Сводная таблица по адаптации учащихся 1-х классов. | Материал (1 класс) на тему:
Опубликовано 04.12.2016 — 23:12 — Горбань Наталья Сергеевна
Рабочая таблица, в которой представлены данные по каждому ребенку,на основании которых делается заключение об уровне адаптации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Фамилия, Имя ребенка | Л. Катя | З. Маша | О. Маржона |
Экспертная оценка учителя | Усваивает школьную программу полностью | Усваивает школьную программу полностью | Усваивает школьную программу частично (рус.язык не родной, недостаточно развито логическое мышление) |
Опрос родителей | Психосоматических симптомов, заболеваний нет | Имеют место функциональные нарушения, признаки повышенной тревожности, болела в сентябре-октябре. | Имеют место функциональные нарушения, признаки повышенной тревожности, болела в сентябре-октябре. |
Диагностика детей | Результаты диагностики указывают на то, что ребенок работает на пределе своих возможностей, что может привести к быстрому истощению. Отношение к школе положительное. | Повышенная тревожность. Работоспособность оптимальная. Нагрузки соответствуют возможностям ребенка. Отношение к школе положительное | Преобладание положительных эмоций. Оптимальная работоспособность. Положительное отношение к школе |
Уровень адаптации | достаточный | достаточный | частичный |
Рекомендации : (Примечание) | Необходима консультация с родителями о нормализации темпа деятельности, режима труда и отдыха ребенка. | Мама Маши серьезноо занимается здоровьем Маши, выполняет все рекомендации учителя и психолога. | Развитие речи — доп.занятия с учителем. Развитие логического мышления — занятия с психологом. |
Фамилия, Имя ребенка | С. Ксюша | Б. Саша | Р. Максим |
Экспертная оценка учителя | Не усваивает школьную программу. Не принимает учебную программу, имитирует уч.действия, не развито логич.мышление, неустойчив. интерес к учебе, скудн.представления об окр.мире, плохо развита мелкая моторика. | Не усваивает школьную программу ( темп прохождения учебного материала не соответствует темпу его усвоения) | Усваивает школьную программу частично-делает только то, что хочет и когда есть настроение. Часто бывают истерики. |
Опрос родителей | имеют место функциональные нарушения. | признаки повышенной тревожности | Имеют место функциональные нарушения, признаки повышенной тревожности. |
Диагностика детей | Преобладание отрицательных эмоций, повышенная утомляемость, отвлекаемость, характерно застревание на эмоц-х переживаниях. Компенсируемое состояние усталости. Преобладает тревога. Отношение к школе положительное. | Преобладание отрицательных эмоций. Высокая тревожность Ребенок работает на пределе своих возможностей. Амбивалентное отношение к школе. | Преобладание отрицательных эмоций. Повышенная тревожность. Амбивалентное отношение к школе. |
Уровень адаптации | недостаточный | недостаточный | частичный |
Рекомендации : (Примечание) | Маме рекомендованы консультации невролога и логопеда. 2 раза в неделю занятия со шк. психологом- развитие логич.мышления и мелк.моторики. | Саша занимается 3 раза в неделю с логопедом и дефектологом. Наблюдается шк.психологом. Возможно, мальчику потребуется смена образовательного маршрута. | Максим наблюдается у невролога,посещает групповые занятия на Чапыгина 13. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сводная таблица результатов ИТОГОВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ 3 класс
Данная таблица позволяет наглядно увидеть какого уровня достиг тот или иной ученик….
Сводная таблица результатов ИТОГОВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ 4 класс
В такой таблице наглядно видно какого уровня достиг тот или иной ученик….
Сводные таблицы проверки диагностических работ в 1 классе
Сводные таблицы диагностических работ позволят отслеживать освоение программы. Предназначены для 1 класса по программе «Начальная школа XXI века». …
Сводная таблица результатов ИТОГОВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ 1 класс
Надеюсь, что данная таблица пригодится учителям….
Сводная таблица оценивания УУД учащихся
Сводная таблица оценивания УУД учащихся….
Сводная таблица результатов ИТОГОВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ 2 класс
Данная таблица позволяет наглядно увидеть какого уровня достиг тот или иной ученик….
Конспект урока по теме «Сводная таблица умножения» (УМК «Школа России», 3 класс)
Цели деятельности учителя: закрепление знания таблицы умножения и деления у обучающихся; умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы.Планируемые результаты:Предметные:з…
Поделиться:
Магистерская программа по коучингу, психологии и бизнес-консультированию — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
«Психоаналитическое исследование было вынуждено заняться также сексуальной жизнью ребенка, а именно потому, что воспоминания и мысли, приходящие в голову при анализе симптомов (взрослых), постоянно ведут ко времени раннего детства. То, что мы при этом открыли, подтвердилось затем шаг за шагом благодаря непосредственным наблюдениям за детьми». З. Фрейд
Теория психоанализа с ее акцентом на бессознательные и сознательные процессы, уходящие своими корнями в прошлое, предполагает рассмотрение сексуальности через призму инфантильных (детских) воспоминаний и переживаний. Практика психоанализа ориентирована на выявление истоков возникновения симптомов заболевания взрослых людей, психические расстройства которых чаще всего соотносятся с их подавленной сексуальностью. Но понять истоки этого явления немыслимо без раскрытия травматических ситуаций, страхов и переживаний, имевших место в детстве и, возможно, возникших на начальных стадиях психосексуального развития ребенка.
Первой из них является оральная (ротовая). В этой фазе развития сексуальная деятельность ребенка тесно связана с принятием пищи, поэтому ее можно назватьтакже каннибальной. Данная фаза развития характеризуется поглощением пищи или сосанием груди, а также других частей тела, например пальцев рук и ног.
Вторая фаза прегенитальной сексуальной организации — анальная. Здесь основную роль эрогенной зоны начинает играть анус (задний проход). Ребенок получает удовольствие от раздражения слизистой оболочки ануса. Он не желает очищать свой кишечник насильно, когда его сажают на горшок, но испытывает сладостные ощущения, когда испражняется по собственному желанию. Он делает свои «большие дела», когда сам этого захочет, и там, где хочет. Анальную фазу Фрейд назвал еще садистской, или садистско-анальной, организацией. Эта фаза включает в себя наслаждение ребенка от задержек кала и освобождения кишечника в самый неподходящий для родителей или воспитателей момент. Например, к родителям пришли гости, а их ребенок перепачкал свою одежду и с удовольствием играет с тем «подарком», который он преподнес сам себе.
В рамках анальной фазы развития возникает амбивалентное (двойственное) отношение ребенка к своей собственной деятельности, которое пронизывает собой всю сексуальную жизнь. Ребенок проявляет активность, связанную с овладением продуктами своей деятельности, и в то же время анус является органом пассивного характера. Продукты его деятельности являются частью его самого и в то же время становятся чем-то внешним. Они воспринимаются им самим как приятный «подарок» родителям и воспитателям, но оказываются чем-то таким, что вызывает брезгливость и ассоциируется с грязью в глазах последних. Подобная амбивалентность приводит к тому, что у ребенка могут возникать зародыши внутренних конфликтов между удовольствием и стыдом, садистскоанальной деятельностью и страхом. В свою очередь, все это может привести к кишечным расстройствам, оказывающим влияние на характер последующих симптомов невротических заболеваний. Временной период анальной фазы психосексуального развития ребенка — приблизительно от двух до пяти лет.
В понимании Фрейда, ранний расцвет инфантильной сексуальности приходится на период детства от двух до пяти лет. С трехлетнего возраста сексуальная жизнь ребенка очевидна и не вызывает сомнений. В это время у него начинают вызывать интерес гениталии, наступает период инфантильной мастурбации. У ребенка наблюдается предпочтение в выборе отдельных лиц и более нежное отношение к одному из полов. Ребенок может проявлять агрессивность, выражать чувство ревности. Его сексуальное исследование сопровождается переходом от аутоэротизма, то есть ориентации на собственное тело, к различению и выбору другого сексуального объекта и иной сексуальной цели.
В процессе своей исследовательской деятельности ребенок обращает внимание на гениталии. Интерес к гениталиям и пользование ими ведет к инфантильной генитальной организации. Она отличается от взрослой тем, что для детей, как мальчиков, так и девочек, важное значение приобретают только гениталии мальчиков. При этом существует примат не гениталий как таковых, а фаллоса, как символического представителя мужского полового органа.
В этой фазе отчетливо проявляется сексуальное любопытство ребенка, наблюдаются эксгибиционистские, то есть связанные с разглядыванием и подглядыванием, тенденции, а также агрессивные действия. Если в рамках анальной фазы развития наблюдается противоположность между активным и пассивным, то в период фаллической фазы развития противоположность сводится к наличию или отсутствию пениса, то есть к кастрации. Именно фаллическая фаза развития связана с кастрационным комплексом, и именно в этот период у ребенка возникают различного рода переживания, сопровождающиеся чувством страха, что впоследствии может привести к возникновению невротических симптомов.
В возрасте примерно с шести до восьми лет у ребенка наблюдается спад в сексуальном развитии. Этот период психосексуального развития детей Фрейд называет латентным (скрытым). Перед наступлением латентного периода, в течение которого сексуальная жизнь ребенка не прерывается, а характеризуется некоторым затишьем, большинство переживаний подвергается инфантильной амнезии. То есть забыванию, в результате которого первые годы жизни как бы выпадают из памяти. На протяжении всего латентного периода ребенок научается любить других лиц, находящихся рядом с ним и помогающих ему удовлетворить его потребности. Недостаток нежности со стороны родителей, особенно матери, сказывается на его чувствительности по отношению к другим людям. Переизбыток родительской нежности делает ребенка избалованным, неспособным в дальнейшей жизни отказаться от родительской любви. Ненасытность в требовании родительской нежности становится одним из признаков будущей нервозности. Латентный период примечателен в том отношении, что в это время у ребенка наблюдается присоединение сексуальных компонентов к социальным чувствам: в его жизнь включаются нравственные требования, оказывающие позднее воздействие на образование сексуальных ограничений. На протяжении этого периода в психике ребенка накапливаются силы, предназначенные для сдерживания сексуального влечения. Их накопление осуществляется посредством перверсных сексуальных переживаний и благодаря воспитанию ребенка.
Таковы представления Фрейда о сексуальном или, точнее, о психосексуальном развитии ребенка. В процессе этого развития не исключены различного рода фиксации, то есть задержки на той или иной фазе, что сказывается на сексуальной жизни взрослого человека. Возможна также регрессия, то есть возвращение к инфантильной сексуальности, к различным фазам ее развития. Все это может вести к отклонению от сексуальной деятельности взрослых, связанной с деторождением. Фактически извращения, перверсии взрослых оказываются не чем иным, как проявлением инфантильной сексуальности, вызванной к жизни предшествующими фиксациями или регрессиями. На основании своих представлений об инфантильной сексуальности Фрейд выдвинул предположение, что формирование характера человека тесно связано с прегенитальными фазами развития. В работе «Характер и анальная эротика» (1908) он провел параллели между анальной сексуальностью и такими чертами характера человека, как аккуратность, бережливость, упрямство. Аккуратность рассматривалась им не только как физическая чистоплотность, но и как добросовестность в исполнении различных, в том числе и мелких обязательств. Бережливость — как доходящая до крайности и превращающаяся в скупость. Упрямство — как нечто такое, что способно перейти в упорство, к которому присоединяется на склонность к гневу и мстительности. Все эти три свойства расценивались Фрейдом как тесно связанные между собой составляющие одного целого, уходящего своими корнями в детство человека. Люди, обладающие подобными свойствами, относились, с его точки зрения, к той категории грудных младенцев, которые имели обыкновение не опорожнять кишечник, если их сажали на горшок, поскольку акт дефекации и задерживание стула доставляли им удовольствие. По мере их инфантильного развития часть сексуальной деятельности подверглась отклонению от половых целей и направилась в сторону задач иного рода. Этот процесс отклонения от первоначальных сексуальных целей на социально приемлемые Фрейд назвал сублимацией. Аккуратность, бережливость и упрямство как раз и представляют собой, на его взгляд, постоянные продукты сублимированной анальной эротики.
Размышления Фрейда о сексуальном развитии ребенка вызвали резкую критику со стороны тех, кто усмотрел в них некий пасквиль на невинное детство. Психоаналитические представления о фазах сексуальной организации жизни вызвали неоднозначное отношение и среди ученых, которые (с учетом эмпирических данных, полученных в ходе этнографических, медицинских и психологических исследований) выявили иные возрастные периоды сексуального развития детей. Однако если первоначальная реакция на соответствующие взгляды Фрейда об инфантильной сексуальности характеризовалась резким их неприятием, сопровождавшимся моральным осуждением, особенно со стороны педагогов, то со временем отношение к психоаналитической теории сексуального развития человека изменилось.
Специалисты в различных областях естественнонаучного и гуманитарного знания стали более основательно подходить к вопросу о детской сексуальности. Это не означает, что идеи Фрейда получили всеобщее признание. Скорее напротив, они вызвали потребность в переосмыслении их. Однако в ходе их переосмысления, часто довольно критического и продуктивного, многие исследователи подтвердили правомерность по крайней мере двух выдвинутых Фрейдом психоаналитических положений. Во-первых, генитальное действительно не покрывает собой полностью сферу сексуального. Во-вторых, сексуальная организация жизни взрослых самым тесным образом связана с психосексуальным развитием ребенка и, следовательно, для понимания тех или иных отклонений в сексуальности взрослого человека, а также его психических заболеваний следует обратиться к изучению его детства.
Фрейд инициировал дальнейшие исследования в области изучения сексуальности человека. В рамках психоанализа и за его пределами вносились уточнения в содержание понятия инфантильной сексуальности. Проводились научные исследования с целью выявления периодов или фаз психосексуального развития в детском и юношеском возрасте.
Так, К. Абрахам в рамках оральной стадии развития выделил две фазы: одну, связанную с желанием ребенка сосать; другую — с его желанием кусать. Дж. Садгер рассмотрел уретральную (уретра — проток, по которому моча выводится из мочевого пузыря) фазу, связанную с удовольствием, получаемым ребенком при мочеиспускании. С точки зрения М. Малер, в начальном периоде жизни ребенка можно выделить такие фазы, как аутическая, характеризующаяся отчуждением, отделением ребенка от матери, и симбиотическая, характеризующаяся единением, близостью между ребенком и матерью.
Если Фрейд уделял основное внимание рассмотрению эдипова комплекса, про являющегося на фаллической фазе инфантильной сексуальности и лежащего в основе возникновения психических расстройств, то многие психоаналитики стали исследовать более ранние фазы психосексуального развития ребенка. Д. Винникотт, М. Кляйн, М. Малер, Р. Шпиц, Х. Кохут и другие обратились к изучению доэдиповых связей между ребенком и матерью. Они исследовали влияние материнских отношений на начало жизни ребенка, вредные последствия разлучения маленьких детей с матерью, роль регрессивных процессов в детской психике.
Рассмотренная Фрейдом зависимость между анальной эротикой и специфическими чертами характера (анального характера) человека также подверглась дальнейшему изучению и осмыслению.
Одни психоаналитики попытались более подробно, чем это сделал Фрейд, раскрыть особенности анальной эротики, оказывающей влияние на формирование характера человека. В частности, Э. Джонс рассмотрел анальноэротические черты двух типов характера. Для первого типа характера свойственны раздражительность, мелочность, властолюбие, упрямство; для второго — решительность, упорство, деловитость, надежность, любовь к порядку.
Другие психоаналитики выдвинули иное представление о типах характера. Так, В. Райх провел различие между генитальным и невротическим характером человека. В рамках невротического характера он выделил истерический (фиксация в генитальной стадии инфантильного развития со склонностью к инцесту), компульсивный (основанное на анальном эротизме преувеличенное чувство порядка и педантизма) и фаллически-нарциссический (защита от регрессии к анальной стадии путем чрезмерной самоуверенности, высокомерия, хвастовства) типы характеров. В свою очередь, Э. Фромм исходил из того, что основу характера составляют не различные типы прегенитальной сексуальной организации, а специфические отношения личности с миром, проявляющиеся в процессах ассимиляции (овладение вещами) и социализации (взаимодействие с людьми). В соответствии с этим он различал типы характера, связанные с рецептивной (усматривающей источник всех благ жизни вовне, ноне проявляющей активности), эксплуататорской, стяжательской и рыночной ориентациями человека. Надо сказать, что по мере развития психоанализа Фрейд вносил добавления и исправления в различные свои теории. В 1905 году, когда он выдвинул психоаналитические представления о прегенитальной и генитальной фазах сексуальной организации жизни ребенка, у него имелись лишь смутные представления об инфантильной генитальной организации. Несколько лет спустя особое внимание Фрейд уделил роли фаллоса и эдипова комплекса в психосексуальном развитии детей. На начальном этапе развития психоанализа Фрейд рассматривал прегенительную организацию сексуальности, выделив оральную и анальную фазы развития.
К списку статей по Коучингу и бизнес-консультированию
К списку статей по Клинической парадигме менеджмента
К списку статей по Истории и теории психоанализа
К списку статей А. В. Россохина в журнале «Psychologies»
Почему студенты должны быть двойственными?
«Я люблю своих родителей, но их чрезмерная осторожность сводит меня с ума». Это утверждение может вызвать поток подобных мнений, которые мы часто слышим. Множество таких мыслей посещают наши занятые умы каждый день. Вспомните ситуацию, когда нам нужно было решиться пригласить на вечеринку друга, который мог быть менее популярен среди других наших друзей.
Пять самых дешевых колледжей в США…
Пожалуйста, включите JavaScript
Пять самых дешевых колледжей в США
Или последний раз, когда вы часами сидели, приклеившись к экрану компьютера, выбирая новое платье для особого случая. Несмотря на то, что мы склонны делать выбор, мы колеблемся, потому что обнаруживаем, что полны противоречий. Эта двойственность наших наклонностей является нашей амбивалентностью по отношению к конкретной ситуации или объекту установки.
Прежде чем мы подойдем к вопросу «Почему студент должен быть амбивалентным?», давайте рассмотрим концепцию амбивалентности.
Table of Contents
Исследования и разработка концепции амбивалентности:Оксфордский словарь английского языка описывает амбивалентность как «имеющий смешанные чувства или противоречивые представления о чем-то или о ком-то». жизнь в целом и положение объектов в частности формируются нашим опытом.
Когда большая часть этих переживаний получена из первых рук, во многих случаях нам трудно составить определенное мнение, поскольку другой опыт противоречит нашему предыдущему мнению. Наличие как положительных, так и отрицательных наклонностей к объекту отношения естественно в период взросления.
Факторы, определяющие наш выбор, часто больше всего влияют на нас в дальнейшей жизни. Степень амбивалентности в течение нашего взросления также определяет наши когнитивные способности принятия решений и нашу личность в целом.
Понятие амбивалентности впервые было изучено швейцарским психологом Ойгеном Блейлером и введено в употребление в 1910 году, а к 1929 году оно было признано в более широком смысле.
Подробнее: Дежавю поможет выиграть за границей
Более поздние исследования амбивалентности установок были направлены на понимание результатов сохранения установки неопределенности по отношению к широкому кругу объектов установки и ее влияния на поведение, личность, отношения, принятие решений и т. д.
Многие недавние исследования связывают амбивалентность с когнитивным диссонансом и психологическим дискомфортом при принятии решений и связывают его с аверсивным поведением. Однако многие исследования доказали, что коррекция вредных привычек наиболее эффективна у лиц с амбивалентным отношением.
Усиленное сотрудничество и конструктивные межгрупповые отношения, скорее всего, будут процветать между амбивалентными людьми. Человек с амбивалентным отношением более адаптивен перед лицом угрозы идентичности и может более взвешенно и реалистично реагировать на неблагоприятные группы и ситуации.
Унивалентность и амбивалентность:Социологи и психологи расходятся во взглядах на амбивалентность установок. В то время как некоторые считают, что неопределенность отрицательно влияет на личность человека в целом, многие считают ее эффективным адаптивным механизмом, помогающим преодолевать угрозы личности человека в неблагоприятных ситуациях.
Наличие четкого и строгого мнения об объекте установки может быть привлекательным и часто связано с понятием «познание себя»; однако обычно это оставляет мало места для того, чтобы быть открытым для событий, которые в противном случае могли бы быть полезными.
Например, учащийся, который должен подать заявление о приеме после школы, может опасаться покидать дом, несмотря на то, что он хорошо учится. В данном сценарии острые ощущения и ожидания от новой школы и смены места жительства будут привлекать и влиять на человека с амбивалентным отношением, человек с унивалентным отношением, скорее всего, поддастся своим опасениям.
Подробнее: Можете ли вы стать Incel, если вы учитесь за границей?
Таким образом, у амбивалентного ученика, скорее всего, разовьются следующие качества, которые сведут к минимуму масштабы роста:
- Ригидность : Амбивалентное отношение к объекту установки связано с переживаниями, глубоко укоренившимися в психике учащегося. индивидуальны и их трудно изменить.
- Близорукость: Человек с амбивалентным отношением уже сделал выбор и сформировал жесткое мнение. Не оставляя места для рассмотрения других взглядов.
- Упрямство: Чтобы защитить и сохранить природу, склонность , положительная или отрицательная, требует стойки. Эта склонность, когда ее подвергают сомнению или исследуют, часто встречает сильную защиту.
- Своеволие: Амбивалентное отношение к объекту отношения часто приводит к агрессивному отстаиванию позиции.
Несмотря на то, что ученик с амбивалентным отношением к объекту установки воспитывает как положительные, так и отрицательные наклонности, он будет более:
- Гибкость : Неуверенный человек с большей вероятностью примет во внимание мнение, отличное от его/ее собственного.
- Непредубежденность: Человек, который верит во все аспекты объекта отношения, более открыт для идей, опыта и мнений.
- Адаптация: Амбивалентное отношение к объекту отношения скорее дает максимальное количество возможностей исходов, среди которых человек может легко выбрать наилучший.
- Осторожность: Осознание множественных результатов возможной склонности, вероятно, сделает человека с Человека с амбивалентным отношением более осторожным при выборе.
У всех нас двойственное отношение ко многим объектам отношения в нашей жизни. От рассвета до заката большинство «легких» выборов определяется однозначным отношением к объекту отношения. Однако варианты становятся «трудными», когда закрадывается наша амбивалентность.
Как справиться с амбивалентным отношением?Наличие двух противоречивых чувств по отношению к объекту отношения, несомненно, требует нервов и может поставить перед выбором серьезную дилемму. Лучший способ справиться с амбивалентностью — отрицать «конфликт» в отношении.
Имея дело с «жестким» вариантом, мы должны обозначить две крайности наших склонностей. Каждый противостоял другому. Это создает плоскость конфликта, и нам становится трудно склоняться к какой-либо из этих крайностей. Однако, если мы отрицаем этот конфликт и рассматриваем обе высоты как часть полного объекта установки, нам, несомненно, будет легче сделать свой выбор.
Давайте рассмотрим утверждение: «Я люблю курить, но это вызывает рак». Это заявление, сделанное заядлым курильщиком, несмотря на то, что оно подчеркивает сознательное наблюдение неминуемой гибели, с меньшей вероятностью поможет курильщику принять правильное решение бросить курить.
Поскольку это утверждение помещает объект установки курения в две крайности, но не может представить объект установки во всей его полноте. Это маловероятно, что человек сделает корректирующий выбор отказа от курения; однако, если объект установки помещен в плоскость, в которой нет места конфликта, а именно. «Я люблю курить, и это вызывает рак». Человек, отрицающий конфликт, с большей вероятностью сделает правильный выбор.
Амбивалентность — атрибут; если натура бесконфликтна, может быть наиболее эффективным методом осознанного выбора.
Как амбивалентность придает подросткам силы — Средняя школа Монтессори Роудстед на Хэмптон-Роудс
Это мой лучший друг; Я так сильно ненавижу этого парня
Мои учителя самые лучшие; мои учителя самые худшие
Мне не терпится поступить в колледж; я не хочу идти в колледж
я красивая; я уродливая
мне так грустно; Я так счастлив
Амбивалентность — признак перехода от детей к взрослым
Мы, взрослые, часто расстраиваемся при общении с подростками, потому что воспринимаем их как непоследовательных, противоречивых, сбитых с толку, эмоционально нестабильных и т. д. Этот опыт способствовал многим стереотипы (или, может быть, точнее, предрассудки) подростков как эгоцентричных, импульсивных, эгоистичных, избалованных, безрассудных и многие другие негативные ценности социального поведения.
На мой взгляд, эти представления и стереотипы не только совершенно неверны, но и на самом деле вредят нашей способности взаимодействовать с очень важным опытом подросткового возраста: амбивалентностью.
Слово амбивалентность произошло от латинского префикса «ambi» (оба, с обеих сторон, вокруг) и существительного «valentia» (сила). В наш повседневный лексикон оно вошло из работ швейцарского психиатра Эжена Блейлера (1857-1939). Со временем амбивалентность утратила большую часть своего первоначального значения психологического синдрома и стала обычным способом выражения состояния нерешительности.
Мы обычно не думаем об амбивалентности только в отношении подросткового возраста. Однако в этот период наблюдается особая амбивалентность. Когда подростки амбивалентны, они не просто не могут принять решение или сердце. Напротив, амбивалентные подростки сообщают нам из первых рук о том, как они переживают свой глубокий опыт перехода: дети превращаются во взрослых.
В жизни человека бывают и другие великие перемены. Чтобы назвать несколько, мы проходим через собственное рождение, брак, рождение наших детей, профессиональные вехи, старение и смерть. Однако, в отличие от других переходов, подростки довольно долго переживают, что их тянут два «я»: восходящий взрослый и угасающий ребенок. Амбивалентность — это то, что возникает из бесконечной потребности поселить эти два «я» в одном теле. Во взрослой жизни мы можем забыть драму нашего подросткового возраста. Однако воспоминания о выборе, который мы сделали или не сделали, настолько сильны, что остаются с нами (а иногда даже преследуют) до конца жизни.
Итак, если мы осознаем положительную ценность подростковой амбивалентности, мы получим прекрасную возможность стать позитивными спутниками в процессе их взросления. И какова роль амбивалентности в этом процессе? Это сложные переговоры, с помощью которых подростки создают согласие между своим внутренним взрослым и ребенком. Подростки постоянно приглашают нас стать частью этого, когда выставляют нас напоказ своей собственной амбивалентности. Все, что нам нужно сделать, это не подталкивать их к выбору. Наоборот, с большим сочувствием и терпением мы должны направлять их, как дать голос всем участвующим сторонам и как медленно и мягко привести их к соглашению.
Собрание сообщества – урок Монтессори по преодолению амбивалентности
Собрание сообщества в Roadstead представляет собой 60-минутный еженедельный форум, на котором наши ученики и учителя обсуждают вопросы, касающиеся нашей школьной жизни. Дискуссию полностью ведут студенты. Каждую неделю два студента регистрируются в качестве модераторов и протоколистов. Учащиеся должны спросить у модератора разрешения высказаться. Модератор также заботится о том, чтобы все мнения были услышаны и учтены. Ведущий протокол управляет повесткой дня тем и ведет запись обсуждения для следующего собрания. Дискуссии по темам продолжаются до тех пор, пока существуют расхождения во мнениях. Взаимное согласие, а не большинство голосов, является единственным способом завершить тему, поэтому учащиеся должны работать вместе, пока не придут к консенсусу.
Нам потребовалось несколько сессий, чтобы обсудить новую роль в школьной уборке. Я (Эран, директор школы) выдвинул идею о том, что каждую неделю один ученик должен добровольно проверять выполнение всех работ по уборке и назначать тех, кто выполнил свою работу, помогать другим.
Чтобы дать краткий контекст обсуждения, у нас в Roadstead нет профессиональных услуг по уборке. Студенты считают само собой разумеющимся, что они несут ответственность за поддержание чистоты окружающей среды. Они по очереди убирают школу ежедневно и еженедельно. Это наша практика с самого начала программы, поэтому ученики принимают это как факт школьной жизни. Им иногда нравится, а иногда не нравится эта рутина; иногда они считают это ценным, а иногда считают бесполезным. Но они никогда не оспаривают его фактическое существование. Я предполагаю, что это так, потому что задание по уборке было частью нашей программы до того, как они присоединились к нашей школе. В этом смысле они не отличаются от нас, взрослых. Мы также часто склонны воспринимать социальные конструкты как данные природой.
Сначала ученикам не понравилась идея новой роли уборщицы. Одного того, что это исходило от меня, авторитетного взрослого человека, было достаточно, чтобы выглядеть как проблема. Немедленной реакцией было то, что рутина уборки до сих пор шла хорошо, поэтому не было причин вмешиваться в «нормальный» порядок вещей. Одному студенту не нравилось то, что выглядело как роль полицейского и доносчика друг на друга. Другой студент боялся обидеть других, разговаривая с ними слишком агрессивно. Тем не менее, треть не хотела, чтобы другие ученики нянчились с ними. На самом деле я был рад услышать эти три негативные реакции, потому что они показали мне сильное чувство солидарности студентов.
Как обычно бывает с подростками, отрицательные реакции были только отправной точкой. Как только студенты озвучили их, они начали видеть в новой роли привлекательные стороны. Одному ученику понравилась идея, что учителя не будут мешать во время уборки. Это был сильный аргумент. Студентам очень не нравится, когда учителя имеют тенденцию вмешиваться в моменты, когда ученики бездельничают друг с другом во время уборки. Наше присутствие требует, чтобы они безостановочно выполняли задание.
Однако, прежде чем рискнуть открыто поддержать новую роль, студенты хотели убедиться, что она дает реальную возможность улучшить их опыт уборки. Они спросили нас, перестанем ли мы быть какашками на их «уборочных вечеринках». Как только мы ответили, что хотели бы прекратить это делать, пока все студенты делают свою работу, тенденция полностью сменилась на одобрение.
Затем последовал последний вопрос: что делать, если ученики не уважают авторитет сверстников. Учащиеся согласились, что это будет единственной уважительной причиной для вмешательства учителя. С этим соглашением мы почти пришли к консенсусу. Это был почти, но не полный консенсус, потому что один студент все еще настаивал на том, что эта роль не нужна. Это единственное противодействие означало, что нам еще предстояло устранить некоторые препятствия.
Была одна проблема с именем роли. Изначально я предложил назвать эту роль «менеджер по уборке». Все студенты моментально сбили его. Студент в роли менеджера просто означал переход во взрослый лагерь. Тогда я предложил «уборку модератора». Это было встречено менее враждебно, но все же звучало слишком похоже на уже знакомую роль модератора собрания сообщества. В конце концов студенты согласились на «помощника по уборке», который всем показался скорее эгалитарным, чем авторитетным. Студенты также решили присоединить эту роль к одной из существующих ролей уборщика. Этот поступок гарантировал, что помощник по уборке не будет стоять выше других ролей по уборке.
Последний вопрос заключался в том, застрянут ли студенты с этой новой ролью, даже если она им не понравится. Один студент предложил двухнедельный испытательный срок. Я предложил попробовать до конца учебного года, а затем оценить, продолжать ли в следующем учебном году (обсуждение проходило в марте-апреле). После небольшого обсуждения мы, наконец, сформировали следующую формулу: мы дадим помощнику по уборке попробовать в течение следующих четырех недель, а затем снова решим, продолжать ли пробный период до конца учебного года. Единственный студент-противник по-прежнему не поддерживал новую роль, но согласился попробовать.
В этот момент модератор собрания сообщества объявил о консенсусе, и секретарь записал решение в файл.
Жизненный навык видения серой картины
Психолог доктор Кэтлин Фокс рассматривает подростковую амбивалентность как способ уменьшить беспокойство при переходе от детства к взрослой жизни.
«Когда подросток колеблется между противоположными чувствами, установками и поведением по отношению к людям, объектам и целям, он позволяет себе «психологический мораторий», ему нужно попасть из того места, откуда он пришел, туда, куда он направляется».
В случае с общественным собранием я мог ощутить такую двойственность в первоначальном негативном восприятии студентами новой роли. Сначала им пришлось отвергнуть мою идею, потому что она пришла как внешняя сила, которая слишком сильно подтолкнула их к взрослой жизни. Прежде чем рассматривать потенциальные преимущества этого толчка, они должны были убедиться, что это не означает потерю их существующих дочерних привилегий.
Психолог доктор Карл Э. Пикхардт не ограничивается самозащитой от напористых взрослых. Его точка зрения отражает конструктивную силу подростковой амбивалентности.
«Я считаю, что чем старше в подростковом возрасте становится молодой человек, тем больше у него причин для амбивалентности. Отчасти это результат того, что независимый жизненный опыт становится все более смешанным. С наградами приходят риски, с выгодами приходят затраты, с приобретениями приходят потери, с уверенностью приходят неопределенности, с выбором приходят последствия, с преимуществами приходят недостатки, а с хорошими возможностями приходят плохие возможности.
Амбивалентность подростков не следует обескураживать или останавливать; это должно быть принято и использовано.