Баальбек раскопки: Раскопки нового мегалита в Баальбеке

Баальбек, древний город в Ливане: информация, фото и видео

Видео: Баальбек

Содержание

  • История возникновения храмового комплекса
  • Баальбекский храмовый комплекс: внешний вид и особенности архитектуры
  • Святилища
  • Загадки и артефакты Баальбека
  • Три любопытных факта из истории храмового комплекса
  • Как добраться

История возникновения храмового комплекса

Первые ритуальные сооружения на территории Баальбека возникли еще в финикийский период. В городе процветал культ языческого бога солнца – Баала, чье имя и дало название местечку, а также его главной достопримечательности. Традиционный уклад был нарушен Александром Македонским, присоединившим Баальбек к Македонскому царству и положившим начало череде масштабных изменений в его истории и культуре. Так, после смерти великого полководца, город вошел в состав Египта, получив название Гелиополя. Некоторое время спустя египетские владения перешли к римлянам, развернувшим здесь бурную строительную деятельность. На фундаментах бывших финикийских святилищ стали расти гигантские храмы, прославлявшие мощь и величие римских богов, в конечном итоге слившиеся в уникальный храмовый комплекс.

В VII веке Гелиополь захватили арабы, оградив прекрасные античные сооружения каменной стеной и превратив их в военную крепость. К XIX в. необходимость обороны города отпала, а бывшие римские святилища стали потихоньку растаскивать на стройматериалы местные жители. Спасти один из величайших архитектурных памятников древности удалось немецкой археологической экспедиции, прибывшей в Баальбек на раскопки в 1898 году. После кропотливой работы, занявшей несколько месяцев, археологи вернули бывшему Гелиополю его главную достопримечательность, а миру – бесценный исторический объект, на долгие годы ставший предметом научных исследований и споров.

Баальбекский храмовый комплекс: внешний вид и особенности архитектуры

Площадь храмового ансамбля Баальбека принято делить на три части: Полукруглый двор, Гексагон и Большой (Алтарный) двор. Вход в один из самых древних архитектурных комплексов находится в его восточной части. Путешествие начинается с парадной лестницы в месте, ранее бывшим Полукруглым двором, а сегодня представляющем собой лишь скопление каменных обломков. Пройдя через некогда величественные пропилеи, турист попадает в Шестиугольный двор или Гексагон. Когда-то просторную площадку украшала колоннада, а в ее центре находился алтарь, вмещавший в себя около 230 статуй богов римского пантеона. Сегодня здесь можно найти лишь намек на бывшую алтарную часть и часть стены, окружавшей зал.

Самый большой двор баальбекского ансамбля – Алтарный – занимает около гектара всей площади. Из 84 колонн, стоявших по его периметру, сохранилось лишь несколько. Не выдержали проверку временем и галереи. Центральной фигурой двора является кубический алтарь (рядом находится второй алтарь, более скромных размеров). Здесь же можно увидеть правильные углубления в террасе, бывшие ранее ритуальными бассейнами.

Святилища

На территории одного из самых загадочных ритуальных комплексов планеты располагалось сразу несколько святилищ:

  • храм Юпитера;
  • храм Вакха;
  • храм Венеры.

Кроме того, со времен мусульманского нашествия здесь сохранились останки древней арабской крепости, минарета и Большой мечети.

Строительство храма Юпитера осуществлялось предположительно в эпоху правления императора Нерона. Масштабное сооружение размером 90×50 м было выполнено в виде традиционной античной конструкции, поддерживаемой 20-метровыми колоннами. Шлифованные монолиты, послужившие основой здания, имели по-настоящему фантастические размеры. Например, вес гранитного блока над входом в так называемую камеру царя превышает 90 тонн, при этом вес плит храмового основания исчисляется уже сотнями и тысячами тонн.

К сожалению, здание не выдержало многочисленных войн и разрушительных ливанских землетрясений. В результате, вместо некогда великолепного храма, сегодня можно наблюдать лишь его основание да часть уцелевшей колоннады. Добраться до святилища можно по каменным ступеням, расположившимся напротив главного алтаря Большого двора.

Храму Вакха (второе название – храм Меркурия) повезло больше. Здание не только сохранило презентабельный внешний вид, но и часть внутренней отделки. Например, поднявшись по ступеням в центральную часть помещения, можно увидеть резной алтарь. А если добраться до закрытого внутреннего зала, то в нем обнаружится ритуальная комната размером 27×23 м, в которой предположительно располагалась статуя древнеримского бога Бахуса.

По периметру храм окружен галереей из 19-метровых колонн, ровно в полтора раза превышающих высоту колонн в греческом Парфеноне. Безусловно, часть архитектурных элементов святилища была безвозвратно утрачена, что нисколько не мешает воображению воссоздать подлинный и полный образ грандиозного сооружения.

Храм Венеры (по некоторым сведениям храм назван в честь богини удачи Фортуны) несколько отдален от основной части комплекса и отличается необычной конструкцией в виде подковы. Невзирая на сравнительно скромные размеры, внутренний зал святилища достигает почти 9 метров в диаметре.

Помимо легендарных храмовых построек, есть в Баальбеке и места, скрытые от посторонних глаз. К ним можно отнести местные подземелья, берущие свое начало с юго-восточной стороны платформы и заканчивающиеся под святилищем Юпитера. Есть мнение, что эти импровизированные катакомбы появились в Баальбеке еще до грандиозной римской застройки. Наличие окон в тоннелях дает возможность предполагать, что ходы были обитаемы. Учитывая специфику культа, связанного с поклонением Ваалу, остается только догадываться, кто именно коротал свои дни в мрачных коридорах…

Загадки и артефакты Баальбека

Как ни странно, но с точки зрения археологии, главную ценность Баальбека составляют отнюдь не его храмы, а монолитное основание комплекса или так называемая терраса со стороны храма Юпитера. Именно в этой части ансамбля находится легендарный Трилитон Баальбека – три мегалита в кладке фундамента по 800 тонн каждый. Интерес к этим исполинским плитам вызван тем, что в эпоху Древнего Рима, к которой принято относить строительство баальбекских святилищ, способов транспортировки мегалитов таких размеров еще не было.

Противоречивый факт дал повод к появлению всевозможных гипотез относительно способов перемещения плит. Кто-то из исследователей заявил, что к строительству храмового комплекса в Баальбеке приложила руку инопланетная цивилизация, кто-то считал более адекватной версию использования сверхмощной техники, которая впоследствии была утрачена человечеством. Были извлечены на свет и древние библейские сказания, согласно которым Баальбек был построен Нимродом – одним из ветхозаветных царей, водившим дружбу с титанами. Именно великаны и доставили сюда неподъемные мегалиты, после чего навлекли на себя гнев божий и были уничтожены всемирным потопом.

Несмотря на сенсационность подобных заявлений, официальных доказательств присутствия на территории древней Финикии внеземных и мифических существ пока нет. При этом гиды, проводящие экскурсии в храмовом комплексе Баальбека, не упускают возможности обратить внимание туристов на лестничные ступени, ведущие к храму Юпитера. Массивные каменные плиты явно не соответствуют ширине шага обычного человека, а рассчитаны на существ более высокого роста. Добавьте к этому выдающиеся размеры храмовых колонн, не имеющих аналогов в мировой архитектуре, и получите наглядную картину гигантского святилища для сказочных великанов.

На размышления наводят и небольшие углубления, выдолбленные в толще каменных плит террасы. Появление непонятных отверстий можно было бы объяснить их использованием в качестве гнезд для металлических захватов, с помощью которых могли перемещаться блоки. Однако это предположение можно считать несостоятельным уже потому, что далеко не все плиты «украшены» дырами. В частности, на мегалитах Трилитона гнезда практически отсутствуют. Впрочем, некоторые исследователи считают, что прямоугольные отверстия могли служить и совершенно иным целям. Например, быть креплениями для факелов во время служб, а также вместилищем праха ритуальных жертв.

Еще один странный артефакт Баальбека – Южный камень или по-арабски Хаджар эль-Хубла (в переводе «камень, отторгнутый от материнского массива»), найденный в ближайшей каменоломне на расстоянии 900 м от ансамбля. Гладкая мегалитическая глыба считается одним из самых больших камней в мире, обработанных человеком. Вес плиты оставляет 1000 тонн, а длина около 20 м. Впоследствии в каменоломне была найдена еще пара мегалитов, вес которых значительно превышал вес Южного камня. Глыбы, гладкая отшлифованная поверхность которых недвусмысленно намекает на человеческую деятельность, представляют собой одну из величайших мировых загадок. Чтобы сдвинуть с места такие масштабные предметы потребовалось бы несколько десятков тысяч человек, но разместить такое количество рабочих на столь незначительной территории, а тем более сделать их действия слаженными – абсолютно невозможно. И пока современные версии о появлении Хаджар эль-Хубла находятся на стадии недоказанных предположений, фантастический артефакт продолжает оставаться приманкой для туристов, а также искателей необычных фонов для селфи.

Три любопытных факта из истории храмового комплекса

  • Первые туристы появились в Баальбеке в XVI веке. Как правило, это были богатые путешественники, прослышавшие о великолепии местного храмового ансамбля.

  • Во дворе комплекса можно встретить монолиты с высеченной на них аббревиатурой IOMN, что расшифровывается как Iuppiter Optimus Maximus Heliopolitanus – Высочайший и Величайший Юпитер Гелиополиса.

  • Во время раскопок несколько фрагментов храма Юпитера были вывезены в Германию. Увидеть их сегодня можно в Пергамском музее Берлина.

Как добраться

Античные храмы Баальбека настолько велики, что видны из любой точки города. А поскольку бывший Гелиополь – маленький город, то и добраться до его главной достопримечательности можно пешком, на всякий случай, уточнив у местных жителей наиболее короткий путь.

Смотрите также: Анды, Барбадос, Бруней, Оман, Попаян, Тобольск, Пещера Арени, Балтийское море

Пингвинопитек посетил Баальбек. Александр Соколов о поездке в Ливан

Редакция портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ только что вернулась из поездки в Ливан, где вела съёмку известных памятников древности и даже проводила онлайн-трансляции для подписчиков ВК (совместно с Лабораторией Научных Видео). Как припарковаться в Бейруте и не замёрзнуть в Баальбеке? Откуда тащили каменные блоки для храма Юпитера и как их стыковали между собой? Куда топать по мокрому снегу в солнечном Ливане? Почему одни мегалиты показывают туристам, а вокруг других устроили свалку?

Редактор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ отвечает на вопросы корреспондента XX2 века:

XX2 ВЕК. Александр, когда вы только собирались в Ливан, вам говорили, что там довольно опасно?

Александр Соколов. Говорили. Но по нашим ощущениям, в Ливане не более опасно, чем в любой другой незнакомой стране. Да, на улицах видишь вооружённых военных, на перекрёстках нередко стоят БТР.

Вооружённый солдат в Баальбеке.

Но то же самое видели мы в Египте, и там контроль перемещения по стране гораздо более жёсткий. В Ливане у нас ни разу не проверили документы.

Бронетехника в Триполи.

Пару раз просили не фотографировать, когда мы наводили камеры на что-нибудь военное. Местные жители, как правило, очень доброжелательные. Один раз мы видели потасовку двух мотоциклистов. Один раз наткнулись на какую-то демонстрацию: стоят люди с флагами, сложили на шоссе покрышки и подожгли.

Демонстрация недалеко от Бейрута. Горит дорога.

В Баальбеке на каждом столбе висит агитация Хезболлы. Но нас ни разу никто не пытался даже пальцем тронуть. В Египте порой было слегка стрёмновато. Помню, в египетском Асуане в нашу сторону прилетел камень от местных ребятишек. В Ливане мы гуляли в разных городах, в не особо туристических местах. Никаких проблем, никаких косых взглядов.

Георгий Соколов в Бейруте у Голубиных скал.

XX2 ВЕК. Насколько знаю, вам вообще много наговорили про Ливан до вашей поездки. Что из этого подтвердилось?

А. С. Да, нам давали советы, в том числе знающие люди, даже живущие в Ливане. От них мы узнали, что:
— без официального разрешения могут быть проблемы со съёмкой объектов,
— мобильный интернет совсем плохой, онлайн-трансляцию вести не удастся, «забудьте про это».
— в Баальбеке негде ночевать! Нет приличных отелей,
— в любом случае 2 дня в Баальбеке делать нечего!
— это же горы, ночью там страшный холод, и нет отопления. 4 одеяла не спасут! Не ночуйте там!
— в Баальбеке опасно, не ездите туда одни! Это горы, там «разборки местных группировок» (терпеливо объяснял нам один знаток уже в Бейруте, в салоне сотовой связи).

Александр и Георгий Соколовы в Бейруте у Голубиных Скал.

В итоге разрешения на съёмку у нас не спрашивали ни разу (единственное место, где нельзя было снимать — это пещера Джейта, но там снимать нельзя никому, и на входе все должны сдать технику, включая телефоны). В крепости в Триполи смотрители вежливо поинтересовались, не журналисты ли мы. Нет? Ну, тогда всё в порядке, извините за беспокойство. Всё, что хотели, мы отсняли совершенно спокойно.

На улице Триполи.

Вайфай в отелях действительно скверный, а мобильный интернет дороговат, но вполне сносного качества. И трансляцию нам удалось провести везде, где мы это планировали (спасибо Лаборатории Научных Видео!).

Александр Соколов и Виталий Краусс (Лаборатория научных видео) ведут трансляцию из Баальбека.

Отель в Баальбеке совсем неплох. С хорошим видом с балкона. Правда, утром его наводнили шумные гаремы каких-то паломников, но разве нас этим напугаешь?

1-й день у нас ушёл на осмотр храмового комплекса, 2-й — на каменоломни, и снова на храмы (чтобы всё отснять как следует).
В Баальбеке было прохладно, и временами шёл дождь, но никто не простудился, не заболел, хватило самого обычного отельного одеяла и кондиционера, включённого на обогрев.
И никакие «местные группировки» нам не встретились. Встретились туристы и вполне обычные ливанцы.

XX2 ВЕК. Так что, никаких полезных советов вам не дали?

А. С. Ну почему. То, что пишут про бейрутские пробки, проблемы с парковкой и «ливанский» стиль вождения (поворотники не включать, постоянно сигналить и т.п.) — правда. Парковка в Бейруте это вообще искусство. На парковке есть специальный человек — парковщик, которому ты отдаёшь ключи от машины, а он её втискивает в какой-нибудь угол, чтоб занять минимум площади.

XX2 ВЕК. Вы ведь перед этим посещали Израиль. Говорят, что после этого в Ливан не пускают…

А. С. Да, и тут один простой лайфхак, которому меня научили. При въезде в Израиль попросить у пограничника не ставить печать в паспорт. И он не ставит, штампует только бумажку-вкладыш, которую у меня потом забрали при выезде. И с таким «девственным» паспортом я спокойно въехал в Ливан.

XX2 ВЕК. А теперь немного о научно-популярной стороне вашего путешествия. На второй день поездки вы отправились в Баальбек. Какое впечатление произвёл на вас этот древний город?

А. С. Кое-что я уже начал рассказывать. Это небольшой и уютный городок в горах, действительно очень древний. Даже в водоёме с лебедями, расположенном напротив нашего отеля, виднелись развалины какого-то древнего храма.

Я хорошо знал, что в Баальбеке находится огромный храмовый комплекс римской эпохи, много раз видел его на фотографиях, но всё равно впечатление очень сильное. Хотя храм Юпитера стоит в реставрационных лесах, поэтому во всей красе шесть его огромных колонн не удалось увидеть.

Храм Бахуса в Баальбеке.

Когда по лестнице поднимаешься на эту террасу, то видишь, что там всего много и что всё очень большое. Лучше всего сохранился храм Бахуса, он поменьше чем «Юпитер», но тоже огромен и величественен. А если представить, каким он был когда-то, во всём великолепии, с колоннами и статуями, раскрашенный, покрытый бронзой и золотом (как пишут)… Вот это было зрелище! Конечно, многое было разрушено или перестроено с тех пор. На Баальбеке отразился переход к христианству, здесь была построена базилика, потом пришли мусульмане, потом крестоносцы, которые сделали из храмового комплекса крепость, потом опять мусульмане. Ещё в древности Баальбек сотрясали землетрясения. Вероятно, храмы избежали полного разрушения благодаря опорной стене, препятствующей оседанию холма, на котором всё расположено. Огромные блоки, из которых состоит стена — предмет внимания любителей «альтернативной истории», ведь древним людям было не под силу ворочать такое! Храмы явно построили на посадочной площадке космических кораблей. Особенно впечатляет «трилитон» — три блока по 800 тонн каждый.

Трилитон в Баальбеке — три огромных известняковых блока в подпорной стене.«Южный камень» — незаконченный каменный блок в древних каменоломнях Баальбека. Слева ниже — второй каменный блок, самый крупный (найден в результате раскопок 2014).

Однако в каменоломне, находящейся в 900 метрах от храмов, лежит 3 недовырубленных блока, со следами от обычных кирок. Эти камни ещё крупней. Самый большой, найденный в результате раскопок 2014 года, весит около 1600 тонн. Археолог Жан-Пьер Адам (Jean-Pierre Adam) полагает, что буксировка блоков к месту установки осуществлялась с помощью лебёдок на деревянных катках под небольшим уклоном. Для транспортировки 800-тонного блока, по его расчётам, достаточно было силы 144 человек. Незаконченные блоки тоже предназначались для подпорной стены, но, вероятно, римляне переоценили свои силы.

Следы кирок на «Южном камне» в Баальбеке.

Да, надо подчеркнуть, что блоки из известняка. Это не гранит, и колется этот камень довольно легко. Я сам проверил прямо там: взял один кусок известняка и стукнул по другому. Только осколки полетели. Так что с помощью железных кирок работа должна была идти быстро. Между блоками траншея 50-70 см, туда вполне помещается человек.

Каменоломни эти использовались длительное время, там и погребения есть, а рядом расположено уже современное кладбище, даже с какими-то русскими могилами.

Кстати, об отношении местного населения к этой части памятника. Два блока — «Камень беременной женщины» (или «Южный камень») и найденный рядом с ним второй мегалит — превращены в туристический объект, расчищены, обнесены оградкой, рядом продают сувениры, сюда подъезжают автобусы с туристами. Нас познакомили с пожилым ливанцем, который ещё в 90-е годы, когда в стране было не до туризма, ухаживал за этим местом, убирал мусор и занимается этим до сих пор. Молодчина!

Но в 5 минутах ходьбы, с другой стороны от дороги, находится 3-й камень, весом 1200 тонн, и территория вокруг него это самая настоящая свалка. Автомобильные покрышки, бутылки, даже стреляные гильзы валяются. Вокруг жилые дома, и жители вываливают в древний карьер мусор. Хочу надеяться, что этот вандализм рано или поздно закончится.

Третий мегалит в каменоломнях Баальбека. Вокруг — свалка.

XX2 ВЕК. Увидели ли вы что-то совершенно непонятное?

А. С. Во многих блоках в Баальбеке есть прямоугольные отверстия, в некоторых блоках их несколько, иногда расположены в ряд.

Отверстие в одном из мегалитов Баальбека.

Жан-Пьер Адам предположил, что в эти отверстия вставлялись стальные захваты механических подъёмных устройств, использовавшихся римлянами. Но такие же отверстия есть в недоделанных блоках каменоломни, и даже в её стенках. Создатель форума «Что могли древние» Олег Кругляков полагает, что отверстия делали под укладку подмостей для каменщиков и штукатуров. Нормальная практика, продлившаяся практически до средневековья. А археолог Жанин Абдул Массих (Jeanine Abdul Massih), которая вела раскопки в Баальбеке в 2014 году, склонна считать, что эти отверстия служили для фиксации тросов, удерживавших мегалиты во время подготовки, а затем служивших для транспортировки.

Такие же отверстия видны в блоках храмового комплекса.

Интересней всего, мне кажется, не вопрос транспортировки блоков, а их стыковка. Блоки, в том числе самые крупные, хорошо подогнаны друг к другу, стык качественный.

Стык между блоками трилитона.

Вот что думает уже упоминавшийся мной Олег Кругляков: «Что касается восходящих швов, там, вероятно, использовалось стыковочное пропиливание (шлифовка пропиливанием). Лицами составляются грубо обработанные дроблением поверхности, и такой стык пропиливается сверху донизу. Пила идёт вниз очень легко: ей не надо пилить камень, она просто проскальзывает в щель, срезая зубчиками только неровности стенок. Получается тонкая щель с хорошими плоскими стенками. После такого пропиливания блоки сдвигаются до замыкания стыка. Возможно, это делали несколько раз, по необходимости: пропилили — сдвинули. Надо — пропилили ещё. Ещё сдвинули. Таким образом, вероятно, состыкованы блоки облицовки пирамид и блоки базальтовых полов в Египте. Есть фотографии из Египта, где видны следы на подложке, оставленные шлифовочным пропиливанием швов между стоящими сверху состыкованными блоками».

Правда, для такой операции нужна большая пила, всё же ширина торца блока 3,6 м. Экспериментатор Николай Васютин полагает, что строителям необязательно добиваться смыкания поверхностей по всей площади. Если сделать небольшие выступы по периметру блоков, то можно обойтись короткими «опилками». 

XX2 ВЕК. Вы из каменоломен тоже вели трансляцию?

А. С. Да, причём когда от третьего монолита вернулись к первым двум, застали там русскую девушку — гида. Оказывается, она живёт в Баальбеке, смотрела нашу трансляцию из дома и специально туда пришла. Вот так! Рассказала нам интересные подробности и поблагодарила за то, что мы перевели на русский статью Жан-Пьера Адама про строительство Баальбека.

XX2 ВЕК. Какие ещё интересные с точки зрения истории места вы посетили в Ливане?

А. С. Начиная с самого Бейрута — в его центре раскопаны римские бани.

Руины римских бань в Бейруте.

Кстати, в этом месте отражён мультикультурный винегрет Ливана: рядом с руинами бань стоят мечеть, маронитский собор, католический собор, греческая православная церковь.

Современный Бейрут.

Ещё в Бейруте очень интересный национальный музей и Археологический музей Американского университета. Там много древних экспонатов, отражающих богатую историю Ливана — статуи, саркофаги, мозаика, керамика, монеты.

Современный Бейрут.

А я «залип» на египетские каменные вазы — ведь Ольга Вдовина для нас проводила эксперимент по изготовлению такой.

Каменная ваза в Национальном музее Ливана в Бейруте.

В археологическом музее (кстати, вход бесплатный) есть несколько расколотых ваз, что позволяет увидеть форму внутренней полости. Например, алебастровой высокой вазы, расколовшейся вдоль. Конечно, ни о каких «2 мм толщины» и о «идеальной форме» (как пишут некоторые немоглики) речи там не идёт, но сделано всё равно очень круто.

Расколотая алебастровая ваза в Музее археологии Американского университета в Бейруте.

После Баальбека мы отправились в древний город Библос — когда-то через этот порт из Египта экспортировался папирус, а в Египет везли ценнейший товар — ливанские кедры.

Люди жили на этой земле начиная с каменного века, и от всех эпох остались следы.

Крепость крестоносцев в Библосе.

Здесь крепость крестоносцев XII века соседствует с царским некрополем из нескольких шахтных гробниц возрастом 3900 лет, тут же — амфитеатр и сохранившийся кусок улицы с колоннами римской эпохи. Всё это на относительно небольшой территории, и сейчас там продолжаются раскопки — мы видели группу археологов за работой.

Раскопки в Библосе.Вид с крепости на археологическую зону в Библосе.

Затем мы поехали в Триполи (город в Ливане, не путайте со столицей Ливии!), там тоже есть большая крепость крестоносцев, а в ней музей. Вход свободный!

Крепость крестоносцев в Триполи.

Внимания стоит и сам город, он совсем не похож на Бейрут. Вообще, все города, которые мы посетили, очень разные. Бейрут — практически европейский, шумный, с небоскрёбами из стекла и бетона. Триполи совсем другой, более восточный, там, конечно, чувствуется бедность, неблагоустроенность, зато столько колорита.

Современный Триполи.

Наконец наш маршрут привёл нас в ещё один древний город — Тир (или Сур), бывший крупным торговым центром ещё во время Финикии.

Руины римской арены в Тире.

Здесь осталось много руин римской эпохи, включая триумфальную арку, остатки жилищ и улицы с колоннами, некрополь (в некоторых вскрытых склепах даже можно увидеть кости) и, наконец, огромный ипподром, где сохранилась часть трибун и большой гранитный обелиск.

Римские колонны в Тире.Триумфальная арка в Тире.Римский некрополь в Тире.Руины ипподрома в Тире.Георгий Соколов на улице Тира. На заднем плане — военные джипы ООН.

Из прочих достопримечательностей — осмотрели скальную гробницу римского периода в местечке Qab Eliаs (Qabb Ilyas), упоминавшуюся пещеру Джейта (там самый большой сталактит в мире, больше 8 м) и 250-метровый водопад Баатара (к которому пришлось чапать в кроссовках по мокрому снегу. Кто ж знал, что в горах зима).

Скальная гробница в Qab Elies.

Поехали ещё смотреть рощу ливанских кедров, забрались в горы, где упёрлись в снежный завал. Пришлось ехать назад.

Путь к водопаду Баатара лежит по мокрому снегу.

Везде, где была возможность — делали онлайн-трансляции в ВК.

Водопад Баатара высотой 250 м.

XX2 ВЕК. Какими вам показались местные жители? Есть разница с Египтом?

А. С. Вот это любопытный момент. Вроде бы, в Ливане, как и в Египте, живут арабы, но отношение заметно отличается. В Египте каждый стремится заработать на тебе, постоянное вымогательство и предложение платных услуг со всех сторон. В Ливане такого нет! Нам много раз помогали совершенно бескорыстно. Например, мы в Тире искали вход на территорию римских руин. Навстречу ехал парень на мотоцикле, специально развернулся и поехал медленно впереди нас, указывая дорогу. Довёл нас до места и тут же молча уехал. Другой случай: в магазине игрушек пожилой продавец предложил нам сфотографироваться на фоне его витрины, а после этого ничего не заставил покупать! Ему просто хотелось нас сфотографировать.

В Ливане во многих местах — так мне показалось — царит атмосфера лёгкого раздолбайства. В Баальбеке мы пришли купить билеты в храмовый комплекс, а нам говорят: не надо платить, проходите так! Оказывается, у них кончились билеты. Не напечатали. В Тире покупаем билеты в кассе, идём на вход, а там контролёр смотрит наши билеты и говорит: «Вы переплатили, кассир вас надул, идите, просите сдачу». Но сам идти отказался. Мы вернулись к кассе, показали кассиру билеты, мол, давай change. Он молча выдал.

В Qab Elies мы хотели посмотреть местный парк, но упёрлись в ворота, закрытые на цепь. Стоим и смотрим на непонятные надписи на арабском. Тут подъезжает машина, выглядывает дядя, спрашивает, чего мы хотим. Ах, попасть внутрь? Весело смотрит на нас, лениво выходит из машины и… скидывает цепь с ворот. Оказывается, она просто накинута на крючок, снимай и заходи кто хочет.

Даже военные производили сходное впечатление. Много блокпостов. Но в Египте на каждом блокпосту машину остановят, поинтересуются, кто едет. А здесь ты проезжаешь, а служивый втыкает в смартфон и не обращает на тебя никакого внимания.

Особенность, связанная уже не с менталитетом, а с историей — Ливан ведь был под французским мандатом до 1943 г. — здесь многие не говорят по-английски, но знают французский язык, в некоторых кафе меню на французском. Нам очень помогло, что моя жена Катя владеет этим языком.

XX2 ВЕК. Интересно ещё вот что: Ливан это религиозная страна, или скорее светское государство?

А. С. По крайней мере, внешне Ливан выглядит заметно более светским, чем тот же Египет. В Бейруте очень много женщин безо всяких хиджабов, одетых по-европейски и порой довольно смело. В Ливане очень много христиан (40%), относительно недавно страну сотрясала гражданская война между христианами и мусульманами, но сейчас внешне всё очень мирно, и, вероятно, эта многоконфессиональность способствует терпимости. Конечно, повсюду мечети и христианские храмы, у очень многих домов или висит крест, или стоит фигурка богоматери / Иисуса, или всё это вместе. Очень интересный подход в Ливане к «конфессиональности» власти: президент обязательно христианин, премьер-министр — мусульманин-суннит, спикер парламента — шиит, в правительстве христиане напополам с мусульманами.

Статуя Иисуса в Библосе. Такие изваяния здесь — не редкость.

Но не всё так радужно. Как я сказал, в Баальбеке мы видели много агитации за «Хезболлу», даже футболки продаются с символикой. У этих людей своя фракция в парламенте. Но это же исламские фундаменталисты. Не хотелось бы, чтобы Ливан превратился в исламскую страну по типу Ирана.

XX2 ВЕК. Атеистов не встречали?

А. С. В Тире мы зашли в колоритное «хиппанское» кафе: матрасики на полу, на стенах картины, цветы, вегетарианское меню. Хозяин кафе представился Хасаном. На вопрос, какой он веры, Хасан ответил, что не мусульманин, не христианин, а уважает все религии и всех людей — «даже израильтян»! (При том, что он, по его словам, сын палестинца). Он не сказал, что атеист, но по крайней мере это некий вольнодумец, что уже хорошо.

XX2 ВЕК. Что не удалось?

А. С. Уже после поездки подумал, что надо было бы прихватить кусок известняка из карьера в Баальбеке — вот пишут, что плотность известняка бывает очень разной, а от этого зависит вес мегалитов. Был бы образец, можно было бы посчитать самому. Есть повод вернуться.

Baalbek Reborn: виртуальный тур по руинам Баальбека

Германия имеет давнюю традицию работы на археологических раскопках Баальбека в Ливане. В ноябре 1898 года император Вильгельм II с супругой проезжали мимо по пути в Иерусалим. Кайзер не был новичком в римских руинах, всего годом ранее он приказал восстановить Заальбург, римский форт недалеко от Бад-Хомбурга на немецком языке. В течение месяца у него были археологи, работающие в Баальбеке. С тех пор немецкие археологи то и дело раскапывают это место. Теперь, после более чем двух десятилетий исследований, Немецкий археологический институт в сотрудничестве с Fly Over Zone и Генеральным департаментом древностей Ливана подготовил увлекательную виртуальную экскурсию по необычному храмовому комплексу в Баальбеке.

Если это и не самые известные древние колонны в мире, то на высоте 40 метров над уровнем земли они уж точно самые высокие.

Отказ от ответственности: Поскольку этот пост посвящен продукту, который доступен бесплатно для всех, мы не получали оплату наличными или натурой за написание этого обзора. Мы рекомендуем только те услуги и продукты, которыми пользовались и/или будем пользоваться сами. Узнайте больше о нашей политике в нашем Кодексе этики.

Храмовый комплекс Баальбека привлекал туристов задолго до визита кайзера Вильгельма в 189 г.8. Предоставляя информацию для тех, кто путешествует из Дамаска в Беруит, Справочник туриста Кука по Палестине и Сирии , опубликованный Thomas Cook & Son в 1876 году, предлагает ночевку в Баальбеке. «Обычно лагерь разбивается во дворе Великого Храма, где он производит любопытно-живописный эффект». Каким бы замечательным ни был этот опыт, спешу добавить, что разбивать лагерь среди руин сейчас запрещено.

Теперь мы называем этот «великий храм» Храмом Юпитера, так как он был посвящен Юпитеру Гелиополитану. Это самый большой храм, когда-либо построенный римлянами. Хотя сегодня от него сохранилось очень мало, он по-прежнему хорошо известен своими шестью уцелевшими колоссальными колоннами. Эти колонны представляют собой самые большие цельные куски резного камня, когда-либо добытые людьми в любой точке мира, в прошлом и настоящем. Они стоят на большом подиуме высотой около 15 м и высотой 25 м при диаметре 2,5 м. Когда храм был завершен, таких колонн было 54.

Глядя через двор на подиум Храма Юпитера: можно увидеть шесть колонн в линию, а также гораздо лучше сохранившийся Храм Бахуса слева.

Если Храм Юпитера был самым большим римским храмом, то примыкающий к нему Храм Бахуса — один из наиболее хорошо сохранившихся римских храмов. Он стоит рядом с такими примерами, как Maison Carrée в Ниме и Храм Августа и Ливии в Вене. Храмовый комплекс в Баальбеке, расположенный в центре поселения, которому не менее 10 000 лет, содержит одни из лучших образцов имперской архитектуры, которые можно найти где-либо в римском мире.

Неудивительно, что в 1984 году Баальбек был внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. И вот теперь совместный проект с участием трех партнеров создал виртуальное приложение храмов Баальбека. Позволяя нам исследовать их во всей их прошлой и настоящей славе.

Возрождение Баальбека | Храмы

Трехмерная реконструкция того, как, по мнению археологов, выглядели двор и храм Юпитера в 3 веке нашей эры.

Baalbek Reborn — это новый бесплатный виртуальный опыт, запущенный 31 марта 2021 года. Используя самые современные цифровые технологии и археологические находки, полученные в результате десятилетий исследований, 3D-реконструкции показывают, как выглядели руины Баальбека в третьем веке нашей эры. Эти реконструкции включают Храм Юпитера Гелиополитана, Храм Вакха, Храм Венеры и Храм Муз.

Тремя партнерами по сотрудничеству являются компания виртуальных туров Flyover Zone Productions, члены Немецкого археологического института, предоставившие содержание и археологический надзор, и Министерство культуры Ливана – Главное управление древностей, которое отвечает за защиту, популяризацию и раскопки на объектах национального наследия страны.

Центральным элементом здесь является «планшет» — с его помощью вы перемещаетесь по виртуальному туру. Значок вверху слева перенесет вас на панель управления (где вы можете изменить положение планшета), а значок вверху справа перенесет вас на карту (см. ниже).

Чуть больше половины вступления. Маленькая белая линия показывает, что фоновое изображение изменилось. Вы можете легко убрать «планшет» из поля зрения, дважды коснувшись экрана за его пределами. Затем дважды нажмите еще раз, чтобы вернуть его, когда вы хотите двигаться дальше.

Виртуальный опыт включает более двух часов контента. Это включает в себя панорамные фотографии 360 °, показывающие руины сегодня, каждая из которых сопоставлена ​​с 3D-реконструкциями, показывающими, как строения выглядели в прошлом. Разрешение фотографий и 3D-реконструкций очень хорошее, что позволяет увеличивать изображение без потери четкости. Они сопровождаются интересными текстовыми и аудиоклипами, которые дают основанные на исследованиях объяснения того, на что вы смотрите.

Приложение начинается с интересного пятиминутного знакомства с сайтом, которое включает в себя несколько основных инструкций для начала работы. Существует более подробное руководство, которое позволит вам освоить приложение и улучшить виртуальный тур по Баальбеку. Однако, исходя из собственного опыта, я считаю, что приложение интуитивно понятно. Но я рекомендую вам прослушать вступление, а затем исследовать его, как археологические раскопки.

Вы можете принять участие в «экскурсии» — 38-минутном знакомстве с достопримечательностями храмов Баальбека. Или вы можете нажать на карту храмового комплекса и сразу отправиться к интересующим вас достопримечательностям. Всего вам предстоит исследовать 38 достопримечательностей.

Карта храмового комплекса в приложении — используйте стрелки, чтобы увидеть больше достопримечательностей. Нажмите на цифры, чтобы увидеть эту остановку. Или нажмите «Экскурсия с гидом», чтобы пройти 38-минутную экскурсию. Простой и интуитивно понятный. Если вы ориентируетесь по сайту, на тех номерах, которые вы уже посещали, появится галочка. Таким образом, вы не потеряете след, где вы были. Они будут удалены, когда вы выйдете из приложения.

На каких устройствах я могу использовать приложение?

Приложение можно использовать на любом устройстве, от рабочего стола до ноутбука, от iPad до смартфона. Вы можете бесплатно скачать приложение в Apple Store, Google Play, магазине Steam (для ПК, Mac или HTC Vive — гарнитура виртуальной реальности) или в магазине Oculus (VR-гарнитура).

Где я могу скачать приложение?

Воспользуйтесь следующей ссылкой, чтобы увидеть все варианты загрузки для Baalbek Reborn.

Учитывая стоимость сопоставимых приложений (и некоторых не столь сопоставимых виртуальных туров), да, загрузка и использование Baalbek Reborn бесплатны, бесплатны и ни за что. Это стало возможным благодаря щедрому финансированию проекта Бассамом Альганимом, который сделал пожертвование в память о своих родителях, Юсуфе и Ильхаме Альганим, которые водили его на археологические раскопки, когда он был маленьким мальчиком.

Римские храмы Баальбека в Google Streetview

Какими бы великолепными ни были фотографии и 3D-реконструкции, одной вещи, которой мне не хватало в виртуальном туре Baalbek Reborn, была возможность виртуально перемещаться от одной достопримечательности к другой. В Google Streetview можно виртуально прогуляться по руинам, но без отличного комментария, конечно. Я рекомендую узнать о храмовом комплексе в приложении: пройдите экскурсию, а затем исследуйте это место в своем собственном направлении, а затем используйте Google Streetview, чтобы исследовать руины, как если бы вы были там сегодня (инструкции ниже, если вы требуют эти).

Чтобы увидеть Баальбекский храмовый комплекс в Google Streetview, щелкните Баальбек на нашей интерактивной карте римского мира. Перетащите желтый человечек из нижнего левого угла на карту и поместите его на одну из синих линий или точек. Если вы не знакомы с Google Streetview, ознакомьтесь с нашими инструкциями по использованию Google Streetview для виртуального посещения археологических памятников и музеев.

Дополнительные виртуальные ресурсы для Баальбека

Google Arts and Culture — коллекция из 117 исторических фотографий и рисунков археологических раскопок. Некоторые из них относятся к началу второй половины 1800-х годов.

Виртуальный тур по музею Сурсока: Баальбек, архивы вечности — в начале 2020 года в музее Сурсока в Бейруте прошла выставка, рассказывающая об истории Баальбека от его истоков до наших дней с использованием археологических, этнографических, антропологических, культурных и художественных точек зрения. . Выставка теперь доступна в виде виртуального тура с отличным разрешением, позволяющим читать этикетки выставки. Некоторые из исторических картин, собранных для этой выставки, просто нечто.

Хотите больше виртуальных туров? Мы составляем список лучших виртуальных туров по археологическим и историческим памятникам и музеям. Посетите нашу страницу виртуальных туров.

Миф о мегалите

В Баальбеке, Ливан, находятся одни из самых загадочных руин Римской империи, монументальный двухтысячелетний храм Юпитера, стоящий на трехтысячетонных каменных блоках.

(Столбы Стоунхенджа весят примерно в сорок раз меньше этого веса.) Блоки возникли в близлежащем известняковом карьере, где группа из Немецкого археологического института в партнерстве с Джанин Абдул Массих из Ливанского университета недавно обнаружила то, что они называют самым большим. каменный блок древности, весящий тысячу шестьсот пятьдесят тонн и равный тем, что поддерживают храм. Его происхождение более туманно, чем можно было бы ожидать от мегалита весом в три миллиона фунтов. Кажется, никто не знает, по чьему приказу он был вырублен, почему и как его бросили.

Баальбек назван в честь Баала, финикийского божества, хотя римляне знали это место под греческим названием Гелиополис. Историк Делл Аптон отметил необычное отсутствие документации о том, кто мог заказать, оплатить или спроектировать храм. Для Аптона это место является метафорой роли искажения воображения в истории архитектуры. В отсутствие конкретной информации, пишет он, Баальбек стал «очень удобным экраном, на котором можно проецировать поразительно разнообразные истории».

Существует множество местных легенд о происхождении храма: Каин построил его, чтобы спрятаться от гнева божьего; гиганты построили ее по приказу Нимрода, и она стала называться Вавилонской башней; Соломон построил его с помощью джиннов как дворец для царицы Савской. (Говорят, что причина, по которой в каменоломне осталось несколько блоков, заключается в том, что джинны объявили забастовку.)

Свидетельство сбивающих с толку свойств Баальбека можно найти в дневнике шотландского путешественника Дэвида Уркхарта 1860 года, чьи умственные способности были «парализованы» «невозможностью какого-либо решения». Уркхарт посвящает несколько страниц «загадкам», которые загадывают гигантские камни — «настолько огромные, что закрывают все остальные мысли, но при этом наполняют ум только тревогой». Какой, например, был смысл резать такие огромные камни? И зачем делать это там, в глуши, а не в столице или порту? Почему не было других сайтов, похожих на Баальбек? И почему работа была брошена на полпути? Уркхарт заключает, что храм, должно быть, был построен современниками Ноя с использованием тех же технологических достижений, которые позволили построить ковчег.

Работы были остановлены из-за наводнения, которое смыло все подобные участки, оставив загадку Баальбека в одиночестве на земле.

Современные ученые любят смеяться над Уркхартом, особенно над его предполагаемой верой в то, что мастодонты переносят камни. (Я не увидел в его дневнике упоминаний о мастодонтах.) Но археологи до сих пор пытаются разгадать загадки, которые он поставил. Маргарет ван Эсс, профессор Немецкого археологического института, рассказала мне, что цель расследования, обнаружившего новый каменный блок, как раз и заключалась в том, чтобы выяснить, как были перевезены три храмовых блока и почему два других таких же остались в каменоломне. . (Один из этих ранее обнаруженных мегалитов, известный как Хаджар аль-Хибла, или Камень Беременной женщины, имел трещину, которая могла помешать его транспортировке.)

Ван Эсс добавил, что блоки, вероятно, были вырезаны таким же образом, как кладка, используемая в Пон-дю-Гар, римском акведуке на юге Франции, причем каждый кусок был отделен от большего пространства известняка вдоль естественных трещин между слоями скалы. . Блоки были слишком тяжелыми для подъема, поэтому их вытаскивали из карьера, вероятно, с помощью шпиля, своего рода лебедки, управляемой человеком, хотя возможность использования саней также обсуждается.

Согласно ван Эссу, храм Юпитера определенно был построен римлянами, по крайней мере, в четыре этапа. Строительство началось около 15 г. до н.э., когда регион впервые стал римской провинцией; последняя перестройка должна была произойти в начале третьего века н. э. Некоторые неримские черты, в том числе «бассейны с водой перед храмом» и «очень высокие жертвенники», предполагают, что храм мог использоваться «для местных религиозных обрядов». традиции», в дополнение к римским обрядам.

Но, пожалуй, самая большая загадка — это размер. Ничто так не озадачивает археологов, как непрактичность, и хотя карстовая топография Баальбека требует прочных фундаментных камней, и хотя один большой камень легче переместить, чем множество более мелких, колонны, поддерживающие подиум храма, говорит ван Эсс, больше, чем они. должны быть. Фактически, Баальбек является одним из ряда древних проектов, которые немцы тщательно изучают из-за того, что они излишне велики. Ван Эсс и ее коллеги в настоящее время работают над определением «границы между «нормальным», но дорогим проектом» — дворцом, например, — и «гигантским».

Я решил не спрашивать ван Эсса об альтернативной теории, предложенной покойным писателем Захарией Ситчиным: подиум в Баальбеке должен быть достаточно большим, чтобы служить межгалактической посадочной площадкой, как это задокументировано в «Эпосе о Гильгамеше». Я обнаружил, что археологи редко принимают идею о древних астронавтах, хотя можно утверждать, что, когда археологи отправились на поиски ответов, все, что им удалось найти, это еще больший и более загадочный каменный блок.

Я думаю, именно непознаваемость Баальбека имел в виду Пруст, когда давал вымышленному морскому курорту в «В поисках утраченного времени» имя Бальбек. (По словам искусствоведа Мэри Бергштейн, Пруст знал Баальбек как «один из самых фотографируемых археологических памятников девятнадцатого века».

) Архитектура: «Церковь в Бальбеке, построенная в двенадцатом и тринадцатом веках, все еще наполовину романская, является, пожалуй, самым любопытным образцом нашей нормандской готики, и так необычна! Это почти персидский стиль». Церковь Бальбека, как и храм Баальбека, — памятник тайне места, синтезу Запада и Востока, реального и воображаемого, настоящего и прошлого.

В последние месяцы археологические исследования вокруг этого места были заблокированы столкновениями между сирийскими боевиками, ливанскими суннитами и шиитской группировкой «Хизбалла». Две недели назад в Рас-Баальбеке, примерно в двадцати пяти милях к северу от храма Юпитера, шесть ливанских солдат попали в засаду и были убиты сирийскими боевиками. В минувшее воскресенье были подожжены палатки сирийских беженцев в районе Баальбека. Когда я выразил удивление, что раскопки могут продолжаться при таких обстоятельствах, ван Эсс объяснил, что археологи покинули это место некоторое время назад. Гигантский камень был обнаружен в июне, во время «периода «тишины»» боевых действий, хотя команда ждала до декабря, чтобы сделать объявление.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *