Берберы где живут: БЕРБЕРЫ • Большая российская энциклопедия

Как североафриканские братья армян амазахи борются за свою свободу — Армянский музей Москвы и культуры наций

Валерия Олюнинакультура наций, искусство

Валерия Олюнинакультура наций, искусство

Армянский музей Москвы уже писал о берберах (амазахах) — коренном белокожем народе Северной Африки, выражая распространенное мнение ученых мира о том, что амазахи являются арменоидами.

Путешественник Джефри Тайлер в своем очерке «Марокканские берберы, опубликованном в журнале ««National Geographic Россия» (январь, 2005) рассказывает о том, как берберы, многие из которых живут в горах, развивают движение за национальное возрождение берберской культуры. Джефри удалось побывать в городе Завия-Сиди-Хамза, основанном в 1600 году, некогда бывшим центром мусульманского мистицизма. Берберы-горцы исповедуют ислам (сунниты), многие учат арабский, хотя дома говорят на тамазигхте — исконном берберском языке.

Берберы, живущие в горах, сами производят все необходимое. Кое-что приходится закупать: апельсины, специи, сахар и лекарства. 

Эта обособленная, самодостаточная жизнь и плохо поддающаяся ассимиляции жизнь, как мы видим из рассказа Джефри, во многом схожа с жизнью западных армян. В очерке о социально-экономическом положении армян в Османской империи накануне войны (Р. Кеворкян «Геноцид армян. полная история» стр. 310) названы те же пункты, что до сих пор характеризуют жизнь берберов. Суровые климатические условия, изоляция от внешнего мира, большая роль семьи и общины. Благодаря чему в этих населенных пунктах развивались разные ремесла. Такие общества всегда ориентированы на собственное развитие, приверженное традициям. 

Безусловно, не вполне правомерно сравнивать уклад и уровень жизни берберов и армян. Все-таки участие армян с торговой и финансовой сферах были значительными, вследствие этого выделение богатой верхушки. Впрочем, арабы грабят берберов также, как в свое время османские владыки армянское население.

 

Преподавать берберский языки власти Марокко разрешили сравнительно недавно. Берберы живут по всей Северной Африке, но ни в одной стране региона они не сталкивались со столькими проблемами, как в Марокко, хотя именно здесь их больше всего. В этом государстве отказываются признавать их национальную самобытность. Арабский язык объявлен государственным. Кроме этого арабы и берберы долго сражались с протекторатом Франции. Изгнать французов удалось только в 1956 году. После этого берберы стали протестовать против существующего положения вещей, подпольно издавали газеты, обучали в школах старому берберскому алфавиту тифинах и вели разговоры о революции. В марте 2000 года несколько сотен берберских интеллектуалов подписали «Манифест берберов». В нем был выдвинут ряд требований к властям. Подписавшие хотели, чтобы правительство уделяло больше внимания экономическому развитию берберских сельских районов, выделяло средства для берберских культурных организаций и исправило школьные учебники: в них ни слова не говорится о той роли, которую берберы сыграли в истории Марокко.

Успеха они уже добились в 2003 году. Не смотря на уступки, активисты говорят, что этого недостаточно. Их главное требование: существование берберского народа и языка должно быть признано в конституции Марокко. 

Ученые не знают точно, откуда в Северной Африке появились светлокожие, худощавые высокие мужчины и изящные красивые женщины. Есть гипотеза, что случилось это за много сотен лет до того, как эти земли завоевали арабы и даже до прихода финикийцев. Сейчас многие амазахи ассимилировали с местным населением арабской или африканской внешности, но осталось и не мало «чистых» представителей. 

Самоназвание этого народа означает «господарь», «свободный, благородный человек». Это антропологический тип, вариант балкано-кавказской расы, входящий в большую европеоидную расу. Распространён по всей Евразии, с большей концентрацией в Малой Азии, а также в Армении, Сирии, Ливане и редко в Грузии . Главными современными представителями данного типа являются армяне и ассирийцы, в меньшей степени восточные субэтнические группы грузин.

Спорно, но есть версия, что амазахи — родственники гуанчей, коренного населения Канарских островов.  Называют их и «африканскими славянами». 

Современные берберы утверждают что они – прямые потомки этрусков и римлян. Все народности берберов – европеоидного облика, белокожие, с голубыми глазами, рано лысеющие.  Всего их  в мире  около 4- 6 миллионов человек. И они сохранили целый ряд этнических обычаев.

Название «берберы» неизвестно большей части самих берберских народностей, так как было дано им европейцами по аналогии с «варварами» из-за непонятности их языка. Есть среди берберов иудеи и христиане. Берберам удавалось на протяжении нескольких веков сопротивляться тотальной исламизации, сохранять свою независимость и совмещать мусульманские и христианские традиции со своими собственными культами, самобытным языком и культурой, остающейся и сегодня, почти в неизменном виде. 

Армянский музей Москвы приглашает вас посмотреть  фотогалерею женских портретов берберов (амазахов)

View fullsize

View fullsize

View fullsize

View fullsize

View fullsize

View fullsize

View fullsize

View fullsize

Валерия Олюнина

Как североафриканские братья армян амазахи борются за свою свободу

Самый загадочный народ | Керкинитида Евпатория история с древних времен, до наших дней Отдых и лечение в Евпатории

Берберы – самый загадочный и древний народ из всех живущих на Земле. Именно берберы создали в Северной Африке цивилизацию, наследниками которой стали древние египтяне, и культура берберов стала родоначальницей культуры стран Магриба.
Белые люди стран Магриба. Эль-Ма́гриб — «там, где закат», так называли страны Африки к западу от Египта. На протяжении веков королевские династии Магриба были аристократические династии берберов, из берберов происходит род марокканских королей…

Берберы (от греч. βάρβαροι, лат. barbari – «варвары») — так называют коренное население Северной Африки, в странах Магриба. По оценкам берберских экспертов, различные народности берберов составляют не менее 60% населения Марокко, 45% населения Туниса, около 25% населения Алжира, они живут также в Ливии, Египте, Мавритании, Мали, Нигере и других странах. Общая численность берберов около 30 миллионов человек, в странах Европы проживает 3 миллиона берберов — во Франции (1,2 млн чел.), Бельгии, Нидерландах, Германии, США и Австралии.


Название «берберы» неизвестно большей части самих берберских народностей, так как было дано им европейцами по аналогии с «варварами» из-за непонятности их языка. Самоназвание берберов: амазиг, амахаг, амазир и даже амазай, что означает «свободный человек».

Покоренные в VII веке арабами, берберы исповедуют ислам, в основном, они мусульмане-сунниты, сторонники суфизма и мистических учений, но есть среди берберов иудеи и христиане. Берберам удавалось на протяжении нескольких веков сопротивляться тотальной исламизации, сохранять свою независимость и совмещать мусульманские и христианские традиции со своими собственными культами, самобытным языком и культурой, остающейся и сегодня, почти, в неизменном виде.

Не смотря на то, что по реальной численности берберские народы далеко не везде в меньшинстве в странах Магриба, они находятся на положении национальных меньшинств, и борются за свои права исключительно мирными методами. В Европе создано международное культурное берберское движение Амазиг, провозгласившее целью добиться равного статуса в странах, населенных берберами, для берберского языка статуса государственного наряду с арабским языком.

Марокканские берберы требуют права называть детей берберскими именами и использовать берберскую топонимику (от др.-греч. τόπος «место» + ὄνομα «имя»)  в странах Магриба.

Среди многочисленных берберских народов Магриба можно выделить основные национальности:

крест небесный

1. Амазахи — проживают в северном Марокко, на крайней северо-западной береговой полосе материка ( Риф, «рифские пираты») и самую северную часть Атласских гор до провинции Телла.
2. Машуеш, Мазиес, Матмата – народы живущие большими общинами, они всё решают сообща, ценят внутренне тепло отношений и всячески помогают друг другу.
3. Шилу, народ берберов, занимающий часть большой равнины вдоль Ум-эр-Ребиа и Тензифт, в южном Марокко.
4. Кабилы (от арабского «qaba’il» — племя) — живущие в Алжире. Местность Кавелия (Kabylie) в Северной Африке.
5. Шауйя— народ в Алжире, населяет Орес (Арес). Шауйя славятся «дурным глазом», и внушают суеверный страх их тайные знания, народная медицина, магия, они украшают свои лица характерными сакральными татуировками, из комбинаций крестов, точек и овалов.
6. Туареги (траглодиты), их самоназвание — Имощаг, Имошаг — древний народ берберов, живущий в Алжире, Ливии, Марокко, Мали, Нигере, Буркина-Фасо. Они живут, разделенные огромными пространствами пустыни Сахары и населяют самые дальние уголки пустыни.
7. Гараманты (греч. Γαράμαντες) — древний народ берберов, живущий с конца II тыс. до н. э. в Сахаре, и упомянутый впервые Геродотом в 500 году до н. э., как «очень великий народ». Берберы состояли из воинственных, отчаянных и задиристых племён берберов, проникавших, в степные просторы северной Африки на колесницах, запряжённых четвёрками лошадей. В VIII веке до н. э. в состав государства гарамантов входил весь нынешний Феззан, южные районы Триполитании и значительная часть Мармарики. В 19 году до н. э. государство гарамантов было захвачено и подчинено Римской Империи. В VII веке н. э. гараманты были покорены арабами. Гараманты говорили на языке берберской группы и использовали древнюю берберскую письменностью – «тифинаг», которое называют «древнеливийским», или берберо-ливийским языком.


По данным глоттохронологии, в 6 тысячелетии до нашей эры в долине Нила произошло отделение носителей пра-берберского языка от близкого языка пра-египтян. С начала 3-го тысячелетия до нашей эры о пра-берберах — ливийцах записано в текстах Древнего Царства и египетском искусстве, как о западных соседях Египта. Пра-язык берберо-ливийских языков разделился в конце 2-го тысячелетия до нашей эры, после поражения народов моря, и их союзников-ливийцев от египтян. Часть ливийских племён ушли от границ Египта и расселились на западе и юго-западе от Египта. Берберы были частью населения могущественного Египта. В истории Древнего Египта было даже несколько берберов-фараонов, известно, что египетские фараоны были белокожими!

Современные берберы утверждают что они – прямые потомки этрусков и римлян. Все народности берберов – европеоидного облика, белокожие, с голубыми глазами, рано лысеющие, они абсолютно не похожи ни на арабов, ни на африканцев негроидной расы.


У одного из величайших полководцев и государственных деятелей древности Ганнибала (247—183 г.г. до н. э.) текла берберская кровь. Ганнибал родился в Карфагене в семье полководца Гамилькара по прозвищу Барка — «молния», данную ему за его стремительность и тактику ведения боя против римских войск на Сицилии. В армии Ганнибала, воевавшей с римлянами в Испании, и разгромившей римлян в нескольких сражениях в Италии в 218 году до н. э., был целый кавалерийский корпус воинов-берберов. Воины Ганнибала люто ненавидели римлян и не раз сокрушали римские армии, за что римляне считали их вероломными.


До вторжения арабов в VII веке, на севере Африки насчитывалось 9 берберско-еврейских княжеств: Борион, Нафуса, Орес, Лудалиб, Аль-Курдан, Шивава, Тальмесан, Вад-Драа и Тахир. Орес в Алжире стал центром иудео-берберских княжеств, которые, во главе с легендарной берберской царицей Кахиной, долгое время отражали атаки армий арабских завоевателей.
Среди берберов широко распространены элементы «народного ислама» — культ святых, религиозные и религиозно-цеховые объединения, братства, восходящие к суфийским орденам — тарикатам.


ТУАРЕГИ — мусульмане-сунниты. Однако берберы-туареги сохранили много доисламских обычаев — почитание культа матери – прародительницы рода, хранительницы древнего языка и традиций, у туарегов запрещено многожёнство. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным. Часть туарегов, населяющая Алжирскую Сахару и пустыню Тенере, кочует со стадами верблюдов и коз, разводят мелкий рогатый скот.

Основные традиционные занятия всех народов берберов — кочевое и полукочевое скотоводство (верблюды, мелкий и крупный рогатый скот). Долгое время берберы сохраняли общинное пашенное землепользование («арш» – земляная мера), земледелие мотыжное, выращивали зерновые, ячмень, просо, пшеницу, бобовые, овощи занимались садоводством.
У берберов сохраняются родо-племенные отношения, во главе племенного объединения стоит выборный совет старейшин — имзран и вождь (аглид, амгар). Устанавливаются межклановые союзы (тиуизи), и сотрудничество в выпасе скота (тауаллат). Центром племенной группы служит укреплённое селение тигремт или дшар.

В древности общество туарегов было разделено на касты. Сами туареги худощавые, светлокожие, высокого роста воины, совершали набеги на соседние племена, захватывая людей в рабство, рабы были темнокожие и составляли низшую касту общества.

Хáмса —значит «пять» — защитный амулет в форме ладони считается символом удачи и счастья, появился раньше ислама. Финикийцы ассоциировали ее с «Рукой Танит», супругой Баала или Владыки, лунной богини и покровительницей Карфагена. А на Кипре ее ассоциировали с Афродитой.

Берберский любян — янтарь и хамса — рука Танит

В древних легендах туарегов рассказывается о «матери-прародительнице» Тин-Хинан, которая пришла к ним из Марокко на белом верблюде со своей служанкой Такамат, и стала царицей. Самые прекрасные, молодые и сильные мужчины-женихи приезжали к царице Тин-Хинан, но царица поступала с мужчинами так же, как легендарные амазонки, она убивала их утром. Царица Тин-Хинан и служанка Такамат рожали детей, положив начало роду высшей и низшей касте туарегов, их чернокожие и белые потомки и сегодня объединены одним племенным именем. В 1925 году в районе древнего укрепления Абалессы в Ахаггаре нашли богатое захоронение женщины, многие туареги верят, что это гробница царицы Тин-Хинан.
В XI веке арабские завоеватели вторглись на территорию племён берберов- туарегов в Северной Африке, и они отступили на запад и в самые дальние уголки пустыни Сахары, но все же были подвергнуты насильственной исламизации и арабизации.


В Средние века туареги создали несколько государственных образований, просуществовавших не долго — Султанат Агадес контролировали важные перевалочные торговые пункты, город-государство Такедда на территории Нигера.

В колониальной эре туареги, не смотря на сопротивление, были покорены французами и их земли были включены во Французскую Западную Африку, в колонии Нигер. Туареги поднимали восстания в 1916-1917 г.г., колониальная власть смогла подчинить племена туарегов только к 1923 г. Французская колониальная власть управляла туарегами через клановых лидеров, используя противоречия между родовыми кланами.

Берберы строят дома из необожженной глины, украшая их узорчатыми окнами.

Берберские долины называют долинами тысячи крепостей, так как их дома больше напоминают неприступные крепости.

Матмата (Matmata) — маленький берберский городок на юге Туниса. Часть местных берберов живёт в традиционных подземных «троглодитных» сооружениях.

Население в 2004 году составляло 2116 человек. Типичные для села строения создаются путём рытья в земле большой ямы.
Затем в стене большой ямы роют тоннели, комнаты с арочным потолком, стены подземного дома и комнат белят извёсткой.

Внутренне убранство комнат подземного дома очень просто и неприхотливо, здесь есть всё самое необходимое — кровати, шкафы для одежды, диваны, покрытые домоткаными коврами.

Рисунок шерстяных ковров очень напоминает рисунок западно-украинских ковров.

Несмотря на то, что традиционные подземные дома троглодитов очень необычны, подобные сооружения встречаются не только в Тунисе, но и в Ливии, на юго-западе. В других частях Джебель-Дахара, где дома и кладовые были вырезаны из скалы и земли, и возвышаются над землей.

Вопреки распространенному в литературе мнению о воинственности берберов, они очень миролюбивые и безобидные земледельцы, в отличие от воинствующих торгашей финикийцев, римлян, греков, арабов. Берберами всегда кто-то правил, сначала египтяне, потом финикийцы, затем римляне, греки, арабы. Защищая свою свободу, независимость, язык, культуру и образ жизни, берберы научились воевать.

Все народности и племена берберов объединены общим флагом-триколором, цвета которого олицетворяют море, горы и пустыню. Многие известные и прославленные люди из разных эпох являются выходцами из берберов, например, христианский богослов Святой Аврелий Августин, известный полководец Ганнибал.

Значительная диаспора берберов проживает во Франции, из неё происходит ряд известных личностей, например, французская певица Эдит Пиаф — настоящее имя Эдит Джованна Гассион.

 

Прозвище Piaf, в просторечье означающее «воробышек», стало сценическим псевдонимом этой поистине великой артистки XX века.  Ради возлюбленного Пиаф перешла в православие. 

Известный алжирский футболист Зинедин Зидан происходит из берберского рода кабилов.

Зинедин Зидан — французский футболист и тренер алжирского происхождения, главный тренер испанского клуба «Реал Мадрид». Считается одним из величайших игроков в истории футбола. 

Дети пустыни: кровные связи пустынников-берберов | Публикации

ПутешествияИстории

Следующее поколение должно жить лучше, чем предыдущее. Родители-берберы видят в этом свою главную цель и заботятся о процветании потомства. А пустыня-мать заботится обо всех.

Берберы

Общее название коренных жителей Северной Африки, принявших в VII веке ислам. Представлены различными этническими группами. Считается, что большинство населения Северной Африки к западу от Египта имеет берберское происхождение. Численность в мире — 20–50 миллионов. Более девяти миллионов берберов проживают в Марокко. Почти полтора миллиона переехали в Европу, в основном во Францию. Говорят на берберо-ливийских языках, как правило, владеют арабским и французским. Большинство верующих — мусульмане-сунниты.

ГЕРОЙ
Саид Уссиди

Бербер, родился в 1992 году в Мерзуге. У Саида четыре сестры и два брата, он младший в семье. Помогает старшему брату управлять отелем, который размещается в традиционном доме, риаде, на границе с Сахарой. Возит туристов в пустыню на джипах, организовывает экскурсии на верблюдах.

У нас говорят: «Защищают не стены, а семья». Мы всегда друг другу помогаем. Я делаю все, чтобы процветал бизнес брата, а он старается дать мне заработать, чтобы я встал на ноги и смог жениться. Для этого у меня должен быть свой дом. А обстановку в него принесет жена.

После свадьбы молодые переезжают в дом мужа, а за ними едет грузовик с мебелью, стиральной машиной, посудой и другими вещами. В случае развода жена заберет это все с собой. Но разводы у нас — редкость.

Для нас семья — это в первую очередь родители, братья и сестры. Такого, как у европейцев, когда семьей считаются муж и жена, нет. Кровные связи для нас важнее. Жена получает такую связь с семьей мужа, когда рожает детей. Мы считаем, что богатство не в деньгах, а в детях. Но деньги, конечно, тоже нужны, чтобы жениться и, главное, обеспечить младшее поколение.

Когда я накоплю денег, отец и мать помогут мне выбрать невесту. Мы обычно женимся на девушках из своей деревни. Чужаку никто свою дочь не отдаст, семье необходимо знать родителей жениха. И наоборот. Девушка должна быть из хорошей семьи, здоровой и симпатичной — не обязательно очень красивой. Важнее, чтобы она была образованной: когда наши дети пойдут учиться, ей придется помогать им, проверять уроки.

Чтобы договориться о свадьбе, семья жениха приходит в дом невесты с подарками для нее: одеждой, обувью, тканями, косметикой. Приводят и режут во дворе барана. Иногда — корову. Верблюда только очень богатые могут себе позволить. Со свадьбой не затягивают — часто празднуют уже на следующий день.

Первыми, часа в три, собираются на посиделки женщины. Они дарят подарки, едят, пьют чай, беседуют. Могут поставить себе музыку, тут главное — праздничная атмосфера и застолье. Через два-три часа женщины уходят, а к восьми вечера собираются мужчины. Они тоже приходят с подарками, а потом садятся читать Коран. Читает тот, у кого самый хороший голос. Слушают религиозную музыку.

Ночью наступает время общего праздника: музыканты играют, все танцуют. Неженатый мужчина может танцевать только с родственницами: с мамой, сестрами. Потом жених с невестой уходят в спальню, а после жених выносит белье, которое доказывает, что жена отдала ему свою чистоту. Это традиция, но сейчас так уже не часто делают. У нас не принято обманывать друг друга, мы люди честные и гордые.

Богатые берберы щедро декорируют свои риады

Детей у нас воспитывают строго. Потому что каждый отец хочет, чтобы его дети жили лучше, чем он, а для этого сейчас нужно хорошее образование. Придется поработать. У нас говорят: «Знания дадутся без труда, когда ворон станет белым».

Если у семьи недостаточно денег, хорошее образование получают не все дети. Так, старшего сына отец может сразу после школы приставить к делу, чтобы заработать на учебу для младшего. Например, водить караваны с туристами в пустыню или ухаживать за пальмами, если у семьи они есть. Пальма — благодарное дерево: если за ней хорошо смотреть, она будет щедро плодоносить и принесет семье деньги. Главное — регулярно ее поливать.

Для сельскохозяйственных нужд у нас есть специальное водохранилище, оттуда вода по трубам течет к пальмам. Каждый знает, в какое время он может включать воду, чтобы поливать их. Если твое время с двенадцати до часу в понедельник, ты приходишь в этот день, открываешь кран и ровно через час закрываешь его — теперь вода пойдет к другим. Если закроешь позже хотя бы на пять минут, полагается штраф.

Мы предпочитаем все конфликты решать между собой, не обращаясь в государственный суд. Если, скажем, две семьи спорят, где проходит граница между их землями, они идут к шейху. Это самый уважаемый житель деревни, все его слушаются, как дети отца. Обычно это богатый человек или имам, все знают его родителей и его самого, доверяют его суждениям.

У шейха может быть совет — несколько уважаемых мужчин старшего поколения. Решение шейха и совета — закон, мы всегда слушаем старших. Если человек не хочет, чтобы о нем плохо думали, он будет уважать любое их решение.

Голос крови: дети пустыни

Если шейх для нас как отец, то пустыня — мать. Сахара — мое любимое место, я часто туда хожу. И все мои родные тоже. Одна из моих сестер живет с мужем в Шефшауэне, на каникулы они всегда приезжают домой в Мерзугу, и дети сестры сразу начинают просить: «Мам, пойдем в пустыню, ну пойдем!» Для них это развлечение, они ходят туда играть. Сестра не боится, что дети заблудятся, они всегда найдут путь домой.

Европейцы постоянно думают, как бы в пустыне не случилось чего плохого, а мы об этом вообще не думаем, и поэтому ничего плохого с нами не случается. Разве мать может допустить, чтобы ее детей кто-то обидел? Когда я был маленьким, я постоянно уходил в пустыню, ложился там спать, а проснувшись, видел рядом следы скорпиона, который прополз мимо.

Я не боюсь змей и скорпионов. Скорпион — всего лишь животное, он сам боится. Если попробовать причинить ему вред, скорпион испугается и нападет. Но если его не трогать, все будет хорошо. Мы считаем, если чего-то боишься или беспокоишься о чем-то — оно придет к тебе. Не думай об этом, и все будет в порядке. Просто положись на волю Бога, и встречай каждое утро с надеждой.

В пустыне хорошо, потому что там нет людей и можно ни с кем не разговаривать. Когда я зол, я сажусь на мотоцикл и еду в пустыню, чтобы там покричать, пожаловаться ей. Потом ложусь отдыхать. Ночью небо полно звезд, и я слушаю их. А утром возвращаюсь домой, спокойный и довольный. Могу приступать к работе, не опасаясь, что с кем-нибудь поссорюсь.

Мятный чай — традиционный напиток марокканских берберов. Хорош в пустыне и в жару, и в холод

Пустыня дает нам все: силы, уверенность, возможность заработать, даже воду. Любой бербер знает, как найти ее там. Ни один кочевник не ездит по пустыне просто так, куда глаза глядят, он всегда идет от одного колодца к другому и может таким образом добраться до Мали. Мой дедушка был кочевником, он жил в пустыне недалеко от Алжира, но когда отцу исполнилось десять лет, семья переехала в поселок. Здесь они очень много работали, чтобы наша жизнь стала лучше.

У нас много родных. Даже в пустыне среди кочевников есть дальние родственники, что уж говорить о поселке. Мы часто ходим друг к другу в гости — родные должны общаться. Мы вообще очень любим гостей, каждый день готовы их принимать. По традиции в любой дом может прийти путник и попроситься переночевать. Его пустят без вопросов и три дня будут кормить. А знакомые и родные приходят без приглашения — наши двери всегда открыты.

Особая радость, когда приезжают родственники, живущие в городе. У моих сестер мужья работают в разных городах, у них высшее образование, что им в Мерзуге делать? А их дети, Бог даст, вообще смогут за границу поехать, там заработок гораздо выше. Сейчас очень многие уезжают, во Францию например. Но на лето, когда у детей каникулы, а у взрослых отпуска, все возвращаются домой, поэтому летом здесь много машин с французскими номерами.

Я сам не хочу, чтобы мои дети работали в риаде, надеюсь, они достигнут большего, чем я, Бог даст. Будут больше знать — смогут работать где-нибудь, где жизнь лучше, открыть собственный бизнес. Но они все равно будут сюда возвращаться — домой, к родным, к матери-пустыне.

Марокко, Драа — Тафилалет

ОРИЕНТИРОВКА НА МЕСТНОСТИ
Марокко, Драа — Тафилалет

Площадь области Драа — Тафилалет 88 836 км²
Население 1 650 000 чел.
Плотность населения 19 чел/км²

Площадь Марокко 446 550 км² (без учета спорной территории Западной Сахары, 57-е место в мире)
Население 35 680 000 чел. (39-е место)
Плотность населения 80 чел/км²
ВВП ~ 122,5 млрд долл. (58-е место)

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ песчаные дюны Эрг-Шебби, киностудия «Атлас-Студиос» в Уарзазате, крепость Айт-Бен-Хадду (памятник ЮНЕСКО), Долина тысячи касб, ущелье Тодра.
ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА тажин (тушенное в одноименной керамической посуде мясо с овощами), кускус, макруд (трубочки с финиковой начинкой).
ТРАДИЦИОННЫЕ НАПИТКИ мятный чай, кофе с кардамоном.
СУВЕНИРЫ берберские ковры, тажины, расписные керамические блюда, статуэтки верблюдов, кожаные остроносые туфли бабуши.

РАССТОЯНИЕ от Москвы до Мерзуги 4240 км (от 8 часов в полете до Эр-Рашидии без учета пересадок, затем 130 км по автодороге)
ВРЕМЯ отстает от московского на 2 часа
ВИЗА не нужна
ВАЛЮТА марокканский дирхам (10 MAD ~ 1,03 USD)

Фото: CUBO (X2) / LEGION-MEDIA, Борис Палтусов, SIME (X2), NPL, GETTY IMAGES

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 12, декабрь 2019

Ольга Ладыгина

Бербер | Определение, люди, языки и факты

Берберская палатка

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Птолемей Мавританский Абу Абдаллах аш-Ши’и Ибн Тумарт
Похожие темы:
Мзабите Шавия Кабильский Риф зайские амазиги

Просмотреть весь связанный контент →

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Бербер , самоназвание Амазиг, множественное число Имазиген , любой из потомков доарабских жителей Северной Африки. Берберы живут разбросанными общинами по Марокко, Алжиру, Тунису, Ливии, Египту, Мали, Нигеру и Мавритании. Они говорят на различных языках амазигов, принадлежащих к афро-азиатской семье, родственной древнеегипетскому.

Трудно провести точный подсчет берберов по целому ряду причин, в том числе из-за отсутствия тщательных исследований. Две самые большие популяции берберов находятся в Алжире и Марокко, где большая часть населения происходит от берберов, но лишь некоторые из них идентифицируют себя как амазиги. По оценкам, примерно четверть населения Алжира составляют берберы, а берберы, по оценкам, составляют более трех пятых населения Марокко. В Сахаре на юге Алжира, а также в Ливии, Мали и Нигере берберские туареги насчитывают более двух миллионов человек.

Подробнее по этой теме

Исламский мир: имазигены

Когда арабские завоеватели прибыли в Магриб в 7 веке, коренными народами, которых они встретили, были имазигены ( берберы s;…

Примерно с 2000 г. до н. э. берберские (амазигские) языки распространились на запад из долины Нила через северную Сахару в Магриб. К 1-му тысячелетию до нашей эры их носителями были коренные жители обширного региона, с которым столкнулись греки, карфагеняне и римляне. Ряд берберских народов — маури, масаэсили, массили, мусулами, гаэтулы, гараманты — затем породили берберские королевства под карфагенским и римским влиянием. Из этих королевств Нумидия и Мавритания были официально включены в состав Римской империи в конце 2 века до н.э., но другие появились в поздней античности после вторжения вандалов в 429 году.н.э. и византийское завоевание (533 г. н.э.) только для того, чтобы быть подавленным арабскими завоеваниями 7-го и 8-го веков н.э.

Именно арабы, завербовавшие берберских воинов для завоевания Испании, тем не менее дали этим народам единое имя, превратив варваров (говорящих на другом языке, кроме греческого и латинского) в варваров, название расы произошли от Ноя. Объединив коренные народы под одной рубрикой, арабы начали их исламизацию. С самого начала ислам послужил идеологическим стимулом для возникновения новых берберских династий. Между XI и XIII веками величайшие из них — Альморавиды и Альмохады, кочевники Сахары и жители Высокого Атласа соответственно — завоевали мусульманскую Испанию и Северную Африку на востоке до Триполи (ныне в Ливии). Их берберские преемники — Мариниды в Фесе (ныне в Марокко), Зияниды в Тлемсене (ныне в Алжире) и Хафсиды в Тунисе (ныне в Тунисе) и Биджайе (ныне Беджая, Алжир) — продолжали править до 16 века. .

Тем временем берберские купцы и кочевники Сахары начали транссахарскую торговлю золотом и рабами, которая включила земли Судана в исламский мир. Эти достижения Варвара были отмечены арабским историком XIV века Ибн Хальдуном в обширной истории Северной Африки ( Китаб аль-Ибар ). К тому времени, однако, берберы отступили, подвергшись арабизации двух совершенно разных видов. Преобладание письменного арабского языка положило конец написанию языков амазигов (берберов) как старым ливийским, так и новым арабским письмом, сведя его языки к народным языкам. В то же время приток с востока воинственных арабских кочевников с 11 века и далее вытеснял берберов с равнин в горы и наводнял пустыню. В совокупности эти факторы превращали население из говорящих на берберах в говорящих на арабском языке с последующей потерей первоначальной идентичности. С 16 века и далее процесс продолжался в отсутствие берберских династий, которые были заменены в Марокко арабами, заявляющими о своем происхождении от Пророка, а в других местах — турками в Алжире, Тунисе и Триполи.

Когда французы завоевали Алжир в 19-м веке и Марокко в 20-м, они ухватились за различие между арабским большинством и горными берберами. На основании истории Ибн Халдуна последние снова были классифицированы как народ под их современным названием берберы. Выявление и описание их языка, антропологическое изучение их общества и их географическая изоляция — все это давало основания для их отдельного управления как народа, восходящего еще до ислама к языческому и христианскому прошлому. Эти колониальные исследования и политика определили большую часть истории берберов вплоть до наших дней, но в то же время оставили запись их манер и обычаев до наступления современности.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

К началу 20-го века берберский мир превратился в анклавы разного размера. В Триполитании и южном Тунисе они были в основном образованы холмами плато Нафуса и острова Джерба, в восточном Алжире — горами Аурес и Кабили, а в Марокко — хребтами Рифа, Среднего и Высокого Атласа. Антиатлас и Атлас Сахары. В южном Марокко они состояли из оазисов долины Драа, а в северной Сахаре в основном оазисы Мзаба с оазисами Гадамес, Туггурт и Гурара. В центральной и южной Сахаре была обширная область гор Ахаггар и пустыня на юге.

Экономика в основном сводилась к натуральному сельскому хозяйству и пастбищному животноводству, которым занимались фермеры, перегонщики животных и кочевники, в сочетании с ткачеством, гончарным делом, изделиями из металла и кожи, а также местной и некоторой междугородней торговлей. Жилища варьировались от пещер и домов со скатными крышами до «замков» с плоскими крышами и палаток. Каким бы ни было жилище, его конструкция была рассчитана на создание интерьера, которым правят женщины семьи. Вне дома женщины собирались у фонтана или колодца и у могилы местного святого, тогда как мужчины встречались в мечети или на улице и площади. Что касается кочевых и матрилинейных туарегов центральной Сахары, лагерь в значительной степени контролировался женщинами, которые выбирали себе мужей и со своими песнями занимали центральное место в общественных собраниях.

В этом жилище проживала нуклеарная, обычно патрилинейная семья, которая была основной единицей племенной группы, носившей имя общего предка, чьим айтом или народом они называли себя. В принципе, все семьи и кланы были равны, управлялись кодексами чести, которые могли привести к междоусобицам, а также советом старейшин, джамаатом , который поддерживал мир посредством судебных решений, постановлений о компенсации и определения наказаний. На самом деле различные общества не были эгалитарными. Деревня и клан регулярно принимали новичков как низших, а правящие старейшины происходили из знатных семей. Если деревни или кланы отправлялись на войну, как это часто случалось, мог быть выбран вождь, который силой своей доблести мог привлечь клиентов, сформировать свою собственную армию и, как лорды Высокого Атласа около 1900 — установить собственное владычество. Туареги Ахаггара и южной Сахары, которых также называли Голубыми людьми из-за их мантий цвета индиго и лицевых покрывал, были аристократическими кочевниками, правившими вассалами, крепостными и рабами, которые возделывали оазисы от их имени; они, в свою очередь, признавали верховных вождей или королей, которых называли аменукал с. Они сохранили форму старой ливийской согласной письменности под названием Тифинаг, хотя большая часть письменности была написана группой мусульманских ученых на арабском языке. Такие святые ученые повсюду были авторитетными фигурами, и среди берберов-ибади Мзаба они правили общиной.

Хотя многие черты берберского общества сохранились, они сильно изменились из-за экономического и политического давления и возможностей, возникших с первых лет 20-го века. Начиная с кабилей Алжира, эмиграция из гор в поисках работы создала постоянные берберские общины в городах Магриба, а также во Франции и остальной части Западной Европы. Эта эмиграция, в свою очередь, вернула на родину современный материал и популярную культуру. Между тем независимость Марокко, Алжира, Туниса, Ливии, Мавритании, Мали и Нигера создала новую политическую ситуацию, в которой проявился берберский национализм. Это обстоятельство во многом было реакцией на политику новых правительств, которые не одобряли отдельную берберскую идентичность как пережиток колониализма, несовместимый с национальным единством. В Марокко монархия почувствовала угрозу, сначала из-за того, что французы использовали берберов для свержения султана в 19 г.53 и второй по роли берберских офицеров в покушении на короля в 1971-72. В Алжире восстание в Кабилии в 1963–1964 годах стало еще одним оправданием политики арабизации, вызывавшей возмущение берберов не в последнюю очередь потому, что многие из них получили образование на французском языке. Берберские исследования были запрещены или репрессированы как в Марокко, так и в Алжире, но в Алжире в 1980–1981 годах отмена лекции по берберской поэзии вызвала «берберскую весну» демонстраций в Кабилии, которые были вызваны популярными берберскими песнями и певцами.

Берберизм под названием имазигенити (от берберского амазига, множественного числа имазиген, принятого в качестве правильного термина для обозначения народа) тем временем был академически сформулирован парижскими берберами, основавшими в 1985 году журнал Awal . Берберские языки были возрождены как письменный язык под названием тамазигхт (название одного из трех марокканских берберских языков) с измененной латиницей, а также тифинаг, а люди и их культура были конкретизированы в печати благодаря продолжающейся публикации ЮНЕСКО французского языка Берберская энциклопедия (1984–).

Растущие требования о признании берберов — теоретически коренными жителями Северной Африки, а на практике — отдельными составляющими ее общества — увенчались определенным успехом. Тамазайт изучается в Алжире и с 2002 г. признан национальным, но не официальным языком; несмотря на народные беспорядки в Кабилии, берберам еще предстоит добиться сильной политической идентичности в алжирской демократии. Берберизм в Марокко привел к созданию Королевского института культуры амазигов, к школьному обучению на тамазигте и, наконец, с 2011 года к признанию тамазигхта официальным языком, и все это в интересах национального единства при монархии. Между тем, берберская культура обеспечивает неоценимую туристическую индустрию своей отличительной чертой: своей отличительной архитектурой, ремеслами и костюмами в романтическом пейзаже, который является специфически марокканским. В Ливии свержение Муаммара аль-Каддафи открыло берберам с плато Нефуса возможность требовать признанного положения в новом порядке, но туареги из-за границы, которых Каддафи завербовал в свою армию, были изгнаны из страны. Алжирские туареги Ахаггара превратились в земледельцев, их кочевой образ жизни сохранился только как туристическая достопримечательность. Но солдаты-туареги вернулись в южную Сахару, чтобы вместе с исламскими боевиками вновь разжечь давний конфликт своего народа с правительствами Мали и Нигера из-за статуса берберского меньшинства и выдвинуть еще одно требование отдельного статуса. Хотя результаты современных конфликтов остаются неопределенными, берберизм достаточно утвердился как идеология и как культурная и политическая программа, чтобы дать рассеянным сообществам берберов новую национальную идентичность вместо старой антропологической.

Michael BrettThe Editors of Encyclopaedia Britannica

Берберы — Энциклопедия Нового Света

Первоначально берберы были общим названием, данным римлянами многочисленным разнородным этническим группам, которые разделяли схожие культурные, политические и экономические обычаи. Этот термин не был придуман самой группой.

Несмотря на появление двух значительных берберских династий, Альморавидов (одиннадцатый век) и Альмохадов, (двенадцатый век), берберские племена никогда не могли объединиться достаточно долго, чтобы избавиться от многочисленных завоевателей, вторгшихся на их земли. В результате историю берберов можно рассматривать только как историю отдельных племен. Некоторыми из этих древних племен были гетулы, моры, массили, гараманты, авгилы и насамоны.

Содержание

  • 1 Происхождение
    • 1.1 Генетические данные
    • 1.2 Археологические
  • 2 Имя
  • 3 История
    • 3.1 Берберы и исламское завоевание
  • 4 Берберы и их языки
  • 5 Религии и верования
    • 5.1 Берберские евреи
  • 6 современных берберов
    • 6.1 Демография
    • 6.2 Отношения с Европой
  • 7 Примечания
  • 8 Каталожные номера
  • 9 Внешние ссылки
  • 10 кредитов

В то время как берберы считаются кочевниками, как и некоторые племена, большинство из них, как правило, земледельцы. Сегодня трудно оценить количество берберов в мире, потому что многие не считают себя берберами. Однако на берберском языке говорят примерно от 14 до 25 миллионов человек.

Происхождение

Берберы жили в Северной Африке тысячи лет, и их присутствие было зарегистрировано еще в 3000 году г. до н. э. Греки, римляне и древние египтяне указывали в своих записях на присутствие берберов. [1] Считается, что регион Магриба на северо-западе Африки был заселен берберами по крайней мере с 10 000 90 145 г. до н.э. [2] Нет полной уверенности в происхождении берберов; однако различные дисциплины проливают свет на этот вопрос.

Генетические данные

Молодая берберская девочка в Алжире, 1888 год

В целом, генетические данные указывают на то, что большинство северо-западных африканцев (независимо от того, считают ли они себя берберами или арабами) имеют преимущественно берберское происхождение, и что популяции, являющиеся предками берберов, имеют находится в этом районе с эпохи верхнего палеолита. Генетически преобладающие предки берберов, по-видимому, пришли из Восточной Африки, Ближнего Востока или и того, и другого, но подробности этого остаются неясными. Однако значительная часть генофондов как берберов, так и арабизированных берберов происходит от недавней миграции людей различных италийских, семитских, германских и африканских народов к югу от Сахары, все из которых оставили свои генетические следы в регионе.

Археологические

Капсийская культура эпохи неолита появилась в Северной Африке около 9500 г. до н.э. г. и просуществовал, возможно, до 2700 г. г. до н.э. И лингвисты, и популяционные генетики определили эту культуру как вероятный период распространения афро-азиатского языка (предка современных берберских языков) в этом районе. Однако происхождение капсийской культуры археологически неясно. Некоторые рассматривают население этой культуры просто как продолжение более ранней мезолитической иберо-маврусской культуры, появившейся около 22 000 лет9. 0145 г. до н. э. , в то время как другие выступают за изменение населения; первая точка зрения, кажется, подтверждается стоматологическими данными. [3]

Название

Исторически неясно, как возникло название «бербер», хотя предполагается, что оно произошло от слова «варвар», которое римляне применяли ко многим народам. Это французская вариация, когда пишется Berbere , и английская, когда пишется «бербер».

Из-за того, что арабы называли берберов «Эль-Барбар», весьма вероятно, что современные европейские языки переняли это слово из арабского языка. Арабы не использовали имя «Эль-Барбар» как отрицательное, не зная о происхождении этого имени; якобы они создали какие-то мифы или истории об этом имени. Самый известный миф считает «Варвара» предком берберов. Согласно этому мифу, Берберы были потомками Хама, сына Ноя, сына Варвара, сына Тамаллы, сына Мазига, сына Канона… ([Ибн Халдун]/ История Ибн Халдуна — Глава III) .

Тот факт, что имя «Бербер» является странным для берберов, приводит в замешательство. Некоторые источники утверждают, что берберы — это несколько этнических групп, не связанных друг с другом. Это не точно, потому что берберы называют себя Imazighen (единственное число амазиг ) в Марокко, а также в Ливии, Египте (Сива) и других районах Северной Африки, и говорят на берберском языке тамазайт . [4]

Неясно не только происхождение названия «бербер», но и само название «амазиг». Наиболее распространенное объяснение состоит в том, что это название восходит к египетскому периоду, когда древние египтяне упоминали древнее ливийское племя под названием Мешвеш. Некоторые ученые предполагают, что мешвеши — это то самое древнее ливийское племя, которое греческий историк Геродот упоминал как «максиан».

Оба имени, «амазиг» и «бербер», являются относительно недавними именами в исторических источниках, поскольку имя «бербер» впервые появилось в арабо-исламских источниках, а имя «амазиг» никогда не использовалось в древних источниках. Не менее важно иметь в виду, что берберы в разные периоды были известны под разными именами.

Первое упоминание о древних берберах восходит к очень древнему египетскому периоду. Они упоминаются в додинастический период на так называемой «стеле Техеноу», которая до сих пор хранится в Каирском музее в Египте. Эта табличка считается старейшим источником, в котором упоминаются берберы.

Второй источник известен как Стела короля Нармера. Эта табличка новее, чем первый источник, и на ней Техено изображены как пленники.

Второе старейшее имя — Тамахоу. Это имя впервые упоминается в период правления первого царя «Шестой династии» и упоминается в других источниках после этого периода. Согласно Орику Бейтсу, эти люди были белокожими, со светлыми волосами и голубыми глазами.

В греческий период берберы были в основном известны как «ливийцы», а их земли как «Ливия» простирались от современного Марокко до западных границ древнего Египта. В современном Египте есть Сива, часть исторической Ливии, где до сих пор говорят на берберском языке.

В римский период берберы стали известны как нумидийцы, моры и гетулийцы, в соответствии с их племенами или королевствами. Нумидийцы основали сложные и организованные племена, а затем начали строить более сильное царство. Большинство ученых считают, что «Алямас» был первым царем Нумидийского царства. Массинисса был самым известным нумидийским царем, сделавшим Нумидию сильным и цивилизованным королевством.

История

Знаете ли вы?

Берберы — коренные жители Северной Африки к западу от реки Нил

Семья берберов пересекает брод — сцена в Алжире

Берберы жили в Северной Африке между западным Египтом и Атлантическим океаном с тех пор, как существуют записи об этом районе. Самые ранние жители региона встречаются на наскальных рисунках через Сахару. Упоминания о них также часто встречаются в древнеегипетских, греческих и римских источниках. Берберские группы впервые упоминаются в письменной форме древними египтянами в додинастический период, а во время Нового царства египтяне позже воевали против племен мешвеш и лебу (ливийцев) на своих западных границах. Многие египтологи считают, что примерно с 9 г.45 г. до н. э. г. Египтянами правили иммигранты из Мешвеша, которые основали Двадцать вторую династию Египта при Шешонке I, положив начало длительному периоду правления берберов в Египте, хотя другие предполагают другое происхождение этих династий, в том числе нубийское. Они долгое время оставались основным населением Западной пустыни — византийские хронисты часто жаловались на мазике (амазиг), совершающих набеги на отдаленные монастыри.

На протяжении многих веков берберы населяли побережье Северной Африки от Египта до Атлантического океана. Со временем прибрежные районы Северной Африки увидели длинный парад захватчиков и колонистов, включая сахарцев, финикийцев (основавших Карфаген), греков (в основном в Ливии), римлян, вандалов и аланов, византийцев, арабов, османов, французов и Испанский. Большинство, если не все, из этих захватчиков оставили некоторый отпечаток на современных берберах, как и рабы, привезенные со всей Европы (по некоторым оценкам, число европейцев, привезенных в Северную Африку в период Османской империи, достигает 1,25 миллиона человек). [5] Взаимодействие с соседними суданскими империями, африканцами к югу от Сахары и кочевниками из Восточной Африки также произвело огромное впечатление на берберов.

В исторические времена берберы распространились на юг, в Сахару, вытеснив более раннее население, такое как азер и бафур, и, в свою очередь, были в основном культурно ассимилированы арабами на большей части Северной Африки, особенно после вторжения Бану Хилал в одиннадцатого века.

Области Северной Африки, сохранившие берберский язык и традиции, в целом были наименее подвержены иностранному владычеству, в частности горные районы Кабилии и Марокко, большая часть которых даже во времена Римской империи и Османской империи оставалась в значительной степени независимой, и где финикийцы никогда не проникали за побережье. Однако даже эти районы пострадали от некоторых из многих вторжений в Северную Африку, совсем недавно включая французов. Другим важным источником иностранного влияния, особенно в Сахаре, был трансатлантический маршрут работорговли из Западной Африки, которым частично управляли европейские торговые державы.

Берберы и исламское завоевание

В отличие от завоеваний предыдущих религий и культур, приход ислама, который был распространен арабами, должен был иметь всеобъемлющие и долгосрочные последствия для Магриба. Новая вера в ее различных формах должна была проникнуть почти во все слои общества, принеся с собой армии, ученых людей и пылких мистиков и в значительной степени заменив племенные обычаи и привязанности новыми социальными нормами и политическими идиомами.

Тем не менее исламизация и арабизация региона были сложными и длительными процессами. В то время как кочевые берберы быстро обращались и помогали арабским завоевателям, только в двенадцатом веке, при династии Альмохадов, христианские и еврейские общины стали полностью маргинализированными.

Берберы и их языки

Берберская девушка в Марокко, 2006 г.

Берберские языки представляют собой группу близкородственных языков, принадлежащих к типу афро-азиатских языков. Среди берберов существует сильное движение за объединение близкородственных северных берберских языков в единый стандарт, Tamazight, , который является часто используемым общим названием для всех берберских языков. Среди рассеянного берберского населения насчитывается около трехсот местных диалектов.

Точную численность говорящих на берберах установить трудно, поскольку большинство стран Магриба не регистрируют языковые данные в своих данных переписи населения. Ранние колониальные переписи могут предоставить задокументированные данные для некоторых стран; однако эта статистика больше не является надежной мерой. По оценкам, в Северной Африке насчитывается от 14 до 25 миллионов носителей берберских языков, в основном сосредоточенных в Марокко и Алжире, с небольшими общинами на востоке до Египта и на юге до Буркина-Фасо.

Среди берберских языков Tarifit или Riffi в северном Марокко, Kabyle в Алжире и Tashelhiyt в центральном Марокко. Тамазигхт был письменным языком, время от времени, почти 3000 лет; однако эта традиция часто нарушалась различными вторжениями. Впервые он был написан на алфавите тифинаг , который до сих пор используется туарегами; самая старая датированная надпись датируется примерно 200 90 145 гг. до н. э. Позже, примерно между 1000 г. г. н.э. и 1500 г. н.э., он был написан арабским алфавитом, в частности шилха в Марокко; с начала двадцатого века его часто писали латинским алфавитом, особенно у кабилов. Вариант алфавита тифинаг недавно стал официальным в Марокко, а латинский алфавит является официальным в Алжире, Мали и Нигере; однако и тифинаг, и арабский язык по-прежнему широко используются в Мали и Нигере, а латынь и арабский язык по-прежнему широко используются в Марокко.

После обретения независимости все страны Магриба в той или иной степени проводили политику «арабизации», направленную прежде всего на вытеснение французского с его колониального положения в качестве доминирующего языка образования и грамотности. Но в рамках этой политики также запрещается использование как берберских языков, так и магрибского арабского языка. Такое положение дел оспаривается берберами Марокко и Алжира, особенно Кабили, и в настоящее время в обеих странах решается вопрос путем введения обучения берберскому языку и признания берберского «национальным языком», хотя и не обязательно официальным. В других странах Магриба таких мер не принималось, чье берберское население намного меньше. В Мали и Нигере есть несколько школ, в которых обучение частично ведется на тамашекском языке.

Религии и верования

Берберы в основном мусульмане-сунниты, но среди них существует много традиционных обрядов. Поскольку берберов обычно больше, чем арабов в сельской местности, там, как правило, преобладают традиционные обычаи. Берберы обратились в ислам медленно, в течение столетий, и не были доминирующими до шестнадцатого века. В результате внутри берберского ислама сохраняются следы прежних религиозных практик, что делает его несколько нетипичной сектой. [6]

Большинство из них принадлежат к мазхабу Малики , , в то время как мозабиты, джербанцы и нафуси из северной Сахары являются мусульманами-ибади. Суфийские тарикаты распространены в западных районах, но реже на востоке; Культы марабутов были традиционно важны в большинстве областей.

Перед обращением в ислам некоторые группы берберов обратились в христианство (часто донатизм) или иудаизм, в то время как другие продолжали практиковать традиционный политеизм. Под влиянием исламской культуры на короткое время возникли некоторые синкретические религии, как, например, у бергуата, но их заменил ислам.

Берберские евреи

Берберские евреи населяют регион, совпадающий с Атласскими горами в Марокко, Алжире и Тунисе. Между 1950 и 1960 годами большинство иммигрировало в Израиль. Около 2000 из них, все пожилые, до сих пор говорят на иудео-берберском языке. [7] Их одежда и культура были похожи на соседние мусульмане-берберы.

Было бы трудно определить, были ли эти еврейские берберские племена первоначально еврейского происхождения и ассимилировались с берберами по языку, привычкам, образу жизни — короче, во всем, кроме религии, — или же они были коренными берберами, которые в течение веков были обращены еврейскими поселенцами. Это второй вариант, который исследователи, такие как Андре Гольденберг или Саймон Леви, считают более вероятным.

Вопрос о происхождении берберских евреев также усложняется вероятностью смешанных браков. Как бы то ни было, они во всяком случае делили многое со своими нееврейскими братьями на берберской территории и, как и они, сражались против арабских завоевателей.

Современные берберы

Распространение берберов в Северо-Западной Африке

Демография

Берберы живут в основном в Марокко (от 35 до 60 процентов населения) и в Алжире (примерно от 15 до 33 процентов населения), а также Ливия и Тунис, хотя точной статистики нет. Большинство североафриканцев, считающих себя арабами, также имеют значительные берберские корни. [8] Известные группы берберов включают кабилов северного Алжира, которые насчитывают около четырех миллионов человек и в значительной степени сохранили свой первоначальный язык и культуру; и Chleuh (франкоязычное множественное число от арабского «Shalh») и Tashelhiyt на юге Марокко, насчитывающие около восьми миллионов человек. Другие группы включают риффов северного Марокко, шауйя Алжира и туарегов Сахары. В Европе проживает около трех миллионов берберских иммигрантов, особенно риффийцев и кабилов в Нидерландах и Франции. Некоторая часть жителей Канарских островов происходит от аборигенов гуанчей, которых обычно считают берберами, среди которых есть несколько обычаев канарских островов, таких как употребление в пищу0083 gofio, возник.

Отношения с Европой

Как и большинство людей в современном мире, берберы легко сливаются с другими людьми. Однако есть различия из-за истории Северной Африки, известной как Берберийское побережье. Во времена берберийских пиратов рабов и военнопленных из Европы перевозили и продавали в Северную Африку. По оценкам, таким путем в Африку прибыло около миллиона европейцев, принесших с собой зеленые и голубые глаза, светлые и рыжие волосы. Поскольку смешанные браки имели место с жителями Северной Африки, эти черты стали частью сегодняшнего берберского населения.

Несмотря на стереотипное представление о кочевниках на Западе, большинство берберов на самом деле были традиционными земледельцами, живущими в горах относительно недалеко от побережья Средиземного моря, или жителями оазисов; однако туареги и зенаги из южной Сахары были кочевниками. Некоторые группы, такие как Шауи, практиковали отгонное животноводство.

Сегодня берберы часто живут в горах и в небольших поселениях по всей территории Северной Африки. Из крупных городов региона только в Марракеше проживает население с ярко выраженной берберской идентичностью. В дни арабского завоевания захватчики взяли под свой контроль города, по большей части игнорируя сельские районы. У берберов было несколько вариантов; жить в горах, сопротивляться арабскому господству или переселяться в арабское сообщество, где доминировали арабский язык и культура. Многие избрали жизнь в горах, где и сегодня остаются их потомки.

Берберская деревня в высоком Атласе в Марокко (долина Имлиль)

Подобно ситуации во многих западных обществах, таких как коренные народы в США, аборигены в Австралии и саамы в Норвегии, берберы считались гражданами второго сорта до середины ХХ века. В некоторых районах Северной Африки на берберов по-прежнему смотрят как на «неграмотных крестьян», одетых в традиционную одежду.

Как и многие другие коренные народы по всему миру, берберы начали восстание в последние годы двадцатого века, выступая против недооценки своей культуры и самобытности. Основными аргументами протеста были отсутствие письменности и отсутствие политического влияния. Это было наиболее очевидно в Алжире, где ситуация была настолько напряженной в течение 19-го века. 90-х, что иностранные комментаторы рассуждали о перспективах гражданской войны и раздела страны. [6]

Сегодня берберы Алжира являются самой образованной группой, и многие из них занимают руководящие посты в обществе. Отчасти это связано с действиями французов в колониальный период, которые пытались ослабить арабские аспекты алжирской культуры, отдавая предпочтение берберам в образовании и управлении. Это привело к тому, что в Алжире сложилась одна из самых влиятельных берберских культур среди всех стран с берберским населением. Берберский язык используется в качестве повседневного языка в этой стране, хотя французский язык является административным языком.

За последние несколько десятилетий между некоторыми берберскими группами, особенно кабильскими, и правительствами Северной Африки возникла политическая напряженность, частично из-за языковых и культурных проблем; например, в Марокко было запрещено давать детям берберские имена.

Notes

  1. ↑ History of the Berbers and North Africa Facts and Details , сентябрь 2018 г. Проверено 14 апреля 2022 г.
  2. ↑ Хсайн Илахиане, Исторический словарь берберов (Имазиген) (издательство Rowman & Littlefield, 2017, ISBN 978-1442281813).
  3. ↑ Дж. Д. Айриш, Загадка иберомавров: североафриканский прародитель или тупик? Журнал эволюции человека 39 (4) (октябрь 2000 г.): 393–410. Проверено 14 апреля 2022 г.
  4. ↑ Питер Пренгаман, Битва берберов Марокко за то, чтобы не потерять свою культуру, San Francisco Chronicle , 16 марта 2001 г. Проверено 14 апреля 2022 г.
  5. ↑ Джефф Грабмайер, «Когда европейцы были рабами: исследования показывают, что белое рабство было гораздо более распространенным явлением, чем считалось ранее». У Роберта Дэвиса, 9 лет.0083 Христианские рабы; Мусульманские мастера (Лондон: Palgrave Macmillan, 2004, ISBN 978-1403945518).
  6. 6.0 6.1 Джимми Джо, берберы: коренные жители Северной Африки Timeless Myth. Проверено 14 апреля 2022 г.
  7. ↑ Раймонд Г. Гордон-младший. Иудео-берберский: язык Израиля Этнолог: Языки мира, Пятнадцатое издание. Проверено 14 апреля 2022 г.
  8. ↑ Елена Бош, Франсеск Калафель, Дэвид Комас, Питер Дж. Офнер, Питер А. Андерхилл и Жауме Бертранпетит, «Анализ вариаций Y-хромосомы человека с высоким разрешением показывает резкий разрыв и ограниченный поток генов между Северо-Западной Африкой и Пиренейским полуостровом». Американское общество генетики человека 68(4) (апрель 2001 г.): 1019–1029. Проверено 14 апреля 2022 г.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Блан, Сент-Илиэр. Grammaire de la Langue Basque (d’apres celle de Larramendi). Набу Пресс, 2010. ISBN 978-1147375930
  • Бретт, Майкл и Элизабет Фентресс. Берберы. Оксфорд, Англия: и Кембридж, Массачусетс: Blackwell Publishing, 1996. ISBN 0631168524
  • Бриггс, Ллойд Кэбот. Расы каменного века Северо-Западной Африки. Кембридж, Массачусетс: Музей Пибоди, 1955 г. ASIN B000M4HLFG
  • .
  • Целенко Теодор. Египет в Африке. Индианаполис, Индиана: Художественный музей Индианаполиса, 1996. ISBN 0936260645
  • Дэвис, Роберт. Рабы-христиане, хозяева-мусульмане: белое рабство в Средиземноморье, на Берберийском побережье и в Италии, 1500–1800 гг. Лондон: Palgrave Macmillan, 2004. ISBN 978-1403945518
  • Эрет, Кристофер. Цивилизации Африки: история до 1800 года. Шарлоттсвилль, Вирджиния: University Press of Virginia, 2002, ISBN 0813920841
  • Entwistle, WJ Испанский язык. Фабер и Фабер, 1962. ISBN 978-0571064045
  • Ганс, Эрик Лоуренс. Происхождение языка: формальная теория представления. Беркли, Калифорния: University of California Press, 1981. ISBN 0520042026
  • Гезе, Луи. Элементы грамматики Басков. Издательство Кессингер, 2010. ISBN 978-1160776110
  • Хашид, Малика. Les premiers Berberes: entre Méditerranée, Tassili et Nil. Эдисуд, 2001. ISBN 2744

    6
  • Хаган, Хелен Э., Сияющие: этимологическое эссе об амазигских корнях древнеегипетской цивилизации. XLibris, США, 2001 г., ISBN 1401024122
  • Хаган, Элен Э. Ювелирные изделия туарегов: традиционные узоры и символы. XLibris, 2006 г. ASIN B0793SVGWK
  • Харрисон, Майкл. Корни колдовства. Secaucus, NJ: Citadel Press, 1974. ISBN 978-0426158516
  • Йерно, Жан. Люди Африки (серия Люди мира). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Скрибнер, 1975. ISBN 0684140403
  • Хуальде, Хосе Игнасио. Баскская фонология. Лондон и Нью-Йорк, Нью-Йорк: Routledge, 1991. ISBN 0415056551
  • Илахиане, Сайн. Исторический словарь берберов (Имазиген) . Издательство Rowman & Littlefield, 2017. ISBN 978-1442281813
  • де Оливейра Мартинс, JP История иберийской цивилизации. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Cooper Square Publishers, (оригинал 1930 г.) 1969 г. ISBN 0815403003
  • Осборн, Генри Фэрфилд. Люди древнего каменного века, их окружение, жизнь и искусство. Набу Пресс, 2010. ISBN 978-1171826361
  • Льюис, М. Пол (ред.). Этнолог: языки мира, шестнадцатое издание. Даллас, Техас: SIL International, 2009. Проверено 14 апреля 2022 г.
  • .
  • Ренан, Эрнест. Происхождение языка. Набу Пресс, 2010. ISBN 978-1148386416
  • Ripley, WZ Гонки Европы. Набу Пресс, 2010. ISBN 978-1176459540
  • Райан, Уильям и Уолтер Питман. Ноев потоп: новые научные открытия о событии, которое изменило ход истории. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1998. ISBN 0684810522
  • Сальтарелли, Марио. Басков. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Крум Хелм, 1988. ISBN 0709933533
  • Сильверстайн, Пол А. Алжир во Франции: трансполитика, раса и нация. Bloomington, IN: Indiana University Press, 2004. ISBN 0253344514

Внешние ссылки

Все ссылки получены 14 апреля 2022 г.

  • Амар Алмасуде, Новые средства массовой информации и формирование идентичности амазигов, возрождающие языки коренных народов.
  • Хосе Барриос Гарка, сентябрь 1997 г. Системы счисления и календари берберского населения Гран-Канарии и Тенерифе Новости археоастрономии и этноастрономии.
  • Берберы Всемирный справочник меньшинств и коренных народов
  • Берберы Энциклопедия всемирной истории
  • Марокко: краткая история берберов, включая их происхождение и географическое положение Канада: Совет по делам иммиграции и беженцев Канады 16 ноября 2000 г.
  • Культурное возрождение амазигов Мохамеда Чтату, Вашингтонский институт ближневосточной политики , 18 января 2019 г.0083 Википедия статья в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Упоминание должно быть выполнено в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на авторов New World Encyclopedia , так и на самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:

    • берберский история
    • Berber_Languages  история
    • Berber_Jews  history

    История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :

    • История «Бербера»

    Примечание. На использование отдельных изображений, лицензированных отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.

    Североафриканские кочевники, живущие в пустыне Сахара

    По Wyatt Redd | Проверено Лией Сильверман

    Опубликовано 9 декабря 2021 г.

    Обновлено 21 января 2022 г.

    Когда-то Сахара была травянистой лесистой местностью, пока деятельность человека и изменение климата не превратили ее в огромную пустыню, которую мы знаем сегодня. Берберы были единственными, кто решил назвать это домом.

    На Земле есть места, которые, кажется, не могут поддерживать человеческую жизнь, но каким-то образом люди справляются. Как коренные жители Северной Африки, у которых не было другого выбора, кроме как разработать оригинальные методы выживания: берберы.

    Стесненные пустыней Сахара, берберы превратились в одну из самых уникальных культур в истории человечества.

    PexelsБерберский караван на верблюдах пересекает Сахару.

    Но их негостеприимная среда была не единственным источником конфликта. Сегодня давление современности и этнических репрессий также влияет на образ жизни берберов.

    Краткая история берберов

    Пустыня Сахара простирается от Атлантического океана на западном побережье Африки до Красного моря на восточном побережье. Это неумолимое пространство из песка и камней, которое не подходит для проживания людей. Но Сахара не всегда была пустыней. Когда-то это был травянистый лес, пока люди не завезли пастбищных животных, что в сочетании с изменяющимся климатом превратило этот район в негостеприимное место, которым он является сегодня.

    Когда земля изменилась, люди ушли. Но у доарабских предков берберов было другое представление. Вместо того, чтобы избегать Сахары, они фактически переехали в пустыню и нашли способ процветать там, где большинство не могли.

    Wikimedia Commons Пара берберов путешествует по пустыне Сахара.

    Самые ранние имеющиеся у нас свидетельства о берберах показывают, что они произошли от племен каменного века, живших на побережье Северной Африки около 5000 г. до н.э. По мере того как эти племена людей, объединенных схожими языками, смешивались вместе, они установили общую идентичность, которая стала основой для берберской культуры.

    Само слово «бербер», вероятно, происходит от египетского термина «чужой», который был принят греками, чтобы стать «варваром», который трансформировался в западное слово «варвар». Греки использовали это слово, как и египтяне, как общий термин для иностранцев, но берберы называли себя «амазигами» или «свободными людьми».

    Берберы веками взаимодействовали с другими крупными цивилизациями Северной Африки. В частности, их покорили финикийцы и карфагеняне — две могущественные средиземноморские цивилизации, — а также различные арабские царства. В других случаях они основывали могущественные королевства, которые соперничали за контроль над Северной Африкой, такие как Нумидия.

    Фактически, Нумидия оставалась крупным региональным игроком до первого века до нашей эры, когда она стала государством-клиентом Рима. После падения Рима берберские королевства снова стали контролировать большую часть северо-западной Африки. Берберские султанаты даже стали доминировать в некоторых частях Испании.

    Через все это берберы получили новые культурные влияния от земель, которыми они правили, и людей, которые ими правили. Тем не менее, им удалось сохранить особый образ жизни, который сделал их одними из самых уникальных людей в истории.

    Берберский образ жизни

    Mr Seb/FlickrМужчина, одетый в характерную синюю мантию берберов.

    Суровые условия пустыни Сахара не позволили прижиться любым серьезным попыткам земледелия. Из-за этого берберы предпочли жить кочевниками, а не оседлыми аграриями. Этот подвижный образ жизни занимает центральное место в их культуре и, возможно, является настоящей причиной, по которой они называли себя «свободными людьми».

    Берберы выжили, разводя стада пасущихся животных и перегоняя их с места на место. Скотоводством традиционно занимались мужчины, в то время как женщины занимались домашними делами, например, ткали свои отличительные синие одежды. Хотя они использовали много разных животных, в том числе лошадей, ключевым животным для берберов был и остается верблюд. В отличие от лошадей, верблюды могут долгое время обходиться без воды. Выносливость верблюда позволяла кочевникам-берберам преодолевать бескрайние просторы пустыни.

    Традиционно берберы использовали свою уникальную способность пересекать Сахару, чтобы действовать как ключевые игроки в торговой сети между Северной Африкой и Ближним Востоком. Даже сегодня торговые караваны берберов идут через пустыню, чтобы поддерживать свой образ жизни.

    Другим способом, которым их суровая окружающая среда повлияла на их культуру, является навигация. Действительно, довольно сложно ориентироваться в безликой песчано-дюнной местности пустыни Сахара. По этой причине, подобно мореплавателям в открытом море на протяжении тысячелетий, берберы ориентируются по звездам.

    Кроме того, у берберов есть много историй и песен, описывающих, как найти небольшие водопои и несколько узнаваемых ориентиров, разбросанных по пустыне.

    Wikimedia CommonsБерберский пастух ведет свое стадо овец в Марокко.

    Их социальные обычаи

    Что касается религии, подавляющее большинство берберов исповедуют ислам и исповедуют свою веру на протяжении столетий. Но есть некоторые уникальные аспекты их культуры, которые пережили введение новых и разных религий, особенно когда речь идет о женщинах.

    Например, в отличие от многих своих оседлых соседей, берберские женщины редко носят паранджу, а в некоторых их общинах женщины даже сами выбирают себе мужей.

    Берберское общество основано на концепции племени, которое обычно состоит из расширенных семейных кланов. У каждого племени есть свой вождь, который часто утверждает, что является потомком пророка Мухаммеда. Вождь отвечает за отправление правосудия и разрешение споров, а также за принятие важных решений для племени.

    Подобно другим кочевым культурам, берберские кланы живут в переносных палатках, которые устанавливаются, когда они находят подходящее место для выпаса скота. Одной особенно уникальной частью берберской культуры являются права гостя. Как только бербер дает кому-то еду и воду, он становится их гостем. Затем хозяин берет на себя ответственность за безопасность гостя.

    Это может показаться странным с западной точки зрения, но в месте, где поиск места для отдыха и глотка воды является вопросом жизни и смерти, гостеприимство очень важно.

    Пережить преследование и современная жизнь

    Wikimedia CommonsБерберы в традиционной одежде с любопытством смотрят в камеру.

    Сегодня большинство берберов, которые до сих пор говорят на афроазиатском берберском языке, живут в Марокко, Алжире, Ливии, Тунисе, северном Мали и северном Нигере, хотя есть и более мелкие их группы, разбросанные по Мавритании, Буркина-Фасо и городу Сива в Египте. Учитывая их кочевую историю, неудивительно, что берберам удалось сохраниться в Северной Африке.

    Но борьба между современным и традиционным образом жизни была серьезной проблемой для берберов в последние годы. Как и многие коренные и традиционные народы, они все больше тяготеют к более крупным городам, где они могут найти работу, чтобы содержать свои семьи. Это оказало явное негативное влияние на продолжение их уникального кочевого образа жизни.

    Но это не единственный источник конфликта. Возможно, самой большой угрозой для берберского образа жизни были преследования со стороны арабских групп. На самом деле, они столетиями подвергались угнетению арабов Северной Африки.

    В Ливии, например, печально известный диктатор Муаммар Каддафи жестоко подавлял берберскую идентичность, оправдывая это тем, что все ливийцы арабы.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *