Адаптация в обществе это: понятие, примеры, виды, цели, этапы

Что такое социальная адаптация, какие уровни и этапы адаптации бывают?

У каждого из нас в процессе эволюции выработался механизм привыкания и приспособления. Люди живут в разных уголках планеты, с разным климатом, в разных условиях. При этом комфортно себя чувствовать человек будет только тогда, когда его эмоциональный и психологический фон будет спокоен.

Человек — существо социальное, поэтому, попадая в различные группы, общества и условия, он начинает приспосабливаться и взаимодействовать с новым окружением. Это называется «адаптация в обществе».

Из этой статьи вы узнаете, что такое социально-психологическая адаптация, какие существуют признаки адаптации в социуме и как понять, что человек социально не адаптирован.

Что такое социальная адаптация

Слово «адаптация» в переводе с латинского «adaptatio» значит «приспособление», «приноровление».

Понятие адаптации изначально использовалось в биологии и означало способность человеческого организма реагировать и изменяться под воздействием окружающей среды.

Что касается социологии, то термину «адаптация» дали такое определение — это процесс приспособления одного индивида или целой группы к различным социальным группам, средам, способность человека отвечать ее требованиям и условиям.

Кратко процесс приспособления можно расписать в виде схемы: конфликт — тревога — защитная реакция и приспособление.

Соц адаптация происходит за счет изменения поведения, обучения, «прокачки» навыков, смены установок, потребления информации, принятия тех или иных решений, анализа результатов.

Виды и уровни социальной адаптации

В психологии показателем успешной адаптации является включение личности в основные процессы какой-либо социальной среды и успешное освоение принятых правил и норм. Социальной средой может выступать семья, рабочий коллектив, группа учащихся и т.д.

Специалисты разделяют социальное приспособление на несколько видов, в зависимости от целей, особенностей новой среды и других факторов:

  • психологическая — приспособление человека в обществе путем выстраивания психологических связей и стимулов для освоения различных психологических и социальных ролей
  • профессиональная — освоение, привыкание, принятие правил, норм, традиций в новой профессии и трудовом коллективе. А также приспособление к новым условиям труда
  • педагогическая — процесс получения индивидом образования, освоения навыков и воспитание. В качестве примера социальной и педагогической адаптации можно привести нахождение ребенка в детском саду (освоение необходимых навыков и развитие коммуникации для поступления в школу), обучение в школе, колледже, институте и т.д.
  • экономическая — люди приспосабливаются к новым для них нормам социально-экономического характера.

В психологии выделяют несколько уровней адаптации, в зависимости т того, насколько сильно в человеке проявлена способность к адаптивности (приспособлению):

Уровни приспособления

Сущность и характеристика

Низкий уровень

Этот уровень характеризует низкая адаптированность индивида. По-другому, этот уровень называют «дезадаптация». Социально неадаптированный человек не может приспособиться к новым ролям и изменяемым условиям, он склонен к депрессиям, психоэмоциональным расстройствам, паническим атакам и фобиям.

Средний уровень

Этому типу характерна нормальная адаптация индивида, но при этом, если уровень приспособления для той или иной серы недостаточное, то человек не будет испытывать дискомфорта и психологических проблем.

Высокий (нормальный) уровень

Человек адаптирован по всем направлениям, у него стабильный психоэмоциональный фон.

Избыточный

Уровень приспособления настолько велик, что человек испытывает дискомфорт, стресс и становится подвержен психоэмоциональным расстройствам.

Уровень социальной адаптации означает способность человека «вживаться» в непривычную для себя роль и осваивать механизмы социальной адаптации с минимальными негативными последствиями для собственного здоровья.

Пример
Ольга устроилась на новую работу в международную компанию, переход на новую должность в новый офис совпал со временем выхода из декретного отпуска. Несколько месяцев Ольга не могла привыкнуть к новому распорядку дня, испытывала страх перед поездкой на работу, сомневалась в себе, что не справится с новыми обязанностями, тревожилась по каждому даже самому простому вопросу. Понимая, что этот дисбаланс мешает ей работать и жить нормальной жизнью, Ольга обратилась к психологу. Специалист сразу сказал, что у Ольги проблемы с адаптацией. На консультации он определил неблагоприятные факторы, дал советы, как восстановить эмоциональный баланс и убрать проблемы с привыканием к новой работе.

Симптомы дезадаптации

Симптомы дезадаптации проявляются у каждого человека по разному, они могут затрагивать как физиологическую или психологическую сферу. Вот наиболее часто встречающиеся симптомы:

  • быстрая утомляемость, повышенная раздражительность
  • нарушение пищевых привычек и расстройство сна
  • повышенная возбудимость, чрезмерное эмоциональное реагирование на любой раздражитель
  • повышенная тревожность, частая перемена настроения
  • тошнота, головокружение
  • мышечные спазмы, резкое изменение давления, пульса, затрудненное дыхание
  • снижение концентрации, продуктивности, внимательности
  • безразличие к работе, коллективу, окружающим, игнорирование окружающих

Тяжелая форма дезадаптации может сопровождаться депрессивным настроением, суицидальными мыслями, самоповреждающим поведением.

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы обнаружили у себя хотя бы один симптом дезадаптации. Наши психологи по телефону расскажут вам о специальных программах по работе с нервно-психическими расстройствами, помогут вам справиться с дезадаптацией и вернуть уверенность в собственных силах.

Этапы социальной адаптации детей и подростков

Процесс социального приспособления начинается еще в младенчестве и активно продолжается до подросткового возраста.

Специалисты разделяют особенности социальной адаптации с новой средой по следующим возрастам:

  • первый год жизни ребенка — младенец полностью зависит от родителей и взаимодействует только с ними
  • от 1 года до 3 лет — ребенок начинает взаимодействовать с другими членами семьи, бессознательное копирование поведения родителей
  • от 3 до 6 лет — приспособление к другим детям в детском саду, сознательное копирование поведения родителей и других членов семьи
  • от 6 до 10 лет — привыкание к школе и во время учебы в школе, взаимодействие с одноклассниками, активное изучение новых ролей
  • от 10 до 15 лет — период полового созревания, активное взаимодействие с окружающими, эмоциональный всплеск, активное проявление чувств и изучение своих желаний и потребностей, попытки самореализации

Важно! Детско-родительские отношения напрямую влияют на процесс адаптации ребенка. На родителях лежит важнейшая задача по передаче ребенку навыков взаимодействия с окружающими — ошибки в воспитании могут привести негативным последствиям.

Основные стадии адаптации

Любой человек в процессе приспособления проходит через 4 стадии:

  1. Стадия когнитивного диссонанса — когда личность не осознает и не принимает новые нормы и правила поведения. Происходит знакомство с новой средой и новыми ролями.
  2. Индивид признает существование новой среды
  3. Индивид начинает процесс приспособления — соблюдает правила, ценности, установки
  4. Этап полной адаптации индивида к новой среде — изменяется поведение, ощущение, происходит взаимное принятие друг друга (индивида и среды).

Запишитесь на онлайн-консультацию, если у вас или у вашего ребенка возникли проблемы с адаптацией. Наши психологи проведут индивидуальную беседу с вами или с вашим чадом и помогут безболезненно пройти все этапы социальной адаптации.

Частые вопросы

Что такое социально-психологическая адаптация ?

+

Это процесс приспособления человека или группы людей к новым условиям жизни, к новым общественным связям, обучение взаимодействию с окружающими и принятие новых правил.

Какие функции влияют на социальное привыкание?

+

Процесс приспособления зависит от личностных качеств человека его темперамента, активности, жизненной позиции, зрелости психической системы, способности к обучению, жизненных целей, установок и ориентиров.

Причины дезадаптации?

+

Чтобы дать точный ответ на этот вопрос, нужно знать, какие стрессовые факторы «запустили» процесс дезадаптации. Специалисты выделяют следующие негативные моменты: насилие, сильный стресс, расстройства нервной системы (как врожденные, так и приобретенные), психосоматические проблемы и др.

Как помочь ребенку адаптироваться к социуму?

+

Лучше всего это делать через личный пример — знакомьтесь с новыми людьми, налаживайте новые контакты, учите самостоятельности, не критикуйте и позволяйте ребенку самому анализировать негативные моменты и ситуации.

Заключение эксперта

За всю свою жизнь человек много раз меняет свои социальные роли. Начиная с самого детства он вступает в тесную взаимосвязь с родителями, членами семьи, окружающими. Если на каком-то этапе возникают проблемы с приспособлением к новым правилам иной социальной группы, то индивид испытывает стресс, становится нервным, вспыльчивым, агрессивным или, наоборот, старается избегать любых контактов и закрывается эмоционально.  
Главная функция социальной адаптации — формирование человека, как личности, налаживание социального взаимодействия, комфортное приспособление индивида к меняющимся условиям.

Публикуем только проверенную информацию

Автор статьи

Монахова Альбина Петровна клинический психолог

Стаж 17 лет

Консультаций 1439

Статей 311

Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.

  • 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
  • 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
  • 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
  • 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
  • 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
  • 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог

Что такое социальная адаптация, какие уровни и этапы адаптации бывают?

У каждого из нас в процессе эволюции выработался механизм привыкания и приспособления. Люди живут в разных уголках планеты, с разным климатом, в разных условиях. При этом комфортно себя чувствовать человек будет только тогда, когда его эмоциональный и психологический фон будет спокоен.

Человек — существо социальное, поэтому, попадая в различные группы, общества и условия, он начинает приспосабливаться и взаимодействовать с новым окружением. Это называется «адаптация в обществе».

Из этой статьи вы узнаете, что такое социально-психологическая адаптация, какие существуют признаки адаптации в социуме и как понять, что человек социально не адаптирован.

Что такое социальная адаптация

Слово «адаптация» в переводе с латинского «adaptatio» значит «приспособление», «приноровление».

Понятие адаптации изначально использовалось в биологии и означало способность человеческого организма реагировать и изменяться под воздействием окружающей среды.

Что касается социологии, то термину «адаптация» дали такое определение — это процесс приспособления одного индивида или целой группы к различным социальным группам, средам, способность человека отвечать ее требованиям и условиям.

Кратко процесс приспособления можно расписать в виде схемы: конфликт — тревога — защитная реакция и приспособление.

Соц адаптация происходит за счет изменения поведения, обучения, «прокачки» навыков, смены установок, потребления информации, принятия тех или иных решений, анализа результатов.

Виды и уровни социальной адаптации

В психологии показателем успешной адаптации является включение личности в основные процессы какой-либо социальной среды и успешное освоение принятых правил и норм. Социальной средой может выступать семья, рабочий коллектив, группа учащихся и т.д.

Специалисты разделяют социальное приспособление на несколько видов, в зависимости от целей, особенностей новой среды и других факторов:

  • психологическая — приспособление человека в обществе путем выстраивания психологических связей и стимулов для освоения различных психологических и социальных ролей
  • профессиональная — освоение, привыкание, принятие правил, норм, традиций в новой профессии и трудовом коллективе. А также приспособление к новым условиям труда
  • педагогическая — процесс получения индивидом образования, освоения навыков и воспитание. В качестве примера социальной и педагогической адаптации можно привести нахождение ребенка в детском саду (освоение необходимых навыков и развитие коммуникации для поступления в школу), обучение в школе, колледже, институте и т. д.
  • экономическая — люди приспосабливаются к новым для них нормам социально-экономического характера.

В психологии выделяют несколько уровней адаптации, в зависимости т того, насколько сильно в человеке проявлена способность к адаптивности (приспособлению):

Уровни приспособления

Сущность и характеристика

Низкий уровень

Этот уровень характеризует низкая адаптированность индивида. По-другому, этот уровень называют «дезадаптация». Социально неадаптированный человек не может приспособиться к новым ролям и изменяемым условиям, он склонен к депрессиям, психоэмоциональным расстройствам, паническим атакам и фобиям.

Средний уровень

Этому типу характерна нормальная адаптация индивида, но при этом, если уровень приспособления для той или иной серы недостаточное, то человек не будет испытывать дискомфорта и психологических проблем.

Высокий (нормальный) уровень

Человек адаптирован по всем направлениям, у него стабильный психоэмоциональный фон.

Избыточный

Уровень приспособления настолько велик, что человек испытывает дискомфорт, стресс и становится подвержен психоэмоциональным расстройствам.

Уровень социальной адаптации означает способность человека «вживаться» в непривычную для себя роль и осваивать механизмы социальной адаптации с минимальными негативными последствиями для собственного здоровья.

Пример
Ольга устроилась на новую работу в международную компанию, переход на новую должность в новый офис совпал со временем выхода из декретного отпуска. Несколько месяцев Ольга не могла привыкнуть к новому распорядку дня, испытывала страх перед поездкой на работу, сомневалась в себе, что не справится с новыми обязанностями, тревожилась по каждому даже самому простому вопросу. Понимая, что этот дисбаланс мешает ей работать и жить нормальной жизнью, Ольга обратилась к психологу. Специалист сразу сказал, что у Ольги проблемы с адаптацией. На консультации он определил неблагоприятные факторы, дал советы, как восстановить эмоциональный баланс и убрать проблемы с привыканием к новой работе.

Симптомы дезадаптации

Симптомы дезадаптации проявляются у каждого человека по разному, они могут затрагивать как физиологическую или психологическую сферу. Вот наиболее часто встречающиеся симптомы:

  • быстрая утомляемость, повышенная раздражительность
  • нарушение пищевых привычек и расстройство сна
  • повышенная возбудимость, чрезмерное эмоциональное реагирование на любой раздражитель
  • повышенная тревожность, частая перемена настроения
  • тошнота, головокружение
  • мышечные спазмы, резкое изменение давления, пульса, затрудненное дыхание
  • снижение концентрации, продуктивности, внимательности
  • безразличие к работе, коллективу, окружающим, игнорирование окружающих

Тяжелая форма дезадаптации может сопровождаться депрессивным настроением, суицидальными мыслями, самоповреждающим поведением.

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы обнаружили у себя хотя бы один симптом дезадаптации. Наши психологи по телефону расскажут вам о специальных программах по работе с нервно-психическими расстройствами, помогут вам справиться с дезадаптацией и вернуть уверенность в собственных силах.

Этапы социальной адаптации детей и подростков

Процесс социального приспособления начинается еще в младенчестве и активно продолжается до подросткового возраста.

Специалисты разделяют особенности социальной адаптации с новой средой по следующим возрастам:

  • первый год жизни ребенка — младенец полностью зависит от родителей и взаимодействует только с ними
  • от 1 года до 3 лет — ребенок начинает взаимодействовать с другими членами семьи, бессознательное копирование поведения родителей
  • от 3 до 6 лет — приспособление к другим детям в детском саду, сознательное копирование поведения родителей и других членов семьи
  • от 6 до 10 лет — привыкание к школе и во время учебы в школе, взаимодействие с одноклассниками, активное изучение новых ролей
  • от 10 до 15 лет — период полового созревания, активное взаимодействие с окружающими, эмоциональный всплеск, активное проявление чувств и изучение своих желаний и потребностей, попытки самореализации

Важно! Детско-родительские отношения напрямую влияют на процесс адаптации ребенка. На родителях лежит важнейшая задача по передаче ребенку навыков взаимодействия с окружающими — ошибки в воспитании могут привести негативным последствиям.

Основные стадии адаптации

Любой человек в процессе приспособления проходит через 4 стадии:

  1. Стадия когнитивного диссонанса — когда личность не осознает и не принимает новые нормы и правила поведения. Происходит знакомство с новой средой и новыми ролями.
  2. Индивид признает существование новой среды
  3. Индивид начинает процесс приспособления — соблюдает правила, ценности, установки
  4. Этап полной адаптации индивида к новой среде — изменяется поведение, ощущение, происходит взаимное принятие друг друга (индивида и среды).

Запишитесь на онлайн-консультацию, если у вас или у вашего ребенка возникли проблемы с адаптацией. Наши психологи проведут индивидуальную беседу с вами или с вашим чадом и помогут безболезненно пройти все этапы социальной адаптации.

Частые вопросы

Что такое социально-психологическая адаптация ?

+

Это процесс приспособления человека или группы людей к новым условиям жизни, к новым общественным связям, обучение взаимодействию с окружающими и принятие новых правил.

Какие функции влияют на социальное привыкание?

+

Процесс приспособления зависит от личностных качеств человека его темперамента, активности, жизненной позиции, зрелости психической системы, способности к обучению, жизненных целей, установок и ориентиров.

Причины дезадаптации?

+

Чтобы дать точный ответ на этот вопрос, нужно знать, какие стрессовые факторы «запустили» процесс дезадаптации. Специалисты выделяют следующие негативные моменты: насилие, сильный стресс, расстройства нервной системы (как врожденные, так и приобретенные), психосоматические проблемы и др.

Как помочь ребенку адаптироваться к социуму?

+

Лучше всего это делать через личный пример — знакомьтесь с новыми людьми, налаживайте новые контакты, учите самостоятельности, не критикуйте и позволяйте ребенку самому анализировать негативные моменты и ситуации.

Заключение эксперта

За всю свою жизнь человек много раз меняет свои социальные роли. Начиная с самого детства он вступает в тесную взаимосвязь с родителями, членами семьи, окружающими. Если на каком-то этапе возникают проблемы с приспособлением к новым правилам иной социальной группы, то индивид испытывает стресс, становится нервным, вспыльчивым, агрессивным или, наоборот, старается избегать любых контактов и закрывается эмоционально.  
Главная функция социальной адаптации — формирование человека, как личности, налаживание социального взаимодействия, комфортное приспособление индивида к меняющимся условиям.

Публикуем только проверенную информацию

Автор статьи

Монахова Альбина Петровна клинический психолог

Стаж 17 лет

Консультаций 1439

Статей 311

Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.

  • 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
  • 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
  • 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
  • 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
  • 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
  • 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог

факторов, влияющих на процесс социальной адаптации Венелин Терзиев :: SSRN

Скачать эту статью

Открыть PDF в браузере

Добавить бумагу в мою библиотеку

Делиться: