Значение пословицы «Худой мир лучше доброй ссоры», как понять смысл фразы + похожие выражения
Главная » Крылатые выражения » Значение и происхождение фраз и крылатых выражений
Значение и происхождение фраз и крылатых выражений
Безусловный штамп конфликтологии, фраза «Худой мир лучше доброй ссоры» как нельзя более актуальна в нынешней мировой обстановке, и если бы все политические деятели пользовались ею, возможно, жить стало бы не то чтобы проще, но возможно в принципе.
О первоначальном значении пословицы «Худой мир лучше доброй ссоры»
Старая русская пословица первоначально имела более конкретный вариант «Худой мир лучше доброй драки» и впервые в печатном виде появилась в «Пословицах русского народа» В. И. Даля. Эта фраза построена на распространённом противопоставлении двух вечных начал, добра и зла. Устаревшее «худой», то есть непрочный, шаткий, и «добрый», соответственно, крепкий, хороший являются словами-антонимами, в этой же роли выступают здесь и слова «мир» и «ссора».
Стоит отметить, что в данном выражении сравнительные обороты не выделяются знаками препинания ввиду отсутствия союза «чем».
На современном языке эта фраза звучала бы как «Лучше хрупкое перемирие, чем открытая война».
В чём смысл выражения
Чем же так плоха ссора, ведь обычно она является способом вытащить на свет то, что накипело, с чем жить больше нельзя, а значит, освобождение от зла? Однако любая ссора – это агрессия, где сложно ответить чем-либо иным, а значит, порочный круг замыкается, вовсе не помогая решить существующие проблемы. Ударить кого-то является простым, а в исключительных случаях и действительно единственно возможным способом поставить на место зарвавшегося, только грань между «можно» и «надо» в данном случае очень уж тонка, а в масштабах государств это «ударить» слишком часто означает «развязать военные действия». Выражение «Худой мир лучше доброй ссоры» зачастую вызывает резкую неприязнь у пламенных борцов за что-либо, которые почитают конфликт основой развития, однако исторические примеры «добрых ссор» наглядно демонстрируют, что за ними стоят искалеченные человеческие судьбы, ответственность за которые этим борцам явно не по плечу.
Похожие фразы на разных языках мира
У данного крылатого выражения есть русские и иностранные аналоги. Вот подобные фразеологизмы:
- Худое молчание лучше, чем доброе ворчание (рус.)
- A bad corn promise is better than a good lawsuit (англ.) – Плохой компромисс лучше, чем хорошая тяжба.
- Ein schlechter Friede ist besser als ein gerechter Krieg (нем.) – Плохой мир лучше, чем правильная война.
- Parempi laiha sopu kuin lihava riita (фин.) – Лучше худой мир, чем жирный спор.
В повседневной жизни словами «Худой мир лучше доброй ссоры» обычно призывают к примирению людей, уже поссорившихся или готовых перейти к открытому конфликту.
пословицы и поговорки
Смысл пословицы «Худой мир лучше доброй ссоры» |
****
Многие из вас знакомы с пословицей «Худой мир лучше доброй ссоры», но вряд ли кто-нибудь задумывался над её значением настолько, чтобы решить, согласен он с ней или нет. Поэтому, рассуждение на тему её значения, может не только расширить ваш кругозор и пополнить багаж знаний полезной и интересной информацией, но и поможет определить свою жизненную позицию, разобраться в себе и своих приоритетах. Потому что данная пословица, на самом деле, таит в себе суть куда более глубокую, чем большинство подобных высказываний. И то, согласны вы с ней полностью, частично или категорически не согласны, может послужить оценочным критерием вашего характера и даже указать на некоторые качества. Давайте же разберёмся, какую мысль выражают вышесказанные слова.
Для того чтобы понять пословицу в целом, для начала разберём в отдельности каждое слово, использованное в ней, ведь такой выбор редко бывает случайным.
Старославянское слово «худой» обозначает непрочный, шаткий; а слово «добрый» так же в устаревшем варианте имеется ввиду хороший. То есть, как вы могли заметить, они используются как антонимы. Аналогично противопоставляются такие понятия как «мир» и «ссора». Следовательно, пословица построена на антитезе, и, подобно старой-доброй сказке, утверждает победу добра (в любых его проявлениях) над злом, хорошего над плохим.
Но каждый человек сам определяет вещи как плохие и хорошие. Мы сами проводим черту между добром и злом. Как же распределены роли в нашем случае и что выставлено в лучшем свете?
Не трудно догадаться, что главная идея пословицы в том, чтобы донести нам: любой мир, даже если он шаток и противоречит нашим устоям и не полностью нас удовлетворяет, лучше ссоры, в которой мы отстаивали бы свою позицию. Вопрос довольно спорный и неоднозначный. Это высказывание призвано нести миру спокойствие, и побуждает не нарушать природный баланс и гармонию. Но можем ли мы назвать этот способ достижения цели – терпение и игнорирование проблемы — единственно верным? Едва ли.
С одной стороны, разве не прекрасно было бы, если бы жизнь была устроена именно так? Уступи каждый в споре, придержи каждый язык за зубами, поступись каждый своей позицией – и наверняка мир стал бы куда спокойнее. А скольких войн, демонстраций и других бедствий, спровоцированных человеческим порывом бороться за свои убеждения, удалось бы избежать! Сколько жизней удалось бы спасти! Мы никак не можем отрицать правильность данных слов. А уж категорично заявлять, что они неверны, было бы просто отрицанием очевидного. Но это лишь одна сторона медали.
С другой же стороны, сложно не обратить внимания на недостатки такой позиции. Человеческая натура всегда отличалась стремлением двигаться вперёд, желанием прогрессировать, выражать своё мнение и не столько искать лучшей жизни, сколько создавать её. Да, это свойственно не всем людям. Но всегда, во все времена, при всех раскладах найдутся бунтари с пламенной речью и страстью во взгляде, готовые поднять вопросы, которые не могут оставить равнодушным никого, готовые взбаламутить души людей, разбудить их ото сна. Такие люди полностью противоречат цели пословицы, но именно их мы считаем своими героями, их берём за пример для подражания. Почему же? Значит, они всё же привносят что-то хорошее в наш мир, хотя и рискуют его спокойствием, нарушают его устои?
Попробуем ответить на поставленный вопрос. Человек отличается от животного тем, что помимо инстинктов, он руководствуется зовом сердца; помимо материальных ценностей он имеет высокие, духовные. Поэтому оправдывать подавление своей нужды в самовыражении, в спорах, в противоречиях инстинктом самосохранением, желанием сохранить свою шкуру, можно считать предательством самого себя. Ведь жить в мире безопасном, но лицемерном и неидеальном, не лучшее из возможных вариантов развития событий. Отдавая себе отчёт в том, как категорично звучат эти слова, хочется отметить, что это мнение глубоко субъективное. Но если вы вчитаетесь в эти слова и посмотрите на эту проблему с этой точки зрения, несомненно, не сможете не согласиться.
Невозможно отрицать после всех вышеперечисленных доводов, что эту пословицу можно отнести в разряд спорных. Дискуссии на её тему будут продолжаться вечно, и никогда не удастся прийти к компромиссу или общему заключению, потому что любая точка зрения имеет свои плюсы и минусы и имеет право называться правильной.
Но важно лишь то, что мы однозначно понимаем, что пословица несёт в себе позитивную нагрузку и, хотя сформулирована таким образом, что не может удовлетворить абсолютно всех, призывает сохранить наш дом, Землю, в целости и сохранности для нас самих и наших детей. Стремление, воистину заслуживающее особого внимания и усилий.
Но, возможно, мы сможем достигнуть мира и согласия среди всего человечества не таким путём, какой утверждают слова «Худой мир лучше доброй ссоры», а с помощью открытых дискуссий, свободы слова и толерантного отношения к другим, уважения к чужому мнению. Для этого важно помнить: не суди о правильности чьих-то суждений, пока не посмотришь на ситуацию с его стороны.
.
****
На этой странице: смысл (значение) выражения «Худой мир лучше доброй ссоры».
.
Лучше сухой кусок в тишине…
Библейская мудрость
3 января 2017 г.
Притчи 17:1 – «Лучше сухой кусок в тишине, нежели дом, полный пиршества и ссоры».
Эксперименты происходят не только в лаборатории, но и в нашем сознании. Философы или ученые воображают ситуацию и продумывают, как она будет развиваться, подобно старшему брату на «Улице Сезам», который начинает со слов: «Если я лопну шарик, моя младшая сестра будет плакать», а затем доводит эксперимент до конца. вывод в сердитой матери. Притча Иисуса о глупом богаче — это мысленный эксперимент. Представьте себе богатого фермера, говорит он, чьи поля дают такой обильный урожай, что ему приходится строить амбары побольше, поздравляя себя с благополучной пенсией. Представьте, что он в конечном итоге владеет всем миром! Потом он внезапно умирает. Как все обернется, когда он предстанет перед Богом на суде?
Соломон в этой пословице проводит мысленный эксперимент. Представьте себе семью, в которой есть только черствый хлеб, а в другой семье каждый день празднуют День Благодарения. Чтобы усилить контраст, представьте себе досовременный мир Соломона, где всеобщей нехватки продовольствия можно было достичь всего за один неурожай. Далее представьте мирный дом, где все любят друг друга, и сравните его с семьей, полной интриганов, кричащих и ссорящихся. Теперь объедините эти семьи: сделайте голодную семью мирной, а сытую семью гневно ссорящей. Какой дом лучше? Где бы вы были счастливее? Что больше прославляет Бога? Ответ Соломона: бедная семья с миром лучше, чем богатая семья с раздорами.
Соломон вырос в сытой семье, богатой на раздоры. Когда он был совсем маленьким, его старший сводный брат Амнон изнасиловал его сводную сестру Фамарь. Два года спустя родной брат Фамари Авессалом убил Амнона и бежал в изгнание. Через три года двоюродный дед Авессалома Иоав убедил Давида позволить Авессалому вернуться. Два года спустя Авессалом послал слуг сжечь поле Иоава, чтобы Иоав помог ему полностью примириться с царем Давидом. Иоав сделал это. Авессалом начал серьезно плести интриги и вскоре осуществил успешный государственный переворот против своего отца Давида. Теперь Давид бежал в изгнание. В последовавшей за этим гражданской войне Иоав убил Авессалома, Давид заменил военачальника Иоава военачальником Авессалома Амессаем, а дядя Иоав убил двоюродного брата Амессая. Незадолго до того, как Соломон стал царем, Адония, еще один сводный брат, попытался совершить государственный переворот, но потерпел неудачу, когда Давид внезапно сделал Соломона царем. Так что, возможно, эта пословица не только мысленный эксперимент! Соломон вырос в семье «полной пира с раздорами».
Если мирная бедная семья лучше, чем пирующая воюющая семья, как тогда нам жить? Английский пуританин Мэтью Генри пишет об этой пословице, что члены семьи должны «учиться, чтобы быть легкими и услужливыми друг к другу». Не обращайте внимания на ошибки, неловкость и недостатки, вместо того чтобы цепляться за них, чтобы превозносить свое превосходство. Научитесь «прикусывать язык». Принимайте Промысел Божий с благодарением и верностью, чтобы и в болезни, и в здравии, в богатстве или в бедности семья пребывала в мире. Мудрый человек ценит мир своей семьи выше ее богатства.
— Д-р Билл Эдгар, член попечительского совета Женевского колледжа и бывший президент
Цитаты Кинга о войне и мире
Ниже приведены цитаты Кинга из различных событий и периодов времени на протяжении всей его жизни, посвященные обсуждению войны и мира. Некоторые из этих утверждений были опубликованы в книгах или взяты из записанных речей и проповедей.Я хочу сказать, что еще одна проблема, с которой мы сталкиваемся, заключается в том, что мы просто должны найти альтернативу войне и кровопролитию. Всякий, кто чувствует, а таких еще много, что война может решить социальные проблемы, стоящие перед человечеством, проспит великую революцию. Президент Кеннеди однажды сказал: «Человечество должно положить конец войне, иначе война положит конец человечеству». Мир должен это услышать. Я молю Бога, чтобы Америка услышала это, пока не стало слишком поздно, потому что сегодня мы ведем войну.
Я убежден, что это одна из самых несправедливых войн, которые когда-либо велись в истории мира. Наше участие в войне во Вьетнаме разорвало Женевское соглашение. Он укрепил военно-промышленный комплекс; она укрепила силы реакции в нашей стране. Это поставило нас против самоопределения подавляющего большинства вьетнамского народа и поставило нас в положение защиты коррумпированного режима, который настроен против бедных.
Он испортил наши семейные судьбы. Сегодня мы тратим пятьсот тысяч долларов, чтобы убить каждого вьетконговца. Каждый раз, когда мы убиваем одного, мы тратим около пятисот тысяч долларов, в то время как мы тратим всего пятьдесят три доллара в год на каждого человека, охарактеризованного как бедняк в так называемой программе бедности, что даже не является хорошей борьбой с бедностью.
Мало того, из-за этого мы представляемся миру высокомерной нацией. И вот мы в десяти тысячах миль от дома, сражаясь за так называемую свободу вьетнамского народа, когда мы даже не привели в порядок свой собственный дом. И мы заставляем молодых черных мужчин и молодых белых мужчин сражаться и убивать в жестокой солидарности. Тем не менее, когда они возвращаются домой, они вряд ли могут жить вместе в одном квартале.
Суд Божий сегодня над нами. И мы могли бы пойти прямо по цепочке и увидеть, что что-то должно быть сделано, и что-то должно быть сделано быстро. Мы отдалились от других наций, поэтому мы оказались морально и политически изолированными в мире. Нет ни одного крупного союзника Соединенных Штатов Америки, который осмелился бы отправить войска во Вьетнам, и поэтому единственные друзья, которые у нас есть сейчас, — это несколько стран-клиентов, таких как Тайвань, Таиланд, Южная Корея и некоторые другие.
Мы здесь. «Человечество должно положить конец войне, иначе война положит конец человечеству», и лучший способ начать — это положить конец войне во Вьетнаме, потому что, если она будет продолжаться, мы неизбежно придем к точке противостояния с Китаем, который может привести весь мир к ядерному уничтожению.
Это больше не выбор, друзья мои, между насилием и ненасилием. Это либо ненасилие, либо небытие. И альтернативой разоружению, альтернативой большей приостановке ядерных испытаний, альтернативой укреплению ООН и тем самым разоружению всего мира, вполне может быть погружение цивилизации в пучину уничтожения, а наша земная среда обитания превратится в ад, который даже разум Данте не мог вообразить.
— Мартин Лютер Кинг-младший, Бодрствование во время Великой революции, 31 марта 1968 г.
Благодаря нашему научному и технологическому гению мы превратили этот мир в соседство, и все же у нас не было этических обязательств сделать из этого братство. Но каким-то образом и каким-то образом мы должны это сделать. Мы все должны научиться жить вместе, как братья, иначе мы все вместе погибнем, как дураки. Мы связаны единым одеянием судьбы, пойманы в неизбежную сеть взаимности. И все, что касается одного, напрямую влияет на всех косвенно. По какой-то странной причине я никогда не смогу быть тем, кем должен быть, пока ты не станешь тем, кем должен быть. И ты никогда не сможешь быть тем, кем должен быть, пока я не стану тем, чем должен быть. Так устроена вселенная Бога; так оно устроено.
Джон Донн уловил это несколько лет назад и изобразил в графическом виде: «Ни один человек не является островом, целиком состоящим из самого себя. Каждый человек — это часть континента, часть материка». И он продолжает ближе к концу, говоря: «Смерть любого человека умаляет меня, потому что я причастен к человечеству, поэтому никогда не посылай узнать, по ком звонит колокол; он звонит по тебе». Мы должны увидеть это, поверить в это и жить согласно этому, если мы хотим бодрствовать во время великой революции.
—Мартин Лютер Кинг-младший, Бодрствовать во время Великой революции, 2 июня 1959
Теперь вопрос, с которым мы сталкиваемся сегодня вечером, таков: в свете того факта, что угнетенные люди мира восстают против этого угнетения; в свете того, что американский негр восстает против своего угнетения, вопрос таков: как будет вестись борьба за справедливость? И я думаю, что это один из самых важных вопросов, стоящих перед нашим поколением. Когда мы стремимся сделать справедливость реальностью в международном масштабе, когда мы стремимся сделать справедливость реальностью в этой стране, как будет вестись борьба? Мне кажется, что есть два возможных ответа на этот вопрос. Одним из них является использование широко распространенного метода физического насилия. И верно то, что человек на протяжении всей истории стремился добиться справедливости с помощью насилия. И все мы знаем опасность этого метода. Кажется, что это создает гораздо больше социальных проблем, чем решает. И мне кажется, что в борьбе за справедливость этот метод в конечном счете бесполезен. Если негр поддастся искушению прибегнуть к насилию в своей борьбе за справедливость, нерожденные поколения получат долгую и пустынную жизнь с горечью, а его главным наследием в будущем будет бесконечное царство бессмысленного хаоса. И все еще есть голос, вопиющий в перспективу времени, говорящий каждому потенциальному Питеру поднять свой меч. И история изобилует побелевшими костями наций и сообществ, которые не выполнили эту заповедь.
—Мартин Лютер Кинг-младший, Справедливость без насилия, 3 апреля 1957 г.
Ненасилие – это абсолютная приверженность пути любви. Любовь — это не эмоциональная тусовка; это не пустой сентиментализм. Это активное излияние всего своего существа в бытие другого.
—Мартин Лютер Кинг-младший, 1957
Причина, по которой я не могу следовать старой философии «око за око», заключается в том, что она в конечном итоге делает всех слепыми. У кого-то должен быть смысл, а у кого-то должна быть религия. Помню, несколько лет назад мы с братом ехали из Атланты в Чаттанугу, штат Теннесси. И по какой-то причине водители в ту ночь были очень невежливы или забывали приглушить свет… И, наконец, А.Д. посмотрел на меня и сказал: и отказывается приглушать свет, я откажусь приглушать свой». Я сказал: «Подожди, не делай этого. Кто-то должен иметь хоть какой-то смысл на этом шоссе. И я говорю то же самое для нас здесь, в Бирмингеме. Мы движемся по мощному шоссе к городу Свободы. Будут извилистые точки. Будут повороты и трудные моменты, и у нас будет соблазн отомстить той же силой, которую применит оппозиция. Но я хочу сказать вам: «Подождите минутку, Бирмингем. У кого-то в Бирмингеме должен быть хоть какой-то смысл.
— Мартин Лютер Кинг-младший, 3 мая 1963
Мы должны перейти от нерешительности к действию. Мы должны найти новые способы выступать за мир во Вьетнаме и за справедливость во всем развивающемся мире, мире, который граничит с нашими дверями. Если мы не будем действовать, нас обязательно потащат по длинным, темным и постыдным коридорам времени, предназначенным для тех, кто обладает силой без сострадания, могуществом без морали и силой без зрения.
—Мартин Лютер Кинг-младший, «Совесть и война во Вьетнаме», Труба совести, 1968
В Осло я предложил немедленно сделать философию и стратегию ненасилия предметом изучения и серьезных экспериментов во всех сферах человеческих конфликтов, включая отношения между нациями. Я считаю, что это не было нереалистичным предложением. Мир во всем мире ненасильственными средствами не является ни абсурдным, ни недостижимым. Все остальные методы не помогли. Таким образом, мы должны начать заново. Ненасилие — хорошая отправная точка. Те из нас, кто верит в этот метод, могут быть голосами разума, здравомыслия и понимания среди голосов насилия, ненависти и эмоций. Мы очень хорошо можем установить настроение мира, из которого можно построить систему мира. Расовая несправедливость во всем мире. Бедность. Война. Когда человек решит эти три великие проблемы, он уравняет свой нравственный прогресс с научным прогрессом. И что более важно, он научится практическому искусству жить в гармонии.
—Мартин Лютер Кинг-младший, «Мечты о светлом будущем», журнал Ebony, март 1965 г.
Сегодня мировые лидеры красноречиво говорят о мире. Каждый раз, когда мы сбрасываем бомбы на Северный Вьетнам, президент Джонсон красноречиво говорит о мире. В чем проблема? Они говорят о мире как о далекой цели, как о цели, к которой мы стремимся, но однажды мы должны осознать, что мир — это не просто отдаленная цель, к которой мы стремимся, но что это средство, с помощью которого мы достигаем этой цели. Мы должны добиваться мирных целей мирными средствами. Все это говорит о том, что в конечном счете средства и цели должны быть согласованы, потому что цель предсуществует в средствах, а в конечном счете деструктивные средства не могут привести к конструктивным целям.
—Мартин Лютер Кинг-младший, «Рождественская проповедь о мире», Труба совести, 24 декабря 1967 г.
ад ядерного уничтожения… Я верю, что даже среди сегодняшних минометных разрывов и свистящих пуль все еще есть надежда на светлое завтра… Я все еще верю, что однажды человечество преклонится перед алтарями Бога и победоносно увенчается войны и кровопролития.
—Мартин Лютер Кинг-младший, обращение в связи с вручением Нобелевской премии мира, 10 декабря 1964 г.
Совсем недавно я пришел к пониманию необходимости метода ненасилия в международных отношениях. Хотя я еще не был убежден в ее эффективности в конфликтах между нациями, я чувствовал, что, хотя война никогда не может быть положительным благом, она может служить отрицательным благом, предотвращая распространение и рост силы зла. Война, какой бы ужасной она ни была, может быть предпочтительнее капитуляции перед тоталитарной системой. Но теперь я считаю, что потенциальная разрушительная сила современного оружия полностью исключает возможность того, что война когда-либо снова принесет отрицательное благо. Если предположить, что человечество имеет право на выживание, то мы должны найти альтернативу войне и разрушению. «Никогда не позволяйте никому тянуть вас так низко, чтобы ненавидеть их. Мы должны использовать оружие любви. Мы должны иметь сострадание и понимание к тем, кто нас ненавидит. не полностью ответственны за свою ненависть. Но мы стоим в жизни в полночь, мы всегда на пороге новой зари».
—Мартин Лютер Кинг-младший, «Паломничество к ненасилию», Сила любви, 13 апреля 1960 г. Все остальные методы не помогли. Таким образом, мы должны начать заново. Ненасилие — хорошая отправная точка. Те из нас, кто верит в этот метод, могут быть голосами разума, здравомыслия и понимания среди голосов насилия, ненависти и эмоций. Мы очень хорошо можем установить настроение мира, из которого можно построить систему мира.
—Мартин Лютер Кинг-младший, декабрь 1964 г.
Я убежден, что любовь – самая прочная сила в мире. Это выражение не непрактичного идеализма, а практического реализма. Любовь далеко не благочестивое предписание мечтателя-утописта, а абсолютная необходимость для выживания нашей цивилизации. Ответная ненависть на ненависть лишь усиливает существование зла во вселенной. У кого-то должно хватить ума и достаточно религии, чтобы разрубить цепь ненависти и зла, а это можно сделать только через любовь.
—Martin Luther King, Jr., 1957
В борьбе за человеческое достоинство угнетенные люди мира не должны позволять себе ожесточаться или предаваться кампаниям ненависти. Отомстить ненавистью и горечью — значит только усилить ненависть в мире. На жизненном пути у кого-то должно быть достаточно здравого смысла и нравственности, чтобы разорвать цепь ненависти. Этого можно добиться, только проецируя этику любви в центр своей жизни.
—Martin Luther King, Jr., без даты
Есть два типа законов: есть справедливые законы и есть несправедливые законы… В чем разница между ними?… Несправедливый закон – это рукотворный кодекс, который не соответствует моральному закону.