвы, во время молитвы и по ее окончанию. Кроме того, осенять крестным знаменем себя нужно при приближении к чему-либо святому: иконы, храм и т.д.

Дело в том, что пальцы православного христианина, верно образующие крестное знамение, символизируют его выражение веры в Бога Отца, в Бога Сына и в Бога Святого Духа как в нераздельную и единосущную Святую Троицу. Два пальца, пригнутые к ладони, – это выражение двойственной природы Сына Божьего – человеческой и Божеской.

Креститься нужно не по принуждению, а по воле своей!

Священнослужители считают, что Господь никого ни к чему никогда не принуждал. Поэтому осенять себя крестным знамением или нет – свободный выбор человека. Вот только выбор этот не должен омрачаться неумелыми жестами и взмахами, пародирующими великое священнодействие! Правильно креститься – это истинно доказывать свою веру в Христа. Только в этом случае христианин может рассчитывать на благодать Божью.

для чего оно нужно человеку?

  Что такое Крещение?

 

  В Православной Церкви существует семь таинств, одним из которых и является Крещение.

Именуется оно Таинством потому, что представляет собой не просто внешний обряд, давно существующий в русских традициях, а именно священное действие, суть которого человек в полной мере осознать не может, но оно имеет очень глубокое значение в жизни человека.  Крестясь с верой в Господа Иисуса Христа, каясь в своих грехах, человек получает Божественную благодать, которая способствует  невидимо совершающемуся преображению души человеческой, глубокому изменению сознания, освобождению от оков первородного греха, а так же получению прощения в прежде совершённых грехах.

  Зачем человеку Креститься?

  К сожалению, многие люди, уже крестившиеся или только собирающиеся принять Святое Крещение, не смогут ответить  в полной мере на этот вопрос. Причиной к этому послужила длительное богоборчество советской власти, которая приложила все усилия к тому, чтобы в душах людей нашей страны крепко утвердилось атеистическое мировоззрение. Многие идут на Крещение, не понимая грандиозность и важность происходящего события, и  руководствуются порой такими побуждениями, которые не должны присутствовать в человеческой душе.

Часто от родителей, собирающихся окрестить ребёнка, можно услышать доводы о том, что они русские и крестить ребенка принято по традиции наших предков. Таким образом, Таинство Крещение всё чаще воспринимается как старая добрая традиция, присущая русской культуре.

  Часто молодые люди, увидев по телевизионной трансляции первых лиц нашего Государства молящимися в храме, воспринимают Православие, как некую дань моде и идуткреститься.
  Также священники часто слышат от людей, пришедших на огласительные беседы перед Крещением, что они желают креститься, так как «бабка — целительница посоветовала», или «чтобы не болеть», «чтобы удача в жизни была».
Стоит заметить, что,  несмотря на подобные мотивы, таинство над этими людьми все-таки совершается. Они, сами того не осознавая, получают силу Божию, именуемую в  православном учении  благодать. Но от человека тоже требуется не только получить, но сохранить и преумножить полученный им  Божественный  дар. Сам Господь Иисус Христос поведал нам духовный закон, который сейчас мы можем прочесть в Евангелии: «кто со Мной не собирает, тот расточает».  И, действительно, человек пусть даже принявший святое Крещение, но продолжающий жить во грехах, нарушая святые заповеди, расточает Богом данную ему благодать. Он продолжает наносить своей душе греховные раны,  теряет радость от жизни уже здесь на земле. Но самое страшное для такого человека ожидает после смерти, являющейся ничем иным как переходом в другую жизнь, в которой ему придется дать Богу отчет  в том, как он преумножил Богом данной ему духовной богатство, или напротив легкомысленно его расточил.

  Как подготовиться к Крещению взрослому человеку?

  Подготовка к Крещению взрослого человека должна идти в двух направлениях: внешнем и внутреннем, духовном. Главным условием для Крещение взрослого человека является его вера во Христа и решимость в последующем жить в соответствие с христианскими заповедями, богоугодно, церковной жизнью. Способствует приобретению такого настроя молитва, присутствие на богослужениях в храме, чтение Евангелия и житий святых угодников Божиих.

  Возможно, перед Крещением священник пригласит на исповедальную беседу, где человек должен будет рассказать о совершенных им грехах.

  Также необходимо будет ознакомиться с основными молитвами каждого православного христианина: «Отче наш» и «Символом веры».

  Внешняя подготовка проходит намного проще и заключается в решение некоторых бытовых вопросах. Необходимо будет сходить в храм и договориться о дате предполагаемого Крещения. Также нужно выбрать и приобрести нательный крестик. Он может быть как золотым, так и серебряным. Освященный серебряный крестик можно купить в церковной лавке при храме. На само Крещение взять нужно будет полотенце и сланцы. Женщине также понадобится крестильная рубашка.

  Крёстные взрослому человеку необязательны, а вот для крещения ребёнка они необходимы. При выборе крёстных родителей для ребёнка необходимо помнить, что перед крестными будет лежать огромная ответственность, так как в их обязанности входит духовное воспитание своего крестника.

  После Крещения все свои душевные силы необходимо направлять на преумножение Божественной благодати. Без веры в Бога это сделать невозможно. Для приобретения крепкой веры необходимо читать Священное Писание, поучение пастырей Святой Церкви, регулярно посещать храмовые Богослужения и принимать участие в церковных таинствах, особенно в таинстве Причастия. И всю свою жизнь нужно стараться проводить в соответствии с Христовыми    заповедями.

Вопросы о Таинстве Крещения

    • Подготовка к Крещению

      • Что такое Крещение как Таинство? Как оно происходит?
      • Почему в алтарь вносят только мальчиков?
      • Говорят, что, прежде чем крестить своего ребенка, следует исповедаться и причаститься
      • Каким православным именем назвать младенца?
      • Почему в некоторых храмах закрывают храм на время совершения таинства Крещения…?
      • Что должно прийти сначала – вера или Крещение? Можно ли креститься, чтобы поверить?
      • Почему мы крестим младенцев? Они же еще не могут сами выбирать религию и сознательно следовать за Христом?
      • В любом ли возрасте человек имеет право креститься?
      • В каком возрасте лучше крестить ребенка?
      • Нужно ли заново креститься, если человека «крестила бабушка на дому»?
      • Могут ли родители присутствовать на Крещении?
      • Когда совершается Крещение?
      • Что нужно взрослому человеку желающему принять Таинство Крещения?
      • Можно ли крестить во время поста?
      • В каком случае священник может отказать человеку в Крещении?
      • Что делать, если точно известно, что человек крещен, но никто не помнит то имя с которым его крестили? Второй раз крестить?
      • Сколько раз можно креститься?
      • Что делать, если не знаешь, крещен ты или нет, и узнать не у кого?

 

  • О крёстных (воспреемниках)

 

Подготовка к Крещению

^Что такое Крещение как Таинство? Как оно происходит?

Крещение – Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. В Крещении человек очищается от первородного греха – греха прародителей, сообщаемого ему через рождение. Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз (равно как человек только один раз рождается на свет).

Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.

Крестильный набор вашему малышу должен быть таким, какой Вам порекомендуют в том храме, где вы будете его крестить. Там без труда вам подскажут, что необходимо. Главным образом это крестильный крестик и крещальная рубашечка. Крещение одного младенца длится около сорока минут.

Состоит это таинство из Оглашения (чтения над готовящимся к крещению особых молитв – «запрещений»), отречения от сатаны и сочетания Христу, то есть соединения с Ним, и исповедания православной веры. Здесь за младенца соответствующие слова должны произносить крестные.

Сразу по окончании Оглашения начинается последование Крещения. Самый заметный и важный момент – троекратное погружение младенца в купель с произнесением слов: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь». В это время крестный (одного пола с крещаемым), взяв на руки полотенце, готовится принять своего крестного от купели. Принявший Крещение после этого облачается в новую белую одежду, на него надевается крест.

Сразу после этого совершается другое Таинство – Миропомазания, в котором крещаемому при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в жизни духовной. После этого священник и крестные с новокрещенным трижды обходят вокруг купели в знак духовной радости соединения со Христом для вечной жизни в Небесном Царстве. Затем читаются отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, посвященный теме крещения, и отрывок из Евангелия от Матфея – о послании Господом Иисусом Христом апостолов на всемирную проповедь веры с повелением крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа. После миро омывается священником с тела крестившегося специальной губкой, омоченной в святой воде, с произнесением слов: «Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился еси. Просветился еси. Миропомазался еси. Освятился еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

Далее священник крестообразно постригает волосы новокрещенного (с четырех сторон) со словами: «Постригается раб(а) Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь», складывает волосы на восковую лепешку и опускает ее в купель. Пострижение символизирует собой покорность Богу и одновременно знаменует ту небольшую жертву, которую новокрещаемый приносит Богу в благодарение за начало новой, духовной жизни. После произнесения прошений о крестных родителях и новокрещенном Таинство крещения завершается.

Обычно сразу же за этим следует воцерковление, обозначающее первое принесение в храм. Младенец, взятый священником на руки, проносится им по храму, подносится к Царским вратам и вносится в алтарь (только мальчики), после чего отдается родителям. Воцерковление символизирует собой посвящение младенца Богу по ветхозаветному образцу. После крещения младенца следует причастить.

^Почему в алтарь вносят только мальчиков?

В принципе и мальчиков туда не должны вносить, это лишь традиция. 
Шестой Вселенский собор определил: Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входить внутрь священного алтаря… (правило 69). Известный канонист еп. Никодим (Милаш) дает этому постановлению такой комментарий: «В виду таинственности приносимой в алтаре бескровной жертвы, воспрещено было, с древнейших времен церкви, входить в алтарь всякому, кто не принадлежал к клиру. «Алтарь предназначен только для священных лиц».

^Говорят, что, прежде чем крестить своего ребенка, следует исповедаться и причаститься.

Даже безотносительно Крещения ребенка православные христиане призываются Церковью к тому, чтобы регулярно приступать к Таинствам исповеди и святого причащения. Если вы не делали этого до сих пор, то хорошо будет первый шаг навстречу полноценной церковной жизни сделать, предваряя Крещение собственного младенца.

Это не формальное требование, а естественная внутренняя норма – потому что, приобщая ребенка к церковной жизни через таинство Крещения, вводя его в ограду Церкви – что же будем сами оставаться вне ее? Ибо взрослый человек, который много лет, или никогда в жизни не каялся, не приступал к принятию Святых Христовых Тайн, – на этот момент является очень условно христианином. Лишь побудив самого себя к жизни в таинствах Церкви, он актуализирует свое христианство.

^Каким православным именем назвать младенца?

Право выбора имени ребенка принадлежит его родителям. В выборе имени Вам могут помочь списки имен святых – святцы. В святцах имена расположены в календарном порядке. 

Нет однозначной церковной традиции выбора имен – часто родители выбирают имя младенцу из списка тех святых, которые прославляются в самый день рождения ребенка, или на восьмой день, когда совершается чин наречения имени, или в период сорока дней (когда обычно совершается Таинство Крещения). Разумно выбрать имя из списка имен церковного календаря из тех, которые достаточно близко находятся после дня рождения ребенка. Но впрочем, это не какое-то обязательное церковное установление, и, если есть какое-то глубокое желание назвать ребенка в честь того или иного святого, или какой-то обет со стороны родителей, или еще что-то, то это вовсе не препятствие. 

При выборе имени можно ознакомиться не только с тем, что означает то или иное имя, но и с житием того святого, в честь которого вы хотите назвать своего малыша: что это за святой, где и когда он жил, каков был образ его жизни, по каким дням совершается его память.
См. Именины.

^Почему в некоторых храмах закрывают храм на время совершения таинства Крещения (не делая этого при других Таинствах) или просят не входить в него людей не посторонних, а называющих себя православными?

Потому что во время Крещения взрослого человека не очень приятно самому крещаемому или крещаемой, если на него, в достаточной мере телесно разоблаченного, будут смотреть посторонние люди, наблюдать за величайшим таинством, любопытным взглядом те, которые к этому не имеют никакого молитвенного отношения. Думается, и благоразумный православный человек не пойдет просто зрителем на чужое Крещение, если его туда не звали. А если такта у него не хватает, то благоразумно поступают церковные служители, удаляющие любопытных из храма на время совершения таинства Крещения.

^Что должно прийти сначала – вера или Крещение? Можно ли креститься, чтобы поверить?

Крещение – это Таинство, то есть особое действие Бога, в котором при ответном желании самого человека (непременно самого человека) он умирает для греховной и страстной жизни и рождается в новую – жизнь во Христе Иисусе.

А с другой стороны, глубокая вера – это то, к чему крещеный и воцерковленный человек должен стремиться всю свою жизнь. Все люди грешны, и нужно стремиться к такому стяжанию веры, с которой сочетаются и дела. Вера, помимо всего прочего, – это усилие воли. В Евангелии один человек, который встретил Спасителя, воскликнул: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». (Мк. 9:24) Этот человек уже верил в Господа, но хотел верить еще больше, крепче, решительнее. 

Укрепляться в вере будет проще, если жить церковной жизнью, а не смотреть на нее со стороны.

^Почему мы крестим младенцев? Они же еще не могут сами выбирать религию и сознательно следовать за Христом?

Человек спасается не сам по себе, не как индивидуум, единолично решающий, как ему быть и действовать в этой жизни, а как член Церкви, сообщества, в котором все друг за друга отвечают. Поэтому взрослый человек может поручиться за младенца и сказать: я постараюсь сделать так, чтобы он вырос добрым православным христианином. И пока он не может сам за себя ответить, за него залогом дают свою веру его крестный отец и крестная мать.

^В любом ли возрасте человек имеет право креститься?

Крещение возможно для человека любого возраста в любой день года.

^В каком возрасте лучше крестить ребенка?

Крестить человека можно в любое время от первого и до самого последнего его вздоха. В древности существовал обычай крестить ребенка на восьмой день от рождения, но это не являлось обязательным правилом.
Удобнее всего крестить ребенка в течении первых месяцев от рождения. В это время малыш еще не отличает маму от «чужой тети», которая будет держать его на руках во время Крещения, да и «бородатый дядя», который все время будет к нему подходить и «что-то с ним делать», не страшен для него.
Дети постарше уже достаточно осознанно воспринимают действительность, видят, что их окружают незнакомые им люди, а мамы или вовсе нет или она почему-то к ним не идет, и могут испытывать тревогу по этому поводу.

^Нужно ли заново креститься, если человека «крестила бабушка на дому»?

Крещение – это единственное Таинство Церкви, которое в случае крайней необходимости может совершать и мирянин. В годы гонений на Церковь случаи такого крещения были не редки – храмов и священников было мало.
Кроме того в прежние времени повивальные бабки иногда крестили новорожденных малышей если их жизни угрожала опасность: например, если ребенок получал родовую травму. Такое крещение обычно называют «погружением». Если ребенок после такого крещения погибал, то его хоронили как христианина; если же выживал, то его приносили в храм и священник восполнял совершенное мирянином крещение необходимыми молитвами и священнодействиями.
Таким образом в любом случае крещенному мирянином человеку надлежит «восполнить» крещение в храме. Однако, в прежние времена повитух специально обучали как правильно совершать крещение; в советские же годы зачастую совершенно неизвестно кто и как крестил, был ли этот человек обучен, знал ли, что и как следует делать. Поэтому, ради уверенности в действительном совершении Таинства, священники чаще всего крестят таких «погруженных» так, как если бы существовало сомнение в том, крещены они или нет.

^Могут ли родители присутствовать на Крещении?

Вполне могут, и не просто присутствовать, а молиться вместе со священником и крестными о своем малыше. Никаких препятствий к этому нет.

^Когда совершается Крещение?

Крещение может совершаться в любое время. Однако в храмах по разному устанавливается порядок совершения Крещения в зависимости от внутреннего распорядка, возможностей и обстоятельств. Поэтому Вам следует заранее обеспокоиться о том, чтоб узнать о порядке совершения Крещения в том храме, в котором Вы хотите крестить своего ребенка.

^Что нужно взрослому человеку желающему принять Таинство Крещения?

Для взрослого человека основанием для Крещения является наличие у него искренней Православной веры.
Цель Крещения — соединение с Богом. Поэтому приходящему к купели Крещения нужно решить для себя очень важные вопросы: нужно ли это ему и готов ли он к этому? Крещение неуместно, если человек с его помощью ищет каких-то земных благ, успешности или надеется решить свои семейные проблемы. Поэтому еще одним важным условием для Крещения является твердое желание жить по-христиански
После совершения Таинства человек должен начать полноценную церковную жизнь: регулярно бывать в храме, узнавать богослужение, молиться, то есть учиться жизни в Боге. Если этого не произойдет, Крещение не будет иметь никакого смысла.
К Крещению необходимо готовиться: как минимум внимательно ознакомиться с данными огласительными беседами, прочесть хотя бы одно из Евангелий, знать наизусть или близко к тексту Символ Веры и молитву «Отче наш».
Было бы просто замечательно подготовиться к исповеди: вспомнить о своих грехах, неправоте и дурных наклонностях. Многие священники делают очень правильно, исповедуя оглашенных перед Крещением.

^Можно ли крестить во время поста?

Да, можно. Более того, в прежние времена посты служили подготовкой не только к определенному празднику, но и ко вступлению в Церковь новых членов, т.е. к Крещению оглашенных. Таким образом в древней Церкви крестили в основном накануне больших Церковных праздников, в том числе во время поста. Следы этого до сих пор сохраняются в особенностях богослужений праздников Рождества Христова, Пасхи и Пятидесятницы.

^В каком случае священник может отказать человеку в Крещении?

Священник не только может, но и должен отказать человеку в Крещении, если тот не верит в Бога так, как учит веровать Православная Церковь, поскольку вера – непременное условие для Крещения.
Среди оснований для отказа в Крещении может быть неподготовленность человека и магическое отношение к Крещению. Магическое отношение к Крещению – это желание с его помощью защититься от сил зла, избавиться от «порчи» или «сглаза», получить всевозможные духовные или материальные «бонусы».
Крестить не станут лиц в нетрезвом состоянии и ведущих аморальный образ жизни вплоть до их покаяния и исправления.

^Что делать, если точно известно, что человек крещен, но никто не помнит то имя с которым его крестили? Второй раз крестить?

Подобная ситуация встречается довольно часто. Крестить второй раз человека не нужно – крестить можно только один раз. Но можно дать человеку новое имя. Сделать это вправе любой священник просто исповедовав человека и причастив его с новым именем.

^Сколько раз можно креститься?

Однозначно — один раз. Крещение – есть духовное рождение, а родиться человек может только единожды. В Православном Символе Веры сказано: «Исповедую едино крещение во оставление грехов». Вторичное крещение недопустимо.

^Что делать, если не знаешь, крещен ты или нет, и узнать не у кого?

Нужно Креститься, но при этом предупредить священника о том, что ты может быть и крещеный, но точно об этом не знаешь. Священник совершит Крещение по особому для таких случаев чину.

О крёстных (воспреемниках)

^Какие есть у крестных отца и матери обязанности по отношению к своим крестникам?

У крестных по отношению к крестникам есть три основные обязанности:
1. Молитвенная. Крестный обязан молиться за своего крестника, а также по мере его возрастания научить молитве, чтобы крестник уже сам мог общаться с Богом и просить Его о помощи во всех своих жизненных обстоятельствах.
2. Вероучительная. Обучать крестника основам христианского вероисповедания.
3. Нравоучительная. На собственном примере, показать крестнику человеческие добродетели – любовь, доброту, милосердие, и другие, чтобы он возрастал настоящим добрым христианином.

^Как нужно готовиться к Таинству Крещения будущим крестным?

Крестные являются поручителями за своего крестника. На них возлагается обязанность заботиться о духовном и нравственном воспитании своего крестника. Крестные обучают его основам Православной веры, молитве и образу жизни настоящего христианина. Следовательно, сами крестные должны хорошо знать и Евангелие и церковную жизнь, иметь хорошую молитвенную практику, регулярно участвовать в богослужениях и Церковных Таинствах.
Вы решились стать крестным, но не соответствуете требованиям? Сделайте так, чтобы это стало поводом для того, чтобы начать двигаться в этом направлении.
Для начала прослушайте огласительные беседы в храме или на нашем сайте.
Затем прочтите на выбор Евангелие от Марка или от Луки. Выберите сами — первое короче, второе понятнее. Найти их так же можно в Библии; точнее — в Новом Завете.
Тщательно ознакомьтесь с текстом Символа веры – во время Крещения один из крестных читает его наизусть или с листа. Еще было бы хорошо если бы ко времени Крещения Вы знали наизусть молитву «Отче наш».
После Крещения углубляйте и расширяйте свои знания по Библейской истории, молитесь дома и участвуйте в церковных богослужениях – так вы постепенно приобретете практические навыки христианина.

^Можно ли стать крестным заочно, не участвуя в Крещении младенца?

Первоначальное наименование крестных – восприемники. Такое название они получили потому, что «принимали» крещаемого от купели; при этом Церковь как бы делегирует им часть своей заботы о новом христианине и научении его христианской жизни и нравственности, поэтому не только обязательно присутствие крестных во время Крещения и их живое участие, но и их сознательное желание принять на себя такую ответственность.

^Могут ли стать крестными представители других религий?

Однозначно нет.
В Крещении восприемники свидетельствуют о Православной вере, и по их вере младенец принимает Таинство. Одно это уже делает невозможным представителей других религий становиться восприемниками при Крещении.
Кроме того крестные берут на себя обязанность воспитывать крестника в Православии. Представители других религий не могут выполнить этих обязанностей поскольку для нас христианство – не теория, а сама жизнь во Христе. Этой жизни могут научить только те, кто сами так живут.
Возникает вопрос: а могут ли тогда стать крестными представители других христианских конфессий, например католики или лютеране? Ответ отрицательный – не могут по тем же причинам. Восприемниками при Крещении могут стать только православные христиане.

^Что из вещей нужно принести с собой на Крещение и кто из крестных это должен сделать?

Для Крещения понадобится крестильный набор. Как правило это нательный крестик с цепочкой или тесемочкой, несколько свечей, крестильная рубашка. Крестик можно приобретать и в обычных магазинах, но тогда следует попросить священника его освятить.
Понадобится полотенце или пеленка, чтобы завернуть и вытереть малыша после купели.
По неписаной традиции для мальчика крестик приобретает крестный отец, а для девочки – крестная мать. Хотя этого правила не обязательно придерживаться.

^Сколько у человека должно быть крестных отцов и матерей?

Один. Как правило одного с ребенком пола, то есть для мальчика – крестный, а для девочки – крестная.
Возможность иметь для ребенка одновременно и крестного отца и крестную мать является благочестивым обычаем.
Иметь более двух восприемников не принято.

^Как выбрать крестных для ребенка?

Главным критерием выбора крестного или крестной должно стать то, сможет ли этот человек впоследствии помогать в христианском воспитании воспринятого от купели. Степень знакомства и просто приязненность отношений тоже важны, но это не главное.
В прежние времена забота о расширении круга людей, которые будут серьезно помогать родившемуся чаду, делала нежелательным приглашение в качестве крестных ближайших родственников. Считалось, что они и так, в силу природного родства, будут помогать ребенку. По этой причине родные бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и тети редко становились восприемниками. Тем не менее это не возбраняется, а сейчас становится все более частым явлением.

^Может ли беременная женщина стать крестной матерью?

Может. Беременность не является препятствием для восприемничества. Кроме того, если беременная женщина сама хочет принять Таинство Крещения то она вполне может это сделать.

^Кто не может быть крестным?

Несовершеннолетние; иноверцы; душевнобольные; совершенно несведущие в вере; лица в нетрезвом состоянии; не могут быть крестными у одного ребенка состоящая в браке пара.

^Что крестные должны подарить крестнику?

Этот вопрос лежит в области человеческих обычаев и не касается духовной жизни, регулируемой Церковными правилами и канонами. Иными словами – это личное дело крестных. Можно и вовсе ничего не дарить.
Однако думается, что подарок, если таковой все же будет иметь место, должен быть полезным и напоминать о Крещении. Это может быть Библия или Новый Завет, нательный крестик или икона святого, в честь которого назван ребенок. Вариантов много.

^Если крестные не выполняют своих обязанностей можно ли взять других крестных и что для этого нужно делать?

В прямом смысле слова – нельзя. Крестным будет только тот, который воспринимал ребенка от купели. Однако в некотором смысле так можно поступить.
Проведем параллель с обычным рождением: допустим, отец и мать, родив на свет своего малыша, отказываются от него, не выполняют своих родительских обязанностей и не заботятся о нем. В этом случае ребенка может кто-нибудь усыновить и воспитать, как родного. Этот человек и станет, хоть и приемным, но родителем в подлинном смысле этого слова.
Так же и в рождении духовном. Если настоящие крестные не выполняют своих обязанностей, и есть человек, который может и хочет взять на себя их функцию, то ему следует получить благословение на это у священника и после этого начать всемерно заботиться о ребенке. И «крестным» при этом его тоже можно называть.
При этом вторично Крестить ребенка нельзя.

^Может ли молодой человек стать крестным у своей невесты?

Однозначно нет. Между крестным родителем и крестником возникает духовное родство, которое исключает возможность вступления в брак.

^Сколько раз человек может становиться крестным?

Столько, сколько посчитает возможным.
Быть крестным родителем очень ответственно. Кто-то может осмелиться взять на себя такую ответственность один или два раза, кто-то пять или шесть, а кто-то, возможно, и десять. Каждый сам для себя определяет эту меру.

^Может ли человек отказаться стать крестным? Не будет ли это грехом?

Может. Если он чувствует, что не готов нести ответственность за ребенка, то будет честнее и перед родителями и перед ребенком и перед самим собой сказать об этом прямо, нежели стать формально крестным и не выполнять своих обязанностей.

^Можно ли стать крестным у двух или трех детей из одной семьи?

Да, можно. Никаких канонических препятствий к этому нет.