9 чувств человека: Факт дня: 9 чувств

СКОЛЬКО ЧУВСТВ У ЧЕЛОВЕКА? | Наука и жизнь

Области мозга, где обрабатывается информация, поступающая от некоторых органов чувств.

Колбочки, воспринимающие цвет, и палочки, реагирующие на свет и тьму, в сетчатке глаза.

Открыть в полном размере

Ответ на этот вопрос может быть очень разным. Консерваторы вслед за Аристотелем говорят о пяти чувствах — слухе, осязании, зрении, обонянии и вкусе. Поэты настаивают на шестом, к которому относят то чувство прекрасного, то интуицию, то еще что-нибудь. Это неспециалисты. Но физиологи и медики тоже не согласны между собой. Самые осторожные из них насчитывают сейчас у человека только три чувства, самые радикальные — 33.

Действительно, мы нередко пользуемся чувствами, не входящими в список Аристотеля. Разве зрение, слух или еще какое-то из пяти чувств помогают вам выполнить распространенный неврологический тест, когда врач просит вас закрыть глаза и коснуться кончика носа то одним, то другим пальцем? А какие чувства из пяти мучают вас во время качки на море? Какое чувство позволяет определить, не слишком ли горяч чай в стакане?

Так сколько же все-таки чувств у человека? Смотря как считать.

Можно сказать, что чувств всего три: химическое (обоняние и вкус), механическое (слух и осязание) и световое (зрение). Реакция соответствующих органов чувств основана на разных физико-химических механизмах. Но и эти три чувства можно классифицировать более подробно. Например, вкус на самом деле включает пять чувств: чувства сладкого, соленого, кислого, горького и «умами» (японское слово, означающее вкус глутамата натрия — приправы, которая непременно входит в состав супов-концентратов). Несколько лет назад ученые выяснили, что на языке есть отдельные рецепторы для вкуса «умами». Французские физиологи недавно нашли рецепторы, реагирующие на вкус жира, и имеются они не только на языке, но и в тонком кишечнике (недаром хорошая порция масла клещевины, известного в обиходе как касторка, пробирает нас до самых кишок). Так что чувств вкуса у человека, скорее всего, шесть.

Зрение можно рассматривать как одно чувство — ощущение света, как два — света и цвета либо как четыре — света и основных цветов: красного, зеленого и синего. У лягушек и некоторых других животных в сетчатке глаз есть отдельные рецепторы, реагирующие на движение в поле зрения — еще одно чувство (у человека таких рецепторов, насколько известно, нет).

Возьмем слух. Это одно чувство или несколько сотен, по числу волосковых клеток во внутреннем ухе, каждая из которых реагирует на свою частоту колебаний? Интересно также, что в результате старения или некоторых болезней человек может потерять восприятие отдельных частот, причем остальные будут слышны по-прежнему.

Что касается обоняния — в нем участвуют не менее 2000 типов рецепторов. Среди них есть весьма специализированные, например реагирующие на запах моря, на запах ландышей. Считать ли эти ощущения вместе, единым чувством обоняния, или по отдельности?

Все мы способны ощущать температуру окружающих предметов, степень сгиба конечностей в суставах (что и позволяет с закрытыми глазами довольно точно найти пальцем кончик носа), чувствуем нарушение равновесия (что при качке приводит к морской болезни). Испытываем чувство пустого желудка или полного мочевого пузыря. А можно ли считать чувствами те ощущения, которые не доходят до сознания, поскольку в этом просто нет нужды? Например, человек обладает датчиком, чувствующим рН спинномозговой жидкости, но регулировка этого параметра происходит без участия сознания.

Возможно, в список стоит включить и чувство времени. Хотя мало кто из нас может без часов с большой точностью ответить, который час, многие достаточно уверенно оценивают протекшие промежутки времени, и все обладают внутренними биоритмами.

Даже консерваторы согласны с тем, что кроме классических пяти человек обладает чувством боли. А радикалы выделяют три болевых чувства: кожное, телесное (боль в суставах, костях и позвоночнике) и висцеральное (боль во внутренностях).

Сейчас большинство ученых признают существование у человека 21 чувства. Верхний предел пока не установлен.

Шестое чувство? А почему не 27-е? И сколько их всего?

  • Кристиан Джарретт
  • BBC Future

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Thinkstock

Мы часто принимаем как данность утверждение о том, что у человека пять органов чувств. На самом деле их может быть и больше — или меньше, смотря как подойти к этому вопросу. Корреспондент

BBC Future объясняет, в чем тут парадокс.

Изучение человеческого мозга окружено множеством расхожих мифов (например, о том, будто мы используем всего 10% своего «серого вещества») — и особенно докучают эти сказки нейробиологам. Подобные мифы возникают то и дело, но специалисты обычно быстро их развенчивают.

(Похожие статьи из раздела «Журнал»)

Однако существуют и менее очевидные заблуждения, которые, в отличие от этих живучих выдумок, не привлекают внимания знатоков. Одним из них является представление о том, что в мозг поступает информация от пяти органов чувств. Это убеждение настолько глубоко укоренилось в нашем сознании, что даже люди просвещенные считают его общепризнанным и очевидным фактом.

Возможно, это связано с благородным происхождением данной концепции. Многие считают, что принцип пяти основных органов чувств был сформулирован в трактате Аристотеля «О душе», в котором зрению, слуху, осязанию, обонянию и вкусу посвящены отдельные главы.

Сегодня этот принцип настолько неотделим от общей картины мира, что иногда писатели принимают его за отправную точку, предваряющую рассуждение о менее изученных или более спорных вопросах. «Что мы имеем в виду под реальностью? — задается вопросом автор статьи, опубликованной недавно в британском научно-популярном журнале New Scientist. — На первый взгляд, это все то, что воспринимают наши пять органов чувств». Но пять ли?

Если бы все было так просто! Даже попытка дать определение слову «чувство» уводит нас на зыбкую почву философии. Одно из возможных определений — впрочем, довольно туманное — состоит в том, что чувство — это просто уникальная способность мозга получать информацию о теле и об окружающем мире.

Если это так, то можно с уверенностью утверждать, что органов чувств у человека определенно большe пяти.

Для начала рассмотрим органы чувств, которые отвечают за определение положения тела в пространстве. Закройте глаза и дотроньтесь правым указательным пальцем до левого локтя. Легко? А как вы это сделали? Вы откуда-то узнали местоположение своего пальца и левого локтя. Это явление называется проприоцепция — осознание положения каждой части своего тела в пространстве. Эта способность обусловлена наличием в наших мышцах особых рецепторов — веретен, которые сообщают мозгу информацию о длине и степени растяжения мышц в данный момент.

Автор фото, Thinkstock

Подпись к фото,

Шестое чувство? Третий глаз? На каждое ощущение у нас есть свои рецепторы

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

А теперь представьте себе, что у вас завязаны глаза, и я медленно наклоняю вас вперед. У вас сразу возникнет ощущение, как ваше тело меняет положение в гравитационном поле. Это происходит благодаря наполненному жидкостью вестибулярному аппарату, который расположен во внутреннем ухе и отвечает за поддержание равновесия. Вестибулярная система также дает нам ощущение ускорения в пространстве и, будучи связанной с глазами, позволяет нам уравновешивать собственное движение. К примеру, если во время чтения вы попробуете покачивать головой, то заметите, что это практически не влияет на вашу способность читать и не мешает вам сосредоточиться на словах.

Существует и множество других органов чувств, снабжающих нас информацией о внутреннем состоянии организма. Самыми заметными среди них являются голод и жажда, боль во внутренних органах и потребность опорожнить мочевой пузырь или кишечник. Но есть и такие, которые проявляются менее активно и труднее поддаются осознанию, — это поступающие сигналы об артериальном давлении, уровне кислотности спинномозговой жидкости и так далее.

Таким образом, можно утверждать, что органы чувств должны определяться типами имеющихся у нас рецепторов — каждому из них соответствует свое ощущение. В таком случае даже хорошо известные ощущения распадаются на несколько видов.

К примеру, если вы закроете глаза, а я неожиданно засуну вам за шиворот кубик льда, вы почувствуете резкий холод. Это ощущение будет отличным от прикосновения, скажем, просто пластмассового кубика. Помимо находящихся у нас в коже рецепторов, чувствительных к температуре, существуют также рецепторы, отвечающие за ощущение механического давления, боли (их называют ноцицепторами) и зуда.

Следуя той же логике, вкусовые ощущения можно разделить на сладкое, кислое, соленое и горькое, а также, может быть, так называемый умами («мясной» вкус), который создает глутамат натрия. Однако такое разделение ощущений не представляется наиболее разумным подходом к этому вопросу: так, разделять запахи было бы еще абсурднее, ведь у человека более тысячи обонятельных рецепторов, настроенных на различные пахучие молекулы. Неужели каждый из них считать отдельным органом чувств?

Другой крайностью является ограничение определения ощущения физическими категориями поступающей информации, которые можно свести всего лишь к трем: механические (осязание, слух и проприоцепция), химические (вкус, обоняние и внутренние ощущения) и световые.

Еще один подход к этому вопросу заключается в том, чтобы сосредоточиться не на категории поступающей информации и не на ощущении, а на том, как используется поступающая чувственная информация. Прекрасным примером служит способность человека к эхолокации: человек цокает языком и прислушивается к тому, как звуковая волна отражается от окружающих его предметов.

Автор фото, Thinkstock

Подпись к фото,

Понимание взаимосвязей между нашими органами чувств может пролить свет на суть самого сознания

В США даже существует удивительная команда незрячих велосипедистов Team Bat, возглавляет которую Дэниэл Киш, — с помощью эхолокации они ездят на горных велосипедах (см. видео). Эта способность основана на традиционном органе чувств — слуховом анализаторе, но по ощущению и функционалу она ближе к зрению. Для того, чтобы научиться “видеть в темноте” с помощью эхолокации, вовсе не обязательно быть слепым — зрячие люди тоже могут освоить эту премудрость. По этим причинам некоторые считают эхолокацию отдельной сенсорной системой.

Как видно, единого логичного определения органов чувств не существует. В некотором смысле, возможно, не так уж важно проводить между ними различие — тем более что часто они смешиваются: так, цвет пищи и даже звуки, раздающиеся в ресторане, могут повлиять на вкусовые ощущения. Понимание этих взаимосвязей важно при изучении таких состояний, как синестезия, и даже может пролить свет на суть самого сознания.

Но как ни посмотри, представление о пяти системах органов чувств является совершенно произвольным и бессмысленным — это еще один вопиющий миф о мозге, который только предстоит разоблачить. И в самом деле, только начни задумываться обо всех видах информации, поступающей в человеческий мозг, и, пожалуй, разовьется совершенно новое ощущение — безошибочная чувствительность к различным мифам о том, как мозг воспринимает окружающий мир. Когда-то мы, наверное, назвали бы ее «шестым чувством», но теперь-то мы знаем, что никакое оно не шестое…

Статья основана на материале главы из новой книги Кристиана Джарретта «Великие мифы о мозге».

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Наши 9 чувств, да 9! / Talking Matters, Adelaide, South Australia

В школе нас учат пяти чувствам, но их гораздо больше. Некоторым детям трудно интерпретировать информацию, поступающую от органов чувств, и это влияет на их обучение, развитие и поведение. Давайте посмотрим на наши чувства и на то, как они влияют на детей, когда есть сенсорные проблемы.

Существуют некоторые разногласия по поводу точного числа, но девять кажется разумным для описания наиболее важных чувств, поскольку оно включает в себя пять хорошо известных органов зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Мы можем добавить к этому боль и температуру, а также чувства, основанные на движении, вестибулярные (наше чувство равновесия) и проприоцептивные (наше ощущение нашего тела в пространстве).

Итак, наши девять основных чувств:

  • Зрение
  • Слух
  • Запах
  • Вкус
  • Сенсорный
  • Баланс
  • Проприоцепция (осознание тела)
  • Температура
  • Боль

Все наши чувства важны для понимания окружающего мира и взаимодействия с ним. Некоторым детям сложно обрабатывать и понимать информацию, поступающую от органов чувств, и это может влиять на их обучение, развитие и поведение. На следующей неделе мы рассмотрим расстройство сенсорной обработки.

Давайте рассмотрим каждое из наших чувств:

1. Зрение

Зрение — это способность использовать то, что мы видим нашими глазами. Рецепторы сетчатки в задней части глаза обнаруживают изменения в освещении. Это дает нам информацию о краях, линиях, цвете, движении, глубине, форме, размере и пространстве между объектами и людьми. Однако это не просто видение, а запоминание, организация, распознавание и использование визуальной информации. Существует множество различных навыков визуального восприятия, в том числе:

  • Зрительная дискриминация: способность различать доминирующие черты объектов.
  • Зрительная память: способность распознавать что-либо, когда оно снова появляется.
  • Зрительные пространственные отношения: способность воспринимать положение предметов.
  • Постоянство формы: возможность категоризировать похожие объекты с разными характеристиками.
  • Последовательная память: способность распознавать последовательность объектов при их повторном появлении.
  • Зрительный фон фигуры: способность отличать объект от окружающих предметов.
  • Визуальное закрытие: способность идентифицировать всю фигуру, когда показаны только ее части.

Общие примеры того, как плохое визуальное восприятие влияет на детей, включают: трудности с чтением, письмом, памятью, зрительным вниманием, проверкой школьных заданий, реакцией на близость других и безопасным передвижением в окружающей среде.

2. Слух

Слух – это чувство, которое включает в себя обнаружение звука. Когда мы слышим звук, звуковые волны вызывают вибрацию барабанной перепонки, и это движение передается по ряду крошечных костей в улитку. Внутри улитки движение превращается в сообщение, которое может быть передано по нервам в наш мозг. В мозгу эти сообщения интерпретируются как звук.

Обработка звуков включает четыре этапа.

  • Осознание присутствия и местоположения звука.
  • Отличие звука от других, сравнивая различия в частоте, интенсивности, продолжительности и высоте тона.
  • Идентификация, в том числе приписывание значения и мониторинг звука.
  • Постоянное понимание, включая запоминание и повторное использование звука.

В нормально функционирующей слуховой системе ухо защищает себя от громких звуков, сокращая мышцы уха, чтобы пропустить больше или меньше звука. В слуховой системе, которая не работает должным образом, ребенок может — реагируют и пропускают звуки или чрезмерно реагируют и беспокоятся в присутствии звуков.

Дети, которые плохо слышат или воспринимают звуки, могут иметь ряд проблем с обучением, речью, общением и социальными проблемами.

3. Запах

Восприятие запахов, или обонятельный ввод, включает обнаружение и интерпретацию химических запахов в воздухе с помощью сенсоров в нашем носу. Наше обоняние является одним из наших самых сильных чувств, оно влияет на нашу способность концентрироваться и уровень нашей активности. Запах говорит нам о том, насколько безопасны, приятны или неприятны вещи в нашем окружении, поэтому дети склонны эмоционально реагировать на запахи.

Дети с обонятельной чувствительностью могут чувствовать тошноту в ответ на запах, отказываться от пищи с определенными запахами или могут легко раздражаться от духов людей. Дети с обонятельным поиском могут регулярно нюхать пищу перед едой или пытаться есть непищевые предметы с особым запахом.

4. Вкус

Вкус – это сенсорное восприятие пищи или других предметов на нашем языке. Вкус возникает, когда вещество во рту химически реагирует с рецепторами на наших вкусовых рецепторах. Вкус тесно взаимодействует с датчиками запаха, текстуры и температуры, помогая нам сделать выбор в отношении продуктов. Существует пять основных вкусов: сладость, кислинка, соленость, горечь и умами (например, веджимайт).

Дети с повышенной чувствительностью к вкусу могут избегать определенных продуктов, в то время как другие дети могут быть недостаточно чувствительными и есть, лизать или пробовать неподходящие продукты.

5. Осязание

Наше осязание позволяет нам получать информацию через различные рецепторы на нашей коже. Способность интерпретировать сенсорную информацию важна для нашей безопасности, поскольку она может предупредить нас, когда что-то неприятно или опасно. Прикосновение может быть в форме легкого прикосновения, глубокого давления, растяжения кожи, вибрации, движения, зуда, температуры и боли.

Детям с повышенной чувствительностью к прикосновениям некоторые ощущения могут показаться неприятными или отвлекающими, в то время как дети с недостаточной чувствительностью могут искать прикосновения.

6. Равновесие

Вестибулярное чувство, поступающее от внутреннего уха, является нашим центром равновесия. Он определяет положение головы и движения тела, включая движения вверх/вниз, назад/вперед и из стороны в сторону. Он также предоставляет информацию о том, движемся ли мы быстро, медленно или стоим на месте, и движутся ли объекты относительно нашего тела или неподвижны.

Если эта сенсорная система недостаточно чувствительна к сенсорным данным, она может изменить то, как мы понимаем положение своего тела, и заставить нас искать дополнительную вестибулярную информацию, чтобы помочь нам чувствовать себя регулируемыми (спокойными и удобными).

7. Проприоцепция

Проприоцепция – это осознание человеком своего тела в пространстве. Это чувство позволяет нам отслеживать, где находятся наши части тела, не глядя на них. Пока вы сидите и читаете это, вы можете наклониться и почесать колено под столом, потому что ваше тело знает, где находятся колено и рука, даже не глядя на них. Без этого чувства это простое действие было бы намного сложнее.

Проприоцепция работает за счет понимания того, как растягиваются наши мышцы, и корректирует их сокращение по мере необходимости. Он работает с «кинестезией», которая сообщает нам, как двигаются наши суставы, и с «вестибулярной системой» нашего внутреннего уха, которая сообщает нам о равновесии и гравитации. Все это помогает нам вносить коррективы в наши суставы и мышцы, чтобы помочь нам двигать телом и сохранять равновесие. Звучит сложно, но мы делаем это все время, даже не осознавая этого.

8. Температура

Как и прикосновение, температура воспринимается через кожные сенсоры. У него есть функция, обеспечивающая нашу безопасность.

Дети, которые неправильно воспринимают температуру, могут одеваться не по погоде и вести себя небезопасно, например касаться горячих поверхностей. Слишком чувствительные дети могут нервничать или расстраиваться из-за температуры пищи, напитков и других вещей, таких как кондиционер или вода в ванне.

9. Боль

Как и температура, боль также обеспечивает нашу безопасность. Некоторые дети чрезмерно реагируют на боль, в то время как другие недостаточно реагируют до такой степени, что трудно сказать, больны они или нездоровы.

Некоторым детям трудно обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств. Они могут быть недостаточно чувствительными и искать дополнительную стимуляцию или сверхчувствительными и избегать стимуляции. Часто дети чрезмерно реагируют на одни чувства и недостаточно реагируют на другие. Это называется расстройством сенсорной обработки, и мы рассмотрим его в следующем посте.

У детей с аутизмом, задержкой развития или проблемами с обучением могут быть проблемы с органами чувств, что может повлиять на другие области их развития.

Если у детей возникают трудности с обработкой сенсорной информации, эрготерапевты могут помочь, оценив сенсорную обработку детей и предложив идеи и действия, которые помогут отрегулировать сенсорную систему ребенка.

Если вас беспокоят навыки сенсорной обработки вашего ребенка, обратитесь за консультацией к специалисту по трудотерапии. Эрготерапевт может оценить навыки вашего ребенка и посоветовать вам, что делать, чтобы помочь развитию вашего ребенка. Для получения дополнительной информации о трудотерапии в Talking Matters посетите наш веб-сайт.

Если вы хотите пройти обследование в области трудотерапии, узнайте больше здесь или свяжитесь с нами, чтобы записаться на прием.

Похожие сообщения в блоге

Если вам понравился этот пост, вам также могут понравиться:

Достижение вашего P-OT-ential — празднование недели OT
10 способов использования Рождественского Lego!
Наглядные материалы для детей постарше
Почему ОТ любят пластилин

5 чувств, или может быть 7, вероятно 9, возможно 11 | Р. Филип Бушар | Philipendium

Изображение предоставлено: Pixabay (изменено) (источник)

Нет единого мнения о переписи органов чувств.

Говоря о чувствах человека, мы традиционно предполагаем, что существует ровно пять чувств — зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Этот способ мышления о чувствах довольно древний, ему более 2000 лет. Предполагая, что эта модель фактически верна, мы учим своих детей «пяти чувствам» с самого раннего возраста. Эта модель настолько укоренилась в нашей культуре, что любой дополнительный способ восприятия, реальный или воображаемый, принято называть «шестым чувством».

Однако наша традиционная модель пяти чувств имеет серьезные недостатки. По любым объективным меркам люди на самом деле обладают более чем пятью чувствами. Из всех основных научных моделей, которым мы традиционно обучаем наших детей, лишь немногие настолько вопиюще отклоняются от реальности, как наша модель пяти чувств. Нельзя сказать, что модель совершенно бесполезна. Поскольку модель настолько проста, ее легко усваивают даже очень маленькие дети. Поэтому он может служить полезной основой для раннего обучения. Но для детей старшего возраста и взрослых модель серьезно ограничивает наше мышление об ощущениях.

Принципиальная характеристика модели с пятью чувствами — и одна из причин, почему она так привлекательна — заключается в том, что каждое из чувств сочетается с уникальной и хорошо заметной частью тела — глазами, ушами, ртом, носом и кожей. . На самом деле такой образ мышления является моделью наших пяти наиболее очевидных органов чувств, а не правильной моделью чувств, и именно это делает его идеальным для обучения дошкольников — в сочетании с обучением идентифицировать и называть основные части головы и туловища.

К сожалению, нет единого мнения относительно того, сколько на самом деле органов чувств у людей. Основная трудность заключается в том, что количество может значительно различаться в зависимости от того, как вы определяете слово «смысл». Другая проблема заключается в том, что по мере того, как вы добавляете в список больше чувств, границы между чувствами становятся более размытыми, и поэтому подсчет зависит от того, где вы решите провести границы. Еще один фактор заключается в том, что некоторые животные обладают чувствами, которых нет у людей, например, способностью обнаруживать магнитные поля. (При тщательном обсуждении органов чувств следует, вероятно, учитывать всех животных, а не только людей.) По всем этим причинам эксперты расходятся во мнениях относительно того, сколько на самом деле существует органов чувств. Без общего консенсуса относительно того, какая модель должна заменить модель с пятью чувствами, старая модель сохраняет свою высокую популярность. Тем не менее, 9-смысловая модель (обсуждаемая далее в этом эссе), вероятно, является сильнейшим претендентом на ее замену.

Одной из ключевых характеристик модели пяти чувств является то, что все чувства связаны с обнаружением явлений, происходящих вне нашего тела. Другими словами, все пять традиционных органов чувств являются инструментами для исследования окружающего нас мира. Мы видим, слышим, обоняем, пробуем на вкус и прикасаемся к вещам, которые нас окружают. Если мы ограничим наш счет чувств теми, которые обнаруживают внешние явления, то наш счет никогда не будет очень длинным — хотя он действительно будет больше пяти. Одним из полезных подходов является перечисление категорий обнаруживаемых явлений, происходящих вне тела:

1) Свет (электромагнитное излучение)

Наши глаза улавливают свет, точнее, они улавливают ограниченный диапазон частот в спектре электромагнитного излучения. Но не менее важно и то, что хрусталик в каждом глазу фокусирует изображения на сетчатке, что позволяет нам определить точную форму и расположение объектов, которые отражают или излучают свет. Четыре типа фоторецепторов в наших глазах (палочки и три типа колбочек) позволяют нам различать частоты света, которые мозг воспринимает как цвет. Тот факт, что у нас есть два глаза с перекрывающимися полями зрения, дает нам возможность оценивать расстояния.

Некоторые виды животных, в том числе птицы и пчелы, обладают способностью видеть частоты света в ультрафиолетовом диапазоне, которые люди не могут видеть. Некоторые виды змей могут обнаруживать инфракрасный свет, используя «ямки» в голове, что позволяет им обнаруживать тепло тела своей добычи. Однако датчики в этих ямках работают, обнаруживая тонкие изменения температуры в ткани, выстилающей ямки, а не напрямую обнаруживая фотоны инфракрасного света.

Как и в случае со всеми органами чувств, обнаружение чего-либо с помощью органов чувств — это только первый шаг. Затем информация должна быть передана в мозг через нервные пути, а мозг собирает и интерпретирует информацию, чтобы произвести наше восприятие смысла. Наш мозг видит узоры, цвета и движения в данных, посылаемых глазами. Именно наш мозг, а не глаза, различает лица в толпе или на фотографии.

2) Звуковые волны (вибрации)

Наши уши улавливают звуковые волны в воздухе в определенном диапазоне частот. Хотя мы не можем слышать звуки, частоты которых лежат за пределами этого диапазона, мы очень хорошо различаем слышимые частоты и различаем другие характеристики звуков. Поскольку у нас два уха, мы чувствуем, откуда исходит звук. Эти способности не только помогают нам обнаруживать, что происходит в окружающем нас мире, но и позволяют нам общаться с другими людьми посредством речи.

Некоторые животные умеют обнаруживать вибрации в других средах, кроме воздуха. Животные, живущие в воде, конечно же, обнаруживают звуковые волны в воде. Другие животные могут обнаруживать вибрации в более твердых предметах. Например, насекомое, попавшее в паутину, создает вибрации, которые не только предупреждают паука, но и сообщают ему определенные подробности о том, что было поймано. Многие виды животных, в том числе слоны, могут обнаруживать и интерпретировать вибрации, исходящие от земли.

Некоторые животные, такие как летучие мыши, развили способность «видеть» свое окружение с помощью эхолокации. Это означает, что они могут определять местоположение и форму близлежащих объектов, обнаруживая отскакивающие от них звуковые волны — что-то вроде нашей собственной способности составлять мысленный образ окружающего мира, наблюдая отраженный свет.

3) Запахи и вкусы (химические молекулы)

Наши обоняние и вкус основаны на обнаружении молекул различных веществ, которые вступают в контакт с нашим телом. В случае с запахом мы используем нос для обнаружения находящихся в воздухе молекул материалов — другими словами, веществ, которые испарились в воздухе. Что касается вкуса, мы обнаруживаем пять различных категорий молекул, которые присутствуют в нашей пище или во всем, что мы кладем в рот.

Наше восприятие вкуса обусловлено входной информацией от обоих этих органов чувств. Вкусовые рецепторы на языке улавливают молекулы сладкого, кислого, соленого, горького и соленого, но все остальные вкусы, которые мы обнаруживаем в нашей пище, связаны с молекулами, достигающими носа. Рот и нос соединены друг с другом проходами в задней части глотки. Когда мы пережевываем пищу, мы выделяем летучие молекулы, которые поднимаются через это соединение в нос. В отличие от пяти различных типов вкусовых рецепторов, нос включает около 400 различных обонятельных рецепторов. Эти 400 ощущений приводят к миллионам возможных комбинаций, что позволяет нам обнаруживать до миллионов различных запахов.

Все мы знаем, что есть много других животных, кроме людей, которые могут чувствовать запах носом и пробовать на вкус ртом. Удивительно, но некоторые существа могут ощущать вкус или запах другими органами чувств. Некоторые насекомые могут обнаруживать переносимые по воздуху молекулы с помощью своих усиков — это означает, что они используют свои усики для обоняния. Некоторые насекомые могут обнаруживать молекулы в материалах, к которым они прикасаются ногами, а это означает, что у них есть ощущение вкуса ногами.

4) Прямой контакт (прикосновение или давление)

В нашей коже есть несколько различных типов рецепторов, один из которых специализируется на обнаружении прикосновения или давления. Это позволяет нам определить, когда наше тело вступило в контакт с внешним объектом. Хотя эти рецепторы есть во всех частях нашей кожи, плотность рецепторов значительно различается. Другими словами, в некоторых частях нашей кожи, таких как наши руки, большое количество рецепторов сосредоточено на небольшой площади, что дает этим частям нашей кожи гораздо лучшую способность собирать информацию и различать формы, размеры и текстуры. .

У наших рук есть еще одно преимущество по сравнению с другими частями нашей кожи. Гибкость наших рук позволяет нам исследовать поверхности более детально. С закрытыми глазами мы можем легко определить форму и размер небольшого предмета, просто прикоснувшись к нему руками. Это очень трудно сделать с любой другой частью нашей кожи. Часть хитрости заключается в том, что нам не нужно ощущать всю поверхность сразу. Мы можем провести несколько секунд, ощупывая разные части поверхности, а затем наш мозг собирает информацию воедино. Таким образом, в нашей традиционной модели с пятью чувствами мы могли бы связать осязание с руками, а не с кожей — в обоих случаях есть веские аргументы.

Осязание может распространяться на некоторое расстояние с помощью длинного тонкого придатка, такого как усы кошки или щупальца насекомого или ракообразного. В случае кошачьих усов сенсорные рецепторы расположены в коже, окружающей основание усов. Но в случае щупа (антенны, используемой для осязания) рецепторы прикосновения фактически расположены в щупе. Во многих случаях одни и те же антенны содержат другие виды сенсорных рецепторов, обеспечивающие обоняние, вкус, слух и другие способности.

5) Тепло и холод (температура)

Другой тип рецепторов в нашей коже — это те, которые обнаруживают изменения температуры — рецепторы тепла и холода. Хотя этот тип рецепторов предоставляет нам информацию об окружающем мире, он делает это косвенно — потому что эти рецепторы не воспринимают внешний мир напрямую. Вместо этого они обнаруживают изменения температуры кожи. Кожа, в свою очередь, нагревается или охлаждается при контакте с воздухом или другими предметами, а также при обмене лучистой энергией (прежде всего инфракрасного излучения). В результате, когда мы чувствуем жар огня, это происходит не путем непосредственного обнаружения лучистой энергии, падающей на кожу, а путем обнаружения результирующего изменения температуры кожи. (Основное различие между нашим температурным чувством и ямочными органами змеи — кроме степени чувствительности — заключается в том, что ямочные органы позволяют змее более точно определять направление, откуда исходит тепло.)

В модели с пятью чувствами ощущение тепла и холода полностью игнорируется, или же оно объединяется с осязанием, хотя это совершенно другое чувство. Ведь не обязательно прикасаться к солнцу, чтобы почувствовать его тепло!

6) Гравитация и ускорение

Наша способность определять гравитацию и ускорение обычно называется нашим «чувством равновесия». Для этого мы полагаемся на полукружные каналы нашего внутреннего уха. Несмотря на то, что гравитация — это явление, возникающее вне нашего тела, единственное, что мы узнаём, обнаруживая её, — это то, какой путь находится «вверху», что позволяет нам поддерживать наше тело в вертикальном положении, когда мы стоим или идём — даже когда наши глаза закрыто.

Это очень реальное чувство с легко идентифицируемым органом чувств. И все же это чувство не включено в нашу традиционную пятичувственную модель — отчасти потому, что орган чувств не виден снаружи тела, а отчасти потому, что пятичувственная модель предшествовала нашему пониманию роли получувств. кольцевые каналы.

Хотя млекопитающие полагаются на свои полукружные каналы, чтобы обеспечить чувство равновесия, многие беспозвоночные используют совершенно другой орган, называемый статоцистой . В любом случае цель состоит в том, чтобы обнаружить гравитацию, чтобы узнать, какой путь вверх, чтобы тело могло правильно ориентироваться для безопасности или передвижения.

7) Магнитные поля

Многие виды животных способны обнаруживать магнитные поля, хотя люди не могут. Это дает им возможность обнаруживать магнитное поле Земли, что может привести к сильному чувству направления (особенно на север и юг). Самыми известными примерами этого явления являются птицы, которые пролетают большие расстояния во время весенних и осенних миграций.

Орган чувств, обнаруживающий магнитные поля, можно сравнить с компасом. Однако отдельные рецепторы могут быть очень маленькими и теоретически могут находиться в любом месте тела, даже в самом мозгу. В результате, хотя у нас есть отличные доказательства того, что многие виды животных обладают магнитным чувством направления, в большинстве случаев мы не уверены, где именно расположены магнитные рецепторы.

8) Электрические поля и статический заряд

Некоторые водные животные способны ощущать изменения электрического поля в непосредственной близости от них. Самыми известными примерами являются акулы и скаты, но некоторые другие морские животные также обладают этой способностью, включая дельфинов. Это чувство можно использовать для идентификации добычи и других близлежащих объектов, что может быть весьма полезным, когда вода мутная или темная, или когда добыча прячется в иле или иле на морском дне.

Для животных, которые живут в воздухе, а не в воде, прямое восприятие электрических полей невозможно. Однако некоторые животные — даже люди — могут обнаруживать статические заряды косвенным путем. В случае с людьми соседний статический заряд заставит волосы на наших руках встать дыбом, что мы легко почувствуем. Конечно, мы также можем чувствовать порывы ветра с помощью волосков на руках. Рецепторы, окружающие волосы, не могут различить эти два явления, но наш мозг, получив информацию от множества волосяных фолликулов в течение нескольких секунд, может легко их различить. Эту способность следует рассматривать как расширение нашего осязания — как усы у кошки — а не как отдельное чувство. Напротив, акулы действительно обладают дополнительным чутьем для непосредственного обнаружения электрических полей.

Давайте остановимся здесь и подведем итоги нашего списка. Мы определили восемь поддающихся обнаружению внешних явлений — девять, если отделить переносимые по воздуху молекулы (запах) от молекул, не находящихся в воздухе (вкус), — и каждое из этих явлений соответствует определенному чувству у различных животных. У людей есть семь из этих девяти чувств, им не хватает только способности обнаруживать магнитные поля и электрические поля. Следовательно, любая новая модель органов чувств должна включать как минимум 7 органов чувств (если рассматривать только людей) или 9 органов чувств (если рассматривать всех животных). Если мы определим слово «чувство» как означающее только обнаружение внешних явлений, то наш счет закончен: есть 7 человеческих чувств и 9основные чувства в животном мире.

Однако наши тела имеют дополнительные сенсорные рецепторы помимо тех, которые мы перечислили до сих пор. Вместо того, чтобы сообщать нам о явлениях, которые являются внешними по отношению к нашим телам, эти дополнительные датчики предоставляют информацию о наших собственных телах. Наиболее очевидным примером является наше чувство боли, вызванное болевыми рецепторами, расположенными не только в нашей коже, но и глубже в нашем теле. (Сломанные кости и другие внутренние повреждения могут быть довольно болезненными. ) Но мы также осознаем и другие внутренние явления, такие как чувство голода или жажды, или ощущение переедания из-за того, что мы слишком много съели, или полный мочевой пузырь и необходимость идти в туалет. ванная комната. Все это требует какого-то датчика внутри тела, чтобы обнаружить проблему. Датчики, в свою очередь, отправляют сообщения в мозг через нервную систему. Следовательно, мы могли бы с полным правом ссылаться на чувство голода, чувство жажды или чувство сытости. На самом деле ученые каталогизировали длинный список таких внутренних чувств. Если бы мы включили все эти чувства в наш список, то мы могли бы легко достичь 20 или более различных человеческих чувств.

Тонкое, но важное чувство, о котором в последнее время много говорят в прессе, называется проприоцепция . Это чувство знания того, как расположены различные части вашего тела, не полагаясь на зрение или осязание. Демонстрация этого чувства заключается в том, чтобы закрыть глаза, а затем дотронуться до своего носа. Большинство людей могут сделать это довольно легко. В нескольких недавних статьях в популярной прессе говорилось, что благодаря этому недавно признанному чувству мы теперь знаем, что у людей на самом деле шесть чувств вместо пяти. Это явно неверно, потому что, если бы мы договорились о новой модели чувств для преподавания в наших школах, то чувства равновесия, температуры и боли были бы более сильными кандидатами на включение, чем проприоцепция. Тем не менее, проприоцепция, безусловно, является подходящим кандидатом, и ее следует учитывать.

Связанный с этим вопрос заключается в том, какую терминологию использовать при обучении детей старшего возраста чувствам. Мы знаем, что при обучении дошкольников используем очень простую терминологию, но по мере того, как дети становятся старше, у нас появляется тенденция вводить более сложную терминологию, часть из которой довольно бессмысленна. Например, мало смысла учить детей говорить «аудиоцепция» вместо «чувство слуха» или «вкус» вместо «чувство вкуса». Точно так же формальный термин «проприоцепция» просто мешает обучению детей соответствующему чувству. Было бы более уместно использовать повседневный термин, который легко передает основное понятие.

Так что же на самом деле лежит в основе концепции проприоцепции, выраженной одним словом? Некоторые люди объясняют проприоцепцию знанием местоположения своих конечностей, но «чувство местоположения» было бы весьма вводящим в заблуждение выражением. Кроме того, рецепторы в наших мышцах, сухожилиях и суставах на самом деле не ощущают положение наших конечностей в пространстве. Вместо этого эти рецепторы определяют степень сгибания мышц и углы суставов, что позволяет мозгу определять положение тела и положение каждой из конечностей. Поэтому лучшим термином для этого чувства, по крайней мере для обучения детей, является «чувство положения».

Представьте, если бы мы все согласились с новой моделью органов чувств для обучения в старших классах начальной школы. Сколько чувств мы включим в эту модель и что это будут за чувства? В отличие от «Пяти традиционных человеческих чувств», наиболее сильной альтернативной моделью является «Девять основных человеческих чувств», состоящая из:

  1. зрения
  2. слуха
  3. обоняния
  4. вкуса
  5. осязания
  6. равновесия
  7. температура
  8. боль
  9. позиция (более простое слово и понятие, чем «проприоцепция»)

В сочетании с этой моделью было бы полезно научить наших детей «Одиннадцати первичным животным чувствам», состоящим из вышеупомянутых девяти человеческих чувств, наряду с магнитное чувство направления и восприятие электрических полей в соленой воде.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *