Благодарный кому: Составьте словосочетания презирать (кого?) презрение (к кому?) благодарность (кому? за что?) благодарный(кому? за что?)

кому и за что мы благодарны? //Психологическая газета

В непростые времена личностные ресурсы становятся особенно значимыми. Одним из важнейших является благодарность. На первый взгляд, может показаться, что мы испытываем особенную благодарность в счастливые и безоблачные периоды нашей жизни. Однако если мы обратимся к своему опыту и попытаемся вспомнить ситуации, когда мы испытывали глубокую благодарность, то почти наверняка нам припомнятся не самые простые жизненные обстоятельства, когда у нас была острая потребность в помощи людей или жизни. О том же свидетельствуют и научные исследования. В статье я расскажу о том, в каких ситуациях мы переживаем благодарность, о роли благодарности как личностного ресурса и постараюсь ответить на вопрос, возможно ли стать более благодарным.

Кому и за что мы благодарны?

Ведущие исследователи благодарности Маккалоф и др. (McCullough at al, 2001) обращают внимание, что человек отзывается благодарностью на поступок, который является добром или благом для него.

Наша благодарность сильнее, если то добро или благо, которое мы получили, является ценным для нас, поступок или слова другого добровольны и связаны с определенной ценой для него или для нее. Um (Um, 2019) отмечает, что своим близким людям мы благодарны не за конкретные поступки, а просто за то, что они есть в нашей жизни.

Как ни странно, не так много исследователей уделили внимание изучению опыта переживания благодарности. В исследовании, проведенном в Турции, было показано, что люди испытывали благодарность своему лучшему другу за психологическую помощь и финансовую поддержку в трудных ситуациях. Благодарные респонденты в большей степени по сравнению с респондентами, которым в меньшей степени свойственна благодарность, обращали внимание на те усилия, затраты и издержки, которые понес друг, помогая им. По сравнению с респондентами, имевшими более низкий уровень благодарности, они больше ценили помощь друга и считали ее более искренней (Erdugan et al.

, 2019).

В исследовании, проведенном О.А. Полюшкевич (Полюшкевич, 2017) с участием людей, имеющих различные убеждения, возраст, социальный статус, было выявлено противоречие между положительным отношением к благодарности и собственным опытом переживания благодарности. Многие люди писали о том, что им не за что быть благодарными. Переживания благодарности были связаны с трудными ситуациями, порой на грани жизни и смерти. Благодарность ограничивалась кругом близких людей.

Нами было проведено исследование с участием 90 студентов Петербургского государственного университета путей сообщения, обучающихся по психологическому и техническим направлениям подготовки в возрасте от 17 до 23 лет (средний возраст респондентов 18.9 лет, 35.6% юношей, 63.3% девушек, 1 человек не указал свой пол). Поскольку мы были заинтересованы в исследовании опыта переживания благодарности респондентами, был выбран качественный дизайн исследования. Респонденты отвечали на открытые вопросы: «Что такое благодарность?», «По отношению к кому Вы чувствуете благодарность?», «Вспомните и опишите ситуацию, когда Вы испытывали глубокую благодарность», «Выразили ли Вы ее? Если да, то как?».

Результаты исследования также показали, что респонденты испытывают благодарность, прежде всего, к своим близким людям: родителям (маме — 66.7%, папе — 56.6%), друзьям (31.1%), молодому человеку / девушке (16.7%), членам семьи (38.9%), близким людям в целом (44.4%). В ответах респондентов почти не встречалась благодарность социальным институтам или людям, не входящим в близкое окружение. Правда около трети респондентов написали, что благодарны всем, кто делал добро и помогал бескорыстно, однако при интерпретации данного ответа важно помнить, что он не наполнен конкретным содержанием.

В исследовании были выявлены три основные формы переживания благодарности: благодарность в трудные или переломные моменты жизни (46.7%), повседневная благодарность (34.4%), благодарность близким людям в длительных отношениях (32.1%). Трудные жизненные ситуации были связаны с угрозой для жизни и здоровья (тяжелая авария), социальным отвержением, особенно болезненным в подростковом и юношеском возрасте, а также с принятием жизненных решений. Для наших респондентов таким решением стал выбор специальности и, для некоторых, переезд в другой город. Некоторые респонденты были благодарны за помощь в принятии решения, а другие — за поддержку их решения, а также за финансовую помощь. Респонденты были благодарны близким людям за преданность, помощь, заботу и участие.

Благодарность в повседневных ситуациях связана с ситуациями, когда окружающие, преимущественно близкие люди, делали для респондента что-то субъективно важное или проявляли внимание. Например, один парень был благодарен бабушке за то, что она научила его кататься на велосипеде. Ребята вспоминали о благодарности за неформальное поздравление с днем рождения или за распечатку фотографий с важных событий.

Благодарность в длительных отношениях юноши и девушки испытывают к родителям и в меньшей степени к друзьям. Респонденты благодарны за поддержку, терпение, воспитание, свободу выбора, за то, что родители, как написала одна девушка, «всегда сделают для меня самое важное, что другие не сделают никогда». Несмотря на разногласия, свойственные подростковому и юношескому возрасту, многие респонденты тепло относятся к родителям.

Благодарность, здоровье и психологическое благополучие

Научные психологические исследования благодарности начались сравнительно недавно, на рубеже XX–XXI веков, однако уже получены убедительные свидетельства позитивной связи благодарности с душевным и физическим здоровьем. Благодарные люди в большей степени удовлетворены своей жизнью (Peterson, Seligman, 2004). Благодарность способствует укреплению физического и психологического здоровья, уменьшению симптомов депрессии, психопатологических симптомов (Alcozei et al, 2018). Как следствие, благодарные люди в меньшей степени склонны к саморазрушающему поведению: суицидам, употреблению наркотиков, злоупотреблению алкоголем (Kaniuka et al., 2020). Благодарность связана с более высокой жизнестойкостью личности (Нартова-Бочавер, Кислица, 2017).

Возможные психологические механизмы влияния благодарности

На сегодняшний день психологические механизмы влияния благодарности на здоровье, благополучие и жизнестойкость личности исследованы недостаточно.

Мы не в полной мере понимаем, почему благодарность так благотворно влияет на нас. Одним из возможных механизмов позитивного влияния благодарности является то, что благодарность связана с переживанием радости (McCullough at al, 2001; Balgiu, 2019), а также с конструктивной формой эмоциональной регуляции — переосмыслением ситуации (Lambert et al., 2012).

Также есть данные, что благодарные люди более конструктивно справляются со стрессовыми ситуациями. Они в меньшей степени склонны к самообвинению и отрицанию ситуации и в большей степени — к активному и конструктивному совладанию с ситуацией, с мобилизацией внутренних и внешних ресурсов (Wood et al., 2007). Благодарным также в большей степени свойственен личностный рост после пережитого стресса (Wood et al., 2007), что может быть связано с принятием ответственности и осмыслением своего опыта.

На более глубоком уровне роль благодарности может быть обусловлена особым отношением к миру, которое лежит в ее основе. Благодарный человек принимает мир и других людей, ценит то хорошее, что дают ему люди и жизнь, и в то же время готов предпринимать серьезные усилия, чтобы справиться с трудностями и невзгодами жизни, не проявляя деструктивной агрессии по отношению к себе и другим.

Важно отметить, что в некоторых случаях благодарность может играть и деструктивную роль. Это происходит в ситуации неадекватной или невротической благодарности, которая препятствует адекватной оценке ситуации, заставляет брать на себя дополнительные обязательства и мешает защитить свои права и интересы. Пример такой благодарности можно найти в рассказе А.П. Чехова

«Размазня», когда гувернантка благодарит работодателя за то, что он выплатил ей зарплату, несмотря на неправомерные штрафные санкции с его стороны.

Возможно ли стать более благодарным?

Понимая, как много дает нам благодарность, мы можем задаться вопросом: возможно ли стать более благодарным? Популярные издания нередко предлагают развивать в себе благодарность, следуя определенным практикам или алгоритмам. Однако действенное влияние на здоровье и благополучие личности, ее способность справляться с непростыми жизненными ситуациями оказывает глубокая и искренняя благодарность, а не ее формальное выражение. Поэтому вместо составления списка благодарностей порой бывает важнее обратиться к своему опыту, вспомнить о ситуациях, когда мы испытывали глубокую благодарность, о людях, которые сыграли важную роль в нашей жизни или очень помогли нам в определенный период или момент нашей жизни.

Мы можем вспомнить и о том, что хорошего было в нашей жизни на этой неделе, в этом месяце или в уходящем году. Недаром испокон веков в разных культурах были распространены практики проводов уходящего года и благодарности ему за то хорошее, что он принес нам. Постепенно мы станем все чаще замечать то хорошее, что происходит в нашей жизни, те возможности, которые она порой дает нам даже в непростых жизненных обстоятельствах. Нам станет легче выражать свою благодарность по отношению к другим людям и делать это просто и искренне.

Литература:

  1. Нартова-Бочавер С.К., Кислица Г.К. Переживание благодарности как личностный ресурс: к постановке проблемы / С.К.Нартова-Бочавер, Г.К.Кислица // Психологический журнал. 2017. Т.38. № 6. С.42-51
  2. Полюшкевич О. А. Философия благодарности / О.А. Полюшкевич // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12, № 1. С. 67–74. DOI 10/21209/1996-7853-2017-12-1-67-74.
  3. Синельникова Е.С. Благодарность как психологический феномен / Е.С. Синельникова // Вопросы психологии. 2020. № 5. С.25-33.
  4. Alcozei A., Smith R., Killgore W. (2018) Gratitude and subjective wellbeing: a proposal of two causal frameworks. Journal of Happiness studies, 19, 5, 1519-1542. doi: 10.1007/s10902-017-9870-1.
  5. Balgiu B.A. (2019) Possible mechanism of the influence of gratitude on life satisfaction // Journal of psychological and educational research, 27, 2, 75-78. Retrieved from: https://www.webofscience. com/wos/woscc/full-record/WOS:000506575600004.
  6. Erdugan C., Araz A. (2019) The Cognitive, Emotional and Behavioral Indicators of Dispositional Gratitude in Close Friendship: The Case of Turkey // STUDIES IN PSYCHOLOGY-PSIKOLOJI CALISMALARI DERGISI V.39. Is.2 P. 321-344. DOI: 10.26650/SP2019-0001
  7. Kaniuka A.R., Rabon J.K., Brooks B.D., Sirois F., Kleiman E. Hirsh J.K. (2020) Gratitude and suicide risk among college students: Substantiating the protective benefits of being thankful // Journal of American college health. DOI: 10.1080/07448481.2019.1705838
  8. Lambert N.M., Fincham F.D., Stillman T.F. (2012) Gratitude and depressive symptoms: The role of positive reframing and positive emotion // Cognition & Emotion, 26, 2, 615-633. doi: 10.1080/02699931.2011.595393.
  9. McCullough, M.E., Kilpatrick, S.D., Emmons R.A (2001) Is gratitude a moral affect? // Psychological bulletin. V. 127. Issue.2 P.249-266
  10. Pellerin N. , Raufaste E. (2020) Psychological resources protect well-being during the COVID-19 pandemic: a longitudinal study during the French lockdown // Frontiers in psychology, 11, 590276. doi: 10.3389/fpsyg.2020.590276
  11. Peterson, C., & Seligman, M. E. P. (2004).Character strengths and virtues: A handbook and classification. New York: Oxford University Press.
  12. Um S. (2019) Gratitude for being // Australian Journal of Philosophy. V. 98. Is. 2 P. 223-233. DOI 10.1080/00048402.2019.1640259
  13. Wood A.M., Joseph S., Linley P.A. Coping style as a psychological resource of grateful people // Journal of Social and Clinical Psychology, Vol. 26, No. 9, 2007, pp. 1076–1093

Источник: Синельникова Е.С. Благодарность как психологический феномен // Вопросы психологии. 2020. № 5. С. 25–33.

Кому быть благодарным?

Все в этом мире находится в строгом порядке, определенном Всевышним, и ничего не происходит без Его воли.
Всевышний сделал изменчивыми наше здоровье и благосостояние, тем самым наказывая за грехи или испытывая нашу веру в Него. Одним из способов заслужить довольство Аллаха является воздаяние Ему хвалы.

Признание благ

Если бы мы жили согласно велениям Всевышнего и наставлениям пророка Мухаммада, то все пребывали бы в достатке и не испытывали бы нужды и лишений.

В Священном Коране говорится: «Если бы они шли прямо по установленному Всевышним для них пути, остерегаясь запретного, соблюдая веления Аллаха, то Я бы напоил их обильной водой с небес» (сура «Джинны», аят 16).

Надо признать, что блага, которыми нас наделил Создатель, мы часто не замечаем.

Укладываясь ночью в постель, Пророк говорил: «О Аллах, с именем Твоим я живу (и с ним) я умру!»; когда же он просыпался, то говорил: «Хвала Аллаху, Который оживил нас после того, как умертвил нас, и Который воскресит нас (и призовет) к Себе (для отчета)!» (аль-Бухари). Сон подобен смерти. Просыпаясь, мы обретаем новые силы, новую энергию. Всевышний дал нам возможность видеть, слышать, каждый день наделяет нас пропитанием. Если есть послушная супруга, здоровые дети — это тоже блага, за которые мы должны непрестанно благодарить Аллаха.

Нельзя забывать о том, чем пользуешься ежедневно

Для людей, далеких от принципов ислама, человек, имеющий пропитание только на один день, представляется человеком бедным в материальном смысле этого слова.

Часто бывает так, что он и сам жалуется на бедность, хотя на самом деле это не так. Конечно, нередко нам приходится сталкиваться со многими проблемами, но ведь так и проверяется крепость нашей веры.

Сможем ли мы проявить терпение и воздать хвалу Всевышнему не только тогда, когда все спокойно и хорошо, но и в трудную минуту? Необходимо помнить, что, как бы плохо ни было, может быть еще хуже. С теми благами, которыми нас одарил Создатель, невозможно сравнить никакое богатство.

Бывает и так, что человек материально обеспечен, но ему хочется большего и он часто жалуется: на кризис, на людей, которые его подводят, жалуется постоянно, хотя все говорят «нам бы его проблемы!». Откуда это, где источник внутреннего недовольства?

Аллах в Священном Коране рассказывает, что говорит шайтан: «Я буду поперек верного пути стоять перед Твоими рабами, я буду окружать их справа, слева, спереди, сзади, и Ты большинство из них найдешь неблагодарными» (сура «Преграды», аят 16).

Шайтан добивается того, чтобы раб был всегда недоволен и не благодарил, не возносил хвалу Всевышнему. Посланник Аллаха всегда остерегался этого и в мольбах постоянно просил Аллаха не лишать его благ.

Есть такая закономерность

Когда мусульманин недооценивает блага, которыми он одарен, Аллах может лишить его этих благ, состояния, чтобы таким образом тот научился ценить и воздавать хвалу Всевышнему.

Однажды к имаму пришел молодой человек и говорит:

— Я хочу развестись со своей женой. Как мне это сделать?

— Что случилось? Она тебе изменяет?

— Нет, она такие вещи никогда не делает.

— Ворует?

— Нет.

— Нечистоплотная?

— Да нет, она вообще не терпит нечистоту.

Имам еще много чего перечислил, и молодому человеку стало неудобно.

— У твоей супруги есть все, за что можно ее ценить.

Молодой человек только тогда заметил положительные стороны своей супруги.

— За такую супругу тебе надо воздавать хвалу Аллаху, а не разводиться с ней. Если будешь искать другую, то только хуже найдешь, но не лучше нее.

После этого молодой человек пересмотрел свои взгляды на семейную жизнь и не развелся со своей супругой.

Когда нас что-то смущает, то рядом нужно видеть то, что требует воздания хвалы Всевышнему. От нас требуется только благодарность, а не недовольство тем, что Он дает.

Как совершается благодарность? В первую очередь видеть блага Всевышнего Аллаха и быть благодарным Ему. Замечать эти блага, ценить, всем сердцем быть благодарным Создателю и выражать словами «Альхамдулиллях!» («Хвала Аллаху!») и действиями, приводящими к довольству Аллаха.

Сегодня некоторые во всех успехах видят только свои заслуги. А ведь успех, процветание, удачи в делах — это не наша заслуга, а все от Аллаха, и если человек так не считает, то он не воздает хвалу Всевышнему. Рано или поздно с неблагодарным Создателю человеком произойдет что-то, что заберет все имущество, хочет он этого или нет.

Когда дни больного сочтены и наступает последний его час, то какой бы ни был врач — он не сможет отвратить неизбежное, и больной покидает этот свет. Потому что так было угодно Всевышнему. Выздоравливает человек также благодаря Аллаху.

Конечно, это не значит, что мы должны махнуть рукой на врачей и сидеть сложа руки.

Аллах делает врачей и лекарства причиной выздоровления.

Врач заслуживает добрых слов и благодарности, но в первую очередь шукр Всевышнему.

Все современные изобретения — транспорт, самолеты и т.д. — дарует нам Всевышний.

По мнению ученых и изобретателей, заслуга их профессионализма, их знаний — 95%, а остальные 5% — откровение.

Может быть, неожиданно для самих себя они признают, что последнюю точку ставит Всевышний.

Каким образом тело должно воздавать хвалу Аллаху?

Проявляя заботу, милосердие, сострадание, нужно по мере своего достатка делиться с тем, кто испытывает нужду. Самое лучшее средство, которое помогает оценить блага Всевышнего в полной мере, — это смотреть на людей, которые испытывают худшую участь.

Когда видишь инвалида, в душе ты должен воздавать хвалу Аллаху, Который даровал тебе здоровье. Ты видишь человека, у которого плохая жена, и говоришь: «Хвала Всевышнему, Он даровал мне хорошую супругу!».

Именно тогда четко осознаешь благо, которым Всевышний тебя одарил.

Кому благодарны? — Grateful.

org

Вопросы и ответы

Автор Патрисия Кэмпбелл Карлсон

Приблиз. время чтения: 2 минуты.

В: Ваш сайт очень информативный и интересный. Я верю в жизнь с благодарностью и стараюсь практиковать это каждый день. Мой вопрос: кому вы просите нас быть благодарными? Бог, бог, боги, природа, вселенная? Спасибо за помощь. — Дэнни

А: Дорогой Дэнни,

Спасибо за добрые слова о веб-сайте и за ваше стремление практиковать благодарность. Позвольте мне перевернуть ваш вопрос и спросить: Кому вы благодарны? Ответ отличается от человека к человеку. Один человек может происходить из сильной религиозной традиции, восхваляющей Бога за все дары этой жизни. Другой может признать, как много было дано ее предками или Землей, и он может направить свою благодарность на эти обильные источники. А другой может сказать: «Я не знаю, кому я благодарен! Все, что я знаю, это то, что иногда моя жизнь кажется переполненной чувством фундаментального благополучия, даже — как ни странно — в самые трудные моменты». Не существует свода правил, в котором один из этих подходов считался бы более верным, чем другой.

Программы Двенадцати Шагов, такие как Анонимные Алкоголики и Ал-Анон, говорят об обращении к Высшей Силе, «что бы вы ни представляли». Чтобы понять это с точки зрения благодарности, вы можете использовать метафору получения подарка. Иногда источник очевиден. Вы благодарны воде за утоление жажды. Вы благодарны золотому дубу за вдохновение, которым его красота является для вас. Вы благодарны своему лучшему другу за его компанию.

Но некоторые дары менее очевидны: Кому я обязан своей способностью любить? Кому я обязан жизнью? Во все времена эти дары вызывали в сердцах людей великое чувство удивления. Вы можете даже задаться вопросом, почему вообще что-то есть! Если у вас еще нет представления о том, кто такой Податель Всех Добрых Даров, то почему бы не жить в изумлении, как если бы кто-то дал вам бриллиант, но не назвал своего имени? Не является ли само ваше изумление этой ошеломляющей тайной щедростью формой благодарности?

Представьте, каким другим был бы этот мир, даже если бы мы были просто благодарны очевидным источникам: Если бы мы ценили и уважали Землю за ее щедрость! Если бы мы чтили старших за годы их с трудом заработанного опыта, созревшего в мудрость! Если бы мы ценили детей за их освежающие прозрения, укрывая их, как розу, подаренную нам ангелом! Если бы мы могли утвердить себя за наши попытки лучше узнать и понять жизнь! Независимо от того, верим мы в невидимую благотворную Силу или нет, нам нужно только посмотреть прямо перед собой, чтобы начать путешествие благодарения.

С уважением,
Патрисия Кэмпбелл Карлсон

Член веб-группы Gratefulness.org (2001–2013) и бывший исполнительный директор A Network for Grateful Living


Типы ресурсовВопросы и ответы

Кому мы должны быть благодарны?

Американцы и канадцы празднуют День Благодарения (в разное время), который изначально был чисто христианским праздником. Люди благодарили Бога за Его благословения и особенно за урожай, который должен был быть недавно собран.

Однако у Всемирного дня благодарности, отмечаемого 21 сентября, совсем другое начало. На обеде в честь Дня Благодарения в комнате для медитаций Организации Объединенных Наций в 1965 году индийский духовный гуру по имени Чинмой Кумар Гхош предложил людям организовать международный праздник, чтобы выразить благодарность. Остальные на ужине обязались продвигать новый праздник в своих странах, а в 1977 году в ответ на просьбу Духовной лиги — группы последователей Чинмоя — была принята резолюция о признании Дня Благодарности Всемирным. 1

Чинмой был выходцем из индуизма и верил в универсализм, при котором все религии в равной степени действительны, и учил, что можно установить отношения с Богом через медитацию и йогу.2 Его последователи утверждают, что его духовное просветление позволило ему заниматься физическим невероятные подвиги, такие как подъем 7000 фунтов одной рукой всего за 17 месяцев тренировок с отягощениями.3

Всемирный день благодарности нельзя отделить от спиритуалистических и универсалистских идей Чинмоя.

Библейская благодарность Создателю

Библия ясно учит благодарности, иногда на земном уровне к другим, но в конечном счете к Богу. В Левите сначала излагаются правила для благодарственных жертв (Левит 7:12–15), а царь Давид добавил, что благодарственное пение следует петь перед ковчегом завета (1 Паралипоменон 16:7; 2 Паралипоменон 7:6, 20:21, 30). :22). Благодарение является постоянной темой в книге Псалмов, будь то за его дела (Псалом 9:1, 26:7), за его благосклонность (Псалом 30:4–5), за его слово (Псалом 32:1–4) или за его доброта (Псалом 53:6), среди многих других. В Псалме 50:23 говорится: «Тот, кто приносит благодарение в жертву свою, прославляет меня; а тому, кто ведет свой путь прямо, Я покажу спасение Божие!»

Библия ясно учит благодарности, иногда на земном уровне по отношению к другим, но, в конечном счете, к Богу.

День благодарения связан именно с тем фактом, что Бог создал нас и поддерживает нас тем, что нам нужно для жизни. Псалом 32 рассказывает о творческой работе Бога и продолжающемся правлении на земле в контексте благодарения. Псалом 95 повторяет эту тему, но с дополнительным акцентом, противопоставляющим благодарение и бунт. Псалом 136 начинается с тройного увещевания благодарить Бога за непоколебимую любовь, прежде чем перечислить Божьи творческие дела и чудеса от имени Израиля.

Из того акцента, который делается в сборнике гимнов Израиля, мы можем видеть, что благодарение было центральным принципом поклонения Богу и часто конкретно включало в себя благодарение за Его созидательную работу и поддерживающее и провиденциальное обеспечение, которое мог дать только Творец.

В Новом Завете большая часть благодарностей в Евангелиях исходит от Иисуса к Отцу. Исключение составляют пророчица, благодарящая Бога (Луки 2:38), и исцелившийся самаритянин, прокаженный, благодарящий Иисуса (Луки 17:16).

Павел учил, что отсутствие благодарности Богу было предвестником того, что Бог оставил мятежных людей в грехе, который они предпочли Ему (Римлянам 1:21). Независимо от того, какой выбор мы делаем в вопросах совести, постоянное внимание уделяется благодарению Бога (Римлянам 14:6).

Благодарность Богу также является противоядием от беспокойства. Павел говорит: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Филиппийцам 4:6). Из примеров в Псалмах мы знаем, что библейское благодарение включает в себя воспоминание о Божьем творении и поддерживающей работе. Если мы будем регулярно размышлять об этих вещах, мы не будем беспокоиться о своих нуждах, потому что мы находимся в отношениях с Богом, Который способен восполнить все это.

Несмотря на то, что подавляющее большинство явных благодарностей адресовано Богу, иногда благодарность адресована людям, которые служат Богу. Павел говорит: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые голову свою рисковали за мою жизнь, которых не только я благодарю, но и все церкви из язычников» (Римлянам 16:3–4). ). Однако в Писании Павел гораздо чаще благодарит Бога за человека, чем благодарит людей напрямую.

На темы благодарности и благодарения в Писании можно написать целые тома, поэтому несколько абзацев никогда не смогут передать это должным образом. Однако этот краткий обзор некоторых важных моментов показывает, что для христианина благодарение не является нейтральным с моральной или религиозной точки зрения. На самом деле, когда мы правильно это понимаем, мы можем участвовать в благодарении с неверующими только в очень ограниченном, поверхностном смысле, потому что наше благодарение всегда должно быть в конечном счете направлено к Богу.

Благодарность показывает, что мы носители образа

Даже люди, которые не верят в Бога, имеют встроенную потребность благодарить, потому что для этого Бог создал нас. В статье, озаглавленной «Благодарность без Бога», предсказуемо приписывается эволюция тенденции человечества к благодарности: «Эволюционное объяснение этого, сказал [Маккалоу], вероятно, состоит в том, что благодарность помогает людям завязывать дружбу и союзы, которые затем помогают людям выживать». Благодарность является проблемой для атеистов, потому что у них есть встроенное желание благодарить, но они явно отрицают Бога, Которого они должны благодарить! Одна атеистка написала о том, как она справляется с благодарностью: «Я благодарю своих друзей, семью, незнакомцев, которые варят мне кофе. Но я также благодарен за добро, которое нельзя приписать простым смертным, — за добро, которое, я чувствую, больше, чем мы сами. . . . Так что же заслуживает такой похвалы? Вселенная? Энергия вокруг меня? Земля? Не ясно. Но что мне ясно, так это то, что это не божество».0005

Ричард Докинз, известный антихристианин, атеист и эволюционист, сказал: «Когда я лежу на спине и смотрю на Млечный Путь в ясную ночь, вижу огромные расстояния в космосе и думаю, что это тоже огромные различия также и времени, когда я смотрю на Гранд-Каньон и вижу, как пласты уходят вниз, вниз, вниз, через периоды времени, которые человеческий разум не может постичь… . . это чувство своего рода абстрактной благодарности за то, что я жив, чтобы оценить эти чудеса, когда я смотрю в микроскоп, это то же самое чувство, я благодарен за то, что живу, чтобы оценить эти чудеса».0003 Первые дела Статья отмечена,

Докинз может ответить, что он благодарен за Млечный Путь и Большой Каньон. Однако быть благодарным за благо, событие или состояние предполагает дарителя. Те, кто благодарны за продвижение по службе или аплодисменты, за свое здоровье или за свои страдания, хотя и неявно, благодарны тем, кто вызвал событие или состояние. Следовательно, «абстрактная» благодарность так же бессмысленна, как абстрактное благочестие, и столь же оксюморонична, как абстрактная расплата. Благодарность без благодетеля так же нелепа, как возмещение без плательщика.7

Но это еще хуже. Для такого материалиста, как Докинз, чувства, которые он испытывает, вполне объяснимы химическими взаимодействиями, происходящими в его мозгу. Чудеса, за которые он испытывает благодарность, — не что иное, как фотоны, взаимодействующие с его глазами, которые, в свою очередь, провоцируют химические реакции, которые он воспринимает как эмоции. Его опыт благодарности, в его собственном мировоззрении, более сложен, но принципиально не отличается от уксуса и пищевой соды, извергающихся из вулкана научной ярмарки.

У материалистического атеиста не может быть и того, и другого. Либо Бог создал нас как носителей своего образа, чтобы мы были благодарны ему за все, что он сделал и сделал для нас, либо мы являемся результатом миллиардов лет случайных процессов. В атеизме нам не только некому быть благодарными, но и сама благодарность в конечном счете бессмысленна. Хотя для благодарности могут быть утилитарные причины (например, укрепление отношений), благодарность не имеет смысла, кроме этого.

Можем ли мы быть благодарны универсальному Богу?

Однако Чинмой и его последователи были не атеистами, а универсалистами. Они верили, что к Богу можно попасть практически из любого места. Разве можно быть благодарным такому богу, как учил Чинмой?

На первый взгляд звучит хорошо, что все религии каким-то образом приходят к Богу. Но ацтеки поклонялись, вырезая бьющееся сердце из своих человеческих жертвоприношений. Поклонники Молеха помещали младенцев в раскаленные руки своего идола, чтобы сжечь их заживо. Некоторые религии используют культовых проституток и изнасилования как часть религиозных ритуалов. Люди делали всевозможные вещи якобы в служении Богу. Являются ли все эти вещи действительными выражениями поклонения? Кажется не таким уж приятным держаться за руки и петь «Кумбайю» с людьми всех религий, когда мы понимаем, чему учили некоторые из этих религий прошлого и настоящего.

На протяжении всей истории религии учили совершенно разным вещам о природе своего бога или богов. Бог мормонов был человеком на другой планете с другим богом, который, предположительно, сам был человеком на другой планете с другим богом, и так далее. Исламский бог принципиально непознаваем и безличен. Другие религии поклоняются пантеону богов, которые находятся в различных взаимоотношениях друг с другом. Ясно, что люди могут говорить о «Боге», но иметь совершенно разные представления о том, о ком они говорят.

В конечном счете, универсальное сотрудничество может произойти только в том случае, если мы полностью игнорируем различия в религиозной практике и даже в природе богов, которым учат разные религии.

В конечном счете, универсальное сотрудничество может произойти только в том случае, если мы полностью игнорируем различия в религиозной практике и даже в природе богов, которым учат разные религии.

Христианская благодарность во Всемирный день благодарности

21 сентября отмечается Всемирный день благодарности, и, несомненно, в социальных сетях будет много сообщений о том, как собраться вместе и выразить благодарность.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *