Программа элективного курса «Человек-общество-мир»
Муниципальное казённое образовательное учреждение Сузунского района «Шипуновская средняя общеобразовательная школа»
Программа элективного курса
по обществознанию
для уч-ся 11 класса
«Человек – общество – мир»
Составитель И.А.Краснослободцева
учитель высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Обществознание – учебный предмет, ядром которого является совокупность научных знаний о человеке и обществе. Он остаётся одним из самых популярных предметов по выбору выпускниками школ для сдачи ЕГЭ. Базовыми для обществоведческого образования являются науки, изучающие общество: экономика, социология, политология, философия, культурология и др. Многие вопросы, связанные с философскими, религиозными, культурологическими, политико-правовыми, экономическими проблемами, сложны для понимания учащихся. Те, кто завтра выйдут из стен школы во взрослый мир, должны представлять:
как устроен мир, и что сближает всех жителей планеты и что разъединяет их;
какие силы определяют пути и способы развития нашего мира,
какие ресурсы обеспечивают лидерство тех или иных сил;
какое место в этом мире занимает Россия.
Элективный курс раскрывает основные тенденции и возможные перспективы развития современной цивилизации и ориентирован на учащихся, которые планируют связать свою будущую деятельность с педагогикой, политологией, социологией, журналистикой и т.д. Он рассчитан и на создание условий для активизации познавательной самостоятельности старшеклассников, на расширение их эрудиции и практических навыков.
Планирование занятий составлено на основе двух программ:
1. Элективный курс «Человек, общество, мир», авторами которого являются О.И.Волошина, А.П.Логунов, М., «Дрофа», 2007;
2. Элективный курс «История религий, свободомыслия и атеизма» для 10-11 классов/ составитель Э.Ш. Согомонова. – М., Глобус, 2007
Цель курса: овладение учащимися системой знаний, формирующих целостную картину мира и жизни человека в нём, а также навыками, обеспечивающими адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.
Задачи курса:
развивать у старшеклассников умения рассматривать события и явления в жизни общества, пользуясь приёмами системного подхода, доказательно формулировать своё отношение к актуальным проблемам современного мира;
совершенствовать умения самостоятельно получать, систематизировать, анализировать, творчески перерабатывать информацию, поступающую из различных источников и на различных носителях;
осваивать способы учебно-познавательной и проектной деятельности, знакомиться с научным инструментарием, методами познания;
готовить себя к сознательному участию в гражданской жизни.
Курс рассчитан на 36 часов. Основные методы и приёмы, которые предполагается использовать при реализации курса:
объяснительно-иллюстративные – рассказ, лекция, беседа, семинар;
коммуникативные – диалог, полемика, дискуссия, метод проектов, презентация;
проблемно-поисковые – «мозговой штурм», исследование, проблемное изложение
имитационно-ролевые — имитационное упражнение, деловая игра, ролевая игра, анализ конкретной ситуации.
Ресурсы, средства обучения, которые будут использоваться в работе:
Таблицы, презентации, схемы, раздаточный материал, тексты, контрольно-измерительные материалы, компьютеры, Интернет
Ожидаемые результаты обучения:
В результате изучения курса учащиеся должны:
владеть терминами по теме курса;
уметь самостоятельно проводить поиск информации;
владеть навыками работы с научно-популярной и справочной литературой, статистическими материалами, периодической печатью;
демонстрировать самостоятельность мышления, проявление инициативы и реализацию способностей;
использовать информационно- коммуникативные технологии в обучении
Критерии успешности
Ученик получает зачёт при условии выполнения следующих заданий:
подготовка и презентация проекта по любому из разделов программы;
написание двух эссе;
итоговое тестирование.
Учебно-тематический план
23
Человек – существо одушевлённое
Человек – существо деятельное
Семинар
Лекция
Решение проблемных задач, «Мозговой штурм».
4
5
Человек – существо социальное.
Общество как дом человека
Практикумы
Решение познавате-льных и проблемных задач, эссе
6
Общество как институт общественного договора.
Лекция
Проблемное изложение, эвристическая беседа
7
8
Общество как система.
Формы общественного сознания
Лекция
Игра
Проблемное изложение, организационно-мыслительная игра
9
Статусно -ролевая структура общества
Тренинг
Анализ конкретных ситуаций
10
Функциональная и деятельно-производительная структуры общества
Лекция
Проблемное изложение
11
12
Духовная структура общества
Наши духовные ценности
Мини-конференция
Проект
Сообщения учащихся,
презентация
13
Религия как божественное явление и общественный феномен
Лекция
Полемика
14
Мировые религии
Семинар
Поиск информации, её систематизация
15
Конфуцианство, синтоизм, иудаизм
Проект
Презентация
16
Иудаизм и политика: Холокост.
Семинар
Выработка собственной мировоззренческой установки
17
Свободомыслие, атеизм: критика религии
Лекция
Проблемные вопросы
18
Свобода совести: история становления
Лекция
Эссе
19
Массовая культура как общественное явление
практикум
Анализ конкретных ситуаций
20
Политическое своеобразие информационного общества
Лекция
Дискуссия
21
Политическая система современной России и институт президентства
Практикум
Решение проблемных задач
22
Правовое государство и гражданское общество
Семинар
Составление кластера, ролевая игра
23
Сила оружия в современном мире
Проблема терроризма
Лекция с элементами практической работы
Работа с документом
24
Экономика и её роль в жизни общества.
Практикум
Решение проблемных задач
25
Экономика и социальная структура общества
Лабораторная работа
Работа с документами
26
Становление единого мирового хозяйства
Лекция
Проблемное изложение
27
Россия в глобальной экономике
Практикум
Решение познавательных задач
28
Экономика и экология: поиски равновесия
Проект
Разработка и презентация проекта
29
Правовая система общества
Лекция
Эвристическая беседа
30
Функции права
Практикум
Составление таблицы
31
Правосознание и правовая культура.
Практикум
Проект «Декларация прав учащихся школы»
32
Социально-историческая динамика общества
Лабораторное занятие
Анализ текстов
33
Становление глобального общества.
Лекция
Проблемное изложение, решение познавательных проблем
34
Я- гражданин мира
Семинар
Деловая игра
35-36
Итоговое тестирование
Контрольное занятие
Тестирование
Содержание курса
Происхождение человека, его природа и сущность. Современные представления о человеке. Теории происхождения человека. Индивид, личность, индивидуальность. Психологическая характеристика темперамента.
Человек – существо одушевлённое. Идеалисты и материалисты о душе человека. Сознание. Воля и эмоции. Психические познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Мышление. Формы мышления.
Человек – существо деятельное. Деятельность как фундаментальная способность бытия человека. Важнейшие отличия деятельности человека от жизнедеятельности животного. Формы деятельности. Общение и коммуникация. Познание как вид деятельности.
Человек – существо социальное. Личность. Социализация личности. Агенты и институты социализации. Солидарность. Лояльность. Толерантность. Маргинальность.
Общество как дом человека. Общество. Основные модели общества: идеалистическая, натуралистическая, деятельностная, феноменологическая. Гламур как жизненный мир.
Общество как институт « общественного договора». Общественный договор, теория «общественного договора».
Общество как система. Формы общественного сознания Социальная система. Институциональная структура общества. Социальные институты общества. Теория П. Сорокина. Элементарные группы. Кумулятивные группы. Технократия. Гуманократия.
Статусно — ролевая структура общества. Социальный статус. Социальный набор.Социальная роль. Ролевой конфликт.
Функциональная и деятельно-производительная структуры общества. Функции социальной системы по Т.Парсонсу. Деятельно-производительная структуры общества. Организация. Модели организации.
Духовная структура общества. Культура.Формы культуры. Искусство. Религия. И её роль в современном мире. Наука и образование как важнейшие факторы развития современного общества.
Наши духовные ценности. Русская художественная культура. Истоки и основные этапы развития. Особенности художественно-образного мышления великих русских мастеров.
Мировые религии. Буддизм — самая древняя мировая религия. Нирвана. Разновидности буддизма. Христианство. Нагорная проповедь. Апостолы. Православие и католицизм. Критика христианства. Ислам. Коран. Исламский фундаментализм.
Конфуцианство, синтоизм, иудаизм. Конфуций. Система практических норм поведения. Культ императора. Символы религии.
Религия Японии. «Путь богов». Семейно-родовой культ предков. Синтоистские храмы. Иудаизм – религия евреев. Праздники. Пророки и Писания. Течения в иудаизме. Синагога
Иудаизм и политика: Холокост. Еврейская вера и Холокост. Катастрофа Второй мировой войны.
Свободомыслие, атеизм: критика религии. История свободомыслия в Древнем Египте, Греции, Риме, в Новое время, в России. Марксистско-ленинский атеизм.
Свобода совести: история становления. Этапы становления свободы совести. Формирование представлений о свободе совести. Свобода совести в истории Отечества, в СССР и современной России.
Массовая культура как общественное явление. Этапы формирования массовой культуры. Характерные черты массовой культуры. Общедоступность и тиражируемость. Коммерческий характер. Основные направления и жанры.)
Массовая культура в России.
Политическое своеобразие информационного общества. Новый класс-когнитариат. Информация и демократия. Информация и власть.
Политическая система современной России и институт президентства. Элементы политической системы. Россия президентско-парламентская республика. Основные полномочия президента. Российский парламент. Устройство судебной, исполнительной власти.
Правовое государство и гражданское общество. Признаки правового государства. Государство и гражданское общество. Суверенная демократия.
Сила оружия в современном мире. Проблема терроризма. Гонка вооружения. Соблазн глобального доминирования. Угроза ядерной войны. Терроризм – одна из глобальных проблем современности.
Экономическая система общества. Экономика: наука и хозяйство.
Роль экономики в жизни общества. Экономика и социальная структура общества Становление единого мирового хозяйства. Россия в глобальной экономике. Необходимость постиндустриальной модернизации. Экономика и экология: поиски равновесия. Промышленность – угроза окружающей среде. Экология и бизнес. Новы век – новые угрозы для человечества.
Правовая система общества. Функции права. Основы конституционного строя России. Правонарушение и юридическая ответственность. Правосознание и правовая культура.
Социально-историческая динамика общества. Типология общественного развития. Периодизация эволюции общества. Общественный прогресс. Модернизация.
Становление глобального общества. Общество в развитии. Глобализация. Антиглобалисты. Я-гражданин мира.
Итоговое тестирование по курсу.
Литература для учителя
1. Волошина О.И., Логунов А.А. «Человек, общество, мир», М., Дрофа,2007
2. Гуревич П.С. Человек и культура. Основы культуроведения. 10-11 классы, М., Дрофа 2002
3. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 классы/под редакцией Л.Н.Боголюбова. М., Просвещение, 2002
4. Лазебникова А.Ю.Савельева О.О,Ерохина Е.Л. Массовая культура, М, Русское слово, 2005
5. Согомонова Э.Ш. Элективный курс «История религий, свободомыслия и атеизма» 10-11 классы, М., Глобус, 2007
6. Ромашина Н.Ф. Наши духовные ценности. М., Глобус, 2007
Литература для учащихся
1. БарабановВ.В., Насонова И.П. Обществознание. 10-11 классы: Школьный словарь-справочник. М., АСТ, Астрель, 2004
2. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. «Человек и общество» М., Просвещение 2005
3. Дианова Р.И. Тесты по обществознанию, 10 класс, 4-ое издание М., Дрофа 2006
4. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л. Обществознание. Типовые тестовые задания. М., «Экзамен» 2010
5. Мухаев Р.Т. Политология 10-11 кл. Пособие для общеобразовательных учебных заведений. М., Дрофа, 2002
6. Л.В. Обществознание Глобальный мир в XXI веке. М., Просвещение, 2008
Человек — это государство, общество, мир человека
В этом известном марксистском положении выражена не только социальная сущность человека, но и органичная коррелятивная его взаимосвязь и взаимозависимость с объективными реальностями социальной и культурной действительности, а через нее и с природным бытием.
Степень этой взаимозависимости и возможностей творческого воздействия человека и других субъектов общественно-исторической жизнедеятельности (классов, партий, народов и человечества) на объективные условия их существования была различной в прошедшие эпохи. Постоянно видоизменяясь и возрастая, она достигла в наши дни наивысшей степени, обнаружила колоссальные свои созидательные и разрушительные возможности. В этой связи чрезвычайно остро встал вопрос о месте и роли субъективно-человеческого фактора в современном историческом развитии, о тех главных задачах и ценностях, которым должна быть подчинена деятельность представляющих его субъектов, об ответственности каждого человека в определении и решении как собственной судьбы, так и судеб народа, страны, всего человечества. Иначе говоря, возникла настоятельная необходимость глубокого осознания человеком своих связанных с жизненными интересами человечества целей, принятия и практического осуществления им такой индивидуальной нравственной и общественно ответственной позиции, которая позволила бы ему и человечеству в целом стать хозяином своей судьбы, сохранить свою жизнь и обеспечить благоприятные условия для дальнейшего социального прогресса.
Анализ положения человека в мире, современной ситуации мирового развития и связанных с ней наиболее общих проблем человеческого существования позволяет, как мы уже отмечали, выделить ряд актуальных жизненных задач и самоочевидных ценностей, которые могут и должны выступать сегодня в качестве наиболее общих и обязательных норм всякой деятельности — государственной, общественной, индивидуально-человеческой. Такими задачами нашего времени являются всеобщее разоружение, устранение войн как средства решения спорных проблем, создание всеобъемлющей системы международной безопасности, комплекс других глобальных проблем, решение которых возможно лишь на путях мирного сотрудничества всех народов. Соответственно на передний план выдвигаются такие общепризнанные ценности, как мир, человек, демократия, социальный прогресс. Они же служат своеобразными императивами, требующими соотносить и согласовывать с ними всякую человеческую деятельность, постоянно учитывать настоятельную необходимость все средства и возможности современной науки и техники подчинять интересам мира и человека, его свободного и гармоничного развития. В тесной связи с этими требованиями находится также задача утверждения в мире тех новых и справедливых принципов межчеловеческих и международных отношений, которые, сложившись в русле мирового революционного процесса и освободительного движения, успешно осуществляются в практике стран социалистического содружества и получают все большее признание в их отношениях с развивающимися странами и в современной международной жизни в целом. Это принципы международного политического, экономического и культурного сотрудничества, исключающие всякие формы социального, расового и национального неравенства.
Решение общих задач современного человеческого Существования и претворение в жизнь связанных с ними общедемократических ценностей и принципов, как это признается сегодня многими, возможны лишь при условии, если человечество уже в ближайшие десятилетия в ряде важнейших сфер своей жизнедеятельности выйдет на качественно новый уровень. В век термоядерного оружия, экологических и Других глобальных проблем, угрожающих жизни человечества, нельзя жить по-старому, мыслить и действовать стереотипами прошлых эпох. Наряду с сохранением и использованием прогрессивных культурных традиций в строительстве новых общественных отношений нужен принципиальный отказ от всего того косного, отжившего и антинародного, что веками культирировалось и поддерживалось в интересах привилегированных сословий и классов, их социального и политического господства, необходим решительный разрыв с основанными на праве сильного старыми формами внутригосударственной и международной жизни. «В ядерный век нельзя жить — во всяком случае, долго жить — с психологией, привычками и правилами поведения века каменного».
Необходимость осуществления общих качественных изменений в образе мышления и жизнедеятельности человечества сегодня осознается многими учеными, философами, общественными и государственными деятелями различных политических направлений. Все большее признание получает идея коренных преобразований капиталистических общественных отношений. Не только коммунисты, но и некоторые представители левой социал-демократии и даже леволиберальных организаций западных стран выступают в наши дни с различными программами преодоления капитализма, замены его обществом социалистического типа. В странах социалистического содружества во весь рост встала и решается задача всестороннего развития и совершенствования социализма, более полной и последовательной реализации его огромных созидательных возможностей и преимуществ.
Успешное решение глобальных и региональных задач человеческого существования находится в непосредственной зависимости от определенных объективных и субъективных предпосылок современного общественного развития, от того, насколько ведущие политические силы различных регионов мира и человечества в целом, главные субъекты социально-политической деятельности, осознали и приняли к руководству жизненно важные задачи и ценности времени, насколько они внутренне свободны и объективно способны претворить их в жизнь, т. е. насколько их творчеству помогают или препятствуют объективные социально-экономические и политические системы, существующие в отдельных странах, в мире в целом.
Сегодня необычайно важна степень личностной зрелости и самостоятельности отдельного человека и других субъектов общественной жизни, их идейная и ценностная направленность, то, в какой мере развито в них личностное начало, способность контролировать и направлять объективный процесс исторического развития, быть сознательными творцами своей собственной жизни. Говоря о личностном начале, личностной инстанции человека, делающей его центром и субъектом исходящих от него деятельных актов, мы имеем в виду некую находящуюся в пределах самого конкретного человеческого существа «метаинстанцию», обусловливающую или выражающую его способность дистанцироваться, отвлекаться от окружающих его обстоятельств, от привычных и утративших свою эффективность форм его собственной жизнедеятельности, переориентировать свои действия и поступки в соответствии с новыми представлениями о целях и задачах общественной, человеческой жизни или для восстановления нарушенных им самим исходных принципов его жизненного назначения.
«Метаинстанционные» функции бывают различными. Но в данном случае речь идет о «метаинстанционной» функции, обращенной к самому субъекту творчества. Это функция критического самосознания, самоконтроля, самообновления, деятельной активности субъекта, предполагающая в известном смысле преодоление самого себя, выход за пределы давно ставших и закостеневших форм жизнедеятельности. Она соответственно может служить показателем творческой природы, недогматичности духовного склада конкретного человека, демократичности и гибкости организационных структур общественных и государственных организаций, обладающих необходимыми внутренними механизмами самосовершенствования и самоформирования, творчески-критического характера конкретной идеологии, позволяющей ее последователям постоянно развивать и уточнять жизненные ориентиры в соответствии с новыми явлениями и фактами общественно-исторического процесса.
Сложные и трудные задачи современной жизни могут быть успешно решены лишь объединен
Человек.Общество.Мир
ПРОГРАММА КУРСА
I модуль
Раздел 1. Человек в мире(20 часов)
Развитие взглядов на общество. Формационный и цивилизационный подход к изучению общества. Типология изучения обществ. Основные сферы и институты общества. Общественные отношения. Исторический процесс и его формы. Прогресс (формы и критерии)и регресс. Глобальные проблемы современности и пути их решения. Общество к и совместная деятельность людей. Общество и природа. Науки об обществе. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Врожденная предрасположенность и развитие человеческих качеств. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности.
Раздел 2. Человек в системе экономических связей (24 часа)
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП, Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы. Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости. Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики. Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителей. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
Повторение (4 часа). Тестовый контроль
II модуль
Раздел 3. Общество, в котором мы живем (16 часов)
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность. Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль. Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Национальные отношения. Этнические общности. Национальное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика.
Раздел 4. Политика в обществе
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть ее происхождение и виды. Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России. Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. СМИ и их роль в политической жизни. Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология. Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура. Политическая элита.
Раздел 5. Право (28 часов)
Сущность и признаки государства. Функции государства. Основные теории происхождения государства.
Формы государства. Форма правления. Монархическая форма правления и ее виды. Республика и ее виды.
Политический режим. Демократия и ее формы. Народовластие в РФ. Законодательство о референдуме в России. Система выборов в РФ. Антидемократические режимы: авторитарный и тоталитарный.
Форма государственного устройства: федерация, конфедерация и унитарное государство. Национально-государственное устройство России: исторический обзор. Национально-государственное устройство РФ на современном этапе. Проблемы федерации. Работа с документами: Конституция РФ и другие. Решение правовых задач.
Заключение (4 часа). Итоговое тестирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Примечания | Дата проведения | |
план | факт | ||||||
II | РАЗДЕЛ 2. Проблема прав человека в XXI веке. | 33 | |||||
1.1. | Введение. | 1 | Краткая характеристика изуча-емого курса. | 05.09 | |||
1.2. | Происхождение го-сударства и права. | 1 | Теории происхождения госу-дарства. Патриархальная тео-рия, теория договоров, теория насилия, органическая теория, психологическая теория, расо-вая теория, материалистическая теория и их представители. | Знать теории происхож-дения государства и права. | Презентация «Происхождение государства и права» | 12.09. | |
1.3. | Право древнего мира и средневековой Европы. | 1 | Кодекс царя Хаммурапи. Зако-ны Древнего Востока. Законы Древней Греции и Рима. Евро-пейское и римское право. Осо-бенности средневекового права. Взаимоотношения средневеко-вого права и церкви. Великая хартия вольностей. | Знать основное содер-жание законов древнего мира. | Отрывки текстов | 19.09. | |
1.4. | Становление права Нового времени. | 1 | Основные черты буржуазного права. Всеобщая декларация прав человека. Основное содер-жание Конституции США. | Знать основные положе-ния Конституции США. | Отрывки из Конституции США | 26.09. | |
1.5. | Развитие права в России в IX – начале XIX в. | 1 | Факторы, влияющие на процесс становления права в Русском государстве. Роль православия в развитии правовой системы. Памятники государственно-правовой мысли Руси -России ХI-XVIII в.в.: «Слово о законе и благодати», «Повесть времен-ных лет», «Поучение» князя» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Моление Да-ниила Заточника», «Слово о по-гибели Русской земли», «Задон-щина», «Сказание о Мамаевом побоище», Соборное уложение 1649 г. | Знать памятники правовой мысли России. | Отрывки из документов | 03.10. | |
1.6. | Советское право в 1917 – 1991 гг. | 1 | Сущность диктатуры пролета-риата В.И.Ленина. Революци-онное правосознание. Наруше-ния законности в нашей стране в 20-50-е г.г. Конституция 1977 г. Правозащитное, диссидент-ское движение. | Знать понятие «дисси-дент», основные положе-ния советских Конститу-ций. | Отрывки текстов советских Конс-титуций | 10.10. | |
1.7. 1.8. | Современное рос-сийское право. | 2 | Основные цели экономических реформ 90-х г.г. в России. Кон-ституция РФ 1993 г. и ее роль. Гражданский кодекс РФ. Уго-ловный кодекс РФ. Налоговый кодекс РФ. | Знать основные документы. | Презентация «Отрасли российского права» | 17.10. 24.10. | |
1.9. | Международные договоры о правах человека. | 1 | Ценности прав человека: гума-низм, человеческое достоин-ство, свобода, равноправие, со-лидарность, справедливость, толерантность. Стандарты прав человека: международные уни-версальные, международные региональные, национальные документы. | Знать международный билль о правах; основное содержание Факультатив-ного протокола к Между-народному пакту о граж-данских и политических правах. | 07.11 | ||
1.10. 1.11. 1.12. | Виды прав человека. | 3 | Классификация прав человека: по сферам жизнедеятельности, по происхождению, по полити-ческому статусу личности, по времени формирования, по субъектам-носителям. | Знать группы прав, составляющие содержание Всеобщей декларации. | Презентация «Права и свободы человека и граж-данина» Интернет – урок «Права и свободы человека» | 14.11. 21.11. 28.11. | |
1.13. | Всеобщая декларация прав человека. | 1 | История создания. Классифика-ция прав человека, зафиксиро-ванных во Всеобщей деклара-ции прав человека. | Знать значение Всеобщей декларации прав человека. | Текст Всеобщей Декларации прав человека | 05.12 | |
1.14. | Урок-практикум «Конституция РФ о правах человека». | 1 | Конституция РФ как основной закон государства. Российская конституционная концепция прав человека. Основные права и свободы, закрепленные в Конституции РФ. | Знать Конституцию РФ 1993г. о правах и свободах человека и гражданина. | Текст Конституции | 12.12. | |
1.15. 1.16. | Права ребенка. | 2 | Декларация прав ребенка. Исто-рия принятия Конвенции. Ос-новные права ребенка. | Знать основные права ребенка. | Презентация «Права ребенка» | 19.12. 26.12. | |
1.17. | Урок-практикум «Конвенция о пра-вах ребенка». | 1 | Конвенция о правах ребенка и ее значение. Основные права ребенка. Трудности нашего об-щества в процессе реализации права детей на свободу ассоци-аций и собраний. | Знать Конвенцию о правах ребенка. | Текст «Конвенции о правах ребенка» | 09.01 | |
1.18. | Нарушения прав человека в совре-менном мире. | 1 | Основные виды нарушений прав человека в современном мире. Дискриминация. Геноцид. Апартеид. Национальный экс-тремизм. Проблемы беженцев, рабочих-мигрантов. | Знать понятие «геноцид, апартеид». | Презентация «Права и свободы человека и граж-данина» | 16.01. | |
1.19. | Соблюдение прав человека. | 1 | Условия и средства обеспече-ния прав человека в современ-ном мире. | Уметь применять полу-ченные знания при ре-шении практических и проблемных задач; выде-лять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения. | Презентация «Права и свободы человека и граж-данина» | 23.01. | |
1.20. | Организация защи-ты прав человека. | 1 | Международные организации, осуществляющие защиту прав человека. Внутригосударст-венные правозащитные органы. | 30.01. | |||
1.21. 1.22. | Дискриминация или защита прав человека. | 2 | Спорные вопросы прав чело-века: смертная казнь, аборт, эвтаназия и др. | Знать понятие «дискри-минация». | 06.02 13.02. | ||
1.23. | Права человека и их природа. | 1 | Смысловые значения права. Ос-новные назначения права в обществе. Мера свободы, спра-ведливости и ответственности. | Уметь формулировать ос-новные права и обязаннос-ти гражданина; работать с текстом; анализировать, обобщать и делать выводы; участвовать в дискуссии; работать со схемой. | Презентация «Права и свободы человека и граж-данина» | 20.02. | |
1.24 1.25. | Права человека и правовая культура. | 2 | Понятия достойное существо-вание, естественные и неот-чуждаемые права, юридические гарантии, судебная система, уполномоченный по правам человека. Права человека — высшие ценности человечес-кой цивилизации. Естественные и неотчуждаемые права человека. Общечеловеческие правовые документы. | Уметь формулировать ос-новные права и обязаннос-ти гражданина; работать с текстом; анализировать, обобщать и делать выводы; участвовать в дискуссии; работать со схемой. | Презентация «Права и свободы человека и граж-данина» | 27.02. 06.03. | |
1.26. 1.27. | Международное гу-манитарное право. | 2 | Задачи, принципы, история во-зникновения, основные доку-менты МГП и механизмы их применения. Определение гражданских объектов. Опре-деление военных объектов. | Знать понятия «междуна-родное гуманитарное пра-во. Комбатанты. Военно-пленные. Военные пресс-тупления. Военные пресс-тупники». | Интернет – урок «Права и защита жертв вооружён-ных конфликтов» Конспект урока «Международное гуманитарное право» | 13.03. 20.03. | |
1.28. | Лица и объекты, пользующиеся осо-бой защитой. | 1. | Категории лиц, нуждающихся в специальных правах и особой заботе государства: сироты, инвалиды, беженцы и др. Конвенция о статусе беженцев. Медицинский персонал. Духовный персонал. Персонал и объекты, использующие отличительную эмблему. Журналисты. Санитарные, безопасные, нейтрализованные и демилитаризованные зоны. Культурные ценности. | Знать, какие лица поль-зуются особой защитой в МГП. | Интернет – урок «Права и защита жертв вооружён-ных конфликтов» | 03.04. | |
1.29. | Общие принципы использования ору-жия. | 1 | Оружие, способное нанести чрезмерные повреждения или причинить излишние страдания. Оружие неизбирательного действия. Применение запрещённого оружия. | Знать виды оружия, спо-собного нанести чрезмер-ные повреждения или при-чинить излишние страда-ния. | Интернет – урок «Права и защита жертв вооружён-ных конфликтов» | 10.04. | |
1.30. | Защита прав чело-века в мирное и военное время. | 1 | Гуманное обращение. Запрещение убийства. Лишение свободы. Статус военнопленного. Раненные и больные. Лица пропавшие без вести. Лица находящиеся под особой защитой. Роль государственных органов в защите прав человека. | Знать роль ООН в защите прав человека, обществен-ные организации, наблюда-ющие за соблюдением прав человека. | Интернет – урок «Права и защита жертв вооружён-ных конфликтов» | 17.04. | |
1.31. 1.32. | Конституционное право. | 2 | Виды конституций. Роль конс-титуции как правового доку-мента. Конституционное право. Источники конституционного права. Конституционная сис-тема. Значение понятия «кон-ституционализм». Основное содержание преамбулы Конс-титуции РФ. Высшая ценность в РФ, согласно Конституции РФ. Ветви власти в России. Прямое действие Конституции. | Знать главные задачи и основные положения Кон-ституции РФ; основные принципы конституцион-ного строя РФ. Уметь формулировать главные ценности, на ко-торых базируется Консти-туция РФ; характеризовать конституционный строй РФ. | Интернет – урок «Конституционный строй» Презентация «Конституционное устройство РФ» | 24.04. 15.05. | |
1.3. | Итоговое повторение. | 1 | Знать основные положения раздела. | тест | 22.05. |
Глобальное общество — Википедия
Земля — дом человечестваГлобальное общество (англ. global society) — концепция человеческого общества, объединяющего в своём составе всё человечество, всех жителей Земли и общества всех стран мира (локальные общества). Название происходит от слова «глобальный», то есть, мировой, тот, что касается земного шара. Понятие получило распространение в мировых научных кругах во второй половине XX века, когда возникла необходимость в изучении вопросов, явлений и процессов, имеющих отношение к жизнедеятельности и развитию человечества в целом.
Понятие глобального общества начинает впервые широко использоваться в научных кругах XX века в процессе осмысления такого явления как глобализация.
В последнее время в мировом научном сообществе становится все более популярной концепция глобального общества (Global society), с точки зрения которой все люди нашей планеты являются гражданами единого глобального общества, которое состоит из множества локальных обществ отдельных стран мира. Эта концепция значительно упрощает рассмотрение процессов глобализации, которые в этом случае превращаются в обычные общественные преобразования в рамках глобального общества, власть в котором время от времени пытаются захватить те или иные правители (князья мира сего).
Похожие идеи высказывались ещё в глубокой древности. Древнегреческий мыслитель Диоген например использовал такое понятие как космополит, то есть гражданин мира или гражданин космополии (общества мира). В христианском (в частности православном) учении использовались такие понятия как «род людской», «человечество», «христианский мир» и т. д. Таким образом можно утверждать, что просвещенные люди древности, особенно святые отцы, ещё в древности понимали тот простой факт, что все люди, все представители рода homo sapiens являются гражданами единого глобального общества, влияние каждого человека на социальные процессы в котором ограничено, но вместе с тем время от времени отдельные правители (князья мира сего) получают значительную власть в свои руки (Чингисхан, Гитлер, Сталин, римские императоры, турецкие султаны, американские президенты) и на основании этого пытаются поставить весь мир под свой контроль(проблемы глобализации), что иногда им почти удается.
В мировоззрении жителей Азии, напр. Китая, Средней Азии а также жителей Империи Чингисхана важное место занимала идея Поднебесной — всей Земли (под Небом) и человеческого общества, существующего на её просторах. Следует обратить внимание, что Империя Чингисхана являет собой одну из самых известных в мировой истории попыток централизации власти (единовластия, монархии) в глобальном обществе в руках одного лица или группы лиц. Также стоит обратить внимание, что в мировой истории похожие попытки делались с древнейших времен и до наших дней. Достаточно вспомнить политику таких государственных структур как Персидская империя, Римская империя, Священная Римская Империя, Восточная Римская (Византийская) империя, Османская империя, Российская империя, Британская империя, Германская империя, СССР, Третий Рейх и т. д.
«Только в наш [XX] век так называемое уничтожение расстояний, которое началось с приручения первого осла и постройки первой лодки, дошло до такой степени, что впервые открыло перед человечеством возможность слиться в единое общество», — писал Арнольд Тойнби[1].
Понятие глобального общества тесно связано с понятием общества. Если по мнению одних ученых глобальное общество только формируется, или сформировалось относительно недавно, то по мнению других — это общество существовало с самого возникновения человечества, просто люди либо не уделяли ему достаточного внимания, либо называли другими словами — «человечество», «род человеческий» и др.. Понятия близки по смыслу к понятию «глобальное общество» — планетарное общество, международное или мировое сообщество, «глобальная деревня».
Жизнь в современном глобальном обществе[править | править код]
С точки зрения глобального общества нет ничего загадочного в процессах глобализации. Они представляют собой обычные общественные процессы (общественные преобразования) в глобальном обществе и им можно найти определенные аналогии в обществах локальных (отдельных стран).
В составе глобального общества во все времена существовали общества локальные, общества отдельных стран, государств и регионов мира. Таким образом глобальное общество также имеет региональную структуру, как и общество любой отдельной страны мира.
Глобальное хозяйство (Глобальная экономика) — с точки зрения глобального общества это его сфера хозяйственной деятельности, его хозяйственная система.
Впервые идеи рассматривать всех жителей нашего мира (нашей планеты) как единое общество появляются ещё во времена Древности. В частности, древний мыслитель Диоген принимает такое понятие, как космополит, то есть гражданин мира, гражданин космополии (общества мира). В христианстве, в частности в православии, в различных философских учениях на их основе, ещё во времена раннего средневековья (в частности Киевской Руси) используются такие понятия как человечество, род человеческий, мир христианский, град Божий и т. д., которые по сути являются осмыслением жизни человечества и глобального общества того времени с христианской точки зрения. В других вероучениях того времени, в частности в иудаизме, мусульманстве, китайской философии, буддизме, индуизме и др. можно встретить похожие идеи[источник не указан 1913 дней].
Новые формы описания глобального общества появляются в Европе в эпоху Нового Времени в рамках гуманизмa. По сути в те времена разрабатываются такие идеи гуманизма, важные для современного глобального общества, как идеи человечества, человеческого блага и общечеловеческих ценностей.
В XVIII—XIX вв. тоже появляются определенные наработки в области исследования глобальных общественных процессов и жизни человечества. В частности следует упомянуть теорию вечного мира в Европе и труд Канта «К вечному миру», в которой он продолжает античные идеи космополитизма и мирного сосуществования людей во всем мире. Следует обратить внимание, что идея вечного мира была довольно популярной в названную эпоху и по сути представляла собой идею близкую к идее глобального общества в современном мире. Этой идеей интересовались как мыслители тогдашней Европы так и России (Руси). В частности Ж. Ж. Руссо, перевод трудов которого осуществлялся Ипполитом Богдановичем. См. статью Вечный мир (философия)
Зарождение и развитие идей глобального общества в рамках основных мировых вероучений[править | править код]
Люди, знакомые с основными мировыми вероучениями (религиями) и понятием глобального общества, довольно легко находят аналогии в идеях, которые высказывались многими людьми в рамках этих вероучений на протяжении тысячелетий и современной идеей глобального общества. Для верующих людей Творцом человечества, а значит и глобального общества является Бог. Так в христианстве, мусульманстве, иудаизме и буддизме большое внимание уделяется человечеству, общечеловеческой общности земного шара, вечным проблемам, существующим в её составе на протяжении всего её существования и оптимальным путям их решения. В древних верованиях Китая (в частности конфуцианстве) подобные вопросы осмысливаются с использованием понятия Поднебесной, жизненного пространства, в котором живут люди и одновременно — общечеловеческого общества, которое существует в рамках этого пространства. Таким образом, идеи глобального общества, осмысление жизни человечества как единого целого, единого сообщества, которое существует на нашей планете со времени появления первых людей, имеет многовековую историю, истоки которой теряются в глубине тысячелетий. В частности на землях современной Украины эти вопросы были достаточно основательно разработаны в рамках средневековой православной философии, интерес к которой в мире начал расти в последние годы, что позволяет говорить о существовании православного глобализма, глобального мировоззрения основанного на православных ценностях.
Глобальное общество и проблемы глобализации[править | править код]
С самого начала возникновения человечества, в глобальном обществе вместе живут очень разные люди с разными взглядами на жизнь. В зависимости от многих факторов люди могут как принимать так и отрицать общечеловеческие ценности и идею мирного сосуществования человечества на планете. В связи с общественными проблемами, которые вызывает глобализация, существует много людей в современном мире, которые склонны считать глобализацию скорее негативным явлением чем положительным. Это своё видение глобализации они часто переносят на глобальное общество, отрицая его существование или отказываясь признавать себя полноправными членами глобального общества.
СССР — яркая попытка объединить глобальное общество и установить в нём определенный порядокИстория свидетельствует, что во времена общественных проблем в глобальном обществе обычно получают распространение идеи централизации власти (единовластие) в обществе, то есть идеи о том, что определенный человек или группа людей смогут решить существующие социальные проблемы, если в их руки передать всю власть в обществе. Как правило эти идеи ведут к попытке установления власти в обществе насильственным путём. История человечества полна таких попыток. В масштабах глобального общества наиболее значимые попытки централизации власти обычно приобретают форм мировых империй. В качестве примеров можно привести стародавние Китайскую, Персидскую, Римскую империи, Арабский халифат, Гуннский каганат, средневековые (Священную Римскую) и Византийскую империи, Великую степную Монгольскую Империю, империи Нового Времени, и такие как Османскую (Российскую) , Австро-Венгерскую, Британскую, Германскую империи. В истории XX в. некоторые исследователи рассматривают такие империи как Советскую (СССР)[2], Германскую (Германия 1933—1945 гг) и Американскую (США). В случае общественных проблем в глобальном обществе есть все основания ожидать новых попыток создания мировых империй (централизации власти) в мире.
С точки зрения концепции глобального общества все войны в мире имеют целью передел власти и сфер влияния в глобальном обществе, устранение противоречий между теми или иными локальными обществами, входящими в его состав.
Структура глобального общества будущего[править | править код]
В прошлом, в глобальном обществе были периоды, когда его структуру характеризовали как преимущественно первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и индустриальную. Относительно его будущей структуры на данный момент трудно что-то сказать, поскольку ни одному человеку не дано знать будущее. Различные исследователи предлагают разное видение структуры глобального общества будущего, в частности глобальное информационное общество, глобальное гражданское общество, глобальная монархия (диктатура), союз отдельных государств мира и проч. Для современных жителей глобального общества, равно как и для их предков, продолжают оставаться важными вопросы сохранения мира, порядка, благосостояния, а также местных обычаев, собственного языка и веры в условиях быстрых изменений.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «МИР И ЧЕЛОВЕК»
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № _______ | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ Ненинская СОШ имени Героя РФ Лайса А.В. Приказ №____ от «___»__________20___ г. |
Рабочая программа
по элективному курсу:
«Мир и человек»,
11 класс
2014-2015 учебный год
Руф Юлия Александровна,
учитель истории и обществознаия
с. Ненинка
Пояснительная записка
Данная программа элективного курса «Мир и человек» (начальная философия) предполагает знакомство учащихся с основными научными и обществоведческими, философскими понятиями, направлениями и представляет собой своеобразный интегративный курс начальной философии с биологией, физикой, химией. На протяжении школьных лет учащиеся изучали математику, химию, биологию, физику и историю как отдельные друг от друга науки – вполне самостоятельны, независимые одна от другой. Философия опирается на данные всех наук, на их высшие достижения, объединяя их с целью понять подлинный смысл бытия, общества, Вселенной в их неразрывной связи и взаимозависимости.
Элективный курс создан на основе Программы по обществознанию 10-11 классов под ред. Л.Н. Боголюбова «Человек и общество» (М., 2001) и модульного курса «Социальная философия» (М.,1998).
Задачи курса:
Данный курс призван оказать помощь учащимся лучше разобраться и усвоить такие сложные вопросы, как:
-общие представления о мире, его возникновении и развитии;
-жизнь в космосе, русский космизм о месте человека во Вселенной;
-начало человека и вселенной;
-возникновение жизни и человека на Земле;
-природа и сущность человека, его судьба и предназначение
В целях контроля знаний по окончании изучения каждого раздела проводятся повторительно – обобщающие уроки в форме семинаров, дискуссии, «круглые столы». В конце учебного года проводиться итоговое повторение в виде «философского стола». Вопросы учащимся можно давать в виде опережающих заданий.
В течение курса учащиеся выполняют реферативную работу, исследования по обсуждаемым темам, которые могут быть представлены как в урочном процессе, так и на семинарах, в ходе дискуссий. Занятия проводятся 1 раз в неделю (34 часа в год). Срок реализации программы – в течении всего учебного года.
Календарно – тематическое планирование (элективный курс 11 класс «Мир и человек»)
№
Название раздела
Тема урока
Кол-
во
часов
Элементы содержания
Форма контроля
Дата проведения
План.
Факт.
1
Введение.
1
Древнегреческие мыслители Платон, Сократ о философии
Устный опрос
2
Что такое философия
1
Точки зрения русских мыслителей на философию
Устный опрос
Человек и мир
13
3-5
Мир – реальность или иллюзия
3
Учение о душе по Аристотелю. Душа по Достоевскому – высшая деятельность человеческого тела.
Устный опрос
6-8
Возникновение, существование и перспективы мира
3
Общие представления о мире, его возникновении и развитии. Теория эволюции Дарвина. Жизнь в космосе. Вселенная и разум
Сообщения
9-10
Мир в его новых смыслах
2
Смысл мира в античности, Средневековье, эпохе Просвещения, XX веке. Мир человека в законах мироздания. Взгляды Фрейда, Дарвина, Галилея.
Письменный опрос
11-12
Познание человеком и мира и самого себя
2
Процесс познания. Анализ и синтез. И. Кант о процессе познания. Чувственное и рациональное.
Устный опрос
13-14
Вера, мнение, знание
2
Сущность знания. Соотношение знаний и убеждений. Отличие знаний от верований. Вера. Взгляды Декарта о процессе познания.
Сообщения
15
Повторительно – обобщающий урок по теме «Человек и мир»
1
Реферат
Человек и общество
17
16
Природа и культура
1
Среда обитания человека. Исследования зоопсихологов о различиях детей и обезьян.
Сообщения
17 -18
Природа и человек
2
Общее и различное человека с животным. Природа происхождения человека. Основные направления процесса эволюции живой природы.
Устный опрос
19-22
4
Человек. Личность. Индивидуальность. Концепция Бердяева о сущность человека. Человек по Фрейду.
Устный опрос
23 -24
Человек, культура, общество
2
Сущность культуры. Элементы культуры. Культурные нормы. Ценности, многообразие. Типы, диалог культур
Письменный опрос
25-26
Общности людей
2
Межличностное взаимодействие, статусы и роли человека, механизм идентификации и ее значение для человека, механизм проекции, социальной символизации. Символические стандарты, активность. Эзотермизм.
Устный опрос
27-29
Социальная дифференциация
3
Социальная структура. Этносы, народности, нация, космополитизм. интернационализм
Сообщения
30-31
Сферы общественно жизни
2
Социальные институты, политическая, экономическая, социальная и духовная сферы.
Письменный опрос
32
Повторение и обобщение по теме «Человек и общество»
1
Реферат
33-34
Итоговое повторение
2
Философский путь познания
Круглый стол
Лист корректировки рабочей программы
№
Запланированный урок
Фактически проведенный
Основание
Дата
РП и КТП элективного курса по обществознанию «Человек. Общество. Мир»
Согласовано
заместитель директора по УВР
_______________ О.Г.Ковтун
«31» августа 2016 года
Краснодарский край
муниципальное образование Брюховецкий район
муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
элективного курса по обществознанию
«Человек-общество-мир»
Класс: 11
Учитель: Ю.Г. Старостенко
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы элективного курса по обществознанию «Человек. Общество. Мир.» Ю.Г. Старостенко, утверждённой решением педагогического совета протокол №1 от 31 августа 2016 года
Планирование составлено на основе программы «Элективные курсы в профильном обучении», образовательная область «Обществознание» (10-11 классы), авторы: О.И. Волошина, А.П. Логунов; Москва, «Вита-Пресс», 2004 г.
В соответствии с ФКГОС-2004 среднего общего образования
Таблица тематического распределения количества часов:
урокаСодержание
(разделы, темы)
Кол. часов
Даты
проведения
Оборудование
урока
план
факт
Раздел II. Проблема прав человека в 21 веке
34
Тема 1. Критика России за нарушение прав человека – причины разногласий между Востоком и Западом.
3
1.
Из истории возникновения права, прав человека.
1
5.09
2.
Обновляема я Россия. На пути к конституционному строю.
1
12.09
Компьютер, м\ м проектор
3.
Конституционные основы правового положения граждан России.
1
19.09
Тема 2. Кризис международной правовой системы, сложившейся в 20 веке
3
Компьютер, м\ м проектор
4.
Механизм правового регулирования общественных отношений.
1
26.09
Компьютер, м\ м проектор
5.
Международные юридические гарантии прав и свобод личности.
1
03.10
6.
Социальные катаклизмы 20 века и нарушение естественных прав человека
1
10.10
Компьютер, м\ м проектор
Тема 3. История вопроса: права человека в культурных проектах 20 века
5
17.10
7.
Почему а проблема прав человека существует при каждом подходе и почему она решается по-разному?
1
24.10
Компьютер, м\ м проектор
8.
Права человека в исторической ретроспективе.
1
07.11
9.
Развитие демократических институтов, традиций, парламентских форм правления в европейских государствах.
1
14.11
10.
Значение демократических институтов для реализации прав и свобод граждан в 19 – начале 20 вв.
1
21.11
Компьютер, м\ м проектор
11.
Проблема прав человека в Российской империи.
1
28.11
Компьютер, м\ м проектор
Тема 4. Права человека и их природа (социальное или природное явление)
2
12.
Естественные права человека.
1
05.12
Компьютер, м\ м проектор
13.
Конституционные права человека.
1
12.12
Тема 5. Права человека языком юридических документов
6
14.
Всеобщая Декларация прав человека.
1
19.12
Компьютер, м\ м проектор
15.
Права человека в документах международного права.
1
26.12
Компьютер, м\ м проектор
16.
Права человека в Конституции РФ
1
16.01
17.
Защита международным правом детства.
1
23.01
18.
Международное гуманитарное право
1
30.01
Компьютер, м\ м проектор
19.
Защита прав: основные проблемы и пути их решения
1
06.02
Тема 6. Права человека и правовая культура (навязаны обществом или являются насущной проблемой?)
4
20.
Правовой нигилизм.
1
13.02
Компьютер, м\ м проектор
21.
Пути и средства формирования политической и правовой культуры в современных условиях.
1
20.02
Компьютер, м\ м проектор
22.
Место и роль семьи, школы, самообразования, межличностных контактов в политической и правовой социализации личности.
1
27.02
Компьютер, м\ м проектор
23.
Особенности молодёжной, подростковой политической и правовой субкультур.
1
06.03
Тема 7. Гуманитарное право 20 века
3
Компьютер, м\ м проектор
24.
Право войны и мира
1
13.03
Компьютер, м\ м проектор
25.
Международные преступления против прав человека.
1
20.03
26.
Международные юридические гарантии прав и свобод личности.
1
03.04
Компьютер, м\ м проектор
Тема 8. Общее и особенное (универсальное и национально – специфическое в реализации прав человека)
4
Компьютер, м\ м проектор
27.
Понятие механизма реализации прав и свобод личности.
1
10.04
28.
Национальные гарантии прав и свобод личности.
1
17.04
Компьютер, м\ м проектор
29.
Национальные органы защиты прав и свобод личности.
1
24.04
30.
Международные органы защиты прав и свобод личности.
1
01.05
Компьютер, м\ м проектор
Тема 9. Актуальные вопросы современности: почему растёт актуальность прав женщин, детей, а не актуальность политических прав, как в начале 20 века?
3
31.
Современное состояние феминистского движения в мире, в России.
1
08.05
32.
Легко ли быть ребёнком?
1
15.05
33.
Защита гражданином своих прав и свобод.
1
22.05
Компьютер, м\ м проектор
Тема 10. Проблема знания и образования в области прав человека
2
34.
Формирование компетентностного подхода в правовом образовании обучающихся – одна из главных задач школы, государства.
1
29.05
Компьютер, м\ м проектор
ИТОГО:
34