Когда речь заходит о бандеровцах, возникают противоречивые мнения. В дискуссиях в ответ на фразу «УПА (запрещенная в РФ организация) осуждена Нюрнбергским трибуналом», можно услышать, что «в решении Нюрнбергского суда УПА не упоминается». Так как же на самом деле обстоит ситуация? (Автор забыл добавить, что Бандера всю войну просидел в тюрьме.)
Международный военный трибунал
20 ноября 1945 года в 10 часов утра в Нюрнберге начал работу Международный военный трибунал. Перед ним предстали нацистские преступники, ввергнувшие мир в самую кровопролитную в истории человечества войну. Отсутствие фамилии Бандеры на страницах приговора привело к появлению альтернативных мнений, и возникло утверждение, что Степан Бандера не является преступником, поскольку не был осужден Нюрнбергским судом.
Доказательства вины
Доказательств преступной деятельности националистов предостаточно. («Националисты» = «Бандера»? Или Бандера отвечает за всех националистов? Не понятно...) По данным исторических исследований, С. Бандера являлся агентом Абвера (разведка и контрразведка Вооруженных сил гитлеровской Германии — вермахта). По информации ряда источников, в начале 1941 года он провел ряд встреч с руководством немецкой военной разведки, результатом которых стало начало формирования батальонов «Нахтигаль» и »Роланд». Весной 1941 года ОУН (запрещенная в РФ организация) в лице Бандеры получило от Абвера 2,5 миллиона марок на ведение подрывной борьбы в СССР. (Автор всё время забывает, что сотрудничество с разведкой не является преступлением.)
Созданные по команде Гитлера оуновские карательные батальоны — 201-й шуцманшафт батальон (батальон охранной полиции), дивизия СС »Галичина», полк «Бранденбург», украинская вспомогательная полиция вместе с айнзатцкомандами (военизированные эскадроны смерти) — совершали военные преступления: участвовали в массовых убийствах мирных граждан и карательных акциях против партизан в Белоруссии и на Украине. (Автор забывает отметить, что карательные батальоны не имеет никакого отношения к националистическим организациям, так же, как, например, власовцы.)
В списках обвиняемых не значился
Следует отметить, что на скамью подсудимых в Нюрнберге не попали многие, кто мог быть приговорен к смертной казни. Наряду со Степаном Бандерой не было Ивана Демьянюка, Клауса Барбье, Вильгельма Шубера, Густава Зорге, Романа Шухевича
,
не было десятков тысяч садистов и головорезов, повинных в смерти миллионов мирных жителей. Большинство из этих десятков тысяч не было даже заочно, как это было с Борманом на Нюрнбергском процессе.
Не тот масштаб
Рассматривая причины отсутствия Степана Бандеры в списке преступников, приговоренных Нюрнбергским судом, следует учитывать несколько факторов.
Согласно Уставу Международного военного трибунала (МВТ, именуемого традиционно Нюрнбергским трибуналом) преступлениями, влекущими за собой индивидуальную ответственность, признавались: преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности. А учрежден трибунал был для преследования главных военных преступников. Несмотря на свою активную деятельность, по объективным показателям Бандера не относился к группе главных. Это одна из причин, почему он не находился на скамье подсудимых Нюрнберга.
Территориальный фактор
Необходимо принять во внимание и тот факт, что Нюрнбергский трибунал судил только верховное руководство Германии и признал преступными именно германские формирования. Что же касается организаций, развернувших свою деятельность в других странах, то в расчет они не принимались. Трибунал решил, что на местах должны работать свои, национальные, трибуналы.
В связи с этим выигравшие войну державы — СССР, США, Великобритания, Франция — в 1946 году начали проводить в своих оккупационных зонах локальные трибуналы.
Свидетельство антинемецкой деятельности
Свою роль сыграл и документ, говорящий об антинемецких действиях бандеровцев.
Например, документ 014-USSR — секретный циркуляр по айнзацгруппе С-5, датированный 25 ноября 1941 года. В нем отражен достоверно установленный факт: «движение Бандеры» ОУН(б) готовит антинемецкое восстание на оккупированных территориях с целью создания независимого украинского государства. В связи с этим айнзацгруппе предписывалось всех выявленных бандеровцев после тщательного допроса расстреливать, а протоколы допросов немедленно отправлять начальству.
Это документ, представленный трибуналу советскими прокурорами, позволил представить бандеровцев жертвами преступления немецких нацистов — внесудебных расправ по признаку принадлежности к политической организации.
В пользу версии о ведении антинемецкой деятельности говорит еще один документ — отчет Службы безопасности рейхсфюрера о событиях на Украине от 23 октября 1942 года. Немцы расположились на подступах к Сталинграду, нацистские флаги развеваются над обоими вершинами Эльбруса, а в Главное управление имперской безопасности поступает секретный доклад: «Организация Бандеры заняла явно враждебную позицию по отношению к Германии и предпринимает все меры, вплоть до вооруженной борьбы, к восстановлению независимости Украины».
Согласно букве закона
Несмотря на то, что обвинения, вынесенные Нюрнбергским трибуналом, напрямую к Бандере не относятся, есть пункты статей, которые распространяют свое действие на него (но как они могут распространяться без решения суда, автор не пишет). Например, статья 6:
b) военные преступления, а именно: нарушения законов или обычаев войны. К этим нарушениям относятся убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления;
c) преступления против человечества, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.
Международный трибунал в Нюрнберге «вооружил» национальные трибуналы полномочиями и материалами, необходимыми для вынесения приговоров преступникам. Статья 5 гласит, что все положения данного Устава должны неукоснительно соблюдаться национальными трибуналами: «В случае необходимости и в зависимости от количества требующих рассмотрения дел могут быть учреждены другие трибуналы; порядок учреждения, функции и процедура каждого из трибуналов будут тождественны и будут регулироваться настоящим Уставом».
В Советском Союзе («тюрьме народов») не существовало практики заочных судов, поэтому приговор Бандере не был вынесен.