Отношения между странами какими должны быть: Какие отношения должны быть между странами?

«Отношения между нашими странами такие, какие и должны быть между добрыми соседями» – Миронов Сергей Михайлович

17 октября 2016

Лидер фракции “Справедливая Россия” в Госдуме РФ Сергей Миронов в эксклюзивном интервью “Москва-Баку” рассказал, почему России и Азербайджану всегда лучше быть вместе, поделился мнением о перспективах разрешения карабахского конфликта, а также оценил итоги проведенного в Азербайджане референдума по внесению изменений в Конституцию страны.

– Сергей Михайлович, оцените сегодняшние отношения между Азербайджаном и Россией…

– Отношения между нашими странами такие, какие и должны быть между добрыми соседями. Иначе и быть не должно. Ведь нас связывают не просто сугубо прагматические интересы или выгоды. Нас связывает гораздо большее – общая история, общая память, общие ценности, общий культурный код. Да, сейчас Россия и Азербайджан – независимые государства, но невозможно перечеркнуть то, что наши народы долгое время жили в составе одной страны. Нельзя отречься от того, что наши отцы и деды плечом к плечу сражались с гитлеровским фашизмом и одержали Великую Победу. Нельзя отказаться от переплетения судеб, от традиций дружбы народов, от взаимного проникновения культур. Ну можем ли, к примеру, мы, россияне, вдруг перестать любить песенное творчество Муслима Магомаева или Полада Бюльбюль оглы? Нет, конечно. Ведь это уже неотъемлемая часть нашей культуры. И таких примеров – великое множество.

Как законодатель особо отмечу, что у российско-азербайджанских отношений сегодня есть прочная правовая база. Помимо Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, наши страны связывают свыше 80 межгосударственных и межправительственных документов, в том числе соглашения об основных направлениях экономического сотрудничества, о поощрении и взаимной защите инвестиций, о параллельной работе энергосистем России и Азербайджана, о военно-техническом сотрудничестве, о культурном и научном сотрудничестве и т.д.

Основы политики добрососедства заложены в начале 2000-х годов президентами Владимиром Путиным и Гейдаром Алиевым. Сегодня дело своего отца продолжает нынешний глава Азербайджана Ильхам Алиев. Очень ценно, что между нашими президентами сложились близкие и доверительные отношения.

Важно и то, что российско-азербайджанское сотрудничество имеет многоуровневый характер. Активное взаимодействие идет и на уровне правительств, и на региональном уровне, и по линии общественных организаций. В тесном контакте работают и парламентарии обеих стран. У нас есть Межпарламентская комиссия по сотрудничеству, которая, как мы считаем, действует весьма эффективно и плодотворно.

В Азербайджане сейчас работает порядка 600 компаний с российским капиталом. При этом наша страна вышла на устойчивый показатель в 1,5 млрд долларов российских инвестиций в азербайджанскую экономику по линии банковской сферы и крупных компаний, например, ЛУКОЙЛа. В свою очередь ведущие компании Азербайджана расширяют бизнес в России. Инвестиционные вложения азербайджанской стороны в российскую экономику – порядка 1 млрд долларов.

Мы приветствуем то, что нишу, возникшую на рынке сельхозпродукции в связи с российскими контрсанкциями в отношении ЕС и США, стали занимать азербайджанские производители. Прорабатывается вопрос создания на Урале логистического центра, через который будет поставляться плодовоовощная продукция из Азербайджана.

А взять гуманитарное сотрудничество. Ежегодно под патронатом президентов России и Азербайджана проводится Бакинский международный гуманитарный форум, на площадке которого выступают выдающиеся ученые, деятели культуры и искусства, государственные деятели. Привычным делом для нас стало и то, что в городах России и Азербайджана систематически проводятся совместные культурные мероприятия высокого уровня. Чего стоит один только Габалинский музыкальный фестиваль, который проходит в Азербайджане с 2009 года и в котором каждый год принимают участие российские исполнители. Регулярно в Баку с гастролями приезжают российские театры, известные российские музыканты. И эта тенденция с каждым годом только усиливается.

Особо я бы отметил то, как в Азербайджане относятся к русскому языку. В отличие от ряда других постсоветских стран, где целенаправленно разрушают систему образования на русском языке, здесь, наоборот, ее всячески поддерживают и развивают. Число учеников средних и средних специальных учебных заведений, а также студентов вузов, изучающих русский язык или обучающихся на нем, сейчас превышает 100 тысяч человек. Учитывая, что русский язык остается на постсоветском пространстве языком межнационального общения, это очень дальновидная политика. Россия вносит свой вклад в эту работу, выполняя роль ведущего зарубежного центра подготовки азербайджанских специалистов. Если брать все виды обучения, общее число студентов из Азербайджана в России составляет около 15 тысяч. Причем часть из них ежегодно приезжает учиться в российские вузы в рамках Программы предоставления государственных стипендий за счет бюджета РФ. Все это еще более укрепляет фундамент наших отношений.

– 26 сентября в Азербайджане прошел всенародный референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию страны. Реформа Конституции подразумевает увеличение президентского срока с 5 до 7 лет, введение постов вице-президентов. Снимается возрастной порог для кандидатов в президенты, снижается возрастной порог для кандидатов в депутаты (с 25 до 18 лет). Явка на референдум составила 69,7%. Как Вы оцениваете решение ввести такие поправки?

– Оцениваю позитивно и с большим уважением к воле народа Азербайджана. Мы в России сами не так давно внесли поправки в Конституцию РФ об увеличении президентского срока с 4 до 6 лет. Почему нашим странам нужны такого рода решения? Да потому, что мы не можем позволить себе такую “роскошь”, чтобы глава государства, как в тех же США с их 4-летним президентством, условно говоря, полсрока входил в курс дела, а другие полсрока был “хромой уткой”. 6-7 лет – это оптимальный срок для стабильности властных институтов и для полноценной реализации президентских программ.

Итоги референдума стали свидетельством высокой степени доверия общества к Президенту страны Ильхаму Алиеву и консолидации азербайджанского народа вокруг сильной фигуры лидера. В условиях обострения международной обстановки и экономического кризиса такая консолидация – большое благо для страны и народа.

– Бывали ли Вы в Азербайджане в последние лет 10-15?

– В бытность председателем Совета Федерации я не раз посещал Азербайджан с официальными визитами – в 2002-м, 2005-м, 2007-м. В последнее время, правда, побывать там по разным причинам не удавалось. Но зато мои коллеги по “Справедливой России” в Азербайджане – частые гости. Представители партии, к примеру, работали в составе группы международных наблюдателей от Межпарламентской ассамблеи СНГ на недавних выборах в Милли меджлис Азербайджана. Была наша партия представлена и на встрече парламентариев, проводившейся в Баку в канун 70-летия Великой Победы. Один из депутатов-справороссов в группе с российскими и азербайджанскими коллегами принял участие в символической акции – восхождении на горный пик имени Гейдара Алиева и водружении на его вершине точной копии Знамени Победы.

Но мне все же хочется расширить календарные рамки, о которых мы говорим. Я все-таки не могу не вспомнить, как в 1972-1973 гг. проходил срочную службу в 104-й гвардейской дивизии ВДВ, которая дислоцировалась в Гяндже (в ту пору Кировобаде). Десантное братство, десантный характер – это осталось на всю жизнь. Но 1,5 года службы на земле Азербайджана запомнились еще и яркими впечатлениями о народе. Нас, военнослужащих, порой бросали в сельскохозяйственные “десанты” – на сбор картошки, сбор винограда. Там было много возможностей для общения с местными жителями. Хорошо помню одну семью сельских тружеников, у которых сын тоже служил в армии, но в других, далеких от дома краях. Они очень заинтересованно расспрашивали нас о службе, часто вспоминали своего сына, видно было, как они скучали по нему. И все старались нас чем-то приветить – и добрым словом, и вкусным угощением. В общем, что такое уникальное азербайджанское гостеприимство и щедрость души, я познал еще в те годы. И это незабываемо.

– Как Вы считаете, стоит ли Азербайджану войти в Евразийский экономический союз и какие к этому доводы?

– Быть в ЕАЭС или не быть – это выбор суверенного Азербайджана. Никто ничего навязывать не имеет права. Но доводы “за” я приведу. Что дает членство в ЕАЭС? Зону свободной торговли, расширение рынков сбыта, упразднение таможенных пошлин. Вхождение Азербайджана в ЕАЭС также означало бы получение им одной из ключевых ролей в транспортном коридоре “Север-Юг” и реализацию масштабных транскаспийских логистических проектов.

Хотя ЕАЭС – отнюдь не военно-политический блок, его геополитический вес и стабилизирующая сила способны в нынешнюю неспокойную эпоху защищать государства от разного рода угроз: от экспансии радикальных группировок, от террористических атак, от экспорта “цветных революций” и т.д. Так что азербайджанской стороне есть, над чем подумать. Тем более, что возможность сотрудничества с ЕАЭС уже рассматривают Иран, Турция, Индия, Монголия и другие страны.

– Не считаете ли Вы, что необходимо повысить товарооборот между Россией и Азербайджаном?

– Давно сказано: “Торговля сближает народы”. Активизация торговых отношений между странами ускоряет их экономическое развитие, создает новые рабочие места и дает множество иных полезных эффектов. Так что в этом направлении нам, конечно, надо настойчиво работать. Тем более есть хороший прецедент. В период с 2009 по 2014 год наши страны сумели сделать впечатляющий рывок в объемах товарооборота: он вырос вдвое и достиг рубежа в 4 млрд. долларов. К сожалению, в 2015-2016 гг. произошло снижение этого показателя в силу известных причин – экономического кризиса, падения цен на нефть, нестабильности на валютных рынках и т.д. Но я убежден, что это временный спад, который будет преодолен. Ведь потенциал нашего торгово-экономического сотрудничества огромен и стремления к реализации этого потенциала у обеих сторон в достатке.

– Что Вы можете сказать о нагорно-карабахском урегулировании? В апреле этого года произошла эскалация конфликта. При посредничестве России и лично президента В.В. Путина было установлено перемирие, также при посредничестве России были проведены две встречи президентов Азербайджана и Армении. Как, по Вашему мнению, должен быть урегулирован нагорно-карабахский конфликт и должна ли его решить Россия?

– Больно и горько, что две дружественные нам страны находятся в столь долгом и остром конфликте. Это ведь бьет и по интересам России. Понятно, что карабахский узел сложен и запутан. Но его ни в коем случае нельзя пытаться разрубить. Как это ни трудно, но этот узел надо упорно и кропотливо развязывать. Реального урегулирования можно достичь только политическим путем. И “ключи” от этого урегулирования находятся, прежде всего, в Баку и Ереване. Россия же выполняет и будет продолжать выполнять роль посредника, делая максимум возможного для того, чтобы Азербайджан и Армения через диалог, через переговорный процесс смогли найти справедливый выход из нынешней ненормальной ситуации.

Какие-то конкретные рецепты давать трудно. Но, как мне кажется, есть смысл связать этот ваш вопрос с вопросом о Евразийском экономическом союзе. Если вдуматься, именно через вхождение Азербайджана в ЕАЭС можно прийти к качественно иной ситуации и иным возможностям для нагорно-карабахского урегулирования. Евразийский формат в этом плане может оказаться эффективнее любого другого.

– После того, как Россия и Турция преодолели кризис в отношениях, эксперты стали говорить о формировании в регионе стратегического треугольника Россия-Турция-Азербайджан. Насколько тесными стали отношения между этими тремя странами можно было увидеть на Всемирном энергетическом конгрессе, который на днях прошел в Стамбуле. Как Вы считаете, можно ли говорить о таком союзе?

– Тут впору вспомнить известный афоризм: “Никогда не говори никогда”. Жизнь покажет, что реально, что нереально. Но в принципе возможны самые разные варианты региональных союзов. Скажем, в августе этого года в Баку состоялся трехсторонний саммит с участием президентов России, Азербайджана и Ирана. На нем обсуждались вопросы расширения трехстороннего сотрудничества в сферах торговли, энергетики, телекоммуникаций, транспорта, борьбы с терроризмом и т.д. Согласитесь, такой “тройственный союз” тоже выглядит многообещающим. Мы живем в динамичное время. Выстраивается многополярный мир, начали формироваться новые центры силы, новые контуры межгосударственного взаимодействия. Какие конфигурации в итоге станут устоявшимися и долговременными, прогнозировать сложно. Ясно одно – России и Азербайджану в любом случае лучше быть вместе, в одной связке.

– Как Азербайджану и России еще больше укрепить связи?

– Приведу один актуальный пример. Как известно, усилиями западных политиканов от спорта несправедливо и цинично был закрыт путь на Паралимпиаду в Рио-де-Жанейро для российских паралимпицев. После этого началась дележка “высвободившихся” лицензий на участие в Играх. Несколько образовавшихся “вакансий” были предложены азербайджанской команде. И как же нам было приятно узнать, что наши азербайджанские друзья не пошли на поводу у недругов России, заняли принципиальную позицию и отказались посылать вместо россиян своих спортсменов, публично заявив при этом, что для них такое неприемлемо. Подобные жесты солидарности дорогого стоят. Если мы во всех делах и на всех международных площадках будем так же поддерживать друг друга, за будущее российско-азербайджанского сотрудничества можно быть спокойными.

Ну а в общем-то, я полагаю, нам не надо “изобретать велосипед”. Надо продолжать идти тем курсом, которым идем. Не поддаваясь на происки тех, кто хотел бы вбить клин между нами, продолжая укреплять доверие, взаимопонимание и сохраняя высокую планку дружбы и искренности в наших отношениях.

Источник: «Всероссийский Азербайджанский Конгресс» (Москва). – 17.10.16

Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций — Декларации — Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы

Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций

Принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года

Преамбула

Генеральная Ассамблея,

вновь подтверждая, что, согласно Уставу Организации Объединенных Наций, поддержание международного мира и безопасности и развитие дружественных отношений и сотрудничества между государствами входят в число основных целей Организации Объединенных Наций,

напоминая, что народы Организации Объединенных Наций преисполнены решимости проявлять терпимость и жить сообща друг с другом в условиях мира, как добрые соседи,

имея в виду все значение поддержания и укрепления международного мира, основанного на свободе, равенстве, справедливости и уважении основных прав человека, а также развития дружественных отношений между государствами, независимо от их политических, экономических и социальных систем и от уровня их развития,

имея в виду также первостепенное значение Устава Организации Объединенных Наций для установления правовых норм в отношениях между государствами,

считая

, что добросовестное соблюдение принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, и добросовестное выполнение в соответствии с Уставом обязательств, взятых государствами, имеют важнейшее значение для поддержания международного мира и безопасности, для достижения других целей Организации Объединенных Наций,

отмечая, что крупные политические, экономические и социальные перемены и научный прогресс, которые произошли в мире со времени принятия Устава, повышают значение этих принципов и необходимость их более эффективного применения в деятельности государств, где бы она ни осуществлялась,

ссылаясь на установленный принцип, согласно которому космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения суверенитета над ними, ни путем их использования или оккупации, ни любыми другими средствами, и имея в виду, что в Организации Объединенных Наций рассматривается вопрос об установлении других соответствующих положений, вдохновляемых подобными же соображениями,

будучи убеждена в том, что строгое соблюдение государствами обязательства не вмешиваться в дела любого другого государства является существенно важным условием для обеспечения того, чтобы нации жили сообща друг с другом в условиях мира, поскольку практика вмешательства в какой бы то ни было форме не только представляет собой нарушение духа и буквы Устава, но также ведет к созданию ситуаций, которые ставят под угрозу международный мир и безопасность,

напоминая об обязанности государств воздерживаться в своих международных отношениях от военной, политической, экономической или какой-либо другой формы давления, направленного против политической независимости или территориальной целостности любого государства,

считая существенно важным, чтобы все государства в своих международных отношениях воздерживались от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций,

считая в равной степени существенно важным, чтобы все государства решали свои международные споры мирными средствами в соответствии с Уставом,

вновь подтверждая в соответствии с Уставом основополагающее значение суверенного равенства и подчеркивая, что цели Организации Объединенных Наций могут быть достигнуты лишь в том случае, если государства пользуются суверенным равенством и полностью соблюдают в своих международных отношениях требования этого принципа,

будучи убеждена в том, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является крупным препятствием на пути установления международного мира и безопасности,

будучи убеждена в том, что принцип равноправия и самоопределения народов является существенным вкладом в современное международные право и что его эффективное применение имеет первостепенное значение для содействия развитию дружественных отношений между государствами, основанных на уважении принципа суверенного равенства,

будучи убеждена поэтому в том, что любая попытка, направленная на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности государства или страны или их политической независимости, несовместима с целями и принципами Устава,

рассматривая положения Устава как единое целое и учитывая роль соответствующих резолюций, принятых компетентными органами Организации Объединенных Наций и касающихся содержания настоящих принципов,

считая, что прогрессивное развитие и кодификация следующих принципов:

a) принципа, согласно которому государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций,

b) принципа, согласно которому государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость,

c) обязанности в соответствии с Уставом не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства,

d) обязанности государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом,

e) принципа равноправия и самоопределения народов,

f) принципа суверенного равенства государств,

g) принципа, согласно которому государства добросовестно выполняют обязательства, принятые ими в соответствии с Уставом;

будут способствовать осуществлению целей Организации Объединенных Наций, с тем чтобы обеспечить их более эффективное применение в рамках международного сообщества,

рассмотрев принципы международного права, касающиеся дружественных отношений и сотрудничества между государствами,

1. торжественно провозглашает следующие принципы:

Принцип, согласно которому государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций

Каждое государство обязано воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций. Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава Организации Объединенных Наций; они никогда не должны применяться в качестве средства урегулирования международных проблем.

Агрессивная война составляет преступление против мира, за которое предусматривается ответственность в соответствии с международным правом.

В соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн.

Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров, и вопросов, касающихся государственных границ.

Равным образом каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения международных демаркационных линий, таких как линии перемирия, установленных или соответствующих международному соглашению, стороной которого является данное государство или которое это государство обязано соблюдать на каком-либо ином основании. Ничто в вышесказанном не должно истолковываться как наносящее ущерб позициям заинтересованных сторон в отношении статуса и последствий установления таких линий, согласно их особым режимам, или как нарушающее их временный характер.

Государства обязаны воздерживаться от актов репрессалий, связанных с применением силы.

Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится в изложении принципа равноправия и самоопределения, их права на самоопределение, свободу и независимость.

Каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.

Каждое государство обязано воздерживаться от организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или от потворствования организационной деятельности в пределах своей территории, направленной на совершение таких актов, в том случае, когда акты, упоминаемые в настоящем пункте, связаны с угрозой силой или ее применением.

Территория государства не может быть объектом военной оккупации, являющейся результатом применения силы в нарушение положений Устава. Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными. Ничто в вышесказанном не должно истолковываться как затрагивающее:

a) положения Устава или любое международное соглашение, заключенное до принятия Устава и имеющее юридическую силу в соответствии с международным правом, или

b) полномочия Совета Безопасности в соответствии с Уставом.

Все государства должны добросовестно вести переговоры с целью скорейшего заключения универсального договора о всеобщем и полном разоружении под эффективным международным контролем и стремиться к принятию соответствующих мер, направленных на ослабление международной напряженности и укрепление доверия между государствами.

Все государства должны на основе общепризнанных принципов и норм международного права добросовестно выполнять свои обязательства в отношении поддержания международного мира и безопасности и стремиться к тому, чтобы сделать более эффективной систему безопасности Организации Объединенных Наций, основывающуюся на Уставе.

Ничто в вышеизложенных пунктах не должно истолковываться как расширяющее или ограничивающее каким-либо образом масштабы действия положений Устава, затрагивающих случаи, при которых применение силы является законным.

Принцип, согласно которому государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость

Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость.

Государства должны в соответствии с этим стремиться к скорейшему и справедливому урегулированию своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям, или иными мирными средствами по своему выбору. В поисках такого урегулирования стороны должны приходить к согласию в отношении таких мирных средств, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора.

Стороны в споре обязаны в случае, если они не достигнут разрешения спора путем одного из вышеупомянутых мирных средств, продолжать стремиться к урегулированию спора путем других согласованных между ними мирных средств.

Государства, являющиеся сторонами в международном споре, а также другие государства должны воздерживаться от любых действий, которые могут обострить положение настолько, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и должны действовать в соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций.

Международные споры разрешаются на основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств. Применение процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру, свободно согласованную между государствами в отношении существующих или будущих споров, в которых они являются сторонами, не должно рассматриваться как несовместимое с принципом суверенного равенства.

Ничто в предыдущих пунктах не затрагивает и не умаляет значения соответствующих положений Устава, в частности тех, которые относятся к мирному разрешению международных споров.

Принцип, касающийся обязанности в соответствии с Уставом не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого другого государства

Ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела любого другого государства. Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права.

Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ. Ни одно государство не должно также организовывать, разжигать, финансировать, подстрекать или допускать подрывную, террористическую или вооруженную деятельность, направленную на насильственное свержение строя другого государства, равно как и способствовать ей, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве.

Применение силы, имеющее целью лишить народы их национальной самобытности, является нарушением их неотъемлемых прав и принципа невмешательства.

Каждое государство обладает неотъемлемым правом выбирать себе политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства.

Ничто в приведенных выше пунктах не должно истолковываться как затрагивающее положения Устава, касающиеся поддержания международного мира и безопасности.

Обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом

Государства обязаны, независимо от различий в их политических, экономических и социальных системах, сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, основанной на таких различиях.

С этой целью:

a) государства сотрудничают с другими государствами в деле поддержания международного мира и безопасности;

b) государства сотрудничают в установлении всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех и в ликвидации всех форм расовой дискриминации и всех форм религиозной нетерпимости;

c) государства осуществляют свои международные отношения в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства;

d) государства — члены Организации Объединенных Наций обязаны в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций принимать совместные и индивидуальные меры, предусмотренные соответствующими положениями Устава.

Государства сотрудничают в экономической, социальной и культурной областях, а также в области науки и техники и содействуют прогрессу в мире в области культуры и образования. Государства должны сотрудничать в деле оказания содействия экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.

Принцип равноправия и самоопределения народов

В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе Организации Объединенных Наций, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава.

Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и индивидуальных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов в соответствии с положениями Устава и оказывать помощь Организации Объединенных Наций в выполнении обязанностей, возложенных на нее Уставом, в отношении осуществления данного принципа, с тем чтобы:

a) способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству между государствами и

b) незамедлительно положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также имея в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является нарушением настоящего принципа, равно как и отрицанием основных прав человека, и противоречит Уставу Организации Объединенных Наций.

Каждое государство обязано содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом.

Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение.

Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится выше, в изложении настоящего принципа, их права на самоопределение, свободу и независимость. В своих мерах против таких насильственных действий и в оказании им сопротивления эти народы, в порядке осуществления своего права на самоопределение, вправе добиваться поддержки и получать ее в соответствии с целями и принципами Устава.

Территория колонии или другой несамоуправляющейся территории имеет, согласно Уставу, статус, отдельный и отличный от статуса территории государства, управляющего ею; такой отдельный и отличный, согласно Уставу, статус существует до тех пор, пока народ данной колонии или несамоуправляющейся территории не осуществит своего права на самоопределение в соответствии с Уставом, и в особенности в соответствии с его целями и принципами.

Ничто в приведенных выше пунктах не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше, и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории.

Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны.

Принцип суверенного равенства государств

Все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

В частности, понятие «суверенное равенство» включает следующие элементы:

a) государства юридически равны;

b) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

c) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

d) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

e) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

f) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом

Каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

Каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства в соответствии с международными соглашениями, имеющими силу согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

В том случае, когда обязательства, вытекающие из международных соглашений, противоречат обязательствам членов Организации Объединенных Наций по Уставу Организации Объединенных Наций, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу.

Общие положения

2. заявляет, что

при истолковании и применении изложенных выше принципов последние являются взаимосвязанными, и каждый принцип должен рассматриваться в свете других принципов.

Ничто в настоящей Декларации не должно истолковываться как наносящее ущерб каким-либо образом положениям Устава или правам и обязанностям государств-членов по Уставу, или правам народов по Уставу с учетом изложения этих прав в настоящей Декларации.

3. заявляет далее, что

принципы Устава, воплощенные в настоящей Декларации, представляют собой основные принципы международного права, и поэтому призывает все государства руководствоваться этими принципами в своей международной деятельности и развивать свои взаимоотношения на основе строгого соблюдения этих принципов.

Развитие отношений с другими странами

Развитие отношений с другими странами

Раздел 2. Развитие отношений с другими странами

 

1. Отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона

 

Наконец появились общие признаки мира в Азии, театр военных действий в течение многих лет и долгое время страдал от бедности и политических волнений, Роль, которую предстоит сыграть Японии как единственной развитой индустриальной стране Азии, в сохранении мира в Азии должна быть очень велика в то время, когда концентрация неуклонных усилий для построения процветания становится конкретным задача для народов Азии. Особенно Япония должна внести свой вклад, приняв преимущества собственной экономической мощи, стабильности и процветанию Азии путем максимально помогая другим странам региона в их национальном строительство.

Для политики Японии в отношении Азии на данный момент важно развивать добрососедские отношения с Китайской Народной Республикой, сделать должный вклад в разрядку на Корейском полуострове и в других районах где факторы конфронтации сохраняются и способствуют юго-восточному Усилия азиатских стран по укреплению фундамента своей национальной существования и содействовать их экономической независимости.

(1) Отношения между Японией и Китайской Народной Республикой испортились неудачным курсом на протяжении нескольких десятилетий в прошлом, и обе страны не смогли разрешить аномальное состояние, сохранявшееся в течение многих лет даже после войны. В сентябре 1972 года две страны наконец нормализовали свои отношения. отношения в духе взаимопонимания и взаимного приспособления, тем самым открывая новый этап развития в истории их двустороннего связи. Выстраивание отношений взаимного доверия, понимания, взаимности и равенство между Японией и Китаем как азиатскими странами будет служить главным столпом в основе мира и стабильности не только двух стран, но и Азии в целом.

Конечно, прошло совсем немного времени с тех пор, как отношения между Японией и Китаем были нормализованы, и есть много проблем, которые еще предстоит решить. Это важно для двух стран, чтобы сотрудничать друг с другом и неуклонно накапливать рабочие отношения в соответствии с принципами, указанными в их совместных коммюнике с целью построения действительно стабильных и прочных доверительных отношений. это считал, что только через дипломатические отношения взаимного доверия и дисциплины могут ли две страны строить и развивать прочные дружеские отношения. развитие отношений между Японией и Китаем не направлено против какой-либо третьей страны, а направлена ​​на укрепление основ мира и процветания в Азии. Для Японии считается важным, при проведении меры в отношениях с Китаем, учитывать возможную влияние таких мер не только на крупные державы, но и на Азию как целом, и обратите на них пристальное внимание.

(2) Поскольку ситуация на Корейском полуострове может напрямую повлиять на безопасности Японии, Япония надеется, что ситуация там

будет стабилизирован как можно скорее. Правительство внимательно следит развития нынешнего диалога Север-Юг и ожидает, что отношения между Севером и Югом улучшится благодаря диалогу в направлении мирного воссоединение. Япония продолжит поддерживать отношения сотрудничества с Республики Корея в надежде, что Республика Корея добьется экономического независимость и стабилизация жизни народа. В то же время, она намерена уделять очень пристальное внимание своим контактам с Северной Кореей в чтобы постепенно расширять такие контакты.

(3) На полуострове Индокитай вступили в силу мирные соглашения во Вьетнаме и Лаос, но локальные бои все еще продолжались. Есть искренняя надежда, что мирные соглашения будут соблюдаться заинтересованными сторонами и что подлинное мир будет восстановлен как можно скорее. Это одна из важных задач Будущая политика Японии в отношении Индокитая по расширению гуманитарной помощи для поствьетнамского восстановления и развития этого района по просьбе страны и внести свой вклад в реконструкцию и развитие этого регионе в дружественном сотрудничестве с заинтересованными странами.

(4) В последние годы страны АСЕАН расширили региональное сотрудничество и пытались увеличить свою независимость, избегая нежелательных вмешательство извне. Япония намерена с большим интересом следить за будущим развития с той точки зрения, что здоровое развитие таких региональных сотрудничество желательно для мира и стабильности в Азии.

(5) Отношения между Японией и странами Океании стали прочные экономические связи, особенно в области ресурсов и торговли. В этом В этом контексте большое значение имело то, что первое заседание японо-австралийского министерского комитета состоялось в Канберре 19 октября.72.

Австралия и Новая Зеландия стремились к более тесным узам солидарности с странах Азии и лейбористских правительствах обеих стран, пришедших к власти в конце 1972 года продвигали позитивную дипломатию в отношении Азии и район Тихого океана. Япония намерена и дальше развивать отношения с Тихоокеанские страны, особенно Австралия и Новая Зеландия, и сотрудничать с этим странам как можно больше для мира и процветания в Азиатско-Тихоокеанском регионе область, край.

 

2. Отношения с Америкой

 

(1) Япония и Соединенные Штаты разделяют одни и те же политические идеи и очень тесные торговые отношения и много общих основных интересов. Близкие отношения дружба и сотрудничество с Соединенными Штатами необходимы для безопасность и процветание Японии, и они составляют краеугольный камень ее дипломатии и должно стать основой, на которой Япония будет вести многостороннюю и обширная дипломатия по отношению к Советскому Союзу, Китаю и другим странам в будущее. Такого рода японо-американские отношения позволят сохранить мир и стабильность и дальнейшее ослабление напряженности не только на Дальнем Востоке, но и также в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поэтому для Японии важно стремиться способствовать дальнейшему взаимному доверию и взаимопониманию с Соединенными Штатами путем установление широких контактов с Соединенными Штатами, а не только между правительствами но и на различных уровнях в неправительственном секторе во всех областях, политические, экономические и другие.

Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности между Японией и Соединенными Штатами Штаты Америки необходимы для поддержания мира и безопасности Японии, а также является галстуком, символизирующим отношения взаимного доверия и сотрудничества между двумя странами. Кроме того, дружеские отношения между Япония и Соединенные Штаты, включая договоренность о безопасности между Японией и США, составляют важный столп базовой структуры международной политики. сегодня в Азии. В связи с этим считается, что поддержание система безопасности будет способствовать не только безопасности Японии, но и мир и стабильность в Азии и во всем мире.

В экономической сфере большой торговый дисбаланс между Японией и США Государства, что было самым большим нерешенным вопросом между ними в последние годы, быстро улучшается с начала 1973 года, пиком которого стал 1972 год. Япония считает важным соблюдать многосторонний баланс в текущих сделках в торговле и стремиться к гармонии в своих экономических отношениях с Соединенными Штатами для дальнейшего развития японской экономики и для поддержания и содействие дружественным отношениям с США. Чтобы установить стабильные экономические отношения на основе взаимного доверия, это также важно для обе страны, чтобы узнать, посредством постоянного диалога, что является общим интересы обеих стран и занять позицию говорить откровенно и непосредственно друг другу и идти на уступки там, где они должны быть сделаны.

(2) Канада стремилась расширить свои отношения с азиатскими страны в последние годы. Отношения Японии с Канадой за год стали более тесными после года, особенно в экономической сфере. Считается, что отношения взаимной зависимости возрастет не только в торговле, но и в сферах энергии, ресурсов и капитала. Япония должна увеличить свои обмены с Канадой в все аспекты политической, экономической и культурной сфер, в отношении Канады не только как торговый партнер, но и как хороший партнер, с которым он должен сотрудничать во имя мира и процветания Азии и Тихоокеанского региона, чтобы способствовать дальнейшему развитию дружественных отношений между двумя странами.

(3) Япония традиционно поддерживает дружеские отношения со странами Центральная и Южная Америка. В экономическом отношении она во многом зависит от природного ресурсов и сельскохозяйственной продукции из этого региона и, в свою очередь, экспортирует капитальные товары. и расширяет экономическое и техническое сотрудничество с ними. Таким образом, Япония имеет взаимодополняющие отношения со странами Центральной и Южной Америки.

На протяжении более 60 лет эти страны предоставляли поселения для японских эмигрантов. Люди японского происхождения в этих странах высоко ценится в этих странах из-за их способностей и характера, и они обеспечивают прочную основу для дружественных отношений с Японией. Япония должна способствовать еще более тесным отношениям с этими странами и стремиться к дальнейшему углублению дружественные отношения с этим регионом.

 

3. Отношения с Советским Союзом и Восточной Европой

 

Развитие добрососедских отношений с Советским Союзом способствует не только Японии и Советскому Союзу, но и миру и стабильности Азия и мир. Желательно, чтобы Япония продвигала свои отношения с Советского Союза в самых разных областях, включая экономическую и культурную.

Проблема урегулирования северного территориального вопроса и заключения мира договор является основным вопросом, который все еще не решен в отношениях между Японией и Советским Союзом, и это является препятствием для установления действительно стабильных отношений между ними. Первый переговоры для заключения мирный договор был заключен по случаю переговоров между министрами иностранных дел обеих стран в октябре 1972 года, и было решено, что переговоры должны быть продолжение. Обе страны подтвердили это в письме премьер-министра Танаки Генеральный секретарь Брежнев 19 марта73 и ответ Генерального секретаря Брежнева буквально, их намерение провести такие переговоры в течение 1973 года. Япония намерен добиться возвращения островов Шикотан, Кунашир и Итуруп и Группа островов Хабомаи, которые являются частью ее неотъемлемой территории, путем японо-советских переговоров по мирному договору.

Что касается проектов по развитию нефти, газа и других полезных ископаемых в Сибири ведутся переговоры между заинтересованными сторонами в Японии и Советском Союзе. Правительство намерен справиться с проектом в положительном ключе, после переговоров были заключены в форме, удовлетворяющей обе стороны, с точки зрения обеспечение поставок ресурсов, необходимых для роста японской экономики.

Отношения между Японией и странами Восточной Европы в экономической, торговля и другие сферы с каждым годом становятся ближе. Япония намерена продолжать свои усилия по развитию дружественных отношений с ними в различных областях.

 

4. Отношения с Западной Европой

 

Страны Западной Европы, особенно Европейское сообщество, которое расширилось в результате участие Великобритании и две другие страны в январе 1973, увеличили свою экономическую мощь. Ожидается, что они также увеличат свое политическое влияние в меняющемся международная ситуация с такими событиями, как в отношениях между Востоком и Западом. Ввиду неуклонно растущего значения Европы, а также возрастающего необходимость и возможность сотрудничества между Японией и Европой, Япония считает что его отношения с западноевропейскими странами должны быть более тесными и шире, чем когда-либо прежде. Для этого Японии необходимо реализовать что западноевропейские страны имеют большой вес в международной политике и международной экономики, а также прилагать больше усилий для содействия диалог между Японией и Европой, направленный на установление и поддержание будущего международного экономического порядка, а также при урегулировании различных международные политические и экономические проблемы. Как высокоразвитые свободные нации, Япония и страны Западной Европы имеют общие проблемы, такие как экологические и энергетические проблемы, и считается, что существует много сферы, в которых они могут сотрудничать друг с другом.

 

5. Отношения с Ближним Востоком

 

Япония обеспокоена тем, что напряженность на Ближнем Востоке по-прежнему сохраняется и что усилия по мирному урегулированию пока не принесли полученные результаты. Япония искренне надеется на установление справедливого и прочного мира в этот регион как можно скорее в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН от 1967. Япония зависит от Среднего и Ближнего Востока примерно на 90 процентов его внутренний спрос на нефть, и мир и стабильность в этом районе поэтому важно для его экономического выживания. Япония также намерена сотрудничать как можно больше в урегулировании конфликта через ООН и способствовать миру и процветанию этого района посредством экономического и техническое сотрудничество. Международная энергетическая ситуация меняется, и это считается необходимым для Японии укреплять отношения дружбы и сотрудничество со странами Ближнего Востока, в том числе нефтедобывающими страны.

 

6. Отношения со странами Африки

 

Спустя более 10 лет после обретения независимости африканские страны считают экономическая независимость как важнейшая цель политики. Это важно чтобы они заручились поддержкой развитых стран для достижения этой задача. Ожидания африканских стран, возлагаемые на Японию, не оправдались. увеличивается в последние годы, и Япония намерена предложить надлежащее сотрудничество для экономическая независимость африканских стран, чтобы оправдать их ожидания в надежду на то, что они достигнут политической стабильности.

Большинство природных ресурсов в Африке все еще остаются неразработанными, и Япония намерена сотрудничать в разработке таких ресурсов таким образом, чтобы принести пользу как Японии и страны, обладающие такими ресурсами.

 

к оглавлению

 

Международные отношения | Определение, теория, история, примеры и факты

Ключевые люди:
Ким Ё Чжон Джо Байден Фридрих Генц Ципи Ливни Торая Обейд
Похожие темы:
дипломатия интеллект война контроль над вооружениями новый регионализм

Просмотреть весь связанный контент →

международные отношения , изучение отношений государств друг с другом и с международными организациями и некоторыми субнациональными образованиями (например, бюрократии, политические партии и группы интересов). Он связан с рядом других академических дисциплин, включая политологию, географию, историю, экономику, право, социологию, психологию и философию.

Сфера международных отношений возникла в начале 20-го века в основном на Западе и, в частности, в Соединенных Штатах по мере того, как эта страна росла в могуществе и влиянии. В то время как изучение международных отношений во вновь созданном Советском Союзе, а затем и в коммунистическом Китае было парализовано официально навязанной марксистской идеологией, на Западе эта область процветала в результате ряда факторов: растущего спроса на менее опасные и более — эффективные средства ведения отношений между народами, обществами, правительствами и экономиками; всплеск написания и исследований, вдохновленных верой в то, что систематические наблюдения и исследования могут рассеять невежество и послужить улучшению человечества; и популяризация политических дел, в том числе иностранных дел. Традиционное мнение о том, что иностранные и военные дела должны оставаться исключительной прерогативой правителей и других элит, уступило место убеждению, что такие вопросы представляют собой важную заботу и ответственность всех граждан. Эта растущая популяризация международных отношений укрепила идею о том, что общее образование должно включать обучение иностранным делам и что знания должны повышаться в интересах большего общественного контроля и надзора за внешней и военной политикой.

Эта новая точка зрения была сформулирована президентом США Вудро Вильсоном (1913–1921 гг.) в его программе отношений между великими державами после урегулирования Первой мировой войны. Первым из его четырнадцати пунктов, как стала известна его программа, был призыв к «открытым соглашениям о мире, открыто заключенным» вместо секретных договоров, которые, как считалось, способствовали развязыванию войны. Крайние разрушения, вызванные войной, укрепили убежденность политических лидеров в том, что о международных отношениях известно недостаточно и что университеты должны содействовать исследованиям и обучению по вопросам, связанным с международным сотрудничеством, войной и миром.

Стипендия в области международных отношений до Первой мировой войны проводилась в основном в двух слабо организованных областях обучения: истории дипломатии и международном праве.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *