Адаптация это в обществе: Что такое социальная адаптация, какие уровни и этапы адаптации бывают?

Что такое социальная адаптация, какие уровни и этапы адаптации бывают?

У каждого из нас в процессе эволюции выработался механизм привыкания и приспособления. Люди живут в разных уголках планеты, с разным климатом, в разных условиях. При этом комфортно себя чувствовать человек будет только тогда, когда его эмоциональный и психологический фон будет спокоен.

Человек — существо социальное, поэтому, попадая в различные группы, общества и условия, он начинает приспосабливаться и взаимодействовать с новым окружением. Это называется «адаптация в обществе».

Из этой статьи вы узнаете, что такое социально-психологическая адаптация, какие существуют признаки адаптации в социуме и как понять, что человек социально не адаптирован.

Что такое социальная адаптация

Слово «адаптация» в переводе с латинского «adaptatio» значит «приспособление», «приноровление».

Понятие адаптации изначально использовалось в биологии и означало способность человеческого организма реагировать и изменяться под воздействием окружающей среды.

Что касается социологии, то термину «адаптация» дали такое определение — это процесс приспособления одного индивида или целой группы к различным социальным группам, средам, способность человека отвечать ее требованиям и условиям.

Кратко процесс приспособления можно расписать в виде схемы: конфликт — тревога — защитная реакция и приспособление.

Соц адаптация происходит за счет изменения поведения, обучения, «прокачки» навыков, смены установок, потребления информации, принятия тех или иных решений, анализа результатов.

Виды и уровни социальной адаптации

В психологии показателем успешной адаптации является включение личности в основные процессы какой-либо социальной среды и успешное освоение принятых правил и норм. Социальной средой может выступать семья, рабочий коллектив, группа учащихся и т.д.

Специалисты разделяют социальное приспособление на несколько видов, в зависимости от целей, особенностей новой среды и других факторов:

  • психологическая — приспособление человека в обществе путем выстраивания психологических связей и стимулов для освоения различных психологических и социальных ролей
  • профессиональная — освоение, привыкание, принятие правил, норм, традиций в новой профессии и трудовом коллективе. А также приспособление к новым условиям труда
  • педагогическая — процесс получения индивидом образования, освоения навыков и воспитание. В качестве примера социальной и педагогической адаптации можно привести нахождение ребенка в детском саду (освоение необходимых навыков и развитие коммуникации для поступления в школу), обучение в школе, колледже, институте и т.д.
  • экономическая — люди приспосабливаются к новым для них нормам социально-экономического характера.

В психологии выделяют несколько уровней адаптации, в зависимости т того, насколько сильно в человеке проявлена способность к адаптивности (приспособлению):

Уровни приспособления

Сущность и характеристика

Низкий уровень

Этот уровень характеризует низкая адаптированность индивида. По-другому, этот уровень называют «дезадаптация». Социально неадаптированный человек не может приспособиться к новым ролям и изменяемым условиям, он склонен к депрессиям, психоэмоциональным расстройствам, паническим атакам и фобиям.

Средний уровень

Этому типу характерна нормальная адаптация индивида, но при этом, если уровень приспособления для той или иной серы недостаточное, то человек не будет испытывать дискомфорта и психологических проблем.

Высокий (нормальный) уровень

Человек адаптирован по всем направлениям, у него стабильный психоэмоциональный фон.

Избыточный

Уровень приспособления настолько велик, что человек испытывает дискомфорт, стресс и становится подвержен психоэмоциональным расстройствам.

Уровень социальной адаптации означает способность человека «вживаться» в непривычную для себя роль и осваивать механизмы социальной адаптации с минимальными негативными последствиями для собственного здоровья.

Пример
Ольга устроилась на новую работу в международную компанию, переход на новую должность в новый офис совпал со временем выхода из декретного отпуска. Несколько месяцев Ольга не могла привыкнуть к новому распорядку дня, испытывала страх перед поездкой на работу, сомневалась в себе, что не справится с новыми обязанностями, тревожилась по каждому даже самому простому вопросу. Понимая, что этот дисбаланс мешает ей работать и жить нормальной жизнью, Ольга обратилась к психологу. Специалист сразу сказал, что у Ольги проблемы с адаптацией. На консультации он определил неблагоприятные факторы, дал советы, как восстановить эмоциональный баланс и убрать проблемы с привыканием к новой работе.

Симптомы дезадаптации

Симптомы дезадаптации проявляются у каждого человека по разному, они могут затрагивать как физиологическую или психологическую сферу. Вот наиболее часто встречающиеся симптомы:

  • быстрая утомляемость, повышенная раздражительность
  • нарушение пищевых привычек и расстройство сна
  • повышенная возбудимость, чрезмерное эмоциональное реагирование на любой раздражитель
  • повышенная тревожность, частая перемена настроения
  • тошнота, головокружение
  • мышечные спазмы, резкое изменение давления, пульса, затрудненное дыхание
  • снижение концентрации, продуктивности, внимательности
  • безразличие к работе, коллективу, окружающим, игнорирование окружающих

Тяжелая форма дезадаптации может сопровождаться депрессивным настроением, суицидальными мыслями, самоповреждающим поведением.

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы обнаружили у себя хотя бы один симптом дезадаптации. Наши психологи по телефону расскажут вам о специальных программах по работе с нервно-психическими расстройствами, помогут вам справиться с дезадаптацией и вернуть уверенность в собственных силах.

Этапы социальной адаптации детей и подростков

Процесс социального приспособления начинается еще в младенчестве и активно продолжается до подросткового возраста.

Специалисты разделяют особенности социальной адаптации с новой средой по следующим возрастам:

  • первый год жизни ребенка — младенец полностью зависит от родителей и взаимодействует только с ними
  • от 1 года до 3 лет — ребенок начинает взаимодействовать с другими членами семьи, бессознательное копирование поведения родителей
  • от 3 до 6 лет — приспособление к другим детям в детском саду, сознательное копирование поведения родителей и других членов семьи
  • от 6 до 10 лет — привыкание к школе и во время учебы в школе, взаимодействие с одноклассниками, активное изучение новых ролей
  • от 10 до 15 лет — период полового созревания, активное взаимодействие с окружающими, эмоциональный всплеск, активное проявление чувств и изучение своих желаний и потребностей, попытки самореализации

Важно! Детско-родительские отношения напрямую влияют на процесс адаптации ребенка. На родителях лежит важнейшая задача по передаче ребенку навыков взаимодействия с окружающими — ошибки в воспитании могут привести негативным последствиям.

Основные стадии адаптации

Любой человек в процессе приспособления проходит через 4 стадии:

  1. Стадия когнитивного диссонанса — когда личность не осознает и не принимает новые нормы и правила поведения. Происходит знакомство с новой средой и новыми ролями.
  2. Индивид признает существование новой среды
  3. Индивид начинает процесс приспособления — соблюдает правила, ценности, установки
  4. Этап полной адаптации индивида к новой среде — изменяется поведение, ощущение, происходит взаимное принятие друг друга (индивида и среды).

Запишитесь на онлайн-консультацию, если у вас или у вашего ребенка возникли проблемы с адаптацией. Наши психологи проведут индивидуальную беседу с вами или с вашим чадом и помогут безболезненно пройти все этапы социальной адаптации.

Частые вопросы

Что такое социально-психологическая адаптация ?

+

Это процесс приспособления человека или группы людей к новым условиям жизни, к новым общественным связям, обучение взаимодействию с окружающими и принятие новых правил.

Какие функции влияют на социальное привыкание?

+

Процесс приспособления зависит от личностных качеств человека его темперамента, активности, жизненной позиции, зрелости психической системы, способности к обучению, жизненных целей, установок и ориентиров.

Причины дезадаптации?

+

Чтобы дать точный ответ на этот вопрос, нужно знать, какие стрессовые факторы «запустили» процесс дезадаптации. Специалисты выделяют следующие негативные моменты: насилие, сильный стресс, расстройства нервной системы (как врожденные, так и приобретенные), психосоматические проблемы и др.

Как помочь ребенку адаптироваться к социуму?

+

Лучше всего это делать через личный пример — знакомьтесь с новыми людьми, налаживайте новые контакты, учите самостоятельности, не критикуйте и позволяйте ребенку самому анализировать негативные моменты и ситуации.

Заключение эксперта

За всю свою жизнь человек много раз меняет свои социальные роли. Начиная с самого детства он вступает в тесную взаимосвязь с родителями, членами семьи, окружающими. Если на каком-то этапе возникают проблемы с приспособлением к новым правилам иной социальной группы, то индивид испытывает стресс, становится нервным, вспыльчивым, агрессивным или, наоборот, старается избегать любых контактов и закрывается эмоционально.  
Главная функция социальной адаптации — формирование человека, как личности, налаживание социального взаимодействия, комфортное приспособление индивида к меняющимся условиям.

Публикуем только проверенную информацию

Автор статьи

Монахова Альбина Петровна клинический психолог

Стаж 17 лет

Консультаций 1439

Статей 274

Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.

  • 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
  • 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
  • 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
  • 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
  • 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
  • 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог

Что такое социальная адаптация, какие уровни и этапы адаптации бывают?

У каждого из нас в процессе эволюции выработался механизм привыкания и приспособления. Люди живут в разных уголках планеты, с разным климатом, в разных условиях. При этом комфортно себя чувствовать человек будет только тогда, когда его эмоциональный и психологический фон будет спокоен.

Человек — существо социальное, поэтому, попадая в различные группы, общества и условия, он начинает приспосабливаться и взаимодействовать с новым окружением. Это называется «адаптация в обществе».

Из этой статьи вы узнаете, что такое социально-психологическая адаптация, какие существуют признаки адаптации в социуме и как понять, что человек социально не адаптирован.

Что такое социальная адаптация

Слово «адаптация» в переводе с латинского «adaptatio» значит «приспособление», «приноровление».

Понятие адаптации изначально использовалось в биологии и означало способность человеческого организма реагировать и изменяться под воздействием окружающей среды.

Что касается социологии, то термину «адаптация» дали такое определение — это процесс приспособления одного индивида или целой группы к различным социальным группам, средам, способность человека отвечать ее требованиям и условиям.

Кратко процесс приспособления можно расписать в виде схемы: конфликт — тревога — защитная реакция и приспособление.

Соц адаптация происходит за счет изменения поведения, обучения, «прокачки» навыков, смены установок, потребления информации, принятия тех или иных решений, анализа результатов.

Виды и уровни социальной адаптации

В психологии показателем успешной адаптации является включение личности в основные процессы какой-либо социальной среды и успешное освоение принятых правил и норм. Социальной средой может выступать семья, рабочий коллектив, группа учащихся и т.д.

Специалисты разделяют социальное приспособление на несколько видов, в зависимости от целей, особенностей новой среды и других факторов:

  • психологическая — приспособление человека в обществе путем выстраивания психологических связей и стимулов для освоения различных психологических и социальных ролей
  • профессиональная — освоение, привыкание, принятие правил, норм, традиций в новой профессии и трудовом коллективе. А также приспособление к новым условиям труда
  • педагогическая — процесс получения индивидом образования, освоения навыков и воспитание. В качестве примера социальной и педагогической адаптации можно привести нахождение ребенка в детском саду (освоение необходимых навыков и развитие коммуникации для поступления в школу), обучение в школе, колледже, институте и т. д.
  • экономическая — люди приспосабливаются к новым для них нормам социально-экономического характера.

В психологии выделяют несколько уровней адаптации, в зависимости т того, насколько сильно в человеке проявлена способность к адаптивности (приспособлению):

Уровни приспособления

Сущность и характеристика

Низкий уровень

Этот уровень характеризует низкая адаптированность индивида. По-другому, этот уровень называют «дезадаптация». Социально неадаптированный человек не может приспособиться к новым ролям и изменяемым условиям, он склонен к депрессиям, психоэмоциональным расстройствам, паническим атакам и фобиям.

Средний уровень

Этому типу характерна нормальная адаптация индивида, но при этом, если уровень приспособления для той или иной серы недостаточное, то человек не будет испытывать дискомфорта и психологических проблем.

Высокий (нормальный) уровень

Человек адаптирован по всем направлениям, у него стабильный психоэмоциональный фон.

Избыточный

Уровень приспособления настолько велик, что человек испытывает дискомфорт, стресс и становится подвержен психоэмоциональным расстройствам.

Уровень социальной адаптации означает способность человека «вживаться» в непривычную для себя роль и осваивать механизмы социальной адаптации с минимальными негативными последствиями для собственного здоровья.

Пример
Ольга устроилась на новую работу в международную компанию, переход на новую должность в новый офис совпал со временем выхода из декретного отпуска. Несколько месяцев Ольга не могла привыкнуть к новому распорядку дня, испытывала страх перед поездкой на работу, сомневалась в себе, что не справится с новыми обязанностями, тревожилась по каждому даже самому простому вопросу. Понимая, что этот дисбаланс мешает ей работать и жить нормальной жизнью, Ольга обратилась к психологу. Специалист сразу сказал, что у Ольги проблемы с адаптацией. На консультации он определил неблагоприятные факторы, дал советы, как восстановить эмоциональный баланс и убрать проблемы с привыканием к новой работе.

Симптомы дезадаптации

Симптомы дезадаптации проявляются у каждого человека по разному, они могут затрагивать как физиологическую или психологическую сферу. Вот наиболее часто встречающиеся симптомы:

  • быстрая утомляемость, повышенная раздражительность
  • нарушение пищевых привычек и расстройство сна
  • повышенная возбудимость, чрезмерное эмоциональное реагирование на любой раздражитель
  • повышенная тревожность, частая перемена настроения
  • тошнота, головокружение
  • мышечные спазмы, резкое изменение давления, пульса, затрудненное дыхание
  • снижение концентрации, продуктивности, внимательности
  • безразличие к работе, коллективу, окружающим, игнорирование окружающих

Тяжелая форма дезадаптации может сопровождаться депрессивным настроением, суицидальными мыслями, самоповреждающим поведением.

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы обнаружили у себя хотя бы один симптом дезадаптации. Наши психологи по телефону расскажут вам о специальных программах по работе с нервно-психическими расстройствами, помогут вам справиться с дезадаптацией и вернуть уверенность в собственных силах.

Этапы социальной адаптации детей и подростков

Процесс социального приспособления начинается еще в младенчестве и активно продолжается до подросткового возраста.

Специалисты разделяют особенности социальной адаптации с новой средой по следующим возрастам:

  • первый год жизни ребенка — младенец полностью зависит от родителей и взаимодействует только с ними
  • от 1 года до 3 лет — ребенок начинает взаимодействовать с другими членами семьи, бессознательное копирование поведения родителей
  • от 3 до 6 лет — приспособление к другим детям в детском саду, сознательное копирование поведения родителей и других членов семьи
  • от 6 до 10 лет — привыкание к школе и во время учебы в школе, взаимодействие с одноклассниками, активное изучение новых ролей
  • от 10 до 15 лет — период полового созревания, активное взаимодействие с окружающими, эмоциональный всплеск, активное проявление чувств и изучение своих желаний и потребностей, попытки самореализации

Важно! Детско-родительские отношения напрямую влияют на процесс адаптации ребенка. На родителях лежит важнейшая задача по передаче ребенку навыков взаимодействия с окружающими — ошибки в воспитании могут привести негативным последствиям.

Основные стадии адаптации

Любой человек в процессе приспособления проходит через 4 стадии:

  1. Стадия когнитивного диссонанса — когда личность не осознает и не принимает новые нормы и правила поведения. Происходит знакомство с новой средой и новыми ролями.
  2. Индивид признает существование новой среды
  3. Индивид начинает процесс приспособления — соблюдает правила, ценности, установки
  4. Этап полной адаптации индивида к новой среде — изменяется поведение, ощущение, происходит взаимное принятие друг друга (индивида и среды).

Запишитесь на онлайн-консультацию, если у вас или у вашего ребенка возникли проблемы с адаптацией. Наши психологи проведут индивидуальную беседу с вами или с вашим чадом и помогут безболезненно пройти все этапы социальной адаптации.

Частые вопросы

Что такое социально-психологическая адаптация ?

+

Это процесс приспособления человека или группы людей к новым условиям жизни, к новым общественным связям, обучение взаимодействию с окружающими и принятие новых правил.

Какие функции влияют на социальное привыкание?

+

Процесс приспособления зависит от личностных качеств человека его темперамента, активности, жизненной позиции, зрелости психической системы, способности к обучению, жизненных целей, установок и ориентиров.

Причины дезадаптации?

+

Чтобы дать точный ответ на этот вопрос, нужно знать, какие стрессовые факторы «запустили» процесс дезадаптации. Специалисты выделяют следующие негативные моменты: насилие, сильный стресс, расстройства нервной системы (как врожденные, так и приобретенные), психосоматические проблемы и др.

Как помочь ребенку адаптироваться к социуму?

+

Лучше всего это делать через личный пример — знакомьтесь с новыми людьми, налаживайте новые контакты, учите самостоятельности, не критикуйте и позволяйте ребенку самому анализировать негативные моменты и ситуации.

Заключение эксперта

За всю свою жизнь человек много раз меняет свои социальные роли. Начиная с самого детства он вступает в тесную взаимосвязь с родителями, членами семьи, окружающими. Если на каком-то этапе возникают проблемы с приспособлением к новым правилам иной социальной группы, то индивид испытывает стресс, становится нервным, вспыльчивым, агрессивным или, наоборот, старается избегать любых контактов и закрывается эмоционально.  
Главная функция социальной адаптации — формирование человека, как личности, налаживание социального взаимодействия, комфортное приспособление индивида к меняющимся условиям.

Публикуем только проверенную информацию

Автор статьи

Монахова Альбина Петровна клинический психолог

Стаж 17 лет

Консультаций 1439

Статей 274

Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.

  • 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
  • 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
  • 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
  • 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
  • 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
  • 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог

Адаптация, управление и гражданское общество

Адриана Рамос, исполнительный секретарь Instituto Socioambiental (ISA), Бразилиа


Вопрос девятый: Как гражданское общество может наилучшим образом поддержать и привлечь к ответственности правительства национального уровня в их усилиях интегрировать риски изменения климата в процессы планирования и разработки политики?


Для учета интересов и знаний уязвимых сообществ, групп населения и людей необходимо их активное и значимое участие в определении приоритетов, разработке и осуществлении мероприятий по адаптации. Наиболее эффективным способом обеспечения того, чтобы фонды адаптации помогали наиболее уязвимым людям, является адаптация на базе общин. Гражданскому обществу следует поощрять механизмы поддержки адаптации на уровне общин в рамках комплексного и всеобъемлющего подхода к адаптации. Гражданское общество также должно содействовать усилиям по обеспечению реального участия в адаптации научного и академического секторов. Кроме того, гражданское общество должно играть важную роль в распространении климатической информации и обеспечении общественной поддержки адаптации в государственной политике, где в настоящее время продолжают доминировать бедность, социальное равенство, доступ к базовой инфраструктуре и другие проблемы. Наконец, гражданское общество должно продолжать оказывать давление на развитые страны, чтобы они взяли на себя историческую ответственность и возможности поддержки развивающихся стран в адаптации к изменению климата.

Адаптация к изменению климата является задачей управления. Выбор и изменения, направленные на адаптацию нашего образа жизни к новому климатическому сценарию, потребуют активного процесса переговоров и широкого спектра альтернатив и эффективных возможностей. Организации гражданского общества играют важную роль в этом процессе. Они могут предлагать различные точки зрения и решения, подчеркивать опыт тех, кто более непосредственно ощущает уже имеющиеся последствия, и выступать в качестве посредника между различными интересами, которым будет угрожать опасность на политическом, экономическом, культурном, социальном и экологическом уровнях.

То, как принимаются решения по вопросам изменения климата как на международном, так и на национальном уровне, показывает трудности, с которыми сталкиваются правительства, частный сектор и гражданское общество в попытках разработать стратегии для предотвращения или смягчения негативных последствий изменчивости и изменения климата. и его эффекты. Политика, необходимая для адаптации к изменению климата, должна охватывать различные секторы и области, уделяя особое внимание тем, кто более уязвим к его последствиям. Для учета интересов и знаний уязвимых сообществ, групп населения и людей необходимо их активное и значимое участие в определении приоритетов, разработке и осуществлении мероприятий по адаптации. Они не только более уязвимы к изменению климата, но и меньше всего способствуют его возникновению. Представления, сделанные гражданским обществом при определении адаптационной политики и мер, должны касаться непосредственно сообществ. Важно продвигать процессы с заинтересованными сторонами, которые действительно эффективны для выслушивания и вовлечения сообществ. Правительства должны обеспечить наличие достаточных средств. Эти процессы принятия решений должны быть прозрачными, а участие сообщества должно варьироваться от разработки и реализации до мониторинга и отчетности.

Стратегии адаптации

Стратегии адаптации могут выиграть от сочетания традиционных знаний с инновационными подходами к решению возникающих проблем. Приоритет следует отдавать повышению устойчивости средств к существованию, защите людей и имущества от климатических опасностей, таких как засухи, наводнения и циклоны, а также привлечению и наращиванию потенциала местных учреждений для поддержки людей в адаптации.

Для обеспечения адекватного и квалифицированного участия гражданского общества правительства должны оказывать поддержку не только тем, кто назначается в качестве представителей для участия в официальных форумах и процессах. Также важно гарантировать поддержку консультаций и систематической оценки социально-экономической уязвимости в географических регионах высокого риска. Крайне важно, чтобы организации гражданского общества проводили свои собственные консультации и оценку.

Национальные стратегии должны определять основные социальные и экологические факторы уязвимости, климатические прогнозы и основные потребности в адаптации. Финансовые механизмы должны быть определены заранее, как гарантия реализации. Все соответствующие секторы внутри правительств должны участвовать в принятии решений. Поэтому процессами стейкхолдеров должны руководить те, кто действительно способен принимать решения на уровне правительства. Различные области политики, такие как сельское хозяйство и окружающая среда, часто противоречат друг другу, когда речь идет о вопросах, связанных с изменением климата и адаптацией. Неэффективно иметь план, разработанный одним сектором, для реализации другим. В идеале процесс должен быть централизованным и интегрированным, объединяющим все заинтересованные стороны и представителей правительств.

Планирование и реализация мер по адаптации должны быть интегрированы в существующие планы и процессы развития. Стратегии адаптации в сельском хозяйстве, например, должны определяться с учетом различий между агропромышленным сектором и семейными фермерскими хозяйствами. Нельзя игнорировать взаимосвязь между адаптацией сельского хозяйства и другой политикой, касающейся водных, лесных и продовольственных ресурсов. Гражданское общество также должно сыграть важную роль в рассмотрении этих связей. Национальная политика должна отражать это разнообразие ситуаций, чтобы обеспечить эффективное повышение устойчивости сообществ и экономической деятельности в ответ на изменение климата.

Интересным подходом также может быть обсуждение интегрированных стратегий адаптации и смягчения последствий в различных секторах, таких как энергетика, сельское хозяйство, транспорт, металлургия и т. д. Задача серьезная, поскольку во многих странах, таких как Бразилия, многие группы как из правительства и частный сектор были вовлечены в обсуждение изменения климата с чувством возможности и ожиданием прибыли. Хотя процессы адаптации также могут быть способом разработки новых экономических подходов, это не может быть целью процесса. Баланс между экономической и социально-экологической перспективами может быть обеспечен за счет привлечения представителей государственного и частного секторов, в том числе организаций гражданского общества – подход, основанный на широком участии, который принимается бразильским правительством.

Чрезвычайные ситуации, связанные с экстремальными погодными явлениями, являются хорошим примером важности того, чтобы интересы общества были во главе повестки дня. Предотвращение должно быть ключевым словом. Чтобы определить системы мониторинга и раннего предупреждения, которые будут эффективными в случае инцидентов, правительства должны собрать вместе все заинтересованные стороны, оценить и нанести на карту уязвимые области и ситуации, а также разработать стратегии, гарантирующие быстрое и эффективное реагирование.

Адаптация потребует особого внимания в процессе перехода. Правительства и частный сектор должны проявлять серьезное участие и приверженность осуществлению мер на различных уровнях. Потребуется, например, реформирование учебных программ колледжей, чтобы акцентировать внимание на адаптационных подходах среди новых специалистов.

Обязательства развитых стран по Конвенции об изменении климата по оказанию помощи развивающимся странам, особенно уязвимым в связи с затратами на адаптацию, должны включать и учитывать эти аспекты. Неотложность потребностей в адаптации уже ощущается во многих местах. Эти потребности со временем будут только расти, поэтому прогресс в смягчении последствий и адаптации более чем актуален.

Помощь наиболее уязвимым

Определение планирования адаптации – это способ продемонстрировать способность уязвимых стран находить решения и предлагать альтернативы своему населению. Но гражданское общество должно также продолжать оказывать давление на развитые страны, чтобы они взяли на себя историческую ответственность и способность поддерживать развивающиеся страны в выполнении их части.

Уязвимость к изменению климата обычно отражает маргинализацию людей в их собственных сообществах и странах. Политика адаптации должна изменить это с самого начала, гарантируя им полное участие в принятии решений, в том числе связанных с использованием средств, на национальном и международном уровнях.

Обмен информацией, консультации с заинтересованными сторонами, независимые системы мониторинга и оценки — вот некоторые из основных подходов, которые должны быть гарантированы в процессе планирования и реализации. Процесс консультаций должен предоставлять заинтересованным группам достаточно времени для анализа и предоставления отзывов.

Наиболее эффективным способом обеспечения того, чтобы фонды адаптации помогали наиболее уязвимым слоям населения, является адаптация на уровне общины. Следует поощрять механизмы поддержки адаптации на уровне сообществ в рамках комплексного и всеобъемлющего подхода к адаптации, что позволит правительствам избежать разработки «сверху вниз», которая не учитывает потребности и проблемы наиболее уязвимых групп населения.

Научный и академический секторы также являются ключевыми участниками этого процесса, и правительства и гражданское общество должны прилагать усилия, чтобы гарантировать их реальное участие. Гражданское общество также призвано сыграть важную роль в доведении климатической информации до общественности и обеспечении общественной поддержки адаптации к изменению климата в государственной политике, где в настоящее время продолжают доминировать бедность, социальное равенство, доступ к базовой инфраструктуре и другие проблемы.

Почему общества адаптируются так, как они это делают?

Д-р Грит Мартинес (Экологический институт)

В рамках Европейской конференции по адаптации к изменению климата 2015 года д-р Грит Мартинес из Экологического института председательствовал на заседании «Охрана наших берегов: социальные и культурные аспекты адаптации прибрежных районов к изменению климата в Европе и Соединенных Штатах». В ходе сессии обсуждались истоки и значение программ защиты от наводнений, мер и стратегий по адаптации в Нидерландах, Великобритании, Германии и США. Презентации доступны для скачивания.

На протяжении тысячелетий прибрежные районы привлекали огромное количество людей в Европе. Сегодня почти половина всех европейцев проживает в прибрежных регионах, занимающих 40,0 % территории ЕС-27. Конечно, это не исключительно европейский случай. Побережья представляют большую ценность и продуктивность с точки зрения культурного наследия, построенной инфраструктуры, туризма и морской торговли и, следовательно, очень уязвимы для явлений, связанных с климатом, включая повышение уровня моря, наводнения, эрозию, штормы и ураганы. Интересно, что, несмотря на такие риски, люди продолжают переезжать в прибрежные города и районы.

На сессии «Охрана наших берегов: социальные и культурные аспекты адаптации прибрежных районов к изменению климата в Европе и США», , которая проходила на Европейской конференции по адаптации к изменению климата (ECCA), разнообразная группа докладчиков из гуманитарные, а также социальные и естественные науки — обсуждались исторические, социокультурные и экономические зависимости пути, которые формируют сегодняшние ответы на вопросы адаптации со стороны политиков, страховых компаний и общества в целом. Презентации сопровождались оживленной дискуссией с аудиторией.

Сессия опиралась на результаты проектов ЕС-FP7 RISC-KIT (Стратегии повышения устойчивости прибрежных районов) и BASE (Стратегии адаптации к климату снизу вверх на пути к устойчивой Европе), а также проекта RADOST (Стратегии региональной адаптации для Немецкое побережье Балтийского моря), финансируемое Министерством образования и исследований Германии (BMBF)) в рамках инициативы министерства KLIMZUG («Регионы адаптируются к изменению климата»), в дополнение к другим.

Сессия проходила под председательством доктора Грита Мартинеса из Экологического института и была связана с 9-й сессией RISC-KIT.0014 Снижение уязвимости прибрежных районов в Европе: наука, политика и применение под председательством д-ра Ап ван Донгерена.

В своем вступительном слове [pdf, 0,8 МБ, на английском языке] д-р Грит Мартинес (Экологический институт) подчеркнула, что формирование политики основывается на поведенческих целях, определяемых культурой. В контексте адаптации к изменяющемуся климату и снижения риска корректировки, которые решает общество, напрямую связаны с историческими, культурными и экономическими событиями. Отслеживание экологического прошлого общества необходимо для помощи обществу в управлении последствиями изменения климата и для поддержки инновационных решений по адаптации.

В его презентации Снижение рисков в прибрежной зоне: Совпадающие подходы в США и Нидерландах? [pdf, 1,4 МБ, английский] Д-р Ап ван Донгерен (Deltares) сравнил подходы к снижению риска в Нидерландах и США. Он продемонстрировал, почему в Нидерландах были разработаны новые стандарты, которые привели к большей пространственной дифференциации уровней защиты с точки зрения анализа затрат и выгод, культурного наследия и индивидуальной ответственности за личные риски. Далее он подчеркнул основные отличия от нынешнего подхода в США и объяснил, почему подходы Нидерландов и США могут сойтись в будущем.

В своем выступлении Адаптация к возросшим потерям от наводнения при возмещении ущерба от наводнения: сравнительный анализ США и Нидерландов [pdf, 1 МБ, английский], Эмми Бергсма, доктор философии. кандидат (Амстердамский университет) объяснил, как компенсация ущерба от наводнения в Нидерландах и США исторически формировалась в их конкретном национальном контексте. Рассмотрев два недавних случая принятия решений о возмещении ущерба от наводнения в обеих странах, она сосредоточила внимание на недавних реформах Национальной программы страхования от наводнений после урагана Катрина, а в Нидерландах — на длительных судебных процессах, возникших в результате прорыва дамбы вблизи город Вилнис в 2003 г.  

Клэр Вальдманн (стипендиат Фонда Роберта Боша) выступила с презентацией « Восходящие подходы к адаптации к изменяющемуся климату: перспективы западного побережья США и почему они могут иметь значение для Европы » [pdf, 1,8 МБ, английский ] , , в которых освещались подходы уязвимых сообществ и предприятий и то, как культурные элементы сочетались с технологическими инновациями. На примере Калифорнийской инициативы «Королевские приливы» — гражданского научного проекта, призванного помочь людям представить себе, как повышение уровня моря повлияет на их жизнь и внести свой вклад в оценку уязвимости, а также программы разведения моллюсков на северо-западе Тихого океана — она продемонстрировала, какой вклад внесли эти усилия. к региональному планированию и выделенным составляющим успеха, которые могут помочь в подходах к адаптации в Европе и за ее пределами.

Д-р Майри Дэвис (Историческая Шотландия) представила доклад «Адаптация прибрежных районов к изменению климата для исторической окружающей среды Шотландии» [pdf, 2,5 МБ, английский язык], дав обзор работы исполнительного агентства правительства Шотландии, расположенного в Эдинбурге. Мероприятия включают количественную оценку объектов наследия, затронутых изменением климата, сопоставление действий по пониманию и картированию ожидаемых рисков береговой эрозии/затопления для культурного наследия, а также исследование физического воздействия на здания изменяющихся погодных условий и профилей. Подход также включает поощрение культуры активного обслуживания зданий, например, путем публикации рекомендаций о том, как владельцы традиционных зданий, в том числе в прибрежной зоне, могут гарантировать, что их собственность «готова к изменению климата».

В заключительной презентации Сравнение местных стратегий адаптации – Результаты качественного анализа данных девяти прибрежных стратегий адаптации [pdf, 620 КБ, английский], Д-р Нико Стельес (Экологический институт) сообщил об анализе из девяти стратегий адаптации прибрежных сообществ в Европе, США, Канаде и Австралии. Основываясь на четырех гипотезах, был проведен качественный анализ данных о стратегиях, и, хотя ряд сходств в стратегиях был очевиден, он объяснил, что стратегии возникли в разных социальных контекстах. Обсуждалось, может ли такой анализ помочь другим сообществам в формировании их собственной стратегии адаптации.

Событие

Europäische Konferenz zur Klimaanpassung 2015 (ECCA)

Органайзер
Председательство

Доктор Грит Мартинес

Дата

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *