Альтруизм — Википедия
Альтруи́зм (лат. Alter — другой, другие) — понятие, которым осмысляется активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага.
Термин «альтруизм» ввёл в научный оборот философ Огюст Конт, в его представлении альтруизм — воплощение нормы «жить ради других», движущая сила изменения человеческого общества в сторону большей гуманизации[1]. При этом Конт ставил в оппозицию этику, в основе которой лежит альтруизм, этике христианской, по его мнению, основанной на стремлении к спасению, которое он считал проявлением эгоизма. Конт определял два вида альтруизма: присущий животным (инстинктивный альтруизм) и человеческий, развивающийся под влиянием цивилизации и становящийся врождённым[2]. Задолго до Конта альтруизм был осмыслен и бытовал как нравственный принцип. Так Сократ считал, что основа закона нравственности, который компенсирует эгоизм индивидуума — это «не брать, а отдавать», и что стремление к служению в пользу других тем сильнее в человеке, чем выше в нём духовное начало. Как форма нравственного сознания понятие альтруизма разрабатывалось этиками Шефтсбери, А. Смитом, Д. Юмом, Лейбницем, И. Кантом, Л. Фейербахом, а также Ж.-Ж. Руссо
Многочисленные научные определения явления альтруизма зависят от принадлежности автора, формулирующего понятие, к той или иной отрасли науки. В философии и этике явление альтруизма связывается с формой выражения нравственного требования, базирующейся на принятии присущего сообществу людей естественного расположения друг к другу. Один из основоположников социологии Э. Дюркгейм понимает альтруизм как полное поглощение индивидуума сообществом, отказ от личных устремлений, не совпадающих с его устремлениями, и полное приятие норм сообщества[1].
С психологической точки зрения чаще всего альтруизм определяется как осмысленное, свободное и не преследующее никаких выгод служение другим, основанное на верности, симпатии, милосердии, при этом альтруист может отказаться от своих желаний, пожертвовать своим благополучием, дойти до полного самоотречения. Иногда в психологии альтруизм рассматривается в сущности как просоциальное поведение или как одна из его составляющих [3].
В некоторых смыслах возможно противопоставление альтруизма эгоизму. Х. Хекхаузен разделяет собственно альтруизм и помощь, оказанную под влиянием эмпатии, исходя из того, что эмпатическое сопереживание напрямую зависит от увеличения или уменьшения необходимости помощи другому человеку. С этой точки зрения выход из состояния волнения, редукция сострадания, вызванного эмпатией, сходен с редукцией личного переживания человека, и поэтому трактуется как эгоистический импульс[4].
В христианстве альтруизм как побуждение к действию отражен в призыве Иисуса Христа «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39, Мк. 12, 31, Лк. 10, 27)
Понятие альтруизма ввёл французский философ и основатель социологии О. Конт[6]. Он характеризует им бескорыстные побуждения человека, влекущие за собой поступки на пользу других людей. Согласно О. Конту принцип альтруизма гласит: «Живи для других». Согласно О. Конту, альтруизм противоположен, антонимичен эгоизму, и подразумевает такое поведение и активность человека, которыми он приносит другим людям больше пользы, чем требует от них приложения каких-либо затрат.[7]
Оппозицией такому пониманию альтруизма выступают Чарли Л. Харди, Марк ван Вугт,[8] Дэвид Миллер[9] и Дэвид Келли[10], которые в своих исследованиях показали, что альтруизм и альтруистическое поведение не связаны с прямой выгодой, или с комбинациями различных выгод, но в конечном счёте, в долгосрочной перспективе создают больше преимуществ, чем было затрачено на совершение альтруистических действий.
Согласно Джонатону Сеглоу,[11] альтруизм — это добровольный, свободный акт субъекта, который, однако не может быть осуществлён без того, чтобы совершённое альтруистическое действие не потеряло своей альтруистической природы.
Русский философ Владимир Соловьев в работе Оправдание добра обосновывает альтруизм через жалость и считает его естественным проявлением человеческой природы (всеединства), тогда как его противоположность (эгоизм, отчуждение) является пороком. Общее правило альтруизма согласно В. С. Соловьёву может быть соотнесено с категорическим императивом И. Канта: поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобою[12]. Согласно В. С. Соловьёву, под альтруизмом понимается «нравственная солидарность с другими человеческими существами»[13].
«Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определённые законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье.»
Альтруизм в обществе также может быть выгоден, так как приводит к повышению репутации.[14] Другим преимуществом альтруизма может служить самореклама, названная израильским зоологом Амоцем Захави «эффектом потлача».
Как отмечает д-р психол. наук, проф. Н. В. Гришина, «альтруизм — это самостоятельный мотив, который отличается от других мотивов, основанных на личной выгоде; в основе его лежит любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради группы, потребность отдавать и чувство ответственности»[15].
Основные виды, формы и практики альтруизма[править | править код]
Моральный и нормативный альтруизм[править | править код]
Моральная, нравственная сторона альтруизма может быть осмыслена через нравственный императив И. Канта. Интериоризованное человеком, то или иное понимание нравственности может стать таким внутриличностным образованием как совесть, исходя из которой, а не из стремлений к тем или иным выгодам, будет действовать человек. Таким образом, моральный/нравственный альтруизм заключается в действии в соответствии с собственной совестью.
Ещё одной формой, или одним пониманием морального альтруизма, является его осмысление в рамках представлений о правосудии или юстиции, социальные институты которых широко распространены в западных обществах. В рамках представлений о правосудии человек рассматривается как нередко готовый бескорыстно действовать за правду и её торжество в мире социальных взаимоотношений, а также против различного рода несправедливостей.
Действия в соблюдение обязательств (которые человек даёт самому себе или другому) и ожиданий (которые имеют в отношении человека другие люди) иногда рассматриваются как определённая степень альтруизма. Вместе с тем, нередко такого рода действия могут оказываться и действиями по расчёту.
Альтруизм из симпатии и сочувствия[править | править код]
Альтруизм может быть связан с различного рода социальными переживаниями, в частности с симпатией, сочувствием к другому, милосердием и доброжелательностью. Альтруисты, доброжелательность которых распространяется за пределы родственных, соседских, дружеских отношений, а также отношений со знакомыми, называются также филантропами, а их деятельность — филантропией.
Кроме доброй воли и сострадания альтруистические действия нередко делаются из привязанности (к чему-то/кому-то) или общей благодарности к жизни.
Рациональный альтруизм[править | править код]
Рациональный альтруизм — это балансирование (а также попытка его осмыслить) между своими интересами и интересами другого человека и других людей.
Выделяется несколько направлений рационализации альтруизма:
- Альтруизм как мудрость (пруденция) (через моральное право (чувство «вправе») и добрые дела может быть оправдан разумный эгоизм (Кристоф Лумер).[16]
- Альтруизм как взаимный (реципрокный) обмен. Рациональность взаимного обмена очевидна: действие, основанное на нормах взаимности (справедливость, честность), ориентированы на точный учёт произведённых усилий и их компенсацию. Скорее, речь идет о предотвращении использования альтруистов эгоистами, таким образом, чтобы процесс обмена мог быть продолжен. Взаимность является средством для предотвращения эксплуатации.
- Альтруизм как обобщённый обмен. Обобщенные системы обмена характеризуются тем, что они основаны на усилиях, прилагаемых в одностороннем порядке без прямой компенсации. Любой может оказаться получателем выгоды (от альтруистического действия) или тем, кто это действие совершает. Рациональность обобщенного обмена состоит в том, что каждый, кто нуждается в помощи, может получить её, но не прямо от кого-то, но косвенно; важную роль здесь играют отношения доверия между людьми.
- Рациональный баланс собственных и чужих интересов (например, теория рациональных/социальных решений Говарда Марголиса).[17]
- Парето-альтруизм. Согласно итальянскому экономисту и социологу Парето, Вильфредо, его известному распределению, «80 % последствий порождают 20 % причин», альтруистические действия возможны и не требуют привнесения никаких жертв в выгодах. Есть множество действий (в том числе — эгоистических), от совершения которых ни от кого не требуется никаких жертв и не приносит никому никакого вреда. Такие действия могут быть причислены к альтруистическим актам.
- Утилитарное понимание альтруизма. Альтруистический акт рассматривается как основанный на максимизации какого-либо общего блага, в том числе посредством привлечения других людей для этого. Пример: у человека есть некоторая сумма денег и он хочет её пожертвовать на развитие некой территории. Он находит какую-нибудь организацию, работающую с этой территорией и жертвует ей деньги, надеясь что в ней они потратятся нужным образом. Вместе с тем, как следует из примера, такое, утилитарное понимание альтруизма может приводить к предвзятости и преследованию определённых собственных интересов.
Социальная психология альтруизма и альтруистическое поведение[править | править код]
С развитием эмпирических психологических исследований такие нечёткие понятия как альтруизм, полезность, постепенно заменяются на более употребительный термин «просоциальное поведение».
Существуют половые различия в альтруистическом поведении: женщины, как правило, показывают более долгосрочное просоциальное поведение (например, забота о близких). Для мужчины более вероятны уникальные «подвиги» (например, при пожаре), в которых нередко нарушаются конкретные социальные нормы.[18]
Есть также исследования из области эволюционной психологии, в которых показано, что люди выживают за счёт сотрудничества и нормальной взаимности. Как выразился Герберт Саймон, просоциальное поведение имеет преимущество в ситуации естественного отбора/эволюции, и в некотором смысле, альтруизм может рассматриваться как генетически заложенная в человеке программа.[19]
Согласно социально-психологическим исследованиям альтруистического поведения, важную роль в нём играет личная ответственность человека. Принятие решений требует принятия на себя ответственности за эти решения. Если решение принимается группой людей, то ответственность за него распределяется по членам группы, снижая личную ответственность каждого из них. Как пишет Дмитрий Алексеевич Леонтьев, ссылаясь на исследования социальных психологов, описанные в книге Ли Росса (англ.)русск. и Нисбет, Ричард
Левые политические учения, ставящие своей целью общество, построенном на взаимопомощи вместо конкуренции, могут апеллировать к альтруизму как поведенческой установке. Альтруизм, наблюдаемый у животных и примитивных человеческих обществ, приводится в качестве аргументов в пользу левой политики в книгах Петра Кропоткина «Взаимопомощь как фактор эволюции» и Питера Сингера «Дарвиновская левая» (A Darwinian Left).
Другие разновидности[править | править код]
В общем понятии альтруизма выделяют отдельные понятия, описывающие некоторые специфические виды альтруизма. Например:
С точки зрения антропологии[править | править код]
Марсе́ль Мосс в книге «Подарок» кратко описал эволюцию понятия милостыни (позднее развившегося в понятие альтруизма) из понятия жертвы:
Милостыня является плодом, с одной стороны, морального понятия подарка, с другой — понятия жертвы. Великодушие является обязательством, потому что Немезида мстит изобилию богатства благополучных людей за бедняков и богов, и богатые должны избавляться от него. Это древняя мораль подарка, который стал принципом справедливости.
Эволюционные объяснения[править | править код]
В этологии и, в более общем плане, в исследовании социальной эволюции, альтруизм относится к поведению человека, передающего часть своих благ другому человеку[22].
- ↑ 1 2 3 Ильин, 2013, с. 114.
- ↑ 1 2 Никитин В. Альтруизм // Католическая энциклопедия. — М., 2002. — Т. I. — Стб. 198—199
- ↑ Ильин, 2013, с. 114—115.
- ↑ Ильин, 2013, с. 115—116.
- ↑ Стенли Дж. Гренз, Джей Т. Смит. Альтруизм // Христианская этика. Карманный словарь. — Ездра, 2006. — Т. I. — ISBN 966-8182-38-3.
- ↑ Современный психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, АСТ, 2007. — 496 с. — (Психология — лучшее). — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-046534-7, ISBN 978-5-93878-524-3.
- ↑ Manuela Lenzen. Evolutionstheorien in den Natur- und Sozialwissenschaften. Campus Verlag, 2003. ISBN 3-593-37206-1 (Google Books)
- ↑ Charlie L. Hardy, Mark van Vugt. Giving for Glory in Social Dilemmas: The Competitive Altruism Hypothesis (недоступная ссылка с 26-05-2013 [2444 дня] — история, копия). University of Kent, Canterbury 2006.
- ↑ David Miller. ’Are they my poor?’: The problem of Altruism in a World of Strangers. In: Jonathan Seglow (Hrsg.): The Ethics of Altruism.: Frank Cass Publishers, London 2004. — ISBN 978-0-7146-5594-9, S. 106—127.
- ↑ David Kelley. Altruism and capitalism. In: IOS Journal. 1 Januar 1994.
- ↑ Jonathan Seglow (Ed.). The Ethics of Altruism. ROUTLEDGE CHAPMAN & HALL. London. — ISBN 978-0-7146-5594-9.
- ↑ Соловьев В. С. Оправдание добра. Часть первая. Гл.3. Жалость и альтруизм
- ↑ Соловьев. В. С. Оправдание добра, 3,11,I
- ↑ Докинз, Клинтон Ричард. Возникла ли нравственность в процессе эволюции? // Бог как иллюзия = The God Delusion. — КоЛибри, 2009. — 560 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-389-00334-7.
- ↑ Проблемы моральных мотивов поведения в современной отечественной этической и психологической литературе — философия.ру — библиотека философии и религии filosofia.ru
- ↑ Christoph Lumer. Rationaler Altruismus. Eine prudentielle Theorie der Rationalität und des Altruismus. Universitätsverlag Rasch, Osnabrück 2000.
- ↑ Howard Margolis. Selfishness, Altruism, and Rationality. A Theory of Social Choice. Chicago and London, 1982.
- ↑ Eagly A.H. Sex differences in social behavior: A social-role interpretation. — Erlbaum, Hillsdale, NJ 1987.
- ↑ Hoffman M.L. Is altruism a part of human nature? In: Journal of Personality and Social Psychology. 40 (1981), S. 121—137.
- ↑ Росс, Ли Д. (англ.)русск., Нисбетт, Ричард Э. (англ.)русск.. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии = The Person and the Situation: Perspectives of Social Psychology / Перевод с английского В. В. Румынского, под редакцией Е. Н. Емельянова, B. C. Магуна. — М.: Аспект-Пресс, 12 января 1999. — 429 с. — 5000 экз. — ISBN 5-7567-0234-2, ISBN 5-7567-0233-4.
- ↑ Леонтьев, Дмитрий Алексеевич. Лабиринт идентичностей: не человек для идентичности, а идентичность для человека (рус.) // Философские науки : журнал. — 2009. — № 10. — С. 6.
- ↑ Bell, Graham. Selection: the mechanism of evolution. — Oxford : Oxford University Press, 2008. — P. 367–368. — ISBN 0-19-856972-6.
Все для других. Ничего для себя…
Есть такие замечательные люди – их очень любят начальники, коллеги и пожилые родственники. Их всегда можно попросить остаться после работы, сбегать за булочкой и кофе, помочь с ремонтом машины и выйти в выходные «ну ты же понимаешь…».
Они делают все для других и совершенно не умеют делать для себя. Выбирать себя, распознавать свои собственные желания и ставить их на первое, а не триста восьмое место и получать то, что хотят.
Потому что это их жизнь и они достойны заботы о себе и своих интересах.
Если в кои-то веки им доведется выбрать себя, удовлетворить свои потребности, то дальше наступают мучения.
Внутренний Манипулятивный Садист под видом голодной Совести начинает их грызть круглосуточно:
Как ты мог? Ты же подвел коллектив! Теперь тебя точно выгонят с работы! Тебе никто не подаст руки! Хорошие люди никогда так не сделают! Ты ужасный человек! Эгоистичное чудовище!
И человек-для-других искренне верит в теперь уже собственную внутреннюю речь, и ужасно мучается, стыдится себя и страдает от чувства вины.
Когда-то в детстве подобные речи ему часто говорили родители и учителя, и теперь они достаточно им присвоены и вполне самостоятельно звучат внутри и управляют его жизнью и его решениями.
Ах, да!
Что же произошло?
Из-за чего не спит наш герой и страдает от чувства вины и жгучего, невыносимого стыда?
Он отказался сходить за обедом для коллег, так как не успевал доделать срочный отчет.
Конечно же, они были недовольны, ведь они уже привыкли, что он всегда – в любую погоду, при любом настроении и обстоятельствах это делает.
Они были удивлены и возмущены, их привычный ритм удобной жизни сломался.
Правда, через пять минут они уже договорились кто побежит за едой, и даже совершенно спокойно поинтересовались что покупать ему, и кто-то спросил – что там с отчетом. Взрослые люди отреагировали вполне адекватно.
Но не наш герой. Он мучился и страдал еще несколько дней. Сжег на этом огромное количество своей внутренней энергии.
Неудивительно, что ему проще и легче жертвовать собой и заботиться об интересах других, чем сделать что-то против Злобной Совести и потом мучительно расплачиваться за свой «возмутительный эгоизм».
В личных отношениях человек-для-других очень быстро приучает своего партнера к тому, что в народе называют «садиться на шею».
Долго выдержать подобный дисбаланс может только человек с достаточно сильным нарциссическим радикалом, привыкший потреблять то, что дает ему безотказное окружение.
Более адекватные люди достаточно быстро устают от постоянной жертвенности партнера и отношения стихают вполне естественным образом. В них нет обмена эмоциями, смыслами, желаниями.
Как два наполненных сосуда – могут или обмениваться своим содержимым, или, если один желает только отдавать, процесс не начнется, ведь второму некуда брать лишнее.
Проще говоря, обычному человеку неудобно все время ездить на чужой шее. Пусть не настолько Зубастая и Хищная, как у нашего героя, но какая-никакая совесть не позволит ему постоянно пользоваться другим.
Вот так и получается, что ему приходится выбирать между одиночеством и отношениями с нарциссичными людьми.
До мысли, что можно изменить свой привычный стиль общения, и что концепция жизнь ТОЛЬКО для других может быть ошибочной, ему еще нужно дойти.
Начало цикла:
«Дочка» выросла и влюбилась. Что делать?
Идентичность «достойный мужчина»
Что я разрешаю себе? Что мне можно? Чего я достоин?
Радоваться и наслаждаться?!! Нельзя!
Одиночество
Как спасти семью? Как сохранить брак?
Продолжение цикла:
Мамино решение: «НЕ взрослей!»
10 типов людей, от которых нужно держаться подальше
Токсичные люди сводят с ума своим иррациональным поведением. Не обманывайтесь на этот счет, их поведение действительно выходит за рамки здравого смысла. Так зачем вам позволять своим эмоциям отзываться на них и втягивать себя в этот бред?
Токсичные люди неподвластны логике. Некоторые счастливы в неведении освоем негативном влиянии на окружающих, другие же, кажется, наслаждаются разрушением и задеванием людей.
Важно научиться взаимодействовать с разными людьми, но общение с действительно токсичным человеком никогда не оправдает потраченного на него времени и энергии, оно только истощает. Токсичные люди постоянно создают вокруг себя ненужные усложнения, конфликты и, что хуже всего, стресс.
“Люди могут вдохновлять или истощать, поэтому выбирайте собеседника мудро.” – Ханс Ф. Хансен
Недавнее исследование, проведенное в немецком университете им. Фридриха Шиллера, показало, насколько серьезна тема токсичности во взаимодействии.
Было обнаружено, что подверженность действию факторов, вызывающих сильные негативные эмоции — например, те, что вы испытываете в общении с токсичными людьми — провоцировали мозг респондентов на сильнейшую стрессовую реакцию.
Будь то негативное восприятие, жестокость, синдром жертвы или просто безумие, но токсичные люди провоцируют в вас состояние стресса, которого стоит избегать любой ценой.
Уже давно ученые выяснили, что стресс оказывает долгоиграющее негативное влияние на мозг. Даже несколько дней стресса снижают активность нейронов в гиппокампе – важной части мозга, ответственной за способность рассуждать и память.
Недели стресса наносят поправимый ущерб клеткам мозга, но месяцы стресса могут их уничтожить. Токсичные люди не просто портят настроение, общение с ними плохо сказывается на работе вашего мозга.
Способность управлять своими эмоциями и стрессоустойчивость напрямую влияют на производительность.
Компания TalentSmart провела исследование с участием более миллиона человека. Выяснилось, что 90% лучших работников отличались высокой способностью к управлению своими эмоциями в стрессовых ситуациях, чтопозволяло им сохранять спокойствие и контроль над собой. Один из их величайших талантов – способность распознавать токсичных людей и держать их на расстоянии.
Говорят, что человека формируют пять людей, с которыми он проводит больше всего времени. Если вы допустите хотя бы одного токсичного в этой пятерке, то очень скоро выясните, насколько он или она мешают вашему развитию. Нельзя дистанцироваться от токсичных людей, не распознав их вначале. Фокус в том, чтобы отличать действительно токсичных людей от просто раздражающих или сложных в общении.
10 типов токсичных энерговампиров, от которых нужно держаться подальше, чтобы самому таким не стать.
1. Сплетник
“Великие умы обсуждают идеи. Средние умы обсуждают события. Мелкие умы обсуждают людей.” – Элеонора Рузвельт
Сплетники наслаждаются несчастьями других людей. Сначала может показаться забавным обсудить чью-то оплошность в личной или профессиональной жизни, но со временем это начинает утомлять, вызывает отвращение и обижает других. В жизни слишком много более позитивных вещей, и слишком много можно узнать от интересных людей, чтобы тратить своё время на разговоры о чужих неудачах.
2. Темпераментный
Некоторые люди совершенно не контролируют своих эмоций. Они набрасываются и изливают на вас свои чувства, считая, что именно в вас причина всех их бед. Темпераментных людей сложно выбросить из жизни, потому что их неумение контролировать свои эмоции вызывает жалость. В критический момент такие люди просто сольют на вас весь свой негатив, поэтому их стоит избегать любой ценой.
3. Жертва
Жертв сложно распознать, потому что изначально вы сопереживаете их проблемам. Но современем приходит понимание, что у них всё время “трудная минута”. Жертвы активно избегают любой личной ответственности, раздувая любое мелкое препятствие на своем пути до размеров непреодолимой преграды.
Они не видят в жизненных сложностях возможности извлечь для себя урок и вырасти. Вместо этого они видят каждую неприятность как окончательный финал. Есть старая поговорка: “Боль неизбежна, но страдания – это личный выбор.” Она отлично передает смысл токсичности жертв, которые всякий раз выбирают страдания.
4. Зацикленный на себе
Зацикленные на себе люди портят настроение, держа бесстрастную дистанцию с другими людьми. Обычно распознать таких людей можно по ощущению своего одиночества в их компании. Это происходит потому, что, по их мнению, для них бессмысленно по-настоящему быть с кем-то в контакте. Вы для них – не более чем инструмент для повышения самооценки.
5. Завистник
По мнению завистников, трава у соседа всегда зеленее. Даже когда у завистника случается что-то очень хорошее, он не получает от этого никакого удовольствия.
Причина в том, что завистливые люди постоянно сравнивают себя и свои успехи с другими людями, в то время как чувство удовлетворения нужно искать в себе самом.
К тому же, давайте начистоту: в мире всегда найдется кто-то, кто справляется лучше, чем вы, если хорошенько поискать. Слишком частое общение с завистниками опасно тем, что они учат обесценивать свои успехи.
6. Манипулятор
Манипуляторы вытягивают из вас время и силы, прикрываясь дружбой. С этими хитрецами может быть сложно, потому что они манипулируют дружбой. Они знают, что вам нравится, что вас радует, что может вас рассмешить, но фокус в том, что они используют эту информацию в своих целях. Манипулятору всегда что-то от вас нужно. Если оглянуться на отношения с ними, они всегда что-то берут и никогда или очень редко дают сами. Они сделают всё, чтобы покорить вас, просто для того, чтобы потом вами воспользоваться.
7. Дементор
В своей серии книг о Гарри Поттере Дж.К.Роулинг описала неких злых существ под названием «дементоры», которые высасывали души, делая людей таким образом просто пустыми телесными оболочками.
При приближении дементора становится темно, холодно и на людей могут нахлынуть их худшие воспоминания. Роулинг говорила, что она писала дементоров на основе очень негативных людей — таких, которые одним своим присутствием высасывают жизненные силы из окружающих.
Дементоры истощают людей, навязывая каждому встречному свою негативность и пессимизм. Для них стакан всегда наполовину пуст, и они могут испортить даже самую благоприятную ситуацию, наполнив её своими страхами и тревогами.
Исследования, проведенные Университетом Нотр-Дам, показали, что студенты, живущие с пессимистично настроенными соседями, становятся гораздо склонны к негативному мышлению и даже к депрессиям.
8. Испорченные
Есть токсичные люди, которые изначально лелеют плохие намерения, наслаждаясь чужой болью и несчастьями. Они хотят или задеть вас, или что-то от вас получить, иначе вы им неинтересны.
Радует то, что таких людей можно быстро распознать, чтобы быстрее исключить их из своего круга общения.
9. Критик
Критики сразу же расскажут вам, что хорошо, а что плохо. Они имеют обыкновения взять то, что вам очень нравится, и сделать так, что вы будете ужасно себя чувствовать из-за этого. Вместо того, чтобы ценить тех, кто не такой как они, и учиться у них новому, критичные люди смотрят на других свысока. Критики подавляют ваше желание быть страстной, экспрессивной личностью, поэтому с ними лучше не общаться и оставаться собой.
10. Надменный
Надменные люди – пустая трата времени, потому что они видят вызов для себя во всем, что вы делаете.
Надменность – это ложная уверенность, которая обычно маскирует огромную неуверенность в себе. Исследования в Университете Акрона показали, что надменность связана с массой проблем на работе.
Надменные люди часто оказываются плохими исполнителями, менее склонны соглашаться и имеют больше проблем когнитивного восприятия, чем среднестатистический человек.
Как защитить себя, распознав их:
Токсичные люди сводят с ума своим иррациональным поведением. Не обманывайтесь на этот счет, их поведение действительно выходит за рамки здравого смысла.
Так зачем вам позволять своим эмоциям отзываться на них и втягивать себя в этот бред?
Чем более иррационален и неадекватен человек, тем легче вам должно быть вырваться из его ловушек. Не пытайтесь переиграть их в их собственной игре. Дистанцируйтесь от них эмоционально и относитесь к взаимодействию с ними как к научному проекту (или будто вы – их психотерапевт, если вам так больше нравится). Вам не нужно реагировать на их эмоциональный хаос, рассматривайте только факты.
Чтобы не вовлекаться эмоционально, нужна осознанность. Нельзя заставить кого-то прекратить вас провоцировать, если вы не видите, как именно это происходит. Вы можете оказаться в ситуации, когда вам нужно будет собраться с силами и выбрать наилучший для вас вариант последующих действий. Это нормально, не бойтесь дать себе больше времени для этого.
Многим кажется, что из-за того, что они работают или живут с кем-то, у них нет никакой возможности контролировать хаос.
Ничего подобного.
Распознав токсичного человека, вы сможете понять и предугадать его поведение.
Это поможет вам логически обдумать, когда и где вам придется иметь с ними дело, и в каких случаях этого можно избежать.
Можно установить четкие границы, но это нужно сделать осознанно и заранее. Если вы пустите всё на самотек, вас постоянно будут втягивать в сложные разговоры.
Если же установить границы и решить, когда и где вы будете общаться со сложным человеком, вы сможете контролировать большей частью этого хаоса. Единственное, что нужно твердо стоять на своем и удерживать свои границы, когда их захотят нарушить, чего стоит ожидать.опубликовано econet.ru
Автор: Трэвис Бредберри
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet
8 людей, которые сделали этот мир лучше
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Простые и удивительные истории настоящих героев. Их имена должен знать каждый.
История знает огромное количество людей, которые совершали выдающиеся поступки и открытия, но при этом оставались незамеченными.
AdMe.ru считает, что многие из них заслуживают известности и широкого признания. В этой статье собраны истории семи таких героев — все они разные, но каждый из них сделал так, что жизнь на планете Земля стала немного — или даже намного — лучше и счастливее.
История от Константина Паустовского
«Была весна 1912 года, перед экзаменами в саду была устроена сходка. На нее созвали всех гимназистов нашего класса, кроме евреев. Евреи об этой сходке ничего не должны были знать.
На сходке было решено, что лучшие ученики из русских и поляков должны на экзаменах хотя бы по одному предмету схватить четверку, чтобы не получить золотой медали. Мы решили отдать все золотые медали евреям. Без этих медалей их не принимали в университет.
Мы поклялись сохранить это решение в тайне. К чести нашего класса, мы не проговорились об этом ни тогда, ни после, когда были уже студентами университета. Сейчас я нарушаю эту клятву, потому что почти никого из моих товарищей по гимназии не осталось в живых. Большинство из них погибло во время больших войн, пережитых моим поколением. Уцелело всего несколько человек».
Мир без ядерной войны
26 сентября 1983 года подполковник Станислав Петров дежурил в Серпухове-15, секретном бункере под Москвой, и был занят наблюдением за спутниковой системой Советского Союза. Вскоре после полуночи один из спутников дал сигнал Москве, что США запускает 5 баллистических ракет на Россию. Вся ответственность в этот момент легла на сорокачетырехлетнего подполковника: ему необходимо было принять решение о том, как реагировать на этот сигнал.
Тревога прозвучала в непростое время, отношения между СССР и Америкой были натянутыми, но Петров решил, что она была ложной и отказался предпринимать какие-либо ответные меры. Тем самым он предотвратил возможную ядерную катастрофу — сигнал действительно оказался ложным.
Василий Архипов, офицер ВМФ России, также однажды принял решение, которое спасло мир. Во время Карибского кризиса он предотвратил запуск ядерной торпеды. Советская подводная лодка Б-59 была окружена возле Кубы одиннадцатью американскими эсминцами и авианосцем Рэндольф. Несмотря на то, что дело происходило в нейтральных водах, американцы применили против лодки глубинные бомбы, чтобы заставить ее подняться на поверхность.
Командир подводной лодки, Валентин Савицкий, приготовился запустить ответную атомную торпеду. Однако старший по борту Архипов проявил выдержку, обратил внимание на сигналы со стороны американских кораблей и остановил Савицкого. С лодки был послан сигнал «Прекратите провокацию», после чего американские военные силы были отозваны и ситуация несколько разрядилась.
Человек с золотой рукой
В тринадцать лет австралиец Джеймс Харрисон перенёс серьёзную операцию груди, и ему срочно требовалось около 13 литров донорской крови. После операции он находился в больнице в течение трёх месяцев. Понимая, что донорская кровь спасла ему жизнь, он дал обещание начать сдавать кровь, как только ему исполнится 18 лет.
Как только Харрисон достиг требуемого для сдачи крови возраста, он немедленно пришёл в пункт сдачи крови Красного Креста. Там-то и выяснилось, что его кровь в своём роде уникальна, так как в её плазме содержатся особые антитела, благодаря которым можно предотвратить резус—конфликт беременной матери с её плодом. Без этих антител резус—конфликт приводит минимум к анемии и желтухе ребёнка, максимум к мертворождению.
Когда Джеймсу объяснили, что именно нашли в его крови, он задал только один вопрос. Он спросил, насколько часто можно сдавать кровь.
С тех пор каждые три недели Джеймс Харрисон приходит в медицинский пункт неподалёку от своего дома и сдаёт ровно 400 миллилитров крови. К нынешнему моменту он сдал уже примерно 377 литров крови.
В течение 56-ти лет с момента своей первой сдачи он пожертвовал кровь и её компоненты почти 1000 раз и спас около 2 000 000 детей и их молодых мам.
Польский Шиндлер
Юджин Лазовски был польским врачом, который спас тысячи евреев во время Холокоста. Благодаря открытию своего друга, доктора Станислава Матулевича, Лазовски имитировал вспышку эпидемии тифа, опасного инфекционного заболевания. Матулевич обнаружил, что здо
как называют человека который делает все для себя?
а по вашему мама замуж выходила, или в прислуги работать нанялась?
инструменталист
Ваша мама делает то, чего она хочет. В этом нет ничего страшного. Она не ваша прислуга.
Ну бардак, естественно, каждый за собой должен убирать. А вот на счет еды… Неужели всегда только лапша? Может, больше ни на что не хватает?
Эгоистка. А вообще бросай ее. Я ради мужа вкусняшки учусь печь
Эгоистка обыкновенная.
Делать все для себя, и делать все за вас это разные вещи.
заработайте сами и купите что вам нравится.
У Вас есть эл. плита и руки, готовьте то, что нравится
Эгоизм это называется
Как назвать людей, которые мешают тебе жить
Жизнь создана для того, чтобы постоянно чему-то учиться. Например, новым словам, с помощью которых можно охарактеризовать людей, которые мешают тебе жить. Зачем это нужно? Можно сказать им их в лицо, не боясь получить по морде. И просто для расширения словарного запаса.
Фанфарон
Значение: человек, который выставляет напоказ свои мнимые достоинства.
Немного о происхождении: корень у слова, как не трудно догадаться, французский. «Fanfaron» переводится как «храбрый на словах», «хвастливый», «бахвал», «хвастун». Также к предтечам слова приплетают испанское «fanfarron» и арабское «farfar», что обозначает «говорливый», «легкомысленный».
В жизни: перевод говорит сам за себя. Твои товарищи, которые утверждают, что подпишутся за тебя в любое время дня и ночи, но потом технично увиливают от ответственности, когда этот момент наступает. Такие люди от пустоты и бестолковости собственного существования начинают преувеличивать собственные достижения, а то и вовсе сочинять небылицы о своей крутости. У них не получается найти приличную работу в большом городе и, возвращаясь, они сочиняют небылицы (дабы не уронить репутацию) про то, что за ними чуть ли не бандиты охотятся. А на родину они приехали только ради того, чтобы залечь на дно. Это не преувеличение, а рассказ бывшего одногруппника.Иногда фанфаронство перерастает в эготизм. Отличие эготизма в том, что человек сам начинает верить в свои сильно преувеличенные возможности.
Резонер
Значение: человек, который любит вести пространные рассуждения преимущественно нравоучительного характера, при этом не имея за спиной хоть какого-нибудь опыта.
В жизни: те самые диванные философы и родственники-неудачники, которые самоутверждаются за счет бесконечных советов.
Кэррилист
Значение: человек, который постоянно переспрашивает собеседника. Иногда для того, чтобы выиграть больше времени на размышление.
В любом случае, бесит, когда тебя постоянно переспрашивают во время беседы.
Филистер
Значение: человек с узким обывательским кругом и ханжеским поведением.
Немного о происхождении: история этого слова уходит корнями в библейские времена, и не всегда несла в себе негативный характер. Например, когда-то филистерами называли рослых, могучих людей, по аналогии с филистимлянином Голиафом. Так что поаккуратнее с этим словом: гражданин может подумать, что ты называешь его могучим героем. Потом это прозвище прилипло к мушкетерам — кумирам девичьих грез XVII столетия. Но однажды один из филистеров (то бишь мушкетеров) в пьяной драке застрелил студента. Состоялся судебный процесс, после которого просвещенное немецкое студенчество начало с особым цинизмом опускать доселе славных филистеров. С легкой руки просвещенных балагуров филистером стал человек сильный, но ограниченный, самодовольный, антипод человека просвещенного.
В жизни: в твоей жизни их полно. Это зачастую довольно успешные люди, их даже можно назвать личностями, но они будут с особой жестокостью поносить все то, в чем не разбираются и что им чуждо. Вчера они поносили русский реп, потому что толпа сравнивала его с продуктами желудка, а сегодня он его любит, потому что все начали. Это не конформист, поскольку у него есть свое мнение, он верит в эти идеалы. Но филистер никогда не будет разбираться в чуждом для него предметы. Он как голубь-шахматист, который начинает переворачивать фигурки с шахматной доски и гадить.Коптокмия
Значение: желание казаться умнее при помощи использования редких слов.
В жизни: собственно говоря, этим ты и будешь заниматься, если последуешь призыву в этой статье. Что характерно, в обычной жизни нас самих такие люди очень сильно раздражают.
Косный
Значение: тяготеющий к чему-то привычному, невосприимчивый к новому, отсталый.
В жизни: возможно, это твои родственники, не понимающие твоих стремлений и увлечений. Или друзья, застрявшие в позапрошлом веке и считающие, что нет ничего лучше группы «Краски».
Сатрап
Значение: деспот, самодур, управляющий по собственному произволу. Другими словами, твой начальник или научный руководитель.
Немного о происхождении: исторически сатрапами называли правителей административного округа в Древней Персии. Они занимались сбором налогов, содержанием армии и имели больше полномочий, чем известный академик и герой, руководящий одной из республик в одной из стран. При этом сволочи так зазнавались, что постоянно бунтовали против Великого царя.В жизни: Как правило, сатрапы озвиздюливались, а вот озвиздюлят ли твоего начальника — большой вопрос. Деспотичная собака позволяет себе общаться с тобой, как с животным: хамит, дерзит, унижает. Может быть, он просто мразь? Давай, он лучше будет мразью, так понятнее.
Профан
Значение: совершенно несведущий человек, невежа в какой-либо области.
В жизни: не то что бы они мешают жить, но иногда заставляют задаться насущным вопросом: как можно не знать настолько простых вещей?
Сардоническая ракалия
Значение: злобно-насмешливый, колкий, язвительный.
Немного о происхождении: у римлян было такое выражение «risus sardonicus», что переводится как «сардонический смех». Сейчас уже трудно установить, откуда пошло слово «сардонический», но лингвисты склонны предполагать, что виной всему остров Сардиния, где росла очень горькая на вкус трава. Поешь такой травки, и настроение такое же мерзкое, как аромат подмышек грязных галлов и лангобардов.
С ракалией все куда проще. В переводе с французского «racaille» не что иное, как «негодяй» и «мерзавец». Еще Лесков в «Левше» писал: «Ах ты, ракалия этакая, подумал я, еще он сомневается!».
В жизни: сардонических ракалий пруд пруди. Возможно, ты и сам — такая же ракалия. Сколько нас таких, колких, язвительных, мерзких? Как сказал классик, оver дофига. Своими колкостями мы портим настроение и сбиваем с пути истинного людей, в себе неуверенных. Это при том, что сами начинаем вести себя, как маленькие девочки пубертатного периода, если вдруг какая-то сардоническая падла начнет публично насмехаться над нашими идеями и мыслями. Какое, все-таки, смачное слово — сардонический.
Идиолатрия
Значение: самообожание, самопоклонение.
В жизни: люди, которые любят себя настолько, что во время полового акта представляют себе свой собственный лик. Это нечто большее, чем нарциссизм.
Как люди превращают себя в магнит для неприятностей и что с этим делать
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Бутерброд всегда падает маслом вниз, соседняя очередь движется быстрее, а если какая-то неприятность может случиться, она обязательно произойдет. Эти наблюдения часто называют законами Мерфи, но в народе они больше известны как «законы подлости».
С другой стороны, есть люди, словно рожденные под счастливой звездой. Они всегда оказываются в нужное время в нужном месте, а удача так и липнет к ним. В чем же разница между счастливчиками и неудачниками и как склонить чашу весов в пользу успеха и везения?
AdMe.ru советует прочесть эту статью каждому, кто забывал дома зонтик и попадал под проливной дождь, перед кем закрывали кассу в магазине и кто приходил на остановку ровно на одну минуту позже, чем отправлялся его автобус. Возможно, проблема вовсе не в том, что мир жесток и несправедлив, а в том, что вы сами решили так жить.
1. Вы чувствуете, что идете не по своему пути
В постоянной спешке и суете попробуйте на минуту остановиться и спросить себя, по душе ли вам та жизнь, которой вы живете. Вы сами выбрали профессию, партнера, хобби, дом или ваши решения были продиктованы чужими желаниями?
Если ваша жизнь идет наперекосяк и все словно валится у вас из рук, возможно, вы сейчас совершенно не на своем месте. Вопрос «А чего же я хочу?» кажется легким только на первый взгляд. Вспомните героя фильма «Трасса 60». Ему пришлось пройти немало испытаний, чтобы понять, чего он на самом деле хочет, и бороться за это.
Вам вовсе не обязательно встречать на своем пути волшебника, исполняющего желания. Вы можете стать таким волшебником для самого себя. Главное — правильно сформулировать желание и превратить его в достижимую цель.
2. Вы постоянно откладываете дела на потом
Стивен Кинг говорил о том, что жить нелегко, если не умеешь расслабляться. Конечно, отдыхать полезно, и, согласно мнению ученых, любовь к прокрастинации даже говорит о высоком уровне интеллекта. Но лишь в том случае, если процесс откладывания дел не затягивается на дни, месяцы и годы.
Доктор Тимоти Пичил считает, что люди склонны идти по пути наименьшего сопротивления и если они сталкиваются с чем-то сложным, то пытаются максимально это упростить. Зачем вешать карниз в комнате, если можно этого не делать?
Что ж, все верно. Кто хочет — ищет возможность, кто не хочет — причину. Мы можем найти время для всего, при условии что действительно этого хотим. Но еще есть такое понятие, как «нужно». Выбросить мусор, забрать ребенка из школы, прибить полку. Вы ведь хотите жить в чистоте и видеть вашу семью счастливой? Ну так возьмите в конце концов молоток и гвозди!
3. Вы не думаете о своем здоровье или, наоборот, слишком зациклены на нем
Здоровье — это самая большая ценность человека, но многие относятся к нему весьма легкомысленно. А ведь ваше физическое состояние имеет самое прямое влияние на качество жизни и ваши личные успехи.
Добавьте в свой рацион свежих овощей и фруктов, больше двигайтесь, найдите в себе силы отказаться от лишнего бокала на вечеринке и не забывайте проходить плановый медицинский осмотр. Даже этого будет достаточно, чтобы чувствовать себя гораздо лучше.
Мы ни в коем случае не призываем вас превращаться в ипохондрика и алчно подсчитывать, сколько лет жизни вы теряете из-за своих вредных привычек, ведь это правило действуе