Чего не пожелаешь себе того не делай другим того – «Откуда выражение «относись к людям так как хочешь чтобы они относились к тебе» и как его лучше трактовать?» – Яндекс.Знатоки

Золотое правило нравственности — Википедия

«Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать так: не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили.

Золотое правило нравственности издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада, лежит в основе многих мировых религий: авраамических, дхармических, конфуцианства и античной философии[1] и является основополагающим мировым этическим принципом.

Являясь выражением некоторого общефилософского и морального закона, золотое правило в различных культурах может иметь различные виды. Учеными и философами были предприняты попытки классифицировать формы золотого правила по этическим или социальным признакам.

Мыслитель Xристиан Томазий выделяет три формы «золотого правила», разграничивая сферы права, политики и морали, называя их соответственно принципами права (лат. justum), приличия (decorum) и уважения (honestum):

  • принцип права требует, чтобы человек не делал никому другому того, чего он не желает, чтобы другой сделал ему;
  • принцип приличия состоит в том, чтобы делать другому то, чего он желает, чтобы другой сделал ему;
  • принцип уважения предполагает, чтобы человек поступал так, как он желал бы, чтобы поступали другие.

Можно заметить два аспекта правила:

  • отрицательный (отрицающий зло) «не делай…»;
  • положительный (позитивный, утверждающий добро) «делай…».

Русский философ В. С. Соловьев называл первый (отрицательный) аспект «золотого правила» — «правилом справедливости», а второй (положительный, Христов) — «правилом милосердия»[2].

Западногерманский профессор XX века Г. Райнер также выделяет три формулировки «золотого правила» (перекликающиеся с трактовками Христиана Томазия и В. С. Соловьева)[3]:

  • правило вчувствования (Einfühlungsregel): «(не) делай другому то, что (не) желаешь себе»;
  • правило автономности (Autonomieregel): «(не) делай сам того, что ты находишь (не)похвальным в другом»;
  • правило взаимности (Gegenseitigkeitsregel): «как вы (не) хотите, чтобы по отношению к вам поступали люди, (не) поступайте так же и вы по отношению к ним».

Хотя в произведениях Аристотеля в чистом виде золотое правило не встречается, в его этике есть много созвучных суждений, например на вопрос: «Как вести себя с друзьями?», Аристотель отвечает: «Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с вами»[4].

В той или иной форме встречается у Фалеса Милетского[5], Гесиода[6], Сократа[7], Платона[7] , Аристотеля[8] и Сенеки[5][9][10][11][12][13].

В иудаизме[править | править код]

В Пятикнижии: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18).

Эту заповедь иудейские мудрецы считают основной заповедью иудаизма.

Согласно известной притче иудеев, один язычник, решивший изучать Тору, пришел к Шаммаю (он и Ѓиллель (Вавилонский) были двумя ведущими раввинами своего времени) и сказал ему: «Я обращусь в иудаизм, если ты расскажешь мне всю Тору, пока я стою на одной ноге». Шаммай прогнал его прутом. Когда этот человек пришел к рабби Ѓиллелю, Ѓиллель обратил его в иудаизм, изрекши своё золотое правило: «Не делай соседу того, что ненавистно тебе: в этом вся Тора. Остальное — пояснения; теперь иди и учись»[5][14].

В христианстве[править | править код]

В Новом Завете эта заповедь неоднократно повторялась Иисусом Христом.

  • В Евангелии от Матфея: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12), «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:18-20), «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки»
    (Мф. 22:38—40)
  • В Евангелии от Марка: «любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв» (Мк. 12:32—34).
  • В Евангелии от Луки: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лук. 6:31).

Также это правило неоднократно повторяли Апостолы Иисуса Христа.

  • В Послании к Римлянам апостола Павла: «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим. 13:8—10).
  • В Послании к Галатам апостола Павла: «весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5:13—15).
  • В Послании Иакова: «закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого» (Иак. 2:7-9).
  • В Деяниях Апостолов:
    «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы»
    (Деян. 15:28,29).

Блаженный Августин писал о золотом правиле в «Исповеди» в 1-й книге (гл. 18) в негативной трактовке: «И, конечно, знание грамматики живёт не глубже в сердце, чем запечатленное в нём сознание, что ты делаешь другому то, чего сам терпеть не пожелаешь»[5].

Папа Григорий Девятый в 1233 году в письме к французскому епископу указывал: «Est autem Judæis a Christianis exhibenda benignitas quam Christianis in Paganismo existentibus cupimus exhiberi» («Христианам следует относиться к иудеям так же, как они хотели бы, чтобы относились к ним самим в языческих землях»)[15].

В исламе[править | править код]

В Коране золотое правило не встречается, но оно есть одновременно в положительной и негативной трактовке в «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда, который так учил высшему принципу веры: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе»

[5][16].

В индуизме[править | править код]

Перед Битвой на Курукшетре, о которой повествуется в «Махабхарате», и которая произошла не позднее 1000 года до н. э., Видура поучает своего брата царя Дхритараштру[17][уточнить]:

Пусть [человек] не причиняет другому того, что неприятно ему самому. Такова вкратце дхарма — прочее проистекает от желания.

Оригинальный текст (санскрит)

na tat parasya samdadhayat pratikulam yad atmanah samgrahenaisa dharmah syat kamad anyah pravartat

В Упанишаде возникает новая идея об отсутствии разницы между конечным и вечным, что выражает в так называемая упадишадская формула единства: санскр. tát túvam ási, то есть «Это есть ты!». Эта же формула может быть истолкована в виде золотого правила как выражение желания увидеть себя в другом человеке

[5].

У Конфуция золотое правило сформулировано в негативной трактовке в его «Беседах и суждениях»[18]. Конфуций учил «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Ученик Цзы-гун спросил: «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?» Учитель ответил: «Это слово — взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе» (子貢問曰:“有一言而可以終身行之者乎?”子曰:“其恕乎!己所不欲,勿施於人。” Вэй Лин Гун, 24). Иначе этот вопрос-ответ звучит как: «Есть ли одно слово, по которому можно действовать всю жизнь? Мастер произнёс: Любовь к ближнему. Чего ты не желаешь себе, не делай другому»[5]. Схожие принципы, помимо конфуцианства, встречаются в даосизме и моизме.

Распространение золотого правила на мир природы[править | править код]

Принцип взаимности золотого правила распространяется и на мир природы:

Человеку не следует причинять боль, подчинять себе, порабощать, мучить и убивать ни одно животное, живое существо, организм или чувствующее существо. Это учение о не-насилии непреложно, неизменно и вечно. Точно так же, как страдание болезненно для тебя, оно столь же болезненно, тревожно и пугающе для всех животных, живущих существ, организмов и чувствующих существ.

Тот, кто собирается взять заострённую палочку и (про)ткнуть ею птенца, должен для начала попробовать это на себе, дабы почувствовать, насколько это больно.

Африканские традиционные религии. Пословица народа йоруба (Нигерия)

Если сказать, что птицы, лошади, собаки, обезьяны совсем чужие нам, то почему же не сказать, что и дикие, чёрные и жёлтые люди чужие нам? А если признать таких людей чужими, то с таким же правом могут чёрные и жёлтые люди признать чужими белых. Кто же ближний? На это есть только один ответ: не спрашивай, кто ближний, а делай всему живому то, что хочешь, чтобы тебе делали.

Представитель немецкой классической философии Иммануил Кант формулирует близкий к своему знаменитому категорическому практический императив в своём труде «Основы метафизики нравственности» (1785) и развивает в «Критике практического разума» (1788):

… поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом.

Поскольку человек является субъектом возможной безусловно доброй воли, он есть высшая цель. Это позволяет представить высший принцип нравственности в другой формулировке[20]:

… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству.

Обсуждая выполнимость этого императива (принципа), в сноске ко второму своему замечанию он пишет[21]:

Не следует однако, думать, что тривиальное quod tibi fieri non vis alteri ne feceris может здесь служить путеводной нитью или принципом. Ведь это положение, хотя с разными ограничениями, только выводится из принципа; оно не может быть всеобщим законом, так как не содержит в себе ни основания долга по отношению к самому себе, ни основания долга любви к другим (ведь некоторые охотно согласились бы, чтобы другие не делали им добра, лишь бы не надо было оказывать другим благодеяний), ни, наконец, основания долга из обязательства по отношению друг к другу; ведь преступник, исходя из этого, стал бы приводить доводы против своих карающих судей и т. д.

Нравственный закон, не зависящий от посторонних причин, единственно делает человека по-настоящему свободным.

В то же время, для человека моральный закон есть императив, который повелевает категорически, поскольку человек имеет потребности и подвержен воздействию чувственных побуждений, а значит способен к максимам, противоречащим моральному закону. Императив означает отношение человеческой воли к этому закону как обязательность, то есть

внутреннее разумное принуждение к нравственным поступкам. В этом заключается понятие долга.

В светской гуманистической форме правило нравственности формулировал и Жан-Поль Сартр в работе «Экзистенциализм — это гуманизм»[22]:

Когда мы говорим, что человек сам себя выбирает, мы имеем в виду, что каждый из нас выбирает себя, но тем самым мы также хотим сказать, что, выбирая себя, мы выбираем всех людей. Действительно, нет ни одного нашего действия, которое, создавая из нас человека, каким мы хотели бы быть, не создавало бы в то же время образ человека, каким он, по нашим представлениям, должен быть. Выбрать себя так или иначе означает одновременно утверждать ценность того, что мы выбираем, так как мы ни в коем случае не можем выбирать зло. То, что мы выбираем, — всегда благо. Но ничто не может быть благом для нас, не являясь благом для всех.

  1. ↑ От Талиона к Золотому Правилу. Специфика нравственного требования. 2. «Золотое правило» в истории этики // Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности — М.: МГУ, 1974.
  2. Апресян Р. Г. Золотое правило // Этика: новые старые проблемы. К шестидесятилетию Абдусалама Абдулкеримовича Гусейнова / Отв. ред. Р. Г. Апресян. — М.: Гардарики, 1999. — С. 25.
    • Reiner H. Die «Goldene Regel»: Die Bedeutung einer sittlichen Grundformel der Menschheit // Zeitschrift fur philosophische Forschung. Bd. 3. 1948. — S. 74;
    • Lexicon fur Theologie und Kirche. Bd. 4. 1960. — S. 1040.
  3. ↑ Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [V, 21] / Общ. ред. и вступит ст. А. Ф. Лосева. — М., 1979. — С. 211.
  4. 1 2 3 4 5 6 7 2 Золотое правило этики (недоступная ссылка) // Клопфер М., Кольбе А. Основы этики М., 2005.
  5. ↑ Философия./ под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. — М.:Академический проект, 2009. — С. 71.
  6. 1 2 Платон. Критон // Платон. Избранные диалоги. — М.: Художественная литература, 1965. — С. 316—317.
  7. ↑ Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 4. — М.: Мысль, 1984. — С. 250.
  8. Uchenna B. Okeja, Normative Justification of a Global Ethic: A Perspective from African Philosophy. — Lexington Books, 2013. — P. 124.
  9. Vincent Barletta Death in Babylon: Alexander the Great and Iberian Empire in the Muslim Orient. — The University of Chicago Press, 2010. — P. 31.
  10. ↑ Seneca, Epistulae ad Lucilium, 94, 43.
  11. ↑ Publilius Syrus, Sententiae, sententia 2.
  12. ↑ Seneca, Ep., 94, 67.
  13. ↑ Вавилонский Талмуд, Мишна, Шаббат 31а
  14. ↑ Categorical Imperative.
    • «Изречения Магомета, не вошедшие в Коран» // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. — М., 1956. — Т. 40. — С. 344;
    • Al-Suhrawardy A. The sayings of Muhammad. — New York, 1990. — P. 72.
    • Vidura-niti — Mhb. V. 33—41, V. 39.57;
    • Махабхарата. Книга пятая. Удьйога-парва (книга о старании) / Пер. с санскр. и коммент. В. И. Кальянова. — Л.: Наука, 1976. — С. 97.
  15. ↑ Конфуций (недоступная ссылка с 26-05-2013 [2433 дня] — историякопия), Конфуций, «Беседы и суждения», 15:24 Архивная копия от 28 февраля 2009 на Wayback Machine, 12:2 Архивная копия от 22 марта 2011 на Wayback Machine.
  16. ↑ Л. Н. Толстой Путь жизни в «Книгах Google»
  17. Иммануил Кант. Основы метафизики нравственности / Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. — М.: Изд-во «Мысль», 1999. — 207 с.
  18. Иммануил Кант. I. Основы метафизики нравственности. 1785. Раздел второй. Переход от популярной нравственной философии к метафизике нравственности // Основы метафизики нравственности / Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. — М.: Изд-во «Мысль», 1999. — 207 с.
  19. ↑ Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм.

ACADEMIA / Рубен Апресян. «Золотое правило морали. Генезис» / tvkultura.ru (видео-лекция)

«Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Афоризм Конфуция «Не делай другим того, чего не желаешь себе» можно соотнести с одним афоризмом «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе».

Мы живем в мире, где все всегда возвращается. Сделал добро- возвратилось добро, сделал зло –получи зло. Делая другим людям плохо, мы делаем плохо себе, будущему себе.

Конечно же добро, которое ты совершил другому человеку, не всегда возвращается добром. Но оно вернется от других людей, может быть не сразу, но вернется. Гарантии, что к тебе отнесутся также как и ты к сожалению нет, но всегда должна оставаться надежда.

Прежде, чем совершить какой-либо поступок нужно тщательно подумать: а понравилось бы нам то, что мы хотим сделать. Нельзя делать другому то, что не понравилось бы самому себе, неприятно было бы это получить. Используя данное правило, мы не будем хуже, мы будем наоборот лучше, будут улучшаться отношения с другими людьми. Если мы любим получать хорошее от других людей, то и нужно отдавать хорошее этим людям.

В наше время нравы настолько поменялись, что непонятно как к тебе отнесутся люди, которым хочется помочь. Но все еще остаются надежды, что такие люди остались и человеческое отношение не потеряно.

71.Как вы понимаете слова И.Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благовением, чем чаще и продолжительней мы раздумываем о них, — это звездное небо надо мной или нравственный закон во мне»?

По-моему мнению, в словах Канта звездное небо – это что-то необъятное. Постоянно осматривая звездное небо мы можем увидеть что-то новое, удивительное. Мы будем постигать это, считая, что того, что мы видели недостаточно. Это касается знаний. Ведь знания появляются каждую минуту, и, найдя что-то новое для себя мы будем раздумывать об этом знании, принимать для себя новое; то, что до этого момента мы не знали. Умный человек не будет хвастаться многознанием, он будет совершенствоваться, и, возможно. В некоторые моменты будет недоволен своим недостаточным количеством знаний. Ведь важно уметь осмыслять все новое, что мы получаем, уметь применять это и уму это нравится.

Нравственный закон в словах Канта – моральные принципы, которыми должен руководствоваться каждый человек. Человек должен действовать согласно принципам морали, которые существуют в обществе, где он живет. Сюда можно даже отнести фразу «Относись у другим людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе». Этичный человек всегда будет задумываться о своем поведении, считать его не совершенным и стремиться его улучшить, осмысляя и анализируя.

Поэтому слова Канта имеют следующее значение: знание и нравственность обогащают душу, человек совершенствуется и становится лучше. Знание необъятное, но стремление его получить позволяют человеку узнать новое и улучшить старое. Улучшение своего поведения обогащают человека как социального существа.

«Не делай другому того, чего не желаешь себе» — Артюшенко Олег Григорьевич

Конфуций (настоящее имя — Кун Цю), 551 г. до н.э., был обычным человеком, но его учение нередко называют религией. Хотя вопросы богословия и теологии как таковые для конфуцианства не важны вообще. Все учение строится на морали, этике и жизненных принципах взаимодействия человека с человеком. Он был одним из первых, кто предложил идею построить высоконравственное и гармоничное общество. А золотое правило его этики звучало так:

Его учение нашло такой широкий отклик у людей, что его приняли в качестве идеологической нормы на уровне государства, и оно оставалось популярным почти 20 веков. Его уроки просты для понимания каждому человеку – наверное, поэтому они вдохновляют настолько эффективно:

1. Три пути ведут к знанию: путь размышления — это путь самый благородный, путь подражания — это путь самый легкий и путь опыта — это путь самый горький.

2. Если ты ненавидишь – значит тебя победили.

3. В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.

4. Перед тем как мстить, вырой две могилы.

5. Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество.

6. Счастье — это когда тебя понимают, большое счастье — это когда тебя любят, настоящее счастье — это когда любишь ты.

7. На самом деле, жизнь проста, но мы настойчиво её усложняем.

8. Несдержанность в мелочах погубит великое дело.

9. Лишь когда приходят холода, становится ясно, что сосны и кипарисы последними теряют свой убор.

10. Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.

11. Советы мы принимаем каплями, зато раздаём ведрами.

12. Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток.

13. Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.

14. Побороть дурные привычки можно только сегодня, а не завтра.

15. Три вещи никогда не возвращаются обратно – время, слово, возможность. Поэтому: не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможность.

16. Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни.

17. Я не огорчаюсь, если люди меня не понимают, — огорчаюсь, если я не понимаю людей.

18. Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что будете не в состоянии совершить дурной поступок.

19. В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других.

20. Можно всю жизнь проклинать темноту, а можно зажечь маленькую свечку.

21. Пришло несчастье – человек породил его, пришло счастье – человек его вырастил.

22. Красота есть во всем, но не всем дано это видеть.

23. Благородный в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.

24. Если тебе плюют в спину, значит ты впереди.

25. Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик – кто падал и вставал.

Притча «Не желай другому того, чего не желаешь себе»

 

Жил человек и было у него два сына. Дожил до старости, а когда умирал, разделил всё добро поровну.Построили братья по хате, стали жить врозь. Только по-разному у них житьё пошло. У старшего, что ни год, богатство прибавляется, у младшего – убавляется. То у него на овец мор нападёт, то неурожай пшеницы. Совсем обеднел. Иной раз сам с женой голодный сидит и детей накормить нечем. А детей у него – целая куча, мал-мала меньше.

Хорошо еще, что не любил унывать. Была у него скрипочка. Заиграет на ней, сразу на сердце повеселеет. И жена про нужду забудет, и дети есть не просят.А у старшего брата всего полно, детей только нет. Раз повстречались братья. Богатый говорит:- Хорошо тебе жить. Вон сколько помощников растишь.- Не горюй, — бедный утешает. – Будут у тебя ещё дети.- Если так, будешь моим самым дорогим гостем, — вздохнул богатый.

А ровно через год родился у богача сынок. Назначили крестины. Всех знакомых пригласил богач, кроме своего бедного брата. А тот всё равно поздравить решил, собрался и пошёл.Хоть и не очень ему старший брат обрадовался, а всё же за стол усадил. Тут пришёл сосед. Старший младшему говорит:- Подвинься брат. Этого гостя на почётное место усадить надо.Подвинулся младший. А на пороге уже другой сосед. Опять подвинуться пришлось. Пошли друг за другом званые гости. Так за столом бедняку места не хватило. Примостился на скамеечке: ни до еды, ни до питья не дотянуться.

Погостевал он так у богатого брата. Не солоно хлебавши домой отправился. Пришёл домой, снял со стены свою скрипочку да так заиграл, что жена руки в бока упёрла и в пляс пустилась. Вся хата ходуном ходит, побелка со стен сыплется.Играет бедняк и удивляется:- Боже мой, сколько же у меня детей! Хотя постой, постой!.. Ну-ка посчитаю: это моё… это моё… А это? Фу ты, так перед глазами и мелькают! Побей меня гром, это не моё. Откуда же они взялись на мою голову?Протянул руку, схватил одного. Да так и отшатнулся – худое оно, маленькое да зубастое.- Вы кто такие?А оно отвечает писклявым голосом:- Злыдни мы твои.«Вот оно что! – думает бедняк. Так это злыдни ненасытные всё моё хозяйство сглодали. Скоро и до хозяев доберутся, прожоры зубастые!»- И хорошо вам живётся? – спрашивает.- Какое хорошо!.. В тесноте и обиде. Смотри, сколько нас развелось.- А хотите, я вам просторное жильё сделаю?- Хотим, хотим! – запищали злыдни со всех углов.Прикатил бедняк большую бочку и говорит:- Вот вам дом.

Как увидели злыдни бочку, так и полезли туда. Да каждый спешит, толкается, чтобы место занять получше. Бедняк подождал, пока последний злыдень в бочку забрался, вколотил днище да обруч покрепче набил. Потом отвёз бочку подальше и сбросил в овраг.С того дня всё хозяйство наладилось. Одна тощая коровёнка была, а двух хороших тёлочек принесла. Птицы домашней развелось – не сосчитать. И урожай – на загляденье, что в поле, что в огороде.

А богатый брат покой потерял. Думает:«Зачем такое бедняку? Он к бедности своей привык, жил, веселился. А теперь со мной в хозяйстве сравнялся. Перед людьми стыдно!»Вот и отправился к брату.- Обрадовал ты меня, братец! Как тебе такое счастье привалило?Младший брат ему и выложил всё как есть. Рассказал, что завелись у него злыдни, и он их в бочку заколотил.- А где же та бочка?- Да в овраг сбросил.

Прямо от брата пошёл богач к оврагу. Смотрит, и вправду, лежит бочка. А в ней что-то шуршит, стучит, пищит – видно, злыдни хотят на волю выбраться.Богач взял да и вышиб дно у бочки. Выскочили злыдни, злющие и голодные. Он им и говорит:- Бегите быстрей к брату. Э, нет, злыдни отвечают. – У него нам плохо жилось. В голоде и холоде сидели. Лучше мы к тебе жить пойдём У тебя дом просторный, еды много.Испугался богач, бросился бежать. Да разве от злыдней убежишь? Поцеплялись, как епяхи, в карманы набились, за пазуху забрались.

Как ни отбивался богач, поселились злыдни у него в доме. Сколько было добра, всё сожрали. Всего не хватает, только бед да несчастий вдоволь.Не раз вспоминал старший брат: «Не желай другому, чего себе не хочешь». Вспоминал, да поздно.

www.mudrostmira.ru

Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступалилюди…, Нагорная проповедь

А.Г. Долженко

Продолжая излагать Свои поучения в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матф.7:12). Как нужно понимать эти слова?

Слово «итак» говорит о том, что в этих словах содержится вывод из всего вышесказанного ранее. В 11-м стихе слово «итак» указывает на вывод, который делается из содержания стихов с 7-го по 10-й. В 12-м стихе слово «итак» указывает на то, что содержащийся в этом стихе вывод относится не только к 11-му стиху, но и ко всей предыдущей речи Спасителя, в которой говорилось об отношении людей друг к другу. Поэтому 12-й стих содержит в себе одну из главных мыслей Нагорной проповеди, призывающую людей жить в мире, любви и взаимном согласии друг с другом. Эта мысль являлась основным содержанием в проповедях Ветхозаветных пророков. Эта мысль является главным руководящим принципом для всех людей, готовых жить в святом общении с Богом. Эта мысль выражает основополагающие принципы чисто христианских взаимоотношений между людьми, проиллюстрированная яркими примерами из жизни Самого Иисуса Христа. Эта мысль, ставшая фундаментальным правилом взаимного общения людей, характеризует основы добропорядочности, вежливости и этики во многих странах мира. Поэтому в этих емких по смыслу и кратких по словесному выражению разбираемых словах 12-го стиха удачно отразились многие сходные суждения Библии.

Например, в Ветхом Завете подобная мысль была выражена словами «люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18). В Новом Завете говорится о милосердном отношении к ближним. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Матф.6:14). О добродетельном и заботливом отношении между людьми сказано так. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Матф.5:44–45). О благоприятной мере и суде, и отказе от злословия в отношении ближнего сказано так. «Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.» (Матф.7:2).

Во всех приведенных текстах указывается конкретная причина доброго отношения к ближнему. Любить ближнего нужно, потому что так заповедал Бог. Прощать ближнему нужно для того, чтобы человек сам имел прощение от Бога и людей. Любить врагов нужно потому, чтобы быть сынами Отца Небесного, то есть Бога. Не злословить ближнего и мерить благоприятной мерой ближнему нужно потому, чтобы суд людской и Божий для человека был благоприятен, и та мера, которой будут мерить человеку, также была благоприятной.

В разбираемых словах 12-го стиха содержится обобщающий философский смысл доброго отношения к людям, так как в этих словах ясно указано на то, что во всех предыдущих высказываниях говорилось о возвращении к человеку его же поступков, то есть говорилось о Божьем законе воздаяния за дела людей. «Я воздам им по их поступкам и по делам рук их» (Иер.25:14). Подтверждением этой мысли служат все вышеприведенные примеры, в которых и отражена суть закона воздаяния Божьего. Прощать надо для того, чтобы самому быть прощенным, мерить доброй мерой надо для того, чтобы и тебе такой мерой мерили и т.д. Говоря о любви Бога к людям, и основываясь на этой заповеди, Иисус Христос в виде всеобщей человеческой обязанности (которая должна стать правилом взаимных отношений между людьми) дает нам закон всеобщей взаимной любви, основанной на принципе воздаяния Божьего.

Древние евреи неправильно понимали и исполняли заповедь Божию о любви к ближнему. Всех людей, не евреев, они ближними не считали. Но даже в своей среде они вместо любви к ближнему, от ближнего старались, как можно больше получить выгоды, и стремились к власти и почестям, в большинстве случаев недоброжелательно относясь друг к другу.

Осуждая такое поведение евреев, Иисус Христос говорит о том, чтобы люди не заботились о богатствах земных, не собирали сокровища земные, но, прежде всего, заботились о том, чтобы люди делали друг другу добро. При общении с окружающими людьми Иисус Христос советует войти нам в положение других людей, встать с ними на один уровень, почувствовать их трудности и потребности как свои собственные и поступать с этими людьми так же, как бы мы желали чтобы поступили с нами, если бы мы оказались на их месте.

В чем же могут состоять, и как могут проявляться наши обязанности в отношении к окружающим людям, с которыми мы должны поступать так, как бы хотели, чтобы и с нами поступали? Прежде всего, мы должны в отношении других людей совершать добрые поступки, всячески посильно помогать другим людям. Согласно христианской морали, каждый человек, обладая материальными благами, становится должником тех людей, которые не обладают в необходимой степени жизненными благами или лишенных их. Поэтому если христианин, имеет возможность помочь нуждающемуся ближнему, то его святой обязанностью перед Богом и людьми является оказание этой помощи неимущим и нуждающимся людям. По одному из образных выражений он должен нагого одеть, голодного накормить, жаждущего напоить, бездомного приютить. «Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис.58:7). То есть люди должны заботиться о ближних, совершая им добрые дела и помогая им в жизни. Но в первую очередь они должны заботиться о больных, вдовах, сиротах и нищих, как остро нуждающихся и неимущих. Причем должны заботиться так, как сами желали бы, чтобы заботились о них, если бы сами оказались в таком или подобном положении.

Наряду с бытовыми и мирскими заботами, забота о ближнем должна проявляться в просвещении разума ближнего светом знания и мудростью христианского учения. Это нужно делать для того, чтобы ближний не ходил по жизни как уставший, спотыкающийся путник во тьме незнания и невежества, а, зная законы бытия, и имея разум, просвещенный Божественным учением Христа, смог осознанно строить свою жизнь, творя добро и совершая разумные правильные дела и поступки во имя Божье. Поэтому мы должны поделиться своими знаниями с ближним и осветить его разум мудростью знаний. В этом смысле, если мы больше знаем, чем наш ближний, мы становимся должниками нашего ближнего и должны научить его как жить, убедить его в том, что добро творить целесообразнее и полезнее чем зло. Потому что, согласно закону воздаяния Божьего, добро, успех и помощь возвращаются к тому человеку, который их создает своими добрыми делами, помогая окружающим людям.

Просвещение людей словом Божьим и распространение этого слова также являются добрыми поступками, признанными в христианстве религиозным подвигом. Об этой ситуации, связанной с тем чтобы вывести ближнего из тьмы неведения, Апостол Павел говорил так: «Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам» (Рим.1:14). Как видим, разбираемые слова Спасителя в 12-м стихе призывают нас оказывать окружающим нас людям помощь не только в удовлетворении мирских бытовых потребностей, но оказывать духовную помощь в деле просвещения людей словом Божиим.

В 12-м стихе также указана причина того, по которой мы должны помогать людям. Согласно Божьему закону воздаяния к человеку всегда возвращается то, что он делает другим людям, в виде добра или зла, в виде помощи или вреда. Потому что по закону воздаяния Божьего мы, люди, получаем то, что даем людям и Богу. Наши благодеяния или козни, благословения или проклятия рано или поздно обязательно вернутся к нам. Во время острой нужды по соизволению Божьему они могут вернуться даже в двукратном размере. «И дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде» (Иов.42:10). За добрые поступки, как за преданное служение Богу, Господь вознаграждает людей дарами добрыми уже в этой земной жизни, распространяя свою награду и на жизнь небесную. «Добрый приобретает благоволение от Господа» (Притч.12:2). И каждый человек, легкомысленно обидевший другого, или причинивший ему вред, пройдет той же дорогой, которой вел другого человека. То есть испытает те переживания, которые почувствовали другие люди, лишенные помощи и участия такого человека. Таким образом, учитывая закон воздаяния Божьего в своем поведении и в построении своей жизни, человеку целесообразнее делать добро, полезней помогать ближнему. Потому что согласно воздаянию Божьему, к самому человеку вернутся его же добрые поступки. Если в восточных религиях (буддизме, брахманизме) добро другим людям делается корыстно, из эгоистических побуждений, чтобы оно вернулось назад к тому, кто его делает, то в христианстве рекомендуется делать добро ближнему бескорыстно, из любви и сострадания к ближнему. «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне» (Матф.6:3–4).

Таким образом, христианская любовь к ближнему, связанная с законом воздаяния Божьего, лишена эгоизма и стоит на более высокой нравственной основе бескорыстия. Это и есть требование одного из главных законов Божиих, великого и справедливого закона воздаяния Божия, согласно которому Бог желает, чтобы люди сознательно отказались от совершения зла, сменили свое жестокосердие на милосердие к ближнему, и открыли свое сердце Богу. И тогда в сердцах таких людей поселится Христос, а в поступках таких людей проявится Его учение. Потому что каждый такой человек в своей жизни будет проявлять доброту, сострадание, кротость и милосердие Иисуса Христа.

Именно в обстановке взаимной помощи, сочувствия и милосердия и жили первые христиане. «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа» (Деян.2:46–47). Так и мы, современные люди, должны сохранить в своем поведении лучшие черты жизни первых христиан и относиться к окружающим нас людям с доброжелательностью и любовью, милосердием и помощью. То есть поступать с людьми как хотелось, чтобы поступали с тобой. И не делать другим людям того, чего сам себе не желаешь.

Как видим, закон воздаяния Божия осознавался людьми с незапамятных времен. И в подтверждение этого закона люди вывели формулу взаимоотношений о том, что с другим человеком нужно поступать так, как бы люди хотели, чтобы поступили с ними, потому что на основе закона воздаяния Божия к человеку обязательно вернутся его поступки и причиненные этим человеком в адрес других людей переживания. Если закон воздаяния Божия люди, анализирующие жизнь, установили задолго до пришествия Иисуса Христа, то это говорит о том, что этот закон был дан Богом изначально, ещё при сотворении мира и вписан в мироздание, как один из главных законов Божиих, определяющих развитие бытия и взаимоотношение людей. И когда люди, предаваясь греху, забыли об этом вечном законе Божьем, то Сам Господь в лице Иисуса Христа, пришел на землю и напомнил им о нем.

Золотое правило в Исламе | Ислам в Дагестане

По данным Оксфордского словаря философии, золотое правило нравственности или общее этическое правило определяется как  любая форма изречения: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «Не делайте другим того, чего не желаете себе». Золотое правило нравственности является основополагающим мировым этическим принципом.

Золотое правило, или принцип взаимности, является исламским моральным принципом. Этот принцип был неоднократно заявлен Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение).

Анас ибн Малик сообщил,  что Посланник Аллаха (мир ему и благословение)  сказал:

لا يؤمن أحدكم حتى يحب لأخيه أو قال لجاره ما يحب لنفسه

«Никто  из вас не будет иметь полной веры, пока он не полюбит для своего брата или соседа то, что он любит для себя» («Сахих»  Бухари, «Сахих» Муслим).

Ан -Навави комментирует этот хадис  следующим образом:

 الأولى أن يحمل ذلك على عموم الأخوة حتى يشمل الكافر والمسلم فيحب لأخيه الكافر مايحب لنفسه من دخوله في الإسلام كما يحب لأخيه المسلم دوامه على الإسلام ولهذا كان الدعاء بالهداية للكافر مستحبا والمراد بالمحبة إرادة الخير والمنفعة ثم المراد المحبة الدينية لا المحبة البشرية

«Надо интерпретировать это как братство вообще, которое включает неверующего и мусульманина. Таким образом, мы должны любить для своего брата неверующего то, что мы любим для себя, это является его входом в Ислам, также мы должны любить для своего брата-мусульманина оставаться на верном пути. Поэтому рекомендуется просить для неверующего, чтобы Аллах наставил его на истинный путь. Значение любви здесь –  хорошее намерение и это  религиозная любовь (Аль-Вафи фи шарх аль арбаин ан-Навави).

В другом повествовании  Пророк (мир ему и благословение) сказал:

لا يؤمن أحدكم حتى يحب للناس ما يحب لنفسه وحتى يحب المرء لا يحبه إلا لله عز وجل

«Никто  из вас не будет иметь полной веры, пока он не полюбит для людей то, что он любит для себя, и пока он не будет любить людей только ради Всевышнего Аллаха» (Муснад  Ахмад).

Ещё одно изречение Пророка (мир ему и благословение):

لا يبلغ عبد حقيقة الإيمان حتى يحب للناس ما يحب لنفسه من الخير

«Раб не достигнет действительной веры, пока он не полюбит для людей то, что он любит  для себя» (Сахих Ибн Хиббан).

В другом хадисе Пророк (мир ему и благословение) говорил:

لا يجد أحد حلاوة الإيمان حتى يحب المرء لا يحبه إلا لله

«Никто  из вас не найдет сладость веры, пока он не полюбит людей только ради Аллаха» («Сахих» Бухари).

Абдуллах ибн Амр сообщил: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал»:

من أحب أن يزحزح عن النار ويدخل الجنة فلتدركه منيته وهو يؤمن بالله واليوم الآخر ويأتي إلى الناس ما يحب أن يؤتى إليه

Тот, кто хотел бы спастись от Ада и войти в Рай,  умереть с верой в Аллаха и в Последний День, пусть он относится к людям так, как он хотел бы, чтобы относились к нему”» («Сахих» Муслим).

Абу  Хурайра передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение)  сказал:

لا تدخلون الجنة حتى تؤمنوا ولا تؤمنوا حتى تحابوا أولا أدلكم على شيء إذا فعلتموه تحاببتم أفشوا السلام بينكم

«Вы не войдете в Рай, пока не уверуете и вы не уверуете, пока не полюбите друг  друга. Должен ли я указать вам на то, что, если бы вы сделали, то полюбили бы друг друга? Распространяйте мир между вами» (Сахих  Муслим).

В другом повествовании, Пророк (мир ему и благословение) сказал:

والذي نفسي بيده لا تدخلوا الجنة حتى تسلموا ولا تسلموا حتى تحابوا وأفشوا السلام تحابوا وإياكم والبغضة فإنها هي الحالقة لا أقول لكم تحلق الشعر ولكن تحلق الدين

«Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа, вы не войдете в Рай, пока вы не уверуете, и Вы не  уверуете, пока вы не полюбите друг друга. Приветствуйте друг друга с миром, и вы будете любить друг друга. Остерегайтесь ненависти, ибо это бритва. Я не говорю, что бреет волосы,  она бреет вашу религию» (Аль-Адаб аль-Муфрад).

В другом повествовании, Пророк (мир ему и благословение) сказал:

وأحسن إلى جارك تكن مؤمنا وأحب للناس ما تحب لنفسك تكن مسلما

«Будь добр к своим соседям, и будешь уверовавшим, люби для людей, что любишь для себя, и будешь мусульманином» (Сунан ат-Тирмизи).

Ибн аль-Мунтафик сообщил, что он сказал: «О, Посланник Аллаха, научи меня, что спасет меня от наказания Аллаха и введёт меня в Рай!» Посланник Аллаха (мир ему и благословение)  сказал:

اعبد الله ولا تشرك به شيئا وأقم الصلاة المكتوبة وأد الزكاة المفروضة وحج واعتمر وأظنه قال وصم رمضان وانظر ما تحب للناس أن يأتوه إليك فافعله بهم وما تكره أن يأتوه إليك فذرهم منه

«Поклоняйтесь Аллаху и не связывайте с Ним ничего. Совершайте предписанные молитвы, выплачивайте закят,  поститесь в месяц Рамадан  и также любите для  людей то, что любите для себя, и обращайтесь с ними  таким образом, как хотели бы, чтоб обращались с вами, и ненавидьте для людей то, что ненавидите для себя» (Аль-маджам Аль-Кабир).

Халид  ибн Абдулла аль-Касри сообщил, что его отец передал ему, что его дед сказал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение)  спросил:

أتحب الجنة

«Вы  любите Рай?»

Он ответил: «Да, о, Посланник Аллаха!»  Пророк (мир ему и благословение) сказал:

فأحب لأخيك ما تحب لنفسك

«Тогда  любите для своего брата  то, что ты любите для себя» (Муснада Ахмад).

Муаз  ибн Анас сообщил: Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

أفضل الإيمان أن تحب لله وتبغض في الله وتعمل لسانك في ذكر الله

«Лучшая вера – это любить ради Аллаха, ненавидеть ради Аллаха, и заставить работать свой язык в поминании Аллаха».

Муаз  спросил: «Как это, о Посланник Аллаха?» Он ответил:

وأن تحب للناس ما تحب لنفسك وتكره لهم ما تكره لنفسك وأن تقول خيرا أو تصمت

«То, что любишь для себя, то люби и для других, и что ненавидишь для себя, ненавидь и для людей, и говори благое или молчи» (Муснада Ахмад).

Ибн  Раджаб  в комментариях к этому хадису пишет:

  قال بعض الصالحين من السلف أهل المحبة لله نظروا بنور الله وعطفوا على أهل معاصي الله مقتوا أعمالهم وعطفوا عليهم ليزيلوهم بالمواعظ عن فعالهم وأشفقوا على أبدانهم من النار ولا يكون المؤمن مؤمنا حقا حتى يرضى للناس ما يرضاه لنفسه وإن رأى في غيره فضيلة فاق بها عليه فتمنى لنفسه مثلها فإن كانت تلك الفضيلة دينية كان حسنا

«Некоторые из праведных предшественников были людьми, которые любили Аллаха, смотрели на свет Аллаха, и они были сострадательны к тем, кто не повинуется Аллаху. Они находили их дела предосудительным, но проявляли милосердие к ним так, что через их увещевания они могли оставить свои действия. Они очень боялись, что окажутся в числе обитателей  ада. Верующий не будет действительно верующим, пока он не желает людям того же, что желает себе, и если он видит в ком-то достоинства, которыми они превзошли его,  он желает быть похожим на них».

Не делай другому того, чего себе не пожелаешь. Кто автор?

Эта фраза находится в Библии в Новом завете в деяниях и сказал ее Сам Бог через Апостола Петра. «а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. (Деян. 15:20)» и к этому можно добавить слова самого Иисуса Христа «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки. (Матф. 7:12)»

Автор — Иисус Христос.

Конфуций (Кун-цзы)

это говорило смишком большое колличество людей. а кто первый, не знаю.

Это из Библии. 10 заповедей. то, что должен знать каждый!

Эти слова принадлежат Иммануилу Канту — перефразировка слов из библии. Кант — немецкий философ, родом из Кенинсберга, сейчас Калинград. Это правило вошло в историю философии, как правило Канта.

Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки. Автор высказывания — Иисус Христос. Автор текста — Бог

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *