Барьеры общения психология общения: Барьеры в общении: основные виды и способы преодоления – Барьеры общения и пути их преодоления

Барьеры в общении и способы их преодоления

29 марта 2018

29364


Автор: Майя Темиргалиева, психолог

Общение давным-давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. На работе, во время учебы, в транспорте, дома, в интернете – да мало ли где еще! Оно занимает львиную долю нашего времени. И все было бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам получать от него удовольствие и пользу. Эти барьеры возникают в самых различных ситуациях и практически у каждого человека. Поэтому, для того чтобы достигнуть успеха в жизни, вам необходимо хорошо разбираться в том, какие бывают барьеры общения и способы их преодоления.

Какие бывают трудности в общении?

Наверное, у каждой из вас бывало ощущение, что собеседник будто бы защищается, воздвигая невидимую стену между вами. Эта стена и есть тот самый пресловутый барьер. Откуда же они берутся? Барьеры общения появляются в нашей жизни по разным причинам – как правило, это тесное сплетение особенностей наших характеров и ситуации. И уже, бывает, не разберешься, кто или что этому виной.

Как уже было сказано выше, с проблемами в различных ситуациях общения сталкивался практически каждый человек, независимо от своих пола, возраста, социального статуса, ценностей и установок. Это может означать лишь одно – причины, по которым возникают барьеры в общении, различны, и присутствуют они в жизни каждого человека.

Данные причины могут осознаваться или не осознаваться общающимися людьми. От этого во многом зависит то, насколько быстро эти люди заметят, что у них есть проблемы, поймут, какого они рода и наконец-то смогут их решить. Кстати, барьеры в общении могут быть даже надуманы одним или несколькими собеседниками – и даже этого достаточно для неудач во взаимодействии друг с другом.

Необходимо сказать о том, что какие-то барьеры могут чаще других встречаться у определенных людей и в определенных ситуациях. Они могут быть свойственны определенному полу, возрасту, профессии, национальности, культуре, ситуации. Каждая из этих закономерностей достойна отдельного рассмотрения, но мы не будем этого делать в рамках нашей статьи.

Итак, каковы же основные виды барьеров в общении?

Барьеры коммуникации. Это барьеры в общении, связанные с обменом информацией между собеседниками в ходе общения. Какие они бывают?


Семантический барьер. Он встает на вашем пути тогда, когда вы и ваш собеседник под одними и теми же понятиями подразумеваете совершенно разные вещи. Такой барьер возникает практически всегда и везде, т.к. мы очень по-разному понимаем многие вещи. Например, для одной девушки хороший муж – это тот, кто любит ее, заботится о ней, зарабатывает достаточно денег, хочет ребенка, любит проводить с ней вместе время; а для другой – тот, который редко пьет и редко бьет ее. Поэтому говоря на одну и ту же тему – “какие же все мужики одинаковые!” – они на самом деле будут говорить о разном и могут столкнуться с непониманием друг друга. Для того чтобы разрушить этот барьер необходимо хорошо понима

Материал ( класс) по теме: Презентация по психологии общения на тему "Барьеры общения"

Слайд 1

Барьеры общения

Слайд 2

Барьеры общения — это факторы, служащие причиной неэффективного взаимодействия, конфликтов или способствующие им С психологической точки зрения к таким факторам можно отнести различия в темпераментах, характерах, манерах общения и эмоциональных состояниях общающихся партнеров.

Слайд 3

Психологические барьеры в процессе общения Под психологическими барьерами межличностного общения подразумеваются как осознаваемые, так и неосознаваемые трудности и препятствия , которые возникают между индивидами, вступающими друг с другом в психологический контакт.

Слайд 4

Интеллектуальный барьер вербальный – способность оперировать словами, символами, числами, идеями, логическими доводами; социальный – способность понимать состояния других людей и предвидеть развитие различных социальных ситуаций.

Слайд 5

Мотивационный барьер Возникает, если у партнеров разные мотивы вступления в контакт, если один заинтересован в предмете разговора, а другой – интересуется другой темой. Поэтому важно с самого начала понимать, что же волнует вашего собеседника, а не только вас. Например: один заинтересован в развитии общего дела, а другого интересует только немедленная прибыль. В таком случае лучше с самого начала выяснить намерения друг друга, согласовать мотивы сотрудничества.

Слайд 6

Барьер отрицательных эмоций возникает в общении с расстроенным человеком. Если партнер, который обычно с вами вежлив, встречает вас нелюбезно, разговаривает не поднимая глаз и т.п., не спешите принимать это на свой счет: может, он не в состоянии справиться с плохим настроением из-за хода собственных дел, семейных неурядиц и т.п.

Слайд 7

Этический барьер возникает тогда, когда взаимодействию с партнером мешает его нравственная позиция, несовместимая с вашей. Идти ли на компромисс, каждый решает сам, а вот пытаться перевоспитать или стыдить партнера не рекомендуется

Слайд 8

Барьер двойника Заключается в том, что мы невольно судим о каждом человеке по себе, ждем от делового партнера такого поступка, какой совершили бы на его месте. Но он ведь другой. Его позиция в этой ситуации определяется его нравственными нормами и установками.

Слайд 9

Эстетический барьер возникает в том случае, когда партнер неопрятно, неряшливо одет или обстановка в его кабинете, вид рабочего стола не располагают к беседе. Преодолеть внутреннее препятствие к ведению разговора трудно, нельзя показывать, что нас что-то коробит.

Слайд 10

Отрицательные эмоции ослабляют способность воспринимать и правильно оценивать даже самые веские и серьезные аргументы в пользу той или иной точки зрения. Положительные эмоции снижается критичность, и это может привести: 1) к согласию с мнением, которое в обычных условиях неприемлемо; 2) поддержке человека, не вполне ее заслуживающего.

Слайд 11

Барьер установки возникает, когда у партнера обладает негативная установка по отношению к своему собеседнику . Если вы столкнулись в барьером установки, лучше не пытаться переубеждать партнера. Спокойно отнеситесь к неприязни как к проявлению невежества, слабости, отсутствия культуры, простой неосведомленности.

Слайд 12

КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ Коммуникативные барьеры возникают, если между собеседниками есть несоответствие словесного запаса.

Слайд 13

Основные виды коммуникативных барьеров: - семантические - логические - фонетические

Слайд 14

Фонетический барьер. Возникают вследствие нечеткого произношения. Барьеры, связанные с интонацией, темпом речи, громким/тихим голосом мы отнесли к психологическим невербальным барьерам, т.к. в их основе не лежит нарушение языковых норм.

Слайд 15

Семантические – возникают, когда партнеры по общению под аналогичными понятиями подразумевают разные вещи. Логические – проявляются, если человек не умеет четко и последовательно выражать свои мысли. Возникают вследствие нарушения в речи логических законов.

Слайд 16

Логические – проявляются, если человек не умеет четко и последовательно выражать свои мысли. Возникают вследствие нарушения в речи логических законов. Если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики, то мы его не только отказываемся понимать, но и эмоционально воспринимаем его отрицательно. При этом неявно предполагаем, что логика есть только одна - правильная, т.е. наша. Однако, ни для кого не секрет, что есть и женская и детская логика. И каждый человек живет и думает по своей логике.

Слайд 17

Как преодолеть трудности в общении? - Следите за своей внешностью. - Манера общения должна соответствовать ситуации и людям - Старайтесь встать на место партнера по общению и попытайтесь понять его точку зрения. - Не ожидайте от партнеров того, что они не смогут вам дать. - Не пытайтесь сами полностью соответствовать ожиданиям партнера - Следите за своими словами. - Уважайте вашего партнера.

Статья на тему: Психологические барьеры общения в системе «начальник–подчиненный

Психологические барьеры общения в системе «начальник–подчиненный

Актуальность  проекта для образовательной организации

Руководство в МОУ СОШ № 22 – направленное воздействие на сотрудников, коллектив, в результате которого достигается повышение производительности педагогического труда. Основные задачи руководителя: организовать оптимальное распределение обязанностей, наладить обучение и переобучение работников, сформировать приоритеты развития организации.

Руководство включает множество аспектов, в том числе и разработку тактики и стратегии организационной политики, умение управлять персоналом, общаться с людьми, рассчитывать и прогнозировать введение в образовательном учреждении новых методов и форм работы и другие. Существует несколько стилей руководства. Основными из них являются демократический, авторитарный и либеральный стили управления.

Демократический стиль управления характеризуется тем, что принятие решений основывается на обсуждении проблемы, при этом учитываются все мнения и инициатива сотрудников, организаторских и коммуникативных способностей.

Авторитарный стиль управления, еще его часто называют диктаторским, для него характерно жесткое единоличное принятие решения руководителем, им же осуществляется жесткий постоянный контроль за выполнением отданных им распоряжений, и при отклонении от нормы следует наказание, забота о личности стоит на последнем месте или вообще отсутствует.

Либерально-анархический стиль управления характеризуется максимально возможной демократией и минимальным контролем за работниками в организации. Как правило, при таком стиле руководства производительность низкая, люди не удовлетворены своей работой.

Сформировать личность подчиненного можно лишь в атмосфере творческого поиска, в процессе развития деятельности. Профессиональное творчество руководителя выражается в открытии новых способов индивидуального воздействия на подчиненного, в нахождении новых вариантов решения задач, в анализе собственной деятельности, который вскрывает новые возможности для оптимизации работы. Психологическая система "руководитель—подчиненный" формирует не только знания, навыки и умения, но и духовный мир подчиненного, приобщает его к достижениям культуры.

Психологическая установка — важное звено, образующееся в системе взаимодействия руководителя и подчиненного. Она выражает внутреннее состояние готовности действовать определенным образом, быть готовым решать смысловые задачи, выбирать из множества предлагаемых задач те, которые приводят к результативным действиям. Установка, образно говоря, выполняет функцию "наведения" подчиненного на определенную информацию и способ действия.       Формирование установок готовности подчиненного к деятельности тесно связано с социальными ожиданиями. Это — психическое состояние настроенности на деятельность, на заинтересованность в ней.

Социальные ожидания касаются и руководителя.

Наряду с требованиями, предъявляемыми обществом к руководителю, он в своей работе ориентируется еще и на то, чего ждут от него партнеры и ближайшее окружение: высшая администрация, коллеги-руководители. По мере роста требований к эффективности работы возрастают и социальные ожидания по отношению к руководителю, его хотят видеть лучше, чем он есть. Причем социальные ожидания обращены ко всем руководителям, независимо от стажа работы и возраста.

Социальные ожидания по отношению к руководителю и установки работников должны совпадать. Однако часто встречаются расхождения ожиданий руководителя и установок подчиненных. Форсирование работы, "натаскивание" на результат, как говорят в спорте, достижение результата любой ценой — все это приводит к тому, что из поля зрения руководителя ускользает главная цель — формирование всесторонне развитых личностей.

Сотрудники же, охваченные жаждой результата, перенапрягаются и тем самым приносят вред своей работе и преждевременно, не достигнув результатов, уходят из профессии с чувством собственной неполноценности.

Все это накладывает глубокий отпечаток на личность в целом, изменяет ее характер: отношение к самому себе базируется на неуверенности в своих возможностях; отношение к деятельности—безразличное.

Социальные ожидания по отношению к руководителю в другой форме находят отражение в сознании его сотрудников, в их установках.

В соответствии с ними подчиненные реагируют (положительно или отрицательно) на все, что касается их или же затрагивает их интересы, осознанные или неосознанные влечения, их жизненные ценности.
Положительные установки и информация, которая эти установки пополняет, приобретают своеобразные "магнитные свойства"— притягивается только та информация, которая усиливает мотивацию деятельности и обеспечивает ее эффективность.

Тесный контакт с подчиненными — необходимое условие общения и передачи информации, активизации сознания и закрепления у них определенных знаний, умений и навыков.

На пути оптимизации общения руководителя и подчиненного, их взаимного понимания стоит множество препятствий, осложняющих взаимопонимание, и снижающих силу воздействия на производственный процесс и его результативность. Среди факторов, определяющих качество общения и взаимопонимания, можно выделить для анализа уровни сознания.

С учетом всей оригинальности и самобытности протекания познавательных процессов, эмоционального отношения к окружающему, проявлений воли и характера, можно выделить два относительно самостоятельных состояния сознания подчиненного.

Обыденное сознание складывается на определенных впечатлениях, представлениях и простейших суждениях о процессе профессионального воспитания, почерпнутых из опыта других людей, из рассказов и иных источников. Они позволяют сотруднику еще до занятия профессиональной деятельностью выработать свою точку зрения.

Теоретическое сознание. Между обыденным и теоретическим состоянием сознания подчиненного нет непреодолимой пропасти. Они составляют процесс познания и действий человека, с закономерностями которого надо считаться и использовать эти законы для оптимизации деятельности. "Конечными продуктами" теоретического состояния сознания, его богатством и оружием являются научные понятия, суждения и умозаключения. Они-то и позволяют личности в жизни и труде действовать целесообразно, допуская минимум возможных ошибок.
Важность формирования теоретического сознания начинающего подчиненного обусловлена тем, что обыденное сознание и его точка зрения становятся живым фильтром информации — фильтром доверия. Порой принимаются ложные и вредные суждения, им оказывается доверие.
Чем более развита личность, тем содержательнее ее сознание, тем выше активная деятельность эмоционально-чувственной сферы.
И обыденное, и теоретическое сознание имеют "барьеры", которые руководителю в общении с подчиненным предстоит преодолевать.

Психологические барьеры общения в системе «начальник–подчиненный»

Типичная ошибка в оценке процесса общения формулируется так: «Я сказал то, что хотел сказать, он понял то, что я сказал». Это иллюзия. На самом деле партнер понимает все, во-первых, по-другому, во-вторых, по-своему.

Барьеры общения – это психологические и социальные препятствия, отрицательно влияющие на эффективность общения.

В деловом общении между партнерами могут возникать совершенно специфические барьеры. Причины их появления разные. Для того чтобы дело не дошло до стресса, нужно научиться предупреждать возникновение барьеров в общении, а если уж они возникли, успешно их преодолевать.

Рассмотрим основные барьеры, возникающие на пути к плодотворному общению.

-  Барьеры взаимодействия

Мотивационный барьер возникает, если у партнеров разные мотивы вступления в контакт, например: один заинтересован в развитии общего дела, а другого интересует только немедленная прибыль. В таком случае лучше с самого начала выяснить намерения друг друга, согласовать мотивы сотрудничества. Если это не удастся, совместная работа обречена на неудачу.

Барьер некомпетентности. Некомпетентность партнера вызывает чувство досады, ощущение потерянного времени. Если партнер совсем не разбирается в проблеме, лучше вежливо «свернуть» разговор; если он владеет вопросом частично, а обратиться больше не к кому, нужно ввести его в курс дела, не подчеркивая при этом свою большую осведомленность.

Этический барьер возникает тогда, когда взаимодействию с партнером мешает его нравственная позиция, несовместимая с вашей. Идти ли на компромисс, каждый решает сам, а вот пытаться перевоспитать или стыдить партнера не эффективно.

- Барьеры восприятия и понимания

Эстетический барьер возникает в том случае, когда партнер неопрятно, неряшливо одет или обстановка в его кабинете, вид рабочего стола не располагают к беседе. Преодолеть внутреннее препятствие к ведению разговора трудно, и тем не менее, если этот контакт очень нужен, нельзя показывать, что нас что-то коробит.

Комфортному общению может препятствовать и барьер социального статуса, разного социального положения собеседников. Люди разного статуса – это люди с разным мировоззрением и стилем жизни, привыкшие по-своему воспринимать должное, правильное (с их точки зрения) поведение. Преодоление этого барьера, зависит от уровня развития личности, от умения отличать свои привычки восприятия от реального видения ситуации.

В деловом общении этот барьер мешает эффективной коммуникации, способствует «вертикальным» конфликтам (начальник-подчинённый). Особенно если один из собеседников привык испытывать трепет перед начальством. Перед разговором с начальником, вспомните, что начальник такой же человек, как и Вы, ему присущи все человеческие слабости. И у Вас нет реальных причин для волнения. Вы вполне можете говорить спокойно и просто, и добиться понимания. Если Вы уважаете себя и свое дело, он это почувствует.

Барьер отрицательных эмоций возникает в общении с расстроенным человеком. Если партнер, который обычно с вами вежлив, встречает вас нелюбезно, разговаривает, не поднимая глаз и т.п., не спешите принимать это на свой счет: может, он не в состоянии справиться с плохим настроением из-за хода собственных дел, семейных неурядиц и т.п. Необходимо, придя на встречу заранее, постараться узнать, какая обстановка на фирме, в каком настроении деловой партнер. Иногда бывает лучше перенести разговор на другое время. Если это невозможно, то надо в начале разговора помочь партнеру улучшить его эмоциональное состояние, а потом переходить к цели Вашего общения.

Состояние здоровья человека, физическое или духовное, также влияет на то, как человек общается. Наблюдательным людям не составляет большого труда по внешним признакам догадаться о том, что происходит с человеком, выбрать соответствующий тон, слова или сократить время общения, чтобы не утомлять собеседника, которому нездоровится.

- Барьеры авторитета

Барьер недостаточного понимания важности общения возникает как следствие ложной установки руководителя высшего звена, считающего, что полную информацию подчиненному сообщать не обязательно, или вследствие недооценки им общения как механизма управления людьми. Чем выше уровень организаторских стремлений и способностей, тем выше авторитет руководителя, уважение к нему со стороны подчиненных

- Барьер речи возникает вследствие допущенных речевых ошибок, ибо речь — основное средство общения. Этот барьер искажает (а иногда и полностью заглушает) слова говорящего.

Возникает такой барьер в результате:

  • эмоционального возбуждения, вызванного взаимной индукцией или самоиндукцией;
  • неправильного выбора слов;
  • ошибок в построении сообщения;
  • неверной оценки способности партнера понять передаваемую ему информацию;
  • слабой аргументации;
  • не владения социально-психологическими механизмами общения.

Итак, барьер общения — это препятствие на пути к психологическому контакту и эффективному влиянию партнеров друг на друга. Барьеры рассмотренной группы можно назвать личностными.

Предвзятые представления возникают в результате снижения уровня самокритичности и завышения самооценки (не всегда обоснованного). В этом случае человек ищет контакта только с теми, кто разделяет его взгляды и идеи, и отвергает все, что им противоречит.

Неадекватные отношения формируются вследствие смещения функционально-ролевых и личностных позиций. Они препятствуют налаживанию контактов и созданию обстановки психологического равенства партнеров по общению.

Отсутствие интереса характеризует ситуацию, когда человек в процессе общения перестает придавать значение воспринимаемой им информации. Отсутствие же внимания определяется отсутствием интереса, а также (и это весьма важно) неумением управлять своим вниманием.

Пренебрежение фактами — следствие привычки делать поспешные выводы и заключения, не располагая достаточным числом фактов или неправильно их понимая.

- Барьер неправильной установки сознания. Установка — это готовность к действию в соответствии с ситуацией общения. Так называемая неправильная установка возникает в итоге деформации ее:

  • стереотипами мышления;
  • предвзятыми представлениями;
  • неадекватными отношениями;
  • отсутствием внимания и интереса к кому-либо или чему-либо;
  • пренебрежением фактами.

Стереотип представляет собой устойчивое, упрощенное мнение об отдельных людях и ситуациях. Стереотипы создают барьеры в общении двояким образом: смысл информации может быть искажен стереотипом говорящего, а также стереотипным мышлением воспринимающего.


Система действий, позволяющих исключить (минимизировать) психологические барьеры общения в системе «начальник–подчиненный»

     Нельзя полностью оградить коллектив и человека в нем от влияния барьеров общения, но есть масса способов хоть как-то сократить их количество.

     К примеру, необходимо сбалансировать рабочее место каждого сотрудника. Это означает, что рабочее место должно быть обеспечено всем необходимым оборудованием и средствами для выполнения функций для каждого работника, в зависимости от его трудовых обязанностей. Также необходимо взаимно уравновесить права и обязанности каждого сотрудника или, по крайней мере, сотрудников, занимающихся одним делом.

      Если руководитель ДОУ будет придерживаться следующего разработанного свода правил, то психологические барьеры в системе «начальник - подчиненный» будут минимизированы.

Правило 1. Необходимо давать своим подчиненным конкретные задания, которые возможно выполнить. Распоряжение должно быть изложено доступным языком с точно поставленными задачами и целями, при необходимости повторить еще раз распоряжение или попросить изложить его того сотрудника, которому оно дано.

Правило 2. Все распоряжения и приказы, отдаваемые руководителем, должны быть законными и не превышать должностные полномочия. Руководитель никогда не должен идти вразрез с законом и должен давать только законно обоснованные распоряжения.

Правило 3. Критиковать подчиненного не в присутствии других подчиненных, а один на один с ним. Как говорится, «хвали на людях, ругай наедине».

Также при критике нельзя указывать на личность подчиненного, необходимо делать акцент на те действия или бездействия, которые он совершил. При этом по возможности необходимо указывать на пути разрешения сложившейся ситуации.

Правило 4. Критиковать только после того, как похвалили своего сотрудника. То есть начните разговор с сотрудником с положительных моментов и достижений этого сотрудника, тем самым вы положительно настроите его по отношению к вам. А уже после порции похвалы укажите на недочеты в его работе.

Правило 5. Никогда не указывать на национальность сотрудника, его вероисповедание, не давать негативную характеристику той социальной группе, к которой он относится, т. е. вести себя с подчиненным на равных, чтобы у подчиненного не возникало чувства дискомфорта.

Правило 6. Всегда быть справедливым по отношению к подчиненным, не выделять любимчиков, а честно отмечать и поощрять заслуги всех подчиненных.

Правило 7. Всегда контролировать исполнение распоряжений в ходе их выполнения. Это повысит качество выполнения и при необходимости вовремя откорректирует действия подчиненного.

Правило 8. Никогда не пытаться за короткий период времени перевоспитать подчиненного, который вам неугоден. Если попытаться перевоспитать подчиненного за короткий срок, то это приведет к конфликтным ситуациям.

Правило 9. Как можно реже наказывайте своих подчиненных и как можно чаще помогайте им в выполнении распоряжений, не указывая на свое превосходство над ними, давая возможность подчиненному раскрыться.

Правило 10. Никогда не винить подчиненных в своих неудачах и ошибках

    К примеру, для преодоления  "барьера чрезмерного доверия" и «барьера непонимания» руководители часто пользуются закономерностями мышления самих же подчиненных. Способность мышления к ассоциациям, к связыванию личного опыта с логикой движений и действий, образность и воображение позволяют даже детям и подросткам осваивать самые сложные абстракции, отражающие существенные стороны их деятельности. Для подведения подчиненного к пониманию той или иной теоретической идеи, можно провести его через ряд ассоциаций: вот, смотри, ведь у тебя все это было в мыслях, но разрозненно и распыленно; теперь же, когда усвоен закон, все стало на место, приобрело порядок, и это легко и просто понять. К ходу подводящих ассоциаций, аналогий и подобий человек обязательно добавит свои знания, и у него останется впечатление, что все это — достижение его мысли, его собственное открытие.

      Следует также учитывать, что по облику руководителя определяется уровень исключения сложившихся барьеров. В регулировании человеческих ресурсов особое значение имеют психологическая подготовка руководителя, умение решать конфликтные ситуации, находить выход из затруднительных ситуаций, умение управлять людьми. Этика руководителя основывается на нравственности должностного лица, его ответственности, поддержании профессиональной чести, самоидентификации с профессиональной группой.

      Крайне важно развивать нравственно-психологические качества руководителя:

1) высокий профессионализм, а именно управленческая компетентность, культура, мировоззрение;

2) ответственность и надежность, возрождение личных традиций;

3) уверенность в себе, умение влиять на своих подчиненных;

4) самостоятельность;

5) способность к решению задач;

6) эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость;

7) коммуникабельность, обязательность, близость с подчиненными, внешняя привлекательность, организационные качества;

8) способность к психоанализу и самоконтролю;

9) терпимость к слабостям работников;

10) приоритет личного примера в работе с подчиненными;

11) взаимное уважение;

12) разумное отношение к критике;

13) поддержка инициатив работников;

14) четкие требования и границы времени рабочего задания;

       Таким образом, в систему действий, направленных на исключение барьеров, обязательно анализировать имеющиеся стили руководства, анализировать возникающие барьеры, руководителю необходимо постоянно стремиться к саморазвитию, организация и проведение корпоративных мероприятий, усовершенствовать систему стимулирования педагогических работников.

 

План-конспект занятия по психологии (5, 6, 7 класс): Барьеры общения

Тема занятия "Барьеры общения"

Для учащихся 5-8 класов

Цель занятия:

Исследования депривации коммуникативных каналов в роли барьеров общения.

Задачи занятия.

Обучающие:

  • получение знаний о природе барьеров общения и роли коммуникативных каналов.

Развивающие:

  • развитие умений анализировать коммуникативные ситуации на наличие барьеров общения.

Воспитательные:

  • повышение уровня культуры группового взаимодействия;
  • создание в группе атмосферы открытости и взаимного доверия;
  • формирование чувства единства и целостности группы.

 

 Здоровьесберегающий аспект занятия.

Направленность на развитие личности участников:

  • создание условий для самораскрытия и самопознания;
  • способствование формированию позитивного представления о себе, повышение самооценки.

Ориентация на базовые потребности участников:

  • самоактуализация – приобретение нового опыта межличностного взаимодействия, развитие эмпатии;
  • признание и уважение – формирование чувства взаимной поддержки и принятия друг друга;
  • общение – организация форм невербального общения;
  • психологическая безопасность – формирование атмосферы открытости и взаимного доверия, включенность ведущего в каждый элемент занятия.

 Структура занятия.

Формой занятия является игровой тренинг с элементами интерактивного обучения. В соответствии с этим занятие представляет собой серию взаимосвязанных упражнения, после которых следует обсуждение их результата. В отдельный блок вынесена теоретическая часть, что позволяет участникам понять взаимосвязь практических результатов и теоретических положений информационного блока.

Занятие проходит без перерыва, что позволяет повысить его интенсивность и делает его более структурированным и цельным.

  Этапы занятия

Отведенное время

Организация игрового пространства, традиционное приветствие.

Краткое обсуждение целей и задач занятия.

7 минут

5 мин.

Упражнения на эмоциональную разрядку, на повышение работоспособности и вовлеченности участников в работу.

10 минут

Упражнения на понимание сущности барьеров общения через депривацию одного из коммуникативных каналов.

15 мин.

Обсуждение результатов упражнения.

Теоретический блок «Роль депривации коммуникативных каналов в ситуациях общения».

10 мин.

Обсуждение итогов занятия, обратная связь.

6 мин.

Упражнение на повышения уровня группового сплочения, уменьшение психологической дистанции, повышение общего эмоционального фона в группе.

Оценивание работы каждого участника. Ритуал прощания.

5 минут

4 мин.

Итого

60 мин.

 Средства:

  • мягкая игрушка;
  • повязки на глаза;
  • изображения каналов восприятия (рука, глаз, ухо)
  • изображения средств коммуникации (телефона, радио, компьютера и т.д.).

 Краткая характеристика группы, с которой проводится занятие.

  • год обучения 1.
  • на основе предыдущих занятий группа является единым коллективом, способным воспринимать новые знания, вырабатывать соответствующие знания и умения.
  • психологическая характеристика группы:

с одной стороны - нетерпимость к недостаткам других, быстрая реактивность, вспыльчивость, ожидание негатива;

с другой - желание участвовать во всем, интерес к новой деятельности, критичное отношение к себе, способность к активному участию и взаимодействию друг с другом.

  • на основе характеристики группы ее участники в целом способны:

- понимать поставленные цели занятия;

- включаться  в активную деятельность на занятии;

- обсуждать и осмысливать достигнутые на занятии результаты

- проявлять уважение по отношению к руководителю и участникам группы.

  • прогнозируемые трудности:

- проблемы с анализом собственной деятельности;

- низкая степень проявления эмпатии и рефлексии;

- трудность с принятием ответственности за свою деятельность и пониманием своей роли в сложившейся ситуации.

Содержание занятия:

  • Организация игрового пространства, приветствие.

Так как, занятия проходят в учебном классе, определенное время перед началом групповой работы уделяется организации игрового пространства: сдвигаются парты, стулья составляются в круг. Далее следует традиционное приветствие.

  • Постановка целей и задач.

Ведущий: «Ребята, сегодня мы с вами продолжим говорить об общении. Мы уже знаем, как важен при общении взгляд, выражение лица, та информация, которую мы передаем. Ведь общение это не только речь. Информацию от человека мы еще получаем, видя его лицо, его взгляд, его движения. Как вы думаете, умеют ли общаться животные? Представьте себе, что к вам подходит собака, виляет хвостом и заглядывает вам в глаза. Что она хочет донести до вас? Вы ее гладите, а она трется о ваши ноги. Можно ли считать это общением? А если собака рычит, какую информацию вы получите? Если вы пишите письмо, вы общаетесь? С кем? Да, с адресатом письма. Сейчас в нашей жизни появилось много технических средств, таких как, почта, телефон, Интернет, и другие. Помогают ли они нам общаться друг с другом или наоборот, мешают? Я думаю, в конце нашего занятия мы сможем ответить на эти вопросы».

  • Разминка, упражнения на повышения уровня активности, эмоциональной вовлеченности участников.

Целью данных упражнений является создание непринужденной атмосферы в группе, уменьшения напряжения, характерного для начала работы.

Участники располагаются в кругу. Ведущий объясняет правила: «Тот, у кого находится в руках этот предмет (показывает мячик, небольшую мягкую игрушку) должен перекинуть его другому участнику, сказав ему «Привет, я рад тебя видеть».

Обсуждение. Все ли участники смогли справиться с заданием? Что помогало справиться с заданием? Что помогало нам общаться: улыбка, контакт глазами, интонация с которой мы говорили, подобранные слова и выражения.

  • Упражнения на понимание сущности барьеров общения через депривацию одного из коммуникативных каналов.

Данные упражнения помогают участникам настроиться на невербальный способ общения, создает позитивную атмосферу в группе, обеспечивают эмоциональную вовлеченность участников в процедуру тренинга, умение выражать свое состояние невербальными средствами.

  • Упражнение «Два автобуса».

Группа разбивается на две команды. Участники выстраиваются в две шеренги друг напротив друга на расстоянии 1,5-2 метров. Ведущий объясняет задание. «Представьте себе что, вы со своим другом находитесь в разных автобусах. Вы не слышите друг друга, а можете только видеть. Ваша задача – не пользуюсь словами, а только жестами, передать другой команде следующую информацию: «Мы идем на дискотеку в пять вечера». Другая команда должна понять, что ей хотят передать и ответить так же без слов».

Обсуждение. Легко ли было понять, что хотят ребята? Что помогало пониманию, а что мешало?

  • Упражнение «Общение в темноте».

Участники надевают повязки на глаза. Ведущий объясняет задание: «Ребята, необходимо собраться с закрытыми глазами в соответствии с сезоном рождения в четыре группы, таким образом, должно образоваться четыре группы: весенние, зимние, летние и осенние.

Обсуждение. Какая группа быстрее собралась? Что надо было сделать? Передать информацию всем о времени года своего рождения. Кому было легко, выполнять задание? Кому сложно? Что помогало при передаче этой информации? Что мешало? Как общаться было легче? Без слов или без зрения?

  • Теоретический блок «Роль депривации коммуникативных каналов в ситуациях общения».

Каналы общения: зрение, слух, тактильные контакты. Демонстрация изображения канала восприятия и определение когда он используется.

Ухудшение качества общения при отсутствии одного из каналов.

  • Обсуждение итогов занятия, обратная связь.
  • Упражнение «Средства коммуникации».

Группа разбивается на две команды. Каждая команда получает карточку с изображением мобильного телефона или компьютера. Ведущий объясняет задание: «Ребята, необходимо подумать несколько минут над тем, является ли общение при помощи этих средств полноценным. Что мы применяем при этом общении, а что нет (зрение, слух, речь, прикосновения), и представить свое средство общения так, чтобы мы поняли, что мы теряем, общаясь таким способом.  

Обсуждение. Может ли общение без личного контакта быть полноценным? Общение, когда мы не видим или не слышим друг друга? Без слов или без зрения? Или лучше общаться вживую?

  • Заключительное упражнение.
  • Упражнение «Хлопки».

Упражнение направлено на снятие напряжения возникающего между участниками, а также на повышение уровня группового сплочения.

Участники хаотично расходятся по помещению и поднимают ладони на уровень груди. За одну минуту каждый участник должен хлопнуть в ладоши со всеми остальными участниками.

Ведущий: «Видите, как общаться друг с другом. Для этого не нужно даже разговаривать. Достаточно желания делать друг другу приятное.

  • Подведение итогов занятия
  • Оценивание работы каждого участника, индивидуальная похвала, определение успехов и достижений.
  • Ритуал прощания.

 Предполагаемый результат занятия:  

  • осознание роли коммуникативных каналов как барьеров общения;
  • формирование позитивной атмосферы в группе;
  • развитие умения работать вместе.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о