12 михалков актеры: 12 (фильм) — Википедия – 12 (2007) — актеры и роли фильма

12 (фильм) — Википедия

«12» (рабочее название: «12 разгне́ванных мужчи́н») — российский полнометражный художественный фильм 2007 года режиссёра Никиты Михалкова, ремейк классической юридической драмы американского режиссёра Сидни Люмета «Двенадцать разгневанных мужчин» (англ. «Twelve Angry Men»)[2], снятого в 1957 году по одноимённой пьесе американского драматурга Реджинальда Роуза, и второго фильма по тому же сценарию, снятого в 1997 году режиссёром Уильямом Фридкиным. Именно с этой пьесы Роуза началась режиссёрская карьера Никиты Михалкова: сорок лет назад он поставил по ней дипломный спектакль в Высшем театральном училище имени Б. В. Щукина[3].

Слоган фильма — «Для всех и про каждого…».

В центре сюжета — обсуждение двенадцатью присяжными заседателями уголовного дела об убийстве чеченским юношей своего приёмного отца. «Фильм — размышление о том, что такое свобода, сострадание, способность помочь совершенно постороннему человеку, оказавшемуся в беде, серьёзный разговор о том, что волнует сегодня каждого»

[4].

В сентябре 2007 года картина демонстрировалась на 64-м Венецианском международном кинофестивале, на котором Никита Михалков получил приз «Специальный Золотой лев» за общий вклад в киноискусство, с формулировкой «за творчество в целом и за подтверждённые в новом фильме выдающиеся способности к исследованию бытия во всей его сложности с великим чувством и гуманизмом»[5][6][7].

В январе 2008 года лента была номинирована на премию «Оскар» за 2007 год Американской академии кинематографических искусств и наук в категории «Лучший фильм на иностранном языке»[8].

Судом присяжных разбирается уголовное дело о восемнадцатилетнем чеченском юноше, обвиняемом в убийстве своего приёмного отца — офицера российской армии, воевавшего в Чечне. Присяжные заседатели, собравшиеся в спортивном зале одной из местных школ, изначально рассматривают дело формально и равнодушно — казалось бы, всё совершенно ясно. За виновность голосуют все, кроме одного, что вызывает изумление остальных присяжных. Голосующий против — учёный-электронщик (Сергей Маковецкий) рассказывает собранию свою историю — о том, как его самого, в прошлом погибавшего от пьянства, спасла жалость случайной попутчицы — в дальнейшем его жены. Он просит показать присяжным нож, которым убили офицера. При осмотре ножа, выясняется, что это — боевой американский нож, предназначенный для подразделений спецназа. Неожиданно, присяжный номер 1 показывает такой же нож, который он законно купил на рынке. При повторном голосовании против голосует ещё один присяжный — пожилой еврей (Валентин Гафт), который вспоминает кошмары холокоста и акцентирует внимание присяжных на безразличном и бездушном поведении адвоката. Дискуссия становится всё более напряжённой, и один из присяжных — русский таксист, придерживающийся националистических убеждений (Сергей Гармаш), рассуждая, пытается оказать влияние на хорошо одетого телевизионного продюсера (Юрий Стоянов), устраивая впечатляющее воссоздание ужасной сцены убийства. Однако армянин-хирург (Сергей Газаров) доказывает ему, что кавказцы традиционно владеют искусством боя холодным оружием, и мальчик вряд ли бы нанёс непрофессиональный удар ножом сверху вниз. После этого легко возбудимые и часто меняющие своё мнение присяжные изо всех сил начинают пытаться вынести окончательный вердикт. В самом центре их бурной дискуссии — задумчивый и молчаливый старшина присяжных (Никита Михалков).

Большая часть действия фильма посвящена обсуждению присяжными заседателями разбираемого дела, которое дополнено рассказами присяжных о различных жизненных ситуациях, а также флешбэками из детства подсудимого в Чечне и сценами, где он находится в камере, ожидая решения присяжных. По мере того как присяжные вновь перебирают факты, становится ясно, что чеченского юношу подставили. Один за другим присяжные меняют свой голос на «невиновен».

Председатель (Никита Михалков), с самого начала поняв, что юноша невиновен, голосует за это последним. На свободе юноше, по его мнению, грозит месть подставивших его преступников. В финале картины председатель берёт чеченского юношу к себе.

Присяжный заседатель №ПерсонажАктёр№ голоса
«не виновен»
1Учёный-физик, представитель иностранной фирмы (в прошлом — сотрудник НИИ), основной протагонист фильма, инициатор расколаСергей Маковецкий1
2Старшина скамьи, художник-любитель, офицер, ветеран боевых действий на Северном Кавказе, владеет чеченским языком[9]Никита Михалков12
3Таксист, придерживающийся националистических взглядов, основной антагонист фильмаСергей Гармаш10
4Интеллигент, чистокровный еврей, чей отец прошёл сталинские лагеря из-за любви к красавице-литовке — жене эсэсовского офицераВалентин Гафт2
5Пенсионер, ветеран труда, бывший работник «Метростроя»Алексей Петренко3
6Крупный бизнесмен, генеральный директор телеканала «ЛТВ», выпускник Гарвардского университетаЮрий Стоянов7
7«Тифлисский армянин»[10], вспоминающий «авлабарское детство», хирург, владелец частной клиники, потерял брата из-за пристрастия того к наркотикамСергей Газаров6
8Артист-певец, юморист, опоздавший на гастролиМихаил Ефремов4
9Директор кладбищаАлексей Горбунов 9
10Демократ-правозащитникСергей Арцибашев11
11Инженер-строитель[11]Виктор Вержбицкий8
12Преподаватель университета, деканРоман Мадянов5

В фильме также снимались[править | править код]

  • Александр Адабашьян — судебный пристав
  • Апти Магомаев — подсудимый
  • Абди Магомаев — подсудимый в детстве
  • Наталья Суркова — судья
  • Константин Глушков — адвокат
  • Владимир Нефёдов — прокурор
  • Вячеслав Гилинов — дедушка
  • Любовь Руднева — дочка свидетеля
  • Ольга Хохлова — соседка
  • Игорь Верник — свидетель в золотых очках
  • Владимир Комаров — отчим мальчика
  • Лаша Марыхуба — гвардеец
  • Ферит Мязитов — Михаил Сергеевич Горбачёв
  • Абдулбасыр Гитинов — маленький мальчик
  • Микаэл Базоркин — отец
  • Меседо Салимова — мать
  • Сослан Санакоев — 1-й танцор
  • Алан Цопанов — 2-й танцор
  • Геннадий Терновский — командир группы захвата
  • Андрей Сухарев — милиционер

Первоначально на роль 1-го присяжного, учёного, пробовался Олег Меньшиков, которому Михалков доверял всецело, однако Меньшиков отказался, объяснив это тем, что не согласен с трактовкой образа[12]. Разработка большинства персонажей в сценарии велась под конкретных актёров.

Фильм был снят за пять недель. Всех актёров, исполнивших роли присяжных заседателей, режиссёр взял без кинопроб. Единственное условие было — отказ от всех параллельных проектов во время съёмок, которые им были предложены[13]. Исключением стал Валентин Гафт — Михалков позволил ему играть в театре.

Творческий союз Никиты Михалкова и Александра Адабашьяна длится много лет. Адабашьян принимал участие во многих фильмах Михалкова как сценарист и художник (первый совместный фильм — «Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974 год — художник, исполнитель роли гонца). В фильме «12» он сыграл небольшую роль судебного пристава, что было отдельно отмечено в титрах перед фильмом. Участие Адабашьяна в эпизодических ролях в фильмах Михалкова — своего рода визитная карточка этих фильмов.

Композитор Эдуард Артемьев писал музыку к большинству фильмов Никиты Михалкова. Первой их совместной работой был фильм «Спокойный день в конце войны» (1970).

Помимо прокатной версии фильма (2,5 часа), существует режиссёрская версия (3,5 часа) и расширенная режиссёрская (телевизионная) версия (4 серии по 50 минут). В ней, среди прочего, присутствует полностью вырезанный из обычной версии финальный эпизод на улице, где присяжные разъезжаются по домам, и большая сцена с диалогом демократа-правозащитника (Арцибашев) и художника (Михалков) в туалете. В этой сцене зрителю становится ясно о причинах недомолвок художника о своей профессии — оказывается, он офицер ГРУ в отставке, по-видимому участвовавший в разработке операций в Чечне по уничтожению боевиков. Телевизионная версия транслировалась на «Первом канале» в ноябре 2008 года.

Существует предположение, что прототипом директора телеканала (Юрий Стоянов) является Дмитрий Лесневский — известный продюсер и один из основателей телеканала «РЕН ТВ»[14].

Фильм предваряется фразой: «Не следует искать здесь правду быта, попытайтесь ощутить истину бытия. Б. Тосья». Фильм заканчивается фразой: «Закон превыше всего, но как быть, когда милосердие оказывается выше закона. Б. Тосья». Судя по всему, Б. Тосья — вымышленное имя[14].

В фильме присутствует заимствование из более ранней ленты Никиты Михалкова «Родня» (1981) — внезапно звонящий будильник в портфеле, который персонаж выключает, ударяя по портфелю.

Завершение съёмок фильма профинансировал российский миллиардер Михаил Прохоров[15].

«Мне кажется, у нас не много таких картин, которые говорят именно о морально-нравственных ценностях. У нас становится всё больше и больше развлекательных фильмов, мы видим на экране так называемый „экшн“, а вот глубоких, волнующих вещей очень мало. И очень важно, что в фильме затронуты проблемы межнациональных отношений и особенно отношений на Кавказе, причём, сделано это не в уже привычном жанре боевика, а с уважением и желанием понять эту проблему. А что касается того, КАК этот фильм сделан, то, мне кажется, что я прослушал замечательную симфонию в исполнении первоклассного оркестра, состоящего из солистов первой величины[16].»
«Судьба этого человека, молодого паренька — как моя судьба: у меня было всё, и в один момент я также всё потерял — потерял отца[16].»
  • В сентябре 2007 года фильм «12» демонстрировался на 64-м Венецианском международном кинофестивале, на котором Никита Михалков получил приз «Специальный Золотой лев» за общий вклад в киноискусство, с формулировкой «за творчество в целом и за подтверждённые в новом фильме выдающиеся способности к исследованию бытия во всей его сложности с великим чувством и гуманизмом»[5][6][7].
  • В январе 2008 года картина стала лауреатом национальной кинопремии «Золотой орёл» «Академии кинематографических искусств и наук России» за 2007 год в пяти номинациях:
    • «Лучший игровой фильм» (продюсеры — Никита Михалков, Леонид Верещагин; режиссёр — Никита Михалков),
    • «Лучшая режиссёрская работа» (режиссёр — Никита Михалков),
    • «Лучшая мужская роль в кино» (актёры — Сергей Маковецкий, Никита Михалков, Сергей Гармаш, Валентин Гафт, Алексей Петренко, Юрий Стоянов, Сергей Газаров, Михаил Ефремов, Алексей Горбунов, Сергей Арцибашев, Виктор Вержбицкий, Роман Мадянов),
    • «Лучшая музыка к фильму» (композитор — Эдуард Артемьев),
    • «Лучший монтаж фильма» (Андрей Зайцев, Энцо Меникони).
  • В январе 2008 года фильм был номинирован на премию «Оскар» за 2007 год Американской академии кинематографических искусств и наук в категории «Лучший фильм на иностранном языке»[8].
  • В марте 2008 года лента стала обладателем российской кинематографической премии «Ника» в двух номинациях:

Фильм 12 актеры и роли / 2007 | Актеры и роли

В этом списке размещены все актеры и создатели фильма 12. В списке актрис и актеров, снявшихся в кинофильме 12 2007 года, также имеется информация о героях и ролях, которых они сыграли. Основные роли в фильме исполнили актеры Михаил Ефремов, сыгравший роль «присяжный №8», Никита Михалков, сыгравший роль «присяжный №2», Сергей Маковецкий, сыгравший роль «присяжный №1». Основных женских героев в фильме исполнили актрисы Наталья Суркова, исполнившая роль «судья», Любовь Руднева, исполнившая роль «дочка свидетеля», Ольга Хохлова, исполнившая роль «соседка-свидетель». Авторы и Создатели фильма: продюсер — Леонид Верещагин, сценарист — Владимир Моисеенко.

Фильмографии всех актеров, актрис и создателей фильма 12 (2007) можно найти по соответствующим ссылкам (фото персоны).

  • Рейтинг KinoPoisk.ru: 7.84 (55260)
  • Рейтинг IMDb.com: 7.8 (9912)

Актеры фильма «12»

  • Михаил Ефремов

    присяжный №8

  • Никита Михалков

    присяжный №2

  • Сергей Маковецкий

    присяжный №1

  • Валентин Гафт

    присяжный №4

  • Алексей Петренко

    присяжный №5

  • Алексей Горбунов

    присяжный №9

  • Виктор Вержбицкий

    присяжный №11

  • Юрий Стоянов

    присяжный №6

  • Александр Адабашьян

    судебный пристав

  • Игорь Верник

    свидетель в золотых очках

  • Вячеслав Гилинов

    дедушка

  • Сергей Газаров

    присяжный №7

  • Геннадий Терновский

    командир группы захвата

  • Сергей Арцибашев

    присяжный №10

  • Роман Мадянов

    присяжный №12

  • Сергей Холмогоров

    убийца

  • Константин Глушков

    адвокат

Актрисы фильма «12»

  • Наталья Суркова

    судья

  • Любовь Руднева

    дочка свидетеля

  • Ольга Хохлова

    соседка-свидетель

Продюсер фильма «12»

Сценарист фильма «12»

Оператор фильма «12»

Двенадцать (фильм) — это… Что такое Двенадцать (фильм)?


Двенадцать (фильм)

«12» (рабочее название — «12 разгневанных мужчин») — фильм 2007 года режиссёра Никиты Михалкова, ремейк знаменитого фильма американского режиссёра Сидни Люмета «Двенадцать разгневанных мужчин» (англ. Twelve Angry Men), который, в свою очередь, был поставлен по одноименной пьесе американского драматурга Реджинальда Роуза. Именно с пьесы Роуза началась режиссёрская карьера Никиты Михалкова: сорок лет назад он поставил по ней дипломный спектакль в Щукинском училище[1].

В центре сюжета — обсуждение двенадцатью присяжными дела об убийстве чеченским юношей приёмного отца.

Фильм — размышление о том, что такое свобода, сострадание, способность помочь совершенно постороннему человеку, оказавшемуся в беде, серьёзный разговор о том, что волнует сегодня каждого.[2]

Сюжет

Судом присяжных разбирается дело о чеченском 18-летнем юноше, обвиняемом в убийстве приёмного отца — офицера Российской армии, воевавшего в Чечне. Бо́льшая часть действия фильма посвящена обсуждению присяжными разбираемого дела, которое дополнено рассказами присяжных о различных жизненных ситуациях, а также флешбэками из детства подсудимого в Чечне и сценами, где он находится в камере, ожидая решения присяжных.

В ходе голосования лишь один из присяжных (Сергей Маковецкий) отказывается голосовать за виновность подозреваемого, мотивируя это лишь тем, что столь серьёзное решение нельзя принимать поспешно. По мере того как присяжные вновь перебирают факты, становится ясно, что чеченского юношу подставили. Один за другим присяжные меняют свой голос на «невиновен».

Председатель (Никита Михалков), с самого начала поняв, что юноша невиновен, голосует за это последним. На свободе юноше, по его мнению, грозит месть подставивших его преступников. В финале картины председатель берет чеченского юношу к себе.

В главных ролях

  • Сергей Маковецкий — 1-й присяжный, учёный-физик, представитель иностранной фирмы (в прошлом — сотрудник НИИ)
  • Никита Михалков — 2-й присяжный (старшина скамьи), художник-любитель, офицер в отставке
  • Сергей Гармаш — 3-й присяжный, таксист-русофил
  • Валентин Гафт — 4-й присяжный, старый еврей
  • Алексей Петренко — 5-й присяжный, ветеран труда, бывший работник Метростроя
  • Юрий Стоянов — 6-й присяжный, крупный бизнесмен, директор телеканала ЛТВ, выпускник Гарварда
  • Сергей Газаров — 7-й присяжный, грузин хирург, владелец частной клиники
  • Михаил Ефремов — 8-й присяжный, артист-юморист
  • Алексей Горбунов — 9-й присяжный, директор кладбища
  • Сергей Арцибашев — 10-й присяжный, демократ-правозащитник
  • Виктор Вержбицкий — 11-й присяжный, инженер-строитель
  • Роман Мадянов — 12-й присяжный, преподаватель университета, декан

В фильме снимались

  • Александр Адабашьян — судебный пристав
  • Апти Магамаев — подсудимый
  • Абди Магамаев — подсудимый в детстве
  • Наталья Суркова — судья
  • Константин Глушков — адвокат
  • Владимир Нефедов — прокурор
  • Вячеслав Гилинов — дедушка
  • Любовь Руднева — дочка свидетеля
  • Ольга Хохлова — соседка
  • Игорь Верник — свидетель в золотых очках
  • Владимир Комаров — отчим мальчика
  • Лаша Марыхуба — гвардеец
  • Ферит Мязитов — Горбачёв
  • Абдулбасыр Гитинов — маленький мальчик
  • Микаэл Базоркин — отец
  • Меседо Салимова — мать
  • Сослан Санакоев — 1-й танцор
  • Алан Цопанов — 2-й танцор
  • Геннадий Терновский — командир группы захвата
  • Андрей Сухарев — милиционер

Награды

  • В январе 2008 фильм победил в 5 номинациях на российскую кинонаграду «Золотой орел».
  • Фильм демонстрировался на 64-м Венецианском кинофестивале, на котором Михалков получил приз «Специальный лев»[3] за вклад в киноискусство.
  • Фильм «12» был выбран в шорт-лист номинантов на премию «Оскар» 2007 года в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». [4]

Интересные факты

  • Разработка большинства персонажей в сценарии велась под конкретных актёров.
  • Фильм был снят за пять недель.
  • Всех актёров, исполнивших роли присяжных, режиссёр взял без кинопроб. Единственное условие было — отказ от всех параллельных проектов во время съемок, которые им были предложены.[5]
  • Фильм предваряется фразой: «Не следует искать здесь правду быта, попытайтесь ощутить истину бытия. Б. Тосья». Фильм заканчивается фразой: «Закон превыше всего, но как быть, когда милосердие оказывается выше закона. Б. Тосья». Б. Тосья — судя по всему, вымышленное имя. Пока не найден источник, в котором можно найти его упоминание, равно как приведённые цитаты. Создатели фильма не раскрыли секрета, откуда оно было взято.
  • Творческий союз Никиты Михалкова и Александра Адабашьяна длится уже много лет. Александр Адабашьян принимал участие во многих фильмах Никиты Михалкова как сценарист и художник (первый совместный фильм — «Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974 год — художник, исполнитель роли гонца). В фильме «12» он сыграл небольшую роль пристава, что было отдельно отмечено в титрах перед фильмом. Участие Александра Адабашьяна в эпизодических ролях в фильмах Никиты Михалкова — своего рода визитная карточка этих фильмов.
  • Эдуард Артемьев (композитор) писал музыку к большинству фильмов Никиты Михалкова. Первой их совместной работой был фильм «Спокойный день в конце войны», 1971 год.
  • Фотография мамочки, которую показывает персонаж Юрия Стоянова — на самом деле он сам, только хорошо загримированный (снимок был сделан во время съёмок телепередачи «Городок»).
  • Эпизод с собакой, несущей оторванную человеческую кисть, заимствован из знаменитого фильма Акиры Куросавы «Телохранитель».
  • Помимо прокатной версии фильма (2,5 часа), существует режиссёрская версия (3,5 часа) и расширенная режиссёрская (телевизионная) версия (4 часа, 4 серии). В ней, среди прочего, присутствует полностью вырезанный из обычной версии финальный эпизод на улице, где присяжные разъезжаются по домам, и большая сцена с диалогом «Демократа-правозащитника» (Арцибашев) и «Художника» (Михалков) в туалете. В этой сцене зрителю становится ясно о причинах недомолвок «Художника» о своей профессии — оказывается, он офицер спецслужб (предположительно ФСБ) в отставке, по-видимому участвовавший в разработке операций в Чечне по уничтожению боевиков.
    Телевизионная версия транслировалась на Первом канале в декабре 2008.
  • Существует предположение, что прототипом директора телеканала (Юрий Стоянов) является Дмитрий Лесневский — известный продюсер и один из основателей телеканала РЕН-ТВ[6]
  • Имена присяжных неизвестны, за исключением героя Никиты Михалкова. В конце фильма, в разговоре с чеченским мальчиком выясняется, что его зовут Николай. В телевизионной версии, в эпизоде на улице, где присяжные разъезжаются по домам, в диалоге между «таксистом» (Сергей Гармаш), и «евреем» (Валентин Гафт) они рассказывают друг другу, что их зовут Аркадий (таксист) и Павел (еврей).
  • В фильме присутствует заимствование из более ранней ленты Никиты Михалкова («Родня», 1981) — внезапно звонящий будильник в портфеле, который персонаж выключает, ударяя по портфелю.

Некоторые неточности фильма

  1. Зрителю весь фильм навязывается тезис, что все двенадцать присяжных должны проголосовать единогласно, иначе вердикт не будет принят. Это правило действует в судах некоторых штатов США, и на нём основан сюжет пьесы-оригинала. По российскому же законодательству виновность или невиновность определяется простым большинством голосов, если присяжные не пришли к единому мнению в течение трёх часов.
  2. На первый взгляд может показаться, что дело, которое рассматривают присяжные — это бытовое убийство, попадающее под юрисдикцию районного суда (присяжные могут рассматривать лишь дела с отягчяющими обстоятельствами — убийства с особой жестокостью, двух и более лиц и т. п.), но это не так. В фильме было указано, что обвиняемый убил приёмного отца, чтобы взять деньги. Это классифицируется как убийство, сопряженное с разбоем.
  3. Присяжных, заведя в кабинет, заперли снаружи, лишив возможности выйти. Но по закону, если вдруг присяжные не придут к согласию, каждый из них в любой момент имеет право покинуть зал. Коллегия будет распущена, совещание начнётся снова. Это одна из конституционных гарантий независимости решения. С другой стороны, пристав, находящийся снаружи, постоянно заходит к ним в комнату. Тем самым пристав — лицо, ПРИСТАВленное охранять тайну, сам её нарушает.
  4. Кто-то из присяжных упомянул, что подсудимый в зале суда сидел в наручниках, его трясло, он чувствовал себя неуютно. Минуло уже десять лет с тех пор, как приняты соответствующие европейские конвенции, и Россия к ним присоединилась. Ни один подсудимый в зале суда не находится в наручниках. Они сковывают возможность его жестикуляции, то есть сковывают свободу давать показания так, как он может их давать.
  5. Старшиной коллегии присяжных в фильме избрали героя Никиты Михалкова в совещательной комнате, когда уже закончилось судебное следствие. Этого не может быть. Старшину избирают в первый день формирования коллегии, ещё до того, как присяжным предъявят все доказательства по делу.
  6. В совещательную комнату по требованию присяжных, когда у них возникает какой-то вопрос, пристав приносит вещественные доказательства, ранее осмотренные присяжными в суде. На самом деле никакой принос или унос вещдоков, схем или протоколов недопустим.
  7. Один из присяжных, в исполнении Гафта говорит, что он стопроцентный еврей. Потом уточняет, что его отец полюбил во время войны литовку, жену офицера Литовского корпуса СС, которая потом родила ему несколько детей. Однако известно, что литовских национальных формирований такого уровня в немецкой армии не было.

Запоминающиеся реплики персонажей

  • Поссать и родить нельзя погодить.
  • В туалете всем хорошо думается.
  • — Какая-то логика у вас еврейская
     — Совершенно верно, я еврей. Стопроцентный еврей.
  • Ну, у тебя, земляк, отчего плавленный сырок вместо мозгов?
  • Ну это же бред! Бред!!!
  • Русский офицер бывшим… [не бывает].
  • Если «большие» не думают о «маленьких», то «маленьким» приходится жить как смогут.
  •  —  — Дорогие?
     — Ну да.
     — На «кладбищенские»?
     — На «кладбищенские».
  • Я на деньги мертвых помогаю живым, раз никто другой этого не делает.
  • Кладбище все смеется, я же стихи начал писать на работе: «Юля, милая, родная, сбрось оковы мне стыда, все в тебе одной я знаю — солнце воздух и вода.»
  • Да всё так… Всё!… Увидали, осудили, потрындели, махнули, покурили, и всё? И всё так…
  • Все в обойме

Цитаты

«Мне кажется, у нас не много таких картин, которые говорят именно о морально-нравственных ценостях. У нас становится все больше и больше развлекательных фильмов, мы видим на экране так называемый „экшн“, а вот глубоких, волнующих вещей очень мало. И очень важно, что в фильме затронуты проблемы межнациональных отношений и особенно отношений на Кавказе, причем, сделано это не в уже привычном жанре боевика, а с уважением и желанием понять эту проблему. А что касается того, КАК этот фильм сделан, то, мне кажется, что я прослушал замечательную симфонию в исполнении первоклассного оркестра, состоящего из солистов первой величины.[7]»
«Судьба этого человека, молодого паренька — как моя судьба: у меня было всё, и в один момент я также всё потерял — потерял отца[8]»

Рецензии

См. также

Ссылки

Примечания

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Двенадцать Звеньев Взаимозависимого Возникновения
  • Двенадцать месяцев (мультфильм, Япония)

Смотреть что такое «Двенадцать (фильм)» в других словарях:

  • Двенадцать (фильм — Двенадцать (фильм, 2010) Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Двенадцать (фильм). Двенадцать (англ. Twelve) художественный фильм Джоэла Шумахера, экранизация одноимённого романа Ника Макдонелла, выход которого намечен на 2010… …   Википедия

  • Двенадцать (фильм, 2010) — Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Двенадцать (фильм). Двенадцать Twelve …   Википедия

  • Двенадцать (значения) — Двенадцать: В Викисловаре есть статья «двенадцать» Эта статья  о значениях термина «двенадцать». О значениях термина «12» см. 12 (значения). Двенадцать  название натурального числа 12 …   Википедия

  • Двенадцать друзей Оушена — Ocean’s Twelve …   Википедия

  • Двенадцать стульев (фильм — Двенадцать стульев (фильм, 1970) Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Двенадцать стульев (фильм). Двенадцать стульев The Twelve Chairs …   Википедия

  • Двенадцать ноль одна пополуночи — 12:01 Жанр фантастика Режиссёр Джек Шолдер Продюсер Роберт Джон Дегас …   Википедия

  • Двенадцать ноль одна по полуночи (фильм) — Двенадцать ноль одна пополуночи 12:01 Жанр фантастика Режиссёр Джек Шолдер Продюсер Роберт Джон Дегас В главных ролях Хелен Слэйтер Джонатан Сильверман Джемери Пивен …   Википедия

  • Двенадцать стульев (значения) — «Двенадцать стульев»  роман Ильфа и Петрова. Экранизации и постановки «Двенадцать стульев» (1933, Польша), режиссёры Мартин Фрич и Михал Вашинский. исп. Las doce sillas) (1962, Куба), режиссёр Томас Гутьеррес Алеа (Tomás Gutiérrez Alea) …   Википедия

  • Двенадцать разгневанных мужчин (фильм) — Двенадцать разгневанных мужчин: «12 разгневанных мужчин (фильм, 1957)» («12 Angry Men»)  США, режиссёр Сидни Люмет. «12 разгневанных мужчин (фильм, 1997)» («12 Angry Men»)  США, режиссёр Уильям Фридкин. См. также: «12 (фильм)» … …   Википедия

  • Двенадцать ноль одна по полуночи — Двенадцать ноль одна пополуночи 12:01 Жанр фантастика Режиссёр Джек Шолдер Продюсер Роберт Джон Дегас В главных ролях Хелен Слэйтер Джонатан Сильверман Джемери Пивен …   Википедия

Книги

  • Двенадцать месяцев. В яранге горит огонь. Ремастеринг (DVD), Иванов-Вано Иван, Ходатаева Ольга. ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ Снежной холодной зимой, в январе, под вечер, когда люди сидят в домах, прислушиваясь к треску поленьев в печках, злая мачеха отправила свою падчерицу в лес, чтобы та… Подробнее  Купить за 740 руб
  • Двенадцать месяцев, Маршак С.. Знаменитая сказка-пьеса С. Маршака «Двенадцать месяцев» уже много-много лет популярна у читателей. Она играется в театрах и на утренниках, по ней сняты замечательные фильм и мультфильм.… Подробнее  Купить за 317 руб
  • Узнай свою планету и стихию (DVD), Пелинский Игорь. Астрология это древняя и постоянно развивающаяся система, призванная прояснить предназначение и сущность человека, его индивидуальность и потребности. Циклы движения планет, развитие… Подробнее  Купить за 274 руб
Другие книги по запросу «Двенадцать (фильм)» >>

Фильм «12» снимали четырьмя камерами

С 4 по 7 ноября на Первом канале фильм Никиты Михалкова «12». За пять недель съемок Михалков создал сразу 2 версии картины – полнометражную и телевизионную. Бюджет превысил 4 миллиона долларов, не считая расходов на рекламную кампанию.

Фильм «12» снимали четырьмя камерами -  почти беспрерывно

Фильм «12» снимали четырьмя камерами — почти беспрерывно

Съемочная площадка располагалась в спортивном зале средней школы. Актеры снимались все эти пять недель почти круглосуточно. Задействовано было 4 камеры, которые работали почти беспрерывно. Никто из актеров не знал, какая из четырех синхронно снимающих камер сфокусирована на нем. Не знали и то, что в конечном итоге войдет в окончательный вариант картины и телевизионной версии.

Все 12 актеров (включая Михалкова) должны были все время оставаться в образе. Конечно же, не было речи о параллельных проектах, актеры дома-то редко в эти пять недель появлялись. Такой довольно жесткий ритм, созданный специально ради уникальной энергетики картины, выматывал сильно.

Михалков снимал в спортзале, иногда во время перерыва актеры играли в волейбол. «Батюшка, отпусти»,- молил режиссера Алексей Петренко, но все равно оставался на съемочной площадке, порой засыпая в декорациях.

Кстати, именно Петренко приносил Михалкову по 26 страниц рукописных страниц собственных импровизаций каждый день. «А за 17 секунд успеешь произнести?», — спрашивал Михалков, который после картины очень высоко оценил работу заслуженного артиста. « То, как прожил свою роль Алексей Васильевич невозможно сыграть никому другому», — говорил про Петренко Михалков, завершив работу над фильмом «12».

— Сценарий писался конкретно для каждого актера и поэтому людей приглашали не на пробы, а сразу на роли, — вспоминал Михалков.

Решив снимать Сергея Маковецкого, Михалков ему позвонил и прямо спросил: «Маковецкий, ты в Бога веруешь?» «А кто это?» — насторожился актер. «Не важно, кто. Ты скажи, веруешь или нет?» — «Ну, верю». — «И в храм ходишь?» — «Хожу». — «Тогда радуйся, твои молитвы услышаны».

Ничто из отснятых материалов не было выброшено в корзину, то, что не вошло в картину, задействовали в телевизионной версии.

Читайте еще в разделе «Телебашня»

Фильм «12»: Виновен ли мальчик?


Судьба этого мальчика (актёр Абти МАГАМАЕВ) в руках 12-ти

Судьба этого мальчика (актёр Абти МАГАМАЕВ) в руках 12-ти

После своего знаменитого оскароносного фильма «Утомленные солнцем» Никита МИХАЛКОВ на девять лет замолчал — как сам говорит, созревал, не хотел «выплескиваться» по мелочам. Первой картиной после перерыва стал психологический триллер «12», 4-серийную телеверсию которого на этой неделе показывает Первый канал.

Алена ФАДЕЕВА

Этот фильм был сделан в рекордные сроки — всего за два месяца, что для полнометражной картины невероятно мало, но для Никиты Михалкова, в принципе, характерно. «Он долго готовится и быстро работает», — говорят о режиссере коллеги. Сценарий психологического триллера написан по мотивам пьесы Реджинальда Роуза «12 разгневанных мужчин». Это произведение уже экранизировалось: в 1960 году вышла культовая американская лента режиссера Сидни Люмета, но назвать картину Михалкова ее ремейком было бы неправильным. Штатовская версия утверждает: закон всегда прав. Когда же вопрос, о чем его картина, задают Михалкову, тот отвечает: о том, что без сострадания в России закон не действует.

«Маменькин сынок» СТОЯНОВА четыре раза менял мнение, в отличие от персонажа Сергея ГАРМАША

«Маменькин сынок» СТОЯНОВА четыре раза менял мнение, в отличие от персонажа Сергея ГАРМАША

— На Западе бытует туристическое представление о русском характере: икра, матрешки, медведи. Я пытаюсь говорить о русской душе всерьез, — объясняет Никита Сергеевич. — «12» — фильм о современной России, поиске, которым занимается каждый из нас. Коррупция, антикавказские настроения, воровство, антисемитизм — эти проблемы актуальны, хотя о них не принято говорить. А надо бы. У русского человека есть потребность выговориться, раскрыться — об этом еще Достоевский писал. Заточенные в душе проблемы начинают гнить и прорываются наружу с кровью.

Сценарий картины Михалков написал вместе с давними соавторами — Владимиром Моисеенко и Александром Новотоцким, с которыми работал и над «Утомленными солнцем». Фильм «12» был номинирован на «Оскар», отмечен премией Венецианского фестиваля. Примечательно, что в Венеции его показ проходил в последний день, когда все «львы» уже были розданы. Однако жюри так прониклось картиной, что после 10-часового обсуждения учредило новую номинацию «За целостность художественного решения»: это второй случай за всю историю фестиваля, чтобы для фильма был придуман новый приз.

Петренко просился на волю

О чем фильм «12»? Если говорить о сюжете чисто схематически, то это заседание 12 присяжных, решающих судьбу чеченского мальчика, убившего приемного отца — русского офицера. Все герои постоянно присутствуют в кадре, спорят, рассуждают. Действие иногда перемежается короткими флэшбэками — эпизодами из прошлого. Герои равны по значимости, и каждый представляет определенный тип характера и социального слоя: от таксиста до бизнесмена.

Герой Михаила ЕФРЕМОВА не сразу осознал серьёзность своей миссии

Герой Михаила ЕФРЕМОВА не сразу осознал серьёзность своей миссии

Михалкову удалось собрать в фильме невероятный актерский ансамбль — еще ни в одной ленте не играло одновременно столько звезд: Cергей Маковецкий, Сергей Гармаш, Алексей Петренко, Валентин Гафт, Юрий Стоянов, Михаил Ефремов, Виктор Вержбицкий, Роман Мадянов и др. И, конечно, сам Никита Сергеевич, который взял за правило играть во всех своих картинах. Михалков говорит, что никаких проб не было: сценарий изначально писался под конкретных актеров.

По словам мэтра, каждый из его героев на съемках старался разнообразить жизнь режиссера по максимуму. Актеров можно понять: все они профессионалы с большой буквы и огромным опытом работы в кино.

— Но представляете, каково это, когда ежедневно 11 человек тебе что-то советуют, пытаются внести свои коррективы, — смеется Михалков.

К примеру, Алексей Петренко каждое утро выкладывал на стол написанные им за ночь талмуды с монологами и доказывал, что все это непременно нужно включить в сценарий. «Отлично, — отвечали ему, — только этот текст надо сказать за 17 секунд».

Актеры настолько вживались в образ, что Гармаш и Газаров все время писали докладные друг на друга, а потом вместе жаловались на Петренко. А тот в свою очередь строчил режиссеру в три часа ночи послания: «Батюшка, отпусти, не могу больше!!!» Однако, по словам Михалкова, более работоспособной команды он не встречал. На съемочной площадке остроты добавляло и то, что никто из артистов не знал, какая из четырех камер снимает в данный момент именно его, поэтому напряжение не спадало ни на минуту. 

Сергей Гармаш повысил квалификацию

— Я впервые снимался у Михалкова. У нас был большой подготовительный период, когда мы репетировали, работали над текстом, и что самое уникальное — кино снималось последовательно. То есть мы не прыгали, как это часто бывает на площадке, от одного куска в конце истории, к эпизоду, стоящему в середине. С такой формой последовательной работы лично я сталкиваюсь впервые. Эти два месяца, что шли съемки, оказались для меня удивительным актерским опытом, это тот случай, когда я повысил свою актерскую квалификацию, — рассказал актер.

Жизнь — не гламур

Многие зрители считают минусом картины явную «михалковщину»: дескать, мнение автора слишком предвзято и нарочито выпирает. В картине обсуждаются только минусы российской действительности, а где же плюсы? Тот же патриотизм, самопожертвование.

Никита МИХАЛКОВ во главе присяжных заседателей

Никита МИХАЛКОВ во главе присяжных заседателей

— Я не против развлекательного кино, — резюмирует Михалков. — Но должно же быть что-то еще, помимо гламура и Ксюши Собчак! Все эти разговоры про яхты и виллы на Мальорке… Бог с вами, вокруг оглянитесь. 

Кстати, многосерийная версия фильма «12» была изначально заложена в сценарии: в мини-сериал вошли кадры не по принципу, «что не втиснули в картину», а те, которые специально снимались под телеформат. 

ТОЛЬКО ФАКТЫ

* Поскольку все 12 актеров должны были постоянно находиться в кадре, Михалков заключил с ними строгий контракт. Главное условие — на время съемок они не могут участвовать в других проектах. Исключением стал Валентин Гафт. Его режиссер отпускал на спектакли.

* Осенью 2006 года Михалков позвонил Сергею Маковецкому и, не размениваясь на «здрасьте», спросил: «Ты в Бога веруешь?» — «Ну, верую…» — «И в храм ходишь?» — «Хожу». — «Твои молитвы услышаны». В картине есть уникальный момент — 10-минутный монолог Маковецкого, снятый без единой склейки на общем плане.

Актер фильма «12» Апти Магомаев: «Я подсказывал Михалкову, как должны выглядеть боевики» | Статьи

Роль чеченского мальчика, которого обвиняют в убийстве приемного отца — русского офицера, сыграли в новом фильме Никиты Михалкова два брата: 16-летний Апти и 9-летний Абди Магомаевы. С юными актерами встретилась обозреватель «Известий» Анна Федина.

вопрос: Как вы попали к Михалкову?

Апти: Я на протяжении восьми лет танцую в ансамбле «Зия». Это у нас семейное. Сестра танцевала, я танцую, сейчас, правда, редко, потому что в институт поступил и времени почти не остается. Абди тоже с восьми лет в ансамбле. В общем, люди, которые ищут актеров, обратились в Министерство культуры, и их отправили в наш ансамбль. Они отобрали троих или четверых взрослых ребят. Нас вызвали на «Мосфильм», фотографировали, потом повели к Михалкову, а через какое-то время мне позвонили и сказали, что я буду сниматься. Когда съемки уже начались, я сказал Никите Сергеевичу, что у меня есть младший брат. Он ответил: «Приводи». И в результате Абди тоже взяли, потому что, конечно, мы с ним больше похожи, чем с тем мальчиком, который должен был сниматься изначально.

в: Каково было сниматься у Михалкова?

Апти: Он такой режиссер, который всегда настраивает актеров, подсказывает, объясняет, что надо делать. Причем он не при всех советы давал, а подзывал меня к себе и шепотом говорил: «Тут лицом сыграй, представь, что это ты и что с твоими родителями такое случилось». После этого мне всегда легче становилось. Ефремов с Маковецким тоже подсказывали, но меньше. Обычно они просто спрашивали: «Как жизнь?», успокаивали, если я нервничал, удачи желали.

Апти: Конечно, сниматься было интересно. Особенно сцены боев. Впечатляюще, красиво. Только жалко, что некоторые мои эпизоды вырезали. Например, где я в финале бегу за Никитой Сергеевичем, а потом у нас с ним происходит довольно длинный диалог. Но мы не укладывались по времени, поэтому пришлось это отрезать.

Абди, кстати, Михалков тоже подсказывал, что делать надо. И я ему советы давал, он же маленький совсем был, девять лет ему тогда исполнилось. И ничего, я даже не ожидал, что он так здорово сыграет.

вопрос: Абди, ты выстрелов не боялся?

Абди: Боялся, но не очень. Мне же говорили, что стрелять будут. Но собаку было жалко.

в: Почему?

Абди: Ее убивают.

в: Это же только кино.

Абди: Я знаю, но все равно жалко. Мы с ней играли. Мне собака, наверное, больше всего на съемках понравилась.

в: А что было самое сложное?

Абди: Танцевать. Там жарко было. И с ножом я до этого никогда не танцевал.

в: Дома вы как-то готовились к съемкам?

Абди: Никак. Слов мне не надо было учить. Я на площадке делал то, что говорил Никита Сергеевич. Пугался, бежал, падал…

Апти: Абди вообще только утром вспоминал: «Ой, у меня сегодня съемки». Я тоже особенно не беспокоился по этому поводу. Это мама панику устраивала: надо учить и все такое. А мне дали три листа текста, да еще и на чеченском языке. Я чеченский знаю нормально, но там были слова, которые сложно выговаривать. Они пригласили специалиста по языку, чтобы он переводил диалоги с русского на чеченский, так он перевел так, как уже двести лет никто не разговаривает. Таких склонений современная молодежь уже не использует. Ну выучил я все это, настроил себя психологически, и все нормально. Не волновался совершенно, даже Михалкову что-то подсказывал. Конечно, мне самому было неудобно к нему подходить, поэтому я шел к молодому оператору Владу Опельянцу, с ним советовался, и он мне говорил: «Иди, скажи об этом Никите Сергеевичу». Только один раз я занервничал, когда мне сказали: «Сейчас будешь танцевать». Я этого совершенно не ожидал, даже подумал: «Блин, зачем я этот контракт подписал? Лучше бы кто-нибудь другой в этом фильме снимался».

в: Ты же профессионально танцуешь, почему испугался?

Апти: Ну, во-первых, даже в ансамбле я, выходя на сцену, волнуюсь. Но там народу много, а тут ты один, и на тебя смотрят двадцать человек. А во-вторых, у меня в тот день был концерт в Кремле, после него меня забрали, привезли на площадку и посадили в камеру. А эту тюрьму тогда только достроили, даже краска еще не высохла. Так я, когда начал танцевать, вдохнул поглубже и чуть сознание не потерял. Пришлось выпускать меня на свежий воздух. Эту сцену мы снимали до восьми утра. Очень долго. Я вообще после съемок всегда под утро домой приходил.

в: А что ты подсказывал Михалкову?

Апти: Ну как должны вестись боевые действия, как солдаты должны быть одеты. Я не знаю, может быть, они не очень знакомы с нашей культурой, но старики в фильме совсем не похожи на чеченцев. У нас старики красивые — коренастые, лысые, с белыми бородами, а они набрали каких-то черных и уродливых. И боевики на чеченцев не похожи. Только главарь похож, а все остальные — армяне, грузины… Я, конечно, понимаю, что, если бы мы снимали ближе к Чечне, а не в Геленджике, набрать массовку было бы легче… Потом Чечня всегда была богатой страной. Война, не война — если в дом приходит гость, стол должен быть заставлен едой. Даже если это два часа ночи, муж не должен будить жену, она уже должна стоять у плиты и готовить. И одеваются у нас тоже красочно. И дома у нас красивые, двухэтажные. А в сценарии было написано, что дом дряхлый, неприбранный, на столе пусто, а мама моя одета бедно. Из-за этого у нас с Михалковым и были терки.

в: И что, он прислушивался к твоему мнению?

Апти: Не всегда. Михалков вообще не любит признавать, что не прав, или проигрывать. Даже когда мы в перерывах между съемками в футбол играли, он умудрялся переманивать к себе лучших игроков. Когда я его спросил, зачем он это делает, он ответил: «Я старый, мне можно». Ничего себе старый! Я таких энергичных мужиков в жизни не видел. Ему 61, а бегает лучше нас и при этом еще командовать всеми умудряется. И не верьте, когда он говорит, что не хотел в Венеции победить, очень хотел.

Я Никите Сергеевичу очень благодарен, потому что он захотел показать нас с хорошей стороны. Конечно, на такое было сложно решиться. Все нас считают дикарями, варварами, террористами, даже на «Мосфильме», когда я шел по коридору, две женщины спорили: «О, это чеченец!» — «Нет, Михалков ни за что не стал бы чеченца снимать». Я надеюсь, что «12» откроет людям глаза. После него нельзя выйти из зала, сказать «хороший фильм» и забыть. После него выходишь с задумчивым лицом. Единственное, чего я боюсь, — наша молодежь на «фильмы со смыслом», такие, как «12», не ходит. Или придет, увидит, что там спецэффектов нет, и уйдет. Но ничего, я своих друзей привел в кино, волновался, что им скучно будет, а они выходят и говорят: «Какой Михалков молодец, такое кино про нас снял!»

в: Абди, ты же еще у Алексея Учителя в «Кавказском пленнике» снялся.

Абди: Да, но у меня там маленькая роль. Я в футбол играю.

в: Вы давно живете в Москве?

Апти: Как война началась, так мы в Москву и переехали. С 1998 по 2006 год даже ни разу дома не были, но в прошлом году я туда съездил. Даже не верится, как быстро восстанавливается республика. И я не удивлюсь, если Грозный скоро станет самым красивым городом на Кавказе. Такое только в Москве да в Грозном можно увидеть: на каждом шагу какие-то фонтаны, памятники, кафе… Самую большую мечеть в Европе построили. Пустых домов почти не осталось, наоборот, все сейчас возвращаются в Чечню. Мы тоже скоро переезжать собираемся.

в: Как вам живется в Москве?

Апти: Выживаем, как волки. Отца у нас нет, он полтора года назад умер от рака. Мама подрабатывает в разных фирмах, старшая сестра работает, средняя учится в институте, я вот поступил на юридический, Абди в школу ходит. Родственники нам, конечно, помогают, но квартира у нас съемная, поэтому мы и хотим переехать в Чечню, где у нас несколько своих домов. Надо только их восстановить. У меня дедушка в 80-х годах был одним из самых богатых людей в Чечено-Ингушетии, и отец до войны тоже всегда был при деньгах. Война все обломала. Деньги разворовали, дома разбомбили, а в Москве, сколько отец ни пытался бизнес организовать, его постоянно дурили. Вообще-то мы могли и раньше переехать, но хочется получить здесь образование, потому что там оно очень отсталое. Любой московский двоечник в Грозном закончит школу с золотой медалью. Молодежь там ничего не знает и впитывает все самое плохое. Даже дети пить и курить начинают.

в: Тебе-то хочется уезжать?

Абди: Нет, хотя в Чечне мне тоже нравится.

Апти: Я бы здесь остался. Я вырос в Москве, привык к ней. У меня здесь друзья. И вообще представьте, каково это из XXI века перебраться в XVIII. Здесь ты на машине ездил, а там на лошади скакать будешь. Здесь — свет, там — тьма. Но мама говорит, что ее сын должен быть с ней. У нас с ней из-за этого постоянные споры. Она говорит: «Мы с отцом жили для вас, теперь вы для меня поживите», а я ей отвечаю: «Забирай своего Абди и дочерей и езжай в Грозный, а я здесь жить буду». Но все равно, конечно, уеду и заканчивать институт, видимо, буду заочно. Зато юристы в Чечне нужны гораздо сильнее, чем в Москве.

в: А с русскими у вас какие отношения?

Абди: Хорошие. У меня друзья и русские, и чеченцы есть.

Апти: Нормальные. У меня нет к русским неприязни. Плохих народов не бывает, бывают плохие люди. У меня есть русский друг, причем он раньше был скинхедом. Его тоже понять можно: когда он был маленький, его обижали, как вы говорите, «лица кавказской национальности», и, конечно, он с неприязнью относился к чужакам. Но стал со мной общаться, и все изменилось. А у тех скинхедов, которые нападают на людей просто так, по-моему, просто не в порядке с головой.

в: По улицам не страшно ходить?

Апти: Нет, я в любое время по городу езжу. Даже документы у меня всего один раз проверили.

в: Апти, ты мог бы жениться на русской девушке?

Апти: Я — чистокровный чеченец. Что же, мои отцы и деды старались, сохраняли чистоту крови, а тут я возьму и всех обломаю? Конечно, если очень хорошая русская девушка попадется, то я могу на ней жениться, но только если вторая жена будет чеченка и если русская жена примет мусульманство.

в: А в армию ты пойдешь?

Апти: В Чечне, кажется, сейчас в ар-мию не призывают. А в российскую по-шел бы. А что? Армия все-таки характер воспитывает.

в: Ты бы хотел для Чечни независимости?

Апти: Главное, чтобы войны не было. А так у нас и без независимости всегда была богатая и красивая страна. Но мои братья, которые живут в Чечне, настроены против русских. И сколько бы я ни пытался их переубедить, отвечают только, что в Москве меня загипнотизировали.

Михалков: я снял фильм «12», чтобы заставить зрителей задуматься

Присяжных играют Сергей Маковецкий, Сергей Гармаш, Михаил Ефремов, Юрий Стоянов, Алексей Петренко, Валентин Гафт, Сергей Газаров, Александр Адабашьян, Алексей Горбунов, Сергей Арцибашев, Виктор Вержбицкий и сам Никита Михалков.

На роль главного персонажа, по словам режиссера, был выбран «абсолютно беззащитный человек: чеченский мальчик, сирота, нищий, который почти никому не нужен, чья вина практически доказана».

«Почти все двенадцать кроме одного готовы к тому, чтобы десять минут потратить на это и разойтись, будучи уверены в том, что они сыграли в правосудие. Но в этом и есть проблема: нет неважной человеческой жизни. Для Бога дворник и министр равны. А мы об этом в нашей стремительной жизни забываем», — утверждает Михалков.

Режиссер также процитировал классика русской литературы Ф. Достоевского, что «очень легко любить весь мир, но очень трудно любить одного человека».

«Мы слушаем и делаем вид, что мы слышим, но когда мы спрашиваем, как дела, мы делаем это не для того, чтобы услышать ответ. И так мы сами теряем свой иммунитет, потому что когда тебе будет нужно, чтобы тебя выслушали, а тебя будет ждать только «отлично, fine», — в этом и заключается глубинная проблема этой истории», — добавляет Михалков.

Отчасти эта картина коснулась лично режиссера: «я точно такой же, я тоже не знаю ответа. Но я хочу, чтобы вопрос возник перед каждым».

«В России, — добавляет Михалков, — закон — это еще и милосердие. Сострадание, милосердие — то, без чего не существует Россия. Очень легко не мыться, наодеколониться и делать вид, что так и надо, но нам нужно вычиститься изнутри, без этого невозможно стать цивилизованным обществом».

По словам режиссера, чеченская трагедия в картине — не спекулятивный импульс, чтобы сделать картину актуальной, а иероглиф, необходимый контрапункт, который должен дать зрителю объемное ощущение того, кого эти люди судят».

«Это римейк только на 12%. Великая картина Сиднея Люмета была в большей степени импульсом для нас, нежели попыткой ее переложить в новой версии. Импульсом было желание увидеть двенадцать человек, срез нашего общества, которые решают проблему совершенно чужого им существа», — рассказал на пресс-конференции Михалков.

Он объяснил журналистам, что воробей, влетающий в какой-то момент в зал, где заседают присяжные — тринадцатый герой картины: его послал Бог, чтобы он не допустил непоправимого. Он — взгляд детский и божественный, в котором нет ничего, кроме любопытства, нет оценки.

Поэтому именно к нему в финале обращается герой Маковецкого, когда говорит: «Хочешь — лети, хочешь — оставайся, но решай сам, за тебя этого никто не сделает».

«Это приглашение к демократии, если хотите. Но к той демократии, которая живет внутри, а не которая декларируется извне», — уверен создатель картины.

По мнению Михалкова, «демократия — это когда твоя внутренняя свобода сочетается со свободой тех, кто вокруг тебя, когда ты живешь и знаешь свое место и не хочешь его бросать, потому что получаешь на нем все, чего ты заслуживает».

«Может быть, — говорит режиссер, — это примитивное понятие демократии, но, мне кажется, абсолютно бессмысленно пытаться на кого-то смотреть и делать так же. У каждой страны есть свой вкус, запах, воспоминания, опыт, генетика, история. Подвести все под единый интеллектуальный «Макдональдс» и превратить нашу жизнь в континентальный завтрак в гостинице Sheraton — не лучший путь жить. Мы должны питаться своими корнями».

Он убежден, что «только то, что глубоко национально, может стать по-настоящему интернациональным. А если мы пытаемся походить на американцев, мы никому не интересны. Равно как мне неинтересно смотреть, как американцы снимут «Анну Каренину», хотя они снимут ее очень технично. Есть вещи, которые могут быть сказаны только изнутри».

На вопрос, не считает ли режиссер, что фильм, длящийся 153 минуты, хорошо было бы несколько сократить, Михалков ответил: «У меня нет необходимости этот фильм сокращать. Не потому, что он идеален, а потому, что если мы разговариваем — значит, мы разговариваем. Или вы меня слушаете, или вы уходите — это ваше право. Но если мы разговариваем, тогда вы должны потратить на меня столько же времени, сколько я на Вас. Зритель ценит только ту энергию, которую он сам тратит в зале».

«Мы привыкли в зале развлекаться. Чуть становится скучно — оп! Компьютерная графика, трюк, флэшбек. А я пошел на сознательный риск: на общем плане, как в театре, Сергей Маковецкий рассказывает свою историю. Ни одного крупного плана, и это длится 9 минут. Потому что если там есть энергия, она войдет в зал, а если ее нет, — значит, я буду заниматься чистой химией», — комментирует свои приемы режиссер.

Впрочем, автор «12» признался, что на сегодняшней венецианской премьере увидит картину целиком в первый раз. «Я со съемок фильма «Утомленные солнцем-2″, буквально из окопов, фильма еще не видел», — сказал Михалков.