Что погубило Петра I
Как образ жизни глав государств влияет на их здоровье? «Наша Версия» начинает цикл публикаций, посвящённых заболеваниям знаменитых правителей прошлого. Открывает его «история болезни» Петра Великого.
Сюжет: Болезни глав государств
Пётр Великий недаром заслужил своё почётное прозвание: не только в отечественной, но и в мировой истории сложно найти самодержца, который бы успел сделать столь многое. При этом в отличие, скажем, от того же Наполеона Бонапарта Пётр не только сам командовал войсками и разрабатывал законы, но и не гнушался физического труда. Дикую работоспособность первого русского императора принято объяснять его неимоверной силой – Пётр без труда скручивал в трубку чугунную сковородку – и богатырским здоровьем. Впрочем, насчёт последнего возникают большие сомнения. Наоборот, Пётр может считаться самым больным русским царём – причём как физически, так и психически. Что и привело к его кончине в возрасте всего лишь 52 лет.
По прозвищу Пахом Пихай…й
Взять хотя бы знаменитые припадки Петра, во время которых он то в исступлении падал на пол, то впадал в неистовый гнев. Теперь историки не сомневаются, что речь идёт об эпилепсии. И чего бы ей не взяться? Сами представьте: вы десятилетний ребёнок, а вокруг вас стоит бешеная толпа, уже растерзавшая на ваших глазах половину родни, и не факт, что вы не станете следующим. «От ужаса у Петра свело руки, ноги, лицо закаменело, он не мог открыть рта, это был столбняк, его унесли», – писала исследователь рода Нарышкиных Раиса Слободчикова. Тогда повезло – не убили, но всё равно жить дальше приходится с оглядкой: сводная сестра только и делает, что плетёт заговоры. Как тут не заработаешь нервную болезнь. Великий Костомаров в своём курсе истории описывал, как в Кёнигсберге пригласившие Петра в гости курфюрстины отмечали его «беспрестанное трясение головой и нервные гримасы». О том же упоминал и английский епископ Бёрнет: мол, голова царя постоянно тряслась и всё тело было подвержено конвульсивным движениям.
Подростку Петру помог бы хороший психиатр, но откуда ему было тогда взяться? А тем временем сам будущий император только усугублял своё состояние. В 16 лет он попадает в Немецкую слободу. Европейцы окружают царского сына почётом и начинают устраивать в его честь один пир за другим. Так Пётр постепенно приобщается к алкоголю, который приходится ему не то что по душе – постоянное пьянство становится частью существования.
О том, как Пётр пил, оставлено множество свидетельств. Без выпивки, которую сам царь ласково называл «Ивашкой Хмельницким», не обходилось ни дня. А в 1690 году он и вовсе привёл подданных в изумление и ужас, учредив Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор, первая заповедь которого гласила: напиваться каждодневно и не ложиться спать трезвыми.
Любопытный момент: описывая дикие нравы Всешутейшего собора, Ключевской упоминает, что все его члены с подачи Петра носили прозвища, которые «никогда, ни при каком цензурном уставе не появятся в печати». Сам царь именовался Протодиакон Пахом Пихай…й. И, верно, недаром – радости плоти он любил не меньше, чем водку и ром. По свидетельствам историков, царь без труда находил для утех сенных девушек, которым, как обычный солдат, платил по копеечке «за объятье».
По теме
2450
Открылась выставка редких изданий об эпохе Петра I
Редкие книги, лубочные издания и альбомы гравюр стали экспонатами выставки, которая открылась в Государственной публичной исторической библиотеке России. Выставочный проект посвящен юбилейным торжествам в честь 350-летия со дня рождения Петра I.
И всё болит, и голова кружится
Нечего удивляться, что уже в 1714 году придворные лекари осторожно назвали Петра неизлечимо больным «вследствие несоблюдения диетических правил и неумеренного употребления горячих напитков». В 1717 году лейб-медик Роберт Эрскин, провожая государя на воды в бельгийский СПА (да, Пётр ещё и первый русский курортник), отмечал, что тот страдает «желчными коликами». Впрочем, намного подробнее свои болезни описал сам Пётр – в письмах к Екатерине I он прямо жалуется на здоровье, говорит о геморрое, расстройствах желудка, резях в животе и сравнивает себя со стариком. «Метресску [любовницу] свою отпустил, врачи не велят», – без обиняков жаловался он жене.
Уточним: в это время Петру всего 45 лет. Доктор медицинских наук, профессор Валерий Пайков, изучивший биографию императора, констатировал: нет сомнений, что Пётр страдал сочетанной хронической патологией пищеварительного тракта с заинтересованностью желудка и двенадцатиперстной кишки, печени и желчевыводящих путей, а также толстого кишечника. Что неудивительно, учитывая хронический алкоголизм Петра и его психоневрологическую патологию. Но если бы список болезней ограничивался только этим. «Опухоль ног», «ломота в затылке» и «бледность лица», описанные тем же Эрскиным, явно свидетельствуют об артериальной гипертонии. А постоянно выпученные глаза, быстрая речь и невероятная подвижность могут указывать на нарушение работы щитовидной железы.
Но роковой для великого Петра стала всё же другая хворь. Вовсе не по причине желудочных колик неугомонный Пётр ездил лечиться на воды – по-настоящему его испугали внезапно открывшиеся проблемы мужского плана. Урологическая болезнь начала преследовать Петра где-то после 40. Что стало причиной – всё тот же алкоголизм? Не исключено. Однако не менее распространённой причиной появления болезней мочевого пузыря, как известно, являются половые инфекции. Вот и вице-адмирал Франц Вильбоа прямо указывал: «С давних пор он страдал гонореей. Все средства, к которым прибегал государь, так и не смогли излечить его от этой болезни, потому что его несдержанность, будучи сильнее его рассудка и предостережений врачей, сделала все их усилия и всё их искусство бесполезными». А историк Покровский считал, что всему виной мог быть сифилис.
«К октябрю 1722 года хронический уретрит, которым страдал Пётр, в своём развитии перешёл некую точку возврата, когда в клинической картине заболевания появились симптомы, свидетельствующие о развитии сужения мочевыводящего канала и отёка его слизистой оболочки, а также вовлечения в патологический процесс мочевого пузыря.
Согласно распространённой легенде, Пётр умер оттого, что жестоко простудился в невской воде, когда помогал спасать тонущую лодку с солдатами. На самом деле простуда была ни при чём. А вот переохлаждение и правда обострило урологическую болезнь, так что вскоре Пётр слёг. «От невыносимых болей он непрерывно кричал, впадал в беспамятство», – писал историк Сергей Соловьёв.
Доктор исторических наук Евгений Анисимов уверен: доконал Петра инсульт. Пытаясь вывести загнившую мочу, царю решили ввести катетер. Фактически речь шла о проведении операции. Какие условия имелись для неё 200 лет назад? Да никаких. Вместо анестезии – стакан водки, вместо аккуратного медицинского катетера – медная трубка. В итоге сердце не выдержало болевого шока. Недаром очевидцы, видевшие Петра на смертном одре, вспоминали, что «лик его был ужасен», а сам он не мог шевелиться – парализовало правую сторону.
Таким образом, посмертный диагноз Петра куда как обширен. Тут и гипертония, и хронический уретрит, и гангрена мочевого пузыря, и алкоголизм, и агрессивный психоз. Что ж, всё это ни капли не умаляет заслуг императора. Жаль лишь, что помочь собственному здоровью оказалось сложнее, чем совершить великие свершения для нашей страны.
4. Взаимное действие души и тела, и основные причины болезни и смерти, Православный священник при постели больных
Влияние на душу болезней тела и вообще темперамента. Причина болезней и смерти тела – грех. Влияние демонской силы на распространение зла в мире
Посещающему больных не редко случается видеть странные перемены состояния души человеческой, особенно во время болезней душевных и физических острых, быстро текущих. Это налагает на Священника обязанность глубже вдуматься в вопрос: что такое болезнь? Какое действие ее на дух больного? Почему известный человек в болезни делается по своему душевному настроению совершенно иным, нежели каков он в здоровом состоянии?
Ответ на предложенные вопросы важнее, нежели как это кажется на первый раз. Само собою понятно, что Священник только тогда может надлежащим образом действовать на больного, когда глубже вникнет в сущность и причины болезни и в действительное состояние больного. Для него не имеют большой важности определения болезни физиологами, определения часто разноречащие, иногда неосновательные и неопределенные. Для него все равно, определяет ли врач болезнь таким состоянием живого организма, в котором нарушена гармония отправления отдельных частей к поддержанию целого, или называют болезнь уклонением от нормального, т.е. здравого процесса жизни. Для него важно то замечание, что нет ни одного физического состояния, которое бы более или менее не отражало в себе состояния душевного, и что таким образом телесная жизнь служит обнаружением жизни душевной. Потому болезненное состояние природы телесной мешает деятельности жизни души. Телесное и душевное так тесно соединено в нас в течение земной жизни, и так проникнуто одно другим, что каждое волнение в одной сфере имеет своим следствием движение в другой. От больного тела ослабевает и душа; она делается расстроенной, необыкновенно раздражительной, слабой, малодушной; дух больного ежедневно и даже ежечасно подвергается различным переменам. Это легко можно заметить на больных. Если им хуже делается; они более расстроены духом, менее способны к возвышенным размышлениям, не охотно принимают посещение Священника и может быть тяготятся им. Становится ли им легче, или они спокойнее проведут ночь; тогда бывают гораздо веселее, способнее к духовной беседе. С возвышением и укреплением органической жизни тела все духовные отправления обнаруживаются с большей энергией. А при выздоровлении вполне заметно оживление, и как бы возрождение всего человека.
Но не только расстройство всего телесного организма, но и не нормальное состояние одного телесного органа может произвесть не нормальное состояние души. Если напр. страждет солнечный узел; то больной печален, сердит, пасмурен, боязлив, привязывается к мелочам. Подобным образом болезни печени имеют определенное дурное влияние на состояние духа, они рисуют все в черных красках и портят душевное настроение больного, омрачая мысли и чувства его; больной становится строптив, раздражителен, склонен к гневу, нетерпелив, упрям. Желудочные болезни производят уныние и робость; болезни кожи часто имеют своим следствием расстройство ума и меланхолию. Известно, что ослабление и не деятельность нервной системы препятствуют умственному напряжению, ослабляют волю и уничтожают бодрость, а продолжительная и сильная степень развития их производит такую сильную перемену в организме, что нередко переходит в постоянное расстройство души. И каким образом душа, эта художница, может в чистых, ясных звуках передать свое движение, когда ослаблен и разбит тот инструмент, чрез который только и может она обнаруживать свою внутреннюю жизнь? Впрочем есть и обратное действие: душа образует тело по себе; если художница намеренно расстраивает, или даже разрушает свой инструмент, что тогда? Разве неизвестно, как сильные страсти, превратные склонности духа могут разрушить и самый здоровый организм и образовать в нем болезненные расположения, которые потом в свою очередь обнаруживают свое влияние на духовное состояние человека?
Равно и темпераменты, имеющие органическое основание и самое большое влияние на психическую жизнь, заслуживают серьёзного изучения. Темперамент человека есть ветер, двигающий корабль его жизни, а разум служит правильным рулём.
Если Священник не обращает полного внимания на взаимное действие души и тела в больном, то он подвергается опасности совсем не понять состояния его духа, неправильно судить об его обнаружениях, давать больным такие наставления и предлагать такие требования, которые едва ли они могут выполнить, действовать относительно всех одинаково, тогда как есть большое различие между одним больным и другим, и с одним нужно поступать совсем иначе, чем с другим. Как для врача важное дело знать телесный организм в его отношении к душевной жизни, так для Священника важно знать дух в его отношении к телесной жизни. К этому нужно присоединить еще одно замечание, которое Священник должен не только запомнить, но и напечатлеть в сердце своем, именно, Священник должен всячески остерегаться передавать больному свое знание о взаимном действии души и тела, ибо чрез это он дал бы ему право извинять свое, может быть, не совсем приличное поведение, тогда как главная задача Священника и самый важный труд его состоит в том, чтобы постоянно ослаблять действие тела на дух, и, при помощи Божией, возводить больного к полному господству духа. С особенной силою Священник должен внушать это больиому, который знает об этом взаимодействии души и тела, и в извинение себя ссылается на него и на свой темперамент. Такого человека надобно побуждать к достижению господства духа, в чем может помочь смиренная вера в Господа Иисуса: все могу в укрепляющем меня Христе (Филип.4:13). Больный становится раздражительным при болезнях печени, сильно оскорбляет и мучит окружающих его, и свое поведение не без основания извиняет желчным состоянием. Но когда благодать коснется его души, когда живая вера согреет его сердце, искреннее раскаяние проникнет его дух; то он и при тех же страданиях, по силе благодати Христовой, сумеет сохранить терпеливость, благодушие, кротость в отношении к другим. Аще кто во Христе, нова тварь; древняя мимоидоша, се быша вся нова (2Кор.5:17).
Отрадно видеть, как в новейшее время в области медицинской литературы, наряду с распространившимся далеко материализмом, некоторые почитают психиатрику фундаментальной медицинской наукой, и как более и более врачи сознают необходимость религиозно-Христианского действования на больных. Особенно утешительно слышать, что о телесном организме человека говорят не только как о животном организме, а чрез глубокие исследования дошли до того, что на этот организм стали смотреть и телеологически, т.е. по отношению к его высшему назначению, и рассматривают, как вся организация человека приноровлена к его высшему назначению, к которому сотворил и предназначил его Творец. Потому не обязан ли пастырь прилежно заниматься изучением антропологии и преимущественно психологии. Еще Григорий Богослов сказал: пастырь должен обладать совершеннейшим познанием души.
К познанию других не мало служит самопознание. Если хочешь познать самого себя, смотри как живут другие; если хочешь понять других, смотри в твое собственное сердце. Кто неопытен в последнем отношении, тот не в состоянии избежать поверхностных суждений и в первом. Успех самопознания и познания человека вообще приобретается правильным разумением Библии, и творений св.отцов, особенно подвижников, и чтением жизнеописаний святых Божиих угодников.
Хотя известно взаимное действие физическое и духовное в человеке, но все еще этим мы не обнимаем сущности и главных причин болезни. Это познание возможно только тогда, когда мы обратимся к основной причине всякого зла, т.е. к греху. В такую глубину познания вводит нас не человеческая мудрость, но слово Божественной истины, переданное в Откровении и понимаемое по разуму Вселенской Церкви. Это слово учит, что все люди грешники, и потому на каждого больного надобно смотреть, как на грешника. При первом грехопадении в первый раз встречается слово болезнь (Быт.3:10), и чрез все Св.Писание проходит одна и таже истина: что грехи умаляют племена, что нет зла и бедствия на земле, которое бы не было порождено грехом (Притч.Сол. 14:34; Тов.12:11). Таким образом все полчище болезней, неблагоприятных и тяжких состояний и особенно смерть суть следствия греха. Но если смерть есть плод греха, и чрез грех проложила она путь в человечество; то ясно открывается связь греха и болезней. Писание повсюду указывает на сродство этих явлений (Пс. 37). Моисей в своей возвышенной песни говорит: мы исчезаем от гнева Твоего, и от ярости Твоей мы в смятении. Ты положил преступления наши пред Тобою, и тайное наше пред светом лица Твоего (Псал.89). И Ап.Павел прямо говорит: смерть перешла во всех человеков, потому что все согрешили (Римл.5:12). Вместе с первым грехом по всему человечеству наследственно распространились, как наказание, земные бедствия и телесная смерть, и разрушения и болезни. Но именно грех и есть тот всеразрушающий всеотравляющий яд, который отвне превнесен в человека. Потому проказа в Моисеевом законе признается главным символом греха. Пораженный проказою должен быть отделен от всякого сообщения с чистыми, ходить в разодранных одеждах, с непокрытою головою, с завязанным ртом, как олицетворенный грех и живая проповедь о покаянии, и к томуже слышать одно название: нечистый, нечистый (Лев.13:45–46).
Священное Писание не только показывает, что каждый человек разделяет грехи и бедствия всего рода человеческого, но учит нас видеть явление Божественной правды в грехах каждого человека, особенно в его смерти. Писание представляет ее не как зло сотворенное вместе с человеком, изображает ее не как естественный процесс, неразрывно соединенный с бытием человечества, но как наказание Божие вообще для всех людей, и в особенности для каждого человека (1Петр.4:6). Даже в болезни есть нечто противное нашей природе, к чему мы привыкаем с трудом, и потом страх смерти и то решительное упорство, с каким сознание человека стремится отдалить от себя смерть, как нечто неестественное, как нечто чуждое и враждебное его высшей природе и его духовному существу, может служить удостоверением, что смерть и прекращение существования тела, это болезненное разрешение, это насильственное разоблачение души, не есть натуральный процессу, установленный в самом начале Богом. Эта смерть с своим непроницаемым сокровенным мраком не может быть естественною для человека, созданного по образу живого Бога (Прем.1:13–2,24). Даже более, на смерть можно смотреть, как на нечто отлучающее человека от общения с Богом, как это указано было народу Израильскому в Моисеевом законе посредством различных постановлений об очищении. Тот, кто каким то ни было образом приходил в соприкосновение с мертвецом, считался нечистым, т.е. неспособным участвовать в общении всего народа с Божеством. Главная мысль, которую эти постановления внушали народу, была та, чтобы признавать и чувствовать всю неестественность смерти, все противоречие ее намерениям Господа Бога, Который создал человека для жизни, а не для смерти. Потому и Писание свидетельствует: смерть есть возмездие за грех (Римл.6:23). Духовная смерть души, ее отлучение от Бога неизбежным следствием своим имеет смерть тела; потому что неизбежность смерти возникла только от греха. Так и в Св. Писании напоминание о смерти не есть только простое напоминание о бренности, не есть скорбный плач, но напоминание о возмездии за грех, о виновности и о суде. Все страшные последствия греха оно называет временною и вечною погибелью, смертию (Римл.6:20–21; 1Кор.15:5–6).
Таким образом мы все грешны, и всякое зло в мире, равно и болезни и самая смерть должны быть рассматриваемы во внутренней связи с грехом. Об этом с особою силою должен Священник говорить при постели больных и умирающих; к этому важному познанию должен он стараться вести страждущего, со всею силою внушать ему, что если он не пожелает усвоить себе эти истины; то будет страдать вдвойне и бесполезно, потому что не может быть выполнено намерение Божие о нем. Вообще сознание своей виновности и греховности дает человеку правильный взгляд на страдания, несчастия, противоречия между ходом дел в мире и идеалами человеческой жизни. Естественный разум смотрит на несчастия, как на неизбежное зло природы, и потому не может указать несчастному высших целей, не доставляет ему никакой отрады, никакого утешения; но когда на основании Слова Божия Христианское воззрение видит в несчастиях и страданиях тесное отношение к состоянию души человеческой; тогда пробуждает в человеке сознание виновности и потребность в Искупителе, который бы примирил его с Богом и даровал ему вечное спасение.
Само собою понятно, что в некоторых случаях весьма трудно довести больного до столь необходимого познания связи его болезни и страданий с грехом; потому что мы живем на этой земле в атмосфере так наполненной грехом, что едва можем рассмотреть грех, окружающий нас со всех сторон. Но с другой стороны понятно, какие спасительные и благотворные действия производит это познание в душе, усвоившей его. Те из умирающих, которые в смерти видят одну только естественную необходимость, как ни стараются говорить о смерти хладнокровно, все однакож не могут скрыть своей внутренней тревоги и беспокойства. Люди самообольщенные, непризнающие себя грешными, повидимому, спокойно готовятся к смерти; но страшны бывают для них предсмертные минуты. В таких случаях должно Священнику всеми силами стараться внушить мысль о греховности и о связи смерти, с грехом человека. Только в уповании новой жизни чрез Искупителя может человек, сознающий свою греховность, найти себе успокоение и примириться с неизбежностью смерти.
Но Священное писание не только указывает нам внутреннюю связь между злом и грехом, но открывает и самое первое начало его, представляя греховность рода человеческого в связи с падением в мире духов. По его учению, из царства тьмы и зла пришел к человеку грех, и оно непрестанно оказывает на наш род сильное влияние, и вносит на землю бедствия, зло, скорбь. Это царство демонов, которые существуют и действуют под главным началом сатаны, представляется в Священном Писании такою силою, которая дает себя чувствовать и телесному составу человека через болезни и страдания. Согласно с Словом Божиим, а Христианская Церковь всех времен непрерывно свидетельствует, что наша брань должна быть не с плотию и кровию, но с начальствами, властями, с мироправителями тьмы века сего, с поднебесными духами злобы, с царством тьмы, которое с необыкновенным усилием и деятельностью стремится овладеть всеми н всем, и доставляет всякой Богопротивной склонности человеческого сердца возбуждение и дальнейшее раскрытие (Ефес.6:11–12, Лк.4:5–7).
Теперь рождается вопрос: не происходит ли всякое зло на земле, и именно болезни всегда и при всех обстоятельствах от непосредственного действия диавола и ему подчиненных духов? Некоторые на этот вопрос дают безусловно утвердительный ответ, иные безусловно отрицательный. Первые доказательства своей мысли заимствуют, из Библии: особенно важно для иих то, что написано о сем в истории Иова (гл. 2:7). Еще указывают они на женщину бывшую больною 18 лет, о которой Спаситель сказал: что сатана связывал ее столь долгое время (Лк.13:16).
А преимущественно в доказательство своих мнений указывают они на бесноватых. Указывают на то, что Ап. Павел сказал о себе самом, что ангел сатаны был для него жалом во плоть, чтобы мучить его (2Кор.12:7), под чем разумеют они телесную болезнь. Кто не перетолковывая сих и других мест Священного Писания, может отрицать влияние демонов? Не должно также упускать из виду, что в то время против этих могущественных демонских сил ясно открылись силы Духа Божия, с которыми соединены были чудесные дары различения и изгнания злых духов. Это впрочем не ведет к той мысли, будто в наше время, когда открывается такое сильное и в таком ужасающем размере возрастающее нравственное зло, не должно допускать влияния темных демонских сил, и будто рыкающий лев не ходит более, ища, кого бы поглотить (1Петр.5:6–9). И конечно, и в наше время когда, кто либо к несчастью впадает в сети искусителя, следствием греха является зло, и как зло, оно выражается и в телесных болезнях. Но верно то, что диавол не имеет никакой разрушительной власти как над душами тех, кои во Христе, так равно и над телами, которые соделались храмом Святого Духа (1Ин.5:18, 1Кор.6:19–20). Если мы, как чада Божии, совершенно освобождены от господства тьмы (Кол.1:13), то конечно столь значительная часть нашего существа, каково тело, не может находиться во власти диавола. Он, по свидетельству Ап.Павла, делает свое дело телесно и духовно в сынах противления и неверия (Еф.2:2, 2Кор.4:4). Диавол есть только тварь, и хотя князь мира сего, но, как клеветник и обвинитель, уже осужденный и побежденный Тем, в Котором он не имел ничего, теперь может быть побеждаем одним словом веры (Иак.4:7; 1Петр.5:8–9; Ин.16:11–33). Все Божеские попущения ему действовать условны и ограничены, так что он не может ни разрушить чистых оснований природы, ни противиться всемогуществу Промыслителя и Правителя всех вещей. Эти попущения имеют в виду истощить и посрамить коварство и силу диавола, и потому нужно только о Христе предать себя Богу, Его Слову и Духу, чтобы еще здесь иметь право считать себя неприкосновенными от диавола, не смотря на то, что мы остаемся способными к страданию и смерти (1Петр. 3:13; 2Сол.3:3; Римл.16:20).
Вообще трудно согласиться с тем взглядом, будто все телесные болезни суть непосредственные действия диавола, чему особенно приписывают страдания одержимых сильными судорогами. Еще менее можно согласиться на то, что подобные взгляды можно высказывать при постели больного, и даже в таких случаях, когда в болезни их можно видеть действие демонских сил. Кажется в этом случае нужно поступать по примеру Господа, Который хотя и знал, что сатана действует в отношении к Иову, впрочем ни Иову самому, ни его друзьям не открыл, что он страждет от сатаны.
Если уверять больных, что болезнь их пришла от диавола, то конечно это может подействовать на них вредно. Во первых, чрез это некоторые больные могут быть приведены в великое, гибельное для них раздражение, и скорбный, смятенный дух их может впасть в безутешное состояние, если будет думать, что он во власти и руках диавола, вместо того, чтобы усвоить себе прекрасное утешение Слова Божия: к рожденному от Бога не прикасается диавол (1Ин. 5:18). Во вторых, для самооправдания нет лучшего успокоения, как это учение, и для нравственной лености нет более удобного извинения. Тогда и развратный человек, которого болезнь служит естественным следствием худой жизни его, легко будет оправдывать свою болезнь насилием диавола, тогда как в ней виновна более собственная воля его, чем непосредственное участие диавола.
Достойно замечания, что Господь наш Иисус Христос многим больным, которых исцелял, ничего не говорил о диаволе; но болезни сих людей открыто поставлял в непосредственной связи с их грехами. Так исцелив бывшего в расслаблении 38 лет, Он сказал: ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин.5:14). И другому расслабленному сказал: дерзай чадо: отпущаются ти греси твои (Мф.9:2). А что болезни, даже по некоторым изречениям Слова Божия, имеют другую утешительную сторону, это доказывает богатство духовной благодати, которое приносят они некоторым сердцам и семействам (Ин.4:47–53). Потому благочестивыми людьми болезни принимаются, как попущение Божие, а не диавольское: они легко усматривают в них благие цели Промысла Божия. Прежде страдания моего, говорит Псалмопевец, я блуждал, а ныне Слово Твое храню. Благо мне, что я страдаю, дабы научиться мне уставам Твоим (Псал.118,67,71).
Смотря на действие болезней, трудно представить, чтобы от диавола приходили такие болезни, которые обогащают многих людей благодатию, и посредством которых столь многие приведены были к покаянию и вере в Спасителя; напротив для диавола лучшим средством к искушению людей служит счастье и удовольствие жизни, которыми он может развратить их (Лк.4:5–7).
Впрочем несомненно есть болезни, которые происходят от влияния диавола, и которыми он поражает тех, которых Бог предает во власть его для смирения грешников. О таких болезнях не мало есть рассказов в жизни святых подвижников, которые подвергались обольщению диавольскому, и тоже усматривается в ходе болезней служащих непосредственным следствием неправильной жизни человека. О болезнях напр. бывающих следствием невоздержного употребления вина искусные в различении влияний князя мира иногда прямо говорят, что эти болезни исходят из самого дна адова. Замечательно, что болезни сии, поражая тело, вместе с тем действуют разрушительно на сознание и всю душевную деятельность, так что и перенесшие их долго чувствуют следы какого-то чуждого принудительного и связующего влияния на свою душу. Но подобные примеры не дают права безмерно расширять границы нравственного зла и влияние темной силы на болезни, не дают также права ожидать всего и во всех случаях только от силы Церковных спасительных средств и унижать достоинство научной медицины и отвергать материальные врачевства.
В заключение этого отдела можно привести следующие изречения из книги Иова: Бог наказывает человека болезнью на ложе его и все кости его воспламеняет, так что отвращается он от пищи и душа его не находит удовольствия в еде; плоть его иссыхает и кости его разбиваются, так что душа его близка к гибели и жизнь его к смерти. Все это делает Бог дважды и трижды с каждым, чтобы возвратить душу его от погибели и осветить его светом жизни (Иов.33:19–22, 29; Плач.Иер.3:37; Быт. 50:20).
«О душе и теле и страстях Господних»
«Единая и неповторимая Соборная и Апостольская Церковь никогда не может быть уничтожена, хотя весь мир должен стремиться вести против нее войну. Она побеждает всякий нечестивый мятеж еретиков, восставших против него».
Сегодня, 26 февраля, мы празднуем память святого Александра Александрийского (умер в 328 г.), Патриарха Константинопольского, неутомимого защитника Церкви от ересей, наставника и наставника святителя Афанасия. Написанные в то время, когда католическая церковь находилась в осаде еретических сект, писания святого Александра подтверждают нашу веру, напоминая нам об истине Евангелия и божественности Христа. Александр описан Римско-католической церковью как «человек, пользующийся высшим почетом народа и духовенства, великолепный, щедрый, красноречивый, справедливый, боголюбивый и человеколюбивый, преданный бедным, добрый и милый всем, настолько огорченный, что никогда не разговлялся во время солнце было на небе».
Ниже отрывок из проповеди, озаглавленной: «О душе и теле и о страстях Господних».
1. Слово, безропотно ниспосланное с небес, годится для орошения наших сердец, если мы готовы к Его силе не только словами, но и слушанием. Ибо, как дождь без земли не приносит плода, так и Слово без слышания не приносит плода, как и слышание без Слова. Более того, Слово тогда становится плодотворным, когда мы произносим его, и точно так же слух, когда мы слушаем. Посему, так как Слово черпает силу свою, то и вы безропотно прислушиваетесь, и когда придете слушать, очистите себя от всякого недоброжелательства и неверия. Две очень плохие вещи — недоброжелательность и неверие, обе противоречат праведности; ибо недоброжелательность противоположна милосердию, а неверие — вере; точно так же, как горечь противопоставляется сладости, тьма — свету, зло — добру, смерть — жизни, ложь — истине. Следовательно, те, кто изобилует этими пороками, противными добродетели, в некотором роде мертвы; ибо злобные и неверующие ненавидят милосердие и веру, и те, кто делает это, являются врагами Бога.
2. Итак, зная, братия возлюбленные, что злые и неверные суть враги праведности, остерегайтесь их, примите веру и милосердие, которыми все святые люди, существовавшие от начала мира до сего дня достигли спасения. И покажите плоды милосердия не только на словах, но и на деле, то есть во всяком благочестивом терпении ради Бога. Ведь видите! Сам Господь явил Свою милость к нам не только на словах, но и на деле, ибо предал Себя в цену нашего спасения. Кроме того, мы созданы, как и весь мир, не одним словом, но и делом. Ибо Бог сотворил мир силою одного слова, а нас сотворил действенностью и слова, и дела. Ибо Богу было недостаточно сказать: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, Бытие 1:26, но за словом последовало дело; ибо, взяв прах от земли, Он образовал из него человека, по образу и подобию Своему, и вдунул в него дыхание жизни, так что Адам стал душею живою.
3. Но когда человек впоследствии своим падением склонился к смерти, было необходимо, чтобы эта форма была заново воссоздана для спасения тем же Мастером. Ибо форма действительно гнила в земле; но то вдохновение, которое было подобно дыханию жизни, было задержано отдельно от тела в темном месте, называемом Аидом. Таким образом, произошло отделение души от тела; он был изгнан ad inferos, а последний превратился в прах; и между ними был большой промежуток времени; ибо тело, разлагаясь от плоти, истлевает; когда душа освобождается от него, его действие прекращается. Ибо, как когда царя бросают в цепи, город рушится; или как когда полководца берут в плен, войско рассеивается; или как, когда рулевого стряхивают, судно тонет; так, когда душа скована цепями, ее тело распадается на части; как город без своего царя, так и его члены распались; как в случае с армией, когда ее полководец погибает, они тонут в смерти, точно так же, как это происходит с кораблем, лишенным кормчего. Таким образом, душа управляла человеком, пока существовало тело; как царь управляет городом, полководец — армией, кормчий — кораблем. Но оно было бессильно управлять им с того времени, когда оно было недвижимо связано с ним и погрязло в заблуждении; поэтому он уклонялся от прямого пути и следовал за искусителями, обращая внимание на блуд, идолопоклонство и пролитие крови; какими злыми делами он разрушил надлежащую мужественность. Нет, но и сам он, будучи в конце концов отнесен в нижние области, был задержан там злым искусителем. Иначе было бы обыкновенно, как царь восстанавливает разрушенный город, полководец собирает рассеянное войско, матрос чинит разбитый корабль, так, говорю я, душа служила припасами для тела до того, как тело растворялось в прах, сам еще не связанный оковами. Но после этого душа была связана не материальными оковами, а грехами, и таким образом была лишена возможности действовать, тогда она оставила свое тело в земле и, низвергнувшись в преисподние, стала подножием смерти, и презренный для всех.
4. Человек вышел из рая в область, которая была приемником неправедности, блуда, прелюбодеяния и жестокого убийства. И там он нашел свою погибель; ибо все содействовало его смерти и погубило того, кто едва туда вошел. Между тем человеку хотелось утешения, помощи и отдыха. Ибо когда было хорошо человеку? В утробе матери? Но когда его заперли там, он мало чем отличался от мертвого. Когда его кормили молоком из груди? И даже тогда он не чувствовал никакой радости. Было ли это скорее в то время, когда он достиг зрелости? Но тогда особенно нависла над ним опасность от его юношеских похотей. Было ли это, наконец, когда он состарился? Нет, но тогда он начинает стонать, придавленный тяжестью старости и ожиданием смерти. Ибо что еще есть старость, как не ожидание смерти? Истинно, все жители земли умирают, юноши и старики, маленькие дети и взрослые, ибо ни возраст, ни телосложение не освобождаются от смерти. Почему же человек мучается от этого великого горя? Несомненно, сам аспект смерти порождает печаль; ибо мы видим у мертвеца лицо измененное, фигуру мертвую, тело ссохшееся от исхудания, рот безмолвный, кожа холодная, труп повержен на землю, глаза впалые, конечности неподвижны, плоть иссохла, вены застыли, кости побелели, суставы растворились, все его части обратились в прах, а человека больше не существовало. Что же такое человек? Цветок, я говорю, недолговечный, который в утробе матери не виден, в юности цветет, а в старости увядает и умирает.
Руины Александрии времен святого Александра |
испорченность человека, Бог посетил Своё творение, которое Он создан по Его собственному образу и подобию; и это Он сделал для того, чтобы смерть не навсегда превратилась в забаву. Поэтому Бог ниспослал с неба Своего бестелесного Сына, чтобы Он воплотился во чреве Девы; и таким образом, так же, как и вы, Он стал человеком; чтобы спасти заблудшего человека и собрать все Его рассеянные члены. Ибо Христос, когда соединил человеческое начало с Его личностью, соединил то, что разъединила смерть разделением тела. Христос пострадал, чтобы мы жили вечно.
Иначе почему Христос должен был умереть? Совершил ли Он что-нибудь достойное смерти? Для чего облекся в плоть облеченный славою? А раз Он был Богом, то почему Он стал человеком? А раз Он царствовал на небе, то для чего Он сошел на землю и воплотился в утробе девы? Какая необходимость, спрашиваю я, побудила Бога сойти на землю, воплотиться, запеленаться в колыбели-яслях, напитаться молоком груди, принять крещение от раба, вознестись на крест, чтобы быть погребенным в земном гробе, чтобы воскреснуть на третий день из мертвых? Какая необходимость, говорю я, побудила Его к этому? Достаточно известно, что Он претерпел позор ради человека, чтобы освободить его от смерти; и что Он воскликнул, как по словам пророка, Я терпела, как роженица. Исаия 42:14 На самом деле Он претерпел ради нас печаль, позор, муку, даже самую смерть и погребение. Ибо так Он Сам говорит через пророка: Я сошёл в бездну. Иона 2:4 Кто заставил Его так сойти? Нечестивые люди. Смотрите, сыны человеческие, смотрите, какое возмездие сделал Ему Израиль! Она убила своего Благодетеля, воздав злом за добро, несчастьем за радость, смертью за жизнь. Они убили, пригвоздив к дереву Того, Кто оживил их мертвых, исцелил их увечных, очистил их прокаженных, дал свет их слепым. Смотрите, сыны человеческие! Вот, все вы, люди, эти новые чудеса! Они повесили Его на дереве, простирающем землю; пронзили Его гвоздями, заложившими основание мира; они описали Того, Кто описал небеса; они связали Того, Кто разрешает грешникам; напоили уксусом Того, Кто напоил их праведностью; они накормили Его желчью, Который предложил им Хлеб Жизни; они наложили тление на Его руки и ноги, которые исцелили свои руки и ноги; они насильно закрыли глаза Его, который вернул им зрение; предали Его во гроб, Который воскресил своих умерших и во время до Страстей Своих, и когда Он висел на древе.
6. Ибо когда Господь наш страдал на кресте, гробницы распахнулись, преисподняя обнажилась, души вырвались наружу, мертвые вернулись к жизни, и многих из них видели в Иерусалиме, в то время как таинство креста совершалось; В это время Господь наш попрал смерть, растворил вражду, связал сильного и воздвиг награду креста, вознесши на нем тело Свое, чтобы явилось тело на высоте, и смерть была повержена под ногами плоть. Тогда дивились небесные силы, дивились ангелы, трепетали стихии, трепетала всякая тварь, глядя на эту новую тайну и на страшное зрелище, творившееся во вселенной. Но весь народ, как не ведающий тайны, ликовал о Христе в насмешках; хотя земля качалась, горы, долины и море колебались, и все Божьи создания были поражены смятением. Светила небесные убоялись, солнце убежало, луна скрылась, звезды погасли, день кончился; ангел в изумлении удалился от храма после разодранной завесы, и тьма покрыла землю, на которой ее Господь закрыл Свои глаза. Тем временем ад был ослеплен светом, ибо туда спустилась звезда. Господь действительно сошел в ад не телом, а Духом. Воистину, Он действует везде, ибо, воскрешая мертвых Своим телом, Своим духом Он освобождал их души. Ибо когда тело Господа повесили на кресте, гробницы, как мы сказали, отверзлись; ад был беспрепятственным. умершие получили свою жизнь, души были отправлены обратно в мир, и что потому, что Господь победил ад, попрал смерть, покрыл врага позором; поэтому души вышли из ада, и мертвые появились на земле.
7. Итак, видишь, как велико было действие смерти Христа, ибо ни одна тварь не перенесла Его падения с равным умом, ни стихии не удержали Его Страстей, ни земля не удержала Его тела, ни ад Его Дух. В Страстях Христовых все было встревожено и содрогнулось. Возгласил Господь, как некогда Лазарю: выйди, мертвые, из гробов твоих и сокровенных мест твоих; ибо Я, Христос, даю вам воскресение. Ибо тогда земля не могла долго удерживать тело нашего Господа, которое было в ней погребено; но восклицала: Господи мой, прости беззакония мои, избавь меня от гнева Твоего, освободи меня от проклятия, ибо я принял кровь праведных, а между тем я не покрылся ни телами человеческими, ни собственным телом Твоим! Что же это за удивительная тайна? Для чего, Господи, сошел Ты на землю, как не ради человека, рассеянного повсюду: ибо на всяком месте рассеялся прекрасный образ Твой? Нет! Но если бы Ты сказал хотя бы одно слово, в тот же миг все тела предстали бы перед Тобой. Теперь, когда Ты пришел на землю и искал членов Твоего сотворения, прими за человека, который принадлежит Тебе, прими то, что Тебе вверено, восстанови Свой образ, Твоего Адама. Тогда Господь, на третий день после Своей смерти, воскрес, тем самым приведя человека к познанию Троицы. Тогда все народы рода человеческого были спасены Христом. Один предстал перед судом, и многие тысячи были оправданы. Более того, Он, уподобившись человеку, которого спас, восшел на высоту небес, чтобы принести в жертву Отцу Своему не золото, или серебро, или драгоценные камни, но человека, которого Он создал по образу и подобию Своему; и Отец, подняв Его одесную Себя, посадил Его на престоле в высоте и поставил Его судьей народов, вождем ангельского воинства, возничим херувимов, Сыном истинного Иерусалима. , супруг Девы и Царь во веки веков. Аминь.
Почему Александр Македонский загадал эти 3 странных желания на смертном одре | Пракаш Джоши Пакс | Уроки истории
Почему Александр Македонский загадал эти 3 странных желания на смертном одре | Пракаш Джоши Пакс | Уроки истории | MediumИ чему мы можем у них научиться
Prakash Joshi Pax
·
Follow
Published in
·
4 мин чтения
· 9000 5
17 янв. 2021 г.
Фото Ника Шуляхина на UnsplashАлександр Македонский стал одним из величайших правителей древней истории. Он покорил большую часть мира того времени как раз в возрасте 32 лет. Хотя он был царем древней Македонии менее 13 лет, он изменил ход истории.
Автор Пракаш Джоши Пакс
3,1 тыс. подписчиков
·Писатель для
Заядлый читатель| Писатель| Наблюдатель| На пути к лучшему себе| Если вы будете следовать, вы никогда не почувствуете пустоту. Письма о ПКМ • Инструменты • Личностный рост • Деньги
Еще от Пракаша Джоши Пакс и уроки истории
Пракаш Джоши Пакс
Obsidian Co-Pilot: лучшая интеграция ChatGPT для Obsidian
Управление ваши знания, как никогда раньше, с бесшовной интеграцией ИИ
· 5 минут чтения · 22 апреля
Шон Кернан
в
Как сиамские близнецы переносят близость? История и руководство.
Взгляд на сложную сексуальную жизнь самых близких родственников.
·5 min read·12 ноября 2021
в
Пэрис Беннет, 13 лет, изнасиловал и убил свою 4-летнюю сестру
Мальчик совершил это чудовищное преступление потому что он хотел наказать свою мать .
·6 min read·2 сентября 2021 г.
Prakash Joshi Pax
Загружаемые общедоступные хранилища для Obsidian
Вдохновляйтесь и учитесь у других
·Чтение через 4 мин·30 марта
Просмотреть все от Пракаш Джоши Пакс
Рекомендовано из Medium
Неподходящий
10 секунд, которые прервали мой 20-летний брак
В Северной Вирджинии август, жарко и влажно. Я до сих пор не принял душ после утренней пробежки. Я ношу свою домохозяйку…
·Чтение через 4 минуты·16 февраля 2022 г.