Амбивалентность. Что такое «Амбивалентность»? Понятие и определение термина «Амбивалентность» – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Амбивалентность (от лат. ambo – оба + valentia – сила): двойственное отношение человека к чему-либо. Чаще всего речь идет о двойственности переживания, которое претерпевает человек, испытывая противоречивые чувства к одному и тому же объекту. Этот термин сформулировал и ввел в употребление швейцарский психиатр Эйген Блейлер. Он считал амбивалентность основным симптомом шизофрении.
Амбивалентность по Блейлеру делится на три вида. Первый вид – эмоциональная амбивалентность. Это внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, которое связано с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению и которое человек одновременно и принимает, и отвергает.
Последний тип – интеллектуальная амбивалентность. В этом случае в рассуждениях человека характерно чередование диаметрально противоположных и противоречащих друг другу идей.
Зигмунд Фрейд считал, что амбивалентность – это более широкий термин, означающий изначальное сосуществование присущих человеку противоположных глубинных побуждений, самыми фундаментальными из которых являются влечение к жизни и влечение к смерти.
В современной психологии есть два понимания амбивалентности:
1. В психоанализе амбивалентность – это сложная гамма чувств, которую человек испытывает к кому-либо. Предполагается, что амбивалентность нормальна по отношению к тем, чью роль в жизни человека нельзя определить однозначно. Если же чувства только положительные или только отрицательные (то есть – однополярны), то это считается проявлением идеализации и обесценивания. В таком случае предполагается, что чувства человека изначально амбивалентны, но он этого не осознает.
2. В клинической психологии и психиатрии под амбивалентностью понимается то, что в психоанализе называется «расщеплением Эго», то есть – полярная смена отношения пациента к кому-либо/чему-либо. Одно и то же явление или человек утром может вызывать только отрицательные, днем – положительные, а вечером – снова только отрицательные эмоции.
Амбивалентность чувств >
Популярные термины
Амбивалентность
Такие нежные матери, такие жестокие убийцы
Материнского инстинкта не существует: некоторые матери совершенно лишены любви или привязанности к детям, считает философ Микела Марцано.
Новости СМИ2
новое на сайте
- Как решиться на серьезные отношения: 3 полезных совета — семейный психолог предлагает рискнуть
- Почему нам нужна драма в отношениях: основные причины и советы от психолога
- «Муж сказал, что отношениям конец, и спросил, подала ли я на развод. Как перестать надеяться на его возвращение?»
- Делать ли из «совы» «жаворонка» и еще 7 интересных вопросов и ответов о науке сна
- Кризис 25 лет: что это и как его преодолеть
- «Вытащите себя из рутины»: 4 способа устранить утечку энергии — попробуйте в жизни
- «Не могу отстаивать свое мнение без слез»
- «Муж дважды чуть не убил меня, но я боюсь разводиться. Вдруг он отнимет ребенка?»
Сегодня читают
- «Дочь бывшей жены приходит в мой дом, когда меня нет. Как объяснить, что мне это не нравится?»
- «После развода обратно поженились, чтобы вместе стареть. Но муж мне стал противен»
- Как противостоять манипуляциям в отношениях: 7 шагов
- Все возрасты мужской сексуальности
- «Год после свадьбы: мужа как подменили, доброго слова не слышу»
- «Вытащите себя из рутины»: 4 способа устранить утечку энергии — попробуйте в жизни
Psychologies приглашает
Psychologies в Одноклассниках
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерВЕСНА 2023 №73
спецпроекты
что такое амбивалентность и почему трудно уволиться с нелюбимой работы — T&P
Слово «амбивалентность» то используют как синоним равнодушия, то относят к тем непонятным терминам, которые смутно помнятся по школьным урокам физики. В новом выпуске рубрики «Словарный запас» T&P разбираются, что оно означает и как его использовать в повседневной речи.
В первой половине XX века термин использовали в основном в психиатрии, но постепенно он перешел в другие науки и повседневную речь. Примеры амбивалентного поведения в жизни встречаются часто. Например, если человек понимает, что алкоголь вредит здоровью, но не может от него отказаться, то можно говорить об амбивалентном отношении к трезвости. Когда хочется уволиться с нелюбимой работы, но принять решение не получается, потому что она приносит стабильный доход, — это тоже амбивалентность. Литературный пример, который любил приводить Фрейд, — противоречивые чувства Отелло к Дездемоне в трагедии Шекспира.
Первым слово «амбивалентность» использовал швейцарский психиатр Эйген Блейлер. В 1908 году врач опубликовал работу, в которой назвал заболевание, известное как «преждевременное слабоумие», новым именем — шизофрения. Блейлер дал описание основным симптомам шизофренического мышления, среди которых, кроме аутизма, деперсонализации и расстройства ассоциаций, он особенно выделял «амбивалентность» (лат. ambo — «оба», valentia — «сила») — одновременное наличие у человека взаимоисключающих мыслей. Из-за этой двойственности мышления личность раскалывается на две антагонические субличности, и больной идентифицирует себя то с одной, то с другой. Врач писал о таком состоянии следующее: «Любовь и ненависть (у больного. — Прим. ред.) к одному и тому же лицу могут быть одинаково пламенны и не влияют друг на друга. Больному одновременно хочется есть и не есть, он одинаково охотно исполняет то, что хочет, и чего не хочет, в одно и то же время думает: «Я такой же человек, как и вы» и «Я не такой, как вы». «Бог» и «черт», «здравствуй» и «прощай» для него равноценны и сливаются в одно понятие».
Психиатр выделял три типа амбивалентности. Эмоциональной амбивалентностью он описывал одновременное позитивное и негативное чувство к человеку, предмету или событию. Например, при ревности можно испытывать и любовь, и ненависть, а ностальгия вызывает не только радость от приятного воспоминания, но и грусть от того, что событие осталось в прошлом.
Волевая амбивалентность значит, что человек не может сделать выбор и в итоге часто вообще отказывается принимать решение. Такие сомнения наглядно иллюстрирует притча про Буриданова осла: голодное животное стоит между двумя одинаково привлекательными стогами сена и не может выбрать ни один. Избегая выбора, человек часто испытывает облегчение, но в то же время стыдится своей нерешительности — то есть один вид двойственности порождает другой.
Третий тип, интеллектуальная амбивалентность, — это когда в рассуждениях чередуются взаимоисключающие идеи. К примеру, уверенность в справедливости «божественного промысла» сменяется атеизмом. Считается, что именно такой «раскол» мышления в первую очередь указывает на развитие шизофрении.
При этом Блейлер отмечал, что противоречивое поведение — не обязательно признак шизофрении. По его мнению, оно может быть свойственно совершенно здоровым людям, особенно с шизоидным типом личности. Тревожиться стоит, если человек постоянно страдает от двойственности идей, чувств или затрудняется принимать решения, а его настроение и реакции меняются очень быстро, когда это ничем не мотивировано. Психологи обращают внимание на то, что сомнения и неопределенность являются естественной составляющей жизни. Причинами амбивалентности, если речь не идет о патологии психики, может быть нерешительность, замкнутость, фобии, склонность к самокритике или наоборот — перфекционизм, подсознательный страх совершить ошибку и потерпеть неудачу, эмоциональная и интеллектуальная незрелость. Считается, что алкоголь, наркотики, наркоз и сильный стресс усиливают проявления амбивалентности. Как правило, осознать состояние сложно, потому что это подсознательный процесс.
Как говорить
Неправильно: «Весь день у меня было вялое, амбивалентное состояние, поэтому из дома я так и не вышел».
Правильно: «Меня доводит до отчаяния собственная амбивалентность: повышение на работе одновременно и радует, и пугает».
Правильно: «Амбивалентное отношение Коли к деньгам удивляет: он то экономит на каждой мелочи, то спускает всю зарплату за день».
Denis Bondarev
Теги
#словарный запас
#шизофрения
#Эйген Блейлер
#амбивалентность
180 008
У вас есть проблемы с амбивалентными чувствами?
Источник: Библиотека Конгресса
Амбивалентность — это одновременное существование противоположных чувств. Большинство из нас ненавидит это. Это неудобное состояние. Мы хотим чувствовать так или иначе. Я хочу любить своего брата или ненавидеть его — не любить его и ненавидеть его.
В отличие от популярного отношения к амбивалентности, с психоаналитической точки зрения амбивалентность — это здоровое состояние, и неспособность его терпеть — это проблема. Фрейд впервые обсудил «амбивалентность» в «Динамике переноса» в 1919 г.12. Он сказал, что в психоанализе явление негативного переноса встречается рядом с аффективным переносом и часто направлено на одного и того же человека — в данном случае на аналитика. В жизни, как и в психоаналитическом переносе, человек, которого мы любим больше всего, также может разочаровать нас больше всего. Человек, с которым мы хотим быть больше всего, также является человеком, от которого мы можем чувствовать себя наиболее покинутым. Человек, который нам больше всего нужен, чтобы понять нас, — это также человек, которого мы часто чувствуем, что не можем понять. Человек, которому мы больше всего хотим понравиться, — это человек, которого мы иногда обижаем за то, что он всегда на первом месте. Действительно, способность принимать себя, других людей и жизнь в целом как имеющие хорошие и плохие аспекты является определяющей характеристикой психического здоровья. Терпеть амбивалентность означает признать, что люди хорошие и плохо. Альтернативой является разделение людей и переживаний на «хорошие» или «плохие».
Психоаналитик Мелани Кляйн отметила, что амбивалентность является частью даже самых любящих и, казалось бы, альтруистических взаимодействий. Например, одалживание денег другу или члену семьи может быть сопряжено с амбивалентностью. Даже когда мы очень благодарны за то, что нам дано, мы часто завидуем способности, силе человека, который может это дать. Кляйн говорит, что мы хотим укусить грудь, которая нас кормит, потому что мы завидуем ее полноте перед лицом нашей собственной пустоты. Получатель может возмущаться способностью кредитора сделать это без особых усилий.
В психоанализе довольно часто подтверждается теория Кляйна об укусе кормящей руки. Некоторые пациенты завидуют мне из-за того, что я могу им дать.
Элизабет сказала: «Я ненавижу тот факт, что ты можешь мне помочь».
Я спросил: «Что в этом тебе не нравится?»
«Я ненавижу тот факт, что у тебя есть то, что мне нужно. Я не хочу в нем нуждаться, и я не хочу, чтобы ты мог мне его дать».
«Что я могу тебе дать?»
«Ты меня понимаешь и помогаешь мне понять, что я чувствую и чего хочу», — сказала она.
«Что вас расстраивает в том, что я вам помогаю?» Я спросил.
«Меня злит, что у тебя есть что дать, а у меня нет — что я должен получить это от тебя. Ненавижу это говорить, — засмеялась она, — но я чувствую, что ты действительно заботишься обо мне.
Частью опыта психоанализа является понимание того, что у нас много сложных и противоречивых чувств по отношению к людям. Мы не можем избавиться от них; но мы не должны воздействовать на них. Скорее, мы должны признать, что у нас есть противоречивые чувства, но взвесить их, прежде чем действовать в соответствии с ними. Терпение амбивалентности необходимо для поддержания долгосрочных отношений.
Боль эмоциональной амбивалентности
Источник: Account ID 809499/Pixabay
Однажды, когда я учился в начальной школе, я увидел несколько слов, нацарапанных на столе почерком старшеклассника: «Я люблю тебя, и я ненавижу тебя.» Эта фраза произвела на меня большое впечатление. Раньше мне никогда не приходило в голову, что можно любить и ненавидеть кого-то одновременно. Меня еще не познакомили с идеей эмоциональной амбивалентности.
Теперь я думаю, что отчасти причина, по которой слова, написанные чернилами на парте в классе, произвели на меня такое впечатление, заключалась в том, что я уже испытал эмоциональную амбивалентность. Я просто не знал, что это то, что я чувствовал. Это предложение сразу же осветило некоторые аспекты моей собственной эмоциональной жизни и сообщило мне, что я не одинок и не отличаюсь от других: другие люди — как свидетельствует автор предложения — тоже могут чувствовать то же самое.
В то время я уже знал, что люди — особенно маленькие дети — могут делать противоречивые заявления о своих чувствах к кому-либо. Ребенок, расстроенный тем, что не добивается своего, может сказать родителю или брату или сестре: «Я тебя ненавижу». Однако я думаю, что интуитивно понял, что такие заявления часто являются пустыми и недостоверными, выражением бессилия и разочарования. Когда мы очень молоды, у нас не так много способов обеспечить себе то, что мы хотим, и у нас нет силы заставить других людей дать нам эти вещи. Каким-то образом мы узнаём, что можем добиться своего, если убедим других, что наша любовь к ним обусловлена, что она зависит от того, поступают ли они так, как нам нравится. Если они этого не делают, мы говорим, что ненавидим их, надеясь причинить им достаточно боли, чтобы они передумали.
Однако все мы, включая детей, можем испытывать настоящую эмоциональную амбивалентность. (Фрейд зашел так далеко, что предположил, что все дети испытывают глубокую амбивалентность по отношению к однополым родителям.
Иногда характеры людей бывают сложными. Нам нравится чье-то чувство юмора, но не его ненадежность, или мы ценим мужество человека, но думаем, что ему не хватает сострадания. В других случаях, однако, источник амбивалентности иной: он должен быть связан не столько с характером другого, сколько конкретно с его отношением к нам. Таким образом, вы можете любить дядю, но чувствовать, что он склонен сравнивать вас со своим собственным сыном, и вы находите это неприятным, или вы любите свою сестру, но считаете, что она слишком кокетничает с вашим супругом или пытается «Укради своих друзей».
Эмоциональная амбивалентность часто болезненна, особенно амбивалентность второго рода, связанная с вашими конкретными отношениями с другим, а не с характером другого. Римский поэт Катулл, который, возможно, был первым автором, задокументировавшим интересующее меня государство, отметил эту боль. В поэме для своей возлюбленной, которую он назвал Лесбией (вероятно, ненастоящим именем), Катулл написал:
Ненавижу и люблю. Почему я это делаю, возможно, спросите вы.
Я не знаю, но я чувствую, что это происходит, и меня мучают.
Амбивалентные отношения с любимым человеком могут быть более болезненными, чем откровенно плохие. Плохие отношения подобны холодной погоде, к которой мы знаем, как подготовиться: мы можем либо вообще не выходить на улицу (читай: прервать контакт), либо пойти подготовленными, одетыми соответствующим образом (то есть мы активируем свои защитные механизмы). Амбивалентный немного похож на погоду, которая меняется на вас. Вы не можете знать, что делать или что надеть. Как только вы расслабляетесь, готовые принять тепло, вас захлестывает волна холода.
Для некоторых эмоциональная амбивалентность настолько болезненна, что они не любят ее даже в искусстве и выбирают художественную литературу, не требующую противоречивого отношения к одному и тому же вымышленному персонажу. Иногда режиссеры якобы намереваются создать эмоционально сложную художественную литературу, но не доходят до конца. Например, фильм « Американский гангстер » рассказывает историю преступника (Дензел Вашингтон), изображенного с таким сочувствием, что зрители болеет за него, а не испытывают смешанные чувства. Возможно, это потому, что режиссер Ридли Скотт испытывал внутреннее сопротивление при мысли об истинной амбивалентности, а может быть, он не доверял способности зрителей воспринимать эмоциональные сложности. И все же для человека с определенным вкусом эмоциональная амбивалентность в искусстве может доставить изысканное эстетическое наслаждение, правда, с примесью некоторой боли. Однако вряд ли кому-то нравится эмоциональная амбивалентность в реальной жизни.
Эмоциональную амбивалентность бывает трудно распознать в себе. Это отношение не совсем понятное: любим мы этого человека или нет? Мы не уверены. В разных случаях мы можем прийти к разным выводам.
Когда другие люди относятся к нам двойственно, мы тоже можем этого не замечать. Возможно, мы думаем, что любовь есть только у тех, кто питает к нам чистую, неподдельную любовь. Когда мы обнаруживаем какую-либо враждебность, ненависть или зависть со стороны другого, мы можем заключить, что выражения любви и дружбы неискренни и не соответствуют действительности. Или мы пытаемся объяснить негатив и убедить себя, что нам это кажется. Тем не менее, мы знаем из нашего собственного случая, что существуют амбивалентные установки, включающие как любовь, так и ненависть к другому. Если мы можем иметь такое отношение к другим, отсюда следует, что и они могут иметь такое же отношение к нам (если только мы не предполагаем, что наша собственная психология радикально отличается от психологии других людей).
Что нам делать с эмоциональной амбивалентностью и связанной с ней болью?
Иногда мы можем освободиться от этого, например, когда человек, амбивалентно настроенный по отношению к отчиму в детстве, приходит позже в жизни, чтобы увидеть ситуацию с точки зрения родителей.