Инвалидность — Википедия
Символ доступности для инвалидов[1]Инвали́дность (лат. invalidus — «немощный», «слабый»[2]) — термин, объединяющий различные нарушения, ограничения активности и возможного участия в жизни общества. Нарушения — это проблемы, возникающие в функциях или структурах организма; ограничения активности — это трудности, испытываемые человеком в выполнении каких-либо заданий или действий; в то время как ограничения участия — это проблемы, испытываемые человеком при вовлечении в жизненные ситуации. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)[3].
Инвалидность является оспариваемой концепцией, имеющей разные значения в разных сообществах[4].
Инвалидность не должна быть препятствием на пути к успеху. Практически всю свою взрослую жизнь я страдаю болезнью моторных нейронов. Но это не помешало мне сделать выдающуюся карьеру астрофизика и обрести семейное счастье[5].Профессор Стивен У. Хокинг |
Определение данное ООН.
К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.«Конвенция о правах инвалидов»[6] |
По оценкам ВОЗ 2011 года[7], почти 15 % населения во всем мире имеет инвалидность (что превышает сделанные ранее оценки ООН на 10 %[8]). В 2002—2004 гг. в России 16,4 % населения имели ту или иную степень инвалидности, а количество потерянных лет трудоспособной жизни составляло 10 лет на 100 человек в 2004 году[7]. Согласно официальной статистике, в России проживает ок. 10 млн инвалидов, по оценке Агентства социальной информации — не менее 15 млн. Официальная статистика учитывает численность инвалидов, имеющих непросроченное свидетельство об инвалидности, в то время как к ним можно также отнести людей, подпадающих под определение инвалидности, но не знающих об этом или не оформивших соответствующий статус. В 1996 г. в России официально зарегистрированных насчитывалось более 6,2 миллионов инвалидов (4,2 % населения)[9].
Вспомогательная технология — это общий термин, обозначающий устройства и модификации (для человека или общества), которые помогают преодолеть или устранить инвалидность. Первый зарегистрированный пример использования протеза датируется как минимум 1800 г. до н. э
По мере того как персональный компьютер стал более распространённым, были созданы различные организации для разработки программного и аппаратного обеспечения, чтобы сделать компьютеры более доступными для людей с инвалидностью. Некоторые программные и аппаратные средства, такие как Voice Finger, JAWS от Freedom Scientific, альтернатива Orca для свободного и открытого исходного кода и так далее. Были специально разработаны для людей с инвалидностью, в то время, как другие программные и аппаратные средства, такие как Nuance’s Dragon NaturallySpeaking (голосовое управление), не были разработаны специально для людей с инвалидностью, но может быть использованы для повышения доступности [12]. Клавиатура LOMAK была разработана в Новой Зеландии специально для инвалидов[13]. Консорциум World Wide Web признал потребность в Международных стандартах доступности веб-доступа для людей с ограниченными возможностями и создал Web Accessibility Initiative «Инициативу доступности веб-сайтов» (WAI)[14]. По состоянию на декабрь 2012 года стандартом является WCAG 2.0 (WCAG = Правила доступности веб-контента)[15].
Права людей с инвалидностью и интеграция в общество[править | править код]
Инвалидность — не свойство человека, а препятствия, которые возникают у него в обществе. На причины этих препятствий существуют различные точки зрения, из которых две наиболее распространены[16]:
- Медицинская модель усматривает причины затруднений инвалидов в их уменьшенных возможностях.
- Согласно ей, инвалиды не могут делать что-то, что характерно для обычного человека, и поэтому вынуждены преодолевать трудности с интеграцией в обществе. Согласно этой модели, нужно помогать инвалидам, создавая для них особые учреждения, где они могли бы на доступном им уровне работать, общаться и получать разнообразные услуги. Таким образом, медицинская модель выступает за изоляцию инвалидов от остального общества, способствует дотационному подходу к экономике инвалидов.
- Медицинская модель долгое время преобладала в воззрениях общества и государства, как в России, так и в других странах, поэтому инвалиды по большей части оказывались изолированными и дискриминированными[17].
- Социальная модель предполагает, что трудности создаются обществом, не предусматривающим участия во всеобщей деятельности в том числе и людей с различными ограничениями.
- Такая модель призывает к интеграции инвалидов в окружающее общество, приспособление условий жизни в обществе и для инвалидов в том числе. Это включает в себя создание так называемой доступной среды (пандусов и специальных подъёмников для инвалидов с физическими ограничениями, для слепых дублирование визуальной и текстовой информации по Брайлю и дублирование звуковой информации для глухих на жестовом языке), а также поддержание мер, способствующих трудоустройству в обычные организации, обучение общества навыкам общения с инвалидами.
- Социальная модель пользуется все большей популярностью в развитых странах, а также постепенно завоевывает позиции и в России. Активным пропагандистом такой модели в России стала региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»[18].
- МКФ (Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья) в качестве модели инвалидности
Обычно выделяют две главные концептуальные модели инвалидности. Медицинская модель рассматривает инвалидность как свойство, присущее человеку в результате болезни, травмы или иного воздействия на состояние здоровья, которое требует медицинской помощи в виде непосредственного лечения у специалистов. Инвалидность по этой модели требует медицинского или иного вмешательства или лечения с тем, чтобы «исправить» проблему человека. С другой стороны, социальная модель рассматривает инвалидность как социальную проблему, а не как свойство человека. Согласно социальной модели, инвалидность требует политического вмешательства, так как проблема возникает из-за неприспособленности окружающей среды, вызываемой отношением и другими свойствами социального окружения.
Сами по себе, эти модели недостаточны, хотя обе они частично обоснованны. Инвалидность — это сложный феномен, который является проблемой как на уровне организма человека, так и на социальном уровне. Инвалидность всегда представляет собой взаимодействие между свойствами человека и свойствами окружения, в котором этот человек проживает, но некоторые аспекты инвалидности являются полностью внутренними для человека, другие же, наоборот, только внешними. Другими словами, и медицинская и социальная концепции подходят для решения проблем, связанных с инвалидностью; мы не можем отказываться ни от того, ни от иного вмешательства. Наилучшая модель инвалидности, таким образом, будет представлять собой синтез всего лучшего из медицинской и социальной моделей, не совершая присущих им ошибок в преуменьшении целостного, комплексного понятия инвалидности к тому либо иному аспекту. Такая более выгодная модель инвалидности может называться биопсихосоциальной моделью. МКФ основывается на такой модели, совмещающей медицинский и социальный аспекты.
Международные документы о правах людей с инвалидностью[править | править код]
- ООН:
- Декларация о правах умственно отсталых лиц[19], 1971.
- ВОЗ:
- Всемирный доклад об инвалидности[7], 2011.
- МОТ:
- Совет Европы:
- План действий Совета Европы в отношении людей с ограниченными возможностями на 2006—2015 гг.
- Другие рекомендации и резолюции СЕ[20].
Социальная поддержка — государственная и частная[править | править код]
11 июня 1999 г. Министерством Юстиции РФ за № 3714 по инициативе общественных организаций инвалидов России зарегистрирован Общероссийский Союз общественных организаций инвалидов «Союз инвалидов России»
Неоднократно отмечался низкий уровень социальной поддержки инвалидов в России[22].
Поддержку и финансирование проектов также осуществляет ряд иностранных и международных фондов (USAID, Всемирная Организация Здравоохранения).
Содействие в трудоустройстве инвалидов — одна из задач государства в рамках социальной поддержки данной категории населения. Одним из средств ее выполнения является, например, квотирование рабочих мест. Квотирование рабочих мест — это выделение в компаниях минимального количества рабочих мест для приема на работу граждан, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в том числе инвалидов.
Квотирование может регулироваться как федеральными законами, например — Закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», так и городскими, например Законом города Москвы «О квотировании рабочих мест», Положением о квотировании рабочих мест в городе Москве и т.д.[23][24][неавторитетный источник?].
Создание доступной среды для маломобильных групп населения[править | править код]
Пример создания безбарьерной среды на постсоветском пространстве (Омск, 2016)В последнее время происходит снижение ответственности городских властей в отношении к проблеме создания безбарьерной среды. Это, а также недостаточно активная работа самих инвалидов с представителями власти, законодательными органами, препятствует процессу приспособления городской среды к потребностям людей с различными ограничениями[25].
К 2020 году Министерство труда и социальной политики РФ планирует разработать законопроект, затрагивающий вопросы реабилитации инвалидов
Кинофестиваль «Кино без барьеров»[править | править код]
В 2002, 2004, 2006, 2008, 2010, 2012, 2014 и 2016 гг. в России проводился кинофестиваль, посвящённый проблемам инвалидов. На них были показаны более 170 документальных, художественных, анимационных и арт-фильмов, поднимающих различные проблемы инвалидов и способы их решения, раскрывающих разные грани жизни и творчества людей с различными видами инвалидности[27]. Одна из работ, представленных на фестивале в 2010 году, короткометражный фильм «Белые Слоны» [1] (режиссёр Вадим ЭФФ).
- ↑ Проектирование зданий и сооружений с учётом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения. СП 35-101-2001. М., 2001. — С. 146
- ↑ С. Н. Пузин, Г. С. Скачкова. Инвалидность (рус.). Большая российская энциклопедия. Дата обращения 24 ноября 2019.
- ↑ Всемирная организация здравоохранения. Инвалидность (рус.). Офицеальный сойт ВОЗ на Русском языке. Дата обращения 24 ноября 2019.
- ↑ Linton, Simi. Claiming Disability: Knowledge and Identity (англ.). — New York: New York University Press (англ.)русск., 1998.
- ↑ Всемирная организация здравоохранения и Всемирный банк. Всемирный доклад об инвалидности (рус.) (2011). Дата обращения 24 ноября 2019.
- ↑ Организация Объединённых Наций. Конвенция о правах инвалидов (рус.).
- ↑ 1 2 3 Всемирный доклад об инвалидности. 9 июня 2011 года
- ↑ ООН и инвалиды — первые пятьдесят лет (недоступная ссылка с 23-05-2013 [2434 дня] — история, копия)
- ↑ Иванова А. Е., 1998. Инвалидность населения
- ↑ Disability Social History Project – Timeline (неопр.). Disabilityhistory.org. Дата обращения 11 августа 2012.
- ↑ Cooper, Rory A; Hisaichi Ohnabe; Douglas A. Hobson. An Introduction to Rehabilitation Engineering (англ.). — CRC Press, 2006. — P. 131. — ISBN 978-1-4200-1249-1.
- ↑ Dragon Naturally Speaking Архивировано 8 апреля 2015 года.
- ↑ Sobh, Tarek. Innovations and Advanced Techniques in Computer and Information Sciences and Engineering (англ.). — Springer, 2007. — P. 176. — ISBN 978-1-4020-6268-1.
- ↑ Web Accessibility Initiative (WAI) (неопр.). W3.org. Дата обращения 29 января 2013.
- ↑ Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) 2.0 (неопр.). W3.org. Дата обращения 29 января 2013.
- ↑ Холопенко Н. А. Социально. Психологические проблемы детей-инвалидов различные подходы к пониманию инвалида Архивная копия от 10 января 2006 на Wayback Machine
- ↑ Е. Иваницкая. Что делает человека инвалидом?
- ↑ Сайт региональной общественной организации инвалидов «Перспектива»
- ↑ Декларация о правах умственно отсталых лиц Архивная копия от 1 мая 2011 на Wayback Machine
- ↑ Рекомендации и резолюции Совета Европы
- ↑ Союз инвалидов России
- ↑ «Инвалиды в большом городе»
- ↑ Квотирование рабочих мест – важнейшее средство содействия занятости инвалидов и молодежи (неопр.). Интерактивный портал Центра занятости населения «Моя работа». Дата обращения 5 декабря 2019.
- ↑ Закон города Москвы от 22.12.2004 г. № 90 «О квотировании рабочих мест» (неопр.). Интерактивный портал Центра занятости населения «Моя работа». Дата обращения 5 декабря 2019.
- ↑ Барьеры в… безбарьерной среде. «Чехов сегодня», № 52 (203), 17 июля 2002 Архивная копия от 28 сентября 2007 на Wayback Machine
- ↑ Минтруд планирует разработать законопроект о реабилитации инвалидов в 2020 году (неопр.). ТАСС. Дата обращения 10 марта 2019.
- ↑ «Кино без барьеров», кинофестиваль по проблемам инвалидов Архивная копия от 19 апреля 2005 на Wayback Machine
- На Русском языке
- На Английском языке.
Что такое человек с ограниченными возможностями
Инвалиды. Именно такой медицинский термин принят для обозначения людей с ограниченными возможностями. В последнее время термин используется только в органах медико-социальной экспертизы.
К данной категории относятся те, чьи заболевания или перенесенные травмы приводят к ограничению или полной потере трудоспособности и самообслуживания. Причиной таких состояний могут быть различные соматические заболевания, врожденные и приобретенные пороки опорно-двигательного аппарата, травмы и болезни, приводящие к потере органа или анатомической части тела.
Физические дефекты — не единственная причина инвалидности. Психические заболевания тоже приводят к потере трудоспособности, хотя встречаются несколько реже.
Люди с ограниченными возможностями нуждаются в особом отношении к ним со стороны не только окружающих, но и государства. Именно поэтому они имеют право на различные льготы и особые условия для жизни.
Часто такие особые люди обладают талантами в различных сферах искусства и техники. А достижения спортсменов с физическими недостатками порой превосходят результаты здоровых людей. История помнит массу примеров жизни известных людей с ограниченными возможностями и те высоты, которые они сумели достичь.
Все знают героев Отечественной войны — летчика Маресьева и истребителя Белоусова, которые были без ног. Но это не помешало им совершить героические подвиги на войне. Президент США Франклин Рузвельт с 28 лет перестал самостоятельно передвигаться из-за серьезной болезни. Но это не помешало ему в 39 лет занять пост главы государства.
Люди с ограниченными возможностями могут занимать различные должности, быть занятыми во многих сферах деятельности и даже играть в собственном театре. Именно так удивляют всех своим мастерством актеры «Театра Простодушных».
Люди, имеющие физические или психические недостатки, имеют возможность получить образование, работу и почувствовать себя обычными людьми. В этом им помогает индивидуальная(семейная) и социальная реабилитация. Доброжелательное и адекватное обращение с такими людьми помогает им ощутить себя востребованными в обществе. А это очень важно для того, чтобы не чувствовать себя ошибкой природы.
Инвалид — это… Что такое Инвалид?
Символ инвалидов
Инвалидность — (1) препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.[1];
Инвалид — человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.[1]
Присвоение статуса «инвалид» обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие льгот, получение выплат, ограничения в дееспособности. Некоторые специалисты рассматривают инвалидность как одну из форм социального неравенства. [1]
Терминология
Принято различать следующие ключевые понятия[2]:
- дефект или нарушение: любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, или отклонение от нее;
- инвалидность: ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из дефекта или инвалидности, которая препятствует или лишает его возможности выполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов;
- нетрудоспособность: ограниченность конкретного индивидуума, которая вызвана дефектом или инвалидностью.
Слово «инвалид» (буквально означающее «негодный») в настоящее время все чаще заменяется на «человек с ограниченными возможностями». Тем не менее, этот устоявшийся термин часто употребляется в прессе и публикациях, а также в нормативных и законодательных актах, в том числе в официальных материалах ООН.
Общественные организации инвалидов считают,[3] что важно использовать корректную по отношению к инвалидам терминологию: «человек с задержкой в развитии» (а не «слабоумный», «умственно неполноценный»), «перенесший полиомиелит» (а не «жертва полиомиелита»), «использующий инвалидную коляску» (а не «прикованный к инвалидной коляске»), «имеет ДЦП» (а не «страдает ДЦП»), «глухой» (а не «глухонемой»). [1] Эти термины более корректны, так как ослабляют деление на «здоровых» и «больных» и не вызывают жалости или негативных эмоций.
Категории инвалидности и статистика
Принято условно разделять ограничения функций по следующим категориям[4]:
- нарушения статодинамической функции (двигательной),
- нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции,
- сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания),
- психические (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).
Кроме того, законом определяются различные степени нарушений по каждому их виду, в зависимости от этого делается вывод о категории и сроке инвалидности[4]: от первой степени (наименьшее ограничение) до третьей (наибольшее ограничение). Статус подтверждается справкой, выдаваемой на 1-2 г, иногда на больший срок.
По оценкам ООН,[5] каждый десятый человек на планете имеет инвалидность. Согласно официальной статистике, в России проживает ок. 10 млн инвалидов, по оценке Агентства социальной информации — не менее 15 млн. Официальная статистика учитывает численность инвалидов, имеющих непросроченное свидетельство об инвалидности, в то время как к ним можно также отнести людей, подпадающих под определение инвалидности, но не знающих об этом или не оформивших соответствующий статус. В 1996 г. в России официально зарегистрированных насчитывалось более 6,2 миллионов человек (4,2 % населения).[6]
Права инвалидов и интеграция в общество
Инвалидность — не свойство человека, а препятствия, которые возникают у него в обществе. На причины этих препятствий существуют различные точки зрения, из которых две наиболее распространены[7]:
- медицинская модель усматривает причины затруднений инвалидов в их уменьшенных возможностях.
- Согласно ей, инвалиды не могут делать что-то, что характерно для обычного человека, и поэтому вынуждены преодолевать трудности с интеграцией в обществе. Согласно этой модели, нужно помогать инвалидам, создавая для них особые учреждения, где они могли бы на доступном им уровне работать, общаться и получать разнообразные услуги. Таким образом, медицинская модель выступает за изоляцию инвалидов от остального общества, способствует дотационному подходу к экономике инвалидов.
- Медицинская модель долгое время преобладала в воззрениях общества и государства, как в России, так и в других странах, поэтому инвалиды по большей части оказывались изолированными и дискриминированными.[8]
- Социальная модель предполагает, что трудности создаются обществом, не предусматривающим участия во всеобщей деятельности в том числе и людей с различными ограничениями.
- Такая модель призывает к интеграции инвалидов в окружающее общество, приспособление условий жизни в обществе и для инвалидов в том числе. Это включает в себя создание так называемой доступной среды (пандусов и специальных подъемников для инвалидов с физическими ограничениями, для слепых дублирование визуальной и текстовой информации по Брайлю и дублирование звуковой информации для глухих на жестовом языке), а также поддержание мер, способствующих трудоустройству в обычные организации, обучение общества навыкам общения с инвалидами.
- Социальная модель пользуется все большей популярностью в развитых странах, а также постепенно завоевывает позиции и в России. Активным пропагандистом такой модели в России стала стала региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»[9]
Реабилитация инвалидов
Международные документы о правах инвалидов
- ООН:
- Декларация о правах умственно отсталых лиц[10], 1971.
- Декларация о правах инвалидов[11], 1975.
- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов[12], 1993.
- Конвенция о правах инвалидов[13], 2006.
- Совет Европы:
- Рекомендация по правовой защите недобровольно госпитализированных лиц с психическими расстройствами[14], 1983.
- Другие рекомендации и резолюции СЕ[15]
Социальная поддержка — государственная и частная
ООН в 1983—1992 гг. проводила Десятилетие инвалидов, а в 1992-м году учредила ежегодный Международный день инвалидов.
В России организована широкая законодательная и организационная поддержка людей с ограниченными возможностями. Человек, у которого диагностированы ограничения, может получить подтверждение статуса инвалида. Такой статус позволяет ему получать определенные социальные льготы: пособие, бесплатные лекарства, бесплатное техническое средство реабилитации (протезы, коляску или слуховой аппарат), скидки по оплате жилья, санаторные путевки. До монетизации льгот инвалиды также получали бесплатный билет для проезда в место отдыха, скидки на покупку автомобиля и др. Монетизация заменила часть льгот ежемесячными денежными дотациями.
Получение статуса инвалида предполагает одновременную разработку для человека индивидуальной программы реабилитации — основного документа, согласно которому он получает технические средства реабилитации, рекомендации по трудоустройству, направления на лечение.
Во многих городах России предпринимаются меры для создания более доступной среды для инвалидов. Например, в Москве созданы маршруты городского транспорта с подъемными устройствами для колясок, [16] в Екатеринбурге, [17] Воронеже [18] и мн. др. городах — социальное такси.
11 июня 1999 г. Министерством Юстиции РФ за № 3714 по инициативе общественных организаций инвалидов России зарегистрирован Общероссийский Союз общественных организаций инвалидов «Союз инвалидов России»[19]. Союз инвалидов России организует благотворительную деятельность и проводит различные общественные и государственные мероприятия.
Есть примеры и частной поддержки. Во многих городах оказываются платные услуги [20], столичная сотовая сеть Мегафон-Москва создала специальный тариф «Контакт» для людей с ограничениями по слуху.
Защиту прав инвалидов, обучающую работу оказывают многие организации[21], созданные в стране, например:
- «Перспектива»[9] была создана в 1997 г. на базе Всемирного Института по проблемам инвалидности (ВИПИ). Цели этой организации — содействовать самостоятельности инвалидов в российском обществе и повышению качества их жизни.
- Сеть организаций инвалидов «Независимая жизнь» в городах: Нижний Новгород, Ухта, Самара, Тольятти, Тверь, Ростов-на-Дону, Улан-Удэ, Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Владимир, Архангельск, пос. Майма (Республика Алтай) и в странах СНГ: Грузия, Абхазия, Азербайджан, Армения, Узбекистан.
Поддержку и финансирование проектов также осуществляет ряд иностранных и международных фондов (USAID, Всемирная Организация Здравоохранения).
В последнее время происходит снижение ответственности городских властей в отношении к проблеме создания безбарьерной среды. Это, а также недостаточно активная работа самих инвалидов с представителями власти, законодательными органами, препятствует процессу выравнивания городской среды с учетом потребностей людей с различными ограничениями.[22]
Кинофестиваль «Кино без барьеров»
Дважды в год (в 2002, 2004 и 2006 гг.) в России был проведен кинофестиваль, посвященный проблемам инвалидов. На них были показаны более 170 документальных, художественных, анимационных и арт-фильмов, поднимающих различные проблемы инвалидов и способы их решения, раскрывающих разные грани жизни и творчества людей с различными видами инвалидности.[23]
ПО для инвалидов
Нарушение слуха
- Визуальные оповещатели
- Конверторы текста в сурдопоток
Нарушение зрения
Говорилки — различные озвучивающие текст или просто имеющие голосовой интерфейс программы. Используют как платные, так и бесплатные голосовые движки.
По источнику текста
По формату файлов
- Web-браузеры
- Читалки doc, rtf, HTML текста
Нарушение опорно-двигательного аппарата
Различное электронное оборудование и ПО для работы с компьютерной техникой
Комплексные нарушения
Windows XP, «Специальные возможности»
Известные инвалиды
См. так же
Ссылки
- ↑ 1 2 3 4 Язык важен для того, чтобы покончить с дискриминацией. Сайт Дианы Веренич
- ↑ Что такое инвалидность? Сайт Организации Объединённых Наций на рус. яз.
- ↑ http://perspektiva-inva.ru/index.php?id=297
- ↑ 1 2 Приказ Министерства труда и социального развития Российской Федерации об утверждении классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико — социальной экспертизы
- ↑ ООН и инвалиды — первые пятьдесят лет
- ↑ Иванова А. Е., 1998. Инвалидность населения
- ↑ Холопенко Н. А. Социально. Психологические проблемы детей-инвалидов различные подходы к пониманию инвалида
- ↑ Е. Иваницкая. Что делает человека инвалидом?
- ↑ 1 2 Сайт региональной общественной организации инвалидов «Перспектива»
- ↑ Декларация о правах умственно отсталых лиц
- ↑ Декларация о правах инвалидов
- ↑ Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов
- ↑ Конвенция о правах инвалидов
- ↑ Рекомендация по правовой защите недобровольно госпитализированных лиц с психическими расстройствами
- ↑ [1]
- ↑ Специализированные автобусы в Москве
- ↑ Социальное такси в Екатеринбурге
- ↑ В Воронеже появилась первая в России православная служба социального такси
- ↑ Союз инвалидов России
- ↑ Медицинские услуги, оказываемые в НИИ медико-социальной экспертизы и реабилитации
- ↑ Российские организации инвалидов и стран СНГ на сайте «Перспектива»
- ↑ Барьеры в… безбарьерной среде. «Чехов сегодня», № 52 (203), 17 июля 2002
- ↑ «Кино без барьеров», кинофестиваль по проблемам инвалидов
Wikimedia Foundation. 2010.
Десять всемирно известных людей с ограниченными возможностями
1. Лауреат Нобелевской премии Стивен Вильям Хокинг изучает фундаментальные законы, которые управляют Вселенной. Он является обладателем двенадцати почетных ученых званий. Его книги «Кратная история времени» и «Черные дыры, молодая Вселенная и другие очерки» стали бестселлерами. При всем при этом еще в 20 лет Хокинг был практически полностью парализован из-за развития неизлечимой формы атрофирующего склероза и остается в этом состоянии всю свою оставшуюся жизнь. У него двигаются только пальцы правой руки, которыми он управляет своим движущимся креслом и специальным компьютером, который за него говорит.
Лауреат Нобелевской премии Стивен Вильям Хокинг изучает фундаментальные законы, которые управляют Вселенной
2. Одна из известных незрячих людей — ясновидящая Ванга. В 12-летнем возрасте Ванга потеряла зрение из-за урагана, который отбросил ее на сотни метров. Нашли ее только вечером с забитыми песком глазами. Отец с мачехой не в состоянии были провести лечение и Ванга ослепла. Она привлекла к себе внимание в годы Второй мировой войны, когда по деревням прошел слух, что она способна определить местонахождение пропавших людей, будь они живы, или места, где они погибли.
Одна из известных незрячих людей — ясновидящая Ванга
3. Людвиг ван Бетховен — немецкий композитор, представитель венской классической школы. В 1796 году, будучи уже известным композитором, Бетховен начал терять слух: у него развился тинит — воспаление внутреннего уха. К 1802 году Бетховен полностью оглох, но именно с этого времени композитор создал свои самые известные произведения. В 1803 -1804 годах Бетховеном была написана «Героическая симфония», в 1803-1805 годах — опера «Фиделио». Кроме того, в это время Бетховеном были написаны фортепианные сонаты с «Двадцать восьмой» по последнюю — «Тридцать вторую», две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл «К далекой возлюбленной». Будучи абсолютно глухим, Бетховен создал два своих самых монументальных сочинения — «Торжественную мессу» и «Девятую симфонию с хором» (1824).
Людвиг ван Бетховен — немецкий композитор, представитель венской классической школы
4. Летчик Алексей Маресьев, по истории которого была написана «Повесть о настоящем человеке», всю жизнь был очень активен и боролся за права инвалидов. Он один из немногих, кто прошел медкомиссию после ампутации и стал летать с протезами. После войны Маресьев очень много ездил, стал почетным гражданином многих городов. Он стал живым доказательством того, что обстоятельства можно преодолеть.
Летчик Алексей Маресьев, по истории которого была написана «Повесть о настоящем человеке», всю жизнь был очень активен и боролся за права инвалидов
5. Франклин Делано Рузвельт — 32-й президент США — также был инвалидом. В 1921 году Рузвельт тяжело заболел полиомиелитом. Несмотря на предпринимаемые в течение многих лет попытки победить болезнь, Рузвельт остался парализованным и прикованным к инвалидной коляске. С его именем связаны одни из самых значительных страниц в истории внешней политики и дипломатии США, в частности, установление и нормализация дипломатических отношений с Советским Союзом и участие США в антигитлеровской коалиции.
Франклин Делано Рузвельт – 32-й президент США также был инвалидом
6. Рэй Чарльз, знаменитый американский слепой музыкант, автор более 70 студийных альбомов, один из известнейших в мире исполнителей музыки в стилях соул, джаз и ритм-энд-блюз, 17 раз был награжден премиями «Грэмми», попал в залы славы рок-н-ролла, джаза, кантри и блюза, его записи были включены в Библиотеку Конгресса США. Он ослеп еще в детстве.
Рэй Чарльз, знаменитый американский слепой музыкант
7. Эрик Вайхенмайер — первый в мире скалолаз, который достиг вершины Эвереста, будучи незрячим. Он потерял зрение, когда ему было 13 лет. Онако Эрик закончил учебу, а потом и сам стал учителем средней школы, затем — тренером по борьбе и спортсменом мирового класса. О путешествии Вайхенмайера режиссер Питер Уинтер снял игровой телевизионный фильм «Коснуться вершины мира». Кроме Эвереста Вайхенмайер покорил семерку самых высоких горных пиков мира, включая Килиманджаро и Эльбрус.
Эрик Вайхенмайер — первый в мире скалолаз, который достиг вершины Эвереста, будучи незрячим
8. Оскар Писториус, инвалид с рождения. Этот человек достиг выдающихся результатов в сфере, где традиционно люди с ограниченными возможностями не могут соревноваться со здоровыми людьми. Не имея ног ниже колена, он стал легкоатлетом-бегуном, причем после многочисленных побед на соревнованиях для инвалидов он добился права соревноваться с полностью здоровыми спортсменами и достиг больших успехов. Он также является популяризатором спорта среди людей с ограниченными возможностями, активным участником программ поддержки инвалидов и своеобразным символом того, сколь высоких успехов может достичь человек с физическими недостатками, даже в такой специфической сфере, как спорт.
Оскар Писториус, инвалид с рождения
9. Слепой американский музыкант, Стиви Уандер, оказавший огромное влияние на развитие музыки XX века в целом, был одним из основоположников классического соула и R’n’B. Стиви Уандер находится на втором месте среди музыкантов эстрадного направления по количеству полученных им премий Грэмми: он получал их 25 раз, в том числе за жизненные достижения. Музыкант ослеп вскоре после рождения.
Еще один слепой американский музыкант, Стиви Уандер
10. Ирландец Кристи Браун, в отличие от предыдущих знаменитых инвалидов, родился с ограниченными возможностями – ему был поставлен диагноз ДЦП. Врачи сочли его бесперспективным – ребенок не мог ходить и даже передвигаться, отставал в развитии. Но мать не отказалась от него, а ухаживала за малышом и не оставляла надежды научить его ходить, говорить, писать, читать. Ее поступок заслуживает глубокого уважения – семья Брауна была очень бедной, а отец вообще не воспринимал «неполноценного» сына. Фактически, полноценно Браун управлял только левой ногой. И именно нею он и начал рисовать и писать, освоив сначала мел, потом кисть, затем ручку и печатную машинку. Он не просто научился читать, говорить и писать, но и стал известным художником и новеллистом. О его жизни был снят фильм «Кристи Браун: Моя левая нога», сценарий к которому написал сам Браун.
Ирландец Кристи Браун, в отличие от предыдущих знаменитых инвалидов, родился с ограниченными возможностями
Инвалид и человек с ограниченными физическими возможностями. В чем раз… — Психология
Многие люди, перенесшие некую травму или заболевание, в результате которой остаются явные, видимые или скрытые нарушения работы тела/организма, получают статус «ИНВАЛИД», для ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ. Данный статус дает возможность человеку получать все те льготы, реабилитационный инвентарь и другое обеспечение, предусмотренное государственными социальными программами. При этом, определение «Инвалидность» — разделены минимум на три группы (а так же по типу и виду «недуга»), каждая из которых имеет свою, определенную программу обеспечения.
После того, как люди начинают получать предусмотренные им «блага», ЧАСТЬ таких людей усматривают в этом «все прелести жизни» и выгоду, которую можно извлечь из того состояния, в котором они оказались. Развивается большое желание получать нужные субъекту «льготы» везде и во всем, даже в тех аспектах, где они НЕ предусмотрены. В результате таких «удобств», развивающихся пожеланий и возможности манипулирования окружающими, стремительно развивается устойчивое, латентное, а порой и вполне осознаваемое НЕЖЕЛАНИЕ стремиться к восстановлению или лечению (в тех случаях, в которых это возможно и необходимо). Зачем что-то делать или менять, если все необходимое дадут? Если где-то, что-то НЕ дают, можно воспользоваться статусом ИНВАЛИД и взывать людей к совести и справедливости, при этом явно манипулировать. Как ни странно, но это работает. И вот, становится актуальным вопрос;
— Какое отношение формируется к столь «справедливым манипуляторам», в результате их действий? Как правило, контакты с такими людьми постепенно пресекаются, а далее – сводятся к возможному минимуму. В целом же, когда люди общаются и от одной из сторон периодически звучит определение себя как «инвалид», это сразу настораживает второго собеседника, реакция которого направлена на скорейшее завершение диалога, дабы не оказаться подвергнутым манипуляциям и нравоучениям.
Таким образом, «инвалид», «благодаря» манипуляциям, взываниям к жалости, сочувствию и справедливости, получает желаемые блага от социального и близкого окружения. Но именно эти действия и становятся ОСНОВНОЙ причиной того, что социум начинает пресекать возможные контакты, и далее отталкивать человека. И причина этому, как выяснилось, совсем не травма или заболевание.
Человек с ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (ОФВ). Кто же это такие, и чем они отличаются от инвалидов? Внешне, физически и физиологически – ни чем. Разница заключается, прежде всего, в их психологии и менталитете. В том, как люди воспринимают себя сами, в отношении к себе, личностных стремлениях и позиционировании перед обществом.
Человек ОФВ имеет все те же права и возможности, в рамках обеспечения Государственными Социальными Службами. Но при этом, его стремления и желания развиваться, как личность не останавливаются.
Утратив определенные функции – занимается их восстановлением.
При невозможности восстановить утраченное (например после ампутации) – занимается поиском альтернативных вариантов, дающих возможность реализовывать свои потребности самостоятельно.
Ищет и находит новые возможности восстановить социальный статус и роль. Безусловно, порой это требует не только физических, но и материальных затрат.
Обращения к обществу – выглядит действительно как обращение, а НЕ требования.
У людей ОФВ сохраняется и увеличивается круг друзей, приятелей и просто знакомых.
Они способны не только лишь принимать, но и давать. Способны понимать и уважать людей близкого окружения, а так же в обществе, принимать их мнение и точку зрения, что собственно и формирует отношение к ним, противоположное тому, которое формируется по отношению к инвалидам.
Итак, как видно из описанного, разница между инвалидом и человеком ОФВ – это всего лишь проявление человеком себя. И в зависимости от этого проявления, и будет формироваться отношение социального окружения к определенному человеку.
Попескул Александр.
ОВЗ и инвалиды: в чем отличие
Ограничения нормального образа жизни, хронические заболевания, вследствие которых нарушена какая-либо функция организма – довольно тяжелая ноша для человека, особенно, если страдает маленький ребенок. Узнаем, какие существуют отличия детей-инвалидов от детей с ОВЗ.
Понятие «дети-инвалиды»
К категории инвалидов относятся малыши, которые не достигли совершеннолетия, имеющие стойкое нарушение какой-либо функции организма. В ст. 54 Семейного кодекса РФ указано, что у инвалида существуют дефекты, патологии или последствия травм, которые ведут к ограничению жизнедеятельности и утрате осознания своего места в обществе:
- потере возможности двигаться, отсутствию контроля за своим поведением, невозможности обучения;
- полной или частичной потере возможности осуществлять самообслуживание.
Медико-социальная справка об инвалидности оформляется по заключениям медицинских учреждений государственной, областной, городской направленности. Решение составляют в 2 экземплярах. Одно остается в организации, другое передают в территориальное отделение социальной защиты по месту жительства малыша. Справка содержит информацию о присвоенной группе инвалидности, включает рекомендации, как ухаживать за инвалидом.
Правительство установило список болезней, травм, при которых лицу присваивают инвалидность. Ее можно получить при неуказанных патологиях, если доказать, что они препятствуют нормальной жизнедеятельности человека.
Понятие «Дети с ограниченными возможностями»
При ограниченных возможностях дети отличаются определенными нарушениями в физическом или психоэмоциональном развитии. Отклонения препятствуют больным получить образование и функционировать без обеспечения особых условий. ОВЗ – наиболее простая форма нарушений. С ней малыш не целиком ограничен в жизнеспособности, лишь нуждается в обеспечении определенных условий.
Как Вы относитесь к совместному обучению обычных детей с детьми инвалидами?Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.Нормально, пусть развиваются как и все 68%, 175 голосов
175 голосов 68%
175 голосов — 68% из всех голосов
Отрицательно, для них должны быть отдельные школы 17%, 45 голосов
45 голосов 17%
45 голосов — 17% из всех голосов
Нейтрально 12%, 30 голосов
30 голосов 12%
30 голосов — 12% из всех голосов
Категорически нет, пусть обучаются дома 3%, 8 голосов
8 голосов 3%
8 голосов — 3% из всех голосов
Всего голосов: 258
08.12.2018
×
Вы или с вашего IP уже голосовали.При термине «ОВЗ» лица характеризуются следующими особенностями:
- нарушение зрения;
- проблемы с функционированием органа слуха;
- дефекты речи;
- заболевания опорно-двигательной системы;
- аутизм;
- отклонения в умственном развитии, приводящие к отсталости по сравнению со сверстниками;
- нарушения в психическом развитии.
Для обеспечения специальных условий при обучении лиц необходимо решение психолого-медико-педагогической комиссии. Ребенок с ОВЗ способен обучаться, вливаться в коллектив, но при помощи вспомогательных аппаратов или специальных программ.
«У таких малышей есть шанс на получение достойного будущего. Они могут окончить школу, средне-специальные учреждения и адаптироваться к жизненным обстоятельствам».
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница
Понятия не являются тождественными, разница существует. Дети-инвалиды чаще всего получают образование в общеобразовательных учреждениях, лица с ОВЗ – в коррекционных школах.
Около 80% детей с ограниченными возможностями имеют умственные отклонения, отличаются задержкой психического развития, отсталостью. У инвалидов меньше такого рода нарушений.
Главной особенностью присвоенного статуса инвалидности является то, что получив в детстве категорию, он может претендовать на пенсионное обеспечение не только до совершеннолетия, но и в будущем. Если достигнув 18 лет, подростку также присвоили группу, то он будет считаться больным, имеющим инвалидность с детства. У него есть право получать повышенные государственные начисления, приравненные к первой категории.
Очередное различие в том, что малыши в будущем могут претендовать на предоставление инвалидности, если их заболевание будет развиваться. Но если группу присвоят после достижения 18-летия, то статус «инвалид с детства» он не получит.
«Лицу с ОВЗ не предоставляют денежной помощи от государственных властей, пенсий, как инвалидам».
Является ли ребенок-инвалид ребенком с ОВЗ
Если малыш имеет серьезную патологию и отклонения, но ему не предоставили инвалидность, то он признается больным с ОВЗ. Одновременно с этим, они могут получить группу инвалидности. Малыш, которому присвоили статус, не может быть отнесен к разряду ОВЗ. Это также является отличием.
Образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Чтобы обучить детей с ОВЗ, для них разработали специальные программы. Малышей разделяют на небольшие группы со схожими ограниченными возможностями, недостатками и обучают их.
Дошкольников в детском саду мотивируют в игровых формах обучения. Школьникам позволительно обучаться в домашних условиях. Если ребенок может получать знания, но при создании специальных условий, то инвалидность ему не дадут.
Чтобы обучить детей с ограниченными возможностями, необходимы особые подходы. Они нуждаются в большем внимании. Современные методики им не помогут. Для работы с лицом в дошкольном учреждении применяется индивидуализация, учитываются особенности каждого малыша. Дошкольники нуждаются в мотивации, их нужно заинтересовать, чтобы они тянулись к знаниям и хотели развить творческие способности и навыки.
Существуют некоторые методики обучения ребенка с ОВЗ:
- Методика проектов. Он направлен на повышение интереса к процессу и формированию позитивной мотивации к образованию.
- Индивидуальная программа обучения малыша. Методики разрабатывают на основании всех особенностей малыша – физических, интеллектуальных. Медико-педагогическая комиссия очень важна для определения личностной направленности в обучающей сфере.
- Психолого-педагогическая диагностика состояния лица с ОВЗ. Результаты проведения пригодятся в процессе взаимодействия с психологом.
- Дошкольное образование. В ФЗ №273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» указывается, что каждый гражданин страны имеет право на доступное получение знаний. Там же введено понятие «инклюзивного образования». Оно характеризуется обеспечением одинакового доступа к обучению для всех детей и подростков с учетом разнообразия особых потребностей в образовании и их личностных особенностей и возможностей.
- Интегрированная обучающая деятельность для малышей с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей много особенностей, которые отличают их от здоровых. У них заниженная самооценка, обостренно восприятие, они часто держатся поодаль от общественных групп и скоплений людей. Поэтому учителя и педагоги не только обучают детей различным предметам, но и занимаются их воспитанием.
- Сопровождение учителей при осуществлении инклюзивного обучения. Это означает, что процесс получения знаний детей проходит в обычных школах вместе со здоровыми сверстниками.
Ребенок-инвалид может обучаться в обычной школе, и заведение не вправе отказать принять его. Но дополнительных условий для них не создается. Для них не разрабатывают отдельных программ, они учатся наравне с другими школьниками, ни в чем не ограничивают.
Заключение
Для установления статуса инвалидности и присвоения малыша к категории ОВЗ требуется прохождение медицинской комиссии, которая выдаст заключение о состоянии здоровья и развития малыша. Несмотря на то, что многие объединяют два понятия в одно, их нельзя назвать тождественными. Различия описаны в материале.
Инвалидность – что это, понятие, причины, виды инвалидности
Инвалидность – это состояние, при котором у человека наблюдаются физические, психологические и умственные отклонения, ограничивающие его деятельность. Это юридический и медицинский термин. Каждый инвалид имеет право на определенные льготы и государственные выплаты. Для получения группы нужно пройти медико-социальную экспертизу.
Понятие инвалидность
Согласно законам России, гражданам с тяжелыми заболеваниями присваивается группа инвалидности. Это статус отдается взрослым, получившим травму, и детям с какими-либо увечьями.
Происхождение термина
Это понятие происходит от латинского «invalidus» и означает «несильный» или «не силач». Инвалид – это человек с нарушениями здоровья, стойкими расстройствами функций организма и другими дефектами, которые ограничивают его жизнедеятельность.
Под инвалидностью подразумевают полную или частичную утрату самостоятельно обслуживать себя, передвигаться, общаться, работать. В зависимости от тяжести повреждений назначается группа инвалидности.
Группы и степени инвалидности
По уровню потери трудоспособности выделяют:
- Первую группу. Такие люди не могут обходиться без помощи окружающих. Они потеряли способность передвигаться, ориентироваться в пространстве, не способны следить за собой.
- Вторую группу. Способность к самообслуживанию потеряна частично. В этом случае гражданин может перемещаться, но только с помощью специальных приспособлений. Их относят еще к группе МНГ. Расшифровка понятия – маломобильные группы населения.
- Третью группу. Больной может обходиться без помощи окружающих, но не так быстро, как здоровые люди. Такие граждане не могут работать по профессии и должны переквалифицироваться на более легкую работу.
Кроме классификации инвалидности по группам различают степени:
- Незначительные нарушения.
- Умеренные сбои.
- Проблемы с яркими проявлениями.
- Тяжелые патологии, значительно влияющие на организм.
Первым двум категориям присваивают третью группу, а остальные предполагают полное нарушение трудоспособности.
Причины инвалидности по действующему законодательству
Понятие инвалид относится к людям с серьезными проблемами со здоровьем. При определении группы должны указать причину инвалидности. От этого зависит размер льгот и выплат. Человеку могут присвоить инвалидность в связи с:
- Общим заболеванием. Сюда относят хронические болезни и травмы.
- Производственными травмами.
- Профессиональными заболеваниями, которые возникли во время работы во вредных условиях.
- Ранениями, полученными в ходе военных действий.
- Врожденными аномалиями, болезнями, перенесенными в детстве.
- Воздействием радиации.
Если у одного человека сразу несколько причин инвалидности, то он или его представитель может указать в документах ту, которая дает право на большее количество льгот.
Что такое условная инвалидность
Инвалидность устанавливают на определенный срок в зависимости от состояния здоровья и сопутствующих заболеваний. Различая группы, можно определить, способен ли человек на нормальный образ жизни.
Условной можно назвать третью группу, так как она позволяет вести трудовую деятельности и сравнительно нормальный образ жизни. Если состояние больного нормализуется, статус и все льготы отменяют.
Социальная группа инвалидов
Статистика говорит о том, что на территории России проживают около 10 миллионов человек с ограниченными возможностями. Такие люди больше других нуждаются в помощи медиков. Но из-за того, что их возможности ограничены, они не всегда могут ее получить. Чтобы инвалиды чувствовали себя комфортней в социуме, мировое правительство пытается:
- Создать систему, позволяющую устранить причину и последствия нарушений функций организма.
- Сформировать условия, при которых инвалиды смогут добиваться во всех сферах таких же успехов, как и здоровые люди. Например, инвалид-колясочник может заниматься танцами, существуют даже специальные соревнования.
- Создать права и обязанности для инвалидов, которые помогут им чувствовать себя полноценными членами общества.
Во время проведения любых мероприятий учитывают виды инвалидности, особенности состояния организма каждого гражданина с особыми потребностями.
Понятие дети-инвалиды
Ребенок-инвалид – это понятие, которое присваивают детям младше восемнадцатилетнего возраста с серьезными проблемами в организме, вызывающими трудности в повседневной жизни. Они медленно развиваются, не контролируют поведение, у них отсутствуют навыки к самообслуживанию и передвижению. Основываясь на этих патологиях, экспертиза прописывает ряд рекомендаций. Дети-инвалиды должны:
- Находиться на индивидуальном обучении.
- Регулярно или постоянно посещать специальные учреждения.
- Ежегодно получать путевку в пансионаты и санатории.
- Получать от государства средства и оборудование для облегчения жизнедеятельности.
- Проходить комплексные реабилитационные мероприятия.
Благодаря этим мероприятиям стараются улучшить состояние детей и обучить их хотя бы минимальным навыкам самообслуживания.
Категория инвалид с детства
Существует отдельная категория инвалидов с детства. Это взрослые люди, которым был присвоен статус инвалида в детстве в связи с врожденными или приобретенными до 18 лет заболеваниями.
Как и где подтверждается инвалидность
Группы и степени инвалидности определяет медико-социальная экспертная комиссия – МСЭК. Направить на экспертизу может врач после обследования и курса лечения. Также больной может сам принять решение и сообщить об этом лечащему врачу.
Вся необходимая информация будет зафиксирована в амбулаторной карте, и с направлением следует пройти комиссию. Во время процедуры необходимо доказать, что проблемы со здоровьем действительно мешают нормальной жизнедеятельности.
Куда обращаться для оформления инвалидности
Оформление инвалидности осуществляется в бюро медико-социальной экспертизы. Туда необходимо пройти с пакетом документов. Кроме направления нужно подтвердить свою личность паспортом, составить заявление. Также не обойтись без выписки из всех больниц, где проводилось лечение, характеристики с места работы, акта о получении травмы на производстве. Эти бумаги должны положительно повлиять на решение комиссии.
Подавать документы нужно по месту жительства, но можно обратиться и по месту временной регистрации. После представления бумаг гражданина должны пригласить на экспертизу в течение месяца. Процедуру проводят на территории бюро.
Если комиссия примет отрицательное решение, его можно обжаловать. Для этого в течение трех дней нужно составить заявление на переосвидетельствование. Если опять откажут, стоит обратиться в суд, но его решение обжалованию не подлежит.
Понятие инвалидности означает, что у человека есть серьезные проблемы со здоровьем, мешающие ему работать, обслуживать себя и вести обычный образ жизни. В зависимости от тяжести нарушений выделяют три группы инвалидности. Для каждой из них предоставляются льготы и государственные выплаты. Решение о назначении группы принимает МСЭК.