Спартанцы считали себя потомками Геракла и вполне соответствовали своему славному предку – они были идеальными воинами. Спартанцы не просто воевали – они жили войной, и в истории мы их знаем, в основном, благодаря воинскому искусству.
Такая слава породила о Спарте и спартанцах множество исторических мифов.
Причины могущества Спарты
Спартанcкие цари считали себя Гераклидами – потомками героя Геракла. Их воинственность стала нарицательной, и совершенно обоснованно: боевой строй спартанцев был прямым предшественником фаланги Александра Македонского.
Спартанцы очень чутко относились к знамениям и пророчествам, и внимательно прислушивались к мнению дельфийского оракула. Культурное наследие Спарты не оценено так же подробно, как афинское, во многом из-за настороженности воинственного народа к письму: к примеру, их законы передавались устно, а на не-воинских надгробиях было запрещено писать имена умерших.
Однако если бы не Спарта, культура Греции могла бы быть ассимилирована чужеземцами, беспрестанно вторгавшимися на территории Эллады. Дело в том, что Спарта была фактически единственным полисом, в котором не просто была боеспособная армия, но вся жизнь которого подчинялась строжайшему распорядку дня, призванному дисциплинировать воинов. Возникновением такого милитаризированного общества спартанцы были обязаны уникальным историческим обстоятельствам.
Начало X века до н. э. принято считать временем первого масштабного заселения территории Лаконии – то есть, будущей Спарты и прилегающих к ней земель. В VIII веке спартанцы предприняли колоссальную экспансию близлежащих земель Мессении.
В ходе оккупации они не подвергли местное население смерти, но решили подчинить его себе и сделать рабами, которые известны как илоты – буквально «пленные». Создание колоссального рабовладельческого комплекса повлекло за собой неизбежные восстания – уже в VII веке илоты в течение нескольких лет боролись с поработителями, и это стало уроком Спарте.
Их законы, созданные по легенде царем-законодателем по имени Ликург (в переводе – «волк-труженик») еще в IX веке, послужили укреплению дальнейшей внутриполитической обстановки после завоевания Мессении. Земли илотов спартанцы распределяли между всеми гражданами, а все полноправные граждане имели гоплитское вооружение и составляли костяк армии (порядка 9000 человек в VII веке – в 10 раз больше, чем в любом другом греческом полисе). Укреплении армии, спровоцированное, возможно, опаской перед последующими восстаниями рабов, способствовали чрезвычайному подъему влияния спартанцев в регионе и формированию особенного строя жизни, характерного только для Спарты.
Для оптимальной тренировки воинов-мальчиков с семи лет отправляли в централизованные государственные структуры для воспитания, и до восемнадцати лет те проводили время в интенсивных тренировках. Это было и своеобразной ступенью инициации: чтобы стать полноправным гражданином, нужно было не только успешно пройти все годы тренировок, но и в качестве доказательства своего бесстрашия в одиночку убить кинжалом илота. Неудивительно, что у илотов постоянно возникали поводы для очередных восстаний. Широко распространенная легенда о казни неполноценных спартанских мальчиков или даже младенцев, скорее всего, не имеет под собой реальной исторической основы: в полисе даже была определенный общественная прослойка «гипомейонов», то есть, физически или умственно неполноценных «граждан».
Спаситель Греции
Спартанцы не строили никаких оборонных стен вплоть до II века до н. э., что является лучшей демонстрацией их боеспособности и бесстрашия. По сути, в Элладе не было врага, имеющего шансы сломить Спарту в период ее расцвета. Спарта обладала и самыми большими территориями среди греческих земель – около 8000 квадратных километров.
Укреплению внешнеполитической позиции поспособствовала инициатива Спарты в создании Пелопонесского союза, призванного защищать как внешние границы Пелопонесского полуострова, так и территорию Спарты от бунта илотов.
Дальнейшую роль Спарты в истории древней Греции трудно переоценить.
Нарастало могущество Персии, и в 490 году состоялась знаменитая битва при Марафоне, в которой афиняне одержали сокрушительную победу над войсками Дария. Но без спартанцев персидскую армию невозможно было далее сдерживать: после первого поражения персидский царь Дарий решил вернуться с реваншем, и собирал огромную армию. Уже его сын, Ксеркс, в 480 году двинулся со всеми совокупными силами на греков – как по суше, так и по морю.
Множество жителей греческих полисов присоединялись по пути к армии персов, и сражались против других греков, действуя по принципу «враг моего врага – мой друг». Геродот уделил огромное внимание этому эпизоду греко-персидских войн, а, в особенности, победе афинян в морском бое при Саламине в 480 году и героическому подвигу спартанцев в битве в Фермопильском проходе (те самые 300 спартанцев).
В решающем сражении при Платеях в 479 году спартанцы также сыграли решающую роль, и, таким образом, можно сказать, что именно Спарта вместе с Афинами отразила нападение Персии и выиграла войну. Благодаря усилиям превосходно подготовленной спартанской армии, греческая культура смогла достигнуть своего расцвета, и если бы не Спарта, мы бы сейчас, возможно, не знали классических греческой философии и театра.
Закат Спарты
После войны с персами начались неизбежные войны спартанцев с Афинами, призванные однозначно разрешить вопрос о гегемонии на территории Греции. Спарта в них победила, однако ее господство продолжалось недолго.
В 260-х годах Спарту разбили варвары-герулы. С этого времени Спарта постепенно стала превращаться в своего рода пародию на саму себя, музей своего же прошлого, о чем упоминает Плутарх, рассказывая о том, что в 100 году н. э. он видел, как спартанских юношей бичевали для развлечения туристов, играя на расхожем в обществе спартанском мифе (к созданию которого он лично приложил руку).
Впрочем, только Афины и Спарта из всех древнегреческих полисов получают от Рима, после захвата Эллады, определенную независимость – так древняя слава Спарты сослужила ей последнюю службу.
Закат Спарты произошел тихо и постепенно, однако стоит помнить, что она дала миру не только превосходных, вошедших в историю воинов, но и поэтов – таких как Тиртей, воодушевивший спартанцев своими стихами во время похода на Мессению, и Терпандр, усовершенствовавший лиру и придумавший номы. Впрочем, последний пришел в Спарту с острова Лесбос, а Тиртей, хромой учитель, был отправлен в Спарту афинянами.