Что такое социальная адаптация, какие уровни и этапы адаптации бывают?
У каждого из нас в процессе эволюции выработался механизм привыкания и приспособления. Люди живут в разных уголках планеты, с разным климатом, в разных условиях. При этом комфортно себя чувствовать человек будет только тогда, когда его эмоциональный и психологический фон будет спокоен.
Человек — существо социальное, поэтому, попадая в различные группы, общества и условия, он начинает приспосабливаться и взаимодействовать с новым окружением. Это называется «адаптация в обществе».
Из этой статьи вы узнаете, что такое социально-психологическая адаптация, какие существуют признаки адаптации в социуме и как понять, что человек социально не адаптирован.
Что такое социальная адаптация
Слово «адаптация» в переводе с латинского «adaptatio» значит «приспособление», «приноровление».
Понятие адаптации изначально использовалось в биологии и означало способность человеческого организма реагировать и изменяться под воздействием окружающей среды.
Что касается социологии, то термину «адаптация» дали такое определение — это процесс приспособления одного индивида или целой группы к различным социальным группам, средам, способность человека отвечать ее требованиям и условиям.
Кратко процесс приспособления можно расписать в виде схемы: конфликт — тревога — защитная реакция и приспособление.
Соц адаптация происходит за счет изменения поведения, обучения, «прокачки» навыков, смены установок, потребления информации, принятия тех или иных решений, анализа результатов.
Виды и уровни социальной адаптации
В психологии показателем успешной адаптации является включение личности в основные процессы какой-либо социальной среды и успешное освоение принятых правил и норм. Социальной средой может выступать семья, рабочий коллектив, группа учащихся и т.д.
Специалисты разделяют социальное приспособление на несколько видов, в зависимости от целей, особенностей новой среды и других факторов:
- психологическая — приспособление человека в обществе путем выстраивания психологических связей и стимулов для освоения различных психологических и социальных ролей
- профессиональная — освоение, привыкание, принятие правил, норм, традиций в новой профессии и трудовом коллективе. А также приспособление к новым условиям труда
- педагогическая — процесс получения индивидом образования, освоения навыков и воспитание. В качестве примера социальной и педагогической адаптации можно привести нахождение ребенка в детском саду (освоение необходимых навыков и развитие коммуникации для поступления в школу), обучение в школе, колледже, институте и т.д.
- экономическая — люди приспосабливаются к новым для них нормам социально-экономического характера.
В психологии выделяют несколько уровней адаптации, в зависимости т того, насколько сильно в человеке проявлена способность к адаптивности (приспособлению):
Уровни приспособления |
Сущность и характеристика |
Низкий уровень |
Этот уровень характеризует низкая адаптированность индивида. По-другому, этот уровень называют «дезадаптация». Социально неадаптированный человек не может приспособиться к новым ролям и изменяемым условиям, он склонен к депрессиям, психоэмоциональным расстройствам, паническим атакам и фобиям. |
Средний уровень |
Этому типу характерна нормальная адаптация индивида, но при этом, если уровень приспособления для той или иной серы недостаточное, то человек не будет испытывать дискомфорта и психологических проблем. |
Высокий (нормальный) уровень |
Человек адаптирован по всем направлениям, у него стабильный психоэмоциональный фон. |
Избыточный |
Уровень приспособления настолько велик, что человек испытывает дискомфорт, стресс и становится подвержен психоэмоциональным расстройствам. |
Уровень социальной адаптации означает способность человека «вживаться» в непривычную для себя роль и осваивать механизмы социальной адаптации с минимальными негативными последствиями для собственного здоровья.
Пример
Ольга устроилась на новую работу в международную компанию, переход на новую должность в новый офис совпал со временем выхода из декретного отпуска. Несколько месяцев Ольга не могла привыкнуть к новому распорядку дня, испытывала страх перед поездкой на работу, сомневалась в себе, что не справится с новыми обязанностями, тревожилась по каждому даже самому простому вопросу. Понимая, что этот дисбаланс мешает ей работать и жить нормальной жизнью, Ольга обратилась к психологу. Специалист сразу сказал, что у Ольги проблемы с адаптацией. На консультации он определил неблагоприятные факторы, дал советы, как восстановить эмоциональный баланс и убрать проблемы с привыканием к новой работе.
Симптомы дезадаптации
Симптомы дезадаптации проявляются у каждого человека по разному, они могут затрагивать как физиологическую или психологическую сферу. Вот наиболее часто встречающиеся симптомы:
- быстрая утомляемость, повышенная раздражительность
- нарушение пищевых привычек и расстройство сна
- повышенная возбудимость, чрезмерное эмоциональное реагирование на любой раздражитель
- повышенная тревожность, частая перемена настроения
- тошнота, головокружение
- мышечные спазмы, резкое изменение давления, пульса, затрудненное дыхание
- снижение концентрации, продуктивности, внимательности
- безразличие к работе, коллективу, окружающим, игнорирование окружающих
Тяжелая форма дезадаптации может сопровождаться депрессивным настроением, суицидальными мыслями, самоповреждающим поведением.
Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы обнаружили у себя хотя бы один симптом дезадаптации. Наши психологи по телефону расскажут вам о специальных программах по работе с нервно-психическими расстройствами, помогут вам справиться с дезадаптацией и вернуть уверенность в собственных силах.
Этапы социальной адаптации детей и подростков
Процесс социального приспособления начинается еще в младенчестве и активно продолжается до подросткового возраста.
Специалисты разделяют особенности социальной адаптации с новой средой по следующим возрастам:
- первый год жизни ребенка — младенец полностью зависит от родителей и взаимодействует только с ними
- от 1 года до 3 лет — ребенок начинает взаимодействовать с другими членами семьи, бессознательное копирование поведения родителей
- от 3 до 6 лет — приспособление к другим детям в детском саду, сознательное копирование поведения родителей и других членов семьи
- от 6 до 10 лет — привыкание к школе и во время учебы в школе, взаимодействие с одноклассниками, активное изучение новых ролей
- от 10 до 15 лет — период полового созревания, активное взаимодействие с окружающими, эмоциональный всплеск, активное проявление чувств и изучение своих желаний и потребностей, попытки самореализации
Важно! Детско-родительские отношения напрямую влияют на процесс адаптации ребенка. На родителях лежит важнейшая задача по передаче ребенку навыков взаимодействия с окружающими — ошибки в воспитании могут привести негативным последствиям.
Основные стадии адаптации
Любой человек в процессе приспособления проходит через 4 стадии:
- Стадия когнитивного диссонанса — когда личность не осознает и не принимает новые нормы и правила поведения. Происходит знакомство с новой средой и новыми ролями.
- Индивид признает существование новой среды
- Индивид начинает процесс приспособления — соблюдает правила, ценности, установки
- Этап полной адаптации индивида к новой среде — изменяется поведение, ощущение, происходит взаимное принятие друг друга (индивида и среды).
Запишитесь на онлайн-консультацию, если у вас или у вашего ребенка возникли проблемы с адаптацией. Наши психологи проведут индивидуальную беседу с вами или с вашим чадом и помогут безболезненно пройти все этапы социальной адаптации.
Частые вопросы
Что такое социально-психологическая адаптация ?
+
Это процесс приспособления человека или группы людей к новым условиям жизни, к новым общественным связям, обучение взаимодействию с окружающими и принятие новых правил.
Какие функции влияют на социальное привыкание?
+
Процесс приспособления зависит от личностных качеств человека его темперамента, активности, жизненной позиции, зрелости психической системы, способности к обучению, жизненных целей, установок и ориентиров.
Причины дезадаптации?
+
Чтобы дать точный ответ на этот вопрос, нужно знать, какие стрессовые факторы «запустили» процесс дезадаптации. Специалисты выделяют следующие негативные моменты: насилие, сильный стресс, расстройства нервной системы (как врожденные, так и приобретенные), психосоматические проблемы и др.
Как помочь ребенку адаптироваться к социуму?
+
Лучше всего это делать через личный пример — знакомьтесь с новыми людьми, налаживайте новые контакты, учите самостоятельности, не критикуйте и позволяйте ребенку самому анализировать негативные моменты и ситуации.
Заключение эксперта
За всю свою жизнь человек много раз меняет свои социальные роли. Начиная с самого детства он вступает в тесную взаимосвязь с родителями, членами семьи, окружающими. Если на каком-то этапе возникают проблемы с приспособлением к новым правилам иной социальной группы, то индивид испытывает стресс, становится нервным, вспыльчивым, агрессивным или, наоборот, старается избегать любых контактов и закрывается эмоционально.
Главная функция социальной адаптации — формирование человека, как личности, налаживание социального взаимодействия, комфортное приспособление индивида к меняющимся условиям.
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Стаж 17 лет
Консультаций 1439
Статей 311
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
Что такое социальная адаптация, какие уровни и этапы адаптации бывают?
У каждого из нас в процессе эволюции выработался механизм привыкания и приспособления. Люди живут в разных уголках планеты, с разным климатом, в разных условиях. При этом комфортно себя чувствовать человек будет только тогда, когда его эмоциональный и психологический фон будет спокоен.
Человек — существо социальное, поэтому, попадая в различные группы, общества и условия, он начинает приспосабливаться и взаимодействовать с новым окружением. Это называется «адаптация в обществе».
Из этой статьи вы узнаете, что такое социально-психологическая адаптация, какие существуют признаки адаптации в социуме и как понять, что человек социально не адаптирован.
Что такое социальная адаптация
Слово «адаптация» в переводе с латинского «adaptatio» значит «приспособление», «приноровление».
Понятие адаптации изначально использовалось в биологии и означало способность человеческого организма реагировать и изменяться под воздействием окружающей среды.
Что касается социологии, то термину «адаптация» дали такое определение — это процесс приспособления одного индивида или целой группы к различным социальным группам, средам, способность человека отвечать ее требованиям и условиям.
Кратко процесс приспособления можно расписать в виде схемы: конфликт — тревога — защитная реакция и приспособление.
Соц адаптация происходит за счет изменения поведения, обучения, «прокачки» навыков, смены установок, потребления информации, принятия тех или иных решений, анализа результатов.
Виды и уровни социальной адаптации
В психологии показателем успешной адаптации является включение личности в основные процессы какой-либо социальной среды и успешное освоение принятых правил и норм. Социальной средой может выступать семья, рабочий коллектив, группа учащихся и т.д.
Специалисты разделяют социальное приспособление на несколько видов, в зависимости от целей, особенностей новой среды и других факторов:
- психологическая — приспособление человека в обществе путем выстраивания психологических связей и стимулов для освоения различных психологических и социальных ролей
- профессиональная — освоение, привыкание, принятие правил, норм, традиций в новой профессии и трудовом коллективе. А также приспособление к новым условиям труда
- педагогическая — процесс получения индивидом образования, освоения навыков и воспитание. В качестве примера социальной и педагогической адаптации можно привести нахождение ребенка в детском саду (освоение необходимых навыков и развитие коммуникации для поступления в школу), обучение в школе, колледже, институте и т. д.
- экономическая — люди приспосабливаются к новым для них нормам социально-экономического характера.
В психологии выделяют несколько уровней адаптации, в зависимости т того, насколько сильно в человеке проявлена способность к адаптивности (приспособлению):
Уровни приспособления |
Сущность и характеристика |
Низкий уровень |
Этот уровень характеризует низкая адаптированность индивида. По-другому, этот уровень называют «дезадаптация». Социально неадаптированный человек не может приспособиться к новым ролям и изменяемым условиям, он склонен к депрессиям, психоэмоциональным расстройствам, паническим атакам и фобиям. |
Средний уровень |
Этому типу характерна нормальная адаптация индивида, но при этом, если уровень приспособления для той или иной серы недостаточное, то человек не будет испытывать дискомфорта и психологических проблем. |
Высокий (нормальный) уровень |
Человек адаптирован по всем направлениям, у него стабильный психоэмоциональный фон. |
Избыточный |
Уровень приспособления настолько велик, что человек испытывает дискомфорт, стресс и становится подвержен психоэмоциональным расстройствам. |
Уровень социальной адаптации означает способность человека «вживаться» в непривычную для себя роль и осваивать механизмы социальной адаптации с минимальными негативными последствиями для собственного здоровья.
Пример
Ольга устроилась на новую работу в международную компанию, переход на новую должность в новый офис совпал со временем выхода из декретного отпуска. Несколько месяцев Ольга не могла привыкнуть к новому распорядку дня, испытывала страх перед поездкой на работу, сомневалась в себе, что не справится с новыми обязанностями, тревожилась по каждому даже самому простому вопросу. Понимая, что этот дисбаланс мешает ей работать и жить нормальной жизнью, Ольга обратилась к психологу. Специалист сразу сказал, что у Ольги проблемы с адаптацией. На консультации он определил неблагоприятные факторы, дал советы, как восстановить эмоциональный баланс и убрать проблемы с привыканием к новой работе.
Симптомы дезадаптации
Симптомы дезадаптации проявляются у каждого человека по разному, они могут затрагивать как физиологическую или психологическую сферу. Вот наиболее часто встречающиеся симптомы:
- быстрая утомляемость, повышенная раздражительность
- нарушение пищевых привычек и расстройство сна
- повышенная возбудимость, чрезмерное эмоциональное реагирование на любой раздражитель
- повышенная тревожность, частая перемена настроения
- тошнота, головокружение
- мышечные спазмы, резкое изменение давления, пульса, затрудненное дыхание
- снижение концентрации, продуктивности, внимательности
- безразличие к работе, коллективу, окружающим, игнорирование окружающих
Тяжелая форма дезадаптации может сопровождаться депрессивным настроением, суицидальными мыслями, самоповреждающим поведением.
Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы обнаружили у себя хотя бы один симптом дезадаптации. Наши психологи по телефону расскажут вам о специальных программах по работе с нервно-психическими расстройствами, помогут вам справиться с дезадаптацией и вернуть уверенность в собственных силах.
Этапы социальной адаптации детей и подростков
Процесс социального приспособления начинается еще в младенчестве и активно продолжается до подросткового возраста.
Специалисты разделяют особенности социальной адаптации с новой средой по следующим возрастам:
- первый год жизни ребенка — младенец полностью зависит от родителей и взаимодействует только с ними
- от 1 года до 3 лет — ребенок начинает взаимодействовать с другими членами семьи, бессознательное копирование поведения родителей
- от 3 до 6 лет — приспособление к другим детям в детском саду, сознательное копирование поведения родителей и других членов семьи
- от 6 до 10 лет — привыкание к школе и во время учебы в школе, взаимодействие с одноклассниками, активное изучение новых ролей
- от 10 до 15 лет — период полового созревания, активное взаимодействие с окружающими, эмоциональный всплеск, активное проявление чувств и изучение своих желаний и потребностей, попытки самореализации
Важно! Детско-родительские отношения напрямую влияют на процесс адаптации ребенка. На родителях лежит важнейшая задача по передаче ребенку навыков взаимодействия с окружающими — ошибки в воспитании могут привести негативным последствиям.
Основные стадии адаптации
Любой человек в процессе приспособления проходит через 4 стадии:
- Стадия когнитивного диссонанса — когда личность не осознает и не принимает новые нормы и правила поведения. Происходит знакомство с новой средой и новыми ролями.
- Индивид признает существование новой среды
- Индивид начинает процесс приспособления — соблюдает правила, ценности, установки
- Этап полной адаптации индивида к новой среде — изменяется поведение, ощущение, происходит взаимное принятие друг друга (индивида и среды).
Запишитесь на онлайн-консультацию, если у вас или у вашего ребенка возникли проблемы с адаптацией. Наши психологи проведут индивидуальную беседу с вами или с вашим чадом и помогут безболезненно пройти все этапы социальной адаптации.
Частые вопросы
Что такое социально-психологическая адаптация ?
+
Это процесс приспособления человека или группы людей к новым условиям жизни, к новым общественным связям, обучение взаимодействию с окружающими и принятие новых правил.
Какие функции влияют на социальное привыкание?
+
Процесс приспособления зависит от личностных качеств человека его темперамента, активности, жизненной позиции, зрелости психической системы, способности к обучению, жизненных целей, установок и ориентиров.
Причины дезадаптации?
+
Чтобы дать точный ответ на этот вопрос, нужно знать, какие стрессовые факторы «запустили» процесс дезадаптации. Специалисты выделяют следующие негативные моменты: насилие, сильный стресс, расстройства нервной системы (как врожденные, так и приобретенные), психосоматические проблемы и др.
Как помочь ребенку адаптироваться к социуму?
+
Лучше всего это делать через личный пример — знакомьтесь с новыми людьми, налаживайте новые контакты, учите самостоятельности, не критикуйте и позволяйте ребенку самому анализировать негативные моменты и ситуации.
Заключение эксперта
За всю свою жизнь человек много раз меняет свои социальные роли. Начиная с самого детства он вступает в тесную взаимосвязь с родителями, членами семьи, окружающими. Если на каком-то этапе возникают проблемы с приспособлением к новым правилам иной социальной группы, то индивид испытывает стресс, становится нервным, вспыльчивым, агрессивным или, наоборот, старается избегать любых контактов и закрывается эмоционально.
Главная функция социальной адаптации — формирование человека, как личности, налаживание социального взаимодействия, комфортное приспособление индивида к меняющимся условиям.
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Стаж 17 лет
Консультаций 1439
Статей 311
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
факторов, влияющих на процесс социальной адаптации Венелин Терзиев :: SSRN
Скачать эту статью
Открыть PDF в браузере
Добавить бумагу в мою библиотеку
Делиться:
Европейский журнал международного права, 2017 г.
13 страниц Опубликовано: 22 марта 2018 г.
Посмотреть все статьи Венелина Терзиева
Военная академия имени Георгия Раковского, София, Болгария
Есть 2 версии этой статьи
Дата написания: ноябрь 2017 г.
Abstract
Исследования социальной адаптации как процесса раскрывают его особенности и открывают новые области для обсуждения. В настоящей статье представлены и исследуются концепции социальной адаптации, излагаются ее рамки и на этой основе идет дальнейший анализ основных факторов, влияющих на этот процесс. Основные выводы учитывают современные представления и уделяют особое внимание социальным потребностям общества и взаимосвязям между социальной адаптацией и социализацией.
Ключевые слова: социальная адаптация, социологический подход, факторы, индивидуум
Классификация JEL: I20, H56
Рекомендуемое цитирование: Рекомендуемая ссылка
Терзиев, Венелин, Факторы, влияющие на процесс социальной адаптации (ноябрь 2017 г. ). Европейский журнал международного права, 2017 г., доступно на сайте SSRN: https://ssrn.com/abstract=3143186.
У вас есть вакансия, которую вы хотели бы рекламировать в SSRN?
Обратная связь
Обратная связь с SSRN
Обратная связь (обязательный)
Эл. адрес (обязательный)
Если вам нужна немедленная помощь, позвоните по номеру 877-SSRNHelp (877 777 6435) в США или +1 212 448 2500 за пределами США с 8:30 до 18:00 по восточному поясному времени США, с понедельника по пятницу.
Microsoft Word — MD032 37.doc
%PDF-1.4 % 18 0 объект >/OCGs[65 0 R]>>/PageLabels 12 0 R/Страницы 14 0 R/Тип/Каталог>> эндообъект 55 0 объект >/Шрифт>>>/Поля 70 0 R>> эндообъект 15 0 объект >поток Acrobat Distiller 7.0 (Windows)2013-11-01T16:33:30+08:00PScript5.dll Версия 5.2.22013-11-13T12:50:04+01:002013-11-13T12:50:04+01:00приложение/ pdf