Библия бога никто никогда не видел – Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова. Глава 4. + Православный Церковный календарь

Толкование Евангелия на каждый день года. Светлый понедельник / Православие.Ru

Ин., 2-е зач., 1: 18–28

Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. А посланные были из фарисеев; И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.

В Пасху нам дается откровение благодати и истины – то, что бесконечно превосходит все, что было дано когда-либо человеку.

Ибо Закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа. И во второй день Пасхи мы слышим: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын Отчий, Он явил. Никто до этого никогда не видел Бога. Ничто духовное не может быть увидено телесными глазами, тем более Сам Бог.

Потому мы живем верою, которою видим Невидимого. Эта вера дана нам Тем, Кто видел Бога и Кто Сам Бог. Кто знает Отца как Сын, и в Ком лучше узнается Отец, чем в Сыне? Он – Сын Его Возлюбленный, в Нем – Его благоволение. И все сокровенное в Отце Сын явил. Ясность и полноту откровения, волю Отчую, путь спасения. Это и есть благодать и истина Воскресения Христова.

И мы слышим свидетельство Иоанна испытующим его иудеям: Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. Он дает ответ словами Писания, чтобы показать, что Писание исполнилось в нем. Он дает ответ в очень смиренных, исполненных самоуничижения словах. Он как бы говорит им, что сам он не имеет никакого значения: «Я глас, я только глас». Но так произносит он эти слова, что они не могут не слушать его. Ибо он поистине глас, – глас, пробуждающий от сна, открывающий истину.

Служители Бога – только голос, через который Богу угодно говорить с миром. И когда священник восклицает: «Христос воскресе!» – вся земля, не только те, кто стоит в храме, отвечают ему громоподобным: «Воистину воскресе!»

Вся земля? Или скоро это тоже будет глас вопиющего в пустыне? И Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? Служители Бога призваны к такой огненной проповеди победы Божией, чтобы воскресли многие умершие от холода апокалиптической зимы души. «Покайтесь, потому что Христос воскрес, и приблизилось, как никогда, Царство Божие». «Исправьте путь Господу». Перестаньте обманывать себя относительно путей Господних. Книжники и фарисеи соделали их кривыми. Но сегодня Церковь, как Предтеча, возвышает свой голос, чтобы все возвратились к первоначальной чистоте, к той, которую дает Сам Бог. Кто очистит этот сегодняшний мир от смрада и грязи? Нет такой воды, нет таких слез, которые могли бы это совершить! Предтеча крестит в воде – и это все.

Но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Среди пасхального нашего ликования стоит воскресший Христос, как стоял Он на Иордане среди простых людей, и был одним из них.

Столько подлинно драгоценного сокрыто от мира! И Бог часто бывает ближе к нам, чем мы думаем. Царство Божие охватывает весь мир, и оно уже посреди нас. Мы недостойны этого дара. Если больший из рожденных женами считал себя недостойным приблизиться ко Христу, чтобы как раб развязать ремень у обуви Его, – что сказать о нас? Но после того, что мы узнали в Пасху Господню, для нас невозможна жизнь вдали от Него.

Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн. Вифавар означает «дом перехода». Пасха Господня и есть этот наш переход от смерти к жизни, и от земли к небесам.

Кто видел Бога?

 

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5:8)

Бога не видел никто никогда;
Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил
. (Ин. 1:18)

Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? (Ин. 14:7-9)

Несмотря на Божие Вездеприсутствие, Бога невозможно видеть физическим зрением, поскольку Бог не имеет в себе такого, из чего состоит видимый мир. Бог есть Дух (Ин.4:24). Бог имеет особую природу, не имеющую аналогий в тварном мире.
Духовный мир закрыт от абсолютного большинства людей в этой жизни. Но ждать осталось недолго, каждый человек, рано или поздно, увидит тот мир. 
«У скончавшегося, как у новорожденного дитяти, открываются очи, когда он становится вне настоящей жизни, – очи души, говорю я, коими он зрит подлинную природу сущего; открывается слух… открываются уста… раскрывается вкус… дается сила осязания…»

св. Григорий Нисский

Наряду с физическим, существует духовное зрение. Духовным (внутренним) зрением Бога видят бесстрастные свидетели – святые. Преподобный Симеон Новый Богослов: Все те, которые видят только телесными очами и только этот чувственный свет, слепы суть; и им ни о чем другом не должно заботиться, как о том, чтоб отверзть умные очи души своей, и увидеть невечерний Божественный свет.

Неспособность ощущать проявления чего-либо не значит, что незамеченное нашими чувствами отсутствует. Иначе мы будем наивно ограничивать реальность лишь своим личным, далёким от совершенства, чувственным восприятием. В частности, мы не видим телесными глазами не только Бога, но и вполне материальные вещи и явления, такие как субатомный мир, статическое напряжение. Также мы не видим свой собственный ум (в существовании которого едва ли кто сомневается) и т. д.

Далеко не вся информация приходит через зрение, есть ещё разум, чувства (мы же не видим тепло, запахи, звуки, вкус).

Святость, величие и мощь запредельного Бога таковы, что мы просто не в силах это перенести. Только умалившись, только сравнявшись с нами, Он может нами восприниматься. Тысячи людей видели воплотившегося Бога – Иисуса Христа и эти свидетельства доступны нам.

Т.к. наша жизнь ограничена во времени и пространстве, то большую часть информации мы получаем через свидетелей. Вся история, которую мы изучаем – это свидетельства разных людей.

Не обязательно видеть Самого Бога, можно увидеть Его творение, чувствовать присутствие, осознавать промысл. Американский астронавт Фрэнк Борман, первым облетевший вокруг Луны, заявил: «Я несколько раз был в космосе, и я Бога не видел, но кругом видел следы Его присутствия».

Господь не требует от нас чего-либо противоречащего разуму, нравственности, семейной и общественной жизни. Более того, Он даёт нам цель жизни, предлагает осмыслить наши желания, поступки и помыслы.

Получается, что мы, не желая трудиться в постижении истины, как бы говорим Богу – «Ты нам бесспорно докажи, что Ты есть и, соответственно, что мы сможем получить в награду за наши усилия по совершенствованию себя и только тогда мы встанем на этот путь».

Таким образом, у нас достаточно свидетельств для свободного выбора. Любовь и верность, которых ждёт от нас Господь, невозможны без свободы и стремления к познанию Творца, приобретения личного опыта богообщения. Явные свидетельства были бы насилием над нашей волей, превратили бы нас в марионеток, действующих по заданному сценарию. Для познания Бога и общения с Ним необходимо приложить усилия. Аргумент «никто не видел» является лишь удобным оправданием собственной пассивности.

А.И. Осипов, профессор:
…Под ведением, знанием в христианстве подразумевается совсем не то, о чем думали язычники – не слова и рассуждения о Боге, но особый, духовный опыт непосредственного переживания, постижения Бога чистым, святым человеком.

Преподобный Иоанн Лествичник очень точно и лаконично сформулировал эту мысль: «Совершенство чистоты есть начало богословия». У других отцов это названо феорией, т.е. созерцанием, которое происходит в состоянии особого молчания – исихии (отсюда исихазм). Об этом молчании прекрасно сказал преподобный Варсонофий Великий: «Молчание лучше и удивительнее всех повествований. Его лобызали и ему покланялись отцы наши, и им прославились». Видите, как говорит, вернее, говорило древнее, святоотеческое христианство о богословии. Оно есть постижение Бога, которое осуществляется лишь через правильную христианскую жизнь. В богословской науке это называется методом духовно-опытного познания Бога, он дает христианину возможность истинного Его постижения и через это – понимания верного смысла Его Откровения, данного в Священном Писании.
В богословской науке есть еще два других метода, и хотя они являются чисто рациональными, однако тоже имеют определенное значение для правильного понимания Бога. Это методы апофатический (отрицательный) и катафатический (положительный)… читать всю статью

В. Духанин, кандидат богословия:
Неверие и познание Бога взаимно исключают друг друга. Поэтому, когда неверующие утверждают, что они не видят Бога (или не замечают, что Бог проявляет Себя в этом мире), то они просто выражают своё внутреннее состояние – состояние духовной слепоты.
Ещё во II веке по Р.Х. к апологету христианской веры святому Феофилу Антиохийскому обратился знакомый ему язычник Автолик с таким надменным требованием: «Покажи мне твоего Бога». На это святой Феофил ответил: «Покажи, что очи души твоей видят и уши сердца твоего слышат», то есть познание Бога во многом зависит от нашего внутреннего состояния, ибо «Бог бывает видим для тех, кто способны видеть Его, у кого именно открыты очи душевные…». И дальше святой Феофил предлагает очень важное сравнение: «Человек должен иметь душу чистую, как блестящее зеркало. Когда на зеркале есть ржавчина, то не может быть видимо в зеркале лицо человеческое: так и человек, когда в нем есть грех, не может созерцать Бога». Упомянем, что в те времена зеркала приготовлялись из металла, так что действительно могли покрываться ржавчиной. Не это ли основная причина нашей духовной близорукости – ржавчина греха, затмевающая способность отражать в себе, как в зеркале образ Господа? А как прекрасно, просто и ясно сказал об этом Сам Господь Иисус Христос: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5:8)…

Замкнутость на одних земных интересах убивает в душе стремление к Богу, вера для такого бывает чем-то чрезмерно далёким. Человеку стало некогда веровать в Бога. Представьте, что с одной стороны от вас играет музыкант на скрипке, а с другой трудится рабочий с отбойным молотком. Разберёте ли вы мелодию скрипки?.. Так и в жизни современного человека вся внешняя суета, спешка, впечатления, мирские удовольствия не дают услышать голос Небесного Отца. Такие люди видят проявление веры в жизни, но не слышат голоса веры в своём собственном сердце. Кто сумеет остановить отбойный молоток страстей, тот и услышит эту небесную мелодию, слово Божие, вступит в общение с Ним. Да, Бог являет себя человеку, но только такому, в котором откликается и пробуждается сердце.
Несомненно и то, что каждый верующий человек когда-либо в своей жизни пережил встречу с Богом. Это значит, что всем своим существом такой человек ощутил, что Бог действительно есть, что Он рядом с нами, хотя и несравнимо выше всего земного, и что Он милостиво и мудро заботится о каждом из нас. Это глубокое ощущение души становится очевидным свидетельством Божия бытия.

святитель Григорий Палама:
Не телесные глаза, а глаза души воспринимают силу Духа, видящую Божьи дары; потому мы называем ее умной, хотя она выше ума. При этом мы удержали бы тех, кто нас слушает, от понимания духовных и таинственных действий [энергий] в виде вещественных и телесных. Этим как раз страдают люди, которые грубым, нечистым ухом и разумом, не умеющим верить и следовать отеческим словам…

священник Павел Гумеров:
Только человек с чистой душой, чистыми помышлениями, может приблизится к Богу, узреть Его.Бога видят не телесными очами, а духовным зрением чистой души и сердца. Если этот орган духовного зрения помутнен, испорчен грехом, Господа не увидеть. Поэтому нужно воздерживаться от нечистых, греховных, злых и унылых мыслей, отгонять их как всеваемых от врага, и воспитывать в душе, взращивать другие – светлые, добрые.

Евангелие от Иоанна 1 глава 18 стих читать онлайн на Экзегет.ру

Синодальный перевод

Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

Церковнославянский перевод

Бг7а никто1же ви1дэ нигдёже: є3диноро1дный сн7ъ, сы1й въ ло1нэ џ§и, то1й и3сповёда.

Церковнославянский перевод (транслит)

Бога никтоже виде нигдеже: единородный Сын, сый в лоне Отчи, той исповеда.

Перевод епископа Кассиана (Безобразова)

Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.

Новый русский перевод (Biblica)

Бога никто никогда не видел, Его явил нам единственный Сын Его, Который в недре Отца и Который Сам – Бог.

Перевод К. П. Победоносцева

Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, Сый в лоне Отчем, Он исповедал.

Перевод Леонида Лутковского свящ.

Никто нигде не видел Бога. Но Сын Его единородный, (от века) сущий в лоне Отчем, в Себе открыл Его для нас.

Подстрочный перевод с греческого А. Винокурова

Бога никто увидел когда-либо; единородный Бог Сущий в лоне Отца Тот рассказал.

Український переклад І. Огієнка

Ніхто Бога ніколи не бачив, Однороджений Син, що в лоні Отця, Той Сам виявив був.

Український переклад І. Хоменка

Ніхто й ніколи Бога не бачив. Єдинородний Син, що в Отцевому лоні, — той об’явив.

Український переклад П. Куліша

Бога нїхто не бачив нїколи; єдинородний Син, що в лонї Отця, той вияснив.

Беларускі пераклад В. Сёмухі

Бога ня бачыў ніхто ніколі; Адзінародны Сын, існы ва ўлоньні Айцовым, Ён адкрыў.

Беларускі пераклад БПЦ

Бога ніхто не бачыў ніколі; Адзінародны Сын, Які ва ўлонні Айца, Ён явіў.

ბიბლია ძველი ქართულით

ღმერთი არავინ სადა იხილა; მხოლოდ-შობილმან ძემან, რომელი იყო წიაღთა მამისათა, მან გამოთქუა.

English version New King James Version

No one has seen God at any time. The only begotten Son, who is in the bosom of the Father, He has declared Him.

Deutsche Luther Bibel (1912)

Niemand hat Gott je gesehen; der eingeborene Sohn, der in des Vaters Schoß ist, der hat es uns verkündigt.

Biblia Española Nacar-Colunga

A Dios nadie le vio jamás; Dios Unigénito, que está en el seno del Padre, ése nos le ha dado a conocer.

Biblia ortodoxă română

Pe Dumnezeu nimeni nu L-a vazut vreodata; Fiul cel Unul-Nascut, Care este in sanul Tatalui, Acela L-a facut cunoscut.

Traduction française de Louis Segond (1910)

Personne n’a jamais vu Dieu; le Fils unique, qui est dans le sein du Père, est celui qui l’a fait connaître.

Traduzione italiana (CEI)

Dio nessuno l’ha mai visto: proprio il Figlio unigenito, che è nel seno del Padre, lui lo ha rivelato.

Tradução português (Bíblia King James Atualizada)

Ninguém jamais viu a Deus. O Deus unigênito, que está no seio do Pai, esse o deu a conhecer.

Polska Biblia Tysiąclecia

Boga nikt nigdy nie widział, Ten Jednorodzony Bóg, który jest w łonie Ojca, [o Nim] pouczył.

Српска Библија (Светосавље)

Бога нико није видио никад: Јединородни Син који је у наручју Оца, он га објави.

Българска синодална Библия

Бога никой никога не е видял. Единородният Син, Който е в недрата на Отца, Той Го обясни.

Český překlad

Boha nikdy nikdo nevidel; jednorozeny Syn, ktery je v naruci Otcove, nam o nem rekl.

Ελληνική (Textus Receptus)

θεὸν οὐδεὶς ἑώρακεν πώποτε· μονογενὴς θεὸς ὁ ὢν εἰς τὸν κόλπον τοῦ πατρὸς ἐκεῖνος ἐξηγήσατο.

Latina Vulgata

Deum nemo vidit umquam: unigenitus Filius, qui est in sinu Patris, ipse enarravit.

Арамейский (Пешитта)

ܐܰܠܳܗܳܐ ܠܳܐ ܚܙܳܐ ܐ݈ܢܳܫ ܡܶܡܬ݂ܽܘܡ ܝܺܚܺܝܕ݂ܳܝܳܐ ܐܰܠܳܗܳܐ ܗܰܘ ܕ݁ܺܐܝܬ݂ܰܘܗ݈ܝ ܒ݁ܥܽܘܒ݁ܳܐ ܕ݁ܰܐܒ݂ܽܘܗ݈ܝ ܗܽܘ ܐܶܫܬ݁ܰܥܺܝ܂

12. Бога никто не может видеть.

12. Бога никто не может видеть.

1Иоан. 4,12 пер. ч.: «Бога никто никогда не видел».

Быт. 32,30 в т. ч.: «Я видел Бога лицом к лицу».

Как понять эти места?

Осия в 12,3-4, пишет: Иаков «… возмужав, боролся с Богом. Он боролся с Ангелом и превозмог, плакал и умолял Его».

Апостол Иоанн, когда пишет: «Бога никто никогда не видел», — имеет ввиду Бога Отца в Его славе. Иоан. 1,18: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил».

Иаков, Моисей, Авраам и другие видели Сына Божьего и Ангелов без той славы, которую они имеют на небесах, которая по своему сиянию превосходит свет солнца. Апостол Иоанн в Откр. 1,16, пишет: «Лице Его — как солнце, сияющее в силе своей». Человек не может видеть славу лица Божьего и остаться в живых. Пророк Исаия говорит в 64,3: «Горы таяли от лица Твоего». Когда Моисей хотел видеть славу Божью, Господь не разрешил ему: «… сказал Он: лица Моего не можно увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня: стань на этой скале, когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы, и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду, и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видно» (Исх. 33,20-23).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Бога никто никогда не видел: andrejzavet — LiveJournal

Из черновиков Канта: «Бог как гипотеза». Kant I. Gesammelte Schriften. Bd. XVI. S. 390. «Бог — не существо вне меня, а лишь моя мысль» (Ibid. Bd. XX. S. 145). Цит. по Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. — 2-е изд. 2001. С. 376.

Бога никто никогда не видел, сказано в Евангелии от Иоанна. Не видели его мифические Адам и Ева, не видел его безумный Авраам, который почему-то решил, что Бог повелевает ему зарезать своего сына, не видел его Моисей, не видели его ангелы — вестники Бога (да и самих ангелов кто видел?). Что видел Моисей? Горящий куст. При этом голос сообщил ему, что с ним говорит Бог его предков, а в подтверждение превратил его жезл в змею, воду в кровь, а руку его поразил проказой. Впрочем, это уже похоже на какую-то сказку или один из мифов народов мира. Бога никто никогда не видел — это фактически утверждение о том, что Бог не доступен для чувств человека. Если Бога нельзя увидеть, то неужели его можно услышать? Как можно было бы подтвердить, что голос принадлежит Богу? Если я слышу какой-то голос, то как я могу узнать, кому он принадлежит? И почему среди слышащих голоса многие содержатся в психиатрической лечебнице? Да и какой смысл слушать эти голоса? Аврааму голос посоветовал переселиться из Месопотамии в Ханаан, потом ввести ритуал обрезания и принести в жертву своего сына. Спрашивается, почему этот голос нужно называть Богом? Моисею голос тоже посоветовал сменить место жительства, заодно истребив в Ханаане местные народы, хотя при этом продиктовал ещё некое законодательство, в котором главное место уделил поклонению себе в виде всевозможных, в том числе и кровавых, жертв. По какому критерию можно определить, что этот голос принадлежал Богу? По какому критерию можно определить, что эти рассказы отличаются от мифов индейцев Южной Америки? Если на кого-то сошёл дух или к кому-то обращается голос, как определить, обратиться ли этому человеку к врачу или, решив, что он избранник Бога, идти проповедовать? А как быть ангелам — библейским вестникам Бога? Как они могут узнать, что тот, кто им вещает, является Богом? Да и кто такой Бог? Творец мира? А как узнать, что тот, кто тебе обращается, является творцом мира? Он всеблагой, всемогущий и всеведущий? А как измерить всеблагость, всемогущество, всеведение? Если никак, то все эти слова являются просто абстрактными идеями, исключительно порождениями разума. Источник этих отвлечённых идей может находиться только в самом человеке. Тогда какие у меня основания собственные идеи распространять на что-то данное мне в опыте? Если ко мне обращается невидимый некто, то всё, что я могу о нём заключить, что это некий голос, принадлежащий непонятно кому. И если этот голос наговорит о себе в превосходных степенях («Я всемогущий, всеведующий! Слушай меня!»), то всё что я пойму, что этот голос считает себя таковым, но не то, что он на самом деле таков. Кажется, библейский бог действительно иногда говорил, что он круче других богов, но как проверить истинность этих слов совершенно не ясно. Если же это невозможно, то тогда место Библии на одной полке с фэнтэзи Толкиена, Хроникой Нарнии и другими подобными рассказами про страны, населённые жителями с пёсьеми головами. Нет критериев для отличия откровенной религии от придуманной людьми.

Кант считал, что представление о Боге (моральном Творце мира) можно вывести из морального закона, поскольку такое представление, с его точки зрения, необходимо, чтобы у человека не пропало желание и цель бескорыстно творить добро*. Он считает моральный закон ни чем не обусловленным**, но при этом странным образом утверждает, что при отсутствии Бога человек должен был бы отказаться от цели морального закона, поскольку цель тогда должна оказаться недостижимой. Однако неясно, почему человек, который «не ждет от исполнения этого закона выгоды ни в этом, ни в ином мире», должен отказаться от его исполнения из-за того, что жизнь людей заканчивается с их смертью. Цель может быть и недостижима (или достижима лишь в условиях земной жизни), но он же и не ждёт от исполнения этого закона никакой выгоды. Кант считает, что вера в такой объект как Бог должна укрепить человека в моральном законе***, но, на мой взгляд, при вере в Бога логично переложить именно на него все заботы о благополучии людей и во всём видеть его Промысл, не думая ни о каких моральных усилиях. Человек страдает? Ничего, Бог ведёт его своим путём, и всё в итоге закончится хорошо (на том свете). Вера в Промысл Божий в своём логическом завершении может, таким образом, заглушить совесть человека и обессмыслить его моральные действия. Если же человек, веря в Бога, верит ещё и в ад, который, по Канту, сопутствует идее Бога, то такое представление, если в него хорошо вдуматься, и вовсе должно вгонять в полное уныние, а вовсе не укреплять человека в моральном законе. Считает нужным философ присовокупить ко всему этому и нелепое учение о грехопадении, хотя и находит в нём необъяснимые вещи. В этом плане, вопреки Канту, понятие Бога содержит внутренние противоречия, о чём можно было бы многое написать отдельно. Однако неужели человек, который верит в Бога, не ждёт для себя выгоды? Не желает выгоды для людей, к которым привязан? Почему ожидание загробной жизни не должно считаться за выгоду? Если она есть, то мораль, основанную на таких ожиданиях, нельзя назвать необусловленной. Когда я делаю добро, то забываю о себе и не думаю ни о каком Царе небесном, ни о каких раях и адах, ни о чём «загробном», и не строю никаких далеко заходящих планов. Если считать, что без веры в Бога невозможно выполнять моральный закон, значит именно на вере в Бога и в сопутствующие ему представления он и основан, и тогда именно ими он и обусловлен. Если же моральный закон ничем не обусловлен, то для чего нужны какие-то укрепляющие объекты? Какой смысл укреплять то, что ничем не обусловлено? Если нечто нуждается в укреплении, то почему его называют ничем не обусловленным? Идея благого Бога, взятая в самом общем виде, и правда может давать некий стимул в жизни человека. Вспоминая про любящего Творца, человек может воодушевляться надеждой и укрепляться верой в то, что Бог ведёт его по жизни, а в неудачах он будет видеть тайный смысл и искать свои ошибки, чтобы их исправить. Но, во-первых, тогда не нужно называть моральный закон ничем не обусловленным (или же, называя его таковым, не нужно искать ему эти подпорки). Во-вторых, при внимательном рассмотрении идеи Бога, и связанных с ней представлений об аде и грехопадении, можно обнаружить в ней немало нелепостей и внутренних противоречий, которые делают её либо отвратительной при более антропоморфном варианте, либо совершенно неясной и безжизненной в наиболее абстрактном. Наконец, есть что-то инфантильное в том, чтобы искать мотивы своих нравственных поступков в надежде на загробную вечность. Человеку вполне естественно задумываться о том, останется ли что-то после его смерти, задумываться о возможной первопричине мире, но это не повод принимать на веру всё подряд без разбору, не задумываясь о том, в какую дичь он верит.

* Мы можем, следовательно, представить себе добропорядочного человека (например, Спинозу), который твердо уверился в том, что Бога нет и (поскольку в отношении объекта моральности это ведет к одинаковым следствиям) нет и будущей жизни; как он будет судить о внутреннем определении своей цели, заданной моральным законом, который он в своих поступках уважает? Он не ждет от исполнения этого закона выгоды ни в этом, ни в ином мире; он лишь стремится бескорыстно делать добро, к которому тот священный закон направляет все его силы. Однако его стремлению поставлен предел; он может иногда ждать от природы случайного содействия, но никогда не может надеяться на закономерное и совершаемое по постоянным правилам (такими, каковы суть и должны быть внутренне его максимы) согласие с той целью, содействие в осуществлении которой он все же считает своей обязанностью и стимулом. Обман, насилие и зависть всегда будут преследовать его, хотя сам он честен, миролюбив и благожелателен; и добропорядочные люди, которых он еще встретит, будут, несмотря на то, что они достойны счастья, постоянно подвергаться природой, которая не обращает на это внимания, всем бедствиям — лишениям, болезням и безвременной смерти, подобно остальным животным Земли, пока всех их (честных и нечестных, здесь это значения не имеет) не поглотит глубокая могила и не отбросит тех, кто мог считать себя конечной целью творения, в бездну лишенной цели хаоса материи, из которого они были извлечены. — От цели, следовательно, которая стояла перед этим благонамеренным человеком и должна была стоять перед ним, когда он следовал закону, он должен, признав ее недостижимой, отказаться; или если он стремится сохранить в этом верность голосу своего внутреннего нравственного назначения и не хочет, несмотря на недействительность идеальной конечной цели, единственно соответствующей высоким требованиям этого назначения, умалить уважение, которое ему непосредственно, требуя послушания, внушает этот закон (что не может совершиться без нанесения ущерба моральному убеждению), то он должен, исходя из практического намерения, т.е. чтобы составить понятие, по крайней мере, о возможности морально предписанной ему конечной цели, признать существование морального творца мира, т.е. Бога, и это он может сделать, так как это понятие само по себе, во всяком случае лишено внутреннего противоречия. (Критика способности суждения)

** Особое же свойство моральных законов состоит в том, что они предписывают разуму нечто как цель без какого-либо условия, тем самым именно так, как того требует понятие конечной цели. (Там же)

*** При этом вследствие одного только требования моральных законов к нам мы сами создаем себе эти объекты — Бога, свободу в практическом отношении и бессмертие — и произвольно приписываем им объективную реальность, так как мы уверены, что нет никакого противоречия в этих идеях, которые, если принять их, оказывают обратное морально направленное действие на субъективные принципы моральности и на ее укрепление, а стало быть, и на поведение… К убеждению в бытии Бога, в существовании высшего блага и загробной жизни мы нисколько не можем приблизиться теоретически, даже при самом сильном напряжении разума, так как у нас нет никакой возможности проникнуть в природу сверхчувственных предметов. Практически же мы сами создаем себе эти предметы, так как полагаем, что идея их способствует конечной цели нашего чистого разума, а эта конечная цель, поскольку она морально необходима, может, конечно, вызвать иллюзию, будто то, что имеет реальность в субъективном отношении, а именно для применения свободы человека, есть познание существования объекта, сообразного этой форме, так как оно представлено опыту в поступках, сообразных закону свободы. (О вопросе, предложенном на премию Королевской Берлинской академией наук в 1791 году: Какие действительные успехи создала метафизика в Германии со времени Лейбница и Вольфа?)

Бога не видел никто никогда

С сайта ru.123rf.com

«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоанна 1:18).

«Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоанна 4:24).

«Всё, что даёт Мне Отец, ко Мне придёт; и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Иоанна 6:37).

«Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Иоанна 20:29).

«Единый имеющий бессмертие, Который обитает в непреступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! » (1 Тимофею 6:16).

Газета «Сокрытое Сокровище» № 01 (261) январь 2019 г.

Бога не видел никто никогда

Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова. Глава 4. + Православный Церковный календарь

Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Глава 4.

1Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.

2Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; 3а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.

4Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.

5Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их.

6Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения.

7Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.

8Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.

9Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.

10В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.

11Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.

12Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.

13Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего.

14И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.

15Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.

16И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.

17Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.

18В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.

19Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.

20Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?

21И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.