Обида, или Кому и зачем нужно прощение – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 14 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Обидеть человека легко. Чтобы постичь эту горькую истину, совсем не обязательно быть психологом или философом. Печальный опыт переживания нанесенной обиды имеется у всех людей без исключения, и каждому известно, как сильно может ранить душу одно-единственное недоброе слово. Обиды преследуют человека с самого раннего детства. В песочнице совсем еще маленький карапуз доводит до слез другого малыша, отнимая у него игрушку или ломая построенный им песочный домик. Очередное поколение школьников с радостным смехом мучает обидными кличками своих одноклассников, страдающих избыточным весом, слабым зрением или другими физическими дефектами. Ну а про то, как страшно, изощренно и безжалостно умеют обижать друг друга взрослые люди, и говорить лишний раз не хочется.
Так почему же христианство покушается на этот последний оплот человеческого достоинства, почему оно призывает добровольно отказаться от неотъемлемого права — не прощать боли и слез тому, кто безжалостно ворвался в твою жизнь и опалил твое сердце? Что за парадоксальный призыв звучит в Евангелии: …любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк 6:27-28)? Наверное, это самая непонятная заповедь Христа. В самом деле: ну зачем любить тех, кто тебя ненавидит, обижает и гонит? Уж им-то, наверное, меньше всего на свете нужны наши любовь и прощение. Так для чего тогда принуждать себя к такому тяжелому и неблагодарному делу?
Почему нельзя мстить своим обидчикам, еще более-менее понятно: ведь если отвечать злом на зло, то вряд ли этого самого зла в мире станет меньше.
С заслуженными обидами тоже все ясно, поскольку здесь действует простой и всем понятный принцип: заработал — получи и не жалуйся. А вот что делать, когда тебя обидели безо всякого повода, если наплевали в душу, растоптали и унизили просто потому, что так захотелось обидчикам? Неужели тоже — простить?Когда хватаются за молоток
Один из лучших рассказов Василия Шукшина (который так и называется — «Обида») начинается с банальной и, увы, обыденной ситуации: человеку нахамили. Он пришел с маленькой дочкой в магазин купить молока, а продавщица по ошибке приняла его за хулигана, который накануне устроил здесь пьяный дебош. И сколько ни оправдывался бедный Сашка Ермолаев, сколько ни объяснял людям вокруг, что он ни в чем не виноват, — все было напрасно. На глазах у дочери его опозорили, обругали последними словами невесть за что. Кончается рассказ страшной картиной: Сашка бежит домой за молотком, чтобы проломить голову одному из своих обидчиков. И лишь счастливая случайность мешает ему совершить убийство.
Это, конечно, всего лишь художественное произведение. Но в нем Шукшин сумел удивительно точно показать странную особенность человеческой души — остро и очень болезненно реагировать на несправедливые обвинения. В самом деле, ну что за беда, если про тебя говорят гадости, к которым ты не имеешь никакого отношения! Ведь совесть твоя чиста и, казалось бы, тут впору просто рассмеяться и пожалеть людей, которые так глубоко заблуждаются на твой счет.
chiaralilyНо не тут-то было… Стоит кому-либо плохо отозваться о нас — и сразу же в душе поднимается волна неприязни к этому человеку. А уж если обидчик будет упорствовать в своих нелепых обвинениях, эта неприязнь может перерасти в настоящую ненависть, застилающую глаза, отвергающую здравый смысл и требующую лишь одного — отплатить обидчику во что бы то ни стало. В таком состоянии и впрямь недолго схватиться за молоток…
Что же это за страшная сила, способная толкнуть честного и добропорядочного человека на преступление лишь потому, что кто-то наговорил ему разного вздора?
На языке христианской аскетики такая сила называется страстью, но, конечно же, не в том смысле, который вкладывают в это слово авторы лирических стихов и любовных романов. В христианском понимании страсть — это некое свойство человеческой природы, которое изначально было добрым и полезным, но впоследствии оказалось изуродовано грехом до неузнаваемости и превратилось в опасную болезнь. В святоотеческой литературе говорится о восьми основных греховных страстях, в той или иной мере присущих каждому человеку: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Все эти страсти-болезни до поры прячутся в нас, оставаясь незамеченными, хотя на самом деле могут исподволь определять весь строй нашей жизни. Но стоит окружающим хотя бы чуть-чуть коснуться этих болячек, как они тут же дают о себе знать самым непосредственным образом.
Собственно, именно это и случилось с героем шукшинского рассказа. Ведь Сашка Ермолаев и в самом деле был абсолютно не виноват в тех безобразиях, которые ему приписала продавщица. Но несправедливое обвинение больно ударило по его тщеславию и гордости, а те, в свою очередь, возбудили гнев. В результате симпатичный и добрый человек едва-едва не стал убийцей.
Бестолковая продавщица и равнодушные покупатели, поддержавшие ее нападки на невиновного, безусловно, были не правы. И обижать людей, конечно же, нельзя, об этом даже говорить излишне. Но вот воспринимать нанесенную обиду можно все-таки очень и очень по-разному. Можно схватиться за молоток. А можно заглянуть в свое сердце и ужаснуться той мути, которую в нем подняла несправедливая обида. Именно в такой ситуации легче всего увидеть свое духовно болезненное состояние, понять, как глубоко страсть пустила в тебе свои корни. И тогда обидчики становятся пускай и невольными, но все же — благодетелями, которые открывают человеку его духовные недуги своими неосторожными или даже злыми словами и поступками.
Вот как говорил об этом святой праведный Иоанн Кронштадтский: «…не раздражайся насмешками и не питай ненависти к ненавидящим и злословящим, а полюби их, как твоих врачей, которых послал тебе Бог для того, чтобы вразумить тебя и научить смирению, и помолись о них Богу.. .
Говори: они не меня злословят, а мою страсть, не меня бьют, а вот эту змейку, которая гнездится в моем сердце и сказывается больно в нем при нанесении злословия. Утешаюсь мыслию, что, быть может, добрые люди выбьют ее оттуда своими колкостями, и не будет тогда болеть оно».
От уголька до пожара
Очень часто люди обижаются на, казалось бы, совершенно безобидные вещи. Достаточно бывает не то что слова — одного лишь взгляда, жеста или интонации, чтобы человек увидел в них нечто оскорбительное для себя. Странное дело: ведь никто же и не думал никого обижать, а обида снова — тут как тут, скребет сердце когтистой лапой и не дает жить спокойно.
ThoroughlyReviewedПарадокс здесь заключается в том, что любая непрощенная обида всегда является «произведением» самого обиженного человека и вовсе не зависит от чьих-либо посторонних усилий или от их отсутствия. На это прямо указывает даже грамматическое строение слова обиделся. Ведь в данном случае «ся» — это ни что иное, как вышедшая ныне из употребления славянская огласовка местоимения — «себя». Таким образом, обиделся означает обидел себя, то есть дал волю мыслям, разжигающим в душе сладкую смесь сознания собственной униженности и чувства нравственного превосходства над обидчиком. И хотя люди не любят признаваться в таких вещах даже самим себе, но каждому еще с детства известно, как приятно бывает ощутить себя обиженным. Есть в этом какое-то нездоровое наслаждение, пристрастившись к которому начинаешь искать обиду даже там, где ее и в помине не было.
Ф. М. Достоевский в «Братьях Карамазовых» пишет: «Ведь обидеться иногда очень приятно, не так ли? И ведь знает человек, что никто не обидел его, а что он сам себе обиду навыдумал и налгал для красы, сам преувеличил, чтобы картину создать, к слову привязался и из горошинки сделал гору, — знает сам это, а все-таки самый первый обижается, обижается до приятности, до ощущения большего удовольствия, а тем самым доходит и до вражды истинной…»
В этой всем знакомой болезненной «приятности» обиды можно найти ответ на вопрос: почему в христианстве непрощенная обида определяется как тяжкий грех.
Если говорить совсем кратко, словом грех Церковь называет то, что противоречит замыслу Божию о человеке. Иначе говоря, грехом является все, что противно нашему естеству, разрушает нас, вредит нашему душевному или телесному здоровью, но при этом обещает некоторое кратковременное удовольствие и потому представляется желанным и приятным. Самоубийственный принцип влечения человека к греховным «радостям» довольно точно выражен в знаменитой Пушкинской строке: «…Все, все, что гибелью грозит, / для сердца смертного таит / неизъяснимы наслажденья…» Еще более категорично определял разрушительную сладость греха преподобный Исаак Сирин, говоривший, что грешник подобен псу, который лижет пилу и пьянеет от вкуса собственной крови.
Нетрудно заметить, как сильно этот трагический образ напоминает упоение собственной обидой, описанное Достоевским. И даже если обида окажется не надуманной, а самой что ни на есть настоящей, это ровным счетом ничего не меняет.
Elīna BaltiņaУголек обиды можно тщательно раздувать в своем сердце размышлениями о несправедливости случившегося, бесконечными мысленными диалогами с обидчиком, сознанием собственной правоты и прочими способами, которых у обиженного человека всегда найдется великое множество. А в результате всех этих «духовных упражнений» обида из маленького уголька постепенно превращается в бушующее пламя, которое может полыхать в душе долгие месяцы, а то и годы. И если из-за чужого обидного слова или поступка человек разжег такой пожар в собственной душе, то вполне закономерно будет сказать о нем, что он — обиделся. То есть — обидел себя сам.
Право на обиду?
Несколько десятилетий назад в советской культуре возник положительный образ обидчивого героя (правда, обидчивость его для благозвучия была тогда стыдливо переименована в ранимость). Этот типаж кочевал по различным художественным произведениям и тихо обижался на несправедливости и притеснения, которые проливным дождем сыпались на него из щедрой авторской руки. Так писатели и кинематографисты выражали свой протест против людской черствости, пытаясь обратить внимание аудитории на страдание и одиночество человека в бездушном обществе людей-винтиков. Цель была, безусловно, благородной, и образ ранимого героя работал здесь как нельзя лучше. Но, к сожалению, у всякой палки — два конца. Обратной стороной этого художественного метода стала романтизация самой обиженности. Ведь если тот, кто обижает, — плохой, значит, тот, кто обижается, — хороший. Следовательно: обижать — плохо, а обижаться — хорошо.
В результате такого отождествления нравственных оценок героя и его душевного состояния на тех же прекрасных, пронзительных и добрых рассказах Василия Макаровича Шукшина выросло целое поколение очень ранимых, а на самом деле — просто обидчивых людей. Право на обиду они считали вполне нормальным атрибутом человека с тонкой душевной организацией, поэтому чрезвычайно остро реагировали на малейшее проявление чужого хамства и душевной черствости. Такую нравственную позицию весьма убедительно озвучил в своем лирическом стихотворении Эдуард Асадов:
Как легко обидеть человека:
Взял и бросил слово, злее перца…
А потом порой не хватит века,
Чтоб вернуть потерянное сердце.
На первый взгляд здесь все правильно и понятно. И обижать человека нельзя ни в коем случае, и за своими словами при общении нужно следить — все так. Но есть в этом коротком стихотворении еще одна очень важная тема, которая идет как бы вторым планом и потому не так заметна. Обиженный герой (оставшийся, что называется, за кадром) оказывается настолько ранимым, что из-за одного злого слова готов навсегда закрыть свое сердце для человека, причем для человека близкого, поскольку потерять можно лишь то, что было твоим. От такой категоричности героя, от этой его нетерпимости к чужим слабостям и недостаткам становится тревожно, прежде всего за него самого. Ведь с подобной «тонкостью» натуры в конце концов можно и вовсе остаться в гордом одиночестве, обидевшись на весь мир. А это состояние куда как страшнее и губительнее, чем самые злые слова и оскорбления.
Обиженный человек заживо хоронит себя в скорлупе собственных претензий к окружающим, и освободить его из такого страшного заточения не сможет даже Господь. Потому что разбить эту скорлупу можно лишь изнутри, искренне простив своих обидчиков. И пускай обидчики совершенно не нуждаются в нашем прощении. Зато в нем остро нуждаемся мы сами.
Священномученик Арсений (Жадановский), убитый большевиками в 1937 году, писал: «Добродетель всепрощения еще тем привлекательна, что она тотчас же приносит за себя награду в сердце. На первый взгляд тебе покажется, что прощение унизит, посрамит тебя и возвысит твоего недруга. Но не так в действительности. Ты не примирился и, по-видимому, высоко поставил себя — а смотри, в сердце свое ты положил гнетущий, тяжелый камень, дал пищу для душевного страдания. И наоборот: ты простил и как бы унизил себя, но зато облегчил свое сердце, внес в него отраду и утешение».
Два свидетельства
Может показаться, будто прощение для христиан — легкое дело, раз уж они настолько хорошо знают, в чем его смысл. Однако это совсем не так. Прощение обид — всегда подвиг, в котором сквозь свою боль и унижение нужно увидеть в обидчике такого же человека, как и ты сам, а сквозь его злобу и жестокость разглядеть те же духовные болезни, которые действуют и в тебе тоже. Сделать это очень непросто, особенно в тех случаях, когда обида уже пустила в душе глубокие корни, и даже осознанное волевое усилие не всегда помогает в борьбе с этой бедой.
Случается, например, что человек простил своего обидчика, но когда тот снова наносит обиду, то в возмущенной душе резко оживает и прежнее зло. Бывает так, что и обида забыта, и обидчик прощен, но если с ним случается беда, мы испытываем какое-то тайное жестокое удовлетворение. А если преодолели и эту ступень, то все же порой не можем сдержать недоумения и разочарования, когда узнаем о благополучии того, кто нас обидел когда-то. Формально прощая причиненную обиду, мы в глубине души все же продолжаем считать его своим должником и подсознательно надеемся на то, что Бог воздаст ему по заслугам. Но совсем не этого упования на грядущее возмездие ожидает от нас Господь.
Митрополит Сурожский Антоний после войны работал врачом и много общался с бывшими жертвами фашистских концлагерей. Это были люди, которых несколько лет подряд каждый день обижали так страшно, что об этом нельзя даже подумать без содрогания. Но что же они вынесли из этого многолетнего опыта обид и унижений, как относились к своим обидчикам? Владыка Антоний приводит в своей книге два уникальных документа — молитву, написанную на клочке оберточной бумаги погибшим узником лагеря смерти Дахау, и рассказ своего старого знакомого, который сам провел за колючей проволокой четыре года. Наверное, можно сколь угодно долго теоретизировать о христианском всепрощении, соглашаться с ним, или его оспаривать… Но перед этим единодушным свидетельством двух людей, перенесших немыслимые страдания, хочется просто склонить голову и благоговейно умолкнуть:
Direz Zender«“Мир всем людям злой воли! Да престанет всякая месть, всякий призыв к наказанию и возмездию. Преступления переполнили чашу, человеческий разум не в силах больше вместить их. Неисчислимы сонмы мучеников.
Поэтому не возлагай их страдания на весы Твоей справедливости, Господи, не обращай их против мучителей грозным обвинением, чтобы взыскать с них страшную расплату. Воздай им иначе! Положи на весы, в защиту палачей, доносчиков, предателей и всех людей злой воли — мужество, духовную силу мучимых, их смирение, их высокое благородство, их постоянную внутреннюю борьбу и непобедимую надежду, улыбку, осушавшую слезы, их любовь, их истерзанные, разбитые сердца, оставшиеся непреклонными и верными перед лицом самой смерти, даже в моменты предельной слабости. Положи все это, Господи, перед Твоими очами в прощение грехов, как выкуп, ради торжества праведности, прими во внимание добро, а не зло! И пусть мы останемся в памяти наших врагов не как их жертвы, не как жуткий кошмар, не как неотступно преследующие их призраки, но как помощники в их борьбе за искоренение разгула их преступных страстей…”
Второй пример — человека, которого я очень близко знал. Он был старше меня значительно, участник первой мировой войны, где он потерял руку; он вместе с матерью Марией Скобцовой спасал людей во время немецкой оккупации — Федор Тимофеевич Пьянов. Его взяли немцы в лагерь, он четыре года там был, остался в живых. Когда он вернулся, я его встретил случайно на улице, говорю: — Федор Тимофеевич, что вы принесли обратно из лагеря, с чем вы вернулись? — Я вернулся с ужасом и тревогой на душе. — Вы что, потеряли веру? — Нет, — говорит, — но пока в лагере я был жертвой жестокости, пока я стоял перед опасностью не только смерти, но пыток, я каждую минуту мог говорить: Господи, прости им, они не знают, что творят! И я знал, что Бог должен услышать мою молитву, потому что я имел право просить. Теперь я на свободе; наши мучители, может быть, не поняли и не раскаялись; но когда я говорю теперь: Господи, прости, они не знают, что творят, — вдруг Бог мне ответит: а чем ты докажешь искренность своего прощения?
Ты не страдаешь, теперь тебе легко говорить…
Вот это тоже герой прощения.
И я глубоко уверен, что в конечном итоге, когда мы все станем на суд Божий, не будет такой жертвы, которая не станет в защиту своего мучителя, потому что раньше, чем придет время окончательного Страшного суда над человечеством, каждый, умерев, успеет на себя взглянуть как бы в зеркале Божества, увидеть себя по отношению ко Христу, увидеть, чем он был призван быть и не был, и уже не сможет осудить никого» (из книги митрополита Антония Сурожского «Человек перед Богом»).
На заставке фрагмент Wilbert de Groot
Теги: Ближние Добродетель Добродетель Отношения Прощеное воскресенье Прощеное воскресенье Психология
Как смертельно обидеть каждый знак зодиака, чтобы он больше никогда не звонил
Редко когда в разговоре хочется намеренно обидеть собеседника, а потому стоит знать, каких тем необходимо избегать изо всех сил, чтобы не устроить случайный скандал. Астрологи изучили основные качества каждого знака зодиака и обнаружили болевые точки, присущие рождённым под той или иной звездой, пишет Elle.ru.
Овен
Овны готовы справиться с любой преградой, потому что привыкли идти напролом. Однако упрекать их в этом не стоит. Ничего так сильно не способно задеть Овнов, как обвинения в импульсивности и непродуманности.
Телец
Люди, рождённые под знаком Тельца, любят окружать себя красивыми и дорогими вещами, потому что те приносят радость и ощущение роскошной жизни. Вот только если Тельцам намекнуть на их меркантильность, можно сразу стать врагом № 1.
Фото © Shutterstock
Близнецы
Близнецы любят хвататься за несколько дел сразу, переключаясь между ними для большей эффективности. Но это не значит, что рождённые в период с 21 мая по 21 июня ветреные. Так что любые слова об их ненадёжности и поверхностности заденут Близнецов до глубины души.
Рак
Раки обычно скрывают внутри себя все переживания, которые у них появляются по любому, даже самому незначительному поводу. Так они оберегают окружающих, а потом очень обижаются, когда их обвиняют в капризах и незрелом поведении.
А вы часто обижаетесь на других?
Да, окружающие постоянно не следят за тем, что говорят!
Нет, мою оборону не пробить, а на обиженных воду возят…
Пусть только попробуют, я за словом в карман не полезу 😤
Лев
У Львов есть потребность во внимании и одобрении окружающих. Представители этого знака жаждут любви и легко идут на контакт, но это часто ставят им в упрёк. Львов многие считают эгоистами и зацикленными на себе личностями, что очень расстраивает рождённых под этой звездой.
Фото © Shutterstock
Дева
У Дев всё должно быть чётко расставлено по полочкам, а каждый план расписан по минутам. Они любят анализировать окружающих и их поведение, однако и бездушными машинами Дев назвать нельзя. Стоит только упрекнуть их в чрезмерной рассудительности и благоразумии, как сразу окажешься в чёрном списке.
Весы
Представители этого знака зодиака всегда хотят помогать окружающим и заботиться о них, желая мира и счастья для всех. Так что не стоит говорить им, насколько они высокомерны и безразличны к близким — так можно ранить Весов в самое сердце.
Скорпион
Скорпионы скоры на расправу и быстро делают выводы о людях и ситуациях. Однако они не категоричны — после долгих размышлений способны поменять мнение и придерживаться теперь его. За это их часто называют лицемерами, нанося удар по самому больному.
Фото © Shutterstock
Стрелец
Стрельцы несутся по жизни на всех парусах, нигде не останавливаясь и ни на чём надолго не задерживая внимание. Но при всей этой жажде к приключениям представители зодиакального знака с трепетом относятся к дружбе и любви. Это совершенно не учитывают люди, считающие Стрельцов поверхностными и ветреными персонами, за что мгновенно отправляются в бан.
Козерог
Козероги считаются очень серьёзными и ответственными, они сто раз перепроверят каждую мелочь и деталь, но такая скрупулёзность обычно вызывает неприятные ассоциации. Больнее всего представителям этого знака слышать, какие они скучные и занудные, поэтому лучше избегать выпадов в их адрес.
Фото © Shutterstock
Водолей
Представители воздушного знака любят побыть в одиночестве и поразмышлять о личном, к тому же не стремятся нагружать окружающих своими проблемами. Из-за этого создают образ холодных и безразличных ко всему людей, что в корне неверно, а потому сильно их обижает.
Рыбы
Рыбы очень креативны, а потому всегда будто находятся в другом мире, витая среди фантазий и мечтая о чём-то своем. Так рождённые под этой звездой справляются с проблемами, о которых не забывают ни на миг. Но окружающие часто считают, что Рыбы незрелые и оторванные от реальности.
10 фотоисторий, когда родители понимали, что лучше бы никогда не заводили детей, — нервы дороже
9 февраля, 15:00
Бывшего мужа Бородиной Омарова застукали за горячими поцелуями с женой футболиста Кудряшова
9 февраля, 09:04
Три знака зодиака, которые предчувствуют любые беды
8 февраля, 21:30
Астролог предсказала, что ждёт каждый знак зодиака после китайского Нового года
Должны ли христиане когда-либо оскорблять кого-либо?
Нужно ли христианам никого не обижать? Что имеет в виду Павел, когда говорит «ни в чем не соблазняйся»? Джереми Хэм, AiG-US, объясняет.
В современном мире обидеть кого-то кажется довольно легким делом. Наверное, все мы кого-то обидели или задели чьи-то чувства, намеренно или нет. Является ли вера в то, что христиане никогда никого не должны обижать, библейским правилом? Это предполагаемое руководство может быть результатом следующих идей:
- Нам нужно не обидеть нашего более слабого брата.
- Мы не должны оскорблять нехристиан, потому что можем потерять возможность свидетельствовать.
- Павел заявил, что мы никогда никого не должны обижать: «Ни в чем не соблазняемся, чтобы не было порицаемо служение наше» ( 2 Коринфянам 6:3, NKJV ).
После тщательного изучения мы не только обнаружим, что правило никогда никого не оскорблять, не соответствует Библии, но мы также обнаружим, что предполагаемые библейские идеи, используемые для его поддержки, являются небиблейскими. Очень легко вырвать Писание из контекста, чтобы поддержать идею, поэтому мы должны тщательно исследовать все идеи с помощью Писания.
Если мы защищаем и живем по истине Божьего Слова, возможно ли всегда избегать оскорбления более слабого брата или нехристианина, и должно ли это быть нашей целью? В этой статье объясняется, почему никогда никого не обижать — это не библейское правило.
Что значит оскорбить кого-то?
Прежде чем обсуждать убеждение, что мы никогда не должны никого обижать, нам нужно определить, что мы подразумеваем под «оскорблением». Если мы обижаем кого-то, мы сделали что-то, что вызывает у человека раздражение. Хотя это определение верно, оно расплывчато и не дает никаких принципов того, как кого-то не обидеть. Лучший способ понять определение этого слова — посмотреть на несколько примеров.
Одним из распространенных примеров нарушения Священного Писания является употребление в пищу пищи, принесенной в жертву идолам. Павел написал следующее:
Но для нас един Бог Отец, из Которого все, и мы для Него; и единого Господа Иисуса Христа, через Которого все, и через Которого мы живем.
Однако не у всех есть это знание; ибо некоторые, с сознанием идола, до сих пор едят его как идоложертвенное; и совесть их, будучи немощна, осквернена. Но пища не вверяет нас Богу; ибо если мы едим, мы не лучше, и если мы не едим, мы не хуже. Но берегись, чтобы эта свобода твоя не стала камнем преткновения для немощных. ( 1-е Коринфянам 8:6–9, NKJV )
Мы можем применить основной принцип из этого отрывка к словам, которые мы произносим. Некоторые христиане считают, что нельзя произносить определенные слова, в то время как другие считают, что они могут их произносить. Например, что произошло бы, если бы я был с человеком, который считал, что мы никогда не должны говорить «кочанная капуста», и я использовал его (конечно, в назидательной манере)? Я бы осквернил совесть этого человека. Другими словами, я бы обидел этого человека, став камнем преткновения. Согласно Писанию, нам нужно опасаться стать камнем преткновения для других (см.
также Луки 17:1–4 ). Однако некоторые делают дополнительный шаг и говорят, что мы никогда не должны оскорблять нашего более слабого брата, но Писание не предписывает этого.Еще один способ обидеть – разозлить нехристиан не только на нас, но и на христианство. Например, представьте, что вы ведете машину и непреднамеренно подрезаете нехристианина в пробке. Отрезанный человек, вероятно, разозлится. Кроме того, если на машине была наклейка с христианской надписью на бампере, человек также мог разозлиться на христианство. Как христиане, мы должны стремиться быть максимально честными во всех сферах, включая вождение ( Титу 2:7 ).
В обоих случаях обида не была умышленной, но, к сожалению, кто-то все же обиделся. Некоторые люди используют эти или подобные примеры, чтобы поддержать идею о том, что мы должны быть осторожны и никогда никого не
А как насчет 2 Коринфянам 6:3?
Некоторые указывали на 2 Коринфянам 6:3 , чтобы оправдать убеждение, что мы никогда не должны никого обижать. Павел писал: «Мы ни в чем не соблазняемся, чтобы не было порицаемо наше служение». Другими словами, Павел сказал, что никого ни в чем не обидит, верно?
Итак, слово, переведенное как обида , звучит как προσκοπήν ( proskopen ), и оно указывает на препятствие, трудность или камень преткновения (это же слово используется в 1 Коринфянам 10:32 ). На самом деле НИВ переводит стих так: «Мы не кладем ни на чьем пути камня преткновения, чтобы наше служение не было дискредитировано» (9).0061 2 Коринфянам 6:3, NIV ). Это полностью согласуется с более ранним заявлением Павла к Коринфянам, в котором он предупреждал о том, чтобы не стать камнем преткновения для других ( 1 Коринфянам 8:9 ).
Есть ли случаи, когда обидеть кого-то нормально?
Когда мы читаем Писание о том, чтобы не быть камнем преткновения для своего более слабого брата или о том, чтобы иметь максимальную честность, мы должны быть осторожны, чтобы не экстраполировать небиблейские идеи. Более пристальный взгляд на Писание показывает, что если мы будем следовать и провозглашать истину Писания, мы неизбежно оскорбим людей!
Если мы будем следовать и провозглашать истину Писания, мы неизбежно оскорбим людей!
В Галатам 5:11 Павел заявил, что его преследуют за то, что он не проповедовал обрезание. Вместо проповеди обрезания он проповедовал Крест, что было оскорблением для тех, кто все еще придерживался закона обрезания. Греческое слово, переведенное как обида в этом стихе, есть σκάνδαλον ( скандалон ), существительное, относящееся к тому, что вызывает обиду и вызывает противодействие.
К сожалению, даже сегодня некоторые люди придерживаются законов, а не спасительного знания Креста. В Великом поручении Иисус повелел Своим последователям подготавливать учеников. Для достижения этой цели нам нужно распространять слово об Иисусе, и мы неизбежно столкнемся с людьми, которых это сообщение оскорбит ( 1 Коринфянам 1:18, 23 ).
Когда Иисус разговаривал с фарисеями, Его больше интересовала истина, чем их чувства. Иисус говорил правду, что часто раздражало фарисеев, поскольку противоречило их убеждениям. В какой-то момент ученики даже подошли к Иисусу и сказали Ему, что фарисеи оскорбились тем, что Он говорил ( Матфея 15:12 ). Иисус ответил, что неспособность фарисеев увидеть истину прямо перед собой будет их падением. Иисус продолжал распространять истину, даже когда она оскорбляла людей.
Такие места, как Creation Museum и Ark Encounter, обычно оскорбляют атеистов, но означает ли это, что мы делаем что-то нелюбимое по отношению к ним? Псалом 14:5 дает представление о сердцах атеистов, заявляя, что «они в великом страхе, ибо Бог с родом праведным». Зачем им бояться, если они верят, что Бога нет? На самом деле они не хотят признавать Бога и отвечать перед Ним за все свои дела. Музей и Ковчег отображают истину Творца и Искупителя, но атеисты не хотят иметь ничего общего с Богом. Чтобы эти соблазны не оскорбляли атеистов, они должны основываться на человеческом слове, а не на Божьем Слове. Очевидно, это потребует от нас пойти на компромисс с нашими христианскими убеждениями.
Один мой друг сказал мне, что он был оскорблен и глубоко задет, когда его врач мягко сказал ему, что у него лейкемия. Было ли нелюбовно со стороны доктора сообщить эту оскорбительную новость? Нисколько! Это было самое любящее, что онколог мог сделать для моего друга, чтобы он не только понял, что с ним не так, но и смог найти лекарство. Если бы доктор промолчал, потому что боялся обидеть его, то мой друг умер бы. Точно так же мы никогда не должны молчать, опасаясь обидеть неверующих, когда у нас есть возможность поделиться единственной истиной, которая может спасти их от вечности вдали от Бога.
Во всех этих случаях людей обидела правда. Павел учил в Ефесянам 6:14 , что основанием христианина является истина Божья. Поэтому христиане будут оскорблять некоторых людей, если они живут по Божьей истине.
Заключение
Как христиане, мы должны быть предельно честными во всех сферах и быть осторожными, чтобы не стать камнем преткновения для сохристианина. Мы должны прилагать все усилия, чтобы жить в мире с другими ( Римлянам 12:18 ). Однако это не означает, что мы никогда не оскорбим сохристианина, если, например, потребуется упрек. Хоть мы и говорим правду в любви ( Ефесянам 4:15 ), мы все равно можем обидеть. Мы должны жить по истине Божьего Слова, и те люди, которые живут вопреки истине, часто обижаются. Нехристиане тоже могут обидеться. В конце концов, весть Евангелия провозглашает, что они грешники, которым необходимо покаяться и уверовать в Иисуса Христа. В некотором смысле нам нужно оскорблять неверующих, чтобы свидетельствовать им!
Хотя мы не можем уберечь людей от обиды, мы должны убедиться, что оскорбляет правда, а не наше отношение, действия или подход. Мы должны следовать библейским принципам во всех сферах. Иногда обижать неправильно, а иногда необходимо. Распространяя истину Божьего Слова, мы должны делать это с любовью, смирением и смелостью, убедившись, что живем по истине.
Что Библия говорит об оскорблении людей?
Римлянам 14:15 ESV / 28 благодарностей
Ибо если о том, что ты ешь, огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Чем едите, не погубите того, за кого умер Христос.
1 Коринфянам 10:23-32 ESV / 20 благодарностей
«Все законно», но не все полезно. «Все законно», но не все созидается. Пусть никто не ищет своего блага, но блага ближнего своего. Ешьте все, что продается на мясном рынке, не вызывая никаких вопросов на почве совести. Ибо «Господня земля и что наполняет ее». Если кто-нибудь из неверных пригласит вас на обед, и вы захотите пойти, то ешьте все, что вам предложат, не вызывая никаких вопросов по совести. …
Луки 17:1-37 ESV / 17 благодарностей
И сказал ученикам Своим: обязательно будут искушения ко греху, но горе тому, через кого они приходят! Лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. Обратите внимание на себя! Если же согрешит брат твой, выговори ему, и если покается, прости ему, и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз обратится к тебе, говоря: «каюсь», — прости ему». Апостолы сказали Господу: «Умножь нашу веру!» …
1 Иоанна 3:17 ESV / 10 благодарностей
Но если кто имеет достаток в мире, но видит брата своего в нужде, но затворяет от него сердце свое, как пребывает в том любовь Божия?
Матфея 7:12 ESV / 10 благодарностей
«Итак, все, что хотите, чтобы с вами поступали другие, поступайте и с ними, ибо в этом Закон и пророки.
Псалом 72:12 ESV / 10 благодарностей
Ибо Он избавляет нуждающегося, когда зовет, бедного и того, у кого нет помощника.
1 Иоанна 3:11-12 ESV / 9 благодарностей
Ибо это есть весть, которую вы слышали от начала, что мы должны любить друг друга. Мы не должны уподобляться Каину, который был от лукавого и убил своего брата. И почему он убил его? Потому что дела его были злы, а дела брата его праведны.
Иакова 3:9-10 ESV / 8 благодарностей
Им благословляем Господа и Отца нашего, и им проклинаем людей, сотворенных по подобию Божию. Из одних и тех же уст исходят благословение и проклятие. Братья мои, такого быть не должно.
Галатам 5:19-21 ESV / 8 благодарностей
А дела плоти очевидны: блуд, нечистота, сладострастие, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, соперничество, раздоры, разделения, зависть, пьянство, оргии и тому подобное. Предупреждаю вас, как и предупреждал прежде, что те, кто поступает подобным образом, не наследуют Царства Божьего.
Иоанна 15:17 ESV / 8 благодарностей
Сие заповедую вам, чтобы вы любили друг друга.
Марка 2:16 ESV / 8 благодарностей
И книжники фарисейские, увидев, что Он ест с грешниками и мытарями, сказали ученикам Его: зачем Он ест с мытарями и грешниками?
Исаия 1:1-31 ESV / 8 благодарностей
Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел об Иудее и Иерусалиме во дни Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии, царей Иудейских. Услышь, небеса, и внемли, земля; ибо Господь сказал: «Я взрастил и воспитал детей, а они восстали против Меня. Вол знает хозяина своего, и осел — ясли хозяина своего, а Израиль не знает, народ Мой не разумеет». О, грешный народ, народ, обремененный беззакониями, отпрыски злодеев, дети развратные! Они оставили Господа, они презрели Святого Израилева, они совершенно отдалились. Почему вы все еще будете поражены? Почему вы продолжаете бунтовать? Вся голова в болезни, и все сердце изнемогает. …
Деяния 2:1-47 ESV / 7 благодарностей
Когда наступил день Пятидесятницы, все они были вместе в одном месте. И вдруг сделался с неба шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И все они исполнились Святого Духа и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же жили Иудеи, набожные люди из всякого народа под небом. …
Амос 1:13 ESV / 7 благодарностей
Так говорит Господь: «За три преступления аммонитян и за четыре не отменю наказания за то, что они растерзали беременных женщин в Галааде, чтобы расширить пределы свои.
Иоанна 13:7 ESV / 6 благодарностей
Иисус ответил ему: «Что Я делаю, ты теперь не понимаешь, а потом уразумеешь».
Притчи 27:14-15 ESV / 6 благодарностей
Кто благословит ближнего громким голосом, вставая рано утром, тот зачтется злословящим. Постоянное капание в дождливый день и сварливая жена — одно и то же;
Откровение 22:15 ESV / 5 благодарностей
Вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду.
1 Петра 3:15-16 ESV / 5 благодарностей
Но в сердцах ваших чтите Христа Господа как святого, всегда готовые дать ответ всякому, кто спросит у вас о причине для вашего упования; но делайте это с кротостью и благоговением, имея добрую совесть, чтобы, когда вас будут злословить, посрамлены были бы злословящие ваше доброе житие во Христе.
Евреям 12:14-17 ESV / 5 благодарностей
Стремитесь к миру со всеми и к святости, без которой никто не увидит Господа. Следите за тем, чтобы никто не остался без благодати Божией; что никакой «горький корень» не произрастает и не причиняет вреда, которым многие оскверняются; что нет никого сексуально аморального или нечестивого, как Исав, который продал свое первородство за один раз. Ибо ты знаешь, что впоследствии, когда он желал наследовать благословение, он был отвергнут, ибо не нашел случая покаяться, хотя и искал его со слезами.
1 Коринфянам 1:30 ESV / 5 благодарностей
И ради Него вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением,
Иоанна 11:34-45 ESV / 5 благодарностей
И он сказал: «Где вы положили его?» Они сказали Ему: «Господи! иди и посмотри». Иисус плакал. Тогда иудеи сказали: «Смотрите, как он любил его!» Но некоторые из них сказали: «Не мог ли Тот, кто открыл глаза слепому, уберечь и этого человека от смерти?» Затем Иисус, снова глубоко тронутый, подошел к гробнице. Это была пещера, и возле нее лежал камень. …
Иоанна 7:51 ESV / 5 благодарностей
«Разве наш закон судит человека, не выслушав его и не узнав, что он делает?»
Иоанна 6:52-65 ESV / 5 благодарностей
Тогда Иудеи стали спорить между собой, говоря: «Как этот человек может дать нам есть свою плоть?» Тогда Иисус сказал им: «Истинно, истинно говорю вам, если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть моя есть истинная пища, и кровь моя есть истинное питие. Ядущий мою плоть и пиющий мою кровь пребывает во мне, и я в нем. …
Луки 6:36 ESV / 5 благодарностей
Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд.
Матфея 9:1-38 ESV / 5 благодарностей
И, сев в лодку, переправился и пришел в свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, лежащего на ложе. И когда Иисус увидел их веру, он сказал расслабленному: «Мужайся, сын мой; твои грехи прощены». И вот, некоторые из книжников сказали сами себе: «Этот человек богохульствует». Но Иисус, зная их мысли, сказал: «Что вы помышляете в сердцах ваших злое? Ибо что легче сказать: «Прощаются тебе грехи», или сказать: «Встань и ходи»? …
Осия 4:4 ESV / 5 благодарностей
Но никто да не спорит и да не обвиняет, ибо с тобою спор мой, священник.
Даниил 1:17 ESV / 5 благодарностей
Этим четырем отрокам Бог дал ученость и умение во всякой литературе и мудрость, и Даниил имел разумение во всех видениях и снах.
Иезекииль 33:1-33 ESV / 5 благодарностей
И было ко мне слово Господа: «Сын человеческий! поговори с народом твоим и скажи им: если Я наведу меч на землю, и народ земли возьмет человека из среды своей и поставит его стражем своим , и если он увидит меч, грядущий на землю, и затрубит в трубу, и предупредит народ, то если кто-нибудь, слушающий звук трубы, не примет предупреждения, и придет меч и возьмет его, то кровь его на его собственная голова. Он услышал звук трубы и не принял предупреждения; его кровь будет на нем самом. Но если бы он предупредил, то спас бы себе жизнь. …
Иеремия 23:29 ESV / 5 благодарностей
Не подобно ли слово Мое огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?
Псалом 126:3 ESV / 5 благодарностей
Вот, дети — наследие от Господа, плод чрева — награда.
Псалом 109:1-31 ESV / 5 благодарностей
К хормейстеру. Псалом Давида. Не молчи, Боже хвалы моей! Ибо отверзаются на меня уста лукавые и лживые, говорящие на меня языками лживыми. Они окружают меня словами ненависти и нападают на меня без причины. В ответ на мою любовь они обвиняют меня, но я отдаюсь молитве. Так они вознаграждают меня злом за добро, а ненавистью за мою любовь. …
Псалом 106:37-38 ESV / 5 благодарностей
Они приносили в жертву демонам своих сыновей и дочерей; они пролили невинную кровь, кровь своих сыновей и дочерей, которых они принесли в жертву идолам Ханаанским, и земля осквернилась кровью.
Псалом 106:1-48 ESV / 5 благодарностей
Слава Богу! О, благодарите Господа, ибо Он благ, ибо Его непоколебимая любовь пребывает вовек! Кто может изречь могущественные дела Господа или объявить всю хвалу Ему? Блаженны соблюдающие правду, делающие правду во всякое время! Помяни меня, Господи, когда окажешь милость народу Твоему; помоги мне, когда ты спасаешь их, чтобы я мог видеть благополучие избранных твоих, чтобы я мог радоваться радости народа твоего, чтобы я мог хвалиться наследием твоим. …
Псалом 72:7 ESV / 5 благодарностей
В его дни да расцветут праведники и да пребудет мир, пока не исчезнет луна!
Псалом 8:5-7 ESV / 5 благодарностей
Но Ты сделал его немного ниже небесных существ и увенчал его славой и честью. Ты дал ему власть над делами рук Твоих; все положил под ноги его, всех овец и волов, и также полевых зверей,
1 Петра 2:12-23 ESV / 4 благодарности
Соблюдайте честность среди язычников, чтобы они, когда будут говорить о вас, как о злодеях, видели ваши добрые дела и прославляли Бога в день посещения. Подчиняйся ради Господа всякому человеческому установлению, будь то императору как верховному или правителям, посланным им для наказания делающих зло и для восхваления делающих добро. Ибо такова воля Божия, чтобы, делая добро, вы заставили замолчать невежество глупых людей. Живите как свободные люди, не пользуясь своей свободой для прикрытия зла, а живя как рабы Божии. …
Иакова 3:17-18 ESV / 4 благодарности
Но мудрость свыше сначала чиста, потом миролюбива, кротка, открыта разуму, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и искренна. И жатва праведности сеется в мире теми, кто заключает мир.
2 Тимофею 1:7 ESV / 4 благодарности
Ибо Бог дал нам дух не боязни, но силы, любви и самообладания.
Галатам 3:1-29 ESV / 4 благодарности
О неразумные галаты! Кто тебя околдовал? На ваших глазах Иисус Христос был публично изображен распятым. Позвольте мне спросить вас только об этом: через дела ли закона вы получили Духа, или через слышание с верой? Ты такой глупый? Начав Духом, теперь плотью совершенствуетесь? Напрасно ли ты столько страдал, если и в самом деле было напрасно? Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление с верою — . ..
Галатам 1:15 ESV / 4 благодарности
Но когда тот, кто отделил меня прежде моего рождения и призвал меня своей милостью,
1 Коринфянам 13:1-13 ESV / 4 благодарности
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звенящий. И если я имею пророческую силу и понимаю все тайны и все знание, и если имею всю веру, чтобы передвигать горы, но не имею любви, то я ничто. Если я отдам все, что имею, и предам тело мое на сожжение, а любви не имею, то ничего не приобрету. Любовь терпелива и добра; любовь не завидует и не хвалится; это не высокомерно или грубо. Он не настаивает на своем; он не раздражителен и не обижен; …
1 Коринфянам 6:18 ESV / 4 благодарности
Бегите от сексуальной безнравственности. Всякий другой грех, который совершает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.
Римлянам 12:1-14:23 ESV / 4 благодарности
Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую и благоугодную Богу, которая есть ваше духовное поклонение. Не сообразуйтесь с этим миром, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, дабы вы, испытывая, познали, что есть воля Божия, что хорошо, угодно и совершенно. Ибо по данной мне благодати, я говорю каждому из вас не думать о себе более высоко, чем он должен думать, но мыслить трезво, по мере веры, которую определил Бог. Ибо, как в одном теле у нас много членов, и не у всех членов одно и то же дело, так мы, хотя и многих, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. …
Римлянам 5:6-8 ESV / 4 благодарности
Ибо, когда мы были еще немощны, в нужное время Христос умер за нечестивых. Ибо едва ли кто-нибудь умрет за праведника, хотя, может быть, за доброго человека и дерзнул бы умереть, но Бог показывает свою любовь к нам тем, что, когда мы были еще грешниками, Христос умер за нас.
Римлянам 5:1-21 ESV / 4 благодарности
Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа. Через него и мы получили доступ верою к той благодати, в которой стоим и радуемся надежде славы Божией. Более того, мы радуемся нашим страданиям, зная, что страдание производит терпение, а терпение производит характер, а характер производит надежду, а надежда не постыжает нас, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, Который нам дали. …
Луки 16:19-31 ESV / 4 благодарности
«Был один богатый человек, одетый в порфиру и виссон, который каждый день ел с роскошью. А у ворот его лежал бедняк, по имени Лазарь, весь в язвах, который желал напитаться тем, что падало со стола богача. Более того, даже собаки приходили и лизали его болячки. Бедный человек умер, и ангелы отнесли его к Аврааму. Умер и богач, и был погребен, и в аду, будучи в муках, поднял глаза свои и увидел вдали Авраама и Лазаря рядом с ним. …
Луки 10:25-37 ESV / 4 благодарности
И вот, встал законник, чтобы испытать Его, говоря: Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он сказал ему: «В Законе что написано? Как ты это читаешь?» И он ответил: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».