5 шагов, чтобы научиться любить
11 315
Мужчина и женщинаПознать себяПрактики how to
Детская и взрослая любовь
«Не пустишь меня в кино? Больше не буду тебя любить». В устах пятилетнего ребенка такое заявление никого не удивит. Он пробует на прочность границы, и ему действительно очень хочется в кино. Вот он и прибегает к самому мощному оружию, которое есть в его распоряжении: угрожает лишить нас любви.
Но мы ведь не хватаемся за голову, не впадаем в отчаяние из-за этих угроз. Мы, взрослые, знаем, что он нас любит, что на самом деле он так не думает, что он просто устал, голоден или расстроен чем-то случившимся в детском саду.
Нам легко быть зрелыми личностями: вести детей за собой, дарить им безусловную любовь, проявлять мудрость
Почему же нам так трудно быть такими, когда наш взрослый близкий проводит подобный маневр, когда угроза потерять его любовь угадывается в его молчании, язвительных уколах или агрессивных риторических вопросах? Можем ли мы в такой ситуации сохранить то же терпеливое любовное обращение, какое проявляем с нашими отпрысками?
«У ребенка есть ощущение, что родитель всегда рядом, готовый утешать, направлять, развлекать, кормить, умывать, оставаясь всегда нежным и радостным, — пишет британский писатель и философ Ален де Боттон. — Родитель не объясняет, как часто в течение дня ему приходится сдерживать слезы, прикусывать язык, и что порой после целого дня возни с ребенком у него нет сил даже на то, чтобы раздеться перед сном.
В этих отношениях нет взаимной отдачи. Родитель дарит любовь, но не ждет, что ребенок в ответ будет помогать ему в той же мере. Родитель и ребенок могут оба любить, но они находятся на противоположных концах оси координат, о чем ребенок даже не подозревает.
Вот почему, когда мы вырастаем и впервые говорим, что жаждем любви, мы ждем, что будем любимы той же любовью, какую получали от родителей
И это на самом деле катастрофа… нам необходимо перейти из детской позиции в родительскую позицию. Необходима готовность подчинить свои требования и задачи нуждам другого человека».
Иными словами, вступая во взрослые отношения, мы ищем ту любовь, которую получали (или хотели получать) в детстве. Но это не просто нереальная цель, она еще и ложная. Истинная цель — самим дарить такую любовь другому. Прикусить язык, скрыть свои слезы ради блага близкого нам взрослого. Ладно, не все время, но гораздо чаще, чем это делает большинство из нас.
Истинная цель — быть щедрыми в любви. Конечно, никто из нас не выполнит эту задачу полностью. Но мы можем справляться с ней гораздо лучше, чем теперь. Нам нужно стремиться к этому на протяжении всей жизни.
Как стать более щедрыми в любви?
1. Прежде всего, любить себя
Те, кто практикуют медитацию любящей доброты, это хорошо знают. Она начинается всегда с того, что вы направляете энергию любви на себя самого. Мы проецируем на других то, что чувствуем по отношению к себе самим. Если мы нетерпимы и критичны к себе, мы не прощаем и других. Если же мы дарим себе любовь, принимаем себя, то способны и к другим относиться так же.
2. Восхищайтесь всем, чем можно восхититься в людях
Это урок мне преподал мой дед. Он всегда восхищался какими-то качествами других людей, будь то высокий рост, остроумие, атлетичность… — всему он отдавал дань. Я человек более сдержанный, поэтому не вполне следую его примеру. Но я стараюсь!
3. Нет такого человека, которого вы не полюбите, узнав его историю
Этот афоризм принадлежит монахине-бенедиктинке и писательнице Мари Лу Коунацки. Представьте себе человека, совершившего что-то очень страшное. А теперь представьте его в детстве. Возможно, над ним издевались, обращались как с ничтожеством. Вообразите маленького мальчика, тихонько плачущего долгими ночами, никому нет дела до его слез. Если вы и не простите его, то смягчитесь.
4. Вы не можете контролировать поведение других людей — только свое собственное
Старайтесь относиться к людям со спокойной теплотой, независимо от того, как они относятся к вам. Столкнувшись с угрозой или провокацией, сделайте глубокий вдох, сосчитайте до 10 и попробуйте восстановить это состояние. Если счета до 10 не хватило, постарайтесь отстраниться от ситуации, представив себя в каком-то прекрасном месте (будь то ваше любимое озеро в лучах заката или выдуманный пейзаж) или в присутствии человека, который вас любит и заботится о вас (опять-таки, реального или вымышленного — неважно).
Когда почувствуете, что готовы общаться, попробуйте отделить суть того, что говорит человек, от тех ощущений угрозы и тревоги, которые вы испытываете. (Все это не так легко, конечно!) Подробней об этом можно прочесть в книгах «Эмоциональная свобода» Джудит Орлофф и «Ключевые переговоры» Керри Паттерсона и его соавторов.
5. Постарайтесь не судить других
Неслучайно не-суждение является центром многих духовных традиций. Осуждение омрачает ваши отношения и мешает принимать людей со всеми их недостатками. Но это не значит, что вы не должны замечать дурное поведение других (как и свое собственное).
Просто существует огромная разница между наблюдением и обвинением. Осуждение заставляет вас отстраняться от людей — и от себя самого. Наблюдение же может быть беспристрастно, а иногда и наполнено любовью.
Подобно тому, как мы прощаем нашим детям их провинности, убеждая их вести себя лучше в следующий раз, мы можем прощать и себя. А если вам удастся быть мягче и снисходительнее к себе, вам станет легче точно так же относиться и к своим любимым взрослым.
Браслеты для влюбленных
Стать щедрыми в любви помогут памятные подарки близким. Присмотритесь к минималистичным парным браслетам, которые всегда будут напоминать вам о важности доверительных и взрослых отношений.
Реклама. https://aliexpress.ru
Об авторе: Сьюзан Кейн — американская писательница.
Текст:Алина НикольскаяИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
3 признака пищевой аллергии, о которых вы не знали раньше
Есть в комнате, пить из горлышка и еще 5 неряшливых привычек, которые вредят здоровью
«Побег из офиса»: что вас ждет после увольнения в никуда — личный опыт
«Беременна третьим ребенком и не могу с этим смириться. Как принять эту новость?»
«Сильнейший ветер сбил меня с ног. С тех пор боюсь выходить на улицу»
Как прожить дольше: ученые обнаружили новый психологический фактор
«Не бьет — значит любит?»: признаки незаметного насилия — проверьте вашу пару
«Зачем покупать новое белье, если его вижу только я?»: как жить со скупым мужчиной
Можно ли научиться любить ближнего, если не знаешь, что такое любовь?
Оглавление- Три банкрота
- Как теряют любовь
- Как животное или — как Бог?
- «Проблема расширенного эгоизма»
- Любовь — не эмоция
Три банкрота
Как это ни печально признавать, но неспособность любить является общим диагнозом для всего человечества. Чтобы убедиться в этом, совсем не обязательно заглядывать в душу всем и каждому. Даже самый поверхностный взгляд на историю любого народа, да и на мировую историю в целом, приводит к неутешительному выводу: люди гораздо более склонны обижать и мучить друг друга, чем — любить. Войны, революции, кровавые междоусобицы, убийства, насилие… На этом историческом фоне сам разговор о любви к ближнему может показаться возвышенной идеей, так и не осуществленной на практике.
Но не одна только история дает повод к подобному пессимизму. Литература также представляет нам целый ряд героев, чья неспособность любить является их главной художественной характеристикой. Тут и молодой повеса Евгений Онегин, с холодной легкостью отвергший искреннее и чистое чувство провинциальной девушки, а после невесть с чего вдруг застреливший своего лучшего друга. Тут и отважный Григорий Александрович Печорин, с помощью нехитрой, но подлой интриги похитивший несчастную черкесскую княжну, которая надоела ему спустя четыре месяца и вынуждена была жизнью заплатить за романтические забавы скучающего искателя приключений.
Но если отсутствие способности к любви у этих двух героев русской литературы еще можно как-то попытаться объяснить схожестью их характеров и общей наклонностью к скуке, то третий персонаж, которого бы хотелось упомянуть в этой связи, напрочь вываливается из подобного объяснения. Жизнерадостный прохиндей Остап Бендер — кипучий, деятельный и не склонный к рефлексии — в отношениях с женщинами, как это ни странно, в точности повторяет «подвиги» своих литературных предшественников, упомянутых выше. Сначала, подобно Печорину (влюбившему в себя Мери, а затем бросившему ее), великий комбинатор позорно убегает от полюбившей его дочери старого ребусника, а после (как и опомнившийся к концу романа Онегин) безуспешно пытается напомнить оставленной им девушке о ее былой любви.
Два самых известных литературных меланхолика и веселый жулик оказались удивительно похожи в своей неспособности любить. В чем же тут дело? Почему столь разные типы людей в важнейшей сфере своего бытия оказываются так одинаково и фатально несостоятельными?
Рассуждать об этом с различных точек зрения можно довольно долго. Однако если обратиться к христианству, ответ на такой вопрос найти совсем несложно.
Как теряют любовь
В Евангелии Христос ясно говорит, что потеря любви является прямым следствием уклонения человека от исполнения заповедей Божиих: по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф.24:12). Очень важно понять, что само слово «беззаконие» в отношении заповедей имеет не юридический смысл по принципу: ты нарушил закон, Бог тебя за это накажет. Христианство говорит совсем о другом, духовном законе, который правильнее было бы сопоставить с законами физики, химии, биологии и любой другой естественной науки. Ведь если человек, нарушая законы собственной природы, попытается сесть на раскаленную плиту, лизнуть железо на морозе или выпить серной кислоты, то вряд ли кому-либо придет в голову назвать печальные, но вполне естественные последствия такого беззакония — наказанием Божиим. То же самое происходит, когда человек пренебрегает духовными законами своего бытия. В сущности, все заповеди Евангелия как раз и являются такими законами, а вовсе не какими-то формальными и внешними по отношению к человеку требованиями. Нет, в заповедях Господь лишь открывает нам принципы здорового существования нашей духовной природы, некую норму человечности, при соблюдении которой человек не будет вредить собственному естеству. Ну, в самом деле, разве вызовет у кого-то протест утверждение о том, например, что зависть или обида наносят вред, и прежде всего — самому завистнику или обиженному? Или что гневливый человек сам себе укорачивает жизнь? Да любая, даже самая далекая от христианства психологическая школа безоговорочно подтвердит сегодня истинность этих мыслей! Поэтому слова «грех» и «беззаконие» в Евангелии означают нарушение принципов нормального человеческого существования, которое неизбежно влечет за собой страдание, разрушение, смерть.
В общем-то, все заповеди лишь выявляют различные грани главного призыва Евангелия, который, наверное, известен любому культурному человеку — любите друг друга (Ин. 34:13). Ведь на того, кого любишь, не станешь гневаться, ему не будешь завидовать, простишь ему любую обиду и никогда не станешь его осуждать. Таким образом, в заповедях изложены не какие-то отвлеченные истины — пускай и возвышенные, — а принципы деятельного проявления той самой любви, которой нам так не хватает в нашей жизни. Но что же происходит, если человек нарушает эти принципы? Об этом нетрудно догадаться по нехитрой аналогии: а что бывает, когда человек нарушает законы физики и пытается разжечь костер посильнее, усердно поливая его водой? Ответ очевиден: огонь погаснет. Ровно то же самое происходит и с любовью в сердцах тех людей, которые нормой своей жизни сделали нарушение закона любви, то есть — грех.
И если внимательно рассмотреть литературные истории жизни Онегина, Печорина и Остапа Бендера, то причину их неспособности к любви увидеть совсем несложно.
Так, по словам Пушкина, бедный Евгений самые чистые и естественные порывы молодости потратил на сомнительные похождения и бесконечные любовные интрижки:
Он в первой юности своей
Был жертвой бурных заблуждений
И необузданных страстей.
За восемь лет такой беспорядочной жизни Онегин довел себя до весьма печального состояния, когда женщина перестала быть для него тайной, желанной целью и радостным открытием:
В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут — мигом утешался;
Изменят — рад был отдохнуть.
Он их искал без упоенья,
А оставлял без сожаленья,
Чуть помня их любовь и злость.
Еще страшнее выглядит внутренняя жизнь Печорина, вернее, то, что он сам сделал с этой своей жизнью. Ведь не так уж и лицемерит Григорий Александрович, когда, рисуясь перед княжной Мери, проговаривает свое жизненное кредо: «Я был готов любить весь мир, — никто меня не понял: и я выучился ненавидеть». Здесь герой честно признает любовь ко всему миру — нормальным состоянием здорового, неиспорченного человека. Правда, вину за утрату этого своего здорового состояния Печорин пытается полностью переложить на окружающих. Но путь этот тупиковый и бесплодный. Ведь если мою душу искалечили другие люди, то, значит, и приводить ее в порядок должен не я, а они. Собственно, именно такой вывод и делает лермонтовский герой: «…если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви». Поставив способность к любви в зависимость от нравственности окружающих, «герой нашего времени» полностью отсек для себя возможность исцеления и пришел в поистине ужасное состояние, когда страдания другого человека, да и сама жизнь его становятся лишь забавой, топливом для эмоций, хоть как-то теребящих его ледяное сердце: «А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше не способен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, — не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастье? Насыщенная гордость».
Счастье — как насыщенная гордость! Бедный Печорин… Если бы он только знал, что гордость в принципе ненасыщаема и никогда не удовлетворится тем состоянием, в котором находится человек, сколь бы высоко он ни вознесся! По учению Церкви, нет более страшного нарушения закона любви, чем гордость, медной стеной отделяющая человека от всего мира, от других людей и от Самого Бога. Чтобы убедиться в истинности этого утверждения, достаточно просто перечитать страшные строки из дневника Печорина, приведенные выше.
Ну а неутомимый охотник за денежными знаками Остап Бендер лишил себя способности к любви иным методом, не менее разрушительным, чем блуд или гордость. На что же этот симпатичный литературный герой потратил весь пыл своей энергичной натуры, куда употребил таланты, которыми так щедро наделили его авторы? Об этом лучше всего сказал сам великий комбинатор в претенциозной эпитафии самому себе: «Он любил и страдал. Любил деньги и страдал от их недостатка». Вполне откровенный и точный диагноз. Любовь к деньгам в христианской традиции носит название сребролюбия. А о том, какую разруху производит сребролюбие в душе человека, прямо сказано в одном из посланий апостола Павла: А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые… сами себя подвергли многим скорбям (1Тим. 6:9–10).
В эту короткую цитату полностью укладывается вся трагикомическая история не только Остапа Бендера, но и многих других. История людей, которые в погоне за деньгами растратили свои многочисленные способности и энергию молодости, не создали семьи, не приобрели друзей… Ведь даже деньги, которые Бендер в конце концов сумел получить, не согрели его душу и не принесли счастья. Потому что не может стать счастливым тот, кто не способен любить.
Конечно, все эти герои не более чем плод писательской фантазии. Но ведь в том и притягательность настоящей литературы, что в образах вымышленных героев она показывает нам такие состояния человеческой души, на которые уже вполне реально отзывается наше сердце, наша совесть, наш жизненный опыт. И если быть с собой до конца честным, то многое из того, что лишило любви Онегина, Печорина и Остапа Бендера, мы в той или иной мере найдем и в своей жизни.
Как животное или — как Бог?
«Нет попутного ветра для того, кто не знает, в какую гавань он хочет приплыть», — когда-то сказал Монтень. К сожалению, этот тезис как нельзя более уместен в разговоре о любви в случаях, когда под этим словом подразумевается все что угодно: бурная страсть, физическое влечение, мимолетная симпатия или просто какое-то неопределенное томление в душе. Учиться любви, имея о ней столь смутные представления, — столь же неблагодарный труд, как разгадывать кроссворд, в котором отсутствуют не только ответы, но и вопросы.
В целом слово «любовь» ассоциируется у современного человека с некими бурными переживаниями, радостью или слезами, трепетом и замиранием сердца, одним словом — с сильным эмоциональным волнением. И действительно, тот, кто хоть однажды был влюблен, знает это состояние, когда в любимом человеке вдруг сосредотачивается весь смысл твоего существования. Но куда же девается это волнение страстей спустя некоторое, иногда совсем непродолжительное время? Почему так часто со скандалом делят имущество муж и жена, которые еще совсем недавно жить не могли друг без друга?
Жизнь очень сложная штука, но все же, наверное, не последнюю роль в таких разочарованиях и семейных драмах играет как раз неправильное понимание людьми важнейшего вопроса: что такое любовь? Ведь если понимать любовь как эмоцию, то неизбежно придется признать, что, подобно всем прочим чувствам, она очень изменчива, неустойчива и зависима от множества внешних и внутренних факторов нашей жизни. Не выспался — и уже не до чувств. Переел — снова не до них. Пасмурная погода за окном, больной зуб, случайно сказанное слово, косой взгляд, падение уровня сахара в крови — все эти вещи, как и великое множество других, здесь не названных, постоянно влияют на наши чувства. И если ставить свою любовь к ближнему в зависимость от многообразных обстоятельств жизни, то сохранить такую любовь-эмоцию окажется невероятно трудной задачей.
К тому же эта любовь обладает одной не очень симпатичной характеристикой: нам свойственно испытывать ее либо к тем, с кем хорошо нам, либо к тем, кому хорошо с нами. Но стоит даже приятному нам человеку выразить хотя бы легкое недовольство в наш адрес, как сразу же вместо любви к нему в душе вспыхивают совсем другие эмоции. А уж если мы узнаем, будто этот человек сделал нам какую-нибудь откровенную гадость — тут уж только держись! Тогда начинается такая «любовь», которая для несчастной бесприданницы Ларисы Огудаловой заканчивается приговором: «Так не доставайся ж ты никому!» и пулей в сердце, для пылкой Кармен — ножом в груди, а для Дездемоны — смертью от рук ревнивого мужа. В общем, с любимыми, которые вместо удовольствия начали доставлять неудобства, очень часто все происходит по схеме известной фольклорной истории, когда некий хозяин любил свою собаку лишь до тех пор, пока она не съела у него кусок мяса. Можно было бы, конечно, списать все эти печальные события на бурную фантазию драматургов, да вот беда — реальные уголовные хроники всех газет мира во все времена переполнены подобными трагедиями.
Именно такую любовь, сведенную к эмоции, Христос решительно отвергает, говоря ученикам: …если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? (Мф.5:46).
Любовь-эмоция почти не отличается от инстинктов животного. Поэтому нормой человеческой любви Христос объявляет нечто неизмеримо более высокое и требующее от людей существенного волевого и нравственного усилия: Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:43-45).
Но любить своего врага, руководствуясь эмоциями и чувствами, уже не получится, поскольку чувства эти будут прямо противоположными любви. И здесь кроется одно из главных отличий любви христианской от всех прочих ее пониманий и трактовок: евангельская любовь обязательно предполагает жертвенность. А жертвой в данном случае должен стать отказ от таких естественных человеческих чувств, как неприязнь и отвращение, которые мы обычно испытываем к своим врагам. Занятие это нелегкое и даже болезненное, но ведь и цель его безмерно высока: уподобиться в любви уже не животному, но — Богу.
«Проблема расширенного эгоизма»
Ну вот, похоже, и найдены нужные слова: любовь — как жертвенность, способность к самоотдаче. Казалось бы, вот оно — христианское понимание любви! Но и тут нас подстерегают скрытые опасности. Оказывается, жертвенность вполне возможна и при отсутствии любви к ближнему. Не зря ведь апостол Павел предостерегает христиан от подобного перекоса в восприятии Евангелия: если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1Кор. 13:3).
Возникает закономерный вопрос: а что же, собственно, может стать для меня причиной самопожертвования, если не моя любовь к ближнему? Ответ на это — тема для отдельного большого разговора, поэтому ограничимся здесь лишь одним его аспектом, который можно было бы условно назвать «проблемой расширенного эгоизма».
Дело в том, что, вкладываясь в объект своей любви, отдавая ему силы, время, жертвуя ради него какими-то удовольствиями, человек потихоньку начинает любить в нем именно этот свой вклад, а точнее — себя самого в любимом. В итоге получается такая вот расширенная любовь к себе, пусть даже в нее будут включены мой муж или моя жена, мои дети, моя собака. Но в центре подобного отношения всегда будет этот злосчастный общий знаменатель — «мое». Такая любовь может превратиться в гордость, отделяющую нас и наших любимых от остального мира и уничижающую все, что находится за этой границей.
Убедительный пример такого расширенного эгоизма, принимаемого за любовь, можно увидеть в знаменитой сказке французского писателя Экзюпери, когда Маленький принц объяснял ничейным розам, в чем их отличие от его любимого цветка: «Вы ничуть не похожи на мою розу. Вы еще ничто… Вы красивые, но пустые. Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра… Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она — моя».
Логика Маленького принца здесь предельно ясна: чем больше самого себя вкладываешь в то, что любишь, тем больше оснований считать это своим. А все остальное можно спокойно считать «ничем», поскольку оно ведь еще ничье. Неудивительно, что бедные розы смутились, услышав эту декларацию любви-собственности. Конечно, Маленький принц — удивительно светлый и добрый герой, пожалуй, даже один из самых светлых во всей мировой литературе. Но в данном случае его понимание любви, к сожалению, не очень сильно отличается от жизненной философии генеральского денщика — персонажа одного из очерков Н. Лескова. Этот денщик делил все человечество на две неравные части: к одной он относил себя и своего барина, к другой — всю прочую «сволочь». Подобным образом и любовь-собственность заставляет человека автоматически делить весь мир на «мы» и «они». И тогда, чем бы он ни жертвовал во имя подобной любви, эта жертва неизбежно будет принесена им лишь себе самому.
Христианство предполагает совершенно иной принцип отношения к окружающим, когда основанием для любви к ближнему является вовсе не наша собственная мера жертвенности по отношению к нему, а безмерность жертвы Христа за все человечество. Чтобы эта мысль стала более понятной, можно рассмотреть ее на примере отношения героя сказки Экзюпери к чужим розам. Маленький принц по-детски наивно определил их как «ничто», поставив ничьим цветам в упрек тот факт, что ради них еще никто ничем не пожертвовал[*]. Но христиане знают, что Христос пострадал за каждого человека, а следовательно: каждый из людей — Его, потому что для Бога нет беспризорных цветов. Христиане призваны в каждом человеке видеть Христа и почитать в любом случайном встречном образ Божий. При таком мировоззрении разделение людей на своих и чужих по какому-либо признаку становится попросту невозможным. Вот как пишет об этой «неразборчивости» христианской любви святитель Игнатий Брянчанинов: «И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатка в любви».
Любовь — не эмоция
На расстроенном рояле даже самый выдающийся исполнитель всех времен и народов не сможет толком сыграть и банального «Чижика-пыжика». Все его мастерство, весь обширный репертуар, экспрессия и выразительность игры окажутся бесполезными, если инструмент не будет должным образом настроен. То же самое вполне справедливо и в отношении человеческой души: она тоже нуждается в правильной настройке, без которой все наши мысли, слова и действия могут оказаться фальшивыми.
Христианская любовь к ближнему — это не чувство, и даже не действие, а именно такая настройка, а вернее, устроение человеческой души, когда в ней живет постоянная готовность отнестись к любому человеку, как к Самому Христу. Ведь в христианстве дистанция между этикой в отношениях с Богом и этикой межчеловеческих отношений практически сведена к нулю словами Христа: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф.25:40). Каждый человек, как бы ни был он плох и неприятен нам, призван к бытию Богом, любим Им, несет в себе Его образ. И для желающих исполнить христианскую заповедь о любви к ближнему прежде всего необходимо так настроить свои ум и сердце, чтобы в любом человеке за всеми его индивидуальными несовершенствами видеть этот образ Божий, помнить о том, что он — такое же любимое Богом создание, как и ты сам. Лишь на почве подобного устроения души способна прорасти та любовь, о которой говорит Евангелие. Практический же рецепт такой настройки можно увидеть в творениях святых отцов, всю свою жизнь употребивших на освоение этой непростой науки — любить ближнего.
«Воздавай почтение ближнему как образу Божию — почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей. Деятельность твоя да будет таинственно сообразна твоему душевному настроению. Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия, — и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь. Причина этой святой любви — не плоть и кровь, не влечение чувств, — Бог», — говорит святитель Игнатий (Брянчанинов).
В чем же на деле должно быть выражено такое душевное устроение, объясняет другой святой — авва Дорофей: «Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй, и таким образом начнешь после мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему или давая ему то, в чем он нуждается; и так, поднимаясь с одной ступени на другую, достигнешь с помощью Божией и верха лестницы. Ибо, мало-помалу помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Сие и значит возлюбить ближнего своего, как самого себя».
Вот, собственно, и все. Нетрудно увидеть, что никаких сверхъестественных ухищрений и неисполнимых требований здесь нет. И прежде всего нужно научиться так любить самых близких своих людей — мужа, жену, детей, родителей… Не потому, конечно, что они — наши родственники. Просто именно с ними мы общаемся гораздо больше, чем с остальным человечеством, и где же еще осваивать христианскую любовь к ближнему, как не в собственной семье? Глупо учиться любви к врагам, так и не научившись любить свою бабушку.
Конечно, в приведенных здесь цитатах отцов описано лишь самое начало стяжания любви к ближнему. Путь же ее совершенствования бесконечен, поскольку человек призван уподобиться в ней Самому Богу. Но без этого драгоценного начала весь остальной путь окажется для нас безнадежно закрыт.
Примечание:
[*] Мы понимаем, что такая трактовка образа Маленького Принца может вызвать неоднозначную реакцию и многим не понравится. Однако из уважения к позиции автора мы не стали подвергать текст редактуре и убирать из него это сравнение, что не означает, что редакция разделяет данную позицию. – Ред.
журнал «Фома»
Учимся любить и быть любимыми
Источник: Anemone_123/Pixabay
Любить и быть любимым — это не данность. Мир был бы намного лучше, если бы каждый ребенок, приносимый в него, был желанным и любимым — если не до рождения, то вскоре после него, как только его присутствие прозвучит. К сожалению, это не так. Страшных историй, таких как те, что описаны в исследованиях «Неблагоприятные детские переживания», предостаточно, в них подробно описываются проблемы, с которыми сталкиваются нелюбимые дети. Одним из неизбежных результатов является то, что им нужно научиться давать и получать любовь.
Поскольку любовь не была чем-то, что они всегда знали, они автоматически не знали, как делать это хорошо, особенно когда дело доходит до любви к себе и чувства, что они достойны любви другого.К счастью, способность чувствовать любовь, по-видимому, столь же неотъемлема, как наша способность ходить, говорить, читать или играть. Некоторые внутренние условия, такие как здоровая сенсомоторная система, отсутствие боли, доступ к относительному комфорту и базовая безопасность от вреда, позволяют ребенку получать удовольствие от прикосновения, взаимности во взглядах и смехе, возможности зависеть от кого-то, кто заботится о нем. потребности, которые пока не могут быть удовлетворены самостоятельно. «Надежная привязанность», краеугольный камень любовных отношений, развивается из веры в то, что кто-то даст то, что необходимо. Когда пренебрежение, жестокое обращение или нищета заменяют базовый комфорт, у ребенка развивается другое понимание и набор ожиданий от отношений.
Человеческие импульсы помочь и обеспечить заботу не могут быть приняты во внимание. Простая доброта того, кто предлагает утешение или внимание, может быть (неправильно) понята как любовь; возможно, абсолютная постоянство доступности обеспечивает чувство безопасности, которое получает название «любовь». В этих случаях любовь определяется отношениями, которые предлагают заботу вместо жестокости, дружбу вместо непредсказуемости или привязанность вместо лишений. Любовь определяется опытом, который высвобождает химические вещества — окситоцин (гормон объятий/заботы), дофамин (химическое вещество удовольствия), вазопрессин (для влечения) или, после полового созревания, эстроген и тестостерон похоти. Удовольствие от ощущения того, что тебя принимают и ценят, еще предстоит испытать.
Источник: StockSnap/Pixabay
Однако любви можно научиться, особенно когда мы достигаем подросткового возраста, обретаем способность к предусмотрительности и сознательному намерению и можем научиться любить себя. Со зрелым мозгом, который позволяет размышлять и расширять жизненный опыт, освобождая место для более широкого социального круга, люди могут наблюдать за собой с любопытством, вниманием, состраданием и добротой.
- Любопытство , готовность исследовать и принимать весь спектр реакций и чувств дает способность быть благодарным за все, что наши эмоции и телесные ощущения могут рассказать о человеческом опыте. Он может подтолкнуть человека заглянуть под поверхность видимости, обнаружить сущность под тишиной интроверта или пустоту под блеском. Опробование новой роли, развитие нового навыка, исследование возможного будущего себя могут принести честность и внутреннюю направленность, а вместе с ними и самоуважение, лежащее в основе любви к себе.
- Внимание — это второй зубец любви к себе. Внимание означает изучение того, что приносит удовольствие или облегчает боль, и инвестирование в обеспечение того и другого. Это форма любви к себе, которую легко усилить внимательностью, размышлениями и спокойствием. Потратив время на то, чтобы прислушаться к своему телу и удовлетворить потребность в еде, питье, движении, увеличении или уменьшении стимуляции, мы учимся определять свои собственные потребности, различать потребности и желания и находить способы заботиться о себе. . Растяжка в йоге может быть метафорой для растяжки другими способами; балансовые позы могут отражать внутреннее равновесие; регулярная практика искусства может построить самодисциплину. Наши более тонкие потребности проявляются, когда мы замедляемся и обращаем внимание.
- Сострадание может быть волшебным ключом к любви к себе. Сочувствие, которое мы испытываем, когда смотрим на себя с сострадательной любовью, позволяет нам распознать свое несовершенство и принять наши человеческие желания, импульсы и особенно наши ограниченные резервы. Мы можем перестать предъявлять к себе иррациональные требования, чтобы верить, что мы любимы. Стремление быть «достаточно хорошими», чтобы быть достойными любви, только приглашает нас взобраться на беговую дорожку перфекционизма. Бесчисленные психологи-новаторы показали нам, что в нашем человеческом опыте не существует «идеального». Например, Рой Баумайстер, проводя свои знаменитые эксперименты с печеньем с шоколадной крошкой, продемонстрировал, что сила воли использует нашу эмоциональную энергию.
Он показал, что самоконтроль не бесконечен, и мы истощаемся после того, как истощаем длительную самодисциплину. В другом примере Шелдон Коэн, Берт Учино, Дженис Кикольт-Глейзер и их различные коллеги в отдельных сериях исследований изучали затраты физического здоровья на эмоциональную боль и негативное общение в близких отношениях. При этом эти и другие исследователи задокументировали иммунную систему, обладающую мудростью, выходящей за пределы иллюзии физической неуязвимости. Как говорят французы, «лучшее — враг хорошего» — совершенства просто не существует, и вера в то, что его можно получить, приведет к неудаче. - Добрые дела — это способ продемонстрировать и развить любовь к себе. Мягкими мыслями, уважительными привычками и заботливым поведением мы одновременно показываем любовь к себе и вынуждены признать ее последствия. Достоинство, восторг и самоуважение свидетельствуют о том, что любить — это стоящее занятие.
Любопытство, внимание, сострадание и доброта, практикуемые как способы прославления самих себя, позволяют нам развивать любящие отношения с самими собой. И как только мы научимся любить себя, относиться к себе с заботой, последовательностью и нежностью, мы сможем направить свое любящее сердце вовне.
Какие еще виды любви ждут нас?
- Мы можем любить детей. Их мягкая кожа, сладкий запах, большие головы и отзывчивость, когда их потребности удовлетворяются, побуждают нас любить их. Чем больше два существа узнают друг друга, тем сильнее могут вырасти узы любви. По мере того, как наша способность увеличивается, мы можем любить более широко и глубоко.
- Мы любим семью. Иногда. Некоторые члены семьи больше, чем другие. И семья по выбору, а также семья по крови или по закону. Мы можем научиться любить тех, с кем мы разделяем нашу повседневную жизнь, благодаря тому, что мы открыты для существования друг друга.
- Мы любим тех, о ком заботимся. Есть что-то в физической заботе о другом человеке, который зависит от нас в этой заботе, которая глубоко проникает в нашу способность отдавать, что-то менять. Это позволяет нам любить их, а также любить то, как мы чувствуем себя способными изменить ситуацию. Опекуны часто сообщают о непреходящей радости от общения.
Источник: 3194556/Pixabay
Мы любим компаньонов. Узы дружбы — это особая форма любви, в которой мы растем и разделяем друг друга по мере развития нашей жизни. Преодолевая наши взаимные стрессы и победы, делясь делами и невзгодами, мы начинаем ценить сильные стороны друг друга и расти благодаря им. «Теория расширения любви», разработанная Артуром и Элейн Арон, применима как к дружбе, так и к романтическим любовным отношениям.
- Мы любим наших питомцев. Отношения между домашним животным и его владельцем также могут быть симбиотическими, особенно когда домашнее животное проявляет такую привязанность, которая так легко проявляется у некоторых млекопитающих. После того, как я овдовела, мои отношения с моим бишоном дали мне возможность заполнить все пустоты, которые были заполнены любовью. В своей Лаборатории собачьего познания профессор Йельского университета Лори Сантос продемонстрировала уникальные связи собак со своими хозяевами и любовницами; Лаборатория собачьего познания в Дьюке проследила источники этих связей до их химических корней.
- Мы любим наши увлечения. Михай Чиксентмихай опубликовал свою первую книгу о состоянии «потока», полной вовлеченности в деятельность, в которой страсть становится собственным мотиватором, в 1975 году. За этим последовал поток подтверждающих исследований. Наша преданность делу, которое мы любим, приносит бесчисленные преимущества, которые совпадают с преимуществами других видов любви.
- Мы любим места. Мы можем легко привязаться к месту, имеющему для нас особое значение. То ли из-за нашей истории в этом месте, то ли из-за нашей эстетической реакции на него. Область психологии окружающей среды исследует эту любовь. Некоторые ученые даже утверждают, что мы отпечатываемся в той местности, где родились, и нас всегда привлекает один и тот же ландшафт. Более ограниченным способом люди могут создать дом, который они любят, и гарантировать, что он поможет им получить доступ к питанию для тела и души.
Источник: janeb 13/Pixabay
Мы любим бескорыстно. Религии были построены вокруг концепции альтруистической любви. Все авраамические религии призывают нас «возлюбить ближнего своего, как самого себя». Через медитацию и любовь к себе буддисты могут найти свою связь со всеми живыми существами и, таким образом, полюбить их.
- Мы любим мир. Физический мир, в котором мы живем, может быть источником любви для тех, кто верит в трансцендентность или универсальную красоту природы и эволюции.
- И да, конечно, мы можем любить романтически. Ах, блаженство и агония романтической любви! Магия преданной пары действительно может длиться всю жизнь, как задокументировали Бьянка Асеведо и Артур Арон в своем обзоре исследований длительных любовных отношений.
Источник: 3194556/Pixabay
Источник: janeb 13/Pixabay
Если ваша жизнь не началась на ноте, наполненной любовью и вниманием, не отчаивайтесь. Любви можно научиться, и вы можете получать удовольствие не только от того, что чувствуете ее, отдаете и делитесь ею, но и от того, что обучаете ее. Какое большее благословение может быть?
Copyright 2019: Башня Рони Бет.
Как научить мужчину новым (романтическим) трюкам
Здоровье и хорошее самочувствие
Не готовы встретить еще один совершенно несентиментальный День святого Валентина? Есть хорошие новости, говорит доктор Гейл Зальц: романтике, по-видимому, можно научить. Вот пять советов, которые помогут вашему мужчине привести себя в форму перед праздником.
/ Источник: автор TODAY. Ты не одинок. Многие женщины жаждут романтики, но находятся с мужчинами, которые просто не имеют ни малейшего представления о том, как быть романтичными.
Мужчины и женщины по-разному понимают, что такое сексуальность и романтика. Вообще говоря, женские сексуальные фантазии, как правило, наполнены более романтическими интерлюдиями, чем мужские. Многие женщины считают ванну с пеной при свечах или спонтанный пикник в сумерках отличным способом поднять сексуальное настроение, а также способом выразить свою любовь и поделиться ею. Это стремление к романтике начинается в девичестве, когда молодые женщины очарованы обещанием оживления Прекрасного Принца. Для мальчиков (а позднее и для мужчин) их сексуальные фантазии, как правило, больше сосредоточены на сексе без всех этих романтических излишеств. Так что дело не в том, что он любит вас меньше, чем вы любите его; может быть просто его выражение любви исключает эту прелюдию шоколада и роз. Еще один момент, который следует учитывать: некоторым мужчинам труднее выражать свои более глубокие эмоциональные чувства, и они боятся чувствовать себя уязвимыми, если они это делают.
Итак, теперь вы знаете, почему пытаться добиться романтики от своего парня все равно, что пытаться получить кровь из камня. Но это не значит, что вы застряли с этим. Большинство женщин в такой ситуации никогда ничего не говорят своему парню о своей потребности в романтике. Они считают, что это не поможет, или они боятся выразить свое желание романтики, или они боятся быть отвергнутыми или смущенными каким-то образом. Кроме того, некоторые женщины думают, что романтика «действительна» только в том случае, если это сюрприз или если она исходит от него без подсказки, и если им приходится просить внимания, тогда романтика разрушается. Все эти отговорки мешают вам исправить ситуацию и заставляют его копать себе яму все глубже и глубже. Романтике, как и большинству вещей, можно научить. ВСЕ мы чему-то учимся, когда кто-то рассказывает нам, как это работает, почему это работает, показывает нам, как они это делают, а затем предлагает положительное подкрепление за то, что мы делаем это сами. Вот несколько шагов, которые вы можете предпринять, чтобы облегчить романтические отношения между вами двумя.
Назовите это по буквам.
Он не умеет читать мысли, поэтому может даже не знать, что вы находите романтичным! Если вы просто скажете «сделай что-нибудь романтическое», он может почувствовать себя подавленным или неуверенным и ничего не делать. Или вы могли закончить с пивом и крендельками, смотря футбол по телевизору. Будьте конкретны — например, скажите ему: «Было бы по-настоящему романтично, если бы мы могли пить клубнику и шампанское при свечах, пока я буду в каком-нибудь красивом новом халате, который вы мне подарите».
Подсказки для подарков. Когда дело доходит до подарков, все же очень разумно сказать ему, чего вы хотите («Я думаю, что браслет был бы таким романтичным. Я просто люблю бирюзу, а вы?»). Если вы не можете этого сделать, попробуйте положить ему на подушку небольшую записку: «Я очень люблю сюрпризы, но надеюсь получить в этом году серьги». Если вы достаточно доверяете девушке, попросите ее позвонить ему и рассказать, о чем вы тоскуете. Просите о простых вещах: не просите о дорогих подарках или предметах, которые трудно подобрать по размеру. И если у вас есть дети, не вовлекайте их в это, потому что они могут в конечном итоге почувствовать себя ответственными за ваше романтическое счастье, а это нехорошо.
Будьте образцом для подражания. Романтика — это улица с двусторонним движением. Будьте романтиками сами в течение всего года, если хотите, чтобы он был таким же. Маленькие жесты имеют большое значение: нежно прикоснитесь к его лицу, спонтанно обнимите и поцелуйте его, пока вас нет дома, сделайте ему непрошенный массаж или положите любовные записки в его портфель. Даже вспоминать о прекрасных временах, которые вы провели вместе, романтично. Поскольку он наслаждается этими жестами, он будет побужден ответить тем же.
Будьте откровенны. Если вы откроетесь ему, вы мгновенно сблизитесь. Попробуйте рассказать ему что-нибудь личное о себе и своих чувствах, а затем попросите его сказать вам что-нибудь в ответ. Это сблизит вас, а также уменьшит его страх перед романтикой. Вы можете обмениваться сексуальными фантазиями, рассказывать друг другу, что вам нравится в постели, или просто рассказывать о том, что вас пугает или о чем вы всегда мечтали. Кроме того, вы можете попробовать танцевать! Это отличный способ быть романтичным и интимным одновременно.
Дайте ему положительное подкрепление. Он хочет любить вас и чувствовать близость с вами, но ему нужно видеть, что романтические отношения с вами будут способствовать достижению его целей. Поэтому после того, как вы скажете ему, что делать, дайте ему обратную связь. Скажите ему, как вам это понравилось, как это вас заводит, как вы цените то, что он это делает, и как вы действительно надеетесь, что он сделает это снова в ближайшее время — надеюсь, до в следующий День святого Валентина.
Доктор Гейл Зальц — психиатр Нью-Йоркской пресвитерианской больницы и постоянный автор TODAY. Ее последняя книга называется «Анатомия тайной жизни: психология жизни во лжи». Она также является автором книги «Amazing You! Разумно относитесь к своим интимным частям тела», который помогает родителям решать вопросы дошкольников о сексе и репродукции. Ее первая книга «Стать реальностью: преодоление историй, которые мы рассказываем себе и которые сдерживают нас», была опубликована в 2004 году издательством Riverhead Books.