4. Соотношение внешней и внутренней деятельности
Специфически человеческая деятельность — трудовая, продуктивная, осуществляющейся с помощью орудий; развивается только в условиях кооперации и общения людей. Высшие специфические человеческие психологические процессы могут родиться только во взаимодействии человека с человеком, т.е. как интерпсихологические, а лишь затем начинают выполняться индивидом самостоятельно; при этом некоторые из них утрачивают далее свою исходную внешнюю форму, превращаясь в процессы интрапсихологические.
Сознание — рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя; индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Процесс интериоризации — это процесс, в котором формируется внутренний план сознания на основе внешней деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность имеют одинаковое общее строение.
5. Общее строение деятельности.
Деятельности без мотива не бывает. Действие — процесс, подчиненный сознательной цели. Функция побуждения полностью сохраняется за мотивом; функция направления: действия, осуществляющие деятельность, побуждаются ее мотивом, но являются направленными на цель.
Человеческая деятельность существует в форме действия или цепи действий. Одно и то же действие может осуществлять разные деятельности, переходить из одной деятельности в другую. Один и тот же мотив может конкретизоваться в разных целях и соответственно породить разные действия. Деятельность предполагает достижение ряда конкретных целей, из числа к-х нек-е связаны между собой жесткой последовательностью. Роль общей цели выполняет осознанный мотив, превращающийся благодаря его осознанности в мотив-цель.
Субъективное выделение цели — осознание ближайшего результата, достижение которого осуществляет данную деятельность, способную удовлетворить потребность, опредмеченную в ее мотиве. Выделение и осознание целей представляет собой относительно длительный процесс апробирования целей действием и их предметного наполнения. Другая сторона процесса целеобразования состоит в конкретизации цели, в выделении условий ее достижения. Поэтому помимо своего интенционального аспекта (что должно быть достигнуто) действие имеет операционный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто), к-й определяется объективно-предметными условиями ее достижения. Задача — это цель, данная в определенных условиях. Действие имеет особое качество — способы, к-ми оно осуществляется (или операции). Действия соотносительны целям, операции — условиям.
При утрате побудительного мотива деятельность превращается в действие; действие может трансформироваться в способ достижения цели, в операцию, способную реализовать различные действия.
Познавательная деятельность – все звенья внутренние; внутренняя деятельность, отвечающая познавательному мотиву, реализуется внешними по форме процессами.
Глава IV. Деятельность и сознание. 1. Генезис сознания
Деятельность субъекта — внешняя и внутренняя — опосредствуется и регулируется психическим отражением реальности. То, что в предметном мире выступает для субъекта как мотивы, цели и условия его деятельности, должно быть им воспринято, представлено, понято, удержано и воспроизведено в его памяти; это же относится к процессам его деятельности и к самому себе — к его состояниям, свойствам, особенностям.
Сознание — открывающаяся субъекту картина мира
, в которую включен и он сам, его действия и состояния. Психический образ продукта как цели должен существовать для субъекта так, чтобы он мог действовать с этим образом — видоизменять его в соответствии с наличными условиями. Такие сознательные образы, сознательные представления — явления сознания. Сознание — субъективный продукт, преобразованная форма проявления тех общественных отношений, к-е осуществляются деятельностью человека в предметном мире.Индивидуальное сознание как специфически человеческая форма субъективного отражения объективной реальности может быть понято только как продукт тех отношений и опосредствований, к-е возникают в ходе становления и развития общества. Вне системы этих отношений (и вне общественного сознания) существование индивидуальной психики в форме сознательного отражения, сознательных образов невозможно. 2. ЧУВСТВЕННАЯ ТКАНЬ СОЗНАНИЯ
Чувственная ткань сознания образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или даже только воображаемой. Образы различаются по модальности, тону, степени ясности, устойчивости и т.д. Особая функция чувственных образов сознания в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту (мир выступает для субъекта как объективное «поле» и объект его деятельности). Глубокая природа психических чувственных образов состоит в их предметности, в том, что они порождаются в процессах деятельности, связывающей субъекта с внешним предметным миром. 3. ЗНАЧЕНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ СОЗНАНИЯ
Чувственные образы у человека приобретают новое качество — означенность. За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы (операции) действия, в процессе к-х люди изменяют и познают объективную реальность. Понятия не формируются в голове ребенка по типу образования чувственных образов, а представляют собой результат процесса присвоения»готовых», исторически выработанных значений и этот процесс происходит в деятельности ребенка, в условиях общения с окружающими людьми. Первоначально процесс овладения значениями происходит во внешней деятельности ребенка с вещественными предметами; впоследствии ребенок овладевает логическими операциями в их внешней форме; интериоризуясь, они образуют отвлеченные значения, понятия, а их движение составляет внутреннюю умственную деятельность, деятельность «в плане сознания». 4. ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ
Деятельность человека на всех этапах исторического развития осуществляется сознательными действиями, в которых совершается переход целей в объективные продукты, и подчиняется побуждающим ее мотивам
Для субъекта осознание и достижение им конкретных целей, овладение средствами и операциями действия — способ утверждения его жизни, удовлетворения и развития его материальных и духовных потребностей, опредмеченных и трансформированных в мотивах его деятельности. Функция мотивов, взятая со стороны сознания, состоит в том, что они как бы «оценивают» жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах, придают им личностный смысл, который прямо не совпадает с их объективным значением. Как явления общественного сознания, значения преломляют для индивида объекты независимо от их отношения к его жизни, к его потребностям и мотивам. Личностные смыслы связывают в сознании субъекта значения с реальностью самой его жизни в этом мире, с ее мотивами. Личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания.
Понятие сознания, структура и источники формирования сознания
Сознание человека представляет собой удивительный феномен, близкий для нас и в то же время загадочный, окутанный пеленой таинств и поражающих наше воображение парадоксов. Многие пиления, связанные с ним (внушение, телепатия, психокинез и др.) свидетельствуют о сложности данного образования, неиспользованных возможностях его познания. Наука будущего, надо полагать, изменит о нем наши представления. Сейчас же его содержание мы должны рассматривать с позиций современного уровня знаний.
В понятийном аспекте сознание выражает способность высокоорганизованной материи — мозга человека отражать мир объективной реальности в процессе общественно-исторической практики и условий формирования социальной среды. В данном определении фиксируются источники формирования сознания, то, без чего оно не может существовать.
Основой мыслительной деятельности человека является мозг, вне его функционирования сознание не проявляет себя. Повреждение мозга, а тем более его разрушение, отрицательным образом сказывается на психике людей. Например, повреждение мозжечка приводит к нарушению координации движений, ахирургическое удаление затылочных долей — к утрате зрения. При повреждении лобных участков мозга люди не могут сознательно управлять своим поведением и осуществлять самоконтроль, у них отсутствует воображение и способность абстрактно мыслить.
Источники формирования
Важным источником формирования сознания является внешний мир. Он выступает в качестве онтологической основы психической деятельности человека. Одного мозга, следовательно недостаточно для функционирования сознания. Независимо от воздействий окружающего мира мозг не может мыслить. Имея ввиду данное обстоятельство, Иван Павлов отмечал, что мозг не рояль из которого можно извлекать всякие арии и все что захочется. Сознание неразрывно связано с окружающей человека материальной средой и без ее воздействия функционировать не может.
Существенной предпосылкой (источником) сознания является общественно-историческая практика, в целом социальная среда. Сознание не может функционировать вне мозга человека и воздействия на него реальных вещей, но оно не проявляет и вне общения людей, практической деятельности. Известно много примеров, когда дети, находясь среди животных например, в стае волков, уподоблялись их образу жизни: ходили на четвереньках, кушали мясо в сыром виде, лаяли по-волчьи и т.е. подлинно человеческая, изначально заданная им наследственность в условиях естественной среды не находила своей реализации, оставалась невостребованной. И в последующем оказавшись в условиях социальной среды, дети не могли адаптироваться к ней и никогда не становились людьми. Роль социальной среды является определяющим фактором для становления человека и формирования его сознания.
Структура сознания
Феномен сознания отличается своей неоднозначностью имеет сложную структуру. Впервые на данное обстоятельство было обращено внимание Зигмундом Фрейдом. Вначале он вводит в научный оборот понятие «предсознание», с целью выявления взаимосвязи бессознательных процессов психической деятельности с сознанием человека. Затем отказывается от него и в своей работе «Я» и «Оно» предлагает новую структуру психики. бессознательное — сознание — сверхсознание («Оно» — Id- «Я» — Ego; «Сверх-Я» — Super Ego).
По Фрейду
Вторым структурным компонентом психической деятельности, по Фрейду, является «Я» (Ego). Это — та часть сознания, в которой человек актуально имеет дело. Она открыта для него и поддается регулированию и контролю. На основе сознания происходит отражение внешнего мира и конструируются различные программы сознательного поведения людей с предвидением конечных результатов их деятельности.
«Я» выступает определенным посредником между внешним Миром и «Оно», между влечением и страстями, с одной стороны, и их удовлетворением, — с другой стороны, где механизмом реализации являются не желания людей, а их нравственный долг.
Третьим структурным компонентом психической деятельности человека, считал 3. Фрейд, является «Сверх-Я» (Super-Ego). Это продукт культурной среды для «Я»: идеалы общества, традиции, социальные нормы, определенная система правил и запретов (табу). Другими словами, «Сверх-Я» — это то, что выработала культура, что усваивает человек и с чем он вынужден считаться н своей деятельности.
3. Фрейд пришел к выводу, что чрезмерное давление Сверх-Я, как морального цензора в обществе, создает неполноценную личность, деформирует ее и уводит людей в мир иллюзий. Давление, оказываемое со стороны Сверх-Я, как бы провоцирует усиление мощи Оно, которое выходит за рамки сознательного на него воздействия со стороны «Я». Поэтому, считает 3. Фрейд, необходимо найти оптимальную форму сочетания Сверх-Я и Оно и самым предоставить необходимые условия для свободного развития сознания человека.
Трехуровневая структура духовного опыта человека, поставленная 3. Фрейдом, не потеряла своей актуальности и в стоящее время к ней обращаются многие исследователи.
В современной философской литературе имеют место и другие подходы к структурированию сознания. Отдельные исследователи выделяют в нем четыре основных аспекта.
Первый аспект структуры сознания связан с предметно-чувственной деятельностью человека, на основе которой формируются первичные знания о внешнем мире посредством таких форм познания, как ощущения, восприятия и представления.
Второй аспект — адекватен рациональному мышлению и ориентирован на постижение сущностных сторон материальной действительности в виде понятий, суждений и умозаключений.
Третий аспект структуры сознания соотносим с его эмоциональной компонентой, которая лишена непосредственной связи в внешним миром. Эта сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, что широкое распространение находит в современной экзистенциальной философии.
Четвертый аспект структуры сознания связан с ценностно-мотивационной (или ценностно-смысловой) компонентой. Здесь находятся высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к творческому осмыслению действительности в виде фантазии, воображения, интуиции и т.п.
В структуре сознания можно выделить также нравственно-этическую компоненту. К выводу о том, что сознание — явлении морального порядка пришел Э. В. Ильенков. В письме к своему ученику, который в отчаянии думал о самоубийстве, он писал, что на этот шаг способен только человек и причина этого в наличии сознания, в понимании того, что «мир не устроен по-человечески». В сознании содержится «вся боль мира», а не знание о мире. Знание о мире постигается в теоретико-познавательной, рационально-логической деятельности, а боль мира переживается. Логика не болит, болят эмоции. Сердце, душа человека воспринимает эту боль. Именно потому, что у человека есть сознание, он способен к душевному страданию. И если боль мира превышает способность человека его переживать, то он «отключает» сознание, «гасит» его, прибегая к алкоголю, наркотикам или суициду (самоубийству). И. Ильенков писал, что без этого «проклятого» дара божьего, Человек был бы счастливее.
Может ли сознание существовать вне мозга?
Источник: Benjavisa Ruangvaree Art/Shutterstock
В нейробиологии преобладает мнение, что сознание является эмерджентным свойством мозга и его метаболизма. Когда мозг умирает, разум и сознание существа, которому принадлежал этот мозг, перестают существовать. Другими словами, без мозга не может быть сознания.
Но согласно многолетним исследованиям доктора Питера Фенвика, уважаемого нейропсихиатра, изучающего человеческий мозг, сознание и феномен околосмертных переживаний (ОСП) в течение 50 лет, эта точка зрения неверна. Несмотря на то, что первоначально Фенвик крайне недоверчиво относился к околосмертным переживаниям и связанным с ними явлениям, теперь он считает, что его обширные исследования показывают, что сознание сохраняется после смерти. На самом деле Фенвик считает, что сознание на самом деле существует независимо и вне мозга как неотъемлемое свойство самой вселенной, подобно темной материи и темной энергии или гравитации.
Следовательно, по мнению Фенвика, мозг не создает и не производит сознание; скорее, он фильтрует его. Какой бы странной эта идея ни казалась на первый взгляд, есть некоторые аналогии, которые делают ее более четкой. Например, глаз фильтрует и интерпретирует только очень маленькую часть электромагнитного спектра, а ухо регистрирует только узкий диапазон звуковых частот. Точно так же, согласно Фенвику, мозг фильтрует и воспринимает лишь крошечную часть присущего космосу «сознания».
Действительно, глаз может видеть только те длины волн электромагнитной энергии, которые соответствуют видимому свету. Но весь электромагнитный спектр огромен и простирается от длинноволновых радиоволн с чрезвычайно низкой энергией до невероятно энергичных ультракоротковолновых гамма-лучей. Итак, хотя на самом деле мы не можем «видеть» большую часть электромагнитного спектра, мы знаем, что существуют такие вещи, как рентгеновские лучи, инфракрасное излучение и микроволны, потому что у нас есть инструменты для их обнаружения.
Точно так же наши уши могут воспринимать только узкий диапазон звуковых частот, но мы знаем, что тем не менее существует огромное количество других частот, не воспринимаемых человеческим ухом.
Когда глаз умирает, электромагнитный спектр не исчезает и не перестает существовать; просто глаз больше нежизнеспособен и, следовательно, больше не может фильтровать световую энергию, стимулироваться ею и реагировать на нее. Но энергия, с которой он ранее взаимодействовал, тем не менее остается. Точно так же, когда ухо умирает или перестает излучать звуковые волны, энергии, на которые обычно реагирует живое ухо, все еще существуют. По мнению Фенвика, так и с сознанием. То, что орган, который его фильтрует, воспринимает и интерпретирует, умирает, не означает, что само явление перестает существовать. Он только перестает быть в ныне мертвом мозгу, но продолжает существовать независимо от мозга как внешнее свойство самой вселенной.
Более того, согласно Фенвику, наше сознание обманывает нас, заставляя нас воспринимать ложную двойственность себя и другого, тогда как на самом деле существует только единство. Мы не отделены от других аспектов вселенной, а являемся неотъемлемой и неразрывной их частью. И когда мы умираем, мы выходим за пределы человеческого опыта сознания и его иллюзии двойственности и сливаемся с целостным и единым свойством сознания вселенной. Так что, по иронии судьбы, только после смерти мы можем быть полностью сознательны.
Это не следует воспринимать как присоединение к Богу или творцу, потому что космическое сознание, которое описывает Фенвик, не создало вселенную, а является просто ее свойством. Очевидно, что, несмотря на его внушительный объем исследований в этой области, в настоящее время нет способа эмпирически установить обоснованность гипотезы космического сознания Фенвика. В конечном счете, это больше соответствует вере, чем науке. Таким образом, кажется, что ответ на вопрос в заголовке этого поста — «Нет». Не существует эмпирически установленной объяснительной основы для понимания того, как сознание может существовать независимо и вне мозга.
Вспомните старую загадку: «Если дерево падает в лесу, и никто не слышит его, оно все еще издает звук?» Что ж, кажется, ответ «Нет». Потому что звук — это сознательное восприятие звуковых или акустических раздражителей, для восприятия которого требуется орган чувств. Без уха, чтобы слышать, и мозга, чтобы интерпретировать стимуляцию, будут только молекулярные вибрации, но не звук как таковой. Точно так же все энергии и биофизические явления, которые мозг воспринимает как сознание, действительно существуют независимо и вне мозга (например, физика, химия и квантовые события). Но чудесный опыт самого сознания, по-видимому, требует наличия мозга, чтобы породить его, и разума, основанного на мозге, чтобы его воспринять.
Copyright 2019 Clifford N. Lazarus, Ph.D. Этот пост предназначен только для информационных целей. он не предназначен для замены помощи квалифицированного медицинского работника. Рекламные объявления в этом посте не обязательно отражают мое мнение и не подтверждаются мной.
Facebook/LinkedIn image: maradon 333/Shutterstock
Сознание пронизывает Вселенную?
Одной из самых сложных проблем науки является простой вопрос: откуда берется сознание? В своей последней книге Ошибка Галилея: основы новой науки о сознании , философ Филип Гофф рассматривает радикальную точку зрения: что, если сознание — это не что-то особенное, что делает мозг, а качество, присущее всей материи? Это теория, известная как панпсихизм. Он ответил на вопросы бывшего давнего редактора Mind Matters Гарета Кука.
Не могли бы вы объяснить простыми словами, что вы подразумеваете под панпсихизмом?
При нашем стандартном взгляде на вещи сознание существует только в мозгу высокоразвитых организмов и, следовательно, существует только в крошечной части Вселенной и только в очень недавней истории. Согласно панпсихизму, сознание пронизывает вселенную и является ее фундаментальной чертой. Это не означает, что буквально все является сознательным. Основное убеждение состоит в том, что фундаментальные составляющие реальности — возможно, электроны и кварки — обладают невероятно простыми формами опыта, а очень сложный опыт человеческого или животного мозга каким-то образом выводится из опыта самых основных частей мозга.
Я должен пояснить, что под «сознанием» я не подразумеваю самоосознание или способность размышлять о собственном существовании. Я просто имею в виду «опыт»: удовольствие, боль, визуальный или слуховой опыт.
Человеческие существа обладают очень богатым и сложным опытом; лошадей меньше, мышей снова меньше. По мере того, как мы переходим к более простым формам жизни, мы находим более простые формы опыта. Возможно, в какой-то момент свет выключается, и сознание исчезает. Но, по крайней мере, разумно предположить, что этот континуум сознания переходит в неорганическую материю, где фундаментальные частицы имеют невообразимо простые формы опыта.
Что панпсихизм стремится привнести в физику?
Философы науки осознали, что физическая наука при всем ее богатстве ограничивается тем, что рассказывает нам о поведении материи, о том, что она делает. Физика говорит нам, например, что материя имеет массу и заряд. Эти свойства полностью определяются в терминах поведения — таких вещей, как притяжение, отталкивание, сопротивление ускорению. Физика абсолютно ничего не говорит нам о том, что философы любят называть внутренняя природа материи: что такое материя сама по себе.
Сознание для панпсихиста есть внутренняя природа материи. В этом нет ничего сверхъестественного или духовного, но материю можно описать с двух точек зрения. Физическая наука описывает материю извне с точки зрения ее поведения. Но материя «изнутри», то есть по своей внутренней природе, состоит из форм сознания.
Предвидите ли вы сценарий, в котором можно будет проверить панпсихизм?
Вы не можете заглянуть внутрь электрона, чтобы увидеть, находится ли он в сознании, так же как вы не можете заглянуть в чью-то голову и увидеть его чувства и переживания. Мы знаем, что сознание существует только потому, что мы сознательны.
Нейробиологи связывают определенные виды активности мозга с определенными видами опыта. Теперь мы знаем, какие виды активности мозга связаны с чувством голода, удовольствия, боли и так далее. Это действительно важная информация, но в конечном счете мы хотим от науки о сознании объяснения этих корреляций. Почему определенное чувство связано с определенным паттерном активности мозга? Как только вы начинаете отвечать на этот вопрос, вы выходите за рамки того, что можно, строго говоря, проверить просто потому, что сознание ненаблюдаемо.